Библейские мотивы и образы в "Хрониках Нарнии" К.С. Льюиса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Образцова, Юлия Николаевна

  • Образцова, Юлия Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 182
Образцова, Юлия Николаевна. Библейские мотивы и образы в "Хрониках Нарнии" К.С. Льюиса: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2013. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Образцова, Юлия Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КЛАЙВА СТЕЙПЛЗА ЛЬЮИСА

1.1 .Тенденции христианского Возрождения в европейской культуре первой половины XX века

1.2. Проблема взаимодействия религии и литературы в эссеистике К.С. Льюиса

1.3. Философско-религиозные взгляды К.С. Льюиса

1.4.Традиция Г.К.Честертона и "концепция Радости" К.С.Льюиса

ГЛАВА 2. ЖАНР «ХРОНИК НАРНИИ» КАК ФОРМА ВОПЛОЩЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ МОДЕЛИ МИРА К.С.ЛЬЮИСА

2.1. Английская повествовательная традиция условных иносказательных форм в восприятии К.С.Льюиса

2.2. Феномен «фэнтези» в эстетическом восприятии К.С.Льюиса и его жанровые особенности в «Хрониках Нарнии»

2.3. Традиция литературной сказки и «Хроники Нарнии» К.С.Льюиса

ГЛАВА 3. БИБЛЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ В «ХРОНИКАХ НАРНИИ» К.С.ЛЬЮИСА

3.1. Трансформация языческого мифа в свете христианского вероучения в романной прозе К.С.Льюиса

3.2. Двоемирие в повествовательной структуре «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса

3.3. Библейские аллюзии и реминисценции в «Хрониках Нарнии» К.С.Льюиса

3.4. Семь смертных грехов в структуре «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библейские мотивы и образы в "Хрониках Нарнии" К.С. Льюиса»

ВВЕДЕНИЕ

Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) известен как оксфордский ученый, филолог, теолог, специалист по истории средневековой литературы, писатель. Его перу принадлежат более шестидесяти трудов и художественных произведений. Среди них литературоведческие исследования: «Аллегория любви. Изучение средневековой традиции» (1936), «Английская литература XVI века» (1954); философско-религиозные трактаты «Просто христианство»(1952), «Страдание» (1940), «Расторжение брака» (1945), «Чудо» (1947), «Любовь» (1960), научно-фантастическая трилогия «За пределы Безмолвной планеты» (1938), «Переландра» (1943), «Мерзейшая мощь» (1945), роман «Пока мы лиц не обрели» (1957) и, наконец, роман-фэнтези «Хроники Нарнии» (1950-1956).

К.С. Льюис получил признание в литературе как автор критических и философских эссе, ярких, увлекательных романов, но именно роман-фэнтези «Хроники Нарнии», впервые изданный в период с 1950 по 1956 годы, принес ему наибольшую известность.

Текст этого художественного произведения К.С.Льюиса предстает перед интерпретатором ' и исследователем как сфера эстетическая, рациональная, и одновременно духовная, трансцендентная, которая отражает множество философских и нравственных идей.

В связи с этим следует обратить внимание на авторский замысел всего цикла «Хроник Нарнии». В различных критических исследованиях приводятся аргументы, касающиеся вопроса о том, что можно считать главным связующим звеном для семи книг о Нарнии. По мысли Роберта К. Трупиа, в основе всего цикла «Хроник» лежит идея о virtue - добродетели1. При этом первые три книги (в той последовательности, как они были опубликованы) раскрывают теологические добродетели (theological virtues) -любовь, веру, надежду (love, faith, hope), в то время как в остальных книгах

1 Trupia R. С. Learning Christian Behaviour: The Way of Virtue in The Chronicles ofNarnia. London: The Lamp -Post, 1988. P.3-8.

представлено аллегорическое изображение четырех главных добродетелей -cardinal virtues. К ним относятся: prudence - благоразумие, fortitude -храбрость, temperance - умеренность во всем, justice - справедливость 2.

Дж. В. Монтгомери полагает, что темой, объединяющей «Хроники» в «единую интегрированную концепцию» {an integrated single conception), является «искупление Христа» (redemption through Christ) 3

Ч.А. Гуттар дает высокую оценку «Хроникам Нарнии», называя произведение К.С.Льюиса «в некотором смысле Библией» (a sort of Bible)4. Гуттар считает этот термин наиболее точным для определения своеобразия «Хроник»: в данном случае представлено обширное собрание разнообразного фактического материала, указывающего на основные события в истории мира, от его начала, затем развития, и далее до логического завершения -вплоть до конца «сего мира».

В исследовании М.Ворда «Планета Нарния. Семь Небесных сфер в воображении К.С.Льюиса»3 представлена оригинальная интерпретация текста «Хроник» К.С.Льюиса с точки зрения астрономической символики всех семи книг цикла о Нарнии. По мысли М.Ворда в каждой части «Хроник» на образном уровне усматривается аллегория на определенную планету Солнечной системы. Так, например, в сюжете романа «Принц Каспиан» большое внимание уделяется батальным сценам, что косвенным образом вызывает ассоциации с мифологическим образом греческого бога войны Марса. Данное наблюдение позволяет сделать М.Ворду вывод о том, что роман «Принце Каспиане» в аллегорическом смысле напоминает читателю о планете Марс. Далее, в качестве примера М.Ворд рассматривает роман «"Покоритель зари", или Плавание на край света», где доминирующим

2 Становление концепции virtue, начиная с эпохи Возрождения, рассматривается в диссертационном исследовании Черноземовой Е H Черноземова Е H Система драматических жанров 80-90 годов XVI века в Англии Дисс докт филол наук M МПГУ, 1995 Гл IV, параграф 3 "Функционирование ключевых слов в драматургии английского Возрождения" С 310-336

J Montgomery J W Myth Allegor)' and Gospel an Inteipietation of J R R Tolkien, С S Lewis, G К Chesterton, Charles Williams Minneapolis Bethany Fellowship Inc 1974 P 23

4 Huttar С А С S Lewis's Narnia and the ' Giand Design in Peter J Schakel(ed ), The Longing Г01 a Foim, Essays on the Fiction of С S Lewis Kent, OH Kent State Uni veisity Press 1977 P 130

5 Ward M Planet Nainia The Seven Heavens in the imagination of С S Lewis Oxford Univeisity Piess, 2010

5

является образ света, вынесенный уже в название книги. Свет, в свою очередь, напрямую ассоциируется с Солнцем. В романе «Серебряное кресло» на уровне символики цвета указывается на серебристое сияние Луны. В остальных книгах «Хроник Нарнии» М.Ворд видит следующую соотнесенность: Меркурий изображен в романе «Конь и его мальчик», Сатурн представлен в «Последней битве», Юпитер в аллегорической форме представлен в хронике «Лев, колдунья и платяной шкаф», и, наконец «Племянник Чародея» повествует о Венере.

Другой исследователь творчества Льюиса М.А. Манцалуа обращает внимание на роль «сверхъестественного» начала в сюжете «Хроник Нарнии». Манцалуа отмечает, что главной характерной чертой каждой из семи книг «Хроник Нарнии» является именно корреляция сверхъестественного, божественного начала с мирским, повседневным, обыденным, {closeness of the supernatural, the divine, to the mundane, the everyday, the humdrum)6.

П. Шакель находит скрытые параллели между «Хрониками Нарнии» и философским трактатом К.СЛьюиса «Просто христианство»7. Это не единственная работа, где «Хроники Нарнии» сравниваются и сопоставляются с другими произведениями. Так, позиция Дорис Майерс выражена в том, что ключом к прочтению «Хроник Нарнии» может быть книга Э.Спенсера «Королева фей». Исследовательница объединяет двух авторов на том основании, что они оба являются «выражением англиканского сознания»8.

В отечественном литературоведении выполнено исследование М.А. Штейнман «Поэтика английской иносказательной прозы»9, включающее сравнительноый анализ творчества К.С.Льюиса и Дж.Р.Р. Толкиена. Однако материалом для диссертационного исследования М.А.Штейнман служат трилогия Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец» и трилогия К.С. Льюиса «За

6 Manzalaout M A Narnia The Domain of Lewis's Beliefs, in David Giaham(ed ), We Remembei С S Lewis Essays and Memons Nashville Bioadnian &Holman Publisheis, 2001 P 14

7 Schäkel P J Reading with the Heart The Way into Narnia Grand Rapids, Ml Eerdmans 1979 P 13

8 Myeis D T Giowing in Giace The Anglican Spintual Style in the Naima Chiomcles, in David Mills (ed ), The Pilgrim's Guide С S Lewis and the Ait of Witness Grand Rapids, Ml Eeidmans, 1998 P 185

9 Штейнман MA Поэтика английскоП иносказательной прозы XX века (Дж P Р Толкиен и К С Льюис) Автореф дис на соиск учен степ канд филол наук Москва, 2000

пределы Безмолвной планеты», «Переландра», «Мерзейшая мощь», а также его роман «Пока мы лиц не обрели», и, соответственно, «Хроникам Нарнии» уделено в этой работе небольшое внимание.

Кроме того, в своем исследовании М.А. Штейнман основное внимание уделяет именно жанровому аспекту указанных произведений. И «Властелин Колец» Толкиена, и такие крупные художественные произведения Льюиса, как т.н. «космическая трилогия» и «Пока мы лиц не обрели», характеризуются М.А.Штейнман как оригинальные жанровые образования, которые «сопротивляются» включению в традиционную систему жанров. В рамках своего исследования М.А.Штейнман подчеркивает наличие у К.С.Льюиса и Дж.Р.Р. Толкиена сближающих их оригинальных форм иносказательного повествования.

Следует также отметить исследование C.B. Максимовой «Античный миф в прозе К.С.Льюиса и Г.Э.Носсака 40-50-х гг»10, материалом для которого послужили роман К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели» и произведение Г.Э.Носсака «Некийя». Анализ С.В.Максимовой произведений Льюиса и Носсака, построенных на переосмыслении античных мифов, показывает, что английский и немецкий писатели были вовлечены в диалог, предметом обсуждения которого были важные экзистенциальные вопросы, поднятые Сартром и Камю.

В то же время С.В.Максимова не считает, что Льюис и Носсак могут быть причислены к экзистенциалистам, скорее, по ее мнению, их можно назвать авторами, которые ставили экзистенциальные вопросы: жизни, смерти и бессмертия, саморефлексии личности, ее ответственности за вину, понимание границ свободы и стыда и т.д. Как показывает С.В.Максимова, чаще всего писатели приходят к совершенно иным выводам, по сравнению с французскими мыслителями. Так, для Льюиса и Носсака сохраняется осознание ценности бытия, общезначимых нравственных начал, которые

10 Максимова C.B. Античный миф в прозе К.С.Льюиса и Г.Э.Носсака 40-50-х гг. Автореф.дис. на соиск. учен.степ. канд.филол.наук. СПб. 2009.

укрепляются верой в трансцендентное, для Люиса - в христианского Бога.

Характеризуя сближающее Льюиса и Носсака обращение авторов к мифу, исследовательница подчеркивает талантливую способность обоих художников слова выразить с помощью мифологических образов и мотивов не только вечные, повторяющиеся идеи и закономерности, но и свое отношение к современной эпохе и современному обществу.

Более того, C.B. Максимовой представляется, что только с помощью мифа писатели могли передать свое чувство реальности и, в то же время, прозреть иное, бесконечное (Льюис), а также ирреальное, «негарантируемое» (Носсак). Таким образом, исследование С.В.Максимовой посвящено специфике использования античного мифа К.С.Льюисом («Пока мы лиц не обрели») и Г.Э.Носсаком («Некийя»), и, кроме того, включает круг вопросов, связанных с мифологизмом XX века в целом.

Проблема жанра произведений К.С.Лыоиса затрагивается также в диссертационном труде Л.Н.Ефимовой «Эволюция прозы К.С.Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности»". В данном исследовании рассматривается философско-религиозная публицистика и художественная проза К.С. Льюиса 1930-х - начала 1960-х годов.

Л.Н.Ефимова также особое внимание уделяет художественным особенностям героев прозы К.С.Льюиса. Автор исследования приходит к выводу о том, что публицистика Льюиса составляет важный этап в творческом становлении и эволюции автора. Это связано с тем, что в публицистике Льюиса нашли отражение крайне важные размышления автора о природе человека, значимости для него опоры в Боге, сохранения причастности к духовным ценностям, коренным нравственным началам. Тем самым публицистика уже предопределила ту христианскую проблематику, которую автор будет развивать в своем художественном творчестве.

Что касается жанровой системы творчества К.С. Льюиса 1930-1940-х

" Ефимова Л.Н. Эволюция прозы К.С.Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности. Автореф.дис. на соиск. учен.степ. канд.филол. наук. М., 2010.

годов, то она представлена в исследовании Л.Н.Ефимовой в совокупности следующих жанров: романа-аллегории, притчи, фантастики с фэнтезийными элементами. Специфика жанра связывается исследовательницей с авторской концепцией, находящей свое выражение в том числе в нравственном выборе созданных Льюисом героев.

Стремление Льюиса выразить в своих романах сущность христианской любви, ее значимости для земного и посмертного жребия человека, веру в чудо и милосердие, по мнению Л.Н. Ефимовой, и определили жанровую систему творчества автора. Ведущими жанрами у Льюиса становятся философско-религиозная притча и христианская разновидность фэнтези.

В то же время Л.Н.Ефимова обращает внимание на то, что жанровое богатство художественного творчества К.С.Льюиса определяется его жанровыми исканиями, а также тенденцией к трансформации и синтезу формы.

Синтетическую жанровую природу произведений Льюиса исследовательница прослеживает на целом ряде произведений К.С. Льюиса («Кружной путь», «Письма Баламута», «Расторжение брака»). Так, к примеру, роман «Кружной путь» в исследовательском видении соединяет

притчевое начало со сказкой и аалегорией. А эпистолярные «Письма

/

Баламута» обнаруживают тяготение к фэнтэзи. Наиболее же органичным представляется соединение фэнтэзи и сказки, которое автор работы усматривает в филосовско-религиозной притче - «Расторжении брака».

Таким образом, в целом ряде как зарубежных, так и отечественных работ обнаруживаются подступы к христианской проблематике творчества К.С. Льюиса. Однако конкретный анализ ее художественного воплощения, как видно из приведенного экскурса, затрагивал преимущественно другие произведения автора, а не «Хроники Нарнии», хотя они пользовались большой читательской любовью.

В предлагаемом исследовании «Хроники Нарнии» впервые получают специальное рассмотрение в отечественном литературоведении, в то время

как творчество К.С. Льюиса вызывает все больший интерес и в России, и за рубежом, что свидетельствует об актуальности льюисовского наследия. -

Что касается актуальности выбранной темы исследования, то она заключается в освоении на примере «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса сравнительно нового для российского читателя пласта детской литературы (не исключающей внимания взрослых), в поэтике которого именно библейские образы и мотивы создают богатый эстетический и духовный потенциал.

Объектом исследования в настоящей работе стал цикл «Хроник Нарнии», состоящий из семи книг: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», « "Покоритель Зари", или Плавание на край света», «Серебряное кресло», «Племянник чародея», «Последняя битва».

Предмет исследования - библейские мотивы и образы, содержащиеся в произведениях указанного цикла.

Целью диссертации является анализ поэтики библейских мотивов и образов, представленных в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса, оценка их нравственно-эстетических функций.

Достижение названной цели выдвигает необходимость решения ряда задач:

раскрыть мировоззренческие - философско-эстетические и религиозные взгляды К.С.Льюиса;

показать основные вехи становления авторского мировоззрения;

провести анализ «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса с точки зрения их связи с истоками европейской традиции (античностью и христианством), выявить основные способы взаимодействия художественного сознания писателя с культурными традициями прошлого;

проанализировать на материале «Хроник Нарнии»

взаимодействие языческой и христианской образности в мифопоэтике К.С.Льюиса;

выявить своеобразие и функцию библейских мотивов и образов, представленных в тексте «Хроник Нарнии» К.С. Льюиса.

В основу методологии исследования положен историко-литературный и герменевтический методы. Важными для осуществления работы стали труды как отечественных ученых (А.Н. Веселовский, М.П.Алексеев, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтин, С.С. Аверинцев, Е.М. Мелетинский, В.М. Жирмунский, В.Н. Топоров, В.Е. Хализев, Е.В. Жаринов, Н.П. Михальская, Вл.А. Луков, C.B. Максимова, М. А. Штейнман, О.М. Ушакова, Л.Н. Ефимова), так и зарубежных (Р. Барт, Н. Фрай, Ч. Мурман, М. Уорд, П. Крифт, М. Бэйн, Ч. Уолш, Э. Гибсон, М.Эдельсон). При анализе теологических и философских аспектов творчества К.С.Льюиса особую значимость представляли труды как отечественных религиозных философов (С.Булгакова, П.. Флоренского, Н. Бердяева и др.), так и зарубежных теологов и мыслителей (П. Тиллиха, Ж. Маритена, Х.-Г. Гадамера и др.), в том числе английских христианских апологетов (Г.К. Честертона, Дж. Макдональда. Ч. Уильямса и др.).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Европейская культурная традиция для К.С.Льюиса органично связана с христианской. В процессе творческой эволюции христианство становится основой эстетики писателя. В возрождении и упрочении христианской традиции в культуре и литературе автор видит главную возможность преодоления духовного кризиса своей эпохи и одну из главных задач своего творчества.

2. Ключевым понятием для мироощущения К.С.Льюиса является Радость, воспринимаемая им как высшее духовное проявление чувств, которое нельзя отождествлять со счастьем и удовольствием. К.С.Льюис выделяет «Радость» с прописной буквы, определяя это эстетическое

переживание как термин, наполненный глубоким сакральным смыслом, означающим порыв к неведомому, высокому и прекрасному.

3. Эстетический потенциал фэнтези как иносказательнаой формы повествования наилучшим образом позволяет К.С.Льюису представить в аллегорической форме свое видение философско-нравственной модели мира. Концепция романа «Хроники Нарнии» раскрывается в свете христианского представления автора о нравственных ценностях. Мотив духовного становления проходит сквозной нитью через все повествование «Хроник». Лаконично путь нравственных исканий героев можно выразить в обобщенной схеме: искушение - покаяние - искупление своей вины -духовное преображение.

4. Характерная особенность миромоделирования в романном цикле К.С Льюиса заключается в органичном соединении положений христианской и платоновской философии. Своеобразие христианской модели мира находит в «Хрониках Нарнии» отражение в создании двух миров, действительного и ирреального, запечатленных в оппозиции - Англия и Нарния.

5. «Хроники Нарнии» отмечены соединением библейской и мифологической образности. Последняя, однако, подвергается в «Хрониках» переосмыслению в духе христианского мировоззрения. Текст «Хроник Нарнии» насыщен богатой библейской аллюзивностью, позволившей автору выразить христианские ценности в оригинальной художественной форме.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса получают новое в отечественном литературоведении рассмотрение со стороны значимости в их составе библейских мотивов и образов и анализа их поэтики. Проведенный анализ обогащает представление о мировоззрении и эстетике английского классика.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в изучении жанровых особенностей фэнтези, в его сопоставлении с жанром сказки, в изучении проблем библейской интертекстуальности, обогащающей художественный потенциал жанра.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке новых программ и учебных пособий по английской литературе XX века, в практике вузовского преподавания при чтении лекций по истории английской литературы, истории зарубежной литературы XX века.

Апробация наиболее значимых результатов исследования состоялась на всероссийских конференциях «Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты» (Волгоград, ВГГУ, 2009), «Толерантность в России: история и современность» (Волгоград, ВГГУ, 2008), «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (Москва, МПГУ, 2007, 2013), XXI и XXII Пуришевских чтениях (Москва, МПГУ, 2009-2010).

Цель диссертации и ее задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КЛАЙВА СТЕЙПЛЗА ЛЬЮИСА

1Л.Тенденции христианского Возрождения в европейской культуре

первой половины XX века

Первые десятилетия XX века отмечены стремлением к возрождению традиционных христианских ценностей в культуре. Обращение к духовным основам христианства определяет направление многих философских учений, произведений литературы, искусства. Наиболее ярко это движение было представлено в английской, немецкой и французской культурах: в трудах теологов и философов - Тиллиха П., Маритена Ж., Тейяр де Шардена П., Марселя Г. и др.; в художественных произведениях писателей - Честертона Г. К., Элиота Т.С., Льюиса К.С., Во И., Мориака Ф, Клоделя П., Грина Ж. и др. Направление «христианской критики» начинает складываться и в литературоведении - в работах Тейта А., Ливиса Ф.Р., Уайлдера А., Скотта А.Н. и др. Одной из характерных черт литературного процесса начала XX века является возрождение и развитие литературы с религиозной тенденцией, которая утвердилась в качестве эстетически значимого феномена. Многие английские писатели 1930 - 50-х годов обратились к религии как «субстанции культуры». Тенденция христианского Возрождения в развитии литературы Англии представлена в творчестве Льюиса К.С., Честертона Т.К., Толкиена Дж.Р.Р., Элиота Т.С. (начиная с конца 1920-х годов). Христианская тематика находит отражение в католических романах Спарка М., Грина Г., Во И.; в произведениях детской литературы Портер Э., Гэллико П.; в движении поэтической драмы Уильямса Ч., Сайерз Д., Дункана Р. и др. Основой сохранения традиционннных духовных ценностей для всех названных художников становится религия.

Социокультурная ситуация первых десятилетий XX века способствовала проявлению подобной тенденции. Основными причинами являлись следующие факторы:

1. Объективные исторические события: Первая мировая война, и как следствие ее - экономический кризис в Европе, Гражданская война в России, революционные перевороты, появление фашизма и т. д.

2. Послевоенные настроения в обществе характеризуются разочарованием, утратой иллюзий, крушением привычных культурных ценностей.

3. Секуляризация культуры обусловлена нигилистическим пафосом философских учений рубежа веков, популярностью марксизма, интересом к психоанализу, культом гедонизма и т.д..

В то же время, рассматриваемая эпоха в поисках утраченных ценностей обращается к религиозной составляющей культуры. На фоне декадентских пессимистических настроений возникает потребность обретения гармонии миропорядка. Растущий интерес к идеям христианства напрямую отражает стремление восстановить душевное равновесие в эпоху распада.

Традиционное понимание сущности и значения веры, сложившееся на протяжении веков, находит свое отражение в работах различных художников. Многочисленные факты религиозных исканий писателей свидетельствуют о их стремлении к самоопределению и приходу в определенную ветвь веры христианской. Так, Льюис К.С., а также Элиот Т.С. выбрали для себя англиканство, Честертон Г.К., Во И., Грин Г., Клодель П, Маритен Ж. обрели прочную духовную основу в католичестве.

Факт перемены вероисповедания отражает духовные поиски, направленные на обретение внутреннего духовного успокоения в рамках четко сложившейся религиозной системы ценностей. П. А. Хафф, американский исследователь, выделяет следующие причины такого активного прихода художников и мыслителей в христианскую церковь: «поиски красоты в мире холодного рационализма, погоня за истиной в мире релятивизма, голод по непогрешимости авторитетов в мире правящей неопределенности» 12.

12 Huff P. Allen Tate and the Catholic Revival: Trace of the Fugitive Gods - Louisiana: Paulist Press, 1996. P. 105.

Вопрос взаимодействия художественного творчества и христианской религии становится вновь актуальным. Немецкий философ Тиллих П. (18861965) в книге «Теология культуры» (1956) указывает на значимость религиозного опыта и его влияние на культуру: «Религиозная и светская сфера ...не должны быть отделены друг от друга, обе они должны понять, что само их раздельное существование вызвано чрезвычайной ситуацией, так как обе укоренены в религии в широком смысле слова, в опыте предельного интереса. В той мере, в какой это осознается, преодолевается конфликт между религиозным и секулярным, и религия вновь обретает свое подлинное место в духовной жизни человека: в ее глубине, из которой она наделяет все функции человеческого духа субстанцией, предельным смыслом и творческим мужеством» 13' В работах Маритена Ж., Тиллиха П., Бердяева Н. и других философов XX века разрабатывалась идея восприятия религии как субстанции культуры. Указанный подход кардинально отличает светскую эстетику от религиозной. Для христианской эстетики характерно теоцентрическое мировидение, осознание Бога как «предельного и безусловного интереса», трансцендентного измерения и искусства, и жизни.

Заметим, что христианское эстетическое сознание возникло уже в период поздней Античности, перехода к Средневековью. Оно получило известность как «aesthetica patrum», патристическая эстетика. Она представлена в трудах Блаженного Августина, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и др. Это направление развивалось на протяжении столетий в рамках богословия. И только в XX веке христианская эстетика начинает формироваться в качестве специального научного направления на стыке философии, теологии и собственно эстетики. При этом данное явление не строго однородно, оно развивается и формируется в трех основных направлениях: православном, католическом и протестантском. Труды православных философов Булгакова С.Н., Флоренского П.А., Бердяева H.A., Трубецкого E.H. также посвящены проблемам связи культа и культуры, роли

13 Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. С 429.

творческой личности в искусстве, взаимосвязи смысла и назначения творчества, соотношения сущности и формы литературного произведения.

Как указывают многие историки культуры, современные христианские теологические идеи восходят корнями к учению Блаженного Августина. Так, Тиллих П., различая два типа философии религии - космологический и онтологический, замечает: «Онтологический подход к философии религии, как его понимал Августин и его последователи и как он вновь возрождается во множестве форм в истории мысли, в результате критической интерпретации способен сделать для религии и культуры в наше время то же, что он делал в прошлом: преодолеть, насколько это возможно для мысли, роковой разрыв между религией и культурой, тем самым примиряя интересы, которые не чужды друг другу, но были друг от друга отчуждены» 14.

Примечательно, что Маритен Ж., как последователь учения Фомы Аквинского, создавшего космологический подход, развивает свой особый вариант философии культуры именно с онтологических позиций. Ж.Маритен (1882-1973), философ и теолог, стоит у истоков современной теологической теории эстетики, которая основана на католических догмах. В эссеистике Маритена Ж. развивается христианско-гуманистический подход к пониманию культурно-исторического процесса. Наиболее детально эстетические проблемы отражены в его работах ««Ответственность художника» (1966), «Творческая интуиция в искусстве и поэзии» (1953), «Религия и культура» (1930), «Границы поэзии» (1926), Искусство и схоластика» (1920) и др. Разработанные в трудах Маритена идеи оказали существенное влияние на многих писателей, критиков, поэтов различных конфессиональных традиций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Образцова, Юлия Николаевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Льюис К.С. За пределы безмолвной планеты: Собр. соч. в 8 т. Т. 3/ Пер. с англ.: Н.Трауберг, С.Кошелев и др. - М.: Фонд о. Александра Меня, 2003.-416 с.

2. Льюис К.С. Кружной путь или Блуждания паломника. Чудо. Настигнут радостью: Собр.соч. в 8 т. Т. 7/ Пер. с англ.: Н.Трауберг, Л.Сумм. - М.: Фонд о. Александра Меня, 2006. - 448 с.

3. Льюис К.С. Лев, Колдунья и платяной шкаф. Конь и его мальчик. Принц Каспиан. «Покоритель Зари», или Плавние на край света: Собр. соч. в 8 т. - Т. 5/ Пер. с англ.: Г. Островская и др. - М.: Фонд о. Александра Меня, 2005.-480 с.

4. Льюис К.С. Мерзейшая мощь. Рассказы: Собр. соч. в 8 т. Т. 4/ Пер. с англ.: Н.Трауберг и др. - М.: Фонд о. Александра Меня, 2003. - 352 с.

5. Льюис К.С. Письма Баламута. Страдание. Расторжение брака: Собр. соч. в 8 т. Т. 8/ Пер. с англ.: Н.Трауберг, Т.Шапошникова, Г.Ясребов и др. -М.: Фонд о. Александра Меня, 2000. - 464 с.

6. Льюис К.С. Пока мы лиц не обрели. Статьи, выступления, интервью: Собр.соч. в 8 т. Т. 2/ Пер. с англ.: И.Кормильцев и др. - М.: Фонд о. Александра Меня, 2004. - 384 с.

7. Льюис К.С. Просто христианство. Любовь: Собр.соч. в 8 т. Т. 1/ Пер. с англ.: Н.Трауберг и др. - М.: Фонд о. Александра Меня, 2006. - 304 с.

8. Льюис К.С. Размышление о псалмах / Пер. с англ. Н.Трауберг. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. - 128 с.

9. Льюис К.С. Серебряное кресло. Племянник чародея. Последняя битва. Письма детям. Статьи о Нарнии: Собр. соч. в 8 т. Т. 6/ Пер. с англ.: Н.Трауберг и др. - М.: Фонд о. Александра Меня, 2005. - 432 с.

10. Буньян Дж. Путешествие пилигрима в небесную страну. М.: Подиум, 1991г.-372с.

11. Грэм К. Ветер в ивах / К. Грэм. СПб. : Антология, 2006. - 224 с.

12. Данте А. Божественная комедия. М.: Эксмо-Пресс, 2007. - 544 с.

13. Киплинг Р. Полное собрание рассказов для детей в одном томе / Р. Киплинг. М. : Изд-во «АЛЬФА-КНИГА», 2008. - 988 с.

14. Макдоналд Дж. Принцесса и гоблин / Дж. Макдонлд / Пер. с англ. О. Кельберт. М.: Центр «Нарния», 2004. - 269 с.

15. Макдоналд Дж. Принцесса и Курди / Дж. Макдоналд / Пер. с англ. О. Кельберт. М.: Центр «Нарния», 2007. - 269 с.

16. Макдоналд Дж. Страна северного ветра / Дж. Макдоналд / Пер. с англ. О. Антоновой. М.: Центр «Нарния», 2005. - 361 с.

17. Макдональд Дж. Фантастес. Роман. Перевод с англ. О. Лукмановой. Н.Новгород, Центр Агапе, 2005.- 240 с

18. Мильтон. Д. Потерянный рай. М.:Эксмо-пресс, 2009. - 608 с.

19. Спенсер Э. Любовные послания. Цикл из 88 сонетов. Перевод, вступ. ст. и примеч. А. В. Покидова. М., 2001. - 257 с.

20. Толкиен Дж.Р.Р. Хранители. Летопись первая из эпопеи "Властелин Колец" / пер. с англ. В. Муравьева и А. Кистяковского. - М., Радуга, 1991 -496 с.

21. Толкиен Дж.Р.Р. Две твердыни. Летопись вторая из эпопеи "Властелин Колец" / пер. с англ. В. Муравьева. - М., Радуга, 1990 — 416 с.

22. Толкиен Дж.Р.Р Возвращение государя. Летопись третья из эпопеи "Властелин Колец" / пер. с англ. В. Муравьева. - М., Радуга, 1990 — 352 с

23. Толкиен Дж.Р.Р О волшебных сказках // Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки / пер. с англ.-М.: РИФ, 1991

24. Толкиен Дж. Р. Р. О волшебных историях / Толкиен Дж. Р. Р. Возвращение Беорхтнота и другие произведения / Дж. Р. Р. Толкиен. М. : ЭКСМО-Пресс, 2001 .-352 с.

25. Честертон Г.К. Человек, который был Четвергом. // Избранные

произведения: В 3 т. - T.l./Пер. с англ. - М: Художественная литература, 1992.-320 с.

26. Честертон Г. К. О Редьярде Киплинге и о том, как сделать мир маленьким / Честертон Г. К. Вечный человек / Г. К. Честертон. М. : Эксмо, 2004.-450 с.

27. Честертон Г.К.Ортодоксия. Рассказы. // Избранные произведения: В 3 т. - Т.З./Пер. с англ. - М: Художественная литература, 1992. - 356 с.

28. Честертон Г.К. Вечный человек. Автобиография. Эссе: Собрание сочинений в 5 тт. Т.5. / Пер. с англ. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2008. -655 с.

29. Lewis C.S. An experiment in criticism - Cambridge, Cambridge Univ. Press, 2011.- 143 p.

30. Lewis C.S. It All Began with a Picture // C.S. Lewis On Stones and Other Essays on Literature. - ed. by Walter Hooper - New York, London, 2011. -204 p.

31. Lewis C.S. On Myth // C.S. Lewis Studies in Words. - Cambridge University Press, 2002. - 178 p.

32. Lewis C.S. On Science Fiction // C.S. Lewis On Stories and Other Essays on Literature. - ed. by Walter Hooper - New York, London, 2011

33. Lewis C.S. The Allegory of Love: A Study in Medieval Tradition .Oxford, Oxford University Press, 1988. - 224 p.

34. Lewis C.S. The Letters of C.S. Lewis to Arthur Greeves // The Essential C.S. Lewis / ed. by Lyle W. Dorset! - New York, Macmillan publishing company, 1988.-205 p.

35. Lewis C.S. The Meaning ofFantasy' // C.S. Lewis Studies in Words. -Cambridge University Press, 2006. - 307 p..

36. Lewis C. S. The Chronicles of Narnia / C. S. Lewis. N.Y. : Harper Collins, 2005.-768 p.

37. Lewis C.S. The Cosmic Trilogy. - London, Pan Books, 2009 - 753 p

38. Lewis C.S. Yours, Jack. The inspirational letters of C.S. Lewis. Edited by Paul F.Ford. London, 2008. - 392 p.

39. Chesterton G.K. In Defense of Sanity: The Best Essays of G.K. Chesterton. Ignatius Press, 2011. - 405 p.

40. Chesterton G.K. Manalive. Ignatius Press, 2011. - 192 p.

41. Grahame K. The Wind in the Willows / K. Grahame. L. : CRW Publishing Ltd., 2005.-264 p.

42. Kipling R. Just So Stories / R. Kipling. Ware, Hertfordshire : Wordsworth Editions Ltd., 1993,- 144 p.

43. MacDonald G. The princess and Curdie.- London, Puffin Books, 1994,256 p.

44. Tolkien J.R.R. The Lord of the Rings. - London, Unvin Paperback, 1983- 1115 p

45. Tolkien J.R.R. On fairy-stories // Tree and leaf- London, 2008. - 206 p.

Научно-критическая литература

46. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох и историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания - М.: Наука, 1994 - 380 с.

47. Алексеев М. П. Английская литература: Очерки и исследования / М. П. Алексеев. Л. : «Наука», 1991. - 464 с.

48. Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: Проблема взаимодействия литературных эпох. М. : ИМЛИ PAFI, 2009. - 568 с.

49. Афанасий Александрийский. Творения. / Пер. Моск. дух. акад со вступ. ст. А. В. Горского. -М., 1994. 524 с.

50. Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. М.: РГГУ, 2011. - 328 с

51. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова - М.: Издательская группа "Прогресс",

"Универс", 1994-616 с.

52. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи- М.: Художественная литература, 1986.-543 с.

53. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // М.М. Бахтин. Эпос и роман - СПб.: изд-во «Азбука», 2000. - С. 11-193

54. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества - Москва: Искусство, 1979-424 с.

55. Бондаренко М.И. Традиции "Рождественских повестей" Ч.Диккенса в русском святочном рассказе 1840-1890-х годов : Дис. ... канд. филол. наук : Коломна: Коломен. гос. пед. ин-т, 2006. - 25 с

56. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка» / Л. Ю. Брауде // Известия АН СССР. Сер. Литература и язык. 1997. -№ 3. - С. 71-268.

57. Брауде Л. Ю. Мастера старинной речи / Л. Ю. Брауде // О литературе для детей / Л. : Дет. лит. 1986. - Вып. 29. - С. 135-146.

58. Брауде Л. «Не грех немножко пошутить.» / Л. Брауде // Нева. 1988. -№2.-С. 168-169

59. Будур Н. В. Зарубежная детская литератур / Н. В. Будур, Э. И. Иванова и др. М. : Изд. центр «Академия», 1998. - 389 с.

60. Буслаев Ф. И. Народный эпос и мифология / Ф. И. Буслаев. -М. : Высшая школа, 2003. 400 с.

61. Бычков В.В. Провидения теургической эстетики // Лосевские чтения: Образ мира - структура и целое. М., 1999. С. 405 -415

62. В.В.Бычков. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х томах. - СПб - М.: Университетская книга, 2007. 453 с.

63. Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир: Поэтика условных форм в современном романе Великобритании / Н.Г. Владимирова; М-во образования Рос. Федерации, Новогор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого -Великий Новгород: НовГу, 2001. - 269 с.

64. Ганин В. Н. Восток и Запад Редьярда Киплинга/Киплинг Р. Собрание сочинений / Р. Киплинг // В 6 т. М.: ТЕРРА, 1996. - Т. 6. С. 209-236.

65. Демидова Т.Э. Метафорическая тема дороги (пути) в английском и русском романе 40-х годов XIX века: Теккерей, Диккенс, Гоголь. - М, 1994.167 с.

66. Демурова Н. М. «Июльский полдень золотой.»: статьи об английской детской книге / Н. М. Демурова. М. : Изд-во УРАО, 2000. - 256 с.

67. Демурова Н. М. О литературной сказке викторианской Англии (Рескин, Кингсли, Макдональд) / Н. М. Демурова // Вопросы литературы и стилистики германских языков. М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. - С. 99167

68. Демурова Н. М. Сказки на все времена / Английская литературная сказка / сост. и пер. с англ. Н. Демуровой. М. : ТЕРРА, 1998 - С. 3-8.

69. Демурова Н. М. Современная английская детская книга: проблемы и решения/Н. М. Демурова//Диапазон. 1994. -№3. - С. 5-14.

70. Ефимова Л.Н. Эволюция прозы К.С.Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности: Автореф. дис... канд. филол. наук / Л. Н. Ефимова. М., 2010. -22 с.

71. Жаринов Е.В. Историко-литературные корни массовой беллетристики: Монография / Отв.ред. В.А.Луков. - Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. И.А. Литовчина, 2004. - 270 с.

72. Жаринов Е.В. "Фэнтези" и детектив - жанры современной англоамериканской литературы - М.: Международная академия информации, 1996,- 126 с.

73. Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки / В. М. Жирмунский. М. : ОГИ, 2004. - 464 с.

74. Затонский Д.В. Борьба методов и направлений в литературах современного Запада.— Киев: Наукова думка, 1986 - 260 с.

75. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX века - М.: Сов. писатель, 1988-416с.

76. Зверев A.M. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века - М.: Сов. писатель, 1989 - 407 с.

77. Зинченко В. Г. Литература и методы ее изучения: системно-синергетический подход / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, 3. И. Кирнозе. -М.: Флинта : Наука, 2011. - 280 с.

78. Зуева Т. В. Волшебная сказка / Т. В. Зуева. М.: «Прометей», 1993.

240 с.

79. Зыкова Е. П. Пастораль в английской литературе XVIII века. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. филол.н. / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. - М.: 2000. - 44 с.

80. Зыкова Е.П. Жанр эссе в литературе американского трансцендентализма. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. - .М.: 1983. - 19 с.

81. Иванова Э. И. Создание вторичных миров : Дж. Р. Р. Толкин и жанр «фэнтези» / Э. И. Иванова // Искусство в школе. 2008. - № 4. - С. 41-45.

82. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. - М.: ВШ, 1984.-486 с.

83. Кабаков Р.С. Повелитель Колец Дж.Р.Р. Толкиена и проблема современного литературного мифотворчества : автореф. дисс. канд. филол. наук,- ЛПУ им. А.И. Герцена, - Л., 1989,- 16 с.

84. Кагарлицкий Ю. Редьярд Киплинг / Киплинг Р. Рассказы. Стихи. Сказки / Р. Киплинг. М. : Высш. школа, 1989. - С. 3-52.

85. Кагарлицкий Ю.И. Фантастика ищет новые пути- Вопросы литературы, 1974, № 10

86. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М.: Художественная литература, 1974 - 352 с

87. Карпентер X. Дж. Р. Р. Толкин. Биография / X. Карпентер. М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 432 с.

88. Кирнозе 3. И. Практикум по истории французской литературы. -М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

89. Кларк С. Перевернутое время: Г.К.Честертон и научная фантастика. -М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2009. - 257 с.

90. Ковтун Е. Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа / Е. Н. Ковтун. М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. - 306 с.

91. Козлов A.C. Мифологическая критика// Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник.— М.: Интрада, 1996.-248 С.

92. Коробов А. И. Всё о Великобритании / А. И. Коробов, Ю. А. Иванова. -Харьков : Фолио, 2008. 542 с.

93. Кошелев С. Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж. Р. Р. Толкина, У. Голдинга, К. Уилсона 50-60-х гг.) : автореф. дис. . канд. филол. наук / С. Л. Кошелев. М., 1983. - 16 с.

94. Кротов Я. Джентльмен в царстве божьем / Я. Кротов // Новый мир. -1992,-№2. С. 244-247.

95. Кротов Я. Клайв С. Льюис / Я. Кротов // Библиотека М. Мошкова [электронный ресурс]: http://lib.ru/LEWISCS/aboutlewis.txt [дата обращения: 20.05.2013].

96. Кубатиев А.К. Современный фантастический рассказ Великобритании (50-70 гт): автореф. дисс. канд. филол. наук - МГУ- М., 1980,- 22 с.

97. Кузнецова А.И. Пространственные мифологемы в творчестве У. Голдинга: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук,- М.:МПГУ, 2004.- 16 с.

98. Куприянова Е. С. Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа «Портрет Дориана Грея» / Е. С. Куприянова. -В. Новгород : И П Ц НовГУ, 2007. 300 с.

99. Лангуева-Репьёва И. Сказочник Клайв Лыоис / И. Лангуева-Репьёва :[электронный ресурс]: http://ashavan.narod.ru/hronikinarnii/hronikirepieva.htiril) [дата обращения: 20.05.2013].

100. Леви-Стросс К. Как умирают мифы // Зарубежные исследования по семиотике фольклора: Сб. статей / Сост. Е.М. Мелетинский,

СЮ.Неклюдов - М., 1985. - С. 77-88.

101. Лосев А.Ф. Диалектика мифа./ Сост., подг. текста, общ. Ред. А.А.Тахо-Годи, В.П. Троицкого. - М.: Мысль, 2001. - 558 с.

102. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998. - 285 с.

103. Луков Вл. А. История литературы : зарубежная литература от истоков до наших дней. - Москва: Академия, 2006. - 510 с.

104. Луков Вл. А., Трыков В. П. Исторический роман XIX в. // Новая школьная энциклопедия. Словесность / Сост. Вл. А. Луков, С. Ф. Дмитренко. - М.: Росмэн; Мир книги, 2004. - С. 470-475.

105. Майол Э., Милстед Д. Эти странные англичане / Э. Майол, Д. Милстед. -М. : Эгмонт, 2001.-72 с.

106. Максимова С. В. Античный миф в прозе К. С. Льюиса и Г. Э. Носсака 4050-х гг. :Автореф. дис... канд. филол. наук / С. В. Максимова. СПб., 2009. - 24 с.

107. Мамаева Н. Н. «Светлее алмазов горят в небе звёзды» (Английская литературная сказка как явление) / Н. Н. Мамаева // Изв. Урал. гос. ун-та. 2000.-№ 15. С. 96-106.

108. Мамаева Н. Н. Творчество Толкиена как продолжение традиций английской литературной сказки / Н. Н. Мамаева // Дергачёвские чтения 2000: Рус. лит.: нац. развитие и регион, особенности. - 2001. - Ч. 2. - С. 381384.

109. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания.— М.: Наука, 1994.— 481 с.

110. Маритен Ж. Интегральный гуманизм.//Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. - 325 с.

111. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский. М. : Наука, 1986. - 320 с.

112. Мелетинский Е. М. Миф и сказка / Е. М. Мелетинский // ЦТСФ

РГГУ : [электронный ресурс]: http://www.riithcnia.ru/folklore/nicletmskyl 1 .htm [дата обращения: 20.05.2013].

113. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе / Е. М. Мелетинский. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 170 с.

114. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.— М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Школа "Языки русской культуры", 1995. 408 с.

115. Михайлов А.Д. Средневековые легенды и западноевропейские литературы / А. Д. Михайлов. М. : Языки славянской культуры, 2006. - 264 с.

116. Михайлова Л.Г. Новые тенденции в современной английской и американской научной фантастике: автореф. дисс. канд. филол. наук.-МГУ -М., 1981,- 16с.

117. Михальская Н. П. История английской литературы. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 510 с

118. Нагибин Ю. Н. О сказках и сказочниках / Литературные сказки зарубежных писателей / сост.Е. Н. Катасонова. М. : Дет. лит., 1982. - С. 3-26.

119. Назаренко М. И. Опыт классификации фантастических жанров / М.И.Назаренко:[электронный ресурс]: http://ne-viTienandr.net/nazarenko/sf.php

[дата обращения: 20.05.2013].

120. Никола М.И. Английская литература XIV века: становление национальных культурных традиций. - М.: Прометей, 1994

121. Никола М. И. Римские древности в романах П. Киньяра // Литература в контексте мировой культуры. - Н. Новгород, 2012. - С. 83-91.

122. Попова М. К. Аллегория в английской литературе средних веков / М. К. Попова. Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1993. - 152 с.

123. Попова М. К. Загадки «фэнтези» // Приключения, фантастика, детектив: феномен беллетристики. Воронеж : Изд-во Воронежского педун-та, 1996.- 192 с.

124. Потебня A.A. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. - М.: «Искусство», 1976.-614 с.

125. Редина О.Н. Структурно-композиционная организация романа

О.Хаксли «Шутовской хоровод»/ О.Н.Редина // Электронный журнал «Вестник МГОУ». - 2013. - № 1. [электронный ресурс]: http://evestnik-mgou.ru/Articles/Doc/299 [дата обращения: 20.05.2013].

126. Редина О.Н. Литературно-эстетические изыскания Т. Уайлдера 3040-х годов. (Драматургия, эссеистика). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук. М., 1986. - 24 с.

127. Сапковский А. Нет золота в Серых Горах / А. Сапковский. М. : ACT, 2002. - 374 с.

128. Сильвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001

129. Скуратовская Л. И. Из истории английской детской литературы / Л. И. Скуратовская, И. С. Матвеева. Днепропетровск: типография ДГУ, 1972. -56 с.

130. Соколова Н. И. Литературное творчество прерафаэлитов в контексте "средневекового возрождения" в викторианской Англии : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.филол.н. М.: Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М., 1995.-33 с.

131. Соколова Н.И. Шарлотта Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве : Автореф. дис. на соиск. учен. степ.канд. филол. наук. М.: Моск. гос. пед.ин-т им. В.И. Ленина, 1990. - 16 с.

132. Супрун Т. Н. Христианское содержание в творчестве К. С. Льюиса / Т. Н., Супрун // Глагол: электрон, журн. [электронный ресурс]: http://\wvr\v.glagol-online.ru/arc/onlinc-pub/755/ [дата обращения: 20.05.2013].

133. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко. М. : Изд. центр «Академия», 2004. - 400 с.

134. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479 с.

135. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Пер. с фр. Нарумова Б. - М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997 - 144 с.

136. Тодоров Ц. Теории символа / Пер. с фр. Б. Нарумова - М.: Дом

интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998.408 с.

137. Толмачев Б. Я. Проблемы жанра современного исторического романа. - Алма-Ата: КазГУ, 1990. - 85 с.

138. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 1999.-332 с.

139. Трауберг Н. JI. Крест небесного квеста.— Урания, 1997, №2

140. Трауберг Н. JI. Несколько слов о Клайве С. Льюисе / Н.Трауберг // [электронный ресурс]: http://lib.rU/T.FWTSCS/aboutlewis2.lxt [дата обращения: 20.05.2013].

141. Трауберг НЛ. Проповеди и притчи Гилберта Кийта Честертона И Избранные произведения: В 3 т. Т 1. Наполеон Ноттингхильский; Человек, который был Четвергом; Рассказы / Пер. с англ. — М.: Художественная литература, 1992 - С. 5-20

142. Трыков В.П. Зарубежная литература XX века (1914-1945) :Учеб. пособие : Для студентов фак. журналистики / В.П. Трыков, А.Р. Ощепков. -М.: ИМПЭ, 2003.

143. Трыков В.П. История зарубежной журналистики : от истоков до Второй мировой войны : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. / В.П. Трыков. - М.: Инфомедиа Паблишерз, 2007. - 439 с

144. Урнов М. В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX начало XX веков) / М. В. Урнов. - М. : Изд-во «Наука», 1970. -431 с.

145. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Гаудеамус, 2012. - 912 с.

146. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. 4-е изд., испр. и доп.- М. : Высш. шк, 2007. 405 с.

147. Цикушева И. В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) // Вестн. Адыгейского гос. унта. -2008. Вып. 1 (29). - С. 21-24.

148. Черноземова E.H. Система драматических жанров 80-90 годов XVI

века в Англии. Дисс. докт. филол. наук. М.: МПГУ, 1995.

149. Черноземова E.H. Трагедии и комедии : этюды по истории английской драматургии / Е. Н. Черноземова, А. П. Штейн. - М.: Прометей, 2004. - 207 с.

150. Чернышева Т. А. Потребность в удивительном и природа фантастики - Вопросы литературы, 1975, №5

151. Чернявская И. С. Зарубежная детская литература / И.С.Чернявская. -М. : Просвещение, 1982. 560 с.

152. Шамаева С. Е. Апология сказки / С. Е. Шамаева. Воронеж : «Левый берег», 1996.-270 с.

153. Шарыпина Т. А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе Х1Х-ХХ века: Материалы спецкурса. / Т. А. Шарыпина; Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1995. - 111 с.

154. Шерешевская Н. Мир сказки / Забытый День рождения. Сказки английских писателей / сост. О. Колесникова. М. : Правда, 1990. - С. 581-589.

155. Шишкова И.А. Джон Локк и Сара Триммер о природе и детях.// Сборник материалов Международной научно- практической конференции "Мировая словесность для детей и о детях". М: МПГУ, 2013. С.144-150

156. Шишкова И.А. Использование англоязычной терминологии в газетно-публицистическом стиле(на материале журналов «Weekend»H «Афиша») // Термины, понятия, категории в литературных текстах и документах. М.: Изд-во Литературного института им. А. М. Горького, 2012 . С.128-134

157. Шишкова И.А. Мир детей и взрослых в книге Л.Улицкой «Детство сорок девять»// ВЕСТНИК Литературного им. А. М. Горького. М.: Изд-во Литературного института им. А. М. Горького, 2012 . С.65-78

158. Шишкова И.А. Мир Диккенса - Диккенс и мир (к 200-летию со дня рождения писателя): сборник научных трудов. Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р.Державина, 2012. С. 160-168

159. Шишкова И.А."Мой тайный дневник" Ж.Уилсон как образец социально-критической прозы// Сборник материалов Шестнадцатой Всероссийской научной конференции " Мировая словесность для детей и о детях". М: МПГУ, 2012. С.399-404

160. Шишкова И. А. Национальная ментальность в английской художественной литературе для подростков (конец XIX - XX в.). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.филол.н. М.: МПГУ, 2003. - 51 с.

161. Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. -

311с.

162. Штейнман М. А. Место и роль женских образов в произведениях Дж. Р. Р. Толкиена и К. С. Льюиса / М. А. Штейнман // Феномен пола в культуре. Sex and Gender in Culture: Материалы междунар. науч. конференции. М.: РГТУ, 1998.-С. 179-187.

163. Штейнман М. А. Поэтика английской иносказательной прозы XX века (Дж. Р. Р. Толкиен и К. С. Льюис) : Автореф. дис.. канд. филол. наук / М. А. Штейнман. -М., 2000. 28 с.

164. Штейнман М. А. Произведения Дж. Р. Р. Толкиена и К. С. Льюиса как образец нового типа повествования / М. А. Штейнман. Проблемы истории литературы. - 1998. - №5. - С. 104-108.

165. Элиаде М. Мифы и волшебные сказки / М. Элиаде // Чудесный горшочек: [электронный ресурс]: http://fairypot.narod.ru/story/eliade.htm [дата обращения: 20.05.2013].

166. Adey L. C.S.Lewis: Writer, Dreamer and Mentor. - Michigan / Cambridge, U.K., 1998. - 294 p.

167. Alston A. The Family in English Children's Literature / A.Alston. -N.Y. :Routledge, 2008,- 160 p

168. Anderson D. A. Tales Before Narnia. The Roots of Modern Fantasy and Science Fiction / D. A. Anderson. N.Y. : Ballantine Books, 2008. - 339 p.

169. Arthur S. Walking Through the Wardrobe: A Devotional Quest into

The Lion, The Witch, and The Wardrobe. London: Collins, 2005. - 223 p.

170. Bein S. Compassion and Moral Guidance (Monograph: Society for Asian and Comparative Philosophy) Honolulu:University of Hawaii Press, 2013. -227 p.

171. Brennan M. The Lion, the Witch and the Allegory: An Analysis of Selected Narnia Chronicles / M. Brennan// Into the Wardrobe [электронный ресурс]: http://cslewis.drzeus.net/papers/lionwitchallegory.html [дата обращения: 20.05.2013].

172. Carpenter Н. Secret Gardens: A Study of the Golden Age of Children's Literature / H. Carpenter. L. : Faber and Faber, 2009. - 264 p.

173. Christopher J. R. C.S. Lewis / By Joe R. Christopher Boston(Mass.) : Twayne, 1997/-314 p.

174. Clark D.G. C. S. Lewis: A Guide to His Theology. London, 2007. -

326 p.

175. Cowart A. The Success of C.S.Lewis in The Chronicles of Narnia / A. Cowart // Into the Wardrobe - a C.S. Lewis [электронный ресурс]: http://cslewis.drzeus.net/papers/success.html . [дата обращения: 20.05.2013].

176. Dandenell О. Speech, reason, faith and knowledge in C. S. Lewis' Chronicles of Narnia / O. Dandenell // [электронный ресурс]: http://cslewis.drzeus.net/papers/narnia.html [дата обращения: 20.05.2013].

177. DTmperio F. S. Gregorio Magno: bibliografía per gli anni 1980 - 2003. Firenze: SISMEL edizioni del Galluzzo, 2005. - 236 p.

178. Downing, D.C. The Uses of Fantasy (in Knowing and Doing). C.S. Lewis Institute, 2006. - 205 p.

179. Duriez C. The C.S.Lewis Encyclopedia: A Comprehensive Guide to His Life, Thought and Writings / C. Duriez. Toronto : Azure, 2002. - 240 p.

180. Edelson M. Allegory in English fiction of the 20th century. Lodz, 1985,- 134 p.

181. Glyer D.P. The Company They Keep: C.S. Lewis and J.R.R. Tolkien as Writers in Community. London, Collins, 2006. - 271 p.

182. Haile A. "A Fabric Shot Through With Glory": The Chronicles of Narnia as C.S. Lewis' Affirmative Social Vision. - A Senior Essay Presented to the Department of English in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Bachelor of Arts. - Middlebury College, Middlebury, Vermont, 2007. - 208 p.

183. Halcrow J. Apostle of the Imagination / J. Halcrow [электронный ресурс]: http://cslewis.drzeus.net/papers/apostle.html [дата обращения: 20.05.2013].

184. Hardy Е.В. Milton, Spenser and the Chronicles of Narnia: Literary Sources for the C.S. Lewis Novels, 2007. - 227 p.

185. Howard T. Narnia and Beyond: A Guide to the Fiction of C.S. Lewis. London, 2006.-304 p.

186. Huff P. Allen Tate and the Catholic Revival: Trace of the Fugitive Gods.- Louisiana: Paulist Press, 1996. - 240 p.

187. Hume K. Fantasy and Mimesis: Responses to Reality in Western Literature. Routledge, 1985. - 250 p.

188. Huttar Ch. A. C.S.Lewis's Narnia and the "Grand Design", in Peter J.Schakel(ed.), The Longing For a Form, Essays on the Fiction of C.S.Lewis. Kent, OH: Kent State University Press, 1977. - 230 p.

189. Jackson R. Fantasy: the literature of subversion. London - New York, 1981,- 179 p.

190. Jacobs A. The Narnian : the Life and Imagination of C. S. Lewis / A. Jacobs. -L. : HarperCollins Publishers, 2005. - 470 p.

191. King D. W. The Childlike in George MacDonald and C. S. Lewis / D. W. King //[электронный ресурс]: http://cslewis.drzeus.net/papers/childlike.htinl [дата обращения: 20.05.2013].

192. Kort W. C.S. Lewis Then and Now. Oxford University Press, 2006. -

207 p.

193. Manlove C. From Alice to Flarry Potter / C. Manlove. Christchurch, New Zealand : Cybereditions Corporation, 2003. - 250 p.

194. Manlove C. The Chronicles of Narnia: the patterning of a fantastic

world. New York: Twayne, 1993. - 172 p.

195. Manzalaoui, M.A. Narnia: The Domain of Lewis's Beliefs, in David Graham(ed.), We Remember C.S.Lewis:Essays and Memoirs. Nashville: Broadman &Holman Publishers, 2001. - 250 p.

196. Medcalf S. The achievement of G.K Chesterton // G.K Chesterton: A century appraisal. London, 1974. - 219 p.

197. Montgomery J.W. Myth, Allegory and Gospel: an Interpretation of J.R.R.Tolkien, C.S.Lewis, G.K.Chesterton, Charles Williams. Minneapolis: Bethany Fellowship Inc., 1974. - 305 p.

198. Myers, Doris T. Growing in Grace: The Anglican Spiritual Style in the Narnia Chronicles, in David Mills (ed.), The Pilgrim's Guide: C.S.Lewis and the Art of Witness. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1998. - 254 p.

199. Owen E. D. British Children's Fiction in The Second World War / E. D. Owen. Edinburgh : University Press Ltd., 2007. - 744 p.

200. Phillips J. C.S. Lewis in a Time of War: The World War II Broadcasts that Riveted a Nation and Became the Classic Mere Christianity. London, Collins, 2006.-224 p.

201. Sammons M. C. A Guide Through Narnia / M. C. Sammons. Vancouver, Canada : Regent College Publishing, 2004. - 244 p.

202. Schakel, Peter J. Reading with the Heart: The Way into Narnia. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1979. - 235 p.

203. Sell R. D. Children's Literature as Communication / R. D. Sell. -Philadelphia : John Benjamins Publishing Company, 2002. 352 p

204. Stableford B. Historical Dictionary of Fantasy Literature / B. Stableford. -Oxford : The Scarecrow Press, 2005. 499 p.

205. Trupia R. C. Learning Christian Behaviour: The Way of Virtue in The Chronicles of Narnia. London. :The Lamp - Post, 1988. - 220 p.

206. Veith G. The Soul of The Lion, the Witch and the Wardrobe. London, Collins, 2005.-209 p.

207. Ward M. Planet Narnia. The Seven Heavens in the imagination of

C.S.Lewis. Oxford University Press, 2010. - 347 p.

208. Williams D.T. Mere Humanity: G.K. Chesterton, C.S. Lewis, and J.R.R. Tolkien on the Human Condition. London, 2006. - 305 p.

209. Wilson, A.N. C.S.Lewis, A Biography. London, Collins, 1990. - 163 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.