Авторская сказка: Философско-антропологические смыслы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Мулляр, Лилия Анатольевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мулляр, Лилия Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ДЕТЕРМИНАНТЫ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ: ФИЛОСОФСКИЙ
АНАЛИЗ.
1.1. Философско-методологическая экспликация статуса и бытования авторской сказки в сказкосистеме.
1. 2. Игровая обусловленность сказкотворчества.
1.3. Мифологические истоки авторской сказки.
ГЛАВА II. АВТОРСКАЯ СКАЗКА КАК ИСТОЧНИК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ СМЫСЛОВ.
2. 1. Философско-смысловая интенсивность сказочного символа.
2.2. Конструктивно-эссенциальный потенциал сказочной модели.
2.3. Экзистенциальная диалектика авторской сказки.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика2001 год, доктор филологических наук Овчинникова, Любовь Владимировна
Специфика языковой экспликации пространственно-временных координат в сказочной модели мира2011 год, кандидат филологических наук Матвеичева, Татьяна Витальевна
Сказочная традиция в русской литературе XIX века2003 год, доктор филологических наук Шустов, Михаил Парфенович
Социально-философские смыслы образа-концепта "успех"2012 год, доктор философских наук Мулляр, Лилия Анатольевна
Модификации жанра авторской сказки в современной чешской литературе2011 год, кандидат филологических наук Королькова, Полина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторская сказка: Философско-антропологические смыслы»
Актуальность темы исследования. Современная социальная реальность динамична, противоречива и в бытийных истоках, и в духовных высотах. Социальные впечатления зачастую внушают тревогу за судьбу человека, что, очевидно, следует связывать с культивацией способностей и возможностей человека, востребованных в первую очередь рыночными отношениями. Особое значение приобретает поэтому необходимость переосмысления экзистенциальных оснований субъективности.
Потребность экспликации места и роли авторской сказки в определении «вектора» духовного развития индивида обусловлена теми социокультурными и личностными метаморфозами, которые происходят на наших глазах в связи с новыми для нашего общества социально-экономическими и нравственно-психологическими реалиями. Коммерциализация социальной жизни буквально растворила в себе и проблематизировала саму сущность человека: обнажилась и обострилась антиномичность многомерности интровертивного бытия человека и одномерности его как существа экстравертивного, социально-экономического, эмпирического. Реализация человеческой претензии на выражение интровертивной проблематичности обусловливает пристальное внимание к авторской сказке как варианту ноуменальной провокации которая, возможно, позволит человеку выйти из антропологического тупика одномерности в диалектическую гармонию многомерности.
Актуальность проблемы выявления философско-антропологических смыслов авторской сказки заключается также в том, что подлинно Человеческое не может быть сведено к рациональному уровню познания. Оно должно быть дополнено образным, которое, будучи соединенным со знанием, создаст бытийную основу Человеческого. Сказочное мышление предполагает преодоление рамок рационально-логического контекста; выход в область невербального: со-чувствования, со-переживания, со-страдания; расширение области приложения понятийного мышления. Необходимость открытия авторской сказки и в истоках, и в мировоззренческих перспективах связана с попыткой соединения в мышлении понятийно-объективированного знания и образно-личностного, основанного на переживании удивления, чуда познающим субъектом. Этот синтез может стать условием проникновения в смысловые глубины Человеческого, шансом спасения души, потерявшейся в дебрях рационализма, техницизма и прагматизм, креативным импульсом процедуры формирования мировоззрения. Антропологический ракурс исследования представляется особенно актуальным в условиях массовизации культуры, примитивизирующей, унифицирующей и нивелирующей личность.
В истории науки прослеживается определенный интерес к проблеме сказки, но в качестве той или иной теории о сказочном фольклоре выступают зачастую лишь фрагменты его бытия, совокупность которых образует эмпирический базис, не имеющий дальнейшего выхода в теорию. Назрела необходимость в целостном, системном знании о сказке, выявлении идейно-смыслового потенциала авторской сказки, который может трансформироваться в серьезный философский поиск Человеческого человеком в самом себе для самого себя.
Степень разработанности проблемы. История фольклороведче-ского изучения сказки довольно богата: в XIX веке П. Асбьёрнсен (Норвегия); А. Афанасьев, Ф. Буслаев, А. Веселовский (Россия); Л. Бехштейн, братья Гримм, К. Майер, К. Мюлленхофф (Германия); Г. Брандес, К. Мольбек, С. Грундтвиг, Э. Колин, Ю. Тиле (Дания); Г. Стеффенс, Г. Хюльтен (Швеция); С. Топелиус (Финляндия)1 формируют первые научные школы в области изучения сказки.
Фольклороведческую традицию изучения сказки продолжают в XX веке М. Азадовский, Л. Брауде, Р. Волков, Е. Мелетинский, А. Никифоров. Н. Но
1 См.: Асбьернсен П. Норвежские народные сказки. - М., 1975 - 128с.; Асбьернсен П. Норвежские волшебные сказки и народные предания. - М. 1980. -124с.; Афанасьев А. Народные русские легенды.* М.,1977. - 234с.; Буслаев Ф. Народная поэзия. Исторические очерки. - СПб., 1997. - 248с.; Веселовский А. Историческая поэтика.-М., 1989. - 117с.; Гримм Я. Немецкая мифология/УЗарубежная эстетика и теория литературы 19-20в. - М., 1987. - 510с.; Грундтвиг С. Старинные датские предания и напевы. - М., 1985. - 273с.; Майер К. Немецкие народные сказки. - М., 1990 - 149с.; Мольбек К. Книга для народного и детского чтения. - М., 1973. - 305с.; Стеффенс Г. Шведские народные сказки. - М., 1980. - 254с.; Тиле Ю. Датские народные предания. - М., 1980. - 270с.; Топелиус С. - Древние руны финского народа и новейшие песни. • М., 1973.- 345с. виков, Г. Орлова, Э.Померанцева, В. Пропп, К. Чистов (Россия); Гренбек Б. (Дания)1.
Следует отметить, что при наличии активного аналитического внимания к поэтике, видовому разнообразию, эволюции, жанрово-стилевым особенностям сказки, недостаточно раскрывается ее философско-антропологическая смыслоемкость. Лишь отдельные содержательно-смысловые аспекты авторской сказки получили своё отражение в статьях В. Бахтиной об отечественной литературной сказке во второй половине XX века, О. Левченковой по поводу феномена чуда в отечественной литературной сказке XX века, в монографии Л. Овчинниковой , посвященной истории и классификации русской литературной сказки XX века. Однако, разработка смысложизненных, концептуально-мировоззренческих составляющих авторской сказки представлена явно недостаточно, что делает обоснованным ее философско-антропологический анализ.
Относительно предшествовавших сказке форм освоения действительности (игры и мифа) накоплено определенное теоретическое наследие. Различные философские аспекты игры освещены в работах А. Адлера, Ж. Батая, Ф. Бёй-тендайка, К. Бюлера, Х.-Г. Гадамера, Р. Лацаруса, 3. Фрейда, И. Хейзинги, Ф. Шиллера, И. Штейнталя, У. Эко, М. Эпштейна, Ж. Эртмана3. Исследования данных авторов имеют значение для выявления игровых истоков авторской сказки, поскольку в них акцентируется внимание на эстетической природе игры как свободного творческого моделирования бытия, игры как функционального удовольствия, как комбинаторной активности сознания и способности к интерпретационное™, как вызова бытию, как символической ассоциативности,
См.: Азадовский М. Особенности народной поэтики. - М., 1968. - 95с.; Брауде Л. Сказочники Скандинавии. -Л., 1974. - 157с.; Брауде Л. Скандинавская литературная сказка. - М., 1979. - 170с.; Гренбек Б Г.-Х. Андерсен: жизнь, творчество, личность.- М., 1979. - 376с.; Мелетинский Е. Герой волшебной сказки. - М., 1958. - 161с.; Померанцева Э. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М., 1975. - 190с.; Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. - М., 2000. - 278с.; Пропп В. Морфология сказки. - М., 1998. - 345с.; Пропп В. Трансформация волшебных сказок. - М., 1998. - 281с.
См.: Бахтина В. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия// Фольклор народов РСФСР. - Уфа, 1979. - 256с.; Левченкова О. Феномен чуда в русской литературной сказке 30х-90х годов XX века//Филологические науки.- 2000. - №5. - С.72-91.; Овчинникова Л. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика). - М., 2001. - 423с.
3 См.: Батай Ж. Теория религии.- Минск, 2000. - 1 Юс.; Бюлер К. Удовольствие в игре. - М., 1980. - 132с.; Гада-мер Х-Г. Истина и метод.- M., 1988. - 478с.; Лацарус Р. Игра и отдых. - М., 1987. - 94с.; Фрейд 3. По ту сторону удовольствия. - М., 1984. - 477с.; Хейзинга Й Опыт определения игрового элемента культуры. - М., 1992. -305с.; Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. - М., 1974. - 73с.; Эпштейн М. Игра в жизни и искусст-ве//Современная драматургия. - 1982. -№2. - С.225-254. как переходности и промежуточности экзистенции, как процессуальности субъективного бытия.
Пути философского постижения сущности мифа намечены уже в античности у Платона и Эвгемера. Философско-теоретическое осмысление мифа берет свое начало в XVIII в. от сочинений Д. Вико. Подлинно научная трактовка мифа предпринята Т. Гастером, Г. Гейне, Я. Гриммом, Э. Кассирером, Ф. Корнфордом, А. Куном, К. Леви-Строссом, Э. Лэнгом, Г. Марри, М. Мюллером, Ф. Рэгланом, Г. Спенсером, Э. Тайлором, Дж. Фрезером, 3. Фрейдом, Э. Фроммом, Д. Харрисоном, С. Хуком, В. Шварцем, Ф. Шеллингом, К. Юн-гом1. Особенно значимы символическое истолкование мифа, ритуалистическая доктрина, психоаналитическое толкование мифотворчества, установление взаимосвязи мифа с фольклором. Последнее широко представлено в трудах российских авторов И. Вронского, И. Толстого, И. Франк-Каменецкого, О. Фрейденберга. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в разработку солярно-метеорологической теории мифа и идеи его реконструкции (А. Афанасьев, А. Котляревский, А. Потебня)2.
Непосредственно проблема сказки нашла своё выражение в работах философов, но лишь в эпизодическом виде и лишь по поводу фольклорной сказки.
Так, в XVII веке Р. Декарт лаконично и ёмко обосновал роль и назначение сказки как оптимизирующего начала субъективного бытия. И. Гердер в XVIII веке высказал идею о народном фольклоре как важнейшем проявлении народного духа, а о фольклорной сказке - как части народной мудрости. Ф. Шиллер отнес сказку к игре словами, которая восстанавливает целостность человеческого существования, расколотого на реальное и желаемое.
См.: Вико Д. Основания новой науки.- М., 1963. - 135с.; Гейне Г. Признания.- М., 1988. - 205с.; Гримм Я. Немецкая мифология//Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20в. - М., 1987. - 510с.; Кассирер Э. Философия символических форм. - М., 2002. - 743с.; Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989. - 220с.; Фромм Э. Забытый язык. Введение в понимание снов, сказок и мифов//Душа человека.- М., 1992. - 459с.; Шеллинг Ф. Философия искусства. - М., 1993. - 189с.; Юнг К. Психология бессознательного. - М.,1994. - 317с.
2См.: Афанасьев А. Поэтические воззрения древних славян на природу. - М., 1994. - 239с.; Буслаев Ф. Народная поэзия. Исторические очерки. - СПб., 1997. - 248с.; Веселовский А. Сравнительная мифология и ее метод. - М., 1938. - 308с.; Потебня А. Из записок по теории словесности. - Харьков, 1905. - 418с.; Фрейденберг О. Миф и литература древности. - M., 1978. - 287с.
В XIX веке богатый смыслообразующий потенциал анализа сказки выявляется в концепции страха, разработанной С. Кьеркегором и в его представлении о национальном фольклоре. У Ф. Шеллинга можно обнаружить косвенное объяснение природы авторской сказки из символического мифотворчества, пролонгированного в индивидуальную творческую, художественную мифологию.
В XX веке в теории символизма Э. Кассирер концентрирует внимание на символической форме мифа, заимствованной у него сказкой. Следует отметить идею Г. Парсонса о феномене чуда как основе сказочной архитектуры. Э. Фромм исследовал символическую связь сказочного образа с психосексуальными глубинами субъективности. К. Юнг разработал системное объяснение особенностей мифологического и фольклорного сознания, выраженного архетипами.1
В отечественной философской литературе необходимо выделить тезис о единстве ритуала-мифа-литературы (сказки), выдвинутый в рамках концепции карнавальной культуры М. Бахтиным; взгляд на сказку как на средоточие национального духовного опыта и начальную народную философию И.Ильина; идею о сопряжении мифа и сказки посредством чуда, удивления, обоснованную А. Лосевым. Внимания заслуживает краткий анализ символизма Г.-Х. Андерсена, проведенный М. Мамардашвили. Этот автор настаивает на аналитических аналогиях, которые присутствуют в творчестве Г.-Х. Андерсена и С. Кьеркегора. Роль сказки как «научителя» символического освоения мира отмечена в работах В. Розина. Глубокий, но локальный анализ русской народной сказки предложен Е. Трубецким и дан им в национально-психологическом ракурсе2.
1См.: Декарт Р. Правила для руководства ума. - М., 1999. - 353с.; Гердер И. О немецком характере и искусстве. -М., 1971. - 113с.; Парсонс Г. Человек в современном мире. - М., 1985. - 279с.; Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. - М., 1974. - 73с.; Шеллинг Ф. Философия искусства. - М., 1993. - 189с.; Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991. - 345с.
2См.: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - 193с.; Ильин И. Духовный смысл сказ-ки//Культура здоровой жизни. - 2004. - №1. - С.52-63.; Лосев А. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. -524с.; Мамардашвили М. Символ и сознание. - М., 1997. - 340с.; Розин В. Природа и генезис игры//Вопросы философии. - 1999. - №6. - С. 26-34.; Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке// Литературная учеба. - 1990. - №2. - С. 93-129.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что в отношении авторской сказки философско-антропологическое осмысление отсутствует. В современной философской литературе нет комплексного исследования авторской сказки, ее системного концептуального философского анализа. Вместе с тем, непосредственное позиционирование авторской сказки в антропологическом пространстве есть данность, которая требует философского внимания и обобщения.
Объект исследования - авторская сказка как источник философско-антропологических смыслов.
Предмет исследования - значение и особенности выражения философ-ско-антропологических смыслов авторской сказки.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является концептуальный анализ феномена авторской сказки и осмысление ее как особой формы выражения и постижения субъективной духовности. Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
• выделить особенности статуса и бытования авторской сказки в сказкосистеме;
• установить связь авторской сказки с предшествующим феноменом -игрой;
• проанализировать соотношение мифа и авторской сказки;
• формализовать смыслоинтенсивное измерение авторской сказки;
• раскрыть эссенциальный потенциал авторской сказки как процесса моделесозидания субъективного бытия;
• показать роль экзистенциально-диалектического принципа в порождении философско-антропологических смыслов авторской сказки.
Методологические и теоретические основы исследования. Настоящая работа представляет собой содержательно-концептуальное исследование фило-софско-антропологических смыслов авторской сказки. В его осуществлении используется общетеоретический базис философского знания.
Природа авторской сказки раскрывается с помощью историко-генетического и проблемно-хронологического методов.
На определённых этапах исследования применялся системный метод, который дал возможность воссоздать феномен авторской сказки как дифференцированное целое и как элемент сказкосистемы. Осмысление авторской сказки в сравнительной взаимосвязи её с культурно-генетическими предшественниками как непосредственными (фольклорная сказка), так и опосредованными (игра и миф) предопределило использование компаративного метода. Диалектический метод позволил рассмотреть авторскую сказку как целостный социокультурный феномен.
Теоретическую базу исследования также образуют: концептуальный анализ игры и теория мифа в истории философии и теории культуры; системно-синергетический подход к изучению художественной культуры М. С. Кагана; экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора; концепции сказки В. Проппа, Е. Мелетинского; психоаналитические представления о мифе и сказке 3. Фрейда и Э. Фромма. В качестве специальных подходов к исследованию проблемы в работе применяются теория «символических форм» Э. Кассирера, принцип «бинарных оппозиций» К. Леви-Стросса, концепция архетипов К. Юнга.
Научная новизна исследования:
• структурирован и обоснован авторский концепт сказкосистемы, в котором выделен статус авторской сказки как высший уровень ее бытования и заявлено, что авторская сказка - внерациональная, вненаучная форма постижения человеческой экзистенции;
• установлена детерминационная связь между игрой и авторской сказкой, которая проявляется в игровой природе авторской сказки, ставшей модификацией сюжетно-ролевой игры со словами;
• проанализировано диахронное генетическое соотношение мифа и авторской сказки и показано, что символические возможности мифа являются ключом к пониманию сути сказочного символизма;
• в структурном измерении авторской сказки обоснован сказкосим-вол как ее дискурсивная единица, благодаря чему авторская сказка приобретает характер всеобщности и осуществляет в своем пространстве осмысление феноменов субъективного бытия;
• выявлен эссенциальный потенциал сказочной модели экзистенци-альности и обосновано, что модель авторской сказки - явление концептуального порядка, которое возникает по поводу постижения смыслов и закономерностей субъективного бытия;
• истолкован экзистенциально-диалектический принцип конструирования сказочной модели как отношение бинарных оппозиций, которые обеспечивают логику выстраивания экзистенциальной диалектики авторской сказки.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Бытование авторской сказки представлено во внутреннем единстве и отличии ее от фольклорной и фольклористической сказки в сказкосистеме, где она занимает генетически и исторически третий, высший уровень и выражает авторскую философско-мировоззренческую позицию, авторское видение-концепцию субъективного бытия, становясь выходом из тесных рамок одномерного, эмпирического существования человека в многомерное пространство духовности.
2. Игра и сказка сопрягаются и удерживаются в единстве, при этом сказка находится внутри игры и после нее. Игровая природа авторской сказки проявляется благодаря ассимиляции из игры приема «мнимой ситуации», символической «вненаходимости» субъекта за своими пределами в пространстве «иного царства», отделения себя от своего действия.
3. Сказочное утверждается через десакрализацию мифологического. Миф в большей степени имеет описательно-объяснительную направленность, фольклорная сказка - назидательно-нравоучительную, а авторская сказка - концептуально-мировоззренческую. Сказка и миф в определённый момент становятся параллельны, а затем сказка, особенно на уровне авторской, обретает самостоятельность. Авторская сказка использует весь тот образно-архетипический арсенал, который накоплен мифологическим сознанием, и, опираясь на мифологические сюжеты, художественно разрабатывая их, демифологизирует сознание.
4. Символ - основная дискурсивная единица авторской сказки - дает возможность порождения смыслов субъективного бытия. Формализованное идеальное, денотированное автором сказки, становится известным лишь благодаря знаку-образу, посредством которого оно выражено. В авторской сказке символ - смысловое восхождение от образа, в котором зримо-конкретно пребывает идея: концептуальная смыслоинтенсивность символа становится возможной и достигается при условии видения (образа) как ведания (смысла).
5. Процедура конструирования экзистенциальных моделей в авторской сказке может быть охарактеризована как непосредственное позиционирование иного стиля философствования, внерациональной формы осмысления субъективного бытия посредством художественной логики метафорического, ассоциативного, эмоционально-оценочного мышления в виде «конкретных абстракций». Процесс представлен как моделесозидание экзистенциальности благодаря мощному эссенциальному потенциалу авторской сказки.
6. Интровертивную диалектику авторская сказка постигает посредством бинарных оппозиций, делающих ее смыслонасыщенной и смыслопронзитель-ной. В авторской сказке философия духовной дискретности представлена в форме бинарных оппозиций иной направленности (от менее резкой противопоставленности пар противоположностей к более резкой их противопоставленности) и в процессе развития сюжета обращается в философию духовного синкретизма: движение разрозненных фрагментов экзистенции направляется к внутреннему единению.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Изложенные в диссертации положения могут дать дополнительный креативный импульс для продуцирования новых сущностных установок по проблеме человека как в поле философских исследований, так и в смежных гуманитарных дисциплинах (психология, педагогика, филология), способствуя, таким образом, углублению имеющихся представлений об экзистенциальных основаниях субъективности.
Материалы и выводы исследования могут быть востребованы и использованы в учебно-методической практике при разработке курсов лекций по философии и культурологии, а также спецкурсов по философской антропологии; в исследованиях гуманитарного характера как методологическая и теоретическая база, в креативной педагогике как основа изучения и управления процессами социализации личности на всех возрастных уровнях.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 -Религиоведение, философская антропология, философия культуры.
Отдельные положения и выводы исследования были представлены в докладах на научных конференциях: республиканской научно-теоретической конференции «Проблема отчуждения в общественном развитии» (г. Караганда, 1992 г.), Международной научно-практической конференции « Идентичность в современной культуре: феномен и теоретико-методологические аспекты исследования» (г. Челябинск, 2005 г.), региональных научно-теоретических конференциях «Человек в историческом и социокультурном аспекте» и «Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук» (г. Пятигорск, 2004,2006 г. г.).
Некоторые положения диссертации используются в процессе преподавания философии, а также в организации научной и воспитательной работы. Основные положения диссертации изложены в пяти публикациях общим объемом 2,5 п.л.
Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Общий объём - 147 машинописных страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Виртуальная бытийность сказки в культуре2006 год, кандидат философских наук Алексеева, Ольга Павловна
Литературная сказка в раннем творчестве А.М. Ремизова2005 год, кандидат филологических наук Гальченко, Олег Станиславович
Жанровое своеобразие литературной сказки рубежа XIX-XX веков: "Посолонь" А.М. Ремизова - "Пак с Волшебных Холмов" Р. Киплинга2008 год, кандидат филологических наук Жиляков, Артем Сергеевич
Проза С.А. Клычкова: поэтика магического реализма2005 год, кандидат филологических наук Кислицын, Константин Николаевич
Лингвосемиотика английской сказки: жанровое пространство, знаковая репрезентация, дискурсивная актуализация2013 год, доктор филологических наук Плахова, Ольга Александровна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Мулляр, Лилия Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации выявлена философско-антропологическая природа и экзистенциальная концептуальность авторской сказки. Вхождение сознания в гуманистические традиции духовности как способа бытия, проживания в совершенно иных измерениях горизонтов и масштабов осмысления мира и своей Я-концепции, сопряжено с одним, а именно сказочным пространством: самоощущение субъекта внутри Иномирия выступает средством дистанцирования по отношению к реальному бытию и, одновременно, средством единения с ним в «ином состоянии».
Авторская сказка по праву имеет особый статус в сказкосистеме, выступая специфической формой социокультурной рефлексии, примиряющей то, что в принципе непримиримо: дух и жизнь, духовное и социальное, рациональное и иррациональное. Кроме того, представляется очевидным тот факт, что сказка вообще и авторская сказка, в особенности, становятся преодолением эмпирической монотонности бытия и прорывом из тесных рамок реального существования человека в сферу многозначного, безмерного бытия - жизнепротекания в условно-чудесном мире как вариативном пространстве самовоплощений и самореализаций.
Сказочное царство духовно-возможного Иного - гуманистическая утопия, но именно она помогает субъекту осуществить своё страстное стремление к бытию идеальному (надбытию), не могущему быть реализованным в наличной действительности, но так необходимого Душе.
Наиболее выраженные формы такая утопия обретает как раз в авторской сказке - модели самоосуществления души по «принципу середины», согласно которому разум и чувства гармонически согласованы в ценностном отношении человека к миру, что уберегает субъекта от абсолютного отчуждения от жизни и от самого себя.
Именно авторская сказка выходит за пределы сказочного вымысла и только художественного бытования и заявляет свои претензии на равноправное партнёрство в драматической философской дискуссии по поводу «человеческой ситуации».
Концептуапьность авторской сказки бесспорна и интегрирует сознательное и бессознательное путём символьно-моделекреативного толкования и индивидуального проживания.
Таким образом, она спасает человека от невротической угрозы, порождаемой коллизиями современного бытия. «Терапевтическое» воздействие авторской сказкосферы имеет место как перманентный процесс реализации блокированных реальностью желаний и помыслов в мнимых ситуациях, заявленных авторской сказкой. Представляется правомерным настаивать на специфической сказочной сублимационности бессознательного в человеке. Существующие антропологические «разрывы» экзистенции авторская сказка сводит в «тотальную» целостность, предотвращая распад индивидуации на фрагменты Человеческого, затерянные в социокультурном пространстве.
Авторская сказка намечает, обнаруживает «болевые точки» как во внутреннем мире индивидуации, так и во внешнем мире ситуаций. В общем социокультурном контексте авторская сказка, оставаясь относительно самодостаточной, испытывает влияние всех других культурных форм и соответственно сама оказывает воздействие на них.
Поэтому можно говорить об одном из важнейших типов связи в данном случае - об отношении обусловленности. Авторская сказка обусловлена непосредственно фольклористической, опосредованно - фольклорной сказкой и вдвойне опосредованно - игрой и мифологией. В свою очередь, сама авторская сказка может выступить сценарием сюжетно-ролевой игры, «спровоцировать» чудесное рождение притчевых форм литературно-сказочного порядка, стать у истоков сложного смыслового узора постмодернистского сказочного сознания. Подтверждение тому - фантастические построения Ф. Кафки («Превращение»), Г. Гессе («Август») и др.
Таким образом, в результате проведенного диссертационного исследования решены следующие задачи, поставленные перед диссертантом, а именно:
1. выделены особенности статуса и бытования авторской сказки в сказ-косистеме, авторская сказка заявлена как внерациональная, вненаучная фило-софско-антропологическая рефлексия;
2. установлены и исследованы детерминадионные, генетические связи авторской сказки с предшествовавшими ей исторически формами культуры (игра и мифология);
3. формализовано смыслоинтенсивное измерение авторской сказки в сказкосимвольный дискурс;
4. выявлена роль сказочного символа в процедуре моделестроения субъективного бытия и эссенциальный потенциал сказочной модели;
5. проанализирован и представлен в обобщениях экзистенциально-диалектический принцип как механизм выражения и постижения философско-антропологических смыслов авторской сказки.
В целом, заявлена и обоснована экзистенциальная концептуальность авторской сказки как особой, «иной» формы философствования - образно-символьной антропологии, фокусирующей внимание на многозначном проблемно-Человеческом.
Быть «собеседником в антропологическим диспуте» философии сегодня неимоверно трудно. Потому, что трансформируется сам фундамент духовности. Потому, что всеобщий нигилизм пытается завладеть человеком и его душой. Потому, наконец, что «мы живем во время, обильное идеалами, но идеалами, борющимися друг с другом, непримиримо враждебными»1.
Трудно быть, но нельзя и не быть в антропологическом пространстве, ибо «расширение горизонтов» личности возможно лишь через соприкосновение с ним2. В связи с этим данное исследование уместно использовать в креативной педагогике как методологическую базу теоретического обоснования процесса воспитания, причем без ограничения возрастными параметрами, но с учетом последних. В преподавании культурологии и философской антропологии идеи, сформулированные автором исследования, могут способствовать формирова
1 Акулинин В.Философия всеединства. - Новосибирск 1990. - С.130.
2 См.: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.- М.,1975. -193с. нию креативного стиля мышления. В преподавании филологического материала (литература как предмет изучения) результаты данного исследования способны изменить традиционные, «устоявшиеся», в чем-то консервативные и упрощенные подходы в трактовании авторской сказки как уникального феномена культурного процесса.
Противоречивость бытия современного человека - «его взлеты и откаты, стремительный бег и вдруг душные времена»1 - заставляют искать такие концепты, которые могут стать гарантом внутреннего душевного спокойствия, стабильности и самодостаточности личности.
Авторская сказка - один из важнейших «наполнителей» интровертивного духовного пространства индивидуального экзистенциала. Безусловно, автор исследования не претендует на абсолютную законченность темы. Предложенная система идей открыта и готова к диалогу: «сова Минервы» пребывает в своем перманентном полете.
1 Мотрошилова Н. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991. - С.15.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мулляр, Лилия Анатольевна, 2006 год
1. Абелюк Е.С. Миф или сказка? М.: Наука, 1995. - 135с.
2. Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Наука, 1996. - 173с.
3. Азадовский М. Особенности народной поэтики. М.: Наука, 1968. - 95с.
4. Акиндинова Т.А., Бердючина Л.А. Новые грани старых иллюзий. Л.: ЛГУ, 1984.-253с.
5. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От В.С.Соловьёва к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. - 142с.
6. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции.-М.: Искусство, 1987г. 221с.
7. Андерсен Г.-Х. Золотой мальчик. Сказки и истории. Том второй: пер. с дат.- Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1993г. 475с.
8. Андерсен Г.-Х. Калоши счастья. Сказки и истории. Том первый: пер. с дат.- Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1993г. 469с.
9. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л.: Знание, 1929. - 563с.
10. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Наука, 1987г. - 175с.
11. И. Асбьёрнсен П. Норвежские волшебные сказки и народные предания. -М.: Наука, 1980. 124с.
12. Асбьёрнсен П. Норвежские народные сказки. М.: Наука, 1975.- 128с.
13. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения древних славян на природу.- М.: Наука, 1994.-239с.
14. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки,- М.: Художественная литература, 1957. 571с.
15. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. М.: Искусство, 1977. -234с.
16. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Русский фольклор.- М.: Школа классики, 2002. 165с.
17. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Наука, 1983. - 189с.
18. Бараг Л.Г. Сказочная фантастика и народные верования //Советская этнография. 1966.- №5.- С. 15-35.
19. Батай Ж. Теория религии. Минск: Современная литература, 2000. -110с.
20. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М.: Мысль, 1973.-215с.
21. Басин ЕЛ. О теоретических взглядах С. Лангер//Искусство. 1967. - №6.-С.24-39.
22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979г.-311с.
23. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Искусство, 1975.-193с.
24. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия//Фольклор народов РСФСР. -Уфа: Искусство, 1979. 256с.
25. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994г.-526с.
26. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: Алеф, 1992г.-215с.
27. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: пер. с англ. Минск: Попурри, 2003г. - 505с.
28. Бирлайн Д. Френсис. Параллельная мифология: пер. с англ. М.: Крон-пресс, 1997г. - 302с.
29. Богомолов A.C. Диалектический логос. М.: Мысль, 1982г. - 260с.
30. Борев Ю.Б Критика современных буржуазных эстетических концепций.-М.: Высшая школа, 1977. 172с.
31. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988г. - 495с.
32. Брауде Л.Ю. Андерсен в русской и советской критике://! Исторические связи Скандинавии и России 9-20 в. Л.: Прогресс, 1970. - 200с.
33. Брауде Л.Ю. Г.-Х.Андерсен: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1971.-215с.
34. Брауде Л.Ю. Датский сказочник и парижский гамен //Хочу всё знать.-1961.- №4. С. 15-35.
35. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. М.: Наука, 1979.-170с.
36. Брауде Л.Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе// Детская литература 1975. М.: Детская литература, 1975. - 127с.
37. Брауде Л.Ю. Г.- X. Андерсен. М.: Просвещение, 1987. - 141с.
38. Брауде Л.Ю. Сказочники Скандинавии. Л.: Наука, 1974. - 157с.
39. Брауэр В., Головин С., Дюмоц И. Энциклопедия символов. М.: Крон-пресс, 1995. - 502с
40. Буслаев Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки. СПб.: Наука, 1997. - 248с.
41. Бюлер К. Удовольствие в игре. М.: Наука, 1980. - 132с.
42. Вартазарян С.Р. От знака к образу. М.: Наука, 1996.- 194с.
43. Ведерникова Н.М. Контаминация в русской народной волшебной сказке: Автореф. дис . . канд. филол.наук. М, 1970. - 31с.
44. Велековский С.А. Грани «несчастного сознания». М.: Знание, 1973.-115с.
45. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Наука, 1989. - 405с.
46. Веселовский А.Н. Сравнительная мифология и её метод. М.: Наука, 1938.-308с.
47. Вико Д. Основания новой науки. М.: Наука, 1963. - 135с.
48. Вундт В. Миф и религия: пер. с англ. Л.: Наука, 1965. - 98с.
49. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. - №6 - С.45.-70.
50. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 342с.
51. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Знание, 1988. - 478с.
52. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1970. - 482с.
53. Гейне Г. Признания. М.: Наука, 1988. - 205с.
54. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М.: Мысль, 1985.-217с.
55. Гердер И. О немецком характере и искусстве. М.: Наука, 1971. - 113с.
56. Гессе Г. Письма по кругу. М.: Прогресс, 1987. - 396с.
57. Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х т. 1т. СПб.: Северо-Запад, 1994.-605с.
58. Голов А.А. Методологический анализ игры // Проблема методологии: социально-гуманитарное познание и особенности его методологии. М.: Знание , 1984. - 87с.
59. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 384с .
60. Горностаева М.В. Миф и сказка как символические системы //Вестник МГУ. Сер.социология и политология. 2001.- №3.- С. 113-126.
61. Гофман Э.Т.А. Крошка Цахес по прозванию Циннобер. Л.: Художественная литература, 1976. - 593с.
62. Гренбек Б. Г.-Х.Андерсен : жизнь, творчество, личность. М.: Прогресс, 1979.-376с.
63. Гримм В. и Я. Детские и домашние сказки. Старый Оскол: Гермес, 1993.-461с.
64. Гримм Я. Немецкая мифология // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20в. М.: МГУ, 1987. - 510с.
65. Грундтвиг С. Старинные датские предания и напевы. М.: Мысль, 1985.-273с.
66. Гулыга А.К. Миф как философская проблема// Античная культура и современная наука. М.: Просвещение, 1995. - 325с.
67. Декарт Р. Правила для руководства ума. М.: Наука, 1999. - 253с.
68. Днепров В.Д Идеи времени и формы времени: метафорический роман Ф.Кафки. М.: Просвещение, 1980. - 151с.
69. Ерёмина В.И. Миф и народная песня// Миф. Фольклор. Литература.-М.: Наука, 1978. 249с.
70. Жирмунская H.A. Новеллы Э.Т.А.Гофмана в сегодняшнем мире. М.: Знание, 1999. - 149с.
71. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. JL: Гослитиздат, 1962.-148с.
72. Жирмунский В.М. К вопросу о международных сказочных сюжетах // Историко-филологические исследования. М.: Мысль, 1967. - 110с.
73. Зеленин Д.К. Избранные труды. М.: Наука, 1994.- 513с.
74. Зеленин Д.К. Религиозно-магическая функция волшебных сказок // С.Ф.Ольденбургу: к 50-летию научно-общественной деятельности. Л.: Наука ,1934. - 84с.
75. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М.: Искусство, 1991.-349с.
76. Ильин И.А. Духовный смысл сказки //Культура здоровой жизни. 2004.-№1. - С.52. -63.
77. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. СПб.: Петрополис, 1997. - 543с.
78. Кайев A.A. Русская литература. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1958. - 458с.
79. Карасёв Л.В. Входит и выходит (Винни Пух и Мюнхгаузен)// Вопросы философии. 2004. - №9. - С. 126 -137.
80. Кассирер Э. Философия символических форм. М.: Университетская книга, 2002. - 952с.
81. Кесседи Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972.- 218с.
82. Кассирер Э. Познание и действительность. М.: Наука, 1994. - 153с.
83. Кафка Ф. Замок. Новеллы и притчи. Письма. М.: Политическая литература, 1991. - 575с.
84. Клаус Т.П. Сила слова. М.: Мысль, 1967. - 185с.
85. Колумбаев Б.Е. Человеческое в человеке (мировоззренческий анализ): Автореф. дис. д-ра философ, наук. М, 1993.- 45с.
86. Корелова К.Е. Волшебный мир. //Русская волшебная сказка: антология. -М.: Высшая школа, 1992. 181с.
87. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Наука, 1980,- 345с.
88. Кравцов Н.И. Сказка как фольклорный жанр // Спецификация фольклорных жанров. М.: Мысль, 1973. - 247с.
89. Кравченко А.И. Кассирер об искусстве как символической форме. М.: Мысль, 1970. - 194с.
90. Краус В. Зигмунд Фрейд и литература //Вопросы философии. 1995. -№2. - С.122-130.
91. Кьеркегор С. Страх и трепет // Этическая мысль. М.: Политическая литература, 1990. - 479с.
92. Лацарус Р. Игра и отдых. М.: Наука, 1987. - 94с.
93. Лебедев Т.И. В соавторстве с Андерсеном //Уроки литературы. 2004. -№1.- СЛ0 -15.
94. Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия // Системные исследования . М.: Знание, 1984. - 263с.
95. Леви-Стросс К. Структура мифа //Вопросы философии. 1970. - №7-С.37- 69.
96. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Наука, 1930. - 517с.
97. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, Аст,2000.- 155с.
98. Левченкова О.С. Феномен чуда в русской литературной сказке 30-90х годов XX века// Филологические науки. 2000. - №5 .- С.72-91.
99. Лопырева Е.А. Андерсен и его творчество //Сказки и рассказы. М.: Художественная литература, 1937. - 74с.
100. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М.: Искусство 1988. - 414с.
101. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политическая литература, 1991. - 524с.
102. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Мысль, 1970.-448с.
103. Лупанова Н.И. Гофман и его сказка//Литература. 1998. - №7. - С.9-17.
104. Майданов A.C. Миф как источник знания //Вопросы философии. -2004.-№9. С. 18-25.
105. Майер К. Немецкие народные сказки. М.: Наука, 1990. - 149с.
106. Майкова А.И. Зачем женятся на лягушках // Литература. 1999. -№1.-С. 15-17.
107. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Наука, 1996. -218с.
108. Мамардашвили М.К. Символ и сознание. М.: Школа «Языки русской литературы», 1997. - 340с.
109. Манн Т. Новеллы. М.: Правда, 1986. - 557с.
110. Манн Ю.П. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь)// Вопросы литературы. 1999. - №2. - С. 162-193.
111. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Наука, 1958. - 161с.
112. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и ро-мана.-М.: Наука, 1986.-291с.
113. Мелетинский Е.М. Возникновение и ранние формы словесного икусст-ва // История всемирной литературы в 3 т. М.: Книга, 1969.Т.1. - 337с.
114. Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Фольклор и этнография. Л.: Мысль, 1970. - 218с.
115. Мелетинский Е.М. Мифы и историческая поэтика фольклора. М.: Наука, 1977. - 348с.
116. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Знание, 1976. - 142с.
117. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика А. Веселовского и проблема происхождения повествовательной литературы//' Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. - 335с.
118. Миллионщикова Т.М. Мифологический образ в фольклоре и литературе //Фольклор и фольклористика. 1996. - №1. - С.75-82.
119. Миримский И.С. Э.Т.А. Гофман // Статьи о классиках. М.: Просвещение, 1966. - 101с.
120. Молдавский Д.И. Русская сатирическая сказка. JL: Художественная литература, 1979. - 260с.
121. Мольбек К. Книга для народного и детского чтения. М.: Наука, 1973.-305с.
122. Мороз С.И. Тема детства в творчестве Г.Гессе // Детская литература. -1993.- № 1. С.22-27.
123. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Наука, 1991.-463с.
124. Муравьёва И.П. Андерсен. JL: Прогресс, 1961. - 300с.
125. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание //Вопросы философии. 1994. - №2. - С.50-61.
126. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М.: Гардарики, 2002. - 554с.
127. Нестеренко Н.Б. Чудо как событие в слове // Филологические науки.-1999. №5. - С. 103-106.
128. Неустроев В.П. Андерсен и проблема романтической традиции//' Русско-европейские литературные связи. М.: Наука, 1985. - 215с.
129. Неустроев В.П. Андерсен. Сказка жизни. М.: Просвещение, 1983.-273с.
130. Немировская Е.М. Теория презентативного символизма (к анализу семантической концепции искусства С. Лангер)//Вопросы философии. -1972. №7. - С.54-61.
131. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Самоутверждение человека// Вопросы философии. 1997. - №9. - С.96-П7
132. Овчинникова JI.B. Русская литературная сказка XX в.: история, классификация, поэтика. М.: Наука, 2001. - 423с.
133. Орлова Г.К. Русская сказка конца XIX века:типология, основы поэтики// Филологические науки. 2001. - №3. - С.30-36.
134. Парандовский Я.И. Мифология, верования, легенды греков и римлян.-М.: Знание, 1971.-331с.
135. Парсонс Т. Человек в современном мире. М.: Наука, 1985. - 279с.
136. Пирадов A.B. Проблемы комплексного изучения закономерностей эстетического развития личности: Автореф. дис. . канд.ист. наук . JI, 1978. - 29с.
137. Погодин A.C. Г.-Х. Андерсен новеллист: Автореф. дис. .канд. фи-лол.наук. - М, 1955. - 40с.
138. Погодин A.C. Классики датской литературы Г.-Х.Андерсен. М.: Знание, 1965. - 129с.
139. Подарки феи. Сказки зарубежных писателей. Симферополь: Таврида, 1993.-414с.
140. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре.-М.: Наука, 1975. 190с.
141. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Харьков: Знание, 1905г.-418с.
142. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Знание, 1998. - 345с.
143. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Мысль, 1998. - 194с.
144. Пропп В.Я. Трансформация волшебных сказок. М.: Наука, 1998. -281с.
145. Пропп В .Я. Фольклор и действительность. М.: Мысль 1976. - 313с.
146. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. - 278с.
147. Разумова И.А. Сказка и быличка(мифологические персонажи в системе жанра). М.: Наука, 1998. - 183с.
148. Родари Д. Сказки по телефону. Запорожье: Интербук-Хартица, 1994.-448с.
149. Розин В.М. Природа и генезис игры// Вопросы философии. 1999. -№6.-С.26-34.
150. Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. М.: Знание, 1974. - 193с.
151. Рошияну Н. Традиционные формулы сказки: Автореф. дис. канд. фи-лол. наук. М, 1967. - 37с.
152. Свердлов М.Н. Поэтика абсурда: «Превращение» Франца Каф-ки//Литература. 2004. - №30. - С.5-8.
153. Свердлов М.Н. Романтический гротекс: Гофман //Литература. 2004 -№4. - С.6-9.
154. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 255с.
155. Серов С.Я. Русская литературная сказка//Городок в табакерке. М.: Правда,1989. - 653с.
156. Сказки немецких писателей. Л.: Лениздат, 1989. - 542с.
157. Спиваковский А.С Нарушение игровой деятельности. M.: Наука, 1980. -85с.
158. Спиваковский A.C. Игра это серьёзно.-М.:Нация, 1981.-79с.
159. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1976. - 127с.
160. Стеффенс Г. Шведские народные сказки. М.: Художественная литература, 1964. - 254с.
161. Сучков Б.П. Лики времени. М.: Художественная литература, 1969.-174с.
162. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политическая литература, 1989. - 220с.
163. Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации.-М.: Мысль. 1994. 573с.
164. Тиле Ю. Датские народные предания. М.: Художественная литература,1980. - 270с.
165. Топелиус С. Древние руны финского народа и новейшие песни. М.: Наука, 1973. - 345с.
166. Тронский И.М. Синтетичный миф и современная сказка. JL: Мысль, 1934.- 302с.
167. Трубецкой E.H. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке //Литературная учёба. 1990. - №2. - С.93-129.
168. Филонов С.С. Сказка на все времена (новелла Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес»)//Литература в школе. 2003. - №2. - С.40-44.
169. Французкие сказки. М.: Правда, 1988. - 479с.
170. Фрейд.З. По ту сторону принципа удовольствия.- М.: Наука, 1984.-477с.
171. Фрейд.З. Поэт и фантазия М.: Мысль, 1989. 370с.
172. Фрейд.З. Психологические этюды. М.: МГУ, 1912. - 462с.
173. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Мысль, 1978.-287с.
174. Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов // Душа человека. М.: Республика, 1992. - 459с.
175. Хабаров И.А. Философские проблемы семиотики. М.: Высшая школа, 1978.- 157с.
176. Хализев В.Е. Мифология 19-20 веков и литература// Вестник МГУ серия 9. Философия. 2002. - №3. - С.42-54.
177. Харитонова О.Н. «Что есть красота и почему её обожествляют люди?» Литературная сказка // Литературва в школе. 2002. - №5. - С.84-91.
178. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. М.: Мысль, 1992. - 295с.
179. Хейзинга И. Опыт определения игрового элемента культуры. М.: Наука, 1992. - 305с.
180. Хейзинга И. Осень Средневековья. М.: Наука 1988. - 539с.
181. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы философии. 1994. - №10 - С.117-129.
182. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996.-612с.
183. Шаров А.И. Волшебники приходят к людям. М.: Детская литература, 1979.-457с.
184. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Наука, 1993. - 189с.
185. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. М.: Наука, 1974. -176с.
186. Штоль Г. Мифы классичиской древности. М.: Художественная литература, 1993.-341с.
187. Эльконин Д.Б. Психология игр. М.: Просвещение, 1987. - 388с.
188. Эппггейн М. Игра в жизни и в искусстве//Современная драматургия.-1982. №2. - С.225-254.
189. Юдин Ю.И. Роль и место мифологических представлений в русских бытовых сказках о хозяине и работнике// Миф.Фольклор.Литература. JL: Наука,1978. - 249с.
190. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. - 317с.
191. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Канон, 1991. - 345с.
192. Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество. М.: Мысль, 1996. -298с.
193. Ясперс К. Духовная ситуация времени// Философские науки. 1988. -№11-12.
194. Levin .К.А. Dynamic Theory of Personality. Selected Papers, N.Y.L.1935. - 100р.
195. Beda Alleman, Kafka. Der Prozess. -"Der deutche Roman.", Disseldorf, 1963-245p.
196. Ritchie Robertson, Kafka. Judentum, Gessellschaft: Literatur, Stuttgart. 1988.- 118p.
197. Max Weber, Wirtschaft und Gesellschaft, Koln-Berlin. 1964. 97p.
198. Heinz Politzer, Franz Kafka.- Der Kunstler, Frankfurt am Main: 1978. -305p.
199. Max Brod, Nachnort zur ersten Ausgabe. Franz Kafka, Das Schloss, Frankfurt am Main, 1996. - 137p,
200. Lilian Fürst, and the Romantik. Jmagination in Mosaik. A journal for the Comparation Study of Literature and jolias", 3|4, 1970. - 49p.
201. Kierkegaard, Der Begriff Angst- Soren Kierhegard, Gesammelte Werke, 1965.-215p.2021 ders H.Varuna, I.Gotfingen, 1957. 70p.
202. Musil R.Ausgewählte Prosa. M., 1980. 430p.
203. Huizinga J. Homo Ludens. Hamburg, 1956. 232p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.