А.В. Зражевская: биография и творчество тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Безгина, Юлия Сергеевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат наук Безгина, Юлия Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ A.B. ЗРАЖЕВСКОЙ
1.1. Взаимосвязь биографии и творчества писателя как литературоведческая проблема
1.2. История семейных связей
1.3. Проблема самоопределения и первые работы (1828 - 1833)
1.4. Освоение и популяризация произведений французских романтиков (1834 - 1842)
1.5. Завершение литературно-творческой деятельности
(1842- 1867)
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО A.B. ЗРАЖЕВСКОЙ
2.1. Литературное наследие A.B. Зражевской в контексте женской литературы 30 - 40-х гг. XIX века
2.2. Проблема сюжета и героя в романе "Картины дружеских
связей"
2.3. Формирование литературно-критических взглядов в публицистических работах 40-х
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Романистика Е.П. Ростопчиной: жанровая эволюция в контексте прозы 50-х гг. XIX века2024 год, кандидат наук Попова Мария Юрьевна
Творчество К.В. Назарьевой как явление массовой литературы второй половины XIX века2022 год, кандидат наук Аверина Мария Александровна
Жанровая система творчества Б.К. Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения2009 год, доктор филологических наук Громова, Алла Витальевна
Проблема женской реализации в творчестве А.Я. Марченко2010 год, кандидат филологических наук Сварчевская, Татьяна Валерьевна
Архив П. И. Чайковского: Текстологические и биографические исследования. Творчество и жизнь2000 год, доктор искусствоведения в форме науч. докл. Вайдман, Полина Ефимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «А.В. Зражевская: биография и творчество»
ВВЕДЕНИЕ
В «Русском биографическом словаре», в посвященном A.B. Зражевской (1809 - 1867) очерке есть слова, прекрасно характеризующие ее как писательницу: «Кто <...> придаст языку нашему всю нежность, грацию и найдет выражения для многих тысяч оттенков мысли и чувства, которые неуловимы для мужчин? Таким именно свойством обладает язык произведений Зражевской. Непринужденной разговорчивостью отличается резвое перо ее <...> Ее выбор вещей для перевода обнаруживает развитой литературный вкус; живой и наблюдательный ум сказывается в оригинальных ее статьях, где нередко тонкий юмор искусно сплетается с глубокой, серьезной мыслью. Она вполне ясно отдавала себе отчет в том, что нужно писательнице, и вот почему критика, заставив страдать ее душу, в течение многих лет не могла выбить перо из рук ее. Сатиру-критику на современных ей критиков представляет остроумный ее «Зверинец»; три страшных зверя ополчились на женщин-писательниц: «педантство, резонерство и фразерство», и сама Зражевская испытала на себе их острые зубы, но стойко продолжала оставаться на своем посту, расчищая дорогу для будущих русских писательниц» [143, с. 497]. Со времени написания очерка прошло уже почти сто лет, но целостного исследования творческой судьбы Зражевской так и не было сделано. Имя ее со временем было забыто, как и имена большинства женщин-писательниц середины XIX века, которые оказались за рамками литературного процесса и были отнесены к разряду «второстепенных».
На сегодняшний день творчество Зражевской известно лишь узкому кругу специалистов, несмотря на то, что она была одной из наиболее активных русских женщин - писательниц 30 - 40-х гг. XIX века, периода в
развитии русской литературы, когда женщины входили в профессиональную
литературную сферу.
Писательница со сложившимся индивидуальным стилем, талантливая переводчица романтиков французской литературы, критик и публицист, Александра Васильевна Зражевская «бесспорно заслуживала больше внимания, как одна из немногих русских женщин 30-х и 40-х гг., дерзнувших вступить на тернистый путь литературной деятельности при самых тяжелых условиях, когда «ложный взгляд на женщину», по словам Белинского, «осуждал ее на молчание»; когда звание писательницы <...> было еще «контрабандой» <...> когда еще очень немногие осмеливались высказаться за участие «прекрасного пола» в нашей литературе» [143, с. 496-497].
Выход женщины на литературную арену - характерная черта конца XVIII - первой половины XIX века. Достаточно назвать имена таких выдающихся женщин-писательниц, как мадам де Сталь, Жорж Санд, Джейн
Остин, сестры Бронте.
Работ, освещающих литературную биографию Зражевской, немного, и основаны они на биографических сведениях, сообщенных племянницами писательницы Ольгой Степановной и Варварой Степановной Бурачек и свидетельствах современников.
В 1889 г. имя Зражевской впервые фигурирует в «Библиографическом словаре русских писательниц» H.H. Голицына, где автор предпринимает попытку систематизировать ее литературное наследие. В 1891 г. в справочном издании С.И. Пономарева «Наши писательницы» Зражевская отмечена среди прочих женщин-писательниц в разделе «История литературы и педагогики», в 1894 г. о ней упоминается в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», в 1916 г. в «Русском биографическом словаре» под ред. A.A. Половцова ей посвящается довольно подробный биографический очерк с указанием основных фактов ее жизни и перечислением опубликованных на тот момент работ.
Полвека спустя представления о жизни и литературной деятельности Зражевской значительно не расширились. В 1956 г. имя ее перечисляется среди прочих в «Словаре псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» И.Ф. Масанова, в 1989 г. в работе Л.А. Черейского «Пушкин и его окружение» Зражевской посвящена очень краткая заметка с указанием ссылок на общеизвестные источники сведений о ней.
Лишь в 80-е гг. XX века предпринимается попытка осветить творческую судьбу и литературное наследие писательницы. Так, в 1985 и 1988 гг. М.Ш. Файнштейн в составе издания «Временник Пушкинской комиссии» публикует две статьи - «Книги A.B. Зражевской в пушкинской библиотеке» и «Вокруг одной статьи Пушкина», посвященные обзору имеющихся в библиотеке A.C. Пушкина книг Зражевской и истории издания перевода романа «Лудвиг Ламберт» (1835) О. де Бальзака. Спустя ровно век со времени выхода в свет словаря Голицына, в 1989 г. появляется следующая значительная работа М.Ш. Файнштейна, историко-литературный очерк «Писательницы пушкинской поры», в котором автор, основываясь не только на имеющиеся о писательнице сведения, но и на архивные данные, дает развернутую характеристику творческого пути Зражевской, представляя ее как выдающуюся переводчицу и публициста своего времени.
В 1992 г. в биографическом словаре под ред. П.А. Николаева «Русские писатели. 1800- 1917» Зражевской посвящен целый биографический очерк с опорой на все те же общеизвестные факты ее жизни и творчества. В 1994 г. в Лондоне выходит «Словарь русских писательниц» под ред. М. Ледковской, Ш. Розенталь и М. Зирин, в котором имя Зражевской упоминается в краткой биографической справке. В конце XX века наблюдается повышенный интерес к женскому вопросу, который находит свое воплощение в развивающемся тендерном направлении в литературоведении, предполагающем не автономное существование женской литературы отдельно от мужской, а обозначение и выделение ее в литературном процессе. Появляется значительное количество исследований, посвященных
женской литературе и открытию несправедливо «забытых» в свое время женских имен. В этой связи примечательны работы И.Л. Савкиной и Н.Л. Пушкаревой, предпринимающих попытки проанализировать произведения Зражевской с точки зрения тендерного подхода.
Таким образом, жизнь и литературное наследие Зражевской даже спустя почти два столетия остаются недостаточно исследованными и по-прежнему известными лишь узким специалистам. Изучение истории развития русской литературы невозможно без учета творчества «второстепенных» авторов, к которым относится имя A.B. Зражевской.
Необходимость более глубокого изучения жизни и творчества писательницы и художественных особенностей ее произведений, определения места Зражевской в литературном процессе 30 - 50-х гг. XIX века определяет актуальность исследования.
Научная новизна диссертации заключается в попытке дать более полное представление о жизненном и творческом пути Зражевской, выявить общественные и литературные интересы писательницы, проанализировать образно-тематическое и стилистическое своеобразие ее произведений.
Впервые в сферу научного анализа вводятся архивные документы (свидетельство о крещении А. В. Зражевской, формулярный список титулярного советника Зражевского на 1836 год); публицистические очерки, критические статьи ((«О чтении романов» (1843), критическая статья на исторический роман О.П. Шишкиной «Князь Скопин - Шуйский» (1842)); самостоятельные и переводные романы Зражевской («Девушка - поэт» (отрывок из романа) (1844), перевод с французского «Библиотека моего дяди»), представляющие исследовательский интерес, а также в недостаточной мере изученное эпистолярное наследие писательницы, позволяющее по-новому взглянуть на ее творческую судьбу и раскрыть наиболее спорные вопросы ее биографии.
Объектом диссертационного исследования являются жизненный путь и творческое наследие Зражевской.
Предметом исследования является взаимосвязь биографии и
творчества А.В. Зражевской.
Материалы исследования: документы, хранящиеся в рукописных отделах архивов Российской Федерации, ИР ЛИ, РНБ, РГБ, воспоминания родственников и современников, историко-литературные очерки о Зражевской, литературное наследие писательницы, представленное самостоятельными художественными произведениями (эпистолярный роман «Картины дружеских связей» (1833; 2-е изд., 1839); «Женщина - поэт и автор» (отрывок из романа) (1842); «Девушка - поэт» (отрывок из романа) (1844)); переводными романами французских авторов («Созерцательная жизнь Людвига Ламберта» О. де Бальзака (1835); «Девица де Марсан» Ш. Нодье (1836); «Лорнет» Эм. де Жирарден (1834); «Пустынник Чимборасский, или молодые бесстрашные Колумбийцы» Ж. Шампаньяка (1838); «Три повести» г-жи Ребо (1841); «Детская библиотека» С. Улльяк-Тремадюр (1839); «Библиотека моего дяди» (1836)); публицистическими очерками и критическими статьями 40-х гг. XIX века (критическая статья на исторический роман О.П. Шишкиной «Князь Скопин - Шуйский» (1842); «Зверинец» (1842); «О чтении романов» (1843)).
Цель работы - исследовать малоизученные страницы биографии Зражевской и расшифровать ее литературное наследие (художественные и публицистические произведения, литературно-критические статьи, переводы, эпистолярное наследие).
В соответствии с целью определяется круг конкретных задач исследования:
1. Изучить существующие на сегодняшний день исследования, биографические очерки, освещающие жизненную и творческую судьбу Зражевской.
2. Рассмотреть основные подходы к изучению биографии и определить наиболее актуальное для современной науки теоретическое
обоснование проблемы взаимосвязи биографии и поэтики творчества в
литературоведении.
3. Проследить историю семейных связей Зражевской и осветить основные периоды жизни и творчества писательницы в соответствии с культурно-историческим подходом к изучению биографии.
4. Рассмотреть жанрово-стилистическое своеобразие романа «Картины дружеских связей» (1833), акцентировав внимание на таких аспектах, как сюжетно-композиционная структура, система образов, способы выражения
авторского сознания.
5. Проанализировать критические статьи Зражевской как способ
выражения ее культурно-эстетических и общественных взглядов. На защиту выносятся следующие положения:
1. Биография, будучи междисциплинарным явлением и аккумулируя в себе разные концепции, отражает неразрывную взаимосвязь жизненного пути
писателя и его творчества.
2. Исходя из хронологического принципа и учитывая эпистолярное
наследие писательницы, жизненный путь Зражевской может быть представлен тремя основными периодами: 1) 1828 - 1833: проблема самоопределения и первые работы (стихи, небольшие повести, фантастические романы, переводы («Краткий и легкий путь к молитве» г-жи Гийон), первый неопубликованный роман, посвященный императрице Марии Федоровне (1828), роман в письмах «Картины дружеских связей» (1833)); 2) 1834 - 1842: освоение и популяризация произведений французских романтиков (переводы романов О. де Бальзака, Ш. Нодье, Эм. де Жирарден и др.); 3) 1842 - 1867: завершение литературно-творческой деятельности (критические статьи; эпистолярное наследие как способ разрешения наиболее спорных вопросов биографии, касающихся подготовленного, но не увидевшего свет романа «Женский век» (1850), подробностей жизни в Старой Руссе).
3. В первом опубликованном эпистолярном романе Зражевской «Картины дружеских связей», равно как и в последующих произведениях писательницы («Женщина - поэт и автор» (отрывок из романа), «Девушка -поэт» (отрывок из романа)), проявляются черты авторской индивидуальности, нашедшей отражение в жанрово-композиционном построении романа, своеобразных сюжетных и персонажных решениях. Ярко выраженная авторская позиция, сильное нравоучительное начало, идеализация героев, обилие неразрешимых конфликтов - все это позволяет говорить о романтическом начале в раннем творчестве Зражевской.
4. В публицистических статьях и очерках Зражевской, в которых наиболее ярко проявились ее литературно-общественные взгляды, писательница - «наставник» вступает в открытый диалог с читателями, отстаивая прогрессивные культурно-эстетические и общественные взгляды, актуальные проблемы современности.
В ходе исследования была проведена следующая поисковая работа: а) ознакомление с фондами Института русской литературы (ИРЛИ), Российской национальной библиотеки (РЫБ), Российской государственной библиотеки (РГБ), архива Российской академии наук (АРАН), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ); б) поиск самостоятельных и переводных произведений A.B. Зражевской.
ИР ЛИ размещает фонды:
1. С.О. Бурачка под № 34 - Зражевская A.B. Письма Бурачкам Степану Онисимовичу и Елизавете Васильевне (Оп. 1. Ед. хр. 434); Зражевский К.В. Письмо к Бурачку С.О. (Ед. хр. 435); Зражевский К.В. Письмо Бурачек Е.В. (Ед. хр. 467); Бурачек Е.В. - Зражевский В.И. Письма их друг другу (Ед. хр. 466); Зражевская A.B. Письмо к Данковской Марии, графине (на рус. и фр. языках) (Ед. хр. 484); Зражевская A.B. Письмо к Ильину A.B. (Ед. хр. 485); Зражевская A.B. Записки (Ед. хр. 486); Зражевская О.В. Отрывок из письма к
Зражевскому В.И. (Ед. хр. 488); Зражевская A.B. «Изгнанная душа», перевод с франц. (Ед. хр. 506); Зражевская A.B. и Бурачек С.О. «Святой Димитрий, митрополит Ростовский» (Ед. хр. 507); Бурачек С.О. Письма его к Бурачек Е.В. (Ед. хр. 463, 464); Зражевский Н.В. Письмо его к Анне Александровне (Ед. хр. 487); Бурачек (урожденная Зражевская) Е.В., Бурачек С.О. Записи дат рождения и смерти родных и сведения бытового характера. Автографы.
Записная книжка (Ед. хр. 559, 38);
2. И.Т. Лисенкова под № 151 - Зражевская A.B. Письмо Лисенкову
И.Т. с заказом книг (Ед. хр. 9). РНБ размещает фонды:
1. С .П. Шевырева под № 850 - Зражевская A.B., писательница. Письмо
Степану Петровичу Шевыреву (Ед. хр. 262).
2. М.Н. Загоскина под № 291 - Зражевская A.B. Письма Михаилу
Николаевичу Загоскину (Ед. хр. 87).
РГБ размещает фонд М.П. Погодина под № 231 - Зражевская A.B.
Письма к М.П. Погодину (II. 13. 29).
АР АН размещает «Записки заседаний» Академии с приложениями за 1783 - 1841 гг. (протоколы и протокольные бумаги), «Дела и бумаги» за те же годы (делопроизводство Академии) под № 8 (Оп. 3. 1835. Д. 53).
РГАЛИ размещает фонд Ф.Н. Глинки, А.П. Глинки под № 141 -Зражевская A.B. Письмо к А.П. Глинке (Оп. 1. Д. 576). РГИА размещает фонды:
1. Дела о перепечатке разрешенной цензурой с исключениями книги О. Бальзака «Созерцательная жизнь Людвига Ламберта», перевод А. В. Зражевской, в связи с заменой при печатании исключенных мест рядами точек под № 772 (Оп. 1. Д. 817).
2. Дел о сопричислении к дворянскому сословию за 1813-1917 гг. под № 1343 - свидетельство о крещении A.B. Зражевской (Оп. 22. Д. 2354); формулярный список титулярного советника Зражевского на 1836 год (О. 22. Д. 2354).
3. Дел Временного комитета Государственной думы (период Временного правительства) под № 1278 (Оп. 10. Д. 59). РГА ВМФ размещает фонды:
1. Департамента морского министра (1803-1828) под № 166 (Оп. 1. Д.
2821).
2. Инспекторского департамента морского министерства (1827-1884) под
№283 (Оп. 1. Д. 40).
Методология исследования представлена теоретическими трудами М.П. Алексеева, М.М. Бахтина, A.J1. Валевского, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, А.Н. Пыпина и др. В качестве основного подхода используется историко-литературный метод. Фрагментарно представлен тендерный подход (И.Л.
Савкина, Н.Л. Пушкарева).
Практическое значение работы: полученные выводы могут представлять интерес для специалистов в области истории русской и зарубежной литературы первой половины XIX века и русской критики. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по истории женской литературы, а также при дальнейшем исследовании творческого наследия A.B. Зражевской.
Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены в форме докладов на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Лингвистика: теория и практика» (Ульяновск, 2007 г.), «Лингвистика. Международная коммуникация. Лингвокраеведение» (Ульяновск, 2007 г.), «Карамзинские чтения. Наследие Н.М. Карамзина и современное развитие российского общества» (2011 г.).
Структура диссертации соответствует сформулированным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Библиографический список включает 182 наименования, объем исследования -142 страницы.
ГЛАВАI БИОГРАФИЯ А.В. ЗРАЖЕВСКОЙ
1.1. Взаимосвязь биографии и творчества писателя как литературоведческая проблема
«Наряду с искусством, наукой, политикой, философией и прочими формами нашей культурной жизни существует <.. .> в структуре духа некая особая область, как бы отграниченная, специфическая сфера творчества,
содержание которой составляет не что иное, как личная жизнь человека»
[90, с. 17].
Проблема биографии, одного из старейших жанров, занимает особое место в современном литературоведении. К биографическим повествованиям всегда относились с особым вниманием. Стремление заглянуть в чужую историю жизни, особенно жизнь известной личности, было и остается неизменным по сей день. Отвечая запросам публики, современная литература предоставляет сегодня читателям большое количество биографий, особенно писательских, несмотря на то, что многие из них уже были написаны ранее. Причина подобной популярности кроется не столько в обыкновенном любопытстве, сколько в попытке пересмотреть значение ряда полузабытых авторов, определить их роль в судьбе России и посредством обращения к их биографии воссоздать историческую эпоху, культурную среду.
Интерес к жизненному пути творческой личности легко объясним. Если раньше исследователей интересовал лишь творческий момент в жизнеописании художника, проблема мастерства, то сейчас вновь возник интерес к фигуре самого писателя, его месту в этом мире, его собственному неповторимому миру. Несмотря на то, что это обычный человек, в то же время он известен своим произведением, оказавшим, возможно, влияние на судьбу не только отдельного индивидуума, но и целого поколения. Значит, это уже человек исключительный. Таким образом, возникает множество вопросов, касающихся его жизни внутренней и внешней, взаимосвязи его творчества и жизненного пути. Изучить жизнь человека не только в пределах творчества, но выйти за границы искусства и увидеть самобытность его характера, его индивидуальный образ жизни, особенности поведения - этот процесс осложняется психологическим своеобразием того или иного писателя.
Таким образом, биографическое повествование играет большую роль в изучении творческой индивидуальности личности, поскольку все, что относится к личному, «мощно вторгается в творческий процесс и в преображенном виде входит в самое ткань художественного произведения» [113, с. 106]. Публикация полных собраний сочинений и писем, усиленная работа ученых - все это позволило более детально изучить жизнь писателей в их исторической обстановке. Кроме того, затронута историческая наука, которая обращается к культуре той или иной эпохи.
По мнению исследователя A.A. Холикова, растущий интерес к биографии является очередной стадией в развитии биографического жанра [167, с. 42].
Биография имеет многовековую мировую историю, начиная с древнеегипетских надгробных памятных надписей. Но самое большое количество биографических текстов появилось именно в XX веке.
Наряду с попытками более полно осветить жизнь художника исследователи в начале XX века проявили научный интерес к области
биографии, которая стала претендовать на значение не только самостоятельного литературного жанра, но и отрасли гуманитарного знания. Это был период детального изучения биографии, ее связи с творческой жизнью отдельной личности, «а не <...> дальнейшее создание произведений этого жанра, оформление которого в основном завершилось в конце
прошлого века» [130, с. 4].
Впервые вопрос об исследовании жизнеописаний был поднят выдающимся русским психологом Н.А. Рыбниковым, который в 1919 году предложил проект создания Биографического института. Он полагал, что систематические биографические исследования имеют огромное значение для ряда дисциплин. Соответственно, для изучения биографий необходима «особая организация, которая взяла бы на себя собирание и изучение всевозможных документов, относящихся к жизни как выдающихся, так и никому не известных деятелей на различных поприщах прошлого и
настоящего» [144, с. 15].
Несколько позже появляются работы Б.В. Томашевского «Литература и биография» (1923), Э. Шпрангера. В 1927 г. вышла в свет актуальная и по сей день работа Г.О. Винокура «Биография и культура» (1927). Таким образом, ученые делают попытку определить теоретические основы биографического жанра. Так начинается исследование биографии.
Многие исследователи делали попытки дать определение биографии. Рассматривать биографию в качестве «жанра жизнеописания» недостаточно, т.к. определение является буквальным переводом слова. А. Валевский указывает, что долгое время базовым являлось данное Оксфордским словарем определение: «Биография - история жизни индивидуальных людей, жанр литературы» [87, с. 84 - 85]. Но оно поверхностно отражало суть данного понятия. Еще недавно считалось, что биографическое повествование «дает картину жизни человека, развитие его личности в связи с общественными обстоятельствами эпохи» [112, с. 54].
На сегодняшний день «Литературная энциклопедия терминов и понятий» указывает, что биография «предполагает художественное или научное осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление истоков общественно значимой деятельности человека в его индивидуальном биографическом опыте» [149, с. 90]. Таким образом, происходит смещение акцентов с общественных обстоятельств на общественно значимую деятельность человека.
Современные исследователи пользуются следующим определением биографии: «Биография есть воссоздание человека, каким он был в действительности» [87, с. 84 - 85].
Таким образом, расширяя границы этого определения, можно сказать, что биография включает в поле своего изучения «все признаки (интеллектуальные, психические, психофизические и т.п.), с которыми личность вообще дана в истории культуры» [90, с. 11], и является «одним из способов познания и реконструкции творческой личности в ее становлении и развитии» [166, с. 78].
Традиционно различают «художественные, научные, популярные и академические биографии» [167, с. 44], что не отрицает возможности межжанрового взаимодействия. Большая часть современных биографий, по определению A.A. Холикова, относится к числу «промежуточных» жанров [133, с. 317]. Основанием для подобного разделения служит соотношение в тексте документального или художественного начал [166, с. 35].
A.A. Холиков определил ряд проблем, с которыми сталкивается любой биограф: «поиск, отбор и обработка материала; построение композиции; выбор языка повествования; реконструкция «белых пятен»; включение творческого наследия героя в канву повествования; интерпретация» [167, с. 44-45].
По сути, биография художника не обязана принадлежать непосредственно филологической науке. Воссоздавать жизнь поэта или
писателя можно без акцентирования внимания на том, что он автор стихов
или популярного романа.
Биография может не претендовать на научный статус, и, следовательно, «она может не уделять первостепенного внимания творчеству писателя, может не рассматривать его жизнь только в соотнесенности с его же сочинениями. В жизнеописаниях раскрытие внутреннего мира их героев и <...> художественные достоинства текста бывают не менее важными» [138, с. 476]. В данном случае жизнь писателя сама становится сюжетом
биографии, художественным текстом.
A.A. Холиков в статье «Писательская биография: жанр без правил» подтверждает, что не все обращаются к художественным произведениям как источникам биографических сведений об авторе. Но в то же время изучение творчества писателя без учета истории его жизни не будет в достаточной мере полным. Необходимость обращения к личности автора возникает, прежде всего, в случае затруднений при интерпретации художественного произведения, хотя существует возможность и обратного процесса [167, с. 49].
С другой стороны, нельзя ограничиваться только фактами жизни писателя, оказавшими непосредственное влияние на его творчество, «поскольку жизнь писателя самоценна во всех проявлениях, равно как жизнь любого иного жившего (или живущего) человека» [166, с. 48]. В этом состоит один из проблемных вопросов биографии, выделенных A.A. Холиковым, «вопрос о включении художественного творчества героя в канву
повествования» [Там же].
Не менее важной является проблема композиционного построения биографического текста. A.A. Холиков выделяет как минимум три уровня познания творческой личности: бытовой, сверхбытовой и сущностный, или
корневой [167, с. 45].
На первых двух уровнях, бытовом и сверхбытовом, предполагается наличие у личности автора двух аспектов: биографического, который может
быть выражен в переписке, воспоминаниях, дневниках, философских трудах, и имманентного, отраженного в художественном наследии. Но на этих двух уровнях творческая личность не едина, поскольку в собственной переписке автор может быть выражен не так сильно, как в созданном им художественном произведении [Там же, с. 45 - 46].
Сущностный, или корневой, уровень является более глубоким, т.к. представляет целостную личность автора, выраженную во всех его произведениях [Там же, с. 46].
Таким образом, если на сверхбытовом уровне описывается взаимозависимость и взаимовлияние жизни и творчества автора, то на сущностном уровне действует принцип «писатель - это его стиль» [166, с. 86 - 87]. В своем неповторимом стиле писатель проявляет индивидуальность, творческое своеобразие.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Писатель и время в романах О.Д. Форш 1920-1930-х годов: "Современники", "Сумасшедший корабль", "Ворон"2016 год, кандидат наук Князева, Елена Петровна
Творчество Н.Д. Городецкой в литературном контексте русского зарубежья2022 год, кандидат наук Головина Лариса Геннадьевна
Творчество Р.П. Кумова: проблематика и поэтика2022 год, кандидат наук Медведева Мария Александровна
Евгения Тур: судьба женщины-писательницы в России XIX века2005 год, кандидат филологических наук Смирнова, Ольга Викторовна
Литературные биографии В. Вулф в контексте эстетической программы группы "Блумсбери": Вирджиния Вулф и Роджер Фрай2005 год, кандидат филологических наук Андреевских, Ольга Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Безгина, Юлия Сергеевна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Архивные материалы.
1. Архивный фонд Бурачка С. О. // РО ИРЛИ. - Ф. 34. - № 559.
2. Бурачек Е. В., Зражевский В. И. Письма их друг другу // РО ИРЛИ. - Ф. 34.-№466.
3. Бурачек С. О. Письма его к Бурачек Е. В. // РО ИРЛИ. - Ф. 34. -№ 463-464.
4. Дела Временного комитета Государственной думы (период Временного правительства) // РГИА. - Ф. 1278. - Оп. 10. - Д. 59. - Л. 47.
5. Дело о перепечатке разрешенной цензурой с исключениями книги О. Бальзака «Созерцательная жизнь Людвига Ламберта», перевод А. В. Зражевской, в связи с заменой при печатании исключенных мест рядами точек // РГИА. - Ф. 772. - Оп. 1. - Д. 817.
6. Записки заседаний Академии с приложениями за 1783 - 1841 гг. (протоколы и протокольные бумаги), дела и бумаги (делопроизводство Академии) // АРАН. - Ф. 8. - Оп. 3 - 1835. - Д. 53.
7. Зражевская А. В., Бурачек С. О. Святой Дмитрий, митрополит ростовский / А. В. Зражевская, С. О. Бурачек // РО ИРЛИ. - Ф. 34. - № 507.
8. Зражевская А. В. Записки (2) // РО ИРЛИ. - Ф. 34. - № 486.
9. Зражевская А. В. Записка Лисенкову И. Т. с заказом книг // РО ИРЛИ. -Ф. 151 -№9.
10. Зражевская А. В. Изгнанная душа / А. В. Зражевская ; пер. с фр. // РО ИРЛИ. - Ф. 34. - № 506.
11. Зражевская А. В. Письма Бурачкам Степану Онисимовичу и Елизавете Васильевне // РО ИРЛИ. - Ф. 34. - Оп. 1. - № 434.
12. Зражевская А. В. Письмо к А. В. Ильину // РО ИРЛИ. - Ф. 34. -№ 485.
13. Зражевская А. В. Письмо к А. П. Глинке // РГАЛИ. - Ф. 141. -Он. 1.-Д. 576.
14. Зражевская А. В. Письмо к Данковской Марии // РО ИР ЛИ. - Ф. 34.-№484.
15. Зражевская А. В. Письма М. Н. Загоскину // РО РНБ. - Ф. 291. -
№87.
16. Зражевская А. В. Письма к М. П. Погодину // РО РГБ. - Ф. 231 / II. 13. 29.
17. Зражевская А. В. Письмо С. П. Шевыреву // РО РНБ. - Ф. 850. -№ 262.
18. Зражевский К. В. Письмо его к Бурачек Е. В. // РО ИР ЛИ. - Ф. 34. -№467.
19. Зражевский К. В. Письмо к Бурачку С. О. // РО ИР ЛИ. - Ф. 34. -№ 435.
20. Зражевская О. В. Отрывок из письма к Зражевскому В. И. (На письме ответное письмо В. И. Зражевскому) // РО ИР ЛИ. — Ф. 34. - № 488.
21. Картотека С. А. Венгерова. Библиографические материалы XVIII - XIX вв. // РО ИР ЛИ.
22. РГА ВМФ. - Ф. 166. - Оп. 1. - Д. 2821.
23. РГА ВМФ. - Ф . 283. - Оп. 1. - Д. 40.
24. Свидетельство о крещении А. В. Зражевской / Дела о сопричислении к дворянскому сословию за 1813-1917 гг. // РГИА. - Ф. 1343. -Оп. 22.-Д. 2354.
25. Формулярный список титулярного советника Зражевского на 1836 год / Дела о сопричислении к дворянскому сословию за 1813-1917 гг. // РГИА. - Ф. 1343. - Оп. 22. - Д. 2354.
II. Произведения А. В. Зражевской.
26. Библиотека моего дяди / пер. с фр. А. Зражевской // Сын Отечества.- 1836.-Ч. 180.-С. 114-134, 151-171.
27. Девица де Марсан, или Последняя глава моего романа / соч. Ш. Нодье ; пер. с фр. А. Зражевской. - СПб. : В Типографии Императорской Российской Академии, 1836. - 208 с.
28. Детская библиотека : в 4 ч. / соч. С. Юллиак-Трэмадер ; пер. с фр. А. Зражевской, со 2-го изд. ; вступ. ст. «Беседа с детьми об изящном» А. Зражевской. - СПб. : Тип. Рос. Акад., 1839 - 1840. - Ч. 1. - 153 с.; Ч. 2. - 108 с. ;Ч. 3.-115 с. ;Ч. 4.-119 с.
29. Дурафья / ст. С. Ге ; пер. с фр. А. Зражевской // Маяк. - 1841. -Ч.
11.
30. Зражевская А. В. Девушка - поэт (Отрывок из романа) / А. В. Зражевская // Москвитянин. - 1844. - Ч. 1, № 2. - С. 368-403.
31. Зражевская А. В. Женщина - поэт и автор (Отрывок из романа) / А. В. Зражевская // Москвитянин. - 1842. - № 9. - С. 42-80.
32. Зражевская А. В. Зверинец / А. В. Зражевская // Маяк. - 1842. - Т. 1, кн. 1, гл. 1.-С. 1-18.
33. Зражевская А. В. Картины дружеских связей : в 2 ч. / А. В. Зражевская. - 2-е изд. - СПб. : В Типографии И. Воробьева, 1839. - Ч. 1. -172 с. ;Ч. 2.-284 с.
34. Зражевская А. В. Критическая статья на книгу О. П. Шишкиной : Князь Скопин - Шуйский, или Россия в начале XVII столетия / А. В. Зражевская // Маяк. - 1842. - Т. 1, кн. 2. - С. 143-220.
35. Зражевская А. В. Нечто о пользе старорусских соляных источников / А. В. Зражевская // Москвитянин. - 1843. - Ч. 3, № 5. - С. 282283.
36. Зражевская А. В. О повести М. Н. Загоскина «Кузьма Петрович Мирошев» / А. В. Зражевская // Маяк. - 1842. - Т. 3, кн. V. - С. 66-120.
37. Зражевская А. В. О чтении романов / А. В. Зражевская // Москвитянин. - 1843. - Ч. 1, № 2. - С. 9-15.
38. Зражевская А. В. Письмо Вяземскому П. А., январь 1834 г. -декабрь 1836 г. Петербург // Литературное наследство. Т. 58: Пушкин.
Лермонтов. Гоголь / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. - М. : Изд-во АН СССР, 1952.-С. 113.
39. Зражевская А. В. Разные мнения об изящном / А. В. Зражевская // Маяк. - 1842. - Т. 3, кн. 5, гл. 5. - С. 39-46.
40. Зражевская А. В. Святой Дмитрий, митрополит ростовский // А. В. Зражевская // Маяк. - 1842. - Т. 2. - С. 92-107.
41. Ле Саж / ст. Ж. Жанена ; пер. с фр. А. Зражевская // Маяк. - 1841. -Ч. 8.-С. 248-256.
42. Лорнет / соч. Д. де Жирарден ; пер. с фр. А. Зражевской. - 2-е изд. - СПб. : Тип. И. Воробьева, 1839. - [2], 223 с.
43. Новая бретонка / соч. Н. Ф. Д'Епиньи ; пер. с фр. А. Зражевской // Маяк. - 1840. - Ч. 5. - С 14-22.
44. Осень 1812 в Москве / из записок актрисы Л. Фюзи ; пер. с фр. А. Зражевской // Маяк. - 1842. - Т. 3, кн. XI. - С 69-84.
45. Очерк новой итальянской литературы / соч. Ф. Пранди ; пер. с фр. А. Зражевской. - СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1841. - 76 с.
46. Первый из русских член королевской парижской академии наук / пер. с фр. А. Зражевской ; // Маяк / ред. П. Корсаков, С. Бурачек. -1840.-Ч. 1.-С. 1-6.
47. Похвальное слово Петру I / из Фонтенеля ; пер. с фр. А. Зражевской // Маяк. - 1840. - Ч. 4. - С. 120
48. Пустынник Чимборасский, или Молодые странники колумбийцы : путешествие по обеим Америкам, представляющее в заманчивом виде самые любопытные подробности касательно народов образованных и диких, населяющих этот материк / соч. Ж. Шампаньяка ; пер. с фр. А. Зражевской. - СПб. : Имп. Рос. Акад., 1838. - X, 294, [5] с.
49. Руперт Линдсей / пер. с англ. А. В. Зражевская // Маяк. - 1840. -Ч. IX, гл. II.-С. 1-10.
50. Созерцательная жизнь Лудвига Ламберта / соч. О. Бальзака ; пер. с фр. А. Зражевской. - СПб. : В Типографии Императорской Российской Академии, 1835. - С. V - XX ; 1 - 200 ; I - XXIV.
51. Три повести / соч. Г. Ребо ; пер. с фр. А. Зражевской. - СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1841. - [6], IV, 210 с.
52. Фелиция Гимене / статья г-жи Тастю ; пер. с фр. А. Зражевской // Маяк. - 1840. - Ч. 3, гл. III. - С. 49-52.
53. Философка / пов. Госпожи Ребо ; пер. с фр. А. Зражевской // Библиотека для чтения. - 1838. - Т. 28, отд. 2. - С 1-42.
54. Фильд и девица Першерон / из записок актрисы Фюзи ; пер. с фр.
A. Зражевской // Маяк. - 1841. - Т. 24. - С. 82-87.
55. Balzac, H. de. Correspondence. Textes réunis, classés et annotés par Roger Pierrot / H. de Balzac. T. 1 - 5. - Paris : Hachette, 1966. - T. 4. - A. 316, fol. 284-285.
III. Рецензии на произведения.
56. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти т. Т. 1. Статьи и рецензии. Худож. произведения. 1829-1835 / В. Г. Белинский ; сост.
B. С. Спиридонов ; ред. В. А. Десницкий. - М. : АН СССР, 1953. - С. 223-226.
57. Библиотека для чтения / под ред. О. И. Сенковского. - СПб, 1836. - Т. 14. - Отд. VI. - С. 45-48. - Отд. VII. - С. 64-65.
58. Библиотека для чтения / под ред. О. И. Сенковского. - СПб, 1839. -Т. 33, отд. VI. - С. 1-4.
59. Библиотека для чтения / под ред. О. И. Сенковского. - СПб, 1841. -Т. 49, отд. VI.-С. 53.
60. Литературное прибавление к Русскому Инвалиду / под ред. А. А. Краевского. - 1839. - Т. 1, отд. 6. - С. 130.
61. Маяк /под ред. П. Корсакова, С. Бурачка. - 1840. - Ч. 2. - С. 5256.
62. Отечественные записки / под ред. А. А. Краевского. - 1839. - Т. 2.-С. 26-27.
63. Отечественные записки / под ред. А. А. Краевского. - 1841. -Т. 19. -С. 11.
64. Отечественные записки / под ред. А. А. Краевского. - 1842. - Т. 20, № 1,0тд. 6.-С. 15-16.
65. Русский инвалид / под ред. П. П. Пезаровиуса. - 1836. - № 64. -С. 255-256.
66. Северная пчела / под ред. Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча. - 1836. -№47.-С. 185-187.
67. Северная пчела / под ред. Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча. - 1839. -№37.-С. 146.
68. Северная пчела / под ред. Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча. - 1840. -№ 3. - С.10-11.
69. Современник / под ред. П. А. Плетнева. - 1838. - Т. 10, разд. IV. -
С. 73.
70. Современник / под ред. П. А. Плетнева. - 1842. - Т. 25, разд. II. -
С. 42.
71. Современник / под ред. П. А. Плетнева. - 1842. - Т. 26. - С. 74. IV. Критическая и исследовательская литература.
72. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. - С. 213.
73. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография / С. С. Аверинцев // Образ античности [Сб. ст., посвящ. лит. античности]. - СПб. : Азбука -классика, 2004. - С. 240-241.
74. Анализ художественного текста. Эпическая проза : хрестоматия для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов / сост. Н. Д. Тамарченко. - М. : РГГУ, 2005. - 442, [1] с.
75. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001. - 282 с.
76. Андроников И. Ступени человеческого опыта / И. Андроников // Вопросы литературы. - 1973. - № 10. - С. 57.
77. Анциферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Л. И. Анциферова // Вопросы психологии. - 1978. - № 1.-С. 37-50.
78. Барт Р. От произведения к тексту / Р. Барт // Избранные работы : Семиотика : Поэтика ; пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М. : Прогресс, 1989. - С. 413-423.
79. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Собрание соч. : в 7 т. - М. : Русские словари, 1996. - Т. 5: Работы 1940 - 1960 гг.-С. 159-206.
80. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
81. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе : Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики - М. : Худож. лит., 1975. - С. 234-407.
82. Белецкий А., Бродский Н. Сентиментализм / А. Белецкий, Н. Бродский // Литературная энциклопедия: в 11 т. - М., 1929 - 1939. - Т. 10. -М. : Худож. лит., 1937. - Стб. 645—651.
83. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 3 т. Т. 2. Статьи и рецензии. 1841-1845 / В. Г. Белинский ; ред. С. П. Бычкова. - М. : Гослитиздат, 1948.-С. 139.
84. Белова А. В. Женская эпистолярная культура и дворянская повседневность в России конца XVIII - первой половины XIX века / А В. Белова // Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г. А. Тишкин. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С.49-55.
85. Бобков А. К. Газетные жанры : учебное пособие / А. К. Бобков. -Иркутск : Иркут. ун-т, 2005. - 64 с.
86. Бурачек В. В. Они служили русскому флоту / В. В. Бурачек // Известия русского генеалогического общества. - СПб., 1996. — Вып. 6. - С. 20-32.
87. Валевский A. JI. Основания биографики / A. J1. Валевский. -Киев : Наукова думка, 1993. - 110 с.
88. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов / А. Н. Веселовский // Историческая поэтика ; ред., вступ. ст. и прим. В. М. Жирмунского. - JI. : Худож. лит., 1940. - С. 493-596.
89. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей / В. В. Виноградов. -М. : Худож. лит., 1961. - 616 с.
90. Винокур Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение / Г. О. Винокур ; отв. ред. Н. Н. Розанова. - М. : Русские словари, 1997.-С. 5-88.
91. Вольперт J1. Эстетизация рефлексии в прозе Лермонтова (Печорин и его французские «собратья») / Л. Вольперт // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. V (Новая серия). - Тарту : Tartu Ulikooli Kirjastus, 2005. - С. 127-167.
92. Гегель Г. В. Ф. Эстетика : в 4 т. / Г. В. Ф. Гегель. - М., 1971. - Т. З.-С. 468.
93. Голицын Н. Н. Библиографический словарь русских писательниц / Н. Н. Голицын. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1889. - С. 118-120.
94. Голубович И. В. Биография как социокультурный феномен : методология анализа в гуманитарном знании / И. В. Голубович // Интегративная антропология. - 2009. - № 1 (13). - С. 47-53.
95. Гончаров И. А. Мильон терзаний : (Критический этюд) / И. А. Гончаров // Собрание сочинений : в 8 т. - М. : Гос. изд-во худож. лит., 1952 -1955.-Т. 8.-С. 7-40.
96. Грачева Е. Н. Представления о детстве поэта на материале жизнеописаний конца XVIII - начала XIX вв. / Е. Н. Грачева // Лотмановский сборник. - М. : Изд-во ИЦ Гранат, 1995. - Вып. 1. - С. 327.
97. Грибоедов А. С. Горе от ума / А. С. Грибоедов. - 2-е изд., доп. -М. : Наука, 1987.-С. 12-14.
98. Дубин Б. В. Биография, репутация, анкета (О формах интеграции опыта в письменной культуре) / Б. В. Дубин // Лица : Биографический альманах. - М., СПб., 1995. - Вып. 5. - С. 7-31.
99. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб. пособие / А. Б. Есин. - М. : Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
100. Желиховская В. П. Елена Андреевна Ган - писательница-романистка в 1835- 1842 гг. / В. П. Желиховская // Русская старина. - 1887. -Т. З.-С. 733-766.
101. Зенкин С. Филологическая иллюзия и ее будущность / С. Зенкин // НЛО. - 2001. - № 47. - С. 72-77.
102. Известия русского генеалогического общества / гл. ред. В. Н. Рыхляков. - СПб., 1997. - Вып. 7. - С. 111-113.
103. Калугин Д. Искусство биографии : изображение личности и ее оправдание в русских жизнеописаниях середины XIX века / Д. Калугин // НЛО.-2008.-№91.-С. 84-113.
104. Киреевский И. В. О русских писательницах / И. В. Киреевский // Полное собрание сочинений: В 2 т. - М. : Тип. Импер. Моск. Унив., 1911. -Т. 2.-С. 65-75.
105. Кожинов В. В. Происхождение романа : теоретико-исторический очерк / В. В. Кожинов. - М. : Советский писатель, 1963. - 440 с.
106. Козлов С. На rendez - vous с «новым историзмом» / С. Козлов // Новое литературное обозрение. - № 42 (2000). - С. 5-12.
107. Кривцун О. А. Эстетика : учебник / О. А. Кривцун. - 2-е изд., доп. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 447 с.
108. Крошнева M. Е. Теория литературы : учеб. пособие / M. Е. Крошнева. - Ульяновск : УлГТУ, 2007. - 103 с.
109. Ладыгин М. Б. Роды и жанры литературы / М. Б. Ладыгин. - М. : НОУ Полярная звезда, 2001. - 60 с.
110. Левитан Л. С. , Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения / Л. С. Левитан, Л. М. Цилевич. - Рига : Зинатне, 1990.-512 с.
111. Лернер Н. О. Пушкин и футуризм / Н. О. Лернер // Северные записки. - 1914.-№ 1.-С. 99.
112. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М. : Сов. Энциклопедия, 1987. - С. 54.
113. Логинова Н. А. Биографический метод в свете идей Б. Г. Ананьева / Н. А. Логинова // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 104112.
114. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии / Н. А. Логинова // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 103109.
115. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман // Семиосфера: авторский сборник ; сост. М. Ю. Лотман. - СПб. : Искусство -СПБ, 2010.-С. 150-391.
116. Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) / Ю. М. Лотман // О русской литературе: Ст. и исслед. (1958-1993): История рус. прозы. Теория литературы / Вступ. ст. И. А. Чернова ; ред. Н. Г. Николаюк, О. Н. Нечипуренко. - СПб. : Искусство, 1997. - С. 804 - 816.
117. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Ю. М. Лотман // Об искусстве. - СПб. : Искусство - СПБ, 1998. - С. 14 - 285.
118. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей [Текст] / И. Ф. Масанов. - М. : Изд-во всесоюзной книжной палаты, 1956. - Т. 1. - С. 385.
119. Мезин С. А. Взгляд из Европы : французские авторы XVIII века о Петре I / С. А. Мезин. - 2-е изд., испр. и доп. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003.-С. 62.
120. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) : учеб. для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Ю. И. Минералов. -М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
121. Мирский Д. Романтизм / Д. Мирский // Литературная энциклопедия: в 11 т. - М., 1929 - 1939. - Т. 10. - М. : Худож. лит., 1937. -Стб. 17-39.
122. Модзалевский Л. Б. Библиотека А. С. Пушкина / Л. Б. Модзалевский // Пушкин и его современники. - СПб. : Тип. Имп. Акад. Наук, 1910. - Вып. 1Х-Х. - С. 4, 42, 147-148, 328-329.
123. Моисеева Л. П. Проблема женской эмансипации в русской литературе 30-40 гг. XIX века / Л. П. Моисеева // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4. - С. 164-171.
124. Монроз Луи А. Изучение Ренессанса : поэтика и политика культуры / Луи А. Монроз ; пер. с англ. О. Литвиновой, С. Козлова // Новое литературное обозрение. - № 47 (2000). - С. 13-36.
125. Николаев А. Б. Государственная Дума в Февральской революции : очерки истории / А. Б. Николаев. - Рязань : Трибунский, 2002. - Т. 2. - С. 266.
126. Очерк // Литературная энциклопедия : в 11 т. - М. : ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1929 - 1939. - Т. 8. -Стб. 381-388.
127. Отчет журнала «Маяк современного просвещения, искусства и образованности» за пять лет / сост. С. О. Бурачек. - СПб. : Тип. мор. кадет, корпуса, 1844. - 40 с.
128. Паевская А. В., Данченко В. Т. Оноре де Бальзак. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1830 - 1964 / А. В. Паевская, В. Т. Данченко. - М. : Книга, 1965. - 428 с.
129. Паперно И. Семиотика поведения : Николай Чернышевский -человек эпохи реализма / И. Паперно ; пер. с англ. Т. Я. Казавчинской. - М. : Новое литературное обозрение, 1996. - 208 с.
130. Петрина А. Б. Научная биография в российской культурной и интеллектуальной традиции : поиск новой модели : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 / А. Б. Петрина. - Омск, 2009. - 35 с.
131. Петровская И. Ф. Биографика : Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801 - 1917 годов / И. Ф. Петровская. - СПб. : Издательство «Logos», 2003. - 490 с.
132. Плюханова М. Б. Исследования Ю. М. Лотмана по древнерусской литературе и XVIII веку / М. Б. Плюханова // Лотмановский сборник 1. - М. : ИЦ Гарант, 1995.-С. 180-187.
133. Померанцева Г. Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ : замыслы и воплощения сер. / Г. Е. Померанцева. - М.: Книга, 1987. - 335, [1] с.
134. Пономарев С. И. Наши писательницы / С. И. Пономарев. - СПб. : Тип. Импер. Академии наук, 1891. - С. 16-19.
135. Попов И. В. Бурачок / И. В. Попов // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.». - М. : Сов. Энцикл., 1981. - С. 73.
136. Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля / Г. Н. Поспелов.
- М. : Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 330 с.
137. Пушкин А. С. О народности в литературе / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений : в 16 т. - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1937 - 1959. -Т. 11.-С. 40.
138. Ранчин А. Филологическая биография / А. Ранчин // НЛО. - 2006.
- № 82. - Рец. на кн. : Лосев Л. Иосиф Бродский. - М., 2006. - С. 475-481.
139. Рогинская О. О. Эпистолярный роман : поэтика жанра и его трансформация в русской литературе : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / О. О. Рогинская. - М.: РГГУ, 2002. - 13 с.
140. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - М., 1946. - С. 684.
141. Русские писатели. 1800 - 1917 : Биографический словарь / под ред. П. А. Николаева. - М. : БРЭ, Фианит, 1992. - Т. 2 (Г - К). - С. 358-360.
142. Русский биографический словарь : Бетанкур - Бякстер / изд. под набл. А. А. Половцова. - СПб. : Тип. Гл. Упр. Уделов, 1908. - Т. 3. - С. 493495.
143. Русский биографический словарь : Жабокритский - Зяловский / изд. под набл. А. А. Половцова ; под ред. Е. С. Шумигорского, М. Г. Курдюмова. - Петроград : Тип. Гл. Упр. Уделов, 1916. - Т. 7. - С. 494-497.
144. Рыбников Н. А. Биографический институт / Н. А. Рыбников. - М., 1918.-18 с.
145. Савкина И. Л. Что значит быть женщиной-писательницей : модели «Я» в «Зверинце» Александры Зражевской / И. Л. Савкина // Женские и тендерные исследования. - СПб, 2000. - № 5. - С. 14-31.
146. Сахаров В. Логика культуры и судьба таланта / В. Сахаров // Вопросы литературы. - 1980. - № 9. С. 184.
147. Систематический реестр русским книгам с 1831 по 1846 год / изд. М. Д. Ольхин. - СПб. : Тип. Штаба Отд. Корпуса Внутр. Стражи, 1846. - С. 41, 86, 201, 202, 219, 232, 233, 236.
148. Смирнов И. П. Новый историзм как момент истории (По поводу статьи А. М. Эткинда «Новый историзм, русская версия») / И. П. Смирнов // НЛО. - 2001. - № 47. - С. 41-71.
149. Соболевская О. В. Биография / О. В. Соболевская // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. - М. : Интелвак, 2001. - Стб. 90-92.
150. Соловьев Э. Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования / Э. Ю. Соловьев // Прошлое толкует нас : очерки по истории философии и культуры. - М. : Политиздат, 1991. - С. 1952.
151. Тамарченко Н.Д. Пушкин и «неистовые романтики» / Н. Д. Тамарченко // Из истории русской и зарубежной литературы XI - XX вв. - Кемерово, 1973. - С. 58-77.
152. Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика / Н. Д. Тамарченко. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2001. - 72 с.
153. Тамарченко Н. Д. Типология реалистического романа : На материале классических образцов жанра в русской литературе XIX в. / Н. Д. Тамарченко. - Красноярск : изд-во Красноярского ун-та, 1988. - 195 с.
154. Теория литературы. В 4 т. Т. III : Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) / отв. ред. JI. И. Сазонова. - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - 592 с.
155. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. В 2 т. / под. ред. Н. Д. Тамарченко. - Т. 1: н. Д. Тамарченко,
B. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М. : Академия, 2004. - 512 с.
156. Тимофеев Д., Заславский Д. Памфлет / Л. Тимофеев, Д. Заславский // Литературная энциклопедия: в 11 т. - М., 1929 - 1939. - Т. 8. -М. : ОГИЗ РСФСР, Сов. Энцикл., 1934. - Стб. 413-418.
157. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие / Б. В. Томашевский ; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко ; комм. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. - М., Аспект Пресс, 1996. - 334 с.
158. Тюпа В. И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы) / В. И. Тюпа. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2002. - 80 с.
159. Уайт X. По поводу «нового историзма» / X. Уайт ; пер. с англ.
C. Козлова // Новое литературное обозрение. - № 47 (2000). - С. 37-46.
160. Успенский Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. - СПб. : Азбука, 2000. - 348 с.
161. Файнштейн М. Ш. Вокруг одной статьи Пушкина / М. Ш. Файнштейн // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин, комис. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. - Вып. 22. - С. 158-161.
162. Файнштейн М. Ш. Книги А. В. Зражевской в пушкинской библиотеке / М. Ш. Файнштейн // Временник Пушкинской комиссии, 1981 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин, комис. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - С. 152-154.
163. Файнштейн М. Ш. Писательницы пушкинской поры : историко-литературные очерки / М. Ш. Файнштейн. - Л.: Наука, 1989. - С. 125-137.
164. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. - М. : Прогресс, 1977. - 488 с.
165. Хализев В. Е. Теория литературы : учеб. для вузов / В. Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2002. - 436, [1] с.
166. Холиков А. А. Биография писателя как жанр / А. А. Холиков. -М. : Либроком, 2010. - 96 с.
167. Холиков А. А. Писательская биография : жанр без правил / А. А. Холиков // Вопросы литературы. - 2008. - № 6. - С. 41-62.
168. Цейтлин А. Методы домарксистского литературоведения / А. Цейтлин // Литературная энциклопедия: в 11 т. - М., 1929 - 1939. - Т. 7. -М. : ОГИЗ РСФСР, Сов. Энцикл., 1934. - Стб. 241-288.
169. Черейский Л. А. Пушкин и его окружение / Л. А. Черейский. - Л. : Наука, 1988.-С. 165.
170. Чернец Л. В., Хализев В. Е., Эсалнек А. С. Введение в литературоведение : учеб. пособие для вузов / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. С. Эсалнек. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2004. - 679, [1]с.
171. Шаховской А. Письмо к А. В. Зражевской / А. Шаховской // Маяк. - 1842. - Т. 6. - С. 35-39.
172. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т. Т. XIIA : Земпер - Имидокислоты / под ред. К. К. Арсеньева, О. О. Петрушевского. -СПб. : Типо-Литография И. А. Ефрона, 1894. - С. 689.
173. Эткинд А. М. Новый историзм, русская версия / А. М. Эткинд // НЛО. - 2001. - № 47. - С. 7-40.
174. Abrams M. H. A glossary of literary terms / M. H. Abrams. - 7th ed. -Boston : Heinle & Heinle, Thompson Learning, 1999. - P. 247-253.
175. Dictionary of Russian women writers / edited by M. Ledkovsky, Ch. Rosenthal, M. Zirin. - Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1994. - 960 p.
176. Nielsen Marit. The concept of Love and the Conflict of the Individual versus Society in Elena Gan's «Sud sveta» / Marit Nielsen // Scando-Slavica. -1978.-№24.-P. 125-138.
177. Администрация Санкт-Петербурга. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Об утверждении списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (с изменениями на 1 декабря 2010 года) [Электронный ресурс] : приказ : [утвержден приказом председателя КГИОП от 20.01.2001 N 15]. - Режим доступа: http://www.assembly.spb.ru/manage/ page?tid=633200015&nd=8348128&nh=0. - Дата обращения: 05.02.2011.
178. Балабин В. В. Практика, осмысленная наукой, есть техника...(Военный судостроитель - С. О. Бурачек) [Электронная версия] / В. В. Балабин // Вопросы истории, естествознания и техники. - 2001. - № 3. -Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ruA^V/JOURNAL/VIET/BURAK.HTM. -Дата обращения: 17.02.2010.
179. Корнилов С. Ничем из ничего созидать... (Слово о первом начальнике поста Владивосток Евгении Степановиче Бурачке) [Электронная версия] / С. Корнилов // Новости : электронная версия газеты «Ежедневные новости». - 12 июня 2003. - Режим доступа: http://daily.novostivl.ru/archive/? sstring=&year=&sstring=&year=M=ct&t=030612ct01. - Дата обращения: 20.05.2011.
180. Письма Святителя Феофана Затворника к С. О. Бурачку и его семейству [Электронный ресурс] : 22 апреля 1843 г. - 10 марта 1893 г. // Библиотека русского народа ; примеч. - 2001. - Вып. 2. - Режим доступа: http://rus-biblioteka.narod.ru/all.htm. - Дата обращения: 10.12.2010.
181. Савкина И. JI. Провинциалки русской литературы (женская проза 30-40-х гг. XIX в.) [Электронный ресурс] / И. JI. Савкина. - Wilhelmshorst : Verlag F. К. Gopfert, 1998. - 223 с. - Режим доступа: http://www.a-z.ru/ women_cdl/html/savkina_book.htm. - Дата обращения: 12.01.2011.
182. Церковь Воскресения Словущего в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе [Электронный ресурс] / дел. сообщ. «ДелоРус» ; по кн.: Гусаковой В. О. Церковь Воскресения Словущего в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе. - СПб., 2010. - Режим доступа: http://www.delorus.com/predprinim/index.php? ELEMENT_ID= 3433#_ednref3. - Дата обращения: 07.11.2010.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.