Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Исаева, Татьяна Ивановна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 137
Оглавление диссертации кандидат технических наук Исаева, Татьяна Ивановна
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы
Научная новизна работы
Практическая значимость работы
Апробация работы
Структура и объем диссертации
1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ 13 ИСТОЧНИКОВ
1.1. Древнейшие памятники археологического текстиля
1.2. Формирование нити - процесс прядения
1.3. Древнейшее текстильное оборудование
1.4. Архаичные технологии плетения и ткачества
1.5. Архаичные технологии плетения и ткачества
1.6. Горизонтальный ткацкий стан: формирование 43 технологии
1.7. Развитие технологии ткачества на традиционном стане
1.8. Материалы архаичного и традиционного текстиля
1.9. Этнический дизайн текстиля
1.10. Цели и задачи исследования
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 53 ОБЪЕКТОВ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА
2.1. Методы исследования
2.2. Методика исследования
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 56 АРХАИЧНЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1. Войлоковаляние
3.2. Спрэиг — плетение на стене
3.2.1 Плетение основной спрэнговой сетки и заработка 58 середины
3.2.2. Моделирование основной спрэнговой сетки по 63 различным параметрам
3.2.3. Диагональный спрэнг
3.3. Плетение иглой
3.3.1. Техника плетения петлей из Осло
3.3.1. Техника плетения йоркской петлей
3.4. Вязание на спицах
3.5. Аджибвейское плетение
3.6. Ткачество на дощечках
3.7. Ткачество на ниту и на бердышке
3.8. Ткачество на традиционном ткацком станке
3.8.1. Цвет и ритм при моделировании ткани на ручном 97 ткацком станке
3.8.2. Моделирование техникой в традиционном ткачестве
4. ТРАДИЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ 99 ЭТНИЧЕСКОГО ТЕКСТИЛЯ
4.1. Войлоковаляние
4.2. Спрэнг
4.3. Плетение иглой
4.4. Вязание на спицах
4.5. Аджибвейское плетение
4.6. Ткачество на дощечках и на бердышке
4.7. Моделирование формы ткачества и эргономика в 110 дизайне традиционного ткацкого станка
5. ЭТНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН НА ОСНОВЕ АРХАИЧНЫХ 115 И ТРАДИЦИОННЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ ФОРМ
5.1. Этнический дизайн моды
5.2. Дизайн среды и арт-дизайн в этнике
5.3. Актуальные материалы этнического дизайна текстиля 124 6. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Искусство текстиля: ручное ткачество: Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв.2002 год, кандидат искусствоведения Цветкова, Наталия Николаевна
Объемно-пространственные формы текстиля в искусстве ХХ-XXI вв. (к проблеме появления и развития феномена «пластического взрыва»)2024 год, доктор наук Цветкова Наталия Николаевна
Дизайн текстильных полотен для костюма (история, теория, практика)2024 год, доктор наук Ковалева Ольга Владимировна
Текстильные изделия в погребениях поволжских финнов II тысячелетия н.э.2015 год, кандидат наук Павлова Нина Андреевна
История традиционного ткачества таджиков2003 год, кандидат исторических наук Иброхимов, Муродали Файзалиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля»
Заявленная тема диссертации объединяет в своем названии широкие понятия и представления, которые, к тому же, трактуются зачастую по-разному в разных контекстах. В связи с этим необходимо определить границы исследования и уточнить применяемые термины и понятия.
Словом архаичные определяют предметы или, как в данном случае, технологии вышедшую из употребления, устаревшую [1]. В диссертации как архаичные будут рассматриваться технологии создания текстиля, то есть, плетения, вязания, ткачества, уходящие своими истоками в эпоху неолита, бронзового века, средневековья. Это различные виды плетений, такие как nalebinding или плетение иглой и sprang, в русском и славянском мире плетение на стене, ткачество на дощечках, на ниту и на берде. Все перечисленные технологии являются не только вышедшими из употребления или устаревшими на сегодняшний день, но, в первую очередь, памятниками текстиля.
Концепция диссертации объединяет разрозненные, наименее изученные и наиболее интересные факты археологии и истории технологий и не выстраивает линии развития архаичных ремесел отдельных сообществ или этнических групп. Однако, проведенные изыскания, исследования и эксперименты представляют собой мозаичные фрагменты, бывшие пробелами в отечественных исследованиях текстильной архаики и традиции.
Словом традиционный (от лат. traditio — передача) принято обозначать элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени [2]. Первоначально это слово обозначало предание. Традиция может передаваться через практическую имитацию, повторение каких-либо действий, либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами мифологических символических текстов и действий, оформленных в ритуал. В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее потеснили общественные институты (школы, университеты и т.д.) и средства массовой информации.
Традиция в текстиле является частью традиции в прикладном искусстве, и составляет, таким образом, культурное наследие общества. Придерживаясь приведенной выше расшифровки терминов, к традиционным следует отнести такие технологии как войлоковаляние, ткачество на станке крестьянском ткацком станке и вязание.
В данной работе особое внимание уделено изучению предметов прикладного искусства народов России и ближнего зарубежья, в частности это традиционный текстиль, аксессуары, предметы одежды и интерьера. Исследование призвано выявить художественный потенциал, заложенный в отечественной культурной традиции и определить оптимальные пути его заимствования.
Этническое прикладное искусство и дизайн — одно из популярных направлений современного дизайна. Этим термином обозначают многообразный ряд различных, иногда очень несхожих явлений в отдельных сферах художественной деятельности. Одним из проявлений этнического дизайна является, так называемый, Русский стиль или А ля рюс. К настоящему моменту в рамках этого направления преобладают сомнительные по стилю и качеству предложения, что, кроме прочего, имеет причиной недостаток знаний отечественного прикладного искусства. Предприятия и компании, развивающие русский стиль предлагают, кроме росписи по дереву, предметы одежды, составляющие псевдорусский костюм или стилизации низкого качества. В связи с этим необходимо изучение отечественного прикладного искусства и отдельных артефактов с точки зрения технологии их изготовления, возможности реконструкции, а также адаптации к современным условиям и задачам.
Наиболее частой областью развития этнического дизайна является текстиль как модель пластичной, видоизменяющейся стихии, сопровождающей человека на всем пути его исторического развития. Этнические решения дизайна текстиля в современном интерьере уже многие годы остаются наиболее популярными: галереи и супермаркеты предлагают множество изделий и композиций; несущих этнические мотивы Ближнего и Дальнего Востока, Азии, Африки, Америки и крестьянской России. На художественных выставках, дефиле, в бутиках, гипермаркетах и, наконец, на многолюдных улицах мы можем наблюдать достаточно доказательств существования этнического (от греч. ейюБ — народ) или рустикального ( от лат. ШБ^сиБ - грубый, деревенский) стиля.
Зачастую как этнический дизайн определяют решение комплексных дизайнерских задач, несущих признаки того или иного национального стиля. Комплексной задачей может быть решение пространственной среды - интерьера, ландшафта, архитектуры, а также коллекции одежды. Задача, решаемая в ключе этнического дизайна, может быть и более локальной, размещенной внутри большого формата: набор посуды, ювелирный гарнитур, комплект интерьерного текстиля или костюм.
Следует отметить, что исследование касалось только наименее известных видов формообразующего текстиля: плетения, вязания и ткачества; и не затрагивало традиций декорирования готовых структур, таких вышивка, батик, набойка и других.
Актуальность работы
В настоящее время создание объектов дизайна непосредственно связано как с применением прогрессивных промышленных технологий, так и с непрерывным развитием творческого процесса в различных сферах художественной деятельности отдельных художников и дизайнеров, 8 многочисленных студий и бюро. Таким образом, попытка выделения, изучения и систематизации этнической линии в потоке предложений продуктов дизайна позволит повысить качество, то есть стилистическую точность, самобытность и выразительность отечественного дизайна, что, в свою очередь, обеспечит его конкурентоспособность.
В изобилии проявлений этнического дизайна существуют его различные трактовки, то есть способы введения этнического в современность. Это, как правило, заимствование общих форм, силуэтов, цветовой гаммы соотносящихся с искусством какого-либо народа и призванных производить впечатление этничности. Противоположным подходом можно назвать вычленение определенных изображений-знаков или форм, свойственных этническому искусству, их исследование и введение в современный дизайнерский проект. Однако в современный дизайн могут быть введены не только внешние признаки этнического, но и технологии выполнения. I
В последнее время сформировался целый ряд научно-технических и эстетических проблем, связанных со значительным ростом предложения продуктов дизайна различных направлений. В большой степени это обусловлено высокой конкуренцией и отсутствием границ для расширения иностранных компаний, которые специализируются на рынке в течение длительного времени. В связи с этим предъявляются более высокие требования к отечественному дизайну, его стилистике, качеству производства, совершенству технологий и экологичности. Современное состояние национального искусства и этнического дизайна доказывает, что необходим научный подход к обозначенной проблеме.
Подробное И1 детальное изучение редких и отчасти утраченных текстильных технологий, проведенное в данном исследовании, позволяет взглянуть с новых позиций на отечественный исторический и этнографический текстиль, более качественно систематизировать знания в этой области. Систематизация накопленных знаний в области изучения 9 архаичных и традиционных текстильных технологий, в свою очередь, создает предпосылки для развития отечественного этнического дизайна на новом уровне.
Исследование предметов этнического искусства проводилось по различным параметрам, включало исследование материала, технологии, конструкции и эстетических особенностей объекта. В ходе исследования было проведено множество опытов, убедительно доказывающих факт выполнения того или иного из изученных предметов прикладного искусства в определенной технологии во взаимосвязи со способом моделирования. Выделенный принцип этнического моделирования позволил провести исследование объектов этнического текстиля как предметов протодизайна и создать системную, модель артефакта, в которой проявляются закономерности взаимосвязи технологии и конструкции, технологии и эргономики, технологии и эстетики объекта исследования.
Важным аспектом современного дизайна является эргономика. В данном исследовании с точки зрения эргономики было изучено архаичное и традиционное текстильное оборудование, что позволило осуществить научный подход к проблеме и выявить закономерности развития или, наоборот, затухания традиционных текстильных технологий.
Научная новизна работы
1. Определены и уточнены технологии выполнения отдельных предметов прикладного искусства.
2. Разработана теоретическая и методологическая основа для дальнейшей систематизации архаичных и традиционных текстильных технологий в рамках различных этнических культур и эпох.
3. Изучен принцип традиционного моделирования форм на основе технологии выполнения объекта и эргономики.
4. Введены новые технологии в спектр возможностей этнического дизайна текстиля.
Практическая значимость работы
1. Предложенная методика определения традиционных текстильных технологий позволяет уточнять сведения об экспонатах и ввести новые сведения в каталоги музеев.
2. Систематизация и структурирование сведений об архаичных и традиционных текстильных технологиях позволит повысить уровень разработок проектов отечественных художников-прикладников и дизайнеров текстиля.
3. Предложенная методика определения текстильных технологий может быть использована для реставрации и реконструкции музейных экспонатов.
4. Практические разработки были применены для создания современных объектов этнического дизайна, коллекций аксессуаров, костюмов, текстиля для интерьера.
5. Полученные в результате теоретические сведения и практические разработки могут стать основой для корректировки программ для ВУЗов различных направлений и для создания новых уникальных обучающих программ.
Апробация работы
Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на 5-й и 6-й международных научных конференциях Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии
Санкт-Петербург, 2002, 2003), на 6 конгрессе этнологов и антропологов
России (Санкт-Петербург, 2005), на 13-й и 14-й Международных научнопрактических конференциях студентов и молодых ученых Современные техника и технологии СТТ - 2007 (Томск, 2007, 2008), на 1-й и 2-й
11
Международной научно-практической конференции вузов России Развитие современного искусства. Наука и образование в области ювелирной промышленности (Санкт-Петербург, 2008), XV International scientific conference materials Modern texnique and technologies (Tomsk, 2009).
Текстильная инсталляция из природных материалов, выполненная в традиционной технологии ткачества на берде введена в экспозицию Российского Этнографического музея в раздел Народы Северо-запада России и Прибалтики XIX-XX вв.
Проекты по теме диссертации представлялись на 4-й Петербургской биеннале дизайна Модулор-2003 (Параллельные выставки. Этнодизайн, СПб, Российский этнографический музей, 2003); а также на 5-й Петербургской биеннале дизайна Модулор-2005 (Большой выставочный зал «Манеж», СПб, 2005). Комплект мужских и женских ювелирных украшений из войлока Моя прелесть участвовал в 12-м Международном конкурсе молодых дизайнеров ювелирных украшений Образ и форма и занял 2 место в номинации Макет.
Объекты этнического дизайна текстиля, выполненные в технологиях ткачество и войлоковаляние, были представлены на выставке в рамках в рамках Культурной миссии Санкт-Петербурга в Пекине (Пекин, 2009).
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, 6 глав, заключения, списка использованных источников из 75 наименований, 2 приложений. Текст работы изложен на 146 страницах, содержит 28 рисунков, 2 таблицы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
История текстильного производства таджиков2013 год, доктор исторических наук Иброхимов, Муродали Файзалиевич
Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации2011 год, кандидат искусствоведения Тянь Хэ
Археологический текстиль как источник по реконструкции древнего ткачества Западной Сибири2004 год, доктор исторических наук Глушкова, Тамара Николаевна
Текстиль Московской Руси XVI-XVII вв. по археологическим данным: атрибуция, технология, реконструкция2020 год, кандидат наук Елкина Ирина Игоревна
Текстильные и кожаные изделия из мордовских могильников I - начала II тысячелетия н.э.2023 год, кандидат наук Королева Мария Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Исаева, Татьяна Ивановна, 2009 год
1. Выявление и изучение артефактов этнического искусства, имеющих неточное определение технологии выполнения. Воспроизведение отдельных предметов традиционного искусства илифрагментов фактур и структур их составляющих.52
2. Разработка метода исследования объекта этнического прикладного искусства с точки зрения технологии, применимого для различных целей и задач.
3. Исследование возможностей моделирования архаичных и традиционных текстильных технологий по различным параметрам, таким как цвет, ритм, фактура и структура. Исследование вариабельности моделирования форм на основе особенностей технологий.
4. Исследование возможностей создания объектов и проектов актуального дизайна на основе архаичных и традиционных текстильных технологий. Изучение возможностей реализации проектов в данном направлении.
5. Натягиваются 2 прочные технические нити, дублирующие верхнюю и нижнюю поперечину на раме. Для устранения сильного провисания нитей рекомендуется сделать вертикальные растяжки вверху и внизу.
6. Натягивается рабочая нить, цепляющаяся по кругу без перекрестов то за верхнюю, то за нижнюю техническую нить (рисунок 10 а).
7. Первый ряд плетения формирует перекрещенные пары нитей, удерживаемые правой (рабочей) рукой (рисунок 10 б).
8. Созданный ряд фиксируется и прибивается палочкой к верхнему и нижнему краю рамки.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.