Актуализация календарной обрядности русских в деятельности музеев под открытым небом в Сибири тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат наук Глушкова, Полина Валерьевна

  • Глушкова, Полина Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ24.00.03
  • Количество страниц 296
Глушкова, Полина Валерьевна. Актуализация календарной обрядности русских в деятельности музеев под открытым небом в Сибири: дис. кандидат наук: 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. Кемерово. 2015. 296 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Глушкова, Полина Валерьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ МУЗЕЕМ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКИХ КАК ОБЪЕКТА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

1.1. Функционирование объектов нематериального наследия в музейном пространстве

1.2. Календарная обрядность русских Сибири в аспекте актуализации

в деятельности музеев

Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКИХ

2.1. Методические основы актуализации календарных обрядов в музее

2.2. Практики музеев под открытым небом Сибири по сохранению

и презентации календарных обрядов русских

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ТЕРМИНОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Таблицы сравнительные

Приложение 2. Анкеты и опросные листы

Приложение 3. Сценарные разработки

Приложение 4. Фото мероприятий по актуализации календарных обрядов в музеях под открытым небом Сибири

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Актуализация календарной обрядности русских в деятельности музеев под открытым небом в Сибири»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Традиционная календарная обрядность является одним из значимых пластов нематериального культурного наследия. Обряд играет ключевую роль в культуре этноса и выполняет ряд основополагающих функций: способствует регулированию

внутриэтнических связей и трансляции культурного опыта, выполняет функцию воспроизводства этнической специфики [29, с. 134]. Под влиянием процессов глобализации и информатизации, характерных для современного этапа развития общества, происходит разрушение этнических аспектов культуры. Нематериальные объекты подвержены исчезновению в большей степени, нежели материальные. Календарный обряд не воспроизводится в естественной историко-культурной среде, соответственно, трансляция традиции прервана, что, в конечном итоге, может привести к ее полной утрате. В связи с этим остро встает проблема сохранения нематериального культурного наследия в целом и календарного обряда в частности.

Актуальность проблемы сохранения нематериального наследия

подтверждается вниманием к ней Всемирной организации ЮНЕСКО [120],

решениями по сохранению «неосязаемого» наследия на уровне

государственной политики Российской Федерации [89], формированием

единого реестра объектов нематериального наследия [199]. Однако,

специфические свойства традиции требуют не только ее консервации, но и

включения в современную среду. Следовательно, существует необходимость

обеспечения актуализации народных календарных обрядов [82]. Под

актуализацией понимается деятельность, направленная на сохранение и

включение наследия в современную культуру. Приоритетным направлением

актуализации культурного наследия является музеефикация [143]. Одна из

ведущих ролей в данном направлении принадлежит музеям, при этом

наибольшим потенциалом обладают музеи под открытым небом, для

з

которых характерна комплексная музеефикация историко-культурной среды. Несмотря на активное включение презентации календарных обрядов в музейную деятельность, методическая основа данного направления находится в стадии формирования. Существует необходимость разработки специальных методов, выявления принципов по актуализации календарного обряда в музее на научной основе. Комплексный анализ деятельности музеев под открытым небом Сибири по актуализации народного календаря позволит разработать методику работы музея с таким объектом нематериального наследия как календарный обряд. Внедрение данной методики в практическую деятельность не только обеспечит эффективное сохранение календарных традиций русских музейными средствами, но и будет способствовать ревитализации значимого пласта нематериального наследия.

Степень разработанности проблемы. Спецификой данной работы является рассмотрение традиционного сибирского календаря в аспекте его актуализации в музее как объекта нематериального наследия. Таким образом, исследование происходит на стыке анализа традиционных календарных обрядов русских Сибири и особенностей актуализации данных обрядов как объектов нематериального наследия в деятельности музеев под открытым небом. Научные публикации по обозначенной теме можно условно разделить на несколько тематических блоков.

Первый блок представлен исследованиями в области теоретического осмысления роли традиции в культуре и значении обряда как символической формы для обеспечения ее целостности. Ю. М. Лотман исследует знаковую природу традиционной культуры [104, 105]. А. К. Байбурин [14] и Т.А. Бернштам [24] - сторонники феноменологического подхода, рассматривают ритуал как символ. С. А. Арутюнов [4, 5] и Ю. В. Бромлей [29] видят в традиции способ этносоциальной идентичности. Ю. А. Левада [102], В. Д. Плахов [134], Л. А. Абрамян [1], Э. С. Маркарян [90, 114, 115] выявляют функции традиции, ее роль в традиционном и современном

обществах, анализируют особенности взаимодействия традиции и инноваций.

Второй блок литературы представлен этнографическими исследованиям в области изучения народного календаря русских Сибири в различных аспектах. Исследования народных праздников в России начинаются с 30-х гг. XIX в. Наибольший вклад в сбор и систематизацию материалов по календарной обрядности в данный период внесли И. М. Снегирев и И. П. Сахаров. И. М. Снегирев, выявляя архаичные черты народных праздников, описывает их на основе полевых материалов [159]. И. П. Сахаров занимался сбором народного фольклора: сказаний, приданий, примет, связанных с календарной обрядностью [155]. В 50-е гг. XIX в. исследованием календарных традиций занимается А. В. Терещенко, который, базируясь на полевых материалах, описывает обрядовые действия [169]. Во второй половине XIX в. формируется мифологическая школа, представители которой интерпретируют традиционную обрядность через призму мифологических воззрений. А. Н. Афанасьев и А. А. Потебня выявляют индоевропейские корни русской обрядности. А также выводят обряд из мифа, объясняя семантику обрядовых действий с точки зрения мифологических представлений славян [12; 135]. Сравнительный анализ восточнославянских и западноевропейских календарных обрядов содержится в трудах А. Н. Веселовского и Е. В. Аничкова. Выявляя общие черты, исследователи делают вывод о происхождении праздников [31; 3]. Д. К. Зеленин также анализирует связь восточнославянской календарной обрядности с индоевропейской, выявляет общие корни и взаимовлияния, рассматривает архаичные элементы, их мифологические основы и происхождение [65]. Сторонником структурно-функционального подхода к рассмотрению календарной обрядности является В. Я. Пропп. Исследуя структуру календарных праздников, он выявляет элементы, общие для календарной и семейной обрядности, акцентирует внимание на их аграрно-продуцирующем значении [139]. В. И. Чичеров обосновывает теорию

5

трудового происхождения обряда, подчеркивает аграрный характер народного календаря русских, связь его с земледельческими работами. Календарь рассматривался им как свод указаний для практической деятельности крестьянина [190]. Сравнительный анализ календарной обрядности восточнославянских народов проведен В. К. Соколовой. Она выявляет общие черты славянских обрядов, прослеживает особенности их трансформации [160; 161]. Значительный вклад в исследование суеверных представлений и календарных традиций русских внес С. В. Максимов, обработавший полевой материал по календарной обрядности русских европейской России и описавший особенности обрядов с точки зрения взаимодействия христианских и языческих элементов [113].

Традиционный сибирский календарь в российской науке находится в поле зрения исследователей с 50-х гг. XIX в. Первые публикации в данной области принадлежат Н. А. Кострову и Н. С. Щукину, детально описавшими обрядовые действия на основе собственных наблюдений [90; 198]. Среди наиболее значимых трудов начала XX в. следует отметить работы А. А. Макаренко, Г. С. Виноградова, М. В. Красноженовой. Труды М. В. Красноженовой посвящены быту старожильческого населения Енисейской и Томской губерний и описанию календарных и семейных обычаев [92]. Г. С. Виноградов исследовал семейные обряды и календарные праздники Восточной Сибири [32]. Но если Г. С. Виноградов и М. В. Красноженова описывают конкретные календарные обряды как самостоятельное явление, то А. А. Макаренко рассматривает весь годовой цикл как целостную систему, а также выявляет основные характеристики народного календаря русских Алтайского края [112].

Всплеск интереса к изучению календарных традиций отмечен в 60-80-е гг. XX в. В этот период времени в свет выходят работы М. М. Громыко, Н. А. Миненко, Т. А. Бернштам, Ф. Ф. Болонева и др. В трудах М. М. Громыко календарь исследуется через взаимосвязь с традиционным бытом и укладом. Выявляется роль календарной обрядности в социальной

б

жизни крестьян, рассматривается роль традиции в эстетическом воспитании подрастающего поколения [54-57]. Н. А. Миненко выявляет социальные функции календарной обрядности, значение праздников для жизни общины, их роль в трудовом воспитании, в социализации. Рассматривает праздники как формы взаимодействия внутри общины, обеспечивающие ее сохранение [123; 124]. Т. А. Бернштам исследует традиционную русскую культуру Поморья. Анализирует праздник в аспекте возрастных характеристик участников действия. Рассматривает сам феномен праздника [23; 24]. Ф. Ф. Болонев обращается к различным аспектам традиционной культуры семейских Забайкалья, изучает весь годовой цикл праздников, анализируя их через призму трудовой деятельности крестьянства [25].

Более поздние исследования календарных локальных традиций представлены публикациями Е. Ф. Фурсовой, П. Е. Бардиной, Т. Н. Золотовой, М. А. Жигуновой, Г. В. Любимовой, В. А. Липинской, В. Ф. Похабова, В. М. Кимеева, Н. А. Томилова, М. Л. Бережновой, Л. А. Скрябиной. Е. Ф. Фурсова детально описала календарные обряды русских Новосибирской области. Исследуя календарную обрядность различных восточнославянских этнических групп, она выявляет процессы взаимовлияния культур, а также прослеживает трансформацию традиционной обрядности в XX в. [181-185]. В трудах П.Е.Бардиной содержатся сведения о календаре томских старожилов. Она выявляет взаимосвязь материальной и духовной культуры, характеризует материальные компоненты календарных обрядов [16-18]. Т. Н. Золотова исследовала календарь русских Омской области, определила общерусские и региональные особенности обрядов, проследила тенденции развития календарных традиций в XX в. [66]. М. А. Жигунова изучала современную праздничную культуру Прииртышья как трансформацию традиционной календарной обрядности, выявила устойчивые, сохранившиеся традиционные элементы [62]. Г. В. Любимова рассматривала сибирский календарь в аспекте возрастного символизма, акцентируя внимание на

значимости возрастных характеристик участников обрядового действия. Она выявила экологические основы сибирского календаря русских, влияние календарных традиций на экологическое поведение крестьянина [107; 108]. Исследованию традиционного календаря на Алтае посвящены работы В. А. Липинской, в которых содержатся описания характеристик обрядовых действий, ритуальной пищи, традиционных игр [103]. Исследования В. Ф. Похабовым календарных обычаев Мариинского уезда выполнены на стыке этнографии и фольклористики, особое внимание уделяется анализу фольклорных обрядовых форм. Выявляются региональные особенности календарных обрядов, их отличия и сходства с сибирским и общерусским календарем [136-138]. Фольклорный материал по Кемеровской области, частично отражающий календарные традиции, собирался Е. И. Лутовиновой [128; 180]. В. М. Кимеев исследовал особенности календарных традиций касьминских чалдонов, выявил их сходства и отличия от общерусских традиций, связывал календарные обряды с конкретными локусами с. Брюханово [78]. Н. А. Томилов и М. Л. Бережнова рассматривают материальную культуру русских, опосредованно затрагивая нематериальное наследие [174]. Л. А. Скрябина изучала праздничные традиции в отношении к различным возрастным группам, к жизни общины в целом, акцентируя внимание на половозрастных характеристиках участников календарных обрядов [157].

Так как календарный обряд актуализируется в музее в качестве объекта нематериального культурного наследия, третий блок публикаций связан с изучением функционирования объектов нематериального наследия в музейном пространстве. После принятия декларации об охране нематериального наследия на Генеральной конференции ЮНЕСКО 2003 г. встал вопрос о специфике сохранения и актуализации данного пласта в деятельности музея [120]. Проблема актуализации нематериального наследия в музее обсуждалась зарубежными и отечественными специалистами. В зарубежной музеологии исследуется связь материального и

8

нематериального наследия [15], подчеркивается необходимость сохранения нематериального наследия в развитии, в обеспечении воспроизведения традиции [80; 81]. В отечественной науке в последнее десятилетие активно публикуются статьи и диссертационные исследования, посвященные вопросам сохранения и освоения нематериального наследия.

Системное теоретическое осмысление специфики актуализации нематериального наследия в деятельности музея содержится в трудах М. Е. Каулен, где она дает определение нематериальному музейному объекту, рассматривает проблемы музеефикации нематериальных объектов, критерии выявления нематериальных объектов музейного значения, способы их сохранения и методы актуализации, особенности актуализации объектов нематериального культурного наследия в средовых музеях [72; 74; 75]. Ее труды во многом определили вектор дальнейших исследований в данной области. К особенностям презентации нематериального наследия в музее в рамках культурологического подхода обращается Л. А. Климов. Он рассматривает феномен нематериального наследия как элемент культуры в целом, освещает историю осмысления термина нематериальное наследие в музееведении, анализирует функции музея в сохранении нематериального наследия, особенности сохранения объектов нематериального наследия в музее в развитии, вводит понятие музеализации, рассматривает лингводидактический аспект в сохранении и презентации нематериального культурного наследия [83; 84]. Осмысление феномена актуализации нематериального наследия в сфере туризма и музейно-выставочной деятельности содержится в работах Г. К. Белугиной, где выявляются грани освоения объектов нематериального наследия, способы интеграции нематериального наследия в современную действительность посредством деятельности различных институтов [20-22]. Т. С. Курьянова характеризует взаимосвязь музея и нематериального культурного наследия, рассматривает особенности музеефикации объектов нематериального наследия, методы актуализации нематериального культурного наследия в музее, устанавливает

связь деятельности по актуализации нематериального наследия с музейной коммуникацией, определяет направления актуализации объектов нематериального наследия [99; 100]. А. М. Диянова исследует вопросы интерпретации нематериального наследия посредством материальных носителей, способы раскрытия знаково-символического содержания музейных предметов [58]. Также вопросы сохранения и музеефикации нематериального наследия затрагивались О. Н. Труевцевой, И. В. Чувиловой, Ю. В. Кирюшиной, А. М. Кулемзиным и др. Ю. В. Кирюшина рассматривает историю становления понятия нематериальное культурное наследие, обозначает пути его сохранения, подчеркивает значимость сохранения нематериального наследия для развития общества [82]. И. В. Чувилова указывает на зависимость потенциала по актуализации нематериального наследия от типа музея [191]. О. Н. Труевцева анализирует особенности функционирования объектов нематериального наследия в музейном пространстве [176]. А. М. Кулемзин обозначает границы и формулирует дефиницию нового для отечественного музееведения понятия [95]. О. Н. Шелегина анализирует деятельность музеев по сохранению и актуализации объектов нематериального наследия в аспекте современных адаптационных процессов, происходящих в музейном мире [195]. Н. В. Чиркова определяет границы достоверности и источники презентаций объектов нематериального наследия [187].

Так как актуализация нематериального культурного наследия осуществляется посредством коммуникации, четвертый блок публикаций посвящен анализу данного феномена. Различные аспекты музейной коммуникации рассматривались 3. Странским [165] и О. С. Сапанжей [152, 153], Н. А. Никишиным [129, 130], М. Б. Гнедовским [51], В. Ю. Дукельским [52], Ю. А. Волькович [34-35]. 3. Странский и О. С. Сапанжа являются сторонниками культурологического подхода к музейной коммуникации. Проблема коммуникации в аспекте рассмотрения экспозиции как знаковой системы раскрывается в работах Н. А. Никишина, М. Б. Гнедовского,

ю

В. Ю. Дукельского, Ю. А. Волькович. Теория коммуникации как методологическая основа музейной педагогики исследуется Б.А.Столяровым [164]. Реализация коммуникационного процесса посредством форм культурно-образовательной деятельности анализируется М. Ю. Юхневич, О. А. Ботяковой, Т. В. Галкиной. Ключевой в области исследования культурно-образовательной работы музея в аспекте актуализации нематериального наследия является проблема классификации и особенностей форм культурно-образовательной деятельности. Исследователи предлагают различные подходы к их классификации: М. Ю. Юхневич, крупнейший исследователь в области музейной педагогики, является сторонником традиционной классификации [204]. О. А. Ботякова предлагает дифференцированный подход к классификации, рассматривает инновационные формы [27; 28]. Т. В. Галкина выявляет взаимосвязь музейного мероприятия и музейного предмета, выделяет базовые, производные, комплексные формы [38]. Музейный праздник как форма культурно-образовательной деятельности рассматривается Е. В. Мавшенко, которая выявляет его основные характеристики, выделяет группы музейных праздников [109].

Помимо теоретического рассмотрения культурно-образовательной деятельности в отечественном музееведении имеются публикации, характеризующие конкретные музейные мероприятия по актуализации нематериального наследия в музеях под открытым небом России [112; 192]. В ряде работ освещается опыт презентации календарной обрядности в музеях под открытым небом Сибири, описываются особенности проведения праздников в Историко-культурном и природном заповеднике «Томская Писаница», Историко-архитектурном музее под открытым небом ИАиЭ СО РАН, Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» [87; 119; 154]. Опыт конкретных музейных учреждений по актуализации нематериального наследия описывается в статьях исследователей традиционной русской культуры, например, П. Е. Бардиной [19].

11

Так как в диссертационном исследовании рассматривается особенность актуализации календарной обрядности в музеях под открытым небом, пятый блок представлен литературой, посвященной анализу особенностей данного типа музеев. Осмысление феномена музеев под открытым небом, история развития крупнейших музеев данного типа содержится в монографии В. Г. Шмелева [197]. Анализу методических основ формирования музеев под открытым небом, особенностей музеефикации недвижимых объектов, а также проблеме классификации данного типа музеев посвящены публикации: Е. Л. Галкиной, Б. В. Гнедовского [36-37; 49-50]. В. В. Тихонов рассматривает вопросы классификации музеев под открытым небом, формирования экспозиционной структуры, предлагает авторскую классификацию по профилю музеев и по характеру музеефикации недвижимых объектов культурного наследия [170-172]. Средовой подход к проблеме музеефикации историко-культурного наследия находит отражение в трудах М. Е. Каулен [75]. Она классифицирует музеи по типу хранимого наследия, выявляет особенности средовых музеев: способы музеефикации историко-культурных объектов, специфику взаимодействия культурного и природного наследия. Исследованием такого типа музеев под открытым небом как экомузеи занимались Ю. Варин, Ж. А. Ривьер, В. М. Кимеев, которые рассматривали данный тип музеев как глобальный эксперимент по сохранению традиционной культуры в развитии. Ю. Варин вводит понятие экомузей в научный оборот [30], Ж. А. Ривьер формулирует определение экомузея, раскрывающее его основные черты [141]. В. М. Кимеев рассматривает особенности функционирования французской идеи на русской почве, разрабатывает методику создания экомузеев [77; 79].

Исследованием крупнейших музеев под открытым небом Сибири занимались О. Н. Шелегина, В. В. Тихонов, А. Ю. Майничева, В. М. Кимеев, А. И. Мартынов. О. Н. Шелегина, рассматривая историю появления музеев в Сибири и их роль в развитии культуры региона, освещает историю возникновения и функционирования музеев под открытым небом [194].

12

В. В. Тихонов характеризует этнографические музеи под открытым небом Сибири: историю создания, основные направления деятельности, недвижимые объекты [172]. Историю возникновения и развития конкретных музеев под открытым небом Сибири описывают такие исследователи как А. Ю. Майничева, А. И Мартынов, В. М. Кимеев. А. И. Мартыновым освещается история создания Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» [116]. А. Ю. Майничева рассматривает особенности формирования историко-архитектурного музея под открытым небом ИАиЭ СОР АН [110]. В. М. Кимеев анализирует опыт проектирования и создания музеев под открытым небом в Кузбассе [79].

Таким образом, на сегодняшний день в отечественной науке представлен значительный блок публикаций, посвященных традиционной календарной обрядности, рассматривающих ее в различных аспектах: структурно-функциональном, мифологическом, генетическом,

сравнительном, социальном, возрастном, трудовом. Исследованы как отдельные обряды, так и календарный цикл в целом, охарактеризованы региональные особенности обрядовых действий и трансформация традиционной обрядности в современной культуре. Однако исследований календаря русских Сибири в аспекте актуализации в музее не проводилось.

Феномен нематериального культурного наследия в достаточной мере исследован музееведами: определены границы понятия, выявлена роль музея в сохранении нематериального наследия, разработаны методы музеефикации объектов нематериального наследия, но анализ особенностей музеефикации различных видов нематериального наследия, в частности календарного обряда, отсутствует.

В публикациях по музейной педагогике представлены классификации и основные характеристики форм культурно-образовательной деятельности, но данные формы не рассматривались в аспекте актуализации календарной обрядности как специфического объекта нематериального наследия.

Музеи под открытым небом Сибири исследуются в научной литературе в теоретическом плане, предложены классификации музеев данного типа, анализируется их практическая деятельность, освещается история создания и развития. В монографии М. Е. Каулен обозначаются особенности музеефикации в средовых музеях объектов нематериального культурного наследия [75], но выявления потенциала музеев под открытым небом по презентации и сохранению нематериального наследия, комплексного культурологического анализа деятельности по актуализации календарной обрядности в музеях под открытым небом Сибири не проводилось.

Проблема исследования заключается в необходимости определения возможности включения традиционной культуры в современное пространство посредством музеефикации, в практическом аспекте - в недостаточности теоретической базы по актуализации традиционного календаря в отношении к музейным практикам в данном направлении.

Объектом исследования являются музеи под открытым небом в Сибири.

Предметом исследования - деятельность музеев под открытым небом сибирского региона по актуализации традиционной календарной обрядности русских.

Целью является выявление особенностей актуализации календарного обряда как объекта нематериального наследия в музеях под открытым небом Сибири и разработка рекомендаций по оптимизации данной деятельности.

Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать теоретико-методологические основы актуализации нематериального культурного наследия в музейной деятельности;

- выявить особенности актуализации в музейной деятельности традиционного народного календаря русских;

- разработать методику актуализации календарного обряда в музее, выработать общие рекомендации в данном направлении;

- в контексте предлагаемой методики провести анализ практик музеев под открытым небом в Сибири по актуализации календарной обрядности.

Территориальные рамки в области исследования представлены Сибирским Федеральным округом, в состав которого входят двенадцать субъектов Российской Федерации, в шести из которых имеются музеи под открытым небом, где представлена традиционная культура и презентуется календарная обрядность русских: Кемеровская область - Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» [53], Этноэкологический музей-заповедник «Тюльберский городок» [126]; Новосибирская область - Историко-архитектурный музей под открытым небом ИАиЭ СО РАН [67], Иркутская область - Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» [10] и Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» [9], Омская область - Музей-заповедник «Сибирская старина» [68], Красноярский край - Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» [69]; Республика Бурятия — Этнографический музей народов Забайкалья [201].

Хронологические границы охватывают последнее десятилетие, так как данный период характеризуется расширением практики музеев по актуализации календарных традиций.

Источниковая база представлена несколькими типами источников. Первую группу письменных источников составляют законодательные акты и нормативные документы, регулирующие деятельность по сохранению и актуализации нематериального культурного наследия [120; 89]. Ко второй группе относится отчетная и текущая музейная документация: годовые отчеты музеев, сценарные разработки мероприятий [6; 8; 53].

Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Глушкова, Полина Валерьевна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамян, Л. А. Первобытный праздник и мифология / Л. А. Абрамян. - Ереван: АН Армянской ССР, 1983. - 231 с.

2. Азимов, Б. А. Влияние процессов глобализации на языковое разнообразие в мире / Б. А. Азимов // Актуальные проблемы государственных и гуманитарных наук. - 2009. - № 9. - С. 136-140.

3. Аничков, Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян / Е. В. Аничков. - Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук, 1903 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://е.lanbook.com/view/book/13841/. -Загл. с экрана.

4. Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. - Москва: Наука, 1989. - 247 с.

5. Арутюнов, С. А. Обычай, ритуал, традиция / С. А. Арутюнов // Советская этнография. — Москва: Изд-во Наука, 1981. - № 2. - С. 97-99.

6. Архив Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАиЭ СО РАН.

7. Архив Фольклорной лаборатории кафедры литературы и фольклора Кемеровского государственного университета.

8. Архив Этноэкологического музея-заповедника «Тюльберский городок».

9. Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» [Электронный ресурс]: сайт музея. - Режим доступа: http://bratskmuseum.ru/filials/angara/. - Загл. с экрана.

10. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» [Электронный ресурс]: сайт музея. - Режим доступа: http://www.talci.ru/. - Загл. с экрана.

11. Астафьева, О. Н. Региональная культурная политика в стратегиях социокультурного проектирования инновационной деятельности музеев / О. Н. Астафьева // Новации в музейном мире. Музей как коммуникационный

225

протокол: сб. науч. ст. / Отв. ред. И. В. Чувилова, О. Н. Шелегина. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013. - С. 11-24.

12. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов / А. Н. Афанасьев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slavya.ru/trad/afan/. - Загл. с экрана.

13. Ахатова, Л. И. Влияние историко-культурного наследия на развитие личности / Л. И. Ахатова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № Специальный. - С. 7-11.

14. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А. К. Байбурин. -Санкт-Петербург: Наука, 1993. - 240 с.

15. Байер-де Хаан, Р. Несколько замечаний по поводу нематериального наследия / Р. Байер-де Хаан // Музей. - 2013. - №7. - С. 1819.

16. Бардина, П. Е. Народный календарь дедов и прадедов / П. Е. Бардина // Былое и новь. - Томск: Томск, кн. изд-во, 1992. - С. 22-234.

17. Бардина, П. Е. Быт русских сибиряков Томского края / П. Е. Бардина. - Томск: Изд-во Томского университета, 1995. - 224 с.

18. Бардина, П. Е. Двенадцать месяцев: народный календарь; обрядовые блюда / П. Е. Бардина. - Томск: Изд-во Томского университета, 1998.-29 с.

19. Бардина, П. Е. Музей как проводник народных традиций / П. Е. Бардина // Вестник Томского государственного университета. - 2008. -№ 3 (4). - С. 116-120. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/muzey-kak-provodnik-narodnyh-traditsiy. - Загл. с экрана.

20. Белугина, Г. К. Проблемы актуализации нематериального культурного наследия / Г. К. Белугина // Ярославский педагогический

226

вестник. - 2011. - № 2. - T. 1. - С. 287-290. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/201 l_2g/64.pdf. - Загл. с экрана.

21. Белугина, Г. К. Актуализация нематериального культурного наследия в музейно-выставочной и туристско-рекреационной деятельности (на примере Ивановской области): дис. ...канд. культурологии: 24.00.01 / Белугина Галина Константиновна. - Ярославль, 2011 [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/aktualizatsiya-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-v-muzeino-vystavochnoi-i-turistsko-rekrea.

- Загл. с экрана.

22. Белугина, Г. К. Всякая традиция живет благодаря интерпретации / Г. К. Белугина // Музей. - 2013. - №7. - С. 40-41.

23. Бернштам, Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры / Т. А. Бернштам. - Ленинград: Наука, 1988. - 281 с.

24. Бернштам, Т. А. Новые перспективы в познании и изучении традиционной народной культуры (теория и практика этнографических исследований) / Т. А. Бернштам. - Киев, 1992. - 185 с.

25. Болонев, Ф. Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX - начало XX в.) / Ф. Ф. Болонев - Новосибирск: Наука Сибирское отделение, 1978. - 159 с.

26. Борисова, М. К. Культурно-образовательная деятельность музеев / М. К. Борисова // Музей. - 2009. - № 5. - С. 31-36.

27. Ботякова, О. А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры: дис. ...канд. культурологии: 24.00.03 / Ботякова Ольга Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/muzei-etnograficheskogo-profilya-v-kontekste-obrazovaniya-i-kultury-rossii#ixzz34TywQ6Wx. - Загл. с экрана.

28. Ботякова, О. А. Формы культурно-образовательной деятельности музея. Проблема классификации / О. А. Ботякова [Электронный ресурс]. -http://rud.exdat.com/docs/index-599146.html. - Загл. с экрана.

227

29. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. - Москва: Наука, 1983.-412 с.

30. Варин, Ю. Термин и его значение / Ю. Варин // Museum, 1985. - № 148.-С. 5.

31. Веселовский, А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов / А. Н. Веселовский. - Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук, 1881 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic,php?t=225 8663. - Загл. с экрана.

32. Виноградов, Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г. С. Виноградов. - Москва: Восточная литература, 2009. - 896 с.

33. Виноградова, JI. Н., Мотив «уничтожения - проводов нечистой силы» в восточнославянском купальском обряде / JI. Н. Виноградова // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). - Москва: Наука, 1990. - С. 99-118 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inslav.ru/images/stories/pdf/1990_Pogrebarnyj_obr'ad.pdf. - Загл. с экрана.

34. Волькович, А. Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов / А. Ю. Волькович // Музей в современной культуре: сб. науч. тр. - Санкт-Петербург: СПбГАК, 1997. - Т. 147. - С. 69 - 73.

35. Волькович, А. Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. культурологии: 24.00.03 / Волькович Анна Юрьевна - Санкт-Петербург, 1999. -22 с.

36. Галкина, Е. Л. Музеи под открытым небом / Е. Л. Галкина // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры: сб. науч. тр. - Москва: НИИ культуры Минкультуры РСФСР, 1982.-С. 45-57.

37. Галкина, Е. JI. Музеи под открытым небом в РСФСР (современное состояние и перспективы развития) / Е. Л. Галкина // На пути к музею XXI века: сб. науч. тр.. - Москва: НИИ культуры Минкультуры РСФСР, 1989. - С. 87-101.

38. Галкина, Т. В. О классификации современных базовых форм музейно-педагогической деятельности в российских музеях / Т. В. Галкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. -№ 10.-С. 69-74.

39. Глушкова, П. В. Древние дороги тюльберов / П. В. Глушкова, В. М. Кимеев. - Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2010. - 64 с.

40. Глушкова, П. В. Русские народные праздники в деятельности экомузея-заповедника «Тюльберский городок» / П. В. Глушкова, Т. И. Кимеева // Христианство и славянское культурное наследие: сб. научных статей Международного научно-практического форума. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2013. - Т. 1. г- С. 50-57.

41. Глушкова, П. В. К вопросу о включении в процессы актуализации нематериального культурного наследия будущих специалистов в области музейного дела / П. В. Глушкова, Т. И. Кимеева, Д. Д. Родионова // Вестник Алтайского государственной педагогической академии. Музееведение и сохранение историко-культурного наследия. - 2014. - № 18. - С. 42-43.

42. Глушкова, П. В. Ревалоризация традиционной календарной обрядности русских: на примере деятельности экомузея «Тюльберский городок» / П.В. Глушкова // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: сб. материалов X Международной научно-практической конференции. - Омск: изд-во Омского государственного университета им. П.А. Столыпина, 2014. - С. 43-49.

43. Глушкова, П. В. Актуализация традиционной обрядовой кухни в деятельности музеев Кемеровской области / П. В. Глушкова, Т. И. Кимеева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -Кемерово, 2014. -№ 28. - С. 49-55.

44. Глушкова, П. В. Актуализация календарной обрядности в музеях Кемеровской области / П. В. Глушкова, Т. И. Кимеева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3 (59). - Т. 3. - С. 78-87.

45. Глушкова, П. В. Актуализация традиционной игры русских в деятельности экомузея «Тюльберский городок» / П. В. Глушкова // Актуальные проблемы социокультурных исследований: сб. научных статей. -Кемерово: КемГУКИ, 2014. - Вып. 10. - С. 300-308.

46. Глушкова, П. В. Воспроизведение ритуальной атрибутики в рамках презентации календарной обрядности русских в музеях под открытым небом Сибири / П. В. Глушкова // Малочисленные этносы в пространстве доминирующего общества: практика прикладных исследований и эффективные инструменты этнической политики: сб. научных статей по итогам всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Кемерово: Практика, 2014. - С. М2-А11.

47. Глушкова, П. В. К проблеме реконструкции элементов традиционного головного убора русских Сибири / П. В. Глушкова, Т. И. Кимеева, С. В. Мелкова // Малочисленные этносы в пространстве доминирующего общества: практика прикладных исследований и эффективные инструменты этнической политики: сб. научных статей по итогам всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Кемерово: Практика, 2014. - С. 477-481.

48. Глушкова, П. В. Фотореконструкция как один из эффективных методов актуализации календарной обрядности русских в музеях под открытым небом Сибири / П. В. Глушкова // Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 4 (29-2). - С. 79-86.

49. Гнедовский, Б. В. Методические рекомендации для подготовки предпроектной документации и проектирования музеев под открытым небом: История создания и общая методика / Б. В. Гнедовский. - Москва, 1983. - Ч. 1.-18 с.

50. Гнедовский, Б. В. Музеи под открытым небом в СССР: развитие принципов формирования структуры / Б. В. Гнедовский, Э. М Добровольская. - Москва, 1987. - 21 с.

51. Гнедовский, М. Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий / М. Б. Гнедовский // Музей и современность: сб. науч. тр. НИИ культуры. -Москва, 1986.-С. 14-27.

52. Гнедовский, М. Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М. Б. Гнедовский, В. Ю. Дукельский // Музейное дело: музей культура - общество: сб. науч. тр. -Москва, 1992.-С. 16-18.

53. Государственное автономное учреждения культуры Кемеровской области «Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» [Электронный ресурс]: сайт музея. - Режим доступа: http://www.gukmztp.ru/. - Загл. с экрана.

54. Громыко, М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири. - / М. М. Громыко. - Новосибирск: Наука, 1975. - 352 с.

55. Громыко, М. М. Весенний цикл русских традиционных развлечений молодежи (обычаи завивания венков и кумления в XIX в.) / М. М. Громыко // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII -начало XX вв. - Новосибирск: Наука, 1985. - С. 5-30.

56. Громыко, М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. / М. М. Громыко. - М.: Наука, 1986. - 278 с.

57. Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. - Москва: Молодая Гвардия, 1991. - 446 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chzr.ru/uploadedfiles/site/file/biblioteka/books/2012/mir Ш58_ёегеут.

- Загл. с экрана.

58. Диянова, А. М. Культурное наследие сибирских татар в деятельности музеев Западной Сибири на современном этапе (на примере

традиционных религиозных верований): автореф. дис. ...канд. культурологии: 24.00.03. / Диянова Александра Михайловна. - Кемерово, 2012. - 24 с.

59. Дмитриева, С. И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера / С. И. Дмитриева. - Москва: Наука, 1988. - 240 с.

60. Егле, Л. Ю. Музыкальный фольклор в контексте современной культуры Сибири: автореф. дис. ...канд. культурологии: 24.00.01 / Егле Людмила Юрьевна. - Кемерово, 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/muzykalnyy-folklor-v-kontekste-зоугетеппоу-кикигу^Ып. - Загл. с экрана.

61. Егле, Л. Ю. Традиционная культура: основные подходы к исследованию / Л. Ю. Егле // Вестник КемГУКИ. - 2014. - № 4 (29-2). - С. 43-50

62. Жигунова, М. А. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья во второй половине XX в. / М. А. Жигунова. - Омск: Издательский дом «Наука», 2004. - 228 с.

63. Жигунова, М. А. Историко-культурный комплекс «Сибирская старина» / М. А. Жигунова, Г. М. Килькова // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: сб. статей. - Новосибирск: Автограф, 2014. - С. 83-90.

64. Завьялов М. Г. Традиция как способ самоидентификации общества: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Завьялов Михаил Геннадьевич. - Екатеринбург, 1997 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/traditsiya-kak-sposob-samoidentifikatsii-оЬ8ЬсЬе8^а. - Загл. с экрана.

65. Зеленин, Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913 гг. / Д. К. Зеленин. - Москва: Индрик, 1994.-400 с.

66. Золотова, Т. Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец Х1Х-ХХ вв.) / Т. Н. Золотова. - Омск: изд-во: ООО «Издатель-Полиграфист», 2002. - 234 с.

67. Историко-архитектурный музей под открытым небом ИАиЭ СО РАН [Электронный ресурс]: сайт музея. - Режим доступа: http://www.archaeology.nsc.ru/ru/otdel/museum/museum04.aspx. - Загл. с экрана.

68. Историко-культурный комплекс «Старина Сибирская» [Электронный ресурс]: сайт музея. - Режим доступа: http://www.starinasib.ru/. - Загл. с экрана.

69. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» [Электронный ресурс]: сайт музея. - Режим доступа: http://www.shush.ru/. -Загл. с экрана.

70. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл / отв. ред. Р. Ш. Джарылгасинова, М. В. Крюков. - Москва: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 360 с.

71. Каргин, А. С. Сохранение нематериального наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке / А. С. Каргин, А. В. Костина // Культурная политика. - 2008 - №3 - С. 59-81. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-|оита1.ги/гри/2008_3/Кащт&Ко5^па^1'. - Загл. с экрана.

72. Каулен, М. Е. Музеефикация объектов наследия: от предмета до традиции / М. Е. Каулен // Культура российской провинции: век XX -XXI веку: тез. докл. всерос. науч.-практ. конф. - Калуга: Эйдос, 2000. -С. 199-209.

73. Каулен, М. Е. Вторая жизнь традиции / М. Е. Каулен // Музей и нематериальное культурное наследие: сб. тр. творч. лаб. «Музейная педагогика» каф. музейного дела АПРИКТ / сост. И. М. Коссова. - Москва: «ИКАР», 2005. - Вып. 6. - С. 13-20.

74. Каулен, М. Е. Музей и наследие / М. Е. Каулен // Музей. - 2009. -№5.-С. 10-19.

75. Каулен, М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России / М. Е. Каулен. - Москва: Этерна, 2012. - 432 с.

233

76. Каулен, М. Е. Динамика музейной потребности и миссия музея в современном обществе / М. Е. Каулен // Новации в музейном мире. Музей как коммуникационный протокол: сб. науч. ст. / Отв. ред. И. В. Чувилова, О. Н. Шелегина. - Новосибирск, 2013.-С. 116-131.

77. Кимеев, В. М. Экомузеология. Национальные экомузеи Кузбасса / В. М. Кимеев, А. Г. Афанасьев. - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1996.- 135 с.

78. Кимеев, В. М. Касьминские чалдоны. Быт и культура русских старожилов Касьминской волости / В. М. Кимеев. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 250 с.

79. Кимеев, В. М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции / В. М. Кимеев. - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. - 452 с.

80. Киршеннблатт-Гимблет, Б. Нематериальное наследие как метакультурный продукт / Б. Киршеннблатт-Гимблет // Музей. - 2013. - №7. -С. 13-17.

81. Киршеннблатт-Гимблет, Б. Нематериальное наследие как метакультурное производсьтво / Б. Киршеннблатт-Гимблет // Вопросы музеологии. - 2013. - №2 (8). - С. 3-16.

82. Кирюшина, Ю. В. Нематериальное культурное наследие -актуальное понятие современности / Ю.В. Кирюшина // Известия Алтайского государственного университета. — 2011. - №2. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/2011/2-1/сиИ/ТЬеКеш50£А8и-2011-2-1-cult-01.pdf. - Загл. с экрана.

83. Климов, Л. А. Музей в сохранении и презентации нематериального культурного наследия: дис. ...канд. культурологии: 24.00.03. / Климов Леонид Александрович. — Санкт-Петербург, 2012. - 24 с.

84. Климов, Л. А. Нематериальное культурное наследие и музей / Л. А. Климов // Музей. - 2013. - №7. - С. 12.

85. Козлова, И. В. Сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации / И. В. Козлова // Проблемы сохранения нематериального культурного наследия в условиях глобализации: сб.ст. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2013. - С. 41-48.

86. Коитиро, М. Охранная грамота творчества / М. Коитиро // Вестник ЮНЕСКО. - июнь, 2008. - С. 2-3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ше:///С:/Роситеп1Б%20апё%208еШпе5Ми2еит 2/%Р0%9С%Р0%ВЕ%Р0% В8%20%Р0%В4%Р0%ВЕ%Р0%ВА%Р1%83%Р0%ВС%Р0%В5%Р0%ВР% Р1 %82%Р 1 %8В/Роут1оа(Ыщпе 2008.pdf. - Загл. с экрана.

87. Кондацкая, Л. Л. Эта простая сложная Масленица / Л. Л. Кондацкая // Тальцы: научно-популярный иллюстрированный журнал.

- 2002. - № 1 (13). - С. 74-80.

88. Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. - Москва: Высшая школа, 1990. - 208 с.

89. Концепция сохранения и развития нематериального наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/669539. - Загл. с экрана.

90. Костров, Н. А. Святки в Минусинском округе Енисейской губернии / Н. А. Костров // Записки Сиб. отдела РГО. - Санкт-Петербург, 1858.-Кн. 5.-С. 26-28.

91. Кравцова, Л. П. Томская Писаница / Л. П. Кравцова // Российская музейная энциклопедия. - Москва: Изд-во: Прогресс, Рипол классик, издательский дом, 2001. - Т. 2. - С. 248.

92. Красноженова, М. В. Взятие снежного городка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krasplace.ru/vzyatie-snezhnogo-gorodka.

- Загл. с экрана.

93. Красноженова, М. В. Масленица в Енисейской губернии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krasplace.ru/maslenica-v-етзе]8ко]^иЬепш. - Загл. с экрана.

94. Краснова, Е. М. Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев республики Беларусь / Е. М. Краснова // Вопросы музеологии. - 2012. - № 1 (5). - С. 3135 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://history.spbu.rU/userfiles/5.pdf. - Загл. с экрана.

95. Кулемзин, А. М. Об определении понятия «нематериальное культурное наследие» / А. М. Кулемзин // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. статей. - Кемерово: изд-во КемГУКИ, 2009. -С. 91-95.

96. Культура жизнеобеспечения и этнос: опыт этнокультурологического исследования (на материалах армянской сельской культуры) / отв. ред. Э. С. Маркарян, А. С. Арутюнов и др. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1983.-319 с.

97. Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творч. лаб. «Музейная педагогика» каф. музейного дела / сост. И. М. Коссова. -Москва: Брандес, 1997. - 119 с.

98. Культурное наследие в контексте инновационных гуманитарных технологий / Э. А. Шулепова, М. Е. Каулен, И. В. Чувилова, О. Е. Черкаева, М. В. Губина, Н. Е. Чернявская, Л. П. Хаханова // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. статей. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2009. - С. 5— 90.

99. Курьянова, Т. С. Музей и нематериальное культурное наследие / Т.С. Курьянова // Вестник Томского государственного университета. -2012. — №361. - С. 55-57. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/muzey-i-nematerialnoe-kulturnoe-nasledie. - Загл. с экрана.

100. Курьянова, Т. С. . Актуализация культурного наследия коренных народов в музеях южной Сибири: дис. .. .канд. ист. наук: 24.00.03 / Курьянова Татьяна Сергеевна. - Томск, 2013.-23 с.

101. Ламажаа, Ч. К. Архаизация, традиционализм и неотрадиционализм / Ч. К. Ламажаа. - Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 2. - С. 88-93 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2010/2/Lamazhaa_Archaization-Traditionalism-Neotraditionalism/. — Загл. с экрана.

102. Левада, Ю. А. Традиция / Ю. А. Левада // Филос. энциклопедия. -Москва: Советская энциклопедия, 1970 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/1236/%D0%A2%D0%A0%D0%90 %D0%94%D0%98%D0%A6%D0%98%D0%AF. - Загл. с экрана.

103. Липинская, В. А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII - начало XX века / В. А. Липинская. - Москва: Наука, 1996. - 269 с.

104. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. - Москва: «Гнозис»; Издательская группа «Прогресс», 1992. - 272 с.

105. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XIX - начало XX века) / Ю. М. Лотман [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/History/Lotman/index.php. - Загл. с экрана.

106. Любимова, Г. В. О роли детей в обычаях и обрядах календарного цикла / Г. В. Любимова // Русские Сибири. - Новосибирск: ИА и Э СО РАН, 1998. - С. 38-53 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/russian/russian.htm. - Загл. с экрана.

107. Любимова, Г. В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. XIX - начало XX века / Г. В. Любимова. - Новосибирск: Изд-во ИА и Э СО РАН, 2004. - 240 с.

108. Любимова, Г. В. Очерки истории взаимодействия сельского населения Сибири с природной средой (на материале русской земледельческой традиции) / Г. В. Любимова. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012.-208 с.

109. Мавшенко, Е. В. Музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии / Е. В. Мавшенко // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 2(6). - С. 96-101. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/kult/06/image/06-096.pdf. - Загл. с экрана.

110. Майничева, А. Ю. Историко-архитектурный музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН: итоги и перспективы / А. Ю. Майничева // Проблемы развития этнографических музеев под открытым небом в современных условиях: сб. статей. - Иркутск: ООО «Репроцентр А 1», 2006. - С. 33-40.

111. Майстровская, М. Т. Предмет в музейной экспозиции: концепция восприятия / М. Т. Майстровская // Новации в музейном мире. Музей как коммуникационный протокол: сб. науч. ст. / Отв. ред. И. В. Чувилова, О. Н. Шелегина. - Новосибирск, 2013. - С. 152-163.

112. Макаренко, A.A. Сибирский народный календарь / А. А. Макаренко. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993.- 167 с.

113. Максимов, С. В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила / С. В. Максимов. - Смоленск: «Русич», 1995. - 672 с.

114. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Советская этнография. - Москва: Изд-во Наука, 1981. - №

2. - С. 78-97.

115. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука /

3. С. Маркарян. - Москва: «Мысль», 1983. - 284 с.

116. Мартынов, А.И. Писаница на Томи (Наскальные изображения Кемеровской обл.) / А. И. Мартынов. - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1987.-62 с.

117. Мартынова, Г. С. Музей-заповедник «Томская Писаница» / Г. С. Мартынова, А. Ф. Покровская // Тальцы: научно-популярный иллюстрированный журнал. - 1998. — № 2 (4). - С. 51-54.

118. Мартынова, Г. С. Русское Сибирское село / Г. С. Мартынова, В. А. Каплунов, А. И. Мартынов // Музееведение и историко-культурное наследие. - Вып. 1. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2006. - С. 240-243.

119. Медина, М. А., Музейные праздники как интерактивная форма работы / М. А. Медина, JI. В. Юсифова, В. А. Каплунов // Музееведение и историко-культурное наследие. - Вып. 1. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2006.-С. 183-188.

120. Международная конвенция по охране нематериального культурного наследия, Париж 17 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: fapcom.ru/files/Konventsiya_ob_ohrane_nematerial_nogo_kul_turnogo_naslediya. pdf. - Загл. с экрана.

121. Международный журнал «Нематериальное наследие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icom.org.ru/get.asp?Id=N272. - Загл. с экрана.

122.Мигунова, E.H. Праздники и обрядово-игровые программы в Музее народного деревянного зодчества «Витославицы» (Великий Новгород) / Е. Н. Мигунова, О. А. Бевз // Музей и проблемы «культурного туризма»: материалы десятого круглого стола. - Санкт-Петербург: Изд-во Государственного Эрмитажа. - С. 96-101.

123.Миненко, H.A. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в XVII — первой половине XIX в. / Н. А. Миненко. - Новосибирск: Наука, 1989.- 160 с.

124.Миненко, H.A. Культура русских Зауралья. XVIII - первая половина XIX в. / Н. А. Миненко. - Москва: Наука, 1991. - 224 с.

125. Музей и нематериальное культурное наследие: сб. тр. творч. лаб. «Музейная педагогика» каф. музейного дела АПРИКТ / сост. И. М. Коссова. -Москва: «ИКАР», 2005. - Вып. 6.-196 с.

126. Муниципальное бюджетное учреждение «Этноэкологический музей-заповедник «Тюльберский городок» [Электронный ресурс]: сайт музея. - Режим доступа: http://tyulber.kemsu.ru/. - Загл. с экрана.

127. Мухаметзянова, А. Р. Нематериальное этнокультурное наследие: к вопросу об определении понятий / А. Р. Мухаметзянова // Проблемы сохранения нематериального культурного наследия в современных условиях: сб. докладов международного семинара. - Казань: Ихлас, 2012. - С. 24-28.

128. Народный календарь Кемеровской области / сост. Е. И. Лутовинова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 204 с.

129. Никишин, Н. А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности / Н. А. Никишин // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. - Москва: Российский институт культурологии, 1988. - С. 7-16.

130. Никишин, H.A. Музейные средства: знаки и символы / Н. А. Никишин // На пути к музею XXI века. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: сб. науч. тр. - Москва: Российский институт культурологии, 1997. - С. 23-32.

131. Окладникова, Е. А. Музейный предмет и его семиотический дискурс / Е. А. Окладникова, С. Т. Махлина // Триумф музея? - Санкт-Петербург: «Осипов», 2005 - С. 83 - 104.

132.Павлов, A.A. Ангарская деревня / А.А.Павлов // Российская музейная энциклопедия. - Москва: Изд-во: Прогресс, Рипол классик, издательский дом, 2001 г. - Т. 1. - С. 28.

133.Павлова H.H. Новые смыслы музейной коммуникации: от бытия знания к со-бытию постижения / Н. Н. Павлова // Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. - Москва, 2010. - С. 83-97.

134. Плахов, О. П. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования / О. П. Плахов. - Москва: Мысль, 1982. -220 с.

135.Потебня, А. А. О мифическом значении некоторых поверий и обрядов / А. А. Потебня. - М.: Университетская типография, 1865. - 422 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://imwerden.de/pdf/potebnja_o_mificheskom_znachenii_obrjadov_1865.pdf. -Загл. с экрана.

136.Похабов, В. Ф. Живые родники Кузнецкого края (песни и обряды сел среднего течения реки Кии) / В. Ф. Похабов. - Кемерово: КемОИУУ, 1994.- 115 с.

137. Похабов, В. Ф. Культурное наследие русских Кузбасса (семейно-обрядовый фольклор северо-востока Кемеровской области) / В. Ф. Похабов. -М.: Редакция журнала «Самообразования» и МФ «Семигор». - 2000. - 264 с.

138. Похабов, В. Ф. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Похабов Валерий Филиппович. - Новосибирск, 2004. - 24 с.

139. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники: опыт историко-этнографического исследования / В. Я. Пропп. - Москва: Терра-Азбука, 1995. -176 с.

140. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. -Москва: Наука, 1994. - 239 с.

141.Ривьер, Ж. А. Эволюционное определение экомузея / Ж. А. Ривьер //Museum. 1985.-№ 148.-С. 2-3.

142. Российский комитет по сохранению нематериального культурного наследия при комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russianunesco.ru/rus/65unesco.html/. - Загл. с экрана.

143. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp. - Загл. с экрана.

241

144. Русские. - Москва: Наука, 1997. - 828 с.

145. Русские и городская культура // Фонд музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета культуры и искусств, колл. № КП 75/1-110, 159/1-76 / ВЭ 1191.

146. Русские с. Брюханово // Фонд Музея истории крестьянского быта с. Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области.

147. Русские Сибири // Фонд Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАиЭ СО РАН, колл. '№ 701; 723; 1402.

148. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Песни. Заговоры / сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников, Н. В. Леонова. - Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1997. -605 с.

149. Садохин, А. П. Краткий этнологический словарь / А. П. Садохин // Культурология: теория, школы, история, практика [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.countries.ru/library/etno/etndicab.htm. - Загл. с экрана.

150.Сажаева, Л. Г. В весну на лыжах // Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» [Электронный ресурс]: публикации. -Режим доступа: http://www.shush.ru/pybl. - Загл. с экрана.

151. Сажаева, Л. Г. Волшебная ночь в музее // Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» [Электронный ресурс]: публикации. - Режим доступа: http://www.shush.ru/pybl. - Загл. с экрана.

152.Сапанжа О. С. Развитие представлений о музейной коммуникации / О. С. Сапанжа // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences: научный журнал. - 2009. - № 103. - С. 245-252.

153. Сапанжа О. С. Культурологическая теория музейности: автореф. дис. ...докт. культурологии: 24.00.01 / Сапанжа Ольга Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2011. - 58 с.

154. Сальникова, И. В. Традиционные праздники как средство актуализации культурного наследия / И. В. Сальникова // Вестник Алтайского государственной педагогической академии. Музееведение и сохранение историко-культурного наследия. - 2014. - № 18. - С. 106-110.

155. Сахаров, И. П. Сказания русского народа / И. П. Сахаров -Москва: Институт русской цивилизации, 2013. - 928 с.

156.Сирина, A.A. «Тальцы» / A.A. Сирина // Российская музейная энциклопедия. - Москва: Изд-во: Прогресс, Рипол классик, издательский дом, 2001 г.-Т. 2.-С. 222.

157. Скрябина, Л. А. Русские Притомья. Историко-этнографические очерки (XVII - начало XX вв.) / Л. А. Скрябина; отв. ред. В. М. Кимеев. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 130 с.

158. Словарь актуальных музейных терминов / авторы-сост. M. Е. Каулен, А. А. Сундиева, Н. В. Чувилова и др. // Музей. - Москва, 2009. -№5. - С. 47-68.

159. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=991887. - Загл. с экрана.

160. Соколова, В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов / В. К. Соколова. - Москва: Наука, 1979. — 299 с.

161. Соколова, В. К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах /

B. К. Соколова // Обряды и обрядовый фольклор. - Москва: Наука, 1982. -

C. 11-25.

162. Соловьева, М. Р. Русская Масленица в Сибири / М. Р. Соловьева. -Иркутск: ИОГАУК АЭМ «Тальцы», 2011. - 368 с.

163. Стенографический отчет о заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/23986. - Загл. с экрана.

164. Столяров, Б. А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.01 / Столяров Борис Андреевич. - Санкт-Петербург, 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-obrazovatelnoi-deyatelnosti-khudozhestvennogo-muzeya. - Загл. с экрана.

165. Странский, 3. Понимание музееведения / 3. Странский // Музеи мира. - Москва: Наука, 1991. - С. 8-26.

166. Сундиева, A.A. О базовых понятиях музейной науки / А. А. Сундиева // Музей. - 2009. - № 5. - С. 4-9.

167. Теория и история искусства: музеи мира. Словарь музейных терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tezaurus.oc3.ru/. — Загл. с экрана.

168. Терентьева, В. И. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» / В. И. Терентьева // Тальцы: научно-популярный иллюстрированный журнал. - 1998. - № 1 (3). - С. 39-44.

169. Терещенко, А. В. Быт русского народа [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rulit.net/books/byt-russkogo-naroda-chast-i-read-321003-l.html - Загл. с экрана.

170. Тихонов, В. В. Анализ методической базы музеев под открытым небом России / В. В. Тихонов. - Иркутск: Издательство ИП «Макаров С. Е.», 2003.- 180 с.

171. Тихонов, В. В. Методические рекомендации по формированию и развитию этнографических музеев под открытым небом / В. В. Тихонов. -Иркутск: «Репроцентр А 1», 2013. - 80 с.

172. Тихонов, В. В. Этнографические музеи под открытым небом Сибири / В. В. Тихонов // Вестник КемГУ. - 2013. - № 1 (53). - С. 61-65.

173. Токарев, С. А. Обряды и мифы / С. А. Токарев // Мифы народов мира: энциклопедия. - Москва, 1980. - Т. 2. - С.235-237.

174. Традиционная культура русских Западной Сибири XIX-XX вв. Очерки истории и быта / Н. А. Томилов, Д. А. Алисов, М. Л. Бережнова и др. - Омск: Изд-во «Наука-Омск», 2003. - 242 с.

175. Традиционная обрядность русских Кемеровской области // Архив П. В. Глушковой.

176. Труевцева, О. Н. Музеи и нематериальное наследие / О. Н. Труевцева // Хранители наследия. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2005. -Вып. 2.-С. 19-21.

177. Тульцева, Л. А. Календарные праздники и обряды / Л. А. Тульцева // Русские. - Москва: Наука, 1997. - С. 616-647.

178. Ты игра наша веселая... (игры, записанные в Алтайском крае) / отв. за выпуск Л. И. Климова. - Барнаул: «Аз Бука», 2004. - 66 с.

179. Федоров, Н. Ф. Музей, его смысл и назначение // Библиотека сайта «Литература и жизнь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.7/dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html. - Загл. с экрана.

180. Фольклор Кемеровской области / Сост. Е. И. Лутовинова. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 197 с.

181. Фурсова, Е. Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (к. XIX - XX в.). Обычаи и обряды зимне-весеннего периода / Е.Ф. Фурсова. - Новосибирск: Изд-во «АГРО», 2002. - Ч. 1. - 285 с.

182. Фурсова, Е. Ф. Одежда русского старожильческого населения юга Западной Сибири (конец XIX - начало XX века) / Е. Ф. Фурсова // Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2002. - С. 8-28.

183. Фурсова, Е.Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (к. XIX - XX в.). Обычаи и обряды летне-осеннего периода / Е. Ф. Фурсова. - Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2003. - 267 с.

245

184. Фурсова, Е. Ф. Календарная обрядность восточнославянских народов в Приобье, Барабе и Кулунде: межкультурные взаимодействия и трансформации первой трети XX в.: дис. ...д-ра ист. наук: 07.00.07 / Фурсова Елена Федоровна. - Новосибирск, 2004. - 45 с.

185. Фурсова, Е. Ф. Календарные обряды [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/fursova/calendar.html. - Загл. с экрана.

186. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. JI. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия. 1983 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/searchall.php. - Загл. с экрана.

187. Чиркова, Н. В. Сценарий и сценическая постановка в музее как способ реконструкции объектов нематериального наследия / Н. В. Чиркова // Триумф музея? - Санкт-Петербург: «Осипов», 2005 - С. 184 - 191.

188. Чистов, К. В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования / К. В. Чистов // Советская этнография. - Москва: Изд-во Наука, 1981,-№2.-С. 105-107.

189. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор: очерки теории / К. В. Чистов. - Ленинград: Наука, 1986.-304 с.

190. Чичеров, В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI - XIX веков / В. И. Чичеров. - Ленинград: ТИЭ, 1957.-237 с.

191. Чувилова, И. С. Классификация музеев и проблемы наследия / И. С. Чувилова // Музей: российский партнер журнала Museum. - 2009. — № 5.-С. 20-25.

192. Чусова, Н. А. Из опыта демонстрации нематериального наследия в музее-заповеднике «Кижи» / Н. А. Чусова // Музей «Кижи»: электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/library/aktual/571.html. - Загл. с экрана.

193. Шабанова, А. А. Культурно-образовательная деятельность музеев: понятие и формы (на примере Белгородского государственного художественного музея) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econf.rae.ru/pdf/2011/03/93.pdf. - Загл. с экрана.

194. Шелегина, О. Н. Музеи Сибири. Очерки создания, развития, адаптации / О. Н. Шелегина. - Новосибирск: Редакционно-издательский центр НГУ, 2010.-244 с.

195. Шелегина, О. Н. Музейный мир Сибири: история и современные тенденции развития / О. Н. Шелегина. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. -396 с.

196. Шляхтина, JI. М. Современный музей: идеи и реалии // Вопросы музеологии. - 2011, № 2 (4). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/sovremennyy-muzey-idei-i-realii. - Загл. с экрана.

197. Шмелев, В. Г. Музеи под открытым небом: очерки истории, возникновение и развитие / В. Г. Шмелев. - Киев, 1983. - 119 с.

198. Щукин, Н. С. Народные увеселения в Иркутской губернии / Н. С. Щукин // Записки Императорского Русского Географического Общества, 1869.-Т. II.-с. 383-398.

199. Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusfolknasledie.ru/. - Загл. с экрана.

200. Этнографическая коллекция // Фонд Этноэкологического музея-заповедника «Тюльберский городок», колл. №1/1-1004.

201. Этнографический музей народов Забайкалья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ethnomuseum03,ги/. - Загл. с экрана.

202. Этнографический фонд научного архива музея-заповедника «Томская Писаница».

203.Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре / Т. Ю. Юренева. -Москва: «Русское слово - PC», 2003. - 536 с.

204. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей / М. Ю. Юхневич. -Москва, Изд-во РИК, 2011. - 223 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.museumstudy.ru/content/files/uhnevich уа роуесЬ 1еЬуа у тигекрс! £ - Загл. с экрана.

205. Юхневич, М. Ю. Главный игрок на поле музейной коммуникации / М. Ю. Юхневич // Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. -Москва, 2010.-С. 107-118.

206. Янгутова, Е. Е. Этнографический музей-заповедник народов Забайкалья / Е. Е. Янгутова // Российская музейная энциклопедия. - Москва: Изд-во: Прогресс, Рипол классик, издательский дом, 2001 г. - Т. 2. - С. 366.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.