Актерское творчество в киноискусстве Афганистана и пути возрождения афганского кино тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат искусствоведения Эбади Шамсулхак

  • Эбади Шамсулхак
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 167
Эбади Шамсулхак. Актерское творчество в киноискусстве Афганистана и пути возрождения афганского кино: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. Москва. 2003. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Эбади Шамсулхак

ВВЕДЕНИЕ.

ИСТОКИ, ТРАДИЦИИ, СВЯЗЬ АФГАНСКОГО КИНЕМАТОГРАФА С НАЦИОНАЛЬНЫМ ТЕАТРОМ.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АФГАНСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

Специфика игры киноактера.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

РАБОТЫ АКТЕРА.

ОПЫТ РАННЕГО РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К АФГАНСКОМУ КИНО.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Актерское творчество в киноискусстве Афганистана и пути возрождения афганского кино»

Когда в стране погибает национальная культура, эта страна лишается корней, духовного прогресса. В Афганистане сложилась именно такая ситуация. Это произошло, прежде всего, из-за политической обстановки -режим талибов, воинствующих исламистов, привел страну к тому, что 88% населения на сегодняшний день оказались неграмотными - до недавнего времени в Афганистане не было школ. Придя к власти в 1995 году, талибы ввели жесточайший запрет на любую творческую деятельность. Театр и кинематограф, которые являются неотъемлемой частью культуры любого народа, были разрушены до основания, а занятия любым видом искусства стали считаться преступлением.

Талибы уничтожили многие памятники древней афганской культуры, в частности, знаменитую на весь мир статую Будды. Страшная участь постигла многие афганские кинокартины — все имеющиеся в стране фильмы были уничтожены и теперь безвозвратно утеряны для будущих поколений. Те семь лет, что талибы находились у власти, развитие афганского национального кинематографа было невозможно.

В 1978 году в Афганистане проживало семнадцать миллионов человек. После установления режима талибов из страны эмигрировало пять миллионов, что составило почти одну треть афганского населения. В числе эмигрантов оказалось большинство представителей творческих профессий. Подвергшись жестоким репрессиям со стороны правящего режима, многие кинематографисты были вынуждены покинуть Афганистан. Поэтому до недавнего времени афганцам приходилось сохранять и развивать национальные традиции и культуру за пределами страны.

В 2001 году Афганистан, наконец, освободился от ига религиозных экстремистов, однако войска разных стран все еще находятся на афганской территории, что существенно замедляет уже начавшийся процесс восстановления национального кинематографа и других областей культуры и искусства.

Цель работы заключается в том, чтобы, рассказав о зарождении и развитии национального афганского кинематографа, во многом опирающегося на достижения театрального искусства, сделать шаг к возрождению национальных культурных традиций, способствовать созданию афганской национальной актерской школы. Задачей исследования является анализ наиболее характерных и типичных явлений развития кино и театра Афганистана, а также изучение их специфики, определяемой национальными особенностями, взаимоотношениями искусства с мусульманской религией, общественно-политической обстановкой, состоянием экономики. Это исследование призвано показать не только достижения, но и трудности, противоречия становления афганского национального кинематографа.

Объектом исследования в данной работе явилась проблема афганской национальной актерской школы — область практически не изученная и представляющая большой интерес для исследования.

Материалом исследования диссертации стал не только сам кинематограф Афганистана, но и широкий круг литературы, включающий в себя научные исследования, посвященные проблемам актерского творчества в кино и театре, и теоретические труды и практические разработки К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, В.Р.Гардина, Л.В.Кулешова, С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина,

Г.М.Козинцева, Л.З.Трауберга, эстетические разработки Ф.Дельсарта.

Теоретико-методологическая база исследования

В работе использован киноведческий подход к исследуемой проблеме, но поскольку киноведение по своему предмету граничит с эстетикой, историей и социологией искусства, а также с другими смежными науками, пользуется их выводами и взаимодействует с ними, то методологической и теоретической основой для данного исследования послужили как научные работы, посвященные специально киноискусству Афганистана, так и фундаментальные труды по истории и теории культуры, литературоведению, эстетике и религии. Это позволяет увидеть предмет исследования во всей его многозначности.

Главные направления исследования:

1. Анализ возникновения и развития актерского искусства в афганском национальном кино и театре.

2. Анализ методик и теоретических принципов работы актера, существующих в мировом кинематографе и театре, с целью выявить элементы, наиболее подходящие для использования актерами Афганистана.

3. Анализ некоторых аспектов опыта российского кинематографа с целью их применения в афганском кино.

4. Создание специальной программы воспитания актера для афганского кино и театра.

Научная новизна работы

Научная новизна данной диссертации заключается в теоретическом осмыслении процесса развития и взаимовлияния различных культур в новом для Афганистана искусстве кино, базирующемся на достижениях традиционных искусств.

В этой работе впервые предпринята попытка определить основополагающие принципы в исследовании направлений, присущих афганской кинокультуре, а также комплексного теоретического анализа аспектов формирования национальной актерской школы. Здесь же предложена концепция эволюции данного процесса в связи с ныне существующей политической ситуацией в Афганистане.

Результаты данного исследования могут представлять интерес для широкого круга читателей и специалистов в области киноискусства и актерского творчества вообще.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

- афганский кинематограф имеет глубокие корни в театральной культуре народа;

- киноактеры Афганистана, как и актеры афганского театра, обладают специфическими особенностями, которые необходимо учитывать при подготовке новых актерских кадров для искусства этой страны;

- афганским артистам в их творчестве целесообразно использовать системы, открытые и успешно используемые зарубежными, и особенно российскими деятелями кино и театра;

- для скорейшего возрождения афганского кино полезно использовать при подготовке актерских кадров некоторые аспекты творческого опыта российского кинематографа.

Практическая значимость работы

Практическая значимость данной диссертации определяется предложенным в ней комплексным подходом к проблеме возрождения киноискусства Афганистана как целостного художественного явления, а также возможностью использования диссертации в практической деятельности, направленной на подготовку новой генерации актеров афганского кино и театра.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения, библиографии, фильмографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Кино-, теле- и другие экранные искусства», Эбади Шамсулхак

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Афганский народ, обладающий столь богатой и древней культурой, в том числе и культурой театральной, несомненно, заслуживает полноценного продолжения традиций в сегодняшние дни. Как это ни странно, но за годы довольно тесного общения с деятелями культуры советской России афганские режиссеры и актеры театра и кино не успели впитать по-настоящему высокую культуру актерского мастерства, присущую русскому кинематографу и театральному искусству. Система Станиславского, признанная в большинстве стран мира как основа актерского творчества, оказалась почти не востребованной в искусстве Афганистана.

Возможно, это произошло еще и потому, что для афганского менталитета системы Станиславского оказалось недостаточно. Ведь не случайно режиссеры и актеры этой страны так активно обращались к опыту индийского театра и кино, основанных на песенно-танцевальной традиции искусства Востока, на пластической выразительности артистов театра и кино Индии.

Подобного рода соображения и побудили автора диссертации попытаться сделать шаг на пути к соединению основных принципов воспитания актера по системе Станиславского с элементами систем, предусматривающих повышенное внимание к актерской пластике, к особо яркой выразительности внешнего поведения актера, опирающейся на достаточно глубокое постижение внутреннего мира персонажа.

Идя по этому пути, в значительной мере некогда уже апробированному в театре и кино России (хотя и прерванному в результате изменившейся политики в области искусства правящей в СССР партии), возможно, удастся ускорить процесс восстановления и дальнейшего развития искусства театра и кино Афганистана.

Как уже говорилось выше, на афганской территории театр и кинематограф практически прекратили свое существование в 1995 году после прихода к власти талибов. Были закрыты все театры и кинотеатры, разрушена единственная в стране киностудия. Был также запрещен просмотр видеопродукции — те, у кого дома имелся видеомагнитофон или даже фотоаппарат, стали считаться преступниками.

Любой тоталитарный режим создает условия, при которых нормальное развитие культуры невозможно. В данный момент, когда режим талибов уже свергнут, мы можем говорить об афганском театре и кино, надеясь на их будущее.

Начинать придется почти с самых азов. Потому, думается, будет целесообразным, не ограничиваясь теоретическими соображениями, предложить примерную программу воспитания артистов для кино и театра Афганистана.

Программа эта основана на действующей сегодня "Программе по мастерству актера кино, театра и телевидения", созданной и многократно проверенной на практике во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК), где некогда осуществляли свои первые педагогические опыты по подготовке киноартистов В.Р.Гардин и Л.В.Кулешов, где в течение сорока с лишним лет готовили артистов кино и театра С.А.Герасимов и Т.Ф.Макарова, где в разное время руководили актерскими мастерскими А.В.Бибиков и О.И.Пыжова, Б.В.Бабочкин, В.В.Ванин, М.И.Ромм, Б.П.Чирков, А.В.Ромашин, Л.А.Кулиджанов и многие другие деятели российского кино и театра. И где сегодня педагогические традиции продолжают талантливые русские актеры А.В.Баталов и И.Н.Ясулович.

Выпускники ВГИКа, подготовленные на основе этой программы, успешно работали и работают ныне в российском кино (а иногда и за рубежом). Некоторые выпускники актерского факультета ВГИКа заняли достойное место и в театральном искусстве.

Современный театр, кино и телевидение живут, взаимообогащая друг друга. Некоторые отличительные особенности работы актера в условиях театра, на съемках кинофильма или в телепавильоне не меняют ни сути профессии, ни путей к овладению ею.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Эбади Шамсулхак, 2003 год

1. "Встречи с Мейерхольдом". Сборник воспоминаний. М.,1967.2. "Л.В.Кулешов". Статьи, материалы. М., 1979.

2. Авдеев А. Происхождение театра. М., 1956.

3. Авеста в русских переводах (1861-1996). Под ред. И.В.Рака. СПб., 1998.

4. Али Ибрахим Абу Зейд. Представление театра теней. Изд-во "Дар-аль-мааруф", аль-Мансура, 1983.

5. Аристотель. Поэтика. М., 1947.

6. Арриан. Анабахсис, или Летопись исторических походов и завоеваний Александра Великого. Журн. "Средняя Азия", 1911.

7. Арто Антонен. Театр восточный и театр западный. М., 1993.

8. Асламов М. Афганский фольклор и его изучение в СССР.М., 1947.

9. Ашна Азиз. Из истории развития театрально-зрелищных искусств Афганистана.

10. Бабочкин Б. Работа актера в театре, кино и на телевидении. М., 1972.

11. Бартольд В. К истории персидского эпоса. ЗВО, Т. XXII, 1914.

12. Бартольд В. Культура мусульманства. Соч. Т. VI. М.,1968.

13. Бартольд В. Мир-Али Шир и политическая жизнь. Сб. "Мир-Али Шир". Л., 1928.

14. Бауэрз Фабиан. Театр на Востоке. Перевод Ахмада Риды. Каир, Общественное изд-во, 1969.

15. Беленицкий А. Историческая топография Герата XV века. Сб. "Алишер Навои", М.-Л., 1946.

16. Бертельс Е. Персидский театр. Л., 1924.

17. Бертельс Е. Суфизм и суфийская литература. -Избранные труды. М., 1965.

18. Бертельс Е. Суфизм и суфийская литература. М., 1966.

19. Беседы К.С.Станиславского в Студии Большого театра в 1918-1922 гг. М., 1952.

20. Болдырев А. Мемуары Зайнаддина Васифи как источник для изучения культурной жизни Средней Азии и Хорасана на рубеже XV-XVI веков. Государственный Эрмитаж. Труды Отдела Востока. Т. II. Л., 1940.

21. Будяк Л. Кинематограф развивающихся стран. М., 1981.

22. Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. М., 1983.

23. Вашкевич Н. Дионисово действо современности. Эскиз о слиянии искусств. С.-П., 1905.

24. Веселовский А. Историческая поэтика. Л., 1940.

25. Вечеслов М. Археологические памятники в Афганистане. Сб. "Афганистан". М., 1924.

26. Виноградов В. Эволюция идеи "выразительного движения" в культуре XIX начала XX веков и ее развитие в системах Кулешова и Эйзенштейна.28

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.