Романы И.С. Тургенева в русской повествовательной литературе 1850-х-начала 1860-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Степанов, Евгений Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Степанов, Евгений Геннадьевич
Введение
Оглавление
Глава I
Дети «дворянских гнезд» в русской литературе 1850-х - начала 1860-х годов
§1. Образы-символы «дворянских гнезд».
§2. Проблема «лишнего человека».
Глава II
Проблема нигилизма в творчестве И.С.Тургенева
§1. Сущность нигилизма.
§2. «Отцы и дети» И.С.Тургенева - роман о нигилизме.
§3. «Отцы и дети» И.С.Тургенева в контексте антинигилистических романов первой половины 60-х годов XIX века.
Глава III
От «тургеневских девушек» до нигилисток А. Ф.Писемского и Н. С.Лескова
§1. Смысл понятия «тургеневская девушка». Нравственная эстетика героинь И.С.Тургенева.
§2. Отражение эмансипации в романистике 1850-х годов.
§3. Генезис женского нигилизма.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика пространства и времени романов И. С. Тургенева2002 год, кандидат филологических наук Логутова, Надежда Васильевна
"Усадебный текст" в русской литературе второй половины XIX века: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.А. Фет2008 год, кандидат филологических наук Глазкова, Марина Владимировна
П.В. Анненков - критик И.С. Тургенева1984 год, кандидат филологических наук Панова, Людмила Константиновна
Проза В. В. Крестовского в контексте антинигилистической беллетристики 60-80-х годов XIX века2003 год, кандидат филологических наук Шарифуллина, Светлана Валентиновна
Типология женских характеров в романах и повестях И. С. Тургенева1999 год, кандидат филологических наук Ли Хи Су
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Романы И.С. Тургенева в русской повествовательной литературе 1850-х-начала 1860-х годов»
Объектом настоящего исследования является романистика И.С.Тургенева, которая в рамках современного литературоведения требует определенного переосмысления, расширения фактического контекстного материала. Романы Тургенева, бесспорно, значимая часть того фундаментального вклада, который внесла русская литература XIX века в фонд мировой классики.
Д.И.Писарев в статье «Роман И.А.Гончарова «Обломов» писал: «В каждой литературе, достигшей известной степени зрелости, появляются такие произведения, которые соглашают общечеловеческий интерес с народным и современным и возводят на степень художественных созданий типы, взятые из среды того общества, к которому принадлежит писатель. Автор такого произведения не увлекается современными ему, часто мелкими вопросами жизни. Нет! Истинный поэт стоит выше житейских вопросов, но не уклоняется от их разрешения, встречаясь с ними на пути своего творчества. Такой поэт смотрит глубоко на жизнь и в каждом ее явлении видит общечеловеческую сторону, которая затронет за живое всякое сердце и будет приятна всякому времени»1. Таким художником слова, «истинным поэтом» своего времени был Иван Сергеевич Тургенев.
Откликом на самые важные и злободневные вопросы современности XIX века стали его романы второй половины 1850-х - начала 1860-х годов с их новыми темами, идеями и героями. Этот период времени был очень сложным для России: проигранная Крымская война, смена царствования, раскол между либералами и радикальными демократами из-за вопроса об освобождении крестьян и, наконец, манифест 19 февраля 1861 года. Все эти исторические перипетии не могли полновесно отразиться в таком жанре, как повесть. Нужной формой, решающей проблему содержания, стал роман. «Повесть пообносилась, но зато роман возвращается к нам снова. Роман начинает вытеснять повесть именно там, где она до сих пор господствовала.
1 Писарев Д.И, Роман И.А.Гончарова «Обломов» // Рассвет. 1859. Т.4. №10. Библиография. С.6. 3
Роман пробивается на самое видное место в литературе. <.> Одна форма, как бы она ни была любима, не удовлетворяет; постепенно зреющий вкус образованной публики необходимо вызывает потребность другой, более л обширной, более вместительной» .
Один за другим выходят в свет романы таких прозаиков пятидесятых годов как, И.А.Гончаров, А.Ф.Писемский, М.В.Авдеев, В.Крестовский (Н.Д.Хвощинская). И.С.Тургенев и его собратья по перу создавали произведения, замысел которых был направлен на осмысление создавшейся социально-политической ситуации в России.
В начале 50-х годов XIX века на страницы периодических изданий большим потоком хлынули романы, как зарекомендовавших себя, так и малоизвестных писателей. В 1851 году в «Современнике» появляется роман Н.Н.Станицкого и Н.А.Некрасова «Мертвое озеро», в этом же жанре пробует себя Евгения Тур (Е.В. Салиас де Турнемир), представляя свое второе после «Племянницы» (1850) значимое произведение «Разговор на большой дороге» (1851). «Госпожа Евгения Тур принадлежит к числу немногих наших писательниц, которые, сознательно вступив на литературное поприще, своим
•з талантом усвоили себе самостоятельную деятельность» .
В 1852 году журнал «Отечественные записки» печатает произведение Д.В.Григоровича «Проселочные дороги», жанр которого автор определяет как «роман без интриг». Редактор «Современника» И.И.Панаев издает в №1-9 1852 года свой роман «Львы в провинции». 1853 год ознаменовался романом В.Крестовского (Н.Д.Хвощинская) «Кто же остался доволен?», представленным в «Отечественных записках», и романом Д.В.Григоровича «Рыбаки», напечатанном в «Современнике». Далее эти писатели утверждались как романисты и представляли в печать свои новые произведения. Такое изобилие романов дало возможность читателю
2 Русская литература в 1851 году // Отечественные записки. 1852. №2. Отд. VI. Критика. С. 26.
3 Гаевский В.П. Обозрение русской литературы за 1850 год // Современник. 1851. №2. Отд. III. Критика. С.51. выбирать, поэтому о многих прозаиках мы говорим как о писателях второго ряда. Тургенев следующим образом оценивал творчество Евгении Тур: «Бывают таланты двоякого рода: таланты сами по себе, как бы отделенные от личности самого писателя, и таланты, более или менее тесно связанные с нею. <. .> Талант г-жи Тур принадлежит именно к талантам этого, положим, второго ряда, и мы очень этому рады»4. Для романов конца 50-х годов характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека, его противоречиям и драматическим порывам. Однако такое требование читательской общественности удавалось выполнить не каждому писателю. В периодических изданиях печатаются критические заметки в адрес некоторых романистов. Так, в №13 журнала «Москвитянин» за 1852 год критика представила отзыв о романе И.И.Панаева «Львы в провинции»: «Роман этот, кроме того, что плох в эстетическом отношении, очень отзывается дурным тоном; вместо очерков нравов и анализа характеров, в нем поминутно говорится о головных проборах, брюках, шалях, ливреях и о других туалетных принадлежностях» [25].
Положительную оценку критиков и читательское предпочтение получили авторы наиболее успешных романов. Одним из них стал И.А.Гончаров: «Его первый роман «Обыкновенная история», опубликованный в 1847 г. в журнале «Современник», имел, по свидетельству Белинского, «успех неслыханный» и сразу же принес автору широкое творческое признание»5. Романы А.Ф. Писемского подверглись бурному обсуждению в начале 1850-х годов: «Не все были удовлетворены первым произведением (романом «Тюфяк») г.Писемского, но все признали в нем литературный талант»6.
Безусловно, проблемы, преподносимые в повествовательном поле романа, претерпевали многообразные видоизменения. Менялись
4 Тургенев И.С. «Племянница». Роман, соч. Евгении Тур // Современник 1852. №1. Отделение III. Критика. С.2.
5 Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров / История русской литературы. 1840-60 годы. - М.: Издательство Московского Университета, 2001. С. 296.
6 Русская литература в 1851 году // Отечественные записки. 1852. №1. Отд.5. Критика. С. 15. общественные настроения, разрушались прежние стереотипы, создавались новые образы. В этой череде литературных модификаций можно усмотреть ряд характерных свойств, присущих значительным произведениям 1850-х -начала 1860-х годов, обозначенных редакцией «Отечественных записок»: «Романы наши изображают по преимуществу жизнь так называемого образованного слоя общества. Герои этих романов думают, спорят, резонерствуют от первой страницы до последней»7. Основным романическим приемом по-прежнему является испытание любовью, которому условно можно дать классификацию, дифференцирующую героев по их мироощущению: «Одни герои, например, любят по теории, много говорят в пользу любви и не замечают, что, в сущности, они не любят. Другие не любят тоже по теории, много говорят против любви и не замечают, что они любят. Третьи, призванные к иным, великим целям, гнушаются заниматься такими мелочами, как любовь. <.> Четвертыми же, наоборот, сами возлюбленные уже гнушаются, зачем их обожатели не призваны ни к каким великим целям, и предоставляют им, ничтожным, умирать сколько душе о угодно» . Таким образом современники интерпретируют ключевые элементы романов середины века, отмечают основные пути следования мыслей романистов.
Предметом данного исследования являются романы И.С.Тургенева 1850 - начала 1860-х годов в контексте идейно близких произведений аналогичного жанра как программных, общепризнанных, так и потерявших ныне свою значимость, но не утративших историко-культурную ценность. Рассмотрение наследия Тургенева в литературном поле эпохи позволяет проследить, как отражаются в современной ему литературе вопросы и проблемы, колебавшие умы русских людей середины XIX века.
К литературным параллелям обращались многие исследователи романов И.С.Тургенева. Первыми были авторитетные критики его
7 История нравственного положения женщин, соч. Эрнеста Легуве // Отечественные записки. 1862. № 9. Отд. Новости русской литературы, С. 105.
8 Там же. С. 105. современности: Д.И.Писарев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, П.В.Анненков, А.В.Дружинин, С.С.Дудышкин, М.А.Антонович и др.
В 1884 году выходит работа В.П.Буренина «Литературная деятельность Тургенева», в которой автор по-новому рассматривает категорию «лишнего человека»: «Тип, разумеемый мной - это тип интеллигентного человека сороковых годов, воспитавшегося под западническими влияниями, отторгнувшегося благодаря этим влияниям от родной почвы и не могущего установиться на ней»9. Настоящая книга - одна из немногих работ, где промахи героев тургеневских романов 50-х гг. обусловливаются не их никчемностью и тотальной бесполезностью, а социальными коллизиями общества. Здесь также не упущена тема нигилизма в «Отцах и детях», представленная в отрицательном ключе. Некоторая солидарность с позицией Буренина, касательно рудинского типа, наблюдается в монографии Н.Аверьянова «Рудин и затишье» (1889). Критик настаивает на целесообразности и позитивности фигуры Рудина, как в русской литературе, так и в общественной жизни, уверяет, что «огромную нравственную пользу принес Рудин нашему поколению, но за то и с огромными страданиями для него сопряжена была эта польза»10.
В книге К.Чернышова «Лишние люди и женские типы в романах и повестях И.С.Тургенева» (1896) наряду с проблемой «слабого человека» выведена цепочка лучших героинь романов. Соблюдая хронологический порядок, критик плавно переключается с одного образа на другой, отмечая в женщинах тонкий ум, гармонично вписывающийся в нравственно-религиозные стремления. Не обошли вниманием вопрос о слабом поле в произведениях Тургенева и такие мыслители, как Д.Н.Овсянико-Куликовский, Б.А.Майков, А.Н.Иванов. Ценно утверждение последнего, что у «Тургенева впервые женщины появились не в роли обаятельного, неотразимо-соблазнительного создания, а олицетворяющего неизбежно
9 Буренин В.П. Литературная деятельность Тургенева. - СПб., 1884. С.53.
10 Аверьянов Н. Рудин и затишье / Опыт художественной критики. - М.,1889. С.35. особенно ценные, на мужской взгляд, добродетели - красоту, грацию и невинность»".
Определенный интерес представляет работа Н.Д.Носкова
И.С.Тургенев» (1899), включающая в себя не только биографический очерк о жизни писателя, но и критические отзывы об его основных произведениях.
Здесь четко прослеживается мысль литературоведа о том, что «люди, подобные Рудину, вносили в затхлость атмосферы, среди которой жило русское общество, освежающее дыхание - они вносили в нее свет и движение <.>, их ум, дарования не могли развернуться во всей своей яркости, потому что при тогдашних условиях русской жизни Рудины вообще
12 не были ко двору» . С точки зрения критика, особое место в творчестве Тургенева занимает роман «Отцы и дети», выделяясь наиболее острым социально-нравственным конфликтом. Н.Д.Носков одним из первых замечает у Евгения Базарова скептическое отношение к излагаемой им теории, делает верный вывод, что «сознание собственного ничтожества мучит его, поселяет в нем скуку и злость»13.
В 1911 году внимание современников приковала работа С.А.Венгерова «Дружинин, Гончаров, Писемский». Несмотря на заявленные темы, литературовед не может обойти вниманием и произведения Тургенева, но анализирует их как исчерпавшие себя: «Глубокая меланхолия разлита по «Рудину», «Дворянскому гнезду», - этим двум отходным поколению сороковых годов, безысходная грусть, которая слышится в напутствии Лаврецкого грядущим молодым силам - имеют свой естественный источник в сознании, что и авторская жизнь прожита, что и ему самому «время тлеть»14. В книге незначительное внимание уделено художественным особенностям произведений писателей, но четко выстроены исторические
11 Иванов А.Н. Иван Сергеевич Тургенев. Его жизнь и сочинения / Сост. Покровский В.-М., 1915. С. 288.
12 Носков Н.Д. И.С.Тургенев. - Киев-Харьков, 1899. С.45.
13 Там же. С.51.
14 Венгеров С.А. Дружинин, Гончаров, Писемский. - СПб., 1911. С.89. параллели и метко обозначены нравственные критерии, объединяющие или размежевывающие героев Писемского, Тургенева и Гончарова.
В 1913 году выходит сборник статей, под редакцией А.Полинковского «Лишние люди» в творчестве Тургенева и его предшественников». Здесь представлены труды целой плеяды критиков: М.В.Авдеева, Д.Н.Овсяннико-Куликовского, С.А.Венгерова и многих других. Каждый автор предлагает свой исключительный подход к указанной проблеме, выделяет ключевые элементы, характеризующие того или иного героя. Общую концепцию книги, пожалуй, можно выразить словами Овсяннико-Куликовского: «В этой среде оказываются «лишними», не ко двору, те идеалистические настроения, те умственные интересы и гуманные идеи, которых адептом был Рудин»15.
Исходя из количественно-качественного состава публикаций, вышедших в дореволюционный период и посвященных творчеству И.С.Тургенева, напрашивается вывод о том, что превалирующая часть исследователей и литературных критиков выделяли в романах писателя два наиболее существенные объекта: нигилизм и «лишние люди». В советский период эти проблемы рассматривались скорее в идеологическом ключе: к примеру, нигилисты зачастую трактовались как революционеры, люди нового, более совершенного поколения, а герои из дворянской среды обвинялись практически во всех бедах России. Также исследователи выделяли в творчестве Тургенева исключительно новаторский подход к изображению женщин, чему отведено немало публикаций. Критические работы второй половины XIX и начала XX века касательно проблемы нигилизма в большей мере обладают отрицательной направленностью. Исследователи анализируют не только идейную ориентированность движения, но и выделяют нравственно-психологические особенности его сподвижников, трактуя их как неустойчивые и беспринципные. Послевоенные публикации, напротив, в героях-нигилистах обнаруживают
15 Овсяннико-Куликовский Д.Н. «Лишние люди» в творчестве Тургенева и его предшественников / Под ред. А.Полинковского. - Одесса, 1913. С.59. новую объективную революционную силу. Авторов обличительных романов критики обходят стороной или рассматривают их творчество поверхностно.
После революции 1917-го года литературоведение не изобиловало работами, затрагивающими романную сторону творчества И.С.Тургенева, хотя и не переживало глобального созидательного застоя. В труде М.Гершензона «Мечта и мысль И.С.Тургенева» (1919) поднимаются не только вопросы философии, нравственности, но и религиозности Тургенева, особенности ее реализации в творчестве. Критик выделяет основные элементы наследия писателя: «Религия, добро, любовь и красота - эти четыре ценности знал Тургенев в человеческой жизни, как наивысшее, и объединял их с точки зрения того исцеляющего действия, которое они производят в душе человека. Совершенство он видел в самозабвении: вот четыре дороги к самозабвению, т.е. к совершенству»16.
В 1929 году выходит работа А.Г.Цейтлина «Сюжетика антинигилистического романа», в которой автор ставит роман Тургенева «Отцы и дети» в разряд антинигилистических и рассматривает его в контексте других произведений этого направления 1860-х - 1870-х годов. Критике подвергаются романы А.Ф.Писемского, Н.С.Лескова, В.П.Клюшникова, В.В.Крестовского, Б.М.Маркевича и ряда других писателей, отмечаются как художественные особенности, так и социально-политические предпосылки, подготовившие почву для зарождения отрицательного течения. В 1934 году М.К.Клеман публикует «Летопись жизни и творчества И.С.Тургенева», представляющую собой подробное, хронологически последовательное изложение наиболее значимых событий в жизни писателя. В работе широко представлены выдержки из переписки Тургенева с друзьями и коллегами по цеху, приведены критические отзывы о творчестве писателя. Через два года свет увидел еще одну книгу ученого -«Иван Сергеевич Тургенев» (1936), в которой уже присутствует анализ произведений и формируется представление о мировоззрении романиста.
16 Гершензон М. Мечта и мысль И.С.Тургенева. - М., 1919. С.93.
10
Во второй половине прошлого столетия, откликаясь на запросы современного литературоведения, ученые целеустремленно работают над художественными особенностями романов Тургенева. Крупной исследовательницей является Г.Б.Курляндская - автор диссертации «Романы Тургенева 50-х - начала 1860-х годов» (1955), в которой значительное место отведено поэтике крупных произведений писателя. Свою работу литературовед продолжила в монографиях «Метод и стиль Тургенева -романиста» (1967), «Структура повести и романа Тургенева 1850-х годов» (1977), «Эстетический мир И.С. Тургенева» (1994). И по сей день Г.Б.Курляндская является авторитетным критиком, к ее работам обращаются все исследователи творчества Тургенева. Уже в 2001 году вышла в свет ее книга «И.С.Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции», где изучается художественный метод писателя, делается акцент на его этико-философском мировоззрении. Литературовед проводит параллели между наследием И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, а также рассматривает проблему диалога, отмечая, что у автора «Дворянского гнезда» речь «строго индивидуализирована и социально типична»17.
Интересна представляет работа Г.А.Бялого «Тургенев и русскйй реализм» (1962). Здесь автор подвергает анализу реализм И.С.Тургенева, определяет роль писателя в развитии этого литературного течения, соотносит художественный метод романиста с произведениями других литераторов. Критик обуславливает творчество писателя историческим ходом развития.
Труды другого российского ученого П.Г.Пустовойта, благодаря объективности его взглядов, стали основой вузовского преподавания жизни и творчества И.С.Тургенева. Материалы, являющиеся значимой частью тургеневоведения, впервые изложенные в 1957 году в работе критика «И.С.Тургенев», нашли свое место и в учебнике «История русской литературы XIX века. 40-60-е гг.» под редакцией В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. Следует также выделить такие работы ученого, как
17 Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. - Тула, 2001. С.56.
Творческий путь Тургенева» (1977) и «И.С.Тургенев - художник слова» (1987). В последней значительное внимание уделяется мастерству тургеневского портрета, приемам создания образов, жанровому своеобразию произведений, а также повествовательной манере писателя. В схожем ракурсе творчество писателя освещает С.Е.Шаталов в монографии «Художественный мир И.С.Тургенева» (1979), в которой он обращает внимание на изобразительные средства и на психологическое мастерство писателя.
Отметим еще одну работу прошлого века - «Тургенев - романист» (1972), представленную в свет А.И.Батюто. Ученый задумывается над философскими и эстетическими проблемами произведений писателя, замечает, что основными героями его романов являются «лишние» и «новые» люди, рассматривает взаимодействие с другими литературными деятелями -И.А.Гончаровым, И.И.Панаевым, Жорж Санд. Кроме этого автор работы указывает на наличие традиций А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина у Тургенева. В 1990 году литературовед знакомит с монографией «Творчество Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени», где анализирует литературное достояние романиста в историческом контексте, в окружении философских идей.
К концу XX века в литературоведении наблюдается некоторый интерес к проблеме нигилизма и антинигилистического романа, что отразилось в ряде научных трудов. В 1977 году выходит в свет работа А.И.Батюто «Тургенев и некоторые писатели антинигилистического направления», где автор предложил типологию произведений охранительного курса, а также выделил их общую концепцию: «Антинигилистический роман - это, прежде всего, роман, защищающий незыблемость государственных и семейных «устоев», роман, злобно отрицающий самую мысль о правомерности «форсированных маршей», то есть революционных методов решения центральных проблем русской действительности» . Следует также отметить работу Ю.М.Проскуриной «Жанровые разновидности антинигилистического романа 1860-х» (1994),
A.А.Кондюриной «Русский антинигилистический роман 60 - 70 -х годов XIX-го века» (1991), а также труды Ю.С.Сорокина, Н.Н.Старыгиной и
B.Л.Терехина, исследующих проблему нигилизма.
В последнее десятилетие прослеживается внимание именно к романному наследию И.С.Тургенева. Этот аспект творчества писателя изучается с различных сторон с применением разнообразных методик. В работе С.М.Аюпова «Проблемы поэтики Тургенева-романиста» (1998) осуществляется полноценный анализ двух романов И.С.Тургенева: «Отцы и дети» и «Накануне», выявляются особенности поэтики, раскрывается стилевое многообразие. Исследование Л.Н.Иссовой «Романы Тургенева.
Современные проблемы изучения» (1999) интересно с точки зрения представленных в ней новых взглядов и суждений. Автор вводит понятие душевная молодость»19 как неотъемлемый компонент творчества романиста, рассматривает художественное время в романах Тургенева в качестве категории поэтики, обращается к проблеме жанра и приходит к выводу, что «Все тургеневские романы образуют между собой циклическое единство, в котором, однако, следует выделить три группы: I. «Рудин» и
20
Дворянское гнездо»; II. «Накануне» и «Отцы и дети»; III. «Дым» и «Новь» . Все же наряду с уже зарекомендовавшими себя учеными появляются все новые лица, тяготеющие к крупному эпическому жанру. Так, в 2002 году защищается диссертационная работа Тао Ли «Принципы художественной характеристики и типология женских образов в романах И.С.Тургенева 1850-х гг.», а в 2004 И.А.Семухиной - «Диалогическая природа романов И.С.Тургенева второй половины 1860-х годов». Интересна, на наш взгляд,
18 Батюто А.И. Тургенев и некоторые писатели антинигилистического направления / Тургенев и его современники. - Л., 1977. С.72.
9Иссова Л.Н. Романы Тургенева. Современные проблемы изучения: учебное пособие / Калининградский государственный университет. - Калининград, 1999.
20 Там же. С.7. статья В.Этова, посвященная проблеме «лишнего человека» - «Их поколение миновало. Рудин и Лаврецкий» (2002).
Особняком стоит труд коллектива авторов О.Г.Егорова,
Т.А.Савоськиной, Н.И.Халфиной - «Романы И.С.Тургенева. Проблемы культуры» (2001), в котором уделено внимание широкому спектру проблем тургеневского творчества. Исследователи, изучая жанровое своеобразие писателя, справедливо замечают, что в 50-е годы Ивана Сергеевича начинают привлекать более широкие линии, эпичность, социальные конфликты современности, поиски новых возможностей в области жанра, способы отражения идейных исканий русской интеллигенции своего 21 времени» . Ученые обратились к символике, выявили культурологическую особенность романов писателя, определили их общую концепцию.
В книге М.М.Дунаева «Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в 17-20 вв.» (2002) существенное место отведено творчеству Тургенева, которое представлено в свете христианской традиции.
Автор предлагает новый, объективный взгляд на ранее, казалось бы, всецело изученные проблемы, делает очень важный вывод относительно общественного бытия и «героев времени»: «Идея бессмертия души - идея, бессомненно, религиозная. Вне Бога никакого бессмертия, именно бессмертия души, не просто бесконечного существования лопухов или каменных ледяных глыб, существовать не может. И всякое безбожие не
22 может не привести к унынию и отчаянию, особенно людей высшего типа» . Это, по мнению исследователя, во многом и явилось причиной пессимизма, а также несчастья писателя, которое он и сам не раз признавал.
В монографии И.А.Беляевой «Творчество И.С.Тургенева» (2002) изучаются произведения писателя, начиная с ранних лирических стихотворений, и заканчивая «Стихотворениями в прозе», но превалирующая
21 Егоров О.Г., Савоськина Т.А., Халфина Н.Н. Романы И.С.Тургенева. Проблемы культуры. - М.,
2001. С.81 М.М.Дунаев. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в 17 - 20 вв. - М.,
2002.-С.248
часть все же отведена романам. В этом ключе затрагиваются вопросы религии, философии, нравственности. «Религия, прогресс, человечность - это своеобразная формула пути России. Это не общие слова, в них заключен, и это докажет сам Лаврецкий, очень конкретный смысл»23, - пишет исследовательница о «Дворянском гнезде». Автор не обходит стороной и проблему нигилизма, замечая на этот счет, что Тургенев в романе «Отцы и дети» «сумел не только верно изобразить ситуацию мировоззренческого конфликта эпохи, но и показать всю сложность и противоречивость нового воззрения на мир, когда нигилистическая идея шла в массы и становилась
24 угрожающе опасной в руках ситниковых и кукшиных» .
Из зарубежной критики можно отметить работу американской исследовательницы Jane Tussey «Worlds within worlds» (1990), интересную с точки зрения направленности в область стилистики и поэтики романиста. Литературовед выступает новатором в интерпретации речевых характеристик героев, останавливается на мотивной структуре произведений.
Внимания также заслуживают книга австралийского ученого Robert Dessaix «Turgenev» (1980) и монография английского исследователя Glyn Turton «Turgenev and the context of English literature 1850-1900» (1992).
Актуальность выбранной темы определяется незначительной ее проработкой в литературоведении последних лет, новыми подходами и разработкой перспективных проблем: нигилизма, трагедии детей «дворянских гнезд», динамики женских образов в русской классической литературе.
Цель исследования состоит в осмыслении романического наследия И.С.Тургенева 50-х - начала 60-х годов XIX века в повествовательной литературе той поры как ценнейшего исторического памятника,
23 Беляева И.А. Творчество И.С.Тургенева. - М., 2002.С.53.
24 Там же. С.74. отражающего социально-политические и культурные изменения. Цель предполагает следующие задачи:
• изучить научную базу исследуемой проблемы;
• систематизировать литературоведческие и философские труды, обозначить основные теоретические понятия;
• выделить образы-символы в романах И.С.Тургенева как семантические элементы;
• рассмотреть типологию «детей дворянских гнезд» и установить их место в контексте русской литературы XIX века;
• выявить конкретные социально-политические черты нигилистического движения в России;
• проанализировать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» как ключевой элемент парадигмы антинигилистических произведений;
• конкретизировать основные предпосылки возникновения женского вопроса в творчестве Тургенева и его эволюции в произведениях других писателей
• выявить авторскую концепцию действительности;
• обобщить сделанные наблюдения и дать заключительный вывод о характере мастерства И.С.Тургенева и его значении в истории русской литературы.
Методологической основой диссертационного исследования послужили системно-типологический, историко-функциональный, сравнительно-сопоставительный подходы, в рамках которых и осуществлялся анализ рассматриваемых романов. Решение поставленных задач обусловило обращение к смежным областям гуманитарного знания -философии, теологии, культурологи, социологии.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе осуществлена попытка проанализировать романы И.С.Тургенева 1850-х -начала 1860-х годов в контексте эпохи с опорой на периодические издания и литературное поле того времени. В указанном ракурсе произведения писателя представлены незначительным количеством трудов, которые, как правило, тяготеют к рассмотрению достояния романиста в его собственном творчестве, или же затрагивают классические общеизвестные романы. Кроме того, в литературоведении назрел вопрос о пересмотре основных проблем, осмысленных на страницах первых четырех романов писателя: дворяне как класс «лишних людей», женский вопрос и его эволюция, парадокс нигилизма как течения. В работе наметились неординарные подходы к ранее изученным аспектам, обозначились новые направления исследования. Впервые при рассмотрении поэтики романиста предпринят подробный анализ символики, выделена ее роль в произведениях. Осуществлен аксиологический подход к романистике изучаемого периода.
Научно-практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут найти дифференциальное применение в общих и специальных учебных курсах по русской литературе второй половины XIX века в вузовской практике преподавания. Материалы и некоторые положения работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях романного творчества И.С.Тургенева 1850-х - начала 1860-х годов.
Структура диссертации, состоящей из введения, трех глав заключения и списка использованной литературы, определяется логикой исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Пушкинская традиция в процессе становления и развития жанра тургеневского романа 1850-х - начала 1860-х годов2010 год, кандидат филологических наук Перетягина, Анастасия Владимировна
Тема Германии в романах И.С. Тургенева2007 год, кандидат филологических наук Постникова, Наталия Николаевна
Диалогическая природа романов И.С. Тургенева второй половины 1860-х годов2004 год, кандидат филологических наук Семухина, Ирина Александровна
И.С. Тургенев и английский роман о "Дворянских гнездах": поэтика усадебного романа2009 год, кандидат филологических наук Саркисова, Анна Юрьевна
Лирическое начало в творчестве И.С. Тургенева 40-50-х годов XIX века2005 год, кандидат филологических наук Захарченко, Наталья Аркадьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Степанов, Евгений Геннадьевич
Заключение
В диссертации обозначены основные проблемы, представленные в романах И.С.Тургенева 1850-х - начала 1860-х годов. Это, прежде всего, нигилистическое движение в России и его последствия, а также положение дворянства как социальной группы XIX века и динамика женской эмансипации. Данные вопросы были рассмотрены в литературном поле эпохи, что позволило определить тенденции развития мысли писателя, а также провести параллель с произведениями других авторов, как первого, так и второго ряда. Эта аналогия дала нам объективные представления не только о творчестве Тургенева, но и о конкретном историческом периоде. В ходе исследования был произведен скрупулезный анализ нигилизма как философского мировоззрения и общественного движения в России. Именно в нашей стране это течение приобрело магистральное значение, захватило передовые умы. Изучение литературы второго ряда позволяет сделать вывод, что образ Базарова, являясь новаторским, в то же время перекликается с героями М.В.Авдеева и В.И.Аскоченского. Однако лишь создателю «Отцов и детей» удалось аккумулировать в одном образе практически все специфические особенности поведения и взглядов нигилистов и дать дорогу десяткам романов о новом течении.
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» недаром причислен многими критиками к антинигилистическим, так как он, несмотря на утверждение автора о симпатии к главному герою и его концепции, выявляет все негативное и низкое в отрицательном учении. Писатель, возможно, сам того не желая, указал обществу на новый опасный недуг, который начинал принимать массовый характер. Тем не менее, со стороны Тургенева прослеживается некая лояльность к Базарову, чувство, в дальнейшем отметенное последователями антинигилистической коалиции.
Антинигилистические произведения, впитав наследие обличительной литературы, с большим негодованием обрушиваются на тех представителей молодого поколения, кто вступил в ряды отрицательного движения. Нами был установлен характер нигилизма, являющимся, безусловно, превратным и губительным направлением для основ государственного строя и социального уклада, но ложноистолкованное идеологами радикальных организаций оно воспринималось как нечто положительно-прогрессивное, непременно влекущее за собой преобразования, которые позволят в дальнейшем гуманизировать общество. На поверку идеи оказываются ложными, не выходящими за рамки банального словопрения.
Из проделанной работы можно сделать вывод о неоднозначности определения «новые люди», которое прочно вошло в литературоведение XX века. Нигилисты не могли являться предвестниками чего-то нового, так как их методы и образ жизни были свойственны радикально настроенной молодежи и в начале XIX и даже в XVIII веках. К концу XIX столетия эта категория людей упрочивает свое положение и принимается за более «решительные действия», повлекшие затем государственный переворот. Но главный изъян человека нигилистического толка заключается в его моральном оскудении, порожденном духовным кризисом личности, который можно детерминировать не иначе как отступлением от христианской религии и Бога. В романах начала 1860-х годов нигилизм представляет собой хаотическое движение, отдельными элементами переплетающееся с утопическими идеями коммунизма. «Писатели-охранители», к коим можно причислить В.П.Клюшникова, А.Ф.Писемского и Н.С.Лескова, бичуют новое веяние, обнажают его реальные аспекты, вычленяют те противоречия, которые могут прозвучать печальным аккордом в судьбе всей нации. Тенденция, обозначенная авторами, печальным образом отразилась как на восприятии самих консерваторов со стороны радикально настроенных современников, так и на их творчестве в указанном направлении, которое в послереволюционное время подвергалось жесткой критике и предавалось забвению в связи с существующей идеологией. Несмотря на прорехи, которые были отмечены современниками, «реакционные романы» обладают несомненной художественной и исторической ценностью.
В XIX веке передовым сословием остается дворянство, которое к концу столетия начинает терять свою значимость, утрачивает былую привилегированность. Этот процесс берет начало еще в первой половине века, именно тогда А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов представляют публике Онегина и Ленского. В 1850-е годы этот вопрос становится наиболее острым, что обусловлено возникновением нестабильной политической ситуации в стране, появлением различных течений и заметным расслоением общества. Эти события не могла игнорировать литературная элита, по-разному трактовавшая сложившиеся обстоятельства. Большая часть романов начала 1850-х годов развенчивает «печоринщину», невзирая на целое сословие. К таковым можно причислить романы М.В.Авдеева «Тамарин» и И.И.Панаева «Львы в провинции», в которых дается зарисовка фразеров сороковых годов в дальнейшем получивших обозначение «лишние люди». Определение, впервые введенное в литературный обиход Тургеневым, стало термином, указывающим на людей с повышенной чувствительностью, но неспособных самореализоваться в деятельности. Однако классик, воспитанный в лоне патриархальности, с некоторым сожалением говорит об уходящих временах. Создавая Рудина и Лаврецкого, писатель наделяет их не только отрицательными качествами, присущими «надутым» героям времени, но и благородными чертами, характерными для истинных представителей дворянства. Тургенев показывает героев в обстоятельствах, превозмочь которые способна лишь сильная натура, но, увы, они не обладают этими возможностями, так как среда оказывает на них определяющее судьбоносное влияние, ставшее камнем преткновения на всем их жизненном пути. Проанализировав романы писателя, мы пришли к парадоксальному выводу, что автор, создавший «лишнего человека», вложил в это понятие минимум негативной оценочности по сравнению с его коллегами по перу. Это обстоятельство обратило наше внимание на саму категорию «лишних людей» и позволило интерпретировать ее как чрезмерно отрицательно-направленную и приобретающую должную объективную трактовку лишь в контексте конкретной эпохи.
Вырисовывая русских чайльд-гарольдов, авторы большинства романов указывают в качестве причин, их породивших, дворянскую сентиментальность и систему патриархального воспитания. Именно они, по мнению писателей, предопределили появление «слабых людей». Эта линия особенно наглядно представлена в романе И.А.Гончарова «Обломов», познакомившим нас с новым типом дворян - «обломовцами».
Изучив литературные памятники, можно полагать, что дворянство как класс не получает в романах той негативной оценки, которую мы привыкли видеть на страницах многих критических работ. Об этом свидетельствует не только комплекс положительных характеристик героев, но и многогранная символика, наполняющая произведения А.Ф.Писемского, И.А.Гончарова и И.С.Тургенева. Наиболее значимым образом-символом становятся усадьба и неразрывно связанные с ней образы дома, сада, книги, идентифицированные с источником тепла, добра, благополучия, культуры и искусства.
В XIX веке, наряду с другими, активизируется женское движение, давшее плоды для размышлений многим известным деятелям искусства. Отношение к слабому полу в России не всегда было однозначно, оно складывалось из определенных ритуалов и традиций, которые в исследуемую нами эпоху стали изживать себя. Молодые девушки пересматривают свое мировоззрение, а также отношение к консервативному обществу, которое зачастую выражалось в пренебрежении им. Русская литература наглядно запечатлела описанные выше факты, что позволяет оценить динамику прогрессивного явления.
Собственно в XIX веке на пьедестал женского совершенства возведены добродетельные и невинные образы, творцом которых был И.С.Тургенев, отсюда еще один термин, обязанный ему своим появлением - «тургеневские девушки». Следуя за общественным прогрессом, наша литература в пределах одного десятилетия от чутких, целомудренных созданий плавно переходит к воссозданию нового типа развязнных и беспардонных особ, которыми пестрил не только Петербург, но и провинциальная Россия.
Рассмотрев таким образом романы Тургенева в контексте идейно близких им произведений, можно условно разделить женские образы в литературе 1850-х - начала 1860-х годов на три семантические категории. К первой следует отнести нравственно чистых девушек с острым чувством справедливости и духовно развитых, находящихся в системе патриархальных отношений: это, прежде всего, Лиза Калитина, Наталья Ласунская И.С.Тургенева, Евпраксия Собакеева А.Ф.Писемского и Марфенька И.А.Гончарова. Ко второй надлежит причислить натуры добродетельные, способные абстрактно мыслить, самостоятельно действовать вопреки традиции, принимать неожиданные решения - таковы Елена Стахова, Настенька Годнева, Ольга Ильинская, Вера из романа «Обрыв». И, наконец, последняя, самая «прогрессивная» группа эмансипированных, своенравных сторонниц нигилистического направления, переступающих через многие моральные принципы. Бесспорно, родоначальницей этого типа можно считать Евдоксию Кукшину, поведенческие особенности которой присущи почти всем нигилисткам. В этот тип гармонично вписываются Елена Базелейн А.Ф.Писемского, Лиза Бахарева Н.С.Лескова, Инна Горобцова В.П.Клюшникова.
Возникновение феминистического движения и бурное его развитие свидетельствовало о действительно назревших проблемах, об ущемлении прав и свобод женщин в России. Но, увлекаясь отстаиванием своего положения в обществе, молодые дамы, отдавая дань моде, переходили границы дозволенного. Они теряли веру в Бога, разум, примыкали к нигилистам, что и было продемонстрировано А.Ф.Писемским и Н.С.Лесковым.
В ходе диссертационной работы была исследована эстетическая жизнь романов И.С.Тургенева в литературном процессе 1850-х - начала 1860-х годов. Это позволило наиболее точно определить характер проблем, поднятых в процессе анализа, и решить поставленные задачи, а также установить логическую связь между произведениями, выявить основные точки соприкосновения. В связи с этим удалось определить новаторство Тургенева в русской литературе, заключающееся как в области художественного мастерства, так и социальной направленности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Степанов, Евгений Геннадьевич, 2006 год
1. Авдеев М.В. Подводный камень // Современник. 1860. №11-12.
2. Авдеев М.В. Полное собр. соч.: В 1 т. СПб., 1907.
3. Аскоченский В.И. Асмодей нашего времени. СПб., 1858.
4. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 5 т. -М., 1996.5. «Как слово наше отзовется.» / Избранная лирика (А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, П.А.Вяземский). -М., 1986.
5. Клюшников В.П. «Марево». М., 1865.
6. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1956.
7. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. Т.10. М., 1952.
8. Панаев И.И. Сочинения Ивана Панаева: В 4 т. СПб., 1860.
9. Писемский А.Ф. Полное собр. соч.: В 11 т. СПб., 1910.
10. Пушкин А.С. Соч.: В 3 т. Т.2. М. 1986.
11. Толстой А.К. Собр. соч.: В 4 т. М., 1964. Тургенев И.С. Собр. соч.: В 30-ти томах. -М., 1980.
12. ФетА.А. Соч.: В 2-х томах. Т.2. М., 1982.
13. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 16 т. М., 1950.
14. Абрамович Н.Я. «И.С.Тургенев. Жизнь личность и творчество».1. М.,1913.
15. Авдеев М.В. Женщины русских писателей. СПб., 1879.
16. Аверьянов Н. «Рудин и затишье». Опыт художественной критики.1. М.,1889.
17. Авсеенко В.Г. «Практический нигилизм» // Русский вестник. 1873. №7.
18. Азбукин В. И.А.Гончаров в русской критике. Орел, 1916.
19. Аксаков К.С. Обозрение современной литературы // Русская беседа. 1857.1. Кн. 5.
20. Алексеев М.И. К истории слова «нигилизм» / Сборник статей в честьакадемика А.И.Соболевского. Л., 1928.
21. Андре Моруа. Тургенев. М., 2001.
22. Андреева Г.Т. Творчество Н.С.Лескова: Пособие по спецкурсу.1. Иркутск, 1992.
23. Аникин А. Что им в нем нравится? // Российский писатель. 2002. №12.
24. Анненков П.В. Критические очерки / Под ред. И.Н.Сухих. СПб., 2000.
25. Аннинский Л.А. Три Еретика. -М., 1988.
26. Антонович М.А. Асмодей нашего времени («Отцы и дети». Роман
27. Тургенева)//Современник. 1862. №3.
28. Антонович М.А. Литературно-критические статьи. М. - Л., 1961.
29. Антропов Л.Н. Обрыв роман Гончарова // Заря. 1869. №11.
30. Анциферов Н.П. И.С.Тургенев. М., 1947.
31. Арустамова А.А. Ритм прозы И.С.Тургенева: Автореферат дисс. к.ф.н.1. Екатеринбург, 1998.
32. Афанасьев В.В. Тропа к Тургеневу. М., 1983.
33. Аюпов С.М. Тургенев-романист и русская литературная традиция.1. Сыктывкар, 1996.
34. Аюпов С.М. Проблемы поэтики Тургенева-романиста. Уфа, 1998.
35. Базанов В.Г. Тургенев и антинигилистический роман / Карелия. Альманах союза советских писателей Карелии. Кн.4. Петрозаводск, 1939.
36. Балакин А.Ю. О проблеме выбора основного источника текста
37. И.А.Гончарова «Обрыв» // Русская литература. 2002. - №3.
38. Батюто А.И. Тургенев романист. - Л., 1972.
39. Батюто А.И. Тургенев и некоторые писатели антинигилистическогонаправления / Тургенев и его современники. Л., 1977.
40. Батюто А.И. Антинигилистический роман 60-70-х годов / Историярусской литературы в 4 т. Л., 1982.
41. Батюто А.И. Творчество Тургенева и критико-эстетическая мысль еговремени. Л., 1990.
42. Белинский Г.В. Герой нашего времени // Отечественные записки. 1840.7.
43. Вельская А.А. Тургенев и Гончаров: принципы изображения человека /
44. Автореферат дисс. к.ф.н. -М., 1993.
45. Беляева И.А. Творчество И.С.Тургенева. -М., 2002.
46. Бердников Г.П. Иван Сергеевич Тургенев. -M.-JL, 1951.
47. Бернштейн Н.Д. И.С.Тургенев и музыка. Л., 1933.
48. Билинкис Я.С. «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева и 60-е годы XIX векав России // Философские науки. 1985. - №2.
49. Биография И.С.Тургенева, последовательный ход развития его таланта и общая оценка его литературной деятельности / Собрание критических материалов для изучения произведений Тургенева. Собр. В.Зелинский. -М., 1910.
50. Богословский Н.В. Тургенев. М., 1961.
51. Боровицкая В.Н. Эпилог. -М., 1990.
52. Бродский Н.Л. Замыслы И.С.Тургенева. -М., 1917.
53. Бродский Н.Л. И.С.Тургенев. -М., 1950.
54. Буренин В.П. Литературная деятельность Тургенева. СПб., 1884.
55. Бялый Г.А. И.С.Тургенев и русский реализм. М., 1962.
56. Васильева С.А. Человек и мир в творчестве И.А.Гончарова. Тверь, 2000.
57. Венгеров С.А. Дружинин, Гончаров, Писемский. СПб., 1911.
58. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 2000.
59. Винникова И.А. И.С. Тургенев и Россия. М., 1986.
60. Виноградов Н.Н. Алексей Феофелактович Писемский. СПб., 1917.
61. Виноградова Г.А. Творчество русских писателей. Л., 1974.
62. Вишневская И.Л. Театр Тургенева. М., 1989.
63. Вогюэ Э.М. Современные русские писатели. -М., 1887.
64. Волынский А.Л. Н.С.Лесков / Критический очерк. СПб., 1898.
65. Гаевский В.П. Обозрение русской литературы за 1850 год // Современник.1851. №2.
66. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.
67. Гершензон М.О. Мечта и мысль Тургенева. М., 1919.
68. Гозенпуд А.А. И.С. Тургенев. СПб., 1994.
69. Голубков В.В. Художественное мастерство И.С.Тургенева. -М., 1955.
70. Гражис П.И. Тургенев и романтизм. Казань, 1966.
71. Гревс И.М. Тургенев и Италия. JL, 1925.
72. Григорьев А.А. И.С.Тургенев и его деятельность по поводу романа:
73. Дворянское гнездо» // Русское слово. 1859. №6.
74. Григорьев А.А. «И.С.Тургенев и его деятельность по поводу романа
75. Дворянское гнездо» // Русское слово. 1859. №4.
76. Громов В. Под сенью Пушкина. // Литературные очерки. Орел, 1999.
77. Грузинский А.Е. Иван Сергеевич Тургенев. -М., 1910.
78. Гулый А.С. Проблемы духовности и нигилизма в трилогии
79. И.А.Гончарова/Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. -М, 2005.
80. Гулянова В.А. Образ русской женщины в творчестве Тургенева / Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Ереван, 1973.
81. Даниленко И. Проблемы мастерства Писарева-критика в его статьях о
82. Тургеневе / Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Куйбышев, 1970.
83. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Современник. 1859. №5.
84. Доценко И.И. Творчество Тургенева в оценке демократической критики70.80-х годов 19-го века. / Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М.: Институат литературы имени Т.Шевченко, 1978.
85. Другов Б. Н.С.Лесков. М., 1961.
86. Дружинин А.В. Повести и рассказы И.С.Тургенева // Библиотека длячтения 1857. №3.
87. Дудышкин С.С. Повести и рассказы И.С.Тургенева с 1844 по 1856 г. //
88. Отечественные записки. 1857. №2.
89. Дудышкин С.С. Тысяча душ. Роман в 4-х частях А.Ф.Писемского //
90. Отечественные записки 1859. №1.
91. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русскаялитература в 17 20 вв. - М., 2002.
92. Дунаев М.М. Иван Тургенев. М., 1983.
93. Дюнькин Н.И. И.С.Тургенев. Биография и разбор его главныхпроизведений. СПб., 1908.
94. Евгеньев-Максимов В.Е. И.А.Гончаров. Жизнь. Личность. Творчество.1. М., 1925.
95. Евгеньев-Максимов В.Е. Гончаров в его отношении к нигилизму (понеизданным рукописям его) // Книга и революция. 1921. №1(13).
96. Евдокимова О.В. Мнемонические элементы поэтики Н.С.Лескова. СПб.:1. Алетейя, 2001.
97. Евнин Ф. А.Ф.Писемский. -М., 1945.
98. Евстратов Н.Г. Гончаров на путях к роману. Уральск, 1955.
99. Егоров О.Г., Савоськина Т.А., Халфина Н.Н. Романы И.С.Тургенева.
100. Проблемы культуры. М.,2001.
101. Еремин Н.П. А.Ф.Писемский. -М., 1956.
102. Жданов В.А. Великий русский реалист И.А.Гончаров. М., 1940.
103. Желвакова И.А. И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. М., 1968.
104. Житова В.Н. Воспоминания о семье И.С.Тургенева. Красноярск, 1986.
105. Заборова Р.Б. Рукописи Тургенева Описания. Л., 1953.
106. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева // Юность. 1991. - №4.
107. Зайцев Б.К. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. -М., 1999.
108. Застрожнова Е.М. «Маленький человек» в свете христианской традиции (от Гоголя к Достоевскому). М., 2004.
109. Захаркин А.Ф. Роман И.А.Гончарова «Обломов». М., 1963.
110. Зелинский В.А. Биография Тургенева, последовательный ход развития его таланта и общая оценка его литературной деятельности. М., 1910
111. Зелинский В.А. Собрание критических материалов для изучения произведений Тургенева. М., 1917.
112. Иванов И.И. Иван Сергеевич Тургенев. Нежин, 1912.
113. Иванова Л.Н. Деревня, которой нет: По следам героев И.С.Тургенева. -Тула, 1991.
114. Иностранная критика о Тургеневе. СПб., 1884.
115. Юб.Иссова JI.H. Романы Тургенева. Современные проблемы изучения: учебное пособие / Калининградский государственный университет. -Калининград, 1999.
116. Кавелина Е.П. И.С.Тургенев в оценке своих ближайших современников. -СПб., 1887.
117. Капитанова Л.А. Н.С.Лесков в жизни и творчестве. -М., 2002.
118. Карой Лика. Рафаэль. Будапешт, 1962.
119. Карпов И.П. Автор как субъект высказывания. Йошкар-Ола, 2001. Ш.Катков М.Н. Роман Тургенева и его критики // Русский вестник.1862г.№5.
120. Клеман М.К. Летопись жизни и творчества И.С.Тургенева. М.-Л., 1934.
121. Клеман М.К. И.С.Тургенев. СПб, 1936.
122. Кондюрина А.А. Русский антинигилистический роман 60 70 -х годов XIX-го века. / Автореферат дисс. к.ф.н. - М, 1991.
123. Кононов Н.К. Наш современник Иван Тургенев. Орел, 1998.
124. Краснов Г.В. Викторович В.А. Нигилист на рубеже 60-х гг. как социальный и литературный тип // Революционная ситуация в России в середине XIX века: деятели истории. М, 1986.
125. Краснова Е.А. Фломандский стиль «Обломова»: мотив «еды» и его функция в романе И.А. Гончарова // Литература/Приложение к «ПС». -2000. №2.
126. И8.Краснощекова Е.А. «Обрыв» И. А. Гончарова в контексте антинигилистического романа 60-х годов. // Русская литература. 2000. №2.
127. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. М, 1970.
128. Краус В. «Нигилизм и идеалы». М,1994.
129. Кропоткин П.А. Записки революционера. М, 1958.
130. Крюков А.Н. Тургенев и музыка. Л, 1963.
131. Куранда Е.Л. Литературный тип нигилистов в романе Лескова «Некуда» / Творчество Н.С.Лескова в контексте русской и мировой литературы /
132. Материалы международной научно-технической конференции, посвященной 100-летию со дня смерти писателя. Орел, 1995.
133. Курляндская Г.Б Романы Тургенева 50-х начала 1860-х годов / Дисс. на соиск. уч. степ, д.ф.н. -М., 1955.
134. Курляндская Г.Б Метод и стиль Тургенева романиста. - Тула, 1967.
135. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева романиста. -Тула, 1972.
136. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа Тургенева 1850-х годов. -Тула, 1977.
137. Курляндская Г.Б Тургенев и русская литература. М., 1980.
138. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. Орел, 1994.
139. Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. -Тула, 2001.
140. Ладария М.Г. И.С.Тургенев и писатели Франции XIX-го века. Тбилиси, 1987.
141. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. М., 1989.
142. Лебедев Ю.В. И.С. Тургенев. М., 1991.
143. Лебедев Ю.В. Над страницами романа И.А. Гончарова «Обрыв». // Литература в школе. 1995. №5.
144. Либрович С.Ф. На книжном посту. Пг.-М., 1916.
145. Леденева В.В. Особенности идиолекта Н.С.Лескова. М., 2000.
146. Леткова Е. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. СПб., 1918
147. Лимонова Е.А. И.С.Тургенев Мемуарист: Автореферат дисс. к.ф.н. -М., 1987.
148. Липеровская С.И. На родине И.С.Тургенева. М., 1961.
149. Ли Хи Су. Типология женских характеров в романах и повестях Тургенева. / Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1999.
150. Лотман Л.М. Писемский романист / История русского романа в 2-х т. -М.-Л., 1964.
151. Лощиц Ю.М. И.А. Гончаров.-М., 1986.
152. Львов-Рогачевский. И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. М.-Л., 1926
153. Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX в. и роман И.А.Гончарова «Обломов». СПб., 1996.
154. Майков Б.А. Иван Сергеевич Тургенев. СПб., 1909.
155. Маркевич А.И. О значении Писемского в истории русской литературы. -Одесса, 1881.
156. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975.
157. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века. -Л, 1982.
158. Мельник В.И. Реализм И.А.Гончарова. Владивосток, 1985.
159. Мельник В.И. И.А.Гончаров и русская литература. Ульяновск, 1999.
160. Мельник В.И. А.С.Пушкин и И.А.Гончаров. Ульяновск, 2000.
161. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Саратов, 1995.
162. Могилянский А.П. Писемский. Жизнь и творчество. Л., 1991.
163. Мосалеева Г.В. Поэтика Н.С.Лескова. Ижевск, 1993.
164. Мосиенко Л.И. Нигилизм как фактор социокультурного развития. / Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Омск, 2003.
165. Мостовская Н.Н. Тургенев в «Вестнике Европы» 1870-80 годов. / Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Л., 1974.
166. Мостовская Н.Н. И.С.Тургенев и русская журналистика 70-х годов XIX-го века. Л., 1983.
167. Муратов А.Б. Тургенев-новеллист. Л., 1985.
168. Надеждин Н.И. Сонмище нигилистов // Вестник Европы. 1829. №1.
169. Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров романист и художник. М., 1992.
170. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров и И.С. Тургенев: «печальная летопись» конфликта // Литература / Приложение к «ПС». 1997. - №7.
171. Недзвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова. М., 2000.
172. Недзвецкий В.А. П.Г.Пуставойт, Е.Ю.Полтавец. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети». М., 1998.
173. Незеленов А. Тургенев в его произведениях. СПб. - 1885.
174. Нелюбов JI. Новый роман Гончарова // Русский вестник. 1869 т.82. №7.
175. Никольский Ю. Тургенев и Достоевский. София, 1921.
176. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Л., 1972.
177. Новые аспекты изучения личности и хрестоматийных произведений И.С.Тургенева.-Якутск, 1994.
178. Носков Н.Д. И.С.Тургенев. Киев - Харьков, 1899.
179. Овсяннико-Куликовский Д.Н. Статьи о Базарове и его времени. -М.,1924.
180. Островский А.Г. Тургенев в записях современников. М., 1999.
181. Отрадин М. «Сон Обломова» как художественное целое // Русская литература. 1992. №1.
182. Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. М., 1968.
183. Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. -М., 1979.
184. Петрова Н.К. Творчество И.А. Гончарова. М., 1979.
185. Печенина Ю.А. Природа глазами рассказчика // Русская речь. 1987. №5.
186. Пиксанов Н.К. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. -Л., 1968.
187. Писемский А.Ф. Подводный камень (роман г.Авдеева) // Библиотека для чтения. 1861. №2.
188. Писарев Д.И. Роман И.А.Гончарова «Обломов» // Рассвет. 1859. №10.
189. Писарев Д.И. Писемский, Тургенев и Гончаров // Русское слово. 1861. №11.
190. Плеханов С. Писемский. М.: Молодая гвардия, 1987.
191. Плиский Н.Н. Иван Сергеевич Тургенев. СПб., 1883.
192. Покровский В.И. Иван Сергеевич Тургенев. Его жизнь и сочинения. -М., 1915.
193. Покровский В.И. Иван Александрович Гончаров. Его жизнь и сочинения. М., 1907.
194. Полинковский А. «Лишние люди» в творчестве Тургенева и его предшественников. Одесса, 1913.
195. Политынко Д.А. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». Минск, 1962.
196. Попов А.Г. К проблеме национального характера у И.С. Тургенева // Проблема автора и авторской позиции в литературе: Сб. научн. трудов. -Харьков, 1990.
197. Проскурина Ю.М. Жанровые разновидности антинигилистического романа 1860-х. Екатеринбург, 1994.
198. Пруцков Н.И. Мастерство Тургенева-романиста. М., 1962.
199. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М., 1962.
200. Пустовойт П.Г. Тургенев из курса лекций по истории русской литературы 19-го века. -М., 1957.
201. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев. М.: Издательство Московского Университета, 1957.
202. Пустовойт П.Г. А.Ф.Писемский в истории русского романа. -М., 1969.
203. Пустовойт П.Г. Творческий путь Тургенева. М., 1977.
204. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев художник слова. - М.,1987.
205. Репин А. Сон Обломова (И.А. Гончаров) // Литература / Приложение к «ПС». 2002. №29.
206. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.
207. Рошаль А.А. «Писемский и революционная демократия». Баку. 1971.
208. Румянцева М.О. Приемы построения образов в романах И.С. Тургенева. -Рига, 1963.
209. Рыбасов А.П. И.А.Гончаров. -М., 1962.
210. Рында Н.Ф. Черты из жизни Ивана Сергеевича Тургенева. СПб., 1903.
211. Саккулин П.Н. На грани двух культур. М., 1918.
212. Салим Аднан. Тургенев художник, мыслитель. - М., 1983.
213. Салтыков-Щедрин М.Е. Литературная критика. М., 1982.
214. Салтыков-Щедрин М.Е. Напрасные опасения (По поводу современной беллетристики) // Отечественные записки 1868. №10
215. Сарбаш Л.Н. Изучение поэтики романов И.С.Тургенева 50-60-х годов: Учебное пособие по спецкурсу. Чебоксары, 1988.
216. Сарбаш JI.H. Типология повествования в прозе И.С.Тургенева. -Чебоксары, 1992.
217. Семенов B.C. Николай Лесков: Время и книги. -М, 1981.
218. Семухина И.А. Диалогическая природа романов И.С.Тургенева второй половины 1860-х годов / Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Екатеринбург, 2004.
219. Скабичевский A.M. А.Ф.Писемский. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1894.
220. Скабичевский A.M. Русское недомыслие // Отечественные записки. 1868. №9.
221. Смирнова О.В. Судьба женщины-писательницы в России XIX века / Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Тверь, 2005.
222. Соколов Н.В. Отщепенцы. СПб., 1866.
223. Соловьев В. Собрание критических материалов для изучения произведений Тургенева.-М., 1917.
224. Сорокин Ю.С. Антинигилистический роман / История русского романа в 2 т. -М.-Л., 1964.
225. Сорокина В. Творчество И.А. Гончарова в западногерманской критике// Вопросы литературы. 1990. №9.
226. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX -нач. XX вв.-М., 2000.
227. Сраросельская Н.Д. Роман И.А.Гончарова «Обрыв». М., 1990.
228. Старыгина Н.Н. Роман И.А. Гончарова как воплощение его философско-эстетических взглядов// Марий Эл учитель. 1993. №2.
229. Старыгина Н.Н. Роман Н.С.Лескова «На ножах». М., 1995.
230. Старыгина Н.Н. Тема красоты в романе И.А. Гончарова «Обрыв» // Русская литература XIX XX веков: Материалы для поступающих в вузы. - Йошкар-Ола, 1995.
231. Старыгина Н.Н. Малые литературные формы в структуре антинигилистического романа // Жизнь и судьба малых литературных жанров: Материалы межвуз. научн. конференции. Иваново, 1996.
232. Степняк-Кравчинский С.М. Соч., Т.1. М, 1958.
233. Страхов Н.И. Из истории литературного нигилизма 1861 1865. - СПб, 1890.
234. Тао Ли. Принципы художественной характеристики и типология женских образов в романах И.С.Тургенева 1850-х гг. / Автореферат дисс. к.ф.н. Волгоград, 2002.
235. Творчество Н.С.Лескова в контексте русской и мировой литературы. / Материалы международной научно-технической конференции, посвященной 100-летию со дня смерти писателя. Орел, 1995.
236. Творчество Н.С. Лескова / Межвузовский сборник научных трудов. -Курск, 1988.
237. Творчество И.С. Тургенева: Проблемы метода и мировоззрения. Орел, 1991.
238. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова.-М, 1995.
239. Терехин В.Л. Типология антинигилистического романа и социалдарвинизм в русской литературе 60-70 гг. XIX-го века / Автореферат дис. канд. ф.н. М, 1994.
240. Тихомиров В.Н. И.А. Гончаров: Литературный портрет. Киев, 1991.
241. Тостов О.Г. Эстетика Гончарова. Новосибирск, 1997.
242. Троицкий В.Ю. «Книга поколений». О романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».-М, 1979.
243. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М, 1994.
244. Тургенев И.С. Предисловие к собранию романов. СПб, 1880.
245. Тургенев И.С. «Племянница». Роман, соч. Евгении Тур // Современник. 1852. №1.
246. Тургенев и русские писатели. Курск, 1975.
247. Тургеневский сборник. Выпуск 2 / Сост. Сергеев В.А. М., 2004.
248. И.С.Тургенев и русская литература. Курск, 1982.
249. И.С.Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения: Межвуз. сб. научн. трудов. Орел, 1991.
250. И.С. Тургенев: Вопросы биографии и творчества. JL, 1982.
251. И.С.Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1983.
252. Туниманов В.А. «Вольное слово» А.И.Герцена и русская литературная мысль XIX века // Русская литература. 1987. №1.
253. Тур Е. Несколько слов по поводу статьи «Русской женщины» «Елена Николаевна Стахова» // Московские ведомости. 1860. №85. 17 апреля. С.665.
254. Тюхова Е.В. О психологизме Н.С.Лескова. Саратов, 1993.
255. Утевский Л.С. Жизнь Гончарова. М., 2000.
256. Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы (1848 1896). Воспоминания.-М., 1991.
257. Филин Н. Сколько умных мыслей в голове у лодыря!: Обломов и «узор его жизни» // Учительская газета. 2002. - №4.
258. Холкин В. Русский человек Обломов // Русская литература. 2000. №2.
259. Хуан Эдуардо Суньига. Загадка Тургенева. Орел, 1998.
260. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. М., 1950.
261. Цион П. Нигилисты и нигилизм // Русский вестник. 1886 №6. 253.ЧалмаевВ.А. Иван Тургенев. -М.1986.
262. Чалмаев В.А. И.С.Тургенев: Жизнь и творчество. Тула, 1989.
263. Чемен О.Н. Создание двух романов. М., 1950.
264. Чернов Н. Спасско-Лутовиновская хроника 1813 1883. - Тула, 1999.
265. Чернышев К.В. «Лишние люди» и женские типы в романах и повестях И.С.Тургенева. СПб., 1896.
266. Чернышевский Н.Г. Роман и повести М.Авдеева // Современник. 1854. №2.
267. Чешихин-Ветринский В.Е. Иван Сергеевич Тургенев. М., 1894.
268. Чичерин А. Тургеневское слово // Октябрь. 1983. №10.
269. Чмшкян К.Г. И.С.Тургенев литературный критик. - Ереван, 1957.
270. Шаблиовский П.В. Мировоззрение Тургенева. М., 1914.
271. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. М., 1969.
272. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.
273. Шелгунов П.В. Избранные литературно-критические статьи. М., 1935.
274. Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7-ми томах. -М., 1955.
275. Штакеншнейдер Е.А. Дневники и записки (1854 1886). - М., JL, 1937.
276. Щеблыкина Л.И. Не три романа, а один. Пенза, 1997.
277. Щепкина Е.М. Из истории женской личности в России: Лекции и статьи. -СПб., 1914.
278. Щербаков Б.В. Спасское-Лутовиново. -М., 1969.
279. Шоре Э. Елена Ганн русская Жорж Санд? // Пол. Тендер. Культура: Немецкие и русские исследования / Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. - М., 2000. Вып. 2.
280. Щукина В.Г. Миф «дворянского гнезда». Геокультурологическое исследование по русской классической литературе. Кроков, 1997.
281. Этов В. Их поколение миновало. Рудин и Лаврецкий // Русская словесность. 2002. №1.
282. Якушкин П. Почему в «Обрыве» обруган нигилист, а не нигилистка // Искра. 1870.№16.
283. Costlow Jane Tussey. Worlds within worlds. Cop, 1990.
284. Dessaix Robert. Turgenev. Canberra, 1980.
285. Glyn Turton. Turgenev and the context of English literature 1850-1900. -London, 1992.
286. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.П.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. М.: Высшая школа; Издательский центр "Академия", 1999. - 556.
287. Введение в литературоведение: учебник для филологических спец. университетов/ Г.Н.Поспелов, П.А.Николаев, И.Ф.Волков и др.; Под ред. Поспелова. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. 528 с.
288. Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. -М.: Просвещение; Владос, 1995. 256 с.
289. Гуляев Н.А. Теория литературы; Учебное пособие для филологических спец. университетов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1985. -271 с.
290. Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Статьи 1916 1926 гг. -Л., 1928.
291. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций/ Под ред. З.И.Плавскина, В.В.Жирмунской. СПб., 1996. - 440 с.
292. История русской литературы XIX века. 40-60-е гг.: Учебное пособие под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. 2-е издание. - М.: Изд-во МГУ, 2001.
293. Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А.А.Сурков. М., «Советская энциклопедия», 1975
294. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: «НОРИНТ», 2003.
295. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001.
296. Муратова К.Д., ред. История русской литературы 19 начала 20 века. Библиографический указатель. Общ. часть. / Под ред. К.Д.Муратовой. РосАН: Институт русской литературы. - СПб.: Наука. 1993. - 495 с.
297. Русская литература 19 века. 1840-1860 годы. Воспоминания, литературно-критические статьи, письма: Учеб. пособие / под ред. В.Н.Аношкиной, В.П.Зверева, Р.Т.Певцовой. -М.:Высш. шк., 2005.
298. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев. С.В.Тураев. -М. Просвещение, 1974.
299. Шайтанов И.О. Жанровая поэтика. // Вопросы литературы. 1996. №3. С.17 - 21.
300. Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Составитель В.И.Новиков. -М.: Педагогика, 1988.-416 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.