Проза молодого Л.Н. Толстого и проблема семейного романа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Татьянина, Анна Григорьевна

  • Татьянина, Анна Григорьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 196
Татьянина, Анна Григорьевна. Проза молодого Л.Н. Толстого и проблема семейного романа: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2001. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Татьянина, Анна Григорьевна

Введение стр.

Глава 1. Место семейного романа в типологической классификации жанра стр.

1. Эпос и роман стр.

2. Опыты типологии реалистического романа стр.

3. К вопросу о теории жанра семейного романа стр.

Глава 2. Становление жанра семейного романа в творчестве JI.H. Толстого. Трилогия «Детство.

Отрочество. Юность» стр.

Глава 3. «Семейное счастие» как чистый образец жанра стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза молодого Л.Н. Толстого и проблема семейного романа»

В научных работах, посвященных истории литературы XIX и XX веков, мы нередко встречаем термин «семейный роман», который используется при описании различных явлений русского и зарубежного литературного искусства. Впрочем, как это ни странно, специальных работ в области теории и истории развития этого жанра в русской литературе не существует. Отсутствие интереса к этой проблеме представляется неслучайным и симптоматичным.

Невнимание к жанру семейного романа, характерное для большинства исследователей, не исключает понимания и высокой оценки ими значения «мысли семейной» в русской классической литературе. Не будет преувеличением сказать, что проблема существования и функционирования семьи в обществе считается писателями одной из важнейших для изображения национальной жизни. Устойчивость этого интереса в течение XIX века очень показательна. Стремительная эволюция жанра романа, которая наблюдается в этот период в русской литературе, характеризуется постоянным обращением к теме семьи. Так,уже в творчестве А.С. Пушкина мы видим попытки создания жанра семейного предания, основанного на понимании огромного значения опыта семьи и предшествующих поколений для формирования человека. Тот же интерес к жизни современной семьи мы видим, например, в творчестве Достоевского, называвшего себя «поэтом случайного семейства». И показательно, что на рубеже веков, в период деформации и разложения жанра романа, А.П. Чехов продолжает размышлять о судьбах семьи.

Отсутствие особого внимания к жанру семейного романа в русской литературе может быть объяснено тем, что этот жанр в чистом виде, как мы можем это наблюдать в европейской литературе конца XVIII - начала XIX века, не был воспринят в России. Тем не менее, считать, что в творчестве русских писателей не было попыток сформировать и развить этот жанр, было бы неверно. Особенно четко поиск формы семейного романа, шедший как по пути восприятия западных традиций, так и в споре с ними, порслеживается в произведениях, созданных в 50-е годы XIX века. В этот период попытки формирования жанра семейного романа делаются С.Т. Аксаковым, И.О. Тургеневым, И.А Гончаровым, Л.Н. Толстым.

Творчество Л.Н. Толстого, на протяжении которого писатель постоянно обращался к «мысли семейной», представляет особый интерес в контексте рассмотрения проблемы создания жанра семейного романа в русской литературе. Общеизвестно, что в главных шедеврах Толстого, «Войне и мире» и «Анне Карениной», в центре внимания находится именно проблема семьи. Черты жанра семейного романа, которые мы безошибочно определяем в этих произведениях, были разработаны и подготовлены в раннем творчестве писателя. Именно в связи с этим необходимо уделить особое внимание первым опытам Толстого в области романа и тем принципам, по которым им был разработан жанр семейного романа.

Необходимость выделить жанр семейного романа в русской литературе и дать его относительную характеристику во многом сопряжена с определением основных особенностей романа в целом. Невозможно говорить об одном из типов романа без обзора попыток создания типологии жанра, нередко предпринимавшихся в российском и зарубежном литературоведении. Осмысление обширной литературы, посвященной жанру романа, не позволяет ограничиться историей вопроса и требует определения позиции по более общим теоретическим проблемам. Этим обстоятельством во многом определяется структура работы.

В главе 1 «Место семейного романа в типологической классификации жанра», имеющей вводный характер, на основании подробного рассмотрения работ, посвященных теории романа, и попыток создания типологии жанра предлагается рабочая формула семейного романа, опираясь на которую в главах 2 и 3 прослеживаются пути формирования этого жанра в творчестве Л.Н. Толстого.

Материалом диссертации стали произведения молодого Толстого. В работе подробно проанализированы трилогия «Детство. Отрочество. Юность», роман «Семейное счастие», а также произведения С. Т. Аксакова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. Черты семейного романа в творчестве Толстого прослеживаются также в сравнении с английской литературой Викторианской эпохи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Татьянина, Анна Григорьевна

Заключение.

Рассмотрение некоторых аспектов жанра семейного романа в русской литературе и, особенно, в творчестве Л.Н. Толстого позволяет нам сделать следующие выводы.

Принципиально важным представляется выделение жанра семейного романа в мировой литературе как особого типа произведений, характеризующегося определенными, только ему присущими чертами. Главным жанрообразующим признаком в семейном романе становится создание особого, коллективного героя - семьи. Семейный роман формируется вокруг семьи в целом, а не одного из ее членов. Предметом рассмотрения становится существование семьи как института в современном обществе, перспективы ее развития, а также целый комплекс связанных с этой проблематикой моральных и нравственных вопросов. Можно сказать, что этот особый жанр должен учитываться при создании типологии реалистического романа.

Тема семьи и ее судьбы стала одной из важнейших в мировой литературе, но создание особого жанра семейного романа и разработка его основных поэтических конструкций и приемов произошло в Англии в конце XVIII - начале XIX века. Классические образцы семейного романа представлены в творчестве О. Голдсмита, Филдинга, Ричардсона и других. Вершины своего развития семейный роман достигает, по мнению М.М. Бахтина, в произведениях Ч. Диккенса. Говоря о развитии этого жанра, необходимо уделить особое внимание работам английских писателей-женщин, в которых семейный роман предстает в наиболее чистом виде.

Неверно было бы считать, что жанр семейного романа не получил признания и не был воспринят и развит в России, Уже на первом этапе формирования русского реалистического романа, в творчестве А.С. Пушкина, делаются первые попытки создания семейного романа через обращение к семейному преданию («Арап Петра Великого», «Капитанская дочка»), В дальнейшем все больше писателей сосредоточивают свое внимание на «мысли семейной», что влечет за собой быстрое развитие жанра. Русский семейный роман создается в активном диалоге с западноевропейской традицией. Помимо усвоения и плодотворного использования многих приемов, систем, мотивов в творчестве русских писателей создаются новые жанровые модификации, не имеющие аналогов в мировой литературе.

Творчество JI.H. Толстого, которого на протяжении всей жизни особенно интересовали проблемы семьи, ее существования, является, пожалуй, наиболее показательным при рассмотрении судьбы семейного романа в русской литературе. Основные тенденции развития этого жанра в России достигли наиболее яркого выражения именно в произведениях Толстого. Особое значение при этом имеет раннее творчество писателя, так как именно в этот период складывается система мотивов и приемов, подготовившая большинство достижений в области поэтики и жанра его зрелого творчества.

Уже в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Толстой, помещая в центр повествования всю семью Иртеньевых и рассматривая на этом примере судьбу русской дворянской семьи, создает один из наиболее редких типов романа. По классификации, данной М.М. Бахтиным в работе «Роман воспитания и его значение в истории реализма», трилогия Толстого, повествующая о постепенном переходе от крепкого единства к сосуществованию независимых и ничем не объединенных индивидов, может быть отнесена к типу семейного романа воспитания. В отличие от классических образцов как европейского, так и русского семейного романа, например, «Семейной хроники» и «Детских годов Багрова-внука» С.Т. Аксакова, в которых функционирует неизменный герой с определенным заданным набором черт, трилогия строится вокруг «неготового» героя (М.М. Бахтин) - семьи Иртеньевых - утверждает изменчивость, непостоянство как один из характерных признаков современной семьи. Жанр семейного романа воспитания комбинируется в трилогии с биографией, что дает нам право говорить о создании биографического типа романа воспитания.*

Если «Детство. Отрочество. Юность» повествует об умирании семьи, о ее постепенном разложении, то принципиально иначе решается эта проблема в «Семейном счастии». Здесь Толстой показывает путь, по которому семья может прийти к истинному счастью, Возможно, неоднородность оценки этого произведения в критической литературе связана с отчетливо прослеживаемой ориентацией на известные литературные традиции и образцы, особенно на английский семейный роман Викторианской эпохи. В данной работе сделана попытка раасмотреть основные пути, по которым идет восприятие Толстым английской женской литературы и то, как это восприятие выразилось в романе «Семейное счастие». Главной чертой, сближающей роман Толстого с творчеством, например, Джейн Остен, становится отказ от романтизма и замена романтической поэтики на нечто принципиально новое. Можно сказать, что Толстой в «Семейном счастии» утверждает систему ценностей, поэтические принципы и весь мир английского семейного романа. Единство произведения, его логика подчинены сюжету: в романе показан постепенный переход героини от романтических представлений и ожиданий к осознанию их неприменимости к семейной жизни и утверждению в своей душе системы ценностей, характерной для мира семейного романа.

Судьба жанра семейного романа в русской литературе может быть прослежена путем сопоставления творчества Толстого и его современников. Так, «Семейное счастие» и «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, вышедшие в 1859 году, намечают два основных направления развития жанра. Наряду с романом семейным, утверждающим бытие семьи и незыблемость семейного идеала, создается так называемый «анти-оемейный» роман, подвергающий сомнению возможность существования настоящей семьи. Общая критическая направленность литературы русского реализма, неудовлетворенность жизнью, окружающей действительностью во многом объясняет расцвет и господство анти-семейного романа в русской литературе середины и конца XIX века, в то время как положительный потенциал романа семейного остался практически не реализованным.

Творчество Л.Н. Толстого характеризуется той же эволюцией: от попыток создания семейного романа в ранний период и осмысления проблемы семьи в вершинных произведениях, «Войне и мире» и «Анне Карениной», писатель приходит в разочарованию в идеале семейственности в своем позднем творчестве. Наиболее четко и полно черты анти-семейного романа прослеживаются в повести «Крейцерова соната».

Данная работа не направлена на решение всех проблем формирования и функционирования жанра семейного романа в творчестве Толстого и в русской литературе в целом. Напротив, главным нам представляется постановка основных проблем и определение путей изучения жанра, что еще должно быть сделано в будущем.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Татьянина, Анна Григорьевна, 2001 год

1. Аксаков С.Т. Собрание сочинений С.Т. Аксакова. - М., 1910.

2. Диккенс Ч. Собрание сочинений в 30-ти тт. М, 1960. - тт. 15, 16, 17, 18.

3. Остен Дж. Мэнсфилд-парк. Харьков; Москва, 1998.

4. Остен Дж. Чувство и чувствительность. Гордость и предубеждение. Нортенгерское аббатство. -М., 1998.

5. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений. Юбилейное изд.: в 90-тт. -М., 1928-1958.-тт. 1,2, 5.

6. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х тт. М., 1978-1985. - т. 8.

7. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28-тт, М.; Л., 1960-1968.

8. Сочинения в 18-ти тт. т. 7.

9. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти тт. М., 1974-1983.

10. Сочинения в 18-ти тт. тт. 8,9. Письма в 12-ти тт. - т, 4.1.. Научная и критическая литература.

11. Авасцатурова ВВ. Чарльз Диккенс в творческом сознании Л.Н. Толстого. Л., 1990.

12. Арсеньев Н.С. О духовной и культурной традиции русской семьи // «Север». 1992. - №3.

13. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

14. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

15. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

16. Бахтин М.М, Эпос и роман // Поэтика. Труды русских и советских поэтических школ. Будапешт, 1982.

17. Белокопытова О.Н. О приемах создания детского образа в «Детских годах Багрова-внука» // Изв. Воронеж, гос. пед. ин-та, 1966. т. 53.

18. Белокопытова О.Н. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и проблема мемуарно-автобиографического жанра в русской литературе 40-50-х гг. XIX века. Воронеж, 1966.

19. Белокопытова О.Н. У истоков русского мемуарно-автобиографического романа // Изв. Воронеж, гос. пед. ин-та. 1970. - т. 104.

20. Билинкис Я.С. Л. Толстой и новые пути русской литературы в 5060 гг. XIX столетия // Историко-литературный сборник. Л., 1966.

21. И. Билинкис Я,С, Новаторство Л.Н. Толстого в трилогии «Детство. Отрочество. Юность».-Л., 1973.

22. Бурнашева Н.И. Жанровое своеобразие ранних рассказов Л.Н. Толстого. М., 1978.

23. Бурнашева Н.И. Раннее творчество Л.Н. Толстого: текст и время. -М., 1999.

24. Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847-1862.-М., 1960.

25. Бурсов Б.И. Л.Н.Толстой и русский роман. М.; Л., 1963.

26. Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня. Л., 1967.

27. Бычков С.П. Л.Н. Толстой. Очерк творчества. М., 1954.

28. Вердеревская Н.А. Русский роман 40-60 гг. XIX века. Казань, 1982.

29. Верхось Н.Р. Раннее творчество JI.H. Толстого. Сталинир, 1954.

30. Вершинина H.JI. Пушкинские традиции в творчестве J1.H. Толстого 50-60 гг. -М., 1979.

31. Войтоловская Э.Л. Аксаков в кругу писателей-классиков. Л., 1982.

32. Габбе Т. Повесть о детстве и повесть для детей // Литературный критик. 1939. - Ж№8-9.

33. Галаган Г. У истоков творчества Л. Толстого.-Л., 1969.

34. Головин К. (Орловский). Русский роман и русское общество. СПб, 1914.

35. Григорьев А. Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой // Время. 1862. - №1.

36. Грифцов Б, А. Теория романа, М,, 1927.

37. Грицанова М.В. Соотношение голосов рассказчиков в повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» // Проблемы литературных жанров: материалы научной межвузовской конференции 15-18 октября 1985 г., Томск. Томск, 1987.

38. Грицанова М.В. Проблемы повествования в произведениях С.Т. Аксакова для детей // Проблемы метода и жанра. Томск, 1988. - вып. 14.

39. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год.-М., 1957.

40. Десницкий А. Русские дворянские и крестьянские писатели XIX века о своем детстве (опыт изучения жанра) // Литературная учеба. -1933.-№№8, 9.

41. Днепров В. К теории романа // Уч. зап. Борисоглеб. пед. ин-та.1956. вып. 1.

42. Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе XVIII -XIX вв. Киев; Одесса, 1985.

43. Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого.-М., 1993.

44. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М., 1974.

45. История русского романа в 2-х тт. М.; Л., 1962.

46. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблема интерпретации. М., 1979.

47. Катарский И.М. Диккенс в России. М., 1966.

48. Кирпотин В. Типология русского романа // Вопросы литературы. -1965. №7.

49. Кожинов В. Роман эпос нового времени // Вопросы Литературы.1957. №6.

50. Кожинов В. Происхождение романа. М, 1963.

51. Кошелев В. Л. Толстой и Аксаковы // Яснополянский сборник. -Тула, 1984.

52. Кошелев В. «Все счастливые семьи.»// Север. 1986. - №3.

53. КупреяноваЕ.Н. Молодой Толстой. Л., 1953.

54. КупреяноваЕ.Н. Молодой Толстой, Тула, 1956.

55. Лакшин В.Я, Толстой и Чехов, М., 1963.

56. Левитт М. К вопросу жанровой принадлежности «Семейной хроники» С.Т. Аксакова // Декабрьские литературные чтения, -Ереван. 1989. - вып. 2.

57. Линков В .Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М., 1982.

58. Лощннин Н.П. Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев (Творческие и личные отношения). Тула, 1982.

59. Мандельштам О.Э. Конец романа // Поэтика. Труды русских и советских школ. Будапешт, 1982.

60. Манн Ю. У истоков русского романа // Манн Ю. Диалектика художественного образа, М., 1987.

61. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. 30-50 гг.-Л., 1982.

62. Маркович В.М. Русская новелла. Проблемы теории и истории. -СПб, 1993.

63. Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1973.

64. Медведев П.Н. (М.М. Бахтин). Формальный метод в литературоведении. М., 1993.

65. Мейер М. Проблема семьи в творчестве Л.Н. Толстого: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2000.

66. Мотылева Т,Л. Роман свободная форма. - М., 1982.

67. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1996.

68. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

69. Наумова О.А. Автобиографический роман воспитания в творчества Ч. Диккенса и Ш. Бронте. М., 1960.

70. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века. Становление и жанровая эволюция. М., 1997.

71. Нестеренко A. Eberhard Dieckmami. Erzaehlformen in Fruehwerk L.N. Tolstojs 1951-1857, Berlin, 1969 // Науч. докл. высш. шк., Филологические науки. 1970. - №6.

72. Николаева Н.В. Образ автора в повествовании Толстого (50-е гг.) И Вестн. МГУ, Сер. 10. Филология. 1966. - №1.65.- Николаева Н.В. Стиль ранних произведений Л.Н. Толстого. М,, 1967.

73. Николич Д.Н. Автобиографические повести о детстве // Учен. зап. Алма-Атинского гос. пед. ин-та им. Абая. Сер. гуманитарных наук. -1955. т. 9.

74. Одиноков В.Г. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1953.

75. Одиноков В.Г. Л.Н.Толстой художник. - Новосибирск, 1966.

76. Одиноков В.Г. Типология русского романа 19 века. Новосибирск, 1970.

77. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск, 1971.

78. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н, Толстого. Новосибирск, 1978.

79. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 1976.

80. Переверзев В.Ф, У истоков русского реального романа. М., 1937.

81. Покусаева Н. Идейно-художественная концепция романа Л.Н. Толстого «Семейное счастие» // Сб. научн. работ студентов

82. Саратов, гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. Выпуск, посвященный 50-летию университета. Саратов, 1960.

83. Попов В. Из встреч 50-х годов (Л.Н. Толстой и С.Т, Аксаков) // Прометей. М., 1980. - т. 12.

84. Попов П. Роман Л.Н. Толстого с В.В. Арсеньевой и повесть «Семейное счастие» // Огонек. 1928. - №7.

85. Попов П. Роман «Семейное счастие» // Яснополянский сборник. Год 1960-й, Тула, 1960.

86. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Поэтика. Труды русских и советских школ. Будапешт, 1982.

87. Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX в. Рязань, 1972.

88. Проблемы развития романа в зарубежной литературе XVII XX вв. -Днепропетровск, 1978.

89. Пруцков Н.И. Проблемы художественного метода передовой русской литературы 40-50-х гг. XIX в. Грозный, 1947.

90. Пузин Н.П, К вопросу о взаимоотношениях Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова // Изв. АН СССР. Отд. литературы и языка. ~ 1956. т. 15. - вып. 2.

91. Роллан Р. Жизнь Толстого // Р. Роллан. Собр. соч. в 14-ти тт. М., 1954.-т. 2.

92. Соллертинский И.И. Русский реалистический роман первой половины XIX века. Вологда, 1973.

93. Тамарченко Д.Е. Из истории русского классического романа. ~ М.; Л., 1961.

94. Фрич Е.В. Начало пути JL Толстого и документально-автобиографическая проза конца XVIII первой половины XIX в. -Л,, 1976.

95. Хмельницкая Т. О «Наших знакомых» Ю. Германа // Литературный современник. 1936. - №10.

96. Чернец Л.В. К проблеме жанра в современном зарубежном литературоведении // Вестн. МГУ. Сер. 10. Филология. 1967. - №4.

97. Чернец Л.В. Типология литературных жанров по содержанию. М., 1970.

98. Чечетко М.В. Реалистический роман Джейн Остен. М., 1979.

99. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.

100. Чуприна И.В. Идейно-художественная концепция трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» // Научн. ежегодник Сарат, гос. пед, ин-та им. Н.Г. Чернышевского за 1954 г. Саратов, 1955,

101. Чуприна И.В. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Саратов, 1961.

102. Шешунова С. Микросреда и культурный фон в художественной литературе // Научн. докл. высш. шк. Филологические науки. 1989. - №5.

103. Шешунова С. Быт в художественной литературе // Историко-литературный процесс. Методологические аспекты. Рига, 1989. -вып. 1

104. Шкловский В. О теории прозы. М., 1925.

105. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963.

106. Шкловский В. Повести о прозе. М., 1966. - т.2.

107. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. 50-е годы. Л., 1928.

108. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

109. Ю1.Эсалнек А .Я. Проблема жанра в «Эстетике» Гегеля // Вестн. МГУ.

110. Сер. 10. Филология. 1966. -№5. Ю2.Эсалнек А.Я. Проблемы романа как литературного жанра. - М., 1968.

111. ЮЗ.Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра. М,, 1978, Ю4.Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. - М., 1986.

112. ЮЗ.Эсалнек А.Я. Типология романа. М., 1991.

113. Basch F. Relative Creatures; Victorian Women in Society and Novel. -New York, 1974.

114. Bayley J. Tolstoy and the Novel. New York, 1967.

115. Benson R.C. Women in Tolstoy. The Ideal and the Erotic. Urbana, 1973.

116. Bergmann H. Between Obedience and Freedom. Goeteborg, 1979. 1 lO.Bjoerk H. The Language of Truth. - Lund, 1974.111 .Blake A. Reading Victorian Fiction. Basingstoke; London, 1989.

117. Boborykine P. L'evolution du roman msse. Paris, 1900.

118. Boyd A.F. Aspects of the Russian Novel. London, 1972.

119. Coe R. When the Grass was Taller: Autobiography and the Experience of Childhood. New Haven; London, 1984.

120. Colby V. Yesterday's Woman. Domestic Realism in the English Novel. -Princeton, 1974.

121. Cook A. The Meaning of Fiction. Detroit, 1960.

122. Courtney W.L. The Feminine Note in Fiction. London 1904.

123. Cresson A. Leon Tolstoi, sa vie, son oeuvre avec un expose de sa philosophie. -Paiis, 1950.

124. Daldiy G, Charles Dickens and the Form of Novel. London; Sydney, 1987.

125. Decker C. Victorian Comment on Russian Realism // Publ. Modem Language Association. 1937. - v. 52. - № 4 June.

126. Dessner L.J. The Homely Web of Truth: a Study of C. Bronte's Novels. -The Hague; Paris, 1975.

127. Family views of Tolstoy. London, 1926.

128. Gilles D. Tolstoi. Paris, 1959.

129. Gilmour R. The Novel in the Victorian Age. London, 1986.

130. Goldknopf D. The Life of the Novel. Chicago; London, 1972.

131. Hardy B. The Appropriate Form. An Essay on the Novel. London, 1964.

132. Laffite S. Leon Tolstoi et ses contemporains. Paris, 1960.

133. Lavrin J. An Introduction to the Russian Novel. London, 1942.

134. MacCarthy B.G. The Later Woman Novelists. Oxford, 1947.

135. Marshall W.H. The World of Victorian Novel. London, 1968.

136. Moss H. Writing against Time. New York, 1969.

137. Muir E, The Structure of the Novel. London, 1947.

138. Orel H. English Critics and the Russian Novel // Slavonic and East European Review. 1955. -v. 33, - №81. June.

139. Persky S. Les maitres du roman contemporain russe. Paris, 1912.

140. Phelps W. Essays on Russian Novelists. New York, 1911.

141. Poggioli R. The Oaten Flute: Essays on Pastoral Poetry and the Pastoral Ideal. Cambridge, 1975,

142. Pritchett V.S. Tolstoy's Marriage Novels // New Statesman and Nation. -1944, 28 October. - № 28.

143. Reeve F.D. The Russian Novel. London, 1967.

144. Robert M. Roman des origines et origines du roman. Paris, 1972.

145. Russian Literature and Modern English Fiction. Chicago; London, 1965.

146. Salaman E. The Great Confession. London, 1973.

147. Schevitch S.E. Russian Novels and Novelists of the Day // North

148. American Review. 1879. - v. 128. 143.Speirs L. Tolstoy and Chekhov. - London, 1971.

149. Themes et formes litteraires. Katowice, 1986.

150. Thomson P. The Victorian Heroine, London, 1956.

151. Turner C.E. Count Tolstoi as Novelist and Thinker. London, 1888.

152. Tumton G. Turgenev and the Context of English Literature 1850-1900. -London; New York, 1992.

153. Vogue E.M. Le roman russe. Paris, 1886.

154. Watson G. The Stoiy of the Novel. London, 1979.

155. Wilson A. Diversity and Depth of Fiction. New York, 1984.

156. Zweers A.F. Grown-up Narrator and Childlike Hero. The Hague; Paris, 1971.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.