Эволюция политической концепции А.А. Зиновьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Жуковский, Денис Александрович
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат политических наук Жуковский, Денис Александрович
Введение
Глава 1. Методологические основы и специфика формирования политических взглядов A.A. Зиновьева
Глава 2. Теория реального коммунизма как критический анализ советского общества
Глава 3. Критика постсоветского общества в ракурсе концепции противостояния западнистской и российской цивилизаций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Жанр социологического романа в творчестве А.А. Зиновьева2013 год, кандидат филологических наук Комовская, Елена Витальевна
Проблема типологии обществ в социальной философии А.А. Зиновьева2023 год, кандидат наук Лучинин Сергей Владимирович
Глобализация и цивилизационное многообразие мира: Политологический анализ2003 год, доктор политических наук Пирогов, Григорий Григорьевич
Проблема революционно-демократической альтернативы в России 1917-1920 гг.: вопросы теории, методологии, историографии2012 год, доктор исторических наук Шепелева, Валентина Борисовна
Мифологизация массового сознания в условиях демократизации современного российского общества2013 год, кандидат философских наук Хубутия, Медея Вахтанговна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция политической концепции А.А. Зиновьева»
Актуальность темы исследования. Двадцатый век стал для российского общества временем тяжелых испытаний. Менее чем за сто лет Россия трижды, а с учетом краткосрочного пребывания у власти Временного правительства, четырежды, меняла государственную идеологию и форму государственного устройства. Политические и социально-экономические потрясения не могли не отразиться на мировоззрении и системе ценностей населения страны. Свергнув монархию и отказавшись от господствующей роли православия, государство под властью коммунистической партии попыталось совершить грандиозный социальный эксперимент, не имевший прецедентов в мировой истории. Спустя семь десятилетий усердно прививавшаяся народу коммунистическая, точнее - марксистско-ленинская, идеология была отвергнута. Руководство страны обратило взоры на Запад, стремясь перенести на российскую почву опыт европейской и американской либеральной демократии. Десятилетие демократических реформ показало, что неконтролируемый капитализм и чрезмерное увлечение либеральными ценностями губительны для благополучного существования российской государственности.
Проблемы, которые столь остро стоят перед современной Россией, имеют куда более продолжительную, чем два десятилетия реформ, историю. Их корни следует искать в советском обществе, и еще глубже - в тех социокультурных особенностях страны, которые создали условия для столь частой смены «политического климата», кардинальных поворотов от одной господствующей идеологии к диаметрально противоположной. Без понимания специфики российского общества, без внимательного анализа его структуры на всем протяжении истории современной российской государственности, вряд ли возможно понять Россию, тем более - определить некий вектор ее дальнейшего развития, «национальную идею», которая бы смогла объединить адептов различных политических идеологий, все многонациональное население страны для созидательной деятельности на благо Отечества.
Сегодня многие исследователи рассматривают «западнизацию», точнее - американизацию России в качестве основной проблемы, угрожающей ее социокультурной самобытности. Не является секретом тот факт, что с крушением советской системы и распространением на постсоветском пространстве американизированной идеологии и масс-культуры произошло резкое падение нравственности и патриотизма российского населения, сопровождающееся небывалым ростом различных форм девиантного поведения.
Однако банальная констатация фактов не означает действительного понимания всей специфики общества, сложившегося в постсоветской России. В исследовании социально-политической жизни современного российского общества особую роль приобретает изучение теоретического наследия выдающихся отечественных мыслителей XX века. Среди них важнейшее место, по многим параметрам, принадлежит A.A. Зиновьеву -философу, чей творческий путь, во многом, повторил исторический путь России в XX веке.
Непрекращающееся развитие взглядов, постоянный творческий поиск привлекают нас в A.A. Зиновьеве как своеобразном и самобытном мыслителе. Чрезвычайно интересна и разработанная им концепция объяснения социальных явлений, в том числе и политической жизни общества, при разработке которой мыслитель стремился руководствоваться принципом объективности и беспристрастности, что в выгодную сторону отличает его позицию от других авторов, так и не освободившихся от собственных политических убеждений и весьма тенденциозных в своих концепциях. Поэтому исследование взглядов A.A. Зиновьева в ракурсе эволюции его политической концепции и сопоставления ее с историческим развитием России в XX - начале XXI вв., представляет для нас существенную актуальность.
Степень научной разработанности темы. Являясь одним из наиболее выдающихся и плодовитых в творческом отношении политических мыслителей современной России, A.A. Зиновьев на протяжении своего длительного жизненного пути, помимо исследований, посвященных вопросам логики и методологии науки, в которых, как известно, он был серьезным специалистом, выпустил значительное количество работ, посвященных социально-политическим проблемам. Их можно разделить на социологические романы (жанр, введенный самим A.A. Зиновьевым), научные эссе, а также публикации и интервью в различных периодических изданиях и сборниках. Отметим, что Зиновьев сам уделял существенное внимание освещению становления своих политических взглядов, чему, в частности, посвящена его автобиографическая работа «Исповедь отщепенца»1.
Проблемы общества реального коммунизма, как определял мыслитель советскую систему, рассматриваются Зиновьевым в ряде работ, относящихся к периоду его эмиграции из Советского Союза. Наиболее значительными из них общепризнанно являются критически описывающий советскую действительность социологический роман «Зияющие высоты», за публикацию которого философ был выслан из СССР, и научное исследование советского общества «Коммунизм как реальность», опубликованное Зиновьевым в эмиграции2.
В период, непосредственно предшествовавший и сопутствовавший крушению советской системы, Зиновьев публикует ряд работ, посвященных анализу современного западного общества, среди которых фундамен
1 Зиновьев A.A. Исповедь отщепенца. М., 2005.
-у тальное значение имеет научное исследование «Запад. Феномен западниз-ма»3.
После крушения советской системы в сфере научных интересов Зиновьева оказывается общество, возникшее в постсоветской России, анализу причин появления и особенностей которого, а также перспективам его дальнейшего развития, Зиновьев посвящает ряд работ, выходивших как во время его пребывания в эмиграции, так и уже после возвращения мыслителя на родину4.
Несмотря на то, что Зиновьева по праву можно назвать одной из наиболее значимых фигур современной российской политической мысли, существует определенный дефицит научных работ, посвященных исследованию его политических взглядов и, в особенности, проблем их становления. Большая часть публикаций, посвященных Зиновьеву, носит биографический характер, основной упор делается на освещение жизненного пути мыслителя. Безусловно, содержащаяся в данных материалах информация обладает определенной ценностью для ознакомления с особенностями биографии мыслителя, однако она не дает исчерпывающей информации непосредственно о становлении его политической концепции, развитии его взглядов на советскую, западную и постсоветскую социально-политические системы.
Существенный вклад в дело популяризации концепций Зиновьева вносит вдова мыслителя О.М. Зиновьева, возглавляющая Исследовательский центр A.A. Зиновьева при Московском гуманитарном университете.
3 Зиновьев A.A. Запад: феномен западнизма. М., 2003; Зиновьев A.A. Великий эволюционный перелом // Зиновьев A.A. Запад: феномен западнизма. М., 2003.
4 Зиновьев A.A. Катастройка. М., 2003; Зиновьев А. Наше государство - рогатый заяц // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008, № 1; Зиновьев A.A. Постсоветизм: публичная лекция // http://vybory.org/articles/480.html; Зиновьев A.A. Постсоветизм (Современная Россия глазами мыслителя и художника) // http://www.zavtra.ru/cgi/ veil/data/zavtra/02/428/451 .html
При участии целого ряда исследователей издается периодическое издание «Зиновьев. Исключительный журнал», посвященное не только памяти выдающегося мыслителя, но и освещению тех социально-политических проблем, которые поднимались им на протяжении жизни. Публикуются также материалы «Зиновьевских чтений», в которых участвуют многие исследователи, политические и общественные деятели.
Отметим также, что определенный интерес к концепции Зиновьева проявляют российские политические деятели левопатриотического спектра, в частности, С.Н.Бабурин, Г.А.Зюганов, рассматривающие позитивную роль концепции Зиновьева для теоретического обоснования политической платформы левопатриотических сил.
В то же время можем отметить ряд исследователей, систематически обращающихся к изучению политического наследия этого выдающегося философа. Это В.В.Большаков, Г.П. Гребенник, A.A. Гусейнов, И.М. Ильинский, К.М.Кантор, И.Ф. Кефели, В.А. Луков5. Из зарубежных исследователей отметим Г.Бенсимона, М.Зальцберга, М.Кирквуда, С.Риврона6.
Особая заслуга в изучении теоретического наследия Зиновьева принадлежит академику A.A. Гусейнову, опубликовавшему целый ряд работ, посвященных анализу социологии и политологии Зиновьева, а также его
5 Большаков В.В. Что такое истинный коммунист // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007; Кантор КМ. Из мюнхенских разговоров с Александром Зиновьевым // Вопросы философии. 2007. № 4. С. 23; Кантор К. Я - это государство // Зиновьев А.А. Зияющие высоты. М., 1990; Кефели И.Ф. Социальные законы и глобальные проекты будущего А.А. Зиновьева // http://www.elcoin.ru/~human/2008ns/03kif.htm; Луков В. Тезаурусный подход в социологии и зиновьевская идея человейника // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008, № 1.
6 Залъцберг М. Памяти великого россиянина Александра Зиновьева // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.Кнрквуд М. Переводя Зиновьева // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008. № 2 (3); Bensimon G. La perception de la civilization occidentale par Alexandre Zinoviev // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007; Rivron S. Alexandre Zinoviev, logician et martyr // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007 этических взглядов7. А.А.Гусейнов подчеркивает, что, в отличие от распространенного, но ошибочного представления об эволюции взглядов Зиновьева от антикоммунистических к коммунистическим, мыслитель никогда не выступал против коммунизма, а лишь подвергал коммунистическое общество серьезному научному анализу.
Г.П.Гребенник, рассматривая методологические основания политической концепции Зиновьева, определяет его взгляды как «социологический макиавеллизм», проводя параллели с воззрениями таких мыслителей как Н.Макиавелли, Т.Гоббс, К.Маркс, Ф.Ницше и В.И.Ленин8.
При детальном рассмотрении теоретического наследия A.A. Зиновьева возникает необходимость в сопоставлении его взглядов на социально-политическую структуру советского, западного и постсоветского обществ с концепциями, разработанными другими отечественными и зарубежными исследователями. В анализе советского и постсоветского обществ особое значение приобретает сопоставление концепции Зиновьева и взглядов зарубежных советологов и россиеведов, в первую очередь - З.Бжезинского, С. Коэна, Р. Пайпса.
При рассмотрении особенностей социальной системы, сложившейся в странах Запада, определенные параллели можно провести между позицией Зиновьева и критикой общества потребления и политической системы капиталистических государств, а также американской внешнеполитической экспансии, в работах таких зарубежных философов, социологов и по
7 Гусейнов А. «Александр Зиновьев - это мыслитель. Великий русский мыслитель». // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008. № 2 (3); Гусейнов A.A. Об Александре Зиновьеве и его социологии // http://vvww.situation.ru/ app/rs/lib/zinsvo/intro.html; Гусейнов А. Общество потребления: за и против // Зиновьев. Исключительный журнал. 2009, № 1 (4); Гусейнов A.A. О русском коммунизме // http://www.ivlim.ru/fox/showarticle. asp?id=1587; Гусейнов A.A. О социологической публицистике Александра Зиновьева // Знание. Понимание. Умение. 2005, № 2; Гусейнов A.A. Учение о житии Александра Зиновьева // Зиноввевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
8 Гребенник Г.П. Социологический макиавеллизм A.A. Зиновьева // http:// politology2004.narod.ru/sociologymakiavellizm.htm литологов как С.Амин, Ж.Бодрийяр, И.Валлерстайн, Г.Маркузе, Ч.Р.Миллс.
Для изучения взглядов Зиновьева на дальнейшие перспективы развития российской государственности значительную роль играют работы отечественных политологов и общественно-политических деятелей, в частности, С.Н.Бабурина, А.Г.Дугина, Г.А. Зюганова, И.М.Ильинского, С.Г. Кара-Мурзы, А.С.Панарина, И.Н.Панарина, А.Н.Тарасова и др.
Тем не менее, мы не можем не отметить незначительное количество научных работ, посвященных анализу политической концепции A.A. Зиновьева, в особенности в спектре ее становления и эволюции. Существующий дефицит данной литературы и объясняет необходимость нашего диссертационного исследования.
Цель исследования состоит в теоретическом осмыслении эволюции политической концепции A.A. Зиновьева в контексте социально-политических трансформаций российского общества в XX - начале XXI вв.
Для достижения поставленной перед нами цели необходимо решение следующих задач исследования:
- выявить особенности формирования политических взглядов A.A. 1
Зиновьева и основные этапы развития его политической концепции;
- определить методологические основы политической концепции A.A. Зиновьева;
- рассмотреть теорию реального коммунизма как критику сложившейся в Советском Союзе социально-политической системы;
- проанализировать концепцию «западнизма», выявить его основные t отличия от общества реального коммунизма;
- исследовать концепцию постсоветизма как специфической системы, сложившейся в результате распада общества реального коммунизма;
- уточнить возможные недостатки в теоретическом осмыслении A.A. Зиновьевым советского, западного и постсоветского обществ.
Теоретико-методологическая основа данного диссертационного исследования представлена, в первую очередь, работами A.A. Зиновьева, посвященными анализу социально-политических систем, сложившихся в Советском Союзе, странах Запада и постсоветской России.
При выявлении особенностей формирования политических взглядов A.A. Зиновьева использовались, в первую очередь, автобиографические материалы самого Зиновьева, а также работы других исследователей, посвященные изучению жизненного и творческого пути мыслителя.
В определении методологических основ политической концепции Зиновьева использована работа «На пути к сверхобществу», в которой автором излагаются ключевые моменты его социальной методологии, а также работы A.A. Гусейнова, И.Ф.Кефели, С.Ф.Костова и др. исследователей, посвященные вопросам анализа методологии политической концепции A.A. Зиновьева.
При рассмотрении концепций реального коммунизма, западнизма и постсоветизма использованы теоретические работы собственно A.A. Зиновьева, а также исследования ученых, занимавшихся разработкой данных проблем в его политическом наследии.
В диссертационном исследовании использован метод сравнительного анализа, позволяющий сопоставить взгляды A.A. Зиновьева на природу советского, западного и постсоветского обществ с позициями других отечественных и зарубежных исследователей.
Объектом данного исследования является изучение особенностей формирования и развития политической концепции A.A. Зиновьева.
Предмет исследования - политическая концепция A.A. Зиновьева.
Гипотеза исследования. Важное значение для осмысления социально-политической структуры российского общества и ее трансформаций в течение XX - начала XXI вв. имеет изучение теоретического наследия выдающихся отечественных мыслителей, особое место среди которых по праву занимает A.A. Зиновьев.
Формирование политических взглядов A.A. Зиновьева происходило в противоречивую и сложную эпоху сталинизма. Первоначально, будучи сторонником коммунизма как социального идеала, Зиновьев выступил против его искажений, имевших место в реальной политике сталинского режима. Впоследствии Зиновьевым была сформулирована собственная концепция логической социологии, заложившая основы теоретического осмысления им социально-политической структуры советского и западного обществ. Выступив с критикой советского общества, определенного им как реальный коммунизм, Зиновьев был вынужден эмигрировать из Советского Союза. Находясь на Западе, философ получил возможность проанализировать социально-политические особенности западного общества, сопоставить их с советской действительностью. Учитывая реальные достижения Советского Союза в различных областях социальной жизни, Зиновьев выступил с критикой системы «западнизма». Распад Советского Союза подтолкнул Зиновьева к исследованию природы постсоветизма как феномена, заключившего в себе особенности досоветского, советского и западного обществ.
Таким образом, мы можем выделить следующую периодизацию в развитии политических взглядов A.A. Зиновьева: период антисталинизма; критика реального коммунизма; критика западнизма; критика постсоветизма. Относительно последней системы Зиновьев делает пессимистические прогнозы, подчеркивая ее искусственную природу, выгодную Западу и, в первую очередь, США, для окончательного разрушения российской государственности.
Мы не можем не отметить ошибочность некоторых утверждений Зиновьева касательно перспектив российской государственности. В то же время критика мыслителем политики экспансии, проводимой Западом и США, представляет существенный интерес.
В ходе диссертационного исследования нами были получены следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:
- выявлены особенности формирования политических взглядов A.A. Зиновьева и сопутствующие данному процессу социальные факторы;
- проанализированы методологические основы политической концепции A.A. Зиновьева;
- рассмотрена концепция «реального коммунизма», основные отличительные признаки данной социально-политической системы;
- исследованы особенности общества «западнизма» и его отличие от системы реального коммунизма;
- определены основные линии критики A.A. Зиновьевым современного российского общества в ракурсе концепции постсоветизма;
- уточнены спорные и ошибочные моменты в политической концепции A.A. Зиновьева.
Новизна диссертационного исследования заключается в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Формирование политических взглядов A.A. Зиновьева происходило в период его юности и ранней молодости, пришедшийся на сложную для нашей страны и во многом противоречивую эпоху сталинизма. Осознавая существующие расхождения между идеалами коммунизма и советской действительностью, первоначально А.А.Зиновьев выступал с радикально-критических позиций по отношению к социально-политической системе, сложившейся в Советском Союзе в годы правления И.В. Сталина. При этом критическому анализу были подвергнуты сущность Октябрьской революции, роль пролетариата и коммунистической партии в советском государстве. Впоследствии, в процессе осмысления противоречивости сталинской эпохи, сопровождавшейся, с одной стороны, трагическими событиями в жизни значительной части советских граждан, а с другой стороны, несомненными достижениями в экономической, военной, внешнеполитической, социальной и культурной сферах, Зиновьев пришел к выводу о необходимости объективного восприятия сталинизма, свободного от идеологических стереотипов.
2. В результате применения своих наработок в области логики и методологии науки к изучению социальной реальности, A.A. Зиновьевым была сформулирована собственная концепция методологии социальных процессов, легшая в основу его социологических и политических исследований и получившая название логическая социология. В рамках логической социологии Зиновьевым был введен ряд ключевых понятий, необходимых для понимания его политической концепции.
3. В период окончательного оформления советской социально-политической системы Зиновьевым была разработана концепция критического анализа советского общества, определенного им как общество реального коммунизма. Коммунистическое общество, по мнению Зиновьева, складывалось на основе коммунальных отношений индивидов, ограничение и регулирование которых и потребовало существования сильной государственной власти и унифицированной идеологии. Тотальное огосударствление и идеологизация являются, по Зиновьеву, характерными признаками общества реального коммунизма. На этапе критики советской системы Зиновьевым подчеркивалась высокая степень ее стабильности и внутреннего единства, достигнутая за счет одобрения существующего строя большинством населения и существования мощного аппарата контроля и подавления внешних и внутренних угроз.
4. Во время пребывания в эмиграции A.A. Зиновьев получил возможность на практике ознакомиться с реалиями западного общества, что позволило ему детально проанализировать его основные особенности и выявить недостатки. Зиновьевым было сформулировано определение западного общества как «западнизма», в основе которого лежит деловой аспект социальных отношений. В то же время Зиновьевым было обращено внимание на прогрессирующее развитие коммунальных отношений в западном обществе, заключающихся в усилении роли государства, бюрократизации политической и социально-экономической системы.
5. Распад Советского Союза стал началом нового этапа в эволюции политической концепции А.А.Зиновьева. Проанализировав социально-политическую систему, сложившуюся в современной России, Зиновьев определил ее как постсоветизм, представляющий собой социальный гибрид, то есть соединение отдельных элементов западнистской (капиталистической), советской (коммунистической) и досоветской (феодальной) систем. Постсоветизм, по мнению Зиновьева, появился, в отличие от за-паднистского и коммунистического обществ, искусственным путем, в ре- -зультате экспансии западнизма против России. Зиновьев пессимистически оценивает перспективы постсоветского общества, связывая возрождение России с восстановлением социализма как наиболее совершенной и подходящей для российской цивилизации системы.
6. Основные спорные моменты в политической концепции Зиновьева-' проявляются, в первую очередь, в несоответствии его оценки постсоветского общества как фактической марионетки западнизма действительному положению российского государства в современном мире. Не учитываются очевидные достижения России в период после 2000 г., как то усиление позиций во внешнеполитической сфере, укрепление вертикали власти внутри страны, успехи в экономической и социальной областях и в сфере межнациональных отношений. Тем не менее, Зиновьевым справедливо оценивается негативное влияние Запада, в особенности США, на российское общество, подчеркивается необходимость самобытного пути развития для России в предстоящем веке.
Научно-практическая значимость исследования. В результате данного диссертационного исследования был детально рассмотрен процесс формирования и дальнейшего развития политической концепции A.A. Зиновьева как одного из наиболее выдающихся отечественных мыслителей, определены основные этапы ее эволюции, углублены и расширены пред-. ставления о природе западного, советского и постсоветского обществ, сопоставлены взгляды A.A. Зиновьева и других выдающихся зарубежных и отечественных исследователей. В то же время концепция Зиновьева была подвергнута критическому анализу, в особенности в отношении положений, касающихся современной ситуации в России, ее внешней и внутренней политики.
Результаты данной диссертационной работы представляют как академический, так и практический интерес для сотрудников различных орга-. нов федеральной и региональной исполнительной и законодательной власти, дипломатических служб, представителей политических партий и общественных объединений.
Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов по политологии, социологии, отечественной и зарубежной*^ истории.
Апробация работы. Результаты исследований изложены в научных статьях (в том числе в журнале из списка ВАК Минобрнауки РФ) и других публикациях автора. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры политологии и этнополитики CK АТС.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 200 наименований на русском и иностранных языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Борьба за лидерство в РКП(б) и ее влияние на создание номенклатурной системы в 20-е годы2001 год, доктор исторических наук Назаров, Олег Геннадьевич
Идейно-политические течения в диссидентском движении в СССР в 1960-1970-е годы2003 год, кандидат исторических наук Шалюгина, Светлана Анатольевна
Трансформация коммунистического движения в регионах России: на материалах Республики Бурятии : 1980-2000 гг.2008 год, кандидат исторических наук Красиков, Василий Иванович
Судьба России в культурно-исторической концепции Н.А. Бердяева2003 год, доктор философских наук Буйло, Борис Иванович
Трансформация политико-правового режима России в период эволюционного перелома: вторая половина 1980-х - начало 1990-х гг.2006 год, кандидат исторических наук Бадалян, Гарик Левикович
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Жуковский, Денис Александрович
Заключение
Александр Зиновьев - один из наиболее ярких политических мыслителей России XX века, которым, на протяжении долгих лет жизни и творчества, была разработана оригинальная концепция, исследующая особенности социально-политической структуры современных обществ. В течение времени данная концепция претерпевала значительные изменения, поэтому рассмотрим более подробно основные результаты, к которым мы пришли в ходе диссертационной работы.
Эволюцию политических взглядов A.A. Зиновьева мы можем условно разделить на четыре периода. Наиболее ранний период, который определен нами как антисталинистский, связан с формированием социально-политических взглядов Зиновьева в юности и ранней молодости. Для данного периода жизни Зиновьева характерно противопоставление сталинизма и идеального коммунизма, как он рассматривался в произведениях классиков коммунистической мысли и деятелей революционного движения. Однако соотнесение трагических событий в жизни страны, связанных с политическими репрессиями и тяжелыми условиями существования населения, с ее реальными достижениями в области экономики, образования и социальной защиты населения, внешней политики и, в особенности, грандиозной победой в Великой Отечественной войне, привело Зиновьева к осознании необходимости объективного отношения к социальной действительности, свободного от идеологических стереотипов.
Дальнейший этап в развитии политической концепции Зиновьева связан с его критическим анализом сложившейся в Советском Союзе системы, которую мыслитель определяет как «общество реального коммунизма». Начиная с этого периода, Зиновьев придает своим политическим исследованиям методологическую базу в лице разработанной им системы логической социологии, которая многими исследователями относится к макиавеллистскому дискурсу.
Анализируя советскую систему, Зиновьев пришел к выводу, что в ее основе находятся коммунальные отношения индивидов, основанные на стремлении к получению личной выгоды. В качестве ограничивающего фактора коммунальных отношений, создающего препятствия для развития сценария «война всех против всех», выступает сильное государство, являющееся главным регулятором жизни общества во всех его проявлениях. В системе реального коммунизма, как подчеркивает Зиновьев, наступает тотальное огосударствление всех сфер социальной жизни. При этом происходит колоссальный рост партийного и государственного бюрократического аппарата, одновременно ведущую роль в жизни общества играет идеология, в качестве проводников которой выступают практически все лица, так или иначе вовлеченные в управленческие отношения, а также в сферу воспитания и образования, культуры, искусства, науки, здравоохранения.
Специфика организации системы власти в советском обществе позволяет выдвигать на управленческие должности достаточно посредственных индивидов, при этом посредственность скорее способствует карьерному продвижению, тогда как какие-либо исключительные способности и таланты, напротив, его ограничивают, поскольку на их фоне становится очевидной посредственность иных сотрудников и более высокопоставленных руководителей.
Критикуя недостатки системы реального коммунизма, Зиновьев отличается объективностью в ее анализе, поскольку не упускает очевидных достижений советского общества, которые в некоторых областях оказываются более существенными, чем в западных странах. Зиновьев делает вывод о стабильности системы реального коммунизма, основанной на, во-первых, всеобщей поддержке населения, во-вторых, на существовании мощных механизмов контроля и подавления как внешних, так и внутренних угроз.
Третий этап в развитии политической концепции Зиновьева связывается нами с анализом специфики западного общества, предпринятой мыслителем в период его эмиграции из Советского Союза. Исследование структуры западных обществ выявило их негативные черты, существенные недостатки по сравнению с обществом реального коммунизма. Для обозначения «сзерхобщества», сложившегося в результате интеграции западных государств для противостояния коммунистическому блоку, Зиновьев ввел термин «западнизм», социальной основой которого служит деловой аспект человеческих отношений.
Однако если первоначально для западнизма был характерен явный приоритет делового аспекта над коммунальным, то впоследствии, в процессе глобального противостояния с обществом реального коммунизма, ( западнизм заимствовал многие элементы социальной организации своего противника. В результате, современное западнистское общество представляет собой сложное переплетение деловых и коммунальных отношений, $ причем с явной тенденцией в сторону усиления последних. Тенденцию к дальнейшему развитию коммунальных отношений в западных обществах Зиновьев видит в увеличении роли государства, которое практически сравнилось с советским по степени проникновения во все сферы жизнедеятельности общества, а также с прогрессирующей бюрократизацией западных обществ и ростом влияния управленцев.
Распад Советского Союза сопутствовал четвертому периоду в развитии политических взглядов Зиновьева, в течение которого мыслитель подверг серьезному анализу возникшее в результате крушения системы реального коммунизма общество, охарактеризованное им как «постсоветизм». В отличие от коммунистического и западнистского обществ, развитие которых носило естественный характер, постсоветизм стал продуктом поражения коммунистической системы в глобальном противостоянии с западниз-мом, в связи с чем для Зиновьева он практически лишен тех сильных и позитивных качеств, которые философ отмечает и в западнистской, и в коммунистической системах.
Возникшее в постсоветской России общество Зиновьев определяет как социальный гибрид, подчеркивая, что для него характерно сочетание различных элементов капитализма, коммунизма и дореволюционного феодализма, причем последний доминирует в сфере официальной идеологии, тогда как массовая культура носит отчетливо западнистский характер. Поскольку Запад заинтересован в дальнейшем ослаблении России, деградации и дезориентации ее населения с целью окончательного подчинения страны, постсоветизм объективно играет на руку западнизму. Зиновьев делает пессимистический прогноз относительно дальнейшего существования российской государственности, подчеркивая, что в настоящее время она фактически носит декоративный характер, являясь проводником интересов западнизма. Альтернативу мыслитель видит в восстановлении коммунистического общества.
Тем не менее, некоторые исследователи подчеркивают, что в современной России фактически происходит восстановление многих элементов социальной структуры советского общества, в пользу чего говорит постепенное увеличение роли государства в экономике; укрепление вертикали власти и ее сосредоточение в руках достаточно узкого круга политических персон; поиск национальной идеологии; повышение роли силовых структур, представители которых составляют сегодня костяк российской политической элиты.
Таким образом, мы можем отметить, что в результате последовательного изучения советского, западного и постсоветского обществ, Зиновьев пришел к выводу о том, что именно Советский Союз представлял собой историческое государственное объединение, в наибольшей степени отвечавшее политическим и социальным интересам российского общества. В то же время, пессимистические высказывания Зиновьева относительно прозападной природы современного российского государства, легко опровергаются несомненным усилением позиций России в области внешней политики, укреплением вертикали власти внутри страны и рядом достижений в экономической и культурной жизни. И, тем не менее, несомненна правота утверждений Зиновьева о существующей для России опасности подчинения интересам Запада, в особенности - деморализации населения посредством распространения западной масс-культуры.
Политическая концепция Зиновьева представляется нам достаточно интересным в научной жизни современной России явлением, безусловно, заслуживающим дальнейшего исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Жуковский, Денис Александрович, 2010 год
1. Агафонов Ю. А. Глобализм и дезинтеграция (нормативно-ценностный аспект) // Глобализация, федерализм и региональное развитие. Тюмень, 2001.
2. Азроянц Э.А.Глобализация: Катастрофа или путь к развитию? М., 2002.
3. Александр Зиновьев: «Россия отброшена на 100 лет назад» // СМИ.ги 12 марта 2002 // http://www.smi.ru/ interviews/22/.
4. Александр Зиновьев о русской катастрофе: из бесед с Виктором Ко-жемяко. М., 2009.
5. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис. 1992. №4.
6. АрендтХ. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
7. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
8. Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993.
9. Атмурзаева Ф.И. Специфика социальных трансформаций в современной России (глобализационный и этнокультурный аспекты). Дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб. 2006.
10. И.Бабурин С. Значение Европы для России // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008, № 1.
11. Бабурин С.Н., Небренчин С.М. Кризис: Россия спасет мир? М., 2009.
12. Бжезинский 3. Великая шахматная доска: господство Америки и его географические императивы. М., 2009.
13. Бжезинский 3. Одинокая Россия потеряет свой Восток // http://www.lenta.ru/news/2005/07/29/bzhezinski/.
14. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург. 2000.
15. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла. М., 2000.21 .БодрийярЖ. Символический обмен и смерть. М., 1998.
16. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция //Философия эпохи постмодерна. / Сб. переводов и рефератов. Минск, 1996.23 .Бодрийяр Ж. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий //Элементы, №9, 1998.
17. Большаков В.В. Что такое истинный коммунист // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
18. Бузгалин A.B. Постмодернизм устарел. (Закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии») // Вопросы философии. 2004. № 2.
19. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
20. Бухтеев Н.И. Зиновьевская социологическая теория единственно надежный путь познания социальной реальности // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.,1999.
22. Бурдъе П. Политический монополизм и символические революции // БурдьеП. Социология политики. М., 1993.
23. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
24. Властные элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв. ред. В.Г.Игнатов, О.В.Гаман-Голутвина, А.В.Понеделков, А.М.Старостин. Ростов-на-Дону, 2004.
25. ЪА.Гидденс Э. Политика, управление и государство // Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 3.
26. Ъ5.Говорухин С. Великая криминальная революция в России. М., 1994.
27. Гребенник Г.П. Солженицын и Зиновьев: сравнительный анализ взглядов // http://politology2004.narod.ru/russiantroyka.htm.
28. Гребенник Г.П. Социологический макиавеллизм A.A. Зиновьева // http:// politology2004.narod.ru/sociologymakiavellizm.htm.
29. ГУ ЛАГ (Главное управление лагерей). 1917 1960 / под ред. А.И. Кокурина и Н:В. Петрова. Москва, 2000.
30. Ъ9.Гусейнов A.A. Александр Зиновьев: мыслитель и человек // Вопросы философии. 2007. № 4.
31. Гусейнов А. «Александр Зиновьев это мыслитель. Великий русский мыслитель». // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008. № 2 (3).
32. Гусейнов A.A. Об Александре Зиновьеве и его социологии //http://www.situation.ru/ app/rs/lib/zinsvo/intro.html.
33. Гусейнов А. Общество потребления: за и против // Зиновьев. Исключительный журнал. 2009, № 1 (4).
34. Гусейнов A.A. О русском коммунизме // http://www.ivlim.ru/fox/showarticle. asp?id=l 587.
35. Гусейнов A.A. О социологической публицистике Александра Зиновьева // Знание. Понимание. Умение. 2005, № 2.
36. Гусейнов A.A. Учение о житии Александра Зиновьева // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
37. Гусейнов A.A. Зиновьев A.A. (Философия России второй половины XX века). М., 2009.
38. AI.Давыдова Л. В. Социология А. А. Зиновьева путь к пониманию современности. М., 2006.
39. Динамика ценностей населения реформируемой России./ Под ред. Лапина Н.И., Беляевой Л.А. М., 1996.
40. Дове Ж. Куда идет мир? // http://www.geocities.com/ wirmebagowarrior2001/aufheben.html.
41. Дугин А.Г. Геополитика постмодерна. М., 2007.
42. Заславская Т.Н. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М., 2004.
43. Звонарева Л. Отменный праздник Александра Зиновьева. Интервью с А.А.„Зиновьевым. // Русская Америка. № 357.60 .Зиновьев А. А кто враг // http://www.zinoviev.ru/ru/zinoviev-interview.html.
44. Зиновьев A.A. Великий эволюционный перелом // Зиновьев A.A. Запад: феномен западнизма. М., 2003.62.3иновьев Александр Александрович: Война длиною в жизнь: Интервью / Беседовала Ч.К. Даргын-оол // http://www.mosgu.ru/nauchnaya/interviews/Zinoviev/.
45. Зиновьев A.A. Гомо советикус. М., 1991.
46. Зиновьев A.A. Исповедь отщепенца. М., 2005.
47. Зиновьев А.А. Запад: феномен западнизма. М., 2003.
48. Зиновьев A.A. Зияющие высоты. В 2 тт. М., 1990.61 .Зиновьев A.A. Коммунизм как реальность. М., 1994.
49. Зиновьев A.A. Коммунизм как реальность // http://www.gumer.info/ bibliotekJ3uks/ History/zinov/01 .php.
50. Зиновьев А. Демократия подлинная и поддельная // http:// www.zinoviev.ru/ru/zinoviev-interview.html.
51. Ю.Зиновьев А. Как уничтожить коррупцию // http://www.zinoviev.ru/ru/ zinoviev-interview.html.7Х.Зиновьев А. Манифест социальной оппозиции // Крамола. М., 1993. № 1.
52. Зиновьев А. Массы // http://www.zinoviev.ru/ru/zinoviev-interview.html.
53. Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. СПб., 2004.74 .Зиновьев А. На распутье // http://www.razmah.ru/showarticle. asp?id=1797.15.3иновъев А. Наступление мракобесия. // http://www.zinoviev.ru/ru/ zinoviev-interview.html.
54. Зиновьев A.A. Постсоветизм (Современная Россия глазами мыслителя и художника) // http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/02/ 428/451 .html.
55. Зиновьев А. Почему мы рабы // Крамола. М., 1993. № 1.
56. М.Зиновьев А. Проблема гражданского общества // http:// www.zinoviev.ru/ru/zinoviev-interview.html.
57. Зиновьев А. Прогресс одурачивания // http://www.zinoviev.ru/ru/ zinoviev-interview.html.
58. Зиновьев A.A. Фактор понимания. М., 2006.
59. Зиновьев A.A. Иди на Голгофу. М., 2006.
60. Зиновьев А. А. Логическая социология. М., 2006.
61. Зиновьев A.A. Я мечтаю о новом человеке / Сост. О.М. Зиновьева. М., 2007.
62. Зиновьев А. Я хочу рассказать вам о Западе // Комсомольская правда. 1990. 3 августа.
63. Зиновьева О.Н. Тревожная совесть // Зиновьев. Исключительный журнал. 2007, № 1.
64. Злобин Н. Об империях, национализме, патриотизме и историческом оптимизме // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008, № 2 (3).
65. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность, 1945 1953. - М.: 1999.
66. Зюганов Г. А. География победы: основы российской геополитики. М., 1997.
67. Исаев Б.А., Баранов H.A. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб, 2008.
68. История Сталинского Гулага: конец 1920-х первая половина 1950-х годов: собрание документов в семи томах. М.: РОССПЭН, 2004.
69. Кантор K.M. Из мюнхенских разговоров с Александром Зиновьевым //Вопросы философии. 2007. № 4. С. 23.
70. Кантор К. Я — это государство // Зиновьев A.A. Зияющие высоты. М., 1990.
71. Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 4.
72. Кара-Мурза С. Г. Официальное советское обществоведение и незнание общества, в котором мы живем. М., 1994.
73. Касториадис, К Воображаемое установление общества. М., 2003.
74. Катьгшевцева Е.В. «Человейник» как центральная категория философии жизни A.A. Зиновьева // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
75. Кефели И.Ф. Отечественная культура на рубеже веков // Социально-гуманитарные знания, 2002. № 1.t
76. Кефели И.Ф. Социальные законы и глобальные проекты будущего A.A. Зиновьева // http://www.elcom.ru/~human/2008ns/03kif.htm.
77. Кирквуд М. Лингвистический анализ творчества Александра Зиновьева // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной'конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
78. Кирквуд, М. Переводя Зиновьева // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008. № 2 (3).
79. Козлова H.H. Горизонты повседневности советской эпохи: (Голоса из хора). М., 1996.
80. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 начало 1980-х гг.). Новосибирск, 1999.
81. Кола, Д. Политическая социология. М., 2001.
82. Копосов H. С. К оценке масштаба сталинских репрессий // http ://www.hro.org/node/613.
83. Копылов Г. Теории и практики A.A. Зиновьева / Кентавр. Сетевой журнал // http://www.circleplus.rU/archive/n/26/026GGKl.
84. Костов C.B. Социологическое направление в отечественной социоистории // http:www.kostov.ru/History in Russian, htm.
85. Коэн С. Провал крестового похода. США и трагедия посткоммунистической России. М., 2001.
86. Коэн С. Можно ли было реформировать Советскую систему?1. М., 2005.1
87. Коэн С. «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? М., 2007.
88. Крыштановская О.В. Политические реформы Путина и элита // Экономика и общество. 2003. № 4-5.
89. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / под ред. З.Т.Голенковой. М.: ИС РАН,' 1998, 1999.
90. Курбатов В.И. Современная западная социология. Ростов-на-Дону, 2001.
91. Ледяев В.Г. Власть, интерес и социальное действие // Социологический журнал. 1998. N1/2.
92. Левада Ю.А. "Человек советский" десять лет спустя // ВЦИОМ. Мониторинг общественного мнения. М., 1999. № 3.
93. Липсет С. Политическая социология // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. / Ред. Смелзер H. М., 1972.
94. Луков Вл.А. A.A. Зиновьев и жанр социологического романа // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
95. Луков Вл.А. Ренессансная личность Александра Зиновьева // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
96. Луков В. Тезаурусный подход в социологии и зиновьевская идея человейника. // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008. № 1.
97. Макаренко В.П. Марксизм: идея и власть. Ростов-на-Дону, 1992.
98. Макиавелли И. Избранные произведения. М., 1982Малашхия Г. Тенденция гуманизации и дегуманизации экономики. В сб. «Отчуждение человека в перспективе глобализации мира». Вып. I / Под ред. Б. Маркова, Ю. Солонина, В. Парцвания. СПб.: Петрополис, 2001.
99. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М., 1994.
100. Миллс Ч.Р. Властвующая элита. М., 1959.
101. Никонов В. Путинизм // Современная российская политика. М., 2003.
102. Осокина Е.А. За фасадом "сталинского изобилия": распределение и рынок в'снабжении населения в годы индустриализации, 1927 -1941. М.: РОССПЭН, 1997.
103. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. Т.19, №1. С. 75 89.
104. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 2004.
105. Пайпс Р. Русская революция. В 3 тт. М., 2005.
106. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2001.
107. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2001.
108. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., Эксмо-Пресс, 2002.
109. Панарин A.C. В каком мире нам предстоит жить? / Возрождение Державы. Независимый аналитический сайт // http://derzava.com/artdesc.php?aid=277.
110. Петров Г. Верующий безбожник. Беседа с A.A. Зиновьевым //http://www.zinoviev.ru/ru/zinoviev-interview.html.
111. Печуро С., Булгаков В. Дело джалал-абадских школьников. К истории молодежных антисталинских организаций // Звенья. Исторический альманах. Вып. 1. М., 1991.
112. Пилъко А. За фасадом Обамы: какой будет внешняя политика США? // Зиновьев: Исключительный журнал. 2009, № 1 (4).
113. Плаксий С.И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988.
114. Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М., 2009.
115. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М., 2007.
116. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. М., 1992.
117. Профессор Игорь Панарин\ "Государем постсоветского пространства станет Владимир Путин" // http://www.russians.kz/politics/993505-professor-igor-panarin-gosudarem-p ostsovetskogo .html.
118. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М., 2000
119. Пять тезисов Самира Амина // http://anti-glob.narod.ru/st.htm
120. Рансьер, Ж. На краю политического. М., 2006.
121. Родъкин П. Визуальная политика от Путина до Медведева: надежды и перспективы // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008. № 2 (3). ,
122. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. М., 2006;
123. Согрин :В. Политическая история современной России. 19852001: от Горбачева до Путина. М., 2001.
124. Солодухин Ю.Н. Россия: постсоветизм // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
125. Старостин A.M. Эффективность деятельности государственной власти и управления. Ростов-на-Дону, 2005.
126. Степин B.C. A.A. Зиновьев как ученый и философ // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
127. Суверенная демократия: от идеи к доктрине. М., 2007.
128. Тарасов А.Н. О молодежи в жанре доноса // Свободная мысль -XXI. 2003, №3.
129. Троцкий Л. Преданная революция. М., 1991.
130. Уолкер Дж. Мировая война, или прикладная геополитика // Зиновьев. Исключительный журнал. 2008, № 2 (3).
131. Фаин А.П. Формы и методы борьбы с подростковыми неформальными группами. Л., 1989.
132. Федотова В.Г. Глобализация и российская идентичность // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005.
133. Феномен Зиновьева / Сост. А.А.Гусейнов, О.М.Зиновьева, K.M. Кантор. М., 2002.
134. Фролов К. План Бжезинского для Украинской церкви: удастся ли его осуществить? // http://www.zavet.ru/frolov.htm.
135. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1985.
136. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч. 1: статьи и интервью 1970-1984. М., 2002.
137. Фурсов А. Памяти A.A. Зиновьева // http://www.apn.ru/opinions/ article9691.htm.к
138. Фуре В.H. Полемика Хабермаса и Фуко и идея критической социальной теории // Логос. 2002. № 2.
139. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века./ Пер. с англ. М., 2003;
140. Хардт М., Негри А. Империя. М., 2004
141. Хасбулатов Р.И. Великая российская трагедия. М., 1994.
142. Хевеши М.А. Неомарксизм и его место в истории западной философии XX века // http:/commune.narod.ru/Marxism.
143. Черный Д. Зияющий Зиновьев // Дуэль. 1998, № 49 (294).
144. Шамшиев Ч. Свет пламени Прометея. Выдержки из последней беседы с Александром Зиновьевым // http://www.zinoviev.ru/ru/zinoviev-interview.html.
145. Шамшиев Ч. Эпоха планируемых операций. Беседа с А.А. Зиновьевым // http://www.zinoviev.ru/ru/zinoviev-interview.html.
146. Шевцова Л Д. Дилеммы посткоммунистического общества // Полис, 1996. № 5.
147. Шевцова Л. Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. №1.
148. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2.
149. Яковлев А. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. № 2.
150. Bacon Е. The Gulag at War. London, 1994.
151. Bensimon G. La perception de la civilization occidentale par Alexandre Zinoviev // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
152. Brzezinski Z. The Permanent Purge: Politics in Soviet Totalitarianism, Cambridge: Harvard University Press. 1956.
153. Brzezinski Z. Grand Failure: The Birth and Death of Communism in the Twentieth Century, N.Y., 1989.
154. Brzezinski Z. America and the World: Conversations on the Future of American Foreign Policy , N.Y., 2008.
155. Burnham J. The Managerial Revolution. N.Y., 1941.
156. Conquest R. The Great Terror: A Reassessment: 40th Anniversary
157. Edition, Oxford University Press, USA, 2007. (
158. Domhoff G.W. Who Rules America Now? Englewood Cliffs (NJ): Prentice Hall, 1983.
159. Dye T. Who's Running America? The Clinton Years. Englewood Cliffs. 1995.
160. Fitzpatrick S. The Commissariat of Enlightenment. Soviet Organization of Education and the Arts under Lunacharsky, 1917-1921. Oxford1. University Press, 1970.
161. Hay C., Richards D. The Tangled Web of Westminster and Whitehall : The Discourse, Strategy and Practice of Networking within the British Core Executive. // Public Administration, 2000. vol. 76, № 3.
162. Khlevniuk O. V. The History of the Gulag: From Collectivization to the Great Terror. New Haven; London: Yale University Press, 2004.
163. McCubbins M.D., Noll R.G., Weingast B.R. Structure and process, politics and policy: Administrative arrangemehts and the political control of agencies // Virginia Law Review. 1989. Vol. 75. P. 431 482.
164. MilibandR. The State in Capitalist Society. L. 1969.i
165. Mills C.W. The Power Elite. New York: Oxford University Press, 1956.
166. O^Donnell G., Shmitter Ph. Transition from Authoritarian Rule. Tentative Conclusions About Uncertain Democracies. Baltimor, 1986.
167. Pipes R. Communism: A History. New York, 2001.
168. Pohl J.О. The Stalinist Penal System. Jefferson (N.C.); London, 1997.
169. Rivron S. Alexandre Zinoviev, logician et martyr // Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции / Под ред. О.М.Зиновьевой, В.А.Лукова. М., 2007.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.