Звуковой образ солирующей скрипки в сочинениях второй половины XX – начала XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Кудашова Валентина Анатольевна

  • Кудашова Валентина Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 224
Кудашова Валентина Анатольевна. Звуковой образ солирующей скрипки в сочинениях второй половины XX – начала XXI веков: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки». 2022. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кудашова Валентина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ СОЛИРУЮЩЕЙ СКРИПКИ КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1. Звуковой образ скрипки и его становление в эпоху барокко

1.2. Развитие звукообраза скрипки в эпоху классицизма

1.3. Звуковой образ скрипки в эпоху романтизма

1.4. Звукообраз инструмента в первой половине xx столетия

ГЛАВА 2. ТЕХНИКИ ПИСЬМА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ В ОБНОВЛЕНИИ ЗВУКОВОГО ОБРАЗА СОЛИРУЮЩЕЙ СКРИПКИ

2.1. Скрипка в условиях минимализма

2.2. Инструмент в контексте алеаторных сочинений

2.3. Тембро-образ солирующей скрипки в сонорных сочинениях

2.4. Скрипка в сонорных произведениях с элементами микрохроматики . 132 ГЛАВА 3. ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ СОЛИРУЮЩЕЙ СКРИПКИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ВЕРСИЯХ СОЧИНЕНИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

3.1. Модификации традиционных исполнительских приёмов

3.2. Нетрадиционные исполнительские приёмы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ Нотные примеры

201

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Звуковой образ солирующей скрипки в сочинениях второй половины XX – начала XXI веков»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Как известно вторая половина ХХ-начало XXI веков вошли в историю музыки как время экспериментов со звуком. В этой связи тема освоения и преобразования композиторами акустического пространства инструментов стала одной из востребованных в современном музыкознании. Вместе с тем научное и научно-прикладное исследование названных процессов до сих пор не исчерпано. Кроме того оно происходит избирательно и неравномерно. Приоритет отдаётся новым звуко -тембровым возможностям многоголосных по природе и гармонических по интонационному проявлению фортепиано и ансамблево-оркестровых объединений, а мелодические и «одноголосные» инструменты, в частности скрипка, часто остаются за периметром интересов.

При этом внимание учёных направлено, преимущественно, на различные автономные факторы изменения и коренной трансформации звука. В этой связи точечные разработки данной проблематики требуют теоретического и практического обобщения и создания системного представления о специфике звукового образа солирующей скрипки в сочинениях второй половины ХХ-начала XXI веков. Фокусирующий в себе экстра- и интрамузыкальные компоненты, он балансирует на грани объективного и субъективного, композиторского и исполнительского текстов.

Сегодня на «пике» научных и исполнительских интересов находятся продолжающие развитие музыкальные явления современности. Для их изучения нужны расшифровка нотного и композиторского текстов, а также осмысление роли приёмов игры на скрипке в формировании содержания звучащего текста, семантические границы которого «размыты». Обозначенные и изучаемые в диссертации проблемы, достаточно объёмны, мало разработаны. Избранный аспект представляется новым и актуальным, поскольку открывает перспективы для дальнейшего исследования

исполнительской интерпретации и глубинных слоёв музыкального содержания скрипичной музыки второй половины XX - начала XXI веков.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени в фундаментальных трудах по музыкальной акустике отечественных учёных И. А. Алдошиной, Е. Ф. Витачека, Н. А. Гарбузова, Е. В. Назайкинского, Ю. Н. Рагса, В. А. Свободова, Б. А. Струве сложилось представление о корпусе и смычке скрипки, специфике образования и распространения звука в пространстве. Наблюдения за процессами его восприятия содержат труды Е. В. Назайкинского, М. С. Старчеус, Г. М Цыпина, находящиеся на пересечении психологии и акустики, они дают возможность глубже изучить эволюцию отношения к музыкальному тону.

Необходимые для исследования сведения о художественно-выразительных возможностях тембра содержат работы В. Н. Апатского, И. В. Висковой, В. П. Давыдовой, М. В. Мартышевой, А. А. Степанова, А. А. Тимошенко, В. С. Ульянова, О. А. Щербатовой и др. Их полидисциплинарность, объединившая акустико-исполнительский, интонационный и психологический подходы, позволяет конкретизировать представления о семантических амплуа музыкальных инструментов.

Формы скрипичного музицирования, эстетика концертирования в различные эпохи рассмотрены в трудах по теории и истории исполнительского искусства Л. С. Гинзбурга, В. Ю. Григорьева, Л. Н. Раабена, В. Ф. Третьяченко, Г. Г. Фельдгуна, И. М. Ямпольского; по смычковому инструментарию Е. Ф. Витачека, В. А. Свободова и по интерпретации инструментальной, в том числе скрипичной музыки Л. С. Ауэра, М. М. Берлянчика, А. В. Гвоздева, Г. И. Гильбурда, А. А. Глазунова, В. Ю. Григорьева, О. Ф. Шульпякова и др.

Сведения об участии скрипки в ансамблевой и сольной исполнительских практиках барокко, классицизма, романтизма, музыке XX-начала XXI веков содержат работы отечественных и зарубежных музыковедов по истории развития жанров и стилей Г. В. Григорьевой,

Л. В. Кириллиной, Р. Л. Крокера, М. Н. Лобановой, М. К. Михайлова, Е. В. Назайкинского, С. С. Скребкова.

Однако, обзор научных работ, имеющих отношение к заявленной проблематике, свидетельствует об отсутствии специальных исследований явления и дефиниции звукообраза солирующей скрипки как саморазвивающегося феномена в контексте музыкального искусства конкретной исторической эпохи.

Объектом внимания в диссертации явилась солирующая скрипка в инструментальных сочинениях второй половины XX - начала XXI столетий.

Предметом изучения стали механизмы формирования звукового образа солирующей скрипки в его эволюционном обновлении от XVII к началу XXI столетия.

Цель работы - рассмотреть пути обновления специфики звукового образа солирующей скрипки в нотном, композиторском и исполнительском текстах второй половины XX - начала XXI столетия.

Реализация поставленной цели потребовала решения целого ряда задач, среди которых ключевыми явились следующие:

1. Определить основные «слагаемые» научной дефиниции звукового образа солирующей скрипки.

2. Рассмотреть эволюцию технических, акустических, исполнительских возможностей скрипки в тесной связи с процессом исторического развития её звуковых свойств в XVII-начала XXI веков.

3. Изучить и описать обновление отношения композиторов и исполнителей к феномену скрипичного звука в обусловленности современными техниками композиторского письма.

4. Определить содержательный потенциал звукового образа солирующей скрипки в сочинениях второй половины XX-начала XXI столетий.

5. Выявить и охарактеризовать имманентно скрипичные и ассимилированные из арсенала других инструментов приёмы игры в их

направленности на создание уникальных тембро-фонических эффектов в музыке второй половины XX- начала XXI столетий.

6. Проанализировать процессы варьирования и обогащения интонационного и исполнительского «словаря» скрипичных сочинений в концертных версиях выдающихся современных артистов. Музыкальным материалом диссертационного исследования стали инструментальные сочинения прошлого и настоящего с участием скрипки. В работу вошли сольные и камерно-инструментальные опусы с выраженными чертами обновления звукового образа скрипки. Ключевая роль отведена сочинениям европейских и отечественных композиторов второй половины XX-начала XXI веков с новейшими техниками письма. Важное место заняли звучащие на аудио- и видеоносителях их исполнительские версии с разнообразием трактовок звукообраза солирующей скрипки. Исследование проводилось на основе их сравнения.

Научная новизна диссертации во многом сопряжена с исследуемой проблематикой:

1. Впервые сквозь призму системно организованного феномена звукового образа солирующей скрипки научно осмыслен нотный, музыкальный и исполнительский тексты. Детализированные наблюдения и системные обобщения его смысловой организации позволили расширить и углубить существующие представления о специфике процессов развития скрипичного инструментального искусства второй половины XX - начала XXI столетий.

2. Впервые проведена классификация, определено соподчинение иерархических элементов, образующих дефиницию «звуковой образ солирующей скрипки», а также показан путь формирования явления в контексте инструментальной музыкальной культуры XVII-XXI столетий.

3. Новый аспект в работе возникает в связи исследованием приёмов, штрихов, артикуляции и других компонентов скрипичного исполнительского

мастерства в их способности совместно с техникой письма формировать содержание музыкальных сочинений современности.

4. В научный обиход введены и изучены редкие, мало исполняемые и неисследованные сочинения с участием скрипки отечественных композиторов второй половины XX-начала XXI столетий. Среди них: Концерт для скрипки с оркестром «В настоящем времени» (2007) С. Губайдулиной; «Каприччио-I» для скрипки соло (2009) Г. Дорохова; «Партита-завещание» для скрипки соло (1993), концерты для скрипки с оркестром «Agnus Dei» (2001) ор. 48 и «Синий луч» (2012) М. Коллонтая.

Методы исследования и терминология базируются на взаимодействии оснований, сложившихся в музыковедении, акустике, психологии, истории культуры, исполнительстве. В работе применялись диахронический и синхронический подходы, а также общенаучные методы познания. Посредством анализа, синтеза и сравнения были выявлены общее и особенное в звуковом образе солирующей скрипки различных эпох и стилей.

Осуществлялась опора на фундаментальные исследования музыкознания - теории музыкальной темы, жанра и стиля. В центре работы лежит системный подход к изучению скрипичного «словаря» в единстве объективных естественно-акустических и технических возможностей инструмента, практики музицирования, жанрово-стилевого контекста, а также субъективных параметров исполнения. Он формируется в трудах по истории музыкальной культуры Е. М. Браудо, Е. В. Дукова, А. В. Епишина, Л. В. Кириллиной, М. Н. Лобановой, Н. И. Мельниковой.

Практически полезными стали работы И. М. Андриевского, М. И. Бенюмова, где изучается специфика художественных средств исполнителя-скрипача. Они дали возможность сфокусировать научный ракурс на звуковом образе солирующей скрипки как саморазвивающейся системе. Его «геном» является скрипичный звук или тон, в одушевлении и персонификации которого особую роль играют тембр, приёмы и способы звукоизвлечения/звуковедения. Вот почему важными стали их исследования,

сконцентрированные в специальных терминах «тон-тембр» (И. Р. Башарова), «тембровое поле» (М. В. Мартышева), «протовещество» (М. А. Кокжаев), «тембровая модель» (А. В. Лимитовская). Инновации с музыкальной материей и «морфологией» звука отразились в многообразных понятиях звучащего образа инструмента (Т. А. Буданова, Л. Е. Гаккель, В. П. Давыдова); звукового образа (С. В. Иванова, О. А. Щербатова) и знаках-образах инструмента (Л. Н. Шаймухаметова); художественно-акустического облика инструмента (А. А. Тимошенко). В каждом высвечивается та или иная характеристика звучания инструмента, но не скрипки.

Ценными для исследования новых для струнно-смычковых инструментов исполнительских средств выразительности стали их классификации по техническим параметрам (В. П. Бойкова): игра левой и правой руками; по применению игровых и «неигровых» частей инструмента и по технике звукоизвлечения (Н. Ю. Хруст): «расширенная» и «новая инструментальная» - отличающаяся от нормативных способов игры на инструментах.

Постижение специфики скрипичного звука в западных и российских сочинениях второй половины XX-начала XXI веков осуществлялось в опоре на работы об особенностях музыкального языка (Н. С. Гуляницкая, Л. С. Дьячкова, Ц. Когоутек, Н. А. Петрусёва, А. С. Соколов) и видах нотации (Е. А. Дубинец, А. Р. Кузьмин, Г. И. Супонева и др). Важную роль сыграли труды о творчестве современных композиторов: В. С. Ценовой и В. Н. Холоповой о С. Губайдулиной; В. Н. Холоповой о Р. Щедрине; В. Н. Холоповой и Е. И. Чигаревой об А. Шнитке; И. И. Никольской и А. В. Ивашкина о К. Пендерецком, Д. И. Шульгина об Э. Денисове и др.

Ключевыми для исследования стали зарубежные и отечественные работы о новых техниках письма — о минимализме: С. С. Гончаренко, И. В. Крапивиной, А. Е. Кром, П. Г. Поспелова, Е. А. Токун; алеаторике: П. Булеза, Э. В. Денисова, М. В. Переверзевой; сонорике и сонористике:

Э. Вареза, Г. Кауэлла, А. Л. Маклыгина, И. И. Снитковой, Р. Траймера, П. Фиккера, Ю. Н. Холопова, Ю. Хоминьского; микрохроматике: И. Вышнеградского, Г. А. Когута, А. Хабы, Ю. Н. Холопова, а также микроинтонировании на инструментах скрипичного семейства (Л. Ф. Ивонина).

Концепция работы основана на представлении о скрипичном искусстве как саморазвивающейся системе, центром которой является собирательный феномен звукового образа инструмента. Его формирование и варьирование обусловлено процессами взаимодействия традиционного и инновационного, общего и индивидуального, интра- и экстрамузыкального, а вектор преобразования устремлён к поиску некой идеальной модели.

Положения, выносимые на защиту.

• Универсальный феномен звукового образа солирующей скрипки фокусирует в себе экстра- и интрамузыкальные компоненты и объединяет технические и содержательные ресурсы инструмента. Как саморазвивающаяся система включает в себя скрипичный тон вне текста (корпус, смычок, способы звукоизвлечения и звуковедения, акустические процессы образования звука) ^ тон-интонацию музыкального текста (ритм, фактура, тембр, темп, артикуляция, динамика) ^ тон-интонацию исполнительского текста (синтез всех компонентов в контексте индивидуальной манеры игры).

• Звуковой образ солирующей скрипки как смыслопорождающая система отображает процессы эволюции инструмента и исполнительства; практики и эстетики концертирования и коммуникации; особенности нотографии и слухового восприятия. Вектор развития возможностей инструмента направлен в сторону предельного расширения и устремлён к достижению звукоидеала, способного передавать в композиторском и исполнительском текстах всё многообразие музыкального и шире художественного содержания.

• Семантический потенциал звукового образа солирующей скрипки в европейских и отечественных сочинениях второй половины XX - начала XXI столетий отражает обновление отношения композиторов и исполнителей к скрипичному звуку. Его эволюция обусловлена экспериментами с техниками письма, изменением эстетики концертирования, взаимодействия скрипки с другими видами искусства и культуры. При этом имманентно скрипичные и ассимилированные из арсенала других инструментов приёмы игры нацелены на создание уникальных тембро-фонических эффектов.

• Исполнительский «словарь» скрипичных сочинений в концертных версиях выдающихся современных артистов демонстрирует свободное творческое переосмысление зафиксированных в нотографии, обозначений темпа, динамики, артикуляции, а также приёмов и способов взаимодействия с инструментом. Диапазон их варьирования ограничен уровнем технической оснащённости, степенью дарования и концепцией.

Теоретическая и практическая значимость работы предполагает использование полученных результатов в развитии методологии изучения смысловой организации современного музыкального текста, а также его исполнительской интерпретации.

Материалы исследования могут и уже получают применение в курсах вуза «Изучение концертного репертуара» «История исполнительского искусства», «Исполнение произведений композиторов ХХ века». Они позволят педагогам-практикам расширить представления студентов о новейших скрипичных исполнительских средствах, а современным исполнителям разнообразить концертный репертуар.

Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре истории и теории исполнительского искусства в Магнитогорской консерватории и была рекомендована к защите. Результаты исследования прошли апробацию в выступлениях на всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Магнитогорск 2018; 2019). По

материалам диссертации автором опубликовано семь статей, четыре из которых в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Общий объём опубликованных работ составил 3,8 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списока литературы (214 наименований), а также Приложения, где представлены нотные примеры.

Во Введении обосновывается тема, показаны её актуальность и степень разработанности, сформулированы объект и предмет, цель и задачи, дана характеристика материалов исследования, определены методологические подходы и терминология.

В Первой главе системно изучается «Звуковой образ солирующей скрипки как феномен музыкального искусства ХУН-первой половины XX века». Определены составляющие компоненты ключевого понятия исследования звуковой образ (звукообраз) солирующей скрипки. В каждом разделе опираясь на объективные и субъективные компоненты он рассматривается в исторической эволюции.

Во Второй главе исследуются «Техники письма второй половины XX - начала XXI веков в обновлении звукового образа солирующей скрипки». В каждом разделе будут изучены образцы сочинений с наиболее ярким отражением воздействия композиционной техники на звукообраз скрипки.

В Третьей главе «Звуковой образ солирующей скрипки в исполнительских версиях сочинений второй половины ХХ-начала XXI веков» анализируется по звучащим текстам выдающихся музыкантов современности. Сравнение модификаций традиционных и радикально новых по звукообразованию нетрадиционных приёмов игры будет проводиться по разработанным критериям.

ГЛАВА 1. ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ СОЛИРУЮЩЕЙ СКРИПКИ КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА XVII - ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

«В скрипке словно запечатлён дух и образ живой человеческой личности.

Не потому ли с каждой эпохой звучание скрипки несло слушателю нечто новое, "неслышанное" ранее?»

(И. М. Ямпольский [197, с. 83]).

Скрипка в устоявшемся классическом варианте — уникальный музыкальный инструмент, обладающий индивидуальным, легко узнаваемым звучанием. Акустические, технические, тембровые и интонационные возможности скрипки позволяют отождествить её с интонациями человеческого голоса — «скрипка поёт», «скрипка говорит», «скрипка плачет». А корпус инструмента будто создан по образу и подобию человека. Не случайно в его конструкции присутствуют названия частей, схожие с частями человеческого тела: головка, шейка. Создавая внешнюю форму скрипки, выдающиеся мастера прославленных итальянских школ XVII века интуитивно одухотворяли её многоликой звуковой тембровой палитрой. Как справедливо отметил Е. В. Назайкинский «корпус скрипки и заключённый в нём воздух, как тело и душа, освещаются струнами-светильниками. Мастер отдаёт скрипке свою душу, и благодарная скрипка превращается в живое существо» [114, с. 81].

Во многом, «живой» образ скрипки обусловлен её способностью подражать человеческому голосу. Как отмечает А. И. Ямпольский, «скрипка <...> должна звучать так, как у хорошего итальянского певца, который поёт, будто играет на скрипке» (цит. по: [47, с. 110]). В тоже время, скрипка обладает специфически инструментальным характером «пения», что позволяет говорить об его инструментальной природе. Так, если голосу певца

присущ один основной тембр (имеется ввиду тесситура и диапазон), то скрипка располагает четырьмя струнами с разными тембровыми характеристиками, которые можно варьировать, комбинировать, изменять в пределах звучания даже одной струны.

С такими богатыми выразительными ресурсами скрипки, её возможностью к интонированию, не может конкурировать ни вокалист, ни один музыкальный инструмент. По словам В. Фехнера, «нет инструментов, кроме струнных, на которых можно было бы взять одну и туже ноту: arco, pizzicato, con surdino, senza surdino, sul C (не на всех), sul G, sul D, sul A, sul E (на скрипке), sulla tastier, vibrato, col legno, glissando, открытой струнной, у подставки <...>. Причём разница между тембрами огромна и доступна слуху не только специалиста, но и широкой публики» (цит. по: [105, с. 94]). В этой связи тембровая «природа» скрипки, несомненно, является её главной художественно-выразительной ценностью. Именно она лежит в основе звукового образа инструмента, и именно она становится полем для многочисленных и не прекращающихся экспериментов как композиторов, так и исполнителей.

Звукообраз скрипки в контексте музыкально-исполнительской практики претерпевает интенсивное развитие, вектор которого устремлён к формированию идеального и универсального по звучанию инструмента, способного к разнообразным звукообразным воплощениям и перевоплощениям.

Вместе с тем, звукообраз инструмента сложился не сразу, он менялся в процессе эволюции конструкции инструмента, смычка и струн, а также возникновения новых форм музицирования. В значительной степени повлияли на него композиционные техники письма, исполнительские стили и приёмы в соответствии с эстетическими и ценностными ориентирами культуры эпох. По словам Б. А. Струве, «строй инструмента, сила и качество звука, тембр, мелодические, гармонические и полифонические возможности <...> характерны для того или иного периода развития музыкальной

культуры» [155, с. 33]. Мобильность развития скрипки обусловлена изменением культурной парадигмы. В настоящей главе изучим процесс формирования звукообраза скрипки. В её разделах последовательно рассмотрим и обобщим становление технических, акустических и тембровых параметров инструмента, а также систему исполнительских средств в процессе эволюции. Но прежде предстоит разобраться в ключевых для исследования понятиях и категориях звукообраза и исполнительских средств (1.1.), составляющих его сердцевину и сложившихся в виде канона к XX веку. Здесь же рассмотрим особенности их становления в западноевропейском барокко. Далее проследим основные вехи формирования звукообраза скрипки на различных исторических этапах -классицизма (1.2.), романтической традиции (1.3.), первой половины ХХ столетия (1.4.).

1.1. Звуковой образ скрипки и его становление в эпоху барокко

Рассматривая феномен звукового образа солирующей скрипки, необходимо отметить его системный характер. Понятие «образ» в различных областях искусства и литературы объясняет механизм «обобщённого художественного отражения действительности, облечённого в форму конкретного, индивидуального явления» [122, с. 553]. Он рождается на пересечении общего и индивидуального, типического и характерного, равно как и средства его воплощения. «Становясь элементом сознания "других"», объективный образ, по словам В. А. Скиба, «обретает субъективное существование, порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла» [143, с. 147]. Диалектика понятия вполне очевидна, поскольку в нём запечатлено собственно само явление, представление о нём или его восприятие.

В музыковедении термин звуковой образ инструмента тесно связан с акустическими закономерностями. Так, И. А. Алдошина выводит его из

особенностей устройства, конструкции скрипки как «колеблющейся системы» — и механической и воздушной, которая транслирует звук в окружающую среду. Как отмечает учёный, «этот сложный звукообразующий процесс определяет тембр, громкость, звуковысотные соотношения и все другие характеристики, которые создают "звуковой образ скрипки"» [3, с. 189-190]. То есть в основе представлений о звуковом образе или звукообразе инструмента лежат процессы звукообразования, звуковедения и звуковосприятия. При этом в качестве интракомпонента выступает собственно сам инструмент, а в роли экстракомпонента — пространство, в котором он звучит. Так, А. Копленд, не делая различий между «звучащим образом» и «звуковым образом», подразумевает «красоту и округлость звука, его теплоту и глубину, его "отточенность", а также акустические свойства окружающей его среды». [85, с. 108]. Понятие обозначает звучащий музыкальный материал и то впечатление, которое он вызывает у слушателя. И вновь двунаправленность понятия несомненна.

В настоящее время дефиниция «звуковой образ» появилась и в работах учёных-практиков, исполнителей-инструменталистов. Так, О. А. Щербатова считает его доминантой «звуковой материал, отобранный из всего спектра акустических возможностей инструмента и организованный определённым способом» [192, с. 8]. Таким образом, звук становится своего рода корнем звукообраза.

Звукообраз скрипки, как и других инструментов, формировался постепенно и во многом был обусловлен культурной средой. Стилевые, жанровые предпочтения, а также специфика музицирующей практики не могли не отобразиться в её «исполнительском словаре». Особую роль в этом играет и система взаимоотношений нотного, композиторского и исполнительского текстов, которые менялись на протяжении столетий и продолжают развиваться до настоящего времени. Так возникает представление о «художественно-акустическом облике», который подразумевает «принятые в той или иной традиции музыкально -

акустические качества инструмента и выработанные исполнительские приёмы игры на нём, а также представления о границах возможностей этого инструмента» [159, с. 13]. В этой связи изменение конструкции скрипки и представлений о её техническом потенциале, так или иначе, обусловливают процесс формирования её звукообраза как некоего эталона.

Типологические признаки «звукообраза скрипки» выстраиваются в своего рода модель (систему) неразрывно связанных между собой объективных и субъективных компонентов. К первым условно отнесём технические и содержательные ресурсы инструмента, устройства его корпуса струн и смычка, а также тембро-акустические компоненты: строй, диапазон, технические и акустические параметры помещения. Их во многом определяют общехудожественные закономерности — практика музицирования, жанрово-стилевые особенности музыки, интонационный словарь конкретной эпохи. Ко вторым — владение музыканта инструментом, его исполнительская манера, способы и приёмы произнесения музыкального тона на концертной сцене и многое другое. В этом смысле композиторский (музыкальный текст) занимает промежуточное положение, поскольку он несёт объективные (нормы, каноны стиля, жанра, формы конкретной эпохи) и субъективные (специфика индивидуальной стилистики) закономерности.

Таким образом, синтез конструктивных, акустических возможностей инструмента и индивидуальных особенностей композиторских нотных текстов и музыканта-исполнителя с набором его приёмов игры формирует звуковой образ солирующего инструмента. Вместе с тем, для функционирования модели характерно отсутствие синхронности в развитии составляющих её сторон, а также жёсткой регламентации эволюции в историческом процессе во времени.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кудашова Валентина Анатольевна, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аберт, Г. В. А. Моцарт: в 2-х ч. Кн.2 / Г. Аберт; пер. с нем.; вступ, ст., коммент. К. К. Саквы. - М.: Музыка, 1980. — 638 с.

2. Алдошина, И.А. Основы психоакустики / И. А. Алдошина. — М.: Оборонгиз, 2000. — 154 с.

3. Алдошина, И. А. Музыкальная акустика / И. А. Алдошина, Р. Приттс. — СПб.: Композитор, 2006. — 720 с.

4. Алексеев, А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: на материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего / А. Д. Алексеев. — М.: Музыка, 1991. — 104 с.

5. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства Ч.2. М.: Музыка, 1967. — 286 с.

6. Алексеева, И. В. Бассо-остинато и его роль в текстовой организации инструментальной музыки западноевропейского барокко / И. В. Алексеева. — Уфа: Гилем, 2013. — 304 с.

7. Алексеева, И. В. Изучение структурной организации одно- и многоголосного текста как проблема музыкальной науки / И. В. Алексеева // Проблемы музыкальной науки. — 2017. — № 2. — С. 110-117.

8. Алексеева, И. В. Роль инструментальной лексики в формировании клавирного текста барокко / И. В. Алексеева // Проблемы музыкальной науки. — 2012. — № 1. — С. 93-97.

9. Андриевский, И. МИсполнительские средства музыкальной выразительности как интонационная система в современной скрипичной музыке: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Андриевский Игорь Михайлович. — Киев, 1989. — 16 с.

10. Апатский, В. Н. Факторы тембра и динамики фагота: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Апатский Владимир Николаевич. — Киев, 1971. — 23 с.

11. Арановский, М. Г. Вместо введения. Парадоксы музыки XX века / М. Г. Арановский // XX век и история музыки. Проблемы стилеобразования: сб. статей / ред.-сост. М. Г. Арановский. - М.: ГИИ, 2006.-С. 3-8.

12. Арановский, М. Г. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. / М. Г. Арановский // Русская музыка и XX век / ред.-сост. М. Г. Арановский. — М.: Гос. Институт искусствознания, 1997. — С.7-24.

13. Арановский, М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства / М. Г. Арановский. — М.: Композитор, 1998. — 343 с.

14. Арановский, М. Г. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. ст. — Л.: Музыка, 1977. - Вып.15. - С. 55-94.

15. Арановский, М. Г. Симфонические искания / М. Г. Арановский. — Л.: Советский композитор, 1779. — 287 с.

16. Асафьев, Б. В. Избранные труды / Б. В. Асафьев. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. — Т.5. — 399 с.

17. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс: Книги 1 и 2. — 2-е изд. / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1971. — 376 с.

18. Ауэр, Л. С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики / Л. С. Ауэр. — М.: Музыка, 1965. — 272 с.

19. Баранова, Т. Б. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке XVI-XVП веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Баранова Татьяна Борисовна. — М., 1981. — 26 с.

20. Башарова, И. Р. Смысловая организация музыкального текста инструментальных сочинений для детей Софии Губайдулиной: дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Башарова Ирина Раисовна. — Уфа, 2008. — 264 с.

21. Бенюмов, М. И. О специфике художественных средств музыканта-исполнителя: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Бенюмов Михаил Иосифомич. — М.,1985. — 18 с.

22. Берлянчик, М. М.Теоретические основы формирования исполнительского мастерства: дис. ... д-ра искуствоведения: 17.00.02 / Берлянчик Марк Моисеевич. — Магнитогорск, 1995. — 575 с.

23. Берфорд, Т. В. Стилевые истоки творчества Н. Паганини: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Берфорд Татьяна Валерьевна. — СПб., — 2000. — 29 с.

24. Беседы с Альфредом Шнитке / сост. А. В. Ивашкин. — М.: Классика — XXI, 2005. — 320 с.

25. Бобровский, В. П. Инструментальные ансамбли Шостаковича. / Д. Шостакович: Статьи и материалы // Сост. и ред. Г. М. Шнеерсон. — М.: Сов. композитор, 1976. — С. 193-205.

26. Бобровский, В. П. Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича // Музыка и современность. Сб. ст. / Сост. Т. А. Лебедева.— М., Музгиз, 1962. - Вып.1. - С. 149-182.

27. Бойкова, В. П. Расширенные исполнительские техники в творчестве Зигфрида Пальма: путь к новому виолончельному искусству: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Бойкова Василиса Петровна. — М., 2014. — 255 с.

28. Болашвили, К. Г. Сонористические средства и проблемы крупной инструментальной композиции: автореф. дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Болашвили Кетеван Георгиевна. — М., 1994. — 22 с.

29. Браудо, И .А. Артикуляция: О произношении мелодии / И .А. Браудо -2-е изд. — Л.: Музыка, 1973. — 198 с.

30. Вискова, И. В. Инструментальный тембр как элемент художественной выразительности / И. В. Вискова // Музыковедение. — 2008. — № 8. — С. 34—41.

31. Витачек, Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Е. Ф.Витачек. — М., Л.: 1952. — 244 с.

32. Вольдман, Я. И. Венское скрипичное искусство XVII—XIX вв. / Я. И. Вольдман, Н. Н. Токина. - Саратов: СГУ, 1978. — 58 с.

33. Высоцкая, М. С. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну: учеб. пособие. / М. С. Высоцкая, Г. В. Григорьева. — М.: МГК, 2011. — 440 с.

34. Вышнеградский, И. А. Пирамида жизни // Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах. Кн. 2 / Сост. и ред. А. Л. Бретаницкая, Е. Г. Польдяева. - М.: Композитор, 2001.. — 320 с.

35. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки. / Л. Е. Гаккель. — Л.: Сов. Композитор, 1990. — 295 с.

36. Гарбузов, Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха / Н. А. Гарбузов // Н. А. Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог / сост. О.Е. Сахалтуева, О.И. Соколова; ред. Ю.Н. Рагс. — М.: Музыка, 1980. — С. 80-143.

37. Гвоздев, А .В. Некоторые вопросы интерпретации музыки / Проблемы музыкальной науки. — 2012. — № 1 (10). — С. 88-92.

38. Гильбурд, Г. И. Исполнительство - искусство интерпретации / Г. И Гильбурд. - Новосибирск: НГК.им. М.И.Глинки, 1991. — 78с.

39. Гинзбург, Л. С. История скрипичного искусства / Л. С Гинзбург, В. Ю. Григорьев. — М.: Музыка, 1990. — Т. 1. — 285 с.

40. Гинзбург, Л. С. Современное музыкальное исполнительство: проблемы и средства (на примере современной музыки для смычковых инструментов) // Музыкальное исполнительство: сб. статетй./ ред.-сост.В.Ю. Григорьев, В.А. Натансон. — Вып. 11. — М.: Музыка, 1983. - С. 68-101.

41. Глазунов А. А. Интерпретация скрипичной музыки барокко: традиции и современность / А. А. Глазунов // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. статей сост. A.M. Меркулов. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2001. - Сб. 32. — С. 193-206.

42. Гончаренко, С. С. Детерминированность и недетерминированность музыкальной композиции: от серийности к минимализму / С. С. Гончаренко - Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 2015. — 144 с.

43. Городилова, М. В. Феномен «нотографической наглядности» в системе гармонических новаций Н. Рославца. / М. В. Городилова // Проблемы музыкальной науки. — 2008. — № 1 (2). — С.185—191.

44. Готсдинер, А. Л. Краткие очерки о скрипичном искусстве / А. Л. Готсдинер. — М.: Классика -XXI, 2002. — 92 с.

45. Грачев, В. Н. Интерпретирующий стиль в музыке XX века: закономерности, эволюция: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. / Грачёв Вячеслав Николаевич. — М., 1992. — 22 с.

46. Гребнева, И. В. Скрипичный концерт в европейской музыке XX века / И. В. Гребнева. — М.: МГК, 2010. — 356 с.

47. Григорьев, В. Ю. Методика обучения игре на инструменте / В. Ю. Григорьев. — М.: Классика-XXI, 2006. — 256 с.

48. Григорьев, В. Ю. Музыкальный романтизм: сущность стиля и проблемы интерпретации / В. Ю. Григорьев // Проблемы романтизма в исполнительском искусств: науч. труды МГК им. П. И. Чайковского/ ред. сост. С.И. Тихонов.— М.: НТЦ Консерватория, 1994. - Сб. 6. — С. 3-26.

49. Григорьев, В. Ю. Скрипачи, альтисты, виолончелисты /

B. Ю. Григорьев // Русская музыка и XX век / ред.-сост. М. Г. Арановский. — М.: Гос. Институт искусствознания, 1997. — С. 723-776.

50. Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г. В. Григорьева. — М.: Сов. композитор, 1989 — 208 с.

51. Губайдулина, С. А. Музыкальное пространство // Музыкальная академия. — 2011 (1) — М.: Композитор, — С. 15-16.

52. Губайдулина, С. А. О музыкальном материале, форме и времени /

C. А. Губайдулина. Композиторы о современной композиции: хрестоматия //

ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, —2009. - С. 347-355.

53. Гуляницкая, Н. С. Введение в современную гармонию / Н. С. Гуляницкая. — М.: Сов. композитор, 1984. — 256 с.

54. Гуревич, Л. Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации / Л. Н. Гуревич. — Л.: Музыка, 1988. — 112 с.

55. Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации / Е. Г. Гуренко. — Новосибирск: Наука, 1982. — 256 с.

56. Гутников, Б. Л. О вариантности приёмов звукоизвлечения в скрипичном исполнительстве / Б. Л. Гутников, О. Шульпяков // Вопросы смычкового искусства: сб. статей ред-сост./ Г.Г. Фельдгун. — М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1980. — С. 136-158.

57. Давыдова В. П. Образ флейты и его антропоморфные черты в мировой художественной культуре. / В. П. Давыдова // Проблемы музыкальной науки. — 2009 — № 2 — С. 186-191.

58. Дворницкая, А. В. Музыкальная культура Мангейма 1760—1770-х годов: поэтика жанров: дис. канд. искусствоведения 17.00.02 / Дворницкая Александра Владимировна. — М., 2018. — 283 с.

59. Двухжильная, И. Ф. Американский музыкальный минимализм. / И. Ф. Двухжильная. — Минск: А. Н. Вараксин, 2010. — 284 с.

60. Денисов, А. В. Музыкальный язык: структура и функции / А. В. Денисов. — СПб.: Наука, 2006. — 207 с.

61. Денисов, Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Э. В. Денисов. — М.: Сов. композитор, 1986. — 205 с.

62. Долинская, Е. Б. Музыкальная галактика Сергея Слонимская / Е. Б. Долинская. — СПб.: Композитор, 2018. — 360 с.

63. Долинская, Е. Б. Театр Прокофьева / Е. Б. Долинская. — М.: Композитор, 2012. — 376 с.

64. Долинская, Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: Исследовательские очерки / Е. Б. Долинская. — М.: Композитор, 2005. — 560 с.

65. Друскин, М. С. Новая фортепианная музыка / М. С. Друскин. — Л.: Тритон, 1928. - 112 с.

66. Дубинец, Е. А. Знаки звуков: О современной музыкальной нотации / Е. А. Дубинец. — Киев: Гамаюн, 1999. — 313 с.

67. Дубинец, Е. А. Made in USA: Музыка это всё, что звучит вокруг / Е. А. Дубинец. — М.: Композитор, 2006. — 415 с.

68. Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры / Е. В. Дуков. — М.: Классика—XXI, 2003. — 256 с.

69. Дъячкова, Л. С. Гармония в музыке XX века. Учебное пособие / Л. С. Дьячкова. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. — 296 с.

70. Епешин, А. В. Музыкальный мир в новом тысячелетии: взгляд из Санкт-Петербурга / А. В. Епешин. — СПб.: Северная звезда, 2012. — 254 с.

71. Есаков, В. В. Сонаты В.А. Моцарта для клавира и скрипки: особенности жанра и исполнительской интерпретации. Исследовательский очерк / В.В. Есаков. — М.: Классика — XXI, 2009. — 208 с.

72. Иванова, С. В. Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. / Иванова Светлана Валентиновна. — Магнитогорск, 2009. — 22 с.

73. История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв.ред. Т. Н. Левая. — СПб.: Композитор, 2005. — 556 с.

74. Ивашкин, А. В. Кшиштов Пендерецкий: Монографический очерк / А. В. Ивашкин. — М.: Сов. композитор, 1983. — 127 с.

75. Ивонина, Л. Ф. Микрохроматика. «Безумие непрерывного прогресса» или эволюция музыкального языка? // Музыка в эпоху постмодернизма / ред. М. Е. Пылаева. — Пермь: ПГУ, 2005. — С. 101—115.

76. Казанцева, Г. Н. Минимализм как музыкальный феномен XX века. / Г. Н. Казанцева, Р. Р. Турсунбаева // Сб. статей / ред. В. А. Шуранов,

Г. А. Яруллина. — Уфа, Уфимский гос. ин-т искусств им.З. Исмагилова, 2017. - С. 75-82.

77. Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие. / Л. П. Казанцева. — Астрахань.: ИПЦ «Факел» ООО «Астраханьгазпром», 2001. — 368 с.

78. Катунян, М. И. Кто изобрёл генерал-бас?.. Или Посткомпозиция как предтеча Нового времени / М. И. Катунян // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе: сб. ст. / ред.-сост. А.М. Цукер. — Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. — М.: Композитор, — 2010. — С. 35-48.

79. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - XIX веков: Поэтика и стилистика Ч. 3. /Л. В. Кириллина. — М.: Композитор, 2007. — 376 с.

80. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII -XIX

веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика /Л. В. Кириллина. — М.: МГК им.П. И. Чайковского, 1996. — 192 с.

81. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века. / Ц. Когоутек. — М.: Музыка,1976. — 368 с.

82. Когут, Г. А. Микротоновая музыка / Г. А. Когут. - Киев: Наукова думка, 2005. — 264 с.

83. Кокжаев, М. А. Типология музыкального пространства / М. А. Кокжаев. — М.: Композитор, 2004. — 87 с.

84. Конен, В. Д. Театр и симфония / В. Д. Конен. — М.: Музыка, 1975. —376 с.

85. Копленд, А. Музыка и воображение // Сов. музыка —1968. — № 3— С. 108-113.

86. Крапивина, И. В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Крапивина Ирина Владимировна, Новосибирск, 2003. — 20 с.

87. Красникова, Т. Н. Фактура в музыке ХХ века: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Красникова Татьяна Николаевна. — М., 2010. — 55 с.

88. Кремлев, Ю. А. Йозеф Гайдн Очерк жизни и творчества / М.: Музыка, 1972. — 320 с.

89. Кром, А. Е. «Классическая фаза» американского минимализма: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Кром Анна Евгеньевна. -Саратов, 2011. — 56 с.

90. Кром, А. Е. Стив Райх и судьбы американского музыкального минимализма: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Кром Анна Евгеньевна. - Н. Новгород, 2003. — 24 с.

91. Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVIII-XX вв.: 2-е изд. - СПб.: Планета музыки, Лань, 2010. — 432 с.

92. Кузьмин, А. Р. Нотация в музыке XX века / А. Р. Кузьмин. Изд.2. —Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2010. — 100 с.

93. Левая, Т. Н. Двадцатый век в зеркале русской музыки / Т. Н. Левая. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова: Галина скрипсит, 2017. — 424 с.

94. Лежнева, И. В. Отечественная скрипичная школа второй половины ХХ - начала XXI веков: пути развития в контексте исполнительских традиций / автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Лежнева Ирина Витальевна. - Нижний Новгород, 2019. — 24 с.

95. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: учебник / Т. Н. Ливанова. В 2 т. Т. 2: XVIII век, — М.: Музыка, 1982. — 696 с.

96. Лимитовская, А. В. Роль тембра в детском слуховом восприятии отображённого инструментальной музыкой окружающего мира: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Лимитовская Анна Валентиновна. — Магнитогорск, 2019. — 187 с.

97. Лобанова, М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики / М. Н. Лобанова. — М.: Музыка, 1994. — 320 с.

98. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Н. Лобанова. — М.: Сов. композитор, 1990. — 312с.

99. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1978. — 626 с.

100. Мазаль, Л. А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки / Л. А. Мазаль // Интонация и музыкальный образ: сб. статей/ Под общ. ред. Б. М. Ярустовского. — М., 1965. — С. 225-263.

101. Маклыгин, А. Л. Сонорика в музыке советских композиторов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Маклыгин Александр Львович. — М., 1995. — 24 с.

102. Малинковская, А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI — XX веков: Очерки. / А. В. Малинковская. М.: Музыка, 1990. — 191 с.

103. Мальцев, С. М. Нотация и исполнение / С. М. Мальцев / Мастерство музыканта-исполнителя: сб. статей / сост. Я.И. Мильштейн. — М.: Сов. композитор, 1976. - Вып.2. — С. 68-104.

104. Манулкина, О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. / О. Б. Манулкина. — СПб.: Ивана Лимбаха, 2010. — 784 с.

105. Мартышева, М. В. Тембровое поле как целостный выразительно-колористический компонент скрипичного звучания: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Мартышева Мария Владимировна. — СПб, 2011. — 27 с.

106. Матюшонок, И. А. Соната для скрипки и фортепиано в отечественной музыке второй половины ХХ века: дис. ... канд.

Искусствоведения: 17.00.02 / Матюшонок Ирина Александровна. — Н. Новгород, 2011. — 161 с.

107. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский. — М.: Композитор, 1993. — 262 с.

108. Медушевский, В. В. Онтологические основы интерпретации музыки / В. В. Медушевский// Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. тр. / отв. Ред. Л.С. Дьячкова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - Вып. 129 — С. 3-16.

109. Мельникова, Н. И. Музыкант-виртуоз эпохи романтизма как социокультурное явление: уч. пособие / Н. И. Мельникова. —Магнитогорск, МаГК им. М.И.Глинки, 2005. — 70 с.

110. Михайлов, М. К. Стиль в музыке: Исследование / М. К. Михайлов.

— Л.: Музыка, 1981. — 264 с.

111. Мострас, К. Г. Интонация на скрипке / К. Г. Мострас. — М.: Музгиз, 1948. — 138 с.

112. Мострас, Г. К. 24 каприса для скрипки соло / К. Г. Мострас - М.: Музгиз, 1959. — 166 с.

113. Мятиева, H.A. Исполнительская интерпретации музыки второй половины XX века: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд.искусствоведения: 17.00.02 / Мятиева Наталья Атаевна, Магнитогорск, 2010. — 28 с.

114. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский.

— М.: Музыка, 1988. — 254 с.

115. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 384 с.

116. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Назайкинский. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 248 с.

117. Назайкинский, Е. В. Стиль как маска // XX век и история музыки. Проблемы стилеобразования. Сб. ст./ ред.-сост. М.Г.Арановский.— М., 2006. - С. 17-23.

118. Нестьев, И. В. Жизнь С. Прокофьева / И. В. Нестьев. — М.: Сов. композитор, 1973. — 664 с.

119. Никольская, И. И. Кшиштоф Пендерецкий. Инструментальная музыка симфонии оперы. Очерки / И. И. Никольская. — М.: Композитор, 2012. — 300 с.

120. Никольская, И. И. Творческий путь Кароля Шимановского // Кароль Шимановский Воспоминания, статьи, публикации: сб. статей / Ред., сост., [предисл.] И. Никольской, Ю. Крейниной. — М.: Сов.композитор, 1984. — С.151-167.

121. Никольцев, И. Д. Микрохроматика в системе современного музыкального мышления автореф. дис. ... канд.искусствоведения: 17.00.02 / Никольцев Илья Дмитриевич. - Москва, 2013. — 25 с.

122. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; ред. и вступ. ст. Л. И. Скворцова. - М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2007. — 1200 с.

123. Переверзева, М. В. Алеаторика в произведениях композиторов Нью-йорской школы: к проблеме формообразования: сб. статей и материалов / ред.-сост. И. Ромащук М.: ГМПИ им. М. М.Ипполитова-Иванова, 2011. -С. 21-40.

124. Переверзева, М. В. Алеаторика как принцип композиции / М. В. Переверзева. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2018. — 608 с.

125. Переверзева, М. В. Музыкальная культура США ХХ века / М. В. Переверзева. - М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2007. — 480 с.

126. Петрусёва, Н. А. Музыкальная композиция ХХ века: эстетика, структура, методы анализа / Н. А. Петрусёва. -Ч.2 — Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 2016 — 224 с.

127. Попов, Л. Н. Интонационно-коннотативный подход к процессу интерпретации музыкального произведения / Л. Н. Попов // Музыковедение.

— 2010. — № 11. — С. 25-28.

128. Поспелов, П. Г. Минимализм и репетитивная техника //Музыкальная академия. — М.,1992. — №4 — С. 74-82.

129. Раабен, Л. Н. История русского и советского скрипичного искусства /Л. Н. Раабен. — Л.: Музыка, 1978. — 199 с.

130. Раабен, Л. Н. Скрипка / Л. Н. Раабен.— М.: Музгиз, 1963. — 96 с.

131. Раабен, Л. Н. Советский инструментальный концерт / Л. Н. Раабен.— Л.: Музыка, 1967. — 308 с.

132. Рагс, Ю. Н. Концепция зонной природы музыкального слуха Н.А.Гарбузова / Н.А.Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог: сб. статей / Ред. Ю. Н. Рагс. — М.:Музыка,1980. — 303 с.

133. Росс, А. Дальше - шум: слушая ХХ век / А. Росс. — СПб.: Астрель, 2012. — 560 с.

134. Рустамов, А. Р. Звуковой образ пространства в структуре художественного языка звукорежиссуры: автореф. дис. ... канд. искусствоведения:17.00.09 / Рустамов Али Расул-Оглы. - СПб. — 2013. — 23 с.

135. Савенко, С. И. Авангард как традиция музыки XX века / С. И. Савенко // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: сб. статей/ сост. Б. С. Гецелев. - Т. 2. - Н. Новгород, 1999. — С. 71-76.

136. Савенко, С. И. Музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом / С. И. Савенко // Западное искусство XX век: Проблемы интерпретации: сб. статей/сост. И.И. Рубанова.

- М.: КомКнига, 2007. — С. 147-158.

137. Савенко, С. И. Послевоенный музыкальный Авангард / С. И. Савенко // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / ред.-сост. М. Г. Арановский. -М.: Гос. Институт искусствознания, 1997. — С. 407-432.

138. Сахалтуева, О. Е. О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном исполнении // О. Е. Сахалтуева, Е. В. Назайкинский // Музыкальное искусство и наука: сб. статей/ ред. Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1970. - Вып. 1. — С.59-94.

139. Самсонова, Т. П. Сонорика в фортепианной музыке ХХ века: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. — 146 с.

140. Свободов, В. А. Смычковый инструментарий в эволюции европейского исполнительского искусства: автореф. ... дис. д-ра искусствоведения.17.00.02. / Свободов Валерий Александрович. — СПб., 2010. — 55 с.

141. Ситдикова, Ф. Б. Скрипичный текст в сольных и ансамблевых сочинениях западноевропейского барокко: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ситдикова Флюра Булатовна. — Магнитогорск, 2012. — 23 с.

142. Ситдикова, Ф. Б. Скрипичный текст в сольных и ансамблевых сочинениях западноевропейского барокко. Исследование / Ф. Б. Ситдикова, И. В. Алексеева. — Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2015. — 240 с.

143. Скиба, В. А. Образ художественный / В. А. Скиба, Л. В. Чернец // Введение в литературоведение: Лит. произведение: основ. понятия и термины / ред-сост.Л. В. Чернец. — М.: Академия, 1999. — С. 141-147.

144. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. — М.: Музыка, 1973. — 447 с.

145. Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции / М. С. Скребкова-Филатова. — М.: Музыка,1985. — 285 с.

146. Скрипниченко, Н. В. Импровизационность как фактор композиторского мышления (на примере клавирных произведений Барокко): дис. ... канд. искусствоведения 17.00.02 / Скрипниченко Николай Васильевич. -Магнитогорск, 1999. — 225 с.

147. Смирнова, М. А. О семантике инструментальных каденций XVIII

- XX веков: к вопросу эволюции / М. А. Смирнова // Проблемы музыкальной науки. — 2010 — № 2 (7). — С. 189-193.

148. Смирнова, Н. М. Нотный текст как исполнительская партитура / Н. М. Смирнова // Проблемы музыкальной науки. — 2007. — № 1 (1).

— С. 89-99.

149. Сниткова, И. И. О новых принципах фактурной организации в современной музыке: автореф. дис. ... канд. искусствоведения 17.00.02 / Сниткова Ирина Ивановна. — Вильнюс, 1986. — 22 с.

150. Соколов, А. С. Введение в музыкальную композицию ХХ века / А. С. Соколов. — М.: Владос, 2004. — 231 с.

151. Соколов, А. С. К проблеме анализа исполнительской интерпретации как формы существования музыкального произведения / А. С. Соколов // Проблемы организации музыкального произведения: сб. статей / ред. М. А. Смирнов. — М.:МГК им.П. И. Чайковского, 1979. — С. 179-197.

152. Соколов, А. С. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества / А. С. Соколов. — М.: Музыка, 1992. — 230 с.

153. Старчеус, М. С. Слух музыканта / М. С. Старчеус. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2003. — 640 с.

154. Степанов, А. А. Особенности темброобразования кларнета: автореф. дис. ... канд. искусствоведения 17.00.02 / Степанов Александр Александрович. — Ленинград, 1989. — 24 с.

155. Струве, Б. А. Процесс формирования виол и скрипок / Б. А. Струве. — М.: Музгиз, 1959. — 297 с.

156. Супонева, Г. И. Проблемы нотации в музыке ХХ века. Дроздецкая Н. К. Джон Кейдж: Творческий процесс как экология жизни / Г. И. Супонева. — М.: РАМ им. Гнесеных, 1993. — 112 с.

157. Теория современной композиции // ACADEMIA XXI Учебники и учеб. пособия по культуре и искусству: ГИИ и МГКП. И. Чайковского / Отв. Ред.В. С. Ценова. — М.: Музыка, 2007. — 624 с.

158. Токун, Е. А. Арво Пярт. ТтйппаЬиН: техника и стиль: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02. / Токун Елена Анатольевна. — М., 2010. — 26 с.

159. Тимошенко, А. А. Американский музыкальный экспериментализм первой половины ХХ века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции (Г.Коуэлл, Дж.Кейдж, Л.Хэррисон): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Тимошенко Алиса Анатольевна. — СПб, 2004. — 25 с.

160. Третьяченко, В. Ф. Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Третьяченко Владимир Федорович. — Новосибирск, 2011. — 51 с.

161. Ульянов, В. С. Тембр тромбона в оркестре М. И. Глинки: полифункциональность и колористика: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ульянов Виктор Семенович. — СПб, 1999. — 21 с.

162. Фельдгун, Г. Г. История смычкового искусства: от истоков до 70-х годов ХХ века: лекционный курс: [учеб.пособие] для студ. орк. фак. муз. Вузов / Г. Г. Фельдгун. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2006. — 500 с.

163. Хатыпова, Р. Р. Виртуозные компоненты тематизма в скрипичных каприсах Н. Паганини / Р. Р. Хатыпова // Проблемы музыкальной науки. — 2010. — №2 (7). — С. 199-203.

164. Хатыпова, Р. Р. Межтекстовые взаимодействия в инструментальной музыке Х1Х-ХХ веков (на примере каприса №24 Н. Паганини): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. / Хатыпова Раушания Рашидовна. — Магнитогорск, 2014. — 26 с.

165. Холопов, Ю. Н. Гармония: Практический курс. Часть II. Гармония ХХ века. - М.: Композитор, 2003. — 624 с.

166. Холопов, Ю. Н. Гармония: Теоретический курс / Ю. Н.Холопов.

— СПб.: Лань, 2003. — 544 с.

167. Холопов, Ю. Н. Знаки свыше: Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки/ С. А. Курбатская, Ю. Н. Холопов. - М.: ТЦ Сфера, 1998. — С. 137-179.

168. Холопов, Ю. Н. Микрохроматика // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. В 6 т. Т. 3: Корто-Октоль. М.: Советская энциклопедия, 1976. — С. 587-589.

169. Холопов, Ю. Н. Четвертитоновая система // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. В 6 т. Т.6: Хейнце-Яшугин. М.: 1982.

— С.217—219.

170. Холопов, Ю. Н. Эдисон Денисов / Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова. -М.: Композитор, 1993. — 312 с.

171. Холопова, В. Н. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества / В. Н. Холопова, Е. И. Чигарева. — М.: Сов. композитор, 1990. — 350 с.

172. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие / В. Н. Холопова. — СПб.: Лань, 2000. — 320 с.

173. Холопова, В. Н. Музыкальные эмоции: учеб. пособие для муз. вузов искусств / В. Н. Холопова. — 2-е изд. — М.: ПКЦ Альтекс, 2012. — 348 с.

174. Холопова, В. Н. О композиционных принципах Скрипичного концерта А.Берга. // Музыка и современность: сб. статей / ред.сост.Т. А. Лебедева. — М. Музыка, 1969. - Вып. 6. - С. 343-371.

175. Холопова, В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин / В. Н. Холопова. — М.: Композитор, 2000. — 310 с.

176. Холопова, В. Н. Российская академическая музыка последней трети XX - начала XXI века / В. Н. Холопова. — М.: МГК им.П.И. Чайковского, 2015. — 227 с.

177. Холопова, В. Н. София Губайдулина. Монографическое исследование. Интервью С. Губайдулиной / Э. Рестаньо. // В. Н. Холопова. — М.: Композитор, 1996. — 360 с.

178. Холопова, В. Н. Фактура: Очерк / В. Н. Холопова. — М.: Музыка, 1979. — 87 с.

179. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие / В. Н. Холопова. — СПб.: Лань, 1999. — 496 с.

180. Хруст, Н. Ю. Новые инструментальные техники: опыт классификации: дис. ... канд. искусствоведения:17.00.02 / Хруст Николай Юрьевич. — М., 2017. — 376 с.

181. Хрущёва, Н. А. Метамодерн в музыке и вокруг неё / Н. А. Хрущёва. — М.: РИПОЛ Классик, 2020. — 303 с.

182. Ценова, В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной / В. С. Ценова. — М.: Моск.гос.консерватория, 2000. — 197 с.

183. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. — СПб.: Алетейя, 2001. — 320 с.

184. Чинаев, В. П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХVIII — ХХ вв. (На примере фортепианного исполнительского искусства): автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02. / Чинаев Владимир Петрович;- М., 1995. — 48 с.

185. Чжан, К. Полярность стилевых ориентиров С. Слонимского в инструментальных концертах «Весенний» и «Трагикомедия» / Чжан Кайлинь //Художественное образование и наука. - 2021. - №3 (28). - С.141-147.

186. Шаймухаметова, Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы: учеб. пособие / Л. Н. Шаймухаметова. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. — 266 с.

187. Шакирьянова, А. А. Инструментальные жанры «Увеселительной музыки» в австро-немецкой культуре второй половины XVIII века: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Шакирьянова Александра Алексеевна. Екатеринбург. — 2018. — 195 с.

188. Швейцер, А. А. Иоганн Себастьян Бах / А. А. Швейцер. — М.: Классика — XXI, 2002. — 816 с.

189. Ширинский, А. А. Скрипичные произведения Д. Шостаковича: Проблемы интерпретации / А. А. Ширинский. — М.: Музыка, 1988. — 110 с.

190. Шульгин, Д. И. Признание Эдисона Денисова, по материалам бесед / Д. И. Шульгин. — М.: Композитор, 1998. — 465 с.

191. Шульпяков, О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Ф. Шульпяков. — Л.:Музыка, 1986. — 124 с.

192. Щербатова, О. А. Звуковой образ инструмента в сольных фортепианных произведениях отечественных композиторов 60-80-х годов XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. / Щербатова Ольга Александровна. — Нижний Новгород, 2012. — 22 с.

193. Юрьев, А. Ю. Из истории становления смычковой культуры скрипача / А. Ю. Юрьев // Вопросы теории и истории смычкового исполнительства: сб. науч.тр./ ред.-сост. О. Ф. Шульпяков. — Л.: ЛОЛГК, 1985. — С. 3-29.

194. Ямпольский, И. М. Генрик Венявский / И. М. Ямпольский.— М.: Музгиз, 1955. — 40 с.

195. Ямпольский, И. М. Никколо Паганини / И. М. Ямпольский. — М.: Музыка, 1961. — 380 с.

196. Ямпольский, И. М. Русское скрипичное искусство: очерки и материалы / И. М. Ямпольский. — М.; Л.: Музгиз, 1951 — Вып.1. — 516 с.

197. Ямпольский, И. М. Фриц Крейслер. Жизнь и творчество / И. М. Ямпольский. — М.: Музыка, 1975. — 160 с.

198. Apel W. The notation of polyphonic music, 900—1600 / W. Apel. — Cambridge, Mass., 1942. — XXV, 524 p.

199. Bouquet-Boyer, M. Vivaldi et le concerto / M. Bouquet-Boyer. — Paris: Presses Univ. de France, 1985. — 128 p.

200. Bouquet-Boyer, M. Vivaldi et le concerto / M. Bouquet-Boyer. — Paris: Presses Univ.de France, 1985. — 128 p.

201. Boulez, P. Alea / tr. by D. Noakes, P. Jacobs // Perspectives of New Music. - 1964. - 3 (1), Fall-Winter. — P. 42-53.

202. Carner, M. Alban Berg: The man and the work / M. Carner. — London: Duckworth, 1975. — XV, 255 p.

203. Chominski, J. Z. Sonorystyka // Mala encyclopedia muzyki / J. Z. Chominski. - Warsaw: Muzyka, 1981. — S. 965-966.

204. Cope, D. New musical composition / D. Cope. — N. Y. - L.: Collier Macmillan, 1977. — 351 p.

205. Cowell, H. New musical resources / H. Cowell. — N. Y.: Cambridge University Press, 1930. — 319 p.

206. Croker, R. L. A history of musical style / R. L. Croker. — N.Y.: McGraw-Hill Book Co, 1966. — 573 p.

207. Ficker, R. Primare Klangformen / R. Ficker. // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters für 1929. Leipzig: C. F. Peters, 1930. — S. 25-28.

208. Gabdullin, M. Synthesis of Russian and Western Performing Art Traditions in Violin Music by Ivan Khandoshkin: Dissertation for the Degree of Doctor of Musical Arts / M.Gabdullin. — University of Oklahoma: Norman, Oklahoma, 2015. — 113 p.

209. Haba, Al. Neue Harmonielehre des diatonischen, chromatischen, viertel-, drittel-, sechstel-, und zwölftel-Tonsystems / Al. Haba. — Leipzig: F. Kistner & C.F.W. Siegel, 1927. — 251 S.

210. Meyer J. Acoustics and the Perfomance of Music. / J. Meyer. — Frankfut.: Verlag das Musikinstrument, 1978. — 468 p.

211. Samson, J. The music of Szymanowski / J.Samson. — London: Kahn and Averill, 1980. — 220 p.

212. Stockhausen, K. Von Webern zu Debussy. Bemerkungen zur statistischen Form // Zur elektronischen und instrumentalen Musik: In 10 Bd. Bd. 1. / ed. D. Schnebel. - Köln: M. DuMont Schauberg, 1963. — S. 75-85.

213. Traimer, R. Bela Bartoks Kompositiontechnik / R. Traimer. — Regensdurg: Bosse, 1967. — 91 p.

214. Wilson, E. Shostakovich: A life remembered / E. Wilson. — London; Boston, 1994. — 550 p.

ПРИЛОЖЕНИЕ Нотные примеры

1. Янг Л. «Trio for string» (Трио для струнных) скрипки, альта и виолончели, I часть

2. Райх С. «Different Trans» («Разные поезда») для четырёх струнных квартетов и магнитофона, I часть «Америка до войны»

3. Райх С. «Violin Phase» (Скрипичная фаза) для четырёх скрипок или скрипки и магнитофона

4. Гласс Ф. Концерт для скрипки с оркестром №1 I часть, ц.3-4

5. Пярт А. «Tabula rasa» Концерт для двух скрипок, струнного оркестра и приготовленного фортепиано, I часть «Osa»

6. Пярт А. «Fratres» («Братья» или «Монахи») для скрипки и фортепиано, ц.1

7. Шеффер Б. Концерт для скрипки с оркестром № 1, I часть

9. Шнитке А. Соната № 2 для скрипки и фортепиано, Allegretto

10.Пендерецкий К. Каприччио для скрипки и оркестра, фрагмент ц.12-13.

11.Шнитке А. Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра, фрагмент ц. 4

12.Шнитке А. Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра, фрагмент ц. 20

13.Слонимский С. «Ритмические невмы

^ -Мгаами, Й -3/4 тона вниз, ( —1/4 тона поерх, | - 3/4 тона веерх,

ШЛЯ-м— ЯШ—,

V т - «а. : *»*»№ . пи„: ш ,

-

ист[

- долгая пауза. 3= — надшт пауя

1 короткая пауэз> у у ,6ы(Т|М'

паузы.

I . .

14. Слонимский С. «Монодия (по прочтении Еврипида)» для скрипки соло

15. Денисов Э. Соната для двух скрипок, фрагмент II части «Вариации на две народные темы»

16. Денисов Э. Концерт для скрипки с оркестром, фрагмент I части ц.20

17. Шнитке А. Концерт № 4 для скрипки и камерного оркестра, фрагмент

ц. 13

18.Губайдулина С. Концерт для скрипки с оркестром «Offertorium», фрагмент ц. 28

19. Шнитке А. Соната № 2 для скрипки и фортепиано, фрагмент Moderato

20.Шнитке А. Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра, фрагмент ц. 8

^ -гГ fi- у т—I H j^^r ■ -—f -J—Т—Т-г^ "--Т-Т-1 Г ---

--1 тГ--- - \ " • 1 ïi ™

i vy а -— "N ^J TJ m тт " Ч "

21. Караманов А. Музыка для скрипки и фортепиано, III часть, партия скрипки, фрагмент т.77-78

22. Губайдулина С.«Offertorium» Концерт для скрипки с оркестром, ц. 23

23. Коллонтай М. «Agnus Dei» для скрипки и симфонического оркестра ор.48 а, ц.31.

24. Вайнберг М. Соната №3 «Памяти отца» (1979) для скрипки соло

. г pizz 1 f r ' r V r * П V П V П У r V П V П Г г

m • If " »—

«) J и -J ■J L ■■ -» и -ф ~m I J r J L г Э 1

25.Коллонтай М. «Партита-завещание» для скрипки соло, «Час казни»

26. Коллонтай М. «Партита-завещание» для скрипки соло, «Спаси нас»

27.Шнитке А. «Посвящение Паганини» для скрипки соло

4 ШМШ1.

28. Коллонтай М. «Партита-завещание» для скрипки соло, «Час казни»

29. Губайдулина С. Трио для скрипки, альта и виолончели, 1 часть,

начало

30. Шнитке А. Вторая соната для скрипки и фортепиано, Moderato

31. Коллонтай М. Концерт для скрипки с оркестром «Синий луч» I часть, ц.31

32.Лигети Д. Концерт для скрипки с оркестром I часть, Praeludium, фрагмент

33. Денисов Г. Концерт для скрипки с оркестром, I часть, фрагмент ц. 18

34. Тищенко Б. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра, I часть Moderato

35.Лигети Д. Концерт для скрипки с оркестром III части Intermezzo

36. Денисов Э. Соната для скрипки соло, вторая часть Lento, фрагмент

37. Шельси Дж. Лирическая поэма Лпаки (Анахит) для скрипки и 18 инструментов ансамбля, партия скрипки, фрагмент

38. Слонимский С. Монодия (по прочтении Еврипида) для скрипки соло

39. Пендерецкий К. Концерт для скрипки и оркестром, Andante, партии: солирующей скрипки, I-II скрипки, альты, фрагмент

40. Шнитке А. «Посвящение Паганини» для скрипки соло

41. Кривицкий Д. Соната № 1 для скрипки соло, I часть

42. Ксенакис Я. Ыгкка £ для скрипки соло, фрагмент

V * - ррр к ==Н агсо -погпЫ & " 1 -П™"Я—ЕТ~Э—1 ^ и 1

¿-.ада

ррр

_|-1 -1 — —1—1- Ч-1-Г*"*|

J 'О1 Чй. фи ' -Ц

Г А Л ш 4_л '__—- я

43.Кривицкий Д. Соната № 3 для скрипки соло, фрагмент ц.25

44. Фуррер Б.аЫвй» («Песня» 1993) для скрипки и фортепиано, фрагмент А

45.Фуррер Б. «Lied» («Песня» 1993) для скрипки и фортепиано, фрагмент М

46.Губайдулина С. Концерт для скрипки с оркестром «Offertorium»,

партия скрипки, фрагмент ц.110

47. Пендерецкий К. Три миниатюры для скрипки и фортепиано, фрагмент,

начало

48.Саариахо К. Ноктюрн для скрипки соло, фрагмент, начало

49.Крам Д. Второй Ноктюрн для скрипки и фортепиано, фрагмент, начало

50. Крам Д. Второй Ноктюрн для скрипки и фортепиано, фрагмент

51.Шаррино С. Шесть каприччио для скрипки соло, Каприччио № 2, фрагмент

52.Булез П. Anthemes I для скрипки соло, фрагмент

53.Пендерецкий К. Каприччио для скрипки и оркестра, партия скрипки, фрагмент ц.32

54.Пендерецкий К. Каприччио для скрипки и оркестра, партия скрипки, фрагмент ц.37

55.Лахенман Х. Токкатина для скрипки соло, фрагмент

56. Лахенман Х. Токкатина для скрипки соло, фрагмент

57.Лахенман Х. Токкатина для скрипки соло, фрагмент

58. Дорохов Г. Capriccio - I (Каприччио-I) для скрипки соло, Lento фрагмент

59.Дорохов Г. Capriccio - I (Каприччио-I) для скрипки соло, Lento фрагмент

60. Рыкова Е. «Марионетка» для скрипки с усилением, фрагмент

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.