Звуковой образ пространства в структуре художественного языка звукорежиссуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Рустамов, Али Расул-оглы
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат наук Рустамов, Али Расул-оглы
Оглавление
Введение
Глава 1: Эволюция звуковых образов реальных пространств, используемых
для исполнения музыкальных произведений
Раздел 1.1: Функциональная роль звукового образа пространства
Раздел 1.2: Историческая ретроспектива развития звуковых образов
пространств для музыкальных представлений
Глава 2: Критерии эстетической оценки звуковых образов реальных
пространств
Раздел 2.1: Процесс формирования и восприятия звукового образа реального пространства и анализ основных объективных критериев его
оценки
Раздел 2.2: Эстетическая оценка звуковых образов реальных пространств. Определение критериев оценки и их связь с объективными
параметрами
Глава 3: Художественно-технический инструментарий создания звукового
образа пространства
Раздел 3.1: Эволюция художественно-технических средств для синтеза
звукового образа пространства
Раздел 3.2: Создание звукового образа виртуального пространства с
помощью аурализационных компьютерных моделей
Глава 4: Звуковой образ пространства в творческой деятельности
звукорежиссера
Раздел 4.1: Исследование эстетической оценки синтезированного
звукового образа пространства
Раздел 4.1.1: Эксперимент № 1. Исследование с помощью
аурализационных моделей
Раздел 4.1.2: Эксперимент №2. Исследование с помощью классических
звукорежиссерских инструментов
Раздел 4.2: Создание и применение художественного звукового образа
пространства в творческой практике звукорежиссера
Заключение
Библиография
ТТГЛТ-гттлмгрчтт/П^ 1
-L- X^IUiU/lVVllIlV Л
Формулы расчета объективных акустических параметров замкнутых
ГТПП^ТТЛЯ Ur~TR
А WA MX *V A • i • ■
Приложение 2
Свойства слуховой маскировки
Приложение 3
Эскизы аурализационных моделей, использованных в эксперименте
Приложение 4
Результаты эксперимента №1
Приложение 5
Результаты эксперимента №2
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Феномен музыкального пространства в концертной практике и звукозаписи2012 год, кандидат наук Васенина, Светлана Александровна
Художественно-эстетический анализ звукового эфирного пространства телерадиовещания2005 год, доктор искусствоведения Ефимова, Наталья Николаевна
Звукозапись как форма эстетической интерпретации2016 год, кандидат наук Сибиряков, Василий Николаевич
"Формирование звуковых пространств в кинематографе"2021 год, доктор наук Русинова Елена Анатольевна
Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера2006 год, кандидат искусствоведения Игнатов, Павел Вячеславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Звуковой образ пространства в структуре художественного языка звукорежиссуры»
Введение
С момента возникновения и развития звукорежиссуры как нового направления в искусстве одной из принципиальных проблем, стоящих перед ней, была разработка методов и средств сохранения и передачи пространственного музыкального образа концертного зала (и других помещений), возникающего у слушателя в процессе прослушивания музыкальных произведений.
Роль пространства в формировании музыкального образа была известна со времен античности. Многие крупнейшие композиторы, среди которых И.С. Бах, И. Гайдн, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, и др., создавая свои произведения, учитывали, в каких помещениях они будут воспроизводиться и какое эмоциональное влияние будут оказывать на слушателя.
С начала XX века искусство создания концертных залов получило научную основу благодаря исследованиям У. Сэбина (W. Sabine), К. Эйринга (К. Eyring), О. Кнудсена (О. Knudsen) и др. В середине XX века в фундаментальных работах J1. Беранека (L. Beranek), M. Шредера (M. Schroeder), M. Баррона (M. Barron), Г. Маршалла (H. Marshall) и др. была установлена связь объективных параметров помещения (структуры отражений, времени реверберации и пр.) с субъективными параметрами восприятия музыкальных образов в этих помещениях, что получило свое применение в современных программных инструментах компьютерного моделирования замкнутых пространств, таких как EASE, САТТ, Odeon и др.
Для сохранения и передачи этих объективных параметров и обусловленных ими слуховых ощущений в процессе звукозаписи и звуковоспроизведения было инициировано большое количество проектов, направленных на разработку систем пространственной звукозаписи и
звукопередачи (Dolby Digital, бинауральная стереофония, Ambisonics, Ambiophonic, Wave Field Synthesis и др.), адаптивных цифровых устройств пространственной обработки звука, технологии аурализации и др.
Существенно возросшее на сегодняшний день количество исследований в этих областях [44; 46; 62; 93; 97; 115; 118; 135; 136; 146; 152; 155; 163; 171; 175; 178; 182; 186; 207; 210; 220; 236; 246-248], и активно расширяющаяся практика использования их результатов создает условия для нового этапа развития звукорежиссуры в трехмерном звуковом формате. Внедрение в индустрию звукозаписи трехмерного звука ставит перед звукорежиссерами много важных вопросов, касающихся техники микрофонного приема, способов хранения звукового материала, его обработки, сведения и воспроизведения. Настоящее диссертационное исследование фокусируется на определении концепции творческой работы звукорежиссера с трехмерным звуковым образом пространства на основе анализа функциональной роли акустического пространства в культуре и искусстве и текущего состояния аудиотехнологий.
Для достижения данной цели был определен комплекс рассматриваемых задач, среди которых: определение проблематики исследования музыкального образа пространства, как феномена музыкального искусства; анализ эволюции акустического пространства в его связи с развитием музыкального искусства; описание основных научных критериев оценки объективных акустических параметров концертных залов; оценка качества звучания музыкальных произведений в различных помещениях, определение субъективных критериев оценки и их связей с объективными параметрами; анализ эволюции современных методов пространственного компьютерного моделирования помещений для воспроизведения музыкальных программ; создание компьютерных
пространственных моделей; проведение экспериментального исследования с их использованием с целью изучения специфики оценок звукорежиссерами качества виртуальных пространств и установления связи их оценок с объективными параметрами звуковых образов виртуальных помещений, а также определение основных направлений творческой деятельности звукорежиссера с использованием методов построения виртуальных пространств и др.
Исследование данного круга вопросов требует междисциплинарного анализа научной литературы, посвященной вопросам искусствоведения, истории архитектуры, истории музыкального искусства, звукорежиссуры, компьютерной музыки, архитектурной акустики, психоакустики, экспериментальной психологии. В настоящем исследовании были использованы материалы по следующим тематикам:
• История развития музыкального искусства в ее связи с искусством создания акустического облика помещений предназначенных для воспроизведения музыкальных произведений (J1. Беранек (L. Beranek) [67], M. Форсит (M. Forsyth) [106], M. Лонг (M. Long) [154] и др.)
• Роль звукового образа пространства и его значимость для искусства (Б. Блессер (В. Blesser) [19; 27], Л. Салтер (L. Salter), Е. Томсон (Е. Thompson)) [211]
• Объективные методы исследования акустических качеств замкнутых пространств. (B.C. Маньковский [18], В.В. Фупдуев [26], Л.И. Макриненко [17], Ю.П. Щевьев [29], А.H Качерович [12], Г. Куттруфф (H. Kuttruff) [149], M. Баррон (M. Barron) [53], и др.)
• Исследования связи субъективных критериев оценки акустических качеств закрытых пространств и объективных свойств звуковых полей
(М. Моримото (М. Morimoto) [156; 169; 170], Дж. Брэдли (J. Bradley) [81; 84; 86; 201], Г. Сулодре (G. Soulodre) [85; 87; 201], Л. Беранек (L, Beranek) [67; 70; 243], М. Баррон (М, Barron) [50; 51; 53; 54], Д. Гресинджер (D. Griesinger) [95; 121; 122; 124] и др.)
• Аурализация, формирование трехмерных компьютерных моделей замкнутого пространства и воспроизведение их звуковых образов (И. А. Алдопшна [1-3], Д. Бего (D. Begault) [62; 63], М. Фарлендер (М. Vorlander) [222], В. Анерт (W. Ahnert) [39; 180; 203; 237], Д. Шредер (D. Schroder) [193] и др.)
• Методы проведения психометрических измерений (Е. Цвикер (Е. Zwicker), Г. Фастл (Н. Fasti) [102], А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, А.Д. Наследов [5], Л. Терстоун (L. Thurstone) [212; 213] и др.)
• Критерии субъективной оценки качества воспроизводимого звука (Ф. Рамси (F. Rumsey) [107; 108; 188-190], Р. Мэйсон (R. Mason) [157; 158], Й Берг (J. Berg) [72; 137; 138], Н. Захаров (N. Zacharov) [35; 61; 238], С. Бех (S. Bech) [61; 174])
Материалами исследования послужили публикации докладов, международных конгрессов, конференций и семинаров (Audio Engineering Society, Forum Acusticum, International Congress of Acoustics, International Conference on Auditory Display, Conference on Digital Audio Effects.); научные статьи, публикуемые в периодических изданиях: (Journal of Audio Engineering Society, Computer Music Journal, Journal of Sound and Vibration, Journal of Acoustical Society of America, Institute of Acoustics, Applied Acoustics, Jounal of Temporal Design, Acustics, Acoustical Science and Technology); монографии ведущих ученых (Л. Беранек (L. Beranek), М. Баррон (М, Barron), Б. Блессер (В. Blesser), С. Бех (S. Bech), Ф. Рамси (F. Rumsey), М. Форсит (М. Forsyth), Г.
Куттруфф (Н. Kuttruff), Й Блауерт (J. Blauert), Г. Цвикер (Н. Zwicker), Д. Бего (D. Begault), И.А. Алдошина, B.C. Маньковский, В.В. Фурдуев, Л.И. Макриненко, А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов и др.); диссертационные исследования (Дж. Херст (J. Hirst) [132], Р. Мейсон (R. Mason) [157], Д. Ниберг (D. Nyberg) [34], У. Орфали (W. Orfali)) [224]. Также имела место персональная переписка с автором оригинальной модели оценки критерия «пространственность» Д. Гресинджером (D. Griesinger) [23] и ведущим разработчиком программной системы аурализации openAUDIENCE Р. Росси (R. Rossi) [22].
Для определения возможности использования в звукорежиссуре критериев оценки качества звукового образа пространства и их связей с объективными характеристиками звуковых образцов в рамках исследования было проведено два психофизических эксперимента, демонстрирующих специфику оценки синтезированных звуковых образов пространства с использованием критериев субъективной оценки акустических качеств реальных помещений, при использовании в качестве экспертов специалистов в области музыкальной звукорежиссуры. Для подготовки и проведения эксперимента были задействованы методы компьютерного моделирования трехмерного замкнутого пространства, генерации бинауральных импульсных характеристик, создания и воспроизведения бинауральных звуковых стимулов, экспериментальные психометрические методы парного сравнения звуковых стимулов и статистические методы обработки экспериментальных данных.
Диссертационное исследование состоит из четырех глав, пяти приложений и списка библиографии, насчитывающего 259 источников, в том числе 227 на иностранных языках. В первой главе приводится анализ функционального проявления звукового образа пространства в искусстве и культуре, а также исторический обзор эволюции звукового образа
музыкального художественного пространства. Во второй главе рассматриваются методы и критерии объективной и субъективной (слуховой) оценки реального пространства, оценивается их взаимосвязь. В третьей главе анализируется эволюция художественно-технических средств для синтеза звукового образа пространства, в том числе развитие исследований в области создания аурализационных компьютерных моделей замкнутого пространства. В четвертой главе исследуется специфика субъективной оценки синтезированного звукового образа пространства, описываются проведенные автором эксперименты, излагается концепция подхода к творческой работе с художественным звуковым образом пространства. В заключение работы обобщаются основные положения диссертации, и обозначается стратегия развития дальнейших исследований, направленных на определение роли музыкального образа пространства, как элемента музыкальной коммуникации.
Глава 1: Эволюция звуковых образов реальных пространству используемых для исполнения музыкальных произведений
В данной главе будет рассмотрен феномен звукового образа пространства, будет определено его функциональное проявление в культуре и искусстве, а также исследована историческая ретроспектива звуковых образов реальных пространств в их связи с развитием музыкального искусства.
Раздел 1.1: Функциональная роль звукового образа пространства
В контексте искусства звукорежиссуры акустическое пространство, являющееся звуковым представлением пространства физического, рассматривается в качестве элемента художественного языка, аутентично встраиваемого автором (композитором, звукорежиссером) в идею музыкального произведения. Для его терминологического описания необходимо обозначить два основных понятия: звуковой и музыкальный образы художественного пространства.
Осмысление термина звуковой образ пространства требует предварительного описания ключевого в его составе понятия — звук. В контексте настоящей диссертации термин «звук» трактуется как процесс волнообразного возмущения упругой среды колеблющимся объектом, способный вызвать слуховые ощущения1 [176; 177]. Таким образом, звук с одной стороны — это объективный процесс генерации механических колебаний в упругой среде, с другой стороны, он связан с процессом восприятия его слуховой системой. Если физическое описание процесса
1 В настоящее время в области феноменологии развивается несколько подходов к описанию феномена звук [89], каждый из которых предлагает свое толкование этого термина и связанных с ним явлений, в частности, таких как, пространственность звука, локализуемостъ звука и др.
генерации и распространения звуковых волн детально исследованы в науке, то процесс восприятия звука продолжает интенсивно изучаться, этим занимается специальное направление науки — психоакустика. К настоящему времени достаточно детально исследована связь физических параметров звука с такими слуховыми ощущениями как высота, громкость, тембр, маскировка, пространственная локализация и др.
Применение полученных в психоакустике результатов к формированию понятия «звуковой образ пространства», позволяет рассматривать его как звуковой образ в сознании слушателя, сформированный в результате возбуждения слуховой системы большим количеством звуковых волн, отраженных от формирующих пространство поверхностей, поступающих с разных направлений, с разными временными интервалами, с незначительно различающимися спектральными качествами и характеризуемых, через схожесть спектрально-временных свойств, принадлежностью к определенному первичному звуку, сообщенному посредством прямой звуковой волны от источника к слушателю (прямой звук). Совокупность объективных свойств этих вторичных звуков2 формирует в сознании слушателя субъективные характеристики звукового образа пространства.
Следует отметить, что звук (а следовательно, и звуковой образ пространства) является общедоступным явлением. Множество слушателей могут быть единовременно вовлечены в процесс прослушивания звукового материала, могут оценивать его качества, и в большинстве случаев их оценки совпадают. Это можно проследить на примере определения музыкального мотива, музыкального инструмента, темпо-ритмических, динамических, тембральных и других качеств прослушиваемого материала.
2 Поверхности, ограничивающие пространство, в данном случае могут быть рассмотрены как вторичные (по отношению к источнику прямого звука) источники звука, а каждое отражение звуковой волны, как вторичный процесс излучения звуковой волны
Под термином музыкальный образ пространства понимается звуковой образ пространства, сообщаемый в контексте музыкального произведения, как его неотъемлемая часть, как элемент его композиционного языка. Термин художественное пространство в контексте данного исследования трактуется по аналогии с изобразительным искусством, как пространство, в котором реализуется художественное действие. Это обусловлено существенным сходством звукового дизайна с изобразительным искусством в различных аспектах создания произведения, такими, как пространственное позиционирование звуковых образов, использование звуковых планов и звуковой перспективы, аналогия между тембрами и цветами и т.д. Отсюда и заимствование из сферы изобразительного искусства таких понятий как звуковая картина, звуковой образ и др. [9].
В жизни человека и социума звуковой образ пространства выполняет по меньшей мере четыре основные функции: музыкальную, эстетическую, символическую и локализационную [79]:
Музыкальная функция реализуется через влияние на музыкальное искусство, осуществляемое акустическим пространством как на этапе создания произведений музыкального творчества [53; 67; 79; 94; 165; 198], так и в процессе их исполнения [142-144; 219; 226].
Любое помещение можно рассматривать как резонатор, наподобие корпусных резонаторов, которыми обладают многие музыкальные инструменты (гитара, виолончель, арфа и др.). Основные отличия помещения от резонаторов музыкальных инструментов заключаются в гораздо больших размерах и в том, что источник звука, звуковое поле, и приемник звука сосредоточены внутри самого резонатора. В этом отношении пространство концертного зала можно расценивать, как функциональное расширение музыкальных инструментов: поверхности помещения неравномерно
воздействуют на спектрально-временные свойства распространяющегося внутри него звука, изменяя звуковой образ музыкальных инструментов, что активно используется исполнителями.
В качестве примера влияния различных пространств на формирование художественных аспектов самого музыкального языка произведения, можно обозначить воздействие реверберационных процессов3 [3] на особенности и манеру исполнительских приёмов. Гулкое помещение может скрывать некоторые легкие неточности при игре, тем самым нивелируя в сознании музыканта ощущение, что звучание инструмента «обнажено» [225], что имеет психологическое значение и оказывает влияние на качество исполнения. Помимо этого характер реверберационных процессов регулирует также исполнительские аспекты, связанные с темпо-ритмическими соотношениями, затрагивающими весь спектр элементов композиции произведения. К примеру, музыка быстрых темпов, насыщенная виртуозными пассажами, не будет звучать ярко и прозрачно в помещениях с «храмовой» акустикой, поскольку множество звуковых отражений будет размывать и маскировать тонкие детали, играющие немаловажную роль в результирующем впечатлении. Как указывает Л. Беранек (Вегапек) [67] на материале большого количества интервью с виднейшими музыкантами, лучшие дирижеры мира формируют звучание своих оркестров в соответствии с акустическими характеристиками зала, в котором происходит основная часть их репетиций и выступлений. При этом не каждый зал обладает всеми необходимыми качествами для полноценного представления в нем большого разнообразия сочинений, пусть даже принадлежащих к одному музыкальному направлению. Лучший результат достигается лишь тогда, когда музыканты подстраиваются под акустические свойства помещения,
3 Реверберационный процесс — процесс распространения звуковой волны в замкнутом или полузамкнутом пространстве, включающий многократное отражение звуковых волн от ограничивающих пространство поверхностей, их рассеивание, интерференцию и т.д.. Более подробно см. раздел. 2.1
корректируя способы исполнения отдельных штрихов.
Влияние пространства на художественные аспекты композиции музыкального произведения прослеживается на протяжении истории европейской музыкальной культуры. Часто композиторы создают произведения, ориентируясь на их звучание в конкретных акустических условиях, и, в соответствии с этим, используют определенные композиционные приемы. На художественные особенности композиций барочной церковной музыки в определённой степени оказывал влияние тот фактор, что последние создавалась преимущественно для исполнения в больших храмовых помещениях с длительным затуханием звука. Большая часть органной музыки ориентирована именно на такие помещения. В то же время лютеранские церкви были гораздо менее гулкими, и это инспирировало к использованию более быстрых темпов. Ярким примером этого является творчество И.С. Баха, служившего в течении многих лет кантором в кирхе св. Фомы, масштабы которой сравнимы с размерами камерных залов. Здесь им были написаны Месса си минор и «Страсти по Матфею», изобилующие подвижными пассажами, требующими соответствующей умеренно гулкой акустики для их воспроизведения. Подобную привязку музыкальных произведений к акустическим пространствам, для которых они были созданы, можно найти во все периоды истории европейского искусства (см. раздел 1.2)
Эстетическая функция. Акустический облик пространств затрагивает аспекты эстетики слухового восприятия. Различные сочетания составных элементов акустического пространства, таких, как форма помещения, размеры и материалы конструкции, наличие мебели, украшений (декорации, лепка и т.п.), вследствие своего влияния на звук, определяют субъективное впечатление слушателя об акустике помещения. Эстетическая функция
звукового образа пространства наиболее тесно связана с музыкальным искусством, поскольку качества пространства наиболее критично проявляются при прослушивании в нем музыкального материала.
Описание эстетического воздействия звукового образа пространства на предпочтения слушателей требует наличия системы уникальных терминов, которые бы связывали акустические качества пространства с конечным субъективным впечатлением о них. На данный момент для описания акустических качеств помещений используются такие термины, как ясность звучания, жизненность, теплота, акустическая интимность, пространственность и др. (см. Раздел 2.2).
Символическая функция связана с тем, что что акустическое пространство как элемент культуры ассоциируется с культурными являниями, привязанными к соответствующему пространству. Для примера можно привести лекционный зал учебного заведения. С определенной периодичностью учащиеся посещают это помещение исключительно для приобретения знаний, прослушивания лекций, проведения семинаров. В результате акустические качества лекционного зала ассоциируется у них с учебным процессом и проявлением повышенного внимания. Эта функция акустического пространства напрямую связана с особенностями культуры общества, в котором живет человек, и с его личным жизненным опытом. Акустический облик больших помещений с длительным затуханием звука в одном обществе может ассоциироваться с проведением религиозного служения и способствовать проявлению искренних возвышенных чувств, в другом же обществе может быть связан с посещением концертного мероприятия, с ощущением легкости, непринужденности, беззаботного проведения времени.
Локализационная функция проявляется в том, что звуковые отражения ориентируют человека в пространстве, выступая как дополнение к зрительной локации или как ее частичная замена, если человек лишен зрения. Содержащаяся в звуковых отражениях информация, такая, как время их задержки относительно прямого звука, направление их прихода, интенсивность, своеобразная тембральная окраска, сообщаемая звуку резонансами отражающих поверхностей, указывают на расстояние до отражающего звук препятствия, его размеры, плотность, толщину, материал покрытия. Передвижение в пространстве незрячего человека- наиболее показательный пример, поскольку люди, лишенные способности воспринимать зрительную информацию используют возможности слуха наиболее полно. Так, пространство узкого коридора характеризуется высоким уровнем боковых отражений при передвижении параллельно боковым стенам - звуки собственных шагов будут содержать высокий уровень ранних боковых отражений. В случае же изменения направления движения уровень бокового звука заметно уменьшится. Если узкий коридор сменяется большим залом, человек сразу же слышит изменение длительности реверберации, появление позднего диффузного звука, иную окраску звуковых отражений приходящих с всех направлений. При перемещении от центра помещения в сторону одной из стен частотный баланс звука будет постепенно принимать окраску, соответствующую резонирующим свойствам этой стены.
Различные помещения характеризуются разными сочетаниями вышеупомянутых акустических свойств, что составляет их уникальный акустический облик. Слушатель, часто посещающий одни и те же помещения, запоминает и узнает их акустический облик и по одному характеру звукового поля может определить свое местоположение. Более того, человек обладает потенциалом для развития способности обнаружения
объектов и преград с помощью слуха, но обнаружить эти способности можно лишь у немногих [56].
Вышеописанные функции звукового образа пространства могут быть реализованы в процессе создания звукорежиссером музыкального образа пространства, который должен быть достаточно высокого эстетического уровня, должен соответствовать жанру музыкального произведения, и должен быть достаточно реалистичным, чтобы осуществлять символическую и локализационную функции, что особенно актуально для трехмерного звукоизображения.
Раздел 1.2: Историческая ретроспектива развития звуковых образов пространств для музыкальных представлений.
Основы создания акустического пространства для музыкальных представлений были заложены в культуре Древней Греции. Сохранившиеся постройки и информация из археологических источников указывают на достаточно большой объем знаний архитекторов, создавших публичные античные строения, в области восприятия пространственного звука. Крытые театры, грандиозные храмы, большие открытые амфитеатры, - эти и другие сооружения, используемые для общественных мероприятий, демонстрируют прекрасные акустические свойства, чего невозможно было достичь без понимания их создателями многих принципов распространения и восприятия звука.
Наиболее ранними образцами помещений, при постройке которых авторы учитывали важность определённых акустических качеств, являются древнегреческие амфитеатры. Являясь местом проведения театральных
представлений, общественных собраний, выступлений политических деятелей, амфитеатры играли важную роль в культуре древнегреческого общества, а звуковой образ пространства амфитеатра являлся значимой характерной чертой разных жанров искусства и социальных мероприятий
Появление в Древней Греции грандиозных открытых арен обусловлено в первую очередь политическими особенностями жизни демократического общества Греции, необходимостью единовременного участия большого количества людей в важных политических событиях [79]. Этому также способствовали географические и климатические условия. Большинство крупных греческих городов были расположены в холмистой местности, и склоны холмов использовались в качестве опоры для театрона4 (амфитеатры на искусственном фундаменте научились строить позже римляне). В свою очередь, мягкий, умеренный климат позволил проводить длительные мероприятия под открытым небом.
Амфитеатры имели близкую к полукругу форму, со ступенеобразно возвышающимися рядами зрительских мест, в которых обеспечивались удовлетворительные акустические условия более чем для 15000 посетителей. Основным акустическим требованием, предъявляемым к ним, было обеспечение разборчивости речи на всех зрительских местах. Достигалось это как за счет архитектурных решений, так и средствами исполнительских приемов. Скена5 обеспечивала дополнительные отражения в зрительские ряды. Крутое увеличение угла возвышения зрительских мест делало их ближе к орхестре6. Маски, в которых выступали исполнители, имели небольшие рупоры, усиливавшие звук. Специальная ораторская техника и декламирование нараспев позволяли выступавшим распространять свои
4 Театрон — зрительская часть амфитеатра.
5 Скена — строение позади орхестры
6 Орхестра — место, где происходит театральное действие.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Концертный зал в европейской и отечественной культуре2016 год, кандидат наук Крамер Александр Юрьевич
Алгоритмы обработки и моделирования пространственно-временных музыкальных акустических сигналов в помещении2013 год, кандидат наук Таранов, Дмитрий Дмитриевич
Теория и практика современной электроакустической композиции2013 год, кандидат наук Бундин, Андрей Сергеевич
«Вербальные портреты» воспринимаемого качества акустического события2019 год, кандидат наук Богданова Ирина Валерьевна
"Типологизация аудиовизуальных решений в кинематографе (на материале игровых фильмов 1950-х - 2010-х гг.)"2016 год, доктор наук Михеева Юлия Всеволодовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рустамов, Али Расул-оглы, 2013 год
Библиография
1. Алдошина И.А. Основы психоакустики. Часть 11. Аурализация -виртуальный звуковой мир // Звукорежиссер. 2000. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://rus.625-net.ru/archive/z0700/aldoshina.htm (дата обращения: 27.10.2013)
2. Алдошина И. А. Аурализация и акустическая реконструкция древнегреческих театров [Электронный ресурс]. URL: http://rus.625-net.ru/audioproducer/2004/08/aldo.htm (дата обращения: 02.12.2010).
3. Алдошина И.А., Приттс R Музыкальная акустика. Учебник. СПб: Композитор, 2006. 720 с.
4. Баскаков С.И. Радиотехнические сигналы, цепи, устройства и системы.М.: Высшая школа, 1988. 448 с.
5. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А, Михалевская М.Б. Измерение в психологии общий психологический практикум. М.: Смысл, 1998. 286 с.
6. Давиденкова Е.А. Тембр как категория современного искусствоззнания и его значение в практике современной звукорежиссуры. дис. ... канд. искусств. СПб, 2011. 196 с.
7. Давыдов В.В. Акустика помещений. М: Радио и связь, 1995. 94 с.
8. Дернов А. Композитор архитектурных форм. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/d_008/main. shtml (дата обращения: 11.12.2011).
9. Динов В. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. СПб: «Геликон Плюс», 2002. 368 с.
10. Дрейзен И.Т. Система электронного управления акустикой залов и радиовещательных студий. М: Связь, 1967. 320 с.
11. Йордан B.J1. Акустическое проектирование концертных залов и театров / под ред. Л.И. Макриненко. Москва: Стройиздат, 1986. 173 с.
12. Качерович А.Н. Акустическое оборудований киностудий и театров. М.: Искусство, 1980. 239 с.
13. Ковригин С.Д., Крышов С.И. Архитектурно-строительная акустика. М.: Высшая школа, 1986. 256 с.
14. Кононович J1.M., Ковалгин Ю.А. Стереофоническое воспроизведение звука. М.: Радио и связь, 1981. 184 с.
15. Крамер А.Ю. Концертный зал как специализированное здание. История появления и общие пути эволюции (до середины XX века): Дис. ... магистра искусств., СПб, 2010. 65 с.
16. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. [Электронный ресурс] Москва : ДиректМедиа Паблишинг, сор. 2007. 1 эл. опт. диск (CD-ROM)
17. Макриненко Л.И. Акустика помещений общественных зданий. М: Стройиздат, 1986. 173 с.
18. Маньковский B.C. Акустика студий и залов для звуковоспроизведения. Москва: Искусство, 1966. 376 с.
19. Морз Ф. Колебания и звук. М: Гостехтеориздат, 1949. 496 с.
20. Никамин В.А. Системы пространственного звучания. СПб: Корона Принт, 2004. 192 с.
21. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. Москва: Стройиздат, 1989. 350 с.
22. Рустамов А.P., Faria R.R.A. Персональная переписка с Р. Росси. 2012.
23. Рустамов А.Р., Griesinger D. Персональная переписка с Д. Гресинджером. 2009.
24. Сапожков М.А. Звукофикация помещений. М: Связь, 1979. 144 с.
25. Стрэтт (Рэлей) Д. Теория звука. М: Гостехтеориздат, 1955. 504 с.
26. Фурдуев В.В. Акустические основы вещания. М: Связиздат, 1960. 320 с.
27. Фурдуев В.В. Стереофония и многоканальные звуковые системы. М: Связь, 1973. 112 с.
28. Цвикер Э., Фельдкеллер Р. Ухо как приемник инофрмации / под ред. Б.Г. Белкин. М: Связь, 1971. 255 с.
29. Щевьев П.А. Физические основы архитектурно-строительной акустики. СПб: СПбГУКиТ, 2001. 408 с.
30. Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика — основные
факты. М.: МЗ-Пресс, 2004. 110 с.
31. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой. М.: Финансы и Статистика, 2002. 560 с.
32. Айфичер Э. Джервис Б. Цифровая обработка сигналов: практический подход. Вильяме, 2004. 992 с.
33. Adair S. Alcorn М., Corrigan С. A study into the perception of envelopment in electroacoustic music. Organised Sound, 2010, Vol. 15(3), pp. 251-259
34. Nyberg D. Listener envelopment: effects of changing the sidewall material in a model of an existing concert hall: Master's thesis, Lulea, Sweden, 2008. 55 p.
35. Zacharov N. Perceptual studies on spatial sound reproduction systems: Dissertation ... Doctor of Science in Technology, Espoo, Finland, 2000, 239 p.
36. Stockhausen K. Music in space // Die Reihe. 1975. Vol. 5. pp. 67- 82.
37. Abdelazeez M.K., Hammad R.N., Mustafa A.A. Acoustics of King Abdullah Mosque // J. Acoust. Soc. Am. 1991. Vol. 90. № 3. pp. 1441-1445.
38. AFMG Technologies GmbH. Software - EASERA - Electronic and acoustic system evaluation and response analysis [Электронный ресурс]. URL: http://easera.afmg.eu/ (дата обращения: 27.02.2012).
39. Ahnert W. Accurate acoustic modeling of small rooms // Proceedings of the AES Convention 131, 2011.
40. Ahnert W., Schmidt W. Fundamentals to perform acoustical measurements. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://renkusheinz-sound.ru/easera/EASERAAppendixUSPV.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
41. Ahnert W., Steffen F. Sound reinforcement engineering: fundamentals and practice. Taylor & Francis, 1999. 426 p.
42. Allred J.C., Newhouse A. Applications of the monte carlo method to architectural acoustics. II // The Journal of the Acoustical Society of America. 1958. Vol. 30. № 10. p. 903.
43. Allred J.C., Newhouse A. Applications of the monte carlo method to architectural acoustics // The Journal of the Acoustical Society of America. 1958. Vol. 30. № l.p. 1.
44. Anders Т., Farina A. Real-time partitioned convolution for ambiophonics surround sound // Proceedings of the IEEE Workshop on Applications of Signal Processing to Audio and Acoustics 2001. New Paltz, New York, 2001. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.angelofarina.it/Public/Papers/164-Mohonk2001.PDF (дата обращения: 27.10.2013)
45. Ando Y. Concert hall acoustics. Springer, 1985. 176 p.
46. Annibale P. The SCENIC project: space-time audio processing for environment-aware acoustic sensingand rendering II Presented at the 131st AES Convention. New York, NY, USA, 2011.[Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://www.commsp.ee.ic.ac.uk/~sap/uploads/publications/Annibale2011 .pdf (дата обращения: 27.10.2013)
47. Arumi P., Olaiz N., Mateos Т., Garcia D. 3D audio with CLAM and Blender's game engine. Parma, Italy, 2009. Proceedings of the Linux Audio Conference, 2009 [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://lac.linuxaudio.org/2009/cdiTL/Thursday/05_Arumi/PauAruiTii_et_al_3DAudi 0Witl1CLAMandBlendersGameEngine.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
48. Atal B.S. Study of sound decay using ray-tracing techniques on a digital computer// The Journal of the Acoustical Society of America. 1967. Vol. 41. p. 1598.
49. Bagenal H., Wood A.. Planning for good acoustics. Methuen, 1931. 448 p.
50. Barron M. The subjective effects of first reflections in concert halls-The need for lateral reflections // Journal of Sound Vibration. 1971. Vol. 15. pp. 475^-94.
51. Barron M. Subjective study of British symphony concert halls //Acustica. 1988. Vol. 66. pp. 1-14.
52. Barron M. Using the standard on objective measures for concert auditoria, ISO 3382, to give reliable results //Acoustical Science and Technology. 2005. Vol. 26. №2. pp. 162-169.
53. Barron M. Auditorium acoustics and architectural design, Second Edition. T & F Books UK, 2009.
54. Barron M., Marshall A. Spatial impression due to early lateral reflections in concert halls: The derivation of a physical measure // Journal of Sound Vibration. 1981. Vol. 77. pp. 211-232.
55. Barron M., Marshall H. Spatial impression due to early lateral reflections in concert halls: The derivation of a physical measure. // Journal of Sound and Vibration. 1981. Vol. 77. № 2. pp. 211-231.
56. Blesser В., Salter L.. The other half of the soundscape: aural architecture // World Federation Acoustic Ecology Conference. Mexico, 2009. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.blesser.net/downloads/Blesser-Salter%20WFAE%20Mexico.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
57. Batteau D.W. The role of the pinna in human localization // Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. 1967. Vol. 168. pp. 158-180.
58. Batteau D.W. Listening with the naked ear // Neuropsychology of Spatially Oriented Behavior / Ed. S.J. Freedman. Homewood, IL: Dorsey Press, 1968. pp. 109-133.
59. Bech S. Timbral aspects of reproduced sound in small rooms. I // J. Acoust. Soc. Am. 1995. Vol. 97. № 3. pp. 1717-1726.
60. Bech S. Timbral aspects of reproduced sound in small rooms. II // J. Acoust. Soc. Am. 1996. Vol. 99. № 6. p. 3539.
61. Bech S., Zacharov N. Perceptual audio evaluation - theory, method and application. Wiley, 2006. 462 p.
62. Begault D.R. 3D sound for virtual reality and multimedia. Academic Press, 1994. 246 p.
63. Begault D.R. Spatial manipulation and computers: a tutorial for composers [Электронный ресурс]. URL: http://www.ex-tempore.org/begault/begault.htm (дата обращения: 17.09.2011).
64. Begault D.R., Bryan U. McClain, Anderson M.R. Early reflection thresholds for anechoic and reverberant stimuli within a 3-D sound display // Proceedings of the 18th International Congress on Acoustics. Kyoto, Japan, 2004. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http:/Vhumansysteiiis.arc.nasa.gov/pubiications/20050322115330_Begault_ICA-fmalREVISED.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
65. Begault D.R., McClain B.U. Early reflection thresholds for virtual acoustic sound field simulation // Proceedings of the 17th International Congress on Acoustics. Rome, 2001. pp. 58-59
66. Begault D.R., McClain B.U., Anderson M.R. Early reflection thresholds for virtual sound sources // Proceedings of the 2001 International Workshop on Spatial Media. Aizu-Wakamatsu, Japan, 2001.[Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://human-factors.arc.nasa.gov/publications/Begault_200 l_Reflection_Thresholds.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
67. Beranek L. Concert halls and opera houses: music, acoustics, and architecture. Springer, 2003. 664 p.
68. Beranek L. Riding the waves. The MIT Press, 2011. 248 p.
69. Beranek L.L. Music acoustics and architecture. New York, NY, USA: John Wiley & Sons, 1962. 586 p.
70. Beranek L.L. Concert hall acoustics - 1992 // J. Acoust. Soc. Am. 1992. Vol. 92. № l.pp. 1-39.
71. Beranek L.L. Concert hall acoustics 2001-2007 // Proceedings of 19th International Congress on Acoustics. Madrid, 2007. pp. 4644-4656
72. Berg J. How do we determine the attribute scales and questions that we should ask of subjects when evaluating spatial audio quality? // Proceedings of the Spatial Audio & Sensory Evaluation Techniques. Guilford, UK, 2006. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://msr.soh.surrey.ac.uk/projects/ias/papers/Berg.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
73. Berg J., Rumsey F. Correlation between emotive, descriptive and naturalness attributes in subjective data relating to spatial sound reproduction // 109th AES Convention. Los Angeles, California, USA, 2000.[Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://pure.ltu.se/portal/files/797468/paper.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
74. Berg J., Rumsey F. Identification of perceived spatial attributes of recordings by repertory grid technique and other methods // 106th AES Convention. Munich, Germany, 1999.[Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://epubs.surrey.ac.Uk/512/l/fulltext.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
75. Berkhout A.J. A holographic approach to acoustic control // The Journal of the Audio Engineering Society. 1988. № 36. pp. 977-995.
76. Berkhout A.J. A wavefield approach to multichannel sound // Proceedings of
the AES Convention 104. Netherlands, 1998. pp. 9798-9805.
77. Blauert J. Spatial hearing : the psychophysics of human sound localization. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1997. 404 p.
78. Blauert J., Lindemann W. Auditory spaciousness: Some further psychoacoustic analyses // J. Acoust. Soc. Am. 1986. Vol. 80. № 2. pp. 533-542.
79. Blesser В., Salter L.-R. Spaces speak, are you listening? MIT Press, 2007. 453 P-
80. Blumlein A.D. British Patent Specification 394,325 (Improvements in and relating to sound-transmission, sound-recording and sound-reproducing systems) // Journal of the Audio Engineering Society. 1958. Vol. 6. № 2. C. 91-130.
81. Bradley J.S. The Evolution of newer auditorium acoustics measures // Canadian Acoustics/Acoustique Canadienne. 1990. Vol. 18. №4. p. 13.
82. Bradley J.S. Using ISO 3382 measures, and their extensions, to evaluate acoustical conditions in concert halls //Acoust. Sci. & Tech. 2005. Vol. 2. № 26. pp. 170-178.
83. Bradley J.S., G. A. Soulodre. Objective measures of listener envelopment // J. Acoust. Soc. Am. 1995. Vol. 98. № 5. pp. 2590-2597.
84. Bradley J.S., Reich R.D., Norcross S.G. On the combined effects of early- and late-arriving sound on spatial impression in concert halls // J Acoust Soc Am. 2000. Vol. 108. №2. pp. 651-61.
85. Bradley J.S., Soulodre G.A. The influence of late arriving energy on spatial impression // Acoustical Society of America Journal. 1995. Vol. 97. pp. 22632271.
86. Bradley J.S., Soulodre G.A. Acoustics 1995: Listener envelopment: An essential part of good concert hall acoustics // J. Acoust. Soc. Am. 1996. Vol. 99. № l.p. 22.
87. Bradley J.S., Soulodre G.A., Norcross S. Factors influencing the perception of bass//J. Acoust. Soc. Am. 1997. Vol. 101. № 5. p. 3135.
88. Briiel & Kjser. Type 7841 - DIRAC Room Acoustics Software - Type 7841 [Электронный ресурс]. URL:
http://ww\\'.bksv.com/Products/RoomAcousticsSoftware/7841 DIRAC.aspx (дата обращения: 27.02.2012).
89. Casati R., Dokic J. Sounds 11 The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Ed. E.N. Zalta, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://plato.stanford.edu/entries/sounds/ (дата обращения: 27.10.2013)
90. Choisel S., Wickelmaier F. Evaluation of multichannel reproduced sound: scaling auditory attributes underlying listener preference. // Journal of the Acoustical Society of America. 2007. Vol. 121. № 1. pp. 388^00.
91. Cocchi A. Acoustic quality of theatres: correlation between experimental measures and subjective evaluations. 1994. 32 p.[Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://pcfarina.eng.unipr.it/Public/Papers/052-UNIFE94.PDF (дата обращения: 27.10.2013)
92. Сох Т. J., Davies W.J., Lam Y.W. The sensitivity of listeners to early sound field changes in auditoria // Acta Acustica united with Acustica. 1993. Vol. 79. № 1. pp. 27-41.
93. Darin E. Hughes. Defining an audio production pipeline for mixed reality // Proceedings of Human Computer Interfaces International 2005, Las Vegas, 2005. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?
doi=10.1.1.86.253&rep=repl&type=pdf (дата обращения: 27.10.2013)
94. Dart Т. The interpretation of music. Hutchinson's University Library, 1962. 200 P-
95. David G. Measures of spatial impression and reverberance based on the physiology of human hearing // Proceedings of the 11th International AES Conference, 1992, Portland, Oregon, USA. pp. 114-145.
96. Eyring C.F. Reverberation time in "dead" rooms: a derivation of a new formula for calculation of reverberation time more general than Sabine's and applicable to "dead" as well as "live" rooms. Bell Telephone Laboratories, 1930. 36 p.
97. Faria R. AUDIENCE for Pd, a scene-oriented library for spacial audio // Proceedings of the Pure Data Convention, Berlin, 2011. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.uni-weimar.de/medien/wiki/images/AUDIENCE_for_Pd_a_scene-oriented_library_for_spacial_audio.pdf (дата обращения: 27.10.2013).
98. Faria R.R.A. Orchestra spatialization using the AUDIENCE engine // Proceedings of the International Computer Music Conference 2006. New Orleans, 2006.[Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://quodЛib.umich.edu/cgi/p/pod/dod-idx/orchestra-spatialization-using-the-audience-engine.pdf?c=icmc;idno=bbp2372.2006.055 (дата обращения: 27.10.2013)
99. Farina A. Ramsete Home Page [Электронный ресурс]. URL: http://www.ramsete.com/Ramsete_Ultimo/index.htm (дата обращения:
27.02.2012).
100. Farina A. Aurora for Audacity [Электронный ресурс]. URL: http://aurora-plugins.forumfree.it/?t=55110998 (дата обращения: 25.01.2012).
101. Farina A. AURORA Plug-ins [Электронный ресурс]. URL: http://www.aurora-plugins.com/ (дата обращения: 27.02.2012).
102. Fasti H., Zwicker E. Psychoacoustics: facts and models. Springer, 2006. 463 P-
103. Fellgett P. Ambisonics. part one: general system description // Studio Sound. 1975. Vol. 17. pp. 20-22.
104. Ford N. Verbal and nonverbal elicitation techniques in the subjective assessment of spatial sound reproduction // Journal of Audio Engineering Society. 2001. Vol. 49. № 5. pp. 366-384.
105. Ford N., Rumsey F., Nind T. Communicating listeners' auditory spatial experiences: a method for developing a descriptive language // 118th AES Convention. Barcelona, Spain, 2005. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://epubs.surrey.ac.Uk/545/l/fulltext.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
106. Forsyth M. Buildings for music: the architect, the musician and the listener from the seventeenth century to the present day. CUP Archive, 1985. 410 p.
107. Francis R. Subjective assessment of the spatial attributes of reproduced sound //AES 15th international conference. Institute of Sound Recording, Guildford, UK, 1998. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: epubs.surrey.ac.uk/572/l/fulltext.pdf (дата обращения:
27.10.2013)
108. Francis R. Spatial audio and sensory evaluation techniques - context, history and aims // Spatial audio and sensory evaluation techniques. Guilford, UK, 2006. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://epubs.surrey.ac.Uk/530/l/fulltext.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
109. Furuya H. Arrival direction of late sound and listener envelopment 11 Applied Acoustics. 2001. Vol. 62. № 2. pp. 125-136.
110. Gade A.C. Investigation of musician's room acoustic conditions in concert halls. I: Methods and laboratory experiments. //Acustica. 1989. Vol. 69. pp. 193203.
111. Gade A.C. Investigation of musician's room acoustic conditions in concert halls. II: Field experiments and synthesis of results //Acustica. 1989. Vol. 69. pp. 249-262.
112. Gardner M.B. Distance estimation of 0[degree] or apparent 0[degree]-oriented speech signals in anechoic space // J. Acoust. Soc. Am. 1969. Vol. 45. № 1. pp. 4753.
113. Gary S.K., Martens L.W.. Simulating the cues of spatial hearing in natural environments // Proceedings of the 1984 International Computer Music Conference. San Francisco, USA, 1984. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://quod.lib.umich.edu/cgi/p/pod/dod-idx/simulating-the-cues-of-spatial-hearing-in-natural.pdf?c=icmc;idno=bbp2372.1984.015 (дата обращения: 27.10.2013)
114. Gerzon M.A. Sound reproduction systems. British Patent no. 1 550 628, 1979.
115. Gerzon M.A. Ambisonics in multichannel broadcasting and video // J. Audio Eng. Soc. 1985. Vol. 33. № 11. pp. 859-871.
116. Gerzon M.A. Ambisonic decoders for HDTV // Proceedings of the AES Convention 92. 1992. pp. 9193-9203.
117. Gilbert-Rolfe J. Frank Gehry: the city and music. Routledge, 2001. 156 p.
118. Glasgal R. Surround ambiophonic recording and reproduction // Proceedings of the 24th AES International Conference on Multichannel Audio. Banff, Canada, 2003. pp. 1-10.
119. Gottlob D. Comparison of objective acoustic parameters in concert halls with results of subjective experiments: dissertation. English translation by M. Barron, Gottingen, 1975.
120. Grantham D.W., Wightman F.L. Detectability of varying interaural temporal differences // J. Acoust. Soc. Am. 1978. Vol. 63. № 2. pp. 511-523.
121. Griesinger D. How loud is my reverberation // Proceedings of the AES 98th
Convention. Paris, France, 1995. pp. 9496-9502.
122. Griesinger D. The psychoacoustics of apparent source width, spaciousness and envelopment in performance spaces //Acta Aucstica. 1997. Vol. 83. pp. 721— 731.
123. Griesinger D. Objective measures of spaciousness and envelopment // Proceedings of the AES 16th International Conference: Spatial Sound Reproduction, Rovaniemi, Finland, 1999. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://www.davidgriesinger.com/objmeas.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
124. Griesinger D. Spatial perception of distance, azimuth, and envelopment when the direct to reverberant ratio (d/r) is below -6 dB // Proceedings of the 19-th International Congress On Acoustics. Madrid, 2007. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.sea-acustica.es/WEB_ICA_07/fclirs/papers/rba-13-001 .pdf (дата обращения: 27.10.2013)
125. Guastavino С., Katz B.F.G. Perceptual evaluation of multi-dimensional spatial audio reproduction // The Journal of the Acoustical Society of America. 2004. Vol. 116. pp. 1105.
126. Haas H. The influence of a single echo on the audibility of speech // J. Audio Eng. Soc. 1972. Vol. 20. № 2. pp. 146-159.
127. Hamasaki K.A 22.2 multichannel sound system for ultrahigh-defmition TV (UHDTV) // SMPTE Motion Imaging Journal. 2008. Vol. 117. № 3. pp. 40-49.
128. Hartmann W.M. Localization of sound in rooms // J. Acoust. Soc. Am. 1983. Vol. 74. №5. pp. 1380-1391.
129. Hawkes R., Douglas H. Subjective acoustic experience in concert auditoria // Acustica. 1971. Vol. 24. pp. 235-250.
130. Hidaka T. On the objective parameter of texture // Proceedings of the Forum Acusticum. Sevilla, Spain, 2002.[Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://webistem.com/acoustics2008/acoustics2008/cdl/data/fa2002-sevilla/forumacusticum/archivos/rbaO 1002.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
131. Hiroshi F. The influence of total and directional energy of late sound on listener envelopment //Acoust. Sci. & Tech. 2005. Vol. 26. № 2. pp. 208-211.
132. Hirst J.M. Spatial impression in multichannel surround sound systems: PhD thesis, Salford, UK, 2006. 266 p.
133. Hunt F.V. Remarks on the mean free path problem // The Journal of the Acoustical Society of America. 1964. Vol. 36. p. 556.
134. Hyde J.R. The importance of sound strength (G) in opera house acoustics: intimacy and the role of early reflections // Proceedings of the 17th International Congress on Acoustics. Rome, 2001. pp. 308-309.
135. laird I. Development of a virtual performance studio with application of virtual acoustic recording methods // Paper presented at the 130st AES Convention. London, UK, 2011. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://virtualacoustics.files.wordpress.com/2012/01/aes-10031 l.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
136. Itoh M., Iida K., Morimoto M. 3D sound image localization by interaural differences and the median plane HRTF // Proceedings of the 2002 International Conference on Auditory Display. Kyoto, Japan, 2002. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://www.icad.org/website V2.0/ConferencesЯCAD2002/proceedings/81_Masayu kiMorimoto.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
137. Jan В. Evaluation of perceived spatial audio quality // Systemics, cybernetics and informatics. Vol. 4. № 2. pp. 10-14.
138. Jan В., Rumsey F. Systematic evaluation of perceived spatial quality /7 Proceedings of the AES 24th international conference on multichannel audio. Banff, Alberta, Canada, 2003. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://epubs.surrey.ac.Uk/567/l/fulltext.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
139. Jerald R.H. Acoustical intimacy in concert halls: does visual input affect the aural experience? // Proceedings of the Institute of Acoustics 24, 2002. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.veneklasenresearchfoundation.org/researcMiyde2.pdf (дата обращения: 10.11.2012)
140. Jesteadt W. Forward masking as a function of frequency, masker level, and signal delay // J. Acoust. Soc. Am. 1982. Vol. 71. № 4. pp. 950-962.
141. Joel D.M., Wenzel M.W. Recent developments in slab: a software-based system for interactive spatial sound synthesis // Proceedings of the 2002 International Conference on Auditory Display. Kyoto, Japan, 2002. [Электронный
ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: hsi.arc.nasa.gOv/publications/20051025102054_Miller_2002_ICAD2002_SLAB.p df (дата обращения: 27.10.2013)
142. Kato К., Ueno К., Keiji Kawai. Musicians' adjustment of performance to room acoustics, Part II: Acoustical analysis of performed sound signals // Proceedings of the 19th International Congress on Acoustics, 2007. p. 3610.
143. Kato K., Ueno K., Keiji K. Musicians' adjustment of performance to room acoustics, part I: Experimental erformance and interview in simulated sound field // Proceedings of the 19th International Congress on Acoustics, 2007. p. 3610.
144. Kato K., Ueno K., Keiji K. Musicians' adjustment of performance to room acoustics, part III: Understanding the Variations in Musical Expressions // The Journal of the Acoustical Society of America. 2008. Vol. 123. № 5. p. 3610.
145. Kleiner M., Dalenback B.I., Svensson P. Auralization-an overview // J. Audio Eng. Soc. 1993. Vol. 41. № 11. pp. 861-875.
146. Klepko J. 5-channel microphone array with binaural-head for multichannel reproduction: PhD thesis, Montreal, Canada, 1999.
147. Knudsen V.O. Architectural acoustics. J. Wiley & sons, inc., 1932. 640 p.
148. Krokstad A., Strom S., Sorsdal S. Calculating the acoustical room response by the use of a ray tracing technique // Journal of Sound and Vibration. 1968. Vol. 8. pp. 118-125.
149. Kuttruff H. Room acoustics. T & F Books UK, 2009. 374 p.
150. Lavandier C. Preference analysis derived from perceptive tests in room acoustics // Proceedings of the 13 th International Congress on Acoustics, Belgrade, 1989. p. 161.
151. Lehmann P. Uber die ermittlung raumakustischer kriterien und deren zusammenhang mit subjektiven. beurteilungen der horsamkeit: dissertation, Berlin, 1976. 179 p.
152. Lokki Т., Pulkki V. Evaluation of geometry-based parametric auralization // Proceedings of the 22nd International AES Conference, 2002. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.acoustics.hut.fi/researcli/cat/RVac/papers/lokkiaes22.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
153. Lokki Т., Svensson P.>, Savioja L. An efficient auralization of edge
diffraction // Proceedings of the 21 st International AES Conference, St Petersburg, Russia, 2002. pp. 166-172.
154. Long M. Architectural acoustics. Elsevier, 2006. 873 p.
155. Madden A. Multi-touch room expansion controller for real-time acoustic gesture // Proceedings of the 131st AES Convention. New York, USA, 2011.
156. Maekawa Z., Morimoto M. Auditory spaciousness and envelopment // Proceedings 13th International Congress on Acoustics. Belgrade, 1989. pp. 215218.
157. Mason R. Elicitation and measurement of auditory spatial attributes in reproduced sound: PhD thesis, Surrey, UK, 2002. 367 p.
158. Mason R. Verbal and nonverbal elicitation techniques in the subjective assessment of spatial sound reproduction // J. Audio Eng. Soc. 2001. Vol. 49. № 5. pp.366-384.
159. Mason R., Rumsey F., Bruyn B. de. An investigation of interaural time difference fluctuations, part 3: the subjective spatial effect of fluctuations in continuous stimuli delivered over loudspeakers // Proceedings of the 111th AES Convention. New York, USA, 2001. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://epubs.surrey.ac.Uk/525/l/fulltext.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
160. McCartney J. Rethinking the computer music language: SuperCollider // Computer Music Journal. 2002. Vol. 26. № 4. pp. 61-68.
161. Mee J.H. The oldest music room in europe: a record of eighteenth-century enterprise at oxford [1911]. Cornell University Library, 2009. 314 p.
162. Menzel D. The Binaural Sky: a virtual headphone for binaural room synthesis // International Tonmeister Symposium. Schloss Hohenkammer, Bavaria, 2005. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.tonmeister.de/symposium/2005/np_pdf/R04.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
163. Menzel D., Wittek H., Fasti H. The Binaural Sky : a virtual headphone for binaural room synthesis // Signal Processing. 2005. pp. 3-8.
164. Metzner P. Crescendo of the virtuoso: spectacle, skill, and self-promotion in Paris during the Age of Revolution. University of California Press, 1998. 412 p.
165. Meyer J. Acoustics and the performance of music: manual for acousticians,
audio engineers, musicians, architects and musical instrument makers. Springer, 2009. 438 p.
166. Middlebrooks J.C., Green D.M. Sound localization by human listeners // Annual Review of Psychology. 1991. № 42. pp. 135-159.
167. Moore F.R. Elements of Computer Music. Prentice Hall, 1990. 560 p.
168. Morimoto M. The relation between spatial impression and the precedence effect // Proceedings of the 2002 International Conference on Auditory Display. Kyoto, Japan, 2002. pp. 297-306.
169. Morimoto M., Jinya M., Nakagawa K. Effects of frequency characteristics of reverberation time on listener envelopment // J Acoust Soc Am. 2007. Vol. 122. № 3. p. 1611.
170. Morimoto M., Nakagawa K., Iida K. The relation between spatial impression and the law of the first wavefront // Applied Acoustics. 2008. Vol. 69. № 2. pp. 132-140.
171. Nettingsmeier J. Ardour and Ambisonics [Электронный ресурс]. URL: http://cec.sonus.ca/econtact/ll_3/nettingsmeier_ambisonics.html (дата обращения: 17.07.2011).
172. Newby К., Dulic A., Gotfirit M. From aural ecologies to ecologies of Media // Proceedings of the Consciousness Refrained Conference, Beijing, China, 2004. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.opusonemusic.net/visualmusic/Aleks/papers_web/AuralMediaEcologie sFinall.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
173. Newell P. Recording studio design. Focal Press, 2011. 834 p.
174. Nick Z., Bech S. Multichannel level alignment, part IV : The correlation between physical measures and subjective level calibration // Proceedings of the 109th AES Convention, Los Angeles, USA, 2000. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://lib.tkk.fi/Diss/2000/isbn9512252104/article5.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
175. Nironen H. Diffuse reflections in room acoustics modelling: Master's thesis, Helsinki, Finland, 2004. 103 p.
176. O'Callaghan C. Sounds: a philosophical theory. Oxford University Press, 2007. 209 p.
177. O'Callaghan С. Auditory perception // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Ed. E.N. Zalta, 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://plato.stanford.edu/entries/perception-auditory/ (дата обращения: 27.10.2013)
178. Olaiz N. 3D-audio with CLAM and Blender's game engine // Proceedings of the Linux Audio Conference. Parma, Italy, 2009. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://lac.linuxaudio.org/2009/cdm/Thursday/05_Arumi/27.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
179. Olson H.F. Acoustical engineering. Van Nostrand, 1957. 746 p.
180. Orfali W., Ahnert W. Evaluation of existing sound system designs in mosques and alternative modern solutions // J. Acoust. Soc. Am. 2008. Vol. 123. № 5. p. 3613.
181. Parkin, P.H., Scholes, W.E., Derbyshire, A.G. The reverberation times of ten British concert halls //Acustica. 1952. Vol. 2. pp. 97-100.
182. Peters N. Spatial sound rendering in Max/MSP with ViMiC. // Proceedings of the International Computer Music Conference. Belfast, UK, 2008. pp. 755-758.
183. Post O. "The way these people can just listen!": Inquiries about the Mahler tradition in the Concertgebouw. Columbia University, 2009. 217 p.
184. Primavera A. An advanced implementation of a digital artificial reveberator // Proceedings of the AES Convention 130, 2011. pp. 286-196.
185. Puckette M. Max at seventeen // Computer Music Journal. 2002. Vol. 26. № 4. pp. 31^3.
186. Raine K.A distributed real-time virtual acoustic rendering system for dynamic geometries // Proceedings of the 122nd AES Convention. Vienna, Austria, 2007. pp. 738-750.
187. Rayleigh L. On our perception of sound direction // Philosophical Magazine Series 6. 1907. Vol. 13. № 74. pp. 214.
188. Rumsey F. Spatial quality evaluation for reproduced sound: terminology, meaning and a scene-based paradigm // J. Audio Eng. Soc. 2002. Vol. 50. № 9. pp. 651-666.
189. Rumsey F., Berg J. Verification and correlation of attributes used for describing the spatial quality of reproduced sound // Proceedings of the AES 19th
International Conference, 2001. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://epubs.surrey.ac.Uk/542/l/fulltext.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
190. Rumsey F., Bruyn B. De, Ford N. Graphical elicitation techniques for subjective assessment of the spatial attributes of loudspeaker reproduction ' a pilot investigation // Proceedings of the 110th AES Convention. 2001. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://epubs.surrey.ac.Uk/564/l/fulltext.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
191. Sabine W.C. Collected papers on acoustics. Cambridge: Harvard University Press, 1922. 279 p.
192. Sayers B.M. Acoustic-image lateralization judgments with binaural tones // The Journal of the Acoustical Society of America. 1964. Vol. 36. p. 923.
193. Schroder D., Lentz T. Real-time processing of image sources using binary space partitioning // J. Audio Eng. Soc. 2006. Vol. 54. № 7/8. pp. 604-619.
194. Schroeder M.R. Novel uses of digital computers in room acoustics // The Journal of the Acoustical Society ofAmerica. 1961. Vol. 33. p. 1669.
195. Schroeder M.R. Computers in acoustics: symbiosis of an old science and a new tool // The Journal of the Acoustical Society ofAmerica. 1969. Vol. 45. p. 1077.
196. Schroeder M.R., Gottlob D., Siebrasse K.F. Comparative study of European concert halls: correlation of subjective preference with geometric and acoustic parameters // J. Acoust. Soc. Am. 1974. Vol. 56. № 4. p. 1195.
197. Shade N.T. Origins of chamber music // Proceedings of the Concert Hall Research Group, Santa Fe, New Mexico, 2010. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://chrgsummerinstitote.com/Neil %20Thompson-Shade%20-%200rigins%20of%20Chamber%20Music %20Paper.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
198. Shield В., Сох Т. Concert hall acoustics: art and science I Universitv of Salford [Электронный ресурс]. URL:
http://www.acoustics.salford.ac.uk/acoustics_info/concert_hall_acoustics/? content=musical_acoustics (дата обращения: 23.10.2011).
199. Smith S.W. A dictionary of Greek and Roman antiquities. Little, Brown, and Co., 1859. 1318 p.
200. Soulodre G.A. Can reproduced sound be evaluated using measures designed for concert halls? // Proceedings of the Spatial audio and sensory evaluation techniques conference. Guildford, UK, 2006. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://msr.soh.surrey.ac.uk/projects/ias/papers/Soulodre.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
201. Soulodre G., Bradley J. Subjective evaluation of new room acoustic measures //Acoustical Society of America Journal. 1995. Vol. 98. pp. 294-301.
202. Soulodre G., Lavoie M., Norcross S. Temporal aspects of listener envelopment in multichannel surround systems // Proceedings of the 114th AES Convention. Amsterdam, The Netherlands, 2003. pp. 320-329.
203. Stefan F., Ahnert W. Improved methods for calculating room impulse responses with ease 4.2 AURA// Presented at 19th International Congress on Acoustics, Madrid, Spain, 2007. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.sea-
acustica.es/WEB_ICA_07/fclirs/papers/rba-05-018.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
204. Steinberg J.C., Snow W.B. Auditory perspective - physical factors //American Institute of Electrical Engineers, Transactions of the. 1934. Vol. 53. № 1. pp. 12— 17.
205. Stevens S.S., Guirao M. Loudness, reciprocality, and partition scales // J. Acoust. Soc. Am. 1962. Vol. 34. № 9B. pp. 1466-1471.
206. Takahashi D., Togawa K., Hotta T. Objective measures for evaluating tonal balance of sound fields //Acoustical Science and Technology. 2008. Vol. 29. № 1. pp. 2-8.
207. Tapio Lokki, Hanna Jarvelainen. Subjective evaluation of auralization of physics-based room acoustics modeling // Proceedings of the 2001 International Conference on Auditory Display. Espoo, Finland, 2001. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://lib.tkk.fi/Diss/2002/isbn9512261588/article6.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
208. Theile G. On the naturalness of two-channel stereo sound // Proceedings of the 9th International AES Conference, Detroit, USA, 1991. pp. 761-767.
209. Theile G. Multichannel natural music recording based on psychoacoustic principles // Proceedings of the AES 19th International Conference, Schloss
Elmau, Germany, 2001. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://www.hauptmikrofon.de/theile/Multich_Recording_30.Oct.2001 .PDF (дата обращения: 27.10.2013)
210. Theile G., Wittek H. Wave field synthesis: A promising spatial audio rendering concept // Journal of the Institute of Image Information and Television Engineers. 2007. Vol. 3, № 5, pp. 638-644. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://www.irt.de/fileadiTdn/media/downloads/Produktion/Wave_Field_Synthesis.p df (дата обращения: 27.10.2013)
211. Thompson E. The soundscape of modernity: architectural acoustics and the culture of listening in america, 1900-1933. The MIT Press, 2002. 510 p.
212. Thurstone L.L. A law of comparative judgement // Psychological Review. 1994, Vol. 101. № 2, pp. 266-270.
213. Thurstone L.L. Psychophysical analysis. By L. L. Thurstone, 1927 //Am J Psychol. Vol. 100. № 3-4. pp. 587-609.
214. Toole F.E., Sayers B.M. Lateralization judgments and the nature of binaural acoustic images // The Journal of the Acoustical Society of America. 1965. Vol. 37. pp. 319.
215. Toyota Y., Oguchi K., Nagata M. A study of the characteristics of early reflections in concert halls // J. Acoust. Soc. Am. 1988. Vol. 84. № SI. p. 130.
216. Trahiotis C., Bernstein L.R. Lateralization of bands of noise and sinusoidally amplitude-modulated tones: effects of spectral locus and bandwidth // J. Acoust. Soc. Am. 1986. Vol. 79. № 6. pp. 1950-1957.
217. Trochimczyk M. From circles to nets: on the signification of spatial sound imagery in new music // Computer Music Journal. 2001. Vol. 25. № 4. pp. 39-56.
218. Ueda L., Kon F., Iazzetta F. An open-source platform for musical room acoustics research // Proceedings of the 2005 International Congress and Exposition on Noise Control Engineering, Rio de Janeiro, Brasil, 2005. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.eca.usp.br/iazzetta/papers/doc_1585.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
219. Ueno К., Kato К., Kawai К. Effect of room acoustics on musicians' performance, part i: experimental investigation with a conceptual model //Acta
Acustica united with Acustica. 2010. Vol. 96. № 3. pp. 505-515.
220. Ueno К., Yokoyama S., Tachibana H. 3-d sound field simulation of concert halls for performing musicians // Proceedings of the 19th International Congress on Acoustics, Madrid, Sapin, 2007. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.sea-
acustica.es/WEB_ICA_07/fchrs/papers/rba-13-004.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
221. Vassilantonopoulos S.L., Mourjopoulos J.N. Acoustic reconstruction of buildings in the ancient city of Olympia // Presented at the AES 116th Convention. Berlin, 2004.
222. Vorländer M. Auralization: fundamentals of acoustics, modelling, simulation, algorithms and acoustic virtual reality. Springer, 2008. 341 p.
223. Wakuda A. Effects of arrival direction of late sound on listener envelopment // Acoust. Sei. & Tech. 2003. Vol. 24. № 4. pp. 179-185.
224. Wasim O. Room acoustic and modern electro-acoustic sound system design during constructing and reconstructing mosques: PhD thesis, TU Berlin, 2007. 171
P-
225. Watson F.R. Optimum conditions for music in rooms // Science. 1926. Vol. 64. № 1. pp. 209-210.
226. Wieslaw W. Recording multichannel sound within virtual acoustics // Presented at the 127 AES Convention. New York, USA, 2009.
227. Wightman F.L., Kistler D.J. Headphone simulation of free-field listening. II: Psychophysical validation // Journal of the Acoustical Society of America. 1989. Vol. 85. № 2. pp. 868-878.
228. Wightman F.L., Kistler D.J. Headphone simulation of free-field listening. I: Stimulus synthesis // Journal of the Acoustical Society of America. 1991. Vol. 85. № 2. pp. 858-867.
229. Wikipedia contributors. Convolution // Wikipedia, the free encyclopedia. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Convolution (дата обращения: 27.10.2013)
230. WiLkens Н. Kopfbezügliche Stereophonie ein hilfsmittel für vergleich und beurteilung verchiedener raumeindrücke //Acustica. 1972. № 26. pp. 213-221.
231. Wilkens H. Mehrdimensionale beschreibung subjektiver beurteilungen der
akustik von konzertsalen: dissertation, TU Berlin, 1975. 178 p.
232. Wilkens H. Mehrdimensionale beschreibung subjektiver beurteilungen der akustic von konzertsalen //Acustica. 1977. Vol. 38. pp. 256-268.
233. William G, Griesinger D. Reverberation level matching experiments // Proceedings of the Sabine Centennial Symposium, Cambrige, UK, 1994, pp. 263266.
234. Williams M. Unified theory of microphone systems for stereophonic sound recording // Proceedings of the 82th AES Convention, Paris, France, 1987. pp. 8690-8703.
235. Wittek H., Theile G., Menzel D. Binaural Sky [Электронный ресурс]. URL: http://www.hauptmikrofon.de/index.php?
option=com_content&view=article&id=52&Itemid=61 (дата обращения: 07.03.2012).
236. Wolcott W.F. Wave field synthesis with real-time control: Master's thesis, Santa Barbara, USA, 2007. 75 p. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://wfsynth.sourceforge.net/Thesis.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
237. Wolfgang A. Multithread implementation for calculating room impulse responses. // The Journal of the Acoustical Society of America. 2008. Vol. 124. № 4. p. 2481.
238. Zacharov N., Koivuniemi K. Audio descriptive analysis and mapping of spatial sound displays // Proceedings of the 7th International Conference on Auditory Display. 2001. pp. 95-104.
239. Zhang Y. A method to predict reverberation time in concert hall preliminary design stage: PhD thesis, Georgia, USA, 2005. 187 p. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
https: //smartech. gatech.edu/bitstream/liandle/1853 /745 2/yan_zhang_200512_phd.p df;jsessionid=4EEC61FD96FC30832B6F05FB8784087A.smartl?sequence=T (дата обращения: 27.10.2013)
240. ISO 3382 Acoustics - Measurement of the reverberation time of rooms with reference to other acoustical parameters, International Standard, 2001. 21 p.
241. ISO 226:2003 Acoustics. Normal equal-loudness-level contours, International Standard, 2003. 18 p.
242. AES20-1996 (r2007): AES recommended practice for professional audio -Subjective evaluation of loudspeakers. Audio Engineering Society, 2008.
243. Beranek L. Concert hall acoustics - 2008 // Journal of Audio Engineering Society. 2008. Vol. 56. № 7/8. pp. 532-544.
244. EASE 4.3. User's guide and tutorial, 2009. 281 p. [Электронный ресурс]. URL: www.afmg-support.eu/AFMGDownloads/Downloads.aspx? SWP=EASE&FILE=EASE_4.3_Tutorial_English.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
245. Digital audio compression standard (AC-3), Revision A. Advanced Television Systems Committee inc., Washington, USA, 2010. 256 p. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://www.atsc.org/cms/standards/a_52-2010.pdf (дата обращения: 27.10.2013)
246. Renkus-Heinz Inc. - Professional audio systems - EASE/EARS/AURA [Электронный ресурс]. URL: http://www.renkus-heinz.com/ease/ (дата обращения: 04.03.2012).
247. CATT-Acoustic// CATT-Acoustic [Электронный ресурс]. URL: http://www.catt.se/ (дата обращения: 27.02.2012).
248. Acoustic simulation software | Noise prediction & Room acoustics software @ Odeon [Электронный ресурс]. URL: http://www.odeon.dk/acoustics-simulation-software (дата обращения: 27.02.2012).
249. Baudline [Электронный ресурс]. URL:
http://www.baudline.com/what_is_baudline.html (дата обращения: 26.01.2012).
250. Debian - the universal operating system [Электронный ресурс]. URL: http://www.debian.org/index.en.html (дата обращения: 29.06.2011).
251. Ardour - the digital audio workstation [Электронный ресурс]. URL: http://ardour.org/ (дата обращения: 29.06.2011).
252. JACK | connecting a world of audio [Электронный ресурс]. URL: http://jackaudio.org/ (дата обращения: 29.06.2011).
253. The CAPS audio plugin suite [Электронный ресурс]. URL: http://quitte.de/dsp/caps.html#Eq (дата обращения: 29.06.2011).
254. Kokkini Zita - Linux audio [Электронный ресурс]. URL: http://kokkinizita.linuxaudio.org/linuxaudio/index.html (дата обращения: 29.06.2011).
255. The Snd home page [Электронный ресурс]. URL: https://ccrma.stanford.edu/software/snd/ (дата обращения: 29.06.2011).
256. Cockos Incorporated | NINJAM [Электронный ресурс]. URL: http://www.cockos.com/ninjam/ (дата обращения: 01.07.2012).
257. netJack [Электронный ресурс]. URL: http://netjack.sourceforge.net/ (дата обращения: 01.07.2012).
258. MEI: Meios Eletronicos Interativos [Электронный ресурс]. URL: http://www.lsi.usp.br/interativos/nem/audience/index_eng.html (дата обращения: 23.01.2012).
259. AcMus [Электронный ресурс]. URL:
http://gsd.ime.usp.br/acmus/englisli/menue.html (дата обращения: 08.03.2012).
Формулы расчета объективных акустических параметров замкнутых
пространств.
Т— время реверберации. Параметр был разработан У. Сэбином44 [Sabine] в конце 19 в. 1922 г.
т=
0.161 V
a S
ср
где °ср — среднее поглощение в помещении, S — площадь помещения, V — объем.
G (strenght) — сила звука. Параметр предложен П. Леманном [Lehmann] в 1976 г. 45Параметр определяется, как отношение звукового давления, измеренного на определенном расстоянии от источника в зале, к звуковому давлению от того же источника, измеренному на расстоянии 1 Ом в свободном поле:
G=101og
10
'jl
J' р2a ¡di _0_
Ыо t]dt
■).дБ
LF (Lateral Energy Fraction) — поздняя боковая доля звуковой энергии. Определяется как отношение энергии двунаправленного микрофона (характеристика направленности в форме восьмерки), ориентированного в направлении боковых стен к энергии ненаправленного микрофона. Для измерения оба микрофона располагают в одной точке в измеряемом помещении. Параметр предложен М. Барроном [Barron] в 1971 г.46
44 Sabme W. Collected Papers on Acoustics (1922). Harvard University Press.Reimpresión Dover, 1964.
45 Lehmann P. Uber die Ermittlung raumakustischer Kriterien und deren Zusammenhang mit subjektiven Beurteilungen der Horsamkeit (On the ascertainment of room acoustical entena and correlation of the same with subjective assessments of the acoustic overall impression) Dissertation, TU Berlin, 1976
46 Barron M., Auditonum Acoustics and Architectural Design Verlag E & FN SPON, London, 1993.
т д-оо _£_08_
Ьг яп— со
Р2{1 О Ов
2 '
где Рь - звуковое давление, измеренное с помощью двунаправленного микрофона, ориентированного в направлении боковых стен.
J
LG (relative level of the late lateral energy) — относительный уровень поздней боковой звуковой энергии. Определяется, как отношение энергии двунаправленного микрофона, ориентированного в направлении боковых стен в измеряемом зале, к энергии ненаправленного микрофона, принимающего тот же сигнал в свободном поле на расстоянии 10 метров от источника Параметр был предложен Дж. Брэдли [Bradley ]и Г. Сулодре [Soulodre] в 1995г.47
LGÍ0=101og
CA.
J р\м)Л
0 08
f P2Á1 ¡Л
•=дБ
где pF — боковое звуковое давление, измеренное с помощью микрофона с характеристикой направленности в форме восьмерки, рА — звуковое давление от того же источника на расстоянии 10 метров в свободном поле.
С — коэффициент ясности. Определяется, как отношение энергии прямого звука и ранних отражений (первые 80 мс) к энергии позднего звука (после 80 мс). Параметр был предложен Рейхардом [Reichard] и Абдель Алимом [Abdel Alim] в 1974 г.48
47 Bradley J. S., Soulodre G. A., Objective measures of listener envelopment // J. Acoust. Soc. Am. 1995. 98 (5). pp. 2590 - 2595.
48 Abdel Ahm O.Abhangigkeit der Zeit- und Register- durchsichtigkeit von raumakustischen Parametern bei Musikdarbietungen (Dependence of time and register definition of room acoustical parameters with music performances) Dissertation, TU, Dresden, 1973
Ст = 10 log
iÖ
'SO
E-E,
so
dB
где Eso — звуковая энергия в первые 80 мс, Ех— полная звуковая энергия.
BR (bass ratio) - коэффициент низкого тона. Параметр предложен Л. Беранеком в 1962 г.49 Определяется, как отношение среднего времени реверберации на частотах 250 Гц и 500 Гц к среднему времени реверберации на частотах 500 Гц и 1000 Гц:
Т +т
ту J л. s- рев! 25 рев250
Коэффициент оаса = —г-—-
' ревЗОО ревЮОО
Early bass level - ранний уровень баса. Параметр определяется, как двадцать логарифмов отношения звукового давления в первые 50 мс в частотном диапазоне 125-500 Гц, измеренного в оцениваемом зале, к звуковому давлению того же сигнала, не ограниченного по длительности, измеренному в заглушённой камере. Параметр был предложен Дж. Брэдли [Bradley] и Г. Сулодре [Soulodre] в 1995 г.50
Early bass level = 10 lo g
0.050
J
P ¡125 — 500 Гц
t j dt
ÍP:
Л i 125—500 Гц I ' 1
At) dt
где р — это звуковое давление в первые 50 мс в частотном диапазоне 125-500 Гц , измеренное в оцениваемом зале, рА — звуковое давление того же сигнала, не ограниченного по длительности, измеренное в заглушённой камере.
G weighted — взвешенная сила звука. Параметр определяется как сумма значений G измеренных в октавных полосах с центральными частотами 125 и 250 Гц. Параметр был предложен Дж. Брэдли [Bradley] и Г. Сулодре [Soulodre] в 1997 г 51:
49 Beranek L.L. Music, Acoustics and Architecture, John Wiley and Sons New York, USA, 1962. 30 Soulodre G.A., Bradley J.S. Subjective evaluation of new room acoustic measures // Acoustical Society of
America Journal. 1995. Vol. 98. pp. 294-301.
51 Bradley J.S., Soulodre G.A., Norcross S. Factors influencing the perception of bass // J. Acoust. Soc. Am. 1997. Vol. 101. №5. p. 3135.
Gweighted — Ю log {[EgO.125 + 3Elate,125] + 0.5 [Es0,250 + 3Elate..25o]}
где E — величины, аналогичные G рассчитанным для раннего и позднего звука..
DL (Deviation Level) — уровень девиации. С помощью данного параметра уровень звукового давления на отдельно взятых точках спектра сравнивается со средним значением уровня звукового давления для данного спектра, с последующим усреднением полученных данных. Параметр был предложен Д. Такахаши [Takahashi], К. Тогава [Togawa] и Т. Хотта [Hotta] в 2008 г.52
N
I\SPL-n? DL'\^—■ SPL<■
где SPLi — это уровень звукового давления в децибелах, замеренный на определенных участках усредненной кривой спектра, ц — среднее значение уровня звукового давления.
Treble ratio — коэффициент высоких частот. Данный параметр определяется, как десять логарифмов отношения энергии позднего (после 80 мс) высокочастотного звука к энергии позднего среднечастотного звука. Параметр был предложен Дж. Брэдли [Bradley] и Г. Сулодре [Soulodre] в 1995 г.53
со
J />!•/>,
Treble ratio = lOlog^^- ,дБ
5 I'x-i.no1 (h 0.80
где /?2(4кГц)(1) — уровень звукового давления в октавной полосе с центральной частотой 4 кГц, р2{ 1 - 2кГц)(1:) уровень звукового давления в октавных полосах с центральными частотами 1 и 2 кГц.
52 Takahashi D., Togawa K., Hotta T. Objective measures for evaluating tonal balance of sound fields // Acoustical Science and Technology. 2008. Vol. 29. № 1. p. 2-8.
53 Soulodre G.A., Bradley J.S. Subjective evaluation of new room acoustic measures // Acoustical Society of America Journal. 1995. Vol. 98. p. 294-301.
Свойства слуховой маскировки54
Частота
Рисунок 1: Ширина критической полосы, как функция частоты. Приближения для низкочастотного и высокочастотного диапазонов отображены пунктирной линией
Частота тестируемого тона
Рисунок 2:Маскирование синусоидального сигнала узкополосным шумом с шириной полосы равной критической полосе слуха, и уровнем 60 До, На графике сплошными кривыми представлены слуховые пороги восприятия синусоидального сигнала в процессе маскирования каждым из трех образцов шума: с центральными частотами 250 Гц, 1000 Гц и 4000 Гц. Пунктирной кривой обозначен слуховой порог в тишине.
54 Приводится по Fasti Н., Zwicker Е. Psychoacoustics: Facts and Models. Springer, 2006.
Рисунок 3: Маскирование синусоидального сигнала синусоидальным сигналом с частотой 1000 Гц на разных уровнях. Сплошными кривыми обозначены пороги восприятия синусоидального сигнала в присутствии маскирующего тона с разными уровнями. Пунктирной кривой обозначен слуховой порог в тишине.
0.02 0.05 0,1 0.2 0.5 1 2кНг 5 Частота тестируемого тона
Эскизы аурализационных моделей, использованных в эксперименте.
Основная модель пространства. Данная модель в геометрических характеристиках соответствует Зеленому залу дворца г. Зубова. В центре модели, изображен участок имеющий характеристики поглощения соответствующий рассаженной публике. Кресло указывает на место приема сигнала излучаемого громкоговорителем, расположенным возле стены, и используемого для генерации импульсной характеристики модели. Во всех дальнейших модификациях этой модели положение точки излучения и приема звукового сигнала сохраняется таким же.
Уег-ЗО* Ног-138*
Р|Ц)С(± сеЗоиЫ
Оуе Ма1епа1 Сок*;
ГявШООНг
(с) ЕА5Е 41 / ВккиЬиур
Рисунок 1: Модель простанства № 1 (основная)
/ 06.00 2012 22» 171ЭМ Алло 1
Уег.-ЗСГ Ног 120*
1с1ЕАБЕ41 /ВикиЫ.!ур /06.0e 20122a58.20/SMAucSoJ
Рисунок 2: Модель пространства №2 (увеличенная по ширине относительно основной)
Рго|«± геЗоиЫ Оуе НгЛвпеЛ Сокмк йедЮООНг
Рисунок 3: Модель пространства №3 (увеличенная по высоте относительно основной)
ЙЕМЕД! /РикиЫда /06ОВ2012235315/ЭМД_к!ю]
V« 37 Нси:-120*
Рго1ес( (еЗсиЫ Оуе МЛепа! Сокяь Рте 1000 Нг
Результаты эксперимента №1
Ь с
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.