Зрелище в культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Шубина, Ирина Борисовна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат философских наук Шубина, Ирина Борисовна
Введение.
Глава 1. Культурно-философский смысл зрелища
§ 1. Игра и культ в философии культуры.
§ 2. Игровая сущность зрелища.
§ 3. Символическое содержание зрелища.
§ 4. Формы зрелища в массовой культуре.
Глава 2. Театрализованное представление в культурной ситуации
§ 1. Культовое значение сценарной драматургии.
§ 2. Экспрессия зрелищной режиссуры.
§ 3. Культурно-историческая эволюция театрализованных представлений.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Военно-музыкальное искусство в жанровой системе массовых представлений2005 год, кандидат искусствоведения Гарбазей, Илья Николаевич
Массовые праздники и зрелища как культурный феномен2002 год, кандидат философских наук Литвинова, Маргарита Васильевна
Массовые праздники в Петрограде в 1917-1922 гг.: История организации и проведения1999 год, кандидат исторических наук Кислицына, Анна Николаевна
Зрелищно-игровая традиционная культура кабардинцев как основа становления национального театра2001 год, кандидат искусствоведения Гаева, Лейла Альбертовна
Городские массовые мероприятия: коммуникативные характеристики и пути институционализации2009 год, кандидат социологических наук Черкасов, Станислав Вадимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Зрелище в культуре»
Актуальность исследования
Исторически массовое зрелище активизировало культурную жизнь общества, актуализируя основные смысложизненные ценности. Особое значение анализ зрелищ имеет для теории культуры, поскольку позволяет рассматривать все ее элементы, постоянно передаваемые традицией и возобновляемые в каждом поколении, а также новые ее элементы, нынешнюю эпоху и ее тенденции, стремления, проблемы. Зрелище - это явление, которое может возникнуть только там, где существуют постоянные культурные традиции. Кроме того, зрелище служит поводом для осмысления будущего, создания образца идеального общественного состояния, видения перспектив развития культуры. Массовое зрелище аккумулирует энергию коллектива, организует социальный опыт личности, формирует ее творческое воображение1.
Разрастание массового зрелища в современной культуре делает также актуальным анализ данного феномена для философии культуры. Традиционные праздничные ритуалы, обряды теперь стали театрализованными представлениями, где доминантой всего действа является эстетическая функция, увеселение, развлечение и отдых. Казалось бы, что сегодня человечество переживает игровой ренессанс: конкурсы, шоу разного рода, казино, игровые программы на экране. Тем не менее, символическое содержание игры деградирует, ибо конкурсы, телевизионные шоу, праздники и обряды носят зачастую формальный характер, служат коммерческим или л социально-политическим целям, не способствуют росту духовности . Возникновение новых перспектив в культуре предполагает, что зрелище будет играть немаловажную роль возвышения и утверждения духовности, поддерживая традиции и ценности, выражая состояние обновления и
1 Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. — М.: Искусство, 1980. — С. 134.
2 Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. — СПб.: СПбГУ, 2003. - С.273. возрождения культуры. Герменевтика духовно-нравственных смыслов и значений театрализованных представлений позволяет философии культуры наметить перспективы утверждения вечных ценностей.
Визуализация современной культуры, ее мозаичный и фрагментарный характер, утрата больших идеологий, цементирующих духовную жизнь общества, т.е. децентрация духовной культуры, обуславливает особое внимание философии культуры к зрелищу. Именно театрализованное представление позволяет объединить массы людей на почве единой культурной традиции, приобщить к вечным ценностям разрозненных индивидов. Рост утилитаризма и прагматизма в обществе, смещение интересов с ценностей добра, истины, красоты, веры на ценности отдыха и развлечения ставит вопрос о возможностях и границах создания содержательного, серьезного, символического зрелища, в которое вживается каждый человек. Такая культурная ситуация требует нового теоретического изучения массового зрелища, которое призвано стать духовным катарсисом личности и общества.
Для философии культуры анализ массовых зрелищ представляет особый интерес, ибо позволяет обобщить разнообразную практику театрализованных постановок, праздников, понять символическую игру как универсальную закономерность массовой культуры, диалектику изменчивых смыслов и устойчивых традиций в исторической перспективе, выявить специфику визуальной составляющей духовной жизни.
Степень разработанности проблемы
Осмысление массового зрелища, прежде всего, заставляет обратиться к трудам по философии культуры, это исследования С.С.Аверинцева, М.С.Кагана, Э.С.Маркаряна, С.Н.Иконниковой, А.И.Шендрика, А.Я.Гуревича, В.М.Межуева, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Г.А.Тавризян, и др. Поскольку массовое зрелище имеет в своих истоках традиции народной культуры и, одновременно, выступает феноменом массовой культуры истоками исследования служат работы, анализирующие массовую культуру Х.Ортеги-и-Гассета, Р.Барта, С.Московичи, а также отечественных ученых В.П.Шестакова, В.Ю.Борева, Е.Г.Соколова, Е.Н.Шапинской, В.В.Молчанова и др.
Феномен зрелища как театрализованного представления в культуре является малоизученной проблемой, хотя в философии культуры существует ряд работ, так или иначе касающихся основных составляющих данного явления. Прежде всего, заслуживает внимания статья А.Банфи «Природа зрелища», в которой были определены два основных признака массового зрелища: действенность и коллективность. Эстетическим проблемам зрелищных искусств посвятил свою работу и Я.В.Ратнер, обративший внимание на эффекты соучастия, сопереживание и сотворчество зрителя.
Сущность массового зрелища, усматриваемая в символической игре, была понята на основе игровой теории культуры, трудов Ф.Шиллера, Г.Гадамера, Й.Хёйзинги, Э.Финка, а также отечественных исследователей В.Устиненко, Т.Апинян, Л.Ретюнских, Т.Маркова и пр.
В диссертации рассматриваются массовые зрелища, прежде всего праздник. Этому посвящены работы М.Бахтина, Р.Кайуа, М.Элиаде, А.Лосева, Р.Гвардини, Д.Угриновича, В.Топорова, М.Мелетинского, в которых обращается внимание на ритуальное содержание праздника. Ритуальная игра предстает в виде театрализованного представления, которое исследовали Я.Ратнер, А.Банфи, П.Гуревич, Г.Плеханов, К.Жигульский, Л.Ионов, Д.Авдеев, В.Топоров, В.Элленберг, А.Байбурин, Я.Ковальский, И.Андреева, В.Брабич, Г.Плетнева. Связь игры и ритуала понята на основе работ И.Морозова, У.Манусова, Л.Виноградовой, Г.Баудера.
Понимание механизмов построения и организации зрелищных представлений основано на работах Д.М.Генкина, И.Г.Шароева, О.И.Маркова, Д.Н.Аль, и пр. Характеризуя специфику форм массового зрелища, анализируя их драматургическую основу как фундамент любого зрелищного искусства и выразительные средства режиссуры, способствующие их воплощению, необходимо было обратиться к теоретическим исследованиям В.Белинского, А.Аникста, Дж.Лоусона, Г.Бояджиева, В.Хализева, В.Волькенштейна, К.Станиславского, А.Попова, В.Пудовкина, А, Довженко, М.Ромма, С.Эйзенштейна, И.Туманова, И.Шароева, О.Маркова, Д.Катышевой, Д.Генкина, Н.Петрова, А.Коновича, А.Чечетина и др.
Сравнительный культурно-исторический анализ, выявляющий смысл зрелищной игры-действа на примере эволюции конкретного праздника, обусловил обращение к работам теоретиков и практиков массового зрелища, таких как А.Луначарский, Р.Роллан, В.Маяковский, В.Мейерхольд, К.Марджанов, С.Радлов, В.Соловьёв, Ф.Степун, М.Андреева, Б.Ростоцкий, И.Туманов О.Орлов и др.
Методологические основы исследования
Методологическим основанием исследования является диалектический анализ зрелища как особой формы деятельности в культуре. Концепция деятельности означает, что зрелище понимается не созерцательно, а активно как действие, творчество. Вместе с тем, понимание массового театрализованного зрелища опирается на игровую теорию культуры. Игра, имеющая скрытый смысл, является показателем духовной жизни общества — это осуществление свободы (Шиллер), истолкование ценностей (Гадамер), эстетическая деятельность (Финк), универсальная самореализацию личности (Хейзинга). В контексте диссертационного анализа игра имеет праздничный характер. Зрелище как празднество - это первичная форма человеческой культуры (М.Бахтин)3. Соответственно организация и созидание праздничного зрелища рассматриваются с позиции диалектики общего и особенного, культурного символического содержания и театрализованной игровой формы, диалектики необходимости утверждения социальной жизни
3 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: 1965. и свободы воспроизведения духовно-нравственных ценностей, организованного действа и стихийного жизнеутверждения. Это диалектический анализ культуры и зрелища дополняется герменевтикой, позволяющей раскрыть смысловое содержание празднества в конкретной культурной ситуации. Наконец, решение задачи выявления символического смысла зрелищной игры в русле философии культуры, было невозможным без обобщения эмпирических постановок.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования данной работы является массовая культура как празднество, разыгрывающее систему ценностей. Предметом исследования выступает театрализованное представление в единстве символических элементов и игровых процессов культуры.
Цель и задачи исследования
Целью настоящей работы является изучение закономерностей развития массового зрелища как театрализованного представления в культуре, специфики его философско-культурных смыслов и способов конструирования. Задачи данного исследования следующие:
• Обосновать выбор значения термина «культура» в связи с анализом зрелища, как театрализованного представления.
• Выявить возможности анализа зрелищных форм культуры с точки зрения игровой концепции духовности.
• Проследить связь культа и игры в философии культуры.
• Определить сущность и специфику культурных форм массового зрелища, как символической организации игровых действий.
• Провести сравнительный культурно-исторический анализ, выявляющий смысл зрелищной игры-действа на примере эволюции праздника, посвященного годовщине социалистической революции.
Научная новизна исследования
В данном исследовании новым является:
1. Понимание культурного смысла и игровой сущности зрелища в контексте игровой концепции культуры.
2. Анализ активной, деятельной природы массового зрелища как единства эстетического восприятия и социально значимого действа.
3. Трактовка культурного смысла массового зрелища на основе взаимопроникновения культа, ритуального поклонения и игры, праздничного развлечения.
4. Определение символического смысла режиссуры и драматургии театрализованного представления в конкретной культурно-исторической ситуации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность массового зрелища заключается в единстве символической игры и визуального действия. Массовое зрелище в культуре является визуальным символическим игровым действом.
2. В действе и созерцании массового зрелища прослеживается связь культа и игры как показателей духовности, переживания и переосмысления ценностей добра, истины, красоты, веры. Смысл ритуального поклонения в культуре в возвышении и утверждении духовных ценностей. Если религиозное обрядовое действо носит вневременной характер, относя человека к вечным ценностям, трансцендентному, то театрализованное символическое действо имеет посюсторонний, телеологически исторический характер, вовлекая человека и его ценности в перспективу прошлое-настоящее-будущее. Обрядовое действо через цепь праздничных событий и художественных представлений выступает связующим звеном истории этнической культуры, объединяя повседневную жизнь поколений, заставляя чтить духовные традиции.
3. Следует различать зрелищные искусства и массовые театрализованные представления. Зрелищные искусства (театр, кино, эстрада, цирк) характеризует образность, условность как способ отграничения художественного образа от социальной действительности, синтез жанров и видов искусства; это репрезентация, которая предполагает особый способ восприятия — сопереживание, вчувствование в эстетическую реальность, в «как бы жизнь». Словом, сфера игры отделена от жизни. Массовые театрализованные представления (праздник, карнавал, спортивные состязания, фольклорно-обрядовые действа) специфичны переплетением игры и жизни, ритуально серьезного и развлекательно игрового начала. Это презентация общезначимого события, «игра всерьез», которая предполагает особый способ действия - вживание, соучастие, т.е. перевод на язык игровых правил ритуалов, обрядов, символов и процесс их проживания, переживания, переоценки.
4. Массовое зрелище как театрализованное представление, выражается в разнообразных культурных формах: праздник, обряд, карнавал, публичный ритуал, балаган, спортивные и другие представления. Для каждой из форм характерна своя специфика, хотя сущностным качеством остается игровое действие. Поскольку предпосылками театрализованного представления выступают народная и массовая культура, постольку оно имеет фольклорную и, одновременно стереотипную, имиджевую составляющую. Эстетическими признаками театрализованного зрелища являются синтетичность художественного и документального материала, обыгрывание культовых идей, эффект сопереживания и соучастия зрителя в любом данном действе.
5. Драматургия и режиссура театрализованного представления не являются творческим произволом, а предстают как диалектика необходимости утверждения идеологии и свободы воспроизведения духовно-нравственных ценностей, организованного действа и стихийного жизнеутверждения. Данная диалектика образует модель социокультурной деятельности, создаваемой режиссером и драматургом. 6. Празднование исторического события по мере становления общества и укрепления его идеологии показывает смещение смысла от образной игры к ритуальному символизму. Истолкование праздника «октябрьской революции» в меняющихся культурно-исторических условиях трансформируется от образа «мировой революции» с аллюзиями мирового революционного опыта и народного балагана в 20-х годах, к структурированной ритуальной игре, поддерживающей устанавливающийся социальный порядок в 30-40-х годах и, затем в апогее тоталитарного развития общества, к генерализации значимости социального строя в 70-е годы, к заданной идеологической репрезентации.
Апробация работы
Основные положения и материалы диссертации внедрены в педагогическую практику и используются автором для чтения лекций по курсам: «Массовое зрелище: сущность и модификации», «Историческая эволюция массовых зрелищ», «Философия культуры и массовое зрелище», «Основы драматургии и режиссуры рекламного видео». Основные положения, полученные в ходе исследования, изложены в научных статьях, методических пособиях, монографии. В качестве учебного пособия в коллективное исследование «Анатомия рекламного образа» вошел раздел «Художественный монтаж как средство создания образа».
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка используемой литературы (250 наименований). Общий объём работы составляет 146 стр.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера2002 год, кандидат педагогических наук Горбунова, Ирина Алексеевна
Праздник как ритуально-игровое событие2013 год, кандидат философских наук Филатова, Екатерина Александровна
Человек в структурах зрелища: Философско-антропологический анализ2005 год, кандидат философских наук Козакова, Татьяна Анатольевна
Праздничная культура Южного Урала в 1917-1941 гг.2005 год, кандидат исторических наук Мордасова, Мария Александровна
Традиционный театр теней в арабских странах: философско-эстетические аспекты зрелища2005 год, кандидат искусствоведения Дакруб, Валид Фахреддин
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Шубина, Ирина Борисовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следы первичных литературных форм массового зрелища - ритуалы, обряды, праздники - мы встречаем в древнейших дошедших до нас письменных источниках, которые известны современной науке: в египетских и шумерских текстах. Нет сомнения, что зрелище имело место еще в доисторические времена, на что указывает содержание древних мифов; данные, собранные археологами, свидетельствуют о совершении различного рода ритуалов, церемоний, торжеств и т.д.
Значение зрелища для общества невозможно переоценить, это понимали задолго до нашего летоисчисления. В Древней Греции в V в. до н.э. Геродот, именуемый нами отцом истории, считал общие праздники третьим наряду с расой и языком элементом, обуславливающим чувство единства всех греков.
Массовое зрелище активизирует и интенсифицирует культурную жизнь общества; во время его действия актуализируются и открыто утверждаются основные, во всяком случае, для участников, ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данной культуры и этапа ее развития исторического события.
Менялось и продолжает меняться социальное устройство общества на протяжении веков, но потребность в развлечениях и зрелищах остается устойчивой: сильные мира сего по-прежнему видят мощнейшую силу воздействия на умы, судьбы и души с помощью массовых зрелищ, используя при этом все новейшие достижения научно-технического прогресса, вкладывая и получая гигантские деньги, создавая индустрию зрелищ и развлечений, сталкивая при этом гигантском психологически-эмоциональном полигоне интересы политиков, бизнеса, церкви, ценности морали и эстетики.
В процессе участия в акте сотворчества рецептивное, репродуктивное воображение зрителя приобретает конструктивные черты. И чем больше в многозначном художественном образе зритель устанавливает связей между содержанием образа и содержанием своего внутреннего мира, тем большее место занимает творческая активность в сознательной жизни человека, тем глубже оказывается его эмоциональная жизнь»287.
Массовое зрелище — явление очень сложное и синтетическое и исследовать его необходимо в разных аспектах и на разном уровне. В него входят художественные произведения, разные по времени и по жанру. Объединяет их, особенно в обрядовых действах и ритуальных праздниках, общий, основной для них признак - все они были неразрывно связаны с магическими действиями, составляли с ними единый ритуальный комплекс, выполняли единую функцию. Время и характер исполнения их были строго регламентированы.
Разумеется, с течением времени массовые зрелища изменялись, модернизировались и переосмысливались иногда коренным образом. С изменениями, происходившими в сознании народа, с постепенным ослаблением религиозных верований и распространением научного мировоззрения, многие зрелищные формы утратили свое значение и забылись или исчезли, а некоторые из них стали восприниматься, как досуговая художественная форма, служащая для увеселения и только.
Даже функция игры во многих современных зрелищных формах или совсем отсутствует или выполняет примитивно-развлекательную роль. Зритель пассивно наблюдает зрелище, на подмостках которого, произведена полная подмена «реальных героев» «ряжеными исполнителями» в надуманных, не имеющих ничего общего с подлинными костюмами.
Русские философы и культурологи почему-то очень редко обращались к проблеме игры и взаимосвязанному с ней массовому зрелищу как феномену культуры, в то время как игра продолжала жить, являясь сущностью любой зрелищной формы. А массовое зрелище является неким катарсисом духовной культуры человечества, соединяет его во времени и
287 РатнерЯ.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. —М.: Искусство, 1980, - С. 134. пространстве, обновляет и возрождается вновь. По образному выражению Р.Кайуа «любое празднество - это актуализация первоначального творческого периода!»
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шубина, Ирина Борисовна, 2005 год
1. Авдеев Д.А. Происхождение театра. Л.,-М.: Искусство, 1959.
2. Аверинцев С. С. Культурология Иохана Хейзинги // Вопросы философии.-№3.-1969.
3. Алексеева Л.Я. От рабочих кружков к народным коллективам. М.:1. Искусство, 1973. 153 с.
4. Алексеев-Яковлев А.Я. Русские народные гуляния. М.,-Л.: 1948.
5. АлъД.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. С.-Пб.: СПбГУКИ,2004.-280 с.
6. Андреев А. Игра и личность в традиционной русской культуре. //
7. Русский стиль. -№ 2. 1994. - С.30-33.
8. Андреев А. Игра и игрецы: мифы и магия индоевропейцев. Вып. 2 М.:1997. Вып. 2.-С. 96-135.
9. Андреева И.М. Театральность в культуре. Ростов-на-Дону: 2002. - 185 с.
10. Аникин В.П. Народная игра как художественный феномен. // Филол.науки. № 3. - 1996. - С. 14-24.
11. Аникст A.A. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М.: Наука,1972.
12. Аникст A.A. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.: Наука, 1983.1. С.29-90, 256-260.
13. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон,искусство и другие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2003. - 400 с.
14. Апокриф: Культуролог. Журн. Вып. 2. - М.: 1993. - 204 с. Брудный
15. A.A. Методика игры. С.5-11. Раздел «Энциклопедия одной игры» С.66-90. Дайджест. Теология, социология, история игры. — С.105-131.
16. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957.
17. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.1. М.: Изд-во МГИК, 1992.
18. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Справочнобиблиогр. мат. М.: Индрик, 2000. - 576 с.
19. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: 1998.
20. Балдина О.Д. Русские народные картинки. М.: Молодая гвардия, 1972.
21. Барт Р. Мифологии. М.,1996.
22. Баудер Г.А. Обряд и игра: проблема соотношения. // Актуальныепроблемы филологии в вузе и школе: Мат. 10-й твор. конф. -Тверь: 1996.-С.217.
23. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.
24. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худ. лит., 1972.
25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
26. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культуры.1. М.,1998.
27. Белинский В.Г. О драме и театре в 2 томах. Т.2. М.: Искусство, 1983.
28. Белинский В.Г. Полн. соб. соч. Т. I. М.: 1995-1959.
29. Белкин A.A. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. - 181 с.
30. Белоусов Я. Праздники старые и новые. Алма-Ата: 1974.
31. Бене К. Театр без спектакля. М.,1990.
32. Бенифанд A.B. Праздники: сущность, история, современность. —1. Красноярск: 1986.
33. Бердяев H.A. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX в.1. М.: 1997.
34. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. I.-М.: Искусство, 1994.
35. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: АЛЕФ, 1992. - 94 с.
36. Берн Э. Игры, в которые играют люди. JL: 1992.
37. Блинов A.JI. Семантика и теория игр. — Новосибирск: 1983.
38. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: 2000.
39. Борее В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация.1. М.: 1986.
40. Борее Ю. Эстетика. М.: 2003.
41. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Л.:1. Искусство, 1973. 467 с.
42. Брабич В., Плетнева Г. Зрелища древнего мира. — Л. : Искусство,1971.-79 с.
43. Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания: Избр. произв. Т.5/2. М.:1. Искусство, 1965
44. Брудный A.A. Методика игры // Апокриф культурология 1993. - № 2.-С. 5-11.
45. Вайнштейн О. Homo destructivus: философия игры постмодерна //1. Апокриф. 1993, №2.
46. Виноградова JI.H. Стереотипы игрового поведения в рамках обряда. //
47. Традиционная культура, № 1.- 2001. - С.43-46.
48. Владимиров C.B. Драма, режиссер, спектакль. Л.: Искусство, 1976.
49. Волькенштейн В. Драматургия. -М.: Сов. писатель, 1960.
50. Воробьев H.H. Некоторые методологические проблемы теории игр. //
51. Вопросы философии. 1966. - № 1.
52. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура. 1982. - № 4.
53. Выготкий JI.C. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.
54. Гагин В.Н. Культура России и государственные праздники: учебноепособие. Вып. 8.-М.: 1998. 46 с.
55. Гадамер Г.Г. Человек и язык // От Я к Другому. Минск, 1997.
56. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. M.: 1991.
57. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: 1988.
58. Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека. Сб. текстовпод ред. П.С. Гуревича. М.: 1993.
59. Гегель Г. В. Эстетика. В 4 т. -М.: 1968-1973.
60. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975. 138 с.
61. Генкин Д.М., Конович А. О сути клубной драматургии. // Культурнопросвет. работа. № 4. - 1978.
62. Генкин Д.М., Соломник А.Г. Художественная пропаганда в клубе. — М.:1. Сов. Россия, 1977.
63. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. СПб.,2000.
64. Гладков А. Воспоминания, заметки, записи о В.Э.Мейерхольде. //
65. Тарусские страницы: Лит.-худож. иллюстр. сб. Калуга: Кн. изд-во, 1961.
66. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональныйаспект: учеб.пособие. Краснодар, 1998. - 320 с.
67. Григорьев C.B. Самовыражение и развитие личности в игре: (Наматериале традиционных народных игр): Автореф. дис. . канд. психол. наук.- М.: 1991.-14с.
68. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М. 1987.
69. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующегобольшинства. М.: Искусство, 1990. - 396 с.
70. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс. М.: Гардарики, 2001.-336 с.
71. Давидович В. В зеркале философии. Ростов-на-Дону, - 1997. - 445 с.
72. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: 1979
73. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М.: 1988.
74. Деррида Ж. Театр жестокости и закрытие представления // РЖ.
75. Философия и социология. Сер.З. -№ 5. 1991.
76. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. -М.: 1962.
77. Довженко А.П. Собр. соч. Т. 4. -М.: Искусство. 1957.
78. Дубровский Э. Сценарий как модель социальной действительности. //
79. Искусство кино. № 1. - 1976.
80. Евреинов Н.Н. Театр для себя. Пг.: 1915.
81. Жигулъский К. Праздник и культура: праздники старые и новые. М.:1. Прогресс, 1985.-336 с.
82. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1978.
83. Зилинский О. Историческое развитие народных игр у западных ивосточных славян. // Традиционная культура, Т VI, 2001 -С. 31-42.
84. Золотницкий Д.И. Зори театрального Октября. -Л.:Искусство, 1976.392 с.
85. Золотухина-Аболина Е. Философия и личность. Ростов-на-Дону: 1983.
86. Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб.: 1998.
87. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре / РИИИ. СПб.:1994.-235 с.
88. Иконникова С.Н. История культурологический теорий. М.-СПб.,1. Питер,2005.
89. Ильин И.А. Основы христианской культуры. М.,1992.
90. Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М.: 1998.
91. Ионш Л.Г. Социология культуры.- М.: Логос, 1998. 280 с.
92. История русского и советского искусства. М.: Высшая школа, 1989.
93. История Советского театра. Л.: Госиздат. Художественная литература, Т.1.
94. Казанский О.А. Игры в самих себя. 2-е изд. М.: Госпедагентство, 1995.
95. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003.1. С. 218-276.
96. Кант И. Соч. в 6 т. Т.5. М., - 1966
97. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре (историко культуролог.аспекты): Автореф. дис. . канд. культурологии. СПб.: 1999. - 24 с. Из содерж.: § 2. Кукла и игра.
98. Катышева Дж. Н. Вопросы теории драмы. СПб.: СПбГУП, 2001.
99. Катышева Дж.Н. Литературный монтаж. М.: Сов. Россия, 1982.
100. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: 1999.
101. Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди: Культурологическийочерк. СПб.: 1999. - 24 с.
102. Конович A.A. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.:1. Высш. школа, 1990.
103. Корнаева И.А., Тотрова М.К. Психолого-педагогическое значениефольклорной игры. // Актуальные проблемы психологии, этнопсихо-лингвистики и фоносемантики: Мат. конф. М.: 1999. - С.26-29.
104. КотляревскийЮ.Л., Шанцер A.C. Искусство моделирования и природаигры. -М.: 1992, 104 с.
105. Кошелев В. Скоморохи и скоморошья профессия. СПб: Хронограф,1994.-24 с.
106. Кравченко В.А. Наука как игра и игра как культура: сборник. Кемерово:1992.
107. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. М.: Эйдос, 1992. 160 с.
108. Культурология: в вопросах и ответах. / Под ред. Г.В. Драча. М.:1. Гардарики, 2002. 336 с.
109. Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции. Ростов-на-Дону: Феникс,2004.-С. 58-67.
110. Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия. //
111. Системные исследования, 1984.
112. Лексикон нонклассики: Художественно-эстетическая культура XX века.
113. Под ред. В.В.Бычкова.- М.: РОСПЭН, 2003. -607 с.
114. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 6-е изд. М.: 1979.
115. Литеинцева Г. Сценарное мастерство М.: 1980. ЮТ.Лифшиц Г.М. Происхождение и сущность иудейских и христианскихрелигиозных праздников. Минск: 1963.
116. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.:1. Искусство, 1976. 367 с.
117. Лоусон Д.Н. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М.:1. Искусство, 1960
118. Ю.Луначарский A.B. О театре и драматургии. Т. I. М.: Искусство, 1985.
119. Луначарский A.B. Религия и просвещение. // Статья «О народныхпразднествах». — М.: Советская Россия, 1985.
120. Лурье М.Л. Посиделочное святочное ряженье: опыт морфологическогоописания: Автореф. дис. . канд. искусствовед. — СПб.: 1999. -24 с.
121. ИЗ. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978.
122. Малахов B.C. Понятие традиции в философской герменевтике Х.-Г.Гадамера // Познавательная традиция: философско-методол-огический анализ.-М.: 1989.
123. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М.,1997.
124. Манусова Я.Ю. Игровая культура в системе современных средств массовой информации: Автореф. дис. .канд. культурологии. -СПб.: 1999.-24 с.
125. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
126. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983.
127. Марков О.И. Сценарная технология. К.: КГУКИ, 2004.
128. Маркова Т.Е. Культурно-исторический анализ игры. // Человек в контексте культуры. СПб.: 1998. - С.46-64.
129. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.: Гуманитарий, 2003.
130. Массовые празднества. JL: 1926.123. «Массовая культура» и идеология. — София: 1974.
131. Махов А.Е. Антиномии игры // Традиционная культура, 2001. № 1. — С.3-7.
132. Межуев В.М. Культура и история. М.,1977.
133. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. 4.2. М.: 1968.
134. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.,1996.
135. Мигунов A.C. Художественный образ. М.,1985.
136. Миллер С. Психология игры. — М.: Владос, 2000.
137. Мимзов М. Массовый праздник как общественное явление. София:1966.
138. Мирская Л. А. Современная мифология и проблема души. Ростов-на1. Дону, 1999.
139. Митта А. Стереотипы драматургии. Киносценарии. // Лит. худож.иллюстр. журнал. № 1. 1996.
140. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. Л., 1984
141. Моль А. Социодинамика культуры. — М.: 1973.
142. Морозов И.А. «Игра» и «Ритуал» в современном научном дискурсе // Традиционная культура, № 1. 2001 С.20-28.
143. Московичи С. Век толп. М.,1998.
144. Найдыш В.М. Философия мифологии. М.: Гардарики, 2002. 539 с.
145. Немирович-Данченко В.И. Статьи. Речи. Беседы. Письма. -М.: 1952.
146. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. Ростов-на
147. Дону: Феникс, 2000. 544 с.
148. Обрядовая поэзия / Сост. В.И.Жегулина, А.Н. Розова. М.: Современник,1989.-735 с.
149. Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. - 278 с.
150. Овсянников С. Зрелищность и выразительность театрализованного представления. СПб.: 2003. - 337 с.
151. Организация и методика художественно-массовой работы: Учебноепособие. // под ред. Д.М. Генкина.: Просвещение, 1987.
152. Орлов O.J1! Праздничная культура России. СПб.: СПбГУКИ, 2001 .-160 с.
153. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.,1991.
154. Островский А.Н. Полн. соб. соч. в 16 т. T.XII. М.: 1949-1953.
155. Панченко A.M. Русская история и культура. СПб.: 1999. - 520 с.
156. Педагогика и психология игры: межвузовский сборник научной трактовки. Новосибирск: НГПИ, 1985.
157. Петров Б.Н. Режиссура массового спортивно-художественного театра. —1. Л.: ЛГИК, 1986.
158. ПетровН.И. Герменевтические игровые феномены: Автореф.дис. . д-ра филос. наук. Самара: 1996. - 37 с.
159. Петрова Е.А. Игра и ее роль в процессе гуманизации // Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры. М.: Университет гуманитарный лицей, 1997. - С. 176-177.
160. Пигулевский В. О. Искусство: классика, модерн, постмодерн. Ростов-на1. Дону, 2001.
161. Пик В. День любимых игр детских лет В.И. Ленина: Из опыта работыпионерского лагеря «Ладожец». Л.: 1963.
162. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: т. III. М., - 1957.
163. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: т. III. М.: 1957. 156.Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. Учебное пособие по курсу
164. Теория драмы» для студентов театроведческих и режиссерских факультетов театральных вузов / Мин-во культуры РСФСР; ГИТИС им. А.В.Луначарского. М.: 1980.
165. Пономарев В.Д. Формирование и реализация игровой культуры личностив условиях праздничного досуга: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: 1992. - 16 с.
166. Попов А.Д. Спектакль и режиссер. -М.: ВТО, 1972.
167. Пудовкин В.И. Избранные статьи. — М.: 1955.
168. Разлогов К. По ту сторону наслаждения // Дар или проклятие? Мозаикамассовой культуры. М.,1994.
169. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.:1. Искусство, 1979. 135 с.
170. Режиссура массовых зрелищ. — М.: ВТО, 1964. 157 с.
171. Ретюнских JJ.T. Игра как она есть, или онтология игры. -М.: МГУ, 1997.
172. РетюнскихЛ.Т. Философия игры. -М.: Вузовская книга, 2002. 247 с.
173. Розин В.М. Природа и генезис игры // Вопросы философии. № 6. 1999.
174. Розовский М.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.:1. Высш. школа, 1990. 206 с.
175. Роллан Р. Собрание сочинений. Т. 14. -М.: Искусство, 1958.
176. Ромм М. Заметки о монтаже. Искусство кино, № 6, 1959.
177. Ростоцкий Б.И. Маяковский. Театр и кино. М.: 1954.
178. Рубб A.A. Тайна режиссерского замысла. М.: 1999.
179. Руднев В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов. —
180. Д.: Лениздат, 1989. 152 с.
181. Руднев В.А. Советские праздники обряды ритуалы. Л.: Лениздат, 1979.-200 с.
182. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. 608 с.
183. Русский фольклорный театр / Сост. А.Ф. Некрылова, Н.И.Савушкина.
184. М.: Современник, 1988.-451 с.
185. Самосознание культуры и искусства XX века. М.-СПб., 2000.
186. Саруханов В.А. Агитбригада. М.: Профиздат, 1989.
187. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М.: Тера, 1997. - 352 с.
188. Сахновскж-Панкеев В. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическаяжизнь.-Л.: Искусство, 1969.
189. Силин АД. Театр улиц и площадей: Сб.сценариев. М.: Сов. Россия,1989.-108 с.
190. СиличевД. Постмодернизм: экономика, политика, культура. М.: 1998.
191. Скоморохи: Проблемы и перспективы изучения. СПб.: 1994. — 224 с.
192. Славянские Веды. / Сост. Д.М.Дудко. М.: ЖСМО-Пресс, 2002. - 338 с.
193. Смильгис Э. Массовые театральные постановки под открытым небом. //
194. Массовые праздники и зрелища. -М.: Искусство, 1961.
195. Смирнова Н.П. Народная игра как феномен культуры. // Мат. межвуз.науч.-практ. конф. «Научно-методическое содержание учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов физической культуры». — Петрозаводск: 1997. -С.81-83.
196. Смирнов-Несвицкий Ю.А. Зрелище необычайное. Маяковский и театр.
197. JL: Искусство, 1975. 160 с.
198. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб.: 2001.
199. Соколов Э.В. Культура и личность. JL: 1972.
200. Станиславский КС. Соб. соч. в 8 т. Т. III. M.: Искусство, 1954-1961.
201. Степун Ф. Мысли о России. // Современные записки. Т. 19, 1924.
202. Столович JI.H. Искусство и игра. М.: Знание, 1987.
203. Тавризян Г.А. Освальд Шпенглер, Йохан Хейзинга: две концепциикризиса культуры. М.: 1989.
204. Театрализованные праздники и зрелища 1964-1972 / Ред.-сос. Б.Н. Глан.
205. М.: Искусство, 1976. 175 с.
206. Теория и история игры: Вып. 1 / Отв.ред. В.М. и C.B. Григорьевы. М.:
207. ОДИ-International, 1995. 107 с.
208. Теоретическая культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга; РИК, 2005.
209. Терещенко A.B. Быт русского народа. 4.4 и 5. М.: Рус. кн., 1999. - 333 с.
210. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений.1. М.: Сов. Россия, 1977.
211. Топоров В.Н. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы. // Текст: семантика и структура. — М.: 1983.
212. Тромов П. Идея, конфликт, характер. М.: 1952.
213. Туманов И.М. Режиссура массовых зрелищ. М.: 1963.
214. Туманов И.М. Ради жизни на земле. // Культурно-просветельная работа.3.-1975.
215. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.,1997.
216. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: 1983.
217. Угринович Д.М. Обряды. За и против. -М.: 1975.
218. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские наук. № 2. - 1980,
219. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
220. Фиминщин A.C. Скоморохи на Руси. СПб.: Алетейя, 1995. 536 — XII с.
221. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человекав западной философии. М.: 1988.
222. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: 1978.
223. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: вып. 1.-М.,-Л.: 1931.
224. Хализев В. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978.211 .Хёйзинга Й Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Айрис-Пресс, 2003.-466 с.
225. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: 1988.
226. ХёфлингХ. Римляне, рабы, гладиаторы. М.: 1992.
227. Холодов К. Композиция драмы.-М.: Искусство, 1957.
228. Хренов H.A. Игра в истории культуры. // Традиционная культура. — № 1.-2004.-С. 7-19.
229. Царев М.И. Мир театра. М.: Просвещение, 1987.
230. Цицерон. Изб. соч. -М.: 1975.
231. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. М.,1978.
232. Черняков И.В. Игра и художественная деятельность: автореф. дис.канд. филос. наук. М.: МГУ, 1991. - 27 с.
233. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. М.: Сов.1. Россия, 1988.- 136 с.
234. Шапинская E.H. Массовая культура XX века: очерк теорий // Полигнозис.-№ 2-2000.
235. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.:1. Просвещение, 1986.
236. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: 1966.
237. Шендрик А.И. Теория культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.519 с.
238. Шестаков В.П. Мифология XX века. М.,1988.
239. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Собр. соч. в 8т. Т. IV.-М.: 1950.-333 с.
240. Щеглова Н.С. Культурно-историческое развитие досуговых форм в Россиив XVIII веке. // Актуальные проблемы подготовки специалистов вузов культуры и искусства в условиях рыночной экономики: Тез. докл. конф. М.: 1992. - С. 62.
241. Эйзенштейн С.М. Собрание сочинений. -М.: Наука. 1976.
242. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб.: 2002.
243. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. -144 с. 231 .ЭлленберВ. Трагический конец бушменов.-М.: 1956. - С. 144-145.
244. ЭлъконинД.Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
245. Эльконин Д.Б. Теория игры // Хрестоматия по зоопсихологии исравнительной психологии. -М.: Рос. психолог, о-во, 1997. -С.290-304.
246. Эпштейн Н.П. Игра в жизни и искусстве. / Сов. Драматургия. — 1982.2.-С. 14-17.
247. Юзовский Ю. О театре и драме. В 2-х т. Статьи, очерки, фельетоны. Т.1. —1. М.: Искусство, 1982.
248. Ягодкина Е.Ю. Игровая среда как фактор развития интеллектуальныхструктур: Автореф. дис. . канд. психол. наук. — С.-Пб.: СПбГУ, 1994.-24 с.
249. Якимович А. Утраченная Аркадия и растерзанный Орфей // Иностраннаялитература. 1991, № 8.238.^Яковлев Е.Г. Эстетика. М.: Гадарики, 1999.
250. Ярхо В.Н. Семь дней в афинском театре Диониса. М.: Лабиринт, 2004.
251. Яхонтов В.И. Театр одного актера. — М.: Искусство, 1958.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.