Зооантропологический континуум в мире культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Яксяргин, Леонид Михайлович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат философских наук Яксяргин, Леонид Михайлович
Введение.
Глава 1. Природа и культура: дуализм человеческого существования.
§1. Культура как форма жизни: к вопросу о соотношении «естественной» природы и «искусственной» человеческой среды.
§2. «Животное» в человеке: преодоление дуализма.
Глава 2. Отражение животного мира в культуре.
§ 1. Животные в жизни человека.
§2. Животный мир как объект познания.
§3. Животный мир как объект религиозного почитания и поклонения.
§4. Генезис семантической функции животных.
§5. Соотношение моделей «человек - животное» и «культура - природа»: мифологическое истоки философской проблемы.
Глава 3. Животные и поведенческие культурные нормы.
§1. Феномен восприятия животного в качестве агента культурных норм
§2. Социокультурные основы этико-экологического отношения к животным.
§3. Стратегия взаимодействия с животным миром.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Экологическая парадигма традиционной культуры: на примере коренных народов Северной Евразии2010 год, кандидат философских наук Татаринцев, Виктор Олегович
Согласованность бытия человека и животных как морально-ценностный ландшафт городской культуры2003 год, кандидат философских наук Грищенко, Валентина Владимировна
Человеческое тело как культурная форма2009 год, кандидат философских наук Тимошенко, Марина Александровна
Экология культуры: культурно-антропологические аспекты2007 год, кандидат философских наук Кулабухов, Дмитрий Анатольевич
Приоритеты формирования гуманитарной культуры в контексте развития национальной школы: На материалах Агинского Бурятского автономного округа2005 год, кандидат культурологии Цымпилова, Александра Цэдашиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Зооантропологический континуум в мире культуры»
Актуальность проблемы. Современный человек пытается переосмыслить своё отношение к природе, понять какое место он занимает в биосфере Земли, в Космосе, выработать дальнейшую стратегию взаимодействия с окружающей средой. Взаимотношения с животным миром - один из аспектов этой проблемы.
Благодаря эволюционной теории и генетике известно, что человек состоит в непосредственном родстве с другими живыми существами. Относительное морфологическое и поведенческое сходство людей и представителей фауны позволяет делать выводы о некоем взаимном подобии человека и животных. Сквозной нитью на протяжении всей истории культуры проходят две взаимодополняющие тенденции -антропоморфизация животных и зооморфизация человека, которые выражались в традиционных представлениях об окружающем мире, мифологии, ритуале, художественной культуре, языке, системе символов. Такое взаимопроникновение зоологического и антропологического начал в культуре вкупе с осознанием человеком своего единства с животным миром можно назвать зооантропологическим континуумом в мире культуры. Вопрос об особенностях формирования в духовной культуре представлений об антропоморфных животных и зооморфных людях заслуживает научного рассмотрения.
Несмотря на осознание человеком своей связи с фауной, уже доводы обыденного наблюдения повлияли на возникновение представлений собственной уникальности среди других живых существ, в результате чего укоренилась традиция противопоставления человеческого мира природе и животному царству в частности, что также нашло своё отражение в истории культуры. В связи с этим вопрос о реальных основаниях противопоставления человека природе остаётся актуальным. Решение проблемы места человека в биосфере Земли позволит наметить дальнейшую стратегию взаимодействия с окружающей средой, в том числе и животным миром.
Взаимодействие людей и животных обычно рассматривают в качестве частного аспекта глобально-экологической тематики, следовательно, подобными вопросами занимаются чаще всего естествоиспытатели. Однако гуманитарная сущность данной проблемы проявляется особенно отчётливо. Это связано, во-первых, с тем, что всякий раз, когда человек пытается задуматься над вопросом дальнейшего сосуществования с царством фауны, то сталкивается при этом не только (и даже не столько) с экологической, сколько с этико-гуманистической стороной этой сферы. Во-вторых, гуманитарная сущность проблемы взаимодействия человека и животного проявляется в том, что фауна в общественном сознании легко мифологизируется, что создаёт иллюзию существования в мире культуры двух уровней животного царства: 1) реальные животные, с которыми человек взаимодействует в повседневной жизни; 2) виртуальные животные духовной культуры. Последнее обстоятельство играет существенную роль, так как особенности «существования» животных в духовной культуре влияют на то, как мы взаимодействуем с ними в реальной жизни.
Однако актуальность поставленной проблемы не ограничивается лишь экологией или экологической этикой. Данная тема может представлять сугубо научно-культурологический интерес. Как правило, особенности развития культуры той или иной страны, народа, исторической эпохи или цивилизации описываются через определённый набор сфер жизнедеятельности человека, социокультурных институтов или продуктов творчества: экономический уклад, технология, традиционное мировоззрение, город, политическое устройство и законы, архитектура, искусство, литература, фольклор, религиозные верования и обряды, система правил поведения, брачно-семейные отношения, воспитание детей, кухня, праздники и т.п. При этом каждый из этих «параметров культурного своеобразия» имеет свою специализированную теоретическую сферу знания (а в некоторых случаях даже целую науку - искусствознание, религиоведение, фольклористика и т.д.). Но в историко-культурологической и этнологической литературе иногда выделяют и такой «параметр культурного своеобразия» как взаимоотношение с животными, который не имеет своей самостоятельной теоретической сферы знания. Настоящая работа, таким образом, является попыткой заполнить этот пробел.
Степень разработанности проблемы. Вокруг изучения гуманитарных аспектов проблемы взаимодействия человека и животного сложилась довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, существует большое количество работ по данной теме. С другой стороны, они, как правило, затрагивают лишь частные аспекты, а основные акценты ставятся на эмпирическом описании в ущерб теоретическим обобщениям. Кроме того, значительная часть текстов не является в чистом виде гуманитарно-научной литературой, но располагается на стыке науки и публицистики, либо вовсе тяготеет к последней. Многие гуманитарные аспекты затрагиваются не специально, а представляют собой отдельные «выпады» в сторону гуманитарной проблематики в естественнонаучных (экологических, этологических, социобиологических) исследованиях. В гуманитарных интерпретациях естествоиспытателей часто «провисает» теория, что приводит к созданию спорных объяснений: происхождение тотемизма объясняется экологическим рационализмом, сакрализация животных - их утилитарной функциональностью, генезис семантической функции животных или развитие культурных норм, регламентирующих этико-экологическое отношение к животным, рассматриваются вне общего социокультурного контекста, эмпирический материал приводится произвольно, приводимые на их основе объяснения опровергаются другими данными.
Очень часто узкоспециальные аспекты взаимодействия человека и животного мира затрагиваются не специально, а в качестве промежуточной задачи решения какой-то другой (например, более крупной) проблемы.
Существует даже определённый круг научно-исследовательских направлений, которые невольно в той или иной степени предполагают обращение к проблеме взаимодействия человека и животного: неолитический скачок от присваивающего хозяйства к производящему; возникновение и ранние этапы развития религии и искусства; традиционная символика. Среди узкоспециальных исследований можно выделить следующие направления: реконструкция истории доместикации животных (Ф. Джевонс, С. Рейнак, Э. Хан, Ф. Гребнер, С.Д. Форд, У. Сирелиус, Ф. Флор, В. Шмидт, В. Копперс, Р. Лоуи, К. Уисслер, К. Лоренц, Л. Рютимейер, Г. Натазиус, К.Ф. Кеслер, Е. Елачин, Е.А. Богданов, А.Н. Максимов, С.Н. Боголюбский, О. Поляковский, В.А. Шнирельман и др.); изучение особенностей познания животного мира в бесписьменных обществах (К. Леви-Строс, В.А. Шнирельман, И.Ю. Винокурова, A.M. Решетов) и на ранних этапах становления науки о животных (А.Г. Юрченко, Б.А. Старостин); животные в религии и зооморфизм религиозной символики (Э. Тайлор, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер, Дж.Дж. Фрэзер, Ф. Боас, Е.Г. Кагаров, В.Н. Чернецов, А.Ф. Анисимов, Л.П. Потапов, Б.А. Васильев, Г.Г. Стратанович, Р. Фирт, М. Фортес, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, К. Леви-Строс, Д.Е. Хайтун, Л.Б. Ермолов, В.Ф. Миллер, З.П. Соколова, В.Я. Петрухин, В.Б. Иорданский, В.Р. Арсеньев, A.B. Журавлёв, Г.Н. Симаков, A.B. Журавлёв, Е.М. Мелетинский, З.П. Соколова, В.Я. Петрухин, М.П. Грязнов, Г.В. Зубко, В.П. Клингер, Н.Е. Андрианов, Я.Э. Зеленина, Н.Е. Грысык, Р.В. Багдасаров,
A.И. Робакидзе, А. Яффе); эстетизация животных и «зоологизм» в традиционном искусстве (В.Е. Антонова, З.А. Абрамова, М.Э. Матье, И.М. Лурье, A.C. Островерхое, Е.В. Перевдчикова, Л.П. Баркова, A.M. Беленицкий, Г.К. Вагнер, A.A. Ромаскевич, Н.Е. Ермолова, И.П. Засецкая,
B.А. Ильинская, А.Р. Канторович, П. Бентли, В.Е. Ларичев, В.Р. Дольник, А.И. Шкурко, A.A. Мелик-Пашаев, И.В. Портнова, А. Яффе); «зоологическая» семиотика и фольклористика (К. Леви-Строс, Ю.В. Болтрик, Н.К. Голейзовский, Я.Э. Зеленина, В.В. Кривицкий, P.C. Липец,
О.П. Лихачёва, В.Ф. Миллер, E.H. Максимов, В.М. Массой, A.M. Решетов, В.Н. Топоров, Т.В. Топорова, Ф.Б. Успенский, О.В. Белова, К.А. Богданов, В.Ю. Михайлин, Н.В. Морохин, В.И. Жельвис, А. Гура); взаимодействие человека и животного мира в контексте экологической этики и биоэтики (А. Швейцер, О. Леопольд, П.В. Безобразов, В. Чертков, М. Лисовский, А. Ельский, П. Риган, Э. Линзи, Р. Нэш, Б. Гржимек, Р. Скарс, М. Трейстер, В.Е. Борейко, В.Н. Грищенко, Н.В. Морохин, Н. Калинина, A.C. Гараев, Т.Н. Павлова).
Что же касается возможности целостного подхода в изучении взаимодейстрвия человека и животного, то попытка его реализации, хотя и со значительным креном в сторону экологии, была предпринята в монографии В.К. Рахлина «Животные в жизни людей (История изучения, использования и охраны животного мира)», в которой в том числе рассматривается и гуманитарная сторона поставленной проблемы.
Предмет исследования - существование животного мира в культуре. Объект исследования - взаимодействия человека с природой и отражение этого взаимодействия в культуре.
Цель исследования: выявить культурологические особенности взаимодействия человека и животного мира в контексте проблемы соотношения культуры и природы. Задачи исследования:
- определить место человека и культуры как формы жизни в природе;
- выявить основные социокультурные функции и роли животных;
- раскрыть сущность, а также выявить основные закономерности отражения животного мира в культуре;
- показать влияние особенностей взаимодействия человека и животного мира на представления о соотношении в человеке культурного и природного начал;
- раскрыть проблему включения животных в систему культурных норм человека.
Методологическая основа исследования связана с философско-мирвоззренческими установками автора и адекватными поставленным задачам методами и научными подходами.
Место человека и культуры в природе определяется нами с опорой на этологический подход, эволюционно-эпистемологическую философскую парадигму и семиотическую теорию интеллекта. Особенности отражения животного мира, а также осознания человеком своей «противоестественности» описываются в контексте, близком к конструктивистской гуманитарной парадигме, придающей большое значение виртуальным моделям духовной культуры, опосредующим опыт взаимодействия человека с окружающей реальностью. Функциональный метод использовался для выявления того значения, какое животный мир играл в удовлетворении человеком своих витальных и социальных потребностей. С помощью структуралистского подхода и показан механизм генезиса семантической функции животных. Историко-генетический подход позволил рассмотреть алгоритм развития сакральной функции животных.
Научная новизна исследования, обусловлена, во-первых, тем, что, несмотря на достаточно хорошую изученность отдельных аспектов взаимодействия человека и животного, до настоящего времени не проводились исследования, в которых бы данная проблема подвергалась бы целостному философскому осмыслению в контексте культурологического знания. Во-вторых, в настоящей работе были выявлены некоторые проблемные моменты в осознании человеком степени своей «естественности» и «противоестественности», связанные с проникновением в философское знание продуктов мифологического мышления. В-третьих, были обозначены основные особенности существования животных в мире культуры. Наконец, были сделаны специальные указания на те противоречия, которые возникают в контексте обсуждения перспективы дальнейшего сосуществования человека и животных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурный способ жизнедеятельности человека, который позволяет создавать ему «искусственную» среду обитания не является чем-то «противоестественным» в природе. Всё искусственное (включая технику) на планете Земля является частью её биосферы. Любое антропогенное вмешательство в природу необходимо расценивать как естественное независимо от того, в каком соотношении продукты этого воздействия находятся с нашей системой ценностей.
2. Распространённая в философской литературе проблема дуальной (биосоциальной или животно-природной и культурной) сущности человека лишена смысла. Она не может иметь никакого разрешения, так как её нельзя даже сформулировать. Культурологический анализ феномена соотношения в человеке природного и культурного начал обнаруживает следы мифологического мышления (в структуралистской трактовке последнего).
3. Взаимодействие человека с другими биологическими видами не исчерпывается только такими взаимоотношениями, которые можно описывать с помощью традиционных естественнонаучных моделей межвидовых (поведенческих или экологических) связей, так как культурный способ жизнедеятельности человека накладывает свой отпечаток, порождающий особый культурологический контекст межвидового взаимодействия. Сущность этого контекста заключается в том, что, во-первых, характер взаимоотношений подвергается культурно-историческим изменениям. Во-вторых, опыт взаимодействия человека с животным миром опосредуется культурой, так как животные в сознании людей «живут» не в чистом виде, но с целым комплектом смысловых ассоциаций, соотношение которых изменяется от культуры к культуре (результат дивергентных процессов в динамике культуры), от вида к виду. Сам факт наличия этих ассоциаций (познавательных, сакральных, оценочно-эмоциональных, эстетических и семиотических) создаёт условия, своего рода, неадекватного восприятия ценностно-нагруженных животных, что позволило нам назвать эти смыслы «зазорами» восприятия.
4. В основе формирования и закрепления за животными смысловых значений лежат особенности мышления человека и познания им животного мира на ранних этапах развития культуры. В духовной культуре бесписьменных обществ различные объекты реальности упорядочиваются в конгруэнтные системы, каждая из которых образует своего рода «отраслевой» код: ботанический, зоологический, кулинарный, географический, социологический, цветовой, обонятельный и т.п. При этом зоологический код, как правило, является одним из наиболее «хорошо разработанных» в мышлении (в его основе лежит, так называемая, «этнозоология»). Совокупность таких ментальных операций, как эмпирическая и трансцендентальная дедукция, инверсия и медиация позволяет провести ассоциативные связи между символами разных систем «отраслевых» кодов, что обуславливает наличие у зоологических видов относительно устойчивой по отношению к динамике культуры конкретной ассоциативно-семантической нагрузки. Исключением является сакрализация животных, в историко-генетическом плане уходящая в тотемизм, психолого-антропологической основой которой является феномен «партисипации», понимаемый как «присвоение» (в противоположность «отчуждению»), порождающий сакрализацию.
5. История показывает, что человек очень часто вводит животных в систему культурных норм на правах моральных агентов и субъектов права. При этом «исторические варианты» введения животных в систему культурных норм на правах их объектов (например, многочисленные описания «этико-экологических» народных традиций) чаще всего таковыми не являются, во многих случаях представляя собой «обрывки» вырванных из общего социокультурного контекста норм, которые не имеют никакого отношения ни к экологии, ни к гуманизму. Современные попытки обосновать необходимость распространения юрисдикции морали и права на животных экологическая этика») обладают скрытой формой антропоморфизации представителей фауны.
6. В основе принципа дальнейшего сосуществования человека и животного мира не может находиться экологический рационализм (или мы охраняем животных, или погибнем в экологической катастрофе), так как он теоретически таит в себе угрозы превращения в один из факторов истребления фауны. То же самое касается особого «гуманизма» по отношению к животным, который может оборачиваться индифферентным отношением к страданиям людей. В основе этико-экологической стратегии дальнейшего сосуществования человека и животных на уровне отношения к отдельным особям должен стоять Гуманизм вообще (к людям и животным). Что же касается охраны зоологических видов, то она необходима, однако не по экологическим, а культурно-аксиологическим мотивам. Если мы сохраняем какие-то артефакты (будь то памятники архитектуры, произведения изобразительного искусства), мотивируя это их особой значимостью (эстетической, исторической или в силу своей уникальности), то животных на видовом уровне целесообразно приравнять к особо оберегаемым памятникам культуры. При этом зоологические виды, в отличие от артефактов, не поддаются восстановлению в случае их утраты.
Апробация работы Различные аспекты рассмотренных в диссертации проблем были положены в основу докладов прочитанных на научных конференциях: «Культурология и этология: точки соприкосновения» (VIII нижегородская сессия молодых учёных. Гуманитарные науки. Нижний Новгород, октябрь 2003 г.); «Этологический аспект этнокультурной глобализации» (Этнические культуры в условиях глобализации, Нижний Новгород, ННГАСУ, ноябрь 2003 г.); «Человек и зверь в Священном Писании: профетический и культурно-экологический аспекты» (Профетическая сущность искусства и культуры. Нижний Новгород, НГЛУ, Литературно-мемориальный музей H.A. Добролюбова, ноябрь 2003 г.); «Истоки и формы выражения современной брутальности как педагогическая проблема» (Высокие технологии в педагогическом процессе. Нижний Новгород, ВГИПА, март 2004 г.); «Домашние животные как средство воспитания детей» (Современные технологии воспитательной деятельности в системе непрерывного педагогического образования. НГПУ, Дзержинский педагогический колледж, Дзержинск, 2004 г.); «Отношение к "чужому" как к зверочеловеку» (Жизнь провинции как феномен духовности, Нижний Новгород, ННГУ, апрель 2004 г.); «Распространение на мир животных культурных норм» (IX нижегородская сессия молодых учёных. Гуманитарные науки. Нижний Новгород, октябрь 2004 г.); «Культура и натура: две природы человеческого существования» (Человек и общество: перспективы XXI века. Нижний Новгород, НФ МГЭИ, ноябрь 2004 г.); «Трансляция культурных ценностей посредством обращения к зооэкологическим проблемам в современном образовательном процессе» (Образование в пространстве культуры. Москва, Российский институт культурологии, Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям, ноябрь 2004 г.); «Воинственное животное: к вопросу об этолого-антропологических основах военных конфликтов» (Война как событие и со-бытие, Нижний Новгород, ННГАСУ, май 2005 г.); «Социокультурные функции животных» (Природа человека и общество: диалог мировоззрений. Нижний Новгород, ВВАГС, июнь 2005 г.); «Социокультурные основы этико-экологического отношения человека к животным» (X нижегородская сессия молодых учёных. Гуманитарные науки. Нижний Новгород, октябрь, 2005 г.); «Животные в "этнонауке"» (Наука и национальная культура. Нижний Новгород, ННГУ, декабрь 2005); «Человек и животное в городе: проблема сосуществования» (Устойчивое развитие города: проблемы и решения». Дзержинск, Дзержинский филиал ВВАГС, декабрь 2005); «Этнографические нормы как основа этико-экологического отношения к животным» (IV Межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных. Нижний Новгород,
НФ МГЭИ, май 2006 г.); «Животный мир как объект познания в традиционных культурах» (Добролюбовские чтения, НГЛУ, февраль 2007 г.).
Апробация работы осуществлялась также при чтении курса «Культурология» в НГПУ.
Диссертация обсуждалась на кафедре культурологии НГПУ и была рекомендована к защите по специальности 24.00.01 - Теория и история культуры.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии, насчитывающей 241 наименование. Общий объём работы составляет 182 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Культурные запреты как фактор экономической деятельности2004 год, доктор философских наук Самойлов, Евгений Вольдемарович
Формообразования духовной культуры: общая природа и российские особенности2012 год, кандидат философских наук Губанова, Марина Александровна
Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития2004 год, кандидат философских наук Юйшина, Елена Александровна
Этническая экология: дисциплинарный статус и формы проявления в культуре2006 год, кандидат философских наук Доценко, Людмила Николаевна
Экологические идеи в русском космизме2004 год, кандидат культурологии Платонова, Дарья Викторовна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Яксяргин, Леонид Михайлович
155 Выводы:
История знает немало случаев отношения к животным как к агентам культурных норм. Этот феномен встречался как в бесписьменных, так и цивилизованных обществах, а в странах Западной Европы (в классическое средневековье и новое время) представлял собой системное явление, выражаясь в многочисленных судах над животными. Такую форму взаимодействия с животным миром можно рассматривать в качестве одного из вариантов антропоморфизации животных, так как система культурных норм функционально является механизмом регуляции социального поведения только в человеческом обществе. Межу тем, любые попытки перевести взаимоотношения человека с фауной на «этические рельсы» (например, в виде создания специальной экологической этики) можно воспринимать в качестве скрытой анропоморфизации фауны.
Источником этико-экологического отношения к животным чаще всего являются внутренние психолого-антропологические (например, жалость и сострадание как продукт эмпатии) и социальные (охрана животных как хобби или средство социальной интеграции с ровесниками, способ самореализации и зарабатывания денег). Распространённое представление об этико-экологическом характере этнографических норм не находит подтверждения в фактах.
В основе стратегии дальнейшего взаимодействия с животным миром должен стоять не экологический рационализм, который может быть и источником истребления фауны, а гуманистический подход (на индивидуальном уровне) и культурно-аксиологический (на видовом уровне).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек, являясь частью биосферы Земли, образует с животным миром континуальное единство. Следы осознания этого факта, хотя и по-разному, проявляются на всех этапах развития культуры, что выражалось в явной или скрытой (включение животных в систему культурных норм в качестве их субъекта и объекта) антропоморфизации животных и зооморфизации человека. Одновременно с этим понимание наличия качественного отличия человеческого и животного способов жизнедеятельности в купе с организованным в жёстких бинарных моделях мифологическим мышлением приводили к созданию таких мировоззренческих представлений, которые это единство разрывали. Человеческое стало восприниматься в противопоставлении животному, точно так же, как культурное - природному. Между тем, культурный способ жизнедеятельности человека не противостоит природе. Любое антропогенное вмешательство в природу необходимо расценивать как естественное независимо от того, в каком соотношении продукты этого воздействия находятся с нашей системой ценностей.
Взаимодействие человека с другими биологическими видами опосредуется культурой, так как животные в сознании людей «живут» не в чистом виде, но с целым комплектом смысловых ассоциаций, соотношение которых изменяется от культуры к культуре (результат дивергентных процессов в динамике культуры), от вида к виду. Сам факт наличия этих ассоциаций (познавательных, сакральных, оценочно-эмоциональных, эстетических и семиотических) создаёт условия, своего рода, неадекватного восприятия ценностно-нагруженных животных. В основе формирования и закрепления за животными смысловых нагрузок лежат особенности мышления человека и познания им животного мира на ранних этапах развития культуры. В духовной культуре бесписьменных обществ различные объекты реальности упорядочиваются в «параллельные» системы, каждая из которых образует своего рода «отраслевой» код: ботанический, зоологический, кулинарный, географический, социологический, цветовой, обонятельный и т.п. При этом зоологический код, как правило, является одним из наиболее «хорошо разработанных» в мышлении (в его основе лежит, так называемая, «этнозоология»). Совокупность работы таких ментальных операций, как эмпирическая и трансцендентальная дедукция, инверсия и медиация позволяют провести ассоциативные связи между символами разных систем «отраслевых» кодов, что обуславливает наличие у зоологических видов относительно устойчивой по отношению к динамике культуры конкретной ассоциативно-семантической нагрузки. Исключением является сакрализация животных, в историко-генетическом плане уходящая в тотемизм, психолого-антропологической основой которой является феномен «партисипации», понимаемый как «присвоение» (в противоположность «отчуждению») порождающий сакрализацию.
История показывает, что человек очень часто вводит животных в систему культурных норм на правах моральных агентов и субъектов права. При этом «исторические варианты» введения животных в систему культурных норм на правах их объектов (например, многочисленные описания «этико-экологических» народных традиций) чаще всего таковыми не являются, во многих случаях, представляя собой, «обрывки» вырванных из общего социокультурного контекста норм, которые не имеют никакого отношения ни к экологии, ни к гуманизму. Современные попытки обосновать необходимость распространить юрисдикцию морали и права на животных («экологическая этика») обладают скрытой формой антропоморфизации представителей фауны. В основе принципа дальнейшего сосуществования человека и животного мира не может находиться экологический рационализм (или мы охраняем животных, или погибнем в экологической катастрофе), так как он теоретически таит в себе угрозы превращения в один из факторов истребления фауны. То же самое касается особого гуманизма по отношению к животным, который может оборачиваться индифферентным отношением к страданиям людей. В основе этико-экологической стратегии дальнейшего сосуществования человека и животных на уровне отношения к отдельным особям должен стоять Гуманизм вообще (особенно к людям, и в том числе к животным). Что же касается охраны зоологических видов, то она необходима, но не по экологическим мотивам, а культурно-аксиологическим. Если мы сохраняем какие-то артефакты (будь то памятники архитектуры, произведения изобразительного искусства) мотивируя их особой значимостью (эстетической, исторической или в силу своей уникальности), то животных на видовом уровне целесообразно приравнять к особо оберегаемым памятникам культуры. При этом зоологические виды, в отличие от артефактов, не поддаются восстановлению в случае их утраты.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Яксяргин, Леонид Михайлович, 2007 год
1. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции Текст. / Э.Г. Абрамян. -Ташкент: Изд-во «Фан», 1988. 127с.
2. Адлер А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер, Пер. с нем. Е.А. Цыпина. СПб.: Академический проект, 2000. - 256с.
3. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993. - 191с.
4. Алёшин А.И. Биологизаторство и социологизаторство: методологический статус Текст. / А.И. Алёшин // Биология в познании человека.-М.: Наука, 1989. С Л 50-171.
5. Альбедиль М.Ф. К проблеме истоков индуистского течения бхакти Текст. / М.Ф. Альбедиль // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1986. -С.135-153.
6. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках распространения национализма Текст. / Б. Андерсон, Пер. с англ. В. Николаева. М.: «КАНОН - пресс - Ц», «Кучково поле», 2001. - 288с.
7. Арсеньев В.Р. Звери боги - люди Текст. / В.Р. Арсеньев. - М.: Политиздат, 1991. -160с.
8. Артюнов С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики Текст. / С.А. Артюнов // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979. - С.24-60.
9. Ахундов М.Д. Социальное влияние на науку: локальное или атрибутивное? Текст. / М.Д. Ахундов // Философия науки. Вып.7: Формирование современной естественнонаучной парадигмы. - М.: ИФ РАН, 2001. -С.58-74.
10. Бавильский Д. Скотомизация. Диалоги с Олегом Куликом Текст. / Д. Бавильский. М.: Изд-во «Ад Маргинем», 2004. - 318с.
11. Баксанский O.E. Биологические корни познания Текст. / O.E. Баксанский // Биология и культура. М.: Канон +, 2004. - С.263-287.
12. Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура Текст. /Ф. Баумгартен, Ф. Поланд, Р. Вагнер. Мн.: Харвест; М.: Изд-во ACT, 2000.-512с.
13. Белик A.A. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. пособие Текст. / A.A. Белик.-М.:РГГУ, 2001.-378с.
14. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур Текст. / A.A. Белик. М.: РГТУ, 1998.
15. Белик A.A. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? Текст. / A.A. Белик. -М: Наука, 1990. 144с.
16. Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики Текст. / О.В. Белова. М.: Индрик, 1999. - 320с.
17. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США Текст. / Р. Бенедикт, Пер. с англ. // Антология исследований культуры, Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. -С.271-284.
18. Бергсон А. Два источника морали и религии Текст. / А. Бергсон. -М.,1994.
19. Бернова A.A. Религиозные обряды как один из истоков традиционного театра народов Индонезии Текст. / A.A. Бернова // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1986.-С.89-107.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Текст. М.: Российское Библейское Общество, 2002.
21. Бидни Д. Концепция культуры и некоторые ошибки в её изучении Текст. / Д. Бидни, Пер. с англ. // Антология исследований культуры, Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. -С.57-90.
22. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии Текст. / Ф. Боас, Пер. с англ. // Антология исследований культуры. Т.1.
23. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. -С.1997. -С.509-518.
24. Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук Текст. / Ф. Боас, Пер. с англ. // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. -с.499-508.
25. Богданов К.А. О крокодилах в России. Очерки из истории заимствований и экзотизмов. М.: Новое литературное обозрение, 2006.-352с.
26. Борзенков В.Г. Биофилософия в преодолении раскола культуры Текст. / В.Г. Борзенков // Биология и культура. М.: Канон +, 2004. -С. 179-201.
27. Борейко В.Е. Экологическая этика в вузе Текст. / В.Е. Борейко. -Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2004. 68с.
28. Борейко В.Е., Морохин Н.В. Словарь по гуманитарной экологии Текст. / В.Е. Борейко, Н.В. Морохин. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. - 96с.
29. Боринская С.А., Хуснутдинова Э.К. Этногеномика: история с географией Текст. / С.А. Боринская, Э.К. Хуснутдинова // Человек. -2002. -№1. С. 19-30.
30. Бородай Ю.М. От природно-биологической к социально-исторической детерминации поведения человека (к постановке проблемы) Текст. / Ю.М. Бородай // Биология в познании человека. М.: Наука, 1989. -С.82-97.
31. Бородай Ю.М. Эротика смерть - табу: трагедия человеческого сознания. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. -416с.
32. Брушлинский A.B. О соотношении социального и природного в психике человека Текст. / A.B. Брушлинский // Биология в познании человека. М.: Наука, 1989. - С.141-150.
33. Бургиньон Э. Изменённые состояния сознания Текст. / Э. Бургиньон, Пер. с англ. // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. A.A. Велика. М.: Смысл, 2001. - С.405-461.
34. Буровский A.M. У нас в антропогеосфере Текст. / A.M. Буровский // Человек. 1991. - №6. - С.5-14.
35. Бутовская М.Л. Перспективы использования этологических материалов и методов в антропологии и этнографии Текст. / М.Л. Бутовская // Советская этнография. 1988. - №5. - С.26-37.
36. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1997. - 224с.
37. Величайшие загадки человека / Авт.-сост. С.Н. Зигуненко. М.: Вече, 2005. - 384с.
38. Вернер Э. Мифы и легенды Китая Текст. / Э. Вернер. Пер. с англ. С. Фёдорова. М.: Центрполиграф, 2005. - 365с.
39. Вёрман К. История искусства всех времён и народов (Искусство первобытных племён, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия, Т.1) Текст. / К. Вёрман, Пер. с нем. М.: Изд-во ACT, 2001. - 944с.
40. Винокурова И.Ю. Вепсская народная классификация животного мира (опыт реконструкции) Текст. / И.Ю. Винокурова // Этнографическое обозрение. 2006. №4. С. 126-139.
41. Гербер X. Мифы Северной Европы Текст. / X. Гербер. М.: Центрполиграф, 2006. - 346с.
42. Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г.А. Стратановского. М.: Изд-во ACT, Ладомир, 2001. - 752с.
43. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека Текст. / К. Гирц // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - С.115-138.
44. Гороховская Е.А. Этология: рождение научной дисциплины Текст. / Е.А. Гороховская. СПб., М., 2001.
45. Гофман Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мура Текст. / Э.Т.А. Гофман, Пер. с нем. // Гофман Э.Т.А. Избранные произведения. В 3-х томах. Т.З. М.: Гослитиздат, 1962.
46. Гржимек Б. Для диких животных места нет Текст. / Б. Гржимек, Пер. с нем. Е.А. Геевской. М.: Мысль, 1977. - 270с.
47. Гржимек Б. Дикое животное и человек Текст. / Б. Гржимек. М.: Мысль, 1982.-256с.
48. Гумилёв JI.H. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению Текст. / JI.H. Гумилёв. СПб.: СЗКЭО, Изд. дом «Кристалл», 2002. - 416с.
49. Гумилёв JI.H. Этногенез и биосфера Земли Текст. / JI.H. Гумилёв. -М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. 557с.
50. Гумилёв JI.H. Этносфера: История людей и история природы Текст. / JI.H. Гумилёв. М.: Экопросс, 1993. - 544с.
51. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 396с.
52. Даниельссон Б. Счастливый остров Текст. / Б. Даниельссон, Пер. со швед. JI. Жданова, предисл. и ред. С.А. Токарева. М.: Изд-во иностр. литературы, 1962. - 236с.
53. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных Текст. / Ч. Дарвин, Пер. с англ. СПб.: Изд. дом «Питер», 2001. - 384с.
54. Дарнтон Р. История антропология - журналистика Текст. / Р. Дарнтон, Пер. с англ. // История продолжается. Изучение восемнадцатого века на пороге двадцать первого / Сост. и отв. ред. С.Я.
55. Карп. М.; СПБ.: Университетская книга, Ферней-Вольтер, Международный центр по изучению XVIII века, 2001. - С.416-452.
56. Дзенискевич Г.И. Экологическая адаптация в традиционной культуре северных атапасков Текст. / Г.И. Дзенискевич // Экология американских индейцев и эскимосов. М.: Наука, 1988. - С.93-101.
57. Дмитриева Е.В. Мировая художественная культура: Россия. СПб.: Учитель и ученик, КОРНА - принт, 2002. - 400с.
58. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей Текст. / В.Р. Дольник М.: Linka press, 1996.-328с.
59. Дорст Ж. До того, как умрёт природа Текст. / Ж. Дорст, Пер. с франц.- М.: Прогресс, 1968. 415с.
60. Достоевский Ф.М. Искания и размышления Текст. / Ф.М. Достоевский, Сост. и вступ. ст. Г.М. Фридлендера, Примеч. Н.С. Никитиной. М.: Сов. Россия, 1983. - 464с.
61. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения Текст. / Н.П.Дубинин, И.И.Карповец, В.Н.Кудрявцев. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 1989. 351с.
62. Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека Текст. / Н.П. Дубинин, Ю.Г. Шевченко. М.: Наука, 1976.-235с.
63. Жельвис В.И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Текст. / В.И. Жельвис. М.: Ладомир, 2001. - 349с.
64. Жизнь чудовищ в Средние века Текст. / Пер. с лат., статьи Н. Горелова. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 224с.
65. Жуковская Н.Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии Текст. / Н.Л.
66. Жуковская. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1986. - С. 118134.
67. Зеленов JI.A. Система эстетики: Учеб. пособие. Нижний Новгород: ГХИ ННГАСУ; М.: Российская Академия Образования, 2004. - 418с.
68. Зубов А. Современное состояние теории происхождения человека Текст. / А. Зубов // Человек. 2004. - №5. - С.
69. Иваницкий В.В. Коммуникация у животных: теория и факты Текст. / В.В. Иваницкий // Поведение животных и человека: сходства и различия. Сб. научных трудов. Пущино: Научный центр биол. исслед. АН СССР, 1989.-С. 124-164.
70. Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию Текст. / А.И. Иванчик // Советская этнография. -1988. №5. - С.38-48.
71. Ионин Л.Г. Театр культурных форм Текст. / Л.Г. Ионин // Человек. -1991.-№3.-С.
72. Каган М.С.Философия культуры Текст. / М.С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416с.
73. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения Текст. / И. Кант, Пер. с нем. СПб.: Наука, 1999. - 471с.
74. Карпинская P.C. Введение. О существе проблемы и принципах её исследования Текст. / P.C. Карпинская // Биология в познании человека. М.: Наука, 1989. - С.
75. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.2. Мифологическое мышление Текст. / Э. Кассирер. М., СПб.: Университетская книга, 2002.-280с.
76. Кафанья А.К. Формальный анализ определения понятия «культура» Текст. / А.К. Кафанья, Пер. с англ. // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997.-С.91-114.
77. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию Текст. / К. Клакхон, Пер. с англ., под ред. A.A. Панченко. СПб.: Евразия, 1998.-352с.
78. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон / Э. Кленгель-Брандт. Пер. с нем. Предисл. и прим. В.А. Якобсона. М.: Наука, гл. ред. вост. лит-ры, 1979. -259с.
79. Килкоммонс Б., Уилсон С. Ребёнок и собака. Их добрые отношения Текст. / Б. Килкоммонс, С. Уилсон, Пер. с англ. И. Кузнецовой. М.: 1996.-368с.
80. Кирсхофер Р. Содержание животных в зоопарках Текст. / Р. Кирсхофер, Пер. с нем. // Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека, Пер. с нем. Н.Б. Здорик, М.К. Федоренко, Н.В. Хмелевской. М.: Прогресс, 1988. - С.496-520.
81. Ковалевская В.Б. Конь и всадник (пути и судьбы) Текст. / В.Б. Ковалевская. -М.: Наука, 1977. 152с.
82. Корочкин Л.И. Взаимовлияние биологии и культуры Текст. / Л.И. Корчкин // Биология и культура. М.: Канон +, 2004. - С. 166-178.
83. Кременцов Н.Л. Человек и животное. К истории поведенческих сопоставлений Текст. // Поведение животных и человека: сходства и различия. Сборник научных трудов. Пущино: Науч. центр биол. исслед. АН СССР, 1989. - С.6-28.
84. Крушанов A.A. Универсальная парадигма экологии Текст. / A.A. Крушанов // Философия науки. Вып.7: Формирование современной естественнонаучной парадигмы. - М.: ИФ РАН, 2001. - 270с.
85. Культурология: Учеб. пособие Текст. / В.А.Глуздов, И.И.Лукичёва,
86. A.А.Касьян и др.; Под. ред. В.А.Фортунатовой и Л.Е.Шапошникова. -М.: Высшая школа, 2003. 303с.
87. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1 (А-Л). Текст. / Гл. ред. С.Я. Левит. СПб: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. -447с.
88. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2 (М-Я). Текст. / Гл. ред. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. -447с.
89. Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции Текст. / H.A. Кун. М.: Агентство «КРПА Олимп», 2003. - 538с.
90. Кутырёв В.А. Алгебра, убивающая Гармонию Текст. / В.А. Кутырёв // Человек. 1993. - №3. - С.31-43.
91. Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров Текст. /
92. B.А. Кутырёв. Нижний Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. - 199с.
93. Кутырёв В.А. Культура и технология: борьба миров Текст. / В.А. Кутырёв. М.: Прогресс - Традиция, 2001. - 240с.
94. Кутырёв В.А. Традиция как форма бытия Текст. / В.А. Кутырёв. -Жизнь провинции как феномен духовности / Под ред. Н.М. Фортунатова. Нижний Новгород: Изд-во «Вектор - ТиС», 2004. - С.З-7.
95. Ламсден Ч., Гушурт А. Геннокультурная коэволюция: человеческий род в становлении Текст. / Ч. Ламсден, А. Гушурт, Пер. с англ. // Человек. 1991.-№3.-С.11-17.
96. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях Текст. / В.Е. Ларичев. М.: Политиздат, 1990.-223с.
97. Лебедева Н.М. Психологические аспекты этнической экологии Текст. / Н.М. Лебедева // Этническая экология: теория и практика. М.: Наука, 1991. - С.100-124.
98. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление Текст. / Л. Леви-Брюль, Пер. с франц., под. ред. В.К.Никольского и А.В.Кисина. М.: Атеист, 1930. -339с.
99. Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х томах. Т. 1. Сырое и приготовленное Текст. / К. Леви-Строс, Пер. с франц. М.; СПб.; Университетская книга, 1999.-406с.
100. Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х томах. Т.2. От мёда к пеплу Текст. / К. Леви-Строс, Пер. с франц. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 442с.
101. Леви-Строс К. Мифологики. В 4- томах. Т.З. Происхождение застольных обычаев Текст. / К. Леви-Строс, Пер. с франц. М.; СПб.; Университетская книга, 2000. - 461 с.
102. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. - 392с.
103. Леви-Строс К. Путь масок. М.: Республика, 2000. - 399с.
104. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с франц. Вяч. Вс. Иванов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512с.
105. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») Текст. / К. Лоренц, Пер. с нем. Г. Швейника. СПб.: Амфора, 2001. - 349с.
106. Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии Текст. / К. Лоренц, Пер. с англ. // Человек. 1997. - №5. -С. 18-37.
107. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / Под. ред. A.B. Гладкого; Сост. A.B. Гладкого, А.И. Фёдорова. М.: Республика, 1998. - 495с.
108. Лоренц К. Человек находит друга. Кольцо царя Соломона. М.: Армада-пресс, 2002. - 416с.
109. Лотман Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю.М. Лотман. СПб.: «Искусство - СПБ», 2004. - 704с.
110. Ляпунова Р.Г. Алеуты и их экосистема Текст. / Р.Г. Ляпунова // Экология американских индейцев и эскимосов. М.: Наука, 1988. -С.84-93.
111. Малиновский Б. Магия, наука и религия Текст. / Б. Малиновский, Пер. с англ. А.П. Хонин, Под ред. Д.Ю. Артёмовой. М.: «Рефл-бук», 1998.-304с.
112. Малиновский Б. Научная теория культуры Текст. / Б. Малиновский, Пер. с англ. М.: ОГИ, 1999. - 208с.
113. Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественно-исторической гносеологии) Текст. / М.К. Мамардашвили. М.: Языки русской культуры, 1997. - 304с.
114. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта Текст. / М.Э. Матье, Пер. с франц. СПб.: Летний Сад, 2001. - 800с.
115. Мелик-Пашаев A.A. Художник и природа: Эстетическое отношение к природе как источник творчества Текст. / A.A. Мелик-Пашаев // Человек. 1991. - №6. - С.23-29.
116. Менар Р. Мифология в древнем и современном искусстве Текст. / Р. Менар, Пер. с франц. Мн.: Харвест; М.: Изд-во ACT, 2000. - 800с.
117. Меркулов И.П. Взаимосвязь биологической и культурной эволюции Текст. / И.П. Меркулов // Биология и культура. М.: Канон +, 2004. -С.288-317.
118. Меркулов И.П. Эволюционируют ли наши когнитивные способности? Текст. / И.П. Меркулов // Вопросы философии. 2005. -№3.-С.92-102.
119. Мертц Б. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы Текст. / Б. Мертц, Пер. с англ. Б.Э. Верпаховского. М.: Центрполиграф, 2003. -363с.
120. Мифология. Большой энциклопедический словарь. 4-е изд. Текст. / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-736с.
121. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. Т.1. А-К Текст. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская Энциклопедия», 1998.-672с.
122. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. Т.2. М-Я Текст. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
123. Михайлин В.Ю. Тропа звериных слов: Пространственно-ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции / Предисл. К. Кобрина. М.: Новое литературное обозрение, 2005. -540с.
124. Михайлов Ф.Т. Homo sapiens: культура и натура его бытия Текст. / Ф.Т. Михайлов // От философии жизни к философии культуры: Сб. статей / Под ред. В.П. Визгина. СПб.: Алетейя, 2001, с.107-136.
125. Моисеев H.H. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство Текст. / H.H. Моисеев // Человек. 1991. - №3. - С.5-13.
126. Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации) Текст. / H.H. Моисеев. М.: Мол. Гвардия, 1988.-254с.
127. Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов Текст. / П. Монтэ, Пер. с франц. Ф.Л. Мендельсона. Послесл. О.В. Томашевич. М.: Наука, 1989. - 376с.
128. Морохин Н.В. «.И берег милый для меня»: очерки о природе Нижегородского Поволжья и о нас, здешних жителях. Нижний Новгород: Экоцетр «Дронт», 1992. - 244с.
129. Морохин H.B. Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья. Киев: Эколого-культурный центр, 1997. - 224с.
130. Моррис Д. Голая обезьяна Текст. / Д. Моррис, Пер. с англ. В. Кузнецова. СПб.: Амфора, 2001. - 269с.
131. Новик Е.С. Коммуникативный аспект архаических ритуалов и верований Текст. / Е.С. Новик // Поведение животных и человека: сходства и различия. Сб. научных трудов. Пущино: Научный центр биол. исслед., 1989.-С.76-89.
132. Народная художественная культура: Учебник Текст. / Под ред. Т.Н. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. М.: Мгуки, 2000. - С.344.
133. Ныммсалу Ф.Р. Охотничья этика Текст. / Ф.Р. Ныммсалу. М.: Агропромиздат, 1989. - 175с.
134. Нэш Р. Права природы: История экологической этики Текст. / Р. Нэш, Пер. с англ. С. Колоса и В. Борейко. Киев: Киевский культурно-экологический центр, 2001. - 180с.
135. Огурцов А.П. Биологические метафоры, в которых живёт культура Текст. / А.П. Огурцов // Биология и культура. М.: Канон +, 2004. -С.202-240.
136. Окладникова Е.А. Мировая Художественная культура: Америка, Автралия, Океания, Азия, Африка. СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА - принт, 2003. - 416с.
137. Олескин A.B., Карташова Е.Р. Интегративная культура и биология Текст. / A.B. Олескин, Е.Р. Карташова // Биология и культура. М.: Канон +, 2004. - С.380-416.
138. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учеб. пособие для вузов Текст. / Э.А. Орлова. М.: Академический Проект, 2004. -480с.
139. Ортега-и-Гасет X. Запах культуры Текст. / X. Ортега-и-Гасет, Пер. с исп. М.:Алгоритм, Эксмо, 2006. - 384с.
140. Павлова Т.Н. Биоэтика в школе (пособие для учителя). Ч. 1. Животные и мы (Материалы для проведения занятий по биоэтике) Текст. / Т.Н. Павлова, Под ред. А.П. Анастасовой.
141. Палмер Дж., Палмер J1. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens Текст. / Дж. Палмер, J1. Палмер, Пер. с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 384с.
142. Панов E.H. Знаки, символы, языки. 2-е изд., доп. и перераб. Текст. / E.H. Панов. М.: Знание, 1983. - 248с.
143. Панов E.H. Этология человека: история и перспективы Текст. / E.H. Панов // Поведение животных и человека: сходства и различия. Сб. научных трудов. Пущино: Научный центр биол. исслед. АН СССР, 1989. - С.28-62.
144. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система Текст. / A.A. Пелипенко, И.Г. Яковенко. М.: Языки русской культуры, 1998. -376с.
145. Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии Текст. / А.И. Першиц // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979. -С.210-240.
146. Петров K.M. Эволюция и коэволюция биосферы-ноосферы Текст. / K.M. Петров // Биология и культура. М.: Канон +, 2004. - С.342-358.
147. Петрухин В.Я. Человек и животное в мифе и ритуале: мир природы в символах мира культуры Текст. / В.Я. Петрухин // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1986. - С.5-25.
148. Плюснин Ю.М. Генетически и культурно обусловленные стереотипы поведения. Критика социобиологии. // Поведение животных и человека: сходства и различия. Сб. научных трудов. Пущино: Научный центр биол. исслед. АН СССР, 1989. - С.89-106.
149. Погорельский П.И. Некоторые особенности традиционной медицины Хадрамаута Текст. / П.И. Погорельский // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии: Сб. статей. М.: Наука, Изд. фирма «Восточная литература», 1992. - С.52-60.
150. Попов И.Ю. Ортогенез против дарвинизма. Историко-научный анализ концепций направленной эволюции Текст. / И.Ю. Попов. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. -207с.
151. Портнова И.В. Отечественная школа изображения животных Текст. / И.В. Портнова// Человек. 2003.- №1. - С. 152-160.
152. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-365с.
153. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. Текст. / В.Я. Пропп. М.: Наука, 1969. - 168с.
154. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) / В.Я. Пропп; Науч. Ред., коммент. Ю.С. Рассказов. М.: Лабиринт, 1999. - 280с.
155. Прохоров М.М. История и мировоззрение Текст. / М.М. Прохоров. -Псков: Изд-во Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1998. 177с.
156. Рак И.В. Мифы Древнего Египта Текст. / И.В. Рак. СПб.: Петро-РИФ, 1993.-270с.
157. Рахлин В.К. Животные в жизни людей (История изучения, использования и охраны животного мира) Текст. / В.К. Рахлин. М.: АО «Полиграфия», 1996. - 264с.
158. Решетов A.M. О терминологии, связанной с половозрастным делением животных Текст. / A.M. Решетов // Проблемы этнографиии истории культуры Азиатско-Тихоокеанского региона. СПб., 2004. С.224-239.
159. Русланов В.М. Вклад биологической теории индивидуальности в решение проблемы социального и биологического в человеке Текст. / В.М. Русланов // Биология в познании человека. М.: Наука, 1989. -С.109-125.
160. Русские народные сказки. Т.1. Текст. / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. О.Б. Алексеева. М.: Современник, 1987. - 507с.
161. Русские народные сказки. Т.2. Текст. / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. О.Б. Алексеева. М.: Современник, 1987. - 333с.
162. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян Текст. / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1981.-605с.
163. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси Текст. / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.-783с.
164. Савельева Т.Н. Так жили египтяне во времена строительства пирамид Текст. / Т.Н. Савельева. -М.: Наука, 1971.
165. Седловская А.Н. Праздники народов мунда Текст. / А.Н. Седловская // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1986. - С. 169-179.
166. Семёнов Ю.И. Личность, общество, культура Текст. / Ю.И. Семёнов // Философия и общество. 2001. - №3. - с.39-69.
167. Сергеева A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность Текст. / A.B. Сергеева. М., 2005.
168. Серебрякова М.Н. К вопросу об истоках и эволюции традиционного мировоззрения турок Текст. / М.Н. Серебрякова // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии: Сб. статей. М.: Наука, Изд. фирма «Восточная литература», 1992. - С.61-94.
169. Силвермен Д. Предварительные замечания Текст. / Д. Силвермен, Пер. с англ. Л.Г. Ионина // Новые направления в социологической теории / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1978. - 391с.
170. Силуянова И.В. Биоэтика и мировоззренческие традиции Текст. / И.В. Силуянова // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - С.328-336.
171. Симаков Г.Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии: ритуальный и практический аспекты Текст. / Г.Н. Симаков. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 1998. 320с.
172. Сказки: В двух книгах. Книга первая / Народная поэзия Арзамасского края Текст. / Сост. Ю.А. Курдин. Арзамас: АГПИ, 2002. - 503с.
173. Сказки: В двух книгах. Книга вторая / Народная поэзия Арзамасского края Текст. / Сост. Ю.А. Курдин. Арзамас: АГПИ, 2003. - 701с.
174. Соколова З.П. Культ животных в религиях Текст. / З.П. Соколова. -М.: Наука, 1972.-215с.
175. Спиноза Б. Этика Текст. / Б. Спиноза. Пер. с лат. Н. А. Иванцова. -СПб.: Аста-пресс ltd, 1993. 248с.
176. Строгецкий В.М. Античное культурное наследие и современные проблемы мировой культуры: Учеб. пособие Текст. / В.М. Строгецкий. Нижний Новгород: НГЛУ, 1997.
177. Тайлор Э.Б. Первобытная культура Текст. / Э.Б. Тайлор, Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. - 573с.
178. Тейяр де Шарден П. Божественная среда Текст. / П. Тейяр де Шарден, Пер. с франц. О.С. Вайнер, Я.Г. Кротова и З.А. Масленниковой. М.: Изд-во «Ренессанс» СП «ИВО - СиД», 1992. -311с.
179. Тейяр де Шарден П. Феномен человека Текст. / П. Тейяр де Шарден, Пер. с франц. H.A. Садовского. -М.: Прогресс, 1965. -296с.
180. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. Изд. 4-е, доп. Текст. / Э.Н. Темкин, В.Г. Эрман.- М.: «РИК Русанова», ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд. ACT», 2000. 624с.
181. Тигрица и грифон: Сакральные символы животного мира Текст. / Пер. и исслед. А.Г. Юрченко. СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2002. - 400с.
182. Тинберген Н. Поведение животных. Изд-е 2-е, стереотипное Текст. / Н. Тинберген, Пер. с англ. О. Орлова, Е. Панова. -М.: Мир, 1985.
183. Тинберген Н. Социальное поведение животных Текст. / Н. Тинберген, Пер. с англ. М.: Мир, 1993.
184. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии Текст. / В.А. Тишков. М.: Наука, 2003. -544с.
185. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие Текст. / С.А. Токарев. М.: Политиздат, 1990. - 622с.
186. Трейстер М. Человек и животные. Охота на животных в древности Текст. / М. Трейстер // Человек и животные. М.: Знание, 1988. - С.З-11.
187. Уайт J1. Избранное: Наука о культуре Текст. / Л. Уайт, Пер. с англ. -М.: РОССПЭН, 2004. 960с.
188. Уайт J1. Избранное: Эволюция культуры Текст. / Л. Уайт, Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. - 1064с.
189. Уайт Дж. М. Боги и люди Древнего Египта Текст. / Пер. с англ. JI.А. Калашниковой. М.: Центрполиграф, 2004. - 189с.
190. Уоллес Э.Ф.К. Психические заболевания, биология и культура Текст. / Э.Ф.К. Уоллес // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропопология / Под ред. A.A. Велика. М.: Смысл, 2001.-С.361-404.
191. Фесенкова JI.B. Культурные отражения эволюционной теории Текст. / Л.В. Фесенкова // Биология и культура. М.: Канон +, 2004. -С.241-262.
192. Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века Текст. / Митрополит Минский и Слуцкий Филарет // Человек. Человек. - 2002. - №1. -С.118-126.
193. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие для магистрантов, аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2002. - 492с.
194. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука Текст. / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. 2005. - №1. - С. 160168.
195. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. Текст. / Фома Аквинский. Пер. Т. Ю. Бородай. Долгопрудный: Вестком, 2000. -489с.
196. Фортунатова В.А. От инстинкта к интенсиву: к проблеме физиологии культурных состояний Текст. / В.А. Фортунатова // Эстезис: Научно-художественный сборник кафедры культурологии НГПУ / Под ред. В.А. Фортунатовой. Нижний Новгород: НГПУ, 2004. - С.6-11.
197. Фортунатова В.А. Культурология: Конспект лекций Текст. / В.А. Фортунатова. Нижний Новгород: НИМБ, 2003. - 112с.
198. Французов С.А. Суеверия и колдовские обряды в Южной Аравии XIII XV вв. Текст. / С.А. Французов // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии: Сб. статей. - М.: Наука, Изд. фирма «Восточная литература», 1992. - С.7-19.
199. Фреге Г. Смысл и денотат Текст. / Г. Фреге, Пер. с нем. // Семиотика и информатика. Вып. 8. -М.: ВИНИТИ, 1977. С.181-210.
200. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов Текст. / 3. Фрейд, Пер. с англ. // Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. - С.38-121.
201. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. М.: Олимп, ООО «Изд-во ACT - ЛТД», 1998.-448с.
202. Фромм Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм, Пер. с англ. М., 1989.
203. Фромм Э. Человек для самого себя Текст. / Э. Фромм, Пер. с англ. // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1994. - с. 19-190.
204. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст. / Э. Фромм, Пер.с англ. М.: Республика, 1994. - 447с.
205. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии Текст. / Дж.Дж. Фрэзер, Пер. с англ. М.К. Рыклина. М.: ООО «Издательство ACT», ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 781с.
206. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Дополнительный том Текст. / Дж.Дж. Фрэзер, Пер. с англ. М.: «Рефл - бук», 1998. - 464с.
207. Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете. 2-е изд., испр. Текст. / Дж.Дж. Фрэзер, Пер. с англ. Д. Вольпина. М.: Политиздат, 1989. -542с.
208. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы Текст. / Ю. Хабермас, Пер. с нем. М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. - 144с.
209. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез экологии и сравнительной психологии Текст. / Р. Хайнд, Пер.с англ. Л.С. Бондарчука и М.Е. Гольцмана, Под ред. З.А. Зориной и И.И. Полетаевой. М.: Изд-во «Мир», 1975.-855с.
210. Хен Ю.В. Биология и культура: особенности взаимодействия Текст. / Ю.В. Хен // Биология и культура. М.: Канон +, 2004. - С.150-165.
211. Хендерсен Дж. Древние мифы и современный человек Текст. / Дж. Хендерсен, Пер. с англ. // Человек и его символы. СПб.: БСК, 120295.
212. Хон Г.Н. Биологическое познание в контексте изучения человеческой жизнедеятельности // Биология в познании человека. -М.: Наука, 1989. С.63-72.
213. Хонигман Дж. Понятия Текст. / Дж. Хонигман, Пер. с англ. // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропопология / Под ред. A.A. Велика. М.: Смысл, 2001. - С.51-79.
214. Цветочки святого Франциска Ассизского. СПб.: Амфора, 2000. -447с.
215. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. Фак-тов и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1981. -374с.
216. Червонская Г.П. Этика медицинского эксперимента в доклинических испытаниях Текст. / Г.П. Червонская // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - С.221-253.
217. Чеснов Я.В. Дракон: метафора внешнего мира Текст. / Я.В. Чеснов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1986. - С.59-72.
218. Швейцер А. Благоговение перед жизнью Текст. / А. Швейцер, Пер. с нем. -М., 1992.
219. Чеснов Я.В. Ценность жизни и экофильные ориентации в традиционной абхазской культуре Текст. / Я.В. Чеснов // Этническая экололгия: теория и практика. М.: Наука, 1991. - С.244-269.
220. Шмерлина И.А. Этологическая концепция ритуала Текст. / И.А. Шмерлина // Человек. 2002. - №1. - С.31-43.
221. Шмерлина И.А. Самосознание и мораль: гипотезы эволюционного становления Текст. / И.А. Шмерлина // Человек. 2002. - №5. - С.35-41.
222. Шнирельман В.А. Доместикация животных и религия Текст. / В.А. Шнирельман // Исследования по общей этнографии. М.: Наука,1979.- 178-209.
223. Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства (культурно-историческая проблема) Текст. / В.А. Шнирельман. М.: Наука,1980.-334с.
224. Шнирельман В.А. Этнозоология Текст. / В.А. Шнирельман // Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. М., 1988. С.88-89.
225. Щуров В.А. Метафоры философии техники Текст. / В.А. Щуров // Мир человека: теория и история мировоззрений. Сб. науч. трудов. Вып.2. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. - С. 105-116.
226. Эдгертон Р.Б. Антропология, психиатрия и природа человека Текст. / Р.Б. Эдгертон, Пер. с англ. // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропопология / Под ред. A.A. Велика. М.: Смысл, 2001. -С.333-360.
227. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию Текст. / У. Эко, Пер. с итал. В.Г. Резник и А.Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. - 544с.
228. Элиаде М.Аспекты мифа Текст. / М. Элиаде. Пер. с франц. 3-е издание. М.: Академический проект; Парадигма, 2005. - 224с.
229. Элиаде М. Священное и мирское Текст. / М. Элиаде, Пер. с франц., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. -144с.
230. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом Текст. / Ф. Энгельс. М.:
231. Государственной издательство политической литературы, 1938. -347с.
232. Этнология: Учеб. пособие Текст. / Под ред. Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В. Пименова. М.: Академический Проект, Изд-во «Культура», 2005. - 624с.
233. Юдин Б.Г. Биотехнологическое конструирование человека Текст. / Б.Г. Юдин // Биология и культура. М.: Канон +, 2004. - С.461-491.
234. Юнг К.Г. Подход к бессознательному Текст. / К.Г. Юнг, Пер. с англ. В. Зелинского // Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996. - С.16-117.
235. Якимович А.К. «Свой чужой» в системах культуры Текст. / А.К. Якимович // Вопросы философии. - 2003. - №4. - С.48-60.
236. Якобе Г. Последствия шумового раздражения Текст. / Г. Якобе, Пер. с нем. // Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека, Пер. с нем. Н.Б. Здорик, М.К. Федоренко, Н.В. Хмелевской. М.: Прогресс, 1988. - С.589-596.
237. Якобсон Р., Леви-Стросс К. «Кошки» Шарля Бодлера Текст. / Р. Якобсон, К. Леви-Сросс, Пер. с франц. // Структурализм: «за» и «против». Сб. статей. М.: Прогресс, 1975. - С.231-255.
238. Яффе А. Символизм в изобразительном искусстве Текст. / А. Яффе, Пер. с англ. К. Бутырина // Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996. -С.298-375.
239. Redlich, Fritz С. Anmerkungen zur Aggressionstheorie von Konrad Lorenz // Mitscherlich A. Aggression und Anpassung. Muenchen-Zuerich: Piper, 1992. S.135-139.
240. Reichmair, Jochannes. Einfuehrung in die Ethnopsychoanalyse. Geschichte, Theorien und Methoden. Frankfurt/Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1995.
241. Waal, Frans B. M. de. The End of Nature versus Nurture // Scientific American. December 1999. - P.94-99.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.