Женский портрет в прозе И.С. Тургенева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Аль Кайси Аят Юсеф Салих

  • Аль Кайси Аят Юсеф Салих
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 181
Аль Кайси Аят Юсеф Салих. Женский портрет в прозе И.С. Тургенева: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2015. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Аль Кайси Аят Юсеф Салих

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА «ПОРТРЕТ В

ПРОЗЕ»: ПОРТРЕТ И ОБРАЗ ГЕРОИНИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ

Параграф 1. Феномен «женский портрет» в прозе романтиков

Параграф 2. Портрет героини и семантика названия в повестях

И.С. Тургенева

Параграф 3. Женский портрет-экфрасис в прозе И.С. Тургенева

Параграф 4. Портрет героини и его функция в развертывании содержания

повести «Первая любовь»

ГЛАВА 2. ПОРТРЕТ КАК ОБРАЗ ОБРАЗА И ОБРАЗ ИДЕИ В

ПОВЕСТЯХ И РОМАНАХ И.С. ТУРГЕНЕВА

Параграф 1. Роль живописных аналогий в создании женского портрета в

прозе И.С. Тургенева и его последователей

Параграф 2. Портреты влюбленной, возлюбленной и искусительницы в

создании женского образа в прозе И.С. Тургенева

Параграф 3. Функция антитезы в создании женских портретов

Параграф 4. Особенности стиля женского портрета в прозе

И.С. Тургенева

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женский портрет в прозе И.С. Тургенева»

ВВЕДЕНИЕ

Неослабевающий интерес исследователей к художественному наследию И.С. Тургенева объясняется несколькими причинами: в его произведениях нашли отражение духовно-нравственные, социальные и политические проблемы 1830-х —1870-х гг. во всем их многообразии вообще и в особенности те, что волновали русское общество. Исследователи, изучая художественные произведения писателя, как правило, стремятся охарактеризовать формы отражения его философских и политических взглядов, особенности его диалога с писателями-современниками, его личные суждения по социально-политическим вопросам и способы их воплощения в художественном творчестве1. Обращаясь к описанию образной системы и характеров героев, филологи порой относят на периферию изучение собственно художественных явлений его прозы, объясняя и явления стиля как позицию, подчиненную необходимости писать определенный «социально-психологический тип». Не вступая в полемику по данному вопросу, обратимся к особенностям его стиля в той его части, которая является «описанием» персонажа, его внешности и объясним приоритеты писателя в выборе художественных средств, приоритеты, которые наилучшим образом позволяют не только описать внешность того или иного персонажа, но и через выбор средств объяснить и проблемы эпохи, и отношение к ней самого писателя и его оппонентов.

Глубоко и точно объясняет феномен «портрет» Ю.И. Минералов,

' См. подробнее: Пустовойт П.Г. Тургенев художник слова Текст. / П.Г. Пустовойт. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 303 е.; Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева Текст. / С.Е. Шаталов. — М.: Наука, 1979,—312 с.

давая возможность через характеристику портрета объяснить важные стилевые процессы: «...живописец способен передать индивидуальную конфигурацию внешности человека в единстве с его внутреннем миром (личностью) даже буквально несколькими штрихами. Это — в сущности, удивительное! — свойство портрета имеет большую теоретическую значимость. Известно, что аналоги живописного портрета существуют и в других искусствах. Эти аналоги обладают тем же свойством: портретируемое «схвачено» талантливым художником слова или композитором тоже с применением минимума присущих данному искусству средств (курсив мой — A.A.). Естественным критерием такой «схваченности» всегда остается узнаваемость портрета теми, кому известен объект портретирования»2. Эта мысль исследователя принципиально важна, поскольку в ней выражено понимание того, что, обращаясь к сознанию портрета, писатель, мастер словесного искусства, пользуясь иными, чем живописец средствами, избирает такие формы, способы, приемы, чтобы, затрачивая минимум средств, достичь самого высокого результата.

П. Мериме в предисловии к французскому переводу «Отцов и детей» (1863) писал: «В этом небольшом произведении г. Тургенев показал себя, по обыкновению, проницательным и тонким наблюдателем <...>. Каждое поколение находит портрет другого очень схожим (курсив мой — A.A.), но кричит, что его собственный портрет является карикатурой...» (7, 456)3. Понимая в данном случае слово «портрет» расширительно, Мериме указывает на особенный дар И. С. Тургенева, способного несколькими штрихами изображения внешнего проникнуть в суть вещей

2 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М.: Владос, 1999. — С. 233.

3 Тургенев И.С. Собрание сочинений и писем в 30 т.— М.: Наука. 1978—2003. — Т .7. С. 456. Далее ссылки на это издание даются в круглых скобках. Первая цифра обозначает том, вторая - страницу.

и человеческих натур.

К прозе И.С. Тургенева приковано внимание исследователей и читателей и сегодня, поскольку в продолжение всей творческой биографии писатель находился в фарватере художественных и идейно-содержательных исканий своего времени, заслужил признание современников как открыватель новых возможностей прозы, как прозаик, чей индивидуальный стиль узнаваем. Научно-филологическая литература, посвященная писателю, обширна, однако в силу того, что именно И.С. Тургеневу принадлежат открытия новых литературных героев и человеческих типов, потому что именно он мастерски разворачивает полемику вокруг злободневных, а не просто актуальных вопросов своего времени, то размышления ученых о стиле писателя неизменно обращаются к вопросам социально-нравственной проблематики, идеологической борьбы, основополагающих философских идей, нашедших отражение в его наследии, тогда как внимание к характеристикам «словесной живописи» оказывается на периферии внимания историков литературы. Нельзя сказать, что за более чем полтора столетия литературоведение не изучало особенности портрета в прозе писателя (Г.М. Курляндская, Е.В. Лебедев, С.Е. Шаталов, М.Г.

1

Уртминцева, молодые — Е.М. Каурова и др.) , однако названный вопрос не являлся главенствующим и всегда изучался «попутно» с исследованием социально-психологического типа, что, между прочим,

4 Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула: Приок. кн. изд-во, 1972. — 343 е.; Курляндская Г.Б. Эстетический мир Тургенева. — Орел, 1994.—341 е.; Лебедев, Ю.В. Тургенев Текст. / Ю.В. Лебедев М.: Молодая гвардия, 1990. — 607 е.; Недзвецкий В.А, Полтавец Е.Ю, Пустовойт П.Г. .И.С.Тургенев. М.: Издательство Московского университета, 1998; Пустовойт, П.Г Тургенев художник слова Текст. / П.Г. Пустовойт. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 303 с ; Уртминцева, М.Г. Портрет-биография как художественная конструкция в романах И.С. Тургенева. // Проблемы этико-художественной преемственности в литературе. Арзамас, 2006. — С. 92—108; Шаталов, С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. — М.: Наука, 1979.—312 е.; Каурова, Е.М. Поэтика портрета в повестях И.С. Тургенева: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Каурова Елена Михайловна. — Улан-Удэ, 2010. — 193 с.

позволило сформироваться определению «тургеневский герой», «тургеневская девушка». Что же касается женского портрета у И.С. Тургенева, то, действительно, он требует осмысления в научно-исследовательских обстоятельствах.

Ученые, занимающиеся творчеством И.С. Тургенева, подтверждали тот факт, что он блистательный портретист, мастер портрета, но далее рассматривали «внешность героя» как способную отразить социально-психологический тип, в этом по существу и состоят и заслуги, и некоторые «недосказанности» в объяснении функции портрета в повестях и романах писателя. Несомненно, лакун в объяснении функции именно женского портрета больше, поскольку исследовательская мысль двигалась как раз в направлении осмыслении изображения внешности героини с целью выявить особенные социально-психологические ее черты, ее духовный внутренний мир, тогда как названными функциями не исчерпывается место и роль женского портрета писателя-портретиста.

Внимание современных ученых к функционированию феноменов «словесной живописи» в литературном произведении побуждает к более внимательному рассмотрению повестей и романов И.С. Тургенева с приоритетным вниманием к тому, как создаются им женские портреты.

На роль портрета вообще и женского портрета, в частности, в прозаическом произведении, исследователи обращают внимание в связи с решением целого комплекса литературоведческих, филологических задач. Настоящее исследование, посвященное портрету в прозе И.С. Тургенева, нуждается как в обзоре уже существующей литературы по названным теоретико-литературному и историко-литературному вопросам, так и в определении ряда дефиниций, необходимых для анализа произведений под избранным углом зрения.

Вслед за Л.Н. Дмитриевской нами «под словесной живописью понимается словесный образ визуально воспринимаемого объекта в художественной литературе, формирующий описательный и повествовательный план индивидуального авторского стиля»5. Наиболее значимые филологические исследования, посвященные «портрету» в теории и истории литературы, это работы современных литературоведов и лингвистов (Н.М. Гурович, В.В. Башкеева, С.Н.Колосова)6, они, в свою очередь, совершенно справедливо напоминают о той теоретической базе «портрета в литературе», которая была сформирована советскими учеными в 1928 году. Небольшие по объему, но содержательно фундаментальные, эти работы и сегодня теоретически актуальны: это статьи А.Г. Габричевского, Б.Е. Галанова, Л. Зингера, Н.М. Тарабукина и др., позволяющие уточнять функционирование портрета в

п

художественном произведении . При этом позиции этих исследователей, к сожалению, не учитывались в силу самого разного рода причин тургеневоведами.

Изучение портрета в прозе И.С. Тургенева проводилось и проводится в настоящее время, примером тому являются уже вышеназванные работы и защищенная в 2010 г. в Улан—Удэ кандидатская диссертация Е.М. Кауровой «Поэтика портрета в повестях И.С. Тургенева», хотя автор

5 Дмитриевская, Л.П. Словесная живопись в русской прозе XIX— XX вв.: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01 / Дмитриевская Лидия Николаевна. — М., 2013. — 36 с. — С. 3.

6 Гурович, Н.М. Портрет персонажа в структуре эпического произведения: «гротескный» и «классический» тины : на материале романов Н.В. Гоголя «Мертвые души» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / Гурович Надежда Михайловна. — М., 2009. — 190 е.; Башкеева, В.В. Русский словесный портрет: Лирика и проза конца XVII — первой трети XIX века : дис. ... докт. филол. наук : 10.01.01. / Башкеева Вера Викторовна — М., 2000. — 351 е.; Колосова, С.Н. Портрет в русской лирической поэзии: монография / С.Н. Колосова. — М. — Ярославль: ИГ1К «Литера», 2011. — 294 с. — (Серия «Стиль и синтез»),

7 Габричевский, А.Г. (ред.) Искусство портрета: Сборник статей под редакцией Л. Г. Габричевского. — Серия «Труды Государственной Академии наук. Философское отделение». — Сборник Комиссии по изучения философии искусства. — N1.: Государственная Академия Художественных наук 1928. — 193 с. [22 л. илл.]; Галанов, Б.Е. Искусство портрета / Б.Е. Галанов. — Москва : Сов. писатель, 1967. — 207 е.; Зингер, Л. С. К определению портрета // Творчество. — М., 1980, №10. С. 15-16; Тарабукин, Н.М. Портрет, как проблема стиля // Искусство портрета: Сборник статей. — М., 1928. С.159-193.

обращает преимущественное внимание на внешность героя («статический портрет», «динамический портрет»), указывающую на социально-психологический и социально-политический тип, причем анализу подвергаются преимущественно портреты мужские. В теоретическом отношении для настоящего исследования важен пример рассмотрения портрета в монографии «Портрет в малой прозе Леонида Андреева» У Чуньмэй и опыт анализа портретов в кандидатской диссертации Е.И. Адамян «Художественный и мемуарный портрет в прозе Андрея

о

Белого» . В них речь идет об общем исследовательском направлении, поскольку данные работы не исследуют женский портрет как приоритетный, потому что он не является определяющим ни у Л.Н. Андреева, ни у А. Белого.

Рассмотренные в рамках работы над диссертацией труды теоретиков и историков литературы позволяют сформулировать определение портрета, наиболее филологически точное: «Портрет в прозаическом произведении — одно из средств создания образа героя через изображение внешнего облика, являющееся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя»9 Дмитриевская. При этом следует добавить, что портрет является не только средством создания образа персонажа, чьи черты воспроизводятся, но выполняет и г(елый ряд других содержательных функций.

Актуальность диссертационного исследования и определяется необходимостью детально рассмотреть различные женские портреты в

8 У Чуньмэй. Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева. Монография / У Чуньмэй. — М.; Ярославль: Литера, 2006. — 132 е.; Адамян Е.И. Художественный и мемуарный портрет в прозе Андрея Белого : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Адамян Елена Игоревна. — М., 2011.— 168 с.

9 Дмитриевская, Л.Н. Портрет и пейзаж: проблема определения и литературного анализа (портрет и пейзаж в рассказах З.Н. Гиппиус 1890-1900-х гг.)» — М., 2005. С.90.

прозе И.С. Тургенева, что позволит внести уточнения в функционирование женского портрета в повестях и романах писателя, привлечь внимание к многообразию функций описания в классической прозе вообще. Общеизвестно, что И.С. Тургенев входит в литературу как поэт, опубликовав поэму (рассказ в стихах) «Параша». Впрочем, первые поэтические, стихотворные произведения И. С. Тургенева, действительно, портретны: «К Венере Медицейской», «Старый помещик», «Цветок», др. Это особенное внимание к портрету вообще, женскому портрету, в частности, объяснимо сюжетами произведений писателя. Однако одним сюжетом трудно объяснить весь комплекс функций женского портрета, которые именно у него столь многообразны.

Это обстоятельство побуждает сформулировать цель исследования следующим образом: проследить динамику формирования женского портрета в прозе И.С. Тургенева, способы его создания, определить доминантные функции, которые он выполняет помимо той, что является априорной: дать представление о внешности персонажа. Цель диктует решение следующих задач:

— определить роль «накопления» деталей в аналитическом портрете повестей и романов;

— выявить функцию антитезы в создании женских портретов;

— охарактеризовать зависимость «тональности» портрета от образа «создателя портрета» — героя или повествователя;

— на материале повестей (малой прозы) и романов описать доминантные приемы создания женских портретов писателем, указывающих на них как принадлежность его индивидуального стиля.

Материал исследования: повести И.С. Тургенева «Первая любовь», «Вешние воды», «Бригадир», «Несчастная», «Три портрета», др., а также романы «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети» как репрезентативные в

избранном исследовательском аспекте, а также произведения предшественников писателя в XIX веке и последователей в прозе XX века, которые позволяют подтвердить индивидуальность писателя в создании словесных женских портретов.

Объект исследования: приемы создания портрета и их функционирование в тургеневской прозе. Предмет исследования: портрет как важный компонент стиля писателя.

Положения, выносимые на защиту:

• специфика формирования образа героини определяется «учетом» точки зрения героя-повествователя на ее портрет;

живописные аллюзии и реминисценции в воссоздании портрета средствами прозы вносят дополнительные характеристики в образ героини, образ героя, чьим воображением создается аллюзивный план описания, а также в образ повествователя;

• в женском портрете И.С. Тургенев формирует эмблематику художественного мира произведения (символ России, женский идеал, тип героини — тургеневская девушка);

• портрет выступает в прозе писателя как «маркер» национального мира героя, живописующего женский портрет (русское — итальянское, русское — немецкое, др.)

ключевые приемы создания женского портрета характеризуют художественную индивидуальность И.С. Тургенева.

Новизна исследования заключается в том, что рассмотрение особенностей создания женского портрета и его функционирования в произведениях И.С. Тургенева разных жанров и разных объемов позволяет охарактеризовать портреты и их живописные аналогии, с которыми прозаик вступает в диалог, объяснить важную роль женских портретов в его произведениях их многообразными функциями, указать

на то, что именно И.С. Тургенев, находясь в полемике с романтиками и писателями круга натуральной школы, благодаря особенному вниманию к женскому портрету следует по пути развития особенного реализма, в котором импрессионистичность и лиризм создали его собственный неповторимый художественный мир.

Методологическая база исследования:

Семантический (семасиологический) метод: П.Н. Сакулин, A.A. Потебня, А.Ф. Лосев, Л.И. Тимофеев, Ю.И. Минералов и др.

Теория художественного стиля, представленная в трудах этих учёных, положена в основу работы. Стремясь к объяснению специфики и роли женского портрета у И.С. Тургенева, особенностей его художественной манеры, мы опирались на принципиально важный тезис, сформулированный современным ученым: «анализ внутренней формы, контекста, авторского стиля, образно-ассоциативных традиций данной национальной литературы суть способы достижения филологической точности»10, что дало направление для исследовательской работы в диссертации. Такие теоретически необходимые дефиниции, как индивидуальный стиль и стиль эпохи восприняты из трудов названный учёных, в том числе у П.Н. Сакулина.

Вслед за Ю.И. Минераловым и Л.Н. Дмитриевской мы опираемся на концепцию A.A. Потебни о «сгущении», «концентрации», «уплотнении» мысли во внутренней форме произведения. «Поэтический образ дает нам только возможность замещать массу разнообразных мыслей относительно небольшими умственными величинами... Этот процесс можно назвать процессом сгущения мысли...»11. Образ, как показывает рассмотренный в диссертации эмпирический материал творчества И.С.

10 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности... С. 27.

11 Потебня A.A.. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. — Изд. 3-е. Харьков, 1930, —С.91.

Тургенева, создается благодаря особой роли портрета, который, используясь писателем полифункционально, приводит к конденсации мысли.

Сравнительно-исторический метод проявляется в актуальных для данного исследования сравнительно-типологическом, историко-функциональном методах. Теоретической базой диссертации стали труды Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана.

' Особое значение для исследования женского портрета в прозе И.С. Тургенева имела идея Ф.И. Буслаева о необходимости рассматривать историю литературы в связи с историей несловесных искусств.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его результаты в практике преподавания систематического курса истории русской литературы, а также при создании различных модулей и специальных курсов по теории и истории стиля русской литературы, а также по дисциплинам РКИ, позволяющим внимательнее вчитаться в русскую прозу, обращая внимание на искусство словесности.

Кроме того, многие произведения, рассматриваемые в диссертации, не переведены на арабский язык, например, «Несчастная», «Три портрета», также не переведены на арабский язык те произведения русских писателей (М.Н. Загоскина, В.Ф. Одоевского), с которыми сопоставляется стиль И.С. Тургенева, так что значение данной работы состоит и в открывающихся возможностях перевода его произведений и тех художников, что следовали по пути, им открытым (И.А. Бунин, Д.С. Мережковский, А.П. Гайдар, др.), что позволит лучше понимать и русскую литературу, и русскую культуру, и русский мир вообще.

Апробация результатов исследования осуществлена в докладах и выступлениях на международных и всероссийских конференциях,

которые проходили в Смоленске (СмолГПУ), в Бресте (БГТГУ им. A.C. Пушкина, Беларусь), в Арзамасе (в Арзамасском филиале НГПУ), в Вешенской (Музей М.А. Шолохова), а также в 7 статях, 3 из которых входят в перечень ВАК РФ.

Работа состоит из двух глав, разделенных на параграфы, библиографии, приложения. Общий объем диссертации 181 страница, список литературы насчитывает 175 наименований.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА «ПОРТРЕТ В ПРОЗЕ»: ПОРТРЕТ И ОБРАЗ ГЕРОИНИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ

Параграф 1. Феномен «женский портрет» в прозе романтиков

И.С. Тургенев осваивает опыт писателей-предшественников, российских и европейских, и современных ему писателей, которых начинающий писатель ценил высоко. Общеизвестно, что описание внешних, изобразительных явлений жизни - важная составляющая литературно-художественного произведения: портреты персонажей, пейзажи, интерьер, где разворачиваются события, — все вместе подводит читателя к пониманию, как писатель образными средствами решает социально-нравственные, эстетические, духовные, философские проблемы своего времени. Одни культурные эпохи и литературные направления делают более предпочтительными для изображения одни или другие компоненты описательного «комплекса», например, портрет, различные его формы и виды, другие строят произведение на динамике пейзажа, на особенной его роли, позволяющих судить и об изображаемых людях, и о характере проблем, и о способах их разрешения.

Впрочем, по характеру приоритетов можно судить об особенностях стиля писателя, о принадлежности его к соответствующей литературной среде или времени. И.С. Тургенев делает свои первые литературные шаги, постигая то, как «вырастает из романтизма» русская проза, как формируется особенный русский реализм с его тяготением к

документальности, очерковости, к изображению человека в его полноте в «натуральной школе». Философ Тургенев, несомненно, понимает, что одна эпоха не отменяет другую, что реалистичность и реализм не конфликтны по отношению к опыту, который освоен писателем, осмыслившим романтизм как явление и на Западе, и в России. Это опыт раннего А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, М.Н. Загоскина, М.Ю. Лермонтова, В.Ф. Одоевского, A.C. Пушкина, др.

Собственно «Искуситель» М.Н. Загоскина открывается портретом героя, которому исполнилось шестнадцать лет, и, оказывается, что воспоминаниям предается вполне остепенившийся барин, который, глядя на свою супругу, вспоминает ее юной: «Та ли это Машенька, свежая, как

весенний цветок после утренней росы, прекрасная, как модель

~ 12 Dfcueomicifa, который хочет создать свою Мадонну?» . Сравнение

любимой Машеньки с моделью для живописца, который должен писать

Мадонну, указывает на идеал, на «гений чистой красоты», который видит

в ней восторженный юноша. В описании внешности ее нет никакой

фактографической и фотографической конкретики: ни описания одежд,

ни цвета лица, прически, формы, цвета и выражения глаз, лишь общее

мечтательное впечатление. При этом в продолжение всего романа автор

не прибегает к развернутым портретам-описаниям, поскольку акцент

сделан автором на становлении героя, преодолевающего искушения и

выходящего, кажется, из всех безвыходных ситуаций победителем,

конечно, не без помощи доброго ангела, которым оказывается книжник

Луцкий.

А вот и искусительница Днепровская, представленная именно как искушение молодому человеку графом Калиостро: «Черный бархатный

12 Загоскин М.Н. Искуситель. 1838. Ссылки даются по изданию: Загоскин, М.Н. Искуситель [Электронный ресурс]. / М.Н. Загоскин Аскольдова могила: романы, повести. — Режим доступа: http://az.lib.ru/z/?agoskin m n/text_0040.shtml

спенсер, отделанный как гусарский доломан, золотыми шнурками, напомнил мне тотчас мою первую встречу с Днепровской.

— Так это вы? — вскричал я.

— Вы узнали это платье?

— С первого взгляда. Да неужели это то самое?

— Да! — отвечала Днепровская вполголоса. — Я берегла его. Оно было на мне, когда мы встретились с вами в первый раз»13. Автор не без иронии воссоздает портрет искусительницы, таинственная маска на балу оборачивается не менее таинственной замужней дамой, но в описании внешности в подробностях, особенно платья, автор не только заключает атрибуты искушения, но иронически передает черты женской психологии. Внешнее сходство приемов впоследствии у И.С. Тургенева не должно обманывать: они у него функционируют иначе, хотя и указывают на «узнаваемость».

Аналогичная антитетичность присутствует в фантастической повести В.Ф. Одоевского «Косморама», что важно, поскольку в «ареопаг», к мнению которого И.С. Тургенев всегда прислушивался, чьим мнением дорожил, входил В.Ф. Одоевский. Элиза и Софья, их портреты, в «Космораме» (1840) — огненная страсть и умиротворяющая целомудренность. «Амбивалентность образов Элизы и Софьи - еще один разворот мысли В.Ф. Одоевского о видимом и невидимом, подлинном и

14

мнимом в исканиях интеллигенции романтической эпохи» . Уроки В.Ф. Одоевского продемонстрированы как усвоенные в тургеневских повестях «История лейтенанта Ергунова» и «Кларе Милич»: и портрет героини становится ключевым в осмыслении мистического, магического,

13 Загоскин М.Н. Искуситель. Указ. изд.

14 Минералова И.Г. Семасиология феноменов «детскость» и «игрушка» в повести В.Ф. Одоевского «Косморама»//Историческое образование.—2014. —-№1. — С. 147.

романтического и иронико-реалистического в женской натуре, в превратностях любви, в образе самого жизненного пути.

Как видим, литература, художественная словесность входила в сознание молодого писателя вместе с опытом приятия живописи и музыки, а талант стихотворца, поэта и прозаика, стремящегося запечатлеть русскую жизнь в ее нераздельности, позволил создать произведения, в которых всегда есть жизненная подоснова и первооснова, дающая писателю ориентиры правды жизни и свободу поэтического толкования этой правды. И.С. Тургенев - искусный живописец в своих произведениях, тонкий лирик, художник-философ, может быть, поэтому он так внимателен к тому, что создано Ф.И. Тютчевым, так небезразличен к поэтическому опыту русских современников и предшественников. Опыт М.Н. Загоскина с его «Искусителем» и В.Ф. Одоевского с «Косморамой» в воссоздании женского образа и женского портрета в данном случае весьма показателен, поскольку и в одном, и в другом произведении обнаруживаются антитетичные по духовному наполнению портреты женщин, у обоих противопоставлены созидающая, целомудренная красота и красота искушения15, которые будут перевоссозданы И.С. Тургеневым в целом ряде произведений, в том числе в «Вешних водах», «Кларе Милич», «Степном короле Лире», др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Аль Кайси Аят Юсеф Салих, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Художественная литература.

2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13-и т. АН АССР Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). — М., 1953.—т.1.—574 с.

3. Бунин, И.А. Полное собрание сочинений: В 13 т. — М.: Воскресенье, 2006—2007 .

4. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие. Завтра была война. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.serann.ru/text/zori-zdes-tikhie-9513.

5. Гайдар, А.П. Собрание сочинений в четырех томах. '— М: Издательство 'Детская литература', 1971.

6. Герцен, А.И. Собрание сочинений в 30-ти т. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961.

7. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-и т. Л.: Наука. Ленингр. отд.-ние, 1975.

8. Загоскин, М.Н. Искуситель [Электронный ресурс]. / М.Н. Загоскин Аскольдова могила: романы, повести. — Режим доступа: http://az.lib.ru/z/zagoskin_m n/text 0040.shtml.

9. Леонтьев, К.Н. Избранные письма, 1854—1891 — СПб.: Пушкин, фонд, 1993. —637 с.

Ю.Мережковский, Д.С. Полное собрание сочинений Дмитрия Сергеевича Мережковского : В 24 т.— М.: т-во И.Д. Сытина, 1914. — 24 т. : портр. на отд. л.; 22. — (Библиотека Русского слова: Двухнед. журн.).

11 .Писарев, Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова.// Собрание сочинений в 4-х т. т.1. — М., 1955.—С. 231—273.

12.Писемский, А.Ф. Собрание сочинений в 5-ти т. Собрание сочинений в 5-ти т; редколл.: Г.А. Бялый и др. М.: Худ. лит., 1982. — т.4. — 320 с.

13.Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т./ Текст. / А.С. Пушкин // Полное собрание сочинений: В Ют. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом); Текст проверен и примеч. сост. Б. В. Томашевским. — 4-е изд. — Д.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. — Т. 1—10.

14.Тургенев, И.С. Три портрета. Собрание сочинений: в 12-ти т. М.: «Худ. Литература», 1977. — т. 5.

15.Тургенев, И.С. Дневник лишнего человека. Собрание сочинений: в 12-ти т. М.: «Худ. Литература», 1977.—т. 5.

16. Тургенев, И.С. Ася. И.С. Тургенев. Собрание сочинений: в 12-ти т. М.: «Худ. Литература», 1977. — т. 6.

17.Тургенев, И.С. Первая любовь. Собрание сочинений: в 12-ти т. М.: «Худ. Литература», 1977. —т. 6.

18.Тургенев, И.С. История лейтенанта Ергунова. Собрание сочинений: в 12-ти т.. М.: «Худ. Литература», 978. — т. 7.

19.Тургенев, И.С. Бригадир. Собрание сочинений: в 12ти т. редколл.: М.П. Алексеев. М.: «Худ. Литература», 1978. —т. 7.

20.Тургенев, И.С. Несчастная. Собрание сочинений: в 12-ти т. М.: «Худ. Литература», 1978. — т. 7.

21.Тургенев, И.С. Степной король Лир. Собрание сочинений: в 12-ти т. М.: «Худ. литература», 1978.—т. 7.

22.Тургенев, И.С. Вешние воды. Собрание сочинений: в 12-ти т. М.: «Худ. Литература», 1978. — т. 8.

23.Тургенев, И.С. Клара Милич. После смерти. Собрание сочинений: в 12-ти т. — М.: «Худ. литература», 1978. т. 8.

24.Тургенев, И.С. Письма в 18-и т. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти т. т.4. — М.: Наука, 1982. — 684 с.

25.Чернышевский, Н.Г. Русский человек на rendez-vous юИзбранные философские сочинения в 3-х т. М., 1950. —т.2.—С. 216—217.

26.Шолохов, М. А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1956—1960.

II. Научно-филологическая, критическая и справочная литература

27. Абеляшева, Г.Е. Проблемы поэтики портрета (На материале романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») — Симферополь: Крымский архив, 1997.— 100 с.

28.Адамян Е.И. Художественный и мемуарный портрет в прозе Андрея Белого : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Адамян Елена Игоревна. — М., 2011.—168 с.

29. Аль Кайси Аят Юсеф. Женские портрет в романах И.С.Тургенева. Русский язык за рубежом. Учебно - методический иллюстрированный журнал. N0 6 / 2014 (247 ). С. 100 — 103.

30.Аль Кайси Аят Юсеф, Минералова И.Г. Портрет героини в прозе А.С.Пушкина и И.С.Тургенева. // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. // М.: МГУ ПС (МИИТ), 2014. — Вып. № 5 (46). — 145 с. 132—136.

31 .Андроникова, М.И. От прототипа к образу: К проблеме портрета в литературе и в кино. М.: Наука, 1974. — 199 с.

32.Андроникова, М.И. Портрет. От наскального рисунка до звукового фильма. М.: Искусство, 1980. — 423 с.

33. Антонова, Г.Н. Проблема «лишнего человека» в творчестве И.С. Тургенева 40—50-х гг. XIX века: автореф. дис. . канд. фил. н./ Г.Н. Антонова. Саратов, 1965.—27 с.

34.Барсукова—Сергеева, О.М. Мотив статуи в женских образах И.С. Тургенева. // Русская речь. М., 2007. — № 2. — С. 21—26.

35.Батюто, А.И. Тургенев-романист Текст. / А.И. Батюто. Л.: Наука. Ленингр. отд.- ние, 1972.—389 с.

36.Бахтин, М.М.' Человек в мире слова. М., 1995. — 139 с.

37.Башкеева, В.В. Об этосе, эйдосе и портрете у Лермонтова. // Вестник

БГУ. Серия 6. Филология. — вып.5. — Улан-Удэ, 2001.1. С.87—90.

38. Башкеева, В.В. От живописного портрета к литературному: Русская поэзия и проза конца XVIII — первой трети XIX в. Улан-Удэ, 1999. — 270 с.

39.Башкеева, В.В. Портрет как проблема. // Вестник БГУ. Улан-Удэ: Изд-во Бур. Ун-та, 2008. — сер. Филология. — вып. 10. — С. 139—143.

40.Башкеева, В.В. Русский словесный портрет: Лирика и проза конца XVII — первой трети XIX века : дис. ... докт. филол. наук : 10.01.01. — М., 2000. —351 с.

41. Берковский, Н.Я Мир, создаваемый литературой: Сб. ст.—М.: Сов. писатель, 1989. 492 с.

42. Берковский, Н.Я. О русской литературе: Сб. ст.—Л.: Худ. лит-ра Ленинградское отд.-е, 1985. 511 с.

43. Богуславский, В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. М.: Космополис, 1994. — 237 с.

44.Борев, Ю.Б. Комическое и художественные средства его отражения, — Сб, «Проблемы теории литературы». М., Изд-во АН СССР, 1958.

45. Буданова, Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов. Отв. ред. A.C. Бушмин). Л.: Наука, 1983.— 174 с.

46. Бурштинская, Е.А. Цвет как аспект литературного портрета в художественной прозе И.С. Тургенева: автореф. дис. . канд. фил. наук. Череповец, 2000. — 21 с.

47. Бялый, Г.А. О психологической манере Тургенева. Русская литература. 1968. —№4, —С. 34—41.

48. Бялый, Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову: Монография — Л.: Советский писатель, 1990. 640 с.

49. Вайман, С.Т. Гармонии таинственная власть: об органической поэтике. — М.: Советский писатель, 1989. 365 с.

50. Вайман, С.Т. Жест и слово. // Слово и жест в литературе: Сб. науч. тр. / Под ред. С.Т. Ваймана. — Воронеж, 1983 — 107 с.

51. Ван Ли, Своеобразие психологизма в повестях И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь» и «Вешние воды» Текст. / Ван Лие М.: Диалог—МГУ, 1997. — 110 с.

52.Васильев, С.А. Стилевые традиции Г. Р. Державина в русской литературе XIX-начала XX веков: монография. — М.: Издательство Литературного института им. A.M. Горького, 2007. — 256 с.

53.Васильев, С.А. Стиль жанра баллады A.C. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» // А.П. Гайдар и круг детского и юношеского чтения. Сборник статей. Арзамас, 2001. С. 96—105.

54.Вацуро В.Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина// Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб.: Академический проект, 1994. С. 29— 48.

55. Вердеревская, H.A. Становление типа разночинца в русской литературе 18401860 -х гг. XIX века (Типология жанра, сюжета, образа). Казань, 1975. — 136 с.

56.Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infoliolib.info/brief/briefizll/vergily.html.

57. Габель, М.О. Изображение внешности лиц. Габель // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964. — С. 149—167.

58.Габричевский, А.Г. (ред.) Искусство портрета: Сборник статей под редакцией А. Г. Габричевского. — Серия «Труды Государственной Академии наук. Философское отделение». — Сборник Комиссии по изучения философии искусства. — М.: Государственная Академия Художественных наук 1928. — 193 с.

59. Галанов, Б.Е. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь М.: Советский писатель, 1974. — 343 с.

60.Галанов, Б.Е. Искусство портрета. — Москва : Сов. писатель, 1967. — 207 е.; Зингер, JI. С. К определению портрета // Творчество. — М., 1980, №10. С. 15-16.

61. Гарволинска, Гражина Повести И.С. Тургенева в его литературном наследии: автореф. дис. канд. фил. наук Текст. / Гражина Гарволинска. Киев, 1982, — 24 с.

62. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд.-ние, 1979. —224 с.

63. Головко, В.М. Поэтика русской повести.. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. —192 с.

64. Головко, В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева: (Изображение человека). Научн. ред. Г.К. Щенников. — Свердловск: Изд-во Уральск, унив-та, 1989. 167 с.

65. Голубков, В.В. Художественное мастерство И.С.Тургенева. М.: Советский писатель, 1955. — 170 с.

66. Первая любовь: повести, стихотворения в прозе». М.: Изд-во Эксмо, 2002. —640 с.

67. Громов, В.А. И.С. Тургенев и русская действительность 40—50-х годов // в кн.: И.С. Тургенев (1818—1883—1958)/ статьи и материалы. Под ред. М.П. Алексеева. Орел, 1960. — С. 9—31.

68. Громов, В.А. Повести И.С. Тургенева 40 первой половины 50-х гг.: автореф. . дис. канд.фил.н. — Л, 1962. — 20 с.

69. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики вступит, статья Г. Макогоненко. М.: «Художественная литература», 1965. — 355 с.

70.Гусев, В. Блики белого света Текст. / В. Гусев // Литературная учеба. 1983. —№ 1,—С. 183—187.

71.Дворянин Ю.А. Глаза как зеркало движения жизни в романах М.А.Шолохова // Литература в школе, 2011. — № 1. — С. 13—17.

72. Дефье О.В. Духовное всеединство Дмитрия Мережковского // Педагогика. — 2002. — № 2. — С. 52—57.

73. Дмитриева, H.JI. Роза у Пушкина и Тургенева Текст. / H.JT. Дмитриева //Русская литература, 2000. №3. — С. 101—105.

74.Дмитриевская, Л.Н. Образ живописного портрета и пейзажа в русской прозе: экфрасис, мотив и художественная деталь // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). — М., 2013.

— №9. — Режим доступа: http://iournal-s.org/index.php/sisp/article/view/9201371 /pdf 512.

75.Дмитриевская, JI.H. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа: (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус) : монография / JI.H. Дмитриевская. — М., 2005. — (Ярославль: ООО Литера).— 135 с.

76.Дмитриевская, Л.Н. Словесная живопись в русской прозе XIX— XX вв.: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01 / Дмитриевская Лидия Николаевна. — М., 2013. — 36 с.

77.Дубовиков А.Н. Еще об «Игре в портреты» // Из парижского архива И.С. Тургенева. Литературное наследство. — М., 1964.— т. 73, кн. 1, — С. 447—453.

78.Едошина, И.А. «Странник, ушедший в добровольное изгнание» (Тургенев в размышлениях В. Розанова) Текст. / И.А. Едошина // Доклад на XVI Всероссийских тургеневских чтениях. — Спасское-Лутовиново, 2005. — С. 27— 34.

79. Жорникова, М.Н. Поэтика портрета в русской романтической повести 1830-х гг.: автореф. дис. . канд. фил. наук. Улан-Удэ: Изд.-во БГУ, 2004.

— 25 с.

80. Затеева, Т.В. Типология личности в народническом романе: учебное пособие. Мин. Образования РФ; БГУ. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. унта, 2000. — 116 с.

81. Каурова, Е.М. Поэтика портрета в повестях И.С. Тургенева : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Каурова Елена Михайловна; [Место защиты: Бурят, гос. ун-т]. —Улан-Удэ, 2010. — 193 с.

82. Кирилюк, З.В. Искусство создания литературного характера. Киев: Вища школа, 1986. — 119 с.

83. Ключевский, В.О. Литературные портреты. М.: Современник, 1991. — 463 с.

84. Ковалев, В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Вопросы генезиса.. Л.: Наука, 1980.— 133 с.

85. Колобаева, Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX—XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 336 с.

86.Костямин, С. Тургеневские женщины. — Витебск, 1896. — 20 с.

87. Колосова, С.Н. Портрет в русской лирической поэзии: монография / С.Н. Колосова. — М. — Ярославль: ИПК «Литера», 2011. — 294 с. — (Серия «Стиль и синтез»).

88.Кондратьев Б.С. Образ ребенка у Ф.М. Достоевского и А.П. Гайдара // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. Сб. ст. — Арзамас, 2001. —С. 127.

89. Куделько, H.A. Традиции поэтики И.С. Тургенева в русской литературе 20 века: Б.К. Зайцев, К.Г. Паустовский, Ю.П. Казаков: автореф. дисс. ... д-ра фил. наук. М.,2005. — 18 с.

90.Кудряшова, A.A. Особенности стиля автобиографической прозы: К.И. Чуковский «Серебряный герб» // Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения». Арзамас: АГГТИ им. А.П. Гайдара, 2011. С. 97— 105.

91.Кузнецова, И. Неклассическая классика: опыт прочтения непопулярных произведений И.С. Тургенева. // Вопросы литературы. — 2004. — Вып.4. С. 177—197.

92. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула: Приок. кн. изд-во, 1972. — 343 с.

93.Курляндская Г.Б. Эстетический мир Тургенева. — Орел, 1994.—341 с.

94.Лебедев Ю.В. Общественные взгляды Тургенева [электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.turgenev.org.ru/e-

book/vechnoe/prihod i vechnoe2.htm.

95. Лебедев, Ю.В. Тургенев Текст. / Ю.В. Лебедев М.: Молодая гвардия, 1990. —607 с.

96. Летопись жизни и творчества И.С. Тургенева (1876—1883) / Рос. акад. наук, Инт рус. лит. (Пушкин, дом); авт.-сост. Н.Н. Мостовская ; отв. ред.: Ю.Д. Левин, Н.Н. Скатов. СПб.: Наука, 2003. — 230 с.

97. Литературное общество «Арзамас»: культурный диалог эпох : материалы междунар. науч. конф., Арзамас, 2—4 июня, 2005 г. — Арзамас : Арзамас, гос. пед. ин-т, 2005 (Тип. Нижегородского гос. унта). — 296, [2] с.

98. Ли Хи Су Типология героев в произведениях Тургенева. // Литература в школе. 1999, —№ 6, —С. 21—26.

99.Лосев, А.Ф. Проблема вариативного функционирования поэтического языка / А.Ф. Лосев // Лосев А. Ф. Имя: избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб.: «Алетейя», 1997. — С. 355 — 389.

100. Лосев, А.Ф. Проблема художественного стиля. — Киев: изд-во: Collegium, Киевская Академия Евробизнеса, 1994. — 286 с.

101. Лосев, А. Ф. Романтизм: Конспект лекций по эстетике Нового времени. / А.Ф. Лосев // Литературная учеба. —1990, — Книга шестая. — С. 139-144 с.

102. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А.Ф. Лосев. — М., 1991.

103. Лосев, А.Ф. Собрание сочинений: в 9. т. / А.Ф. Лосев. —М.: Мысль, 1993—2002.

104. Лотман, Л М. Тургенев и Фет. — В кн.: Тургенев и его современники. Л., 1977. —С.. 43—45.

105. Лотман, Ю.М. Портрет // Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). — СПб., 2002. — С.349-375.

106. Лукина, Е.Ю. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой: поиски героя времени 1840—1850-е гг. (идейно-художественная общность и художественная полемика): автореф. . канд. фил. наук Текст. /Е.Ю. Лукина. —М., 1987. -19 с.

107. Малышева, Л.Г. Фаустовское начало в героях И.С. Тургенева. // Русская литература в современном культурном пространстве. Томск, 2003.—4.1. — С. 71—78.

108. Манн, Ю.В Динамика русского романтизма. М.: «Аспект Пресс», 1995. —384 с.

109. Маркович, В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX век. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. —208 с.

110. Маркович, В.М. О «трагическом значении любви» в повестях И.С.Тургенева 1850-х годов. ТекстСб. статей. — М.: Росс. гос. гуманит. ун-т, 2001. С. 275—291.

111. Маркович, В.М. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1854—1860-х гг. // И.С. Тургенев Собрание сочинений в 12-и т. т.6. — М., 1978.—367 с.

112. Маркович, В.М. «Русский европеец» в прозе Тургенева 1850-х годов. // Памяти Григория Абрамовича Бялого: к 90—летию со дня рождения: науч. ст., воспоминания. — СПб, 1996. С. 24—42.

113. Маркович, В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. —Л.: Изд-во Ленингр. унив-та, 1975. 152 с.

114. Мартьянова, С.А. Образ человека в русской литературе: От типа к индивидуальности и личности. Владимир, 1997. —121 с.

115. Мережковский, Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. // Вечные спутники. М.:1. Республика, 1995. 567 с.

116. Минералов, Ю.И. История русской литературы XIX века (1800-1830-е годы) / Ю.И. Минералов. - М.: Высшая школа, 2007. - 367 с.

117. Минералов, Ю.И. История русской литературы XIX века (40-60-е годы) / Ю.И. Минералов - М.: Высшая школа, 2003. - 301 с.

118. Минералов, Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

119. Минералова, И.Г. Имя и безымянность в русской литературе рубежа XIX—XX веков // Лучшая Вузовская лекция. — М., 2005. — С. 106— 122.

120. Минералова И.Г. Образы ада в произведениях русских романтиков // Синтез в русской и мировой художественной культуре. — М., 2013. — С. 98—105.

121. Минералова И.Г., Аль Кайси А.Ю. Женский портрет-экфрасис в прозе И.С. Тургенева // Фундаментальные исследования (электронный журнал) - М., - 2015. - № 2 (часть 4) 2015, с. 838-841.

122. Минералова И.Г. Семасиология феноменов «детскость» и «игрушка» в повести В.Ф. Одоевского «Косморама» //Историческое образование. — 2014. — №1. — С. 142—149.

123. Михайлов, П.М. Персонаж. Показ человека в художественной литературе. Симферополь, 1940. — 359 с.

124. Муратов, А.Б. Тургенев-новеллист (1870—1880-е годы) —Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 119 с.

125. Мусий, В.Б. Человек и природа в художественной прозе И.С. Тургенева 40—50-х годов: : автореф. дис. .канд. фил. наук Текст. /В.Б. Мусий.— Клев, 1985,— 15 с.

126. Назарова, Л.Н. Тургенев и русская литература к. XIX н. XX вв.— Л.: Наука, 1979,—201 с.

127. Недзвецкий, В.А. Герой И.С. Тургенева и Россия. // Вестник Московского Университета. — Сер. 9 Филология. М., 2006. — №5. — С. 64—80.

128. Недзвецкий, В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева. // Литература в школе. 2007. — № 6. — С. 2—5.

129. Недзвецкий, В.А. Любовь — крест — долг: («Ася» и другие повести 50—х годов)/ Недзвецкий, В.А. Типы Гамлета и Дон-Кихота в романе

«Отцы и дети» // Изв. АН. Серия литературы и языка. — 1999. т.58. — №1.1. С. 20—32.

130. Недзвецкий В.А., Полтавец Е.Ю.Русская литература 19 в. 40—60-е годы. Курс лекций . Е.Ю.Русская литература 19 в. 40—60-е годы. М., МГУ, 2010.

131. Недзвецкий В.А, Полтавец Е.Ю, Пустовойтом П.Г.И.С.Тургенев. М.: Издательство Московского университета, 1998.

132. Ниренберг, Д. Читать человека как книгу / Д. Ниренберг, Г. Калеро: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — 48 с.

133. Островский, А.Н. Тургенев: В записях современников: Воспоминания. Письма. Дневники Текст. / А.Н. Островский. М.: Аграф, 1999. — 400 с.

134. Петрова, JI.M. Повести И.С.Тургенева 1840-х и «натуральная школа»: автореф. . дис. канд.фил.н. Орел, 1979. - 16 с.

135. Половнева, М.В. Повести И.С. Тургенева 50-х годов как художественное единство. // Творчество писателей-орловцев. Орел, 2004. — С. 76—82.

136. Полтавец Е.Ю. "Война и мир" Л.Н.Толстого на уроках литературы. М., Дрофа, 2005.

137. Полтавец Е.Ю. Роман А.С.Пушкина "Капитанская дочка".— М., МГУ; Самара, Учебная литература, 2006.

138. Полякова, Л.И. Повести И.С. Тургенева 1870-х годов. — Киев: Наук. Думка, 1983. 191 с.

139. Потебня A.A.. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. — Изд. 3-е. Харьков, 1930.

140. Потебня, А. А. Мысль и язык / A.A. Потебня — М.: Лабиринт, 2007. -256 с.

141. Пустовойт, П.Г Тургенев художник слова. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 303 с .

142. Пустовойт, П.Г. От слова к образу. Киев: «Рад. Школа», 1974.—191с.

143. Романова, Г.И. Повесть и роман в творчестве И.С. Тургенева: («Ася» и «Дворянское гнездо») Г.И. Романова // Русская словесность. М., 2004. — №7.—С. 12—20.

144. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под. Ред. Б.С. Мейлаха. Л. «Наука», 1973. — 565 с.

145. Савоськина, Т.А. Роман «Рудин» в творческой эволюции И.Т. Тургенева. Днепропетровск: Изд-во Днепропетр. ун-та, 2002.— 170 с.

146. Савоськина, Т.А. Философско-романтическая концепция любви И.С. Тургенева. // Литературный текст: проблемы и методы исследования. Тверь, 1998. — № 4. — С. 99—102.

147. Сакулин, П.Н. Филология и культурология / П.Н. Сакулин; вступ. ст. Ю.И. Минералов. - М. : Высшая школа, 1990 . - 240 с. — (Классика литературной науки).

148. Сарбаш, Л.Н. Изучение поэтики романов И.С. Тургенева 50—60-х годов. Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1988. — 72 с.

149. Сквозников, В.Д. Повести И.С. Тургенева. Вступительная статья. / И.С. Тургенев «Повести». — М.: Советская Россия, 1980. - 336 с.

150. Тарабукин, Н.М. Портрет, как проблема стиля // Искусство портрета: Сборник статей. — М., 1928. — С.159-193.

151. Тимофеев, Л.И. Проблемы теории литературы / Л.И.Тимофеев. — Москва : Гос. учебно-пед. изд-во, 1955. — 301, [1] е.; 23 см.

152. Тихомиров, В.Н. Тургенев и просветительство Текст. / В.Н. Тихомиров. —Киев: Вища шк. Изд-во при Киевском ун-те, 1984. -120 с.

153. Ткачев, П.Н. Люди будущего и герои мещанства. М.: «Современник», 1986. —349 с.

154. У Чуньмэй. Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева. Монография / У Чуньмэй. —М.; Ярославль: Литера, 2006. — 132 с.

155. Удодов, Б.Т. Пушкин: художественная антропология. — Воронеж,

1999.—263 с.

156. Удодов, Б.Т. Феномен Печорина: «временное» и «вечное» (К лермонтовской концепции личности). // Концепция человека в русской литературе: Сб.ст Воронеж: Изд-во Ворон. Ун-та, 1982. — С. 13—29.

157. Уртминцева, М.Г. Говорящая живопись (очерки истории литературного портрета). Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та,

2000. — 124 с.

158. Уртминцева, М.Г. Портрет-биография как художественная конструкция в романах И.С. Тургенева. // Проблемы этико-художественной преемственности в литературе. Арзамас, 2006. — С. 92—108.

159. Уртминцева, М.Г. Экфрасис: научная проблема и методика ее исследования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — Нижний Новгород : Изд-во Нижегор. ун-та, — 2010. — № 4, ч. 2. - С. С. 975—977 .

160. Хализев, В.Е. О словесной пластике. // Вестник МГУ. —сер. 9, Филология. 1979. — №2.— С. 13—22.

161. Чалмаев, В.А. И.С. Тургенев: жизнь и творчество. — Тула.: Приок. кн. Изд-во, 1989. 445 с.

162. Чалмаев, В.А. Иван Тургенев. М.: Современник, 1986. — 396 с.

163. Чернышев, К. Лишние люди и женские типы в романах и повестях И.С.Тургенева. Опыт разбора литературного типа русских лишних людей, как материал для характеристики развития общества. СПб., тип. И. Гольдберга, 1896.-281 с.

164. Шайкина, И.П. Жизнь сердца в зеркале рационального сознания: И.С. Тургенев и И.А. Бунин. // Актуальные проблемы современной и духовной культуры. Волгоград, 2003. — С. 118—122.

165. Шаталов, С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. — М.: Наука, 1979.—312 с.

166. Швецова, Т.В. «Певец вечной женственности»: (Мужчина и женщина

в произведениях И.С. Тургенева). // Мужское и женское в культуре. СПб, 2005. — С. 201—204.

167. Шеллинг Ф. Философия искусства / Общ. ред. Овсянников М.Ф. — СПб.: Алетейя; Кренов, 1996. - 495 с.

168. Шиманова, Е. Женский портрет в семиотике смерти: «Живые мощи» и «После смерти». // Литература XI—XXI вв. Национально-художественное мышление и картина мира. Ульяновск, 2006. —4.1.—С. 78—84.

169. Югай, A.C. Экспрессивная деталь у И. Тургенева и Л. Толстого. // Концепт и культура.— Кемерово, 2006. С. 708—711.

170. Юдакин, А.П, Антонова, Т.Г. Эволюция мировосприятия И.С.Тургенева. // Человек в зеркале языка. М, 2002. — № 1. — С. 280—295.

171. Юнусов, И.Ш. И.С. Тургенев о проблеме национального характера. Человек и Вселенная. 2002. — № 2. — С. 66—68.

172. Юркина, Л.А. Портрет. // Русская словесность. — 1995. —№5.— С. 70—76.

173. Соловьева М. «Ася». Урони в душу мою отблеск твоей вечности! Электронный ресурс. / М. Соловьева // Человек без границ: [сайт]. [2004]. —URL: http: //www.manwb.ru/articles/arte/literature/asya.

174. Экфрасис в русской литературе: Труды Лозаннского симпозиума / Université de Lausanne; Под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. — 215 с.

175. Pietsch Ludwig. Wie ich Schriftsteller geworden bin. Erinnerungen aus den sechziger Jahren. Berlin, 1894. Bd. II, S. 322—324. II Лит. наел, т. 73, кн. 1, —с. 455—571.

К ВВЕДЕНИЮ (стр. 9)

Венера Медицейская

Венера Праксителя

Роберт-дьявол

Мане, Эдуард. Весна (Жанна). 1881 г.

Мане, Эдуард. Перед зеркалом. 1876г.

К ГЛАВЕ II: §1 (стр. 82)

Юрий Кротов. За чтением

г-1

Рокотов Ф.С. ПортретЛ.П. Струйской. 1772 г.

К ГЛАВЕ II: § Ч (стр. 85)

Константин Коровин. Портрет хористки. 1883 г.

Мане, Эдуард. Портрет мадам М и шел ь -Лев и. 1882 г.

К ГЛАВЕ I: § 3 (стр. 58—59)

Сандро Боттичелли. Рождение Венера. 1482—1486 г.

К ГЛАВЕ I: § 3 (стр. 60—61)

Рембрандт. Даная. 1636—1647г.

К ГЛАВЕ II: § 2 (стр. 94)

Боровиковский B.J1. Портрет Е.А. Нарышкиной.1799 г.

К ГЛАВЕ II: § 2 (стр. 94), § 4 (стр. 125)

Тропинин В. А. Кружевница. 1823

К ГЛАВЕ II: § 2 (стр. 94)

Ван Дейк А. Чарльз I: король Англии на охоте. 1635 г.

Ван Дейк А. Мужской портрет. 1615 г.

Аллори Кристофано Юдифь с головой Олоферна. Около 1580 г. (Флоренция. Галерея Питти )

Антонио да Корреджо. Вознесение Богоматери. 1526-1530 г. (Фреска на куполе Пармского собора)

Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины, или Форнарина.

1518—1519 г.

Микеланджело Буонарроти. Дельфийская сивилла (Пифия).

1508—1512 г. (Собор святого Петра, Ватикан, Рим)

Кончаловский П. П. Натурщица с рыжими волосами перед зеркалом. 1923 г. (Государственный Русский музей)

Г

Симон Вуэ. Святая Цецилия с ангелом

Скульптура «Лаокоон» Родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора, была в 1506 г. откопана в Риме, теперь находится в Ватикане, в музее Пия-Климента

Ян Брейгель (Младший). Искушение Адама

У у/1 у I' А * л » а и

Рафаэль Санти. Адам и Ева (Грехопадение). 1509—1511 гг.

Франческо Сол имена. Королевская охота Дидоны и Энея.

V» __

Иордане Якоб. Искушение Адама и Евы. 1640 гг. (Музей изящных искусств, Будапешт)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.