Жанровые традиции русской литературы XIX – XX веков в творчестве Ю.М. Нагибина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Пахтусова Варвара Николаевна

  • Пахтусова Варвара Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 175
Пахтусова Варвара Николаевна. Жанровые традиции русской литературы XIX – XX веков в творчестве Ю.М. Нагибина: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2019. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пахтусова Варвара Николаевна

осмыслении Ю.М. Нагибина

§ 1 Жанрообразующие компоненты «малой прозы» Н.С. Лескова в творческой

лаборатории Ю.М. Нагибина

§ 2 Лесковская традиция жанрового синкретизма в прозе Ю.М. Нагибина

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Чеховские жанровые традиции в прозе Ю.М. Нагибина... 84 § 1 «Наш современник Чехов»: актуализация чеховских художественных

открытий в творчестве Ю.М. Нагибина

§ 2 Чеховские жанровые модели романизированного рассказа и романизированной повести в творчестве Ю.М. Нагибина

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ. Бунинские жанровые модели в творчестве

Ю.М. Нагибина

§ 1 Бунинская модель лирического рассказа в творчестве Ю.М. Нагибина

§ 2 Бунинская новелла как жанровый ориентир для Ю.М. Нагибина

§ 3 Жанровые истоки «Книги детства» Ю.М. Нагибина

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровые традиции русской литературы XIX – XX веков в творчестве Ю.М. Нагибина»

ВВЕДЕНИЕ

Имя Ю.М. Нагибина традиционно связывается с жанром рассказа. Однако это не исключает жанровой многоликости его прозы. Жанровая природа произведений Нагибина обусловлена глубоким интересом писателя к художественному опыту предшественников. Уже сама домашняя атмосфера, в которой жил с юных лет Нагибин, способствовала впоследствии укреплению его творческих связей с литературной традицией. Сам он писал в своей автобиографии, что «с раннего детства привык жить в кругу литературных интересов»1. Отчимом писателя был Я.С. Рыкачёв - прозаик и критик, на долгие годы ставший если не учителем, то «тайным помощником» Нагибина. Отчим привил юному Нагибину вкус к хорошей литературе, а в более поздние годы стал главным советчиком и редактором писателя. Другом семьи был А.П. Платонов, оказавший влияние на молодого Нагибина на раннем этапе его творческого становления, в чём он сам не раз признавался («Целый период моей литературной учёбы состоял в том, что отчим вытравливал Платонова из моих фраз. Андрей Платонов знал об этой борьбе и был целиком на стороне отчима»2).

Сам Нагибин, называя себя писателем-новеллистом3, стремился избегать жанрового однообразия даже в рамках одного сборника рассказов (например, в предисловии к «Московской книге» он писал, что «Москве посвящены автобиографические рассказы, просто рассказы, очерки, литературные портреты моих земляков»4). Список малых и средних эпических форм, которые использовал писатель, можно, безусловно, продолжить. Кроме того, экспериментировал он и с жанровыми модификациями рассказа и повести. Разрабатывая свою жанровую систему, учитывая художественный опыт русской литературы предшествующего периода, Нагибин ориентировался, прежде всего, на творчество И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, И.А. Бунина.

1 Нагибин Ю.М. Тьма в конце тоннеля. М., 2015. С. 6.

2 Там же. С. 15

3 Предварительный итог / интервью с Юрием Нагибиным // Книжное обозрение. 1980. №42 (752).

4 Нагибин Ю.М. О любви. М., 2004. С. 7.

В литературном произведении традиция может проявляться на разных уровнях. Отнюдь не всегда интерес писателя к тем или иным художественным достижениям предшественников предопределяет и особенности формы его произведений. В случае же с Нагибиным речь идёт об интересе к творчеству не одного автора, а сразу многих, и во всех этих случаях влияние предшественников распространяется и на жанровую форму произведений писателя. Нагибин оставил не только богатое художественное наследие, но и огромное количество публицистических статей, эссе, дневниковых записей, свидетельствующих о том, что его занимали вопросы формы. Серьезное отношение Нагибина к понятию «жанр» и к жанровому опыту писателей-предшественников нашло отражение как в его художественных произведениях, так и в его публицистике5. Также он был участником многочисленных бесед о его творчестве, литературном мастерстве и литературе в целом, содержание которых отражено в разнообразных публикациях в таких газетах и журналах, как «Литературная Россия», «Литературная газета», «Советская Россия», «Книжное обозрение», «Октябрь»6.

Нагибин на протяжении всей своей творческой биографии вырабатывает собственную эстетическую позицию. Без её изучения в большинстве случаев трудно выявить истинные причины его обращения к жанровым традициям других авторов. Как пишет Н.Л. Лейдерман, «ощущение жанра как системы художественного моделирования мира - это один из существенных компонентов культуры. Можно с уверенностью говорить, что на основании многовекового опыта в художественном сознании сформировалась культура жанрового мышления (как и культура стилевого мышления). Каждый художник осознанно

5 Нагибин издал несколько публицистических книг, в которых собраны его основные статьи и эссе: Нагибин Ю.М. Время жить. М., 1987; Нагибин Ю.М. Литературные раздумья. М., 1977; Нагибин Ю.М. Размышления о рассказе. М., 1964; Нагибин Ю.М. Не чужое ремесло. М., 1983.

6 См., например: Нагибин Ю.М. Достоинство жанра // Литературная Россия. 1980. №3. 18 января; Нагибин Ю.М. Записки с вопросами // Библиотекарь. 1981. №7. С. 44-47; Нагибин Ю.М. О том, что тревожит - в литературе и в жизни // Октябрь. 1988. №2. С. 194-200; Нагибин Ю.М. Писатель творит не из золотых кирпичей // Литературная Россия. М., 1974. № 17 (589); Пишите и будьте счастливы! / интервью с Юрием Нагибиным // Книжное обозрение. 1990. №13; Предварительный итог / интервью с Юрием Нагибиным // Книжное обозрение. 1980. №42 (752).

или подсознательно этой культурой овладевает, она становится неотъемлемым свойством его профессионального мастерства»7.

Многочисленные высказывания Нагибина о жанре подтверждают, насколько существенное значение он придавал этой категории и насколько важным считал для себя теоретическое осмысление жанра. В его публицистических работах представлены рассуждения о жанре рассказа -«традиционно сильном на Руси жанре»8. Этому жанру писатель отводит особое место: «В "непосильном деле" литературы есть занятие вдвойне непосильное: писание рассказов. Лишь одним, быть может, искупается трудность, изнурительность этой работы - той глубокой, ни с чем не сравнимой радостью, когда хоть в какой-то мере удаётся сказать в малом о большом»9. Таким образом, Нагибин признаётся в том, что создание произведений, относящихся к малым жанрам, требует колоссального труда.

Волнуют Нагибина и теоретические аспекты, писатель осмысляет жанровую структуру рассказа. Он рассуждает о его жанровой форме («рассказ однолинеен, в нём один драматический узел, один конфликт»10, «рассказ строится на постепенном раскрытии какого-либо характера или сложных драматических обстоятельств, лучше вести его от первого лица, будь то сам автор или вымышленный персонаж»11), а также касается вопроса о его функции («каждый самый маленький рассказ, о чём бы он ни был, должен быть всемирным, должен включать, кроме того, о чём он написан, всю остальную действительность»12).

Немало высказываний Нагибина посвящено особенностям работы над рассказами. Называя жанр рассказа «суровым и требовательным»13, писатель говорит о лаконизме как одном из главных требований рассказа («Надо сжимать,

7 Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Екатеринбург, 2010. С. 75.

8 Нагибин Ю.М. Достоинство жанра // Литературная Россия. 1980. №3.

9 Нагибин Ю.М. Не чужое ремесло. М., 1983. С. 39.

10 Нагибин Ю.М. Достоинство жанра.

11 Нагибин Ю.М. Не чужое ремесло. С. 34.

12 Нагибин Ю.М. О том, что тревожит - в литературе и в жизни // Октябрь. 1988. №2. С. 197.

13 Нагибин Ю.М. Время жить. М., 1987. С. 430.

сжимать, сжимать, пока не покажется кровь»14). Однако Нагибин тут же подчёркивает, что лаконизм должен быть не механическим: «Истинный лаконизм - <...> своим натуральным голосом сказать о предмете изображения всё необходимое и чтобы это "всё" было выражено существенно необходимым количеством слов»15. Очевидно, что в данном случае, формулируя свои представления о жанре рассказа, Нагибин сознательно или подсознательно опирается на чеховский художественный опыт.

Жанровая многоликость прозы Нагибина проявилась в том числе и в том, что в его творчестве представлены разные жанровые модели рассказа. Писатель осознанно к этому стремился. В своих теоретических рассуждениях он также касается вопроса о существовании множества модификаций жанра рассказа: «Рассказ стал куда разнообразнее: классический рассказ и современная сказка, рассказ строго реалистический и рассказ с элементами гофманианы, рассказ-миниатюра и рассказ, решенный средствами повести, но отстающий в пределах жанра, сказ в народном духе и новелла в западной тональности, наконец, то новообразование, которое называют "маленькая повесть" - некая переходная форма от рассказа к повести»16.

Говоря о творчестве и о жанре, Нагибин размышляет и о собственных произведениях: «Я всё-таки более традиционный писатель, идущий от классики, и со стилем, близким тому канону. Когда я начинал, кончился эксперимент двадцатых годов. Стили лучших писателей предвоенной поры были отличны от классического, но всё же это было продолжение русской литературной

17

традиции»17.

Нагибина отличает почтительное отношение к классикам, сочетающееся с глубоким интересом к их творчеству: «Считаю, что лучше перечитывать старые книги, чем стараться "ухватить" как можно больше модных новинок. Хоть раз в пять лет перечитываю насквозь Гоголя, Лескова, Достоевского, Диккенса,

14 Нагибин Ю.М. Достоинство жанра.

15 Нагибин Ю.М. Не чужое ремесло. С. 37.

16 Нагибин Ю.М. Достоинство жанра.

17 Пишите и будьте счастливы! / интервью с Юрием Нагибиным // Книжное обозрение. 1990. №13.

Бунина, "Войну и мир", <...> не расстаюсь с Андреем Платоновым. Когда я читаю даже в десятый раз И. Бунина или А. Платонова, я узнаю что-то новое о мире, в котором живу. Я обогащаюсь душой, сердцем, всем своим существом»18.

Это обогащение отразилось и в произведениях самого Нагибина, посвятившего немало времени изучению творческих биографий писателей. В книге «Размышления о рассказе» Нагибин пишет о том, что «русские классики, безмерно добросовестные в труде, как все гении, считали, что жанр - не условность, и бесконечно бережно относились к жанровому определению своих произведений»19. Он и сам всегда чётко осознавал, к какому жанру относится написанное им произведение, и лишь сетовал на то, что под давлением некоторых редакторов приходилось соглашаться на изменение жанровых номинаций, когда «редакторы ради стройности сборника, случалось, перетаскивали большой рассказ в раздел "повести"»20.

С конца 1960-х гг. Нагибин начинает проявлять интерес к созданию исторической прозы, оставаясь при этом верным жанру рассказа. Писатель осознавал, что это отнюдь не самый популярный жанр исторической прозы в русской литературе Х1Х-ХХ вв.: «Наша историческая проза достаточно разножанрова, и в каждом жанре есть свои пики. <...> Хуже обстояло с историческим рассказом, хотя ещё Пушкин особо приветствовал появление такого жанра, когда Владимир Одоевский написал рассказ о Бахе»21. Однако он выбрал свой жанровый маршрут на пути к тайнам прошлого. В 1970-е гг. Нагибин создаёт целый цикл рассказов о деятелях искусства -«Вечные спутники» - о композиторах, писателях. Автор сам отмечает характерное свойство своей прозы этого периода: «Невольно я приближался к лексике, отчасти к образному строю того писателя, о котором писал. Не подражая ему, не воспроизводя его стилистической манеры, не поддаваясь

18 Нагибин Ю.М. Записки с вопросами // Библиотекарь. 1981. №7. С. 47.

19 Нагибин Ю.М. Размышления о рассказе. М., 1964. С.15.

20 Нагибин Ю.М. Достоинство жанра.

21 Хождение за три века (диалоги о популярных жанрах) / интервью с Юрием Нагибиным и Виктором Бугановым // Советская Россия. 1985. № 274.

действию его магнитного поля»22. Работа по созданию исторических рассказов позволила писателю привнести большее разнообразие в жанр рассказа как на уровне жанровой формы, так и на уровне жанрового содержания, а также продолжить лучшие традиции русской литературы.

В рассказах Нагибина разных периодов творчества усматривается связь с творчеством предшественников. У него не было лишь одного творческого ориентира, он стремился освоить как можно больше возможностей жанра рассказа: «Меня самого удивляет, что в семьдесят лет я пробую что-то для себя новое <...> Как только я освою какой-то материал и почувствую себя в нём уютно, мне надо уйти от него»23. Стремление постоянно открывать для себя всё новые и новые темы, формы позволило Нагибину охватить в своём творчестве едва ли не все сферы жизни современника, при том что жизнь он прожил достаточно долгую - семьдесят четыре года, из которых пятьдесят четыре - в статусе писателя. Критика не всегда была благосклонна к подобной «пестроте» творчества Нагибина, о чём он сам говорил: «Довольно много меня критиковали за многотемье. А вот Чехова за то же восхваляли, видя его главное достоинство в том, что он отразил всю русскую жизнь»24. Думается, что интерес к творчеству предшественников и был той главной движущей силой, которая позволила Нагибину создать самые разнообразные по форме рассказы.

В публицистическом наследии писателя вряд ли можно найти столь же исчерпывающие рассуждения о других жанрах, в которых он работал, -о повести, новелле, очерке. Специфика нагибинского видения этих жанров проявляется непосредственно в самих произведениях.

Таким образом, интерес Нагибина к предшественникам - это всегда и интерес к форме их произведений. Именно поэтому в настоящей работе проблема художественной преемственности в творчестве Нагибина, рассматривается через призму жанровой традиции.

22 Нагибин Ю.М. Писатель творит не из золотых кирпичей. Литературная Россия. 1974. № 17 (589).

23 Пойди и посмотри (сюжеты и лица) / интервью с Юрием Нагибиным // Литературная газета. 1990. № 14 (5288).

24 Пишите и будьте счастливы! / интервью с Юрием Нагибиным.

В рамках данной работы потребовалось разграничить понятия литературная традиция и жанровая традиция. Термин литературная традиция более широкий. По определению В.Е. Хализева, литературная традиция - это «совокупность неких устоявшихся, сформированных средств, приёмов, способов как художественной выразительности, так и идейно-эстетического плана, которые наследуются авторами последующих поколений»25. При помощи этого термина описывается процесс освоения писателями культурно-художественного опыта предшествующих эпох, выявления в нём актуального и ценного в условиях нового времени, использования этого опыта в качестве творческого ориентира. В тех же случаях, когда писатель привносит в своё произведение компоненты, составляющие жанровый каркас текстов предшественников, речь идёт именно о жанровой традиции как одной из форм проявления традиции литературной. Исследование произведений в аспекте жанровых традиций является продуктивным методом анализа художественных текстов, позволяя выявить истоки возникновения художественной формы и обусловленных ею компонентов содержания.

В последние десятилетия всё чаще появляются работы, в которых исследователи, опираясь на понятие жанровые традиции, прослеживают процессы трансформации различных жанровых моделей. Учёные отмечают, что жанровое сходство произведений зачастую бывает обусловлено не столько прямой связью - интересом писателя к творчеству предшественника, сколько традициями конкретного жанра. В числе жанрообразующих компонентов могут выступать самые разные элементы жанровой формы и жанрового содержания. Так, О.В. Шеголькова, исследуя рассказ Акунина «ТаЬ1е-Та1к 1882 года», устанавливает, что в нём использованы многие жанрообразующие компоненты, свойственные жанру детективного рассказа, разработанному Э. По (особый тип героя, специфика сюжетной организации, особая пространственная

25 Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002. С. 299.

организация)26. Л.И. Вигерина выявляет, что в образе главного героя повести И.С. Тургенева «Степной король Лир» совмещаются элементы, отсылающие к разным жанровым традициям (гоголевская традиция, жанровые традиции сказки, народной песни, агиографическая традиция, жанровая традиция трагедии)27. И.В. Донскова, изучая повесть Н.В. Гоголя «Вий», выделяет мотивы, цементирующие жанровую структуру произведения, истоки которых прослеживает в фольклорных текстах28.

Многие исследователи отмечают, что, обращаясь к жанровой традиции, писатели модифицируют жанровую структуру своих произведений и наполняют её новым содержанием, позволяющим решить поставленные художественные

29

задачи29.

При рассмотрении творчества Нагибина, жанровой специфики его произведений и вопроса о продолжении им жанровых традиций писателей XIX - начала XX вв., безусловно, нужно опираться не только на его собственные высказывания, но и на накопленный объём критических и литературоведческих работ.

Интерес критиков, а вслед за ними и исследователей к творчеству Нагибина проявляется в 1950-60-е гг., когда выходят ставшие хрестоматийными рассказы «Зимний дуб», «Комаров». В эти и в последующие десятилетия

26 Щеголькова О.В. Влияние «чужого» авторского кода на жанровую структуру детектива (на примере рассказа Б. Акунина «Table-Talk 1882 года») // Жанры в историко-литературном процессе. СПб., 2013. Вып. 5. С. 149-156.

27 Вигерина Л. И. Роль жанровых традиций в художественном осмыслении русского национального характера в повести И.С. Тургенева «Степной король Лир» // Жанры в историко-литературном процессе. СПб., 2013. Вып. 5. С. 199-212.

28 Донскова И.В. Жанровые традиции фольклорной прозы в повести Н.В. Гоголя «Вий» // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». Июнь 2016. №4 (08). С. 97-102.

29 Внимания заслуживают такие работы, как: Гуменная Г.Л. Пушкинская жанровая традиция в поэзии Тимура Кибирова (поэма «Сортиры») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2009. № 6 (2). С. 44-51; Зубарева Е.Ю. Жанрообразующая роль классической традиции в романе В.П. Аксенова «Московская сага» // Вестник. Моск. ун-та. Серия: Филология. М., 2011. № 5. С. 97-108; Калугина Л.В. «Посещение музы, или песенка плагиатора» В.С. Высоцкого в свете жанровых традиций плутовского романа // Наука и современность. Тамбов, 2013. № 23. С. 159-164; Козьмина Е.Ю. Жанровые традиции фантастического исторического романа в авантюрно-философской фантастике XX века // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica. Lodz, 2012. № 5. C. 120-129; Москвичева Г. В. Элегия А. С. Пушкина и жанровая традиция // Болдинские чтения. Нижний Новгород, 1985. С. 78-93; Плешкова О.И. Пародическая трансформация жанровых традиций в повести Б. Акунина «Бох и Шельма» // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2016. № 6 (61). С. 446-449; Тамарченко Н.Д. Пушкин и готическая традиция: жанровый контекст «Пиковой дамы» // Готическая традиция в русской литературе. М., 2008. С. 67-76.

внимание авторов статей сосредоточивается на различных компонентах жанровой структуры произведений писателя: в частности, на идейном своеобразии (Ю. Юзовский30, М. Черкасский31, Т. Иванова32, Э. Кохрум33) и специфике воплощения образов автора и героя в его произведениях (Е.Л. Соловьёва34, Т.А. Шестакова35, Н.А. Брябина36, А. Латынина37, Л. Либединская38, Д. Ратнер39). Проявляется интерес исследователей к особенностям жанра лирико-психологического рассказа (В.Е. Островская40, В.И. Сахаров41, А.П. Казаркин42) и исторической прозы Нагибина (Н.П. Петрова43, Ю.А. Тарабукина44, М.М. Радецкая45, Е. Штейнберг46), отмечается и анализируется феномен жанровой многоликости его прозы (И. Уханов47, Кан Сын Хюн48). В 1980 г. И. Богатко издаёт «Литературный портрет»49, остающийся и по сей день наиболее объёмной работой о творчестве

30 Юзовский Ю. О рассказах Ю. Нагибина // Октябрь. М., 1953. № 9. С. 182-186.

31 Черкасский М. Детали и мысли // Нева. СПб.,1957. № 5. С. 178-184.

32 Иванова Т. Практик литературы // Ю.М. Нагибин. Сильнее всех иных велений. Роман-газета. М., 1988. №17 (1095). С. 59-61.

33 Cochrum Ellen J. Jurij Nagibin's short stories: themes and literary criticism: dis. ... of Ph. D. Michigan State University, 1977.

34 Соловьёва Е.Л. Автор и герой в прозе Ю. М. Нагибина: дис. ... канд. филол. наук. М., 1995.

35 Шестакова Т.А. Структура персонажа и принципы психологизма в рассказах Юрия Нагибина (1960-1970-е годы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орёл, 2000.

36 Брябина Н. А. Пути раскрытия характеров в лирико-психологическом рассказе (Ю. Нагибин, С. Антонов, Ю. Казаков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Алма-Ата, 1972.

37 Латынина А. Метаморфозы Пенелопы, или ловушка для читателя // Литературная газета. 1983. № 17.

38 Либединская Л. Немота многословия // Литературная газета. 1972. № 15.

39 Ратнер Д. Так не бывает? Так должно быть! [Электронный ресурс] // Поиски Бога, поиски себя // Режим доступа: http://www.iewniverse.ru/biher/Ratner/Poiski boga-poiski sebja/6.htm (дата обращения 19.01.2018)

40 Островская В.Е. Русский советский лирико-психологический рассказ 70-х годов: проблематика и поэтика (Ю. Нагибин, В. Конецкий, Г. Семенов): дис. ... канд. филол. наук. М., 1984.

41 Сахаров В.И. Мелодия прозы. Заметки о творчестве Юрия Нагибина // Литература и ты. М., 1977. Вып. 6. С. 2124.

42 Казаркин А.П. К проблеме сюжета лирического рассказа // Проблемы метода и жанра. Томск, 1974. С. 89 -99.

43 Петрова Н.П. Советская историческая проза малых форм на современном этапе (В. Панова, Ю. Нагибин,

B. Пикуль): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1991.

44 Тарабукина Ю.А. Концепция творчества в художественной и художественно-документальной прозе Ю. Нагибина: «Вечные спутники», «Дневник»: дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2006.

45 Радецкая М.М. Жанрово-стилевое своеобразие писательской художественной биографии в прозе Ю. Нагибина 70-х годов // Вопросы художественной биографии в прозе русской литературы. Львов, 1988. Вып. 1 (51). С. 8894.

46 Штейнберг Е. Литературно-художественное эссе Ю. Нагибина «Огненный протопоп»: (Некоторые наблюдения над особенностями поэтики одного из жанров «писательской критики») // Литературный процесс в его жанровом и стилевом своеобразии. Ташкент, 1987. С. 47-52.

47 Уханов И. Добрый мастер // Литературная Россия, 1980. №14.

48 Кан Сын Хюн. Жанровое своеобразие рассказов Ю. Нагибина // Голоса молодых ученых. М., 1998. Вып. 3.

C. 163-170.

49 Богатко И. Юрий Нагибин: Лит. портрет. М., 1980.

Нагибина. В этой книге исследовательница предлагает панорамный взгляд на прозу Нагибина, анализирует тематику его рассказов и повестей, в ряде случаев пытаясь проследить связь между сюжетом и проблематикой произведений писателя и фактами его биографии. Рассуждает она и о жанровой специфике произведений Нагибина: «Опыт Нагибина-рассказчика вобрал в себя яркое своеобразие всех национальных черт русского рассказа. Отсюда и присущий его творчеству широкий жанровый диапазон»50.

Несколько особняком среди работ о творчестве Нагибина стоит книга В.Ф. Холоповой «Парадокс любви: новеллистика Юрия Нагибина». Несмотря на вынесенную в заглавие жанровую характеристику, автор не касается вопроса о жанровом своеобразии произведений писателя. Холопову интересуют отдельно взятые рассказы Нагибина, их поэтика и «образное содержание»51, но вне контекста всего творчества писателя. Главное, чем примечательная эта книга, так это послесловием самого Нагибина. В нём писатель комментирует некоторые из заключений, сделанных Холоповой, тем самым проливая свет на то, что значил для него каждый из анализируемых рассказов и какой смысл он в него изначально вкладывал.

В последние годы появляются работы, посвящённые поздним текстам Нагибина (Е.М. Гордеева52, И. Захариева53). В частности, говоря о произведении писателя «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя», И. Захариева отмечает, что Нагибин «использует текстуальное наследство с поразительной свободой и ничем не регламентированной условностью, учитывая лишь претворение любого артефакта в собственном сознании»54. Думается, что это заключение распространяется не только на закатный роман писателя, но и на всё его творчество.

50 Там же. С. 7.

51 Холопова В.Ф. Парадокс любви: новеллистика Нагибина. М., 1990. С. 5.

52 Гордеева Е.М. Повесть Ю.М. Нагибина «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» как современная пастораль // Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2015. №4 (10). С. 52-57.

53 Захариева И. Литературные реминисценции в закатном романе Юрия Нагибина // Болгарская русистика. София, 2015. №1-2. С. 41-54.

54 Там же. С. 45.

В ряде литературоведческих исследований и критических статей затрагивается вопрос непосредственно о роли классической традиции в творчестве Нагибина. Однако в одних работах авторы ограничиваются указанием на факт значимости для творчества Нагибина художественного опыта того или иного писателя-предшественника (В.Е. Островская55, Т.А. Шестакова56); в других - отмечают сходство на уровне отдельных компонентов жанровой структуры произведений Нагибина и писателей-классиков. Так, например, А.П. Казаркин прослеживает в лирических рассказах Нагибина бунинскую традицию, проявляющуюся на уровне сюжетной организации, замечая, что писатель «ставит себе труднейшую задачу: сделать предельно действенным, драматичным аналитический сюжет, по своей природе исключающий событийность. И ему удается сочетать предельную глубину психологического анализа и напряженность сюжета. Начатый как чисто аналитический сюжет завершается динамической развязкой»57. Исследователь указывает на тесную связь отдельных произведений Нагибина не только с лирическими рассказами Бунина, но и с его романом «Жизнь Арсеньева». Учёный полагает, что многие элементы жанровой структуры этого произведения легли в основу нагибинской «Книги детства»58. Также в некоторых рассказах Нагибина Казаркин отмечает примеры использования подхваченных у Чехова принципов выражения авторской позиции59. Однако наблюдения ученого остаются на уровне констатации, детальный анализ параллелей Нагибин - Чехов и Нагибин - Бунин в работе отсутствует.

55 Островская В.Е. Русский советский лирико-психологический рассказ 70-х годов: проблематика и поэтика (Ю. Нагибин, В. Конецкий, Г. Семенов). Исследовательница отмечает, что, обращаясь к жанру рассказа, Нагибин во многом следует тем художественным принципам организации произведения, которые разрабатывались Чеховым и легли в основу чеховской жанровой модели рассказа.

56 Шестакова Т.А. Структура персонажа и принципы психологизма в рассказах Юрия Нагибина (1960-1970-е годы). Исследовательница касается вопроса об использовании Нагибиным бунинских приёмов раскрытия образа.

57 Казаркин А.П. К проблеме сюжета лирического рассказа. С.94.

58 Казаркин А.П. Истолкование и оценка современного произведения (К постановке проблемы) // Проблемы метода и жанра. Томск, 1980. С. 3-13.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пахтусова Варвара Николаевна, 2019 год

Источники

1. Бунин, И.А. Полн. собр. соч.: В 13 т. / И.А. Бунин. - М.: Воскресенье, 2006.

2. Лесков, Н.С. Собр. соч.: В 11 т. / Н.С. Лесков. - М., 1957.

3. Нагибин, Ю.М. Время жить / Ю.М. Нагибин. - М.: Современник, 1987. -510 с.

4. Нагибин, Ю.М. Дневник / Ю.М. Нагибин. - М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. - 702 с.

5. Нагибин, Ю.М. Достоинство жанра / Ю.М. Нагибин // Литературная Россия. - 1980. - №3.

6. Нагибин, Ю.М. Записки с вопросами / Ю.М. Нагибин // Библиотекарь. -1981. - №7. - С. 44-47.

7. Нагибин, Ю.М. Зимний дуб / Ю.М. Нагибин. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. - 96 с.

8. Нагибин, Ю.М. Литературные раздумья / Ю.М. Нагибин. - М.: Сов. Россия, 1977. - 177 с.

9. Нагибин, Ю.М. На тихом озере и другие рассказы / Ю.М. Нагибин. -М.: Сов. Россия, 1966. - 374 с.

10.Нагибин, Ю.М. Не чужое ремесло / Ю.М. Нагибин. - М.: Современник, 1983. - 350 с.

11.Нагибин, Ю.М. О любви / Ю.М. Нагибин. - М.: АСТ: ВЗОИ, 2004. - 732 с.

12.Нагибин, Ю.М. О том, что тревожит - в литературе и в жизни / Ю.М. Нагибин // Октябрь. - 1988. - №2. - С. 194-200.

13.Нагибин, Ю.М. Писатель творит не из золотых кирпичей / Ю.М. Нагибин // Литературная Россия. - 1974. - № 17 (589).

14. Нагибин, Ю.М. Размышления о рассказе / Ю.М. Нагибин. -М.: Сов. Россия, 1964. - 109 с.

15.Нагибин, Ю.М. Собр. соч.: В 11 т. / Ю.М. Нагибин. - М., 1989.

16.Нагибин, Ю.М. Тьма в конце тоннеля. / Ю.М. Нагибин. - М.: РИПОЛ классик, 2015. - 432 с.

17..Нагибин, Ю.М. Улыбка Джоконды / Ю.М. Нагибин. - М.: АСТ: ВЗОИ, 2004. - 701 с.

18. Пишите и будьте счастливы! / интервью с Юрием Нагибиным // Книжное обозрение. - 1990. - №13.

19. Пойди и посмотри (сюжеты и лица) / интервью с Юрием Нагибиным // Литературная газета. - 1990. - № 14 (5288).

20.Понять человека / интервью с Юрием Нагибиным // Литературная Россия. - 1981. - №4.

21. Предварительный итог / интервью с Юрием Нагибиным // Книжное обозрение. - 1980. - №42 (752).

22.Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. / И.С. Тургенев. - М.: Наука, 1979. - Т. 3. - 528 с.

23. Хождение за три века (диалоги о популярных жанрах) / интервью с Юрием Нагибиным и Виктором Бугановым // Советская Россия. - 1985. - № 274.

24. Чехов, А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. / А.П. Чехов. - М.: Наука, 1986.

Исследования

25.Авдеева, Н.Г. Поэтика малых жанровых форм в творчестве Н.С. Лескова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Авдеева Наталья Геннадьевна. - Воронеж, 2004. - 18 с.

26.Аверин, Б.В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции / Б.В. Аверин. - СПб.: Амфора, 2003. -399 с.

27.Аверин, Б.В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания / Б.В. Аверин // И.А. Бунин: pro et contra. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. -С. 651-677.

28.Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. - М.: Лабиринт, 2000. -224 с.

29.Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

30.Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Сов. писатель, 1963. - 363 с.

31.Бахтин, М.М. Собр. соч.: В 7 т. / М.М. Бахтин. - М.: Русские словари, 1997. - Т. 5. - 732 с.

32.Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. / В.Г. Белинский. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. - Т. 10. - 1956. - 474 с.

33.Бердников, Г.П. «Дама с собачкой» А.П. Чехова / Г.П. Бердников. - Л.: Худож. лит., 1976. - 96 с.

34.Берелович, А. Семидесятые годы XX века: реплика в дискуссии / А. Берелович // Мониторинг общественного мнения. - М., 2003. -№4 (66). - С. 59-65.

35.Богатко, И. Юрий Нагибин: Лит. портрет / И. Богатко. - М.: Сов. Россия, 1980. - 112 с.

36.Богданов, В.А. Очерк [Электронный ресурс] / В.А. Богданов // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1962-1978. - Т. 5. - Стб. 516-519. // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-5163.htm (дата обращения: 19.02.2018)

37.Брябина, Н. А. Пути раскрытия характеров в лирико-психологическом рассказе (Ю. Нагибин, С. Антонов, Ю. Казаков): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Брябина Н.А. - Алма-Ата, 1972. - 31 с.

38.Бушканец, Л.Е. Чехов - писатель русского апокалипсиса? / Л.Е. Бушканец // Общественные науки и современность. - М., 2010. - №4. - С. 162-172.

39.Буданова, Н.Ф. Рассказ Тургенева «Живые мощи» и православная традиция (к постановке проблемы) / Н.В. Буданова // Русская литература. -1995. - №1. - С. 188-193.

40. Быков, Д. Юрий Нагибин / Д. Быков // Дилетант. - Декабрь 2015 - январь 2016. - № 001. - С. 88-93.

41.Вайль, П.Л. Родная речь: Уроки изящной словесности / П. Вайль, А. Генис. - М.: КоЛибри, 2008. - 254 с.

42.Вигерина, Л. И. Роль жанровых традиций в художественном осмыслении русского национального характера в повести И.С. Тургенева «Степной король Лир» / Л.И. Вигерина // Жанры в историко-литературном процессе. - СПб., 2013. - Вып. 5. - С. 199-212.

43.Видуэцкая, И.П. Николай Семёнович Лесков: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / И.П. Видуэцкая. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 94 с.

44.Гейдеко, В.А. А.П. Чехов и Ив. Бунин / В.А. Гейдеко. - М.: Сов. писатель, 1976. - 374 с.

45.Головко, В.М. Историческая поэтика русской классической повести: Учебное пособие [Электронный ресурс] / В.М. Головко. - М.: Флинта: Наука, 2010. // Режим доступа: Шрв://ргоШ1Ь.пе1/сЫ:ете/140687/ууасЬе81ау-§о1оуко-1Б1:опсЬе8кауа-рое1:1ка-ги88коу-к1а881сЬе8коу-роуе81:1-исЬеЬпое-роБоЫе.рИр (дата обращения: 20.02.2018)

46.Головко, В.М. Повесть как жанр эпической прозы / В.М. Головко. - М.: МГОПУ, Ставрополь: СГУ, 1997. - 116 с.

47.Гордеева, Е.М. Повесть Ю.М. Нагибина «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» как современная пастораль / Е.М. Гордеева // Мировая литература в контексте культуры. - Пермь, 2015. - №4 (10). - С. 52-57.

48.Горелов, А.А. «Праведники» и «праведнический цикл» в творческой эволюции Н.С. Лескова / А.А. Горелов // Лесков и русская литература. -М.: Наука, 1988. - С.39-61.

49.Гречнев, В.Я. Русский рассказ конца Х1Х-ХХ века: Проблематика и поэтика жанра / В.Я. Гречнев. - Л.: Наука, 1979. - 208 с.

50.Громов, П.П. Н С. Лесков (Очерк творчества) / П.П. Громов, Б.М. Эйхенбаум // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. - М.: ГИХЛ, 1956. -Т. 1. - С. У-ЬХ.

51.Гроссман, Л.П. Н.С. Лесков (жизнь - творчество - поэтика) / Л.П. Гроссман. - М.: Гослитиздат, 1945. - 319 с.

52.Гуменная, Г.Л. Пушкинская жанровая традиция в поэзии Тимура Кибирова (поэма «Сортиры») / Г.Л. Гуменная // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2009. -№ 6 (2). - С. 44-51.

53.Гусев, В.Е. О жанре Жития протопопа Аввакума // В.Е. Гусев / Труды отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т рус. лит. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - Т. ХУ. - С. 192-202.

54.Донскова, И.В. Жанровые традиции фольклорной прозы в повести Н.В. Гоголя «Вий» / И.В. Донскова // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». - Июнь 2016. - №4 (08). - С. 97-102.

55.Дружников, Ю. Жанр для XXI века [Электронный ресурс] / Ю. Дружников // Режим доступа: Шр://НЬ.ги/РК07А/ВКШН№К0У/7ЬапгХХ1.Ш (дата обращения: 22.02.2017)

56.Захариева, И. Литературные реминисценции в закатном романе Юрия Нагибина / И. Захариева // Болгарская русистика. - София, 2015. - №1-2. -С. 41-54.

57.Звягина, М.Ю. Жанровые трансформации в русской прозе второй половины XX века - начала XXI века / М.Ю. Звягина. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский ун-т», 2012. - 292 с.

58.Зубарева, Е.Ю. А.П. Чехов / Е.Ю. Зубарева // История русской литературы Серебряного века (1890-е - начало 1920-х годов): В 3 ч. - М.: Юрайт, 2017. - Ч. 1. - С. 167-189.

59.Зубарева, Е.Ю. Жанрообразующая роль классической традиции в романе

B.П. Аксенова «Московская сага» / Е.Ю. Зубарева // Вестник. Моск. ун-та. Серия: Филология. - М., 2011. - № 5. - С. 97-108.

60.Иванова, Т. Практик литературы / Т. Иванова // Ю.М. Нагибин. Сильнее всех иных велений. Роман-газета. - М., 1988. - №17 (1095). - С. 59-61.

61.Казаркин, А.П. Художественная перспектива в романе «Жизнь Арсеньева» / А.П. Казаркин // Проблемы метода и жанра. - Томск, 1977. - Вып. 4. -

C. 84-97.

62.Казаркин, А.П. Способ выражения авторской позиции в рассказах Юрия Нагибина / А.П. Казаркин // Мастерство писателя и проблемы жанра. -Томск, 1975. - С. 24-36.

63.Казаркин, А.П. К проблеме сюжета лирического рассказа / А.П. Казаркин // Проблемы метода и жанра. - Томск, 1974. - С. 89-99.

64.Казаркин, А.П. Истолкование и оценка современного произведения (К постановке проблемы) / А.П. Казаркин // Проблемы метода и жанра. -Томск, 1980. - С. 3-13.

65.Калугина, Л.В. «Посещение музы, или песенка плагиатора» В.С. Высоцкого в свете жанровых традиций плутовского романа / Л.В. Калугина // Наука и современность. - Тамбов, 2013. - № 23. - С. 159164.

66.Кан Сын Хюн. Жанровое своеобразие рассказов Ю. Нагибина / Кан Сын Хюн // Голоса молодых ученых. - М., 1998. - Вып. 3.- С. 163-170.

67.Кардин, В. По существу ли эти споры? / В. Кардин // Вопросы литературы. - 1983. - №2. - С. 91-118.

68.Катаев, В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова / В.Б. Катаев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 108 с.

69.Кириченко, М.В. Жанровая морфология прозы И.А. Бунина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08 / Кириченко Марина Владимировна. - М., 2005. -155 с.

70.Кихней, Л.Г. К герменевтике жанра в лирике / Л.Г. Кихней // Герменевтика литературных жанров. - Ставрополь, 2007. - С. 36-68.

71..Кихней, Л.Г. Лирическая новелла Ивана Бунина в свете его феноменологических и экзистенциальных поисков / Л.Г. Кихней, Т.В. Сарафанова // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». - Тверь, 2016. -№ 1. - С. 43-50.

72.Ковалёв, В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева: вопросы генезиса /

B.А. Ковалёв. - Л.: Наука, 1980. - 133 с.

73.Кожемякина, Л.И. Типологические особенности сюжета рассказа Ю. Нагибина /Л.И. Кожемякина // Проблемы типологии литературного процесса. - Пермь, 1989. - С. 114-123.

74.Козьмина, Е.Ю. Жанровые традиции фантастического исторического романа в авантюрно-философской фантастике XX века / Е.Ю. Козьмина // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica. - Lodz, 2012. - № 5. -

C. 120-129.

75.Колобаева, Л.А. И.А. Бунин / Л.А. Колобаева // История русской литературы XX века (20-е - 90-е годы). Основные имена. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - С. 85-104.

76.Колобаева, Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. / Л.А. Колобаева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 333 с.

77.Колобаева, Л.А. От временного к вечному (Феноменологический роман в русской литературе XX века) / Л.А. Колобаева // Вопросы литературы. -М., май-июнь 1998. - С. 132-144.

78.Колобаева, Л.А. Проза И.А. Бунина / Л.А. Колобаева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 88 с.

79.Котельников, В.А. Праведность и греховность / В.А. Котельников // Полярность в культуре. - СПб.: Альманах «Канун», 1996. - С. 20-54.

80.Кубасов, А.В. Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра / А.В. Кубасов. -Свердловск: СГПИ, 1990. - 71 с.

81.Латынина, А. Метаморфозы Пенелопы, или ловушка для читателя / А. Латынина // Литературная газета. - 1983. - № 17.

82.Лейдерман, Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы / Н.Л. Лейдерман. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 254 с.

83. Лейдерман, Н.Л. К определению сущности категории «жанр» / Н.Л. Лейдерман // Жанр и композиция литературного произведения. -Калининград, 1976. - Вып. 3.- С. 7.

84.Лейдерман, Н.Л. Теория жанра / Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. - 904 с.

85.Либединская, Л. Немота многословия / Л. Либединская // Литературная газета. - 1972. - № 15.

86.Лихачёв, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачёв. - Л.: Наука, 1967. - 372 с.

87.Локс, К. Рассказ [Электронный ресурс] / К. Локс // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 т. - М.; Л., 1925. -Т. 2. // Режим доступа: Ьйр:/^еЬ^еЬ.ги^еЬ/в11:/аЬс/Н:2/Н:2-6931.Ы:т (дата обращения: 19.02.2018)

88.Лужановский, А.В. Выделение жанра рассказа в русской литературе / А.В. Лужановский. - Вильнюс: М-во нар. образования ЛитССР, 1988. - 127 с.

89.Лужановский, А.В. Документальность повествования - жанровый признак рассказов Н.С. Лескова / А.В. Лужановский // Русская литература. - 1980. -№4. - С.144-150.

90.Лужановский, А.В. Рассказ в русской литературе 1820-х - 1850-х годов (становление жанра): автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01 / Лужановский Альберт Васильевич. - М., 1991. - 33 с.

91.Лукина, В.А. Творческая история «Записок охотника» И.С. Тургенева: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Лукина Валентина Александровна. -СПб., 2006. - 187 с.

92.Лукьянчикова, Н.В. Жанровая специфика жития в художественном осмыслении Н.С. Лескова / Н.В. Лукьянчикова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2008. - № 8 (15): в 2-х ч. - Ч. 1. -С. 117-120.

93.Мальцев, Ю. Иван Бунин (1870-1953) / Ю. Мальцев. - Франкфурт-на-Майне - Москва: Посев, 1994. - 432 с.

94.Маркович, В.М. О трансформациях «натуральной» новеллы и двух «реализмах» в русской литературе XIX века / В.М. Маркович // Русская новелла: Проблемы истории и теории. - СПб., 1993. - С 113-135.

95.Марченко, Т. В. Переписать классику в эпоху модернизма: О поэтике и стиле рассказа Бунина «Натали» / Т.В. Марченко // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2010. - Т. 69. - № 2. - С. 25-42.

96.Мельникова, А. В. Охотничьи нарративы в русской литературе второй половины XIX - первой трети XX в. / А.В. Мельникова // Диалоги классиков - диалоги с классикой: Сб. науч. ст. - Екатеринбург, 2014. -С. 61-81.

97.Михайлова, М.В. И.А. Бунин (1870-1953) / М.В. Михайлова // Русская литература Х1Х-ХХ веков: В 2 т. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. - Т 2. -С. 38-72.

98.Михайлова, М.В. От прекрасного - к вечному: эволюция творческих принципов И.А. Бунина / М.В. Михайлова. - Орёл: Полиграфическая фирма «Картуш», 2008. - 168 с.

99.Михайловский, Н.К. Отклики: В 2 т. / Н.К. Михайловский. - СПб.: Ред. журн. «Рус. богатство», 1904.

100. Москвичева, Г. В. Элегия А. С. Пушкина и жанровая традиция / Г.В. Москвичева // Болдинские чтения. - Нижний Новгород, 1985. - С. 78-93.

101. Мущенко, Е. Г., Поэтика сказа. / Е.Г. Мущенко, В.П. Скобелев, Л.Е. Кройчик. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1978. -287 с.

102. Нагибин - это новый Тургенев [Электронный ресурс] / интервью с Дмитрием Быковым // Голос России. - 2010. - 2 апреля. // Режим доступа: Шр://ги-Ьукоу.Нуе]оигпа1.сот/750201.Ыт1 (дата обращения 23.12.2017)

103. Нинов, А. Рассказ [Электронный ресурс] / А. Нинов // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1962 -1978. - Т. 6. - 1971. // Режим доступа: Шр:/^еЬ^еЬ.ги^еЬ/к1е/к1е-аЬс/ке6/ке6-1901.htm (дата обращения: 19.02.2018)

104. Ничипоров, И.Б. Поэзия темна, в словах не выразима. Творчество И.А. Бунина и модернизм / И.Б. Ничипоров. - М.: Метафора, 2003. - 256 с.

105. Новикова, Е.Г. Эстетические представление И.С. Тургенева 1860-х -начала 1880-х гг. о малом и среднем повествовательном жанре / Е.Г. Новикова // Проблемы метода и жанра. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та., 1988. - С. 169-182.

106. Одесская, М.М. Ружьё и лира: Охотничий рассказ в русской литературе XIX в. / М.М. Одесская // Вопросы литературы. - М., 1998. -№ 3. - С. 239-252.

107. Орлова, Е.И. Образ автора в литературном произведении / Е.И. Орлова. - М., 2008. - 44 с.

108. Осипова, О.И. Жанровые модификации в прозе Серебряного века: Ф. Сологуб, В. Брюсов, М. Кузмин: дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01 / Осипова Ольга Ивановна. - М., 2014. - 439 с.

109. Островская, В.Е. Русский советский лирико-психологический рассказ 70-х годов: проблематика и поэтика (Ю. Нагибин, В. Конецкий, Г. Семенов): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Островская Валентина Ефремовна. - М., 1984. - 188 с.

110. Паустовский, К.Г. Иван Бунин / К.Г. Паустовский // Близкие и далёкие / сост. Л. Левицкий. - М.: Молодая гвардия, 1967. - С. 262-276.

111. Петрова, Н.П. Советская историческая проза малых форм на современном этапе (В. Панова, Ю. Нагибин, В. Пикуль): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Петрова Наталья Петровна. - М., 1991. - 25 с.

112. Петровский, М. Повесть [Электронный ресурс] / М. Петровский // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. -М.; Л., 1925. - Т. 2. // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-5962.htm (дата обращения: 19.02.2018)

113. Пирогов, Г.П. Реализм А.Н. Островского и А.П. Чехова / Г.П. Пирогов, А.Ф. Захаркин. - М., 1967. - 469 с.

114. Плешкова, О.И. Пародическая трансформация жанровых традиций в повести Б. Акунина «Бох и Шельма» / О.В. Плешкова // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2016. - № 6 (61). - С. 446-449.

115. Побежимова, А.В. Микророман как эпический жанр / А.В. Побежимова // Филология и человек. - Барнаул, 2009. - № 3. - С.189-195.

116. Поздина, И.В. Жанровая специфика прозы Н.С. Лескова 1860-х годов / И.В. Поздина. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2012. - 257 с.

117. Поздина, И.В. Жанр синкретической повести в творчестве Н.С. Лескова. Очерк-трагедия «Леди Макбет Мценского уезда» / И.В. Поздина // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. - Челябинск, 2014. - №1. - С. 48-58.

118. Полевой, К.А. Чёрная немочь, повесть М. Погодина / К.А. Полевой // Московский телеграф. - М.,1829. - Ч. 28. - № 15. - С. 312-328.

119. Поляк, Л. М. Традиции Чехова в современной новеллистике / Л.М. Поляк // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. -М., 1971. - С. 232-265.

120. Радецкая, М.М. Жанрово-стилевое своеобразие писательской художественной биографии в прозе Ю. Нагибина 70-х годов / М.М. Радецкая // Вопросы художественной биографии в прозе русской литературы. - Львов, 1988. - Вып. 1 (51). - С. 88-94.

121. Растягаев, А.В. «Память жанра» жития в русской литературе конца XVIII-XIX веков / А.В. Растягаев // Филологические науки. - 2006. - №5. -С. 26-32.

122. Растягаев, А.В. Поэтика заглавия «Жития одной бабы Н.С. Лескова» / А.В. Растягаев // Русская словесность. - 2005. - №7. -С. 14-17.

123. Ратнер, Д. Так не бывает? Так должно быть! [Электронный ресурс] / Д. Ратнер // Поиски Бога, поиски себя // Режим доступа: http://www.iewniveгse.гu/Ьiheг/Ratneг/Poiski Ьо^а-ро1вк1 веЬ1а/6.Ыт (дата обращения 19.01.2018)

124. Рябикина, С. Память сердца / С. Рябикина // Наш современник. - М., 1972. - № 7. - С. 122-124.

125. Садовская, Е.Ю. Генезис художественного очерка XVIII-XIX веков (проблематика, поэтика, типология) / Е.Ю. Садовская // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2012. - №1. - С. 231-238.

126. Самсонов, С. Наследник по прямой (Юрий Маркович Нагибин (19201994)) / С. Самсонов // Литературная матрица: советская Атлантида. -СПб.: Лимбус Пресс, 2014. - С. 350-371.

127. Сахаров, В.И. Мелодия прозы. Заметки о творчестве Юрия Нагибина / В.И. Сахаров // Литература и ты. - М.: Молодая гвардия, 1977. -Вып. 6. - С. 21-24.

128. Скобелев, В.П. Поэтика рассказа / В.П. Скобелев. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1982. - 155 с.

129. Скокова, Л.И. Памятники двух эпох («Записки охотника» И.С. Тургенева) / Л.И. Скокова. - М.: Таус, 2013. - 118 с.

130. Сливицкая, О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина / О.В. Сливицкая. - М.: РГГУ, 2004. - 268 с.

131. Смолкин, М.Д. Чеховский рассказ (К эволюции жанра) / М.Д. Смолкин // Жанр и композиция литературного произведения. -Калининград, 1980. - Вып. 5. - С. 63-68.

132. Соболевская, Г.И. Место романного замысла в жанровых исканиях А. П. Чехова / Г.И. Соболевская // Проблемы метода и жанра. - Томск, 1977. - С. 71-83.

133. Соколов, В. Новая словесность / В. Соколов // Литературная газета. -1982. - №22.

134. Соловьёва, Е.Л. Автор и герой в прозе Ю. М. Нагибина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Соловьёва Елена Леонидовна. - М., 1995. - 179 с.

135. Старыгина, Н.Н. Методика анализа сказа (на материале повести Н.С. Лескова «Очарованный странник») / Н.Н. Старыгина // Жанр и композиция литературного произведения. - Петрозаводск, 1983. - С. 70-84.

136. Столярова, И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С. Лескова) / И.В. Столярова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - 231 с.

137. Суровцева, Е.В. Функционирование жанра жития в русской литературе в XVIII - начале XXI века: Постановка проблемы / Е.В. Суровцева // Актуальные вопросы изучения духовной культуры. Материалы международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIII Кирилло-Мефодиевские чтения», 15 мая 2012 года. - Москва - Ярославль: Ремдер, 2012. - Т. 12. - С. 28-32.

138. Сухих, И.Н. Жанровая система Чехова (1888-1904) / И.Н. Сухих // Памяти Григория Абрамовича Бялого (к 90-летию со дня рождения). -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - С. 115-121.

139. Тамарченко, Н.Д. Пушкин и готическая традиция: жанровый контекст «Пиковой дамы» / Н.Д. Тамарченко // Готическая традиция в русской литературе. - М.: РГГУ, 2008. - С. 67-76.

140. Тамарченко, Н.Д. Повесть как литературный жанр / Н.Д. Тамарченко // Поэтика русской литературы. - М.: РГГУ, 2006. - 64-83 с.

141. Тарабукина, Ю.А. Концепция творчества в художественной и художественно-документальной прозе Ю. Нагибина: «Вечные спутники», «Дневник»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Тарабукина Юлия Александровна. - Тюмень, 2006. - 190 с.

142. Теория литературных жанров / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - С. 256.

143. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 333 с.

144. Троицкий, В.Ю. Лесков-художник / В.Ю. Троицкий. - М.: Наука, 1974. - 215 с.

145. Троицкий, В.Ю. Творчество Лескова и пути развития русской литературы / В.Ю. Троицкий // Revue des Études Slaves. - Paris, 1986. -T. 58. - Fasc. 3. - P. 401-412.

146. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. - М.: Наука, 1997. - 574 с.

147. Уханов, И. Добрый мастер / И. Уханов // Литературная Россия. -1980. - №14.

148. Фуникова, С.В. Жанровое своеобразие циклов предреформенного периода («Записки охотника» И.С. Тургенева и «Губернские очерки» М.Е. Салтыкова-Щедрина): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Фуникова Светлана Васильевна. - Елец, 2010. - 24 с.

149. Фуникова, С.В. Проблема полижанровости в «Записках охотника» И.С. Тургенева / С.В. Фуникова // Филологические науки. Вопросы теории

и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 3 (45): в 3-х ч. - Ч. 3. - С. 176179.

150. Хализев, В. Лесковская концепция праведничества / В. Хализев, О. Майорова // В мире Лескова: Сб. ст. - М.: Сов. писатель, 1983. - С. 196232.

151. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высш. шк., 2002. - 436 с.

152. Хан Хеа Ран. Жанровое своеобразие «Записок охотника» И.С. Тургенева: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Хан Хеа Ран. - М., 1994. - 19 с.

153. Холопова, В.Ф. Парадокс любви: новеллистика Нагибина / В.Ф. Холопова. - М.: Современник, 1990. - 252 с.

154. Химич, В.В. Жанрово-стилевые закономерности рассказов Чехова 90 - х годов / В.В. Химич // Русская литература 1870-90 годов. -Свердловск, 1974. - Вып. 7 - С. 96-120.

155. Черкасский, М. Детали и мысли / М. Черкасский // Нева. - СПб.,1957. - № 5. - С. 178-184.

156. Чернец, Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л.В. Чернец. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 192 с.

157. Чудаков, А.П. Поэтика Чехова / А.П. Чудаков. - М.: Наука, 1971. -291 с.

158. Шепелёва, Л.С. Мастерство Ю. Нагибина-новеллиста / Л.С. Шепелёва // Проблемы метода и стиля. - Челябинск, 1976. - С.85-99.

159. Шепелёва, Л.С. Традиции в рассказах Нагибина / Л.С. Шепелёва // Стилевые традиции русской реалистической прозы XIX века. - Челябинск, 1983. - С. 90-108.

160. Шестакова, Т.А. Структура персонажа и принципы психологизма в рассказах Юрия Нагибина (1960-1970-е годы): автореф. дис. ... канд.

филол. наук: 10.01.01 / Шестакова Татьяна Анатольевна. - Орёл, 2000. -22 с.

161. Шкута, Г.А. Фольклорные и древнерусские сюжеты и мотивы в творчестве Н.С. Лескова: мифопоэтический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Шкута Галина Александровна. - Барнаул, 2005. -26 с.

162. Штейнберг, Е. Литературно-художественное эссе Ю. Нагибина «Огненный протопоп»: (Некоторые наблюдения над особенностями поэтики одного из жанров «писательской критики») / Е. Штейнберг // Литературный процесс в его жанровом и стилевом своеобразии. -Ташкент, 1987. - С. 47-52.

163. Штерн, М.С. В поисках утраченной гармонии: Проза И.А. Бунина 1930-40-х гг. / М.С. Штерн. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 240 с.

164. Штерн, М.С. Генезис и структура жанровых форм в поздней прозе И.А. Бунина / М.С. Штерн // Центральная Россия и литература русского зарубежья. К 70-летию присуждения И.А. Бунину Нобелевской премии. -Орёл: Вешние воды, 2003. - С. 61-64.

165. Шубин, Э.А. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра / Э.А. Шубин. - Л.: Наука, 1974. - 182 с.

166. Шугаев, В. Город Нагибина / В. Шугаев // Литературная Россия. -1986. - №20 (1216).

167. Щеголъкова, О.В. Влияние «чужого» авторского кода на жанровую структуру детектива (на примере рассказа Б. Акунина «ТаЬ1е-Та1к 1882 года») / О.В. Щеголькова // Жанры в историко-литературном процессе. - СПб., 2013. - Вып. 5. - С. 149-156.

168. Эйхенбаум, Б.М. «Чрезмерный» писатель: (К 100-летию рождения Н. Лескова) / Б.М. Эйхенбаум // О прозе: Сб. ст. - Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. - С. 327-345.

169. Юзовский, Ю. О рассказах Ю. Нагибина / Ю. Юзовский // Октябрь. -М., 1953. - № 9. - С. 182-186.

170. Яблоновская, Н.В. «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и традиции автобиографического повествования в русской литературе: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Яблоновская Наталья Всеволодовна. -Симферополь, 1999. - 170 с.

171. Яхненко, Е.В. Жанровые традиции древнерусской литературы в творчестве Н.С. Лескова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Яхненко Екатерина Владимировна. - М., 2003. - 200 с.

172. Cochrum, Ellen J. A bibliography of works by and about Jurij Nagibin: 1940-1978 / Ellen J. Cochrum // Russian Language Journal. - 1979. - Vol. 33. -No. 115. - P. 137-204.

173. Cochrum, Ellen J. Jurij Nagibin's short stories: themes and literary criticism: dis. ... of Ph. D / Ellen J. Cochrum. - Michigan State University, 1977. - 226 p.

174. Cohen, R. Genre Theory and Historical Change: Theoretical Essays / R. Cohen. - University of Virginia Press, 2017. - 432 p.

175. Dolezal, A. Opowiadania mysliwskie Jurij Nagibina a «Zapiski mysliwego» Iwana Turgieniewa / A. Dolezal // Tworczosc Iwana Turgieniewa a problemy literatury wczoraj i dzisiaj. W kregu tworczosci Jakuba Kolasa i Janki Kupaly. - W-wa, 1990. - S. 183-189.

176. Hirschberg, W. R. Vremia zhit' by Iurii M. Nagibin / W. R. Hirschberg // World Literature Today. - 1989. - Vol. 63. - No. 1. - P. 125-126.

177. Porter, Richard N. Jurij Nagibin's "исторические рассказы" / Richard N. Porter // Russian Language Journal. - 1980. -Vol. 34. - No. 118. - P. 127-135.

178. Porter, Richard N. The Peak of success and other stories by Yury Nagibin and Helena Goscilo / Richard N. Porter // Russian Language Journal. - 1989. -Vol. 43. - No. 145/146. - P. 286-288.

179. Porter, Richard N. The uneven talent of Jurij Nagibin / Richard N. Porter // Russian Language Journal. - 1978. - Vol. 32. - No. 117. - P. 103-113.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.