Жанровые новации в лирике Валерия Брюсова в свете литературной традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Карташева Анна Олеговна

  • Карташева Анна Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ОЧУ ВО Московский университет имени А.С. Грибоедова
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 233
Карташева Анна Олеговна. Жанровые новации в лирике Валерия Брюсова в свете литературной традиции: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ОЧУ ВО Московский университет имени А.С. Грибоедова. 2024. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Карташева Анна Олеговна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I._К ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРОВ. ПРОБЛЕМА ЖАНРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

ГЛАВА II._СБОРНИК «ШУЕМЫА» КАК НАЧАЛО ЖАНРОВЫХ ПОИСКОВ ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА

ГЛАВА III.АДРЕСОВАННЫЕ ЖАНРЫ: ВАРИАНТЫ СИМВОЛИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

3.1. Послания «собратьям по перу»: поэтический диалог как поэтическое состязание

3.2. Поэтологические послания обобщённым адресатам

3.3. Философские воззвания «граду и миру»

ГЛАВА IV. ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЖАНРОВЫЕ СТРАТЕГИИ ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА

4.1. Городские зарисовки, апокалипсические видения и квазиповествовательные новеллы как жанровое осмысление урбанистического бытия

4.2. Формирование жанра «городской песенки» в лирике Брюсова как стилизация городского фольклора

ГЛАВА V._ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТА-ЖАНРОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЭЗИИ ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА

5.1. От внутрисборниковых циклов к сверхциклам-каталогам

5.2. Историко-мифологические медальоны: варианты жанра стихотворения-«памятника»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровые новации в лирике Валерия Брюсова в свете литературной традиции»

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование темы и актуальность исследования. Творчество Валерия Брюсова становилось предметом изучения многих поколений отечественных и зарубежных литературоведов. Однако до сих пор не только не существует по-настоящему полного собрания его сочинений (при огромном объёме написанного Брюсовым в советские времена был выпущен всего только семитомник), но и остаётся большое неосвоенное наукой пространство вопросов, касающихся проблематики и поэтики брюсовского творчества. Одним из таких научно злободневных вопросов является вопрос о специфике освоения им лирических жанров.

Общеизвестно, что на протяжении всей своей жизни Брюсов стремился к «завоеванию» новых литературных территорий. Жанр, как и многие иные составляющие лирического произведения, не был для него устоявшейся категорией. Освоение жанровой системы или отдельных жанров, обновление функциональных основ конкретного жанра, изменение его формальных составляющих, выстраивание диалога с другими произведениями, созданными в соответствующем жанре, и т. д. - постоянная практика Брюсова-поэта, Брюсова - теоретика стиха, Брюсова - лидера поэтического направления.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется, во-первых, насущной необходимостью историко-литературного рассмотрения жанровых трансформаций лирики Брюсова, в силу того, что обобщающих литературоведческих работ, посвящённых этим процессам, до сих пор нет. Во-вторых, актуальность настоящей работы определяется тем, что жанровые процессы, происходящие в поэтическом творчестве Брюсова, показательны и для поэзии всего Серебряного века: таким образом, исследование жанрового репертуара брюсовской лирики в контексте литературной традиции прольет свет на общие закономерности жанрового развития русской поэзии в эпоху модернизма. И, в-третьих, предпринятое

3

исследование позволит уточнить некоторые важные теоретические нюансы, связанные с категорией лирического жанра как сложной формально-содержательной структуры.

Степень разработанности темы. В целом, литературное творчество Брюсова становилось предметом рассмотрения для многих исследователей. Среди наиболее значимых для нашего исследования назовем классические труды Д. Е. Максимова «Поэзия Валерия Брюсова» и «Брюсов. Поэзия и позиция» 1 , сборник статей Э.С. Даниеляна «Валерий Брюсов. Проблемы творчества» 2 , книгу «Брюсов» Н.С. Ашукина и Р.Л. Щербакова 3 , концептуально значимую для нас монографию О.А. Клинга, рассматривающую влияние символизма, и, в частности, В.Я. Брюсова, на поэзию постсимволистской эпохи 4 , материалы «Брюсовских чтений», проводимых в течение ряда лет в Москве (Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН) и в Ереване (Ереванский государственный университет языков и социальных наук имени В. Я. Брюсова) и др.

Вопросы, связанные с жанровой спецификой брюсовского творчества, поднимались, в частности, в работах О. И. Осиповой5 или М. А. Дубовой6, однако их исследования посвящены прозе.

О жанрах в лирике Брюсова опубликован ряд статей, но они зачастую посвящены лишь отдельным жанрам или отдельным произведениям. В частности, для нас стало весьма значимо исследование М.Л. Гаспарова,

1 Максимов, Д. Е. Поэзия Валерия Брюсова. Л.: Гослитиздат, 1940. - 300 с.; Он же. Брюсов. Поэзия и позиция. Л.: Сов. Писатель, 1969. 240 с.

2 Даниелян, Э. С. Валерий Брюсов. Проблемы творчества. - Ереван: Лингва, 2002. - 175 с.

3 Ашукин, Н. С., Щербаков, Р. Л. Брюсов. М.: Молодая гвардия, 2006. - 689 с.

4 Клинг, О. А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. - 354 с.

5 Осипова, О. И. Жанровое своеобразие прозы В. Брюсова 1900-х годов: дисс. ... канд. филол. н. Нерюнгри, 2009. - 224 с.

6 Дубова, М. А. Стилевой феномен символистского романа в контексте культуры Серебряного века: проза В. Брюсова, Ф. Сологуба, А. Белого: дисс. ... д. филол. н. М., 2005. - 397 с.

касающееся жанра сонета у Брюсова7, а также статья Л.Г. Кихней и А.В. Ламзиной, посвященная стихотворной переписке Брюсова с Белым и специфике жанра брюсовских посланий8. Не менее важны в контексте нашего исследования статьи С. В. Жилякова «Жанровая традиция стихотворения-"Памятника" в русской поэзии XVIII-XX вв.»9, А. С. Гришина «Экфразис в поэзии старших символистов как форма сотворчества»10, Л.П. Давыдовой «Классические японские танка в русской поэзии: особенности генезиса и функционирования»11, Д.В. Кузьмина о брюсовских моностихах12. Весьма значимы изыскания Д.В. Золиной, изложенные ею в диссертационной работе «Рецепция античных мистерий в творчестве В. Я. Брюсова»13.

Все названные труды, а также ряд других, к которым мы апеллируем (и на них ссылаемся) в ходе нашего исследования, весьма интересны и ценны, однако они не дают полной картины жанровых исканий В. Брюсова, затрагивая лишь какую-то одну жанровую грань, и в любом случае не имеют обобщающего, систематического характера.

Гипотеза исследования состоит в том, что жанровые новации в лирике Валерия Брюсова определяются двумя контрапунктными процессами: с одной стороны, поэт отталкивается от традиционных жанровых форм (сонета, оды и проч.), которые он извлекает из прошлого или из других литературно-культурных традиций, переосмысляя, усложняя их жанровую природу, с

7 Гаспаров, М. Л. Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец (1910-1920-е годы) // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. 3. М.: Новое литературное обозрение, 1997. С. 399-422.

8 Кихней, Л.Г., Ламзина А.В. Стихотворный диалог В. Брюсова и А. Белого: между текстом и жизнью // Язык и культура. 2022. № 60. С. 38-56.

9 Жиляков, С. В. Жанровая традиция стихотворения-"Памятника" в русской поэзии XVIII-XX вв.: автореф. дисс. ... канд. филол. н. Елец, 2011. - 22 с.

10 Гришин, А. С. Экфразис в поэзии старших символистов как форма сотворчества / А.С. Гришин // Вестник Челябинского университета. Сер. 2. Филология. - 2004. - № 1. С. 14 -33.

11 Давыдова, Л. П. Классические японские танка в русской поэзии: особенности генезиса и функционирования / Л. П. Давыдова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2-2(32). С. 70-74.

12 Кузьмин, Д.В. Моностихи Брюсова: факты и догадки // Брюсовские чтения 1996 года. Ереван: Лингва, 2001. С. 63-67.

13 Золина, Д.В. Рецепция античных мистерий в творчестве В. Я. Брюсова. Автореф. дис. ... к. филол. н. М. 2021. 16 с.

другой - Брюсов как утверждающийся глава символизма задаёт новые коммуникативно- и когнитивно-жанровые установки и на основе традиционных форм и канонов (в том числе фольклорных и религиозно-мифологических) генерирует новые жанровые структуры, что в рамках его творчества образуют отдельную систему и иерархию.

Цель работы - определить авторские стратегии работы с жанровыми структурами и выявить жанровые новации Брюсова на фоне литературной традиции.

Задачи исследования:

- описать специфику развития жанра в лирике, осмыслить взгляды литературоведов, касающиеся особенностей и динамики развития жанра в истории литературы;

- проанализировать ранние стихотворения поэта с точки зрения присутствия в них истоков будущих жанровых трансформаций;

- определить интенционально-мотивированные жанры брюсовского поэтического творчества;

- рассмотреть систему адресованных жанров (и в первую очередь, жанра послания) в творчестве Брюсова как форму поэтической коммуникации;

- исследовать оригинальные жанровые стратегии Брюсова, проявившие себя внутри городской темы;

- выявить особенности и характер взаимодействия традиционных и нетрадиционных жанровых образований в поэзии Брюсова.

Объект исследования - лирика Валерия Брюсова, рассматриваемая под жанровым углом зрения. В качестве материала исследования использованы все авторские сборники стихов Брюсова, а также ряд отдельных стихотворений, не входивших в сборники.

Предмет исследования - жанровая специфика лирики Валерия Брюсова, его инновационная жанровая стратегия, осуществляемая в диалоге с традицией.

Научная новизна исследования обусловлена рассмотрением жанра в творчестве Брюсова как подвижной категории, подвергаемой поэтом постоянной трансформации. Предпринятый анализ позволил:

1) обнаружить исток присутствующих во всём творчестве Брюсова жанровых трансформаций и новаций в его ранних поэтических сборниках;

2) определить и охарактеризовать интенционально-мотивированные -подвергшиеся трансформации традиционные или окказиональные - жанры брюсовской лирики, среди которых поэтологические жанры (в частности, сонет и метаописательный этюд), коммуникативные жанры (различные обращения: к «граду и миру» - с обозначением собственных взглядов на литературу, с похвалой или, напротив, с инвективным наполнением - к «собратьям по перу», к отдельным адресатам);

3) вычленить систему традиционных и инновационных «городских» жанров (городская зарисовка, городская лирическая новелла, городская «песенка», «апокалипсическое видение»);

4) выявить типологию жанровых структур (стихотворений-«памятников»), связанных с освоением прошедших эпох в плане культурной и литературной традиции;

5) установить особенности, виды, способы и трансформации лирических жанров в брюсовском творчестве (жанровый синтез, жанровая циклизация, жанровый диалог / жанровый контрапункт; жанровая интерференция); обосновать метажанровый статус лирических циклов Брюсова;

6) доказать, что жанровые новации Брюсова происходили не только в свете литературной традиции, но и сами открыли новую традицию, повлияв на младосимволистов, акмеистов, футуристов и последующие поколения поэтов.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней

установлена связь между системой модернистского дискурса и стратегией

жанровых трансформаций, созданием «окказиональных» жанровых

образований. Также в работе сделан методологически значимый вывод о

жанровой подвижности, текучести, закономерностях жанровой эволюции и

7

трансформации - то есть задан новый алгоритм жанрового анализа, который может быть использован в дальнейшем при рассмотрении литературных явлений.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть применены для создания лекционных и практических курсов в гуманитарных вузах, основные выводы и положения также могут быть использованы для составления пособий и спецкурсов по истории русской литературы.

Методология и методы. Методологическая основа исследования включает системно-типологический, структурно-семиотический метод, сравнительно-исторический, культурно-исторические методы, применены методики мотивного, мифопоэтического и герменевтического анализа.

Методологической базой нашего исследования стали труды М.М. Бахтина, С.Н. Бройтмана, М. Л. Гаспарова, М. А. Дубовой, В.М. Жирмунского, Л.Г. Кихней, О.А. Клинга, Е.Ю. Куликовой, Н.Л. Лейдермана, Г.Н. Поспелова, И.В. Силантьева, Р. Уэллека и О. Уоррена.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система традиционных жанров в рамках модернистского дискурса часто оказывается основой для появления «окказиональных» жанровых образований. В таком контексте жанр оказывается гибкой системой, способной к эволюции с учетом особенностей индивидуальной художественной системы.

2. От раннего творчества до своих финальных стихотворений Валерий Брюсов стремится к освоению предельного числа жанров мировой литературы. При этом начиная с первого сборника «Juvenilia», Брюсов создаёт парадигму тех жанровых новаций, к которым будет обращаться в последующем творчестве. Отсюда, в частности, его желание каталогизировать жанры поэзии различных эпох и культур в виде переводов, подражаний, стилизаций. Брюсовская «тоска по мировой культуре» воплощается у него в

исследовании традиции - истории жанров мировой поэзии - и в их авторском развитии.

3. Основные направления экспериментов с лирическими жанрами - это жанровый синтез и жанровая циклизация. При этом Брюсов соединяет в одном лирическом произведении не просто черты различных, но часто противоположных по своей интенции жанров. Циклизация же проявляется у него как внутри сборников (разделы-циклы), так и на уровне сборников в целом (сборник как цикл).

4. Одна из важных жанровых новаций Брюсова - обращение к сверхциклу-каталогу. В этом случае эволюция/трансформация жанра осуществляется в нескольких сборниках. Среди таких жанровых сверхциклов-каталогов можно особенно выделить жанр стихотворения-«памятника». Стихотворения-«памятники», часто - историко-мифологические медальоны, могут принимать у Брюсова разные формы: это могут быть лирические экфрасисы, отталкивающиеся от скульптурных изображений великих людей, или стихотворения-«славы», соединяющие в себе различные жанры, вроде реквиема и завещания.

5. Металитературные и межтекстовые связи влияют на жанровую природу текста. При этом часто информация о жанре конкретного произведения обнаруживается в его черновых версиях: на скрытый жанр стихотворения указывает эпиграф или непосредственные замечания самого автора. Поэтологические интенции воплотились у раннего Брюсова специфическом «окказиональном» жанре метаописательного этюда, в котором поэт разными способами описывает процесс создания стихотворения - от прямой манифестации в «Сонете к форме» до энигматического остранения (по В. Б. Шкловскому) в «Творчестве».

6. Один из наиболее востребованных Брюсовым жанров - жанр

послания. Этот жанр, в отдельных случаях создаваемый даже на основе

эпитафии, задействуется поэтом, исходя из собственной установки на

коммуникацию, основная цель которой, помимо актуализации

9

биографических, поэтологических, мифологических, мировоззренческих аспектов, - это первенствование, а также - в рамках широкого, в том числе внелитературного («граду и миру»), утверждения символистской, «футуристически»-космистской, а позже неоклассицистской, сциентистской эстетики.

7. Другой востребованный Брюсовым жанр - жанр городской зарисовки, приобретший у поэта, в отличие от жанровых прецедентов XIX века, метафизическое звучание. Городская зарисовка Брюсова соединяется у него с элементами мортального хоррора и перверсивными эротическими мотивами. Также брюсовские городские зарисовки часто превращаются в стихотворения-«апокалипсисы», в которых библейская традиция соединяется с современными ему урбанистическими мотивами.

8. Тема города также связана у Брюсова с городским фольклором и городской литературной традицией. Поэт осваивает канонические литературные жанры, исходя из меняющейся общественной ситуации. Жанр девичьей песни преобразуется у него в жанр женской песни на волне эмансипации, фабричная песня трансформируется в городской романс по причине активной социализации и инкультурации рабочих, песня для детей превращается в песню для взрослых в ситуации широкой сексуализации городской жизни.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Степень достоверности положений и выводов диссертационного исследования достигается скрупулезным анализом всего корпуса лирических текстов В. Брюсова; учетом теоретических и историко-культурных трудов по теме диссертации и их аналитической оценкой; совокупностью различных методов изучения его поэтического творчества, позволившим прийти к достоверным выводам; аргументированной системой доказательств основных положений работы; апробацией ее результатов.

Апробация результатов исследования. По материалам диссертации был сделан ряд докладов на всероссийских и международных и научных конференциях:

• на всероссийской конференции молодых ученых (филологов и журналистов) «Грибоедовские чтения-2021» (Москва, 17 ноября 2021 года);

• на международной научной конференции «Грибоедовские чтения-2022» (Москва, 15-17 ноября 2022 года);

• XIV, XV, XVI и XVII международных научно-практических конференциях «Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере» (Москва - Пенза, 21-22 ноября 2022 г.; Москва - Пенза, 27-28 апреля 2023 г.; Москва - Пенза, 14-16 ноября 2023 г.; Москва - Пенза, 22-23 апреля 2024);

• на Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.В. Агеносова «Русская классическая и неклассическая литература: текст, контекст, рецепция» (г. Ярославль, 23-25 ноября 2023 года).

Основные положения и выводы диссертации были отражены в 9 публикациях (5 из них ВАК РФ) и внедрены в учебный процесс - в лекционных и практических занятиях, проведенных в рамках курса «История отечественной литературы» (модуль: Русская литература конца XIX - начала XX вв.) для студентов-заочников факультета журналистики «Московского университета имени А.С. Грибоедова» в 2023 - 2024 учебном году.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА I.

К ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРОВ. ПРОБЛЕМА ЖАНРОВЫХ

ТРАНСФОРМАЦИЙ14

Проблема жанра применительно к лирике остаётся в современном литературоведении одним из нерешённых вопросов. Острота этой проблемы обозначилась ещё в XIX веке, когда внутри романтического направления жанры начали подвергаться активной авторской деформации, трансформации под влиянием идеи о примате в художественном произведении авторской индивидуальности перед строгостью жанровых границ, заданных ещё в эпоху классицизма15. Особенно эта тенденция проявилась на рубеже XIX - XX веков с приходом модернизма, во многом наследовавшего романтизму, но по сравнению с ним в большей степени имевшего ярко выраженную установку на экспериментирование.

Однако важнее определения причин трансформации жанра является анализ особенностей этой трансформации - в эпохе, в национальной литературной традиции и в поэтике конкретного писателя. Осмысление специфики преобразования чего-либо предполагает понимание не только исходного состояния феномена, но в первую очередь того, чем он является. В современном литературоведении, опять же, не существует единой теории

14 Содержание настоящей главы частично отражено в нашей статье: Кихней, Л.Г., Карташева, А.О. Жанровый канон и жанр: к проблеме жанровых модификаций в лирике // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: материалы XVI Международной научно-практической конференции (Москва - Пенза, 14-16 ноября 2023 г.) / отв. ред. Д.Н. Жаткин, Т.С. Круглова. М. - Пенза, 2023. С. 27-38.

15 О трансформациях лирических жанров см.: Чернец, Л. В. Литературные жанры: [Пробл. типологии и поэтики]. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.; Аверинцев, С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 1986. С. 104-116; Левинтова, Е.Н. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре // Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь: ТвГУ, 1991. С. 32-47; Лейдерман, Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития сов. прозы в 6070-е гг. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 254 с.; Коровин, В. И. Лирические и лирико-эпические жанры в художественной системе русского романтизма: дисс. ... д. филол. н. М., 1982. - 393 с.

лирических жанров. Определение жанра может базироваться на различных критериях - формальных, эмоционально-содержательных, функциональных и др.

Первая попытка определения жанра и создания жанровой классификации относится к античности. Так, Аристотель в «Поэтике» ввёл понятие «мимесиса» как подражания действительности и на его основе выделял жанры, исходя из «объектов подражания (характеры, страсти), способов подражания (в форме своего лица, действия, сообщения) и средств подражания (ритм, гармония, слово)» 16 . Литературоведы XX века, отталкиваясь в том числе от наработок античного философа, создали множество иных жанровых концепций.

Л. Г. Кихней в работе «К герменевтике жанра в лирике» обозначает пять жанровых моделей: «формалистскую», содержательно-типологическую,

17

миромоделирующую, «генетическую» и эволюционную концепции17.

«Формалистская» концепция восходит к открытиям русских формалистов (В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума, Ю. Н. Тынянова и др.), которые определяли жанр как «устойчивую, повторяющуюся комбинацию тех или иных композиционных единиц и стилевых мотивов» 18 . Позже радикальность «формалистской» концепции была смягчена идеей о том, что содержание всё же если не определяет форму, то влияет на неё: жанр -«исторически обусловленный тип объединения композиционных и тематических элементов поэтического произведения» 19 . Кроме того в настоящее время, благодаря исследованиям И. В. Силантьева весьма

16 Колесник, П.И., Сысоева, О.А. Современная русская литература (1990-е г. - начало XXI в.): Хрестоматия-практикум. Ч.1. Современная отечественная проза. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2012. С.15.

17 Кихней, Л.Г. К герменевтике жанра в лирике // Герменевтика литературных жанров / Под ред. проф. В. М. Головко. Ставрополь: Изд-во СГУ; Ставроп. книж. изд-во, 2007. С. 36.

18 Шкловский, В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. О теории прозы. М.: Издательство «Федерация», 1983. С. 9-62.

19 Жирмунский, В. М. Байрон и Пушкин; Пушкин и западные литературы: Избр. тр. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1978. С. 226.

изменилась сама концепция мотива20. Нужно заметить, что приложить формалистскую концепцию, например, к лирике не всегда возможно, поскольку такие параметры, как, например, «величина конструкции», для поэзии мало релевантны.

Содержательно-типологическая концепция жанра (Г. Н. Поспелов и др.), напротив, в качестве основных критериев образования жанра выдвигает критерии проблемно-содержательные. Речь идёт о сосуществовании «жанрового содержания» как повторяющейся в истории проблематики, связанной с мифологическим, нравоописательным, национально-историческим и романтическим содержанием21, и «жанровой формы», в которую может воплотиться то или иное содержание. Причём одно и то же содержание может избрать для себя различную форму.

Но в связи с этим подходом возможно размывание критериев дифференцирования жанров. Так, в частности, жанр послания при использовании этой концепции просто исчезает, так как не обладает специфической пробематикой22. Для Г. Н. Поспелова послание - не жанр, но

23

всего лишь приём мотивировки23.

Западные литературоведы Р. Уэллек и О. Уоррен ввели понятие «внешней» и «внутренней» жанровой формы. Согласно им, жанр - это «группа литературных произведений, в которых теоретически выявляется общая "внешняя" (размер, структура) и "внутренняя" (настроение, отношение, замысел, иными словами - тема и аудитория) форма24. «Внутренняя» форма -это, например, сатира, а «внешняя» - диподический стих. Таким образом, «в

20 Силантьев, И. В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 294 с.; Силантьев, И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии. Новосибирск: Государственный институт дискретной математики и информатики, 1999. - 104 с.

21 Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. С. 166.

22 Кихней, Л.Г. К герменевтике жанра в лирике. С. 38.

23 Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития... С. 154.

24 Уэллек, Р. Теория литературы [Пер. с англ.] / [Вступ. ст. А.А. Аникста, с. 5-30; Коммент. Б.А. Гиленсона]. М.: Прогресс, 1978. С. 248.

жанровую концепцию Р. Уэллека и О. Уоррена вписываются и «строго формальные (например, строфические) структуры - типа сонета», и «сугубо

25

мотивно-тональные структуры - типа элегии»25.

Миромоделирующая концепция разрабатывалась Н. Л. Лейдерманом, С. Ю. Барановым26, В. М. Головко27, А. П. Казаркиным28, С. Л. Страшновым29 и др. Так, Н. Л. Лейдерман считал, что каждый жанр «порождает целостный образ-модель мира (мирообраз), который выражает определенную эстетическую концепцию действительности» 30. Жанровая классификация Лейдермана основывается на плане содержания, формальных критериях, апперцептивном плане. Жанр в аспекте содержания включает в себя тематику, проблематику, экстенсивность/интенсивность воспроизведения

художественного мира и эстетический пафос. Жанр в аспекте формы включает субъектную организацию художественного мира, пространственно-временную и интонационно-речевую организацию, а также ассоциативный фон произведения.

Однако в приложении к лирике эта концепция также обладает существенным недостатком. Так, в песне «жанроразличительным критерием становится, казалось бы, периферийная установка «на пение», от чего зависят и формальные признаки, которые, впрочем, могут быть и факультативными (наличие рефрена и т.п.), а содержание вообще может быть практически любым. В сонете же на первый план выходит строфическая и рифмическая

25 Кихней, Л.Г. К герменевтике жанра в лирике. С. 39.

26 Баранов, С. Ю. Функциональное изучение литературы и проблема жанра. Жанры в историко-литературном процессе. Вологда: Вологодский пединститут, 1960. - 230 с.

27 Головко, В.М. Повесть как жанр эпической прозы: Учеб. пособие / В. М. Головко; Моск. гос. открытый пед. ун-т, Ставроп. гос. ун-т. - М.: МГОПУ; Ставрополь: СГУ, 1997. - 116 с.

28 Казаркин, А.П. Истолкование пограничных жанровых форм // Проблемы литературных жанров. Материалы V научн. межвуз. конференции 15-18 окт. 1985 г. Томск, 1987. С. 5-7.

29 Страшнов С. Л. Анализ поэтического произведения в жанровом аспекте. Иваново: ИвГУ, 1983. - 92 с.

30 Лейдерман, Н. Л. К определению сущности категории «жанр» // Жанр и композиция литературного произведения. Межвуз. сб. Калининград, 1976. Вып. 3. С. 7.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карташева Анна Олеговна, 2024 год

Источники

1. Ахматова, А.А. После всего.: В 5 кн. / Предисл. Р.Д. Тименчика; сост. и прим. Р.Д. Тименчика и К.М. Поливанова. — М.: Изд-во МПИ, 1989. — 288 с.

2. Бальмонт, К. Д. Полное собрание стихов. Том первый. Издание четвертое. - М.: Изд. Скорпион, 1914. - 234 с.

3. Белый, А. Начало века. - М.: Худож. лит., 1990. - 704 с.

4. Белый, А. Начало века. Берлинская редакция (1923). - М.: Наука, 2014.

- 1064 с.

5. Белый, А. Стихотворения и поэмы. - 2-е изд. - М.; Л.: Сов. писатель, 1966. - 668 с.

6. Блок, А.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах (незавершённое). - Том I. - М.: Наука, 1997. - 640 с.

7. Брюсов, В. Я. Воскресшие песни (стихотворения): 1. Тени (1895). 2. Призыв (1900). 3. Женщина (1901). 4. В сумраке (1904) // Золотое руно. - 1906.

- №1. - С. 42-46.

8. Брюсов, В. Я. Дневники 1891 - 1910. - М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1927. - 215 с.

9. Брюсов, В. Я. Здравого смысла тартарары. Диалог о футуризме // Русская мысль. - 1914. - № 3. - С. 83-96.

10. Брюсов, В. Я. Из моей жизни: Автобиогр. и мемуар. проза / Валерий Брюсов; [Сост., подгот. текста, послесл. и коммент. В. Э. Молодякова]. - М.: Изд. центр "Терра", 1994. - 267 с.

11. Брюсов, В. Я. Из неизданных и несобранных стихотворений // Литературное наследство / Акад. наук СССР, Ин-т литературы, Пушк. дом. Москва, 1931-. Т. 85: Валерий Брюсов: Т. 85: [сборник материалов] / ред. А. Н.

Дубовиков и Н. А. Трифонов; вступ. статья С. В. Шервинского]. - М.: Наука, 1976. - 854 с.

12. Брюсов, В. Я. Зеркало теней. - М.: Скорпион, 1912. - 215 с.

13. Брюсов, В. Я. Неизданное и несобранное: Стихотворения. Проза. Венок Брюсову. Воспоминания о Брюсове. Varia / В. Брюсов; сост., подгот. текста и коммент. В. Молодякова. - М.: Ключ: Книга и бизнес, 1998. - 332 с.

14. Брюсов, В. Я. Неизданные стихотворения / Валерий Брюсов; Ред., предисл. и прим. А. Тер-Мартиросяна. - М.: Гослитиздат, 1935 ("Образцовая" тип.). - 542 с.

15. Брюсов, В. Я. О дикарях // Весы. - 1909. - №6. - С. 87-88.

16. Брюсов, В. Я. Переписка с Андреем Белым. 1902-1912 / Вступ. ст. и публ. С.С. Гречишкина и А.В. Лаврова // Литературное наследство. - Т. 85: Валерий Брюсов. - М.: Наука, 1976. - С. 326-427.

17. Брюсов, В. Я. Повести и рассказы. - Свердловск: Издательство Уральского университета, 1987. - 320 с.

18. Брюсов, В. Я. Полное собрание сочинений и переводов. Т. I.: Юношеские стихотворения. Chefs d'oeuvre. Me eum esse: Т. 1: (стихи 1892-1899 г.). - СПб: Издательство «Сирин», 1913. - 270 с.

19. Брюсов, В. Я. Пределы фантазии // Литературное наследство. - М.: Наука, 1976. - Т. 85: Валерий Брюсов. - 854 с. - С. 70-71.

20. Брюсов, В. Я. Собрание сочинений в семи томах / Под общей редакцией П. Г. Антокольского и др. - М.: «Художественная литература», 1973.

21. Брюсов, В. Я. Среди стихов: Манифесты, статьи, рецензии. - М.: Советский писатель, 1990. - 714 с.

22. Брюсов, В. Я. Стихотворения и поэмы [Текст] / Вступ. статья и сост. Д. Е. Максимова; Подготовка текста и примеч. М. И. Дикман. - Ленинград: Сов. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1961. 910 с.

23. Брюсов, В. Я. Торжественный привет (Стихи зарубежных поэтов в переводе Валерия Брюсова). Сост. М. Л. Гаспаров. - М.: Прогресс, 1977. - 279 с.

24. Брюсов, В. Я. Erotopaegnia. Стихи Овидия, Петрония, Сенеки, Приапеевы, Марциала, Пентадия, Авсония, Клавдиана, Луксория в переводе размерами подлинника. - М.: Альциона, 1917. - 46 с.

25. Брюсов, В. Я. Urbi et Orbi. Стихи 1900-1903 гг. - М.: Скорпион, 1903.

- 190 с.

26. Кузмин, М. А. Стихи и проза / Михаил Кузмин; [Сост., авт. вступ. ст., с. 3-21, и примеч. Е. В. Ермилова]. - М.: Современник, 1989. - 430 с.

27. Маяковский, В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Худож. лит., 1955-1961.

28. Некрасов, Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. Т. 3. Стихотворения 1866-1877 гг. - Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1982.

- 512 с.

29. Набоков, В. В. Дар. - М.: АСТ, 2022. - 480 с.

30. Сологуб, Ф. К. Пламенный круг: Стихи. - Книга восьмая. - М.: журн. "Золотое руно", 1908. - 208 с.

31. Сологуб, Ф. К. Собрание стихотворений: В 8-ми т. - Том 1. - СПб.: Навьи Чары, 2002. - 464 с.

32. Стихи Нелли: С посвящением / [Соч.] Валерия Брюсова. - М.: Скорпион, 1913. - 64 с.

33. Тютчев, Ф. И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А. А. Николаева. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 448 с.

34. Фет, А. А. Лирика. - М.: Художественная литература, 1966. - 182 с.

35. Цветаева, М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 2. Стихотворения. Переводы. М.: Эллис Лак, 1994. 592 с.

36. Remy de Gourmont. Oraisons mauvaises. URL:

https://www.bonjourpoesie.fr/lesgrandsclassiques/poemes/remy de gourmont/orai

sons mauvaises (дата обращения: 23.11.2022).

212

37. Verlaine, P. Croquis parisien. URL: https://www.wikipoemes.com/poemes/paul-verlaine/croquis-parisien.php (дата обращения: 21.10.2022).

Труды по теории и истории литературы

38. Авдонина, Л. П. Книжный инскрипт: речевой жанр или дискурс? / Л. П. Авдонина // Анализ проблем и поиск решений повышения результативности современных научных исследований: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Казань, 29 апреля 2020 года. Том Часть 2. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. - С. 5-11.

39. Аверинцев, С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации / С. С. Аверинцев // Историческая поэтика : Итоги и перспективы изучения. - М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 1986. - С. 104116.

40. Анналы Асархаддона. URL: http : //hworld.by. ru/text/assir/asarhadon. html (дата обращения: 21.10.2022).

41. Анчугова, Т.В. Брюсов-критик (Статья В.Я. Брюсова о К. Бальмонте) // Брюсовские чтения 1971 года. - Ереван: Айастан, 1973. - С. 244269.

42. Арго, А. М. Звучит слово. // Очерки и воспоминания. - М.: Детгиз, 1962. - 102 с.

43. Артеменко, Н. С. Жанры послания и посвящения в творчестве поэтов русского зарубежья (С. С. Бехтеев и И. И. Савин) / Н. С. Артеменко // Inmum. Художественная литература: опыт современного прочтения: сб. статей молодых ученых / под ред. Т. А. Снигиревой, Л. А. Назаровой. - Вып. 3. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. - С. 50-53.

44. Астахов, О. Ю. Импрессионизм как основа поэтики символа в раннем творчестве В. Я. Брюсова / О. Ю. Астахов // Серебряный век: философско-эстетические и художественные искания / Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1996. - С. 46-51.

45. Астон, В. Г. История японской литературы. Перевод с английского В. Мендрина. Под ред. проф. Е. Спальвина. - Владивосток: Паровая типо.-лит. газ. «Дальний Восток», 1904. - 326 с.

46. Астахов, О. Ю. Космологические идеи в «Сонете к форме» В.Я. Брюсова / О. Ю. Астахов // Язык. Миф. Этнокультура / Министерство образования Российской Федерации, Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Графика, 2003. - С. 210-213.

47. Ахматова, А. А. После всего: В 5 кн. / Предисл. Р.Д. Тименчика; Сост. и прим. Р.Д. Тименчика и К.М. Поливанова. - М.: Изд-во МПИ, 1989. -288 с.

48. Ашукин, Н. С., Щербаков, Р. Брюсов / Николай Ашукин, Рем Щербаков. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 689 с.

49. Бакурова, О. К. «Цветы зла» или «Цветы боли» Шарля Бодлера: новый взгляд на старое название / О. К. Бакурова. Текст: непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. - С. 71-74.

50. Баранов, С. Ю. Функциональное изучение литературы и проблема жанра. Жанры в историко-литературном процессе. - Вологда: Вологодский пединститут, 1960. - 230 с.

51. Бараханова, Н. В. "Городской текст" в творчестве Валерия Брюсова / Н. В. Бараханова, С. В. Игонина, Т. Л. Павлова // Казанская наука. - 2019. -№ 12. - С. 21-23.

52. Барышникова, И. Ю. Апокалипсис св. Иоанна Богослова в русской поэзии XIX-XX веков / И. Ю. Барышникова // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2010. - № 3(29). - С. 171-176.

53. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. - М.: Сов. Россия, 1979. - 318 с.

54. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; [примечания С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.

55. Беджанян, К.Г., Нуралова, С.Э. В. Я. Брюсов - переводчик английской поэзии // Брюсовские чтения 2006 года. - Ереван. Лингва. - 2007. - С. 298 - 306.

56. Бехер, И. Р. Философия сонета, или Маленькое наставление по сонету // Вопросы литературы. - 1965. - № 10. - С. 194-200.

57. Боброва, Е. В. Жанровые признаки лирической поэмы в поэтическом сборнике Е. Ю. Кузьминой-Караваевой «Дорога» // Пушкинские чтения. - 2012. - №XVII. - С. 54-59.

58. Богомолов, Н. А. «Мы - два грозой зажжённые ствола» // Литературное обозрение. - 1991. - №11. - С. 297-327.

59. Богомолов, Н. А. Разыскания в области русской литературы ХХ века. От fin de siecle до Вознесенского. - Том 1. - М.: Новое литературное обозрение, 2021. - 548 с.

60. Бонч-Осмоловская, Т. Б. Комбинаторная литература: [курс лекций] / Т. Б. Бонч-Осмоловская; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Московский физико-технический инт (гос. ун-т). - М.: Московский физико-технический ин-т (гос. ун-т), 2008. -158 с.

61. Бройтман, С. Н. Историческая поэтика: Учеб. пособие / С.Н. Бройтман; Рос. гос. гуманитар. ун-т. - М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2001. -418 с.

62. Бройтман, С. Н. Теория литературы: В 2 т. Т.2. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. Под ред. Н. Д. Тамарченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

63. В. Я. Брюсов и русский модернизм / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; ред.-сост. О. А. Лекманов. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. -349 с.

64. Брюсова, Н. Музыка в творчестве Валерия Брюсова // Искусство. -1929. - №3, 4. - С. 125.

65. Брюсовские чтения 1962-1983 гг. - Ереван, 1963 - 1985.

66. Буранбаева, Л. М. Сонет А. Рембо «Гласные»: испытание жанра // Пушкинские чтения. - 2012. - №ХШ1. - С. 144- 150.

67. Бурич, В. П. Тексты (Стихи. Удероны. Проза). - М.: Советский писатель, 1989. - 176 с.

68. Валентинов, Н. Два года с символистами. - М.: Издательский дом XXI век; Согласие, 2000. - 381 с.

69. Валерий Брюсов. Декадент. Вступительная статья, публикация и примечания Н.А. Богомолова // Эротизм без берегов: [сб. статей и материалов].

- М.: Новое лит. обозрение, 2004. - 478 с.

70. Венцлова, Т. Собеседники на пиру: Литературоведческие работы / Томас Венцлова. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 624 с.

71. Верина, У. Ю. Обновление жанровой системы русской поэзии конца ХХ-начала XXI в.: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.01 / Верина Ульяна Юрьевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»]. - Москва, 2019. - 450 с.

72. Веселова, В. Эпитафия - формульный жанр // Вопросы литературы.

- 2006. - № 2. - С. 8.

73. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [Вступ. ст. И. К. Горского, с. 11-31; Коммент. В. В. Мочаловой]. - М.: Высш. шк., 1989. - 404 с.

74. Волошин, М. Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов // Весы. - 1907. -№2. - С. 7.

75. Гак, В. Г., Соколова, Г. Г., Триомф Ж. Французско-русский словарь активного типа. - М.: Просвещение, 2008. - 1056 с.

76. Галинская, И. Л. Рец.: Кирстен Лодж. Русский декаданс в 1910-е: Валерий Брюсов и крах империи // Вестник культурологии. - 2011. - №2 3 (58). - С. 10-108.

77. Гачев, Г. Д. Содержательность литературных форм / Г. Д. Гачев, В. В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: В 3 томах. Том 2. - М.: Наука, 1964. - С. 17-39.

78. Гаспаров, М. Л. Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец (1910-1920-е годы) // Гаспаров М. Л. Избранные труды. - Т. 3. - М.: Новое литературное обозрение, 1997. - С. 399-422.

79. Гаспаров, М. Л. Собрание сочинений в шести томах. Т. III. Русская поэзия. - М.: Новое литературное обозрение, 2022. - 992 с.

80. Геворкян, А. В. Валерий Брюсов и музыкальный мир России конца XIX - начала XX века // Литературный факт. - 2020. - № 1 (15). - С. 213-236.

81. Головко, В. М. Повесть как жанр эпической прозы: Учеб. пособие / В. М. Головко; Моск. гос. открытый пед. ун-т, Ставроп. гос. ун-т. - М.: МГОПУ; Ставрополь: СГУ, 1997. - 116 с.

82. Граудина, Л. К. "В молитве теплой я излился..." (О стихотворной "молитве" в послепушкинской поэзии XIX века). Окончание / Л. К. Граудина // Русская речь. - 2007. - № 2. - С. 3-13.

83. Грехнев, В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров / В.А. Грехнев. -Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. - 239 с.

84. Гришин, А. С. Экфразис в поэзии старших символистов как форма сотворчества / А.С. Гришин // Вестник Челябинского университета. Сер. 2. Филология. - 2004. - № 1. - С. 14 - 33.

85. Гудзий, Н. I. Юношеское творчество Брюсова / Н. Гудзий // Литературное наследство. - 1937. - Т. 27. - С. 198-238.

217

86. Гудкова, С. П., Пивкина Е. В. Историко- и теоретико-литературные аспекты изучения жанра баллады // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №9-2 (87). - С. 248-251.

87. Гунин, И. А. А.М. Добролюбов в 1890-е годы. Жизнь и творчество в контексте раннего русского символизма: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Гунин Илья Александрович; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2009. - 20 с.

88. Гущин, Е. Ю. Влияние русского космизма на творчество В. Я. Брюсова / Е. Ю. Гущин // Булгаковские чтения. - 2018. - № 12. - С. 67-71.

89. Давтян, С. С. Литературная симфония В. Брюсова «Воспоминанье». 1918. Вступительная заметка, публикация и примечания С.С. Давтян // Неизвестный Брюсов (публикации и републикации). - Ереван: Лингва, 2005. -444 с.

90. Давыдова, Л. П. Классические японские танка в русской поэзии: особенности генезиса и функционирования / Л. П. Давыдова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2-2(32). - С. 70-74.

91. Давыдова, Л. П. Поэтические особенности и художественное значение художественного перевода В. Брюсовым хайку о лягушке Мацуо Басе ("О, дремотный пруд!") / Л. П. Давыдова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2011. - № 5-1. - С. 45-53.

92. Даниелян, Э. С. Библиография В. Я. Брюсова. 1884-1973 / Сост. Э. С. Даниелян; Ред. К. Д. Муратова. - Ереван. гос. ун-т. Ереван. гос. пед. ин-т им. В. Я. Брюсова. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) АН СССР. - Ереван: [б. и.], 1976. -501 с.

93. Даниелян, Э. С. Валерий Брюсов. Проблемы творчества. - Ереван: Лингва, 2002. - 175 с.

94. Джаббарова, Е. Я. Апология как интенция и как жанр литературно-критической прозы М. Цветаевой // Art Logos. - 2017. - №2 (2). - С. 97-105.

95. Добролюбов, А. М. Собрание стихов. Предисловие Ив. Коневского и Валерия Брюсова. - М.: Книгоиздательство «Скорпион», 1900. - 71 с.

96. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г. К. Щенников, А. А. Алексеев; науч. ред. Г. К. Щенников. - Челябинск: Металл, 1997. - 272 с. URL: https://fedordostoevskv.ru/research/aesthetics-poetics/ (дата обращения: 21.10.2022).

97. Дронов, B. C. К творческой истории «Ме eum esse» // Брюсовские чтения 1971 года. - Ереван: Айастан, 1973. - С. 59-95.

98. Дубова, М. А. Стилевой феномен символистского романа в контексте культуры Серебряного века: проза В. Брюсова, Ф. Сологуба, А. Белого: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.01. - Москва, 2005. - 397 с.

99. Дубова М.А., Ивашевская Е.А. Семантическая оппозиция «природа

- город» в поэтической картине мира П. Соловьевой // Семантика. Функционирование. Текст. К 75-летию со дня рождения С.В. Черновой: межвузовский сборник научных трудов. - Киров: ООО «Издательство Радуга-ПРЕСС», 2023. - 222 с. - С. 111-118.

100. Дудко, А. Э. История переводов сонета П. Б. Шелли "Ozymandias" на русский язык в аспекте сравнительного стиховедения. - Статья 2 / А. Э. Дудко // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2020.

- № 3(88). - С. 41-45.

101. Дьякова, М.Г. Импрессионизм: философская концепция и бытие в культуре. Дисс. ... к. культурологии. - Саранск, 1998. - 156 с.

102. Дьяконова, Е. М. "Я видел сон, что каждый там поэт...". Образы Японии в поэзии Серебряного века / Е. М. Дьяконова // Ежегодник Япония. -2017. - Т. 46. - С. 283-306.

103. Дьяченко, Т. А. Древнеперсидская "гравюра" В. Я. Брюсова: экфрасис "Львица среди развалин" / Т. А. Дьяченко // Language Art. - 2018. -Т. 3. -№ 1. - С. 97-105.

104. Емельянов, В. В. Асархаддон в русской литературе (В. Я. Брюсов, Л. Н. Толстой // Тезисы докладов XXV международной конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки «Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций» 22-24 апреля 2009. - Санкт-Петербургский государственный университет. Восточный факультет, 2009. -С. 153-154.

105. Емельянов, В. В. Ассирия и Вавилон в поэзии старших символистов // Античность и культура Серебряного века: к 85-летию A.A. Тахо-Годи. - М.: Наука, 2010. - С. 80-92.

106. Жиляков, С. В. Жанровая традиция стихотворения-"Памятника" в русской поэзии XVIII-XX вв.: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Жиляков Сергей Викторович; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина]. - Елец, 2011. - 22 с.

107. Жирмунский, В. М. Байрон и Пушкин; Пушкин и западные литературы: Избр. тр. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - 423 с.

108. Жиронкина, О. А. К. Д. Бальмонт и В. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике: автореферат дис. ... кандидата филологических наук. -Москва, 2013. - 25 с.

109. Зайцев, В. А. Мотив «Памятника» в русской поэзии от Ломоносова и Пушкина до Бродского // Вестник Московского университета. - Сер. 9. Филология. - 1998. - №1. - С. 7-22.

110. Зенкин, С. Н. Работы о теории: Статьи / С.Н. Зенкин. - М.: Новое лит. обозрение, 2012. - 552 с.

111. Золина, Д.В. Рецепция античных мистерий в творчестве В. Я. Брюсова: автореф. дис. ... к. филол. н. - М. 2021. - 16 с.

112. Иванов, Н. В. Мотивы создания, форма и образы одного поэтического перевода А.С. Пушкина с португальского / Н.В. Иванов // Мосты. - 2008. - № 1. - С. 18-25.

113. Иванова, И., Щербаков, Р. Альманах В. Брюсова «Русские

символисты»: судьбы участников // Блоковский сборник XV. Русский

220

символизм в литературном контексте рубежа XIX - XX вв. - Тарту, 2000. - С. 33-76.

114. Иванюк, Б. П. Эпитафия стихотворная: словарный формат / Б. П. Иванюк // Филоlogos. - 2022. - № 2(53). - С. 46-53.

115. Ивашевская Е.А., Дубова М.А. Поэтический стиль Поликсены Соловьевой в контексте влияния фетовских традиций // Казанская наука. -2020. - № 9. - С. 18 - 21

116. Ильинский, А. Горький и Брюсов // Литературное наследство. - М., 1937. - Т. 27-28. - С. 639-660.

117. Ищенко, Д. С. Концептуальное соотношение фонетического значения с формой и содержанием поэтической речи (на материале поэтических текстов и эстетических взглядов В. Брюсова) // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2009. - №2 (45). - С. 145-149.

118. Казаркин, А.П. Истолкование пограничных жанровых форм // Проблемы литературных жанров. Материалы V научн. межвуз. конференции 15-18 окт. 1985 г. - Томск, 1987. - С. 5-7.

119. Казначеев, С. М. Жанр завещания в русской и зарубежной литературе // Вестник «ИМЦ». - 2017. - №4 (17). - С. 56-62.

120. Карако, П. С. В. Я. Брюсов как поэт природы и представитель русского космизма / П. С. Карако // Весшк Магшёускага дзяржаунага ушверсггэта iмя А. А. Куляшова. Серыя А. Гумаштарныя навую: псторыя, фтасофк, фшалопя. - 2021. - № 2(58). - С. 98-105.

121. Карташева А. О. Игра с жанровой традицией в творчестве Валерия Брюсова (трансформация жанра песни в сборнике «ИгЫ е1 огЫ») // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: материалы XV Международной научно-практической конференции (Москва - Пенза, 27-28 апреля 2023 г.) / отв. ред. Д.Н. Жаткин, Т.С. Круглова. - Москва - Пенза, 2023. - 320 с. - С. 25-29.

122. Карташева А. О. К верификационным экспериментам В. Брюсова: рама текста как индикатор жанровой традиции в книге стихов «Все напевы» // Казанская наука. - 2023. - № 7. - С. 43-45.

123. Карташева А. О., Кихней Л. Г., Осипова О. И. К коммуникативным стратегиям русского модернизма: стихотворная переписка В. Брюсова и А. Белого // Litera. - 2023. - № 7. - С. 204-219.

124. Карташева А. О., Устиновская А. А. Валерий Брюсов и городской фольклор: игра с жанровой традицией // Litera. - 2023. - № 4. - С. 49 - 57;

125. Карташева А. О., Устиновская А. А. Жанровые поиски Брюсова-лирика в переводческом диалоге с французским символизмом // Litera. - 2022. - №11. - С. 105-112.

126. Кириллова, О. А. Кинотекст Валерия Брюсова // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - №2 (7). - С. 84-89.

127. Кириченко, Р. В. Образ Данте в цикле стихов В.Я. Брюсова «Любимцы веков» / Р. В. Кириченко // Русская литература глазами современной молодежи: сборник материалов международной студенческой научно-практической очно-заочной конференции, Магнитогорск, 11 ноября 2015 года / Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Институт гуманитарного образования. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. - С. 105-111.

128. Кихней, Л.Г. К герменевтике жанра в лирике // Герменевтика литературных жанров / Под ред. проф. В.М. Головко. - Ставрополь: Изд-во СГУ; Ставроп. книж. изд-во, 2007. - С.36-68.

129. Кихней, Л.Г. О механизме жанрового моделирования лирики: авторская установка и «память жанра» // Метаморфозы жанра. Мат-лы 7 международной науч. конференции «Художественный текст и культура». -Владимир: ВГУ, 2010. - С.204-217.

130. Кихней, Л.Г., Ламзина, А.В. Отрывок «Макбета» У. Шекспира в переводе и истолковании Анны Ахматовой // Научный диалог. - 2020. - (9). -С. 222-234.

131. Кихней, Л.Г., Ламзина, А.В. Стихотворный диалог В. Брюсова и А. Белого: между текстом и жизнью // Язык и культура. 2022. № 60. - С. 38-56.

132. Кихней, Л. Г., Чаунина, Н. В. Анна Ахматова: Сквозь призму жанра. Пособие по спецкурсу. - М.: МАКС-Пресс, 2005. - 147 с.

133. Клинг, О. А. Адресат стихотворения как библиографическая ссылка: «По наущенью Велимира...» (Т. Бек и В. Хлебников) // Тю/ипология дискурсов: К 75-летию Валерия Игоревича Тюпы: Сб. науч. ст. / Сост. и ред. Ю. В. Доманский, В. Я. Малкина. - М.: Издательство РГГУ. - С. 479-481.

134. Клинг, О. А. В. Я. Брюсов - журналист в литературно-эстетической борьбе конца XIX - начала ХХ века: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10. - Москва, 1981. - 246 с.

135. Клинг, О. А. В. Я. Брюсов: от идеи жизнетворчества к пересозданию действительности и творческой личности в духе большевизма // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. - М.: Издательство АЛМАВЕСТ. - № 6. - С. 53-59.

136. Клинг, О. А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. - 354 с.

137. Книга раздумий. - СПб.: Типография «В. С. Балашов и Ко», 1899. -

84 с.

138. Ковалева, Т. В. Валерий Брюсов о Бальмонте. (К истории взаимоотношений в 90-е годы)» // В. Брюсов и литература конца Х1Х-ХХ века. - Ставрополь, 1979. - С. 53-62.

139. Кожинов, В. В. Происхождение романа: теоретически-исторический очерк. - М.: Сов. писатель, 1963. - 439 с.

140. Козлов, В.И. Русская элегия неканонического периода: типология, история, поэтика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Козлов Владимир Иванович; Рос. гос. гуманит. ун-т. - М., 2013. - 46 с.

141. Колесник, П.И., Сысоева О.А. Современная русская литература (1990-е г. - начало XXI в.): Хрестоматия-практикум. - Ч. I. Современная отечественная проза. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2012. - 251 с.

142. Колосова, С. Н. Портрет эпохи и ее героев в стихотворении В. Я. Брюсова «Грядущие гунны» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. - 2010. - № 5. - С. 7175.

143. Коновалова, Л. И., Букреева, С. В. Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в старшей школе (9-11 классы) / Л. И. Коновалова, С. В. Букреева. - СПб.: ЛОИРО, 2017. - 380 с

144. Конюхова, Л. Н. Художественная природа моностиха в концепциях отечественных литературоведов // Вестник Московского университета. -Серия 9. Филология. - 2008. - №4. - С. 174-178.

145. Коровин, В. И. Лирические и лирико-эпические жанры в художественной системе русского романтизма: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.01. - Москва, 1982. - 393 с.

146. Кравченко, О. А. Баллада В. Брюсова "Путник": интермедиальные особенности жанра / О. А. Кравченко // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы III Международной научной конференции, Донецк, 25 октября 2018 года / Под общей редакцией С.В. Беспаловой. - Том 4. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. - С. 257-259.

147. Крайский А. Антология русской лирики первой четверти XX века. - М.: "Амирус", 1991. - 684 с.

148. Круглова, Т. С. Адресованная лирика русского модернизма: поэтологический аспект: автореферат дис. ... доктора филологических наук:

10.01.01 / Круглова Татьяна Сергеевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2013. - 38 с.

149. Круглова, Т. С. Коммуникативные установки Андрея Белого в лирических обращениях к поэтам-современникам // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 3 (15). - C. 85-90.

150. Круглова, Т.С. Коммуникативно-эстетическая функция стихотворных обращений в дискурсе русского символизма // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. - Вып. 8. - Симферополь: Крымский Архив, 2010. - С. 241-250.

151. Кузьмин, Д.В. Моностихи Брюсова: факты и догадки // Брюсовские чтения 1996 года. - Ереван: Лингва, 2001. - С. 63-67.

152. Кузьмин, Д. В. "Отдельно взятый стих прекрасен!" Моностихи русских и зарубежных авторов // Арион. - 1996. - № 2. - С. 68-78.

153. Куликова, Е. Ю. "Японские акварели" Виталия Рябинина: жанровые и строфические эксперименты // Сибирский филологический журнал. - 2021. - № 3. - С. 100-112.

154. Курячая, Е. А., Аникиенко, С.В. Детские народные песни и народные песни для детей в фольклоре: общее и специфическое // Культурная жизнь Юга России. - 2017. - № 4. - С. 85-88.

155. Лавров, А. В. «Новые стихи Нелли» - литературная мистификация Валерия Брюсова / А. В. Лавров // Русские символисты: этюды и разыскания / А. В. Лавров. - М.: Прогресс-Плеяда, 2007. - С. 154-198.

156. Лазарева, К. В. Русские поэтические «Фантазии» (на материале произведений поэтов XIX - начала XX в.) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - №4. - С. 85-92.

157. Ламзина, А. В. Рама текста как способ подключения к традиции в лирических сборниках Валерия Брюсова "Stephanos" и «Зеркало теней» // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». -2022. - № 3. - С. 45-52.

158. Ламзина, А.В., Кихней, Л.Г. «Эхо» Эдгара По в «Поэме без героя» и поздних стихах Анны Ахматовой // Litera. - 2021. - № 1. - С. 1-14.

159. Левинтова, Е. Н. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре // Общая стилистика и филологическая герменевтика. - Тверь: ТвГУ, 1991. - С. 32-47.

160. Лейбов, Р. Г. Из тютчевских "пророчеств": "Русская география" / Р. Г. Лейбов // Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение / Тартуский университет. Кафедра русской литературы. Тарту: Тартуский университет. - T.YII. / Ред. тома Л. И. Киселева; Составление Тартуский университет. Кафедра русской литературы; Вступит. статья от составителей. -Тарту: Тартуский университет, 2009. - С. 379-393.

161. Лейдерман, Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития сов. прозы в 60-70-е гг. / Н. Лейдерман. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 254 с.

162. Лейдерман, Н. Л. К определению сущности категории «жанр» // Жанр и композиция литературного произведения. Межвуз. сб. - Калининград, 1976. - Вып. 3. - С. 7.

163. Лейдерман, Н.Л. Теория жанра. Исследования и разборы / Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург: «Словесник», 2010. - С. 312-313.

164. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - 3-е изд., доп. - М.: Наука, 1979. - 352 с.

165. Лекомцева, М. И. Семиотика словообразования, или «Заклятие смехом» // Лекомцева М. И. Устроение языка: Сборник трудов. - М.: ОГИ, 2007. - С. 471-478.

166. Литвин, Э. С. Валерий Брюсов и русское народное творчество // Русский фольклор. - Том VII. - М.- Л., 1962. - С. 136-152.

167. Ложкова, А.В. Литературная эпитафия: проблема жанровой специфики // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. - 2018. - №4. - С. 56-64.

168. Максимов, Д. Е. Брюсов: Поэзия и позиция. - Л.: Сов. писатель, Ленингр. отделение, 1969. - 240 с.

169. Максимов, Д. Е. Поэзия Валерия Брюсова. - Л.: Гослитиздат, 1940. - 300 с.

170. Максимов, Д. Е. Поэтическое творчество Валерия Брюсова // Брюсов В. Я. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1961. - С. 566.

171. Мартышкина, Т. Н. Категория времени в философии импрессионизма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 132 - 135.

172. Матвеевская, Н. Г. Антиномия "пределов" и "беспредельности" в лирике В. Брюсова (к вопросу о структуре образа лирического субъекта) / Н. Г. Матвеевская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - № 1. - С. 255-259.

173. Милейко, Е.В., Стаценко, А.С. Репрезентация концепта «мастер» в фабрично-заводских народных песнях // Культурная жизнь Юга России. -2014. - № 3. - С. 104-107.

174. Миропольский, С. И. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. 2-е изд., вновь перераб. - СПб.: Тип. дома призрения малолет. бедных, 1882. - 250 с.

175. Младшая Эдда. - Л.: Наука, 1970. - 178 с.

176. Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. - М: Московский рабочий, 1990. - 735 с.

177. Молодяков, В. Э. Валерий Брюсов. Будь мрамором / Василий Молодяков. - М.: Молодая гвардия, 2020. - 543 с.

178. Нефёдов, И. В. Лингвопоэтическое толкование «Сонета к форме» В. Я. Брюсова // МИРС. - 2007. - №1-2. - С. 57-59.

179. Об Александре Браиловском. URL: https://russianemigrant.ru/2013/06/601 (дата обращения: 17.10.2022).

180. Осипова, О. И. Жанровое своеобразие прозы В. Брюсова 1900-х годов: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Осипова Ольга Ивановна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т]. - Нерюнгри, 2009. -224 с.

181. Перцов, П. Брюсовское стихотворение «Младшим» (Из литературных воспоминаний) // «30 дней». - 1939. - № 10/11. - С. 127.

182. Плавскин, З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII веков): Поэтическая антология / сост. А. А. Чамеев и др.; авт. вступ. ст. З. И. Плавскин. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - С. 3-28.

183. Попова, М. Г. Что такое либертинство? / М. Г. Попова // Романо-германский коллегиум: Сборник научных статей памяти Татьяны Борисовны Витман / Редколлегия: Ю.Г. Тимралиева, С.Л. Фокин, Н.М. Малеева, Е.Е. Верезубова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. - С. 84-89.

184. Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы: [Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2101 "Русский язык и литература"] / Г. Н. Поспелов. - М.: Просвещение, 1972. - 269 с.

185. Прокопович, О. А. Жанр надписи в русской поэзии XVII - первой трети XIX вв.: дис. ... канд. филол. наук. Караганда, 2000. - 315 с.

186. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп; [Вступ. ст. В. И. Ереминой]; ЛГУ. [2-е изд.]. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1986. - 364 с.

187. Протасова, Н. В. Жанр поэтического послания в творчестве Валерия Брюсова: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01. -Ставрополь, 2000. - 224 с.

188. Пумпянский, Л. В. Памяти Брюсова (1924) // Классическая традиция: собрание тр. по истории рус. литературы / Л. В. Пумпянский. - М.: Языки рус. культуры, 2000. - 864 с.

189. Пуртова, Т. О. Танки и уты в поэзии Валерия Брюсова // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. - 2019. - №24. - С. 103111.

190. Розанов, В. В. Сочинения: т. 1. Религия и культура. / Сост. и подг. т-та Е. В. Барабанова. - М., 1990. - С. 165-173.

191. Сатретдинова, А. X. Интертекстуальность поэзии В. Брюсова: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Астрахан. гос. ун-т. - Астрахань, 2004. - 24 с.

192. Сахно, И. М. Визуальная риторика фигурных стихов в поэзии раннего средневековья / И. М. Сахно // Обсерватория культуры. - 2014. - № 5. - С. 112-118.

193. Сивоволов, Б. М. Брюсов и Некрасов // Некрасовский сборник IV. Некрасов и русская поэзия. - Л., 1967. - С. 170-178.

194. Силантьев, И. В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 294 с.

195. Силантьев, И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии. Новосибирск: Государственный институт дискретной математики и информатики, 1999. -104 с.

196. Сквозников, В. Д. Лирика // Теория литературы: Основные проблемы в ист. освещении / [Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького]; [Ред. коллегия: Г. Л. Абрамович и др.]. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962-1965. 3 т. Роды и жанры литературы / [Введ. Я. Е. Эльсберга]. Наука, 1964. - 486 с.

197. Смагина, Е. Б. Манихейство: по ранним источникам. - М.: Восточная литература, 2011. - 519 с.

198. Соловьев, В. С. Русские символисты. I Вып. 1-й. Валерий Брюсов и А. Л. Миропольский. Москва, 1894 (44 с.) // Вестник Европы. - 1894. - № 8. -С. 890-892.

199. Страшкова, О. К. Брюсов - драматург-экспериментатор / О. К. Страшкова. - Ставрополь: ООО "Арт", 2002. - 240 с.

200. Страшнов, С. Л. Анализ поэтического произведения в жанровом аспекте: Учеб. пособие / С. Страшнов. - Иваново: ИвГУ, 1983. - 92 с.

201. Тарарак, А. В. Наполеон в стихах Серебряного века // Науковi записки ХНПУ ш. Г.С. Сковороди. - 2014. - С. 141-149.

202. Тихомирова, Л. Н. Литературная колыбельная песня как жанр "ночной" поэзии / Л. Н. Тихомирова // Дергачевские чтения - 2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности : Материалы X Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Дергачева: в 3 томах, Екатеринбург, 06-07 октября 2011 года / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральское отделение РАН, Институт истории и археологии, Объединенный музей писателей Урала; Составитель: А. В. Подчиненов. Том 2. Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2012.

- С. 367-372.

203. Токарев, Г.Н. Слово в контексте стихотворной речи: дис. ... канд. филол. наук. Алма-Ата, 1983. - 177 с.

204. Топоров, В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избр. тр. / В. Н. Топоров; [Ред. Н. Г. Николаюк]. - СПб.: Искусство-СПБ, 2003. - 612 с.

205. Тураев, Б. А. История Древнего Востока. - Л.: ОГИЗ, 1936. - Т. 2. -

331 с.

206. Тэтик Кевсер. Урбанистическая поэзия К. Д. Бальмонта и В. Я. Брюсова: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Тэтик Кевсер; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2017.

- 29 с.

207. Тюпа, В. И. Генеалогия лирических жанров / В. И. Тюпа // Изв. Юж. федер. ун-та. Сер. Филол. науки. - 2012. - № 4. - С. 8-31.

230

208. Уэллек, Р. Теория литературы: [Пер. с англ.] / [Вступ. ст. А.А. Аникста, с. 5-30; Коммент. Б.А. Гиленсона]. - М: Прогресс, 1978. - 325 с.

209. Устиновская А.А. Художественные переводы поэтов серебряного века как форма литературного и межкультурного диалога. Дис. ... д. филол. н. М., 2023. 419 с.

210. Филичева, В. В. О пародии В. Я. Брюсова на Ф. К. Сологуба / В. В. Филичева // Русская литература. - 2022. - № 4. - С. 277-279.

211. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг; Подгот. текста, общ. ред. [и послесл., с. 421-445] Н. В. Брагинской. - М.: Лабиринт, 1997. - 445 с.

212. Фризман, Л.Г. Два века русской элегии // Русская элегия. - Л., 1991. - С. 5-48.

213. Хетагурова, Д. К. Видения апокалипсиса: городская поэзия рубежа XIX-XX веков (Э. Верхарн, В. Я. Брюсов, А. И. Токаев) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - №11. - С. 68-73.

214. Хмельницкая, Т. Поэзия Андрея Белого // Белый А. Стихотворения и поэмы. 2-е изд. - М.; Л.: Сов. писатель, 1966. - С. 5-66.

215. Холшевников, В. Е. Мысль, вооруженная рифмами. - М.: издательский центр Академия, 2005. - 672 с.

216. Хорошавина, Т. В. Связь литературы с живописью и графикой в лирике В. Брюсова: стихотворение "Пляска смерти. Немецкая гравюра XVI века" / Т. В. Хорошавина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 12-1(42). - С. 190-195.

217. Хосроев, А. Л. История манихейства (Prolegomena). - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. - 480 с.

218. Черненко, И. А. Дифирамбическое и буколическое в творчестве Г. Тракля / И. А. Черненко // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2011. - № 4. - С. 49-58.

219. Черненко, И. А. Код масона: ритуалы вольных каменщиков в литературе // Научная мысль Кавказа. - 2009. - №2 (58). - С. 98-103.

220. Чернец, Л. В. Литературные жанры: [Пробл. типологии и поэтики) / Л. В. Чернец. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

221. Чичеров, В. И. Русское народное творчество. - М.: Издательство Московского университета, 1959. - 528 с.

222. Чуковский, К. И. Из воспоминаний. - М.: Советский писатель, 1959. - 464 с.

223. Чуковский, К. И. Летучие заметки (Авиация и поэзия) // Речь. -1911. 8 (21) мая. - №124. - С. 3.

224. Шантарович, C. А. Формирование коммуникативных и речеведческих умений в процессе обучения жанру литературных раздумий // Новые технологии в преподавании русского языка в школе и вузе. URL: https://studylib.ru/doc/2404091/shantarovich-c.-a.-formirovanie-kommunikativnyh-i (дата обращения 17.10.2022).

225. Шершеневич, В. Г. Великолепный очевидец // Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. / Сост. С.

B. Шумихин, К. С. Юрьев. - М., 1990. - С. 456-457.

226. Шершеневич, В. Г. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, состав, подготовка текста и примем. А. А. Кобринского. СПб.: Академический проект, 2000. 368 с.

227. Шкловский, В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. О теории прозы. - М.: Издательство «Федерация», 1983. - С. 9-62.

228. Щербаков, Р. «С Далью всласть могу ласкаться я»: Эротические мотивы в творчестве Брюсова // Литературное обозрение. - М, 1991. - №11. -

C. 65-66.

229. Экфрасис в русской литературе: Тр. Лозан. симп.: [Сборник] / Université de Lausanne; под ред. Л. Геллера. - М.: МИК, 2002. - 215 с.

230. Эрберг, К. Воспоминания. / Публ. С. С. Гречишкина, А. В. Лаврова. // Ежегодник РО Пушкинского дома на 1977 г. - Л., 1979. - С. 99-158.

232

231. Ядыкина, О. В. О жанровом своеобразии русской литературной девичье песни XVIII века / О. В. Ядыкина // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции, Уфа, 24 апреля 2020 года. - Уфа: Вестник науки, 2020. - С. 177-184.

232. Ямпольский, И. М. Валерий Брюсов и Первая русская революция // Литературное наследство. - 1934. Т. 15. - С. 201-220.

233. Beale, G. K. The Book of Revelation: A commentary on the Greek text. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1999. - 1245 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.