Жанровое своеобразие очерков В. А. Гиляровского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Павлова, Лена Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Павлова, Лена Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОЧЕРК В СИСТЕМЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ
ЖАНРОВ.
ГЛАВА 2. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЧЕРКОВ
В.А.ГИЛЯРОВСКОГО.
ГЛАВА 3. ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ЦИКЛОВ
ОЧЕРКОВ В.А. ГИЛЯРОВСКОГО.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Личность и публицистика А.И. Свирского2009 год, кандидат филологических наук Андронова, Нина Ивановна
Творческая деятельность В.А. Гиляровского-репортера2011 год, кандидат филологических наук Несын, Евгений Николаевич
Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра2004 год, кандидат филологических наук Панцерев, Константин Арсеньевич
"Остров Сахалин" А.П. Чехова: история создания, поиски жанра и стиля2005 год, кандидат филологических наук Кушваха Хуршуд Неждат кызы
Публицистика А. И. Куприна: Проблемы жанрового своеобразия2003 год, кандидат филологических наук Ефименко, Людмила Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровое своеобразие очерков В. А. Гиляровского»
Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935), русский советский писатель. Автор циклов очерков о дореволюционной России, нравах и обычаях старой Москвы: «Трущобные люди» (1877-1957), «Мои скитания» (19261927), «Москва и москвичи» (1926-1931), «Москва газетная» (1931-1934), «Друзья и встречи» (1934), «Люди театра» (1941).
Его счастливая творческая судьба стала примером для многих поколений журналистов. В.А. Гиляровского называли «королем репортеров», ему посчастливилось стать свидетелем самых интересных и крупных событий, произошедших в Москве конца XIX века. «Его знала вся Москва - писатели и журналисты, пожарные и полицейские, извозчики и ремесленники, охотнорядские торговцы и хитрованцы, художники и артисты, так называемое "дно города" и так называемый "свет". Он был несказанно хорош собой -атлетического телосложения, с милой доброжелательной улыбкой, с усами, как у Тараса Бульбы. Он сразу становился своим всюду, он обладал превосходным даром врастать в событие, свидетелем или участником которого он был, умением мгновенно устанавливать контакт с любым человеком, который интересовал его. Вся Москва его знала, и он знал всю Москву»1, -писал о В.А. Гиляровском Николай Кружков.
Актуальность исследования. Жанр - явление подвижное, находящееся в зависимости от историко-литературных, культурных особенностей того или иного периода. В нем сконцентрированы не только основные литературно-исторические, эстетические тенденции, но и находит отражение авторская индивидуальность писателя и публициста, его личностные качества, поэтому исследования в области жанрообразования представляют неизменный интерес. В настоящее время наблюдается размывание жанровых границ, отмирание «чистых», появление синтетичных жанров. Тем не менее исследование
1 Кружков Н. Владимир Алексеевич Гиляровский // Гиляровский В.А. Мои скитания. Люди театра. М., 1987. С.З. дифференциальных жанровых признаков является необходимым при анализе любого литературного произведения.
Жанр очерка наиболее характерен для русской литературы XIX - начала XX века. На этот период пришелся расцвет «натуральной школы», в рамках которой творили Н. А. Некрасов, В. И. Даль, Д. В. Григорович, Н. В. Успенский и другие. «Физиологический» очерк нашел яркое отражение в творческом наследии «натуралистов», считавших этот жанр программным2.
В центре внимания диссертационного исследования оказываются циклы очерков В. А. Гиляровского, принесшие ему славу писателя и публициста и вызывающие интерес у многих поколений читателей. Очерки этого автора не затерялись среди множества произведений других очеркистов отмеченного периода. Он сумел передать атмосферу российской действительности конца XIX - начала XX века, описал людей, с которыми виделся, самые яркие или трагические события своего времени. Необходимость осмысления этого яркого литературного феномена представляется не только своевременной, но и актуальной.
Очерки В. А. Гиляровского и сегодня вызывают большой читательский интерес, поэтому неудивительно, что его творчество служит примером для многих поколений журналистов. Секрет столь продолжительной популярности произведений В. А. Гиляровского кроется в их доступности и легкости восприятия, что достигается автором приближением к разговорному стилю.
На протяжении многих лет В. А. Гиляровский был постоянным репортером таких периодических изданий, как «Московский листок», «Русские ведомости», «Русское слово» и «Московские вести», многие годы редактировал спортивный журнал «Конный спорт». Поскольку написание репортажей входило в обязанности штатного «летучего репортера», не было необходимости подписывать все газетные публикации.
2 См.: Физиология Петербурга. М., 1991; Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). М., 1965; «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. М., 1997; Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. Изд. 2-е. М., 1982.
К сожалению, установить авторство всего написанного В. А. Гиляровским не представляется возможным, поскольку краткие информационные заметки и репортажи стилистически почти не отличаются от материалов других репортеров. Использование штампов, общепринятых фраз не способствовало выражению авторской индивидуальности, что, собственно, и не является важным требованием в информационных жанрах. Вместе с тем подписанные произведения В. А. Гиляровского свидетельствуют о его тяге к литературной деятельности. Примером тому служат такие особенности его репортажей, как образность, стремление украсить газетный текст стихотворениями и экспромтами собственного сочинения.
В произведениях В. А. Гиляровского, жанр которых сложно определить однозначно, переплетаются элементы публицистики и художественной литературы.
Книги писателя издаются и переиздаются часто. Немало существует работ, в которых творчество В. А. Гиляровского исследуется в тех или иных аспектах. Однако не теряет актуальности задача осмысления написанного им, и прежде всего - исследования жанровой специфичности его произведений. Очерки с элементами мемуарного повествования, репортажа, литературного анекдота всегда вызывали и вызывают интерес исследователей. Стиль В. А. Гиляровского отличается стремлением к репортажности. Объектом его неизменного интереса была жизнь «униженных и оскорбленных».
Социальные проблемы общества конца XIX - начала XX века, положение рабочих, беспризорность, бродяжничество, трудности жизни в большом городе - вот круг проблем, исследуемых В. А. Гиляровским. Именно исследуемых, поскольку он всегда старался проникнуть в суть происходящего, проанализировать на страницах печати причинно-следственные связи события или явления. В публикациях В. А. Гиляровского наблюдается стремление к рассмотрению объекта с разных точек зрения, приводятся мнения, суждения очевидцев, свидетелей, участников событий, собственные наблюдения.
Цель исследования. Диссертационное исследование посвящено выявлению жанрового своеобразия творчества В. А. Гиляровского, художественного мира писателя. С этой целью в работе уделено внимание проблеме выявления художественного хронотопа и соотношению автора, повествователя и героя, охарактеризованы особенности стиля писателя.
Традиционный жанр предстает у исследуемого нами автора в существенно преображенном виде: его своеобразие обусловлено прежде всего репортерским прошлым автора, «несоблюдением» им литературных канонов жанра, хотя его очерки основаны на традициях «натуральной школы», особыми элементами циклизации очерков. Органическое соединение указанных начал определяет своеобразие очерка В. А.
Гиляровского, что и является предметом исследования в настоящей работе. Все сказанное обуславливает круг задач, поставленных в диссертации:
- охарактеризовать жанровую природу очерка В. А. Гиляровского;
- выявить специфичность хронотопа в произведениях писателя;
- охарактеризовать стилевое своеобразие его прозы;
- проанализировать в структуре очерка взаимоотношения автора -рассказчика - главного героя и связанную с этим систему персонажей;
- изучить композиционные особенности циклов очерков. Необходимостью решения этих задач определяется содержание и структура работы.
Степень разработанности темы. Посвященные творчеству В. А. Гиляровского исследования неравноценны по своей значимости, да и цели, которые ставят перед собой их авторы, весьма различны.
В. В. Гура - один из первых исследователей жизни и творчества данного автора3. Однако статьи данного исследователя носят преимущественно эссеистический характер и лишь вскользь характеризуют специфические особенности творчества писателя-журналиста. В частности, в критико-биографическом очерке «Жизнь и книги дяди Гиляя» (1954) - первой книге о писателе, автор рисует литературный портрет В. А. Гиляровского, описывая основные этапы жизни писателя - детство, юность, бурлачество, актерство и
3 См.: Гура В. Жизнь и книги Дяди Гиляя. Вологда, 1954; Гура В. Первая книга Вл. Гиляровского // Литературная Вологда. 1958. Кн. 4. С. 311 - 314. репортерство. Особенно подробно в книге освещается работа Гиляровского-газетчика. Значительная часть очерка посвящена творчеству В.
A. Гиляровского после революции 1917 года, его мемуарно-автобиографическим книгам «Записки москвича», «Москва и москвичи», «Мои скитания», «Друзья и встречи», «Люди театра». В очерке использованы отрывки из воспоминаний о В. А. Гиляровском А. П. Чехова, А. М. Горького, К. Г. Паустовского, раскрывающие личные качества публициста, его взгляды на журналистскую деятельность.
Нельзя не отметить книгу Н. И. Морозова, ученика и друга знаменитого репортера, «Сорок лет с Гиляровским» (1963). Это биографический очерк, в основу которого легли воспоминания Н. И. Морозова о писателе. В нем автор раскрыл не только малоизвестные страницы жизни одаренного писателя-москвича, но и рассказал о некоторых явлениях тогдашней литературной действительности, о некоторых современниках Гиляровского.
Е. Г. Киселева посвятила немало работ творчеству писателя4. Ее монография «Жизнь и творчество В. А. Гиляровского» (1966), представляет исследование жизни и журнально-литературной деятельности
B. А. Гиляровского. В ней раскрывается идейное содержание произведений В. А. Гиляровского, прослеживается история их создания, показана творческая эволюция писателя, особенности художественного мастерства. Но рассматривая все написанное В. А. Гиляровским, Е. Г. Киселева не имела возможности обстоятельно исследовать стилистические особенности его произведений, сделав по их существу лишь некоторые ценные суждения и замечания.
Иначе подходит к тому же предмету Б. И. Есин5. Его книга «Репортажи Вл. Гиляровского» (1985) подкупает не только подбором уникальных газетных
4 См.: Киселева Е. Г. Гиляровский и художники. Изд. 2-е, доп. Л., 1965; Киселева Е. Г. Гиляровский на Волге. Ярославль, 1962; Киселева Е. Г. Жизнь и творчество В. А. Гиляровского: Автореф. канд. дис. М., 1966; Киселева Е., Абаренкова Е. Москва Гиляровского: неизвестные страницы // Наш современник. 1997. № 9. С. 213 - 224; Киселева Е. Г. Рассказы о дяде Гиляе. М., 1983.
5 См.: Есин Б. И. Репортажи Вл. Гиляровского. М., 1985; Есин Б. И. Русская журналистика 70 - 80-х годов XIX века. М., 1963. материалов В. А. Гиляровского, но и постановкой многих актуальных проблем, стоящих перед исследователями творчества В. А. Гиляровского. Учебное пособие дает представление о системе русской печати первых пореформенных десятилетий в России, о периодике демократического направления. В ней характеризуется деятельность В. А. Гиляровского-журналиста с 1882 по 1905 г., преимущественно в московских изданиях. Автор показывает жизненный путь писателя, анализирует особенности его репортажей, своеобразие приемов репортерской деятельности. Вместе с тем в задачу Б. И. Есина не входило изучение текстов с точки зрения стилистики и типологии.
Фактически перечисленными работами исчерпывается круг научных исследований творчества В. А. Гиляровского. Правда, в книгах и статьях, посвященных теории жанра, упоминаются и произведения В. А. Гиляровского, служащие главным образом, иллюстративным материалом к теоретическим заключениям.
Методологическая основа исследования. Исследование прозы В. А. Гиляровского потребовало соответствующей методологической основы, которую составили фундаментальные труды А. Н.Веселовского,
М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана -наиболее известных исследователей жанра6. Современному очерку посвящены исследования Т. А. Беневоленской, В. П. Вомперского,
6 См.: Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976; Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971; Виноградов В. В. О художественной прозе. М., 1930; Виноградов В. В. Тургенев и школа молодого Достоевского (конец 40-х годов XIX века) // Русская литература. 1959. № 2. С. 54; Лихачев Д. С. Текстология: На материале русской литературы X - ХУ11 вв. Л., 1983; Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988; Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словесность. М., 1997. С. 202 - 212; Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970; Лотман Ю. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века: Истоки и эстетическое своеобразие. Л., 1974.
Е. И. Журбиной и других представителей русской филологии и журналистики, так или иначе затрагивающие проблему жанра и очерка. Разработанные ими положения и концепции легли в основу изучения художественно-публицистической прозы В. А. Гиляровского, обладающей яркой индивидуальной специфичностью.
Определяющими в диссертационной разработке теоретических проблем, связанных с историографией, стали исследования, раскрывающие специфику журналистики XIX - XX веков, посвященные научной методологии журналистского творчества (В. Г. Березиной, В. М. Горохова, Б. И. Есина, Г. В. Жиркова, С. Г. Корконосенко, Г. В. Лазутиной, Б. Я.
Мисонжникова, Е. П. Прохорова, Л. Г. Свитич, A.A. Тертычного, В. В. Ученовой).
Для рассмотрения вопросов, касающихся текстообразования, структуры и функций текста привлечены работы В. И. Конькова, И. П. Лысаковой, К. А. Роговой, Г. Я. Солганика.
Научная новизна. В данной работе впервые была сделана попытка осуществить адекватный анализ произведений В. А. Гиляровского на стилистическом и композиционном уровнях. Ни в коей мере не претендуя на роль первооткрывателя, автор исследует проблемы стилистических особенностей очерков В. А. Гиляровского, принципов циклизации очерков.
Жанровая специфичность очерков В. А. Гиляровского впервые рассматривается как система, элементы которой взаимосвязаны, вступают в сложные взаимоотношения - каждый из этих элементов становится в диссертации предметом пристального внимания. С гораздо большей полнотой, нежели в появившихся ранее работах, выявлена и охарактеризована связь
7 Беневоленская Т. А. Композиция газетного очерка. М., 1975; Беневоленская Т. А. О языке и стиле газетного очерка. М., 1973; Беневоленская Т. А. Портрет современника: Очерк в газете. М., 1983; Беневоленская Т. А. Проблемы современного газетного очерка. М., 1969; Вомперский В. П. О стиле очерка // Стилистика газетных жанров. М, 1981. С. 111 - 118; Журбина Е. И. Искусство очерка. М., 1957; Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1989. наследия В. А. Гиляровского с традициями русской литературы, в частности «натуральной школы».
Практическая значимость исследования. Представленные в работе положения, обобщения и выводы могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения творчества В. А. Гиляровского при чтении лекционных курсов и проведении семинаров по истории русской журналистики, стилистики русского языка в вузах, при создании фундаментальной истории журналистики начала XX века.
Апробация работы. Основные результаты выполненного исследования были апробированы в ходе научных конференций: научно-практической конференции, посвященной Году Арктики (Якутск, 1998), «Проблемы издательского дела» (Якутск, 1999), «Конференции молодых ученых» (Якутск, 1999), «Конференции молодых ученых» (Якутск, 2000), «Журналистика и просвещение общества» (С.-Петербург, 2001).
Выводы и фактография диссертационного исследования неоднократно апробировались в процессе преподавательской деятельности автора в Якутском государственном университете, при разработке курса «Литературное редактирование».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Речевой портрет как структурный элемент очерка2011 год, кандидат филологических наук Юзифович, Валентина Александровна
Поэтика очерковой прозы Бориса Пильняка2010 год, кандидат филологических наук Касицин, Александр Вадимович
Художественные искания И. С. Шмелева: Публицистический аспект1998 год, доктор филологических наук Ивченко, Екатерина Геннадьевна
Автор и герой в очерке: Приемы портретизации2003 год, кандидат филологических наук Фомичева, Екатерина Геннадьевна
Жанрово-стилистические особенности современного путевого очерка: на материале русской публицистики 90-х годов XX века2007 год, кандидат филологических наук Рощектаева, Татьяна Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Журналистика», Павлова, Лена Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование творческого метода В.А.Гиляровского не теряет актуальности, поскольку для современных журналистов интересен и полезен опыт известного репортера, оставившего большой след в российской журналистике. Профессионализм, преданность работе, талант отличали В.А. Гиляровского среди множества московских репортеров. Годы скитаний, бурлачество, наблюдение жизни обитателей трущоб, сопереживание и желание помочь людям повлияли на творческие и журналистские воззрения В.А. Гиляровского. Его пример весьма поучителен и для современных журналистов.
Существуют конкретные методы анализа языка и стиля газетных и художественно-публицистических жанров. Жанр репортажа отличается актуальностью, строгой документальностью, наличием специфически репортажной грамматической категории «настоящее репортажа» Очерк как жанр функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. И в зависимости от своей функционально-стилистической принадлежности обладает определенными стилистическими особенностями. Но для любого очерка характерна образность, некоторая аналитичность и типизированность, обобщенность.
В.А.Гиляровский предельно объективно описывает жизнь людей конца XIX начала XX века. В бытовых картинах автор отразил социальные проблемы Москвы, ее историю, с доброй иронией и ностальгией описал деятельность городских служб Москвы, известных писателей, актеров. Автор обращает особое внимание на «злобу дня», строит свои очерки на характеристике явления, диалогах персонажей, нравоописательных сценах.
Очерки В.А.Гиляровского со стилистической точки зрения отличаются синтезом стиля репортажа и стиля очерка. Авторская речь не лишена разговорности, даже просторечности.
Образ автора в любом очерке исследуемых циклов можно определить как «естественное и честное "я"». Часто повествование ведется от 1-го лица единственного числа. Но цикл «Трущобные люди» отличается стремлением автора скрыться за повествователем. В этом цикле Гиляровский одновременно выступает в нескольких ипостасях: как бытописатель, лирик, социолог, но всегда скрыт от читателя.
В очерках переплетаются бытовые сценки, лирические и философские рассуждения. Следовательно, и языковые средства используются в зависимости от «амплуа» автора, от стиля произведения. Сложные синтаксические конструкции, умолчания свойственны философским и лирическим отступлениям, диалоги, прямая речь и косвенная речь, экспрессивная лексика свойственны бытовым зарисовкам.
Авторская модальность выражается не только в повествовании от 1-го лица, в использовании оценочной лексики, но и во внутренних монологах (прием художественной литературы), лирических и философских отступлениях.
Диалоги, прямая речь и несобственно-прямая речь, документальность, фактографичность, присущие репортажному стилю, - основные стилистические средства используемые В.А. Гиляровским в речевой ткани очерков. Грамматические формы глаголов, использованные в разных временных планах, обеспечивают динамизм: быструю и частую смену речевых планов.
Стилистический анализ очерков показывает, что жанровое определение произведений В.А. Гиляровского осложнено творческим методом писателя-журналиста, его особым подходом к обработке материала. На наш взгляд, жанр произведений В. А. Гиляровского можно определить и как документально-исторические очерки. В основу многих очерков легли репортажи, опубликованные в разные годы в московских периодических изданиях. Однако и понятие «физиологичности» присуще очеркам В.А. Гиляровского, что позволяет отнести эти сочинения к художественно-публицистическому жанру. В итоге, на стыке публицистики и художественной литературы возник неповторимый стиль В.А. Гиляровского. Именно репортажный стиль придает очеркам документально-исторический характер.
Относительно формообразующих признаков циклов очерков Гиляровского отметим следующие особенности: композиционное единство большого количества разнообразных фактов и эпизодов, бесфабульность, публицистичность, стремление к документальной точности. Повторяемость элементов. Во всех циклах В.А.Гиляровского объектом описания является жизнь, быт и нравы представителей разных слоев населения. Автор рисует быт старой Москвы с ее трущобами, трактирами, долговой тюрьмой и ресторанами. В.А. Гиляровский типизирует черты городской бедноты, иллюстрируя примерами из жизни реальных людей, встречавшихся ему в период его репортерской деятельности.
Одним из главных повторяющихся элементов сюжетно-композиционной системы таких очерков, как «Москва и москвичи», «Мои скитания», «Трущобные люди» является противопоставление «человек-среда». Такой прием создает достаточно однообразные и узнаваемые фрагменты, что входит в задачу писателя, а также не отвлекает от главной идеи, позволяет ей находиться на поверхности, и сохраняет целостность жанрового образования: очеркового.
Композиционная пестрота и мозаичность достигается объединением в одном произведении разных эпизодов в разных жанровых формах: анекдот, репортаж, элементы мемуарного повествования, отрывки стихотворений и экспромты.
Идеальная фабула в циклах очерков В.А. Гиляровского отсутствует, так как ее движение прерывается, хронология не выдержана. Сюжет развивается благодаря появлению очередного звена в цепи воспоминаний: один сюжет дает основу для другого. Событийный, фабульный уровень служит фундаментом для развития авторской мысли, он ею полностью управляем, гораздо более от нее зависим, чем в художественном произведении. Необходимо отметить, что на фабульном уровне не прослеживаются такие важные моменты, как завязка, кульминация, развязка. Эти элементы прослеживаются на событийном уровне.
Циклы очерков В.А. Гиляровского характеризуются смешением реальных лиц и типизированных представителей социальной категории, что создает мозаичность восприятия. Очерки стилистически свободно оформлены: обилие диалогов, цитат, поэтических отступлений, исторических справок.
Практически все циклы очерков В.А.Гиляровского автобиографичны, за исключением книги «Трущобные люди», где авторское «я» во многих очерках скрыто под маской повествователя, что является собственно художественным приемом.
Все циклы объединены единым образом повествователя, который часто, как принято в публицистическом произведении, и есть автор. Писатель ведет повествование от своего имени и выступает центральной организующей фигурой всех произведений. Но все циклы отличаются жанровым своеобразием. Если «Трущобные люди» можно назвать сборником художественно-публицистических очерков, то «Друзья и встречи», «Мои скитания», «Люди театра» - циклами мемуарно-автобиографических очерков, «Москва и москвичи», «Москва газетная» - документально-публицистическими циклами. Следовательно, очерки этих циклов можно определить так: «Трущобные люди» - физиологические очерки, «Друзья и встречи» - портретные очерки, «Москва и москвичи», «Москва газетная» написаны в жанре воспоминаний, «Люди театра» - портретные и путевые очерки.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Павлова, Лена Николаевна, 2002 год
1. Гиляровский В.А. Собр.соч.: В 4 т. М.: Полиграфресурсы, 1999.
2. Гиляровский В.А. Соч.: В 4 т. М.: Правда, 1967.
3. Гиляровский В.А. Соч.: В 4 т. М.: Правда, 1989.
4. Гиляровский В.А. Соч.: В 4т. М.: Терра, 1997.
5. Гиляровский В.А. Соч.: В 3 т. М.: Изд.фирма «КубК-а», 1996.
6. Гиляровский В.А. Соч.: В 3 т. М.: ТОО НПК «Инфосерв», 1994.
7. Гиляровский В.А. Соч.: В 2 т. Калуга: Золотая аллея, 1994.
8. Гиляровский В.А. Избранное. В 3 т. / Вступит.статья Н.Замошкина. М.: Моск. Рабочий, 1960.
9. Гиляровский В.А. Избранное. В 2 т. / Сост., подготовка текста и примеч. Е.Г.Киселевой. Куйбышев: Кн.изд., 1965.
10. Гиляровский В.А. Друзья и встречи; Москва и москвичи. Владивосток: Дальневост.кн.изд-во, 1988.-493 с.
11. Гиляровский В.А. . Друзья и встречи. Воспоминания. М.: Сов. Литература, тип.газ. «Правда», 1934.
12. Гиляровский В.А. Люди театра. Повесть актерской жизни. М. Л.: Искусство, 1941.-280 с.
13. Гиляровский В.А. Мои скитания; Люди театра. М.: Вече: ЗАО «Тамп», 1998.-464 с.
14. Гиляровский В.А. Мои скитания: Повесть и рассказы. / В.А.Гиляровский; [Сост., подготов.текста, вступит.статья и примеч. В.В.Гуры]. Архангельск; Вологда: Сев.-зап.кн.изд-во. Вологодское отделение, 1987. 351 с.
15. Гиляровский В.А. Мои скитания; Люди театра. / Послесл. С.Бунчина. Минск: Наука и техника, 1987. 413 с.
16. Гиляровский В.А. Мои скитания. Повесть бродяжной жизни. Вступит.статья В.Гуры. Вологда: Кн.изд., 1958. 256 с.
17. Гиляровский В.А. Мои скитания. Люди театра. М.: Правда, 1987. 477 с.
18. Гиляровский В.А. Москва газетная; Друзья и встречи. Минск: Наука и техника, 1989.-382 с.
19. Гиляровский В.А. Москва и москвичи; Стихотворения, экспромты. М.: Вече: ЗАО «Тамп», 1998. 431 с.
20. Гиляровский В.А. Москва и москвичи; Трущобные люди; Рассказы и очерки; Друзья и встречи: Избранное. М.: Ассоц. «Кн.просвещение. Милосердие», 1997. 763 с.
21. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. Предисл. К.Паустовского. М.: Камея, 1997.-397 с.
22. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. Вступ.статья К.Паустовского. Ташкент: Узбекистан, 1988.-383 с.
23. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. М.: Московский рабочий, 1979. -463 с.
24. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. Очерки старомосковского быта. Предисл. К.Паустовского. М.: Моск.рабочий, 1955. 480 с.
25. Гиляровский В.А. На жизненной дороге. Рассказы и очерки. Подготовка текста и примеч. Е.И.Киселевой. Вступит.статья Н.Замошкина. Вологда: Кн.изд-во, 1956.-239 с.
26. Гиляровский В.А. Рассказы и очерки. Минск: Наука и техника, 1988. -360 с.
27. Гиляровский В.А. Трущобные люди; Рассказы, очерки, репортажи. М.: Вече: ЗАО «Тамп», 1998. 461 с.
28. Гиляровский В.А. Трущобные люди. Предисл. А.Трегубова. М.: Изд-во стандартов при участии Свредловской кооп.информ.-рекл.агентства «ИРА», 1989.- 125 с.2. О В. А. Гиляровском
29. Абаренкова Е.В. Литературные экспромты Дяди Гиляя // Литература в школе. 1998. №6. С.60-65.
30. Белкин A.M. Первый сезон дяди Гиляя // Русская провинция. Воронеж. 1995. Вып.2. С.272-284.
31. Гура В. Жизнь и книги Дяди Гиляя. Вологда: Кн.изд., 1954. 56 с.
32. Гура В. Первая книга В л.Гиляровского// Литературная Вологда. 1958. Кн.4. С.311-314.
33. Зуев А. Памятные встречи // Дон. 1964. №6. С.179 185.
34. Киселева Е.Г. Гиляровский и художники. Изд. 2-е, доп. Л.: Художник РСФСР, 1965.- 197 с.
35. Киселева Е.Г. Гиляровский на Волге. Ярославль: Кн. Изд., 1962. 94 с.
36. Киселева Е.Г. Жизнь и творчество В.А.Гиляровского. Автореф.дисс. на соискание степ.канд.филол.наук. М.: Наука, 1966. 21 с.
37. Киселева Е., Абаренкова Е. Москва Гиляровского: неизвестные страницы // Наш современник. 1997. №9. С.213-224.
38. Киселева Е.Г. Рассказы о дяде Гиляе. М.: Мол.гвардия, 1983. 253 с.
39. Киселева Е. Столешников Москвы и дядя Гиляй // Россияне. 1994. №1011. С.116-124.
40. Красков П., Шевелев В. Дядя Гиляй, московский репортер По материалам книги В.А.Гиляровского «Москва газетная». // Советская печать. 1961. №3. С.53-55.
41. Ласкина А. Служа народу пером.// Литература и жизнь. 1958. 9 декабря. С.4.
42. Леонов Л., Малышкин А., Лидкин В., Яковлев А., Зуев А. Умер В.А.Гиляровкий//Известия. 1935. 3 октября. №231. С.4.
43. Лесс А. Гиляровский и Седов // Дон. 1959. №3. С. 144-146.
44. Лесс А. На квартире дяди Гиляя // Нева.1956. №12. С.171-174.
45. Лидин Вл. Люди и встречи. М.: Сов.писатель, 1957. С.57-60.
46. Лобанов В.М. Столешники дяди Гиляя. М.: Московский рабочий, 1972. -183 с.
47. Лукьянова Л. Век в Столешниках // Огонек. 1978. №51. С.24.
48. Морозов Н.И. В.А.Гиляровский писатель и журналист // Литературная Вологда. 1956. Кн.2. С.215-234.
49. Морозов Н. Сожженный писатель // Литературная газета. 1935. 4 окт. №55. С.6.
50. Морозов Н.И. Сорок лет с Гиляровским. М.: Московский рабочий, 1963.- 193 с.
51. Нестеров М.Н. Речевой колорит эпохи в рассказах дяди Гиляя // Русская речь. 1978. №6. С.48-53.
52. Никулин Л. «Москва и москвичи» дяди Гиляя // Москва. 1957. №3. С.188-190.
53. Паустовский К. Дядя Гиляй // Гиляровский В.А. Москва и москвичи. М.: Московский рабочий, 1979. С.3-8.
54. Поляновский М. Летописец Москвы // Юность. 1970. С.93 94.
55. Рассадин С. Дядька, или Русский домовой // Рос.провинция. Набережные Челны. М, 1995. №1. С. 140-144.
56. Рябчиков Е. Репортаж и репортер // Колодный Л. Москва глазами репортера. М., 1966. С.5.
57. Саруханян Е. Достоевский в Петербурге (Краеведческий очерк). Л.: Лениздат, 1972. 278 с.
58. Соболев Ю. Дядя Гиляй // Огонек. 1923. №39. С. 12.
59. Телешов Н. Записки писателя. Рассказы о прошлом и воспоминания. М.: Советский писатель, 1950. С.21-24.
60. Успенский Г.И. Собр.соч. М.: Академия, 1957. Т.9. С. 140.
61. Чехов А.П. Собр.соч. М.: Академия, 1948. Т.13. С.141.
62. Шлеев В. Дядя Гиляй: (Из стихотворного наследия В.А.Гиляровского) // Литературная Россия. 1995. №38. С.6.3. Литература
63. Актуальные проблемы современной филологии. Саратов: Изд-во СГУ, 1984.- 129 с.
64. Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 120 с.
65. Ампилов В. Современный газетный очерк. Минск: Наука и техника, 1972.-238 с.
66. Анализ литературного произведения / Ред. Л.И.Емельянов, А.Н.Иезуитов. Л.: Наука, 1976. 236 с.
67. Анализ отдельного художественного произведения / Ред. А.И.Хватов. Л.: Наука, 1976. 122 с.
68. Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения: Межвуз.сб.науч.тр. / Ленингр.гос.пед.ин-т им.А.И.Герцена. Л.: ЛГПИ, 1983.- 148 с.
69. Ахметова Г.Д. Тайны художественного текста: Каким может быть лингвистический анализ. М.: Магистр, 1997. -215 с.
70. Баевский B.C. Стихотворная цитата в тексте // Русская филология: Ученые записки. Смоленск, 1994. Т.1. С.107-120.
71. Балуев С.М. Очерки А.Ф.Писемского 1850-х годов (проблематика и стиль). СПб.: Тип.лаб.фак-та журналистики СпбГУ, 2001. 42 с.
72. Барабохин Д.А. Г.И.Успенский и издания для народа // Вест.Ленинг.ун-та. Сер.2. История, языкознание, литературоведение. 1987. Вып.1. С.39-44.
73. Барабохин Д.А. Глеб Успенский и русская журналистика (1862-1892). Л.: ЛГУ, 1983.- 160с.
74. Барабохин Д.А. Текст как объект журналистского исследования // Вест. ЛГУ. Сер.2.1989.Вып.1 (№2).С.42-50.
75. БарановС.Ю. Функциональное изучение литературы и проблема жанра // Жанры в историко-литературном процессе. Вологда, 1985.С.11-12.
76. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.
77. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: опыт философского анализа // Русская словесность. М.: Academia, 1997. С.227-244.
78. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-320с.
79. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении. Нью-Йорк: Серебряный век, 1982. 231 с.
80. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424с.
81. Белинский В.Г. Вступление // Физиология Петербурга. М.,1991. С.3-15.
82. Белинский В.Г. Полн.соб.соч.: В 13 т. Т.Х. М.: Изд.АН СССР, 1956.
83. Белинский В.Г. Собр.соч.: В 3 т. М.: ГИХЛ, 1948. Т.1. 797 с.
84. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. М.: Изд-во МГУ, 1975.-88 с.
85. Беневоленская Т.А. О языке и стиле газетного очерка. М.: Изд-во МГУ, 1973.-80 с.
86. Беневоленская Т.А. Портрет современника: Очерк в газете. М.: Мысль, 1983.- 134 с.
87. Беневоленская Т.А. Проблемы современного газетного очерка. М.: Изд-во МГУ, 1969.-67 с.
88. Бережной А.Ф. История отечественной журналистики (конец XIX -нач.ХХв.): Материалы и документы / СпбГУ. СПб.: СпбГУ, 1997. -106с.
89. Биографический метод в социологии: История. Методология. Практика. М.: Ин-т социологии, 1994. 147 с.
90. Богин Г.И. Диалогичность текста как перевыражение схем действования писателя и читателя // Бахтинские чтения. Орел, 1994. С. 121-131.
91. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -404с.
92. Взаимодействие жанров в художественной системе писателя: Межвуз.сб.науч.трудов. М.: МГПИ, 1982. 177 с.
93. Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976.-511 с.
94. Виноградов В.В. Из истории русской литературной лексики // Доклад и сообщ. Института языкознания АН СССР. М., 1959. Т. 12. С.40-47.
95. Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике // Поэтика. Л., 1926. Т.1. С.32-33.
96. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.-239 е.
97. Виноградов В.В. О художественной прозе. М., 1930.
98. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1963. 192 с.
99. Виноградов В.В. Тургенев и школа молодого Достоевского (конец 40-х годов XIX века) // Русская литература. 1959. №2. С.54.
100. Вомперский В.П. О стиле очерка // Стилистика газетных жанров. М.: Изд-во МГУ, 1981. С.111-118.
101. Вопросы жанра и стиля в русской и зарубежной литературе: Сборник статей / Под ред.Л.А.Колобаевой. М.: Изд-во МГУ, 1979. 78 с.
102. Вопросы сюжетосложения: сюжет и жанр. Рига: Звайгзне, 1974. 320 с.
103. Газетные жанры. М.: Политиздат, 1971. 184 е.
104. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 139 е.
105. Гашева Н.Л. Жанровые и типологические особенности художественных текстов // Актуальные проблемы психолингвистики: Слово и текст. Тверь: Твер.гос.ун-т, 1996. С. 136-141.
106. Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика, стиль. М.: Наука, 1975.-471 с.
107. Гинзбург Л .Я. Литература в поисках реальности: статьи, эссе, заметки. Л.: Советский писатель, 1987. 397 с.
108. Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом. Л.: Советский писатель, 1989.-608 с.
109. Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1966. 76 с.
110. Глушков Н.И. Очерковая проза. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1979. -98с.
111. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-пресс, 1997. 442 с.
112. Горький М. Несобранные литературно-критические статьи. М.: Гослитиздат, 1941. 552 с.
113. Горький A.M. Собр. Соч.: В 30 т. М., 1956. Т.30. С.146-147.
114. Долгополов JI.H. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX века. JL: Советский писатель, 1985. 352 с.
115. Дубяго А.И. Стилистические особенности демократической публицистики 40-60-х годов XIX века // Семантические единицы в категории русского языка в диахронии. Калининград, 1997. С.55-61.
116. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. JL: Искусство, 1982. 269 с.
117. Есин Б.И. Репортажи В л .Гиляровского. М.: Изд-во МГУ, 1985. 110 с.
118. Есин Б.И. Русская журналистика 70-80-х годов XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1963.- 191 с.
119. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. Калининград, 1974. Вып.1. 157 с.
120. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. Калининград, 1976. Вып.З. 125 с.
121. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. Калининград, 1978. Вып.4. 160 с.
122. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. Калининград, 1980. Вып.5. 124 с.
123. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. Калининград, 1983. Вып.6. 111 с.
124. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. Петрозаводск, 1978.-171 с.
125. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. Петрозаводск, 1987. 168 с.
126. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. Петрозаводск, 1983. 152 с.
127. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. Петрозаводск, 1984. 173 с.
128. Жанр и композиция литературного произведения. Историко-литературные и теоретические исследования: Межвуз.сб. Петрозаводск, 1989.- 170 с.
129. Жанр и проблема диалога: Межвуз.сб. Махачкала, 1982. 170 с.
130. Жанр и стиль художественного произведения. Минск, 1980. 146 с.
131. Жанр и творческая индивидуальность: Межвузсб.науч.тр. Вологда: Изд-во ВГПИ, 1990.- 164 с.
132. Жанровое многообразие художественной литературы: Межвуз.сб.науч.тр./ Сарат.гос.пед.ин-т им.К.А.Федина. Саратов: Изд-во СГПИ, 1990. 142 с.
133. Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. Межвуз.сборник. Вологда: Изд-во ВГПИ, 1982. 176 с.
134. Жанрово-стилевые искания и индивидуальность писателя: Сб.науч.тр./ Алмат.гос.ун-т. Алматы: Изд-во КазГУ, 1994. 77 с.
135. Жанровые формы в русской литературе конца Х1Х-нач.ХХ веков: Межвуз.сб.науч.тр. / Куйбыш.гос.пед.ин-т. Куйбышев: КГПИ, 1985. -121 с.
136. Жанр, стиль, метод: Сб.науч.тр. Алма-Ата: Изд-во КазГУ, 1990. 112 с.
137. Жанр (эволюция и специфика): Вопросы русского языка и литературы. Межвуз.сб. / Бельцкий гос.пед.ин-т им. А.Руссо. Кишинев: Штиица, 1980.- 154 с.
138. Жанры в историко-литературном процессе: Межвуз.сб.науч.тр. / Волог.гос.пед.ин-т. Вологда: Изд-во ВПГИ, 1985. 152 с.
139. Жанры в литературном процессе: Межвуз.сб.науч.трудов. / Волог.гос.пед.ин-т. Вологда: Изд-во ВПГИ, 1986. 150 с.
140. Жанры журналистики Сборник статей. / Науч.ред. доц. Л.Г.Юдкевич. Казань: Казан.гос.ун-т, 1972. 150 с.
141. Жанры советской газеты. М.: Высшая школа, 1972. 424 с.
142. Жизнь и судьба малых литературных жанров: Материалы межвуз.науч.конф. Иваново, 7-10 февраля 1995 г. / Иван.гос.ун-т. Иваново, 1996.-306 с.
143. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979.-493 с.
144. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избр.тр. Л.: Наука, 1977.-407 с.
145. Журавлев А.И. Русская драма и литературный процесс XIX в. От Гоголя до Чехова. М.: Изд-во МГУ, 1988. 196 с.
146. Журбина Е.И. Искусство очерка. М.: Сов.писатель, 1957. 221 с.
147. Журбина Е.И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе. М.: Сов.писатель, 1979. 376 с.
148. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М.: Мысль, 1989. 399 с.
149. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: (На материале русской прозы XIX XX вв.). СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999. -281 с.
150. Из истории русской журналистики кон.Х1Х нач. XX в. (Статьи, материалы, библиография) / Под ред. Б.И.Есина. М.: Изд-во МГУ, 1973. - 267 с.
151. Из истории русской журналистики нач.ХХ в.: Сб.статей. / Под ред.Б.И.Есина. М.: Изд-во МГУ, 1984. 237 с.
152. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. 121 с.
153. Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999. 102 с.
154. Ковтунова И.И. Вопросы структуры текста в трудах акад.В.В.Виноградов // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М., 1982.С.8-15.
155. Ковтунова И.И. Несобственно-прямая речь в современном русском языке // Русский язык в школе. 1953. №2. С.20.
156. Кожинов В.В. Основы теории литературы. М., 1964. Стлб.914.
157. Козлов Б.М. Жанрообразующая функция сюжета и композиции в повести А.И.Куприна «На переломе» // Жанр и композициялитературного произведения: Межвуз.сб. Вып.2. Калининград, 1976. С.106-112.
158. Колядич Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. М.: Мегатрон, 1998.-277 с.
159. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1995.- 158 с.
160. Коньков В.И. Язык художественной публицистики: (Очерк и фельетон). Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-92 с.
161. Ю.Лихачев Д.С. Текстология: На материале русской литературы Х-ХУ11 вв. Л.: Наука, 1983. 639 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.