Жанрово-тематические особенности публицистики Ф.А. Абрамова: 1960-80-е годы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Назаралиева, Фатима Салмановна

  • Назаралиева, Фатима Салмановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 157
Назаралиева, Фатима Салмановна. Жанрово-тематические особенности публицистики Ф.А. Абрамова: 1960-80-е годы: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Махачкала. 2012. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Назаралиева, Фатима Салмановна

Оглавление

Введение

Глава 1. Жанровые разновидности литературного портрета в публицистике Федора Абрамова

§1. Литературный портрет и его виды. Некролог и юбилейная статья в

публицистике Ф. Абрамова

§2. Собственно-литературные портреты Ф.Абрамова

§3. Цикл портретов русских писателей. Критико-биографический очерк как

разновидность творческого портрета

Глава 2. Традиционно журналистские жанры в творчестве Федора Абрамова

§1. Проблематика выступлений, бесед и интервью писателя

§2.Телевизионный опыт Ф. Абрамова. Выступления писателя в телестудии

Останкино

Глава 3. Тема деревни в публицистике Ф. Абрамова

§1. «Деревенская» публицистика Федора Абрамова

§2. Роль очерка в реализации деревенской тематики в публицистике Ф.

Абрамова

§3. Беллетризованный очерк в публицистике Ф. Абрамова: трудности

определения жанра произведения «Вокруг да около»

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанрово-тематические особенности публицистики Ф.А. Абрамова: 1960-80-е годы»

Введение

Следствием острых проблем современности и потребности быстро и адекватно на них реагировать стало обращение многих авторов к публицистическим жанрам. Так публицистика стала знаковым явлением русской культуры второй половины XX века, затронув, в частности и известного писателя «деревенской прозы» Федора Александровича Абрамова.

Федор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в многодетной крестьянской семье в далекой северной деревне Верколе Архангельской области. На его долю выпали общие для того времени невзгоды: безотцовщина, тяготы и радости крестьянского труда, беды коллективизации, война. Студентом он ушел добровольцем-ополченцем защищать Ленинград, был тяжело ранен, чудом уцелев в блокадном госпитале. Навсегда он остался верен погибшим товарищам: их памятью, их судьбой выверял он свое поведение, свой писательский путь. Но он запомнил не только героизм молодых ополченцев, но и преступные действия тех, кто посылал в бой безоружных ребят. Не тогда ли началось трезво-бесстрашное осмысление

будущим писателем эпохи?

В 1942 году после госпиталя Абрамов вернулся в родную Пинегу, где на всю жизнь запомнил подвиг русской женщины, которая в тылу открыла «второй фронт». Тогда и родился замысел первого романа «Братья и сестры» (1958), который вынашивался шестнадцать лет. Тем временем Абрамов доучивался в университете, защитил кандидатскую диссертацию и приступил к заведованию кафедрой советской литературы. В мирной жизни ему пришлось столкнуться с новыми трагедиями: он увидел не только драмы крестьянские, но и городские, драмы интеллигенции, драмы недоверия и подозрительности к военнопленным, а также находившимся в оккупации. Его возмущал анкетный подход к людям, чиновничий подбор кадров, когда люди с «чистой биографией» получали незаслуженные привилегии, легко строили карьеру. В то

же время его мучило бесправие крестьян, лишенных паспорта и права передвижения, плативших непомерные налоги.

Кроме того, современная литература казалась ему притворной, лживой, и, почувствовав веяния «оттепели», молодой кандидат наук сказал свою правду на страницах «Нового мира». Статья Абрамова показалась некоторым слишком резкой, задела «авторитетных» людей, его заставили «признать ошибку» или

уйти из университета.

Скрепя сердце коммунист Абрамов «ошибку» признал. В первый и последний раз. Позже, когда хвалили (за первый роман «Братья и сестры»), когда на четыре года отлучали от литературы за повесть «Вокруг да около», когда упрекали за «очернительство» и «искажение действительности» (повесть «Пелагея», роман «Дом»), когда не пропускали в печать (рассказы «Старухи», «Франтик»), Абрамов стоял на своем. И от старшего своего товарища, поэта и редактора А. Твардовского, не отступился, когда громили «Новый мир».

Федор Абрамов задействовал в своем творчестве самые разнообразные жанры. Помимо известных своих романов «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1968-1972), «Дом» (1973-1978), он написал множество повестей и рассказов: «В Питер за сарафаном» (1961), «Олешина изба» (1975), «Старухи» (1969), «Однажды осенью» (1961), «Сан Саныч» (1981), цикл коротких рассказов «Трава-мурава» (1955-1980).

Его публицистические работы не получили столь же широкой известности, но оставили свой неповторимый след в истории литературы. Наиболее известные из них - «Пашня живая и мертвая» (1978); «От этих весей Русь пошла» (1979-1980); «На ниве духовной» (очерки совместно с Антонином Чистяковым, 1981 г.); «О хлебе насущном и хлебе духовном» (выступление на VI съезде писателей СССР в 1987 г.); «Чем живем - кормимся» (открытое письмо землякам, 1986 г.); «Самый надежный судья - совесть» (выступление в телестудии «Останкино», 1981 г.); «Кое-что о писательском труде» (беседа с корреспондентом журнала «Вопросы литературы» Л. Антопольским, 1974 г.);

«Деревня - это мать наша» (интервью с корреспондентом еженедельника

«Книжное обозрение» М. Искольдской, 1982 г.).

Чем же привлекает публицистика Ф. Абрамова, какую роль она сыграла в его становлении как писателя, а также в целом в журналистике и литературном процессе того времени, нам предстоит выяснить в главах диссертации. Проведенный анализ трудов Ф. Абрамова позволяет утверждать, что широта и глубина проблематики, смелость мысли, высота идеалов, неустанные поиски истины, стремление «возжечь человеческое» нашли наиболее широкое

отражение именно в его публицистике.

Слово «публицистика» (от латинского «риЬНсш» - общественный), без сомнения, соотносимо с публичностью, то есть обращенностью к публике, массе, социуму. И понятно, почему публицистику нередко называют «способом социального общения». В одной из своих многочисленных работ В.В. Ученова дает такое определение: «Любое обращение к широкой аудитории с целью ее политической активизации может быть названо публицистичным» [Ученова, 1971: 13]. В уточнении нуждается здесь, пожалуй, лишь прилагательное «политический»: активизация может носить и религиозный, и правовой, и

нравственный характер.

Расцвет публицистики в творчестве Абрамова приходится на 1970-80-е годы: именно в это время выходят в свет его основные романы и рассказы, а также выступления, интервью, статьи, очерки. В публицистике автором поставлены практически те же проблемы, что и в его художественных произведениях: здесь итоги многолетних раздумий о жизни, литературе,

обществе и человеке.

Особый интерес для настоящего исследования представляет изучение

жанрово-тематического разнообразия публицистики писателя. В ходе проведенного анализа у Ф. Абрамова выявлены следующие жанровые разновидности: литературный портрет, беседы, интервью, очерки, заметки, выступления и статьи.

Необходимость жанрового подхода диктуется современным состоянием литературоведческой науки, где заметно повысился уровень систематизации литературных явлений. Первостепенным стал жанровый аспект при рассмотрении тех или иных этапов литературного развития.

Что же касается литературного портрета, то он становится сегодня одной из самых продуктивных жанровых форм. Необходимость изучения этого жанра определяется тем, что история его представлена лишь в разрозненных и несистематизированных фактах, его типология и поэтика исследованы не в полной мере.

В своих литературных портретах Абрамов не оставил без внимания практически ни одного русского писателя: в его дневниковых записях можно найти заметки об А. Вампилове, М. Пришвине, С. Есенине, М. Шолохове и других. Затронута в его публицистике и тема деревни, в освещении которой мы попытались найти новые аспекты, несмотря на ее достаточную изученность в художественных произведениях названного писателя. Абрамов был одним из немногих, кто всегда страстно выражал любовь не только к Отечеству в целом, но и к своей малой родине и ее людям, и данная тема стала ключевой в его творчестве. В качестве яркого примера воплощения темы деревни можно привести очерки в соавторстве с А. Чистяковым: «Пашня живая и мертвая...», «От этих весей Русь пошла», «На ниве духовной». Пристальное внимание исследователей привлекает также повесть «Вокруг да около», где Федор Абрамов нетривиально решает внехудожественную задачу.

Публицистика Ф. Абрамова представляет собой рассказ человека о человеке, о его духовной и нравственной сути, падениях и взлетах, неустанных поисках справедливости и жажды утверждать эту справедливость. Все это отразилось в исследуемых произведениях, пафос которых заключался в стремлении тревожить, «будить в человеке человеческое», а также мужество и гуманизм.

Актуальность исследования определяется необходимостью специального, системного исследования публицистики Ф. Абрамова.

На сегодняшний день названный аспект его творчества осмыслен еще недостаточно. Это результат того факта, что в условиях отсутствия свободы слова значение писателя-публициста, открыто боровшегося за демократию и справедливость, как правило, принижалось. Художник открыто противостоял официальной пропаганде, призывал народ к соблюдению истинно человеческих норм поведения, что, естественно, не могло приветствоваться властью. Данный факт и привел к наличию некоторых пробелов в исследовании его публицистики, так что перед литературоведением все еще стоит задача проанализировать затронутые Ф. Абрамовым проблемы жизни, бытия и нравственности, способы их своеобразного разрешения, а также формы их

художественного воплощения.

Изучение публицистики Ф. Абрамова в контексте времени дает возможность выявить связь жизни и творчества писателя с жизнью своего народа, помогает понять социальную обусловленность его произведений и раскрыть его новаторство как художника, публициста, литературоведа, гражданина. Исследование его творений на стыке литературоведения и истории отечественной журналистики создает не только разностороннюю картину современной писателю эпохи и литературного процесса, но и - что особенно важно - выявляет сущностные характеристики многогранной публицистики Абрамова, ее идейную и эстетическую ценность. Кроме того, его творчество выступает как двусторонний процесс, отражение двух специфических областей - прозы и публицистики, позволяя в сложных взаимосвязях литературы и журналистики установить общественную подоснову художественного облика произведений писателя, его роль и место в отечественной литературе. Предлагаемое исследование представляет интерес с точки зрения и истории литературы, и истории журналистики.

Степень изученности проблемы. Немало усилий приложили исследователи, чтобы определить само понятие мастерства публициста. Существенный вклад в разработку этих проблем внес, в частности, Е.П. Прохоров, проанализировав компоненты мастерства сквозь призму отношений

публициста с действительностью. По определению Прохорова, мастерство в публицистическом произведении «выявляется в том, каков уровень реализации публицистических целей и, затем, уровень публицистического мышления автора, степень точности и целенаправленности исследования и оценки типических социальных ситуаций современности, глубина и объективность интерпретирующей и базисной фундаментальной информации, распространяемой в связи с анализом ситуации» [Прохоров, 1973:13].

В.И. Здоровега [1979] и В.А. Шандра [1977] поставили задачу глубокого изучения особенностей познавательной деятельности публициста, ее структуры и механизмов. В.В. Ученова [1979] выявила гносеологическую природу публицистического творчества, его связь с политическими процессами. В качестве основных «составных» мастерства названные авторы выделяют: мировоззренческие качества публициста, компетентность как глубокое знание темы, профессиональные навыки, к которым можно отнести технику сбора материала, разработки темы, выбор жанровых решений, методов изложения и т.д. Мастерство публициста представляется как совершенное и свободное владение методами и формами публицистической деятельности, которые должны обеспечить высокий идейно-содержательный уровень творчества публициста, наличие в нем новаторских элементов.

Что касается творчества Ф. Абрамова в целом и его публицистики, в частности, то они стали предметом исследования с середины 1960-х годов не только в отечественном, но и в зарубежном литературоведении.

Вместе с тем констатируем острую нехватку работ по публицистике

данного автора.

Чаще всего творения исследуемого автора рассматривались в контексте деревенской прозы наряду с такими авторами, как Б. Можаев, В. Распутин, В.Белов, В. Астафьев, В. Шукшин и др. Поэтому назовем некоторые монографии соответствующего характера, где встречается анализ и отдельных произведений Ф. Абрамова: «Пафос преобразования. Тема деревни в прозе 5070-х г.г.» (1978) Л. Теракопяна; «Человек на земле. Тема деревни в русской

современной прозе 50-70-х г.г.» (1981) В. Сурганова; «Кровная связь: Судьбы деревни в советской прозе» (1987) Ф. Кузнецова; «Прощание: Размышления над страницами «деревенской прозы» (1990) Т. Никонова; «Русская «деревенская проза»» (1999) В. Недзвецкого; «Русская деревенская проза XX века» (2002) В.Филиппова и А. Большакова, а также огромное количество статей других авторов. В центре внимания названных работ духовно-нравственный аспект произведений, эстетические принципы художников-деревенщиков» и их новаторство.

Творчество Абрамова притягивало к себе внимание, начиная с выхода в свет первых его произведений. Писатель минувшего века предстает в отечественном литературоведении и критике в таких ипостасях, как художник, публицист, личность. Проблемы современного человечества он сумел показать через судьбы русского северного крестьянства, и неслучайно его произведения переведены на многие языки мира: они интересуют всех, так как поднимают проблему народного начала в современном мире.

Рассматривая творчество Ф. Абрамова, известный исследователь Игорь Золотусский отмечал: «Приезжая летом в Верколу и останавливаясь в семье старшего брата (тогда своего дома еще не было), Абрамов всякий раз, выходя на улицу, ждал этого дня. А потом, когда построил дом и обнес его штакетником, за которым все было видно, что делается на дворе, и подавно подставил свою жизнь тысяче глаз... Он от людей не прятался, на даче за высоким забором не отсиживался. По улице идет - обязательно к знакомому завернет. А знакомых - вся деревня. И что скажут о нем, как подумают - это для него великая подмога. Или, наоборот, огорченье. Зависел, очень зависел он от Верколы. Он даже жену свою просил надевать лучшие платья, когда ехали в Верколу. Она сопротивлялась, говорила, что в Ленинграде их не надевает, а он сердился: «Веркола важнее»!» [Золотусский, 1986: 16].

Творческая эволюции писателя становится объектом изучения у Надежды Ажгихиной: «Сегодняшний литературный ландшафт без этих споров был бы совершенно иным. И мне хочется верить в то, что историки изящной

словесности сохранят память о тех голосах и судьбах, которые сражались за живое, честное и яркое искусство» [Ажгихина, 2011: 9]. Она утверждает, что Федор Абрамов был ««прозаиком-деревенщиком» и «публицистом-западником»» [Ажгихина, 2011: 9]. Мы согласны с данной позицией, так как подчас творчество того рода авторов, к которым относился и Абрамов, как и роль самого периода (1970-80-е) для отечественной литературы, незаслуженно умаляется. Наблюдается тенденция, когда писателей-«деревенщиков» рассматривают в очень ограниченном, упрощенном контексте, порой не признавая их роли для литературного процесса в целом.

Обращаясь к публицистическому и художественному творчеству писателя, Леонид Ханбеков подчеркивает, что проблемы молодежи занимают прочную позицию в публицистике Ф. Абрамова наряду со многими другими нравственными проблемами: «Подчеркнем сейчас лишь боль болей писателя -утрату бережного и любовного отношения к земле. Подчеркнем, хотя сам он не выделяет ее из круга других беспокоящих его нравственных потерь. Для того лишь подчеркнем, чтобы сказать торопливому критику: для упрека в повторе нет никакого основания. Писатель разрабатывает свою тему, и это скорей пример цельности, последовательности, художнической основательности, чем пример нетребовательности или спешки» [Ханбеков, 1989: 132]. Приведенные слова - дополнительное доказательство широкого диапазона затрагиваемых Абрамовым проблем, злободневности его публицистики, никогда не существовавшей в камерных условиях, в отрыве от «живой жизни». Напротив, его очерки всегда были острым, непосредственным откликом на происходящее в стране, потому они и представляют своего рода «летопись» советской эпохи, будучи интересными не только для литературоведов.

Литературный портрет - неотъемлемая часть публицистики и всего творчества Ф. Абрамова; данный жанр занимает одно из ведущих мест в его творчестве. Относительно названного факта исследователь Юрий Оклянский подчеркивает, что «это была та его пашня, на которой он трудился в поте лица, покрывая создавшийся в стране дефицит на черный хлеб истины» [Оклянский,

1988: 167]. Именно жанр очерка отвечал всем требованиям быстрого и адекватного отклика на события, и Абрамов мастерски овладел всеми преимуществами данного жанра как главного орудия в объективном,

занимательном освещении действительности.

Если говорить об основных направлениях исследований по творчеству Абрамова, то можно назвать следующие: анализ духовно-нравственной проблематики, изучение проблем народного характера и национальной судьбы, осмысление его «деревенской прозы» в контексте литературной традиции, анализ образно-мотивной системы и т.д. Отметим, что особенности публицистики анализируемого автора по-прежнему нуждаются в дополнительном исследовании и систематизации.

Завершая обзор работ, посвященных публицистике Абрамова, подчеркнем, что содержание и форма публицистических текстов данного автора, как и многих других писателей, ему подобных, определяется их функцией - пропагандистской, просветительской или регулятивно-управленческой. Публицистика Абрамова относится к разряду журналистики орудийной, воспитательной, проповеднической, популяризирующей. Отсюда и ее особенности, позволяющие сложное объяснять через простое, далекое -через близкое, общее - через конкретное.

Объект диссертации - публицистика Ф. Абрамова 1960-80-х годов. Предмет исследования - жанрово-тематическое разнообразие публицистики Федора Абрамова (в частности, разновидностей литературного портрета, традиционно-журналистских жанров, а также социальных, этических

и эстетических проблем и т.д.).

Основная цель диссертации - характеристика основных тем и жанров,

представленных в публицистике Ф. Абрамова.

В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются: 1) описание жанровых разновидностей публицистики Ф.Абрамова, созданной в 60-80-е годы XX века;

2) исследование специфики художественного и публицистического начал

в творчестве писателя;

3) выявление основных образов и мотивов;

4) освещение проблемного, идейно-тематического аспекта

публицистических творений автора;

5) характеристика «деревенской» темы в публицистике Ф. Абрамова;

6) анализ типологических черт и творческой индивидуальности писателя

и публициста Ф. Абрамова;

7) определение места и роли публицистики Ф. Абрамова в контексте всего его творчества, а также литературного процесса и журналистики

советского периода в целом.

Материалом для решения перечисленных задач послужили следующие тексты Ф. Абрамова: очерки и статьи, рецензии, литературные портреты (юбилейные статьи, некрологи, критико-биографические очерки, собственно-литературные портреты), беседы и интервью, выступления на съездах писателей и телевидении, встречи с читателями и т.д.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые была предпринята попытка разностороннего рассмотрения жанровых разновидностей, тематики и проблематики публицистики Федора Абрамова 1960-80-х годов, в частности, традиционно-журналистских жанров. Полученные выводы позволили определить специфику художественного и публицистического начал в творчестве писателя, основные содержательные приоритеты его публицистики, глубину отображения им темы деревни и проблем современности, а также проследить типологические черты и творческую неповторимость писателя Ф. Абрамова. Роль его публицистики была охарактеризована как определяющая, знаковая для всего его творчества, как и для литературного процесса и журналистики советского периода в целом.

Методологическая основа и методы исследования. Методологической и теоретической базой настоящего исследования являются работы ведущих литературоведов, критиков и публицистов: С. Бочарова, Л. Вильчек, Н.

Глушкова, И. Золотусского, М. Калинина, В. Кожинова, Г. Колосова, Р. Овсепяна, Л. Ханбекова, а также труды Л. Колобаевой, Ю. Павлова и др., в которых представлена методология анализа идейно-художественной концепции писателя, способствующая дальнейшей разработке данной проблемы.

Основные методы изучения публицистики Ф. Абрамова - аналитический, описательный. Также используются компонентный анализ, сочетание теоретического и историко-литературного подходов. Для обработки обширного эмпирического материала, задействованного в рамках исследования, применялся метод контент-анализа, позволивший сделать выводы об основных содержательных тенденциях произведений Федора Абрамова; в качестве прикладного был использован биографический метод.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическое значение работы заключается в том, что ее результаты способствуют углубленному пониманию разностороннего творчества Ф.Абрамова, оценке его публицистики в отечественной общественно-политической жизни, а также характеристике функционирования произведений писателя в системе средств массовой информации. Исследование, проведенное на стыке литературы и журналистики, позволяет делиться опытом реализации традиционно-журналистских жанров в творчестве писателя, менее известного в ипостаси публициста. Материалы диссертации позволят расширить представление об отечественном общественно-литературном процессе 60-80-х годов XX века.

Положения и выводы диссертации могут послужить основанием для дальнейшей научной работы по изучению творчества Ф. Абрамова. Выбранная тема открывает новые перспективы в исследовании актуальной проблемы -духовно-нравственного поиска публицистики в контексте русской литературы и журналистики XX столетия. Материалы диссертации могут быть использованы в системе общих курсов теории и истории русской литературы, на спецкурсах, спецсеминарах, посвященных изучению указанного периода, а

также при составлении методических рекомендаций и учебных пособий по изучению литературы и журналистики XX столетия.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. Литературный портрет представлен у Ф. Абрамова в виде юбилейной статьи, некролога, собственно литературного портрета, а также критико-биографического очерка, находящихся на стыке собственно художественного творчества и литературной критики. Ф. Абрамов прибегает к необычной компактной композиции, эффекту слияния авторской речи с внутренней речью героев, а также глубокой индивидуализации образов и одновременно широким обобщениям.

2. В публицистике Ф. Абрамова представлены разнообразные традиционно-журналистские жанры, в частности, выступления, беседы и интервью, выступления. Основные темы в них - роль нравственных ценностей в жизни и в литературе, призыв к гражданской активности и пробуждению личной инициативы, а также нерасторжимость проблем социально-экономических и духовных. Его очерки реализуется в форме записи непосредственных впечатлений, рожденных действительностью размышлений и ассоциаций, с одновременным подчинением повествования единой внутренней теме, единому образу, а также ясно выраженным отношением к описываемому.

3. Проза и публицистика исследуемого автора - инварианты одного и того же мира, как и у многих других писателей-«деревенщиков». Ф. Абрамов выступает в роли художника-беллетриста, публициста, документалиста, лексиколога и языковеда, исследователя национального характера и менталитета, а также художника-дидактика, для которого характерно взаимопроникновение беллетристического и публицистического начал. Подобный синтез традиционно-художественных и журналистских форм выражения является для автора новаторским художественным способом и одновременно поиском способов непосредственного вмешательства в жизнь, свидетельством гражданской активности.

4. Для Ф. Абрамова как представителя «деревенской прозы» ключевыми являются образ дома как символ духовного храма и концепт деревни как особое нравственное пространство героя, «природная обитель», а также метафора понятия социального, национального и нравственного как нерасторжимого целого. Главный герой писателя - сельский житель, образ которого определен землей, природой, традиционными устоями деревенского уклада; основополагающим является также понятие «памяти» как олицетворение нравственно-этических, культурно-исторических ценностей. Публицистика Ф.Абрамова - закономерное следствие развития идей о «деятельном добре» и личной ответственности, права и необходимости выбора каждого человека, что коренным образом отличает его прозу от онтологической, натурфилософской прозы остальных авторов-«деревенщиков».

Апробация. Основные положения диссертации излагались на ежегодных научных конференциях на филологическом факультете Даггосуниверситета (2009, 2010, 2011), а также были опубликованы в виде 6 статей в сборниках

работ и в журналах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 114 наименований. Диссертация представляет собой рукопись на 157 страницах в компьютерном варианте.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статья, опубликованная в рецензируемом издании, рекомендованном ВАК РФ

1. Назаралиева Ф.С. Жанровые разновидности литературного портрета в публицистике Федора Абрамова // Вестник Московского государственного Областного университета. Серия «Русская филология». - 2011. - №2. - С. 137141.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Назаралиева, Фатима Салмановна, 2012 год

Список использованной литературы I. Тексты

1. Абрамов Ф. Чистая книга: Роман, повести, рассказы, публицистика. - М., 2004.

2. Абрамов Ф. Братья и сестры. Роман в четырех книгах. Книги первая и вторая. -М., 1987.

3. Абрамов Ф. Братья и сестры. Роман в четырех книгах. Книги третья и

четвертая. - М., 1987.

4. Абрамов Федор. Будить в человеке человеческое. Литературное обозрение. - 1988. - № 6. - С. 10-15.

5. Абрамов Ф.А. Деревеньку зовут Тимониха: К 50-летию писателя В. Белова // Север. - 1982. - № 10. - С. 91-95.

6. Абрамов Ф.А. О первом учителе // Слово в ядерный век. - М., 1987. - С. 47-49.

7. Абрамов Ф.А. «Писательство влекло меня с детства» // Журналист. -1989. -№3.- С. 93.

8. Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Стенограмма выступления в Останкине // Нева. - 1984. - №№5, 7.

9. Абрамов Ф.А. Слово в ядерный век. - М., 1987.

10. Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6т. - Т. 5. - СПб., 1993.

11. Абрамов Ф.А. Так что же нам делать? (Из дневников, записных книжек, писем) / Сост. Л.В. Крутикова-Абрамова. - СПб., 1995.

12. Барахов В. Литературный портрет. Истоки, поэтика, жанр. - Л.: Наука, 1985.

13. Земляки помнят: Александр Яшин в воспоминаниях северян, Архангельск, 1988.

14. Крутикова-Абрамова Л. Воспоминания о Д.С. Лихачеве. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://likhachev.lfond.spb.ru/Memoirs/abramova.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

15. Крутикова-Абрамова Л. «Жить по совести» // Графоман (печатный орган Вельского литературного объединения). - № 55. - 2009 г.

16. Крутикова-Абрамова Л.В. Ищите праведный путь (К 80-летию со дня рождения Федора Абрамова) // Литература в школе. - 2000. - № 2. - С.41-53.

17. Крутикова-Абрамова Л.В. Слово в ядерный век: О публицистике Федора Абрамова // Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. - СПб., 2003.

18. Твардовский А. Т. Собр. соч. - М., 1983. - Т.6. - С. 256-260.

II. Общетеоретические и литературоведческие источники

19. Адамович А. О современной прозе. - М., 1981.

20. Адамович А. Мы - шестидесятники. Статьи. - М., 1991.

21. Ажгихина Н. Русская идея Федора Абрамова. - Кулиса, 2001.

22. Акимов В. Есть люди в Пекашине! // В. Акимов. На ветрах истории: Очерки о книгах советских писателей. - Л., 1981. - С. 132-143.

23. Акимов В. «Человек и время». «Путевая проза», «деревенская проза»: открытия и уроки». - М., 1986.

24. Андреев Юрий. В поисках закономерностей. - Л., 1978.

25. Аннинский Л. А. Тридцатые-семидесятые. Литературно-критические статьи.-М., 1977.

26. Антошин М.К. Характер в русской советской прозе 60-80-х годов: Автореф. дис.... канд. филолог, наук. -М., 1991.

27. Архипов С.В. Современная советская публицистика. (Актуальные

проблемы). - Владикавказ, 1991.

28. Ашиток Л. 2010-й будет Годом Абрамова? // Культура. - 2009. - 21

апреля.

29. Балаценко Н.С. Художественная концепция личности в творчестве В. Белова и В. Маканина: Дисс. ... канд. филолог, наук. - Армавир, 2000.

30. Баранов В. Формула творчества // Литературное обозрение. - 1975. -№12. - С. 64-69.

31. Басинский П.В. Деревенская проза. - М., 2000.

32. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

33. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.

34. Белая Г. Художественный мир современной прозы. - М., 1983.

35. Белов В.И. Избранные произведения: В 3-х т. - М., 1984.

36. Белов В. Возродить в крестьянстве крестьянское... // Правда. - 1988. - 15 апр.

37. Большакова А.Ю. Русская деревенская проза 1960-1990-х годов в англоамериканском восприятии // Филологические науки. - 1995. -№5. - С. 45-54.

38. Большакова А.Ю. Деревня как архетип: От Пушкина до Солженицына. -М., 1999.

39. Большакова А.Ю. Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» XX века. - М., 2000.

40. Большакова А.Ю. Русская деревенская проза XX века. - Шумен, 2002.

41. Большакова А.Ю. Судьбы крестьянства в русской литературе. - М., 2002.

42. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики. - М., 1982.

43. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной прозе. - М., 1977.

44. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. -М., 1982.

45. Валикова Д. Деревенская проза: создатели и герои // Литература. - 2001. -№5.

46. Васильев В. Из колена Аввакумова: Личность и творчество Ф. Абрамова в свете перестройки // Наш современник. - 1987. - № 3, 4. - С. 115-124,151161.

47. Вертлиб Евг. Русское - от Загоскина до Шукшина... - СПб., 1992.

48. Вильчек А. Вниз по течению «деревенской прозы» // Вопросы литературы. - 1985. - № 6. - С.34-72.

49. Вильчек Л. Пейзаж после жатвы. - М., 1988. - С. 108.

50. Вишневский А., Корконосенко Н. Воспоминания о Федоре Абрамове, или Любовь длиною в жизнь // РЯОсцениум. - № 7. - 2009.

51. Вишневский Аркадий, Корконосенко Наталия. Федор Абрамов -послесловие // Санкт-Петербургские ведомости. - 2008. - 4 декабря.

52. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов (Некоторые аспекты концепции человека). - М., 1989.

53. Глушков Н.И. Очерковая проза. - Ростов, 1979.

54. Глушков Н.И. Очерковые формы в Советской литературе. - Ростов, 1969.

55. Дедков И. О творчестве Ф. Абрамова // Вопросы литературы. - 1982. -№7. - С. 37-65.

56. Ершов Л.Ф. Валентин Распутин и социально-философская проза 19701980 годов // Русская литература. - 1987. - № 1. - С. 145-156.

57. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. - М., 1988.

58. Ершов Л.Ф. Три портрета: Очерки творчества В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Белова. - М., 1985.

59. Журбина В.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. -М., 1969.

60. Здоровега В.И. Слово тоже есть дело. - М., 1979.

61. Земля Федора Абрамова: Сб. ст. / Сост. Л. Крутикова. - М., 1986.

62. Золотусский И. Федор Абрамов. Личность, книги, судьба. - М., 1986.

63. Золотусский И. Иначе он не мог // Литературное обозрение. - 1986. -№3. -С. 25.

64. Калинин М.И. Об искусстве и литературе. - М., 1957.

65. Каменецкая М. «Сколько в тебе богатства, настолько ты и богат» // Санкт-Петербургские ведомости. - № 034. - 2010. - 1 марта.

66. Каменецкая М. Тем временем в Верколе... // Санкт-Петербургские ведомости. - № 034. - 2010. - 1 марта.

67. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения. - М.: Михайлова В.А., 2001.

68. Кожинов В.В. Виды искусства. - М, 1960.

69. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М., 1982.

70. Колосов Г.В. Поэтика очерка. - М., 1977.

71. Колосов Г. В. Публицистика как творческий процесс. - М., 1977.

72. Компанеец В.В. Русская социально-философская проза 1970-80-х годов (нравственный и психологический аспект изображения человека). - Саратов, 1994.

73. Коняев Н. Выход из нравственной пустыни // Литературный Петербург. -№ 86. - 2009.

74. Кройчик Л.Е. «Система журналистских жанров» [Электронный ресурс]: научный журнал - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

75. Молотягина О. «Живу за двоих». Жена знаменитого русского писателя Федора Абрамова готовится к 90-летнему юбилею мужа // Российская газета. - № 82. - 2009. - 7 мая.

76. Лавров Вл. Мужество на всю жизнь (К 75-летию Федора Абрамова) // Нева. - 1995. - № 2. - С. 188-193.

77. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 19501990-е годы. Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. В 2-х т. - Т. 2: 1968-1990. - М., 2003.

78. Мельницкая Лидия. «Немоты нахлебались без меры» // Правда Севера. -2009. - 5 марта.

79. Можаев Борис. Где дышит дух? // Литературная газета. - 1979. - 31 октября.

80. Можаев Борис. Чувство гармонии // Советская культура. - 1980. - 8 сентября.

81. Новожеева И.В. Концепция человека в деревенской прозе 1960-1980-х годов: по произведениям В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина: Дисс.... канд. филолог, наук. - Москва, 2007.

82. Николаев Г. О Федоре Абрамове: Воспоминания // Нева. - 1987. - №5. -С. 198-201.

83. Никонова Т. Прощание: Размышление над страницами «деревенской» прозы. - Воронеж, 1990.

84. Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская деревенская проза. - М.: МГУ, 1999. - 144 с.

85. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М., 1999.

86. Овсянкин Е.И. Из истории родословной и родины Федора Абрамова // Известия Русского Севера. - 2010. - №1(февр.). - С.27- 29.

87. Овчаренко А.И. От Горького до Шукшина. - М.: Современник, 1982.

88. Оклянский Ю. Мужество: О Федоре Абрамове // Вопросы литературы. -1988.-№4.-С. 155-175.

89. Оклянский Ю. Перечитывая Федора Абрамова: К сегодняшним спорам // Знамя. - 1988. - Кн. 10. - С. 207-216.

90. Оклянский Ю. Мирской набат Федора Абрамова: О своеобразии таланта и современном дилетантизме // Вопросы литературы. - 1989. -№8. - С. 77114.

91. Оклянский Ю.М. Дом на Угоре. (О Федоре Абрамове и его книгах). - М., 1990.

92. Павлов Ю.М. Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX века. - М., 2003.

93. Панихида по русскому писателю Федору Абрамову [Видеозапись]: программа «Новости». - 2010. - 3 марта.

94. Перцов В.О. Заметки о портрете // Наши достижения. - 1934. - № 6. - С. 13.

95. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. - М., 1973

96. Пятнадцать встреч в Останкине / Сост. Т. Земскова. - М., 1989.

97. Рощин Борис. Есть в России...: О Федоре Абрамов // Нева. - 1985. - №3.

98. Северное сияние Федора Абрамова [Видеозапись]: программа «Утро России». - 2010. - 27 февраля.

99. Семенюк М. О публицистичности современной прозы. Роман Астафьева «Печальный детектив» // Литература в школе. - 1987. - № 1. - С. 7-14.

100. Смирнов Сергей. Его сотворенное поле // Восточно-сибирская правда. -2010. - 25 февраля.

101. Соколова Л.В. Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов 2-й половины XX в.: В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев: Дисс. ... докт. филолог, наук. - СПб., 2005. - 365 с.

102. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. - М., 1982.

103. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1975.-154 с.

104. Три дня на сцене Малого - Федор Абрамов [Видеозапись]: программа «Сейчас». - 2010. - 2 марта.

105. Турков А. На перепутьях лет. Движение конфликта в тетралогии Ф. Абрамова. - Лит. учеба. - 1984. - № 2. - С. 113-122.

106. Турков А. Федор Абрамов. Очерк. - М.: Советский писатель, 1987.

107. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. - 147 с.

108. Ученова В. Основные направления разработки теории публицистики. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. - 70 с.

109. Ученова В.В. Публицистика и политика. - М., 1979.

110. Ханбеков Л. Веленьем совести и долга. Очерк творчества Федора Абрамова.-М., 1989.

111. Шандра В.А. Актуальные проблемы изучения социально-психологических особенностей журналистского творчества / Проблемы журналистики. - Вып. 9. - Л., 1977.

112. Эрнст Генри. Заметки публициста. - М., 1988.

113. Яновский H.H. Писатели Сибири. - М, 1988.

114. 90-летие Федора Абрамова и 25-летие спектакля «Братья и сестры» отметили в МДТ / [Видеозапись]: программа «Вести Санкт-Петербург». -2010.-1 марта.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.