Жанровая типология компьютерных игр: проблема систематизации художественных средств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Кутлалиев, Тимур Хафизович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 228
Оглавление диссертации кандидат наук Кутлалиев, Тимур Хафизович
Содержание
Введение
1. Игра как художественная симуляция
1.1. Игра - набор правил
1.2. Игровая симуляция как процесс порождения знаковых систем
2. Свойства жанров компьютерных игр
2.1. Понятие жанра в описаниях компьютерных игр
2.2. Традиционно выделяемые жанры игр
2.3. Основания для жанровой классификации игр
3. Характеристика ряда жанров компьютерных игр
3.1. Жанровая группа Action («Экшн», «Действие»)
3.2. Жанровая группа Simulation («Симуляторы»)
3.3. Жанровая группа Adventure («Приключение»)
3.4. Жанровая группа Strategy («Стратегия»)
3.5. Жанровая группа Puzzle («Головоломка»)
3.6. Жанровая группа Role-playing Game («Ролевая игра»)
3.7. Жанровая группа «Смешанные жанры»
4. Использование игровой механики для передачи авторских сообщений
Заключение
Список литературы
Список электронных ресурсов
Список упоминаемых в работе игр
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Киберспортивная журналистика. Становление и перспективы развития2020 год, кандидат наук Викулов Владимир Владимирович
Видеоигра как феномен медиакультуры 1980-х гг.2024 год, кандидат наук Ермаков Тихон Константинович
Звуковое оформление в структуре художественно-выразительных средств интерактивной компьютерной игры2012 год, кандидат наук Красильников, Артур Александрович
Концепция игрового столкновения как направление социологической интерпретации геолокационных игр2018 год, кандидат наук Глазков, Константин Павлович
Эстетика видеоигрового медиума: зрительский и игровой опыт в интерактивной среде2024 год, кандидат наук Шибаев Максим Валерьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровая типология компьютерных игр: проблема систематизации художественных средств»
Введение
В настоящее время наблюдается рост интереса к компьютерным играм как к явлению массовой культуры и форме художественного творчества. Изучение этой стороны игр осуществляется с двух основных направлений. Первое — исследования специалистов в области социологии, психологии, культурологи, искусствоведения. Второе, не менее важное, направление — это эксперименты разработчиков игр.
За последние четыре десятилетия компьютерные игры из забавы университетских программистов превратились в развлечение, известное миллионам. Развитие технологий позволило играм стать интертекстуальными произведениями, способными в создаваемой ими виртуальной реальности не только ссылаться на явления культуры и произведения искусства, но и делать их составной частью игрового мира. Одновременно авторы разрабатывали и вводили в обиход особые художественные средства компьютерных игр, связанные с построением интерактивного повествования или передачей сообщения посредством системы правил. Как результат, круг вопросов, стоящих перед исследователями компьютерных игр, необыкновенно широк и включает определение роли игр в современном мире, выработку терминологии новой области исследований, изучения взаимодействия автора игры с аудиторией и разработку методов описания или классификации игр.
Актуальность темы исследования
Появление и распространение компьютерных игр в культуре конца XX — начала XXI веков привело к необходимости изучения их места и роли в жизни современного общества. Необходимость систематизации и жанровой классификации компьютерных игр связана со все возрастающим интересом исследователей к этому явлению, как к феномену современной культуры. Рассматриваемые в работе культурологические аспекты жанрового функционирования компьютерных игр направлены на изучение социально-
психологической, художественно-эстетической онтологии компьютерной игры, как культурного феномена.
Актуальность исследования жанровой классификации компьютерных игр и систематизации игровых жанров обусловлена необходимостью культурологического анализа категории жанра применительно к специфике компьютерных игр с целью уяснения и их места и роли в современной культуре. В культурологических и искусствоведческих исследованиях термин «жанр» часто используется механически и применяется как к традиционным видам искусства, так и к современным визуально-медийным направлениям, а также к разнородным группам компьютерных игр. Существующие в современной научной литературе жанровые классификации требуют уточнения с учетом тех культурологических реалий, в которых функционирует разнообразие форм визуально-медийных и компьютерных направлений современного искусства и, в частности, компьютерных игр.
Объект исследования
Электронные игры для игровых автоматов, игровых приставок, карманных игровых систем, университетских ЭВМ и персональных компьютеров, выпущенные с 1962 по 2012 гг.
Предмет исследования
Жанры компьютерных игр.
Цель исследования
Создание жанровой классификации компьютерных игр, демонстрирующей культурное разнообразие форм и способов взаимодействия игр с аудиторией.
Задачи исследования
• Рассмотреть игровые правила как формообразующие принципы художественной симуляции;
• Определить формальные свойства жанров компьютерных игр и способы их функционирования в современной культуре;
• Выделить и проанализировать устойчивые жанровые традиции компьютерных игр;
• Изучить роль игровой механики в процессе интерактивного функционирования авторских сообщений
Хронологические рамки исследования 1962-2012 гг. — в работе изучена жанровая эволюция игр для персональных компьютеров, приставок, портативных игровых систем и игровых автоматов за последние пятьдесят лет.
Источники
Работы автор обработал сведения о нескольких тысячах игр для персональных компьютеров, приставок, портативных игровых систем и игровых автоматов из следующих источников:
1. Электронная база данных об играх для приставок, портативных систем и персональных компьютеров «МоЬуОашеэ»1 («Мобигеймс»), статьи об играх в англоязычном разделе «МУУаресКа» 2 («Википедия»). База «МоЬуОашеБ» содержит такие сведения о приблизительно тридцати пяти тысячах вышедших игр (включая некоторые переиздания и сборники) как год создания игры, названия выпустивших ее компаний и имена разработчиков, краткое описание, изображения обложек, кадры из игр и ссылки на рецензии. Сходный формат данных используется и в «\\^1аресНа», однако в ее статьях больше внимания уделяется описанию игрового процесса и истории создания игр. Недостатком и того и другого источника является то, что их материалы составляются и редактируются коллективом полуанонимных авторов-любителей: популярные игры в таких базах получают более подробные записи, сопровождаемые в том числе ссылками на интервью с разработчиками, а сведения о менее популярных играх нередко ограничиваются названием и годом выхода.
1 The Authoritative Video Games Database - Reviews and Information - MobyGames. Электронный ресурс. URL: http://www.mobygames.com/ (дата обращения 20.03.2012)
2 Wikipedia, the free encyclopedia. Электронный ресурс. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page (дата обращения 20.03.2012)
2. Специализированные Интернет-каталоги, посвященные старым играм для некоторых игровых систем: «Ноше of the Underdogs»1 («Дом аутсайдеров»), «01d-Games.RU» («Старые игры.ру»), «Abandonia» («Абандония»), «The Good Old Days» 4 («Хорошие старые деньки»), «International Arcade Museum» 5 («Международный музей игровых
/» 7
автоматов»), «Atari Mania» («Атари мания»), «World of Spectrum» («Мир
О А
Спектрума»), «Hall of Light» («Зал света»), «Lemon Amiga» («Амига Лемона»), «Lemon64»10 («Лемон64»), «Gamebase64»n («База игр 64»), «Sega-
1л 1 о
16.com» («Сега-16»), «Музей советских игровых автоматов» и др. Эти ресурсы уступают «MobyGames» в объеме, однако нередко содержат сведения об играх, не представленных в каталогах общего назначения. Отдельные специализированные каталоги предоставляют более подробные описания игрового процесса, в том числе для уникальных, но не популярных проектов. Некоторые архивы дополняют описания электронными копиями рецензий и других печатных материалов, сопровождавших выход игры. Недостатком части этих сайтов является то, что каталоги совмещены с нелегальными архивами старых игр, бесплатно доступных посетителям, поскольку владельцы сайта считают предлагаемые ими игры «заброшенными программами» («abandonware»), неинтересными их реальным правообладателям. Во многих случаях хранимые ими игры десятки лет не появлялись в продаже, однако это не делает содержимое подобных архивов легальным.
1 Home of the Underdogs. Электронный ресурс. URL: http://hotud.org/ (дата обращения 20.03.2012)
2 01d-Games.RU. Электронный ресурс. URL: http://www.old-games.ru/ (дата обращения 20.03.2012)
3 Abandonia. Электронный ресурс. URL: http://www.abandonia.com/ (дата обращения 20.03.2012)
4 The Good Old Days. Электронный ресурс. URL: http://www.goodoIddays.net/ (дата обращения 20.03.2012)
5 Arcade, Videogame, Pinball Machine, and Antique Coin-Operated History. Электронный ресурс. URL: http://www.arcade-museum.com/ (дата обращения 20.03.2012)
6 The World's Finest Atari Database. Электронный ресурс. URL: http://www.atarimania.com/ (дата обращения 20.03.2012)
7 World of Spectrum. Электронный ресурс. URL: http://www.worldofspectrum.org/ (дата обращения 20.03.2012)
8 Amiga - HOL Database. Электронный ресурс. URL: http://hol.abime.net/ (дата обращения 20.03.2012)
9 Lemon Amiga. Электронный ресурс. URL: http://www.lemonamiga.com/ (дата обращения 20.03.2012)
10 Lemon - Commodore64. Электронный ресурс. URL: http://www.lemon64.com/ (дата обращения 20.03.2012)
11 GB64.COM. Электронный ресурс. URL: http://www.gb64.com/ (дата обращения 20.03.2012)
12 Sega-16. Электронный ресурс. URL: http://www.sega-16.com/ (дата обращения 20.03.2012)
13 Музей советских игровых автоматов. Электронный ресурс. URL: http://15kop.ru/ (дата обращения 20.03.2012)
3. Электронные архивы руководств, прилагавшихся к играм: «replacementdocs.org» 1 («Запасная документация») и часть специализированных каталогов. Как правило, руководства пользователя предоставляют информацию о сюжете, особенностях игровой механики, задачах игрока и доступных ему средствах их решения. Руководства не всегда содержат полные сведения, поскольку разработчики могут решить преподнести игроку сюрприз, скрыв от него элементы игровой механики, постепенно вводимые по ходу игры.
4. Советы по прохождению игр, описания решений задач и оптимальных стратегий. Часть подобных руководств, составленных игроками, позволяет получить более подробные сведения об игровой механике. В то же время сухие описания решений головоломок не дают представления об их игровом контексте и редко объясняют логику решения.
5. Архивы рецензий в специализированной прессе, написанных вскоре
л
после выхода игры: «Retromags» («Ретрожурналы») и часть специализированных каталогов. Рецензии позволяют получить сведения об историческом контексте выхода игры (сходствах и отличиях от предыдущих подобных игр, известных рецензенту), а также общие сведения о характере игры. Они не всегда отличаются глубиной и точностью, поскольку их авторы ограничены и в объеме текста, и во времени, выделенном на написание материала.
6. Записи прохождений игр с комментариями играющего и ограниченным участием аудитории (распространенное название Let's Play -«Давайте поиграем»): видеозаписи с аудиокомментарием, а также кадры из игры, сопровождаемые текстом. Источниками служат сайты «Recorded Amiga Games»3 («Записанные игры для Амиги»), «Game Anyone?»1 («Сыграем?»),
1 replacementdocs: The original web archive of game manuals. Электронный ресурс. URL: http://www.replacementdocs.com/ (дата обращения 20.03.2012)
2 Retromags — The Vintage Video Game Magazine Archive. Электронный ресурс. URL: http://www.retromags.com/ (дата обращения 20.03.2012)
3 Recorded Amiga Games - Home. Электронный ресурс. URL: http://www.recordedamigagames.org/ (дата обращения 20.03.2012)
«Let's Play Archive» («Архив прохождений»), «C64-Longplays» («Прохождения на Коммодоре-64») и такие видеопорталы как «YouTube»4. Ставшие популярными в последние годы видеозаписи игр позволяют оценить многие элементы игрового процесса, особенно в том случае, когда их сопровождает поясняющий комментарий. Недостатками является то, что игроки не всегда объясняют логику совершаемых ими действий и знают большинство своих шагов заранее, то есть видео не отражает процесса исследования мира игры. Также видео не в состоянии передать всех особенностей управления и трудности игры, поскольку нажатия кнопок обычно остаются за кадром, равно как и неудачные дубли. Еще одним нюансом видеопрохождений игр для устаревших игровых систем, записанных на современном персональном компьютере с применением программ-эмуляторов5, оказывается возможность использования играющим «сохраненных состояний» (saved state). Они позволяют многократно переигрывать любые ситуации, независимо от того, как сохранение прогресса осуществлялось в оригинальной игре6, что нередко придает записывающему прохождение гораздо большую смелость.
7. Ретроспективы игровых серий и жанров на таких сайтах «Hardcore
П в
Gaming 101» («Серьезные игры 101»), «Retrogaming with Racketboy» («Ретроигры с Рэкетбоем»), «Gamasutra» 9 («Гамасутра») и других аналогичных ресурсах, книга С. Кента «Полная история видеоигр» («The
1 Game Anyone? Game Video Walkthroughs. Электронный ресурс. URL: http://vmw.gameanyone.com/ (дата обращения 20.03.2012)
2 TTie Let's Play Archive. URL: Электронный ресурс, http://lparchive.org/ (дата обращения 20.03.2012)
3 C64-Longplays: complete C64 walkthroughs as videofiles. Электронный ресурс. URL: http://www.c64-longplays.de/ (дата обращения 20.03.2012)
4 YouTube - Broadcast Yourself. Электронный ресурс. URL: http://www.youtube.com/ (дата обращения 20.03.2012)
5 Эмуляторы создают виртуальную имитацию реальной игровой машины, что позволяет компьютеру запускать игры, например, для приставки «Денди».
6 Например, игрок может без труда несколько раз подряд попробовать совершить сложный прыжок, хотя в оригинальной игре каждая попытка требовала бы повторного прохождения всех предшествующих этапов приключения.
7 Hardcore Gaming 101. Электронный ресурс. URL: http://www.hardcoregamingl01.net/ (дата обращения 20.03.2012)
8 Retrogaming with Racketboy. Электронный ресурс. URL: http://www.racketboy.com/ (дата обращения 20.03.2012)
9 Gamasutra — The Art & Business of Making Games. Электронный ресурс. URL: http://www.gamasutra.com/ (дата обращения 20.03.2012)
Ultimate History of Video Games»1). Статьи об истории развития отдельных жанров, популярных серий игр и игровой индустрии являются ценным материалом для определения времени формирования жанров и игр, определивших направление развития жанров. Книга С. Кента, составленная на основе пятисот интервью с представителями игровой индустрии, описывает историю возникновения и развития электронных игр: от первых электромеханических автоматов до игр начала XXI века.
О ____-5
8. Сайты «VirtualNES» («Виртаульная NES»), «Virtual Apple ][» («Виртуальный Эппл 2»), «JX-Speccy»4 («Джей-икс Спекки»), «Atari - Online Games»5 («Онлайновые игры Атари») и аналогичные проекты, позволяющие ознакомиться с некоторыми играми посредством программ-эмуляторов, запускаемых прямо в веб-браузере.
9. Интернет-страницы, посвященные ремейкам старых игр, и свободно распространяемым играм: «Retro Remakes»6 («Ретро ремейки»), «Freeware
*7 й
Database» («База бесплатных игр»), «Temple of the Roguelike» («Храм «рогаликов»»), часть специализированных каталогов. Многие бесплатные игры продолжают традиции жанров, которые перестали быть интересными для игровой индустрии, и поэтому могут послужить интерактивными примерами, дополняющими приводимые в работе описания.
Несмотря на относительно недолгую историю компьютерных игр и активное развитие информационных технологий, сейчас не существует ни полного каталога всех игр, ни ресурсов, предлагающих исчерпывающее всестороннее описание игр. В ходе данного исследования информация о
1 Kent S. L. The Ultimate History of Video Games. Three Rivers Press. 2001.
2 VirtualNES.com. Электронный ресурс. URL: http://www.virtualnes.com/ (дата обращения 20.03.2012)
3 Virtual Apple ][. Электронный ресурс. URL: http://www.virtualapple.org/ (дата обращения 20.03.2012)
4 JX-SPECCY HOME PAGE. Электронный ресурс. URL: http://www.ciunga.it/jxspeccy/ (дата обращения 20.03.2012)
5 Atari - Online Games. Электронный ресурс. URL: http://atari.com/arcade/all/atari-com (дата обращения 20.03.2012)
6 Retro Remakes | Classic Gaming for the Next Generation. Электронный ресурс. URL: http://retroremakes.com/nostalgia/ (дата обращения 20.03.2012)
7 Freeware Database — Retro Remakes. Электронный ресурс. URL: http://freeware.remakes.org/ (дата обращения 20.03.2012)
8 Temple of the Roguelike - Roguelike News, Reviews, Interviews and Information. Электронный ресурс. URL: http://www.roguetemple.com/ (дата обращения 20.03.2012)
любой игре была получена путем сведения данных их трех и более перечисленных выше источников.
Степень разработанности проблемы
Наиболее активно проблема жанровой классификации компьютерных игр начала разрабатываться в последнее десятилетие.
В зарубежной и отечественной историографии, посвященной культурологическим, философско-эстетическим, внутривидовым проблемам жанров компьютерных игр наблюдаются попытки изучения жанра как междисциплинарной категории. Классификации жанров компьютерных игр, изучается с различных точек зрения, актуальной является применение аналогий, используемых для жанрового деления в кинематографе или литературе, на основе которых прослеживаются попытки выявления специфики жанров компьютерных игр, как системы правил.
Одной из первых попыток таксономии электронных игр является классификация, приведенная в третьей главе книги «Искусство дизайна компьютерных игр» («Art of Computer Game Design»1) Ч. Кроуфорда. Автор не использует термин «жанр». Он разбивает игры сначала на две основные категории (игры действия и стратегические игры), а затем в обеих группах выделяет по шесть классов, объединяющих игры со сходным игровым процессом (устройством пространства, задачами) и историческими связями. Основным недостатком данной классификации является то, что она охватывает только игры конца 70-х и начала 80-х годов и поэтому не вполне применима к современным типам игр.
Ранняя отечественная типология игр приведена в статье «Мир поправимых ошибок» А. Г. Шмелева, предлагающего два варианта классификации: сюжетно-тематическую и функционально-психологическую. Первая делит игры на группы «по содержанию задачи, которую надлежит
1 Crawford С. Art of Computer Game Design. Berkley: McGraw-Hill/Osborne Media. 1984.
2 Шмелев А. Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение 3/1988. Москва: Знание. 1988. с. 16-84.
решить пользователю в игре»1, причем автор статьи отмечает, что тема игры во многом задает устройство игровой программы, однако не определяет ее однозначно. Предлагаемые Шмелевым типы игр: головоломки, настольные интеллектуальные игры в компьютерном варианте, азартные шансовые игры, управленческо-экономические игры, спортивные игры, военные игры, единоборства, игры преследования-избегания, авантюрные игры, конвейерные игры, конструктивные динамические игры, диалоговые познавательные игры, учебно-технологические игры. Составителя классификации интересует в первую очередь психологический аспект игр: присутствие в игре насилия, монотонность игровых задач, ориентация на логическое мышление или на реакцию, характеры игроков, которых могут привлечь те или иные виды игр.
Второй вариант классификации Шмелева, функционально-психологический, представляет собой не столько типологию самих игр, сколько типологию способов применения игр как средства развлечения и обучения. Функции, которые по Шмелеву может выполнять игра: социально-приспособительная, рекреативная, самоиспытания, психотренинга, соревнования, образования, мотивационное управление учебной (или производственной) деятельностью; игра также может становиться объектом конструктивной деятельности и служить имитационным тренингом.
Классификация, предложенная в пособии «Новые аудиовизуальные технологии» в разделе «Характеры и жанры видеоэкранных игр»2 П. Г. Сибиряковым выделяет шесть «характеров» игр: активность, поиск, имитация, планирование, идентификация, логика. Каждый из характеров и их сочетания автор предлагает соотносить с традиционными жанровыми именами.
1 Шмелев, там же, с. 20.
2 Сибиряков П. Г. Характеры и жанры видеоэкранных игр // Новые аудиовизуальные технологии. От. ред. Разлогов К. Э. Москва: Едиториал УРСС, 2005. с. 300-302.
Наиболее формальная классификация игр предложена в статье «Многомерная типология игр» («А Multi-dimensional Typology of Games»1), в которой Э. Аарсет и др. характеризуют игры по пятнадцати параметрам, названными ими измерениями. Три измерения описывают пространственные характеристики (перспективу, дискретность и изменчивость), три - время (реальное или разбитое на ходы, произвольное или имитирующее реальность, конечное или бесконечное), три — структуру игрока (число игроков, число противников, наличие команд), а оставшееся шесть характеризуют управление (изменяемость, возможность сохранения состояния игры, предсказуемость, зависимости от позиции, времени и задач). Создатели системы утверждают, что она позволяет описать любую игру, использоваться для их сравнения и даже служить для генерации концепций новых игр путем замены одной или нескольких характеристик существующих игр.
Жанры компьютерных игр, а также возможности заимствования принципов жанрового деления у кинематографа или литературы рассмотрены в работе «Материал компьютерной игры» («The Medium of
Л
Video Game» ) M. Вольфа. Вольф полагает, что анализ интерактивной природы игр как ключевой характеристики жанров позволяет освободить их описания от иконографических признаков, необходимость чего обусловлена существованием игр, отличающихся друг от друга только изображениями персонажей. Подобный подход, по мнению автора книги, также избавляет исследователя и от задачи выяснения темы произведения и авторского замысла, поскольку в игре почти всегда явно определена цель, служащая мотивирующей силой для игрока («намерение, по меньшей мере, персонажа-игрока часто ясно и может быть рассмотрено как часть игры»3).
1 Aarseth Е., Smedstad S. M., Sunnana L. A Multi-Dimensional Typology of Games // Level Up Conference Proceedings. 2003. Электронный ресурс. URL: http://www.digra.org/dl/db/05163.52481.pdf (дата обращения 20.03.2012)
2 Wolf M. J. P. The Medium of Video Game. University of Texas Press. 2002.
3 «the intention, of the player-character at least, is often clear, and can be analyzed as a part of the game», op. cit. p. 115
Также Вольф предлагает оригинальное деление множества игр на сорок два жанра. Представленные в его классификации жанры неоднородны, например жанр «Адаптации» объединяющий компьютерные реализации реальных игр или другой деятельности включает в себя несколько более мелких жанров, один из которых объединяет исключительно компьютерные адаптации пинбола. В то же время в однородный жанр объединены почти все игры, в которых персонажу игрока требуется стрелять. Некоторые группы игр оказываются поджанром одновременно двух более крупных жанров. Не совсем ясен и смысл включения Вольфом в перечень игровых жанров демонстрационных версий игр, прикладных программ и программ для диагностики оборудования.
Отказ от репрезентативных характеристик игр и анализ интерактивности предложен и в статье Т. Эпперли «Исследования жанров и игр: к критическому подходу к жанрам видеоигр» («Genre and game studies: Toward a critical approach to video game genres»1 ). Одной из основных проблем сложившейся жанровой системы автор называет использование в ее основе понятий связанных с визуальным компонентом и повествованием. В работе проанализированы традиционно выделяемые жанры игр (симуляторы, стратегии, ролевые игры, игры действия), каждый из которых при ближайшем рассмотрении оказывается слабо определенным формально — жанровое имя в лучшем случае обозначает склонность игр проявлять те или иные характеристики игрового процесса, например, требовать от игрока быстрой реакции, или заставлять его заранее просчитывать свои действия вперед. В результате одна игра вполне может быть отнесена одновременно к нескольким жанрам. Эпперли приходит к выводу, что сложившаяся жанровая система требует пересмотра, а интерактивность игр - более подробного изучения с целью обнаружения внутренних характеристик, не связанных с репрезентацией или повествованием.
1 Apperley T. H. Genre and Game Studies: Toward a critical approach to video game genres. University of Melbourne. 2006.
Многочисленные прикладные классификации игр по жанрам применяются в специализированной прессе, маркетинговых кампаниях издателей игр, в архивах, магазинах и базах данных. Как правило, их создатели не затрудняются вопросом, что же отличает один жанр от другого, и группируют игры на основании произвольных признаков (что приводит к появлению таких «жанров» как «игры с катающимся шариком») или сходства с кинофильмами (жанры «боевик», «ужасы»). В классификации электронного магазина «Стим» («Steam»1) жанрами в числе прочего названы «бесплатные игры» и «инди», то есть игры независимых разработчиков.
Классификация игр затронута и в электронном издании «Руководство и справочник по стилям видеоигр» («Videogame Style Guide and Reference
Л
Manual» ), подготовленном группой авторов как справочник для журналистов, специализирующихся на играх и игровой индустрии. В нем не рассмотрен вопрос природы игровых жанров, однако приведен список традиционных жанровых имен, снабженных краткими пояснениями. В силу того, что справочник ориентирован на журналистов, освещающих события массовой индустрии, в нем слабо охарактеризованы вышедшие из моды жанры или жанры, интересные относительно узким группам игроков. Авторы также признают, что «жанры игр постоянно создаются и исчезают, эволюционируют и пересекаются, создавая совершенно новые категории. Возможно, часть перечисленных жанров окажется устаревшей уже к моменту выхода этого руководства в печать».3
Классификация игр в работе И. И. Югай «Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX-XXI веков»4 во многом опирается на издания «Руководство и справочник по стилям видеоигр», «Искусство
1 Steam. Электронный ресурс. URL: http://store.steampowered.com/ (дата обращения 20.03.2012)
2 Orland К., Steinberg S., Tbomas D. Videogame Style Guide and Reference Manual. Power Play Publishing. 2007. Электронный ресурс. URL: http://gamestyleguide.com/ (дата обращения 20.03.2012)
3 «Genres are constantly being created and becoming defunct, evolving and intersecting into totally new categories. In fact, some entries on this list will likely be obsolete by the time this guide goes to press.». Orland K., Steinberg S., Thomas D, op. cit., p. 73.
4 Югай И. И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX-XXI веков. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 2008
дизайна компьютерных игр» 1 , а также классификацию игр в «Новых аудиовизуальных технологиях» 2 . В ходе анализа визуальных и повествовательных средств компьютерных игр Югай делит игровые типы на повествовательные (вовлекающие игрока в сюжет) и неповествовательные (испытывающие знания, моторные навыки и интеллект) - работа в первую очередь рассматривает повествовательные виды игр. Приведенные в классификации описания типов не оставляют без внимания то, что включаемые них их игры могут отличаться друг от друга, однако в целом жанры признаны однородными. Каждому типу, по мнению Югай, соответствует свой набор визуальных средств, свои методы построения повествования и свои цели.
Важную роль для понимания концептуальной природы жанра сыграл анализ работ «Что такое литературный жанр?» Ж.-М. Шеффера, «Жанровая природа фильма»4 Г. В. Ратникова, «Жанры и жанровые генерализации»5 В л. А. Лукова. Подобные работы рассматривались, прежде всего, как источник сведений о различных подходах к жанровому делению и развитию жанровых систем, но многие из содержащихся в них положений не могут быть напрямую применены для классификации игр. Сходную роль сыграли сборник работ Ю. М. Лотмана «Об искусстве»6 и «Введение в историческое изучение искусства»7 Б. Р. Виппера - несмотря на множество отличий компьютерных игр от кино, графики, живописи, скульптуры и архитектуры их развитие сопровождается процессом совершенствования технических средств, расширяющих выбор художественных приемов, доступных авторам произведений. Анализ сложных неиерархических отношений игровых
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
ИГРА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФЕНОМЕН ЭКРАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ2015 год, доктор наук Волкова Ирина Ивановна
Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX-XXI веков2008 год, кандидат искусствоведения Югай, Инга Игоревна
Языковая локализация видеоигр: лингвокультурологический и когнитивно-прагматический аспекты2021 год, кандидат наук Саяхова Дина Камилевна
Художественно-выразительные средства компьютерных игр: типология и эволюция2011 год, кандидат искусствоведения Мошков, Никита Алексеевич
Культурно-антропологическая феноменология видеоигр2020 год, кандидат наук Беляева Ульяна Павловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кутлалиев, Тимур Хафизович, 2014 год
Список литературы
1. Аверинцев С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. Москва: Наука. 1986. с. 104-116.
2. Адорно Т. В. Эстетическая теория. / Пер. с нем. Дранова А. В. Москва: Республика. 2001. 527 с.
3. Бахтин M. М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений. Т.5.: Работы 1940-1960 гг. Москва: Русские словари. 1997. с. 159-206.
4. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. 3-е изд. Москва: «Издательство В. Шевчук» 2008. 368 с.
5. Витгенштейн JI. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVI. Москва: Прогресс. 1985. с.79-128.
6. Герасимов В. Tetris Story. Электронный ресурс. URL: http://vadim.oversigma.com/Tetris.htm
7. Гиннесс мировые рекорды, Библия геймера 2008. Москва: Астрель. 2008.
8. Гиннесс мировые рекорды, Библия геймера 2010. Москва: Астрель. 2010.
9. Каган М. С. Жанр // Большая советская энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия. Электронная версия на сайте «Яндекс.Словари». URL: http://slovari.yandex.ru/~KHHm/BC3ßKaHp/
Ю.Липков А. И. Ящик Пандоры: феномен компьютерных игр в мире и в
России. Москва: Издательство ЛКИ. 2008. 192 с. П.Лотман Ю. М. Об искусстве. Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ».
2005. 704 с.
12.Луков Вл. А. Жанры и жанровые генерализации // Знание. Понимание. Умение. №1 2006. Москва: Московский гуманитарный университет.
2006. 141-148.
13.Ратников Г. В. Жанровая природа фильма. Минск: Навука i тэхшка. 1990. 181 с.
14.Сибиряков П. Г. Характеры и жанры видеоэкранных игр // Новые аудиовизуальные технологии. Москва: Едиториал УРСС, 2005. с. 300302.
15.Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр?. Москва: Едиториал УРСС. 2010. 192 с.
16.Шмелев А. Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение 3/1988. Москва: Знание. 1988. с. 16-84.
17.Югай И. И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX-XXI веков. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 2008. 226 с.
18.Aarseth Е. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. Baltimore : The Johns Hopkins University Press, 1997.
19.Aarseth E. Genre Trouble. Electronic Book Review. 2004. Электронный ресурс. URL:
http://www.electronicbookreview.com/thread/firstperson/vigilant
20.Aarseth E., Smedstad S. M., Sunnana L. A Multi-Dimensional Typology of Games // Level Up Conference Proceedings. 2003. Электронный ресурс. URL: http://www.digra.org/dl/db/05163.52481.pdf
21.Adajian Т., The Definition of Art // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2008. Параграф 3.1. Электронный ресурс. URL: http://plato.stanford.edu/entries/art-definition/
22. Adams E. The Designer's Notebook: The Perils of Bottom-up Game Design // Gamasutra. 2004. Электронный ресурс. URL:
http://www.gamasutra.com/view/feature/2150/the_designers_notebook_the_ .php
23.АЫ D. H. BASIC Computer Games. New York: Workman Publishing. 1978 c. 78. Электронная версия на сайте Atariarchives.org. URL: http://www.atariarchives.org/basicgames/showpage.php?page=79
24.Ames A., Eleven Years Later: Serious Sam 3 Interview // True Pc Gaming, 2012. Электронный ресурс. URL:
http://truepcgaming.com/2012/01/19/eleven-years-later-serious-sam-3-interview/
25.Apperley Т. H. Genre and Game Studies: Toward a critical approach to video game genres. University of Melbourne. 2006.
26.Apple II Reference Manual. Cupertino: Apple Computer Inc. 1978. Электронная версия на сайте Apple History. URL: http://apple2history.org/downloads/
27.Barenblat A. Sega Can't Find The Source Code For Your Favorite Old School Arcade Games // Kotaku. 2008. Электронный ресурс. URL: http://kotaku.com/5028197/sega-cant-find-the-source-code-for-your-favorite-old-school-arcade-games
28.Barton M. Fun with PLATO // Armchair General. Электронный ресурс. URL: http://armchairarcade.com/neo/node/1396
29.Barton M., Loguidice M. The History of Rogue: Have @ You, You Deadly Zs // Gamasutra. 2009. Электронный ресурс. URL. URL:
http://www.gamasutra.com/view/feature/4013/the_history_of_rogue_have_
you_.php
30.Barton M., Loguidice M. Vintage Games. Oxford: Focal Press. 2009.
31.Blowing Things Up // Morph's Outpost on the Digital Frontier, May 1994. Электронный ресурс. URL: http://dreamsteep.com/writing/71-interviews/46-blowing-things-up.html
32.Boyle A. Gamers Solve Molecular Puzzle that Baffled Scientists // Cosmic Log. 2011 Электронный ресурс. URL:
http://cosmiclog.msnbc.msn.eom/_news/2011/09/16/7802623-gamers-solve-molecular-puzzle-that-baffled-scientists
33.Callois R. The Definition of Play, The Classification of Games // The Game Design Reader, Cambridge etc:MIT Press, 2006 c. 122-155.
34.Cassidy W. Double Dragon // GameSpy. 2003. Электронный ресурс. URL: http://www.gamespy.com/articles/488/488826pl.html
35.Chen J. Flow in Games. MFA Thesis. 2006. Электронный ресурс. URL: http://www.jenovachen.com/flowingames/thesis.htm
36.Соппог D. Novell and the computer game that changed networking // Network World. 2007. Электронный ресурс. URL:
http://www.networkworld.eom/news/2007/040507-novell-snipes-computer-game.html
37.Crawford C. Art of Computer Game Design. McGraw-Hill/Osborne Media. 1984.
38.Deleuze G., Guattari F. A Thousand Plateaus. Minneapolis etc: University of Minnesota Press. 2005.
39.Diaz J., Driscoll K. Endless loop: A brief history of chiptunes // Transformative Works and Cultures no.2. 2009. Электронный ресурс. URL: http://journal.transformativeworks.org/index.php/twc/article/view/96/94
40.Duchamp M. The Creative Act // The Writings of Marcel Duchamp. Cambridge: Da Capo Press. 1989. c. 138-140.
41.Frasca. G. Ludologists love stories too: notes for a debate that never took place // Level Up Digital Game Research Conference Proceedings. 2003. Электронный ресурс. URL: http://ludology.org/articles/Frasca_LevelUp2003.pdf
42.Frasca G. Simulation versus Narrative: Introduction To Ludology. // Video/Game/Theory. Routledge. 2003. Электронный ресурс. URL: http://ludology.org/articles/VGT_final.pdf
43.Graetz J. M. The Origin of Spacewar // Creative Computing, August 1981. Электронный ресурс. URL:
http://wheels.org/spacewar/creative/SpacewaЮrigin.html
44.Green B. One Button Games // Gamasutra. 2005. Электронный ресурс. URL: http://www.gamasutra.com/view/feature/2316/one_button_games.php
45.Hague J. Halcyon Days. 2002. Электронный ресурс. URL: http://www.dadgum.com/halcyon/index.html
46.Hall Т. Doom Bible. 1992. Электронная версия на сайте Doomworld. URL: http://5years.doomworld.com/doombible/
47.Hjalmarson L. A History of Military Flight Simulations on the PC // MiGMan's Flight Sim Museum. Электронный ресурс. URL: http://www.migman.com/articles/history_sims_Hjalmarson/historyla.php
48.Hunicke, R. LeBlanc M., Zubek R. MDA: A Formal Approach to Game Design and Game Research. 2004 Электронный ресурс. URL: http://www.cs.northwestern.edu/~hunicke/MDA.pdf
49.Huizinga J. Homo Ludens. A Study of the Play Element in Culture. London etc.: Routledge and Kegan Paul. 1949.
50.1nterview with Jason Graves - Dead Space soundtrack composer // GameOST. Электронный ресурс. URL: http://www.game-ost.com/articles.php?action=view&id=45
51 .Juul J. A Dictionary of Video Game Theory. 2005. Электронный ресурс. URL: http ://www.half-real. net/dictionary/
52.Juul J. Half-Real. MIT Press. 2006.
53. Juul, J. Swap Adjacent Gems to Make Sets of Three: A History of Matching Tile Games // Artifact journal. Volume 2, 2007. London: Routledge. 2007. Электронный ресурс. URL: http://www.jesperjuul.net/text/swapadjacent/
54. Juul J. The Game, the Player, the World: Looking for a Heart of Gameness // Level Up: Digital Games Research Conference Proceedings. Utrecht: Utrecht University. 2003. Электронный ресурс. URL: http://www.jesperjuul.net/text/gameplayerworld/
55. Juul J. The Open and the Closed: Game of emergence and games of progression // Computer Games and Digital Cultures Conference Proceedings. Tampere University Press. 2002. c. 323-329. Электронный ресурс. URL: http://www.jesperjuul.net/text/openandtheclosed.html
56.Kent S. L. The Ultimate History of Video Games. Three Rivers Press. 2001.
57.Leeson B. Origins of the Kriegsspiel // Kriegsspiel News. Электронный ресурс. URL:
http://www.kriegsspiel.org.uk/index.php?option=com_content&task=^iew& id=l 5&Itemid=58
58.Martin J., People Can Fly Interview // Bit-tech.net, 2010. Электронный ресурс. URL: http://www.bit-tech.net/gaming/pc/2010/06/13/bulletstorm-interview/2
59.McLaughlin R. The History of Super Mario Bros. // IGN. 2010. Электронный ресурс. URL: http://retro.ign.com/articles/833/833615p2.html
60.Molitor D. The Return of the Flemoids // The Hub Magazine. 2008. Электронный ресурс. URL:
http://hubmagazine.com/html/2008/jul_aug/womanwise.html
61.Nelson G. The Inform Designer's Manual, Fourth Edition. St. Charles: The Interactive Fiction Library. 2001. Электронный ресурс. URL: http://www.inform-fiction.org/manual/
62,Oiligarchy Postmortem. Электронный ресурс. URL: http://www.molleindustria.org/oiligarchy-postmortem 63.0rland K., Steinberg S., Thomas D. Videogame Style Guide and Reference Manual. Power Play Publishing. 2007. Электронный ресурс. URL: http://gamestyleguide.com/
64.Rollings A. The ZX Spectrum Book. Loachapoka: Hive Books. 2006. Электронный ресурс. URL:
http://www.worldofspectrum.org/infoseekid.cgi?id=2000926
65.Rutkoff A. Strategy Game Pits Players Against Desktop Invasion // The Wall Street Journal. 2007. Электронный ресурс. URL: http://online.wsj.com/public/article/SBl 17987060189311315-X7F9b2kgxKbL ly0fZbnAHkOurR0_20080619.html
66.Roher J. What I was trying to do with Passage, 2007. Электронный ресурс. URL: http://hcsoftware.sourceforge.net/passage/statement.html
67.Scott J. The Feelies. 2008. Электронный ресурс. URL: http://ascii.textfiles.com/archives/1321
68.Smuts A. Are Video Games Art? Madison: University of Wisconsin, Madison. 2005. Электронный ресурс. URL:
http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/article.php?articleID=2 99
69. Space Invaded! // Computer and Video Games. 2005. Электронный ресурс. URL: http://www.computerandvideogames.com/124153/interviews/space-invaded/
70.Supriya, S., Senthilkumar, A. Electronic Braille pad // International Conference on Control, Automation, Communication and Energy Conservation. 2009 c. 1-5 IEEE Xplore - Abstract Page . Электронный ресурс. URL:
http://ieeexplore.ieee.org/search/freesrchabstract.jsp?arnumber=5204381
71.Tetris Surpasses 100 Million Mobile Downloads // Edge Online, 2010. Электронный ресурс. URL: http://www.edge-online.com/news/tetris-surpasses-1 OO-million-mobile-downloads/
72.Touch Color Digital Braille Drawing Board by Yun Li, Guopeng Liang & Ke Zhao // Yanko Design. 2009. Электронный ресурс. URL: http://www.yankodesign.com/2009/08/04/no-longer-color-blind/
73. Watson A., Review: DCS A-10C and Thrustmaster's HOTAS Warthog. Combatsim.com. 2010 Электронный ресурс. URL: http://www.combatsim.com/htm/2010/12/hotas-warthog-dcs-alOc/thrustmaster-hotas-warthog-dcs-alOc.htm
74.Weizenbaum J. Computer Power and Human Reason - From Judgment to Calculation. New York: W. H. Freeman and Company. 1976. 300 c.
75. Wolf M. J. P. The Medium of Video Game. University of Texas Press. 2002.
76.Wooley D. R. PLATO: The Emergence of Online Community. 1994. Электронный ресурс. URL: http://thinkofit.com/plato/dwplato.htm
Список электронных ресурсов
1. «Грамота.ру». URL: http://gramota.ru/
2. «Музей советских игровых автоматов». URL: http://15kop.ru/
3. «Словопедия»: http://www.slovopedia.com/
4. «Яндекс.Словари». URL: http://slovari.yandex.ru/
5. Abandonia. URL: http://www.abandonia.com/
6. Absolute Games. URL: http://www.ag.ru/
7. Acaeum, The. URL: http://www.acaeum.com/
8. Adventurer's Guild, The. URL: http://bardstale.brotherhood.de/
9. Apple II History. URL: http://apple2history.org/
10. Art History of Games. URL: http://arthistoryofgames.com/ 1 l.Art History of Games - YouTube. URL:
http://www.youtube.com/playlist?list=PLA117E9FFlB8C375D
12.Art of Video Games, The. URL: http://americanart.si.edu/exhibitions/archive/2012/games/winninggames/
13.Astoria: Theodor Lauppert's Homepage. URL: http://members.chello.at/theodor.lauppert/
14.Atari - Online Games. URL: http://atari.com/arcade/all/atari-com
15.Atari Archives. URL: http://www.atariarchives.org/
16.Atari Mania. URL: http://www.atarimania.com/
17.Baf s Guide to IF Archive. URL: http://www.wurb.com/if/
18.BBC Games Archive, The. URL: http://www.beebgames.com/
19.Board Game Geek. URL: http://boardgamegeek.com/
20.C64-Longplays. URL: http://www.c64-longplays.de/
21.Cinemassacre Productions. URL: http://cinemassacre.com/
22.Classic Gaming. URL: http://classicgaming.gamespy.com/
23.Computer History Museum - Restoring the DEC PDP-1 Computer Exhibit. URL: http://pdp-1 .computerhistory.org/pdp-l/
24.Demian's Gamebooks Web Page. URL: http://www.gamebooks.org/
25.Doomworld. URL: http://www.doomworld.com/
26.Empire - The Board Game from Reed College. URL: http://empire-game.org/
27.Freeware Database — Retro Remakes. URL: http://freeware.remakes.org/
28.Gamasutra - The Art & Business of Making Games. URL: http://www.gamasutra.com/
29.Game Anyone?. URL: http://www.gameanyone.com/
30.Game Developers Conference Vault. URL: http://www.gdcvault.com/
31.Gamebase 64.COM. URL: http://www.gb64.com/
32.Gamespot. URL: http://www.gamespot.com/
33.GOG.com http://www.gog.com/
34.Good Old Days, The. URL: http://www.goodolddays.net/
35.Hall of Light. URL: http://hol.abime.net/
36.Hardcore Gaming 101. URL: http://www.hardcoregamingl01.net/
37.Home of the Underdogs. URL: http://hotud.org/ 38.1 Ching, The Book of Changes - Jy Jing. URL:
http://wengu.tartarie.com/wg/wengu.php?l=Yijing 39.IGN. URL: http://www.ign.com/
40.1ndependent Gaming Source, The. URL: http://www.tigsource.com/ 41.Infocom Gallery, The. URL: http://gallery.guetech.org/ 42.1nteractive Fiction Archive, The. URL: http://ifarchive.org/ 43.Interactive Movies Archive, The. URL: http://www.interactivemovies.org/ 44.International Arcade Museum. URL: http://www.arcade-museum.com/
45.Jordan Mechner on video game design and more. URL: http://jordanmechner.com/
46.JX-Speccy. URL: http://www.ciunga.it/jxspeccy/
47.Kongregate. URL: http://www.kongregate.com/
48.Lemon 64. URL: http://www.lemon64.com/
49.Lemon Amiga. URL: http://www.lemonamiga.com/
50.Let's Play Archive, The. URL: http://lparchive.org/
51.Magnavox Odyssey. URL: http://www.magnavox-odyssey.com/
52.Matrix Games. URL: http://www.matrixgames.com/
53.Merriam-Webster Online. URL: http://www.merriam-webster.com/
54.MiGMan's Fligh Simulation Museum. URL: http://www.index.migman.com/
55.MinionSoft. URL: http://www.minionsoft.com/
56.MobyGames. URL: http://www.mobygames.com/
57.Molleindustria- Radical Games. URL: http://www.molleindustria.org/
58.Mortal Kombat Wiki, The. URL: http://mortalkombat.wikia.com/
59.NIMROD. URL: http://www.goodeveca.net/nimrod/
60.0fficial Rube Goldberg Website, The. URL: http://www.rubegoldberg.com/ 61.01d-Games.RU. URL: http://www.old-games.ru/ 62.OneSwitch.org.uk. URL: http://www.oneswitch.org.uk/ 63,Ovine by Design. URL: http://ovine.net/
64.Paradox Interactive Forums. URL: http://forum.paradoxplaza.com/
65.Penn Engineering. The School of Engineering and Applied Science. URL: http://www.seas.upenn.edu/
66.PixelProspector. URL: http://www.pixelprospector.com/
67.Recorded Amiga Games. URL: http://www.recordedamigagames.org/
68.replacementdocs. URL: http://www.replacementdocs.com/
69.Retro Remakes. URL: http://retroremakes.com/
70.RetroGaming with Racketboy. URL: http://www.racketboy.com/
71.Retromags. URL: http://www.retromags.com/
72.Retrospec. URL: http://retrospec.sgn.net/
73.RGB Classic Games. URL: http://www.classicdosgames.org/
74.RPGFan. URL: http://www.rpgfan.com/ 75.Sega-16. URL: http://www.sega-16.com/
76.Shrapnel Games, Inc.. URL: http://www.shrapnelgames.com/
77. Simkits - Flight Simulation Hardware. URL: http://www.simkits.com/
78.SoCoder. URL: http://socoder.net/
79.SourceForge. URL: http://sourceforge.net/
80.Stoneham Studios. URL: http://stonehamstudios.com/
81.Steam. URL: http://store.steampowered.com/
82.Temple of the Roguelike. URL: http://www.roguetemple.com/
83.Tribute to Text-Mode Games. URL: http://www.textmodegames.com/
84.trle.net. URL: http://trle.net/
85.Virtual Apple ][. URL: http://www.virtualapple.org/
86.VirtualNES.com. URL: http://www.virtualnes.com/
87.Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/
88. World Cyber Games. URL: http://www.wcg.com/
89. World of Spectrum. URL: http://www.worldofspectrum.org/
90.Yo-Yo Games. URL: http://sandbox.yoyogames.com/
Список источников (игр), упоминаемых в работе
1. 1942 (Сарсот, 1984);
2. 1944: The Loop Master (Сарсот, 2000);
3. 3DVCE (Graham. L, в активной разработке);
4. 7th Guest, The (Trilobyte/Virgin Interactive Entertainment, 1993);
5. 8-bit killer (Locomalito, 2008);
6. 9:05 (Cadre A., 1999);
7. «Годвилль» (Демиурги, 2008);
8. «Морской Бой» (Серпуховский радиотехнический завод, 1974);
9. «Тетрис» (Пажитнов А., Герасимов В., 1984-1986);
10. А-10 Tank Killer (Dynamix, 1989);
11. Aardwolf MUD (коллектив авторов, 1996-1997);
12. Adventure (Crowther W., Woods D., 1975-1977);
13. Adventure (Robinett W. /Atari, 1979);
14. Akalabeth: World of Doom (Garriott R./California Pacific Computer, 1980);
15. Alien Breed: Obliteration (Flash Jester Punk, 2005);
16. Alone in the Dark (Infogrames Europe, 1992);
17. Anacreon (Moromisato G., 2004-2005);
18. Anacreon: Reconstruction 4021 (Thinking Machine Associates, 1987);
19. Ancient Domains of Mysteiy (Biskup T., 1994-2002);
20. Anchorhead (Gentry M. S., 1998);
21. And Yet it Moves (Broken Rules, 2009);
22. Angry Birds (Rovio Mobile/Clickgamer Technologies, 2009);
23. Apartment, The (MpGrill, 2011);
24. Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (Troika Games/Sierra Online, 2001);
25. ArmA II (Bohemia Interactive Studio, 2009);
26. ArmA II Free (Bohemia Interactive, 2011);
27. Asteroids (Atari, 1979) ;
28. Astron Belt (Sega, 1983);
29. Attack of Mutant Fruits from Outer Space, The (Time Invaders, 2008);
30. AudioQuake (Atkinson M. T., Gucukoglu S., 2004);
31. B-17 Bomber (Mattel Electronics: 1982);
32. Babylon 5: I've Found Her (Space Dream Factory, 2003);
33. Baldur's Gate (Bioware/Interplay Productions, 1998);
34. Battle Isle (Blue Byte Software, 1991);
35. Battlezone (Atari, 1980);
36. Beneath a Steel Sky (Revolution Software/Virgin Interactive Entertainment, 1994);
37. Beneath Apple Manor (Worth D./The Software Factory, 1978);
38. Berzerk (Stern Electronics, 1980);
39. Betrayal at Krondor (Dynamix, 1993);
40. Beyond Castle Wolfenstein (Muse Software, 1984);
41. Blade Runner (Westwood Studios/Virgin Interactive Entertainment, 1997);
42. Black Heart, The (Borghi A., 2009);
43. Blue Ice (Psygnosis, 1995);
44. Border Zone (Infocom, 1987);
45. Bridge Building Game (Cryptic Sea, 2006);
46. Buck Rogers (Sega, 1982);
47. Butterfly Effect, The (van Gend, K., van Ginneken, P., 2011);
48. Byteality Tower Defense (Leppen E., 2008);
49. Call of Duty 4: Modern Warfare (Infinity Ward/Activision Publishing, 2007);
50. Castle Kagoshima (MacDee M., 2011);
51. Castle Wolfenstein (Muse Software, 1981);
52. Catacomb (Carmack J./Softdisk Publishing, 1989);
53. Catacomb 3-D (id Software/Softdisk Publishing, 1992);
54. Celestial Rabbit (Cabal Entertainment, 2011);
55. Chain Shot! (Moribe K., 1985);
56. Chainmail (Gygax G., Perren J./Guidon Games, 1971);
57. Chex Quest (Digital Cafe/Ralston-Purina, 1996);
58. Chex Quest 3 (Jacobi C., 2008);
59. Chuck Yeager's Advanced Flight Simulator (Lerner Research/Electronic Arts, 1987);
60. Colonel's Bequest, The (Sierra On-Line, 1989);
61. Combat Mission: Beyond Overlord (Battlefront.com, 2000);
62. Command & Conquer (Westwood Studios/Virgin Interactive Entertainment, 1995);
63. Commander Keen Episode 4: Secret of the Oracle (id Software/Apogee, 1991);
64. Continuum/Alpha Waves (Infogrames, 1990);
65. Creatures (Cyberfire Technology/Warner Interactive Entertainment, 1996);
66. Cube 2 : Sauerbraten - Justice Edition (Dot3 Labs, 2010);
67. Curator Defense (Howe D. B., 2005);
68. Curse of Monkey Island, The (LucasArts Entertainment Company, 1997);
69. Curses! (Nelson G., 1994);
70. D (Warp/Acclaim, 1995);
71. Dance Aerobics (TRY/Bandai, 1987);
72. Dandy (Palevich J.H./APX, 1983);
73. Dark Legions (Silicon Knights/Strategic Simulations, 1994);
74. Darklands (MPS Labs/MicroProse, 1992);
75. Deadline (Infocom, 1982);
76. Deflektor (Vortex Software/Gremlin Graphics Software, 1987);
77. Deflektor X4 (Gil I. P., 2006);
78. Deus Ex (Ion Storm/Eidos Interactive, 2000);
79. Devil May Cry (Capcom, 2001) ;
80. Déjà Vu: A Nightmare Comes True! ! (ICOM Simulations/Mindscape, 1985);
81. Descent (Parallax Software/Interplay, 1995);
82. Desktop Tower Defense (Preece P., 2007);
83. Diablo (Blizzard Dntertainment, 1996);
84. Die Hard (Dynamix/Activision, 1989);
85. dnd (Whisenhunt G., Wood R., 1974);
86. Donkey Kong (Nintendo, 1981);
87. Doom (id Software, 1993);
88. Doom II (id Sofiware/GT Interactive Software, 1994);
89. Double Dragon (Taito, 1987);
90. Dragon's Lair (Cinematronics, 1983);
91. Dragonsphere (MicroProse Software, 1994);
92. Drumscape (Devecka J., 1996-1997);
93. Duke Nukem 3D (3D Realms Entertainment, 1996);
94. Dune 2: The Building of a Dynasty (Westwood Studios/Virgin Games, 1992);
95. Dungeon Keeper (Bullfrog Productions/Electronic Arts, 1997);
96. Dungeons & Dragons (Anerson D., Gygax G/Tactical Studies Rules, 1974);
97. Dwarf Fortress (Bay 12 Games, в активной разработке);
98. Eastside Hockey Manager (EHM-Team, 2001 );
99. Einhânder (Square Co., 1997);
100. Elder Scrolls III: Morrowind, The (Bethesda Softworks/Ubi Soft Entertainment Software, 2002);
101. Elder Scrolls IV: Oblivion, The (Bethesda Game Studios/2k Games, 2006);
102. Elite (Bell I., Braben D./Acornsoft, 1984);
103. Empire (различные авторы, 1938-1976);
104. Empire (Langston P., 1971-1972);
105. Europa Universalis 3 (Paradox Interactive, 2007);
106. Exodus: Ultima III (Origin Systems, 1983);
107. F1 Spirit Remake (Brain Games, 2008);
108. Falcon (Sphere/Spectrum Holobyte, 1987);
109. Falcon 4.0 (MicroProse Software, 1998);
110. Fallout (Interplay Productions, 1997);
111. Final Fantasy VII (Square, 1997);
112. Firestart (Hogan E., 2006-2011);
113. FLaiL (Thorson M., 2008);
114. Flight Simulator (subLOGIC, 1980);
115. FlightGear (FlightGear, 1997-2012);
116. flOw (Chen J., 2006);
117. Forsaken (Probe Entertainment/Acclaim Entertainment, 1998);
118. Freeciv (коллектив авторов, 1996-2011);
119. FreeCol (коллектив авторов, 2003-2012);
120. Frets on Fire (Unreal Voodoo, 2006);
121. Fritz 8 (ChessBase/Viva Media, 2003);
122. Frogatto & Friends (Lost Pixel, 2010);
123. Gauntlet (Atari, 1985);
124. Gauntlet Revisited (Nocturne, 2008);
125. Gear That Works, The (Jayenkai, 2008);
126. Gear Works (Idea Software, 1992);
127. Globulation 2 (коллектив авторов, 2009);
128. Grand Prix (Activision, 1982);
129. Grid Assault (wdw, 2007);
130. Half-Life (Valve/Sierra On-Line, 1998);
131. Hamurabi (Dyment D., Ahl D., 1968-1978);
132. Haunted House (Atari, 1981);
133. Heavy Rain (Quantic Dream/SCE, 2010);
134. Hero's Realm (Anderson K., 2009);
135. Heroes of Might & Magic (New World Computing, 1995);
136. Hi-Res Adventure #1: Mystery House (On-Line Systems, 1980);
137. Hidden Agenda (Trans Fiction Systems/Springboard Software, 1988);
138. Hitchhiker's Guide to the Galaxy, The (Infocom, 1984);
139. Hitman: Blood Money (IO Interactive/Eidos Interactive, 2006);
140.Hobbit, The (Beam Software/Melbourne House, 1982);
141. House of the Dead 2, The (Wow Entertainment/SEGA, 1999);
142. Howard Dean for Iowa Game, The (Persuasive Games/2003);
143. Hydorah (Locomalito, 2010);
144. Iji (RemarD., 2008-2010);
145. Incredible Machine. The (Jeff Tunnell Productions/Sierra On-Line, 1992);
146. Indy 800 (Kee Games, 1975);
147. Jane's Combat Simulations: Longbow 2 (Origin Systems/Electronic Arts, 1997);
148. Japure (Overmars M., Thoenen R., Cicierega N., 2006);
149. Jumping Flash! (Exact/SCE, 1995);
150. Karate Champ (Nihon Bussan, 1984);
151. Katawa Shoujo (Four Leaf Studios, 2012);
152. Kernel Panic (коллектив авторов, 2009);
153. King of Dragon Pass (A Sharp, 1999);
154. King's Bounty (New World Computing, 1990);
155. King's Quest (Sierra On-Line, 1984);
156. King's Quest V: Absence Makes the Heart Go Yonder! (Sierra On-Line, 1990);
157. Kriegsspiel (Baron von Reisswitz, 1811-1812);
158. Kung Fu Master (Nihon Bussan, 1984);
159. L. A. Noire (Team Bondi/Rockstar Games, 2011);
160. La Conquête du Monde (Lamorisse A., 1957);
161. La-Mulana (GR3 Project, 2005);
162. Last Express, The (Smoking Car Productions/Broderbund Software, 1997);
163. Life (Conway J. H., 1970);
164. Little Computer People (Activision, 1985);
165. Little Fighter 2 (Wong M., Wong S., 1999);
166. Majesty: The Fantasy Kingdom Sim (Cyberlore Studios/Hasbro Interactive, 2000);
167. Maniac Mansion: Day of the Tentacle (Lucas Arts Entertainment Company, 1993);
168. Maniac Mansion Deluxe (LucasFan Games, 2004);
169. Mario is Missing! (Software Toolworks, 1992);
170. MediEvil (SCE Studio Cambridge/SCE, 1998);
171. Metal Gear (Konami, 1987);
172. Metroid (Nintendo, 1986);
173. Might & Magic VII: For Blood and Honor (New World Computing/3DO Company, 1999);
174. Missile Command (Atari, 1980);
175. Mission X (Nihon Bussan, 1982);
176. Mists of Avalon - First Clues (Drenth T., 2011);
177. Mount & Blade: Warband (TaleWorlds Entertainment/Paradox Interactive, 2010);
178. Myst (Cyan/Broderbund Software, 1993);
179.NaaC (BloodyMonkey, 2006);
180. NetHack (коллектив авторов, 1987-2003);
181. NieR (cavia/Square Enix, 2010);
182. Oiligarchy (La Molleindustria, 2008);
183. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (Bohemia Interactive Studio/Codemasters, 2001);
184. Orbiter 2010 (Schweiger M., 2010);
185. Oregon Trail, The (MECC/Softswap, 1982);
186. Outdoor Survival (Dunningan J./Avalon Hill, 1972);
187. Painkiller (People Can Fly/DreamCatcher, 2004);
188. PaRappa the Rapper (NanaOn-Sha/SCE, 1996);
189. Passage (Roher J., 2007);
190. Pax Britannica (No Fun Games, 2010);
191. Penumbra 2006 Tech Demo (Frictional Games, 2006);
192. Pepper's Adventures in Time (Sierra On-Line, 1993);
193. Periscope (Sega, 1968);
194. Planescape: Torment (Black Isle Studios, Interplay Entertainment, 1999);
195. Pong (Atari, 1972);
196. Populous (Bullfrog Productions/Electronic Arts, 1989);
197. Progress Quest (Eric Fredricksen, 2002);
198. Project Firestart (Dynamix/Electronic Arts, 1989);
199. Pyrrhic Tales: Prelude to Darkness (Zero Sum Software, 2002);
200. Quake (id Software, 1996);
201. Quake 3: Arena (id Software/Activision, 1999);
202. Railroad Tycoon Deluxe (Microprose, 1993);
203. Rats, The (Hodder & Stoughton, 1985);
204. Ray-O-Lite (Seeburg, 1936);
205. Reach for the Stars: The Conquest of the Galaxy (Keating R., Trout I./Strategic Studies Group, 1983);
206. Realms of Arkania Vol. 2: Star Trail (Attic Entertainment Software/ Fantasy Productions Verlags- und Medienvertriebsgesellschaft, 1994);
207. Red Baron 3-D (Dynamix/Sierra On-Line, 1998);
208. Renegade (Taito, 1986);
209. Resident Evil (Capcom, 1996);
210. Resident Evil 4 (Capcom, 2004);
211. Revenant (Cinematix Studios/Eidos Interactive, 1999);
212. Revs (Crammond G./Acornsoft, 1984);
213. Rez (United Game Artists/SCE, 2001);
214. River City Ransom (Technos, 1989);
215. River Raid (Activision, 1982);
216. Rise of Flight (neoqb/Новый Диск, 2009);
217. Robotron 2084 (Williams Electronics, 1982);
218. Rogue (Toy M, Wichman G., 1980);
219. ROM CHECK FAIL (Farbs, 2008);
220. Safe Opening Simulator (Moore Software Development/Locksoft, 1993);
221. SAM Simulator (hpasp, в активной разработке);
222. Saturn Missile Defender 2 (The Reeteam.2008);
223. Sea Raider (Midway, 1969);
224. Secret Diary of Adrian Mole Aged 13%, The (Level 9 Computing/Mosaic, 1985);
225. Secret of Money Island, The (Lucasfilm Games, 1990);
226. Sentry, The (Crammond G./Firebird Software, 1986);
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.