Жанровая система творчества Христиана Фюрхтеготта Геллерта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Климакина, Елена Александровна

  • Климакина, Елена Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Коломна
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 188
Климакина, Елена Александровна. Жанровая система творчества Христиана Фюрхтеготта Геллерта: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Коломна. 2014. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Климакина, Елена Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОЗА X. Ф. ГЕЛЛЕРТА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ XVIII ВЕКА

1.1. Личность и творчество X. Ф. Геллерта в контексте литературы Раннего Просвещения в Германии

1.2. Рецепция западноевропейских традиций в творчестве Геллерта

1.3. Проблема жанра в эстетических трудах Геллерта

ГЛАВА 2. ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА Х.Ф. ГЕЛЛЕРТА

2.1. Басни и притчи Геллерта

2.2. Драматургия Геллерта

2.3. Жанровое своеобразие романа «Жизнь графини шведской фон Г**»

2.4. Духовная поэзия Геллерта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровая система творчества Христиана Фюрхтеготта Геллерта»

Введение

Христиан Фюрхтеготт Геллерт (Christian Fürchtegott Geliert, 1715-1769) - один из наиболее читаемых авторов Германии раннего Просвещения, видный общественный деятель своей эпохи, известный народный просветитель. В Германии фигура автора интересна с точки зрения его роли в создании литературы для среднего класса и становлении многих литературных явлений, в частности, целого ряда жанров: духовных песен и од, басен и притч, «слёзных» комедий, эпистолярного романа. Продолжительное время историки литературы и критики Германии обходили своим вниманием творчество X. Ф. Геллерта, либо упоминали его только в библиографических обзорах. Двухвековой период безразличия к Геллерту связан напрямую с вердиктом, который автору в конце XVIII века вынесло поколение штюрмеров. Его суть заключалась в том, что Геллерт якобы лишён истинного поэтического таланта и его произведения можно рассматривать только с дидактической точки зрения.

В начале XX века в Германии появились первые исследования отдельных произведений Геллерта, по большей части это были критические материалы о жанровых разновидностях в творчестве автора. Лишь в 70-80 гт. учёные сделали попытку выйти за рамки имманентного исследования, начав анализировать творчество Геллерта в общем историко-культурном контексте эпохи Просвещения. Наиболее значимыми работами стали «Другой роман. Жизнь графини шведской фон Г** X. Ф. Геллерта: От просветительской пропаганды к сентиментальной автобиографической поэтике» Э. Мейера -Крентлера1. А также фундаментальное исследование В. Мартенса «Послание добродетели. Эпоха Просвещения в зеркале моральных еженедельников», важное место в котором учёный отводит Х.Ф. Геллерту, чьё творчество напрямую связано с журнальной культурой XVIII века, наиболее занимательной и доступной для большей части читательской аудитории того

1 Meyer Krentier Eckh. Der andere Roman. Gellerts Schwedische Gräfin: Von der aufklärischen Propaganda zur empfindsamen Erlebnisdichtung - Göppingen, 1974.

времени.2

В 1988 благодаря литературоведу Б. Витте вышло в свет издание собрания сочинений Геллерта, сопровождённое серьёзными комментариями, что позволило филологам в дальнейшем подойти к творчеству автора как к системе, проанализировать семантические, стилистические, архитектонические особенности его произведений. Б. Витте включил в это собрание также ранее не публиковавшиеся работы писателя. Опираясь на эти материалы, немецкий исследователь опубликовал также монографию «Учитель целой нации»3, в которой показал, насколько важную роль сыграл Х.Ф.Геллерт не только в истории немецкой литературы, но и в нравственной философии немцев.

Поскольку после этих исследований долгое время не появлялось равных по значимости трудов о Геллерте, новые импульсы в геллертоведении проявились лишь в начале нового тысячелетия и получили у немецких филологов название «Geliert- Renaissance» - «Ренессанс Геллерта».4 В центре внимания нового витка исследований оказалось руководство по составлению писем немецкого автора и изучение этого труда с точки зрения становления эпистолярной культуры в Германии. Это связано, в первую очередь, с осознанием того факта, что в этот период частное письмо, как неотъемлемая составляющая бюргерской культуры XVIII века, стало объектом пристального внимания в литературоведении. Наиболее значимое исследование на указанную тему принадлежит Р. Хаумахеру и называется «Эпистолярная практика и эпистолярное учение Геллерта. Зарождение новой эпистолярной культуры»5.

Новые перспективы в исследовании творчества Геллерта наметились

2 Martens W. Die Botschaft der Tugend. Die Aufklärung im Spiegel der Moralischen Wochenschriften - Stuttgart, 1968.

3 Witte B. Ein Lehrer der ganzen Nation. Leben und Werk Chrisian Furchtegott Gellerts/ hg.v. Bernd Witte -München, 1990.

4 Schönborn S., Viehöver V. Geliert und empfindsame Aufklarung. hgg von Sibylle Schönborn und Vera Viehöver, Erich Schmidt Verlag, 2009. S. 10.

5 Arto-Haumacher R. Gellert s Briefpraxis und Brieflehre . Der Anfang einer neuen Briefkultur - Wiesbaden, 1995.

также благодаря рассмотрению богатого и многогранного творчества немецкого автора как части наследия сентиментальной культуры эпохи Просвещения. Так, исследовательница 3. Шёнборн рассматривает генезис развития драмы ХУП-ХУШ веков на примере выдающихся авторов эпохи, одним из которых она называет Х.Ф. Геллерта, благодаря которому, по её мнению, в Германии появляется новый жанр - «трогательная» или, как её ещё называли, «слёзная» комедия.6

В XXI веке некоторые учёные уже ставят Геллерта в один ряд с Г. Э. Лессингом и X. М. Виландом, отдавая должное заслугам автора в истории немецкой и европейской просветительской мысли и литературы. Особенно подчёркивается, что для эпистемологического философского исследования, изучающего источники, формы и методы научного познания, интересна личность Геллерта, который проявил себя в различных сферах культурной жизни Германии. Так работа Я. Энгеберса раскрывает проблему восприятия и интерпретации темы нравственности в творчестве немецких писателей и философов: «Нравственность в понимании Геллерта, Лессинга и Виланда. К рецепции Шефстбери и Хатчезона»

Таким образом, Геллерт, будучи одновременно автором художественных произведений, переводчиком, преподавателем и мыслителем, стал одной из немногих личностей эпохи Просвещения, чье творчество рассматривается учёными в контексте процессов взаимодействия «сентиментальной» культуры и науки, а именно педагогики и риторики. К примеру, Й. Вогл издаёт в 1999 году труд под названием «Поэтология науки к 1800 г.», в котором, характеризуя деятельность прочих представителей эпохи Просвещения, уделяет внимание и творчеству Геллерта как образцу продуктивного синтеза педагогической науки и искусства8.

6 Schönborn S. Ch. F. Geliert: Die zärtlichen Schwestern, in Dramen von Barock bis zur Aufklärung - Stuttgard, 2000. S. 224-250.

7 Engbers J. "Der Moral-Sense" bei Geliert, Lessing und Wieland. Zur Rezeption von Shaftesbury und Hutcheson in Deutschland - Heidelberg, 2001.

8 Vogl J. Poetologie des Wissens um 1800» hg.v. Joseph Vogl - München, 1999.

В конце XVIII - начале XIX века русская интеллигенция серьёзно увлеклась творчеством Геллерта. «Песни духовные» немецкого автора были переложены стихами и прозой; его "Басни и сказки" переиздавались несколько раз в Санкт-Петербурге в 1788-1790 годах, отдельные лекции из труда "Нравоучение" были переведены в Москве и в Санкт-Петербурге в 1775-1820 годах. Биография автора, изданная И.А. Крамером в Лейпциге в 1774 году, была также переведена в 1789 году на русский язык под характерным названим: "Образ Добродетели и Благонравия, или жизнь и свойства Геллерта"9. Немало сил к популяризации личности и творчества автора приложили А.Радищев, А.Кутузов, Ф.Ушаков, С. Янов, которым посчастливилось учиться у Х.Ф.Геллерта в Лейпцигском университете. Не только члены радищевского кружка, но и другие видные деятели литературы, такие как В. Жуковский, Н. Новиков, Н. Карамзин, многое сделали, чтобы имя Геллерта и его творчество были известны в России. Заметим также, что большая часть произведений немецкого автора была опубликована в типографии и журналах Н. Новикова.

Несмотря на то, что произведения Геллерта нашли своего читателя и в России, в отечественной филологической науке нет специальной работы, посвящённой творчеству немецкого автора. В литературной энциклопедии 20-х - 30-х годов под редакцией В. М. Фриче и А. В. Луначарского было опубликовано о Геллерте всего несколько строк, проникнутых, однако, пролетарской моралью того времени. Немецкий автор представлен в статье посредственным филистером, далёким от антифеодальных настроений: «Он (Геллерт) — представитель наиболее консервативного крыла бюргерской просветительской литературы. Благочестивый филистер, Геллерт постоянно боится, как бы не сыграть в руку «вольномыслию», как бы не поколебать освященных «господней мудростью» устоев. Его критика «старого порядка»

9 Крамер И.А. Образ Благочестия, Добродетели и Благонравия или жизнь и свойства Геллерта, Славного немецкого писателя / Перевод с фр. Яз Сенатским Секретарём Александром Андреевичем — СПб., типография Брейткопфа, 1789.

вырождается в крохоборческое «разоблачение» различных мелких недостатков феодального строя... В его лице немецкое бюргерское Просвещение начало заходить в тупик, из которого оно на время было выведено Лессингом с тем, чтобы, достигнув в творчестве последнего своего высшего подъема, вновь, и на этот раз окончательно, устремиться книзу»10. Изменились времена. Но до настоящего времени в отечественной науке обнаруживаются лишь отдельные суждения об авторе, в ряде статей затрагиваются лишь некоторые аспекты творчества Х.Ф. Геллерта. Так, одной из первых к личности и творчеству немецкого автора и его значимости в русской культуре обратилась проф. М. И. Никола. В своих статьях «Роль Х.Ф. Геллерта в истории русско-немецких литературных связей» и «Редкий случай или жизнь шведской графини фон Г»11 она делает акцент на влияние Геллерта на ряд русских писателей, а также выделяет значимость русской темы в творчестве Геллерта. По большей части тексты немецкого автора рассматриваются в её статьях на уровне их рецепции в русской культуре, а также ряда жанровых новаций автора для своего времени. Отдельную главу учебника «История немецкой литературы» посвящает проф. В.А. Пронин «Бременской группе»12 — авторитетному объединению авторов эпохи раннего Просвещения, особенно выделяя в ряду ранних просветителей Германии Х.Ф. Геллерта.

В.Н. Пашигорев в научном труде «Роман воспитания в немецкой литературе ХУШ-ХХ веков. Генезис и эволюция»13, упоминая Геллерта, указывал на важную роль романа Геллерта «Жизнь шведской графини фон

10 Литературная энциклопедия / Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского, в 11 т.; — М.: Издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929— 1939.

11 1) Никола М.И. Роль Х.Ф. Геллерта в истории русско-немецких литературных связей//Проблема "другого голоса" в языке, литературе и культуре. Материалы международной конференции - СПб., 2003. С. 134-137. 2)Никола М.И. Русская тема в романе Х.Ф. Геллерта "Редкий случай или жизнь шведской графини фон Г" //Россия в культурном сознании Запада. Сборник статей и материалов по итогам XX Пуришевских чтений -M.: МПГУ, 2008. С. 96-98.

12 Пронин В.А. История немецкой литературы, Уч. пособие - М.: Логос, 2007. С. 96-98

13 Пашигорев В. Н.. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII-XX веков. Генезис и эволюция : Дис.... д-ра филол. наук. - Ростов н/Д, 2005.

Г**» в процессе становления просветительского романа в Германии. В монографии «Литература бидермейера в Германии XIX века» 14 Е.Р. Иванова отмечает значение «трогательных» комедий автора, «Богомолка», «Нежные сестры», «Больная жена», в процессе освоения немецкой сценой бюргерской жизни, а также видит в Геллерте одного из предтечей нового литературного направления, которое в дальнейшем разовьётся и будет обозначено как бидермейер. Также в своей кандидатской диссертации «Семантические модификации метаязыковой сущности языка басни»15 исследователь Н. Г. Арепьева отмечает важную роль Геллерта в развитии басенного жанра в Германии, характеризуя автора как приверженца моральной и педагогической стороны басни. Определённый интерес вызывает творчество Геллерта у исследователей, занимающихся переводческой рецепцией произведений немецкого автора в России. В частности, исследователь Н.Л. Степанов поднимает проблему осмысления жанрового и культурного своеобразия вольных переводов басен Геллерта И.И. Хемницером.16 Исследовательница Е. Л. Костина предпринимает попытку сравнительно-сопоставительного анализа оригинала пьесы «Богомолка» и его вольной интерпретации Екатериной II в её произведении «О время!».17

Заметим также, что, начиная с 2000 года, на родине немецкого автора в земле Саксония, в Лейпциге, ежегодно вручается национальная премия имени Геллерта в области изобразительного искусства, музыки и литературы. Так, к примеру, за последние шесть лет премия была вручена немецкому музыканту и композитору Вольфгангу Хайзигу (2007), художнику Карлу-Хайнцу Шмидту (2008), писателю Эрхарду Рутцу (2009), дирижёру и композитору Райнхарду Зеехаферу (2010), художнику Фолькеру Поленцу

14 Иванова Е. Р. Литература бидермейера в Германии XIX века.-М.: Прометей Mill У, 2007.

15 Арепьева Н. Г. Семантические модификации метаязыковой сущности языка басни: 10.02.20 Арепьева, Наталья Геннадьевна Семантические модификации метаязыковой сущности языка басни: Дис. ... канд. филол. наук. - Краснодар, 2000.

16 Степанов Н. Л. Иван Хемницер [электронный ресурс] http://www.rvb.ru/18vek/hemnitser/03article/article.htm [дата обращения: 20.03.2013].

17 Костина Е. Л. К истории ранних комедий Екатерины II // XVIII век: Сборник 18. - СПб., 1993. С. 299-312. [электронный ресурс] http://www.adm.yar.ruhttp://www.yareparhia.ru [дата обращения: 15.08.2013].

(2011) и писательнице Сьюзен Гастингс (2012)18 Помимо вручения премии Геллерта, важным свидетельством современного общественного и научного интереса к наследию автора в Германии являются традиционные конференции, посвященные его жизни и творчеству. Последняя крупная конференция «Геллерт и сентиментальное Просвещение» была организована Фондом Фрица Тиссена, который финансирует научные исследования в университетах на территории Германии, и состоялась 27 июля 2007 года в земле Саксония-Ангальт, в городе Хальберштадт. Обширная программа конференции включала в себя доклады, относящиеся к различным аспектам творчества Геллерта. По итогам конференции был издан сборник научных докладов «Геллерт и сентиментальное Просвещение. Взаимодействие науки и культуры с 1750»19

Одной из главных задач, положенных в основу конференции и сборника, стало научное обоснование своеобразия и значимости творчества немецкого автора. Многими учёными в их выступлениях и исследованиях была поставлена цель - подтвердить статус Геллерта не только как писателя, но и как видного немецкого просветителя, мыслителя и дидактика первой половины XVIII века. Подобный междисциплинарный подход был положен, к примеру, в основу докладов Д. Тилля «Геллерт и риторика», К. Лёффлера «Роман Х.Ф. Геллерта «Жизнь графини шведской фон Г***» в контексте современной философской и теологической антропологии», Н. Россбаха «Взаимодействие науки, лексикографии и тендерного аспекта на материале наследия Геллерта». Некоторым исследователям удалось разыскать новые, никому ранее неизвестные страницы из биографии немецкого автора. Так, к примеру, доклад Берндта Витте «Поэт и главнокомандующий» раскрывал отношение Геллерта, сторонника мира и компромисса, к событиям Семилетней войны, а А-К. Винклер в статье «Геллерт и Journal étranger»

18 Geliert - Preis [электронный ресурс] http://kulturserver-sachsen.de/hpg/proiects/ks-sachsen/fr content.php3 ?id list= 12090&id page=3 8126 [дата обращения: 10.08.2013].

19 Schönborn S., Viehöver V. Geliert und empfindsame Aufklarung / Hgg. von Sibylle Schönborn und Vera Viehöver - Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2009.

исследует непродолжительный период сотрудничества автора с французским еженедельником, который знакомил своих читателей с произведениями немецкой литературы. Большой интерес вызывают результаты статистических исследований, которые приводят в своих докладах некоторые учёные. Так исследователь К. Хенцель в своей статье «Между учёностью и «попкультурой»» подсчитывает процент цитируемости произведений Геллерта в популярных «штамбухах», рукописных альбомах немецкой интеллигенции XVIII века, а М. Мюленхорт изучает лексикон из

г

произведений Геллерта, включённый филологом И. К. Аделунгом для составления «Грамматико-критическом словаря немецкого языка», который способствовал в XVIII веке нормализации и унификации немецкого литературного языка. Представляется, что проведение подобной конференции и издание сборника научных докладов ясно демонстрирует интерес к самым разным аспектам творчества немецкого писателя на современном этапе развития филологической науки.

Таким образом, очевидна назревшая потребность пристального и более глубокого взгляда на многообразное творчество Геллерта, выявления своеобразия каждого жанра, в котором работал Х.Ф. Геллерт, оценки значения и места его в творчестве немецкого автора, установления тематических связей и художественного взаимодействия между различными жанрами в контексте жанровых процессов, протекающих в немецкой и европейской литературах XVIII века. В постановке вышеуказанной литературоведческой задачи и заключается новизна данной диссертации.

Актуальность исследования обуславливается тем фактом, что в современном литературоведении наметилась тенденция изучения истории литературы прежде всего как истории жанров, усилился интерес к личности и творчеству авторов, которые оставили значимый след в формировании национальной ментальное™, но при этом были на определённый срок забыты или отвергнуты читательской аудиторией в силу закономерной смены этических и эстетических представлений и идей. Изучение творчества

ю

Геллерта в указанных аспектах позволяет существенно обогатить представление о процессе становления немецкой просветительской литературы, ее внутренней полемике с жанровой системой классицизма, о той роли, которую Х.Ф. Геллерт сыграл в литературе и культуре своего времени.

Предметом настоящего исследования является система жанров творчества Х.Ф. Геллерта, позволяющая выявить своеобразие литературного и философско-дидактического наследия автора. В понятие «система» мы вкладываем определение, сформулированное в компетентных энциклопедических изданиях, в частности, в философском энциклопедическом словаре под редакцией Л. Ф. Ильичиева и П.Н. Федосеева: «Система (от греч. целое, составленное из частей; соединение) -совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство. Каждая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими её элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность, многоуровневость, структурность - свойства не только строения, морфологии системы, но и её поведения...»20. В качестве ключевых направлений в жанровой системе автора мы выделяем: басни и притчи, «слёзные» или, как их ещё называли «трогательные» комедии, семейно - психологический роман с авантюрно-приключенческими мотивами, духовные оды и песни, а также этико-эстетические труды Геллерта.

Объектом исследования выступают указанные выше жанровые формы творчества автора в их своеобразии и взаимосвязях.

Материалом исследования являются сборник «Басни и притчи», комедии «Богомолка» (1745), «Лотерейный билет» (1746), «Нежные сёстры»

20 Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Л. Ф. Ильичиев, П.Н. Федосеев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 610.

(1747), «Больная жена» (1747), роман в двух частях «Жизнь графини шведской фон Г***» (1747/48), сборник духовной лирики «Духовные оды и песни» (1758), а также такие теоретические труды автора, как «В защиту трогательной комедии» (1751), «Письма и практические статьи о хорошем вкусе в письмах, Х.Ф. Геллерта» (1751), «Дневник 1761 года» (1761), «Лекции о морали» (1772).

Целью исследования является комплексное изучение творчества Х.Ф. Геллерта, представляющего собой единую жанровую систему, которую мы рассмотрим, опираясь на критерии, выявленные отечественными филологами, специалистами по проблемам теории литературы, культурологии и межкультурной коммуникации. Имеется в виду также классификация системных принципов, предложенная авторами книги «Литература и методы её изучения» И.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. Авторы работы систематизировали и обобщили опыт учёных -предшественников и в числе принципов системы, в частности, вывели:

1) «Целостность

2) Зависимость каждого элемента от места и функции внутри

целого

3) Структурность

4) Взаимозависимость системы и среды

01

5) Иерархичность»

Указанная выше цель исследования предполагает решение следующих задач:

1) Рассмотреть личность и творчество X. Ф. Геллерта в контексте культурной эпохи раннего Просвещения в Германии;

2) Проследить западноевропейские влияния на становление творчества Геллерта;

3) Исследовать проблему жанра в её отражении в эстетических

21 Зинченко В.Г., Зусман В.Г.,Кирнозе З.И. Литература и методы её изучения. - М.: Флинта. Наука. 2011.

12

трудах Геллерта.

4) Рассмотреть основные жанровые формы творчества Х.Ф. Геллерта: басни и притчи, драматургия, роман, духовная поэзия.

5) Проанализировать системность жанрового мышления Х.Ф. Геллерта.

Положения, выносимые на защиту:

1. Становление в Германии бюргерства как значимого сословия ведёт за собой изменения не только в политической и социальной жизни общества, но и обозначает новые культурные потребности, которые отразили нравственные и эстетические идеалы набирающего силу третьего сословия. В первой половине XVIII века назревает необходимость формирования литературы, отражающей вкусы и интересы бюргерства.

2. Х.Ф.Геллерт в числе первых немецких просветителей, опираясь на опыт европейских авторов, вступает в полемику с системой немецкого классицизма и в ряде своих эстетических трудов («В защиту трогательной комедии», «Письма с приложением подробного рассуждения о хорошем вкусе») развивает идеи новых творческих задач и соответствующих этим задачам новых художественных форм.

3. В своём творчестве Х.Ф. Геллерт способствует формированию в немецкой литературе движения к сентиментализму и разрабатывает такие жанры литературного направления, как эпистолярный роман, «слёзная» или «трогательная» комедия.

4. Художественное наследие Геллерта находится в тесной связи с его педагогической и этической концепциями, изложенной в ряде трудов автора («Лекции о морали», «Искусство сочинения нравоучительной басни» и др.), получившими отражение в его литературном творчестве, особенно в баснях, притчах и духовных песнях.

5. Художественное и эстетическое наследие немецкого автора представляет собой жанровую систему, обладающую несомненной

13

целостностью благодаря сквозным сюжетам, мотивам, персонажам и общей нравственно-дидактической направленности.

6. Творчество Геллерта занимает важное место в истории русско-немецких литературных и культурных связей XVIII века и находит отражение как в активной рецепции его творчества в России, так и в разработке русской темы в творчестве самого немецкого писателя.

Методология диссертационного исследования определяется сравнительно- историческим, типологическим, культурно-историческим и биографическим подходами. Теоретико-методологической основой диссертации являются работы отечественных и зарубежных исследователей по теории и истории литературы (А.Н. Веселовский, М.М. Бахтин, Б. В. Томашевский, Ю.М. Лотман, Н.Л Лейдерман, Н. Пьеге-Гро, И.В. Гюббенет и др.), по истории зарубежной литературы (Г.В. Аникин, Н.П. Михальская, Н.Я. Дьяконова, Е.Ю. Гениева, В.В. Ивашева, М.И. Никола, Е.В. Сомова, И.О. Шайтанов), по истории немецкой литературы (Пронин В.А., К. Бётхера и Г. Ю. Геердтса) по теории басни (М. Л. Гаспаров, Л.С. Выготский и др.), по теории драматургии (А. А. Аникст, В.Е. Хализев, Б.О.Костелянец), по истории эпистолярного романа (Е. М. Виноградова, A.A. Елистратова, Е.Г. Елина, Н. А. Соловьёва, Б. Витте,), а также литературоведческих работ, посвященных творчеству Х.Ф. Геллерта (3. Шёнборн, Я. Энгеберса, Э. Мейер -Крентлер, Й. Вогл и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении системности жанрового мышления писателя, изучении проблемы взаимодействия эстетики и художественного творчества. В работе определяется специфика ряда жанров, характерных для литературной эпохи Просвещения, рассматриваются особенности авторской поэтики в контексте просветительской идеологии первой половины XVIII века.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов исследования в курсах лекций и семинаров по истории зарубежной литературы XVIII века, истории немецкой литературы,

14

при чтении спецкурсов по литературе эпохи Просвещения, жанровой поэтике и т.д., проведении практических занятий, написании исследовательских работ по проблемам жанрового многообразия литературы XVIII века.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были апробированы в ряде статей и в научных докладах на всероссийских и международных конференциях. По теме диссертации опубликовано одиннадцать работ. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования были представлены на ежегодных Всероссийских научно-практических конференциях молодых ученых Ml II 'У (2010-2012), IV и V межвузовских научных конференциях «Язык: категории, функции, речевое действие» (МПГУ, МГОСГИ 2011, 2012, 2013), X и XI региональных конференциях молодых учёных «Поэтика и компаративистика» (МГОСГИ 2011, 2012, 2013), международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XI Кирилло-Мефодиевские чтения» (ГосИРЯ им. A.C. Пушкина, 2010), международной научной конференции «Диалог между Россией и Германией: филологические и социокультурные аспекты» (ТГУ, 2010), 1Х-ом Съезде Российского Союза Германистов (КФУ, 2011).

Структура работы определяется поставленными задачами и материалом исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Проза Геллерта в литературном процессе XVIII века

§ 1.1 Личность и творчество X. Ф. Геллерта в контексте литературы раннего Просвещения в Германии.

Христиан Фюрхтеготт Геллерт - один из наиболее известных авторов Германии XVIII века до вступления в литературу Гёте, профессор риторики и философии Лейпцигского университета, видный общественный деятель эпохи Просвещения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Климакина, Елена Александровна, 2014 год

Список литературы

Источники:

1. Геллерт Х.Ф. Богомолка / Перевёл Михаил Матинский, - СПб.: издатель Миллер, 1774.

2. Геллерт Х.Ф. Горячая любовь двухъ сестёръ. Комед1я въ трёхъ дПйств1яхъ. Соч. Геллерта / Пер. с нПм.С. Поручкинъ - СПб., 1773.

3. Геллерт Х.Ф. Духовные оды и песни / Перевод девицею Елисаветою Демидовой - СПб.: типография Шнора, 1785.

4. Геллерт Х.Ф. Женская хворость. Комед1я въ одномъ дПйствш. Соч. Геллерта. / Пер. с нПм. С. Поручкинъ - СПб., 1775.

5. Геллерт Х.Ф. Жизнь графини шведской фон Г**/ Перевод Лейб Гвардии Конного Полку Вахмистр Павел Никифоров. Том 1,2 — Тамбов: в вольной Тамбовской типографии, 1793.

6. Геллерт Х.Ф. Наставлеше отца сыну своему при отправленш въ университетъ. Соч. Геллерта / Пер. О. П - СПб., 1802.

7. Геллерт Х.Ф. Нравоучения Х.Ф. Геллерта, Профессора Нравоучения, и Свободных наук по Лейпцигскому университету / Пер. Михаилом Протопоповым - При Импер. Моск. Университете, 1776.

8. Геллерт Х.Ф. О вл1янш изящныхъ наукъ въ сердце и въ нравы. РПчь господина Геллерта, говорённая имъ при вступленш его въ професаю / Съ нПмецкаго перевёлъ И. Русановъ - СПб., 1803.

9. Геллерт Х.Ф. Разсуждеше о томъ, для чего вредно знать о будущей своей судьбин □ / Перевёлъ съ нПмецкаго Мод есть Окуловъ - М., 1787.

10. Геллерт Х.Ф. Статьи, избранныя изъ нравоучешя добродушнаго Геллерта / Переводъ М. Т - СПб., 1820.

11. Геллерт Х.Ф. Человеколюбец - СПб.: Изд-тво П.Б., 1787.

12. Геллерт Х.Ф. УтПшительныя разсуждешя противъ немощной и болПзненной жизни. Соч. Геллерта / Перевёлъ съ нПмецкаго А. Шумлянскш

172

-м., 1773.

13. Примечание на священное писанше, выбранныя изъ сочинешй славного Немецкого Писателя Господина Геллерта. Московское ежемесячное издание, ч. 3, сентябрь-декабрь 1781—М.: Университетская Типографш, у Н. Новикова, 1781.

14. Басни Эзопа. Античная басня [электронный ресурс] http://krotov.info/Hb_sec/26_ae/aezo/p_01.htm [дата обращения: 29.05.2013].

15. Гете И. В. Страдания юного Вертера /Перевод Н.Касаткиной. Избранные произведения в двух томах. Том II. — М.: Правда, 1985.

16. Готшед И. К. Опыт критической поэтики для немцев. Отрывок в пер. А. В. Дранова // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. Эстетические учения XVII XVIII веков. -М.: Искусство. 1962.

17. Грот Я.К. Иван Иванович Хемницер. 1745-1784. Новые о нем известия по рукописным источникам — Русская старина, 1872. - Т. 5.

18. Ибн -Аль Мукаффа. Калила и Димна / Пер.с араб.Шидфара Б. — М.: Худ. Литература, 1986.

19. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника [электронный ресурс] http://modernlib.ru/books/karamzin_nikolay_mihaylovich/pisma_russkogo_putesh estvennika/read_l/ [дата обращения: 15.08.2013].

20. Конради К. О. Гёте. Жизнь и творчество. Том 1 - М.: Радуга,

1987.

21. Крамер И.А. Образ Благочестия, Добродетели и Благонравия или жизнь и свойства Геллерта, Славного немецкого писателя / Перевод с фр. Яз Сенатским Секретарём Александром Андреевичем — СПб., типография Брейткопфа, 1789.

22. Кюхельбекер В. [электронный ресурс] http://az.lib.rU/g/gellert_h/text_0010oldorfo.shtml дата обращения: 15.08.2013].

23. Лафонтен Ж. Басни [электронный ресурс] http://pritchi.ru/part_295 [дата обращения: 19.07.2013].

24. Лессинг Э. Г. Из «Гамбургской драматургии»// Э. Г. Лессинг. Избранные произведения — М.: Художественная литература, 1958.

25. Мариво П. К. де Ш. Жизнь Марианны, или Приключения графини де *** — М.: Барс, 1994.

26. Мольер Ж.-Б. Драматургия. [электронный ресурс] http://royallib.ru/author/moler_ganbatist.html [дата обращения: 9.01.2013].

27. Мольер. Собрание сочинений. С биографией, составленной А. Веселовским — СПб.: О.И. Бакста, 1884.

28. Радищев А. Избранное — М.: Правда, 1988.

29. Ричардсон С. Английские письма или история кавалера Грандисона [электронный ресурс] http://modemlib.ш/books/semyгlel_richardson/angliyskie_pisma_ili_istoriya_kaval era_grandisona/ [дата обращения: 18.04.2013].

30. Ричардсон С. Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов [электронный ресурс] http://modernlib.ru/books/semyuel_richardson/dostopamyatnaya_zhizn_devici_kla rissi_garlov/read_l/ [дата обращения: 10.04.2013] .

31. Ричардсон С. Памела, или награжденная добродетель / перев. Чертков. - СПб, 1787—1796. 4 чч.

32. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании [электронный ресурс] http://lib.rus.ec/b/148349/read [дата обращения: 19.07.2013].

33. Сочинения императрицы Екатерины II / На основании подлинных рукописей и с объяснит, примеч. А. Н. Пыпина. Редакция изд. П. А. Ефремова-СПб., 1901.

34. Сочинения и переводы В. И. Лукина и Б. Е. Ельчанинова. Со статьею о Лукине А. Н. Пыпина.— СПб.: Редакция изд. П. А. Ефремова, 1868.

35. Утренний свет. Московское ежемесячное издание — Москва, Университетская типография у Н. Новикова, 1781.

36. Федр. Бабрий. Басни /Переводчик и составитель М. Гаспаров. -

174

М.: Наука, 1962.

37. Фридлендер Г. Лессинг - М.: Наука, 1957.

38. Хемницер И. И. Басни [электронный ресурс]. http://az.lib.rU/g/gellert_h/text_0030.shtml [дата обращения: 20.07.2013]. Хемницер И. И. Полное собрание стихотворений / Прим. Л. Е. Бобровой и В. Э. Вацуро М.— Лен.: Советский писатель, 1963.

39. Чернышевский Н. Г. Лессинг, его время, его жизнь и деятельность // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1948. Т. 4.

40. Шлегель Ф. Об эстетической ценности греческой комедии // Эстетика. Философия. Критика - М., Искусство. 1983. Т. 1.

41. Geliert Ch. F. Das Leben der schwedischen Grafin von G** -Stuttgart, hrsg. Jörg-Ülrich Fechner, 2001.

42. Geliert Ch. F. Fabeln und Erzählungen. Historisch-kritische Ausgabe/bearb. v. S. Scheibe - Tübingen, 1966.

43. Geliert Ch. F. Gesammelte Schriften - Berlin, New York, hrsg. von Berndt Witte, de Cruyter, 1997.

44. Geliert Ch. F. Fabeln und Erzählungen. In: Gesammelte Schriften. / hrsg. von Ulrike Bardt und Bernd Witte - Berlin, New-York, 2000.

45. Geliert Ch. F. Lustspiele. Loos in der Lotterie. Die kranke Frau. Gesammelte Schriften, Bd. 3 - Berlin - New York, 1988.

46. Geliert Ch. F. Lustspiele. Die Zärtlichen Schwester. Gesammelte Schriften, Bd. 3 - Berlin - New York, 1988.

47. Geliert Ch. F. Lustspiele. Betschwester Bd. 3.. In: Gesammelte Schriften hg.v. Bernd Witte in 7 Bd.- Berlin - New York, 1988.

48. Geliert Ch. F. Roman, Briefsteller. Das Leben der schwedischen Grafin von G**, Gedanken von einem guten deutschen Briefe, Briefe, nebst einer praktischen Abhandlung von dem guten Geschmacke, Bd. 4. In: Gesammelte Schriften hg.v. Bernd Witte in 7 Bd., - Berlin, New York, 1989.

175

49. Geliert Ch. F . Geistlichen Oden [электронный ресурс] http://bible.ucoz.com/publ/psaltyr/psalom_l 8/25-1 -0-571 [дата обращения 15.11.2013]

50. Geliert Ch.F. Gesammelte Schriften. Poetologische und Moralische Abhandlungen. Autobiographisches. Kritische kommentierte Ausgabe Hrsg.v. B. Witte. Bd. 5. - Berlin - New York 1994.

51. Geliert Ch. F. Moralischen Vorlesungen. In: Gesammelte Schriften Bd. 6 Hrsg. von B. Witte. - Berlin. New -York, 1991.

52. Geliert Ch. F. Moralische Vorlesungen, Moralische Charakter. In: Gesammelte Schriften Hrsg.v. Bernd Witte in 7 Bd. - Berlin, New York 1992.

53. Gellerts Ch. F. Gesammelten Schriften, Gedanken von einem guten deutschen Briefe, an den Herrn F. H. v. W. in Belustigungen des Verstandes und des Witzes - Hornung. Leipzig: Verlegts Bernhard Christoph Breitkopf, 1742.

54. Geliert Ch. F. Sämtliche Werke. 6. Band. Moralische Vorlesungen.-Carlsruhe, im Büeau der deutschen Graggiker, 1818.

55. Gellerts Ch. F. Briefwechsel. Hg. v. John. F. Reynolds - Berlin. New York: Walter de Gruyter, 1991.

56. Geliert Ch. F. C. F. Gellerts Briefwechsel 1740-1755/ Hg. v. John. F. Reynolds. - Berlin u. New-York : Walter de Gruyter, 1983.

57. Geliert Ch. F. C. F. Gellerts Briefwechsel 1756-1759 / Hg. v. John. F. Reynolds. - Berlin u. New-York : Walter de Gruyter, 1983

58. Gellerts Ch.F. Briefwechsel. 1760-1763 / Hg. v. John. F. Reynolds.-Berlin. New York: Walter de Gruyter, 1991.

59. Gellerts Ch.F. Briefwechsel. 1764-1766 / Hg. v. John. F. Reynolds.-Berlin. New York: Walter de Gruyter, 1996.

60. Geliert Ch. F., Abhandlung für das rührende Lustspiel (Pro comoedia commovente) Ubersetzt von Gotthold Ephraim Lessing [Электронный ресурс] http://gutenberg.spiegel.de/buch/3717/! [дата обращения: 05.05.2013]

61. Gellerts Tagebuch v. J. 1761: 18. Jan. — 7. Febr. — 14. Febr. [Электронный ресурс]

176

http://books.google.ru/books?id=2hOQAAAAYAAJ&pg=PAl&hl=ru&source=gbs _toc_r&cad=4#v=onepage&q&f=false [дата обращения: 01.12.2013]

62. Herrn Professor Gellerts Geistlichen Oden und Lieder mit Melodien von Carl Philipp Emanuel Bach. Vierte Auflage. - Berlin : Gedruckt und zu finden bey George Ludewig Winter, 1771.

63. Geliert - Preis [электронный ресурс] http://kulturserver-sachsen.de/hpg/projects/ks-

sachsen/fr_content.php3 ?id_list= 12090&id_page=3 8126 [дата обращения: 10.08.2013].

64. Abbt Th. Vom Verdienste - Leipzig, Goslar, 1766.

65. Basedow J. B. Praktische Philosophie für alle Stände zweyter Theil. Zweyte, verbesserte Auflage. - Dessau: Crusius, 1777.

66. Gottsched J.C. Versuch einer Chritischen Dichtkunst, durchgehends mit den Exempeln unserer besten Dichter erläutert, [электронный ресурс] http:^ooks.google.de/books?id=bw3cHhXejg0C&printsec=frontcover&hl=ru#v= onepage&q&f=false [дата обращения 21.07.2013]

67. Gottsched J. Ch. Gesammelten Schriften. Bd. 1 - 6. - Berlin: Gottsched Verlag, 1903.

68. Gottingischen Gelehrten Anzeige, deutsche Rezensions- und Literaturzeitschrift. - Gottingen: Hrsg. Joachim Ringleben, 1775.

69. Goethe J. W. Sämtliche Werke. I. Abteilung. Bd. 14. Aus meinem Leben. Dichtung und Wahrheit. Hg. von Klaus-Detlef Müller - Frankfurt 1986.

70. Klopstock Briefe 1767-1772, Band I - Kopenhagen : De Gruyeter an Denis, 1980.

71. Laube H. Gotsched und Geliert Charakter-Lüstspiel in fünf Akten -Leipzig: Verlag von 1.1. Weber, 1847.

72. Lessing G. E. Miß Sara Sampson [электронный ресурс] http://gutenberg.spiegel.de/buch/! 169/3 [дата обращения 20.02.2013]

73. Lessing G. E. Hamburgische Dramaturgie. [Электронный ресурс] http://gutenberg.spiegel.de/buch/! 183/2 [дата обращения: 05.05.2013]

177

74. Schummeel J. G. Wilhelm von Blumental oder das Kind der Natur, eine deutsche Lebensgeshichte. Erster Teil. Leipzig: Weygand 1780. - Repr. Ndr. Frankfurt, 1980.

75. The Spectator, № 11, 1711 / Übersetzung "Der Zushauer" - Leipzig,

1739.

76. Stockhausen J. Ch. Kritischer Entwurf einer auserlesenen Bibliothek für den Liebhaber der Philosophie und schönen Wissenschaften - Berlin, 1757.

77. Unzer I. Mavilon J. Uber den Werrt einiger detscher Dichter und über andere Gegenstande den Geschmack und die schone Literatur betreffend. Ein Briefwechsel., I. Stück - Frankfurt u. Leipzig, 1771.

Критическая литература:

1. Аникин Г., Михальская Н. История английской литературы. -М.: Высшая школа, 1975.

2. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме. - М.: Наука, 1967.

3. Арепьева Н. Г. Семантические модификации метаязыковой сущности языка басни. Дис. ... к. филол. н. - Краснодар, 2000.

4. Аристотель, Поэтика, перев. Н. И. Новосадского. — Л.: Academia,

1927.

5. Асмус В. Немецкая эстетика XVIII века. - М.: Искусство, 1968.

6. Бабкина Е. С. Своеобразие формирования жанровой системы в творчестве Бориса Пильняка: Дис. ... к. филол. н. - Владивосток , 2007.

7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975.

8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство,

1979.

9. Бётхер К., Геердтс Г. И. Истории немецкой литературы. — М.: Радуга, 1985.

10. Бондаренко Е.А. Повествовательные модели и их роль в сюжетостроении в романах С. Ричардсона.: Автореф. дис. ...к.фиолол. н. -М.: 2004.

11. Виндт Л. Басня как литературный жанр // Поэтика. - Л., 1927.

12. Винкель X. «Эпистолярный жанр устарел»: По поводу анахронизма одного жанра и его обновленной инсценировки // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века: Форум немецких и российских исследователей. - М., 2002.

13. Виноградова Е.М. Эпистолярные речевые жанры: прагматика и семантика тек-ста: Автореф. дисс. ... к. филол. н. - М., 1991.

14. Волькенштейн В. М. Драматургия. - М.: Советский писатель,

1969.

15. Выготский Л. Психология искусства - М.: Искусство, 1986.

16. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня - М.: Наука, 1971.

17. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. - М., 1984.

18. Гаспаров М. Л. Поэтика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Сост. и гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: Просвещение, 2001.

19. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. - М.;Л.: Искусство, 1941.

20. Елина Е. Г. К теории эпистолярия / Е. Г. Елина // Поэтика и стилистика: сб. ст. /под ред. И. В. Чуприны, В. Е. Гольдина. - Саратов: Саратов, ун-т, 1980.

21. Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. - М.: Наука, 1966.

22. Елистратова А. А. Ричардсон / История английской литературы. Том 1. - М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1945.

23. Елистратова А. Эпистолярная проза романтиков // Европейский романтизм. - М.: Наука, 1973.

24. Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературе- Л.: Худож. лит. 1972.

25. Жучков В. А. Христиан Вольф и его последователи // История философии: Запад-Россия - Восток (книга вторая: Философия XV - XIX вв.). - М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А. Шичалина, 1996

26. Захаров В. Н. Система жанров Достоевского -Д.: Изд. Ленинградского университета, 1985.

27. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Литература и методы её изучения. Учебн. пособие - М.: Флинта. Наука, 2011.

28. Зыкова Е.П. Эпистолярная культура XVIII в. и романы Ричардсона. - Мировое древо. 2001, № 7.

29. Иванова Е. Р. Литература бидермейера в Германии XIX века. -М.: Прометей МПГУ, 2007.

30. Иншакова Ю. Г.. Жанровая система поэзии И. А. Бунина : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 - Елец, 2005

31. История западноевропейского театра: В 4-х тт. Т. 2. / Под ред. С. Мокульского. - М.: Искусство, 1957

32. Квятковский А. Письмо // Квятковский А. Поэтический словарь. -М., 1966.

33. Квятковский А.. Эпистолярная форма // Там же..

34. Клейнер И. Театр Мольера, - ГАХН, М., 1927.

35. Клейнер И. У истоков драматургии. - Л.: Academia, 1924.

36. Климакина Е.А. Басни и притчи в жанровой системе творчества Х.Ф. Геллерта // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. - Киров: издательство ВятГГУ, 2011.

37. Климакина Е.А. Проблема жанра в эстетических трудах Геллерта // Преподаватель XXI век, № 4 - М.: МПГУ, 2013.

38. Климакина Е.А. Эпистолярный роман в творчестве Х.Ф. Геллерта // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология 3(19) - Пермь: Пермский университет, 2012.

39. Коган П. С. Очерки по истории западноевропейского театра. - М.

180

-Д.: Academia, 1934.

40. Костелянец Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. -М.: Совпадение, 2007.

41. Костина Е. Л. К истории ранних комедий Екатерины II // XVIII век: Сборник 18. - СПб, 1993. - С. 299-312. [электронный ресурс] http://www.adm.yar.ruhttp://www.yareparhia.ru [дата обращения: 15.08.2013].

42. Купреянова Е. Н. К вопросу о классицизме// XVIII век. Сборник 4.-М-Л.: Наука, 1959.

43. Курилов А. С. О сущности понятия классицизм и характере литературно-художественного развития в эпоху классицизма // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. - М.: Наука, 1982.

44. Кустова О. Ю. Письмо как самостоятельный текст и как композиционная часть художественного произведения: Дис. ... к. филол. н: -СПб., 1998.

45. Лейдерман Н. Л. Современное зарубежное литературоведение об истории . жанровой проблематики // Проблемы жанра в зарубежной литературе. — Свердловск, 1979.Лейдерман Н. Л. Теория жанра -Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т., 2010/

46. Лиоренцевич Т.В. Басни Лафонтена и общественная мысль во Франции во второй половине XVII в.: Дис. ...к.филол. н. - М.: 1973.

47. Литературная энциклопедия / Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского, в 11 т.; — М.: Издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

48. Михальская Н. П. История английской литературы: учебник для студ. и лингв, фак. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2006.

49. Мокульский С. С. История западноевропейского театра. Т. 2. М.: Искусство, 1957.

50. Немецкие поэты в биографиях и образах [электронный ресурс] http://www.knigafund.ru/books/3680/read [дата обращения: 20.03.2013].

51. Неустоев В. П. Немецкая литература эпохи просвещения - М.:

181

Издательство Московского университета, 1958.

52. Никола М.И. Роль Х.Ф. Геллерта в истории русско-немецких литературных связей//Проблема "другого голоса" в языке, литературе и культуре. Материалы международной конференции - СПб., 2003.

53. Никола М.И. Русская тема в романе Х.Ф. Геллерта "Редкий случай или жизнь шведской графини фон Г" // Россия в культурном сознании Запада. Сборник статей и материалов по итогам XX Пуришевских чтений -М.: МПГУ, 2008.

54. Пашигорев В. Н.. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII-XX веков. Генезис и эволюция: Дисс. ... д. филол. н. - Ростов н/Д, 2005.

55. Потебня A.A. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. - Харьков, Госиздат Украины, 1930.

56. Потебня A.A. Слово и миф. - М.: Правда, 1998.

57. Потехина И. Г. История литературы стран изучаемого языка. -Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

58. Пронин В.А. История немецкой литературы. - М.: Логос, 2007.

59. Рогинская О. О. Эпистолярный роман, поэтика жанра и его трансформация в русской литературе : Дисс. ... к. филол. н. - Москва, 2002.

60. Розановъ М.Н. «Поэт периода «Бурных стремлений» Якобъ Ленцъ его жизнь и произведения, Критическое иследование, «Учёные записки импираторского московского университета» отдел историко-филологический, выпуск двадцать девятый — М.: Университетская типография на страстном бульваре, 1901.

61. Сент-Бёв Ш.О.Литературные портреты. Критические очерки / Сост., вступ. статья, коммент. М. Трескунова. - М., 1970.

62. Скворцова М. Л. Творчество И.К. Готшеда в контексте раннего немецкого Просвещения : Дис. ... кандидат филол. наук 10.01.03 -Магнитогорск, 2004.

63. Словарь античности / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989.

182

64. Соловьёва H. А. Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи. -М.: Формула права, 2008.

65. Соловьёва H.A. История зарубежной литературы. Предромантизм. -М.: Академия, 2005.

66. Стадников Г. В. Немецкое в русской литературе XVIII века //Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т.З. -М.: Языки славянской культуры, 2007.

67. Степанов Н. Л. Иван Хемницер [электронный ресурс] http://www.rvb.ru/18vek/hemnitser/03article/article.htm [дата обращения: 20.03.2013].

68. Тамарченко Н.Д Теоретическая поэтика. - М.: Академия, 2004.

69. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2004. - Т. 1., Т. 2.

70. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 1999.

71. Тураев C.B. Классицизм в немецкой литературе XVIII века // Проблемы Просвещения в мировой литературе. - М.: Наука, 1970.

72. Тураев С. От Просвещения к романтизму. - М.: Наука, 1983.

73. Филатова В. И. Бюргерские трагедии Г.Э. Лессинга и сценическое искусство XVIII века в Германии и России. Дисс. ... к. искусствоведения - СПб, 2005.

74. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Л. Ф. Ильичиев, П.Н. Федосеев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

75. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 1999.

76. Шарыпкин Д.М. Русские дневники шведов - полтавских пленников // Восприятие русской культуры на западе - Л., 1975.

77. Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003.

78. Эйгес И. Эпистолярная форма // Словарь литературных терминов: В 2 т. - М., 1925. Т. 2.

79. Aschner S. Der glückliche Dichter : In Zeitschrift für Literaturgeschichte 18 - Heidelberg: Winter 1911.

80. Arto-Haumacher, Rafael: Abgeschrieben. Ein echter, falscher Gellert-Brief. In: Frankfurter Allgemeine Zeitung, 16. Dezember 1995.

81. Arto-Haumacher R. Geliert" s Briefpraxis und Brieflehre . Der Anfang einer neuen Briefkultur - Wiesbaden, 1995.

82. Arto-Haumacher R. Verehrt-verkannt-vergessen. Christian Furchegott Geliert zum 280. Geburtstag, hg.v. Gellert-Museum Heinichen, Egelsbach - Frankfurt/Main, St. Peter Port, 1996.

83. Best, Otto F. Carla Freudenreich, Zwischen Loen und Geliert. Der deutsche Roman 1740-1747. - München : Wayne State Univ. Press, 1979.

84. Brüggemann F. Gellets "Schwedische Gräfin". Der Roman der Welt -und Lebensanschauung des vorsubjektiven Bügertums - Aachen, 1925.

85. Bruggemann F. Das Weltbild der deutschen Aufklarung. - Leipzig: Verlag von Ph. Reclamjun., 1930.

86. Bruggemann F. Die Anfange des. bürgerlichen Trauerspiels in den fuenfziger Jahren. - Leipzig: Verlag von Ph. Reclamjun., 1934.

87. Bruggemann F. Einfurung , in: Die bürgerliche Gemeinshcaftskultur der vierziger Jahre. - Leipzig: Verlag von Ph. Reclamjun., 1933.

88. Carmen Furger :Briefsteller. Das Medium "Brief' im 17. und frühen 18. Jahrhundert, - Köln: Böhlau Verag, 2010.

89. Dörr V. C.: "... bey einer guten Handlung böse Grundsätze zu argwohnen!": empfindsame Diskurse bei Geliert, Sophie von La Roche und in Goethes 'Werther'. In: Orbis litterarum - Copenhagen 55, 2000, N.l.

90. Devrient E. Geschichte der Deutschen Schauspielkunst: In 2 Bd. -Berlin: Henschel Verlag, 1967.

91. Deutsche Dramaturgie vom Barock bis zur Klassik / Hrsg. Von Benno von Wiese. 4. unveränderte Auflage. - Tübingen: Niemeyer, 1979.

92. Deutsche Dramen. Interpretationen zu Werken von der Aufklärung bis zur Gegenwart, Bd. 1. u. 2. - Königstein: Athenäum, 1981.

184

93. Engbers J. "Der Moral-Sense" bei Geliert, Lessing und Wieland. Zur Rezeption von Shaftesbury und Hutcheson in Deutschland - Heidelberg, 2001.

94. Ernst F. Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland. -Wien: Amalhea- Verl., 1924.

95. Franck M. E. Aus dem Briefwechsel Johann Michael Franckes : neue Mitteilungen zu Franckes Biographie und über Winckelmann, Geliert und Gottsched - Weimar: Nationale Forschungs- und Gedenkstätten der Klassischen Dt. Literatur, 1960.

96. Freudenreich C. Zwischen Loen und Geliert : der deutsche Roman 1740 - 1747 - München : Minerva-Publikation, 1979.

97. Gehahard M. Derdeutsche Entwicklungsroman bis zu Goethe «Wilhem Meister». Halle (Saale), 1926

98. Gerken A. B. Die sprachtheoretische Differenz zwischen Gottsched und Geliert - Frankfurt am Main: Lang, 1990.

99. Geschichte der deutschen Lieratur 740-1789. S.A. Jorensen, K. Bohnen, P. Ohrgaard, C.H. - München: Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1990.

100. Honnefelder, G. Deutsche Dichter des 18. Jahrhunderts : ihr Leben und Werk / unter Mitarb. zahlr. Fachgelehrter hrsg. von Benno von Wiese -Berlin, 1977.

101. Issa H. Kreative Literaturgeschichte: Heinrich Laubes Dichterdramen "Gottsched und Geliert" und "Die Karlsschüler" Aus: Literatur für Leser 35 (2012), H. 1 - Frankfürt a.M.: Lang, 2012.

102. Kluckhohn P. Biedermeier als literarische Epochenbezeichnung / Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte Bd. 13 - Halle, 1835.

103. Keiser G. Von der Aufklärung bis zum Sturm und drang, 1730- 1785. - Guterloh: Mohn, 1966.

104. Lucacs G. Die Theorie des Romans. Ein Geschichtsphilisophische Versuch über die Formen der großen Epik - Neuwied, 1963.

105. Literaturwissenscheftliches Jahrbuch, Duncker und Humblot - Berlin,

185

1966.

106. Lehmann, Ulf . Christian Fürchtegott Geliert und Ivan Ivanovic Chemnicer: Slawisch-deutsche Wechselbeziehungen in Sprache, Literatur und Kultur - Berlin : Akad. Verl., 1969

107. May K. Das Weltbild in Gellerts Dichtung- Frankfurt/Main, 1928.

108. Martini F. Der Bildungsroman. Zur Geschichte des Wortes und der Theorie //Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. Stuttgart, 1961/Heft 1.

109. Martens W. Die Botschaft der Tugend. Die Aufklärung im Spiegel der Moralischen Wochenschriften - Stuttgart, 1968.

110. Miller N. Der empfindsame Erzähler. Untersuchungen an Romananfängen des 18. Jahrhunderts - München, 1968.

111. Meyer K. Eckh. Der andere Roman. Gellerts Schwedische Gräfin: Von der aufklärischen Propaganda zur empfindsamen Erlebnisdichtung -Göppingen, 1974.

112. Meyer K. Eckh. Ein Plagiat macht sich selbständig : Pfeils 'Geschichte vom Grafen von P. № 96 - Berlin: Schmidt, 1977.

113. Nörtemann, R. Die "Begeisterung eines Poeten" in den Briefen eines Frauenzimmers : Zur Korrespondenz der Caroline Christiane Lucius mit Christian Fürchtegott Geliert - Stuttgart: Metzler, 1991.

114. Pellegini A. Die Kiese der Aufklärer: In Literatur -wissenschaftlichen Jahrbuch, Bd. 7 - NF, 1966, S. 37-96.

115. Pfeiffer, J. Christian Fürchtegott Geliert: Die Ehre Gottes aus der Natur - Düsseldorf: Bagel, 1956.

116. Pfeiffer J. Über das Dichterische und den Dichter : Beiträge zum Verständnis deutscher Dichtung- Hamburg: Meiner, 1956.

117. Raab H. Deutsch russische Literaturbeziehungen in der Zeit von der Aufklarung bis zur Romantik // Wissenschaftliche Zeitschrift der Ernst Moritz Uni. Grefswald, Gesellschafts - und sprachwissenschaftliche Reihe. №2/3, 1956.

118. Schönborn S., Viehöver V. Geliert und empfindsame Aufklarung /

186

Hgg. von Sibylle Schönborn und Vera Viehöver - Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2009.

119. Schönborn S. Ch. F. Geliert: Die zärtlichen Schwestern, in Dramen von Barock bis zur Aufklärung - Stuttgard, 2000.

120. Schusky R. "Gott, deine Güte reicht so weit, so weit die Wolken gehen" : Zu einer Geliert-Vertonung Carl Philipp Emanuel Bachs. [Zu Ehren von Christian Fürchtegott Gellerts Ode 'Die Himmel rühmen des Ewigen Ehre...' -Heidelberg : Winter, 1988.

121. Schlingmann C. Geliert, eine literarhistorische Revision - Bad Homburg v.d.H.: Gehlen, 1967.

122. Singh S. Das Glück ist eine Allegorie : Christian Fürchtegott Geliert und die europäische Aufklärung - München, Paderborn: Fink, 2012.

123. Singh S. Christian Fürchtegott Geliert - Hannover: Wehrhahn, 2010.

124. Spaethling R. Die Schranken der Vernunft in Gellerts Leben der schwedischen Gräfin von G: Ein Beitrag zur Geistesgeschichte der Aufklärung / Robert H. Spaethling In Publications of the Modern Language Association of America - PMLA -81, New York, 1966.

125. Stock, E. H. Die Darstellung des Gefühls in drei Romanen des achtzehnten Jahrhunderts - Univ. of Kansas, Phil. Diss., 1974.

127. Stern, M. Über die Schauspiele. In: Text und Kontext - München: Fink; Kopenhagen, 1989.

128. Theater im Kulturwandel des 18. Jahrhunderts : Inszenierung und Wahrnehmung von Korper Musik - Sprache. Hrsg. von E. Fischer-Lichte, Gottingen: Wallstein-Verlag, 1999.

129. Vogl J. Poetologie des Wissens um 1800» hg.v. Joseph Vogl -München, 1999.

130. Vellusig R. H. Schriftliche Gespräche: Briefkultur im 18. Jahrhundert. - Böhlau: Verlag Wien, 2000.

131. Weissbach, R. Auf Sylviens Flur [von Christian Fürchtegott Geliert : Kritik einer Aufführung des Schäferspiels.] / In: Die Schaubühne / Hrsg.: Siegfried

187

Jacobsohn - Berlin : Reiss, 907.

132. Witte B. Ein Lehrer der ganzen Nation. Leben und Werk Chrisian Furchtegott Gellerts/ hg.v. Bernd Witte - München, 1990.

133. Witte B. Christian Fürchtegott Geliert Schriftsteller und Universitätslehrer in Sachsens goldenem Zeitalter [электронный ресурс] http://repo.saw-

leipzig.de/pubman/item/escidoc: 16183/component/escidoc: 16182/denkstroeme-heft4_30- 49_witte.pdf [дата обращения: 20.07.2013].

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.