Жанр эссе в литературном наследии Оскара Уайльда и Константина Бальмонта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Учакина Валентина Михайловна

  • Учакина Валентина Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 174
Учакина Валентина Михайловна. Жанр эссе в литературном наследии Оскара Уайльда и Константина Бальмонта: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». 2020. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Учакина Валентина Михайловна

Введение

Глава I. Жанр эссе как текстовое воплощение эссеизма

1.1. Художник и искусство на рубеже XIX-XX веков

1.2. Портрет жанра: эссе как форма парадокса

1.3. Жанровые признаки и особенности эссе

Глава II. Оскар Уайльд как теоретик искусства и эссеизма

2.1. Прерафаэлиты, парнасцы, символисты как предвестники перемен во взглядах на искусство

2.2. Этика и эстетика Оскара Уайльда: природа, душа и искусство

2.3. Оскар Уайльд и эпоха модерна: эссеизм как один из аспектов развития литературы на рубеже XIX-XX веков

2.4. «Маски» Оскара Уайльда: английское эссе

Глава III. Константин Бальмонт: «идеальный исполнитель» русского эссе

3.1. Русско-английские культурные отношения на рубеже XIX-XX веков

3.2. Константин Бальмонт - русский посланник солнца

3.3. «Элементарные слова о символической поэзии» Константина Бальмонта как образец русского эссе

3.4. «Ключи тайн» Валерия Брюсова и «Жизнь стиха» Николая Гумилёва как

варианты русского эссе

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр эссе в литературном наследии Оскара Уайльда и Константина Бальмонта»

ВВЕДЕНИЕ

Эссе - это особый жанр литературы, который соединяет в себе черты художественного и теоретического творчества писателя. Наше исследование посвящено раскрытию сути этой удивительной формы письменного творчества, её особенностей и образцов. Эссеизм как качество культуры - это показатель её развития, выходящий на первый план тогда, когда становится необходима саморефлексия художника. Рубеж Х1Х-ХХ веков - это именно такой период, а также начало последующего расцвета жанра эссе в русской литературе. Ярким проявлением эссеизма в культурном пространстве своей эпохи и в художественном творчестве стали образцы английского эссе, а именно произведения Оскара Уайльда, и русского эссе, образцом которого стали работы Константина Дмитриевича Бальмонта.

Эссе - это инвариант философского трактата. В литературном процессе каждый новый виток развития традиционно получал своё название и обладал определёнными характеристиками, которые выделялись порой и его современниками, но чаще теми, кто изучал его позже; помимо этого, у направления, как правило, определялся ведущий жанр (или несколько жанров с такой функцией), которые заключали в себе основные идеи и настроения времени; для каждого из таких периодов обнаруживаются знаковые произведения, программные тексты, которые мы называем классикой. Литература рубежа Х1Х-ХХ веков отражает идеи вновь проявившего себя качества культуры - эссеизма, которое во многом своим творчеством и своей жизнью открыл для мира Оскар Уайльд (в Англии) и Константин Бальмонт (в России).

Актуальность своего исследования мы видим в современном взгляде на наследие Оскара Уайльда, интерес к которому остаётся неизменно высоким, и в изучении жанра «эссе» в русской литературе, где он до сих пор является одной из важных фигур для русских авторов, что особенно заметно в настоящее время. Теоретические работы писателей и поэтов Серебряного

3

века воплощают художественное сознание эссеизма, ведь именно жанр эссе заключает в себе портрет эпохи и помогает понять смысл творческих открытий.

Понятие эссеизма выступает как особенность построения эстетических идеалов рубежа XIX-XX веков, искусство и литература которого повлияли на дальнейшее развитие художественного творчества - не только русского, но и мирового.

Формирование эссеистики как части литературы было связано с появлением романтической эстетики в начале XIX века в Германии (Йенская и Гейдельбергская школы), во Франции (Ж. де Сталь, Ф.-Р. Шатобриан), когда философия оказала влияние на появление синтетических жанров: роман стал историческим, повесть - волшебной сказкой, а трактат или фрагмент - эссе. В английской литературе к середине этого столетия появились труды Д. Рескина «Камни Венеции» 1851-1853, глава из которой «Сущность готики» стала манифестом для прерафаэлитов, «Теория красоты» («Study of Leaves») 1869 - образец совершенно иного построения книги об искусстве как поэтического монолога-размышления, предлагающего читателю погружение в мир мысли автора.

Эту традицию продолжил ученик Д. Рескина - замечательный эстет и тонкий поэт О. Уайльд. Именно его эссеистические работы можно считать образцом жанра в английской литературе рубежа XIX-XX веков. Подобный выбор обусловлен ещё и тем, что этот писатель-ирландец является автором не только великолепной в своей трагичности «Баллады Рэдингской тюрьмы», знаменитейших пьес, которые до сих пор ставятся в театрах по всему миру, и романа «Портрет Дориана Грея», который и спустя более ста двадцать лет с момента публикации остается в центре внимания филологов и вызывает читательский интерес, но и целого ряда работ, которые позволяют называть его теоретиком искусства, демонстрирующих феномен жизнестроительства художника. Эти работы можно относить к интересующему нас жанру, так

что стоит говорить о разнообразии примеров эссе, оставленных нам Уайльдом.

Русская литература Серебряного века достаточно многочисленна и разнообразна, но своеобразная и индивидуальная эссеистика автора, который так же, как и Уайльд, мог бы послужить наглядным примером жанрового строительства стал, как нам кажется, Константин Дмитриевич Бальмонт. Именно его Марина Цветаева назвала «Поэтом». В «Слове о Бальмонте» она пишет: «Бальмонта Аполлон всегда требовал, и Бальмонт в заботы суетного света никогда не погружался, и святая лира в его руках никогда не молчала, и душа хладного сна никогда не вкушала, и меж детей ничтожных мира Бальмонт не только не был всех ничтожней, но вообще между ними никогда не был...» [206] Стремление поэта проявить себя, демонстрировать миру свое творческое начало - это качество объединяет двух художников слова -Уайльда и Бальмонта. Бальмонт, как и его ирландский предшественник, обладал яркой индивидуальностью как писатель, своим неповторимым стилем повествования, за который одного обвиняли в эгоцентризме, а другого в «позерстве». Но эти обстоятельства только подчеркивают их эстетическую близость.

Недаром Бальмонт, переводчик с французского стихов А. де Мюссе, Ш. Бодлера, Сюлли-Прюдома, Ж.М. де Эредиа, Ш. ван Лерберга возмущался при мысли о преимуществе только французской поэзии в ее влиянии на литературу русского Серебряного века. Он напомнил в своем эссе «Элементарные слова о символической поэзии» об английском наследии, к которому он обращался, осмысливая творчество О. Уайльда, названного им пышным и странным и волнующим цветком «Орхидеей Тигриной» («Поэзия Оскара Уайльда»).

Этот писатель оставил после себя не только богатое литературное наследие творческого толка, но и огромный пласт критических и теоретических работ, чья жанровая принадлежность также представляет

интерес, поскольку многие из них могут быть определены как эссе.

5

Отдельно необходимо отметить тот факт, что Бальмонт переводил произведения Уайльда («Баллада Рэдингской тюрьмы», «Саломея») и посвятил ему несколько статей (в том числе «Поэзия Оскара Уайльда»), что также даёт возможность сравнивать творчество двух поэтов с точки зрения близости их эстетических взглядов.

Дополнительными текстами, которые послужили уточнением границ русского эссе, стали работы Валерия Яковлевича Брюсова и Николая Степановича Гумилёва, творивших в одно время с Бальмонтом. Русским писателям Серебряного века Уайльд оказался близок во многих мыслях и идеях благодаря своей истинной страсти к искусству и глубочайшему пониманию его сути: в эссеистике Бальмонта, Брюсова, Гумилёва и Уайльда прослеживается общность идей и эстетики.

Поднимаемая нами проблема связана с теоретической разработкой жанра эссе многими современными учеными: А. Л. Дмитровский «Жанр эссе: к проблеме теории», А. К. Жолковский «Эссе», Е. П. Зыкова «Опыты М. Монтеня и проблема зарождения жанра эссе», Л. Г. Кайда «Эссе: стилистический портрет», М. Н. Эпштейн «Эссе об эссе» и др.

Все же компаративистский аспект, в частности, развитие жанра и жанровая связь русской и английской эссеистики на рубеже XIX-XX веков представлены в меньшей степени. Мы предлагаем разработать проблему бытования эссе на рубеже XIX-XX веков и связи двух литератур этого периода, осуществляемой в том числе и в области данного жанра.

Целью нашей работы является исследование жанра «эссе», теоретическая разработка его характерных черт, а в результате определение работ об искусстве художественного творчества и современной культуре Оскара Уайльда и Константина Бальмонта как жанровой формы эссе, также выявление особенностей этой формы в творчестве О. Уайльда и в русской эссеистике на рубеже Х1Х-ХХ веков на основе компаративного анализа.

В связи с этой целью мы ставим следующие задачи:

■ изучить культурно-историческую обстановку на рубеже Х1Х-ХХ веков, определить предпосылки для появления эссеизма в качестве ведущей черты эпохи;

■ дать определение эссеизму на рубеже Х1Х-ХХ веков и определить роль понятия парадокса в этот период;

■ проанализировать литературу по теме «эссе», изучить историю становления жанра и его отношения с эссеизмом и парадоксом, определить рамки жанра, выделить его характерные черты;

■ изучить становление О. Уайльда в качестве автора теоретических работ, определить предпосылки к взаимодействию понятий «эстетизм» и «эссеизм» в искусстве; определить роль парадокса в творчестве О. Уайльда;

■ проанализировать эссе О. Уайльда «Истина о масках» (1885) и определить его теоретическую значимость и индивидуальные черты для эссеистики Уайльда;

■ изучить русско-английские культурные отношения на рубеже Х1Х-ХХ веков и определить вектор их развития в литературе; проанализировать литературный процесс в России как благодатную почву для жанра эссе;

■ проанализировать эссе К. Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии», сравнить его с произведениями О. Уайльда, подтвердить его жанровую принадлежность и общность (в том числе на идейном уровне);

■ проанализировать эссе В. Брюсова «Ключи тайн» и Н. Гумилёва «Жизнь стиха», чтобы подтвердить их жанровую принадлежность, а также рассмотреть в качестве вариантов русского эссе на рубеже Х1Х-ХХ веков;

■ систематизировать характерные черты эссе после проведённых микроисследований, обобщить особенности жанра и выделить его «русские» признаки, подтвердить появление эссеизма в виде особого качества культуры.

Объектом нашего исследования являются теоретические работы выбранных авторов (О. Уайльд, К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилёв), предметом - их жанровая принадлежность, основные признаки, общность и различия на уровне художественной формы и идейной составляющей, выявленные в результате компаративного анализа и типологического сравнения.

Исследование проводилось с привлечением большого количества источников, главные, послужившие основой работы, перечислены ниже:

■ Оскар Уайльд («Заветы молодому поколению» (1894), «Ещё несколько радикальных мыслей о реформе одежды» (1884), «Истина о масках» (1885), «Об украшении жилищ» (1882), «О женской одежде» (1884), «Отношение одежды к искусству» (1884), «Упадок искусства лжи» (1889), «Ценность искусства в домашнем быту» (1883));

■ Константин Бальмонт («О русских поэтах» (1897), «Поэзия Оскара Уайльда» (1936), «Элементарные слова о символической поэзии» (1900));

■ Валерий Брюсов («Ключи тайн» (1903), «О искусстве» (1899), «О «речи рабской», в защиту поэзии» (1910), «Что же такое Бальмонт?» (1921));

■ Николай Гумилёв («Жизнь стиха» (1910), «Наследие символизма и акмеизм» (1913), «О современной поэзии» (1913), «Валерий Брюсов. Пути и перепутья» (1908), «К. Бальмонт. Только любовь» (1908)). Основными методами исследования являются:

■ биографический метод, так как жанр «эссе» является «зеркалом» мыслей художника, которые нельзя рассматривать в отрыве от его жизни и творчества;

■ сравнительно-типологический метод, так как мы в своём исследовании говорим о дифференциальных признаках определённого жанра литературы и его метаморфозах при переносе из одной культурной среды в другую и от автора к автору;

■ культурно-исторический метод, так как развитие жанра имеет непосредственную привязку к общей истории, развитию культуры, судьбам выбранных нами авторов и их роли в мировой литературе;

■ герменевтический метод, так как нам необходимо понимание текста, его трактовка и реконструкция смысла, заложенного автором. Методологической базой для изучения жанра эссе послужили работы

отечественных авторов: Л. И. Будниковой, А. Л. Дмитровского, А. К. Жолковского, Е. П. Зыковой, Л. Г. Кайды, Н. Н. Козновой, А. А. Маслакова, В. И. Новикова, В. Е. Хализева, М. А. Хатямовой, М. Н. Эпштейна; при изучении творчества выбранных нами авторов мы опирались на работы Ю. И. Айхенвальда, И. А. Азизян, А. А. Аникста, М. М. Бахтина, А. В. Добрицкой, А. К. Жолковского, Е. В. Киричук, Ю. М. Лотмана, В. А. Лукова, Н.П. Михальской, А. Г. Образцовой, Т. В. Павловой, М.М. Полехиной, Н. В. Тишуниной, М. Н. Эпштейна, а также на труды зарубежных исследователей: Ж. де Ланглада, Г. Ланграада, У. Перси, Р. Эллмана.

Особое значение для исследования, подборки его материала и осмысления всего анализа, имели работы А. Белого, Вяч. И. Иванова, Д. С. Мережковского, М. Монтеня, Н. А. Бердяева, З. А. Венгеровой, В. С. Соловьёва и творчество других авторов рубежа Х1Х-ХХ веков. Положения, выносимые на защиту:

1. Жанр «эссе» на рубеже Х1Х-ХХ веков имел свои характерные черты, определяющие его особенности и рамки, а именно: прозаическая форма, отсутствие привязки к определённой сфере и стилю языка, установка на образность, диалогичность, афористичность, доверительность, открытость по отношению к читателю и парадоксальность, наличие смыслового ядра, выдвижение личности автора на первый план, позиция автора - это мнение, внутренняя форма текста - «поток сознания», наличие проблемы, новизна идей;

2. Эссе - жанр, который реализует необходимость в авторской

рефлексии и её текстовом воплощении. Эссе в данном значении выполняет

9

функцию индивидуального мифа. Это способ общения с тем, что окружает художника, способ понимания и взаимодействия с реальностью. Миф, написанный автором, является частью его картины мира, это один из способов реализации жизнестроительства художника: реальность и идея переплетаются и сближаются к тексте эссе, который становится и автобиографией художника, и его философским трактатом, и программным текстом творчества, и собранием принципов-установок, которые одновременно фиксируются на бумаге и переносятся в жизнь.

3. Эссе имеет двухуровневую смысловую структуру: взгляд художника внутрь себя и взгляд художника на прекрасное (искусство), формулирующий авторскую эстетику. Это становится возможным благодаря уникальности писателя относительного остального мира. Эссе является жанром, для которого характера дуальность на разных уровнях: текст и контекст, текст и метатекст, автор и читатель, «чистый автор» и «автор-человек».

4. Эссеистические работы О. Уайльда (например, «Истина о масках» (1885), «Критик как художник» (1890), «Упадок искусства лжи» (1889), «Перо, полотно и отрава» (1889) можно назвать образцами жанра, так как они обладают чертами эссе и характерным признаком для творчества Уайльда - авторской «маской», героем-ретранслятором, который является носителем авторских мыслей в тексте.

5. Обращение к эссеистическим работам О. Уайльда позволяет по-новому взглянуть на его наследие, рассмотреть этого писателя не только как автора художественных произведений, но и как теоретика искусства и культуры рубежа ХК-ХХ веков, эпохи модерна.

6. Жанр «эссе» на русской почве развился в самобытную творческую форму литературы со своими характерными чертами: яркое авторское «я» и метатекстуальность; вместе с этим жанром эссеизм на рубеже Х1Х-ХХ веков занял ведущую роль в виде особого качества культуры данного периода и

получил дальнейшее развитие в ХХ веке.

10

7. Работа К. Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии» (1900) принадлежит к жанру «эссе», в ней прослеживается общность жанра, эстетической основы и теоретической значимости.

8. Работа В. Брюсова «Ключи тайн» и работа Н. Гумилёва «Жизнь стиха» принадлежат к жанру «эссе» и являются вариантами русского эссе, перекликаясь с работой К. Бальмонта и творчеством О. Уайльда.

Научная новизна нашего исследования состоит во взгляде не только на художественные произведения, но и на теоретические работы О. Уайльда и К. Д. Бальмонта, в которых скрыт огромный потенциал знания и смыслов, способный прояснить многое в творчестве не только избранных нами писателей, но и их современников, и их последователей, и современных авторов. Также мы рассматриваем эссе с точки зрения цельности жанра и предоставляем с помощью анализа примеры английского и русского эссе, которые могут служить образцами жанра. Именно в эссе мы видим признаки развития нового витка культуры и литературного процесса рубежа Х1Х-ХХ веков, важной характеристикой которого является эссеизм.

Научно-практическая значимость (часть которой, безусловно, уже присутствует в пункте «научная новизна») нашего исследования состоит в необходимом расширении взгляда на творчество писателей рубежа Х1Х-ХХ веков и на литературу того времени, так как теоретические работы чаще всего или остаются вне поля зрения (школьная программа), или рассматриваются недостаточно подробно, однако наше исследование, например, может быть представлено в качестве нескольких лекций в курсе русской литературы, что частично восполнит пробелы в изучении эссеистических работ отечественных писателей. Также наше исследование можно использовать в качестве закрепления жанрового определения эссе, т.к. содержит в себе историю, описание, характерные признаки и примеры жанра. Исследование может быть представлено в виде лекции по культурологии в том числе - в курсе, посвящённом рубежу Х1Х-ХХ веков, т.к. мы говорим об

эссеизме как о качественно ином уровне культуры, характерном для эпох глобальных перемен.

Апробация исследования представлена выступлениями на Международной научной конференции XXX Пуришевские чтения 11-13 апреля 2018 года, на Всероссийском междисциплинарном семинаре-симпосионе «Встречи и диалоги в смысловом поле культуры "Живи со мной, Эллеферия..."», 8-10 февраля 2019 - Омск, на Пятой научно-практической конференции для учителей и работников образования «Филологические и культурологические дисциплины в рамках реализации ФГОС в школе и вузе 26 марта 2020 года - Омск и публикациями в сборнике ВАК «Наука о человеке: гуманитарные исследования» (№21, сентябрь 2015), научном журнале ВАК «Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования» (№2(19), 2018), научном журнале ВАК Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. №1 (73) - Астрахань, научном журнале «Annali d'Italia» (№6 (VOL. 3), 2020), научном журнале «International independent scientific journal» (№15, 2020). Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Структурно исследование состоит из Введения, трёх глав, Заключения и библиографического списка. Первая глава представлена тремя параграфами, вторая глава - четырьмя, третья - четырьмя, каждая из них заканчивается выводами по главе, общие выводы по исследованию вынесены в Заключение.

ГЛАВА I. ЖАНР ЭССЕ КАК ТЕКСТОВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ

ЭССЕИЗМА

1.1. Художник и искусство на рубеже Х1Х-ХХ веков

Рубеж веков всегда был сложным феноменом, причем о каких бы веках речь ни велась; рубеж Х1Х-ХХ веков логично отличается от других эпох углом зрения на мир, направлением мысли, видением мира художника, течениями и школами и, наконец, именами великих представителей. Мы относим Байрона к эпохе романтизма, а Толстого - к эпохе реализма, Дали мы называем сюрреалистом, а Малевича - супрематистом, их же обоих причисляем к искусству авангарда, разумеется, держа в уме тот факт, что часто талант художника выходит за рамки одного направления, потому что эти рамки не могут расшириться до размеров его гениальности, а гениальность нельзя втиснуть в нужные пропорции. Художники «перерастают» свои направления, их произведения становятся шире необходимого формата, что показывает анализ и что в итоге ставит в тупик критиков, хотя часто им удаётся определить этот момент перехода художника из творчества в рамках направления в свободное плавание. Авторы - это опорные точки эпохи с точки зрения искусства, её символы и главные составляющие, что особенно ярко было видно на рубеже Х1Х-ХХ веков, потому как художественная часть начала сознательно переноситься творцом в реальную жизнь. Рассмотрим причины этого феномена, который в дальнейшем получит название «жизнестроительства», для нас же он тесно связан с понятием эссеизма.

Эссеизм - это миросозерцание, «слабое знание», как говорит о нём М.

Эпштейн [238], т.е. знание, признающее свою приблизительность. Эссеизм -

это взгляд человека на мир, автора, художника, который может ошибаться и

признаёт это заранее, потому что отказывается от жёстких жанровых форм,

которые требуют от него конкретики - как в инструментах создания текста,

так и в оформленности и завершённости мыслей. Эссеизм же предполагает

мнение и возможность обсудить это мнение со своим собеседником -

13

читателем, слушателем, зрителем. Эссеизм на рубеже XIX-XX веков стал тем качеством культуры, которое теперь можно назвать характерным: осознавая свою небольшую величину в мире, человек, тем не менее, не отказался от стремления этот мир познать, но - самостоятельно, отказываясь от мнения авторитетов, бескомпромиссности решений и жёстких предустановок при подходе к затрагиваемой проблеме. Эссеизм - это мифотворчество в рамках одной личности, индивидуальный миф, своя система ценностей и открытость к диалогу с миром при постоянном общении со своим внутренним «я», которое становится основой всей этой конструкции. Для переноса этого в текстовый вид был необходим философский жанр, позволяющий мысли свободно течь и обволакивать тему раскрывающимися как будто прямо во время размышления смыслами - и этим жанром стало эссе.

Количество исследований на тему рубежа XIX-XX веков растёт, и одним из основных вопросов является определение границ этого переходного периода. Разные авторы предлагают разный набор характерных черт, которые могли бы помочь составить чёткую картину и выработать критерии, по которым возможно отнести того или иного художника к данной эпохе или же отказать ему в этом. Для понимания бытования текстов выбранных нами авторов мы также обратимся к характеристикам эпохи и её портрету - в искусствах пластических и словесных, чтобы понять, на какой почве в данный период развернулся эссеизм.

Рубеж XIX-XX веков получил название эпохи модерна. Период этот

известен и занимает своё - важное - место в истории, во Франции он

получил название «ар-нуво» (фр. art nouveau, «новое искусство») или «fin de

siècle» (фр. «конец века»), в Англии - «современный стиль» (англ. modern

style), в Германии - «югендштиль» (нем. Jugendstil - «молодой стиль» - по

названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend) и

т.д. (в Польше, Шотландии, Бельгии, Италии, Испании, Нидерландах, США и

Швейцарии находились свои аналоги). Для нас важно возникновение этого

направления в искусстве, потому как на фоне расцвета пластических

14

искусств в рамках модерна мы можем наблюдать движение литературы, понять, почему она пошла именно по тому пути, который в итоге был зафиксирован историей.

На эпоху рубежа Х1Х-ХХ веков легла огромная ответственность -ознаменовать смену двух великих столетий в истории человечества. Индустриализация, урбанизация, научно-технический прогресс, понимание эволюции и бесконечное множество экзистенциальных конфликтов, возникающих на почве необходимости человека осознавать своё место в мире - вот что ждало человека, которому повезло (или «повезло») жить в это время. В 1859 году Чарльзом Дарвином было опубликовано «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь», и человечество было потрясено этим новым открытием в исследовании природы. Понятие естественного отбора, эволюции, которая регулирует процесс появления новых видов и корректирует уже существующие и влияет, в том числе на человека, хочет он этого или нет, а также несовершенство понимания человечеством геологического прошлого -всё это потрясло людей во второй половине Х1Х века.

Совсем скоро появится «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883-1887) Фридриха Ницше, которая откажет человеку в фундаментальной опоре в виде Бога и веры в него, а затем, в 1899 году, мир увидит «Толкование сновидений» (1899) Зигмунда Фрейда, и это будет третий удар по человеку, потому что он, без права влиять на изменения вокруг себя и себя самого физически, оставшийся без веры и указующего перста, в итоге окажется невластным даже над собственным сознанием, которое живёт и действует как будто безо всякого его участия, по собственной воле [218].

А. Л. Дмитровский пишет о том, что ещё Экклезиаст предложил

концепцию человека «как существа «душевного» - обладающего вполне

самодостаточным миром внутренних душевных переживаний и страдающего

от разрыва между неугасимой жаждой «высшего блага» и ограниченностью

15

возможностей его достичь» [103]. На рубеже Х1Х-ХХ веков количество внутренних и внешних конфликтов человека достигает точки кипения, и причины этого мы обозначили выше. Три фундаментальных труда в трёх разных направлениях (человек телесный, человек духовный, человек мыслящий) разрушили привычные представления о сфере влияния человека, оставляя его беззащитным и бесправным. «Человек жаждал чувства для веры, - говорит Н. А. Бердяев в своей работе «Человек и машина», - и ему казалось, что чудеса прекратились» [79, с. 404]. При этом, как пишет И. А. Бондаренко в своей работе «Жизнь сознания», перед этим же самым человеком на фоне всего происходящего вновь появилась «классическая задача поиска своего места в мире (или человек стремится реализовать страсть, пафос состояться, быть, исполняться, то, что в современной философии называется онтологической потребностью) [81, с. 16].

Необходимость понимания себя и цели своего существования на стыке Х1Х-ХХ веков стала ощущаться особенно остро, и, с одной стороны, спасением стало обращение к красоте во всех её формах: пластическое искусство взяло на себя задачу выразить потребность человека в гармонии, художники устремились к той сфере жизни, от которой набирающий обороты прогресс пытался оттеснить жителя городов, росших с невероятной скоростью - к природе. Именно здесь мы возвращаемся к понятию модерна, которое затрагивали выше, потому что именно это направление стало одним из опорных элементов для человечества на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Учакина Валентина Михайловна, 2020 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Художественная литература и источники исследования:

1. Бальмонт К. Д. Будем как солнце. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0640.shtml (дата обращения: 12.10.2014)

2. Бальмонт К. Д. Воздушный путь. [Электронный ресурс] URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/101517/Bal%27mont -

Vozdushnyii put%27 %28Rasskazy%29.html (дата обращения: 22.01.2017)

3. Бальмонт К. Д. Горящие здания. [Электронный ресурс] URL:

http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0150.shtml (дата обращения: 15.04.2017)

4. Бальмонт К. Д. Из записной книжки. [Электронный ресурс] URL: http://balmont.lit-info.ru/balmont/proza/articles/article-3.htm (дата обращения: 21.03.2017)

5. Бальмонт К. Д. Марево. [Электронный ресурс] URL: http : //az.lib. ru/b/balxmont_k_d/text_0760. shtml (дата обращения: 15.04.18)

6. Бальмонт К. Д. О Достоевском. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/balxmont k d/text 1921 o dostoevskom.shtml (дата обращения: 21.03.2015)

7. Бальмонт К. Д. О русских поэтах. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/balxmont k d/text 1897 o russkih poetah.shtml (дата обращения: 15.02.2016)

8. Бальмонт К. Д. Очерк жизни Эдгара По. [Электронный ресурс] URL: http : //az.lib. ru/b/balxmont_k_d/text_0160. shtml (дата обращения: 11.02.2016)

9. Бальмонт К. Д. Поэзия как волшебство. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ (дата обращения: 23.02.2016)

10. Бальмонт К. Д. Поэзия Оскара Уайльда. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/balxmont k d/text 0620-1.shtml (дата обращения: 25.01.2014)

11. Бальмонт К. Д. Элементарные слова о символической поэзии. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0340.shtml (дата обращения: 22.05.2016)

12. Белый А. Символизм как миропонимание // Поэзия серебряного века. В 2 т. Т. 1. - М.: Дрофа, 2006. - 365, [3] с.

13. Брюсов В. Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма/Сост., вступ. ст.е. В. Ивановой. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Звёздный мир, 2002. - 415 с.

14. Брюсов В. Я. Избранные стихотворения. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/brjusow w j/text 0040.shtml (дата обращения: 22.05.2017)

15. Брюсов В. Я. Ключи тайн. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru7b/brjusow w j/text 1903 kluchi.shtml (дата обращения: 11.01.2016)

16. Брюсов В. Я. О искусстве. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/brjusow w j/text 1899 o iskusstve.shtml (дата обращения: 02.03.2015)

17. Брюсов В. Я. О «речи рабской», в защиту поэзии. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/brjusow w j/text 1910 o rechi rabskoy oldorfo.shtml (дата обращения: 14.01.2015)

18. Брюсов В. Я. Что же такое Бальмонт? [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/brjusow w j/text 1921 chto takoe balmont.shtml (дата обращения: 28.06.2015)

19. Гумилёв Н. С. Валерий Брюсов. Пути и перепутья. [Электронный ресурс] URL: https://gumilev.ru/clauses/11/ (дата обращения: 17.06.2015)

20. Гумилёв Н. С. Жизнь стиха. [Электронный ресурс] URL: https://gumilev.ru/clauses/1/ (дата обращения: 18.06.2015)

21. Гумилёв Н. С. Наследие символизма и акмеизма. [Электронный ресурс] URL: https://gumilev.ru/clauses/2/ (дата обращения: 06.05.2015)

152

22. Гумилёв Н. С. О современной поэзии. [Электронный ресурс] URL: https://gumilev.ru/clauses/10/ (дата обращения: 08.04.2015)

23. Гумилёв Н. С. О стихотворных переводах. [Электронный ресурс] URL: https://gumilev.ru/clauses/5/ (дата обращения: 05.08.2015)

24. Гумилёв Н. С. Письма о русской поэзии. М., 1990. - 384 с.

25. Гумилёв Н. С. Умер ли Метерлинк? [Электронный ресурс] URL: https://gumilev.ru/clauses/62/ (дата обращения: 18.10.2015)

26. Достоевский Ф. М. Идиот. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskii f m/text 0070.shtml (дата обращения: 01.10.2010)

27. Иванов Вяч. И. Символика эстетических начал. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/i/iwanow w i/text 0410.shtml (дата обращения: 11.04.2016)

28. Кун Н. А. Похищение Персефоны Аидом. // Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - Алма-Ама: Жалын, 1985. - 384 с.

29. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/geroi.txt (дата обращения: 02.06.2014)

30. Лурье С. Осенний романс. [Электронный ресурс] URL: http://magazines.russ.ru/zz/2008/14/lu11 .html (дата обращения: 11.12.2014)

31. Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/m/merezhkowskii d s/text 1893 o prichinah upadka.shtml (дата обращения: 01.12.2015)

32. Монтень М. «Опыты» мудреца. [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/FILOSOF/MONTEN/monten1.txt (дата обращения: 11.08.2016)

33. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt (дата обращения: 20.11.2014)

34. Уайльд О. Афоризмы и парадоксы. // О. Уайльд Преступление лорда Артура Севиля. Типография В. М. Саблина. М. - 1911. - 287с.

153

35. Уайльд О. Возрождение искусств в Англии. // О. Уайльд Преступление лорда Артура Севиля. Типография В. М. Саблина. М. - 1911. -287 с.

36. Уайльд О. Гранатовый домик / Пер. с англ. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 255 с.

37. Уайльд О. Душа человека при социализме. [Электронный ресурс] URL: http://oscar-wilde.ru/estetika-miniatyury-esse-lekcii/dusha-cheloveka-pri-sotsializme.html (дата обращения: 16.04.2015)

38. Уайльд О. Женщина в драгоценностях. // О. Уайльд Преступление лорда Артура Севиля. Типография В. М. Саблина. М. - 1911. - 287 с.

39. Уайльд О. Заветы молодому поколению. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/u/uajlxd o/text 0110oldorfo.shtml (дата обращения:

15.03.2014)

40. Уайльд О. Еще несколько радикальных мыслей о реформе одежды. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/u/uajlxd o/text 0150oldorfo.shtml (дата обращения: 15.03.2014)

41. Уайльд О. Избранное / Пер. с англ. / Вступ. ст. В. Бабенко. Свердловск: Из-во Урал. ун-та, 1990. - 448 с.

42. Уайльд О. Изречения для юношества. // О. Уайльд Преступление лорда Артура Севиля. Типография В. М. Саблина. М. - 1911. - 287 с.

43. Уайльд О. Истина о масках. [Электронный ресурс] URL: http://oscar-wilde.ru/estetika-miniatyury-esse-lekcii/istina-o-maskakh.html (дата обращения:

10.04.2015)

44. Уайльд О. Критик как художник. [Электронный ресурс] URL: http://oscar-wilde.ru/estetika-miniatyury-esse-lekcii/kritik-kak-khudozhnik.html (дата обращения: 20.12.2015)

45. Уайльд О. Мысли и парадоксы. Пер. с англ. К. В. Душенко. -Москва: Издательство «Э», 2017. - 128 с.

46. Уайльд О. О женской одежде. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/u/uajlxd o/text 0140oldorfo.shtml (дата обращения: 15.03.2014)

154

47. Уайльд О. Об украшении жилищ. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/u7uailxd o/text 0120oldorfo.shtml (дата обращения: 15.03.2014)

48. Уайльд О. Отношение одежды к искусству. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/u/uailxd o/text 0160oldorfo.shtml (дата обращения: 15.03.2014)

49. Уайльд О. Перо, полотно и отрава. [Электронный ресурс] URL: http://oscar-wilde.ru/estetika-miniatyury-esse-lekcii/pero-polotno-i-otrava.html (дата обращения: 18.09.2015)

50. Уайльд О. Письма / Пер. с англ. В. Воронина, Л. Мотылева, Ю. Рознатовской. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - 416 с.

51. Уайльд О. Портрет Дориана Грея / Пер. с англ. М. Абкиной / Вступ. ст. Н. Мещеряковой. - Т.: Укитувчи, 1987. - 192 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/WILDE/doriangray.txt (дата обращения: 12.12.2012)

52. Уайльд О. Саломея: сказки, пьесы, поэмы, лирика, стихотворения в прозе / Пер. с англ. Е. Андреевой, К. Бальмонта, Н. Гумилева и др. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 320 с.

53. Уайльд О. Стихотворения / пер. с англ.; составление и предисловие Т. Зборовской. - На англ. И русск. яз. - Москва: Текст, 2017. -285 [3] с.

54. Уайльд О. Сфинкс. Полное собрание стихотворений и поэм. Переводчик: Витковский Е., Кольцова О., Триандафилиди А., Лукач Ю. Из-во: Эксмо, 2014 г. - 320 с.

55. Уайльд О. Упадок искусства лжи. [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/WILDE/esse upadok.txt (дата обращения: 23.02.2013)

56. Уайльд О. Ценность искусства в домашнем быту. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/u/uailxd o/text 0130oldorfo.shtml (дата обращения: 15.03.2014)

57. Уайльд О. «Я всего лишь гений.» Роман, повести, пьесы. -ЭКСМО-Пресс, 2000. - 576 с.

Научная литература:

58. Абрамович Н. Я. Религия красоты и страдания: О. Уайльд и Достоевский. СПб.: Посев, 1909. - 88 с.

59. Адорно Т. Эссе как форма. [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/39316058/ (дата обращения: 11.01.2017)

60. Айхенвальд Ю. И. Бальмонт. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/a/aihenwalxd j i/text 0116.shtml (дата обращения: 12.02.2016)

61. Айхенвальд Ю. И. Валерий Брюсов. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/a/aihenwalxd i i/text 0117.shtml (дата обращения: 13.02.2016)

62. Айхенвальд Ю. Этюды о западных писателях. - М., 1910. - 247 с.

63. Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века / И. А. Азизян. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 400 с.

64. Акимова О. В. Этика и эстетика Оскара Уайльда: уч. пособие / под ред. Н. Я. Дьяконовой. СПб.: Алетейя, 2008. - 192 с.

65. Аксельрод Л. Мораль и красота в произведениях Уайльда. -Иваново-Вознесенск: Основа, 1923. - 56 с.

66. Алендеев П. В. Эссеистический тип текста в контексте особенностей современной науки // Известия Рос. гос. педаг. унив. им. А. И. Герцена. - 2007. - Т. 16. - № 40. - С. 17-20.

67. Аникин Г. В., Михальская Н. П. Эстетизм. Оскар Уайльд // Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. - М.: Высш. шк., 1985. - С. 278-283.

68. Аникст А. А. История английской литературы. - М., 1956. - 464 с.

69. Аникст А. А. Оскар Уайльд // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. - М.: Гослитиздат, 1960. - С. 5-26.

70. Аникст А. А. Оскар Уайльд и его драматургия. [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/WILDE/wilde0 1.txt with-big-pictures.html (дата обращения: 25.01.2014)

71. Анненский И. Ф. Бальмонт-лирик. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0250-1 .shtml (дата обращения: 11.02.2016)

156

72. Антипов Г. А., Донских О. А. Эссе об эссе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 1. - С. 43-50.

73. Артамонова С. Блестящий Оскар, или парадоксы О. Уайльда // Библиофил, сб. 1. СПб., 1999.

74. Бабенко В. Паломник в страну прекрасного // Уайльд О. Избранное. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. - С. 5-18.

75. Банников Н. Жизнь и поэзия Бальмонта. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/balxmont k d/text 0460.shtml (дата обращения: 25.07.2017)

76. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994. - С. 193-194.

77. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Худож. лит.», 1975. - 504 с.

78. Бахтин М. М. Проблема текста // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С. 297-325, 421-423 (прим.). [Электронный ресурс] URL: http://philologos. narod.ru/bakhtin/bakh_text.htm (дата обращения: 15.12.2019)

79. Бердяев Н. А. Человек и машина. О рабстве и свободе человека. И мир объектов. // Кризис культуры XX века и пути его преодоления // Хрестоматия по культурологии: Учеб. Пособие / Составители: Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А. - М.: Центр, 1998. - С. 404-415.

80. Бессараб М. Я. Принц Парадокс: Биографическое произведение о жизни Оскара Уайльда. - М.: Книгарь, 2012.- 176 с.

81. Бондаренко И. А. Жизнь сознания: Конструирование новой онтологии сознания в культуре XX века. - Омск: Омск. Госуниверситет, 2002. - 320 с.

82. Борхес X. Л. Об Оскаре Уайльде // Борхес X. JI. Сочинения: в 3 т. М.: Полярис, 1997. - Т. 2. - С. 69-71.

83. Бузальская Е. В. Эссе: общая типология жанра // Вестник Орловского гос. унив. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2013. -№ 5 (34). - С. 123-125.

84. Будникова Л. И. Творчество К. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIX - начала XX века. Дис. д-ра филол. наук. Москва, 2007. - 502 с.

85. Венгерова 3. А. Оскар Уайльд // Венгерова 3. А. Собрание сочинений. Т. 1. Английские писатели XIX века. СПб.: Прометей, 1913. - С. 175-191.

86. Венгерова 3. О. Уайльд и английский эстетизм // Венгерова 3. Литературные характеристики. - СПб.: 1897. - С. 68 7. 1.

87. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. - М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1941. - 613 с.

88. Витковский Е. В. Комментатор как художник. Вымыслы // Уайльд О. Сфинкс. Полное собрание стихотворений и поэм. Переводчик: Витковский Е., Кольцова О., Триандафилиди А., Лукач Ю. Из-во: Эксмо, 2014 г. - 254320 с. [Электронный ресурс] URL:

http: //wilde.velchel .ru/index.php?cnt=15&sub= 1 (дата обращения: 25.01.2020)

89. Владимиров И. Философское эссе о науке // Философия хозяйства. - 2007. - № 1. - С. 300-301.

90. Волынский А. Оскар Уайльд // Северный вестник. - 1895. - № 12. -С. 311-317.

91. Вязова Е. «Гипноз англомании»: Англия и «английское» в русской культуре рубежа XIX-XX веков. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. -576 с.: ил.

92. Гайденко П. П. Парадоксы свободы в романтической философии // Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997. - С. 208253.

93. Гачев Г. Д. Содержательность литературных форм / Г. Д. Гачев, В. В. Кожинов // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры. Т. 2. - М., 1964. - 17-38 с.

94. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии религии. Часть 2. 18211831. [Электронный ресурс] URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000441/index.shtml (дата обращения: 02.10.2017)

95. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л. О.: «Советский писатель», 1979. - 224 с.

96. Глинка А. С. Об уединении в поэзии и философии современного модернизма. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/g/glinka a s/text 1906 ob uedinenii oldorfo.shtml (дата обращения: 14.03.2016)

97. Гончаров И. А. Сущность и значение литературы // Русские писатели о литературном труде, т. III. Ленинград: Советский писатель, 1955. - 715 с.

98. Горбунов А. М. Оскар Уайльд // Горбунов А. М. Поэтические голоса столетия. 1871-1971. - М.: Книга, 1978. - С. 73-76.

99. Горегляд, В. Н. Дневники и эссе в японской литературе X-XIII веков [Текст] / В. Н. Горегляд. - М., 1975.

100. Гражданская З. Оскар Уайльд // История зарубежной литературы ХХ века, 1871-1917 / В. Н. Богословский, З. Т. Гражданская, С. А. Артамонов и др.; Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. - М.: Просвещение, 1989. - С. 248-252.

101. Гумилёв и Оскар Уайльд. [Электронный ресурс] URL: http://gumilev.ru/about/72/ (дата обращения: 12.05.2014)

102. Дарвин М.Н. Поэтический мир лирического цикла. [Текст]: монография/М.Н. Дарвин. - Москва, РГГУ, 2019. - 288 с.

103. Дмитровский А. Л. Жанр эссе: к проблеме теории [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/zhanr-esse-k-probleme-teorii (дата обращения: 01.05.2017)

104. Дмитровский, А. Л. Жанр эссе. Очерк теории жанра [Текст]: монография /А. Л. Дмитровский. - Орёл: Картуш, 2006.

105. Дмитровский А. Л. Эссе как жанр публицистики: дис... канд. филол. наук. - СПб., 2002. - 23 с.

106. Добрицкая А. В. Русская литература начала XX века и творчество Оскара Уайльда: проблемы влияния, перевода и типологических контактов: автореферат дис. к-та филол. наук / А. В. Добрицкая. - Краснодар, 2005. -202 с.

107. Долгова В. Н. Русско-английские культурные связи в конце XIX-начале XX веков. дис. канд. ист. наук. - Орёл, 2005. - 232 с.

108. Ерофеев И. Ю. Рецепция творчества О. Уайльда в русской журнальной периодике конца XIX - начала XX века: автореферат дис... . к-та филол. наук / И. Ю. Ерофеев. - Омск, 2015. - 150 с.

109. Жеребин А. И. «Уайльдовский парадокс» Гейне // Вопросы литературы. М., 2012, № 1. С. 201-207.

110. Жид А. Оскар Уайльд // Жид А. Достоевский. Эссе. Томск: Водолей, 1994. - С. 144-161.

111. Жирков Г. В. Жанр эссе в творчестве Л. Н. Толстого. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/zhanr-esse-v-tvorchestve-l-n-tolstogo (дата обращения: 23.04.2017)

112. Жолковский А. К. Эссе. [Электронный ресурс] URL: http: //magazines .russ. ru/ino stran/2008/12/zhz 10. html (дата обращения: 01.03.2015)

113. Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. [Электронный ресурс] URL: https: //www. litmir. me/br/?b=211088&p=5 (дата обращения: 16.08.2016)

114. Занина Е. Л. Английский язык. Эссе: темы и аргументы. - М., 2011. - 512 с.

115. Зацепин К. А. Жанровая форма эссе в параметрах художественного // Вестник СамГУ - 2005. - № 1 (35). - С. 77-80.

116. Зацепин К. А. Мыслить литературой или эссе как художественный феномен // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2007. - № 2. - С. 195-209.

117. Зацепин К. Эссе: от философии к литературе // НЛО. - 2010. - № 104. - С. 191-201.

118. Зборовская Т. Предисловие составителя // Стихотворения / Оскар Уайльд; пер. с англ.; составление и предисловие Т. Зборовской. - На англ. И русск. яз. - Москва: Текст, 2017. - 285 [3] с.

119. Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999, с. 170-200.

120. Зыкова Е. П. Опыты М. Монтеня и проблема зарождения жанра эссе // Филологические науки. - 1980. - № 4. - С. 14-21.

121. Иванкина Г. Мужская мода Серебряного века. Часть IV. [Электронный ресурс] URL: http://istorikov.ru/moda/180-krasavec-muzhchina-muzhskaya-moda-serebryanogo-veka-chast-iv.html (дата обращения: 10.05.2014)

122. Иванов О. Б. Эссе в европейской философской и художественной культуре. Дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2004. - 129 с.

123. Иванова А. С. К. Д. Бальмонт - переводчик английской литературы. дис. к-та филол. наук. - Санкт-Петербург, 2007. - 183 с.

124. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 1-е изд. М.: «Наука», 1987. - 264 с.

125. Кайда, Л. Г. Эссе: стилистический портрет [Текст] / Л. Г. Кайда. -М.: Флинта: Наука, 2008.

126. Карпенко А. А. Бальмонт как переводчик Э. По. // Поэтика

русской литературы XX века. Уральский филологический вестник №5.

Драфт: молодая наука. С. 113-124. [Электронный ресурс] URL:

161

https://cyberleninka.rU/article/v/balmont-kak-perevodchik-e-po (дата обращения: 17.06.2017)

127. Киричук Е. В. Французская символистская драма: спор о Платоне и Аристотеле / Е. В. Киричук // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»-2008. - №5, Филология. [Электронный ресурс] URL: http: //www. zpu-journal. ru/e-zpu/2008/5/Kirichuk/ (дата обращения: 10.01.2013)

128. Кихней Л. Г., Леденев А. В. Поэзия серебряного века. // Поэзия серебряного века. В 2 т. Т. 1. - М.: Дрофа, 2006. - С. 5-22.

129. Климов Л. А. Проблемы жанровой поэтики эссе И. А. Бродского // Язык и культура - основа общественной связности. - СПб., 2007. - Ч. 2. -С. 14-28.

130. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2 Роды и жанры. М.: «Наука», 1964. - С. 39-49.

131. Кожинов В. В. Происхождение романа. М.: «Советский писатель», 1963. - 440 с.

132. Кожинов В. В. Роман - эпос нового времени // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2 Роды и жанры. М.: «Наука», 1964. - С. 97-172.

133. Кознова Н. Н. Жанр эссе в мемуарах русских писателей [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-esse-v-memuarah-pisateley (дата обращения: 04.07.2017)

134. Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. М.: Мегатрон, 1998. С. 8.

135. Королева О. А. Жанр эссе в творчестве Ч. Лэма (На материале «Очерков Элии») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 1 (2). - С. 137-139.

136. Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора, - М.: И-д-во МГУ, 1993. С. 5-62.

137. Кругликов В. Возможности эссеизма в понимании культуры // Социальная философия и философская антропология. Труды и исследования. - М., 1995. - С. 161-182.

138. Кузмина Е. С. Коммуникативно-информационное поле эссе как формы делового иноязычного письменного общения // «Magister Dixit»: научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2014. - № 2 (14). - С. 6.

139. Лангаард Г. Оскар Уайльд: Его жизнь и литературная деятельность. 2 изд. - М.: Современные проблемы, 1908. - 116 с.

140. Ланглад Ж. Оскар Уайльд. Разнообразные маски. - М.: АО «Молодая гвардия», 1999. - 336 с. [Электронный ресурс]

141. Ланглад Ж. Оскар Уайльд или Правда масок. М.: Молодая гвардия: Палимпсест, 1999. - 326 с. URL: http://oscar-wilde.ru/biografiya/langlad-wilde5.html (дата обращения: 11.12.2016)

142. Ларионова Н. К. Эссе как особый жанр школьного сочинения // Сибирский учитель. - 2010. - № 72. - С. 34-42.

143. Ливергант А. Оскар Уайльд. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 320 с. (Серия «Жизнь замечательных людей. Малая серия»)

144. Луков В. А. Оскар Уайльд: портрет человека-сказки // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 6 (ноябрь - декабрь). [Электронный ресурс] URL: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2011/6/Lukov Oscar-Wilde/ (дата обращения: 20.03.2014)

145. Лямзина Т. Ю. Жанр эссе: (К проблеме формирования теории) [Электронный ресурс] / Т. Ю. Лямзина. - URL: http://psujourn. narod.ru/lib/liamzina_essay.htm. (дата обращения: 19.08.2017)

146. Маковский С. К. Обри Бердслей. Современная графика / С. К. Маковский // Бердслей О. Многоликий порок: История Венеры и Тангейзера,

163

стихотворения, письма / О. Бердслей; сост. JI. Володарская. - М.: Эксмо-пресс, 2001.С. 316-339.

147. Малларме С. Сочинения в стихах и прозе: сборник / С. Малларме. М.: Радуга, 1995. Ш. Манн Т. Введение к «Волшебной горе». Доклад для студентов Принстонского университета / Т. Манн // Собр. соч.: в 10 т. М.: Худ. лит., 1960. - Т. 9. - 159 с.

148. Маслаков А. А. Носитель высказывания в поэтических эссе О. Э. Мандельштама и М. И. Цветаевой [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nositel-vyskazyvaniya-v-poeticheskih-esse-o-e-mandelshtama-i-m-i-tsvetaevoy (дата обращения: 01.02.2018)

149. Мещерякова Н. Судьба Дориана Грея // Уайльд О. Портрет Дориана Грея / Пер. с англ. М. Абкиной / Вступ. ст. Н. Мещеряковой. - Т.: Укитувчи, 1987. - С. 5-12

150. Минеева И. Н. Академическое эссе: теория и практика жанра [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskoe-esse-teoriya-i-praktika-zhanra (дата обращения: 11.12.2017)

151. Михайлова М. В. Литературное окружение молодого В. Брюсова [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/brjusow w j/text 0590-1.shtml (дата обращения: 02.03.2015)

152. Михальская Н. П., Аникин Г. В.: История английской литературы. Литература на рубеже XIX-XX веков. [Электронный ресурс] URL: http://17v-euro-lit. niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/na-rubezhe-xix-xx-vekov.htm Дата обращения (10.12.17)

153. Монтень М. Опыты: в 3 кн. (Т. 1: Кн. I и II; Т. 2: Кн. III) [Текст] / М. Монтень; пер с фр. А. С. Бобовича, Ф. А. Коган-Бернштейн, Н. Я. Рыковой. - М., 1997.

154. Немец Г. Н. К вопросу о логическом методе в эссеистике // Вестник Адыгейского гос. унив. Серия 2. Филология и искусствоведение. -2012. - № 3 (105). - С. 4853.

155. Новак С. В.: К вопросу о влиянии прерафаэлитов на творчество О. Уайльда (на примере романа «Портрет Дориана Грея»). [Электронный ресурс] URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/novak-k-voprosu-o-vliyanii-prerafaelitov.htm Дата обращения (22.02.18)

156. Новиков В. В. и др. (ред. ). Актуальные проблемы теории литературы и искусства. М.: «Мысль», 1972 - 301 с.

157. Новиков В. И. Эссе как жанровая доминанта новой литературной журналистики // Медиаскоп. - 2012. - № 2. - С. 1.

158. Ничипоров И. Б. Эссеистика И. А. Бунина в жанровом контексте модернизма [Электронный ресурс] URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/39020.php (дата обращения: 22.12.2015)

159. Обломиевский Д. Д. Поэты-парнасцы. // Обломиевский Д. Д. Французский символизм. М., 1973. - 301 с.

160. Образцова А. Г. Волшебник или шут? Театр Оскара Уайльда. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 357 с.

161. Образцова А. Оскар Уайльд: личность и судьба. // Уайльд О. Письма / Пер. с англ. В. Воронина, Л. Мотылева, Ю. Рознатовской. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - С. 5-26.

162. Оскар Уайльд в России: Библиографический указатель. 18922000; Литературные приложения: Переводы из Оскара Уайльда /Сост. и вступ. ст. Ю. А. Рознатовской. - М.: Рудомино, 2000. - 380 с.

163. Павлова Т. В. Оскар Уайльд в русской литературе (конец XIX начало XX в. ) // На рубеже XIX и XX веков. Из истории международных связей русской литературы / Под ред. Ю. Д. Левина. - Л.: Наука, 1991. - С. 77-128.

164. Пальцев Н. Художник как критик, критика как художество. Эстетика Оскара Уайльда. // Оскар Уайльд. Избранные произведения в 2 томах. Т 2. - М.: Республика, 1993. - 482 с.

165. Пастернак Б. Заметки переводчика. [Электронный ресурс] URL: http://svodoneb.ru/index.php?pagename=edit texts&action=view&id=20892 (дата обращения: 11.12.2017)

166. Пейтер У. Данте Габриэль Россетти / У. Пейтер // Россетти Д. Г. Дом жизни: Поэзия, проза / Д. Г. Россети. СПб.: Азбука-классика 2005. - С. 5-21.

167. Перси У. Модерн и слово: стиль модерн в литературе России и Запада / Уго Перси; [Пер. с итал. Яны Токаревой; под общ. ред. Андрея Полонского]. - М.: Аграф, 2007. - 224 с.

168. Полехина М. М. Творчество художника как феномен культурной рефлексии. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-hudozhnika-kak-fenomen-kulturnoy-refleksii/viewer Дата обращения (02.01.20)

169. Полехина М. М. Художественные искания в русской поэзии первой трети ХХ века (М. Цветаева и В. Маяковский. Художественная космогония). М.: Прометей, 2002. - 308 с.

170. Пугачева О. В. Лингвистические аспекты жанра эссе в публицистическом дискурсе // Вестник Брянского гос. университета. - 2011. - № 2. - С. 344-346.

171. Розанов В. В. О символистах и декадентах. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/r/rozanow w w/text 1896 o simvolistah.shtml (дата обращения: 11.02.2016)

172. Росс Р. Предисловие Роберта Росса к первому изданию «De Profundis» // О страстях и пороках / Оскар Уайльд; [пер. с англ. В. Чухно]. -М.: Эксмо, 2011. - С. 4-7.

173. Руженцева Н. Б. Прагматическая и речевая организация русского литературно-критического эссе XX в. Дис. д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2001. - 471 с.

174. Савельев К. Н. Английский декаданс: французский фактор. [Электронный ресурс] URL: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2008/5/Saveliev/ (дата обращения: 01.03.2017)

175. Семина В. В. Особенности классификации эссе в дискурсе. -[Электронный ресурс] URL: httр://rimc-rybnoe.narod.ru/Li4nie str/Semina/raznoe/osbennosti i klass esse.doc (Дата обращения 11.10.2015)

176. Сергеев В. В. Роль торгово-экономических факторов в англорусских отношениях второй половины XIX - начала XX века. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-torgovo-ekonomicheskih-faktorov-v-anglo-russkih-otnosheniyah-vtoroy-poloviny-xix-nachala-hh-veka (дата обращения: 01.04.2018)

177. Серебрякова О. М. Влияние лирики Э. А. По на поэтику К. Д. Бальмонта. [Электронный ресурс] URL: http: //balmontoved.ru/almanah-solnechnaia-priazha/vypusk-4/k-balmont-v-zerkale-filologii/46-serebriakova-om-vlijanie-liriki-ea-po-na-poetiku-kd-balmonta.html (дата обращения: 04.11.2017)

178. Серебрякова О. М. Традиции англоязычной поэзии XIX века в лирике К. Д. Бальмонта. Дис. канд. филол. наук. Москва, 2009. - 296 с.

179. Синченко Г. Ч. Парадокс правоблюстителя. Философско-правовые эссе. - Омск, 2010. - 203 с.

180. Соколянский М. Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. - Киев; Одесса: Лыбидь, 1990. - 199 с.

181. Соловьев В. С. Русские символисты. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/s/solowxew wladimir sergeewich/text 0240.shtml (дата обращения: 02.12.2015)

182. Социология и социологическая эссеистика. - М., 2005. - 256 с.

183. Сухова Н. К. Д. Бальмонт. Биографический очерк // Антология мировой детской литературы. Том 1 / Глав. ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - С. 95-97

184. Сушко Е. Л. Уайльдовский миф в русской литературе Серебряного века. Дис. канд. филол. наук. Москва, 2016. - 171 с.

185. Теория литературы. Том I. Литература. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. - 336 с.

186. Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2003. - 592 с.

187. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. В 3 кн. Книга 2. М.: «Наука» - 487 с.

188. Тетельман А. И. Взаимодействие жанров в творчестве Оскара Уайльда. Дис. канд. филол. наук. Казань, 2009. - 184 с.

189. Тимашева О. В. Парнас // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. - с. 719-721

190. Тишунина Н. В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа / Н. В. Тишунина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 160 с.

191. Топоров В.Н. О «резонантном» пространстве литературы (несколько замечаний) // Literary tradition and practice in Russian culture. Papers from an International Conference on the Occasion of the Seventieth Birthday of Yury Mikhailovich Lotman. Rodopi, 1993.

192. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 -

576 с.

193. Урнов М. В. На рубеже веков. Очерки английской литературы: Конец 19-го-начало XX-го века. - М., 1970. - 112 с.

194. Урнов М. В. Оскар Уайльд и его творчество // Уайльд О. Избранные произведения в двух томах (на английском языке). Том первый. М.: Прогресс, 1979. - 391 с.

195. Учакина В. М. Жанр эссе в творчестве О. Уайльда и К. Бальмонта // XXX Пуришевские чтения. «Тезаурус и личность учёного» / Отв. ред. М. А. Дремов. - МГПУ, 2018. - С. 142-144.

196. Учакина В.М. «Ключи тайн» Валерия Брюсова как эссеистический отклик на эстетику Бальмонта и Уайльда. Annali d'Italia. №6 VOL. 3, 2020. - С. 53-59.

197. Учакина В. М. Маска Шекспира как образ Оскара Уайльда в «эссеистической миниатюре» писателя // Наука о человеке: гуманитарные исследования, №3 (21). - Омск, 2015. - С. 41-48

198. Учакина В. М. Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» как энциклопедия эпохи модерна: ВКР бакалавра филологии. - Омск, 2014. - 89 с.

199. Учакина В. М. Современный жанр эссе как система // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. №1 (73) - Астрахань: Изд. Дом "Астраханский университет", 2020.

200. Учакина В. М. Эссеистическая природа «Элементарных слов о символической поэзии» Константина Бальмонта // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. №2 (19). - Омск, 2018. - С. 89-92.

201. Федоров А. А. Проза О. Уайльда и проблема творческой личности// Федоров А. А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX века. Уфа, 1993. - 111 с.

202. Фрейд З. Толкование сновидений. [Электронный ресурс] URL: http://book-online.com.ua/read.php?book=2116 (дата обращения: 12.03.2015)

203. Фридлендер Г. Н. С. Гумилёв - критик и теоретик поэзии [Электронный ресурс] URL: https://gumilev.ru/about/60/ (дата обращения: 15.05.2016)

204. Хализев В. Е. Теория литературы [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. /В. Е. Хализев. - М.: Высш. шк., 2002. - С. 356.

205. Хатямова М. А. Формы литературной рефлексии в русской прозе первой трети XX века. М., 2008.

206. Цветаева М. И. Слово о Бальмонте. [Электронный ресурс] URL: http://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/kritika/v-zashhitu-shelli (дата обращения: 11.12.2019)

207. Цветков, Ю. Л. Литература венского модерна: автореферат дис. д-ра филол. наук / Ю. Л. Цветков. - М.: Изд-во МГПУ, 2003. - 434 с.

208. Чернец Л. В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Учебное пособие. М.: «Высшая школа, Академия», 1997. - 337 с.

209. Чудинова Ю. В. Жанр «эссе» в современном литературоведении // Гуманитарные исследования, №4, 2010. - С. 269.

210. Чуковский К. И. В защиту Шелли [Электронный ресурс] URL: http://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/kritika/v-zashhitu-shelli (дата обращения: 05.01.2018)

211. Чуковский К. И. Оскар Уайльд // Чуковский К. Люди и книги. -М.: Гослитиздат, 1960. - С. 625-670.

212. Чуковский К. И. Оскар Уайльд [Электронный ресурс] URL: http://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/kritika/oskar-uajld-iz-anglo-amerikanskix-tetradej (дата обращения: 03.04.2018)

213. Чухно В. Портрет господина О. У. // О. Уайльд «Я всего лишь гений.» Роман, повести, пьесы. - ЭКСМО-Пресс, 2000. - с. 5-12.

214. Шестаков Д. Парадоксалисты. О некоторых особенностях драматургии Уайльда и Шоу// Театр, 1977. № 3. С. 149-162.

215. Шестаков В. П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 224 с.

216. Шестаков В. П. Тайное очарование прерафаэлитов - М: Белый город, 2011 г. - 240 с.

217. Шестаков Д. Парадоксалисты. О некоторых особенностях драматургии Уайльда и Шоу // Театр, 1977. № 3. С. 149-162.

218. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук / Под ред. А. Д. Наследова.

- СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. - 532 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/shulc/13.php (дата обращения: 16.02.2014)

219. Эллман Р. Оскар Уайльд: биография / Пер с англ., составление аннотированного именного указателя Л. Мотылёва. - М.: Издательство Независимая газета, 2000. - 688 с., ил. - (Серия «Литературные биографии»).

220. Эпштейн М. Н. Законы свободного жанра. Эссеистика и эссеизм в культуре Нового времени. Вопросы литературы, 1987, #7. - С. 120-152.

221. Эпштейн М. Н. Клуб эссеистов и коллективная импровизация: творчество через общение (Из интеллектуальной истории 1980-х) // НЛО. -2010. - № 104. - С. 223-235.

222. М. Н. Эпштейн. От мифа к эссе. Эссеистика как нулевая дисциплина, в его кн. Бог деталей. Эссеистика 1977-1988 гг. М., ЛИА Р.Элинина, 1998, сс. 7-12, 225-240.

223. Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX в.в. М.: Советский писатель, 1988. - 416 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.booksite.ru/localtxt/epsh/tein/epshtein m/parad nov/index.htm (дата обращения: 12.10.2017)

224. Эпштейн М. Н. Эссе об эссе. - [Электронный ресурс] URL: https://www.emory.edu/INTELNET/esse esse.html (Дата обращения 01.09.2014)

Словари и справочная литература:

225. Большой толковый словарь русского языка / под. ред. С. А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.вокабула.рф/словари/бтс/модерн (дата обращения: 14.11.2012)

226. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Том 5. Л - М. - Спб.: Азбука-классика, 2006. - 784 с.

227. Коган П. С. Английская литература // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 1. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 121-

138. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-0911.htm (дата обращения: 06.07.2013)

228. Михайловский Б. Уайльд // Литературная энциклопедия: В 11 т. -[М.], 1929-1939. Т. 11. - М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 477-481. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-0911 .htm (дата обращения: 06.07.2013)

229. Модерн. // Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992. [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/1884/модерн (дата обращения: 14.11.2012)

230. Муравьев В. С. Эссе // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 8: Флобер - Яшпал. -1975. - Стб. 961-963.

231. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic new philosophy/1419/ЭНЦИКЛОПЕДИ Я (дата обращения: 06.07.2013)

232. Прерафаэлиты // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 19291939. Т. 9. - М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. «Сов. Энцикл. », 1935. - Стб. 245248. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-6402.htm (дата обращения: 14.11.2012)

233. Словарь терминов изобразительного искусства. [Электронный ресурс] URL: http: //artdic. ru/index.htm (дата обращения: 14.11.2012)

234. Эссе // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978 [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/154609/%D0%AD%D1%81%D1%81%D0%B5 (дата обращения: 01.03.2015)

235. Эссе // Большой Энциклопедический словарь. 2000. [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/338226 (дата обращения: 05.11.2014)

236. Эссе // Исторический словарь галлицизмов русского языка. -М.: Словарное издательство ЭТС [Электронный ресурс] URL: http://gallicismes.academic.ru/44017/%D 1 %8D%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B5 (дата обращения: 04.02.2016)

237. Эссе // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А. П. 2006. [Электронный ресурс] URL:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc literature/5644/%D 1 %8D%D 1 %81 %D 1 %81 % D0%B5 (дата обращения: 04.01.2013)

238. Эссеизм // Проективный философский словарь. - Санкт-Петербург: Международная Кафедра (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб Научного Центра РАН. Т. В. Артемьева, И. П. Смирнов, Э. А. Тропп, Г. Л. Тульчинский, М. Н. Эпштейн. 2002. [Электронный ресурс] URL: http://projective philosophy.academic.ru/120/%D0%AD%D1%81%D1%81%D0 %B5%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения: 11.12.2014)

Научная литература на иностранных языках:

239. Benson P. Wilde and Morality. 2008. [Электронный ресурс] URL: https://philosophynow.org/issues/65/Wilde and Morality (дата обращения: 13.06.2017)

240. Berger B. Der Essay. Form und Geschichte. Bern und Munchen, 1964.

241. Crowell E. Oscar Wilde's Tomb: Silence and the Aesthetics of Queer Memorial. 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.branchcollective.org/7ps articles=ellen-crowell-oscar-wildes-tomb-silence-and-the-aesthetics-of-queer-memorial (дата обращения: 05.05.2018)

242. Demchenkov S. A. Genesis of Non-generic Literary Forms (Epitome - Essay - Blog). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 10 (5), 2017. 673-684 p.

243. Drury D. Varieties of the essay. Traditional and modern. Belmont (Cal), 1968.

244. Duggan P. The Conflict Between Aestheticism and Morality in Oscar Wilde's The Picture of Dorian Gray. 2008-2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.bu.edu/writingprogram/iournal/past-issues/issue-1/duggan/ (дата обращения: 12.05.2017)

245. Great Narrative Essays. Ed. By Jozeph Mersand. New York, 1968.

246. Harris F. Oscar Wilde, His Life and Confessions. 1916. [Электронный ресурс] URL: https://en.wikisource.org/wiki/OscarWilde,HisLife and Confessions (дата обращения: 15.05.2017)

247. Ingleby L. C. Oscar Wilde: The Philosophy of Beauty. 1907. [Электронный ресурс] URL: http ://www. imagi-nation.com/moonstruck/clsc38w4.html (дата обращения: 20.05.2017)

248. Mason S. ART and MORALITY. 2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.gutenberg.org/files/33689/33689-h/33689-h.htm (дата обращения: 11.04.2018)

249. Owens M. On Irving Place With/Merlin Holland; The Importance Of Being Honest. 1998. [Электронный ресурс] URL: https://www.nytimes.com/1998/05/28/garden/on-irving-place-with-merlin-holland-the-importance-of-being-honest.html (дата обращения: 25.05.2017)

250. Ross A. How Oscar Wilde Painted Over «Dorian Gray». 2011. [Электронный ресурс] URL: https://www.newyorker.com/magazine/2011/08/08/deceptive-picture (дата обращения: 01.06.2017)

251. Scholes K. Klaus C. Elements of the essay. N. Y., Oxford, 1969.

252. Symons A. A Study of Oscar Wilde. 1906. [Электронный ресурс] URL: https: //archive. org/stream/ArthurSymonsAStudyOfOscarWilde/Arthur%20 S ymons%20-%20A%20Study%20of%20Qscar%20Wilde divu.txt (дата обращения: 11.06.2018)

253. Thompson E. N. S. The 17-th century English essay. N. Y., 1967.

254. Walker H. The English essay and essayist. L., 1966.

174

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.