Западноевропейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И.В. Гете тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Ярош, Ольга Владимировна

  • Ярош, Ольга Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 193
Ярош, Ольга Владимировна. Западноевропейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И.В. Гете: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2010. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ярош, Ольга Владимировна

Введение

Глава I. Идея целостности и органического единства природных и культурных явлений в мировоззрении Гете

§ 1. Особенности подхода Гете к изучению природных и культурных явлений

§2. Теория метаморфоз Гете

§3. Влияние идей Гете навременную исследовательскую мысль.

§4. Значение идей Гете для музыкальной науки

Глава II. Западноевропейский романтический принцип монотематизма в контее гетеой морфологии

§ 1. Гете и бенни творчого метода романтиков

§2. Принцип монотематизма как вид тематичой организации

§3. К вопр о методах анализа в отечвенном музыкознании

§4. Романтический монотематизм и основные положения теории метаморфоз Гете

Глава III. О романтических монотематических процессах в свете идей

§ 1. Принцип монотематизма в музыке Ф. Ла

1.1. «Долина Обермана»

1.2. «Прелюды»

1.3. «То»

§2. Микромонотематизм в фортепианных произведениях

Р. Шумана

2.1. «Танцы давиюндлеров»

2.2. «Креериана»

2.3. «Юмора»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Западноевропейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И.В. Гете»

Одной из характерных черт современной научной парадигмы является сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Открытия XIX - XX веков во многом способствовали изменениям в представлениях людей об окружающем мире, которые произошли в конце XX века. Если в науке XVII - XVIII веков объяснение всех явлений основывалось на законах механики Ньютона, характерными чертами которой были жесткая детерминация, предопределенность событий и процессов, их предсказуемость, то в современной науке образ Вселенной приобрел иной облик: прежде всего произошло осознание ее как единой, целостной, непрерывно развивающейся и самоорганизующейся системы. Исходя из этих открытий, одной из основных целей научного знания становится постижение внутренних закономерностей, лежащих в основе различных явлений и процессов.

Кроме того, в современной науке произошло более глубокое осознание целостности многих явлений, казавшихся ранее обособленными и несовместимыми: «Освоение наукой саморазвивающихся человекоразмерных» систем стирает прежние непроходимые границы между методологией естественного и социального познания. В связи с этим наблюдается тенденция к конвергенции двух культур - научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса» [82, с. 408].

Новая картина мира повлекла за собой изменения в научной методологии. Не имея в виду исчерпывающего освещения проблемы, отметим, что в XX веке широкое распространение получили системные методы; осознание односторонности любого метода привело к изучению проблем интерпретации, истолкования; вследствие сближения разных областей знания при рассмотрении сложных развивающихся систем широко начал применяться междисциплинарный комплексный подход; рассмотрение разного рода процессов, изучение характера развития явлений стало осуществляться более гибко, с учетом вероятностного момента.

В этом контексте невозможно переоценить значение научной и художественной деятельности И.В. Гете, который одним из первых в Новое время заговорил о мире как о едином бытии, обладающем собственными законами развития. В основе его поэтического творчества и научной деятельности лежит осмысление природных процессов, постижение мира как единого целого, представлявшегося ему в неразрывности духовного и материального, идеального и реального, чувственного и рационального.

Гете считается основателем науки о живом, которую он определял как морфологию — «учение о форме, образовании и преобразовании органических тел» [38, с. 104]. Морфология в таком понимании - наука не о формах-схемах, но о динамически-целостных формах, в первую очередь органических. В основе его морфологии лежит так называемая теория метаморфоз (от греч. meta - между, после, вслед за и morphe - форма), рассматривающая превращения, существенные изменения, преобразования явлений. В этой теории определяются сущностные признаки органических процессов, устанавливается метод их изучения как отличных от механистических, постижение которых основано на рациональных методах.

Многие мысли, положения гетевского учения и мировоззрения оказываются созвучными романтической эстетике1, в которой большое значение имеет идея живого, органичного развития: «эстетическое - это для романтика не столько прекрасное, сколь живое - в мире, понятом как организм» [115, с. 423]. Романтической натурфилософии, как и Гете, была свойственна связь рационального и идеального, научного и художественного. Весь мир представал перед романтиками как постоянное движение и развитие. По сравнению с Гете, романтики углубляют представления об органическом, рассматривая его проявления в сфере искусства, в культурной, социальной жизни. Однако именно Гете принадлежит попытка создать

1 Речь идет прежде всего об эстетике раннего Романтизма, о романтической натурфилософии. теорию развития и преобразования явлений, утверждение нового метода, значимость которого наиболее очевидно была осознана в XX веке2.

С историко-культурным контекстом эпохи Романтизма, обусловленным поисками органичной непрерывности форм движения жизни и ее постоянных видоизменений, связано появление принципа монотематизма в романтической музыке. В смысловом отношении монотематизм является воплощением целостного многомерного процесса развития чувства, раскрытия контрастных психологических состояний на основе внутреннего глубинного единства: «монотематическое развитие . явилось . идеальной подосновой исповедальной романтической фабулы, раскрывшей человека в диалектике его устойчивых свойств и меняющихся состояний духа» [102, с. 147].

Выявление органичной непрерывности развертывания музыкального процесса и музыкально-тематических метаморфоз в романтической музыке обусловливает поиск адекватных исследовательских подходов. В анализе романтических монотематических процессов в музыковедении накоплен большой материал [7;17;85;102;108;116;131;139]. Специфика романтических образных антитез осмысливается в содержательном плане, в связи с особенностями романтического формообразования. Плодотворно осмыслены музыкально-тематические, в том числе, монотематические способы развития. Однако до настоящего времени не предпринималась попытка соотнести принцип монотематизма с морфологией Гете.

Близость обозначенных явлений выражается прежде всего в их направленности на внутренний, глубинный план различных жизненных процессов, сущностными качествами которых являются целостность, единство внешнего и внутреннего. Именно этот факт определяет актуальность данного подхода. Он состоит в таком осмыслении романтических монотематических процессов, в котором в качестве базовых компонентов избраны основополагающие черты теории метаморфоз.

О влиянии идей Гете на современную исследовательскую мысль будет идти речь далее.

Направленность на постижение глубинного плана музыкально-тематических процессов - одна из актуальных тенденций отечественного музыкознания. Прежде всего она связана с интонационным методом анализа, Л сформулированным Б. Асафьевым и позволяющим рассматривать процесс интонирования музыки как органичное саморазвертывание ее смыслового содержания. Дополнением к интонационному анализу являются различные пути исследования чувственного континуума музыкального звучания, его фонических, экспрессивно-эмоциональных характеристик. В их числе -обращение к приобретающим в последнее время актуальность синестетическим составляющим музыкального звучания, позволяющим зафиксировать многообразные межчувственные оттенки непрерывного образного становления. С помощью такого подхода оказывается возможным выявить глубинные нюансы и аспекты смыслового поля монотематических процессов в романтической музыке.

Изложенное обусловливает актуальность темы, настоящей диссертации, позволяет определить ее объект, сформулировать предмет, цели и задачи.

В качестве объекта исследования выступает явление монотематизма в западноевропейской романтической музыке.

Музыкальным материалом диссертации являются инструментальные произведения западноевропейских романтиков Ф. Листа и Р. Шумана. Принцип монотематизма в избранных произведениях Листа находит свое наиболее последовательное воплощение, в творчестве Шумана -оригинальное преломление.

Предмет исследования - рассмотрение западноевропейского монотематизма в контексте теории метаморфоз Гете.

Цель работы — уточнение при посредстве теории метаморфоз Гете сущностных качеств монотематизма в романтической музыке.

3 В связи с этим необходимо подчеркнуть, что идеи Гете имели большое значение для становления интонационной теории Б. Асафьева.

Данная цель определяет ряд задач, поставленных в диссертации:

1) определить особенности мировоззрения Гете, способствующие целостному постижению процесса становления жизненных явлений;

2) раскрыть принципы теории метаморфоз Гете;

3) выявить значение взглядов Гете для науки о музыке;

4) осмыслить возможность корреляции принципов теории метаморфоз с исследованием особенностей романтических музыкально-тематических процессов;

5) соотнести анализ романтического монотематизма в контексте теории метаморфоз с элементами синестетического подхода, вскрывающего глубинные нюансы непрерывного музыкального становления;

6) рассмотреть в обозначенном ракурсе варианты монотематизма в произведениях западноевропейских романтиков.

Методологическую основу исследования составил комплексный подход, объединяющий музыковедческие, философско-эстетические, культурологические, искусствоведческие методы, имеющие значение для рассмотрения поставленной проблемы исследования.

Философскую и культурологическую основу диссертации составляют работы И.В. Гете по естествознанию и искусствознанию, в которых излагаются его воззрения на различные природные и художественные явления. В осмыслении основных тенденций гетевского мировоззрения значимыми были труды В. Лихтенштадта, И. Канаева, К. Свасьяна, Г. Волкова, П. Горохова, М. Шагинян, посвященные исследованию личности Гете, его естественнонаучной деятельности и художественного творчества. Кроме того, для подтверждения актуальности гетевской идеи развития и становления важными стали положения работ представителей «философии жизни» (О. Шпенглер, А. Бергсон, В. Дильтей) и современной синергетики (А. Копцик, Д. Чернавский, Ю. Баранцев). Рассмотрению общих культурологических и искусствоведческих аспектов изучаемой проблемы способствовали исследования А. Михайлова, М. Бахтина, И. Чечота, Б. Асафьева, А. Веберна, Э. Курта.

В определении сущностных черт романтической эстетики автор диссертации опирается главным образом на труды Я. Берковского,

A. Михайлова, Ф. Федорова, в области музыки - работы И. Соллертинского,

B. Конен, Н. Николаевой, В. Ванслова, в которых определяются художественные особенности музыкальных произведений романтиков.

В осмыслении вопросов музыкального тематизма, в выяснении нюансов и критериев особенностей тематического развития, присущих разным историческим стилям, актуальными для диссертации стали музыковедческие труды В. Бобровского С. Скребкова, В. Протопопова, В. Цуккермана, М. Михайлова, В. Вальковой, Е. Ручьевской, В. Холоповой, Е. Чигаревой.

Для рассмотрения вопроса о методологических подходах, актуальных в современном музыкознании, значимы в контексте данного исследования работы Б. Асафьева, JL Мазеля, В. Цуккермана, В. Медушевского, ■ И. Земцовского, Ю. Parca, в которых обосновывается важность целостного, синтетического восприятия и анализа музыки, а также раскрывается специфика интонационного метода анализа.

В разработке методологических подходов к анализу глубинного уровня музыкально-тематических метаморфоз в романтическом монотематизме актуальными оказались применение идеи непрерывного эйдосного становления А. Лосева и понятие интрамузыкальной семантики М. Арановского. В применении синестетического аспекта рассмотрения тематических процессов в музыкальных произведениях Романтизма значимыми являются исследования Н. Коляденко, разработавшей - в опоре на труды А. Веллека и Б. Галеева - принципы синестетического анализа музыкальных текстов.

Анализ монотематических процессов в музыке Ф. Листа и Р. Шумана, раскрытие их смыслового контекста в конкретных произведениях опирается на работы, связанные с исследованием жизненного и творческого пути композиторов (Я. Милыитейн, Д. Житомирский, А. Меркулов, Г. Крауклис, Н. Николаева, В. Конен).

При опоре на вышеупомянутые источники в настоящей диссертации выдвигаются проблемы, прежде не становившиеся предметом исследования. С одной стороны, в музыковедческой литературе обращение к личности Гете в основном ограничивалось идейно-содержательным аспектом: рассматривалось обращение композиторов к мотивам, сюжетам и образам его литературного творчества. Морфологический параметр теории Гете при этом оставался без внимания исследователей. С другой стороны, не существует работ, в которых бы анализировалась сущность того, как истолковывали идеи Гете выдающиеся музыковеды, в частности, Б. Асафьев, и какое методологическое значение это имело для современной науки о музыке.

Подчеркнем, что идеи Гете привлекаются в диссертации лишь в том контексте, который значим для поставленной проблемы. В работе отражаются лишь отдельные стороны гетевского учения. В то же время здесь не ставится задача проследить конкретно-историческое влияние теории метаморфоз на романтические музыкально-тематические процессы. Учение Гете не воплощается целенаправленно в романтическом искусстве, а содержит импульсы для его осмысления в музыковедческой рефлексии. Таким образом, в диссертации оказывается значимым методологический аспект. Важность в данном случае приобретает осмысление идей Гете как области теоретического знания, способствующей интеграции музыковедения с общенаучными и общехудожественными проблемами. При этом «перевод» идей великого мыслителя на язык музыковедческой проблематики, как представляется, даст возможность интерпретации в предложенном ключе не только романтических музыкально-тематических процессов, но и других явлений, возникших без непосредственного влияния личности Гете.

Научная новизна исследования непосредственно связана с его проблематикой, с поставленными в нем целями и задачами. В диссертации впервые подлежит научному рассмотрению ряд проблем:

- раскрывается значение идей Гете для науки о музыке;

- очерчиваются основные принципы теории метаморфоз, представленные в работах Гете в разрозненных высказываниях;

- принципы теории метаморфоз соотносятся с особенностями творческого метода романтиков;

- вводится в научный обиход осмысление романтического монотематизма в контексте основных понятий теории метаморфоз Гете;

- для интерпретации романтического монотематизма в контексте гетевской морфологии привлекается синестетический подход;

- анализируются музыкальные произведения Ф. Листа и Р. Шумана в синестетическом аспекте, позволяющем дополнить и уточнить применение в их трактовке основных положений теории метаморфоз Гете.

Теоретическая и практическая ценность результатов диссертации заключается в возможности использования выявленных методологических подходов в разработке проблематики музыкального мышления, интерпретации музыкальных текстов; в дальнейшем развитии теории интонационного анализа, расширении сферы применения синестетического подхода для осмысления музыкально-тематических процессов. Теоретические положения диссертации могут быть полезны при рассмотрении стилевой специфики музыки Романтизма в творчестве не только Ф. Листа и Р. Шумана, но и других его представителей.

Результаты диссертации используются в учебном курсе «Гармония» в Красноярской государственной академии музыки и театра. Они могут найти применение в таких учебных курсах, как «История зарубежной музыки», «Теория музыкального содержания», «Анализ форм».

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы (170 наименований) и Приложений, включающих нотные примеры и фрагменты литературных произведений, послуживших программными первоисточниками для сочинений Ф. Листа и Р. Шумана.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Ярош, Ольга Владимировна

Заключение

Обобщая результаты предпринятого исследования, можно отметить, что в рассмотренных романтических музыкальных произведениях, основанных на принципе монотематизма, при посредстве теории метаморфоз Гете выявлены такие ключевые моменты тематического развития, как его органичность, непрерывность, способность к сущностным изменениям, превращениям, метаморфозам на основе глубокого единства, сопряженность с качеством пульсации.

Философия И.В. Гете сформировалась в эпоху широкого распространения представлений о феномене органического, его проявлениях в разных сферах. Эта идея имела большое значение и для эстетики Романтизма, прежде всего для его раннего этапа. Данные представления нашли свое непосредственное выражение и в романтическом музыкальном искусстве. Монотематический принцип воплотил в музыке идею непрерывного, органичного развития, порождаемого неким глубинным импульсом, а также способствовал раскрытию сложных психологических состояний, основанных на объединении полярностей.

Применение синтетического метода Гете, как метода науки о живом, науки об органичных формах и процессах, призвано было более глубоко и адекватно выразить сущность этого явления. Теория метаморфоз стала своеобразным ключом, позволившим вскрыть непрерывность внутреннего континуального плана развития музыкальной мысли, наполненного чувственными обертонами, постоянной беспокойной пульсацией, по-новому взглянуть на романтический принцип монотематизма и заострить такие его ключевые качества, которые создают живой, органичный процесс музыкального развития.

Идея прафеномена как сущностного начала, подразумевающего внутреннее единство антитез, позволила акцентировать момент генетического выведения ряда как прогрессивного роста, способствующего саморазвитию образов в их полярности и множественности, а также момент пульсации как выражение живого дыхания процесса. Прафеномен оказался средоточием связи константности и переменности, стабильных и мобильных элементов. Кроме того, он обнаружил единство внутреннего смыслового содержания и его внешнего наглядного процесса оформления.

В исследовании монотематических процессов на примере музыки Ф. Листа и Р. Шумана прафеномен проявил себя как объединение полярных сторон психологического состояния, которое раскрывается в процессе, как начало, основанное на множественности в единстве. Наконец, он выступил как хронотоп, объединяющий время-пространство, содержащий в себе свёртку времён. Единство пространства и времени проявило себя, во-первых, через симультанно представляемую смысловую конфигурацию прафеномена, во-вторых, - через находящийся в постоянном изменении поток метаморфоз и, в-третьих, посредством удерживающего единство целого константного инварианта.

Щей Гете оказались актуальными в контексте проблем современной науки, в которой большое значение приобретает категория времени, рассмотрение явлений с процессуальной точки зрения, происходит изменение отношения к роли и смыслам времени. Теория метаморфоз Гете как о учение о процессуальном становлении формы становится значимой для дальнейших исследований музыкального искусства, поскольку развитие во времени является его основным, ключевым качеством.

Как показано в диссертации, явление органичной формы, основанной на ее выведении из порождающего импульса прафеномена, наиболее ярко воплотилось в романтическом музыкальном искусстве, обусловленном эстетикой эпохи. Но сама идея процессуального рассмотрения непрерывного ряда внутренних, глубинных плавных образных взаимопереходов-метаморфоз может быть плодотворной и для исследования иных музыкально-стилевых явлений, в том числе относящихся не только к композиторскому творчеству, но и к традиционной музыке.

Для современного понимания особенностей временной организации в музыке важным становится признание многослойности музыкального времени, его прерывности, ускорения и замедления его движения, а также причудливости и непрямолинейности, «зигзагообразности» его развертывания. В этом плане прафеномен Гете как порождающая идея может пролить свет на многие вероятностные временные процессы в музыке.

В то же время, как указывалось в диссертации, Гете не просто рассматривал процессуальную сторону явлений, но он умел «видеть время»: временные процессы он представлял наглядно воплощенными, оформленными пространственно.

Если временная, процессуальная сторона музыкальных текстов является достаточно разработанной областью отечественного музыкознания, то вопросы, связанные с осознанием их пространственных, глубинных координат, воплощающихся прежде всего через средства фактурно-фонического уровня, только начинают оформляться и разрабатываться. Со сравнительно недавнего времени в музыкознании появляются исследования, связанные с выявлением многослойной структуры пространственно-временного континуума, изучением фактуры как формы организации в музыке звукопространственной среды.

Стремление к наглядности, зримой оформленности музыкального пространства связывает современные исследования с морфологией Гете. В этом плане представляется перспективным дальнейшее развитие в аспекте теории метаморфоз синестетического метода, позволяющего фиксировать «зримость», «видимость» интонационного процесса и глубинных чувственных нюансов внутреннего, континуального уровня музыкального текста.

Особенностью мировоззрения Гете является сочетание «видящего глаза» с внутренним познанием, его умение преодолевать безжизненные абстракции, опираясь на синтетические суждения, основанные на связи с реальным миром ощущений и чувств, с направленностью на внутренний, глубинный план постижения явлений.

Эта тенденция является одной из актуальных в современной науке и в современном музыкознании. Рассмотренные особенности теории Гете, в сочетании с ее открытым, вероятностным характером, дают ей возможность стать методологическим источником для множества исследовательских подходов.

164

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ярош, Ольга Владимировна, 2010 год

1. Акопян Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста: М.: Практика, 1995.-256 с.

2. Алексеев Б.Т. Диалектическое содержание идеи инвариантности. Автореферат дис. канд. филос. наук. Л., 1970. - 16 с.

3. АмбросА. Роберт Шуман. Жизнь и творчество / Пер. с нем. А.Н. Серова. Коммент. Вл. Протопопова. -М.: Музыка, 1988. 62 с.

4. Арановский М.Г. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка. 1980.-№ 10.-С. 99- 109.

5. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-129.

6. Арановский М.Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. — 343 с.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Изд. 2-е. -Л.: Музыка, 1971-376 с.

8. Асафьев Б.В. «Евгений Онегин» П. Чайковского (Опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии). М.; Л.: Музгиз, 1944.-90 с.

9. Баранцев Р.Г. Открытым системам открытые методы // Синергетика и методы науки. - СПб.: Наука, 1998. - С. 28—40.

10. БахтинМ.М. Время и пространство в произведениях Гете // Бахтин М. Эстетика словесного творчества / Сост. С Г. Бочаров. — М.: Искусство, 1986. С. 204-236.

11. БахтинМ.М. К методологии литературоведения // Контекст-1974. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1975. - С. 204—212.

12. Башарова И.Р. Смысловая организация музыкального текста инструментальных сочинений для детей Софии Губайдулиной: Автореф. дис. . канд. иск.- Магнитогорск, 2008. 27 с.

13. БелянскаяН. Проблема контраста в музыковедческой литературе //

14. Проявление контраста в музыке. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1988. С. 3-11.

15. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / Пер. с фр. -Минск: Харвест, 1999. 1408 с.

16. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. — СПб.: Азбука-классика, 2001.-512 с.

17. Бибикова Т.П. О топологических свойствах музыкального переживания // Интерпретация художественного текста: Междисциплинарный семинар-4. — Петрозаводск: Изд-во гос. консерватории, 2001. С. 53-57.

18. Бобровский В.П. Монотематизм // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. - М: Музыкальная энциклопедия, 1976. - С. 647-649.

19. Бобровский В.П. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича // Дмитрий Шостакович. М.: Советский композитор, 1967.-С. 359-396.

20. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. Исследование. М.: Музыка, 1978. - 332 с.

21. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки: Вып. 1. М.: Музыка, 1989. - 268 с.

22. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1993. - 41с.

23. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.: Музыка, 1975. - 143 с.

24. Валъкова В.Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука, Вып. 3. М., 1978. С. 168-190.

25. Валъкова В.Б. Музыкальный тематизм мышление - культура. Монография. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1992.-161 с.

26. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1996. - 403 с.

27. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2-х кн. Кн. 2 Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1975. - 191 с.

28. ВёрнерК. «Крейслериана» Шумана // Советская музыка. 1960. -№12.-С. 77-84.

29. Волков Г.Н. Сова Минервы. М.: Молодая гвардия, 1985. - 255 с.

30. ГетеИ.В. Избранная лирика. На немецком языке. М.: Прогресс, 1979.-504 с.

31. ГетеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. — М.; Л.: Академия наук СССР, 1957. 554 с.

32. ГетеИ.В. Пояснение намерения // ГетеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.; Л.: Академия наук СССР, 1957. - С. 11-15.

33. ГетеИ.В. Предисловие к содержанию // ГетеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.; Л.: Академия наук СССР, 1957. - С. 1619.

34. ГетеИ.В. Метаморфоз растений // ГетеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.; Л.: Академия наук СССР, 1957. - С. 20 - 57.

35. ГетеИ.В. Автор сообщает историю своих ботанических занятий // ГетеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.; Л.: Академия наук СССР, 1957.-С. 58-77.

36. ГетеИ.В. Судьба рукописного текста // ГетеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.; Л.: Академия наук СССР, 1957. - С. 7881.

37. ГетеИ.В. Счастливое событие // ГетеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.; Л.: Академия наук СССР, 1957. - С. 95-99.

38. Гете ИВ. Метаморфоз растений. Второй опыт // Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.; Л.: Академия наук СССР, 1957.-С. 100-103.

39. ГетеИ.В. Размышление о морфологии вообще // ГетеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.; Л.: Академия наук СССР, 1957.-С. 104-108.

40. Гете И.В. Опыт о форме тела животных // Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.; Л.: Академия наук СССР, 1957. - С. 144152.

41. Гете И.В. Лекции по первым трем главам наброска общего введенияв сравнительную анатомию, исходя из остеологии // Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. M.; JL: Академия наук СССР, 1957. — С. 187— 202.

42. Гете И.В. Principes de philosophie zoologique. Discutés en mars 1830 au sein de L'academie royale des sciences // ГетеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. M.; Л.: Академия наук СССР, 1957. - С. 229-257.

43. Гете И.В. Влияние новой философии // Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.; Л.: Академия наук СССР, 1957. - С. 377380.

44. ГетеИ.В. Значительный стимул от одного единственного меткого слова // ГетеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. — М.; Л.: Академия наук СССР, 1957. С. 383-386.

45. Гете И.В. Пояснение к афористической статье "Природа" // Гете И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - С. 40.

46. ГетеИ.В. О спиральной тенденции в росте растений // ГетеИ.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - С. 75-78.

47. Гете И. В. Отношение к общей физике // ГетеИ.В. Избранные философские произведения. -М.: Наука,1964. С. 139-140.

48. ГетеИ.В. Максимы и размышления // ГетеИ.В. Избранные философские произведения. -М.: Наука, 1964. С. 314-377.

49. ГетеИ.В. Искусство и ремесло // ГетеИ.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975.-С. 102-105.

50. ГетеИ.В. Введение в "Пропилеи" // ГетеИ.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975.-С. 109-129.

51. Гете И.В. О правде и правдоподобии в искусстве // Гете И.В. Об искусстве. — М.: Искусство, 1975. С. 141-147.

52. ГетеИ.В. Коллекционер и его близкие //ГетеИ.В. Об искусстве. -М.: Искусство, 1975. С. 198 - 258.

53. ГетеИ.В. Фауст: трагедия / Пер. Б. Пастернака. М.: ACT, 2006. -461 с.

54. ГетеИ.В. Поэзия и правда. Из моей жизни / Пер. Н. А. Холодковского. -М.: Захаров, 2003. 734 с.

55. Глебов Игорь (Асафьев Б.В.). Ценность музыки // De música: Сб. статей под ред. Игоря Глебова. Петроград, 1923. - С. 5 - 34.

56. ГороховП.А. Философия И.В.Гете. 2-е изд., испр. и доп. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. 312 с.

57. Гофман Э.Т.А. Крейслериана. Новеллы. М.: Музыка, 1990. - 400 с.

58. ГулыгаА.В. Мыслящий художник // ГетеИ.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - С. 3 - 60.

59. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. — 334 с.

60. ДильтейВ. Введение в науки о духе. Собр. соч. в 6 т. Т. I. М.: Дом интеллект, книги, 2000. - 762 с.

61. Дилътей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.: Университетская книга, Иерусалим, Gesharium, 2000. - 463 с.

62. Дмитриева Е.Е. Примечания // Гете И.В. Страдания юного Вертера: Роман; Фауст: трагедия; Стихотворения: пер. с нем. — М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2008. С. 627-749.

63. ДунаевГ.С. Пластическая музыка и традиции синтеза искусств // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. - С. 244-252.

64. Житомирский Д.В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1964. - 880 с.

65. Житомирский Д.В. Заметки о музыкальном романтизме (Шопен и Шуман) // Советская музыка. 1960. - № 2. - С. 16-28.

66. Захаров Ю.К. Истолкование музыки: Семиотический и герменевтический аспекты: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1999.-23 с.

67. Земцовский И.И. О методологической сущности интонационного анализа // Советская музыка. 1979. - № 3. - С. 24-29.

68. Земцовский И.И. Текст Культура — Человек: Опыт синтетической парадигмы // Музыкальная академия. - 1992. — № 4. — С. 3-6.

69. Зенкин КВ. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. — М.: Московская гос. консерватория, 1997. 415 с.

70. Зенкин КВ. Музыкальный смысл как энергия (епе^е1а) // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб. тр. по материалам конф. 30 окт.-1 нояб. 2007 / РАМ им. Гнесиных. М., 2007. - С. 243-260.

71. Иванов Вяч.И. Гете на рубеже двух столетий // Иванов, Вяч. И. Родное и вселенское. — М.: Республика, 1994. — С. 236-268.

72. Каган М. С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. - С. 201-219.

73. Канаев И.И. Гете как естествоиспытатель. Ленинград: Наука, 1970. -467 с.

74. Канаев И.И. Гете-натуралист // Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. -М.; Л.: Академия наук СССР, 1957. — С. 417-463.

75. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука, 2000. -558 с.

76. Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века) Новосибирск, 2005. - 392 с.

77. Коляденко Н.П. Синестетическая интерпретация музыкальных текстов // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств. Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Казань: КГТУ, 2008. С. 183-188.

78. Конен В.Д. История зарубежной музыки: Учебник. Вып. 3. 7-е изд., доп. М.: Музыка, 1989. - 544 с.

79. Конради КО. Гете. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни. Пер. с нем. / Предисл. и общая редакция А. Гугнина. — М.: Радуга, 1987. — 592 с.

80. Конради КО. Гете. Жизнь и творчество. Т. II. — М.: Радуга, 1987. — 648 с.

81. Копцик В.А. От редактора // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 7-14.

82. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания). -Ростов н/Д: Феникс, 2005. 320 с.

83. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. — Изд. 4-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 608 с.

84. Кравченко А.А. Логика гуманитарных наук Э. Кассирера: Кассирер и Гете. М.: Диалог. МГУ, 1999. - 336 с.

85. Краткая философская энциклопедия. — М.: "Прогресс"-"Энциклопедия", 1994. 576 с.

86. Крауклис Г.В. Романтизм в музыке Австрии и Германии // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн.1. - М.: Музыка, 1975. - С. 26-35.

87. Крауклис Г.В. Симфонические поэмы Ф. Листа. М.: Музыка, 1974. — 141 с.

88. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. -М.: Музгиз, 1931. 302 с.

89. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. -М.: Музыка, 1975. -551с.

90. ЛахутиА. О роли образного контраста в «Крейслериане» Шумана // О музыке. Проблемы анализа. -М.: Сов. Композитор, 1974. С. 209-218.

91. Леонтьева О.Т. «Крейслериана» // Советская музыка. 1960. - № 6. -С. 65-74.

92. Лист Ф. Избранные статьи / Предисл. и общ. ред. Я. Милыптейна. — М.: Госмузиздат, 1959. 462 с.

93. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 638 с.

94. Лихтенштадт В. О. Гете. Борьба за реалистическое мировоззрение. Искания и достижения в области изучения природы и теории познания / Ред. и предисл. А. Богданова. Петербург: Госиздат, 1920. - 500 с.

95. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - С. 405-603.

96. Лосева О.В. Гете в музыке Шумана // Гетевские чтения 1984. М.: Наука, 1986.-С. 141-157.

97. МазелъЛ.А. Вопросы анализа музыки. Изд. 2-е доп. — М.: Сов. композитор, 1991. 376 с.

98. МазелъЛ.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1986.-527 с.

99. МазелъЛ.А. Некоторые черты композиции, в свободных формах Шопена // Фридерик Шопен: статьи и исследования советских музыковедов. -М.: Госмузиздат, 1960. С. 182-231.

100. Манн Т. Лотта в Веймаре. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 368 с.

101. Медушевский В.В: Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 178 - 194.

102. Медушевский В.В. Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка. 1985. - №7-, - С. 66-70.

103. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-262 с.

104. Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной-темы: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. М., 1984. — 46 с.

105. Медушевский В.В. Какая наука нужна музыкальной культуре? // Советская музыка. 1977. - № 12. - С. 78-84.

106. Меркулов A.M. Из наблюдений над звуковой символикой // Советская музыка. 1985. - №8. - С. 91-96.

107. Меркулов A.M. Фортепианные сюитные циклы Шумана: Вопросы целостности композиции и интерпретации. -М.: Музыка, 2006. 95 с.

108. Методологические вопросы теоретического музыкознания. Труды. Вып. XXII / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1975. - 298 с.

109. Милъштейн Я.И. Ференц Лист. М.: Музыка, 1999. - 654 с.

110. Милъштейн Я. Предисловие // Лист Ф. Тассо. Симфоническая поэма. Партитура. М.: Госмузиздат, 1955. - С. 3-7.

111. Михайлов A.B. Гете и отражение античности в немецкой культуре на рубеже XVIII XIX веков // Михайлов A.B. Языки культуры: учебное пособие по культурологии. - М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 564-595.

112. Михайлов A.B. Гете и поэзия Востока // Михайлов A.B. Языки культуры: учебное пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997.-С. 596-643.

113. Михайлов A.B. Глаз художника (художественное видение Гете) // Михайлов A.B. Языки культуры: учебное пособие по культурологии. — М.: Языки русской культуры, 1997. С. 644-654.

114. Михайлов A.B. О художественных метаморфозах в немецкой культуре XIX века // Михайлов A.B. Языки культуры: учебное пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 758 — 781.

115. Михайлов A.B. Гете, поэзия, «Фауст» // Гете И.В. Фауст. Лирика. — М.: Худ. лит., 1986. С. 5-12.

116. Михайлов A.B. Эстетические идеи немецкого романтизма // Эстетика немецких романтиков. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — С. 403—435.

117. Михайлов М. О тематическом объединении сонатно-симфонического цикла. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып 2. Л.: Музгиз, 1963. - С. 121-145.

118. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука. За "круглым столом" редакции // Советская музыка. 1977. - № 5. - С. 36-48.

119. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука. За "круглым столом" редакции // Советская музыка. 1977. - № 6 - С. 62-70.

120. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука. За "круглым столом" редакции // Советская музыка. 1977. - № 7 - С. 52-62.

121. Музыкальная форма. Под ред. Ю. Тюлина. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Музыка, 1974.-360 с.

122. Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. М.: Музыка, 1981. Т.1.-415 с.

123. Никитенко О.Б. Фонологические аспекты музыкального языка:

124. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1987. -22 с.

125. Николаева Н. С. Романтизм и музыкальное искусство // Музыка Австрии и Германии XIX века. — Кн.1. М.: Музыка, 1975. - С. 7-26.

126. Николаева Н. С. Фортепианная музыка Шумана // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн.2. - М.: Музыка, 1990. - С. 128-197.

127. Николаева Н. С. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия. Т.5. -М.: Музыкальная энциклопедия, 1981. - С. 11-15.

128. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984.-302 с.

129. Панкевич Г.И. Пространственно-временные отношения в искусстве // Методологические проблемы современного искусствознания. М.: Наука, 1983.-С. 299-315.

130. Протопопов В.В. Вариационные процессы в музыкальной форме. -М.: Музыка, 1967.- 151 с.

131. РагсЮ.Н. Проблема метода изучения музыкального произведения // Методология теоретического музыкознания: анализ, критика. Сб. трудов. Вып. 90 / ГМПИ им. Гнесиных;- М., 1987. С. 5-21.

132. РагсЮ.Н. Эстетика снизу и эстетика сверху — квантитативные пути сближения. М.: Науч. мир, 1997. - 248 с.

133. Ручъевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. — 159 с.

134. Ручъевская Е.А. Интонационный кризис и проблемы переинтонирования // Советская музыка. 1975. - № 5 - С. 129-134.

135. Ручъевская Е.А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века // Современные вопросы музыкознания. М.: Музыка, 1976. - С. 146 -206.

136. Свасъян К.А. И.В. Гете. М.: Мысль, 1989. - 191 с.

137. Свасъян К.А. Философское мировоззрение Гете. М.: Эвидентис,2001.-224 с.

138. Сенанкур Э. Оберман. М.: Изд-во худ. л-ры, 1963. - 370 с.

139. Серов А.Н. Избранные статьи. Т. 1. — М.; Л.: Госмузиздат, 1950. 626с.

140. Синцов Е.В. Синергетические аспекты процессов художественного мышления // Синергия культуры: Тр. Всерос. конф. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. - С. 85-88.

141. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973. 448 с.

142. Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // Музыкально-исторические этюды. Л.: Госмузиздат, 1956. - С. 80 - 100.

143. Способин И.В. Музыкальная форма. М.: Музыка, 2002. - 400 с.

144. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988. - 456 с.

145. ХолоповаВ.Н. Музыкальный тематизм: Науч.-метод. очерк. М.: Музыка, 1983.-88 с.

146. Цуккерман В.А. О некоторых особых видах целостного анализа // Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. - С. 409-426.

147. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма: Учебник. М.: Музыка, 1987. - 239 с.

148. Цуккерман В.А. Соната си минор Ф. Листа. М.: Музыка, 1984. - 112с.

149. ЧернавскийД. С. О методологических аспектах синергетики // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 50-66.

150. Чечот И.Д. Гете и Генрих Вёльфлин // Гетевские чтения, 1984. М.: Наука, 1986.-С. 158-183.

151. Чигарева Е.И. О связях музыкальной темы с гармонической и композиционной структурой произведения в целом // Проблемы музыкальнойнауки, вып. 2. М.: Сов. композитор, 1973. - С. 48-88.

152. ЧигареваЕ.И. Размышления А.В.Михайлова о Гете и потребности современной музыкальной науки // Гете и музыка. Сборник статей к 250-летию со дня рожд. поэта. Спб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 10-21.

153. Шагинян М. Гете. М.; Л.: Академия наук СССР, 1950. - 192 с.

154. Шевелева С. Открытая модель образования (синергетический подход).-М., 1997.-С. 18-19.

155. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. -М.: Мысль, 1998. 663 с.

156. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей в двух томах. -Т. 1. М.: Музыка, 1975. - 407 с.

157. Шуман Р. Письма: в 2-х т. Т. 1: 1817-1840. - М.: Музыка, 1970. -720 с.

158. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. — М.: Изд-во худ. лит., 1986. — 667 с.

159. Goethe. Das reine phänomen // Goethes Werke in zwölf Bänden. Zwölfter Band. Philosophische und naturwissenschaftliche Schriften / Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1981. S. 84-86.

160. Goethe. Polarität // Goethes Werke in zwölf Bänden. Zwölfter Band. Philosophische und naturwissenschaftliche Schriften / Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1981. S. 86-87.

161. Goethe. Das unternehmen wird entschuldigt // Goethes Werke in zwölf Bänden. Zwölfter Band. Philosophische und naturwissenschaftliche Schriften / Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1981. S. 176-182.

162. Goethe. Der Inhalt bevorwortet // Goethes Werke in zwölf Bänden. Zwölfter Band. Philosophische und naturwissenschaftliche Schriften / AufbauVerlag Berlin und Weimar, 1981. S. 182-186.

163. Goethe. Die Metamorphose der Pflanzen // Goethes Werke in zwölf Bänden. Zwölfter Band. Philosophische und naturwissenschaftliche Schriften /

164. Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1981. S. 187-229.

165. Goethe. Einwirkung der neueren Philosophie // Goethes Werke in zwölf Bänden. Zwölfter Band. Philosophische und naturwissenschaftliche Schriften / Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1981. S. 263-266.

166. Goethes Werke in zwölf Bänden. Elffiter Band. Schriften zu Kunst und Literatur / Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1981.-510S.

167. PercyM. Young. Robert Schumann. VEB Deutscher Verlag für Musik. Leipzig, 1971.-304 S.

168. Köhler H. Nachwort in: Schumann R. Davidsbundlertänze op. 6 für Klavier. Urtextausgabe. Lpz.: 1975. S. 38 - 40.

169. Köhler H. Nachwort in: Schumann R. Kreisleriana op. 16 für Klavier. Urtextausgabe. Lpz.: 1975. S. 39 - 41.

170. Köhler H. Nachwort in: Schumann R. Humoreske op. 20 für Klavier. Urtextausgabe. Lpz.: 1981. S. 41-43.

171. Reti R. The thematic process in music. London, 1961.

172. Richter A. Die Lehre von der thematischen Arbeit mit praktischen Übungen verbunden. Leipzig, 1909. 398 S.

173. Wehnert M. Thema und Motiv // Musik in Geschichte und Gegenwart: Bd. 13. -Kassel-Basel: Bärenreiter, 1968. S. 282-311.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.