Юродство как транскультурный религиозный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Воронкова, Евгения Андреевна

  • Воронкова, Евгения Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Благовещенск
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 216
Воронкова, Евгения Андреевна. Юродство как транскультурный религиозный феномен: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Благовещенск. 2011. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Воронкова, Евгения Андреевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Терминологический аппарат и история изучения вопроса

§ 1. Определение основных понятий и терминов, используемых в работе

§2. Отечественная традиция изучения юродства

2.1 Богословская интерпретация феномена юродства

2.2 Светские подходы к изучению юродства 35 §3. Юродство в работах зарубежных исследователей 47 Глава 2. Общая характеристика христианского юродства 51 § 1. Византийское юродство 51 §2. Русское юродство

2.1 Юродство - русский национальный феномен?

2.2 Русское юродство в Х1-ХХ вв

2.3 Современное русское юродство (по материалам полевых исследований) 65 §3. Юродство в католической традиции 97 §4. Основные черты христианского юродства 1.01 Глава 3. Примеры, психологическая интерпретация и основные черты юродства как транскультурного религиозного феномена 107 § 1. Примеры юродства за пределами христианской традиции

1.1 Кинизм как античный вариант юродства

1.2 Примеры юродства в исламском мире

1.3 Юродство в китайской религиозной традиции

1.4 Шаманизм как пример архаичного юродства 135 §2. Психологическая интерпретация феномена юродства

2.1 Проблема психологической интерпретации феномена юродства

2.2 Трактовка феномена юродства в контексте классических теорий психологии религии

§3. Основные черты юродства как транскультурного религиозного феномена

Заключение

Библиографический список

Приложение А. Стенограмма аудиозаписи беседы с Л.И. Борисовой

(6.10.2005 г.)

Приложение Б. Стенограмма аудиозаписи беседы с Д.И. Мешковым

(17.03.2006 - 19.03.2006 г.)

Приложение В. Стенограмма аудиозаписи беседы с Д.И. Мешковым

(26.06.2008 г.)

Приложение Г. Фотоматериалы полевых исследований в с. Грибовка

(26.06.2008 г.)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Юродство как транскультурный религиозный феномен»

Введение

«Юродство - исключительно русский феномен»; «юродство - русский национальный тип святости»; «в юродстве таится разгадка души русского народа». Подобные клише сегодня, как и полтора века назад, в огромном количестве можно встретить на страницах отечественных изданий - книг, газет и журналов - как популярно-житийных, так и научных. Не отстают и, в некотором смысле, идут дальше зарубежные авторы - некоторые из них даже называют юродство «центральным феноменом Русской православной церкви»1.

Между тем, всякому, кто заинтересуется историей этого явления, станет ясно, что пресловутую «русскую душу» не стоит загонять в пусть и широкие, но все-таки рамки юродства, а само юродство - ограничивать не менее широкими русскими просторами. Делать этого не следует уже потому, что зародилось юродство не в России, а в Византии, причем задолго до принятия Русью христианства. Более того, утверждение о «византийской родине» юродства правомерно только в том случае, если мы говорим о юродстве в узком смысле - то есть как об особом типе христианской святости, заключающемся в наложении подвижником на себя видимости безумия и уподоблении Христу в его земных страданиях.

Если же рассматривать юродство более широко и понимать его как особый феномен духовной культуры, который можно условно назвать «святым безумием», то его исторические и географические рамки значительно раздвинутся - в этом случае примеры юродства можно будет проследить в самых разных культурных традициях: древнеегипетской и античной, иудейской и мусульманской, западноевропейской, китайской, японской, центральноазиатской и других.

В данной работе мы, опираясь на предшествующую исследовательскую традицию и материалы проведенных нами полевых исследований, попытаемся определить сущность, содержание и основные характерные черты феномена

1 См.: BodinP.-A. Language, Canonization and Holy Foolishness. Studies in Postsoviet Russian Culture and the Orthodox Tradition. - Stockholm, 2009. - P. 191.

юродства, понимаемого нами в широком смысле: как транскультурный религиозный феномен, т.е. феномен, не ограниченный рамками христианства. Для этого мы вначале осветим историю зарождения и развития юродства в христианской традиции и рассмотрим на конкретном примере его современное состояние, а затем проследим примеры юродства в различных мировых религиозных и культурно-философских традициях - кинизме, исламе, даосизме, чань-буддизме, конфуцианстве и шаманизме. Ввиду отсутствия специальных работ, посвященных проблеме психологического содержания феномена юродства, мы также рассмотрим феномен юродства в контексте классических теорий психологии религии и очертим основной круг проблем, связанных с изучением его психологических основ.

Актуальность темы исследования

Актуальность темы данной работы с точки зрения науки заключается в важности понимания феномена юродства для выявления базовых психологических и культурных характеристик крайних форм религиозности и в недостаточной изученности феномена юродства в его широком смысле. Многие аспекты феномена юродства остаются невыясненными, мнения ученых расходятся даже по поводу основных характеристик юродства, вследствие чего сама сущность этого явления остается непонятой до конца. Совершенно неизученным остается вопрос о психологических основаниях феномена юродства, критериях определения психического здоровья подвижников, проявляющих черты юродства, причинах и социально-психологических механизмах обращения личности к подобному типу поведения. Кроме того, подавляющее большинство работ, посвященных юродству, опираются не на полевые исследования, а на документальные источники (агиографическую литературу, архивные данные), исключая таким образом из поля зрения исследователя личность самого юродивого. Малоизученными (в особенности в отечественной науке) являются современное состояние юродства, а также вопрос о проявлении примеров юродства за пределами христианства, свидетельствующих о том, что юродство является не только явлением

христианской культуры, но представляет собой транскультурный религиозный феномен, явленный в различных мировых религиозных традициях. Наконец, ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе не было издано специального научного труда, в котором юродство рассматривалось бы целостно: как религиозно-культурный феномен, представленный в различных мировых традициях, в его историческом, психологическом, общекультурном аспектах.

Степень исследованности проблемы

В большинстве из посвященных юродству исследований (как отечественных авторов, так и зарубежных) рассматривается только так называемое «классическое», т.е. православное юродство. Для удобства рассмотрим основные работы о юродстве в хронологическом порядке.

Вплоть до второй половины XIX в., если не считать житийной и околожитийной литературы, в отечественной исследовательской традиции не было издано ни одного труда, специально посвященного юродству. В 60-х гг. XIX в. выходят в свет и вызывают широкий общественный резонанс работы И.Г. Прыжова, в которых юродство осмысливается с критической, подчеркнуто светской позиции. Важные сведения исторического и источниковедческого характера о юродстве приведены в труде известного отечественного историка В.О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» , изданном в 1871 г.

В конце XIX - начале XX вв. увидел свет ряд видных работ по классическому юродству, которые по большей части были написаны православными авторами и носили апологетический характер. Среди них -впервые изданная в 1898 г. работа священника Иоанна (Ковалевского) «Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви.

2 «Двадцать шесть московских пророков, юродивых, дур и дураков» (1865), «Московские юродивые» (1861), «Нечто о воронежских пустосвятах и юродивых» (1861), а также другие труды этого автора (см. подробнее в п. 2.2 первой главы данной работы).

3 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. - М.: Астрель, 2003. - 395 с.

Исторический очерк и жития сиих подвижников благочестия»4, являющаяся первой и одной из самых удачных попыток детального, системного анализа православного юродства в отечественной исследовательской традиции. Огромное влияние этой работы заметно в труде священника Алексия (Кузнецова), «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование»5, изданном в 1913 г. Кратким перечислением русских юродивых ограничивается в своем труде «Святая Русь» (1929 г.) русский историк Н.В. Тальберг6. Другой известный русский историк и религиозный мыслитель - Г.П. Федотов - в своем труде «Святые Древней

у

Руси» (1931 г.) пытается выделить основные сущностные черты этого вида подвижничества. На эту работу в основном опирается в своих рассуждениях о юродстве иеромонах Иоанн (Кологривов) в труде «Очерки по истории русской святости»8, изданном в Брюсселе в 1961 г.

В 1960-1990-х гг. появляется ряд светских критических статей о русском юродстве, в которых юродивые выступают как люди с поврежденной психикой либо мошенники, а традиция их почитания - как средство, используемое Церковью для обмана народных масс, или же как способ выражения властям народных чаяний. Сюда можно отнести работы И.У. Будовница (1964 г.), А. Белова (1984 г.), В. Лаврова (1988 г.), А.И. Клибанова (1992 г.).9

Новую страницу в отечественной традиции исследования юродства открыла работа «Смех как зрелище», написанная A.M. Панченко10 в качестве

4 Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви. Исторический очерк и жития сиих подвижников благочестия. - М., 1902. - 183 с. (Исправленное и дополненное издание: Подвиг юродства / Сост. свящ. Иоанн Ковалевский. - М.: Лепта, 2000. - 381 с.)

5 Кузнецов А. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование.

- Спб., 1913; репринт ML, 2000. - 232 с.

6 Тальберг Н. Святая Русь. - Париж, 1929. - Джорданвилль, 1964. - 25 с.

1 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - Спб.: Сатисъ, 2004. - 302 с.

8 Очерки по истории русской святости / Иеромонах Иоанн (Кологривов) - Брюссель: «Жизнь с Богом», 1961. -С. 239-250.

9 Будовниц И.У. Юродивые Древней Руси // Вопросы истории религии и атеизма. - T.12. - 1964; Лавров В. Юродивые, прорицатели и другие // Москва. - 1988. - №9. - С. 163-166; Белов А. Христа ради юродивые // Наука и религия. - М., 1984. - №6.; Клибанов А.И. Юродство как феномен русской средневековой культуры // Диспут. - 1992. -№1.

10 Панченко A.M. Смех как зрелище // Лихачев Д. С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. - Л.: Наука, 1976. - 204 с. (Второе, дополненное издание: Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.

- Л.: Наука, 1984.) См. также: Панченко A.M. Юродивые на Руси // Он же. О русской истории и культуре. -СПб.: Азбука, 2000. - С. 392-407.

главы его совместной с Д.С. Лихачевым монографии «"Смеховой мир" Древней Руси» (1976 г.). В ней автор подробно рассматривает смеховую природу юродства и упоминает о некоторых культурных параллелях юродивых -например, о ветхозаветных пророках и католических блаженных. Вскоре после публикации этой книги вышла в свет статья11 Б.А. Успенского и Ю.М. Лотмана, в которой авторы выражали свое несогласие с изложенной в ней концепцией смеховой культуры Древней Руси. Б.А. Успенский в противовес смеховому пониманию юродства выдвинул концепцию юродства как «дидактического типа» антиповедения, изложенную в нескольких его работах12.

Позже издаются работы, в которых выявляются схожие с юродством явления за пределами христианской культуры. В 1987 г. была опубликована работа13 И.И. Семененко, в которой впервые14 в отечественной науке подробно рассматривается пример юродства в китайской культуре. В частности, во входящей в ее состав главе «Апология юродства» автор выявляет черты юродства в поведении Конфуция.

Наиболее полный и обстоятельный анализ юродства как культурного феномена представлен в монографиях современного отечественного византиниста С.А. Иванова: «Византийское юродство»15 (1994 г.) и «Блаженные похабы: Культурная история юродства»16 (2005 г.). Как и A.M. Панченко, С.А. Иванов придерживается культурологического подхода к юродству, однако трактует его не как феномен смеховой культуры, а скорее как литературное явление, которое, по его мнению, могло возникнуть только на перекрестье Востока и Запада - то есть в Византии. В первой работе С.А. Иванов выявляет схожие с византийским юродством явления в Древнем Египте, иудаизме,

11 Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси // Вопросы литературы. -1977. -№3,- С. 148-167.

12 Успенский Б.А. Антиповедение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия. - М.. 1985. - С. 326-336.

13 Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. - М.: Издательство Московского университета, 1987. - 306 с. Отметим, что эпитет «юродивый» по отношению к китайским «святым безумцам» также применяют

Б.Л. Рифтин, Л.С. Васильев, А.Д. Воскресенский, Л.Д. Позднеева. Подробнее об этом см. п. 1.3 третьей главы данной работы.

15 Иванов С.А. Византийское юродство. - М.: Международные отношения, 1994. - 240 с.

Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. - М.: Языки славянской культуры, 2005. -448 с. Англ. перевод: lvanov S.A. Holy Fools in Byzantium and Beyond. - Oxford: "Oxford University Press", 2006.

8

исламе, католичестве и делает вывод, что их можно объяснить культурным влиянием христианства. В монографии «Блаженные похабы», представляющей собой расширенное издание «Византийского юродства», С.А. Иванов корректирует свою позицию в отношении аналогов юродства в других культурах: он признает между этими явлениями уже типологическое, а не генетическое родство, но по-прежнему считает, что подлинное юродство существовало только в православной традиции.

В послесловии к первой из вышеупомянутых работ С.А. Иванова, написанном видным отечественным ученым Вяч. Вс. Ивановым17, указывается на возможное генетическое (историческое) объяснение схожести «восточных параллелей» и византийского юродства, а также акцентируется внимание на «разительно сходном с юродством» поведении буддийских монахов, истоки которого он усматривает в добуддийской Индии. По мнению Вяч. Вс. Иванова, наибольший интерес для сравнения с византийским юродством представляет чань-буддизм. Ученый упоминает о параллелях юродства в Западной Европе, в Бразилии18, указывает на следы евразийского шаманизма в русском юродстве. Таким образом, Вяч. Вс. Иванов вплотную подходит к нашей трактовке юродства как транскультурного религиозного феномена, хотя и не говорит напрямую о том, что во всех этих случаях мы имеем дело с одним и тем же феноменом.

В 1997 г. выходит в свет работа Т.А. Недоспасовой «Русское юродство XI-XVI вв.»19, в которой предпринимается попытка выявить сущность русского юродства и особенности восприятия его окружающим миром, а также реконструировать собирательный образ русского юродивого на основе житийной литературы. Русскому юродству также посвящена одна глава в работе A.B. Юдина «Русская народная духовная культура»20 (1999). Автор

17 Иванов Вяч. Вс. Загадка юродства (вместо послесловия) // Иванов С.А. Византийское юродство. - М.: Международные отношения, 1994. - С. 221-224.

18 В частности, как отмечает ученый, в имеющей документальную основу книге Варгаса Льосы «Война конца света».

19 Недоспасова Т.А. Русское юродство XI-XVI вв. - М., 1997. - 128 с.

20 Юдин A.B. Русская народная духовная культура. - М.: Высшая Школа, 1999. - 334 с. Глава о юродивых носит реферативный характер: автор рассуждает о юродстве, опираясь на идеи Б.А. Успенского, С.А. Иванова, Г.П. Федотова и не выдвигает собственной концепции юродства.

9

рассуждает о юродстве, опираясь на идеи Б.А. Успенского, С.А. Иванова,

Г.П. Федотова и не выдвигает собственной концепции юродства.

В 2000-е гг. выходит в свет значительное количество изданий о юродстве агиографического характера и апологетической направленности21. Особо стоит отметить исследование православного богослова Ж.-К. Ларше об исцелении психических болезней в восточной раннехристианской традиции , в котором в традиционно православном ключе анализируются причины юродства и условия для его реализации.

В этот же период публикуется несколько научных работ,

23

рассматривающих отдельные аспекты юродства - это труды A.M. Молдована , Е.В. Митиной24, А.Д. Синявского25, О.В. Гладковой26, С.Е. Юркова27, А.И. Гончарова28, И.В. Мотеюнайте29. В 2003

и 2006 гг. выходят в свет работы

30

А.Л. Юрганова , в которых затрагивается тема юродства, рассматриваемого автором с позиций исторической феноменологии31.

В 2006 г. под авторством отечественного религиоведа А.П. Забияко в энциклопедическом словаре «Религиоведение» выходит статья «Юродивый», в которой помимо прочего отмечается, что в религиоведении понятие

21 Русские юродивые и блаженные / Сост. Наталья Рубина и Андрей Северский. - Челябинск: Аркаим, 2003. - 360 е.; Блаженные Санкт-Петербурга: От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской. -СПб.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра; «Воскресение», 2007. - 448 е.; Рябинин Ю.В. Русское юродство. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 384 с. и др.

22 Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 224 с.

23 Молдован A.M. «Житие Андрея Юродивого» в славянской письменности. - М.: «Азбуковник» (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН), 2000. - 760 с.

24 Митина Е.В. Категория мудрости в древнерусском религиозном сознании: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Митина Елена Викторовна. - Москва, 2001. - 149 с.

25 Синявский А.Д. Иван-Дурак: Очерк русской народной веры. - М.: Аграф, 2001. - 464 с.

26 Гладкова О.В. Агиографический канон и «западная тема» в «Житии Исидора Твердислова, Ростовского юродивого» // Древняя Русь. - 2001. - № 4. - С. 80-88.

27 Юрков С.Е. Православное юродство как антиповедение // Он же. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало XX вв.). - СПб., 2003. - С. 52-69.

28 Гончаров А.И. Энтелехия юродства в «Слове» Даниила Заточника // Вестник ВГУ. - 2004. - №1. - С. 92-101.

29 См.: Мотеюнайте И.В. Восприятие юродства русской литературой XIX-XX вв. - Псков, 2006. - 304 с. О юродстве в русской литературе см. также: Забияко A.A. Юродство как форма литературного поведения // Религиоведение. - 2008. - №2. - С. 160-177; Забияко A.A. Литературное кликушество: драма женской души и форма этнорелигиозной идентификации // Религиоведение. - 2010. - №1. - С. 157-166.

30 Юрганов А.Л. Нелепое ничто или Над чем смеялись святые Древней Руси? // Каравагикин A.B., Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. - М., 2003; Юрганов А.Л. Убить беса. Путь от средневековья к Новому времени. - М.: РГГУ, 2006. - 433 с. (см. рецензии на эту работу А. Ранчина, А.Н. Власова, М. Крома и др.).

31 Отметим, что данный метод вызвал ряд критических замечаний, в том числе со стороны такого авторитетного исследователя юродства, как С.А. Иванов (см.: Иванов С.А. Блаженные похабы... С. 21).

10

«юродивый» прилагается не только к христианским подвижникам, но также и к представителям иных религиозных традиций, которые занимают особое положение в своей религиозной группе и демонстрируют специфические религиозно обусловленные признаки32. Таким образом, А.П. Забияко (впервые в отечественной исследовательской традиции) напрямую трактует юродство в широком смысле - как явление, представленное и за пределами христианской культуры33.

Наконец, последней по времени опубликованной работой, специально посвященной юродству34, является монография H.H. Ростовой «Человек обратной перспективы: опыт философского осмысления феномена юродства

35

Христа ради» . Данная работа представляет собой первое в отечественной науке исследование феномена юродства с философских позиций (именно - с позиций философской антропологии). Анализируя подходы предыдущих исследователей юродства, H.H. Ростова отмечает, что они акцентируют внимание исключительно на внешних факторах юродства, пренебрегая внутренними мотивами, внутренним миром самого юродивого. Автор полагает, что основные причины юродства лежат внутри личности, а не определяются внешними факторами. H.H. Ростовой юродивый толкуется в терминах богословия иконы - как «человек обратной перспективы», а его поведение - как «умозрение в поступках». Основываясь на эйдетическом подходе, H.H. Ростова проводит рефлексивный анализ житий православных юродивых, а также дает философскую оценку различным аспектам юродства, в том числе в контексте теорий современной отечественной философской антропологии. При этом

32 Забияко А.П. Юродивый // Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический Проект, 2006. - 1256 с. Его же: Юродивый // Энциклопедия религий. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. - С. 1467. О выделяемых А.П. Забияко чертах юродства см. подробнее в п. 2.2 первой главы данной работы.

33 Этой позиции придерживаемся и мы в своем исследовании юродства как транскультурного феномена.

34 Среди недавних работ хотелось бы также отметить статью П.В. Башарина о параллелях между суфизмом и юродством: Башарин П.В. Выразить невыразимое (шатхи как модель парадоксального мышления) // Религиоведение. - 2011. - №3. - С. 34-45.

35 См.: Ростова H.H. Человек обратной перспективы: опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради. - М.: Издательство Московского государственного индустриального университета (серия «Современная русская философия»), 2008. - 140 с. (второе издание работы - 2010 г.). Соответствующее диссертационное исследование: Ростова H.H. Человек обратной перспективы: философско-антропологическое исследование феномена юродства Христа ради: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Ростова Наталья Николаевна. - Москва, 2008. - 193 с.

H.H. Ростова придерживается мнения, что юродство олицетворяет собой соборное начало и немыслимо вне христианской церкви.

Итак, в отечественной исследовательской традиции юродство почти во всех случаях рассматривалось исключительно как вид христианского подвижничества, причем, как правило, подчеркивалось, что юродство характерно именно для православия, в особенности - русского.

Среди зарубежных исследований можно выделить работы, в которых

36

дается теологическое обоснование юродства , рассматривается собственно

37 38 39

православное юродство в его византийском или русском вариантах,

почитание юродивых в современной России40, а также исследования о юродстве

41 ( 42 43

в католичестве и других религиозных традициях (исламе , шаманизме , индуизме44, религиях индейцев Северной Америки45и бенгальцев46, китайских

36 Thomas A. The Holy Fools: A Theological Enquiry (thesis) - University of Nottingham, 2009; Besancon Spencer A. The Wise Fool (And The Foolish Wise) // Novum Testamentum. - V. 23. - №4. -1981.

37 Hauptmann P. Die «Narren um Christi Willen» in der Ostkirche // Kirche im Osten. Bd. 2. 1959; Goraïnoff I. Les fols en Christ dans la tradition orthodoxe. - Paris, 1983; Dagron G. L'homme sans honneur ou le saint scandaleux // Annales E.S. C., 45e année. - 1990. - №4;

38 Challis M., Dewey H. Bizantine Models for Russia's Literature of Divine Folly // Slavic and East European Journal. V.22. - 1978; Kallistos ofDiokleia. The Holy Fool as Prophet and Apostle // Sobornost'. - V. 6. - 1984; Rydèn L. The Holy Fool // The Byzantine Saint / Ed. S. Hackel. - London, 1981; Kazhdan A., Sherry L.F. The Tale of a Happy Fool: the Vita of St. Philaretos the Merciful (BHG. 1511z-1512b) //Byz. - V. 66. - 1996.

39 Behr-Sigel E. Les «Fous pour le Christ» et la «saintete laïque» dans l'ancienne Russie // Irenikon. - 1938. - № 15. -P. 554-564; Behr-Sigel E. La folie en Christ dans la Russie Ancienne // Mille ans de Christianisme russe. 988-1988. Actes du Colloque International de l'Université Paris - X. - Paris, 1989; Challis N.. Dewey H. Divine Folly in Old Kievlan Literature: the Tale of Isaac the Cave-Dweller // Slavic and East European Journal. - V.22. - 1978; Kobets S. The Russian Paradigm of Iurodstvo and Its Genesis in Novgorod // Russian Literature. V. 48. 2000: Hieromoine Lev. Une forme d'ascèse russe. La folie pour le Christ II Irènikon. - V. 2. - 1927; Pope R. W. Fools and Folly in Old Russia II Slavic Review. - V. 39. - 1980.

40 Bodin P.-A. Language, Canonization and Holy Foolishness. Studies in Postsoviet Russian Culture and the Orthodox Tradition. - Stockholm, 2009.

41 Gagliardi I. Giovanni Colombini e la «bridata de povari». Padre spirituali e fxglie devote a Siena alia fine del Trecendo // Annali dell' Institute storico italo-germanico in Trento. - V. 24. - 1988; Gagliardi I. Pazzi per Christo. Sants follia e mistica della Grace in Italia central (secoli XIII-XIV). - Siena, 1997; Peck G.T. The Fool of God. Jacopone di Todi. - Alabama, 1980; Luzzati Lagana F. Catechesi e spiritualité nella vita di s. Nilo di Rossano: Donne, ebrei e «santafollia» // Quaderni storici. N.S. - V. 93. - 1996. - №3.

42 Dois M. W. Majnun: The Madman in Medieval Islamic Society. Oxford, 1992; Hartmann R. As-Sulami's Risalat al-Malamatiya // Der Islam. Bd. 8. 1918; Meier F. Pen. Ha: Abu'l-Ila Afifi. Al-Malamatiyya. KAiro, 1945 \\ Oriens. V.I. 1948.

43 Thompson E. Russian Holly Fools and Shamanism // American Contribution to the VIII International Congress of Slavists. Columbus, 1978; Thompson E. Understanding Russia. The Holly Fool in Russian Culture. - Lanham, 1987.

44 Ingalls D. Cynics and Pasupatas. The seeking of Dishonor // Harvard Theological Review. V. 55. 1962;

45 Parsons E.C., Seals R.L. Clowns of the Pueblo and Mayo-Yaqui Indians // American Anthropologics!. - New Series. V, 36. 1934. - №4.

46 Morinis A. Sanctified madness: The God-intoxicated saints of Bengal // Social Science & Medicine. - Volume 21, Issue 2, 1985, pp. 211-220.

религиях47, тибетском буддизме48), в том числе написанные в сравнительном ключе49. В отдельные группы можно выделить работы, посвященные проблемам истории безумия и соотношения мудрости и безумия,50 -классическими работами в этой области являются «История безумия в

с 1 52

классическую эпоху» М.Фуко и «Безумие прежде и теперь» Ч. Ломброзо . Наконец, есть работы, в которых рассматривается соотношение юродства и

53

постмодернизма . Среди трудов зарубежных исследователей мы не нашли работ, которые бы давали комплексный анализ юродства как транскультурного феномена54.

Как мы уже упоминали, мы придерживаемся позиции, намеченной Вяч. Вс. Ивановым и четко обозначенной А.П. Забияко, и полагаем, что юродство должно пониматься не только в узком (как вид христианского подвижничества), но и в широком смысле, поскольку нам представляется очевидной типологическая связь между многочисленными примерами юродства, явленными в разных культурах. Наличие этих примеров, на наш взгляд, позволяет говорить о юродстве если не как об универсальном, то как минимум - о транскультурном феномене, т.е. феномене, выходящем за рамки какой-либо одной культурной традиции. Мы считаем, что приблизиться к пониманию сущности юродства, выявлению его характерных особенностей,

47 Strickmann М. Saintly Fools and Chinese Masters (Holy Fools) // Asia Major. 3rd Series. - 1994. - Vol. 7. - Part 1. -P. 35-57; Chen Hsiu-fen. Articulating «Chinese Madness»: A Review of the Modern Historiography of Madness in PreModern China // The 1st Annual Meeting, ASHM, IHP, Academia Sinica. - 2003. 4-8 November. - Department of History, National Chengchi University.

48 Ardussi J., Epstein L. The Saintly Madman in Tibet // Himalayan Anthropology: The Indo-Tibetan Interface / James F. Fischer. - The Hague, 1978.

49 Saward, John. Perfect Fools. Folly for Christ's Sake in Catholic and Orthodox Spirituality. - Oxford University Press, 1980. - 264 p.; Downing F.G. Cynics and Christian Origins. - Edinburgh, 1992; Kobets S. Foolishness in Christ: East vs. West // Canadian-American Slavic Studies. V. 34. №3. 2000; Lazarova N. Holy Fools in an Age of Hesychasm: A Comparison Between Byzantine and Bulgarioan Vitae // Scripta et E-scripta. V. 2. 2004; Feuerstein G. Holy Madness: The Shock Tactics and Radical Teachings of Crazy-Wise Adepts, Holy Fools, and Rascal Gurus. - New York, 1990; Feuerstein G. Holy Madness // Yoga Journal. - 1991. May-June. - P. 69-70; Feuerstein G. Holy Madness: The Outer Limits of Religion and Morality. - Paragon House, 1991.

50 Doran, John. The Histoiy of Court Fools. - 1858; Klapp O.E. The fool as a social type // The American Journal of Sociology. - 1949. - Vol. 55. -N. 2; Otto, Beatrice K. Fools Are Everywhere: The Court Jester around the world. -Cornell University Library, 2009. - 414 pp.; Screech M.A. Ecstasy and the Praise of Folly. - London, 1980.

51 ФукоМ. История безумия в классическую эпоху. - СПб.: Унив. Книга; Рудомино, 1997.

52 Ломброзо Ч. Безумие прежде и теперь. - Одесса: Н. Лейненберг, 1897.

53 Phan Р. С. The Wisdom of Holy Fools in Postmodernity // Theological Studies. V. 62. 2001.

54 Однако к этому приближается работа вышеупомянутая работа Георга Ферштейна «Святое безумие» (.Feuerstein G. Holy Madness...).

психологических основ и причин можно только исследуя феномен юродства комплексно и в разных его проявлениях, т.е. в его транскультурном измерении. В данной работе мы попытаемся теоретически и практически обосновать эту точку зрения.

Объектом данной работы является феномен юродства.

Предметом работы является транскультурное измерение феномена юродства.

Цель данной работы - осуществление целостной характеристики юродства как транскультурного феномена.

В задачи данного исследования входит:

1) обосновать используемый в работе терминологический аппарат и, в частности, применение термина «транскультурный» в отношении юродства;

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Воронкова, Евгения Андреевна, 2011 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Источники:

1 Ас-Саррадж Абу Наср. Китаб ал-лума фи-т-тасаввуф (Самое блистательное в суфизме) // Хрестоматия по исламу. 2006. http://teologia.ru (23.09.2007).

2 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество. - 2002. - 1240 с.

3 Божественный сумасброд. Жизнеописание и песни Друкпы Кюнле. - СПб.: Издательство «Алмазный путь», 2000. - 232 с.

4 Гун Мин-чжи. То, что слышал о Центральном У // Нефритовая роса. Из китайских сборников бицзи X-XIII веков. - Спб.: Азбука, 2000. - 190 с.

5 Дао дэ цзин. Книга пути и благодати. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 400 с.

6 Диоген Лаэртий. О жизни учениях и изречениях знаменитых философов / Общая ред. и вступительная статья А.Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1979. - 620 с.

7 Джемс У. Многообразие религиозного опыта. - М.: Наука, 1993. - 406 с.

8 Житие святого Андрея, Христа ради юродивого // Библиотека Якова Кротова [Офиц. сайт]. 2005. http://www.krotov.info (13.05.2005).

9 Житие Михаила Клопского, Христа ради юродивого // История литературы Древней Руси (электронно-методический комплекс). 2002. http://link.link.ru (23.04.2005).

10 Житие протопопа Аввакума (отрывки) / Подготовка текста А.Н. Робинсона // Изборник: Повести Древней Руси / Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко; Вступит. Статья Д. Лихачева. -М.: Худож. лит., 1987. - С. 357-383.

11 Жития святых, чтимых Православной Церковью / Сост. свят. Филарет, архиепископ Черниговский. - Изд. Сретенского монастыря, 2000. - 490 с.

12 И-цзин: Книга Перемен. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006. - 640 с.

13 Инь Юнь. Короткие рассказы // Великая Стена [Офиц. сайт]. 2006. http://china.worlds.ru (10.11.2005).

14 Какуан. Десять быков // Кости и плоть дзэн. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 400 с.

15 Конфуций. Луньюй. Изречения. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 464 с.

16 Кун, Цзе. Восемь последовательностей Люй Дунбиня. - Орел: ИНБИ, 2003. -112 с.

17 Мумонкан. Дверь без двери // Кости и плоть дзэн. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. -400 с.

18 Повесть о боярыне Морозовой и о трех исповедницах слово плачевное протопопа Аввакума // Древлеправославие [Офиц. сайт]. 2007. http://drevlepravoslavie.narod.ru (14.05.2008).

19 Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1986. - 543 с.

20 Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев / Сост. Ю.А. Лимонов. -Л.: Лениздат, 1991.-719 с.

21 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1996. - 352 с.

22 Святой Франциск Ассизский. Жизнеописание // Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. - Самара: «Агни». - 1998. - 340 с.

23 Святые лики. Уникальная коллекция виртуальных икон, собранная иеромонахом Тихоном (Б.Л. Козушиным) - Т. 1,2. (CD-диск)

24 Стенограмма аудиозаписи беседы с Д.И. Мешковым (17.03.2006 -19.03.2006 г.).

25 Стенограмма аудиозаписи беседы с Д.И. Мешковым (26.06.2008 г.).

26 Стенограмма аудиозаписи беседы с Л.И. Борисовой (6.10.2005 г.).

27 Стенограмма аудиозаписи беседы с Л. Веховой (26.06.2008 г.).

28 Сто одна история дзэн // Кости и плоть дзэн. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 400 с.

29 Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). - М., 2001. - Т. 1. - С. 177-178.

30 Сыма Цянь. Исторические записки («Шицзи»), - М., 1996. - Т. 7. - С. 330.

31 Теттеки Тосуи. Железная флейта // Кости и плоть дзэн. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 400 с.

32 Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Избранные сочинения. - М.: УМК «Психология», 2001. - 356 с.

33 Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 288с.

34 Фрейд 3. Тотем и табу. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 256 с.

35 Фромм Э. Догмат о Христе. - М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-416 с.

36 Фромм Э. Здоровое общество // Фромм Э. Мужчина и женщина. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 512 с.

37 Фромм Э. Мужчина и женщина. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. -512 с.

38 Хань шу. И вэнь чжи (История [Ранней] Хань. Описание классических [книг и прочей] литературы) / Сост. Бань Гу. Коммент. Янь Ши-гу. Шанхай: Шанъу, 1955.

39 Хуайнань-цзы / Перевод Л.А. Померанцевой // Сайт «Джаганнат» http://www.jagannath.ru/users_files/books/Huainan-tczy.txt (28.09.2011).

40 Чжуан-цзы: Даосские каноны /Перевод, вступит, статья, коммент. В.В. Малявина. - М.: Астрель: ACT, 2004. - 432 с.

41 Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Мн.: Харвест, 2004. - 400 с.

42 Юнг К.Г. Практика психотерапии. - М.: «ACT»; СПб.: «Университетская книга», 1998. -416 с.

43 Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», «Канон+», 1998. - 400 с.

44 Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997. - 1054 с.

Литература:

45 Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993. - С. 341-345.

46 Аверинцев С. Культура Византии. IV - первая половина VII вв. - М., 1984. -С. 288.

47 Александровский Ю.А. Одержимый дьяволом - блаженный - больной.

Норма и безумие. Талант, творчество и психическое расстройство // Глазами

181

психиатра / Ю. А. Александровский. - М., 1985. - С. 7-19, 83-93; 165-181.

48 Аниховский С.Э., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан Т.А. «Маньчжурский клин»: история, народы, религии / под общ. ред. А.П. Забияко. -Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. - 315 с.

49 Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России / Отв. ред. C.B. Чешко. - М., 2000. - 365 с.

50 Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая: Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы / вступит, статья, перевод и комментарии Л.Д. Позднеевой. - М.: Наука, 1967.-484 с.

51 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543с.

52 Башарин П.В. Выразить невыразимое (шатхи как модель парадоксального мышления) // Религиоведение. - 2011. - №3. - С. 34-45.

53 Беленсон Е. О подвиге юродства // Путь. - 1927. - №8.

54 Белов А. Христа ради юродивые // Наука и религия. - 1984. - №6.

55 Белодуров Г. Юродство Христа ради // Азы православия. 2004. http://www.vernost.ru (10.11.2005).

56 Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии / Пер. Ю.С. Терентъева // Антология исследований культуры. - СПб.: Университетская книга, 1997. -Т.1.-С. 509-518.

57 Блаженные Санкт-Петербурга: От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской. - СПб.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; «Воскресение», 2007. - 448 с.

58 Большой толковый словарь русского языка / Сост. С.А. Кузнецов. - Спб.: «Норинт», 1998. - 1536 с.

59 Бондаренко О.Ю. Антиномия «мудрость - безумие» в контркультуре США 1950-1960-х гг.: диссертация... кандидата культурологии: 24.00.001 / Бондаренко Ольга Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - М., 2009. - 181 с.

60 Большая советская энциклопедия. Второе издание. Т. 33. - М., 1955. - С. 524;

182

Т. 43.-М., 1956.-С. 115.

61 Будовниц И.У. Юродивые Древней Руси // Вопросы истории религии и атеизма. Т. 12. - М., 1964.

62 Бухарев И. Жития всех святых. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005. - 816 с.

63 Васильев JI.C. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2001. - 488 с.

64 Васильков Я.В. От шаманизма к йоге: что произошло в «осевой период»? // Материалы научного семинара «Восток: философия, религия, культура» // Санкт-Петербургский государственный университет [Офиц. сайт]. 2005. http://www.spbu.ru (27.10.2005).

65 Воронкова Е.А. Амурский старообрядец Д.И. Мешков: штрихи к речевому портрету // Языковой портрет Приамурья. Монография / Под ред. JI.M. Шипановской. - Благовещенск: Издательство Амурского гос. ун-та, 2011.-С. 75-90.

66 Воронкова Е.А., Пратына Д.А. Добровольное безумие как универсальный культурно-исторический феномен: юродство и кинизм // Подготовка специалистов социальной сферы. Студенческий выпуск. Сборник статей. -Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. - С. 40-48.

67 Воронкова Е.А. Примеры юродства в даосизме // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: от конфронтации к сотрудничеству. Вып. 8. Благовещенск, 2009. - С. 380-387.

68 Воронкова Е.А. «Святые безумцы Поднебесной»: общая характеристика китайского юродства // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Русские и китайцы: региональные проблемы этнокультурного взаимодействия. Вып. 9. Сборник материалов международной научно-практической конференции / Под ред. А.П. Забияко. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2010. - С. 35-46.

69 Воронкова Е.А. Чань-буддизм как китайский вариант юродства // Россия и

Китай на дальневосточных рубежах: от конфронтации к сотрудничеству.

183

Вып. 8. Благовещенск, 2009. - С. 224-231.

70 Воронкова Е.А. Юродство; взгляд изнутри (анализ мировосприятия современного юродивого). Статья 1 // Религиоведение. - 2011. - №2. - С. 94-105.

71 Воскресенский Д.Н. Литературный мир средневекового Китая: китайская классическая проза на байхуа: Собрание трудов. - М., 2006. - С. 249-259.

72 Воскресенский Д.Н. «Странные люди» (цижэнь) и роль индивидуальности в китайской литературе XVI-XVIII вв. // Труды межвузовской науч. конференции по истории литератур зарубежного Востока. - М., 1970. - С. 241-249.

73 Высоцкая Н. Транскультура или культура в трансе?// Вопросы литературы. -2004. - №2. - С. 15.

74 Гаврилов Д.А. Трикстер в период социо-культурных преобразований: Диоген, Уленшпигель, Насреддин // Experimentum-2005. Сборник научных статей философского ф-та МГУ / Под ред. E.H. Мощелкова. - М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2006. - С. 166-178.

75 Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. -Н.Новгород: Медкнига; Изд-во НГМД, 1998. - 128 с.

76 Гиляровский В.А. Учение о галлюцинациях. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2003. - 240 с.

77 Гладкова О.В. Агиографический канон и «западная тема» в «Житии Исидора Твердислова, Ростовского юродивого» // Древняя Русь. - 2001. - №4. - С. 80-88.

78 Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике // «Типикон. Ру» [Официальный сайт]. 2005. http://www.coramdeo.ru (13.04.2005).

79 Гончаров А.И. Энтелехия юродства в «Слове» Даниила Заточника // Вестник ВГУ. - 2004.-№1,-С. 92-101.

80 Грушко Е.А., Медведев Е.М. Русские легенды и предания. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 672 с.

81 Давыдова Н.В. Царь Иван и Покровский храм: Читаем послания Ивана Грозного и «Житие Василия Блаженного». - М.: МИРОС, 1994. - 192 с.

82 Дугин А.Г. Бытие и безумие // Философия Традиционализма. - М.:

184

Арктогея-Центр, 2002. - 624 с.

83 Духовный опыт Китая /сост., пер. и коммент. В.В. Малявина. - М.: Астрель: ACT, 2006. - 397с.

84 Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. - Спб.: «Орис», 1994. -336 с.

85 Живов В.М. Рецензия на книгу A.C. Иванова «Византийское юродство между Западом и Востоком» // НТВ [Офиц. сайт]. 2003. http://www.ntv.ru (10.11.2005).

86 Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. - М.: «Гнозис», 1994. - 112 с.

87 Журавель О.Д. К изучению топики старообрядческой литературы: ситуация «отшествие на безмолвие» // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всероссийской научной конференции Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. -Новосибирск, 1999. - С. 74-84.

88 Забияко A.A. Литературное кликушество: драма женской души и форма этнорелигиозной идентификации // Религиоведение. - 2010. - №1. - С. 157-166.

89 Забияко A.A. Юродство как форма литературного поведения // Религиоведение. - 2008. - №2. - С. 160-177.

90 Забияко А.П. Категория святости: Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. - М.: Московский учебник. - 2000,1998. - 207с.

91 Забияко А.П. Антиномии русского сознания: мудрость и безумие // Литературная учеба. - 1999. -№1,2,3. - С.139-157.

92 Забияко А.П. Юродивый // Энциклопедия религий. - М., 2008. - С. 1467.

93 Зеньковский В.В. История русской философии // Философия от античности до современности (CD-ROM). - М.: издательство «Директмедиа Паблишинг», 2003.

94 Зеньковский С.А. Русское сарообрядчество. В двух томах / Сост. Г.М. Прохоров. Общ. ред. В.В. Нехотина. - М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. - 688 с.

95 Зинин C.B. Протест и пророчество в традиционном Китае: жанр яо с древности до XVII в. н.э. - М., 1997. - 228 с.

96 Иванов Вяч. Вс. Загадка юродства (вместо послесловия) // Иванов С.А. Византийское юродство. - М.: Международные отношения, 1994. - С. 221-224.

97 Иванов С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 448 с.

98 Иванов С.А. Византийское юродство. - М.: Междунар. отношения, 1994. -240 с.

99 Иванов С.А. Византийское юродство между Западом и Востоком: Опыт исторической характеристики (избранное) // НТВ [Офиц. сайт]. 2003. http://www.ntv.ru (10.11.2005).

100 Иванов С.А. Житие Прокопия Вятского. Editio Princeps // Florilegium. К 60-летию Б.Н. Флори. - М., 2000.

101 Ильин И.А. Свобода духа в России. Простецы по природе и юродивые во Христе // Собрание сочинений в 10 тт. Т.6., Кн.З. - М.: Русская книга, 1997. - 560 с.

102 История этических учений: учебник / под ред. A.A. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.

103 Капустин С.А. Теории нормальной и аномальной личности в классических направлениях психотерапии: проблема интерпретации. - М.: УМК «Психология», 2000. - 96 с.

104 Каффарель А. Черная Мимуна // Католический портал - 2002. http://www.catholic.ru (20.10.2002).

105 Кибальник С. О методологии петербургской школы «феноменологии культуры» // Звезда. - 2008. - №2.

106 Кисиль В.Я. Галерея античных философов: В 2-х т.: Т.1 / В.Я. Кисиль, В.В. Рибери. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 576 с.

107 Китайская философия. Энциклопедический словарь / Под ред. М.Л.Титаренко. -М.: Мысль, 1994. - 574 с.

108 Клибанов И.А. Юродство как феномен русской средневековой культуры //

186

Диспут. - 1992. -№1. (январь-май).

109 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. - М.: Астрель, 2003. - 395 с.

110 Кобзев А.И. Ли Чжи // Духовная культура Китая: энциклопедия: В 5 т. -М., 2006.- Т. 1. С. 10-315.

111 Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви. Исторический очерк и жития сиих подвижников благочестия. -М., 1902. - 183 с.

112 Колесникова B.C. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. - 589 с.

113 Корж A.A. О красоте духовной в аскезе юродства // Клуб практической философии «Честь и свет» [Официальный сайт]. 2006. http://www.chestisvet.ru (25.06.2006).

114 Корсаков С.С. Общая психопатология. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.-480 с.

115 Красников А.Н. Методология классического религиоведения. -Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение», 2004. - 148 с.

116 Кроль Ю.Л. О любви Сыма Цяня к необычному // Тринадцатая науч. конференция «Общество и государство в Китае». - М., 1982. - Т. 1. - С. 74-84.

117 Кузнецов А. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. - Спб., 1913; репринт М., 2000. - 232 с.

118 Кузнецов А. Святые блаженные Василий и Иоанн Христа ради юродивые Московские. -М., 1910.

119 Лавров A.C. Колдовство и религия в России: 1700-1740 гг. - М.: Древлехранилище, 2000 // Упельсинкина страница [Официальный сайт]. 2003. http:// www.upelsinka.com (11.11.2005).

120 Лавров A.C. Юродивые. Азы православия. 2004. http://www.vernost.ru (10.11.2005).

121 Лавров A.C. Юродство и «регулярное государство» (конец XVII - первая половина XVIII в.) // ТОДРЛ. - Т.52. - 2001.

187

122 Лавров В. Юродивые, прорицатели и другие // Москва. - 1988. - №3. -С. 163-166.

123 Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 224 с.

124 Лисевич И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня (юэфу конца III в. до н.э. - начала III в. н.э.). - М., 1969.

125 Лихачев Д.С. Избранные работы в Зтт. Т.2 Великое наследие; Смех в древней Руси. - Л.: Худож. лит., 1987. - 496 с.

126 Лоевская М.М. Трансформация агиографического жанра в старообрядческих житиях XVII в. // Вестник Московского университета. - Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2003. - N 1. - С. 112-120.

127 Ломброзо Ч. Безумие прежде и теперь. - Одесса: Н. Лейненберг, 1897. - 43 с.

128 Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными / Перевод с итал. Е. Тетюшиновой. - СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1892.-248 с.

129 Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство, 2001. - 704с.

130 Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси // Вопросы литературы. - 1977. - № 3. - С. 148-167.

131 Любарский Я.Н. Царь-мим // Византия и Русь. - М., 1989.

132 Мазаев С.А. Гений и злодейство // Богослов.ру [Официальный сайт]. http://www.bogoslov.ru (3.04.2009 г.).

133 Маленьких С.И. Попытка юродства как одна из стратегий современной культуры // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. - СПб., 2001.

134 Малофеев H.H. Юродство о Христе // Спец. образование в России и за рубежом. 2004. http://www.vernost.ru (10.11.2005).

135 Малявин В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. - М., 1997. - С. 8-53.

136 Малявин В.В. Мудрость «безумных речей». О духовном наследии Чжуан-

цзы // Чжуан-цзы: Даосские каноны / Перевод, вступит, статья, коммент.

188

B.B. Малявина. - M.: Астрель: ACT, 2004. - 432 с.

137 Маслов A.A. Лучшие притчи Дзэн: обычные истории о людях необычайных. - М., 2009.

138 Маслов A.A. Письмена на воде. Первые наставник Чань в Китае. - М., 2000.

139 Маслов A.A. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. - М., 2003. - С. 222-227.

140 Маслов A.A. Формирование традиции «сакрального экстаза» в Китае // Социально-гуманитарное и политологическое образование [Офиц. сайт]. 2007. http://www.humanities.edu.ru (10.04.2008).

141 Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни / Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. - М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1997. - С. 5-62.

142 Меня раздело Евангелие // Юродивые Христа ради. [Религиоведческий портал]. 2004. http://jurodstvo.upelsinka.com (11.11.2005).

143 Митина Е.В. Категория мудрости в древнерусском религиозном сознании: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Митина Елена Викторовна. - Москва, 2001. - 149 с.

144 Митропольский Н. Юродивая Домна Карповна. О подвиге юродства вообще. - М.: Захаров, 1897. - 20 с.

145 Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. / Под ред. С.А. Токарева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -Т.1.-671 с.

146 Михайлов Т.М. Шаманство у бурят и эвенков // Очерки истории культуры Бурятии. Т.1. / СО АН СССР. - Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1972.-490 с.

147 Михайлова Т.А. Ирландское предание о Суибне Безумном, или взгляд из XII века в VII. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 424 с.

148 Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм: Западный и восточный пути к сердцу. - Томск, «Водолей», 1993. - 112 с.

149 Молдован A.M. «Житие Андрея Юродивого» в славянской письменности.

- М.: «Азбуковник» (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН),

189

2000. - 760 с.

150 Мотеюнайте И.В. Восприятие юродства русской литературой XIX-XX вв. - Псков, 2006. - 304 с.

151 Мяло К.Г. Под знаменем бунта. - М., Молодая гвардия, 1985. - С. 121-122.

152 Назаров В.Н. Юродство. 2003. http://jurodstvo.upelsmka.com (11.11.2005).

153 Наумов P.A. Юродивые Христа ради // Верность. Воскресенское православное братство [Официальный сайт], http://www.vernost.ru/jurodivyj.htm (11.11.2005).

154 Нахов И.М. Философия кинизма / отв. ред. д.ф.н. М.Ф. Овсянников. - М.: Наука, 1982.-224 с.

155 Недоспасова Т.А. Русское юродство XI-XVI вв. - М., 1997. - 128 с.

156 Нурбахш Д. Женщины-суфии // Суфизм [Офиц. сайт] - 2007. http://sufism.ru (16.09.2007).

157 Ответ на три вопроса // Ингушетия.ги [Офиц. сайт] - 2007. http://www.ingushetiya.ru (15.09.2007).

158 Очерки по истории русской святости / Иеромонах Иоанн (Кологривов) -Брюссель: «Жизнь с Богом», 1961. - 417 с.

159 Панченко A.M. Смех как зрелище // Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л.: Наука, 1984. - С. 72-153.

160 Переломов Л.С. Конфуций. «Лунь юй». - М.: Восточная литература, 2001.

161 Подвиг юродства / Составитель священник Иоанн Ковалевский. - М.: «Лепта», 2000. - 381 с.

162 Поспелов И. (протоиерей). Жизнь и чудеса блаженного Симона, Христа ради юрьевецкого чудотворца. - М.: Издательство Православного Прихода Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2000. - 64 с.

163 Прохоров К. «Монашествующие» и Христа ради юродивые в русском баптизме. Часть 1 / Доклад на конференции Конференция «105 лет легализации русского баптизма» (10 апреля 2011 г.) // Портал Credo.ru (10.10.2011 г.).

164 Прыжов И.Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков.

Авторецензия // Прыжов И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества

190

на Руси. - М.: ТЕРРА, Книжная лавка, 1997. - 240 с.

165 Прыжов И.Г. Двадцать шесть московских пророков, юродивых, дур и дураков // Прыжов И.Г. Нищие и юродивые на Руси. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008. - 256 с.

166 Прыжов И.Г. Нищие и юродивые на Руси. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008. - 256 с.

167 Прыжов И.Г. Нищие на Святой Руси // Прыжов И.Г. Нищие и юродивые на Руси. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008. - С. 11-132.

168 Прыжов И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. - М.: ТЕРРА, Книжная лавка, 1997. - 240 с.

169 Прыжов И.Г. Русские кликуши // Прыжов И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. - М.: ТЕРРА, Книжная лавка, 1997. - 240 с.

170 Прыжов И.Г. Сказания о кончине и погребении московских юродивых. -М., 1862.

171 Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000. - 304 с.

172 Религиоведение / Энциклопедический словарь. - М.:, Академический проект, 2006. - 1256 с.

173 Рифтин Б.Л. Восемь бессмертных // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т.-М., 2003.-Т. 1.-С. 247.

174 Ростова H.H. Человек обратной перспективы: философско-антропологическое исследование феномена юродства Христа ради: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.13 / Ростова Наталья Николаевна - Москва, 2008. - 193 е.:

175 Руднев В. П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.

176 Русские юродивые и блаженные / Сост. Наталья Рубина и Андрей Северский. - Челябинск: Аркаим, 2003. - 360 с.

177 Рябинин Ю.В. Русское юродство. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 384 с.

178 Святой Франциск Ассизский. Жизнеописание // Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. - Самара: «Агни». - 1998. - 340 с.

191

179 Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. - М., 1987.

180 Синявский А.Д. Иван-Дурак: очерк русской народной веры. - М.: Аграф, 2001.-464 с.

181 Сироткина И.Е. Гений и безумие: из истории идеи // Психологический журнал.-2000.-Т. 21, № 1.-С. 116-124.

182 Скобцова Е. О юродивых // Вестник русского студенческого христианского движения. - Париж, 1930. - № 8-9.

183 Сладкопевцев П.М. О святых юродивых Христа ради // Духовная беседа. -СПб., 1860.

184 Служевская И. Последний юродивый / Слово. - 1991. - №10.

185 Снеженевский A.B. Общая психопатология. Курс лекций. - М.: Медпресс-информ, 2001.-208 с.

186 Соколов-Ремизов С.Н. «Куанцао» - «дикая скоропись» Чжан Сюя // Сад одного цветка. -М., 1999. - С. 172-173.

187 Суфийские рассказы // АССАЛАМ. - №22 (275). - ноябрь 2006. http://www.assalam.ru (30.11.2006).

188 Тальберг Н. Святая Русь. - Париж, 1929. - Джорданвилль, 1964. - 25 с.

189 Тареев М.М. Молитва. Пост. Христианское юродство / Христианское мировоззрение // Основы христианства. Т.З. - Сергиев Посад, 1908. - 318 с.

190 Тихомиров Е. Юродивые Христа ради и их благотворная для общества деятельность // Душеполезное чтение. - 1884. - Сентябрь. - Т.З. - С. 98-114.

191 Тлостанова М.В. Постсоветская литература и эстетика транскультурации. -М.: УРСС., 2004. - С. 309.

192 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.И. Ушакова. - Т. 3. -М., 2000. - С. 534.

193 Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. - М., 1992.

194 Толстой И.И. Русское юродство как форма святости // Folclor, Sacrum, Religio / Ed. J. Barminskiego, M. Jasinskiej-Wojtkowskiej. - Lublin, 1995.

195 Топоров В.H. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1.

192

Первый век христианства на Руси. - М.: «Гнозис», 1995. - 875 с.

196 Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев) [Официальный сайт]. 2005. Режим доступа: http://www.psylib.org.ua (дата обращения: 24.04.2007).

197 Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев) [Официальный сайт]. 2005. http://psylib.org.ua (23.04.2007).

198 Торчинов Е.А. Религиозная доктрина даосизма: учение о бессмертии и путях его обретения // Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). - Спб.: «Петербургское Востоковедение», 1994. - 346 с.

199 Тугутов И.Е. Контроль над шаманом (из рукописи «Полевые этнографические записки 1964 года: Папка 3») // Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты (материалы международного научного симпозиума 20-26 июня, Улан-Удэ) / СО РАН БНЦ БИОН. - Улан-Удэ, 1996. - 157 с.

200 Угринович Д.М. Психология и религия. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

201 Успенский Б.А. Антиповедение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия. - М., 1985. - С. 326-336.

202 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. - Т.4 (Т-Ящур) / М. Фасмер; Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. - 2-е изд., стер. - М.: Прогресс, 1987.-864 с.

203 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - Спб.: Сатисъ, 2004. - 302 с.

204 Филонов C.B. Социально-политическая проблематика «Даодэцзина» // Врата в сокровенное. 2007. sfilonov@amursu.ru (20.05.2008).

205 Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Перев. И. К. Стаф; Отв. ред. В.П. Гайдамака. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.

206 Хисматулин A.A. Суфизм. - Спб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. - 272 с.

207 Христианство. Энциклопедия в Зт. - Т.З. - С. 286-287.

208 Чудаки, шуты и пройдохи Поднебесной: Притчи и анекдоты / Пер. с кит. А. Воскресенского. - М.: Издательство «Гудьял-Пресс», 1999. - 208 с.

209 Шах Идрис. Мудрость идиотов. Подвиги несравненного Муллы Насреддина // Нумен [Офиц. сайт]. 2006. http://www.numen.ru (12.11.2007).

210 Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Международный институт Ноосферы [Официальный сайт]. 2004. technofengshui@yahoo.com (12.12.2006).

211 Шувалов A.B. Святые или больные? Юродство как психопатологический феномен // Независимый психиатрический журнал. - 1995. - № 1. - С. 34-38.

212 Экземплярский В.И. Христианское юродство и христианская сила. К вопросу о смысле жизни. - Киев: Изд-во журнала «Христианская мысль», 1916.-56 с.

213 Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза // http://www.tns-counter.ru

214 Эпштейн М., Бери Э. Транскультурные эксперименты: российская и американская модели творческой коммуникации. - Нью-Йорк, 1999. - С. 97.

215 Эпштейн М. Говорить на языке всех культур // Наука и жизнь. - 1990. -№1. - С. 100-103.

216 Эпштейн М. Новый вид свободы - транскультура // http://veer.info/59/epstJra.html (13.09.2011).

217 Эпштейн М.Н. Транскультура: между глобализмом и многокультурием / М.Н Эпштейн // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна. - СПб.: Алетейя, 2003.

218 Юдин A.B. Русская народная духовная культура. - М.: Высшая Школа, 1999.-334 с.

219 Юдин Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии. - М.: Госмедиздат, 1951.-480 с.

220 Юрганов А.Л. Нелепое ничто или над чем смеялись святые Древней Руси?

194

// Каравашкин A.B., Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. - М., 2003.

221 Юрганов А.Л. Убить беса. Путь от средневековья к Новому времени. - М.: РГГУ, 2006.-433 с.

222 Юрков С.Е. Антиповедение под знаком экстраординарности: масонство, чудачество // Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало XX вв.). - СПб., 2003. - С. 115-130.

223 Юрков С.Е. Православное юродство как антиповедение // Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало XX вв.). - СПб., 2003.-С. 52-69.

224 Янгулова Л.В. Институционализация психиатрии в России: генеалогия практик освидетельствования и испытания «Безумия» (Конец XVII - XIX вв.): Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 Москва, 2004. - 195 с. РГБ ОД, 61:04-22/218

225 Янгулова Л.В. Юродивые и умалишенные: генеалогия инкарцерации в России // Библиотека Якова Кротова [Офиц. сайт]. 2005. http://www.krotov.info (13.05.2005).

226 Янчевская К.А. Юродство в русской литературе второй половины XIX в. : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Барнаул, 2004. - 195 с.

227 Ярмахова Е.А. Лингвокультурный типаж «английский чудак» // Дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19 Волгоград, 2005. - 191 с.

228 Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - М.: Лань, 1999.-524 с.

229 Agren Н. The Conceptual History of Psychiatric Terms in Traditional Chinese Medicine // Li Guohao et al. eds., Explorations in the History of Science and Technology in China. - Shanghai, 1982. - P. 574.

230 Alexander-Frizer T. The Pious Sinner. - Tübingen, 1991.

231 Argussi J., Epstein L. The Saintly Madman in Tibet // Himalayan Anthropology. The Indo-Tibetan Interface. - Paris, 1978. - P. 27-338.

195

232 Bausani A. Note sul «Pazzo sacro» nell' Islam // Studi e materiali di storia della religioni. - V.29.- 1958.

233 Behr-Sigel E. Les «Fous pour le Christ» et la «saintete laïque» dans l'ancienne Russie // Irenikon. - 1938. - №15. - P. 554-564.

234 Behr-Sigel E. La folie en Christ dans la Russie Ancienne // Mille ans de Christianisme russe. 988-1988. Actes du Colloque International de l'Université Paris -X. - Paris, 1989.

235 Bell D. The Sensibility in the 60s // The Cultural Contradictions of Capitalism. -NY, 1996.-P. 120-146.

236 Besancon Spencer A. The Wise Fool (And The Foolish Wise) // Novum Testamentum. - V. 23. - №4. - 1981.

237 Birnbaum H. The World of Laugher, Play and Carnival: Facets of the Sub- and Counterculture in Old Rus // Birnbaum H. Aspects of the Slavic Middle Ages and Slavic renaissance Culture. - New York, 1991.

238 Bodin P.-A. Language, Canonization and Holy Foolishness. Studies in Postsoviet Russian Culture and the Orthodox Tradition. - Stockholm, 2009. - P. 191.

239 Brown P. Society and the Holy in Late Antiquity. - California Press, 1982. -P. 103-152.

240 Challis N., Dewey H. Bizantine Models for Russia's Literature of Divine Folly // Slavic and East European Journal. - V.22. - 1978.

241 Challis N., Dewey H. Divine Folly in Old Kievlan Literature: the Tale of Isaac the Cave-Dweller // Slavic and East European Journal. - V.22. - 1978.

242 Chen Hsiu-fen. Articulating «Chinese Madness»: A Review of the Modern Historiography of Madness in Pre-Modern China // The 1st Annual Meeting, ASHM, IHP, Academia Sinica. - 2003. - 4-8 November. - Department of History, National Chengchi University.

243 Chen Hsiu-fen. Medicine, society, and the making of madness in imperial China. Ph.D. thesis. -School of Oriental and African Studies, University of London. -U.K., 2003.

244 Chiu M. Li. Insanity in imperial China: A legal case study. - Harvard University,

196

1981.-P. 76.

245 Chiu M. Li. Mind, Body, and Illness in a Chinese Medical Tradition. PhD diss. -Harvard University, 1986. - P. 25-27.

246 Lin Tsung Yi, The shaping of Chinese psychiatry in the context of politics and public health // Lin Tsung Yi & Eisenberg eds., Mental Health Planning for One Billion People: A Chinese Perspective. - P. 3-4.

247 Dagron G. L'homme sans honneur ou le saint scandaleux // Annales E.S. C., 45e année.- 1990.-№4.

248 Davis E.L. Society and The Supernatural in Sung China. - University of California, Berkeley, 1994. - P. 87-152.

249 De Certeau M. Le silence de l'Absolu. Folles et fous de Dieu // Reserchers de science religieuse. V.67. - 1979.

250 Dix K.S. Madness in Russia, 1775-1864: Official Attitudes and Institutions for Its Care. - University of Los Angeles, PhD Diss. - 1972.

251 Dois M.W. Majnun: The Madman in Medieval Islamic Society. - Oxford, 1992.

252 Doran, John. The History of Court Fools. - London : Richard Bentley, 1858.

253 Downing F.G. Cynics and Christian Origins. - Edinburgh, 1992.

254 Epstein, Mikhail. Culture - Culturology - Transculture // Epstein, Mikhail. After the Future: The Paradoxes of Postmodernism and Contemporary Russian Culture. - Amherst: The University of Massachusetts Press, 1995. - P. 280-306.

255 Feuerstein G. Holy Madness // Yoga Journal. - 1991. May-June. - P. 69-70.

256 Feuerstein G. Holy Madness: The Outer Limits of Religion and Morality. -Paragon House, 1991.

257 Feuerstein G. Holy Madness: The Shock Tactics and Radical Teachings of Crazy-Wise Adepts, Holy Fools, and Rascal Gurus. - New York, 1990.

258 Gagliardi I. Giovanni Colombini e la «bridata de povari». Padre spirituali e figlie devote a Siena alia fine del Trecendo // Annali dell' Instituto storico italo-germanico in Trento. - V. 24. - 1988.

259 Gagliardi I. Pazzi per Christo. Sants follia e mistica della Groce in Italia central (secoli XIII-XIV). - Siena, 1997.

260 Gorainoff I. Les fols en Christ dans la tradition orthodoxe. - Paris, 1983.

261 Hartmann R. As-Sulami's Risalat al-Malamatiya // Der Islam. -Bd. 8. - 1918.

262 Hauptmann P. Die «Narren um Christi Willen» in der Ostkirche // Kirche im Osten.-Bd. 2.-1959.

263 Hidemi, Ishida. Body and mind: the Chinese perspective // Levia Kohn ed. Taoist Meditation and Longevity Techniques, Ann Arbor: Center for Chinese Studies. -P. 41-71.

264 Hieromoine Lev. Une forme d'ascese russe. La folie pour le Christ // Irenikon. -V. 2. - 1927.

265 Hofstra, Jan. Leontius von Neapolis und Symeon der heilige Narr, ein Pastor als Hagiograph. - Groningen, 2008. -394 s.

266Holek F. Some Observations on the Motives and Purposes of Ascetism in Ancient India // Asiatische Studien. - Bd. 23. -1969.

267 Horden P. Responses of Posession and Insanity in the Earlier Byzantine World // Social History of Medicine. - V. 7. - 1993.

268 Ingalls A. Cynics and Pasupatas. The seeking of Dishonor // Harvard Theological Review.-V. 55.- 1962.

269 Kaiser W. Praisers of Folly. - Cambridge, 1963.

270 Kallistos of Diokleia. The Holy Fool as Prophet and Apostle // Sobornost'. -V. 6. -1984.

271 Kao J.J. Three Millennia of Chinese Psychiatry. - New York, 1979. - P. 2.

272 Kazhdan A., Sherry L.F. The Tale of a Happy Fool: the Vita of St. Philaretos the Merciful (BHG. 151 lz-1512b) //Byz. - V. 66. -1996.

273 Klapp O.E. The fool as a social type // The American Journal of Sociology. -1949.-Vol. 55.-N. 2.

274 Kobets S. Foolishness in Christ: East vs. West // Canadian-American Slavic Studies. -V. 34. -№3. -2000.

275 Kobets S. The Russian Paradigm of Iurodstvo and Its Genesis in Novgorod // Russian Literature. -V. 48. - 2000.

276 Krueger D. Symeon the Holy Fool. Leontius' Life and the Late Antique City. -

198

Berkeley, 1996.

277Lazarova N. Holy Fools in an Age of Hesychasm: A Comparison Betwee Byzantine and Bulgarioan Vitae // Scripta et E-scripta. -V. 2. - 2004.

278 Laharie M. La folie au Moyen Age (X-XIII sièle). - Paris, 1991.

279 Leclercq J. Le theme de la jonglerie chez S. Bernard et ses contemporaines // Revue d'historire de la spiritualité. - V. 48. - 1972.

280 Lieu S. The Holy Men and Their Biographies in Early Byzantium and Medieval China // Maistor. Classical, Byzantine and Renaissance Studies for R.Browning / Ed. A. Moffatt. - Canberra, 1984.

281 Lipton, Lawrence. The Holy Barbarians. - NY: Messner, 1959. - 318 pp.

282 Luzzati Lagana F. Catechesi e spiritualité nella vita di s. Nilo di Rossano: Donne, ebrei e «santa follia» // Quaderni storici. N.S. - V. 93. - 1996. - №3.

283 Meier F. Pen. Ha: Abu'l-Ila Afifi. Al-MAlamatiyya. KAiro, 1945 // Oriens. V.I. -1948.

284 Morinis, Alan. Sanctified madness: The God-intoxicated saints of Bengal // Social Science & Medicine. Volume 21, Issue 2, 1985, pp. 211-220.

285 Otto, Beatrice K. Fools Are Everywhere: The Court Jester around the world. -Cornell University Library, 2009. - 414 pp.

286 Parsons E.C., Beals R.L. Clowns of the Pueblo and Mayo-Yaqui Indians // American Anthropologies! New Series. - V, 36. -1934. - №4.

287 Peck G.T. The Fool of God. Jacopone di Todi. - Alabama, 1980.

288 Phan P.C. The Wisdom of Holy Fools in Postmodernity // Theological Studies. V. 62.-2001.

289 Pope R.W. Fools and Folly in Old Russia // Slavic Review. - V. 39. - 1980.

290 Rousseau P. Eccentrics and Coenobites in the Late Roman East // Byzantinische Forschungen. - Bd. 24.- 1997.

291 Rydèn L. The Holy Fool // The Byzantine Saint / Ed. S. Hackel. - London, 1981.

292 Saward, John. Perfect Fools. Folly for Christ's Sake in Catholic and Orthodox Spirituality. - Oxford University Press, 1980. - 264 pp.

293 Screech M.A. Ecstasy and the Praise of Folly. - London, 1980.

199

294 Strickmann M. Chinese Magical Medicine. - Stanford, Calif., 2002.

295 Strickmann M. Chinese Poetry and The Written Oracle in East Asia. - Stanford, 2005.

296 Strickmann M. Saintly Fools and Chinese Masters (Holy Fools) // Asia Major. 3rd Series. - 1994. - Vol. 7. - Part 1. - P. 35-57.

297 T'ien Ju-k'ang. Traditional Chinese beliefs and attitudes toward mental illness // Chinese Culture and Mental Health / Tseng, Wen-Shing & Wu, David Y. H. eds. -Orlando, 1985.-P. 67-81.

298 Thomas A. The Holy Fools: A Theological Enquiry (thesis) - University of Nottingham, 2009.

299Thompson E. Russian Holly Fools and Shamanism // American Contribution to the VIII International Congress of Slavists. - Columbus, 1978.

300 Thompson E. Understanding Russia. The Holly Fool in Russian Culture. -Lanham, 1987.

301 Veith I. The Supernatural in Far Eastern Concepts of Mental Disease // Bulletin of the History of Medicine. - 1963. - № 37. Mar-Apr. - P. 139-58.

302 Welsford, Enid. The Fool: His Social and Literary History. - London, "Faber & Faber", 1935.-373 pp.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.