Языковое воплощение категории повествователя в раннем русском романе: На материале прозы М. Ю. Лермонтова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Губернская, Татьяна Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Губернская, Татьяна Владимировна
Введение.
Глава I
Типы повествования и категория повествователя
§ 1. Типы повествования и категория повествователя: проблемы классификации.
§ 2. Повествователь в пространстве коммуникации.
§ 3. Типы повествования в русской прозе 20-х - 30-х гг. XIX века.
Глава П
Функционирование категории повествователя в незаконченном романе М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская»
§ 1. Повествователь как субъект речи.
§ 2. Повествователь как субъект сознания.
§ 3. Повествователь как субъект восприятия.
§ 4. Повествователь как субъект коммуникации.
Глава III
Функционирование категории повествователя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
§ 1. Колебания между моделями диегетического и экзегетического повествователя в образах Максима Максимыча и странствующего офицера.
§ 2. Печорин как диегетический повествователь.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Система повествовательных точек зрения в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и языковые способы их выражения2008 год, кандидат филологических наук Михайлова, Елена Игоревна
Принципы повествования в рассказах В. Набокова2003 год, кандидат филологических наук Романовская, Ольга Евгеньевна
Речевые особенности проявления повествователя, персонажа и автора в современном рассказе: На материале произведений Т. Толстой, Л. Петрушевский, Л. Улицкой2004 год, кандидат филологических наук Щукина, Кира Александровна
Структура повествования в условиях ненадежного нарратора: роман В.В. Набокова "Лолита"2007 год, кандидат филологических наук Жданова, Анна Владимировна
Явления разговорно-речевого словообразования в русской художественной прозе XX столетия2007 год, кандидат филологических наук Ряжских, Елена Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Языковое воплощение категории повествователя в раннем русском романе: На материале прозы М. Ю. Лермонтова»
Хорошо известно, что художественный текст — это целостная замкнутая структура, организующий центр которой - образ автора. Однако эта категория, выделенная еще В.В. Виноградовым, является всеобъемлющей и не поддается исключительно лингвистической интерпретации. Именно поэтому в современном лингвистическом анализе на первое место выдвигается «текстообразовательный аспект категории образа автора», предопределенный «необходимостью изучения сверхфразовых построений . и . различных субъектных сфер, презентированных в том или ином произведении» [Ильенко 1999: 42]. Оба эти направления - грамматика текста [Дымарский 1999, Зарубина 1978, Москальская 1981, Синтаксис текста 1992, Художественный текст 1997 и др.] и изучение субъектно-обьектной структуры художественного текста [Одинцов 1973, Успенский 2ООО, Степанов С.П. 2002 и др.] - активно развиваются в современной отечественной лингвистике, но практически не взаимосвязаны друг с другом. Между тем именно грамматика текста может стать надежным и объективным инструментом анализа субъектно-объектной структуры1, и в этом случае на первый план выдвигается категория повествователя как языковая репрезентация субъектно-объектной структуры художественного текста.
Наиболее полно категория повествователя изучена в рамках нарратологии - одной из наиболее значимых дисциплин современного западного литературоведения. На нынешнем этапе своего существования нарратология (теория повествования) рассматривается «как современная (и сильно трансформированная) форма структурализма», опирающаяся на представление о коммуникативной природе литературы [Ильин 1999-6: 68 -69]. Теоретическими основами этой дисциплины послужили концепции
1 Опыт такого анализа см. Дымарский 1999. теории повествования русских формалистов [Пропп 1969; Шкловский 1925; Эйхенбаум 1969] и идеи М.М. Бахтина [Бахтин 1975, 1979-а, 1979-6]. Значительное влияние на формирование нарратологии оказали также работы Ю.М. Лотмана [Лотман 1970] и Б.А Успенского [Успенский 2000]. В рамках этой дисциплины создано значительное количество типологий повествований и повествователей (П. Лаббок, Н. Фридман, Э. Лайбфрид, В. Фюгер, В. Шмид, К. Брукс и Р.П. Уоррен и др. [Ильин 1999-а; см. также Женетт 1998: 202 — 203]), но в «ее теориях значительно больше чисто логических предположений о должном, чем непосредственного наблюдения над эмпирическими данными» [Ильин 1999-6: 70].
В отечественном литературоведении больше внимания уделялось именно анализу конкретных текстов, поэтому интерес к собственно типологии был значительно меньше [Корман 1972; Гуковский 1959 и др.].
Лингвистические же работы, посвященные изучению категории повествователя в рамках целостного текста, в современной отечественной лингвистике практически отсутствуют. Монография Н.А. Кожевниковой «Типы повествования в русской литературе XIX - XX вв.» [Кожевникова 1994] затрагивает сходную проблематику, но не в перспективе целостного текста и не с той степенью концентрации на средствах языкового воплощения категории повествователя. Творчеству отдельных авторов посвящены работы современных исследователей (см., например, Деблик 1999, Кукуева 2001 и др.). В ряде работ подробно рассматриваются отдельные языковые средства воплощения категории повествователя (Атарова, Лесскис 1976; Атарова, Лесскис 1980 и др.).
В задачи безусловно значимой в теоретическом плане монографии Е.В. Падучевой «Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива» [Падучева 1996] также не входит изучение целостного художественного текста, более того, автор подчеркивает, что «предмет его изучения не нарратив, а некоторые явления русского языка, наблюдаемые на материале повествовательных текстов» [Падучева 1996: 196] (курсив наш. - Т.Г.).
Кроме того, относительно мало изучена с лингвистической точки зрения проза непосредственно послепушкинского периода (даже в рамках истории русского литературного языка, не говоря уже об истории языка художественной литературы). Скажем, в безусловно ценной монографии JI.A. Булаховского наиболее полно отражен лексический аспект организации прозы 30-х - 40-х годов XIX века, о своеобразии же повествовательной организации упоминается лишь в связи с «Повестями Белкина» и «Героем нашего времени» [Булаховский 1957: 111 - 140]. При этом совершенно не затронута собственно повествовательная организация произведений, например, А.Ф. Вельтмана, хотя именно этот аспект представляется наиболее интересным для исследования в его творчестве. В.В. Виноградов уделял этому аспекту больше внимания [Виноградов 1990], но творчество писателей «второго плана» 30-х - 40-х годов XIX века также оставалось на периферии его научных интересов.
Однако изучение прозы именно этого периода может оказаться чрезвычайно плодотворным, поскольку при переходе к реализму, как пишет Н.А. Кожевникова, «интерес к чужому слову в значительной мере определяет повествование от первого лица» [Кожевникова 1994: 12], происходит «постепенное вытеснение авторского начала и развитие повествования, передающего точку зрения персонажа и изображаемой среды [там же, 75]2.
2 Необходимо отметить, что в современном отечественном литературоведении в настоящий момент наблюдается всплеск интереса к писателям второго плана 30-х - 40-х годов XIX века. См. Балашова 2001; Исупова 2000; Кривонос 1998; Никольская 2002; Щалпегин 1999 и др.
Сказанным объясняется актуальность исследования языкового воплощения категории повествователя именно на материале ранней русской реалистической прозы.
Объект исследования - русская проза 20-х - 30-х годов XIX века. Предметом исследования являются закономерности формирования категории повествователя в литературе данного периода и их языковое воплощение в структуре текста. В качестве наиболее значимого явления в развитии русской прозы 30-х годов в работе рассматриваются прозаические произведения М.Ю. Лермонтова (прозу Н.В. Гоголя мы в данном случае сознательно оставляем в стороне).
Цель исследования — выявить основные пути и средства формирования категории повествователя в языковой ткани раннего русского романа.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
1) выявить фон: рассмотреть языковое воплощение категории повествователя в наиболее значимых произведениях русской прозы 20-х — 30-х годов XIX века (учитывая сентименталистскую и романтическую традиции и прозу А. С. Пушкина);
2) выявить систему языковых средств манифестации категории повествователя в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и «Княгиня Литовская»;
3) рассмотреть наиболее значимые новые тенденции манифестации образа повествователя в прозе М.Ю. Лермонтова и осмыслить закономерности их появления.
Основным материалом исследования послужили произведения русской прозы 20-х - 30-х годов ХЕХ века; главы П и III построены на текстуальном анализе романов М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и «Княгиня Литовская».
В работе используются описательно-аналитический и сопоставительный методы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней намечаются пути создания многомерной типологии повествователей; впервые предпринята попытка применения аппарата теории текстообразования к изучению динамики структуры нарратива. Важным представляется выявление языкового воплощения некоторых закономерностей формирования классической модели повествования
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые детально обследована с лингвистической точки зрения повествовательная организация значительного количества текстов, причем не только М.Ю. Лермонтова, но и А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, А.А. Бестужева-Марлинского, Антония Погорельского (А.А. Перовского), М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова, А.Ф. Вельтмана и др.
Па защиту выносятся следующие положения:
1) Взгляд на повествователя как на модель языковой личности, заместителя говорящего в художественном тексте, берущего на себя все его функции (субъекта речи, сознания, восприятия и дейксиса, а также субъекта коммуникации), позволяет классифицировать с этой точки зрения основные типы повествования и повествователя.
2) Реализация коммуникативной стратегии повествователя, проявляющаяся в изображении смоделированного конфликта между ним и внутритекстовым читателем, направлена на гармонизацию отношений автор - реальный читатель и служит способом преодоления «отложенности» текстовой коммуникации.
3) Экзегетическое повествование в романе М.Ю. Лермонтова «Княгиня Литовская» демонстрирует практически все возможные переключения от одного типа нарратива к другому и некоторые «признаки процессуальности наррации», что является проявлением тенденции к приобретению текстом «специфических признаков дискурса» [Дымарский 1999: 255].
4) Обращение к диегетическому повествованию в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» есть проявление тенденции к «текстуализации» нарратива, понимаемой как утрата текстом «специфических признаков дискурса» [Дымарский 1999: 255].
5) 20-е - 30-е годы XIX века - период особого интереса писателей к игре с повествовательной формой как средству преодоления монологизма романтической и сентименталистской поэтики.
Практическая ценность работы определяется возможностью применения использованной методики для дальнейшего изучения повествовательной организации художественного текста, а также использования его результатов в курсах лингвистического анализа текста, стилистики, синтаксиса, в тематике спецкурсов, спецсеминаров и курсовых работ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Нарративный потенциал несобственно-прямой речи в художественном тексте2004 год, кандидат филологических наук Сысоева, Валентина Владимировна
Языковая организация авторского повествования в ранних повестях Н.В. Гоголя2013 год, кандидат филологических наук Салтымакова, Ольга Анатольевна
Коммуникативные аспекты литературного нарратива2002 год, доктор филологических наук Попова, Елена Александровна
Повествовательная система в романах И.А. Гончарова2005 год, кандидат филологических наук Воробьева, Мария Сергеевна
Повести Гоголя. Принципы нарратива2005 год, кандидат филологических наук Овечкин, Сергей Васильевич
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Губернская, Татьяна Владимировна
Выводы к Ш главе
В романе «Герой нашего времени» в соответствии с тенденцией, отмеченной многими исследователями, происходит «постепенное вытеснение авторского начала и развитие повествования, передающего точку зрения персонажа и изображаемой среды» [Кожевникова 1994: 75]. Углубление субъектной многоплановости осуществляется не путем смены типов повествователя, а путем смены повествователей (рассказчиков), заведомо относящихся к разным типам. Таким образом, структура, представленная в табл. 3, утраивается, поскольку мы сталкиваемся с репрезентацией не одной языковой личности (повествователя), а с тремя, что приводит к «мультипликации сверхфразовых структур» [Дымарский 1999: 264]. При этом восприятие текста не усложняется, а, наоборот, становится более простым, поскольку маркированность переходов от одной манеры изложения к другой, от отражения одного сознания к отражению другого, от одной коммуникативной стратегии к другой облегчает переключение читательского сознания.
Романтическая традиция преодолевается в романе многообразными способами на всех уровнях построения текста, что свидетельствует о сознательной работе автора в этом направлении. Отход от монологического построения текста, свойственного романтизму, обусловил появление возможностей изображения сложного внутреннего мира личности, что стало основой формирования психологической реалистической прозы.
С другой стороны, обращение М.Ю. Лермонтова к диететическому повествованию в романе «Герой нашего времени» и введение повествователей-рассказчиков, изменяя достаточно традиционное отношение автор — читатель и автор — произведение, приводит не только к «отделению автора от героя» [Гинзбург 1940: 172], но и к отделению автора от его образа и от текста. Фигура диегетического повествователя как заместителя автора не только «отменяет привычное читателю (хоть и неверное) отождествление экзегетического повествователя с именем физического лица на обложке», но и позволяет исключить «признаки процессуальности наррации» [Дымарский 1999: 260, 255], столь заметные в тексте «Княгини Литовской». Таким образом, мы можем говорить о тенденции к текстуализации нарратива на этапе формирования классических образцов романа. Под тексту ализацией мы здесь понимаем утрату текстом «специфических признаков дискурса», то есть явление, противоположное дискурсивизации [там же].
Эта тенденция находит свое отражение не только в развитии творческого метода в широком контексте всего творчества писателя, но и в логике смены типов повествователя в пределах одного романа. В первой части мы сначала имеем дело с образом странствующего офицера, образ которого максимально приближен к модели экзегетического повествователя, то есть к модели, имеющей наибольшее число черт дискурсивности, допускающей самое значительное количество альтераций и переключений, то есть наиболее свободной в пределах традиционного нарратива. Образ Максима Максимыча как повествователя обнаруживает уже меньше подобных черт. Печорин же является диегетическим повествователем в центре фабульного пространства, то есть реализацией наиболее жесткой модели повествования в пределах традиционного нарратива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лингвистический анализ прозы 30-х - 40-х годов XIX века с применением такого точного инструмента, как теория текстообразования, наглядно выявляет активные поиски писателями новых повествовательных возможностей. Особую значимость эти поиски приобретают в творчестве представителей психологического направления русской литературы, поскольку новые формы повествования дают новые возможности для изображения внутреннего мира человека.
В самых общих чертах развитие повествовательной ситуации этого периода - это движение от экзегетического повествования к диегетическому, что представляет собой проявление тенденции к повышению значимости «голоса персонажа». Проявления этой тенденции мы обнаруживаем не только в динамике всего литературного процесса в целом и в развитии творческого метода М.Ю. Лермонтова в частности, но и в логике смены типов повествования и повествователя в романе «Герой нашего времени». В тексте осуществляется постепенный переход от более свободной модели повествователя (диегетический повествователь на периферии фабульного пространства с некоторыми чертами экзегетического повествователя) к более жесткой (диегетический повествователь в центре фабульного пространства).
Внимание к «чужой речи» (в первую очередь, к речи повествователя-персонажа) было связано с необходимостью преодоления монологизма романтической поэтики, имевшей значительное влияние на развитие литературного процесса в то время. С попытками решения этой задачи связан также интерес к образу читателя, поскольку появление изображаемого альтернативного сознания в произведении также способствовало преодолению субъектной одноплановости романтизма. Кроме того, изображенный конфликт между повествователем и внутритекстовым читателем служит средством предотвращения возможного непонимания между автором и реальным читателем.
Однако диететическое повествование, позволяя полно изобразить внутренний мир повествующего субъекта, ограничивало формы изображения других сознаний, поэтому особую актуальность в этих условиях приобретают эксперименты с повествовательной рамкой, поскольку лишь маркированная смена рассказчиков позволяет показывать внутренний мир разных персонажей в пределах достаточно жестких рамок диегетического повествования. Венцом этих экспериментов в русской литературе стали такие произведения, как «Повести Белкина» и «Герой нашего времени», в которых принцип субъектной многоплановости становится структурообразующим и задает направление дальнейшего развития русской реалистической прозы.
Но эти совершенные творения, став высшей точкой развития форм диегетического повествования в русской литературе, одновременно возможности этого типа в данный исторический период исчерпали. Именно поэтому позже, в период, когда влияние романтической поэтики было окончательно преодолено, мы наблюдаем возвращение к экзегетическому повествованию на новом уровне в лучших образцах психологической прозы (например, в романах И.С. Тургенева).
С другой стороны, проявления отмеченной тенденции (переход от экзегетического повествования к диегетическому и возвращение к экзегетическому повествованию уже на новом уровне) мы можем наблюдать и в творчестве представителей «непсихологического» направления русской литературы (в первую очередь, Н.В. Гоголя). Это явление мы не можем объяснить лишь необходимостью преодолеть романтическую поэтику и стремлением более глубоко изобразить внутренний мир человека.
Заглядывая в перспективу, можно предположить, что лингвистическое исследование закономерностей формирования категории повествователя в творчестве таких писателей, как А.Ф. Вельтман, В.Ф. Одоевский и, конечно же, Н.В. Гоголь, поможет более четко представить динамику повествовательных форм в русской литературе первой половины XIX века и сделать выводы о ее глубинных закономерностях.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Губернская, Татьяна Владимировна, 2002 год
1.Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гршцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М, 1994. - С. 3 - 38.
2. Автор и текст. Сб. ст./ Под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1996.-470 с.
3. Адмони В.Г. Грамматика и текст // Вопросы языкознания. 1985. № 1. -С. 63-69.
4. Аманалиева Ф.Б. Недиалогические конструкции с прямой речью и их функционирование в художественном тексте. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1989. - 22с.
5. Аникин А.В. Муза и мамона: Социально-экономические мотивы у Пушкина. М., 1989. - 255 с.
6. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. Серия лит. и яз.1981.Т.40. С. 356-377.
7. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб. ст. -СПб, 1999.-443 с.
8. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.,1982. -192 с.
9. Атарова КН., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе. Изв. АН СССР. Серия лиг. и яз. 1976. Т. 35. № 4. С. 343 - 357.
10. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе. Изв. АН СССР. Серия лиг. и яз. 1980. Т. 39. №1,-С. 33-46.
11. Бабенко Л.Г., Васильев И.В., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000. - 534 с.
12. Балашова Е.А. Проза А.Ф. Вельтмана как явление переходной эпохи. Автореф. дис. канд. филол. наук. Елец, 2001. - 20 с.
13. Баранов А. Г. Функционально-синтагматическая концепция текста. -Ростов-на-Дону, 1993. 182 с.
14. Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. УШ Лингвистика текста. М., 1978. - С. 442 - 449.
15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М.,1975. 502 с.
16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1979-а. - 320 с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979-6. 424 с.
18. Белинский В. Г. Русские журналы If Соч. М., 1871. ч. 3.
19. Белкина МЛ. «Светская повесть» 30-х годов и «Княгиня Литовская» Лермонтова // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы. Сб. 1. -М., 1941. С. 539-551.
20. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М., 1992.-400 с.
21. Бестужев А. О романе Н. Полевого «Клятва при гробе господнем» // Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1958. - С. 559 - 614.
22. Богин Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста. Учебное пособие. Калинин. КГУ, 1989. - 70 с.
23. Бокарева Ю.М. Коммуникативно-синтаксические средства адресации в прозе Н.В. Гоголя и место в них метатекстовых элементов. Дисс.кавд. филол. наук. СПб., 1998. - 152 с.
24. Бокарева Ю.М. От читателя к собеседнику (образ читателя в структурировании поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Художественный текст: аспекты сверхфразовой организации. Сб. ст. под ред. чл.-корр. РАО, проф. С. Г. Ильенко. СПб., 1997. - С. 93 - 98.
25. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992. - 309 с.
26. Булаховский JI.A. Русский литературный язык первой половины XIX века. Киев, 1957. - 492 с.21 .Виноградов Б.С. Образ повествователя в романе «Герой нашего времени». Литература в школе. 1956. № 1. С. 20 - 28.
27. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. -М.,1980.-360 с.
28. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 240 с.
29. Виноградов В. В. Язык и стиль русских писателей: от Карамзина до Гоголя. -М., 1990.-388 с.
30. Виноградов И. Философский роман М.Ю. Лермонтова // Русская классическая литература: Разборы и анализы. -М., 1969.
31. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. -М., 1993. 172 с.
32. Виролайнен М.Н. Гоголь и Лермонтов (проблемы стилистического соотношения) // Лермонтовский сборник. Л., 1985. - С. 104-130.
33. Волк С. С. На путях исторического познания // Декабристы и русская культура. -М., 1976. С. 58 - 79.
34. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Л., 1929. - 157 с.
35. Воробьева О.П. Лингвистические аспекты адресованности художественного текста (одноязыковая и межъязыковая коммуникация). Автореф. дис. . д-рафилол. наук. — М., 1993. 40 с.
36. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.Д981. 139 с.
37. Гинзбург ЛЯ. О лирике. Л., 1974. - 407 с.
38. Гинзбург ЛЯ. О психологической прозе. Л., 1971. - 464 с.
39. Гинзбург ЛЯ. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940.
40. Глаголев Н.В. Вычленение семантических элементов коммуникативных стратегий в тексте. НДВШ. Филологические науки. 1985. № 2. — С. 55-62.
41. Городецкий Б.Ю., Кобозева И.М., Сабурова И.Г. К типологии коммуникативных неудач // Диалоговое взаимодействие и представление знаний. Новосибирск, 1985. - С. 64 - 78.
42. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. -М. Л., 1959. - 531 с.
43. Гусев В.Е. Вклад декабристов в отечественную этнографию П Декабристы и русская культура. М., 1976. - С. 80 - 106.
44. Деблик Н.М. Типы повествования в прозе М. Осоргина. Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1999. 18 с.
45. Джанджакова Е.В. Реализация контекста «автор читатель» в художественном тексте. Сб. научи, тр. МГТ1ИИЯ. Вып. 272. - М., 1986. -С. 124-134.
46. Долинин К.А. Интерпретация текста (французский язык). М., 1985. -288 с.
47. Долинин К.А. Текст и произведение. Русский текст. 1994. № 2. С. 716.
48. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе ХЕК ~ XX вв. -М, 1991.- 382 с.
49. Дрозда М. Повествовательная структура «Героя нашего времени» // Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 15. 1985. P. 6 - 31.
50. Дубшан Jl.С. О художественном решении и литературном источнике одного из эпизодов повести «Бэла» // Лермонтовский сборник. Л., 1985. — С. 267-277.
51. Дымарский М.Я. Где находится порог языкового конфликта? // Аспекты речевой конфликтологии. СПб., 1996. - С. 25 - 34.
52. Дымарский М.Я. Метафора текста. Русский текст. 1993. № 1. -С. 11-25.
53. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX XX века). - СПб, 1999. - 282 с.
54. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. - 176 с.
55. Жене mm Ж. Работы по поэтике. Т. 2. Фигуры. -М., 1998.
56. Заика В. И. Поэтика рассказа (Языковые средства актуализации смысла). Новгород, 1993. - 132 с.
57. Зайцева И.А. Формирование художественного психологизма в прозе М.Ю. Лермонтова. Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1984. 18 с.
58. Западов А.В. В глубине строки. М., 1972. - 280 с.
59. Зотов С.Н. Художественное пространство мир Лермонтова. Автореф. дис. . д-ра филол. наук. -Ставрополь, 2001. -46 с.
60. Иванчикова Е.А. Язык художественной литературы. Синтаксическая изобразительность. Красноярск, 1992. - 159 с.
61. Ильенко С.Г., Силантьев Е.Е., Дымарский М.Я. К понятию «языковой конфликт». СПб., 1993 (рукопись). - 5с.
62. Ильенко СТ. К поискам ориентиров речевой конфликтологии // Аспекты речевой конфликтологии. СПб., 1996. - С. 3 — 12.
63. Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. Л., 1989. - 84 с.
64. Ильин ИЛ. Нарративная типология // Современное западное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. М., 1999-а. - С. 58 - 68.
65. Ильин И.П. Нарратология /I Современное западное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. М., 1999-6. - С. 68 - 72.
66. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. 512 с.
67. Исупова С.М. Эволюция прозы И.И. Лажечникова (проблемы метода и жанра). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ставрополь, 2000. - 18 с.
68. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. А.А. Бестужев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-х — 30-х годов-Томск, 1973.-307 с.
69. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. -264 с.
70. Кирилина А.В. Тендер: лингвистические аспекты. -М., 1999. 180 с.
71. Кожевникова Н.А. О соотношении речи автора и персонажа И Языковые процессы современной русской литературы. Проза. М., 1977. -С. 7-98.
72. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX -XX вв. М., 1994.-335 с.
73. Копытцева Н.М. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (поэтика психологического романа). Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Л., 1977. 18 с.
74. Кормам Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. — М., 1971. С. 199 — 207.
75. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М., 1972.-110 с.
76. Кривонос В. Особенности повествования в прозе А. Бестужева-Марлинского // Проблема автора в художественной литературе. — Ижевск, 1998.
77. Кубрякова Е.С. Текст и его понимание. Русский текст. 1994. № 2. -С. 18-26.
78. Кукуева Г.В. Речевая партия повествователя как элемент диалога «автор читатель» в собственно рассказах В. Шукшина. Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Барнаул, 2001. - 17 с.
79. Кулешов ВЖ Натуральная школа в русской литературе XIX века. -М., 1982.-300 с.
80. Кумлева Т.И. Коммуникативная установка художественного текста и ее лингвистическое воплощение. НДВШ. Филологические науки. 1988. № 3. С. 59-66.
81. Купина Н. А. Лингвистический анализ художественного текста. — М., 1980.-78 с.
82. Левин В. Проблема героя и позиция автора в романе «Герой нашего времени» // Лермонтов и литература народов Советского Союза. Ереван, 1974.-С.-45-61.
83. Левин Ю.И. О «Даре» // Левин Ю.И. Поэтика. Семиотика: Избр. тр. -М., 1998.
84. Лермонтовский сборник. Л., 1985. - 344 с.
85. Левина И.Н. Диалог Чехова с читателем: стратегия взаимопонимания // Русистика: лингвистическая парадигма конца XX века. Сб. статей в честь проф. С.Г. Ильенко. СПб., 1998. - С. 277 - 289.
86. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992-а. - 479 с.
87. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992-6. - 272 с.
88. Лотман Ю.М. Наследие Бахтина и актуальные проблемы семантики. Русский текст. 2001. № 6. С. 201 - 213.
89. Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова // Лермонтовский сборник. Л., 1985. - С. 5 - 22.
90. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. - 847 с.
91. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970. - 384 с.
92. Магаротто Л. Автор, повествователь и читатель в «Герое нашего времени» // Язык как творчество. Сб. статей к 70-легию В.П. Григорьева. -М, 1996.-С. 225-236.
93. Майенова М.Р. Теория текста и традиционные проблемы поэтики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII Лингвистика текста. М., 1978. - С. 425 - 441.
94. Манн Ю.В. Автор и повествование// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 431478.
95. Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М., 1987. - 320 с.
96. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. — 375 с.
97. Мартьянова И.А. Сбои-ловушки и сбои-резонансы в художественном тексте // Аспекты речевой конфликтологии. СПб., 1996. -С. 35-44.
98. Мешссх Б.С. Декабристская идея национального возрождения и русская культура начала века // Декабристы и русская культура. М., 1976. С. 7-24.
99. Москальская С. И. Грамматика текста. М., Высшая школа, 1981. -183 с.
100. Мышкина Н. Л. Динамико-системное исследование смысла текста. -Красноярск, 1991. 212 с.
101. Николина Н.А. Фактор адресата и структура прозаического текста // Функционирование языковых единиц и категорий в синхронии и диахронии. Таллин, 1989. С. 76 - 85.
102. Никольская Т.А. Жанровая система А. А. Бестужева-Марлинского. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Самара, 2002. - 24 с.
103. Новиков JI.A. Художественный текст и его анализ. М., 1988. -300 с.
104. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VHL Лингвистика текста. -М„ 1978.-479 с.
105. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. -М., 1973. 104 с.
106. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. - 264 с.
107. Онипенко Н.К. Образ говорящего в грамматике и в тексте // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: Материалы Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 26 28 февраля 2001 г.) - СПб., 2001. - С. 89 - 99.
108. Падучева Е.В. Говорящий как наблюдатель: об одной возможности применения лингвистики в поэтике. Изв. АН СССР. Серия лит. и яз. 1993. Т. 52. №3.-С. 33-44.
109. Падучева Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. — С. 164 - 169.
110. Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., Школа «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.
111. Пропп В.Я. Морфология сказки. -М., 1969. 168 с.
112. Решетова Л.И. Изображение и психологический анализ в прозе М.Ю. Лермонтова. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1982. - 22 с.
113. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М., 1997. - 384 с.
114. Руднев В.П. Морфология реальности: Исследования по «философии текста». М., 1996. - 207 с.
115. Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по «философии текста». П. М., 2000. - 432 с.
116. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л., 1973.-565 с.
117. Синтаксис текста и текст синтаксиса. СПб, 1992.
118. Современное западное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. -М., 1999. 320 с.
119. Соколова J1.A. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория. Томск, 1968. - 280 с.
120. Солгстик Г.Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое) М., 1973. - 214 с.
121. Стелъмашук А.П. Диалогизация и способы её реализации в различных речевых сферах современного русского языка (художественная и научная проза). Автореф. дис. . д-ра филол. наук. СПб., 1993. - 40 с.
122. Степанов Г.В. К проблеме единства выражения и убеждения (автор и адресат) //Контекст 1983: Литературно-теоретические исследования. М., 1984.
123. Степанов С.П. Субъективация повествования и способы организации текста (на материале повествовательной прозы Чехова). Автореф. дис. д-ра филол. наук. СПб., 2002. - 40 с.
124. Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц. (Межвузовский сб. научн. тр.) Л., 1988. - 138 с.
125. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л., 1990. - 264 с.
126. Тодоров Ц. Грамматика повествовательного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII Лингвистика текста. М., 1978. - С. 450 -463.
127. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». Сб. ст. М., 1975.-С. 37-113.
128. Тураева 3. Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика) -М., 1984.-127 с.
129. Турбин В.Н. «Ситуация двуязычия» в творчестве Пушкина и Лермонтова // Лермонтовский сборник. Л., 1985. — С. 91 - 103.
130. Успенский Б.А. Поэтика композиции. -М., 2000. 349 с.
131. Художественный текст: аспекты сверхфразовой организации. Сб. ст. под ред. чл.-корр. РАО, проф. С. Г. Ильенко. СПб., 1997. -108 с.
132. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. М., 1965.-319 с.
133. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984. - 116 с.
134. Шаймиев В. А. Метадискурсивность научного текста (на материале лингвистических произведений). Автореф. дис. . д-ра филол. наук. -СПб., 1999.-46 с.
135. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.;Л., 1925. 189 с.
136. Щалпегин О. Своеобразие художественного мира романов Вельтмана. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1999.-22 с.
137. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов: опыт историко-литературной оценки. -Л., 1924.
138. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. - 503 с.
139. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.; Л., 1961. ~ 372 с.
140. Юдина Г.С. Функционально-смысловые типы речи как стилистико-синтаксическая основа романа И.А. Гончарова «Обломов». Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л.,1982. - 20 с.
141. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «За» и «против»/ Сб. ст. М., 1975. - С. 193 - 230.1. Словари
142. Краткий словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Тимофеев Л.И., Тураев С.В. ~М., 1978.
143. Словарь русского языка: В 4 т. 2-е изд. — М, 1981 1984.
144. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1996.1. Источники
145. Бестужев А.А. Сочинения в 2-х томах. Т. 1 -2. -М., 1958.
146. Бестужев Н.А. Избранная проза. М., 1983.
147. Вельтман А.Ф. Странник (Сер. «Литературные памятники»). М., 1977.
148. Вельтман А.Ф. Романы. -М., 1985.
149. Даль В. И. Повести и рассказы. Уфа, 1981.
150. Загоскин М.Н. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. Историческая проза. -М., 1987.
151. Загоскин М.Н. Юрий Милославский. М., 1961.
152. Лажечников И.И. Басурман. -М, 1961.
153. Лажечников И.И. Ледяной дом. Архангельск, 1958.
154. Лажечников И.И. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1986. П.Лермонтов М.Ю. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. - М., 1986.
155. Одоевский В. Ф. Повести и рассказы.-М., 1989.
156. Погорельский Антоний. Избранное. -М., 1985.
157. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 9-ти т. Т. 4. Романы и повести. М., 1954.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.