Языковая репрезентация концепта «богатство» в художественной прозе Ф.М. Достоевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Сафонова Светлана Григорьевна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат наук Сафонова Светлана Григорьевна
Введение
1. Глава 1. Теоретические предпосылки изучения концептов в художественной картине мира
1.1. Понятие «концепт» в современной лингвистике. К истории вопроса
1.1.1. Основные принципы классификации концептов в когнитивной лингвистике
1.1.2. Типы концептов по структуре
1.2. Основные приемы и способы лингвистического изучения концептов
1.3. Особенности функционирования концепта в художественной картине мира
1.3.1. Концептуальное содержание слова в лингвопоэтическом
описании текста
1.3.2. Языковая картина мира писателя
Выводы по 1 главе
2. Глава 2. Концепт «богатство» как элемент концептосферы русской языковой картины мира
2.1. Подходы к изучению и методы исследования концепта «богатство» в русской лингвокультуре
2.2. Развитие и интерпретация концепта «богатство» в русской
линговокультуре
Выводы по 2 главе
3. Глава 3. Языковая объективация концепта «богатство» в художественном дискурсе Ф. М. Достоевского
3.1. Содержательная структура художественного концепта «богатство» в произведениях Ф. М. Достоевского
3.2. Лексические парадигмы художественного концепта «богатство» и их представление в текстах Ф. М. Достоевского
3.2.1. Концептуальная синонимия лексемы богатство
3.2.2. Концептуальные оппозиции лексемы богатство
3.3. Опосредованные способы вербализации концепта «богатство»
3.3.1. Объективизация концепта «богатство» в образованиях, относящихся к полю деятеля
3.3.2. Объективизация концепта «богатство» адъективными образованиями
3.3.3. Объективизация концепта «богатство» глаголами и глагольными формами
3.3.4. Объективизация концепта «богатство» наречными
образованиями
Выводы по 3 главе
4. Глава 4. Синтактика, семантика и прагматика художественного концепта «богатство» в произведениях Ф. М. Достоевского
4.1. Синтагматический аспект интерпретации художественного концепта «богатство» в произведениях Ф. М. Достоевского
4.1.1. Глагольные сочетания, включающие репрезентанты
концепта «богатство»
4.1.2. Адъективные сочетания лексемы богатство и ее
концептуальных синонимов и антонимов
4.1.3. Другие синтаксические конструкции, включающие лексему богатство и ее концептуальные синонимы и антонимы
4.2. Прагматика художественного концепта «богатство» в произведениях Ф. М. Достоевского
4.3. Структура художественного концепта «богатство» в языковой картине мира Ф. М. Достоевского
Выводы по 4 главе
Заключение
Библиографический список
Список лексикографических источников
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Художественный концепт "душа" и его языковая репрезентация: на материале произведений Б. Пастернака2008 год, кандидат филологических наук Колесникова, Виктория Владимировна
Отражение русской ментальности в идиостиле Ф.М. Достоевского: на материале языка романов "великого Пятикнижня"2015 год, кандидат наук Бокова, Оксана Александровна
Концептуально-лингвистический анализ произведений Ф.М. Достоевского и их переводов на белорусский язык2000 год, кандидат наук Широкова, Марина Анатольевна
Трансформация художественного концепта в культурный концепт: на примере функционирования концепта "маленький человек" в русской лингвокультуре2012 год, кандидат наук Халитова, Светлана Евгеньевна
Концепт ДОМ в русской языковой картине мира и в театралогии "Братья и сёстры" Ф.А. Абрамова2009 год, кандидат филологических наук Слепцова, Екатерина Вячеславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Языковая репрезентация концепта «богатство» в художественной прозе Ф.М. Достоевского»
Введение
В современной лингвистической науке активно развивается антропоцентрическое направление в исследовании языка, что ставит перед учеными новые задачи. Анализ ментальных единиц языка, концептов, способствует решению этих задач, так как концептосфера любого языка отражает знания и опыт человека и моделирует языковое сознание не только индивидуума, но и лингвокультурной группы и нации в целом.
Известно, что мыслительная деятельность человека неразрывно связана с понятийными категориями, которые являются смысловыми компонентами общего характера, присущими не отдельным словам, а целым классам слов. Концепт относится к таким понятийным категориям.
Совокупность концептов составляет неповторимую систему, в которой отражается картина мира того или иного сообщества людей, объединенных культурными, национальными, территориальными особенностями, имеющими своеобразное мировоззрение и систему ценностей. В картине мира преломляется человеческое восприятие окружающей действительности, отражаются способы постижения реальности, создается мыслительный рисунок реального мира. Таким образом, термин «концепт» заключает в себе и лингвистическую, и культурологическую проблематику, поскольку в сего понимании значительное место занимает культурная составляющая, которая, в свою очередь, базируется на языковом материале, а потому не может быть рассмотрена без него. Поэтому многие известные современные языковеды занимаются изучением важнейших мировоззренческих и культурологических концептов как в синхроническом, так и в диахроническом плане, так как обращение к истории дает возможность проследить за развитием человеческого мышления, отраженного в языковых фактах. «Изучение понятийного наполнения базовых концептов русского сознания позволяет сделать выводы о специфике мировоззрения, мировидения человека прошлых веков, а также пронаблюдать за тенденциями в развитии семантического потенциала ключевых понятий языковой картины мира»
5
[Ерофеева 2013: 72]. В концептах, как ментальных образованиях, отражаются различные стороны жизнедеятельности людей, которые имеют отношение как ко внутреннему миру человеку, так и к внешним, общественным факторам. Человеческое общество имеет социальную природу, поэтому многие явления в нем являются результатом совместных усилий людей, направленных на достижение материального благополучия. Поэтому приобретение различных благ для человека - важнейший фактор человеческого бытия в целом. Другая сторона вопроса заключается в способах его получения и расходования.
Изучением концептов занимаются многие ученые. В теоретическом отношении наиболее известны работы Д.С. Лихачева, И.А. Стернина, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова, С.Х. Ляпина, В.П. Нерознака,
B.И. Карасика, З.Д. Поповой, В.Н. Телия, Е.С. Кубряковой, А. Соломоника,
C.Д. Кацнельсона и многих других. Среди множества рассмотренных современными учеными концептов отдельное место занимает концепт «богатство». Материальные ценности появились вместе с возникновением человеческого общества. Представители многих гуманитарных профессий: историки, социологи, археологи, политологи, психологи, культурологи -занимаются изучением проблемы материальных ценностей. Именно проблемы, поскольку в объяснении данного явления существуют определенные противоречия, сложности, требующие своего разрешения. Данное обстоятельство позволяет рассматривать концепт «богатство» как один из ключевых и противоречивых в когнитивном сознании народа, а потому требующих детального рассмотрения в различных аспектах своего функционирования. Изменения, которые происходят в современном обществе в политике, экономике, социальной жизни, культуре приводят к актуализации данного концепта в русском языковом сознании. Данное обстоятельство требует обращения к изучению особенностей восприятия данного понятия в творчестве писателей, оказавших заметное влияние на
русское общественное сознание. К таким писателям, безусловно, относится Ф.М.Достоевский.
Исследование ментально-психологической и национально-культурной специфики концепта «богатство», его ценностной составляющей позволяет создать модели языковой и концептуальной картины мира русского народа, что отражается в работах известных российских лингвистов [Стешина 2008, Сулейманова 2011, Клементьева 2008, Куцый 2003, Макеева 2009, Путилина , Нестерова 2014 и т.д.]. В сознании людей ментально-лингвистическая модель богатства представлена в сочетании языкового, концептуального и культурологического аспектов, а также имеет выраженную ценностную составляющую, сложившуюся исторически и эволюционирующую на протяжении всего развития русского общества. Наиболее значимыми в таком соотношении при изучении компонентов русской культуры оказываются языковые явления, так как именно в значениях языковых единиц зашифрованы основные коды культуры. В языковых репрезентациях содержится обобщенная и абстрагированная информация об анализируемом концепте, что позволяет при их изучении постигать смысловые основания национальной культуры.
Одним из актуальных направлений исследований в данной области является изучение концепта как элемента художественной картины мира того или иного писателя. В представлении о мире каждого писателя отражаются его индивидуальные черты, творческая система, «выражающая специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия существования его в мире» [Постовалова 1998: 11]. В художественной системе того или иного писателя содержится представление о мире, преломленное сквозь его творческую индивидуальность, духовную деятельность, личный жизненный опыт. В литературном творчестве создается индивидуальная языковая система писателя, отражающая его мировоззрение и художественное мышление.
Художественные концепты - универсальные элементы смысла, которые выделяются в рамках сложной смысловой организации -художественного текста. Совокупность художественных концептов, отражающихся в литературных произведениях, создают своеобразную художественную картину мира того или иного мастера слова. При чтении текстов созданных тем или иным писателем произведений в сознании читателя возникает особая художественная картина мира. Она является результатом мыслительной работы читателя по восприятию и анализу созданной писателем художественной реальности, которая в свою очередь, является вторичной по отношению к настоящей, действительной жизни. Каждый писатель или поэт использует имеющиеся в языковом фонде материалы, из которых он строит свою собственную художественную действительность. При этом используются особые лексические, грамматические, синтаксические, словообразовательные средства, создается собственная сематическая нюансировка, применяются неповторимые изобразительно-выразительные возможности языковой системы. Все это в совокупности создает идиостиль того или иного художника слова, отражающий как его индивидуальное мировоззрение, творческий потенциал, так и стилистическую манеру, словарный запас, уровень эмоциональности.
Единицей такой художественной картины мира является концепт. Проблема исследования художественных концептов как элементов авторской картины мира - одна из основных в когнитивной лингвистике последнего времени. Художественное слово заключает в себе многообразие смысловых единиц, «в художественном слове существенны не только его словарные значения, не только объем, охватываемый этими значениями, но и некая «периферия», некий ареал ассоциаций, возникающих самыми различными путями» [Лихачев 1997: 509]. Исследование именно такой «периферии» при помощи методов концептуального анализа является в лингвопоэтическом описании текста наиболее предпочтительным.
Федор Михайлович Достоевский - признанный классик русской литературы. Несмотря на обилие и многообразие исследований, посвященных творчеству этого писателя, интерес к его произведениям не угасает. В большом количестве монографических исследований и статей анализируются произведения великого писателя, раскрывающие различные стороны его таланта (см. работы А.Л. Панищева, О.С. Сухих, Е.Н. Холондовича, Э.А. Ворониной, В.А. Горичевой, Н.Н. Львовой, Д.С. Даровова и др.). Творчество Ф.М. Достоевского подвергалось анализу и в концептуальном аспекте (см. работы Е.Н. Бадаловой, Н.А. Юшковой, И.А. Селезневой, Е.Е. Федотовой, О.А. Бондаревской, А.С. Серопяна, А.Н. Азаренко, Н.Ю. Зиминой, А.В. Бабук, Т.А. Денисовой, Я.Н. Смирнова, Е.Г. Кузнецовой, Е.Н. Батуриной и др.).
Актуальность данного исследования обусловлена значимостью изучения художественного концепта в лингвопоэтическом описании текста. Изучение концептов необходимо и важно для осмысления идейного смысла произведения и для понимания менталитета писателя, его личности и творческой манеры. Пристальное внимание к одному из базовых концептов русского сознания «богатство» в творчестве Ф.М. Достоевского особенно актуально в современном мире, требующем более детального и глубокого осмысления данного понятия. Обращение к творчеству выдающегося русского писателя позволяет определить способы взаимодействии языка, сознания, мышления и национальной культуры. Такой подход связан с возрастающим интересом в лингвистической науке к проблемам субъективности человека и устройства его ментального, внутреннего мира, с одной стороны, и взглядов народа и отдельной личности на внеязыковые явления - с другой стороны. Необходимость изучения исторической эволюции представления о богатстве на материале творчества писателя, наиболее разносторонне отразившего данное явление общественной жизни, показавшего все его основные стороны, делает данное исследование особенно значимым.
Мы считаем необходимым рассмотреть способы репрезентации концепта «богатство», так как отражение данного концепта в языковой картине мира русского народа не является однозначным. Богатство в ментальности русского народа подразделяется на богатство духовное и богатство материальное. В русской цивилизации, в отличие от западной, духовно-нравственные приоритеты жизни всегда доминировали над материальными приоритетами. Православная религия наложила свой отпечаток на восприятие данного концепта в русском менталитете: очень часто материальное богатство имеет ярко выраженную негативную коннотацию в языке: «Богатство души не имеет» [Уваров 2009: 21], «Пусти душу в ад, будешь богат» [Даль 1984, т.1: 70]. Подобное отношение объясняется словами Евангелия: «и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» [Новый Завет 1993: 24].
Творчество Ф. М. Достоевского, известного русского классика, было выбрано для исследования неслучайно. Ф.М. Достоевский в своих произведениях показывает нравственную, духовную сторону человеческого характера, а глубокая религиозность данного писателя накладывает свой отпечаток на его понимание материального достатка. Во многих произведениях писателя раскрывается пагубное влияние богатства, денег, капитала на личностные качества человека, прежде всего душевные и духовные. Подобный оригинальное осмысление изучаемого явления и определило выбор произведений данного писателя в качестве материала для анализа в данной диссертационной работе.
Научная новизна работы обусловлена тем, концепт «богатство» как
сложное, многостороннее ментальное образование в творчестве
Ф.М.Достоевского не был предметом специального научного рассмотрения.
В процессе исследования выявляется авторское понимание изучаемого
явления на фоне его восприятия в русском менталитете вообще.
Осуществляется анализ его вербальных репрезентаций на разных уровнях
10
организации текста. В работе осуществлен анализ концепта «богатство» как лингвокультурного феномена, определены средства его индивидуально-авторской объективации в языке Ф.М.Достоевского, охарактеризованы способы восприятия двух заложенных внутри базового концепта основных культурных представлений - о материальном и духовном богатстве, изучена структура концепта в языке писателя.
Объектом нашей работы является концепт «богатство» в художественном языке Ф. М. Достоевского.
Предметом исследования являются основные уровни, составляющие структуру концепта «богатство», в произведениях Ф. М. Достоевского.
Практическим языковым материалом для диссертации послужили избранные прозаические произведения Ф. М. Достоевского «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди»», «Дядюшкин сон», «Записки из подполья», «Игрок», «Крокодил», «Записки из мертвого дома», «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «Преступление и наказание», «Село Степанчиково и его обитатели», «Зимние заметки о летних впечатлениях».
Целью работы является построение языковой, когнитивной и культурологической моделей художественного концепта «богатство» в творчестве Ф. Достоевского.
Для достижения данной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:
1) охарактеризовать основные теоретические положения современной когнитивной науки о концепте как особом лингвокультурном феномене;
2) выявить специфические черты художественного концепта, определить его идейную, смысловую и эстетическую роль в художественном тексте; рассмотреть художественный концепт как объект лингвопоэтического анализа;
3) изучить основные вербальные и когнитивные признаки концепта
«богатство» в русской национальной концептосфере; отметить исторические
11
предпосылки формирования содержательной стороны данного концепта и определить основные пути его развития;
4) произвести концептуальный анализ художественного концепта «богатство» в творчестве Ф.М. Достоевского, рассмотреть различные стороны его смыслового и содержательного воплощения с учетом синтагматического, семантического и прагматического аспектов;
5) определить образную, понятийною и ценностную составляющие в структуре концепта «богатство» в художественном языке Ф.М. Достоевского;
6) выявить языковые и культурные компоненты внутри художественного концепта «богатство» в произведениях Ф. Достоевского, позволяющие создать целостную когнитивную модель.
В качестве методологической основы диссертации были использованы основные теоретические положения и выводы известных отечественных и зарубежных ученых, занимающихся когнитивными исследованиями (Ю.Д. Апресяна, В.В. Колесова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Ю.Н. Караулова, В.И. Карасика, С.А. Аскольдова-Алексеева, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, В.В. Воробьева, С.Г. Воркачева, Е.С. Кубряковой, В.А. Масловой, И.А. Стернина, В.П. Абрамова, Л.А. Новикова, В.Н. Телия, З.Д. Поповой, Ю.С. Степанова, Н.В. Уфимцевой и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации имеющихся теоретических положений относительно природы и сущности концепта, решении ряда вопросов о специфике художественного концепта и его месте в художественной картине мира писателя, о способах языковой репрезентации концепта в литературном произведении, о соотношении индивидуальных и общенациональных представлений в структуре концепта.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее
результаты могут быть использованы в учебных курсах по лексикологии,
12
стилистике русского языка, когнитивной лингвистике, лингвокультурологии и лингвопоэтике, а также в спецкурсах, посвященных языку и творчеству Ф. М. Достоевского, с целью обучения когнитивному и концептуальному анализу художественных текстов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Главной задачей когнитивной лингвистики является изучение языка с точки зрения отражения в нем человеческого опыта. Особое значение при таком изучении приобретают универсальные единицы, характеризующиеся этнокультурной спецификой. Они имеют языковое выражение, в котором осуществляется категоризация и концептуализация определенных явлений внеязыковой действительности, то есть выявление наиболее существенных признаков и их систематизация в сознании носителей языка. Концепт «богатство» является важным социокультурным концептом, обладающим национально-специфическими чертами, проявляющимися на понятийном, образном и ценностном уровнях. Концепт «богатство», прочно закрепленный в сознании народа, связан с важнейшими сторонами человеческой жизни, а потому объективируется во множестве языковых форм. В нем отражается совокупность вербализуемой информации о материальной стороне жизни, сформированной в течение длительного исторического периода в русском национальном сознании и своеобразно преломленной в языковом сознании творческой личности.
2. Художественный концепт является важным понятием современной
научной парадигмы. Он относится к междисциплинарным терминам,
применение которого при исследовании художественного текста позволяет
реализовать интегративный подход, включающий лингвистическую,
стилистическую и этнокультурную составляющую. Изучение
художественного концепта как объекта лингвопоэтики позволяет определить
его роль в создании идейно-художественного своеобразия произведения
словесного творчества, охарактеризовать его эстетический, семантический,
стилистический, аксиологический потенциал. Художественный концепт
13
«богатство» в языке Ф.М. Достоевского отражает универсальный опыт литературной личности писателя, его мировоззрения, системы ценностей, способствует формированию новых художественных смыслов и творческого своеобразия его произведений.
3. Изучение художественного концепта позволяет углубить представление о способах мировосприятия и миропонимания литературной личности, что обогащает представление об идейном своеобразии произведений Ф.М.Достоевского и особенностях его творческой манеры. В когнитивно-культурологической модели концепта «богатство» выделяются два центра — «материальное богатство» и «духовное богатство». Для творчества Ф.М. Достоевского, как и для русского народа в целом, приоритет духовного богатства является несомненным. В языке отражаются специфические способы репрезентации двух составляющих концепта, формирующие структуру данного конструкта и актуализирующие разнообразные характеристики феномена богатства.
4. В языке Ф.М. Достоевского концепт «богатство» получает широкое отражение на всех уровнях, репрезентанты данного концепта включены в многообразные системы синонимических и антонимических отношений, характеризуются грамматической разноплановостью, богатым деривационным потенциалом, что свидетельствует о значительном внимании писателя к данному явлению. Для репрезентантов данного концепта характерно разнообразие синтагматических связей, широта семантического потенциала, наличие яркой ценностной составляющей. В творчестве Ф.М. Достоевского материальное богатство в преобладающем большинстве случаев характеризуется негативной коннотацией. В то же время духовное богатство обладает особой значимостью, отличается вневременным характером, в отличие от непрочности, быстротечности и эфемерности богатства материального.
5. Художественный концепт «богатство» в языковой картине мира Ф.М. Достоевского отражает глубокую религиозность данного писателя, во
14
многих его произведениях раскрывается губительное влияние материального достатка на человеческую душу. Бедность противопоставлена богатству в социальном, философском, нравственном и идеологическом смыслах, поэтому представление о бедности получает детальную разработку в художественном языке писателя. Оппозиция «богатство» - «бедность» относится к ключевым оппозициям в творчестве писателя.
Поставленные цель и задачи обусловили применение следующих методов исследования: описательный метод, с помощью которого определялись языковые средства, используемые для репрезентации концепта «богатство» в художественной прозе Ф. М. Достоевского; концептуальный анализ для изучения данного концепта как когнитивно-культурного феномена и построения когнитивной модели художественного концепта «богатство»; контекстуальный анализ, позволяющий выявить основные синтагматические характеристики представителей концепта; в качестве вспомогательного применялся статистический метод. При изучении концепта «богатство» интегрировались и общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, сопоставление.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на различных международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях: XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2014); Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Вызовы 21 века: Профессионализм современного педагога» (Набережные Челны, 2014); Научно-практической конференции «Русский язык: лингвокультурный и функционально-дискурсивный аспекты» (Казань, 2014); X международной научно-практической конференции «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия» (Новосибирск, 2015); Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Молодежь в научном поиске» (Набережные Челны, 2015);
15
Конкурсах научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященных традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения РТ (Казань, 2014, 2015, 2016 гг.); Международной научной конференция «И. А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика (V Бодуэновские чтения)» (Казань 2015); Региональных научно-практических конференциях молодых ученых, посвященных Дню славянской письменности и культуры «Русский язык и славянский мир» (Казань, 2015, 2016). Работа проходила апробацию также на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава КФУ (Казань, 2014, 2015, 2016).
По теме диссертации опубликовано девять научных работ, из них в журналах, рекомендованных ВАК РФ - 4.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения концептов в художественной картине мира
1.1. Понятие «концепт» в современной лингвистике. К
истории вопроса.
Современная лингвистика использует понятие «концепт» в разнообразных интегративных исследованиях. Самое широкое распространение термин «концепт» получил в когнитивном направлении языкознания.
Источниками данных для изучения концептов являются тексты, отражающие культуру, в числе которых поговорки, пословицы, афоризмы, фразеологизмы, названия широко известных произведений (к примеру — «Война и мир», «Что делать?», «Щит и меч» и так далее), а также концепции, которые сформированы в литературных произведениях (отнесем сюда концепцию войны Л. Толстого или концепцию личности А. Булгакова).
Концепт представляет собой ментальную единицу описания мира, содержащую культурные и языковые знания, оценки и представления. Поскольку концепт является живой единицей, в сферу которой затягиваются новые фоновые знания и представления, он может трансформироваться, менять типовой комплект ситуаций. Более мобилен оценочный компонент содержания концепта.
Поскольку концепт выражается в вербальной форме, посредством анализа словесных знаков лингвист может изучить и содержательную сторону концепта. Определение ядра концепта опирается на комплексное изучение всей общности речевого и языкового воплощения значения слова.
Во второй половине XX в. лингвистика активно развивает антропоцентрическую научную парадигму, с позиции которой явления языка рассматриваются в непосредственной связи с человеческим мышлением, а также деятельностью индивида [Постовалова 1988: 8]. Названное
направление предполагает, что познание языка возможно только сквозь призму познания человека как его носителя и творца, так как «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю — к человеку, к конкретной языковой личности» [Караулов 1989: 7].
Понятие языковой личности получило широкое распространение в
современных науках гуманитарного цикла, оно является одним из ключевых
и в антропоцентрическом направлении лингвистики (термин предложен
Ю.Н. Карауловым). Понятие подразумевает «многослойный и
многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к
осуществлению речевых поступков в разной степени сложности, поступков,
которые классифицируются по видам речевой деятельности (аудирование,
говорение, чтение, письмо) и по уровням языка...» [Караулов 1987:
29]. Схожее определение предлагает Л.П. Клобукова. По ее мнению,
языковой личностью является «многослойная и многокомпонентная
парадигма речевых личностей, владеющих разными коммуникативно -
языковыми подсистемами и пользующихся ими в зависимости от тех или
иных социальных функций общения» [Клобукова 1997: 29]. Г.И. Богин
характеризует языковую личность как «субъект речевой деятельности как
носитель готовности создавать и принимать произведения речи (тексты)»
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Героиня в пространстве художественного текста: лингвопрагматический аспект (на материале произведений русской классики XIX в.)2022 год, кандидат наук Купавская Алла Александровна
Концептосфера романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"2008 год, кандидат филологических наук Бондаревская, Ольга Анатольевна
Концепт КРАСОТА (на материале произведений Ф.М. Достоевского)2024 год, кандидат наук Манукян Гретта Викторовна
Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова2022 год, кандидат наук Унгурьянова Елена Александровна
Сложный концепт в художественной концептосфере: на материале образа города в русской и английской прозе 2-й половины XX - начала XXI вв.2013 год, кандидат наук Барабушка, Ирина Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сафонова Светлана Григорьевна, 2017 год
ИСТОЧНИКИ
1. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 2т. /В.И. Даль - Т.1. М.: Художественная литература, 1984. - 306 с.
2. Достоевский Ф.М. Бедные люди / Ф.М. Достоевский. -Ленинград. Художественная литература. 1984 - 328 с.
3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы в 2т. / Ф.М. Достоевский.
- Москва: Правда, 1991. - Т.1. - 416 с.
4. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы в 2т. / Ф.М. Достоевский.
- Москва: Правда, 1991. - Т.2. - 529 с.
5. Достоевский Ф. М. Дядюшкин сон / Ф.М. Достоевский // Повести и рассказы. Т.2. - Ленинград: Наука, 1988. С.391 - 518.
6. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома. Униженные и оскорбленные / Ф.М. Достоевский. - Москва: Правда, 1984 -480 с.
7. Достоевский Ф.М. Записки из подполья / Ф.М. Достоевский // Собрание сочинений в 12 томах. Т.2. - М: Правда, 1982. - С. 500-605.
8. Достоевский Ф.М. Игрок / Ф.М. Достоевский. - Том IV. -Ленинград: «Наука», 1989. - 476 с.
9. Достоевский Ф.М. Идиот / Ф.М. Достоевский. - Ижевск: Удмуртия, 1984. - 560 с.
10. Достоевский Ф.М. Крокодил / Ф.М. Достоевский // Собрание сочинений в 15 томах. - Том 4. Ленинград «Наука», 1989 - С. 551-584.
11. Ф.М. Достоевский. Зимние заметки о летних впечатлениях. / Ф.М. Достоевский // Собрание сочинений в 15 томах. Т.4. - Ленинград: Наука, 1989. - С.402-460.
12. Достоевский Ф.М. Петербургские сновидения в стихах и прозе / Ф.М. Достоевский // Собрание сочинений в 15-ти томах. - Л.: Наука, 1988. -Т. 3. - С. 482-502.
13. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский. - Москва: Правда, 1988 - 464 с.
187
14. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные / Ф.М. Достоевский // Записки из мертвого дома. Униженные и оскорбленные. - М: Правда, 1984, с. 221 - 47.
15. Достоевский Ф.М. Подросток / Ф.М. Достоевский. - Москва: Рабочий, 1987 -575 с.
16. Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели /Ф.М. Достоевский //Белые ночи: романы, повести. - М.:Эксмо-пресс, 1998. -854 с.
17. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. - 447 с.
18. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости: пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX - начале XXI веков / Н.В. Уваров. - М.: Инфра-Инженерия, 2009.-592 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.