Язык нерефлексивных форм познания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Кормочи, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кормочи, Елена Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические предпосылки изучения языка нерефлексивных форм познания.
1.1. Язык как предмет философского исследования.
1.2. Проблема взаимосвязи языка, сознания и мышления.
1.3. Соотношение рефлексивного и нерефлексивного, сознания и бессознательного и проблема языка.
1.4. Проблема специфики и взаимосвязи образа, знака и символа.
Выводы.
ГЛАВА 2. Нерефлексивные формы познания и проблема языкового выражения их содержания.
2.1. Понятие нерефлексивных форм познания и специфика изучения их языка.
2.2. Язык магии.
2.2.1. Примитивная магия.
2.2.2. Даосский путь достижения бессмертия.
2.3. Язык мантики.
2.4. Язык мистицизма.
2.4.1. Дзэн-буддизм.
2.4.2. Христианский мистицизм европейского средневековья.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Нерефлексивные формы познания и проблема разделения всех вещей на phachomena и noumena1998 год, доктор философских наук Сердюков, Юрий Михайлович
Нерефлексивные формы познания в контексте творчества Даниила Андреева2003 год, кандидат философских наук Орлова, Елена Викторовна
Мистическое познание в контексте восточного мировоззрения2013 год, кандидат наук Шашин, Захар Сергеевич
Миф в структуре познания и деятельности1999 год, доктор философских наук Оботурова, Галина Николаевна
Теория и культурно-историческая феноменология символа2004 год, доктор культурологии Фадеева, Ирина Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Язык нерефлексивных форм познания»
Актуальность исследования. Несмотря на то, что реалии современной жизни предоставляют нам множество доказательств расширения интеллектуальной области человеческой деятельности; несмотря на то, что в нашей повседневной жизни мы опираемся на логические формы мышления, человек всегда «имеет дело» с психическими явлениями, находящимися на уровнях, лежащих вне компетенции сознания. Эти явления обозначаются несколькими терминами: «бессознательное», «подсознательное», «неосознаваемое», «неосознанное» и др. Однако, не взирая на отсутствие единодушия в терминологии, многие философы едины во мнении, что данная таинственная область внутреннего мира требует пристального внимания и изучения.
В онто-гносеологическом аспекте жизнь есть когнитивный процесс, и, следовательно, любой организм, и человеческий в частности, может быть представлен в виде информационной системы. У человека можно выделить четыре подсистемы: генетическую, перцептивную, сенсорную и ментальную, базирующиеся на пяти способах получения информации: экспрессии генов, ощущении, непосредственном восприятии, интуиции и рефлексии1. Первые четыре способа получения информации могут быть названы нерефлексивными и в эволюционном и историческом аспектах предшествовали рефлексии, поэтому в ранних культурно-исторических формах познания нерефлексивный фактор доминировал, а рефлексивный имел подчиненный характер. Такими нерефлексивными формами познания (НФП) являются магия, мантика и мистицизм, реализующиеся в основном в сфере бессознательного и базирующиеся на принципах, отличных от принципов, на которых основываются правила рассудка и рефлексия.
1 Сердюков Ю.М. Демифологизация магии. - Уссурийск, 2003, с. 14.
Как известно, средством формирования, передачи и выражения информации любого рода является язык. По этой причине, обратившись к исследованию нерефлексивных форм познания, мы пришли к необходимости изучения специфики языка данных когнитивных феноменов, в связи с чем была поставлена цель - разработать релевантный теоретико-методологический базис и выявить его эффективность в результате применения для описания языка ряда конкретно-исторических типов НФП.
Степень разработанности проблемы. Задачи, решаемые в диссертации, потребовали обращения к работам как зарубежных, так и отечественных философов, лингвистов, психологов, культурологов, филологов, семиотиков.
Концепция нерефлексивных форм познания разработана Ю.М.Сердюковым. Проблема соотношения рефлексивного и нерефлексивного в сознании исследуется в работах Т.П. Матяш.
Понятие нерефлексивного с различных позиций затрагивается Э. Гуссерлем, Ж.-П. Сартром, М. Мерло-Понти, Дж. Серлом.
Исследования феномена бессознательного представлены в трудах З.Фрейда (психоанализ), К.Г. Юнга (аналитическая психология), С. Грофа (трансперсональная психология), Ж. Лакана (структурный психоанализ), Д.И. Дубровского, А.Г. Спиркина.
Феномен сознания исследуется В.А. Лекторским, Б.М. Величковским, Д.И. Дубровским, М.И. Мамардашвили, А.Г. Спиркиным, В.В. Налимовым, Дж. Серлом.
Проблема рефлексии разрабатывается в трудах В.А. Лекторского, А.П. Огурцова, B.C. Швырева.
Проблемы взаимосвязи мышления, сознания и языка разрабатываются в исследованиях Г.В.Ф. Гегеля, Л.С. Выготского, Л.С. Леонтьева, А.А. Жинкина, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Р. Якобсона, В.В. Морковкина, В.З. Панфилова, С.Лангер. Психологические механизмы речевой деятельности исследуются в работах А.Р. Лурия, JI.C. Выготского, Ж. Пиаже, А.А. Леонтьева, Ф. Гормана, Д.Л. Спивака.
Измененные состояния сознания и связанные и ними явления, трансперсональные переживания, высшие состояния сознания, состояния «Просветления» исследуются в работах Ч. Тарта, С. Грофа, К. и С. Гроф, Р. Уолша, К. Уилбера, В.В. Налимова, Д.Л. Спивака, Мейстера Экхарта, Я. Беме, Д.Т. Судзуки, Д. Уайта.
Вопросы первобытного мышления, магического ритуала, шаманизма, мифологии нашли отражение в трудах В.Вундта, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Э. Дюркгейма, Дж. Фрейзера, Б. Малиновского, В.Тэрнера, Э.Б. Тайлора, Дж. Кэмпбелла, Р. Уолша, А.Ф. Лосева, И.М. Дьяконова, А.Ф. Косарева.
Язык как предмет философского исследования анализируется в работах Аристотеля, Платона, Плотина, Г. Лейбница, Ф.Бэкона, Дж.Беркли, Ф. Ницше, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа, Дж. Пирса, Х.-Г. Гадамера, П. Рикёра, В. Дильтея, Ф. Шлейермахера, М. Бартоли, Дж. Бертони, М. Хайдеггера, Э. Кассирера, Р. Барта, Ж. Дерриды, А. Чёрча, Д. Льюиса.
Весьма разностороннее и обширное исследование символического находим в философской герменевтике (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр), в философии символических форм (Э.Кассирер), в аналитической философии (Л. Витгенштейн, К. Поппер), в аналитической психологии (К.Г. Юнг), в структурном психоанализе (Ж. Лакан), в постмодернизме (Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Батай, Ф. Гваттари).
Символ и знак являются объектом изучения П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева, Ч.Пирса, К.Г. Юнга, Ч.У. Морриса, Дж. Брауна, С.Лангер.
Метафора выступает объектом изучения в трудах П. Рикёра, Х.-Г. Гадамера, В.В. Налимова, И.А. Дмитриевой, С. Лангер.
Исследование образа встречаем в работах В.Ф. Фрейденберг, Ю.И. Романова, Дж. Вико.
В трудах Платона, Аристотеля, В. фон Гумбольдта, Ф. де Соссюра, Э. Сепира, Б. Уорфа, Л. Вайсгербера, JI. Блумфилда, Н. Хомского представлены различные лингвистические концепции языка.
Различным аспектам древнекитайской мантики, даосизма, дзен-буддизма посвящены труды Ю.К. Щуцкого, А.Е. Лукьянова, Э.С. Стуловой, Е.А. Торчинова, А.И. Кобзева, С.В. Зинина, Г.Э. Гороховой, Л.С. Васильева, Р. Вильгельма и Г. Вильгельма, Фэн Юланя, Лю Дацзюня, Д.Т. Судзуки, Лю Гуань Юя.
Объектом исследования выступают нерефлексивные формы познания. Предметом исследования являются языковые средства выражения нерефлексивных содержаний ментальности в НФП.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является разработка теоретико-методологического базиса исследования специфики языка нерефлексивных форм познания и демонстрация его эффективности на анализе ряда конкретно-исторических типов НФП. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи: исследовать процесс становления представлений о языке в европейской философии; исследовать проблему взаимосвязи языка, сознания и мышления; выявить специфику и взаимосвязи между образом, знаком и символом как основными формами существования языка; исследовать представления о сознании и бессознательном, рефлексивном и нерефлексивном применительно к проблеме языка; выявить причины невозможности адекватного описания и передачи состояний и знаний, являющихся результатом НФП, средствами вербального языка (дискурса); выявить и описать специфику вербальных и невербальных средств, при помощи которых субъект НФП получает информацию; сформулировать основные отличия языка НФП от языка рефлексивных форм познания.
Методология исследования
В качестве специфических концепций языка и методов исследования в диссертации рассматриваются философская герменевтика и структурный (лингвистический) психоанализ. Герменевтика как общая теория интерпретации имеет место там, где мы сталкиваемся с множественностью смыслов, с подтекстом, с символом, смысл которого нельзя объяснить, сведя к однозначной логической формуле. Именно с такого рода ситуациями мы сталкиваемся в НФП. Структурный (лингвистический) психоанализ, в котором структура бессознательного уподобляется структуре языка, ставит перед собой задачу исследовать речевой поток на уровне означающего, совпадающего о бессознательным. Сферой же реализации НФП является именно бессознательное.
Выделение нерефлексивных форм познания в диссертации производится в соответствии с концепцией НФП, разработанной Ю.М. Сердюковым.
Поскольку объекты анализа в исследовании: примитивная магия, даосский путь достижения бессмертия, древнекитайская мантика, дзэн-буддизм и христианский мистицизм европейского средневековья принадлежат к различным культурным традициям и предполагают сопоставление, постольку целесообразным явилось использование элементов философского компаративизма.
Помимо уже названных методов, мы используем элементы структурного и системного методов, а также основные формально-логические и общенаучные методы и принципы.
Научная новизна исследования, по мнению автора, состоит в следующем:
- впервые предпринята попытка выявления и описания специфики вербальных и невербальных способов выражения латентных и полностью бессознательных содержаний в НФП;
- обоснован релевантный специфике исследования языка НФП теоретико-методологический базис;
- выявлены причины невозможности адекватного выражения и передачи достигаемых в НФП состояний и знаний при помощи средств вербального языка (а точнее, его основной составляющей - номинативного языка объектных высказываний);
- выявлены о охарактеризованы основные вербальные и невербальные языковые средства, при помощи которых субъект НФП получает информацию.
Положения, выносимые на защиту
1. В результате доминирования в Европе рационалистической философии аристотелевско-гегелевского типа нерефлексивные содержания ментальности и язык, их выражающий, находились на периферии внимания исследователей, поскольку в рамках рефлексивной установки сознания в большей степени изучалась сознательная, рефлексивная, логико-мыслительная деятельность субъекта и выражающий ее номинативный язык объектных высказываний.
2. Попытки исследования нерефлексивных аспектов духовного опыта и его языка с различных позиций предпринимались в ряде направлений философии: аналитической психологии, герменевтике, структурном (лингвистическом) психоанализе и др., опыт которых весьма полезен при изучении языка НФП.
3. Нерефлексивные формы познания по своим онтологическим, культурно-историческим, операциональным и синтаксическим свойствам отличаются от форм рефлексивных, в связи с чем язык НФП отличен от языка рефлексии, и в качестве основных языковых форм в НФП выступают образ, символ и метафора.
4. Нерефлексивные содержания ментальности выходят за рамки логико-мыслительной деятельности с ее предметно-логическим содержанием, выражающимся в имеющих субъектно-предикатную структуру объектных высказываниях номинативного языка, поэтому информация, полученная в НФП, эксплицируется в формах образно-символических и метафорических, которые в силу своей специфики трудно переводимы в формы вербально-логические. Именно в этом причина невозможности адекватной передачи состояний и знаний, явившихся результатом НФП, средствами вербального языка (дискурса). Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и описании специфики языка нерефлексивных форм познания. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов как в общих курсах философии в разделе «Теория познания», так и в специальных курсах по данной тематике («Философия языка», «Язык и сознание»).
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора, общий объем которых составил 3,1 п.л. Результаты исследования получили отражение в выступлениях на научных конференциях: 1) межвузовская научно-теоретическая конференция (г. Петропавловск-Камчатский, 2000); 2) региональная научно-практическая конференция «Личность. Духовность. Творчество» (г. Петропавловск-Камчатский, 2001); 3) научно-теоретическая конференция «Актуальные проблемы познавательной активности субъекта» (г. Петропавловск-Камчатский, 2002).
Некоторые положения диссертации включены в лекционные курсы философии и логики, а также в спецкурс «Философия языка», прочитанные автором в вузах Петропавловска-Камчатского.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социально-гуманитарных наук Камчатского государственного педагогического университета.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав с параграфами и выводами внутри каждой, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Феноменальность смысла: Философско-методологический анализ2003 год, доктор философских наук Ланкин, Вадим Геннадьевич
Проблема знакового и образного сознания в структуре философской антропологии2006 год, кандидат философских наук Харламов, Игорь Николаевич
Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма2004 год, кандидат философских наук Яцевич, Олег Борисович
Социальная детерминация диалектики символических форм художественного познания в культуре2004 год, кандидат философских наук Решетников, Станислав Юрьевич
Критический анализ феноменологического метода исследования психических явлений2004 год, кандидат философских наук Емельянов, Андрей Михайлович
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Кормочи, Елена Александровна
147 Выводы
1. Человек, представленный в качестве информационной системы, содержит четыре подсистемы: генетическую, сенсорную, перцептивную и ментальную, которые базируются на пяти способах получения информации: экспрессии генов, ощущении, непосредственном восприятии, интуиции и рефлексии. Первые четыре способа могут быть названы нерефлексивными и по своим онтологическим, культурно-историческим, операциональным и синтаксическим свойствам отличаются от рефлексивных способов получения информации.
2. На нерефлексивных способах получения информации основываются особые формы познания - нерефлексивные (НФП), к которым можно отнести магию, мантику и мистицизм. В диссертации рассматриваются пять конкретно-исторических типов данных НФП: примитивная магия, даосский путь достижения бессмертия, древнекитайская мантика, дзэн-буддизм и христианский мистицизм европейского средневековья, базирующиеся на иных, нежели правила рассудка и рефлексии, принципах и характеризующиеся следующими специфическими чертами:
- снятие оппозиции субъект-объект; иная, нежели базирующаяся на действии закона противоречия, направленность познавательной деятельности;
- иное, нежели свойственное формальной логике, толкование причинно-следственных связей;
- реализация в сфере бессознательного;
- трансцендирование как способ преодоления барьера между phaenomena и noumena;
- интуиция как главный метод познания;
- невозможность адекватного описания и передачи знаний и состояний, достигаемых в НФП при помощи номинативного языка объектных высказываний;
- особый язык, основными формами которого выступают образ, символ, метафора.
3. Конкретно-историческим типом магии как НФП, соответствующим архаическому мышлению, является примитивная магия в целом и шаманизм в частности. Большая роль у человека архаической эпохи правополушарного мышления привело к формированию образности и метафоричности языка. Все знание древних о мире и человеке содержались в мифах, слово мифа - не знак, а символ (смыслообраз), способный соединить сознание и бессознательное, чувственное и рациональное, логичное и алогичное. Язык магического ритуала многообразен, сложен и включает как вербальные средства: слово мифа -символ (смыслообраз), заклинание; так и невербальные: визуальные образы, изображения, звук, жест, танец, предмет-символ и пр.
4. Даосский путь достижения бессмертия в качестве методологической основы использует нумерологию «И цзин» с ее символами - ГГ (гуа) и чертами (яо). Алхимическая терминология символична и метафорична, да и сам алхимический процесс описан символически (например, минералы и металлы -символы сил Универсума и одновременно символы процессов, протекающих в организме человека). Внутренняя алхимия - метафора, символ особого психотренинга, направленного на трансформацию психосоматических характеристик адепта. Даосские тексты (например, «Главы о прозрении истины) многослойны, аллегоричны, метафоричны. Категория Дао признана принципиально невербализуемой, непознаваемой разумом, поэтому именно символ в силу своей специфики может помочь адепту продвигаться по избранному пути. Дискурс, разлагающий реальность на субъект и объект, не способен быть адекватным средством описания единой реальности, так как ей не свойственно противопоставление субъекта и объекта.
5. В традиционном Китае степень достоверности рефлексивных форм познания (наука и пр.) и нерефлексивных (мантика) считалась сопоставимой. Любое сколько-нибудь значительное дело сопровождалось мантическими ритуалами бу (гадание на панцире черепахи или кости крупного рогатого скота) и ши (гадание на стеблях тысячелистника) и др. Мантические ритуалы пронизаны символикой и метафорами. В ритуале бу результирующее заключение делалось на основе интуитивной интерпретации гадателем знака на панцире черепа или кости животного и трактовалось как повеление предков. Основа ритуала ши - каноническая часть «Чжоу и» - «И цзин» помимо иероглифов содержит особые символы - гексаграммы (ГГ), описывающие весь мировой процесс. Результирующее заключение производилось на основе интуитивной трактовки гадателем афоризмов к ГГ или ее отдельной черте. Ни один аспект «Чжоу и» не поддается формализации.
6. Главная цель дзэн-буддизма - узреть основу жизни, проникнуть в природу ума, постичь трансцендентную мудрость («праджну»). Постижение праждны возможно путем преодоления интеллектуального барьера с помощью воли и интуиции. Дзэн допускает восприятие и чувство, но стоит выше всяких понятий и абстракций. Новый взгляд на реальность - сатори (другое название -кэнсе) - просветление, проникновение в природу вещей, которое противоположно логическому аналитическому постижению. Познать сатори можно, лишь испытав его. Вербальный язык (дискурс) бессилен в дзэне, поскольку, будучи тесно связанным с интеллектом, язык мало пригоден для выражения и описания переживаний, лишенных «умственного» элемента. Вербальный язык, дискурс создан для использования в относительном (физическом, эмпирическом) мире и не предназначен для выражения абсолютного, того, что находится за пределами множественности и свободно от всех внешних и внутренних форм. Девизом дзэна могут быть слова: «Никакой зависимости от слов!»250. Однако учителя дзэна использовали вербальный язык в виде коанов и мондо, чтобы при помощи этих парадоксальных и нелогичных высказываний вывести ученика за пределы рассудка и помочь достижению сатори. Кроме того, в дзэне имеют место и такие средства как звуки (например, звук камня, ударившегося о ствол бамбука; крик и др.), удары и пр.
7. Для средневекового мистицизма основополагающим является тезис о тождестве Бога и души, которые есть «ничто» в представлении человека. Результатом мистического пути является, во-первых, состояние тождества с Абсолютом; во-вторых, истинное знание Бога; в-третьих, снятие противопоставления субъекта и объекта; в-четвертых, обретение душой своей несотворимой сущности; в-пятых, интуитивное проникновение в глубины истины, закрытые для рассудка. Мистическое переживание может быть вызвано при помощи различных языковых средств как вербального, так и презентативного характера: визуального образа, символического образа, фразы, слова, светового эффекта, запаха и пр. Большинство мистиков считают, что адекватное выражение сущности мистических переживаний невозможно. Причины этого видятся в следующем: во-первых, вербальный язык (дискурс) предназначен для передачи знаний интеллектуальных и чувственных, знания же трансцендентальные передавать не может; во-вторых, в мистическом переживании нет разделения на форму и содержание, а потому о нем не может быть составлено объектного высказывания номинативного языка; в-третьих, мистическое переживание может принимать форму отдельного образа, целой «образной картины» или символа (как правило, религиозного). Адекватная передача содержания мистического переживания невозможна, поскольку образ сугубо индивидуален, а символ безгранично многозначен.
8. Итак, мы можем заключить следующее: информация, являющаяся результатом какой-либо нерефлексивной формы познания, поступает субъекту посредством образа, символа или метафоры. В свою очередь, адекватно передать другому состояние и информацию, явившиеся результатом НФП при помощи средств вербального языка, дискурса (а точнее сказать, номинативного языка объектных высказываний) невозможно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объект диссертации - нерефлексивные формы познания, и предмет -способы выражения нерефлексивных содержаний ментальности в НФП определили цель нашего исследования - разработку релевантного теоретико-методологического базиса исследования специфики языка нерефлексивных форм познания и демонстрацию его эффективности на анализе языка ряда конкретно-исторических типах НФП.
Для реализации намеченной цели был поставлен ряд задач, в результате решения которых было установлено следующее.
Во-первых, в рамках рефлексивной установки сознания, доминирующей в философии аристотелевско-гегелевского типа, изучалась в основном рефлексивная, логико-мыслительная деятельность субъекта и выражающий ее номинативный язык объектных высказываний, а нерефлексивные содержания ментальности и язык, их выражающий, элиминировались из поля зрения исследователей. Однако попытки ответить на вопрос о специфике языка бессознательного, нерефлексивного все же предпринимались, в частности в герменевтике, структурном (лингвистическом) психоанализе и психоаналитической философии юнгианского типа.
Во-вторых, возможным решением проблемы взаимосвязи языка, мышления и сознания, по нашему мнению, представляется концепция ментально-лингвального комплекса (МЛК) - самоорганизующейся информационной системы, функционирующей на основе человеческого мозга и обеспечивающей восприятие, понимание, оценку, хранение, порождение и передачу информации.
В-третьих, в качестве специфических форм языка выступают образ, знак и символ, взаимосвязанные как генетически, так и функционально
Сформулировав теоретико-методологический базис исследования языка НФП, мы предприняли попытку продемонстрировать его эффективности, для чего обратились к анализу языка пяти конкретно-исторических типов НФП: примитивной магии (в частности шаманизма), даосского пути достижения бессмертия, древнекитайской мантики, дзэн-буддизма и христианского мистицизма европейского средневековья.
Данные конкретно-исторические типы НФП характеризуются рядом существенных черт, коренным образом отличающих их от форм познания, основывающихся на рефлексии. НФП базируются на принципах, кардинальным образом отличных от принципов рассудка и рефлексии; в них отсутствует противопоставления субъекта и объекта, они реализуются в основном в сфере бессознательного; законы логики в НФП не действуют, главным методом познания в них выступает интуиция; способом преодоления субъектом барьера между phaenomena и noumena является трансцендирование и др. В связи с этим нами выдвигается предположение о наличии у данных познавательных феноменов особого языка.
По нашему мнению, нерефлексивные содержания ментальности могут быть выражены языком образов, символов и метафор. Образы являются универсальной формой человеческого восприятия, появившейся до возникновения других языковых форм. Образы лежат в основе представления и действует как в сфере сознания, так и в бессознательном.
Символ характеризуется множественностью смыслов, многосложностью и многоуровневостью структуры и одновременной принадлежностью к сферам сознания и бессознательного. Символ всегда больше, нежели его непосредственное значение, что требует активной внутренней работы воспринимающего. В силу своей специфики связать сознание и бессознательное, чувственно воспринимаемое и умопостигаемое, иррациональное и рациональное, образ и идею непознаваемое и уже познанное.
Язык НФП метафоричен, поскольку в отражающих нерефлексивными формами познания ментальных структурах логика либо вообще не играет существенной роли, либо подчинена интуиции, выступающей в качестве основного метода познания. Специфика же метафоры как раз и заключается в нарушении логических законов вообще, и закона противоречия в частности.
Что же касается проблемы невозможности адекватного описания и передачи состояний и знаний, достигаемых в НФП, то, по нашему мнению, прояснению ситуации могут способствовать следующие положения. Во-первых, знания, являющиеся результатом НФП, ближе к знаниям личным и эксплицируются в образно-символических и метафорических формах, в отличие от знаний коллективных, эксплицирующихся в формах вербального языка и логики (номинативный язык объектных высказываний). Во-вторых, в психофизиологическом единстве личности любая полученная нерефлексивным путем информация может осмысливаться самим субъектом и передаваться другим только в рефлексивных формах. Особенности же НФП выводят их за рамки логико-мыслительной деятельности и предметно-логического содержания, в котором основополагающим является оппозиция субъекта и объекта, что реализуется в субъектно-предикатной структуре вербально-логических языковых форм (в номинативном языке объектных высказываний). Здесь и возникает главная трудность - информация (знания), существующая в формах образно-символических и метафорических трудно переводима в вербально-логические формы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кормочи, Елена Александровна, 2003 год
1. Автономова Н.С. Психоаналитическая концепция Жака Лакана // Вопросы философии. - 1973. -№11. -С. 140-163.
2. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977.
3. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975. - 648 с.
4. Аристотель. Категории. Соч. в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1978. - 687 с.
5. Аристотель. Об истолковании. Соч. в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1978. - 687 с.
6. Ахманов А.С. Логические формы и их выражение в языке // Мышление и язык. М., 1957. -256 с.
7. Ахундов М.Д Картина мира: от мифа к науке // Природа. 1987. - №12. - С. 55-78.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. 423 с.
9. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М.: Высшая школа, 1975. -304 с.
10. Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 1978. - 304 с.
11. Бескова И.А. Язык символов как эпистемологический феномен. / Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 134-162.
12. Бёме Я. Аврора или Утренняя заря в восхождении. СПб.: Азбука, 2000. -412 с.
13. Боброва С.П. Мифологическое сознание: методологические проблемы исследования семиотического компонента. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Иваново, 1997. - 198 с.
14. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Алетейа, 1999. - 216 с.
15. Бэкон Ф. Сочинение в двух томах. Т.1. М.: Мысль, 1971. - 576 с.
16. Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин»: Сборник. М.: Алетейа, 1998.-208 с.
17. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М.: Гнозис, 1994. - 612 с.
18. Витгенштейн Л. Культура и ценность / Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М.: Гнозис, 1994. - 612 с.
19. Вяткина Н.Б. Проблема смысла: семантика и онтология / Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев: София, 1982. - 335 с.
20. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. - 704.
21. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1970. - 671 с.
22. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1970.
23. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. Т.З. М.: Мысль, 1977.
24. Герасимова И.А. Танец: эволюция кинестезического мышления / Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 84-118.
25. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1986. - 218 с.
26. Горохова Г.Э. К проблеме интерпретации категорий традиционной китайской философии / Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. - С. 30-43.
27. Грецкий М.Н. Французский структурализм. М.: Политиздат, 1971. - 203 с.
28. Гроф К., Гроф С. Духовные опасности: понимание и лечение трансперсональных кризисов / Пути за пределы «эго». М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.-С. 159-167.
29. Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию. М., 1884. - 384 с.
30. Дао дэ цзин / Дао: гармония мира. М.: Изд-во Эксмо, Харьков: Изд-во Фолио, 2002. - С.9-37.
31. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.-418 с.
32. Древнекитайская философия. Собр.текстов в двух томах. М.: Мысль, 19721973.
33. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Наука, 1983.
34. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990. -246 с.
35. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений / Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.:Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1996. - С.6-74.
36. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков. М.: Просвещение, 1960. - 405 с.
37. Зинин С.В. Мантические ритуалы бу и ши в эпоху Чунь цю (VIII-V вв.до н.э.) / Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. - С.155-172.
38. Зинин С.В. Исследования по китайской мантике // Народы Азии и Африки. 1989. - №5. - С.168-177.
39. Иорданский В.Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии. М.: Наука, 1991.-319 с.
40. Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.
41. История лингвистических учений. Древний мир. Л.: Наука, 1980. - 503 с.
42. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. -СПб.: Лань, 1997.-480 с.
43. Капра Ф. Дао физики: Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб.: ОРИС, 1994. - 303 с.
44. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 654 с.
45. Кассирер Э. Эссе о человеке / Мистика. Религия. Наука. М.: Канон, 1998. -С. 379-430.
46. Кацуки С. Практика Дзэн / Дзэн-Буддизм. Бишкек, 1993. С.469-670.
47. Киселева М.С. Культурные коды и типы культуры / Культурология. М., 1993.
48. Кобзев А.И. Троично-пятеричные текстологические структуры и понятия «сань у». XI научная конференция «Общество и государство в Китае» - М., 1980. 4.1.
49. Кобзев А.И. О категориях китайской философии // Народы Азии и Африки. 1982.-№1.-С. 47-58.
50. Кобзев А.И. Методология традиционной китайской философии // Народы Азии и Африки. 1984. - №4. - С. 52-63.
51. Кобзев А.И. Методологическая специфика традиционной китайской философии / Методологические проблемы изучения философии зарубежного Востока. М., 1987. - С. 43-74.
52. Кобзев А.И. Гадания по «Канону Перемен» / Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». М.: Наука, 1993. - С.520-525.
53. Козлова М.С. Философские искания Л.Витгенштейна / Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М.: Гнозис, 1994. - C.VII-XXI.
54. Косарев А.Ф. Философия мифа. М.: Университетская книга, 2000. - 304 с.
55. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. - 153 с.
56. Кухта М.С. специика семантического выражения онтологических оснований мифологического сознания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Томск, 1998. - 129 с.
57. Лакан Ж. Телевидение. М.: Гнозис, 2000. - 160 с.
58. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики, разума. Ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. - 287 с.
59. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 608 с.
60. Леви-Брюль Л. Мистический опыт и символы первобытных людей / Мистика. Религия. Наука. М.: Канон +, 1998. - С.322-358.
61. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1985. - 536 с.
62. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
63. Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. - №7. -С. 152-164.
64. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1983. - 686 с.
65. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
66. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 655 с.
67. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 479 с.
68. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. -524с.
69. Лю Гуань Юй. Даосская Йога. Алхимия и бессмертие / Дао: гармония мира.- М.: Изд-во Эксмо, Харьков: Изд-во Фолио, 2002. С.515-675.
70. Лю Дацзюнь. «И цзин» и историко-илософская традиция древности и средневековья. М.: ИФ РАН, 1992.
71. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.
72. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. - 525 с.
73. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998. - 304 с.
74. Матяш Т.П. Сознание как единство нерефлексивности и рефлексивности. -Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. -Ростов н/Д., 1990. 334 с.
75. Мелетинский Е.М. М.: Наука, 1976. - 407 с.
76. Меркулов И.П. Когнитивные типы мышления / Эволюция. Язык. Познание.- М.: Языки русской культуры. 2000. С.70-84.
77. Мертон Т. Дзэн и голодные птицы / Судзуки Д. Мистицизм: христианский и буддистский. Киев: София, 1996. - С. 193-284.
78. Микешина JI.A. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс- Традиция, 2002. 624 с.
79. Мистика. Религия. Наука.Классики мирового религиоведения. Антология. -М.: Канон+, 1998. 432 с.
80. Морковкин В.В. Язык, мышление и сознание / Русский язык. Энциклопедия. М.: Дрофа, 1998. - С.663-666.
81. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. - 287 с.
82. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). М.: Мысль. - 254 с.
83. Новая философская энциклопедия: в 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 2001. - 605 с.
84. Панфилов В.З. Взаимоотношения языка и мышления. М.: Наука, 1971. -232 с.
85. Панфилов В.З. гносеологические аспекты философских проблем языкознания. -М.: Наука, 1982. 358 с.
86. Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания. М.: Наука, 1977. -287 с.
87. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
88. Пиотровский Р.Г., Бектаев К.Б., Пиотровская А.А. Математическая лингвистика. М.: Наука, 1977.
89. Платон. Федон. Сочинения в 3-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1970. - 550 с.
90. Пути за пределы «эго». М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. -318 с.
91. Рассел Б. Почему я не христианин: избранные атеистические произведения.- М.: Политиздат, 1987. 334 с.
92. Рассел Б. Человеческое познание. Киев: София, 1997. - 645 с.
93. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
94. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996.-270 с.
95. Романов Ю.И. Философия образа (онтологические, гносеологические, аксиологические аспекты) Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - СПб., 1997. - 346 с.
96. Русский язык. Энциклопедия. М.: Дрофа, 1998. - 703 с.
97. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс., 1993.
98. Сердюков Ю.М. Нерефлексивные формы познания М.: Прометей, 1997. -84 с.
99. Сердюков Ю.М. Нерефлексивные формы познания и проблема разделения всех вещей на phaenomena и noumena. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 1998.
100. Сердюков Ю.М. Критический очерк психофизического дуализма. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003. 94 с.
101. Сердюков Ю.М. Демифологизация магии. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2003.- 154с.
102. Серл Дж. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.
103. Си цы чжуань / Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен» М., 1993.
104. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии (Человек в пространстве культуры) Новосибирск, 1996. - 184 с.
105. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991. - 276 с.
106. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. -414с.
107. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. - 489 с.
108. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.
109. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, 1975.-311 с.
110. Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия / Из истории традиционной китайской идеологии. М.: Наука, 1984. - С.230-270.
111. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма / Дзэн-Буддизм. Бишкек: МП Одиссей, 1993. - 672 с.
112. Судзуки Д. Мистицизм: христианский и буддистский. Киев: София, 1996. - 288 с.
113. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 572 с.
114. Торчинов Е.А. О связи между даосским учением о бессмертии и философией раннего даосизма / XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1982. 4.1.
115. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
116. Торчинов Е.А. Религиозная доктрина даосизма: учение о бессмертии и путях его обретения / Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. - С.7-54.
117. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 277 с.
118. Уолш Р. Дух шаманизма. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996,-288 с.
119. Фалев А.И. Классическая методология традиционной китайской чжэнь-цзю терапии. М.: Прометей, 1991.
120. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
121. Философская энциклопедия. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1964. -584 с.
122. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Собр.соч.в 2-х тт. Т.1. -М.: Правда, 1990. 839 с.
123. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Собр.соч. в 2-х тт. Т.2. М.: Правда, 1990.-439 с.
124. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. - 447 с.
125. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература, 1998. - 800 с.
126. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. - 703 с.
127. Фуко М. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1877. - 488 с.
128. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия. -376с.
129. Хайдеггер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка. -М., 1993.
130. Чжань Бо-дуань. Главы о прозрении истины. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. - 346 с.
131. Чжуан-цзы / Дао: гармония мира. М.: Изд-во Эксмо, Харьков: Изд-во Фолио, 2002.-С.151-377.
132. Что такое просветление? Под ред. Джона Уайта. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 326 с.
133. Шульгин Д.Н. Язык как модель человеческой культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 1998. - 184 с.
134. Щуцкий Ю.К. Классическая китайская «Книга Перемен». Ростов н/Д: Феникс, 1998.-544 с.
135. Эволюция. Язык. Познание. М.: Язык русской культуры, 2000. - 272 с.
136. Экхарт, Мейстер. Духовные проповеди и рассуждения. СПб., 2000. -215с.
137. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. -272 с.
138. Энциклопедия восточного символизма. М.: Издательство АДЕ «Золотой Век», 1996.-432 с.
139. Энциклопедия мистических терминов. М.: Локид; Миф, 1998. - 576 с.
140. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 299 с.
141. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. - 320 с.
142. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.: Порт-Рояль, 1997. - 384 с.
143. Юнг К.Г. Aion. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997. - 336 с.
144. Язык и мышление. Сборник статей / Отв.ред. Ф.П. Филина. М.: Наука, 1967.-312 с.
145. Berlin I. The philosophical ideas of Gianbatista Vico // Vico and Herder. -London, 1979.
146. Brown J. Self and process. Brain States and Conscious Present. N.Y., L., Berlin, 1990.
147. Church A. The Need for Abstract Entities in Semantic Analysis. Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences, 1980.
148. Eco U. Theory of Semiotics. Bloomington. London, 1976.
149. Gorman F. Rationality and Relativity: The Quest for Objective knowledge. -Albershot/Brookfield USA, 1989.
150. Lewis D. Convention. Cambridge Mass, 1969.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.