Язык как способ обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Брюховская, Людмила Григорьевна

  • Брюховская, Людмила Григорьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 156
Брюховская, Людмила Григорьевна. Язык как способ обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Магнитогорск. 2002. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Брюховская, Людмила Григорьевна

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I. Языковое пространство бытия человека.13

1. Онто-гносеологические основания построения концепции языкового пространства как формы бытия человека.13

2. Уровни языкового пространства, его символическая и мифологическая природа.46

Глава II. Диалектика судьбы: язык и смысл.65

1. Концепт судьбы в культуре и языке.65

2. Язык - привнесенный смысл в судьбу мира.82

Глава III. Свобода как самоопределение "Я" человека в его соотнесенности с судьбой.125

1. Свобода как самоопределение человеческого "Я".125

2. Язык и свобода человека.137

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Язык как способ обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека»

Актуальность исследования. Философская мысль сегодня - это, в значительной мере, попытки по-новому понять природу человека, его укорененность в бытии и межчеловеческих связях. Поставить вопрос о бытии человека - значит, быть готовым к преодолению разрыва между свободой и судьбой как двумя противоположностями, составляющими сущность человеческого бытия. Преодолевая этот разрыв, мы как бы переименовываем отрицательность в позитивность. Важно при этом учесть, что всякая оппозиция, как сказал Тиллих, "существует за счет содержания, которое отрицает". Только при этом условии мы можем восстановить утраченную ценность понимания взаимозависимости судьбы и свободы - проблемы, со всей остротой сформулированной И. Кантом в третьей антиномии чистого разума.

В советском лексиконе слово "судьба" не должно иметь места", -провозглашал некогда М. Горький, убежденный, что тем самым он отстаивает свободу человека. А между тем, Н. Бердяев, которого называют "философом свободы", утверждал: "В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема об ожидающей нас судьбе", - говорил H.A. Бердяев ("Воля к жизни и воля к культуре" - 1922). Для современного общества, вступившего в третье тысячелетие, тема взаимосвязи судьбы и свободы не утратила своей актуальности. Более того, она обострилась: недаром все говорят о системном кризисе человеческой цивилизации, явившимся результатом свободы или своеволия человека. Вот почему данная тема требует непрерывного осмысления в рамках самых разных областей философии, в том числе связанных с изучением языка. Тем более, что всегда существует некая тайна языка, которую нельзя постигнуть с помощью сугубо рациональных или чисто эмпирических исследовательских процедур (Э. Ротхакер).

Пожалуй, только философии дано если не разгадать, то хотя бы приблизиться к ней. Мы убеждены в том, что, исследуя феномен языка (Слова), человек может изменять свое существование и, преодолевая беспорядочность сознания, становиться все более свободным в акте творения Добра. Содержание, заключенное в языке (особенно в родном языке), опредмеченное в нем и с его помощью осознанное, становится частью нашего духовного мира, соединяясь с нашим "Я".

Однако, как показывает анализ отечественной литературы, проблеме онтологии языка уделяется недостаточное внимание, а онтологическая сущность языка в единстве с такими категориями, как судьба и свобода человека, практически не исследовалась. В работах по онтологии и теории познания обычно содержится лишь констатация того, что язык (как и знак) способен фиксировать результаты познания и транслировать их (п.В. Копнин, П.В. Алексеев, A.B. Панин и др.). И нет даже упоминания о том, что язык является сущностной характеристикой бытия человека (Б.Г. Ананьев, В.В. Орлов, И.Т. Фролов и др.). Таким образом, исследование языка с точки зрения его роли в бытии человека как единстве судьбы и свободы весьма актуально: во-первых, по причине важности этой проблемы; во-вторых, ввиду ее недостаточной изученности.

Степень разработанности проблемы. Предмет нашего исследования находится как бы на пересечении трех направлений, связанных с изучением философских проблем языка, судьбы (необходимости) и свободы. Но поскольку мы не обнаружили онто-гносеологических работ, специально посвященных исследованию данного предмета, приведенный ниже обзор основных трудов, которые имеют прямое или опосредованное отношение к исследуемой нами проблемы, имеет трехчастную структуру и касается работ, посвященных: а) проблемам языка; б) понятию судьбы; в) проблеме свободы.

Лейтмотивом современных философских работ по проблемам языка стало утверждение его неразрывной связи языка и сознания: "Практически, реально сознание существует только в форме языка" (П.В. Копнин); "Превращение любого психического факта в факт сознания связано с участием речи. Положение Маркса о том, что язык является реальностью мысли, следует понимать в самом широком смысле: язык является реальностью всякого сознательного психического явления" (Е.В. Шорохова); "Сознание - это всегда словесно означенное отражение: где нет зеркала, там нет и сознания" (А.Г. Спиркин); "Язык - единственный способ выражения мысли" (Н.И. Жуков) и мн. др.

Исходным пунктом рассуждений мыслителей, так называемой, "культурной ветви" философской антропологии о взаимоотношении сознания и языка объявляется неспециализированность и несовершенность человека. Именно это позволяет ему быть открытым, творческим существом, обладать индивидуальностью (М. Ландман, Э. Ротхакер). Человек создает себя и культуру, с помощью которой он преодолевает свою недостаточность. В свою очередь, культура формирует горизонт восприятия и мышления, детерминирует субъективность человека (М. Ландман). Указывается роль родного языка в духовной жизни человека. Центральной темой в трактовке языка стало отношение "Я" у "не-Я", собственной субъективности к иному сознанию (Э. Гуссерль, Ортега-и-Гассет X., Ж.-П. Сартр, Э. Левинас).

Виток гегелевской спирали осуществился в русской философии: идея языка как действительного сознания получила свое новое воплощение -обогатилась новым содержанием: логическим, онтологическим, этическим, психологическим (A.A. Потебня, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев, Л.С. Выготский).

Различным аспектам проблемы сознания посвящены фундаментальные работы таких мыслителей 30-80 годов как Л.А. Абрамян, Н.П. Антонов, A.A. Брудный, Ф.И. Георгиев, Н.И. Губанов, Д.И. Дубровский, A.B. Ерахтин, Н.И. Жуков, Э.В. Ильенков, Ф.Ф. Кальсин, П.В. Копнин, A.M. Коршунов, А.Н. Кочергин, В.И. Кремянский, Е.И. Кукушкина, М.К. Мамардашвили, Т.П. Матяш, Н.В. Медведев, Ф.Т. Михайлов, И.С. Нарский, В.В. Орлов,

B.Г. Панов, В.И. Пернацкий, С.А. Петрушевский, Б.Ф. Поршнев,

C.Л. Рубинштейн, В.Н. Сагатовский, А.Г. Спиркин, М.Г. Ярошевский и др.

В одних случаях, исходной точкой исследования оказываются не сознание и не язык сами по себе, а Бытие, из анализа которого выводятся уже все остальные моменты - сознание, мышление, общение, язык (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А.Ф. Лосев, М. Бубер и др.).

В других случаях, первичной реальностью, из которой стремятся вывести природу сознания и языка, выступает человек (Гумбольдт В. фон, различные варианты философской антропологии). Языковое сознание понимается как "чувство языка" и как "языковая способность", т.е. механизм, переводящий внешние воздействия и внутренние побуждения в общезначимую, интерсубъективную форму (Гумбольдт). Дается антропологическая трактовка сознания как предпосылка антропологической модели языка (М. Шелер, X. Плесснер). Исследуется взаимосвязь действия, языка и сознания (А. Гелен). Глубокая взаимосвязь структур языка, интеллекта и моторики не вызывает у Гелена сомнений. С его точки зрения, совместная деятельность, действия по приказанию, демонстрирование образцов деятельности возможны только на основе языка.

Утверждается принцип обязательности языка для мышления, сознания и неустранимости его из их функционирования. Эту мысль отстаивают философы "эрлангенской школы", утверждая, что не может быть никакого сознания, которое бы не было структурировано языком (В. Камл, П. Лоренцен, Ю. Миттельштрасс, К. Лоренц).

Одни мыслители за исходную точку в понимании сознания берут социальное взаимодействие (прагматизм - Ч.С. Пирс, Ч.В. Моррис, Дж. Г. Мид; символический интеракционизм - М. Хэллидей, Ю. Хабермас). Другие авторы понимают сознание как Чистое "Я" (Э.Гуссерль).

Достаточно распространено представление, согласно которому сознание, мышление, познание сами по себе бесплотны, "идеальны",

II vy II неуловимы и только их соединение с материеи языка позволяет придать им реальность. Обратной стороной такого понимания сознания является трактовка некоторыми авторами языка как сугубо материального феномена, в структуру которого не входит ни значение, ни семантика, ни идеальное (И.А. Хабаров, А.Г. Волков и др.).

Глубокое исследование основных подходов к проблеме взаимосвязи языка и сознания в философии XIX-XX вв. проведено А.Н. Портновым, который проводит анализ роли языка в онто- и филогенетическом формировании сознания, в осознании и понимании действительности. Основной акцент он делает на таких проблемах как структура сознания и его интер-субъективно-коммуникативная природа, семиотическая подсистема сознания, движущие силы и механизмы речевого онто- и филогенеза, механизмы осознания действительности, язык и интеллект, языковое сознание и языковая ментальность.

Существенно расширила наши представления о роли знаков в организации психических процессов, так называемая, психолингвистическо-когнитивная революция в современной психологии (Б.Ф. Ломов, Э. Маккормак, Э. Холенштайн). Накопленный к настоящему времени в психологии и психолингвистике фактический и концептуальный материал позволяет более ясно понять не только генезис знака, языка, значения, но и глубже осветить природу и структуру сознания.

Имеется немало работ, в которых глубоко анализируются проблемы семиотики (JI.A. Абрамян, Е.Р. Атаян, A.A. Брудный, Б.В. Бирюков,

A.A. Ветров, А.Г. Волков, С.Р. Вартазарян, A.M. Коршунов, И.С. Ладенко,

B.В. Мантатов, И.С. Нарский, В.В. Петров, И.В. Поляков, Л.О. Резников, Г.Л. Тульчинский, И.А. Хабаров и др.).

Оригинальные работы современных исследователей поддерживают отечественную лингвистическую традицию (Н.Д. Арутюнова, Т.В. Булыгина, В.Г. Гак, А.Е. Кибрик, Е.С. Кубрякова, Е.В. Падучева, Ю.С. Степанов, A.A. Уфимцева и др.).

Многие исследователи занимаются разработкой проблем психологической и психолингвистической семиотики (М.В. Гамезо, И.Н. Горелов, A.A. Леонтьев, И.Ф. Неволин, Н.Г. Салмина, Ю.А. Сорокин, А.П. Стеценко, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева и др.).

Кроме того, существует оригинальная, пользующаяся мировым признанием московско-тартусская семиотическая школа, успешно применившая принципы теоретической семиотики к анализу самых разнообразных знаковых систем (Вяч. Ас. Иванов, В.Н. Топоров, Ю.М. Лотман, Т.М. Николаева, Б.А. Успенский, Т.В. Цивьян и др.).

В анализе понятия судьбы можно выделить несколько направлений. Одно из них связано с исследованиями проблемы судьбы в мифологии древних культур (Т.П. Григорьева, А.Я. Гуревич, Т.В. Топорова, Т.В. Цивьян, Т.А. Михайлова). Большое внимание уделяется изучению метафоры судьбы и связанных с нею семантических рядов, устойчивых словосочетаний и ассоциаций (Г.М. Яворская, С.Л. Сахно, О.Я. Котлицкая, Л.А. Антипенко, С.М. Толстая, В.И. Хайруллин). В процессе изучения понятия судьбы многие авторы обращаются к анализу религиозной ментальности, а также религий различных народов (С.П. Виноградова, A.M. Карапетьянц, М.К. Трофимова, П.В. Секирин. E.H. Левинтова, В.И. Силецкий, Т.Ю. Чубарян). Имеется ряд исследований, посвященных анализу идеи судьбы в различных философских учениях (Н.П. Гринцер, С.С. Неретина, С.Н. Иванов, М.С. Глазман, С.Г. Семенова). Кроме того, понятие судьбы анализируется на материале фольклора, лингвистики, поэтики (Л.А. Илюшечкина, И.И. Ковалевская).

Среди классиков, исследовавших проблему свободы, прежде всего, отметим тех, кто особое внимание уделял ее нравственному аспекту: И. Канта, Г. Гегеля, С. Кьеркегора, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, Н. Лосского. В классических трудах традиционно исследуется противоречивость существования человека, двойственность его бытия, разорванность человеческого "Я" и мира, антиномизм свободы. Таковы труды И. Канта,

Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, 3. Фрейда, Г. Маркузе, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Э. Фромма.

Несмотря на то, что ряд авторов (H.A. Бердяев, А.П. Иванов, B.C. Соловьев, Г.П. Федоров, С.Л. Франк, А.И. Ципко) отрицают позитивный вклад марксистов в анализ проблемы свободы, именно в марксизме нашла свое наиболее глубокое и развернутое осмысление поставленная Гегелем и Фейербахом проблема свободы человека как преодоление отчуждения человеческой сущности. Этой проблеме посвящены работы Н.М. Бережного, И.В. Бычко, Б.Н. Воронцова, В.Е. Давидовича, Ю.Н. Давыдова, Э.В. Ильенков, И.И. Кального, В.И Копалова, В.Е. Кемерова, В.И. Колосницына, Н.И. Лапина, С.А. Левицкого, К.Н. Любутина, И.Я. Лойфмана, А.Т. Мысливченко, О. М. Ноговицына, И.С. Нарского, В.И. Плотникова, М.Н. Руткевича, Т.Ю. Сауха, А. Д. Сухова, B.C. Скоробогацкого, В.Ф. Сержантова, Д.М. Угриновича, A.C. Чупрова и др. Кроме того, большой интерес для нас представляют работы, в которых анализируется осмысление свободы в мифологии (В.Т. Звиревич, А.Ф. Лосев, Э.Б. Тейлор и др.).

Оценивая степень разработки проблемы в целом, отметим, что сделано немало в плане углубленного понимания основных характеристик "языка", "свободы", "судьбы", в том числе их структуры и внутренних противоречий. Высоко оценивая вклад ученых в исследовании феноменов "язык", "судьба", "свобода" нельзя не отметить, что степень изученности этих феноменов еще не соответствует ее значимости для решения теоретических и практических задач развития человечества. Что же касается исследования языка как способа обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека, то - в доступном для диссертанта круге литературы - специальных исследований на эту тему просто нет.

Объектом исследования является язык и образуемое им языковое пространство как специфически человеческий способ бытия.

Предмет исследования - роль языка и языкового пространства в обнаружении и разрешении антиномии судьбы и свободы в бытии человека.

Цель исследования задана его предметом и заключается в том, чтобы рассмотреть язык как обнаружение и, вместе с тем, способ перманентного "разрешения" противоречивости человеческого бытия, антиномии судьбы и свободы человека.

Задачи исследования обусловлены его целью и состоят в следующем:

1. Рассмотреть онто-гносеологические основания, символическую и мифологическую природу, а также уровни языкового пространства человеческого бытия.

2. Определить понятие судьбы как смыслового универсума существования человека и роль языка как способа привнесения смысла в судьбу человека и мира.

3. Показать роль языка в обретении человеком свободы как способности к самоопределению своего "Я".

Методологическая основа исследования. Методологической основой является соединение диалектического и феноменологического подходов. Причем, метод диалектики понимается нами как диалог. Диалектический метод не исключает, а напротив предполагает антропологический подход к языку, свободе, судьбе. Феноменологическая техника позволяет выявить то, что можно отнести именно к опыту самого сознания, формирующего пространство свободного общения человека с миром.

Источниковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили: а) классические философские тексты (М. Бахтин, Н. Бердяев, М. Бубер, С.Н. Булгаков, JI. Витгенштейн, JI.C. Выготский, Г.В.Ф. Гегель, A.B. Гулыга, В. фон Гумбольдт, Г. Гийом, Э. Гуссерль, Э.В. Ильенков, И. Кант, JI.A. Коган, Дж. Локк, А.Ф. Лосев, А.Р. Лурия, К. Маркс, М.К. Мамардашвили, И.С. Нарский, Т.И. Ойзерман, X. Ортега-и-Гассет, A.A. Потебня, Ф. Соссюр, A.A. Тахо-Годи, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Э. Фромм, 3. Фрейд, М. Фуко, М. Хайдеггер, М. Шелер, Л. Шестов, О. Шпенглер, Г.Г. Шпет); б) исследования современных философов (П.В. Алексеев, A.B. Брушлинский, А.Г. Волков, А. Вознесенский, В.Н. Волошинов, К.С. Гаджиев, П.Я. Гальперин, Л.А. Гоготишвили, И.Н. Горелов, М. Дамит, И.А. Егоров, Б.В. Емельянов, А. Зотов, Б.Г. Капустин, В.В. Калиниченко, Т.Б. Князевская, П.В. Копнин, В.Б. Куликов, В.В. Кудрявцев, Е.А. Куштым, A.A. Лаврова, Т. Лукманн, Ю.В. Мамлеев, В.И. Молчанов, В.В. Налимов, А.Б. Невелев, А.П. Огурцов, E.H. Панов, А.Н. Портнов, Л.А. Радзиховский, A.B. Резаев, A.M. Руткевич, Э.Ю. Соловьев, Ю.С. Степанов, A.B. Суркова, Н.Г. Черникова, A.C. Чупров, М. Эпштейн, A.M. Эткинд, Х.Р. Яусс и др.; в) работы современных зарубежных философов (К.-О. Apel, Е. Holenstein, М. Landmann, Е. Levinas, Е. Rothacker, Н. Plessner); г)эмпирический лингво-философский материал, наработанный автором в процессе преподавательской деятельности.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы и выводы исследования могут использоваться в преподавании учебного курса философии, а также способствовать решению ряда научно-исследовательских проблем, связанных с изучением онтологии языка.

Апробация диссертации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ. Основные положения диссертации доложены автором на ряде Всероссийских и региональных конференций - в Челябинске (2001), Екатеринбурге (2001), Москве (2001).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 156 страницах машинописного текста, список литературы включает в себя 162 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Брюховская, Людмила Григорьевна

Основные результаты исследования, определяющие его значимость, заключаются в следующих положениях, которые выносятся на защиту:

1. Язык - это свидетельство человеческого существования и процесс актуализации изначально заложенных в каждом человеке внутренних духовных резервов, который есть не что иное, как свобода человека.

2. Онтологическим основанием языка является мысль, имеющая сакральный статус.

3. Судьба как смысловой универсум человека есть онтологическая предзаданность на реализацию человеком своей свободы.

4. Языком свободы является творчество как специфически человеческий способ бытия, который есть не что иное, как диалог человека с Миром.

147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новой в онтологии и гносеологии, в определенной мере, является сама триединая формула "судьба-язык-свобода".

Рассмотрев язык, с одной стороны, как сакральную ценность человеческого бытия; с другой стороны - как привнесенный смысл в судьбу мира, а также, исследуя диалектику судьбы, определяемой нами как смысловой универсум человеческой экзистенции; и как итог - исследуя свободу как самоопределение "Я" человека в его соотнесенности с судьбой, мы пришли к выводу, что язык, свобода и судьба - триединые составляющие Бытия в целом. С антропологической точки зрения, мы не знаем иной свободы, кроме как свободы мышления. В этом отношении, язык, рассматриваемый нами в качестве смысловой энергетики свободы, есть не что иное, как сама свобода. Говоря о судьбе, мы имеем в виду судьбическое сознание.

В исследовании получает развитие декартовское утверждение "Я мыслю, следовательно, существую" в аспекте диалектической феноменологии мысли (языка). Обосновывается тезис "Мое существование априорно означает право на мысль, на проявление действительности в моем мыслящем "Я" согласно категориям разума" (Е. Куштым). Человек мыслит, значит, фиксирует вещи и явления, открывает их в своем сознании, дает им жить в нем. Иначе говоря, придает вещам и явлениям смысл, соприкасается с мыслью о них, причем, не обязательно только на рациональном уровне. Мыслить может и сердце, но на энергийно-чувственном уровне. Музыка, движение, звук, цвет - это тоже мысль, только сказанная кистью, скрипкой и т.д. "Я мыслю", следовательно, позволяю вещи или явлению "сказаться", быть изреченным. Это "сказание" может не быть актуально сознаваемым, но оно обязательно присутствует как ценность, имманентная мыслящему существу, с присущей ему идеей судьбы и свободы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Брюховская, Людмила Григорьевна, 2002 год

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода// Вопросы философии. 1992. №8

2. Абрамов М.А. Неопределенность свободы// Вопросы философии. 1996. № 10. С. 58-70

3. Апель К.О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка// Вопросы философии. 1997. № 1

4. Аристотель. Об истолковании// Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 2. -М., 1976

5. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

6. Бахтин М. Эпос и роман// Литературно-критические статьи. М., 1986

7. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989

8. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.,1990

9. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999 Ю.Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. - М.,199111 .Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993

10. Брудный A.A. Диалог и коммуникация философские проблемы// Вопросы философии. 1989. № 7

11. Бубер М. Проблема человека: Перспективы// Лабиринты одиночества. -М., 1989

12. Бубер М. Я и Ты//Бубер М. Веление духа. Избр. произведения. -Иерусалим, 1978

13. Бубер М. Проблема человека// Философские науки. 1992. № 3

14. Булгаков С.Н. Философия имени. -М., 1999

15. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание/ Отв. ред. Кронгауз М. М., 1997

16. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия. М., 2000

17. Витгенштейн JI. Философские работы (часть 1). -М., 1994

18. Волков А.Г., Хабаров И.А. Онтологический и гносеологический аспекты знаковой проблемы// Законы семантического развития в языке. -М., 1961

19. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М., 1993

20. Выготский JI.C. Орудие и знак в развитии ребенка// Собр. соч. в 6-ти тт.-М., 1984

21. Гаджиев К.С. Размышления о свободе// Вопросы философии. 1993. № 2

22. Гачев Г. Русский Эрос. -М., 1994

23. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимосвязи языка и мышления// Вопросы философии. 1977. № 4

24. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. -М., 1975

25. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. -М., 1977

26. Генон Р. Язык птиц// Вопросы философии. 1991. № 4

27. Глезрман Т.Б. Психофизиологические основы нарушения мышления при афазии: Афазия и интеллект. М., 1986

28. Гоготишвили JI.A. Религиозно-философский статус языка// Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М., 1993

29. Горский Д.П. Определение: логико- методологические проблемы. М., 1974

30. Гринцер Н.П. Грамматика судьбы// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992

31. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993

32. Гулыга A.B. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта// Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985

33. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985

34. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества// Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984

35. Гумбольдт В. фон. Лаций и Эллада// Гумбольдт В. фон. Избр. труды по языкознанию. -М., 1984

36. Гумбольдт В. фон. О двойственном числе// Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985

37. Гумбольдт В. фон. Характер языка и характер народа// Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985

38. Гумбольдт В. фон. Избр. труды по языкознанию. М., 1984

39. Гуревич А.Я. Диалектика судьбы// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992

40. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995

41. Доброхотов А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986

42. Егоров И. А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции// Вопросы философии. 2000. № 3. С. 3-21

43. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991

44. Зотов А. Метафизика свободы// Свободная мысль. 1992. № 3. С. 106114

45. Иванов С.Г. Игра с судьбой: концепция Богочеловечества С.Л. Франка// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. -М., 1992

46. Ильенков Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка (речи)// Вопросы философии. 1977. № 651 .Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991

47. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990

48. Иностранная литература. 1989. № U.C. 235

49. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода// Вопросы философии. 1998. № 4. С. 19-39

50. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения// Соч. В 6 тт. -М., 1966. Т. 6. С. 428-432

51. Кант И. Соч. в 6-ти тт. Т. 6. М., 1966

52. Кант И. Соч. в 6-ти тт. Т. 4. Ч. И. М., 1966

53. Калиниченко В.В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике// Логос. 1992. № 3

54. Керимов Т.Х. Дискурс// Новый социально-философский словарь. -Екатеринбург, 1993

55. Князевская Т.Б., Огурцов А.П. Судьба: метафора, идея, культура// Вопросы философии. 1992. № 7. С. 177-185

56. Комианский Г.В. Объективная картина мира в познании языка. М., 1990

57. Коган Л.А. Триединство свободы// Вопросы философии. 1997. № 5

58. Косарев А. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость. М., 2000

59. Котлицкая О .Я., Антипенко A.A. Судьба как явление, имеющее границы// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. -М., 1992

60. Краткая философская энциклопедия. М., 1994

61. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации//Вопросы философии. 1992. № 12

62. Кухта Н.С. Специфика семантического выражения онтологических оснований мифологического сознания. Томск, 1998

63. Куштым Е.А. Диалектическая феноменология мысли (онтология понимания)// Сб. избр. трудов. Вып. 2. Челябинск, 1999

64. Куштым Е.А. Взаимосвязь диалектики и логики// Единство онтологии, теории познания и логики. Сб. ст. Отв. ред. А.Ф. Кудряшев Уфа, 1996

65. Куштым Е.А. Духовное творчество как диалог. Дисс.исслед. -Екатеринбург, 1995

66. Куштым Е.А. Философская антропология и литература: лейтмотив "Человек-Мир'У/ Литература в целостном контексте культуры. Сб. ст. Отв. ред. П.Н. Толстогузов. -Биробиджан, 1996

67. Лаврова А.А. Критика разума как критика языка// Вестник Моск. Универ. Сер. 7. Философия. 1997. № 2

68. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или разум после Фрейда. -М., 1997

69. Ламетри Ж.О. Человек машина// Соч. - М., 1976

70. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997

71. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении/ Соч. В 3 тт. Т. 1 М., 1985

72. Лосев А.Ф. Философия имени// Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М., 1993

73. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982

74. Лосев А.Ф. Диалектика символа и его познавательное значение// Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1972. № 3

75. Лосев А.Ф. Логика символа// Контекст 1972. - М., 1973

76. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976

77. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991

78. Лосев А.Ф. Специфика языкового знака в связи с пониманием языка как непосредственной действительности мысли// Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982

79. Лосев А.Ф. О бесконечной смысловой валентности языкового знака// Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982

80. Лосев А.Ф. Вещь и имя// Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993

81. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука//Бытие, имя, космос. -М., 1993

82. Лотман Ю.М., Успенский Ю.М. Избр. ст. в 3-х т. Т. 1. Таллин, 1992

83. Лукманн Т. Конституирование языка в повседневной жизни// Концептуализация и смысл. Новосибирск, 1990

84. Максимов А.М., Чупров A.C. Природа человека и его свобода. -Екатеринбург, 1996

85. Мамлеев Ю.В. Судьба бытия путь к философии// Вопросы философии. 1992. № 9. С. 75-84

86. Мамлеев Ю.В. Судьба бытия// Вопросы философии. 1993. № 10-11

87. Мамардашвили М.К. Философия и свобода// Как я понимаю философию. М., 1992

88. Мандельштам О.Э. Соч. в 2-х тт. М., 1990

89. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 3

90. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 23

91. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 42

92. Михеев М.Ю. Платоновская душа: к восстановлению смысла так и не доведенной до конца утопии// Философские науки. 1999. № 1-2

93. Морэн Э. Дух и мозг// Современная наука: познание человека. М., 1988

94. Невелев А.Б. Событие духа: от мысли к Лику. Челябинск, 1997

95. ЮО.Невелев А.Б. Дух как предельное основание культуры//Феноменкультуры: проблемы теории и истории. Челябинск, 2000

96. Невелев А.Б. Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности. Автореф. дисс. На соискание уч. степени докт. филос. наук. Екатеринбург, 1998

97. Неретина С.С. Понятие судьбы в пространстве высшего блага// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. -М, 1992

98. Огурцов А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание// Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987 104.0йзерман Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы//

99. Вопросы философии. 1993. № 11 Ю5.0ртега-и-Гассет X. Две великие метафоры// Теория метафоры. М., 1990

100. Петров В.В. От философии языка к философии сознания (Новые тенденции и их истоки)// Философия, логика, язык/ Пер. с англ. и нем. Сост. В.В. Петрова. М., 1987

101. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991

102. Постовалова В.И. Язык и человек в лингвофилософской концепции В. Гумбольдта// Сущность, развитие и функции языка// Под ред. В.Г. Степанова. М., 1987

103. Проблема человека в западной философии. Сост. П.С. Гуревич. М., 1988

104. Психология судьбы. Сб. статей/ Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.Б. Куликова. -Екатеринбург, 1994; 1995

105. Н.Реферовская Е.А. Философия лингвистики Гюстава Гийома. СПб., 1997

106. Рикер П. Торжество языка над насилием// Вопросы философии. 1996. №4

107. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и век. М., 1996

108. Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки герменевтики. М., 1995

109. Рубинштейн С.Jl. Проблемы общей психологии. М., 1976

110. Руденко Д.И. Лингво-философские парадигмы: Границы языка и границы культуры// Философия языка: В границах и вне границ. -Харьков, 1993

111. Сахно С.Л. Судьба в контексте речи// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1991

112. Секирин П.В. Имя и судьба в библейских текстах//Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992

113. Семенова С.Г. "Odium fari" как духовная позиция в русской религиозной философии// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992

114. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985

115. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987

116. Телия В.Н. О специфике отображения мира психики и знания в языке// Сущность, развитие и функции языка. М., 1987

117. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000

118. Тормасов Б.А. Анатомия мудрости. Философы и философия. М., 1998

119. Тэрнер В. Символ и ритуал/ Пер. с англ. М., 1983

120. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. -М., 1990

121. Флоренский П.А. Имена. М., 1994

122. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма. 1908

123. Флоренский П.А. Сочинения. Священник Павел Флоренский. Магичность слова. Т. 3 (1). М., 2000

124. Флоренский П.А. Соч. Т. 2. М., 1990

125. Франк С.Л. Непостижимое// Соч. М., 1990

126. Фреге Г. Логические исследования. Томск, 1997

127. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977

128. Хаардт А. Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение в России 10-х и 20-х годов// Вопросы философии. 1994. № 5

129. Хайдеггер M. Разговор на проселочной дороге. М., 1991

130. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997

131. МО.Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994

132. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа временности в "Бытии и времени" М. Хайдеггера//Вопросы философии. 1996. № 2

133. Чабурян Т.Ю. Импровизация судьбы// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992

134. Шел ер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии/ Сб. пер. М., 1988

135. Шестов Л.И. Власть ключей// Соч. В 2 тт. М., 1993

136. Шпет Г.Г. Сознание и его собственник (Заметки). М., 1916

137. Нб.Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы1. Гумбольдта. М., 1927

138. Шпет Г.Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы. -М., 1914

139. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты// Соч. М., 1989

140. Шпет Г.Г. История как предмет логики// Историко-философский ежегодник. М., 1988

141. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию// Соч. М., 1989

142. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы// Контекст. М., 1989. Контекст. - М., 1990. Контекст. - M., 1991. Контекст. - М., 1992

143. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы// Вопросы философии. 2000. № 9

144. Яворская Г.М. Индоевропейские наименования судьбы: внутренняя форма и ассоциативное поле// Семантическое поле судьбы в контексте разных языков и культур. М., 1992

145. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1973

146. Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания// Вопросы философии. 1994. № 12

147. Fodor J. The language of thought. P. 204

148. Hegel G.W.F. Phänomenologie des Geistes. Frankfurt am Main, 1973

149. Heidegger M. Unterwegs zur sprashe. 1960

150. Guillaume G. I/architectonique du temps dans les langues classiques. -Copenhague, 1945

151. Guillaume G. Langage et Science du Langage. Paris-Quebec, 1969

152. Guillaume G. Principes de linguistique theorique. Paris, 1973

153. Moignet G. Présentation de la Psychomechanigue du Langage. Le Francais Moderne. 1974. № 4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.