Язычество славян в культурологическом образовании школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Зобнина, Алина Олеговна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 288
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зобнина, Алина Олеговна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:.
1.1. Исторические и теоретические предпосылки культурологического образования школьников.
1.2. Современная источниковедческая база изучения языческой культуры славян
1.3. Морфология и типологические характеристики славянского язычества.
ГЛАВА II. СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ: ИСТОРИЯ
И СОВРЕМЕННОСТЬ.
2.1. Языческая культура славян в истории отечественного образования.
2.2. Современные подходы к изучению языческой культуры славян в школе.
2.3. Славянское язычество в современном культурологическом образовании.
ГЛАВА III. МЕТОДИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
КУРСА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1. Особенности изучения основ языческой культуры славян.
3.2. Основные аспекты педагогической деятельности при изучении языческой культуры славян.
3.3. Апробация экспериментальной методики авторского курса «Языческая культура славян».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Этнорегиональное наследие в школьном культурологическом образовании Чувашии2009 год, кандидат педагогических наук Абукина, Татьяна Витальевна
Место и роль язычества восточных славян в русской духовной культуре2000 год, кандидат философских наук Силаков, Евгений Святославович
Проблема языческих верований древних славян в трудах современных отечественных ученых2012 год, кандидат исторических наук Павлов, Константин Андреевич
Язычество как феномен духовной культуры2003 год, кандидат культурологии Заседателева, Анна Григорьевна
Двоеверие как философская проблема: На примере отечественной культуры2002 год, кандидат философских наук Смирнов, Павел Алексеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Язычество славян в культурологическом образовании школьников»
Данная диссертация посвящена исследованию проблемы места и функций языческой культуры славян в содержании культурологического образования школьников в современной России. Под языческой культурой славян в данной работе понимается динамическая целостность специфических человеческих способов деятельности дохристианских общностей, закрепленная знаково-символически и представленная в соответствующих текстах культуры.
Актуальность исследования
Современные российские школьники очень часто идентифицируют себя с русскими и их славянскими предками, однако знание истоков родной культуры, как правило, является весьма приблизительным или отсутствует вовсе. Между тем многие архетипы, константы и компоненты славянской культуры «проросли» сквозь века и присутствуют в современном общественном сознании. Поэтому представляется актуальным и необходимым изучать наше древнее языческое наследие в школе в рамках специального интегрированного курса. Такой курс может реализовываться в разных формах - быть интегрированным на различных уровнях образования, выступать в качестве компонента базовой общекультурной подготовки или факультатива, представлять собой элективный курс предпрофильного или профильного обучения.
Современное российское общество полиэтнично и мультикультурно. Если взглянуть на современную карту Российской Федерации, то легко заметить, что население преимущественно концентрируется в её западной части, т.е. в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, ЦентральноЧернозёмном, Поволжском регионах, где проживают, в основном, русскоязычные народы. На примере только одного города современной России -Санкт-Петербурга, можно увидеть, что культурные ценности современной России создавались веками представителями различных народов: русскими, украинцами, белорусами, евреями, татарами, немцами и др.1. Однако именно русский язык является базовой общекультурной ценностью современного российского общества. Что касается своеобразия многих других этнических культур, выраженного в формах народного костюма, песен, танцев, явлений быта и т.д., то оно в культурном пространстве крупных городов часто размывается. Своеобразие современной сложной российской культуры поддерживается религиозными институтами с приоритетом православной церкви, которая адаптировала и инкорпорировала многие архаические явления и формы славянского язычества. Многие ценности славянской языческой культуры свойственны сознанию современных россиян в пережиточной форме различных культурных текстов (песни, поговорки, пословицы, элементы архаических ритуалов, праздников и т.п.), но слабо рефлексируются, особенно молодежной и подростковой (школьной) средой.
Сегодня наряду с общекультурной подготовкой школьников, осуществляемой совокупностью разных дисциплин, необходимо культурологическое образование. Оно может включать разнообразные этнокультурные компоненты, одним из которых должен быть славянский языческий.
Языческая культура славян, на наш взгляд, в качестве компонента культурологического образования современного российского школьника необходима для:
• расширения горизонтов исторической памяти учащихся;
• формирования собственной этнической и культурной идентичности российского школьника;
• продуктивного взаимодействия людей в современном полиэтничном мире;
• воспитания у детей патриотического отношения к Отечеству;
1 Русские 3 949 623 Украинцы 87 119 Белорусы 54 484 Евреи 36 57Татары 35 553 Армяне 19 164 Азербайджанцы 16 613 Грузины 10 104Чуваши 6 007 Поляки 4 451 Финны 3 980 Корейцы 3 908 Немцы 3 868 Мордва 3 669 Молдаване 3 665 Узбеки 2 987 Осетины 2 Казахи 2 830 Башкиры 2 453 Таджики 2 449 Эстонцы 2 266 Карелы 2 142 Лезгины 1 805 Латыши 1 705 Чеченцы 1 685 Литовцы 1 637 Аварцы I 516 Коми 1 455 Греки 1 448 Марийцы 1 288 Цыгане 1 278 Удмурты 1 265 Буряты 1 152 Арабы 1 115 Китайцы 1 064 // 2002. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 10.03.2007)
• формирования представлений об общности народов России и ценности каждой из ее многообразных культур;
• воспитания уважительного отношения к своему и иным этносам и их культурам.
В последние годы в процессе поисков теоретических оснований построения национально-регионального компонента содержания образования (с позиций современной философии и науки о культуре) складывается система непрерывного культурологического образования. В ходе ее конструирования учащимся предлагается осуществлять постижение смыслов культуры в логике «этнорегиональное-национальное-мировое» (М.С. Каган, О.Н. Астафьева, Л.М. Предтеченская, Л.М. Мосолова, А.П. Валицкая, Н.Б. Крылова, С.Н. Токарев, Н.М. Воронова, И.Е. Видт, Т.Б. Алексеева, И.Я. Мурзина и др.)2. Для российских школьников также весьма актуальным вопросом является изучение русской культуры и предшествующей ей языческой культуры славян.
Противоречие, которое исследуется в диссертации, заключается в том, что, с одной стороны, ценности языческой славянской культуры осознаются составителями современного образовательного стандарта и многими педагогами как важные и исторически значимые для формирования у современных российских школьников чувства сопричастности к истории и судьбе России.
2 Мосолова Л М. Итоги и проблемы культурологического образования в России / Л.М. Мосолова // Культура и образование в условиях информационного общества: мат. Всерос. совещания-семинара «Культурологическое образование в контексте модернизации образования», Санкт-Петербург, 16-17 мая 2005 г. СПб.: ФКИЦ «Эйдос», 2005; Мосолова Л.М. Культурологическое образование школьников. Вып. 1. Базовые и элективные курсы для профильного обучения старшеклассников: учебно-методич. комплекс / Л.М. Мосолова, и др.; РГПУ им. Л.И. Герцена. СПб.-Выборг, 2007. 92 е.; Мосолова Л.М. Методологические проблемы освоения мирового культурного наследия в контексте глобализации / Л.М. Мосолова // Методология культурологического исследования: (Культурологические исследования "06): сб. науч. трудов. СПб.: Асте-рион, 2006. С. 3-13; Мосолова Л.М. Регионалистика в современном культурологическом образовании школьников / Л. М. Мосолова // Культурологические исследования "03: сб. науч. трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. С.397-402; Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель: / под ред. проф. В.В. Макаева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 146 е.; Токарев С.Н. Культурологическое образование как аспект культурного развития / С. Н. Токарев // Культурологические исследования "02: сб. науч. тр. / РГПУ им. А.И. Герцена; науч. ред. Г. К. Щедрина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С.327-343; Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора культуролог, наук / Мурзина Ирина Яковлевна; [Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького]. Екатеринбург, 2003. 47 е.; Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: Научно-методическое пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 301 е.; Видт И.Е. Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) : Дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01: Тюмень, 2003 381 е.; Солодовников 10.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6-11 кл. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 272 с.
С другой стороны, возможности культурологического образования используются не в полной мере. На уроках истории, литературы, мировой художественной культуры школьники изучают памятники древнего отечественного наследия, в частности языческой культуры славян, бегло и поверхностно. Это приводит к ограниченности культурно-исторического просвещения как основы сохранения этнической, национальной и культурной идентичности и исторической памяти поколений. Поэтому, возникает потребность не только в критическом анализе особенностей современной общекультурной подготовки школьников, и в том числе в рамках культурологического образования, но и в разработке специального курса по изучению языческой культуры славян.
Объектом исследования выступает языческая культура славян как историко-культурный феномен в содержании школьного образования.
Предметом исследования является методика изучения языческой культуры славян в системе школьного культурологического образования как один из способов обретения этнокультурной идентичности и культурологической компетентности школьника.
Цель исследования - выявление теоретических и дидактических оснований и разработки методики изучения школьниками языческой культуры славян в системе культурологического образования.
Задачи исследования:
• Изучить современные теоретические и дидактические основания построения школьного культурологического образования.
• Определить источниковую базу по языческой культуре славян и необходимый объем данного исторического наследия для школьного образования.
• Выявить состояние изучения основ языческой культуры в системе школьного образования.
• Обосновать необходимость включения материала по славянскому язычеству в содержание школьного культурологического образования.
• Создать специальный курс по изучению славянского язычества в рамках школьного культурологического образования.
• В процессе педагогического эксперимента апробировать разработанный курс с целью проверки эффективности предложенной методики его преподавания.
Гипотеза исследования: строится на предположении о том, что культурологическое образование - это один из специальных способов формирования культурологической компетентности современных российских школьников. В этом случае зучение языческой культуры славян является важным компонентом обретения российскими школьниками этнокультурной идентичности, способом сохранения исторической памяти и актуализации наследия традиционной славянской культуры для полноценного духовно-нравственного развития личности школьника.
Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологическая часть диссертации, базируется на идеях Э.С. Маркаряна, М.С. Кагана, B.C. Библера, А .Я. Флиера, А.П. Валицкой, J1.M. Мосоловой, С.Н. Токарева, a. также Д.С. Лихачева, И.Е. Видт, Х.Г. Тхагапсоева, Е.А. Ямбург, Ш.А. Амонашвили и др., формирующих культурологический подход к содержанию образования. Основными достижениями этой группы исследователей являются осмысление проблемы новой образовательной парадигмы, разработка общих положений культуроориентированного образования.
При рассмотрении общепедагогических аспектов проблемы использовались труды таких авторов, как Ю.К. Бабанский, JT.C. Выготский, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.К. Мамардашвили, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, A.B. Хуторской, Д.Б. Эльконин и др., которые пришли к важным для темы данного диссертационного исследования заключениям, а именно: о возрастных особенностях школьников и их значении в образовательном процессе; о соотношении биологического, социального и культурного развития школьников и адекватных методов их обучения на разных этапах образовательного процесса.
Широкий круг вопросов, связанных с теорией этноса, этнического самосознания, этнической идентичности освещен в работах таких авторов, как
Ю.В. Бромлей, В. Вундт, Г. Гачев, Э. Геллнер, JI.H. Гумилев, JI.M. Дробижева, Л.Г. Ионин, М.С. Каган, Е.А. Окладникова, Ж. Пиаже, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишков, А. Тойнби, Дж.Дж. Фрезер и др. Ценность научных достижений этих авторов для данного исследования заключается в следующем: были определены концептуальные основания для соотнесения таких понятий как «этнос» и «нация» с целями и задачами образовательной системы (в контексте формирования этнической и культурной идентичности, а также общекультурной компетентности).
При изучении источниковой базы по языческой культуре славян ведущими явились работы, содержащие описания славянских памятников периода язычества, и их интерпретации (Д.К. Зеленин, В.В. Иванов, JI.C. Клейн, П. Милюков, JI. Нидерле, В.Я. Пропп, И.П. Русанова, Б.А. Рыбаков, Н.И. Толстой, В.Н. Топоров, И.Я. Фроянов, а также Е.В. Аничков,
A.Н. Афанасьев, Т.А. Бернштам, H.H. Велецкая, Г. Глинка, Ф.Д. Гуревич, Н.Р. Гусева, C.B. Жарникова, A.C. Кайсаров, A.B. Карпов, C.B. Максимов,
B.В. Седов, С.А. Токарев и др.), которые позволили автору настоящей диссертации сформировать источниковую базу по изучению языческой культуры славян в школе.
Положения, выносимые на защиту.
1. В настоящее время выросла степень понимания роли культуры как фактора, детерминирующего жизнь общества, стимулирующего социальную активность людей. В этих условиях особую значимость обретает культурология. Одним из ее важнейших проявлений выступает культурологическое образование, преследующее цель общей социокультурной ориентации учащихся и развития их самосознания.
2. Анализ состояния общекультурной подготовки в рамках современного образования учащихся (в том числе культурологического) выявил, что школьные тексты культуры не содержат полноценного представления о русской культуре и ее исторически важном базовом компоненте - языческой культуре славян. s а В i
3. Исследование культурного наследия славянских племен выявило огромный педагогический потенциал, который содержится в археологических, этнографических, фольклорных, нарративных материалах по языческой культуре предков русского народа. Этот потенциал почти не используется в образовательных практиках школы. Отбор соответствующего материала и его включение в содержание культурологического образования школьников способны повысить эффективность их обучения и воспитания, духовно-нравственного развития.
4. Построение курса изучения языческой культуры славян для учащихся основной школы базируется на принципах: целостности, предполагающем установку на изучение русской культуры в ее эволюционной синхронии и диахронии, включая существенный базовой компонент - культуру славянского язычества; разноуровневости, который реализуется на трёх уровнях образования: частном (для определенной русской группы полиэтнического населения РФ языческая культура славян - это культура «малой Родины»); расширенном (для всех россиян, для которых языческая культура славян репрезентирует древние исторические корни титульного этноса современного российского государства); обобщенном — в силу историко-кулыурного значения вклада славянского язычества в общемировую культуру; принцип толерантности предполагает формирование таких компетенций, которые служат целям воспитания уважения к своей культуре и признания ценности иных культур; принцип системности предполагает изучение языческой "культуры как исторически взаимосвязанного множества различных явлений материальной, духовной и художественной культуры славян; следование этому принципу обеспечивает полноту формирования культурологической компетентности школьника в сфере познания древней и средневековой культуры славян.
5. Курс по изучению языческой культуры славян по принципу необходимости и достаточности (с учетом возрастных особенностей, а также в соответствии с базовыми образовательными уровнями) включает следующее содержание: фольклор (как комплекс дошедших до нашего времени и активно используемых нарративных источников — сказки, пословицы, поговорки и т.д.), историю происхождения и географию расселения славян, особенности социальной культуры, мифологию, календарно-обрядовый цикл, фольклор (как семантический комплекс источников, фиксирующих представления славян об окружающем мире), элементы материальной культуры (бытовые особенности, соответствующие хозяйственному типу культуры; промыслы и ремесла, являющиеся характерными для славянского, и в дальнейшем - русского народа).
6. Ведущими методами анализа культурного наследия славян являются историко-типологический, семантический и аксиологический. Методика курса заключается в поэтапном (от.частного к общему: от этнического к национальному и мировому) активном (формирование у учащихся личностно-значимого знания) освоении (полученное знание должно быть преобразовано в субъективный опыт учащихся) культурного наследия языческой культуры славян.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
- определена взаимосвязь изучения языческих оснований русской культуры с ключевыми задачами и смыслами школьного культурологического образования; обосновано положение о том, что языческая культура славян является одним из базовых компонентов историко-культурологического образования школьников в современном российском государстве;
- сформулированы принципы обоснования необходимости и способы включения материала по языческой культуре славян в систему культурологического образования школьников, способствующие успешному культурологическому освоению действительности учащимися;
- разработан курс по изучению языческой культуры славян, который базируется на выявленных в ходе исследования принципах целостности, разно-уровневости, толерантности и системности;
- выявлена роль преобразования мифологизированных феноменов «этно-национальности» в рефлексивную, семантическую и аксиологическую активность школьников;
- в процессе педагогического эксперимента выявлено, что когнитивные противоречия в представлении школьников о родной культуре резко уменьшаются при изучении языческой культуры славян по предложенной автором исследования методике; показано, что это способствует процессу формирования культурологической компетентности. школьников, на основании которой формируются этническая и культурная идентичности личности.
Теоретическая и методологическая основа исследования связана с использованием следующих работ:
- педагогических, разрабатывающих теории культурологического, куль-туротворческого образования, теории изучения родной культуры и культурного развития личности (B.C. Библер, А.П. Валицкая, JT.C. Выготский, М.С. Каган, JI.M. Мосолова, Ж. Пиаже, С.Н. Токарев, К.Д. Ушинский и др.);
- этнологических, посвященных проблемам межкультурного и межэтнического взаимодействия, а также теории этногенеза (в том числе и славянского), соотношения этнического, национального и культурного, формирования национального самосознания (Ю.В. Бромлей, Г. Гачев, Э. Геллнер, J1.H. Гумилев, В.А. Тишков, С. Хантингтон, С. Московичи, Г.С. Стефаненко и др-);
- этнографических, освещающих основные положения теории происхождения и развития славянской культуры, этнологические аспекты фольклористики в области языческой славянской культуры (А.К. Байбурин, С.П. Богатырев, Д.К. Зеленин, В.В. Иванов, Л.С. Клейн, JI. Нидерле, Е.С. Новик, Е.А.Окладникова, В.Я. Пропп и др.);
- археологических, т.е. рассматривающих теории происхождения славян, включающих интерпретацию археологических памятников, теории их культурной идентификации (М. Гимбутас, Е.В. Максимов, Ю.Т. Пассек, А.П. Погожева, Б.А. Рыбаков, В.В. Седов, В.Н. Третьяков, В.В. Хвойка).
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: а) теоретические: сравнительно-аналитические методики, которые использовались для выявления принципов построения моделей культурологического образования; системный анализ, который был применен для уточнения понятийного и категориального аппарата диссертационного исследования, для выявления уровней изучения языческой культуры славян в школьном культурологическом образовании; метод педагогического моделирования, который был применен при построении курса по славянскому язычеству и создания программы педагогического эксперимента по теме диссертационного исследования, а также для анализа процесса изучения славянской языческой культуры в рамках культурологических дисциплин (МХК); б) эмпирические: комплекс эмпирических методов, который включал наблюдение, опросы, тестирование, беседы в фокус-группах, анализ письменных работ школьников, которые применялись с целью выявить уровень представлений школьников об особенностях славянского язычества и определить глубину их исторической памяти в области славянской языческой культуры; в) экспериментальные: констатирующий, контрольный эксперимент с целью верификации основных положений диссертационного исследования; г) методы описательной статистики, которые применялись для обработки результатов наблюдения и педагогического эксперимента; контент-анализа, который был применен для обработки результатов анкетирования в ходе педагогического эксперимента; статистические графические методы, которые применялись для иллюстрации результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования. В ходе исследования были выявлены базовые содержательные и организационно-методические проблемы изучения историко-культурного наследия языческой славянской культуры в системе современного образования, а именно: определены теоретические основания включения археологического, этнографического, письменного и др. материала по языческой культуре славян, а также по предшествующим ей культурам; определены объем и критерии отбора источников по языческой культуре славян, необходимые для изучения в рамках культурологического образования и общекультурной подготовки. Сформированная структура построения и изучения данного материала может быть использована в качестве базовой конструкции для изучения любой другой этнической культуры с целью формирования интереса к ней, развития толерантности к представителям других культур, воспитания уважения к культурным ценностям своего народа, формирования этнической и культурной идентичностей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате исследования разработаны и апробированы принципы и методика изучения языческой славянской культуры в рамках предметов культурологического цикла (например, мировой художественной культуры и культуры региона), а также предметов, содержащих значительный объем культурологического знания (история, литература, география и др.), которые могут широко использоваться в школьном образовании всей России, наравне с курсами, ориентированными на углубленное знакомство школьников разных регионов России с конкретными этнорегиональными компонентами; разработана программа курса «Языческая культура славян» для основной и средней школы.
Материалы диссертационного исследования, как научные, так и методические, могут быть использованы в формировании программ базового учебного плана, как общего, так и для таких профилей, как собственно культурологический, а также общегуманитарный, эстетический, филологический и др.; материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Общая педагогика», «Культура родного края» в качестве примера организации аналогичных курсов на уровне культурологического образования школьников других регионов РФ. Кроме того, они могут быть использованы в учебных школьных программах курсов с тематикой, соответствующей теме данного исследования.
Апробация исследования осуществлялась на базе общеобразовательной школы № 506 г. Санкт-Петербурга. Основные положения диссертации излагались в докладах и обсуждались на круглых столах на следующих конференциях: «Большая Петербургия в пространстве культурологического исследования» (2004), «Образ России в современном мире» (2007), «Homo Eurasicus в глубинах и пространствах истории» (2008), «Метаметодический подход в современном школьном образовании» (2009), «Преподавание мировой художественной культуры: проблемы и перспективы» (2009) и др., констатирующий и формирующий эксперименты по теме диссертационного исследования проводились на базе школы №506 Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст состоит из 288 стр., приложение: 40 страниц, библиография 412 названий.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Славяно-горицкое движение как форма неоязычества2004 год, кандидат философских наук Меранвильд, Владимир Борисович
Язычество в современной России: Социальный и этнополитический аспекты1999 год, кандидат философских наук Асеев, Олег Владимирович
Религиозный аспект славянской мифологии1999 год, кандидат философских наук Бурлуцкий, Андрей Николаевич
Анализ мифологической составляющей восточнославянского язычества2008 год, кандидат философских наук Бесков, Андрей Анатольевич
Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры2004 год, кандидат педагогических наук Бондаренко, Наталья Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Зобнина, Алина Олеговна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное стремительное развитие философии культуры, культурологии, археологии, славяноведения, исторической и других наук заставили с новых теоретико-методологических позиций посмотреть на культурное наследие русского народа, включая его славянское языческое прошлое. Глубокие социокультурные изменения тоже вызвали необходимость переосмыслить роль и значение отечественного историко-культурного наследия и его влияние на поиски путей развития России в новых условиях и определение современной этнической и культурной идентичности ее народов.
Проблема переосмысления отечественного культурного наследия особенно важна для системы образования, призванного целостно воспроизвести и передать молодому поколению культурный опыт прошлого как определенную базу, на которой только и могут творчески развиваться интеллектуальные и эмоционально-ценностные структуры сознания этого поколения. Исходя из этого диссертационное исследование преследовало цель выявить теоретические и дидактические основания создания курса «Языческая культура славян» для школьников, а также разработать современную методику преподавания этого курса.
В работе были проанализированы основные базовые понятия, связанные с теоретическими основаниями указанного курса: культура, культурологический подход, культурологизация образования, общекультурная подготовка, культурологическое образование, этническая и культурная идентичность, культурологическая компетентность и др. Это было необходимо в связи с тем, что в конституирующемся школьном культурологическом образовании эти понятия не достаточно определены и часто смешиваются.
В данном исследовании понятие «культура» определяется как исторически возникший, целостный, внегенетически воспроизводимый «способ бытия человека» в единстве смыслов, средств и результатов его деятельности - материальной, духовной и художественной.
Культурологический подход к образованию предполагает его понимание как способа воспроизводства культуры этносов и наций в их целостности. Он направлен на поворот всех компонентов образования к целостному содержанию культуры, и человеку как ее субъекту, способному к саморазвитию. Культурологический подход предполагает изучение любого предмета в контексте и в его многосторонней связи с социокультурным целым.
В отношении к изучению языческой культуры славян культурологический подход был связан с пониманием этого историко-культурного феномена как базового основания русской культуры, ее архетипа и константного элемента, функционирующего и в современной культуре.
Было выявлено, что в содержании общекультурной подготовки школьников, которую обеспечивают различные предметы (история, литература, география, искусство и др.), отдельные элементы знаний о языческой культуре славян существуют разобщенно и не подчинены единой цели. Вследствие этого стала необходимой разработка специального культурологического курса «Языческая культура славян», который является необходимой частью системы культурологического образования, дающего школьникам основы понимания культуры и общие знания по истории отечественной и мировой культуры.
Под языческой культурой славян в данной работе стала пониматься динамическая целостность специфических человеческих способов деятельности дохристианских общностей, закрепленная знаково-символически и представленная в соответствующих этнических текстах культуры.
Разработка специального курса по языческой культуре славян потребовала определения корпуса классических и новых источников, которые были бы необходимыми и достаточными для формирования основ культурологической компетентности учащихся в сфере освоения отечественного культурного наследия. С этой целью были выбраны четыре группы источников (археологические, этнографические, фольклорные, письменные) и наиболее репрезентативные памятники материальной, духовной и художественной культуры славян, которые дают яркое и целостное представление о языческой культуре и обладают большим педагогическим потенциалом.
В результате выбора теоретических и методологических оснований курс «Языческая культура славян» был построен на следующих принципах: целостности, предполагающем установку на изучение русской культуры в ее эволюционной синхронии и диахронии, включая существенный базовый компонент - культуру славянского язычества; разноуровневости, который реализуется на трёх уровнях образования: частном (для определенной русской группы полиэтнического населения РФ языческая культура славян — это культура «малой Родины»); расширенном (для всех россиян, для которых языческая культура славян репрезентирует древние исторические корни титульного этноса современного российского государства); обобщенном - в силу историко-культурного значения вклада славянского язычества в общемировую культуру; принцип толерантности предполагает формирование таких компетенций, которые служат целям воспитания уважения к своей культуре и признания ценности иных культур; принцип системности предполагает изучение языческой культуры как исторически взаимосвязанного множества различных явлений материальной, духовной и художественной культуры славян; следование этому принципу обеспечивает полноту формирования культурологической компетентности школьника в сфере познания древней и средневековой культуры славян.
Структура созданного курса включает следующие разделы: вводный (пропедевтический), общие понятия культурологии; экскурс в историю культуры славянского язычества; введение в их социальную культуру, мифологию; комплекс фольклорного наследия; элементы материально-хозяйственной культуры; большое внимание уделяется семантической интерпретации текстов славянской культуры.
Реализация данного курса была обеспечена созданием комплекса аудиовизуальных материалов, демонстрирующих особенности развития и современное достояние языческого наследия славян. Было определено, что наглядные методы являются наиболее продуктивными при изучении внешних проявлений языческой культуры в начальной школе; для средней школы более подходят эвристические и проблемные — изучение символики, значения отдельных элементов, связей, семантики артефактов и текстов языческой культуры славян; для старших классов средней школы успешными являются проблемно-поисковые методы, которые наиболее способствуют культурологическому пониманию и осмыслению языческого периода культуры славян в контексте общеисторического процесса развития мировой культуры. В ходе преподавания этого курса была выявлена роль преобразования мифологизированных этнокультурных представлений в рефлексивную, семантическую и аксиологическую активность школьников.
В процессе педагогического эксперимента выявлено, что когнитивные противоречия в представлении школьников о родной культуре резко уменьшаются при изучении языческой культуры славян по предложенной автором исследования методике; показано, что это способствует процессу формирования культурологической компетентности школьников, на основании которой формируются этническая и культурная идентичности современной личности, в ходе апробации курса была выявлена положительная динамика формирования этнокультурной идентичности и основ культурологической компетентности школьников.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зобнина, Алина Олеговна, 2011 год
1. Конституция РФ: http://www.constitution.ru/
2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" //Министерство образования и науки Российской Федерации: http://mon.gov.ru
3. Государственные образовательные стандарты // Российский общеобразовательный портал: сайт. URL: http://www.school.edu.ru/dokedu.asp
4. Государственный стандарт общего образования: пояснительная записка. // Российский общеобразовательный портал сайт. URL: http://www.school.edu.ru/dokedu.asp
5. Государственный стандарт основного общего образования: пояснительная записка. // Российский общеобразовательный портал сайт. URL: http://www.school.edu.ru/dokedu.asp?Obno=T4392
6. Компетентность // Глоссарий сайта федеральных стандартов // Федеральные Государственные Образовательные Стандарты сайт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=790
7. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку. // Российский общеобразовательный портал сайт. URL: http://www.school.edu.ru/dokedu.asp?Obno=14413
8. Патриотическое воспитание: Нормативно-правовые документы. 2-е изд., перераб. М.: ТЦ Сфера, 2006. 96 с.
9. Примерная программа основного общего образования по истории // Министерство науки и образования Российской Федерации, сайт. URL: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/
10. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории // // Министерство науки и образования Российской Федерации, сайт. URL: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/
11. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (профильный уровень). // Министерство науки и образования Российской Федерации. сайт. URL: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3 83 8/
12. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень). // // Министерство науки и образования Российской Федерации. сайт. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3 838/
13. Птолемей // Свод древнейших письменных известий о славянах. Том. I (I-VI в.). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. С.50.55
14. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001. 95 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. М.: Просвещение, 2008.
16. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. С.131-140
17. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. 266 с.
18. Флиер А .Я: Культурологическое образование // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга; 000 «Алетейя», 1998. С.370.1. Справочная литература:
19. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987. 560 с.
20. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1999.1. Основная литература:
21. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Амона-швили, 1996. 494 с.
22. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под. ред. А. А. Бодалева Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. 230 с.
23. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 288 с.
24. Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на западе и у славян. СПб.: Типография императорской академии наук, 1905. 404 с.
25. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и
26. Средней Азии. Опыт реконструкции мировосприятия. М.: Наука, 1984.223264 с.
27. Артамонов М.И. Происхождение славян: Стенограмма публичной лекции. JL: Знание, 1950. 52 с.
28. Артамонов М.И. Вопросы расселения восточных славян и советская археология // Проблемы всеобщей истории. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. С. 29—69
29. Арутюнов С.А. «Святые» реликвии: миф и действительность. М.: Политиздат, 1987. 107 с.
30. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие: Peoples and cultures. Their development and interaction. M.: Наука, 1989. 243 с.
31. Арциховский A.B. Новгородские грамоты на бересте: (Из раскопок 19621976 гг.). М.: Наука, 1978. 192 с.
32. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнит. изучения славян, преданий и верований в связи с миф. сказаниями других родств. народов: В 3 т. М.: Соврем, писатель, Т. 1. 1995. 411 е.; Т. 2. 1995.396 е.; Т. 3. 1995.414 с.
33. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабан-ский; Авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов и др.; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
34. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 78 с.
35. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
36. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. 335 с.
37. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. 96 с.
38. Бабшукова И.И. Курс «Кубановедения» как инструмент патриотического воспитания учащихся // Многообразие культуры как единство народов. / Отв. ред. Ю.А. Болдырев. Краснодар: Изд-во «Кубанькино», 2009. С. 45
39. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов М.: Высш. образование, 2007. 495 с.
40. Бажов С.И. Культура и цивилизация в философско-исторической концепции Н.Я.Данилевского (критический анализ). Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филос. наук: (09.00.03) / АН СССР, Ин-т философии. М., 1989. 22 с.
41. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. 191 с.
42. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно22443.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.