Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Антипова, Алла Михайловна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 405
Оглавление диссертации доктор педагогических наук Антипова, Алла Михайловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ПОНЯТИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.1. Терминологический аппарат современной эстетики. Опыты систематизации эстетических категорий.
1.2. Вопросы терминологии в литературоведении.
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ПОНЯТИЙ В ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
2.1. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования научных понятий в процессе обучения.
2.2. Вопросы изучения теории литературы в методике преподавания литературы: традиции и проблемы.
2.3. Опыт систематизации теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы.
ГЛАВА III. АВТОР: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ.
3.1. Теоретические аспекты проблемы автора.
3.2. Проблема автора в методике преподавания литературы.
3.3. Формирование у учащихся категории «автор» (на материале опытно-экспериментального обучения).
ГЛАВА IV. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ
КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ.
4.1. Художественное произведение как предмет изучения в литературоведении и эстетике.195.
4.2 Вопросы изучения художественного произведения в школе.
4.3. Взаимосвязь научных категорий и понятий в процессе изучения художественного произведения (на материале опытно-экспериментального обучения).
ГЛАВА V. ЧИТАТЕЛЬ: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ.
5.1. Читатель как объект воздействия литературы и субъект литературного процесса.
5.2. Исследование читателя-школьника в методике преподавания литературы.
5.3. Формирование у учащихся категории «читатель» (на материале опытно-экспериментального обучения).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения2002 год, кандидат педагогических наук Коростилева, Елена Ивановна
Формирование литературоведческой грамотности учащихся 5 и 7 классов как основы их читательской самостоятельности1998 год, кандидат педагогических наук Петрунина, Ольга Алексеевна
Школьный анализ художественного произведения в аспекте пространственных характеристик2005 год, кандидат педагогических наук Пыхтина, Юлиана Григорьевна
Анализ поэтики прозы В.М. Шукшина на уроках литературы в средней школе2010 год, кандидат педагогических наук Чернова, Людмила Николаевна
Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы1999 год, кандидат педагогических наук Стрижекурова, Жанна Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы»
Литература как вид искусства и как учебный предмет играет особую роль в формировании духовного мира учащихся, их мировоззрения, в развитии речи, мышления и эмоциональной сферы школьников, в подготовке их к полноценной жизни в современном мире. В процессе литературного образования учащиеся, соприкасаясь с искусством слова, духовно обогащаются, приобщаются к нравственному, социальному опыту народа, заключенному в литературе. Но проникновение юного читателя в мир прекрасного невозможно только на основе чтения и непосредственного восприятия художественного произведения. Чтобы понять сущность искусства, подняться до глубоких раздумий над жизнью, отраженной в произведении искусства, необходимо быть подготовленным к общению с ним: требуются специальные знания об основах наук - литературоведении и эстетики - и умения систематизировать их и осмысленно применять в самостоятельной читательской деятельности.
Следует признать, что в современной школе преподавание литературы осуществляется в сложных социокультурных условиях. Многие известные ученые-методисты говорят о тревожных тенденциях в преподавании литературы, о кризисе, в котором оказался предмет «литература», о причинах, осложняющих изучение литературы в школе. Серьезную озабоченность педагогов, родителей вызывает отстранение молодого поколения от подлинных художественных ценностей, снижение уровня эстетической культуры школьников, увлечение массовой культурой. Поэтому особую важность приобретает осмысление проблемы специфики искусства и его роли в жизни человека, общества.
В истории российского литературного образования были кризисные периоды, однако в литературе неизменно видели мощное средство воздействия на человека, формирования его мировоззрения, нравственных качеств, эстетических взглядов, чувственно-эмоционального отношения к жизни.
В центре внимания современных методистов и учителей-практиков находятся вопросы о том, как сформировать у школьников внутреннюю потребность в чтении, как приобщить их к чтению высокохудожественных произведений и научить читать их пристально, вдумчиво. Их решение, на наш взгляд, напрямую связано с методикой школьного анализа литературных произведений и изучением вопросов теории литературы и эстетики на уроках литературы.
Изучение теории литературы - традиционная для методики преподавания литературы проблема. Большой вклад в ее разработку внесли известные ученые XVIII-XX вв.: М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов, Н. И. Новиков, Ф. И. Буслаев, А. Д. Галахов, В. И. Водовозов, В. Я. Стоюнин, В. П. Острогорский, Ц. П. Балталон, В. В. Данилов, Н. М. Соколов, М. А. Рыбникова, В. В. Голубков, Н. О. Корст, Н. И. Кудряшев, Б. В. Рождественский, Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова, А. В. Дановский, Г. Н. Ионин, М. Г. Качурин, Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, 3. Я. Рез, 3. С. Смелкова, М. А. Снежневская, Л. В. Тодоров, В. Ф. Чертов и др.
Исследователями освещены различные аспекты этой многоплановой проблемы: определен состав изучаемых понятий; намечены этапы их формирования; разработаны оптимальные методы и приемы их изучения; предложены интересные опыты систематизации основных понятий теории литературы.
Последнее десятилетие отмечено интенсивным развитием эстетики и науки о литературе: предметом исследования ученых-эстетиков стали категории неклассической эстетики; обоснована идея множественности методов исследования литературы; оформился новый подход к проблемам теории литературы, основанный на представлении о современной теории литературы как синтезе эстетики словесного творчества, теоретической и исторической поэтики и детально разработанной системы понятий; по-новому осмыслен литературный процесс XX века.
Изучение литературы в школе должно осуществляться с учетом достижений современного литературоведения и эстетики и соответствовать требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Несмотря на функционирование программ литературного образования, в которых теория литературы играет структурообразующую роль, задача разработки системы основных теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий применительно к школьному курсу литературы окончательно не решена: Очевидно, что назрела необходимость определить пути усовершенствования современного литературного образования, продолжить разработку новых подходов к решению важной методической проблемы - изучению теории литературы в школе. Этим и определяется актуальность данного исследования.
На наш взгляд, требуется создание такой системы теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий, которая, с одной стороны, отражала бы их внутреннюю связь, взаимообусловленность, а с другой -представляла собой такой алгоритм, использование которого обеспечивало бы прочное усвоение и осознанное применение теоретических знаний в процессе изучения литературы.
Мы предлагаем концепцию формирования теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы в их взаимосвязи, реализующейся в системе «автор — произведение - читатель» и обеспечивающей эффективное освоение учащимися основополагающих категорий и понятий и применение их в практике анализа и интерпретации литературного произведения, самостоятельной читательской деятельности.
Выделяя доминантные категории - «автор», «произведение», «читатель», — определяя их соотношение с другими категориями и понятиями, мы намечаем такой подход к формированию и развитию научных понятий в школьном курсе литературы, который исключает абсолютизацию какого-то одного понятия или категории.
Обозначенные крупным планом категории - «автор», «произведение», «читатель» — рассматриваются нами как концептуальные эстетические и теоретико-литературные проблемы, необходимые для осмысления сущности литературы как вида искусства. Это придает эстетическую направленность изучению литературы в школе и, бесспорно, позволяет обогатить методику преподавания литературы методологическими вопросами эстетики. Важно, чтобы в процессе формирования у школьников научных понятий сложились четкие представления о содержании основных эстетических категорий как наиболее общих понятий, позволяющих постичь специфику искусства, освоить широкий круг культурных ценностей, понять закономерности других видов искусства и общественной жизни.
Основные дидактические задачи, соответствующие выдвинутой идее, мы видим в том, чтобы научить школьников устанавливать взаимосвязь между основными категориями и понятиями; формировать важнейшие читательские и аналитические умения: определять род и жанр произведения и в соответствии с этим настраиваться на определенную волну восприятия; видеть в произведении автора (формы его «присутствия» в тексте); вступать в диалог с автором произведения, сознавать его точку зрения в произведении; соотносить свое и авторское отношение к героям; чувствовать стилевое своеобразие произведений изучаемых писателей.
Целенаправленное, систематическое обращение на уроках литературы к вопросам эстетики и теории литературы содействует решению важных воспитательных задач: формированию эстетических взглядов, эстетического вкуса; воспитанию внутренней потребности читать высокохудожественные литературные произведения и обращаться к образцам высокого искусства в области музыки, живописи, кино; формированию мировоззрения и гражданской позиции; выработке умений верно ориентироваться в окружающем мире и давать адекватные оценки происходящему.
Осмысление учащимися на уроках литературы эстетической природы искусства слова и искусства в целом (через усвоение основополагающих категорий и понятий, формирование умений оперировать ими при анализе художественных произведений и т. п.) позволяет им прийти к пониманию эстетического в любой сфере жизни: природе, человеческих отношениях, общественных явлениях. Тем самым оказываются неразрывно связанными процесс обучения литературе, в ходе которого школьники получают литературное и шире - эстетическое образование, и процесс нравственно-эстетического воспитания школьников.
Объектом настоящего исследования явился процесс литературного образования учащихся средней школы.
Предметом исследования стала методика формирования у учащихся средней школы теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в их взаимосвязи.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании идеи взаимосвязи теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы и демонстрации возможностей ее реализации на практике.
Методологической основой нашего исследования явились труды по методике преподавания литературы, посвященные проблемам изучения теории литературы, школьного анализа и восприятия учащимися литературных произведений: работы Ф. И. Буслаева, А. Д. Галахова, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, В. Я. Стоюнина, А. И. Незеленова, А. Д. Алферова, Ц. П. Балталона, В. В. Данилова, Н. М. Соколова, М. А. Рыбниковой, В. В. Голуб-кова, а также исследования крупных методистов второй половины XX - начала XXI вв.: Н. В. Колокольцева, Н. О. Корста, Н. И. Кудряшева, Н. Д. Молдавской, Н. И. Прокофьева, Б. В. Рождественского, Г. И. Беленького, О. Ю.
Богдановой, Т. Г. Браже, А. В. Дановского, В. А. Доманского, С. А. Зинина, Г. Н. Ионина, М. Г. Качурина, Е. Н. Колокольцева, Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Леонова, В. Г. Маранцмана, Г. С. Меркина, И. А. Подругиной, 3. Я. Рез, Е. С. Роговера, Н. Н. Светловской, 3. С. Смелковой, Л. В. Тодорова, М. В. Черке-зовой, В. Ф. Чертова, Л. В. Шамрей и др.
Кроме того, мы опирались на труды эстетиков, посвященные проблеме терминологии эстетики и систематизации эстетических категорий, — работы
A. Я. Зися, Е. В. Волковой, Д. Д. Среднего, Н. И. Крюковского, Е. Г. Яковлева, В. П. Шестакова, Ю. Б. Борева, О. А. Кривцуна, В. К. Скатерщикова, В. В. Бычкова, Д. Лукача, П. Михелиса, Э. Сурио и др.; труды М. С. Кагана, Л. Н. Столовича по теории художественной деятельности; работы философов, литературоведов, психологов, педагогов, в которых обосновывается системный подход, - П. К. Анохина, И. В. Блауберга, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Б. Ф. Ломова, Б. С. Мейлаха, И. Г. Неупокоевой, В. Н. Садовского, Л. И. Тимофеева, А. И. Уемова, М. Б. Храпченко, Э. Г. Юдина и др.; литературоведов по методологическим проблемам науки о литературе (прежде всего, по вопросам терминологии литературоведения и методов изучения литературы) - исследования М. М. Бахтина, Д. Д. Благого, Д. С. Лихачева, Я. С. Билинки-са, А. С. Бушмина, И. К. Кузьмичева, Б. С. Мейлаха, М. Б. Храпченко, М. А. Сапарова, А. Н. Соколова, В. Е. Хализева, С. И. Кормилова, В. И. Тюпы, Н. Д. Тамарченко, В. А. Лукова, А. Б. Есина, В. Г. Зинченко, В. Г. Зусмана, 3. И. Кирнозе и др.; концепцию о смене типов художественного сознания, разработанную С. С. Аверинцевым, М. Л. Андреевым, М. Л. Гаспаровым, П. А. Гринцером, А. В. Михайловым; труды по проблеме автора - Г. О. Винокура,
B. В. Виноградова, В. М. Жирмунского, М. М. Бахтина, Б. О. Кормана, М. Б. Храпченко, Ю. М. Лотмана, Н. К. Бонецкой, В. В. Прозорова и др., по проблеме жанра - М. М. Бахтина, Г. Н. Поспелова, Л. В. Чернец, А. Я. Эсалнек,
C. Н. Бройтмана, Н. Д. Тамарченко, по проблеме стиля - В. В. Виноградова, В. М. Жирмунского, М. М. Гиршмана, А. Ф. Лосева, А. Н. Соколова, О. В.
Творогова, А. В. Чичерина и др.; труды исследователей по проблеме чтения и читателя - А. А. Потебни, Д. Н. Овсянико-Куликовского, К. Эрберга, А. П. Скафтымова, А. И. Белецкого, М. М. Бахтина, В. Ф. Асмуса, Г. Н. Ищука, О. В. Солоухиной, В. В. Прозорова, У. Эко, В. Изера, М. Рифатера, Э. Вулфа, С. Фиша; психолого-педагогические исследования по проблеме формирования научных понятий: эмпирическую теорию обобщения (разные точки зрения среди сторонников этой теории: 1) концепцию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной; 2) работы Н. А. Мен-чинской, М. Н. Шардакова, А. В. Усовой и др.); теорию содержательного обобщения (В. В. Давыдова); теорию уровней овладения учащимися знаниями В. П. Беспалько; исследования психологов по проблемам художественного восприятия - JI. С. Выготского, П. М. Якобсона, О. Н. Органовой, J1. Г. Жабицкой, О. И. Никифоровой, J1. И. Беляевой, Г. А. Петровой и др.; работы по проблемам развивающего обучения и теории деятельности - исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович и др.; по проблемам возрастных, психологических особенностей учащихся - А. В. Захаровой, И. С. Кона, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, Г. И. Щукиной и др.; работы педагогов по вопросам организации процесса обучения— X. Й. Лий-метса, Ю. К. Бабанского, И. М. Чередова, Т. И. Шамовой и др., а также исследования по проблеме самостоятельной работы учащихся - М. А. Данилова, Б. П. Есипова, П. И. Пидкасистого, А. В. Усовой и др.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в их взаимосвязи будет способствовать постижению эстетической сущности искусства слова, пониманию литературного произведения как художественного единства, формированию культуры восприятия произведений литературы, а значит, содействовать литературоведческой компетенции учащихся, подготовке квалифицированного читателя (а через развитие читательских качеств — формированию духовного мира учащегося), если:
- определен круг основополагающих теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий, доступных возрасту учащихся и необходимых для эстетического восприятия художественного произведения;
- обеспечена системность изучения теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий;
- установлены основные этапы формирования ведущих теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий, согласующиеся с литературоведческой концепцией о смене типов художественного сознания.
Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения следующих задач:
1. Определить возможности использования достижений современной эЬтетики, литературоведения, психологии, дидактики в исследовании проблемы формирования основных теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий у учащихся средней школы.
2. Обобщить методический опыт изучения сведений по теории литературы и эстетике в отечественной школе.
3. Выделить ведущие эстетические проблемы школьного курса литературы и основные категории и понятия для усвоения в средней школе.
4. Систематизировать теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературе.
5. Обосновать и апробировать методику изучения теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в их взаимосвязи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Метод теоретического анализа: анализ трудов психологов, дидактов, эстетиков, литературоведов, методистов.
2. Наблюдение за современным состоянием изучения теории литературы в школе.
3. Анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся.
4. Беседы с учителями и учащимися.
5. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методической системы изучения теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в их взаимосвязи.
Исследование проводилось с 1996 г. по 2004 г. в несколько этапов.
На первом этапе (1996-1999 гг.) осуществлялся анализ источников по проблеме исследования, проводился констатирующий эксперимент с целью выявления реального состояния школьного изучения теории литературы, определялись цели и задачи исследования и предполагаемые подходы к их решению.
На втором этапе (1999-2002 гг.) разрабатывалась концепция исследования, была начата ее опытно-экспериментальная проверка, осуществлялся анализ полученных результатов, что нашло отражение в публикациях автора и выступлениях на научно-методических конференциях, семинарах.
На третьем этапе (2002-2004 гг.) проводилось опытно-экспериментальное обучение по разработанной модели учителями школ Приморского края: средняя школа-интернат № 29 г. Уссурийска (учителя: Р. В. Бондарчук, К. П. Гарина, А. М. Оревская, Д. Г. Шугалей), средняя школа № 35 г. Артема (учитель С. А. Матюхина), средняя школа № 3 с. Хороль Приморского края (учитель И. А. Вашкевич), средняя школа № 25 с. Рома-новка Шкотовского района Приморского края (учитель М. Г. Сало), средняя школа № 1с. Варфоломеевка Яковлевского района Приморского края (учитель Н. В. Ким), средняя школа № 3 г. Спасска-Дальнего (учитель Г. В. Не-гушкина), основная общеобразовательная школа с. Струговка Октябрьского " района (учитель Т. В. Пинзул), НПО ПУ № 57 п. Камень-Рыболов Ханкай-ского района (учитель Н. В. Субочева) и др.; а также в гимназиях и школах г. Москвы и Московской области: гимназии № 1526 (учителя: А. С. Логинова, Е. Е. Плеханова, Л. Н. Птушкина), гимназии № 1692 (учитель Г. И. Данилова), средней школе № 201 (учитель Л. В. Новикова), средней школе № 14 п. Быково Раменского района (учителя: Л. П. Сатарова, О. А. Кузина,
E. JI. Кузнецова); анализировались результаты опытной работы и были представлены на научно-методических конференциях, семинарах, лекциях перед студентами-филологами; были подготовлены учебные пособия, монография.
Обоснованность и достоверность теоретических положений, рекомендаций и выводов, сформулированных автором исследования, обеспечивается опорой на достижения современной эстетики, литературоведения, психологии, дидактики, методики преподавания литературы; собственным опытом преподавательской работы; результатами опытно-экспериментального работы; оценкой результатов опытно-экспериментальной работы. Апробация материалов исследования осуществлялась прежде всего в ходе опытно-экспериментального обучения. Кроме того, основные положения работы излагались в докладах на конференциях: Голубковских чтениях в Mill У (2002, 2003 гг.), научно-практической конференции «Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке» Москва, 2000 г.), Пу-ришевских чтениях (Москва, 1999 г.), семинаре «Проблемы теории и практики современного литературного образования» (Москва, 1997 г.), международной конференции преподавателей английской литературы «Английская литература в контексте мирового литературного процесса» (Киров, 1996 г.), Общероссийской конференции «Русский язык и литература: вопросы истории, современного состояния и методики их преподавания в вузе и школе» (Самара, 2001 г.), IV Всероссийской научно-практической конференции РОПРЯЛ «Преподавание и изучение русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России» (Нижний Новгород, 2002 г.), Чеховских чтениях (Южно-Сахалинск, 1999, 2000, 2001, 2003, 2004 гг.), научно-практической конференции «Проблемы развития русской литературы XX века» (Хабаровск, 1996 г.), научно-практической конференции «Мастерство педагогического труда в высшей школе» (Хабаровск, 2003 г.), международной конференции «Россия и Китай: интеграция в сфере экономики, науки и образования» (Биробиджан, 1998 г.), научно-практической конференции «Приморская школа на пороге третьего тысячелетия» (Владивосток, 1999 г.), научно-практической конференции «Довузовское образование как фактор конструирования единого образовательного процесса и социализации личности» (Владивосток, 2001 г.), межвузовской конференции «Литература в контексте времени» (Уссурийск, 1997 г.), конференции «Инновационные подходы к профессиональной подготовке учителя-словесника» (Уссурийск, 1999 г.), региональной конференции «Модели прогрессивного развития Дальневосточного региона» (Уссурийск, 1999 г.), межвузовской научно-методической конференции «Гуманитарное образование в высшей и средней школе: проблемы и перспективы» (Уссурийск, 2001 г.), международной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (Уссурийск, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.), а также обсуждались на научно-методических объединениях и научно-практических конференциях «Воспитание учащихся в процессе преподавания литературы» (2002 г.), «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в средней школе» (2003, 2004 гг.) учителей-словесников г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края.
Результаты исследования нашли отражение в содержании лекций по курсу «Методика преподавания литературы», авторского спецкурса («Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы») и спецсеминаров («Изучение драматических произведений в школе», «Чехов в школе: поэтика и проблематика творчества»), проводимых с 1996 г. и по настоящее время в Уссурийском государственном педагогическом институте.
Материалы исследования апробировались и использовались в ходе педагогической практики студентов-филологов У ГНИ. Идеи автора внедрялись в практику обучения литературы и с помощью исследований студентов-дипломников.
Научная новизна исследования: с опорой на достижения эстетики, литературоведения, психологии, дидактики, методики преподавания литературы теоретически обоснована идея взаимосвязи теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы, реализующаяся в системе «автор - произведение - читатель»; предложен опыт систематизации теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в контексте триады «автор - произведение — читатель»; экспериментально доказана целесообразность формирования теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в их взаимосвязи с учетом литературоведческой концепции о смене типов художественного сознания; уточнен круг теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий, предназначенных для усвоения и применения в процессе постижения литературы.
Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней много-планово исследована ключевая проблема теории и практики литературного образования - изучение вопросов теории литературы и эстетики в школе, дано методологическое и методическое обоснование исследования. В результате исследования автором была доказана эффективность формирования теоретико-литературных и эстетических понятий в их взаимосвязи, реализующейся в системе «автор — произведение — читатель».
Практическая значимость исследования заключается в том, что автором предложена теоретически, обоснованная и проверенная в ходе многолетнего эксперимента методика изучения взаимосвязанных теоретиколитературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы.
Результаты исследования могут быть использованы: в практике преподавания литературы в общеобразовательных школах и школах гуманитарного профиля; в практике вузовского преподавания: при чтении лекций, проведении спецкурсов и спецсеминаров по методике преподавания литературы; в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров; при разработке программно-методических материалов, учебных пособий для учащихся и т. п.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Усвоение теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в их взаимосвязи, реализующейся в системе «автор - произведение — читатель», рассматривается как важнейшее условие воспитания культуры чтения и восприятия учащимися художественных произведений, эффективное средство формирования литературоведческой компетенции школьников, включающей основательные теоретические знания и сформированные умения применять эти знания в процессе изучения литературы и самостоятельной читательской деятельности.
2. Категории «автор», «произведение», «читатель» выступают как концептуальные эстетические проблемы, что придает эстетическую направленность изучению литературы в школе, позволяет обогатить методику преподавания литературы методологическими вопросами эстетики и способствует осмыслению учащимися сущности литературы как вида искусства.
3. Формирование теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в их взаимосвязи - сложный и длительный процесс, который включает системное, поэтапное усвоение и применение научных понятий в ходе изучения произведений «мифопоэтического», «традиционалистского» и «индивидуально-авторского» периодов развития литературы в соответствии с литературоведческой концепцией о смене типов художественного сознания.
4. Целенаправленное и систематическое изучение основополагающих категорий и понятий в контексте триады «автор - произведение — читатель» способствует актуализации имеющихся у учащихся знаний по теории литературы и эстетике, совершенствованию теоретической подготовки школьников, а также обеспечивает различные уровни взаимодействия теоретического материала.
5. Система работы по формированию взаимосвязанных теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в заданной парадигме «автор - произведение — читатель» способствует реализации диалогического подхода к анализу и интерпретации художественного произведения.
6. Акцент на теоретических и эстетических вопросах изучения литературы обусловливает выявление доминанты анализа и соответствующих методов и приемов изучения художественных произведений на уроках и факультативных занятиях, а также требует уточнения круга научных категорий и понятий, указанных в программах литературного образования, учебниках по литературе, и создания факультативных (элективных) курсов для старших классов гуманитарного профиля.
7. Предложенная система формирования теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в их взаимосвязи представляет своеобразный алгоритм, применение которого позволяет повысить качество литературного образования и эстетического воспитания учащихся.
Структура и основное содержание диссертации определены теоретическим и опытно-экспериментальным исследованием проблемы.
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования, а также формулируются подходы к решению поставленных задач, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, излагаются его этапы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы, что обусловило обращение к трудам эстетиков и литературоведов по проблеме научной терминологии, анализ различных классификаций эстетических категорий, а также словарей и справочников по литературоведческой терминологии. Выделены те подходы к классификации категорий и понятий в эстетике, которые являются наиболее перспективными для школьного преподавания литературы, указаны справочные издания, важные в методологическом отношении для школьного курса литературы.
Во второй главе освещаются психолого-педагогические аспекты проблемы формирования научных понятий в процессе обучения; рассматриваются методические аспекты проблемы: традиции изучения основ теории литературы и эстетики в школе и вопросы теории литературы в современной методике преподавания литературы; предлагается опыт систематизации взаимосвязанных теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы.
В третьей, четвертой и пятой главах работы последовательно раскрыта методика формирования теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в контексте триады «автор — произведение - читатель», направленной на совершенствование подготовки читателя-школьника и повышение качества литературного образования в целом.
В диссертации имеются схемы, таблицы. Список использованной литературы включает 695 названий, в том числе 23 на английском языке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Дифференциация обучения как средство повышения уровня литературного развития учащихся2004 год, доктор педагогических наук Беляева, Наталья Васильевна
Развитие читательской самостоятельности учащихся в процессе изучения русской литературы в 5 - 9 классах средней школы2001 год, кандидат педагогических наук Иншакова, Ольга Артуровна
Изучение творчества А. Платонова в процессе литературного образования2005 год, кандидат педагогических наук Васильева, Елена Анатольевна
Коммуникативные основы моделирования уроков литературы2010 год, доктор педагогических наук Сомова, Людмила Александровна
Изучение современной русской литературы в 11 классе профильной школы на основе литературной преемственности2008 год, кандидат педагогических наук Цыплакова, Татьяна Вячеславовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Антипова, Алла Михайловна
^' В данном исследовании автором теоретически обоснована идея взаи мосвязи теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы, реализующаяся в системе «автор - произведе ние - читатель», и раскрыты возможности ее реализации на практике. При этом для демонстрации избраны разные формы: системы уроков, программы, описание отдельных приемов работы.В предложенном нами опыте систематизации теоретико-литературных (l>i и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы на первый план выдвинуты категории «автор», «произведение», «читатель».Содержание концептуальных эстетических категорий («автор», «про изведение», «читатель») раскрывается через категории и понятия, между ко торыми выявляются координационные и субординационные связи: «биогра фический автор», «автор как субъект творческой деятельности», «авторская позиция», «образ автора»; «род», «жанр», «художественный образ», «стиль», «метод», «направление», «композиция»; «реальный читатель», «адресат», «образ читателя». Усвоение основополагающих эстетических категорий и понятий сопряжено с формированием эстетических категорий, отражающих наиболее существенные свойства и отношения явлений действительности и закономерности дз^совно-практической деятельности человека («прекрас ное», «трагическое», «комическое», «идеал» и др.).Намеченная система взаимосвязанных теоретико-литературных и эсте тических категорий и понятий в школьном курсе литературы и система их формирования базируются на достижениях современной науки (психологии, дидактики, литературоведения, эстетики, методики преподавания литерату ры).На основе исследований литературоведов и эстетиков по проблеме ав тора доказана необходимость разграничения в школьном курсе литературы понятий «биографический автор», «автор как субъект творческой деятельно сти» и «образ автора».На разных этапах формирования категории «автор» вводятся разные формулировки определений понятий, раскрывающих ее содержание. При изучении конкретных произведений традиционалистской и индивидуально авторской литературы (средние классы) учащиеся усваивают способы выра жения авторской позиции, овладевают умением определять ее в произведе ниях разных родов и жанров, а также получают отдельные представлении о биографическом авторе (данный термин не вводится в тезаурус школьников).. Способность старшеклассников к абстрактному мышлению делает возможным формирование понятий о биографическом авторе и образе авто ра, углубление знаний о способах выражения авторской позиции. В процессе изучения произведений традиционалистской и индивидуально-авторской ли тературы в старших классах (на историко-литературной основе или на основе историко-функционального принципа) представления о сложной категории «автор» обогащаются, развиваются благодаря освоению данной категории на более высоком уровне сложности и установлению взаимосвязи категории «автор» с категориями и понятиями «подсистемы» «произведение - чита тель».Осмысление автора как носителя «напряженно-активного единства за вершенного целого», выявление авторской позиции как этико-эстетического центра произведения рассматривается нами как доминанта анализа художе ственного произведения в школе.Поэтапная работа по формированию у з^ащихся категорий «произве дение» и «читатель» имеет.целью установление взаимосвязи между катего риями и понятиями, характеризующими художественное произведение, определение характера связей между категориями и понятиями разных «под систем» - «автор - произведение» и «произведение - читатель».Эффективность процесса формирования теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в их взаимосвязи обеспечивается наличием системности в деятельности учителя и учащихся. В исследовании намечен концентрический способ усвоения категорий и понятий в школьном курсе литературы.Системный подход к изучению взаимосвязанных категорий и понятий эстетики и теории литературы явился эффективным средством повышения научного уровня преподавания литературы. Целенаправленное и поэтапное формирование взаимосвязанных категорий и понятий в школьном курсе ли тературы обеспечило преемственность в усвоении программного материала и различные уровни его взаимодействия: взаимосвязь теории литературы и эс тетики; взаимосвязь между категориями и понятиями; взаимосвязь между разными категориями и понятиями; взаимосвязь между категориями и поня тиями, усваиваемыми на разных этапах их формирования.В ходе опытно-экспериментальной работы выбор учителем методов обучения (репродуктивного, эвристического, исследовательского и(или) их сочетания, наз^ных методов индукции и дедукции) был обусловлен содер жанием категорий и понятий, этапом их формирования в соответствии с на меченной нами последовательностью, особенностями класса.При освоении эстетических и литературоведческих категорий и поня тий использовались разные методические приемы: сопоставление произведе ний на жанровой основе; стилистический и композиционный анализ произ ведения; знакомство с образцами анализа; обучение анализу эпизода и целого произведения; проблемное изложение теоретического материала; работа с литературоведческими словарями и справочниками; изучение литературно критических и литературоведческих работ (их фрагментов), использование алгоритмических приемов (схем).Система взаимосвязанных категорий и понятий, представленная нами и как схема-модель, рассматривается как своеобразный алгоритм, примене ние которого предусмотрено и учителем, и учащимися.Углубленное изучение теоретических сведений по литературе и эсте тике стало эффективным средством развития у школьников литературовед ческой компетенции, включающей основательные теоретические знания и сформированные у школьников умения их применять. Критериями усвоения основополагающих категорий и понятий являются: 1) знание существенных признаков категорий и понятий и умение давать определения; 2) умение осознанно использовать понятия и категории в процессе анализа и интерпре тации произведения; 3) умение устанавливать взаимосвязи между категория ми и понятиями, определять их соотношение.Реализация предложенной нами концепции показала, что у учащихся развиваются умения квалифицированного читателя, которые можно класси фицировать по группам: 1) умения, связанные с осмыслением категории «ав тор»: видеть в произведении автора и определять авторское отношение к ге роям, событиям, читателю; вступать в диалог с автором произведения; созна вать его точку зрения в произведении; определять способы выражения автор ской позиции в произведениях различных родов и жанров; 2) умения, связан ные с постижением произведения как художественного единства: определять род и жанр читаемого произведения; чувствовать стилевое своеобразие про изведения, писателя; осмысливать единство формы и содержания произведе ния, сопоставлять произведения по жанровому, сюжетно-композиционному признакам; 3) умения, связанные с пониманием роли категории «читатель» и ее взаимосвязи с категориями «автор» и «произведение»: определять средст ва моделирования адресата в художественном произведении; настраиваться на определенную волну восприятия в соответствии с родом и жанром читае мого произведения, его принадлежностью к определенному методу, направ лению; сопоставлять оценки критиков и литературоведов; давать самостояWJ тельную оценку прочитанного; сопоставлять кинематографические, сцениче ские, живописные, музыкальные интерпретации литературного произведения между собой и с литературным текстом.Показателем эффективности предложенной концепции стало повыше ние уровня развития читательской культуры учащихся, что проявилось в воз росшем интересе к чтению классической литературы; в самостоятельных су ждениях о прочитанном; наличии теоретико-литературных знаний и умении применять их в самостоятельной деятельности.Формирование и развитие читательских умений, читательской квали фикации, таким образом, базируется на теоретических знаниях учащихся, а через воспитание читательских качеств происходит духовно-творческий и социально-нравственный рост личности школьников, развитие их художест венного вкуса и творческих способностей. Процесс усвоения теоретико литературных и эстетических категорий в школьном курсе литературы — важнейшая составляющая целостного и непрерывного процесса формирова ния взглядов, убеждений и идеалов школьников.Перспективные направления исследования в русле разработанной кон цепции видятся в следующем: определение специфики работы по формиро ванию теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в их взаимосвязи в процессе анализа произведений различных литературных ро дов и жанров; составление программ факультативных (элективных) курсов, нацеленных на совершенствование литературоведческой компетенции уча щихся, развитие умений школьников применять теоретические знания в практике анализа и интерпретации художественного произведения; создание учебных пособий для учащихся по теории литературы; разработка методиче ских рекомендаций для учителей.
Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Антипова, Алла Михайловна, 2005 год
1. Драматические произведения А.С. Пушкина рассматриваются в рамках факультативного курса в гуманитарных классах.
2. Какую роль играет в трагедии пролог?
3. Каковы основные черты Прометея?
4. В чем своеобразие конфликта трагедии?
5. В чем смысл противопоставления Океана и Океанид и Прометея; Гермеса и Прометея?
6. Кто из действующих лиц трагедии «Медея» вызвал у вас наибольший интерес и сочувствие? Чем?
7. Дайте краткую характеристику одного из главных действующихлиц.
8. Какую роль играет в трагедии хор?
9. Медея говорит о горькой А я уйду в изгнание.своей судьбе, о грозящем изгнании, И счастья вашего не видеть,куда она отправится без детей: Не разделять не буду.
10. Вырвавшиеся слова: Увы, увы, зачемВы на меня глядите и смеетесь Последним вашим смехомНапоминают ей о принятом Ай-ай-айрешении и вызывают ужас: Что ж это я задумала?
11. Улыбки детей трогают Me- Безумно покупать дею, она решает взять детей с со- Леоновы страдания своими бой, отказаться от прежнего замыс- И по двойной цене.ла:
12. И снова материнская лю- Ты, сердце, это сделаешь?. О бовь говорит: нет,Оставь детей, несчастная, в изгнаньеОни усладой будут.
13. Подготовьте развернутый ответ на вопрос, почему при первой постановке «Медея» получила лишь третье место, то есть провалилась?
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.