Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Шкуратов, Сергей Александрович

  • Шкуратов, Сергей Александрович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 173
Шкуратов, Сергей Александрович. Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2005. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Шкуратов, Сергей Александрович

Введение С. 3.

Глава I.

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

В ОТНОШЕНИИ РПЦ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА С. 23.

§ 1. Общие тенденции в развитии государственно-церковных отношений в 1948 - 1964 гг. С. 23.

§ 2. Система экономического давления на РПЦ С. 41.

§ 3. Политика государства в отношении духовных учебных заведений С. 57.

Глава П.

ДВЕ ВОЛНЫ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ С. 71.

§ 1. Возобновление активной антирелигиозной пропаганды в 50-е годы С. 71.

§ 2. Тотальное идеологическое наступление на Церковь в 60-е годы С. 91.

Глава Ш.

БОРЬБА С «РЕЛИГИОЗНЫМИ ПЕРЕЖИТКАМИ»

В СОЗНАНИИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН С. 112.

§ 1. Внедрение новых безрелигиозных праздников и обрядов в быт советских граждан С. 112.

§ 2. Ликвидация паломничества к святым местам и в монастыри С. 127.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века»

Актуальность темы исследования. Тема диссертации учитывает значительно возросший в настоящее время общественный интерес к религии и церкви. По данным «Фонда общественного мнения» около 60% населения современной России считают себя православными'. Проводимые социологические исследования неизменно показывают, что Русская православная церковь (далее РПЦ) - единственный социальный институт в нашей стране, авторитет которого непрерывно растет. В самых различных слоях и группах населения распространены преставления о том, что возрождение страны не возможно без опоры на традиционные духовные ценности российского общества, сформировавшиеся под влиянием православия. Такие взгляды естественны, поскольку Русская православная церковь сыграла особую роль в формировании и развитии Российского государства, русской культуры и нации в целом. РПЦ с ее богатейшим опытом духовно-просветительской и благотворительной деятельности призвана внести весомый вклад в восстановление традиционных нравственных ценностей и преемственности тысячелетней русской культуры и государственности.

В советский период РПЦ подверглась невиданному притеснению, она была лишена большей части собственности и подвергалась массовым репрессиям, включая физическое уничтожение тысяч священников и монашествующих и сотен тысяч активных прихожан. Лишь после признания церковью легитимности Советского государства и начала активного сотрудничества с властями (в том числе в деле назначения священнослужителей) ей было позволено существовать как организации. Ее социальные функции были радикально урезаны. Фактически церкви была разрешена лишь мистическая (обрядовая), отчасти психологическая и крайне ограниченная экономическая деятельность.

1 Митрохин Н Русская православная церковь Современное состояние и актуальные проблемы М . Новое литературное обозрение, 2004 С 38

Ныне, когда устранены искусственные преграды, разделявшие общество на верующих и неверующих, в государственно-политических кругах происходит переосмысление значимости РПЦ в исторической судьбе России. Церковь как организация интенсивно восстанавливает контакт с огромными массами людей, отчасти слабый и прерванный на десятилетия, отчасти никогда не существовавший. Перед ней стоит задача не просго воссоздать традиции религиозной культуры, но фактически заново вводить их. Важной вехой на этом пути стал принятый в сентябре 1997 года новый Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в преамбуле которого декларировано особое уважение государства к Русской православной церкви. Все это свидетельствует о происходящей ныне переоценке роли Русского православия в развитии современной России и делает актуальным исследование антицерковной политики Советского государства в 1948 - 1964 годах.

Историография вопроса. Период 1948 - 1964 годов в истории государственно-церковных отношений является одним из наименее изученных. Научных работ, посвященных ему, не было в официальной исторической науке до начала 1990-х годов, причем, не только в светской, но и в церковной. Так, например, об осуществленных в этот период антицерковных мероприятий умалчивают оба издания, опубликованные в связи с празднованием тысячелетия крещения Руси - коллективный труд

-у советских историков «Русское православие. Вехи истории» и изданный Московской патриархией обзорный труд «Русская православная церковь. 988 - 1988». В изданной в 1984 году книге «Религия и церковь в Советском обществе»3 бывший председатель Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР В.А.Куроедов отмечал, что продолжавшееся более четвери века патриаршество Алексия (1944 - 1970) ознаменозалось «дальнейшим укреплением нормальных отношений между церковью и государством», а

2 Русское православие Вехи истории М Политиздат, 1989

3 Куроедов В А Религия и церковь в советском обществе М Политиздат, 1984 отличительной чертой этого патриарха была «не просто лояльность, но глубокая преданность Советской Родине, социалистическому государству».

В 1990 году в связи с ликвидацией Совета по делам религий при Совете Министров СССР и последующим открытием архива этого учреждения, а также архива КПСС, появилась возможность исследовать все многообразие исторических источников по указанной теме.

В 1991 году в журнале «Наука и религия» была опубликована статья доктора исторических наук М.И.Одинцова «Хождение по мукам. 1954 - 1960 4 гг.» , явившаяся одной из первых попыток анализа государственно-церковных отношений второй полвины 50-х годов. В этой публикации были впервые приведены ценные статистические сведения о количестве зарегистрированных в СССР религиозных обществ в указанный период и отмечено, что разразившийся к концу 1958 года конфликт между Советским государством и РПЦ был вызван, в том числе, переоценкой послевоенного курса уступок церкви, обличенного партийными идеологами, как «проявления сталинизма». Однако небольшой масштаб статьи не позволили автору всесторонне раскрыть проблему взаимоотношений государства и церкви.

Во вступительной статье к публикации документов в журнале «Отечественные архивы» №. 55, М.И.Одинцов период с 1943 по 1953 годы характеризует как период «религиозного возрождения в СССР»6. Тезисно рассматривая этапы нагнетания антицерковной политики, автор видит причину начала гонений на церковь в перераспределении власти в партаппарате, когда в ходе борьбы к власти пришли сторонники жесткой линии в решении церковных вопросов, желающие реализовать ее во фронтальном наступлении на религиозные организации. В тоже время М.И.Одинцов отдает должное тем рядовым сотрудникам аппаратов Совета по делам РПЦ, которые, будучи в командировках выступали против

4 Одинцов М И Хождение по мукам 1954 - 1960 гг // Наука и религия Июль 1991 № 7

5 Одинцов М И Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» Десять лет жизни патриарха Алексия. 1955 - 1964//Отечественные архивы 1994 №5

6 Там же С 26 вопиющих фактов нарушения советского законодательства со стороны местных властей, привлекали к этому внимание партийных органов, требуя соблюдения конституционного принципа свободы совести.

Своеобразный подход в освещении деятельности РПЦ и ее отношении с органами Советской власти наблюдается в работе В.А.Алексеева у

Иллюзии и догмы» . Большая часть «полемического повествования», так характеризует свой труд сам автор, посвящен истории взаимоотношений церкви и государства в 20 - 30-е годы. Определенный интерес представляет проведенный автором анализ, хотя и фрагментарный, этих отношений в 40 -60-е годы.

В 1993 году в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья преподавателя Минской духовной семинарии иерея С.Гордуна «Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 год»8, вторая часть которой посвящена событиям 1958 - 1970 годов. Характеризуя это время как период «крайнего стеснения церковной жизни»9, автор статьи отмечал, что наиболее резкое усиление антицерковной кампании произошло в 1961 году, и подробно остановился на примерах сопротивления руководства Московской патриархии, духовенства и прихожан антирелигиозным инициативам гражданских властей. Статья священника С.Гордуна была написана на основании изучения архивных документов фонда Совета по делам религии при Совете Министров СССР, многие из которых впервые были введены в научный оборот.

Одной из первых работ, пытающейся законченно и всесторонне исследовать процесс развития государственно-церковных отношений в XX веке стала монография канадского ученого Д.В.Поспеловского «Русская православная церковь в XX веке»10. Одним из источников монографии являлись статьи в эмигрантских журналах, среди которых он с особым

7 Алексеев В А Иллюзии и догмы (Взаимоотношения Советского государства и религии) М Политиздат, 1991 -398 с

8 Гордун С , священник Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской Патриархии 1993 №1-2

9 Там же № 2 С 22

10 Поспеловский Д В Русская православная церковь в XX веке М Республика, 1995 6 уважением отмечал самиздатовские документы. Опираясь на их свидетельства, автор приводит в своей книге некоторые факты из истории «хрущевских гонений». В книге имеется отдельная глава, посвященная наступлению на церковь в годы хрущевской «оттепели». Цифры и факты, приводимые автором, дополняют известную в общих чертах картину, лишний раз подчеркивают драматизм происходящего. Подробному анализу подвергнут урон, нанесенный политикой государства монастырям и системе духовного образования в стране. Главной причиной, объясняющей новую атаку на религию, Д.В.Поспеловский считал обеспокоенность гражданских властей послевоенным оживлением церковной жизни, тем, что вопреки утверждениям официальной пропаганды религиозность советского населения возрастала, а не падала, представляя вызов господствующей идеологии. А отказ от дальнейшего преследования церкви видит в том, что, находясь под давлением гражданских властей, церковная жизнь стала все более принимать нелегальные формы, представлявших для них большую опасность11.

Другим серьезным исследованием темы развития государственно-церковных отношений в 40 - 60-е годы XX века является монография доктора исторических наук М.В.Шкаровского «Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 - 1964 годах)»12. Ее автор характеризует послевоенные события, как «трагический период последних попыток руководства СССР радикально и в кратчайшие сроки решить религиозную проблему в стране»13, отмечая при этом, что главная атака Советского государства была направлена именно против РПЦ. Главной причиной нового наступления на церковь М.В.Шкаровский считает уверенность значительной части советского руководства в жизнеспособности коммунистической идеологии, которой нет, и не может быть никакой религиозной альтернативы. По его мнению,

11 Поспеловский Д В Указ соч С 310

12 Шкаровский MB Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 - 1964 годах) М Крутицкое патриаршие подворье Общество любителей церковной истории, 2000

13 Там же С 359 основными направлениями государственного давления на церковь были резкое сокращение количества приходов и монастырей, подрыв материально-финансовой базы церкви, ликвидация духовных учебных заведений, изменение положения об управлении церковью, давление на различные категории верующих вплоть до запрещения некоторым из них (дети и подростки) посещать храмы. М.В.Шкаровский подчеркивает, что применявшиеся и ранее административные меры, дополнились принципиально новой политикой разложения церкви изнутри, путем целенаправленной «кадровой» политики в среде духовенства, вмешательством в богослужебную практику, попрания канонических принципов церковной жизни. Широкий круг затрагиваемых вопросов не позволил автору детально остановиться на всех элементах идеологической борьбы государства с церковью, так им намечена, но не рассматривается проблема замещения религиозных праздников и обрядов новыми гражданскими. Автор разделяет мнение Д.В.Поспеловского о том, что антицерковные мероприятия нанесли РПЦ тяжелый урон, но все же не дали желаемых результатов, «загнав религиозную жизнь в подполье, что было бы для режима опаснее, чем открытая религиозность»14.

Эти положения нашли также отражение в изданном в 1997 году под общей редакцией М.Б.Данилушкина первом томе коллективного труда церковных историков «История Русской православной церкви»15, одним из авторов которого являлся М.В.Шкаровский. Книга была рекомендована Учебным комитетом при Священном синоде РПЦ для преподавания церковной истории XX века в духовных академиях и семинариях. Теме настоящего исследования посвящена отдельная глава этого издания «Русская православная церковь в 1958 - 1970 годах», представляющая собой дополненный и частично переработанный текст указанной выше работы

М.В.Шкаровского. В частности, с особым вниманием освещены вопросы #

14 Шкаровский М В Указ соч С 390

15 История Русской православной церкви От восстановления патриаршества до наших дней СПб , 1997. 8 внешнеполитической деятельности Московской патриархии в указанный период, успехи в которой могли оказать заметное влияние на судьбы церкви внутри страны.

В книге доктора исторических наук О.Ю.Васильевой «Русская православная церковь и II Ватиканский собор»16 изучаемому периоду посвящена отдельная глава. В ней автор полагает, что усилению религиозности в СССР в 50-е годы способствовало «изживание страха»17 среди населения после смерти И.В.Сталина. В целом, О.Ю.Васлиьева разделяет мнение М.В.Шкаровского о том, что масштабные гонения власти на РПЦ были обусловлены, во-первых, несовместимостью коммунистического общества и религии, во-вторых, ликвидация ровных государственно-церковных отношений рассматривалась как преодоление сталинского наследия. В главе, посвященной внутреннему положению РПЦ, рассматривается лишь элемент экономического воздействия на церковь, как самый важный, не затрагивая научно-атеистическую пропаганду.

Исторические оценки взаимоотношений государства, общества и церкви содержатся в виде комментариев к сборнику «Русская православная церковь в советское время»18 составленным Г.М.Штриккером. Автор считает, что причину начала массовых гонений партия и лично Н.С.Хрущев видели в опасности исходящей от церкви для построения коммунизма, который должен был реализоваться в 80-х годах, а поскольку строительство коммунизма теоретически обуславливает уничтожение всякой религии, то начали применять решительные меры. А вот после отставки Первого секретаря в 1964 году, по мнению Г.М.Штриккера, ни о каком изменении политического курса в отношении РПЦ говорить нельзя, так как при Л.И.Брежневе не было отменено ни одно репрессивное мероприятие предшествующего правления. А наступившее время - брежневская эпоха,

16 Васильева О Ю Русская православная церковь и II Ватиканский собор Факты События Документы М Лепта-Пресс, 2004

17 Там же С 95

18 Русская православная церковь в советское время (1917 - 1991) Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью // Сост Г М Штриккер M Пропилеи, 1995 9 характеризовалась неким "status quo" в отношениях между властью и обществом»19.

Тему развития государственно-церковных отношений в СССР в 40 -60-е годы XX века также затрагивает монография Т.А.Чумаченко «Государство, православная церковь, верующие. 1941 - 1961 гг.»20. В частности ее автор отмечает, что одной из предпосылок антицерковной кампании Н.С.Хрущева явилась смена поколений в руководстве Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР. С назначением весной 1960 года председателем Совета В.А.Куроедова, опытного аппаратчика и идеологического работника, «начавшийся административный натиск на церковь, на верующих и духовенство приобрел характер политической

21 Л войны» . При этом автор, в принципе согласен с мнением Г.М.Штриккера, о том, что главной причиной наступления на церковь является общая глобальная задача, поставленная на повестку дня советскому государству строительство коммунистического общества, и возлагает особую ответственность за развязывание новой антицерковной кампании на Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС, в руках которого Совет по делам РПЦ оказался всего лишь инструментом.

Одно из наиболее серьезных исследований темы государственноцерковных отношений с позиции церковной исторической науки содержится

22 в девятой книге «История Русской церкви» протоиерея В.Цыпина , заместителя Учебного комитета РПЦ, курирующего деятельность научно-богословского отдела. Собственно, антицерковной кампании автор посвятил значительную часть восьмой главы «Русская православная церковь при святейшем патриархе Алексие (Симанском). 1944 - 1970 годы». Определяющим в новом наступлении Советского государства на религию В.Цыпин считает внутриполитический фактор, а также личное усердие

19 Русская православная церковь в советское время (1917 - 1991) Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью // Сост Г М Штриккер М , 1995 С 50 - 51, 56

20 Чумаченко T А Государство, православная церковь, верующие 1941 - 1961 гг М , 1999

21 Там же С 221

22 Цыпин В , протоиерей История Русской церкви Кн 9 История Русской церкви 1917 - 1997. М , 1997

10

Н.С.Хрущева - «главного стратега и вдохновителя атеистической

23 кампании» , который хотел легкой победой над церковью убедить своих противников в том, что он твердо стоит на партийных позициях. При этом, повествуя о ходе антицерковной политики, автор главное внимание уделяет сопротивлению священноначалия, духовенства и прихожан РПЦ антирелигиозным инициативам властей. Эти сведения заметно дополняют названные выше работы светских историков. Подводя итоги антицерковной кампании В.Цыпин разделяет мнение М.В.Шкаровского о том, что такая политика не оправдала надежд властей, поскольку «верующий народ остался с церковью, отшатнулись лишь неверующие»24 и отмечает, что после отстранения Н.С.Хрущева от руководства государством новое политическое руководство страны, хотя и не отказалось от борьбы с религией, но теперь не рассматривало это действие в качестве ближайшей задачи.

Большой значение представляет книга Д.В.Константинова «Гонимая церковь: Русская православная церковь в СССР»25, вышедшая в свет в 1999 году. В своей работе автор большое внимание уделяет борьбе партии с религиозным мировоззрением. Подробно разбирая этапы научно-атеистической пропаганды, раскрывая философские и психологические основы советского атеизма, анализируя антирелигиозную литературу того времени, Д.В.Константинов приходит к выводу, что антирелигиозная пропаганда была обречена, так как «оставалась в идейном смысле исключительно слабой, неубедительной, во многих случаях антинаучной»26.

Весьма интересной является монография Н.Митрохина, вышедшая в серии библиотеки журнала «Неприкосновенный запас», «Русская

27 православная церковь: Современное состояние и актуальные проблемы» . Работа основана на материалах, собранных в более 35 епархиях РПЦ. Имея опосредованное отношение к теме диссертации, работа частично содержит

23 Цыпин В Указ соч С 379,408

24 Шкаровский M В Указ соч С. 405

25 Константинов Д В Гонимая церковь Русская православная церковь в СССР М , 1999

26 Там же С 226

27 Митрохин Н Русская православная церковь Современное состояние и актуальные проблемы М Новое литературное обозрение, 2004 материалы, связанные и с некоторыми аспектами исследования: государственно-церковные отношения, общественная и экономическая деятельность РПЦ, система подготовки священнослужителей. Автор весьма критично характеризует современное положение православной церкви в России, считая, что во многом это обусловлено тенденциями развития РПЦ сложившимися в 50 - 60 годы.

В деле изучения советского общества в обозначенный период определенный интерес представляет работа Б.А.Грушина «Четыре жизни

Л Q

России в зеркале опросов общественного мнения» . Данный труд построен на материалах опросов населения, реализованных Институтом общественного мнения «Комсомольской правды» в 1960 - 1964 годы. В различных социологических исследованиях принимали участие граждане в возрасте от 9 лет и до тех, кому за 60. В анкетах, предоставленных респондентам, имелись вопросы религиозной тематики, проанализировав ответы на которые, автор пришел к выводу, что активно участвуют в религиозной жизни только 0,5% из (10.392 опрошенных). Но Б.А.Грушин допускает, что на уровне мировоззрения у людей обнаруживался интерес к религии, а также допускает, что реальные размеры религиозности могут быть больше, что выражалось в суждениях респондентов. Таким образом, автор не разделял мнение Г.А.Пруденского, будто отправления религиозных обрядов

29 в стране исчезли .

30

Некоторые современные диссертационные исследования занимались изучением взаимоотношений государства и церкви в отдельных регионах СССР. Так А.Г.Балыбердин рассматривал государственно-религиозные отношения в Кировской, а А.И.Горбатов - в Кемеровской области.

28 Грушин А Б Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х кн Жизнь 1-я Эпоха Хрущева М Прогресс -Традиция, 2001

29 Там же С 493

30 Балыбердин А Г Государственно-церковные отношения в 1958 - 1964 гг (По материалам Кировской области) Дис канд ист наук Киров, 2004, Горбатов А И Церковно-государственные отношения в Кемеровской области в 1943 - 1969 гг Дис канд ист наук Кемерово, 1996, Потапова АН Религиозна политика Советского государства и ее осуществление на Южном Урале в 1941 - 1958 гг Дис канд ист наук Оренбург, 2004

А.Н.Потапова изучала религиозную политику Советского государства на примере Южного Урала. Общий вывод данных исследований сводится к тому, что период 50 - 60-х годов XX века явился одним из трагичных моментов истории РПЦ, во время которого она понесла большие моральные и материальные потери.

Подводя итог краткому историографическому обзору изучаемой проблемы, следует отметить, что возвращение Русской православной церкви в активную общественную жизнь страны заметно оживило интерес исследователей к теме развития государственно-церковных отношений в советский период истории России. Имеющиеся работы вносят определенный вклад в разработку ряда проблем истории Советского государства и РПЦ. Наиболее значимыми исследования в этой области являются труды канадского профессора Д.В.Поспеловского и доктороа исторических наук М.В.Шкаровского. Вместе с тем, результат анализа исторической литературы позволяет говорить, что сегодня по-прежнему нет исследования, всецело посвященного теме развития антицерковной политики 1948 - 1964 года. А в имеющихся работах не получили достаточно полного освещения и должной оценки вопросы преодоления «религиозных пережитков» в сознании советских граждан.

Из сказанного выше вытекают цель и задачи исследования: Цель диссертации состоит в изучении специфики, основных направлений, форм и методов деятельности Советского государства по вытеснению Русской православной церкви из общественной жизни страны. Задачи исследования:

- раскрыть мотивы радикализации государственной антицерковной политики в 40 - 60-е годы XX века;

- выявить общие тенденции в развитии государственных и церковных отношений;

- изучить и систематизировать основные направления, формы и методы антирелигиозной политики государства;

- проанализировать процесс внедрения гражданских обрядов как способ формирования атеистического мировоззрения;

- раскрыть важную роль в координации антицерковных мероприятий Совета по делам Русской православной церкви;

- рассмотреть реакцию советского общества на проведение антирелигиозной кампании;

- изучить специфику кадровой политики РПЦ;

- показать бедственное положение церкви, вынужденной ради выживания идти на нарушения законодательства

Объектом исследования выступают отношения между Советским государством и Русской православной церковью в области внутренней политики.

Предмет исследования состоит в рассмотрении политики вытеснения государством Русской православной церкви из сферы общественной жизни в конце 40-х - первой половине 60-х годов XX века.

Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с 1948 по 1964 год. Начальная дата исследования связана с ослаблением внимания к РПЦ как к институту, способному эффективно проводить в жизнь внешнеполитические замыслы Кремля. Так, РПЦ, не сумевшая занять позиции безусловного лидера в православном мире во время проведения Всеправославного совещания в Москве в июле 1948 года, целью которого являлось сплочение всех православных церквей вокруг Московского патриархата, потеряла свое значение в глазах советского руководства. Кроме этого существовали и внутренние причины: переключение внимания И.В.Сталина на новый виток внутреннеполитической борьбы, вынужденные уступки части партийного аппарата, не понимающей и не приемлющей послаблений церкви, некоторые кадровые перестановки и так далее. Поэтому с 1948 года и до смерти вождя правительство не разрешило открыть ни одного храма. Следовательно, это время можно считать отправной точкой, с которой начинается новый виток наступления государства на церковь.

В основе второй даты лежит отставка и выход на пенсию Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущева. После этого в стране постепенно начинается переоценка церковных преследований, так как во многом они не оправдались - о глобальном снижении религиозности говорить не приходилось. В целом же с падением Н.С.Хрущева кампания преследования церкви прекратилась.

Для отмеченного этапа религиозной политики советского государства характерно общая стратегия, направленная на полное вытеснение церкви из всех сфер жизни общества с перспективой ее полной ликвидации. В соответствии с этими целями властью были выработаны и применялись, главным образом, меры идеологического воздействия, хотя и не исключался фактор административного нажима. Именно в этот период был заложен принцип, определивший развитие государственно-церковных отношений, более чем на 30 лет.

Методологическую основу исследования составляет историзм, метод научной объективности и достоверности, диалектическое понимание процесса исторического развития при опоре на всю совокупность исторических фактов, метод социального детерминизма исторических явлений и процессов.

Источниковая база исследования. Основу первичной источниковой базы данного диссертационного исследования составляют документы и материалы центральных архивов России, опубликованные сборники документов и материалов, а также изданные по отдельности их публикации в различных книгах и журналах.

Важным звеном в исследовании проблемы взаимоотношений между советским государством, РПЦ и обществом в 1948 - 1964 годах является фонд 6991 Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, находящийся на хранении в Государственном архиве

Российской Федерации (ГАРФ). Изучение материалов этого фонда позволяет создать комплексную картину развития государственно-церковных отношений в СССР в указанный период. В документах фонда содержится обзорная информация о положении и основных тенденциях развития РПЦ и ее взаимоотношений с Советом по делам церкви31, о мерах по экономическому воздействию на монастыри и приходы32. Особый интерес представляют материалы, связанные с осуществлением контроля за выполнением советского законодательства33, стремлением не допустить оживления религиозности34. Материалы ГАРФа раскрывают реакцию духовенства и верующих на мероприятия, подрывающие основы церкви, что наглядно прослеживается на справках о реакции35 и материалах записей бесед церковных иерархов с работниками Совета и их переписке36. Внутреннюю жизнь церкви и ее хозяйственную работу освещают протоколы заседаний патриарха, Священного Синода и документы епархиальных управлений37, а протоколы совещаний уполномоченных по делам РПЦ38 повествуют о результатах работы и обмене опытом в деле изживания религиозного сознания у населения. В целом, на основе материалов ГАРФа вырисовывается целостная картина по всестороннему вытеснению церкви из общественной жизни.

В Российском Государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) в фонде 17 Центрального Комитета ВКП(б) - КПСС большой интерес представляют документы Управления39 и Отдела40 пропаганды и агитации при ЦК КПСС. В них находятся записки, справки местных партийных органов, Советов по делам РПЦ и религиозных культов,

31 ГАРФ Ф 6991 On 1 Д 153, Оп 2 Д 308

32 Там же Оп 2 Д 80, 126,255,453,487

33 Там же On 1 Д 1745,2041, Оп 2 Д 529

34 Там же Оп 2 Д 605,607,616

35 Там же Д 228

36 Там же Д 227, 309,454

37 Там же Д 419,455

38 Там же On 1 Д 1940

39 РГАСПИ Ф 17 Оп 125

40 Там же Оп 132 министерств с заключением сектора партийной пропаганды41, сведения о состоянии естественно-научной пропаганды, о состоянии религиозного движения, об усилении влияния духовенства42. Особое внимание привлекает записка и иллюстрированный альбом диаграмм Совета по делам РПЦ о состоянии Русской православной церкви в 1948 году43. Архив также располагает информацией о составе церковных исполнительных органов44, в которой Совет по делам РПЦ дает весьма нелестную оценку в уровне образования, моральных качеств и политической благонадежности.

В Российском Государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) исследовался фонд 5 Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Особое внимание уделялось материалам отдела агитации и пропаганды Центрального Комитета, так как в 50-е годы функции контроля за церковью перешли к партийным организациям. Документы фонда дают представление о фактах администрирования в отношении церкви и верующих, о религиозной обрядности населения45, здесь же содержится информация о положении монастырей в СССР в 50-е годы46. Большое значение имеют отклики советских граждан по вопросу антирелигиозной пропаганды47, представленные также сводкой писем в редколлегию газеты «Правда»48. В фонде также содержится ценная информация о преодолении таких «религиозных пережитков» как церковные праздники49. Таким образом, материалы РГАНИ позволяют проследить развитие наступательной антирелигиозной политики.

Важное место среди источников занимают публикации исторических документов. Богатейший материал по истории отношений между государством и церковью содержится в сборнике документов под названием

41 РГАСПИ Ф 17 Оп 132 Д 100,109,110,111

42 Там же Оп 125 Д 313,593

43 Там же Оп 132 Д 7

44 Там же Д 111

45 РГАНИ Ф 5 Оп 30 Д 10 Оп 34 Д 57

46 Там же Оп 30 Д 10

47 Там же Оп 16 Д 689

48 Там же Ф 5 Оп 30 Д 53

49 Там же Оп 34 Д 96

Русская православная церковь в советское время», вышедшим под редакцией Г.М.Штриккера, сотрудника швейцарского института. Документальный сборник охватывает многие сферы деятельности РПЦ с 1917 по 1991 годы, материалы расположены в нем по хронологическому и тематическому принципу. Среди документов, представленных в этом сборнике особое значение для написания диссертации имели материалы, посвященные научно-атеистической пропаганде, решения Архиерейского Собора 18 июля 1961 года, утвердившего реформу приходского управления, речь патриарха Алексия в защиту церкви на Конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 года. Особую ценность представляют тематические комментарии составителя к подборкам документов.

Большая подборка документов содержится во второй части книги «Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы»50. В сборнике представлены документы, из фондов ГАРФа и РГАНИ. Для написания работы важное значение имели записи бесед председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров ССС Г.Г.Карпова и патриарха Алексия и записка заместителя Совета П.Г.Чередняка в ЦК КПСС о мерах по реализации постановления от 4 октября 1958 года, предлагающая комплекс мер по предотвращению злоупотреблений со стороны духовенства в хозяйственных вопросах и привлечению подростков и детей к церковным службам51.

С 1991 года в журналах, исторических альманахах начали публиковаться архивных материалов по истории религиозной политики советского государства. В журнале «Отечественные архивы» за 1994 год

52

М.И.Одинцовым представлена подборка документов , посвященных десятилетнему периоду (1955 - 1964) патриаршества Алексия I, представленной через призму государственно-церковных отношений.

50 Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939 - 1958 (Дискуссионные аспекты) М , 2003

51 Записка заместителя председателя Совета по делам РПЦ П Г Чередняка в ЦК КПСС о мерах по реализации постановления ЦК КПСС от 4 октября 1958 г // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939- 1958 (Дискуссионные аспекты) М.2003

52 Одинцов М И Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» Десять лет жизни патриарха Алексия 1955 - 1964 // Отечественные архивы 1994 № 5

Архивные материалы раскрывают трагическое положение Московской патриархии, бессильной помешать новой волне наступления на церковь в СССР. В Журнале «Государство и церковь» также М.И.Одинцовым подготовлена публикация «Доклада нового председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР В.А.Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных в 1960 году» . Этот доклад стал рубежным в понимании рабочих задач Совета, он переориентировал его работу с «налаживания и нормализации государственно-церковных отношений» на исправление «деформаций церковной политики социалистического государства»54.

Подробная документальная информация о массовых паломничествах к святым местам опубликована в 1997 году в «Вестнике Архива Президента РФ»55, где приводятся факты паломничества, списки святых мест, меры по их закрытию, рецидивные явления, а также планы мероприятий по преодолению таких «религиозных пережитков».

В журнале «Православный паломник», в 2002 году была опубликована статья сотрудников ГАРФа «О закрытии православных монастырей в СССР и запрещении паломничества к святым местам (1958 - 1961)56» после которой в качестве приложения имеется подборка документов, раскрывающая факты нарушения властями законодательства при ликвидации православных еп обителей . Одним из достоинств данной статьи является сводная таблица о монастырях в СССР, составленная авторами на основе статистических со справок Совета по делам РПЦ .

53 Проявлять бдительность, своевременно пресекать антисоветские выпады духовенства Доклад председателя Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР В А Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных 1960 г //Государство и церковь С 64-91

54 Там же С 65

55 Добиться закрытия так называемых «святых мест» Записка Совета по делам Русской православной церкви в ЦК КПСС О паломничестве верующих к так называемым «святым местам» Выписка из протокола № 193 заседания Президиума ЦК КПСС от 28 ноября 1958 года О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам» // Источник / Вестник Архива Президента Российской Федерации № 4 1997

56 Лавинская О В, Орлова ЮГ О закрытии православных монастырей в СССР и запрещении паломничества к святым местам (1958 - 1961) По документам и материалам Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР И Православный паломник 2002 № 3 (5), 4 (6)

5 Там же №3(5) С 38

58 Там же С 39

При написании диссертации применялись также материалы прессы, научной литературы, политических и партийных директив.

В работе использовались источники, характеризующие политику советского государства и коммунистической партии. Сюда относятся Программы и Уставы КПСС, постановления Центрального Комитета партии, выступления Н.С.Хрущева59.

По теме исследования также привлекались материалы периодических изданий. «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП), являясь официальным печатным церковным органом, публиковал определения и постановления Священного Синода, сообщения о церковной жизни в стране, богословско-исторические статьи. В диссертации использованы материалы, посвященные духовному образованию и нравственности60.

Большой интерес представляет журнал Всесоюзного общества «Знание» «Наука и религия», возобновивший свое издание в 1959 году. Журнал освещал широкий круг вопросов, касающихся теории научного атеизма, атеистического воспитания, критики религиозной идеологии, истории религии, роли религии и церкви в современном мире, разоблачал клерикальное мировоззрение, уделял большое внимание критике современного православия. Такими публикациями редакция журнала надеялась сломить религиозное мировоззрение, однако, многие антирелигиозные статьи, носили достаточно поверхностный характер. Кроме этого на страницах этого журнала печаталось большое количество шуток, баек и фельетонов на религиозные темы.

Определенного внимания заслуживает сатирический журнал «Крокодил». Являясь одним из печатных органов издательства «Правда», журнал служил показателем государственных приоритетов в развитии советского общества. В годы идеологической борьбы с религией, служил

59 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК Изд 9-е дополн и исправл T 8 (1946 - 1955) М Издание политической литературы, 1985, Программы и Уставы КПСС М Политиздат, 1969 Хрущев НС За прочный мир и мирное сосуществование M Госполитиздат, 1958

60 Журнал Московской Патриархии 1948 № 11, 1959 №3, 1962 № ]

20 орудием наглядной антирелигиозной пропаганды, помещая на своих страницах материалы, призванные дискредитировать РПЦ и духовенство в глазах населения.

Другим источником, используемым при подготовке данного исследования, является официальная советская пресса. Материалы, публикуемые в центральных газетах «Правда» и «Известия», дают возможность получить подробные сведения о развертывании масштабного наступления на церковь в целом и научно-атеистической пропаганды в частности. Советская печать позволяет раскрыть истинное желание властей покончить с религиозностью в стране в кратчайшие сроки. Новизна исследования заключается в следующем:

- проблема вытеснения церкви из общественной сферы советского государства в 1948 - 1964 гг. подвергается комплексному исследованию с позиций политического, экономического и психологического давления на верующих и духовенство; пв

- подробно рассматривается процесс замещения церковных праздников и обрядов на безрелигиозные, как один из элементов процесса по вытеснению;

- в научный оборот введены новые архивные материалы. Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее фактический материал, результаты и выводы способствуют концептуальному осмыслению истории развития отношений между государством, церковью и обществом в нашей стране. Кроме этого, они могут быть использованы в учебном процессе при изучении данной темы в образовательных учреждениях. Также полученные результаты могут способствовать лучшему осмыслению проблемы государственно-церковного взаимодействия на современном этапе с целью предотвращения ошибок в будущем.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в двух публикациях, а также излагались в докладе на вузовской научной конференции в МГОУ в апреле 2004 года.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Каждая глава делится на параграфы. Первая глава раскрывает основные методы воздействия на РПЦ. Вторая -анализирует антирелигиозную пропаганду. Третья глава - изучает конкретные методы по изживанию «религиозных пережитков» у населения. Каждая глава завершается кратким обобщением изложенного материала. Итоги по периоду 1948 - 1964 годов, а также основные выводы сформулированы в заключении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Шкуратов, Сергей Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследованию, можно констатировать, что в конце 40 -начале 60-х годов XX века был осуществлен комплекс антицерковных мероприятий, оказавший значительное влияние на процесс развития взаимоотношений между государством и церковью в рамках общегосударственной антирелигиозной кампании.

Необходимо отметить, что важнейшим мотивом радикализации государственной церковной политики в указанные годы являлась доктрина о несовместимости коммунистического мировоззрения, базирующегося на материалистических позициях, с религиозным. Данная концепция была официально провозглашена на ХХП съезде КПСС в виде принятия новых партийных Программы и Устава. Программа партии теоретически обосновывала идею обострения борьбы с «религиозными пережитками» на этапе развернутого строительства коммунизма, а Устав партии, организационно закреплял в повседневной деятельности партийных организаций теоретические положения Программы партии. Эти обстоятельства позволяют назвать данный период не только антирелигиозным, но и антицерковным.

В рассматриваемый период местные власти действовали в русле постановлений Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР, которые задавали на каждом этапе антирелигиозной борьбы конкретные направления государственной антицерковной политики:

- усиление налогообложения РПЦ с целью подрыва ее материальной основы;

- перевод духовенства на твердые оклады;

- реформа приходского управления, устранившая духовенство от непосредственного руководства приходом;

- принудительная ликвидация монастырей и скитов;

- запрещение благотворительной и просветительской деятельности РПЦ;

- ограничение образовательного процесса духовных учебных заведений;

- усиление научно-атеистической пропаганды;

- внедрение гражданских обрядов и безрелигиозных праздников;

- прекращение паломничеств к святым местам.

Данные направления антирелигиозной работы преследовали цель последовательного и всестороннего вытеснения церкви на периферию общественной жизни.

Большую роль в координации действий всех уровней власти по осуществлению вышеуказанных мероприятий играл Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, который главное внимание уделял усилению контроля за соблюдением духовенством советского законодательства о культах, а также усилению научно-атеистической пропаганды, являвшейся на протяжении всего периода антицерковной борьбы одним из главных ее направлений.

В результате осуществления комплекса антирелигиозных мероприятий к концу изучаемого периода сложилась определенная структура антирелигиозной работы, обеспечивающая реализацию установок партии на всех ее уровнях: от самого высокого - уровня планирования и контроля антицерковных инициатив до самого низового - уровня индивидуальной работы с верующими.

В итоге осуществления всеми участниками антирелигиозной кампании соответствующих административных и пропагандистских мероприятий РПЦ был нанесен значительный ущерб.

Духовенство стало превращаться в замкнутую социальную касту, доступ в которую, лицам не связанным с церковью изначально, был значительно затруднен. Моральному авторитету церкви и духовенства был нанесен значительны ущерб вследствие антирелигиозных публикаций. Изменения в Положении об управлении РПЦ в 1961 году лишили священников влияния на хозяйственную жизнь прихода превратив его простого наемного рабочего в сфере духовных услуг.

Были созданы действенные мероприятия по ограничению участия граждан в посещении церквей и исполнении ими религиозных обрядов, в результате чего показатели основной обрядности в некоторых районах сократились. Что в свою очередь привело к сокращению ежегодного дохода получаемого РПЦ. При этом сокращение числа крещений имело большое значение для дальнейших перспектив церкви, так как в церковных обрядах и таинствах могли принимать участие только крещеные люди.

В период конца 40 - начала 60-х годов максимально сокращалась возможность функционирования церкви. Были ликвидированы массовые паломничества, молебны под открытым небом, крещенские выходы на «Иордань», запрещению подверглось исполнение треб на дому у верующих или в общественных местах. Резко пресекались попытки духовного просвещения молодежи и всякая благотворительная деятельность. В итоге, публичная жизнь верующих была ограничена стенами храма и церковной оградой.

Крайне проблематичным стало управление епархиями и приходами. Налоговая политика государства выгребала из касс епархиальных управлений почти все средства, что крайне затрудняло поддержание слабых религиозных общин. Вмешательство в дела управления местных властей и уполномоченных приводило к тому, что правящий архиерей превращался всего лишь в старшего священника, в то время как перемещением духовенства и замещением вакантных приходов ведал уполномоченный.

Вместе с тем политика самого государства в отношении религии проводилась таким образом, что церковь находилась в заведомо ущемленном положении и чтобы выжить в таких условиях как социальному институту церкви приходилось идти на сознательное нарушение советского законодательства, доказательством чего является: - попытка нелегального производства свечей;

- исполнение треб без необходимых документов со стороны верующих;

- исполнение треб на дому у верующих;

- оказание несанкционированной благотворительной помощи приходам, монастырям и епархиям;

- отказ от перечисления денег в банк;

- незаконная подготовка абитуриентов для поступления в семинарии. Стоит также отметить, что в течение всего периода наступлений на церковь местные власти и уполномоченные Совета также допускали нарушение советского законодательства, примером чего является грубое, неадекватное восприятие указаний и решений вышестоящих органов. Своими действиями они компрометировали не только Совет по делам РПЦ, но и правительство в глазах верующего населения. Совет неоднократно предостерегал чиновников от таких «ошибок» и указывал на недопустимость подобной деятельности.

И все же, не смотря на все усилия Советского государства, Русская православная церковь не только выжила, но и пережила его само. Ныне происходит всестороннее возрождение православной церковности, выражающееся в восстановлении и строительстве храмов и монастырей, в развитии миссионерского и социального служения церкви, ее взаимодействия с государством и с обществом в целом1. Новый этап церковного возрождения требует также пристального внимания к просветительской работе, направленной на глубокое воцерковление людей, приходящих в православные храмы.

История свидетельствует, что церковь сохранила себя в самых сложных исторических ситуациях. Правовые и экономические условия, идеологические доктрины и социальные установки могли благоприятствовать ее духовной жизни и общественному служению или

1 На 2003 г епархий - 132, духовенство - 19 142 (154 архиерея, 15 605 священников, 3405 диаконов), количество официально зарегистрированных общин РПЦ - 16 350, монастырей - 635 (312 мужских и 325 женских), в системе духовного образования - 5 академий, 33 семинарии, 44 духовных училища // Митрохин Н Русская православная церковь современное состояние и актуальные проблемы М Новое литературное обозрение, 2004 С 70 мешать им, но ни в коей мере, ни уничтожить церковь. Так как содержание ее внутренней жизни в первую очередь определяется христианскими верой и учением, направленными на спасение человеческой души. И это свое предназначение Русская православная церковь выполняла во все времена, при любых государственных формациях, потому как сам Христос дал обетование ее нерушимости, засвидетельствовав, что «врата адова не одолеют Церкви Его» . ш

2 Речь патриарха Алексия на Конференции советской общественности за разоружение 16 02 1960 // ЖМП Март 1960 №3 С 35

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Шкуратов, Сергей Александрович, 2005 год

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ):

2. Ф. 6991 фонд Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР:

3. Опись 1. Дело: 80, 153,1646, 1745,1940, 2041.

4. Опись 2. Дело: 73, 80, 126, 227, 228, 285, 308, 309, 453, 454, 455, 487, 529, 605, 607, 616.1.. Российский Государственный архив новейшей истории (РГАНИ):

5. Ф. 5 — фонд Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза:11. Опись 16. Дело: 6, 689.

6. Опись 30. Дело: 53, 93, 96.13. Опись 34. Дело: 57.

7. I. Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ):

8. Ф. 17 Фонд Центрального Комитета ВКП(б) - КПСС:

9. Опись 125. Дело: 313, 593.

10. Опись 132. Дело: 7,100,109,110,111, 503.1.. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СБОРНИКИ, ПУБЛИКАЦИИ1. ДОКУМЕНТОВ

11. Алексий, патр. Московский. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. 1 4. М.: Московская патриархия, 1948 - 1963.

12. Антоний, епископ Лос-Анжелесский. О положении церкви в Советской России и о духовной жизни русского народа: Доклад архиерейскому собору 1959 г. Нью-Йорк, 1960. 54 с.

13. Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939 1958: (Дискуссионные аспекты) / Ред. Г.П.Мурашко, М.И.Одинцов. М.: РАН Ин-т славяноведения, 2003. - 380 с.

14. Документы Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской православной церкви // Русская церковь на рубеже веков. Юбилейный Архиерейский Собор Московской патриархии. СПб.: Царское дело, 2001. С. 5-141.

15. Законодательство о религиозных культах: Сб. документов, нормативных актов и статей классиков марксизма-ленинизма / Под общ. ред. В.АЛСуроедова. М.: Юридическая литература, 1969. 261 с.

16. Записка отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам от 21.09.60. // Идеологические комиссии ЦК КПСС. Документы. / Отв. ред. В.Ю.Афиани. М.: Росспэн (серия Культура и власть от Сталина до Горбачёва), 1998. С. 245 246.

17. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е. дополн. и исправл. Т. 8 (1946 1955). М.: Издание политической литературы, 1985.

18. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели»: Десять лет жизни патриарха Алексия. 1955 1964 гг. (Публ. М.И.Одинцова) // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 25 - 83.

19. Программа Коммунистической партии Советского Союза принятая ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1967. 144 с.

20. Русская православная церковь в борьбе за мир: Постановления, послания, обращения, призывы, речи и статьи. 1948 1950. М.: Московская патриархия, 1950. - 120 с.

21. Русская православная церковь в советское время (1917 1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью / Сост. Г М.Штриккер М.: Пропилеи, 1995. - 464 с.

22. Русская православная церковь: устройство, положение, деятельность. М. Московская патриархия, 1958. 245 с.

23. Устав Коммунистической партии Советского Союза утвержденный ХХП съездом КПСС. М.: Госполитиздат, 1963. 112 с.

24. Хрущев Н.С. За прочный мир и мирное сосуществование. Сб. М.: Госполитиздат, 1958. 367 с.1.I. ЛИТЕРАТУРА

25. Алов А.А. Православие в России / РАН. Рос. НИИ культ, и природ наследия. М.: Институт Наследия, 1995. 143 с.

26. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы (Взаимоотношения Советского государства и религии). М.: Политиздат, 1991. 398 с.

27. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М.: Россия молодая, 1992. 299 с.

28. Атеизм в СССР: становление и развитие. М.: Мысль, 1986. 238 с.

29. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1986 244 с.

30. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.: Политиздат, 1990. 301 с.

31. Бондаренко В.Д. Современное православие: Тенденции эволюции. Симферополь: Таврия, 1989. 174 с.

32. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура. М.: Политиздат, 1992.-352 с.

33. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943 1948 гг. / РАН. Инст. российской истории. М., 1999.-212 с.

34. Ю.Васильева О.Ю. Русская православная церковь и П Ватиканский собор: Факты. События. Документы. М.: Лепта-Пресс, 2004. 382 с.

35. П.Варичев Е.С. Православная церковь: история и социальная сущность. М.: Советская Россия, 1982. 192 с.

36. Варшавский А. Крамольные полотна // Знание сила. Ноябрь 1959. № 11. С. 27-31.

37. Воронцов Г.В. Массовый атеизм: становление и развитие. Л.: Лениздат, 1983.-183 с.

38. Гордиенко Н.С. Современное православие и его идеология. М.: Из-во Академии Наук, 1963. 205 с.

39. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М.: Знание, 1978. — 64 с.

40. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20 80-е гг. XX ст.). М.: Знание, 1984.-64 с.

41. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л.: Лениздат, 1987. -302 с.

42. Гордун С., священник. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии // Вестник русского студенческого христианского движения. Париж Нью-Йорк - Москва. 1990. № 158. С. 82-142.

43. Горшкова А.И. Государство и Русская православная церковь в 1940 -1990-х гг. (по материалам «Журнала Московской Патриархии») / Документ. Архив. История. Современность: Сб. научн. тр. Вып. 1. Екатеринбург, 2001. С. 32 51.

44. Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993. -134 с.

45. Грекулов Е.Ф. Православная церковь враг просвещения. М.: Из-во Академии Наук СССР, 1962.-192 с.

46. Громов Е., Мартыненко Ю. На экран борьбу идей // Наука и религия. Май. 1962. № 5. С. 90.

47. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева,

48. Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 624 с.

49. Гурьев Н.Д. О добре и зле: Заметки православного мирянина. М.: Издание автора, 1990. 295 с.

50. Гулыга А. Отделить атеизм от государства // Родина, 1989. № 8. С. 65.

51. Добрынин М. Пятидесятилетие епископского служения Святейшего патриарха Алексия // Журнал Московской Патриархии. 1963. № 5.

52. Иванов, проф. ЛДА. О необходимости широкого образования для пастырей // Журнал Московской Патриархии. Январь 1957. № 1. С. 53 -54.

53. Иванов А.И, Лобазов П.К. Политика советского государства по вопросам религии и церкви. М.: Знание, 1973 63 с.

54. Историко-правовые вопросы взаимоотношения государства и церкви в истории России. М.: Юридическая литература, 1989. 176 с.

55. ЗЗ.Кислицин И.М. Советское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях (1917 1975): Учебн. пособ. по спецкурсу / Перм. гос. ун-т им. А.М.Горького. Пермь: ПТУ, 1991. - 102 с.

56. Коник В.А. Свобода совести и ее лжезащитники. М.: Политиздат, 1986. -116с.

57. Коновалов Б И. К массовому атеизму. М.: Наука, 1974. 168 с.

58. Константин, архимандрит. Церковь лукавствующих открывает свое лицо // Православная Русь. Джорданвилль, 1955. № 23.

59. Константинов Д.В. Гонимая церковь: Русская православная церковь в СССР. М.: Ассоц. авт. и изд., 1999. 357 с.

60. Корнеев В.В. Преследование РПЦ в 50-х 60-х гг. XX в. // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского института. 30 января - 1 февраля 1997 г. М., 1997. С. 114.

61. Корчева З.Г., Яшин П.П. Советское законодательство о религиозных культах. Харьков, 1985 78 с.

62. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М.: Политиздат, 1981. 263 с.

63. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском обществе. Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1984. 256 с.

64. Куроедов В.А. Советское государство и церковь. М.: Знание, 1976. 79 с.

65. Левченко И.В. Русская православная церковь и государство: Учебн. пособ. для ВУЗов, обучающ. по гуманит. Спец. Эконом. Акад. Иркутск, 2001.-187 с.

66. Лещинский А.Н. Время новых подходов: о советских государственно-церковных отношениях. М.: Знание, 1990. 79 с.

67. Лившиц Г.М. Религния и церковь в истории нашего общества. Минск: Белорус, 1980. 123 с.

68. Майнулова Д.В. Церковь как социальный институт. М.: Наука, 1978. -112 с.

69. Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики: во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М.: Протестант, 1993. -224 с.

70. Медведовская Э., Рыбалкин В. У ИГарьинских ворот // Наука и религия. Декабрь 1964. № 8. С. 79 80.

71. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 648 с

72. Москва православная. Церковный календарь: История города в ее святынях. Благочестивые обычаи / Авт. сост. М.И.Вострышев и др. М.: ИНТО, 1993.-432 с.

73. Мосс В. Православная церковь на перепутье (1917 1999) / Пер с англ., редактор перевода Т.А.Сенина. СПб.: Алетейя, 2001. - 415 с.

74. Никитин В. Как стать «святым» // Наука и религия. Июль 1962. № 7. С. 62 66.560 боге ли спор?. /Сб. Сост. и авт. вст. слова В А Алексеев. М.: Сов Россия, 1987.-121 с.

75. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М.: Луч, 1994. -171 с.

76. Одинцов М.И. Хождение по мукам. 1939 1954 годы // Наука и религия. 1990. № 8. С. 19-21.

77. Посетители Кремлевского кабинета И.В.Сталина. Журналы (тетради) записи лиц, принятых первым генсеком . 1924 1953 // Исторический архив. 1996. № 5/6. С. 3 - 61.

78. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР: Учебн. пособ. М.: библейск.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 1996.-408 с.63 .Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 511 с.

79. Православие в СССР. К тысячелетию крещения Руси: (По материалам буржуазной печати) / Ред.-сост Ю.А.Школенко. М.: Прогресс, 1998. -180 с.

80. Православие: pro et contra: Осмысление роли православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и церкви / Сост. В.Ф.Федоров СПб.: Из-во Рус. христиан, гуманит ин-та, 2001. 791 с.

81. Рар Г. Плененная церковь: Очерк развития взаимоотношений между церковью и властью в СССР. Франкфурт-на-Майне, 1954. 113 с.

82. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М„ 2002.-314 с.

83. Религия и церковь в истории России. Советские историки о православной церкви в России / Общ. ред. и предисл. А.М.Сахарова Сое. и авт. примеч. Е.Ф.Грекулов. М.: Мысль, 1975. 256 с.

84. Религия, общество и государство в XX веке: Материалы конф., Москва, 22 25 окт. 1991 г. / Науч. совет АН СССР «Роль религии в истории». Ин-т истории СССР АН СССР. М., 1991. - 144 с.

85. Рогов А. Благочестивый обман (мощи Анны Кашинской) // Наука и религия. Апрель 1963. № 4. С. 31 33.

86. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь / Отв. ред Б.М.Лазарев. М.: Наука, 1985. 174 с.

87. Романов Г.А. Русские крестные ходы // Исторический вестник. № 1. Издание исторической подкомиссии юбилейной комиссии Русской православной церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. Москва Воронеж, 1999. С. 20 - 35.

88. Русская православная церковь: Очерки истории, 1917 1988 гг. Вып. 2. М.: Издание Московской Патриархии, 1988. - 112 с.

89. Русская православная церковь: Устройство, положение, деятельность. М.: Московская Патриархия, 1958. 245 с.

90. Русское православие: Вехи истории. М.: Политиздат, 1989. 719 с.

91. Свобода совести в социалистическом обществе: Сб. статей / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, Инс-т научного атеизма. Отв. ред. В Д.Тимофеев. М.: АОИ, 1979. 151 с.

92. Свобода совести в социалистическом обществе: Сб. статей / Отв. ред П.К.Курочкин. М.: Мысль, 1981.-356 с.

93. Свобода совести в СССР и ее гарантии / Сост. Я.Я.Кожурин, Л.И.Кучина. Л.: о-во Знание РСФСР, Ленинградская орг., 1978. 19 с.

94. Свобода совести в СССР: социальные гарантии: Сб. статей /Филос. о-во СССР, Татар, от-ние, О-во Знание РСФСР. Татар, респ. орг. Редкол. А.И.Калганов. Казань, 1989. 78 с.

95. Святыни и культура: Сб. / Общество ревнителей православной культуры. Братство Всемилостивого Спаса. Сост. А.Жолондзь. М., 1992.-199 с

96. Седюлин А. Законодательство о религиозных культах. М.: Юридическая литература, 1974. 96 с.

97. Селиванов П.Д. Партийное руководство атеистическим воспитанием. М.: Политиздат, 1973. 144 с.

98. Синельников И. Портреты отцов церкви // Наука и религия. Июль 1963. № 7. С. 62 65.

99. Социальная динамика и духовная культура: Сб. науч. тр. / Гос. ком. РСФСР по делам науки и выс. школы. Тверской гос. ун-т. Тверь, 1991. -120 с.

100. Социально-политическая проблематика в современном христианстве: Сб. ст. / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. Ин-т религиоведения и атеизма. Редкол.: С.Д.Дерюгин и др. М., 1990. 137 с.

101. Социальные идеи христианства в XX веке: Сб. обзоров / АН СССР, ИНИОН, Ин-т философии. М., 1989. 115 с.

102. Сухих А.А. Современное православие: Конспект лекции. Ужгород, 1996. 49 с.

103. Сухих А.А. Современное православие и наука. Киев, Высшая школа, 1990.-129 с.

104. Цыпин В., протоиерей. История Русской православной церкви 1917 -1990 гг. Учебник для православных духовных семинарий / Моск. дух. акад. и семин. М.: Издательский дом Хроника, 1994. 250 с.

105. Цыпин В., протоиерей. История Русской православной церкви 1917 -1990 гг. Учебник для православных духовных семинарий. Книга 9. М., Издательский дом Хроника, 1997. 250 с.

106. Цыпин В.А. История Русской церкви, 1917 1997. М.: Из-во Спасо-Преображенского Валаамского мон., 1997. - 830 с.

107. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941 — 1961 гг. / Серия Первая монография. М.: АИРО-Х, 1999. 248 с.

108. Чумаченко Т.А. Советское государство и Русская православная церковь в 1941 1961 гг. / Религиоведение: Научно-теоретический журнал, Благовещенск, 2002. № 1. С. 14 - 37.

109. Шамаро А. В обители «преподобного Сергия» // Наука и религия. Июль 1962. № 7. С. 22 26.

110. Шердаков В. От бога ли нравственность? // Наука и религия. Июль 1964. №7. С. 69-71.

111. Шкаровский М.В. Русская православная церковь в 1943 1957 гг. // Вопросы истории. 1995. № 8. С. 36 - 56.

112. Шмеман А., протопресвитер. Святая святым. Киев: Храм преп. Агапита Печерского, 2002. 56 с.1.. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

113. Кино: энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И.Юткевич. М.: Советская энциклопедия, 1986. 637 с.

114. Православие. Словарь атеиста / Под общ. Ред. Н.С.Гордиенко. М.: Политиздат, 1988. 272 с.

115. Православная энциклопедия / Общ. ред. Алексий П (патриарх московский и всея Руси). Т. 1 8. М.: Православная энциклопедия, 2000 - 2004.1. V. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ1. Газеты1. Известия.1960. №216,255.

116. Комсомольская правда 1954. №213. 1957. №71.3. Литературная газета.1954 № 105.4. Независимая газета1999. № 206.5. Правда.1949. №. 50. 1954. №205, 216. 1959. №. 340. 1964. №10,22,1541.. Журналы

117. Журнал Московской Патриархи. 1948. №11. 1957. № 1.1959. № 3.1960. №3,7,10.1962. № i 5.1993. № l, 2.2. Коммунист.1964. № 1.3. Крокодил.1959. №3, 5.4. Наука и религия.1962. №3, 5, 7, 9.1963. №3,4, 7, 8,10.1964. № 1, 3, 7, 8.

118. VI. ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

119. Балыбердин А.Г. Государственно-церковные отношения в 1958 1964 гг. (По материалам Кировской области). Дис. .канд ист. наук. Киров, 2004.-212 с.

120. Горбатов А.И. Церковно-государственные отношения в Кемеровской области в 1943 1969 гг. Дис. .канд. ист. наук. Кемерово, 1996.-171 с.

121. Потапова А.Н. Религиозна политика Советского государства и ее осуществление на Южном Урале в 1941 1958 гг. Дис. .канд. ист. наук. Оренбург, 2004. - 247 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.