Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Советской власти в 1918-1937 гг.: на примере Пензенского края тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Малюкова, Элеонора Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Малюкова, Элеонора Дмитриевна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ И СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1917 - 1927 гг.
1.1. Состояние Русской православной церковь в Пензенской губернии после февральской революции 1917 г.
I. И. Антирелигиозные мероприятия властей по претворению в жизнь декрета об отделении церкви от государства I. III. Церковное двоевластие в управлении Пензенской епархией и его последствия в развитии государственноконфессиональных отношений I. IV. Политика властных структур в отношении православной церкви в 1922-1927 гг.
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО
КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В 1928-1937 гг. П.1. Русская православная церковь в политике Пензенского края в 1928-1931 гг.
II.II. «Безбожная пятилетка» в 1932-1937 гг. и ее последствия
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Обновленчество в Пензенской епархии в 1917-1923 гг.: первые уроки Советской власти2011 год, кандидат исторических наук Аристова, Кира Георгиевна
Русская Православная Церковь и советское государство с октября 1917 по 1928 год: на материалах Уфимской губернии - Башкирской АССР2009 год, кандидат исторических наук Киреева, Надежда Анатольевна
Русская Православная Церковь в центре и на периферии в 1918-1930-х годах: На материалах Новгородской епархии2004 год, кандидат исторических наук Хрусталёв, Михаил Юрьевич
Эволюция государственно-церковных взаимоотношений в 1917 - конце 1930-х гг.: на примере Тобольской епархии2011 год, кандидат исторических наук Дронова, Владислава Владимировна
Взаимоотношения государственной власти и православной церкви в России в 1917-1927 гг.: На примере Урала2000 год, кандидат исторических наук Булавин, Максим Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Советской власти в 1918-1937 гг.: на примере Пензенского края»
Актуальность темы исследования. Проблема государственно-конфессиональных отношений в 1918 - 1937 гг. привлекает внимание исследователей как одна из самых сложных и противоречивых в российской истории XX века. Революционные события 1917 г. существенно повлияли на состояние Русской православной церкви (РПЦ). В частности, падение самодержавия в марте 1917 г. Святейший Синод воспринял как «новую эру» в жизни церкви, что привело к появлению разновекторных направлений внутри православия: от церковных традиционалистов до церковных реформаторов. Октябрьская революция 1917 г. и последующие антирелигиозные декреты советской власти существенно подрывали многовековой союз церкви и государства. В общественном сознании традиционно православие и государство были неразделимы. В советский период роль церкви была основательно подорвана идеологией «воинствующего атеизма».
В начале 1990-х гг. интерес исследователей к истории государственно-конфессиональных отношений в первые десятилетия существования советской власти значительно возрос. Это объясняется, прежде всего, снятием ограничений на изучение истории церкви. Открылись возможности работы с ранее малодоступными документами государственных и бывших партийных архивов. В том числе интерес исследований данного периода обусловлен еще одним немаловажным фактором: осознанием уникальности опыта существования и выживания РПЦ в условиях государственного тотального уничтожения.
В многочисленных публикациях отечественных историков 1990-х гг. анализировались многие аспекты взаимоотношений церкви и государства. Авторы в основном посвящали свои труды изучению политики высших партийных и государственных структур в религиозной сфере, в целом мало обращая внимание на то, как осуществлялась данная политика на местах.
На наш взгляд, комплексный подход к исследованию взаимоотношений советской власти и Русской православной церкви, включающий в себя не только аспекты изучения политики высших органов власти в церковном вопросе, но и региональный компонент рассматриваемой проблемы, позволяет воссоздать полное представление социально-политической истории послереволюционного времени. Также изучение государственно-конфессиональных отношений в региональных условиях даст возможность шире и основательней познать характер настроений различных категорий населения в связи с антирелигиозной политикой властей, выявить общие и характерные тенденции результатов «воинствующего атеизма».
Во-первых, актуальность исследований государственно-церковных отношений одного из самых трагических периодов в отечественной истории, когда РГТЦ пыталась выжить в условиях тотального гонения властью, в начале XXI века обусловлена тем, что вектор выстраивания данных отношений еще не завершен.
Во-вторых, полагаем, что реконструкция государственно-конфессиональных отношений в 1918 - 1937 гг. на примере Пензенского края внесет свою лепту в исследование одной из важных составных частей духовно-политической истории.
Объектом являются взаимоотношения государственной власти и Русской православной церкви в Пензенском крае в 1918 - 1937 гг.
Предмет исследования составили характер, формы и способы взаимодействия государственной власти и Русской православной церкви, а также антирелигиозная политика партийных органов и общественных организаций в рассматриваемый период.
Территориальные рамки диссертационного исследования включают в себя Пензенский край, с учетом административно - территориальных изменений. Понятие «Пензенский край» связано с территорией: в 1918 - июне 1928 гг. Пензенской губернии, в июле 1928 - 1930 гг. - Пензенского округа, после его упразднения районы, входившие в него, стали подчиняться Самаре и, наконец, в 1939 г. Пензенской области1.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1918 по 1937 гг. Нижняя граница обусловлена принятием первых декретов советской власти в
1 Годин B.C. Административно-территориальное деление Пензенского края // Пензенская Энциклопедия: / Гл. ред. Вишневский К.Д. - Пенза, 2001. С.14. религиозной сфере, в частности, основополагающего акта - декрета об отделении церкви от государства, который четко определил отношение государства к религии1. Верхняя граница определена 1937 г., когда была завершена «безбожная пятилетка», поставившая своей целью полное уничтожение церкви. Фактически в это же время были уничтожены существовавшие обновленческие течения. Также в современной историографии 1937 г. рассматривается и как рубеж в политике, которую вела государственная власть по отношению к Московской патриархии2. Это позволяет рассматривать период с 1918 по 1937 гг. как законченный этап в истории взаимоотношений церкви и советского государства.
Методологическая основа исследования. Основным инструментом научного познания является диалектический метод исследования, предполагающий системный подход к изучению исторического процесса в единстве и противоречивости его развития. При реализации принципа историзма нами также были использованы общенаучные (анализ, синтез, систематизация) и специально исторические методы (сравнительный, проблемно-хронологический, историко-сшуационный). Специфика отношений и разногласий между течениями внутри церкви и анализ ее взаимодействия с другими сферами социально-политической жизни потребовали применения междисциплинарного подхода, в частности религиоведческого, что в итоге, на наш взгляд, позволило более корректно исследовать тему взаимоотношений государства и церкви.
Степень изученности проблемы. В отечественной историографии условно можно выделить два этапа во взаимоотношениях церкви и советского государства: советский и современный.
Первоначально принципы взаимоотношений церкви и государства были сформулированы в работах В.И. Ленина. Большое значение для развития научного атеизма имела статья «О значении воинствующего материализма», опубликованная в журнале «Под знаменем марксизма» . В ней были
1 См.: О религии и церкви. - М., 1981, С.114-116.
2 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. -М., 1999. С.95.
3 Ленин В Л О значении воинствующего материализма // Под знаменем марксизма № 3.1922,12марта сформулированы задачи, стоящие перед работниками философского фронта в условиях строительства нового общества. В,И. Ленин призывал придать научной работе атеистическую направленность.
Советские государственные функционеры безоговорочно поддержали политику дискредитации церкви как общественного института. В трудах В.Д. Бонч-Бруевича, Е.М. Ярославского, П.А. Красикова, A.B. Луначарского, И.И. Скворцова-Степанова и др. деятельность православной церкви с первых дней установления советской власти рассматривалась как контрреволюционная1. Появление оппозиции среди православного духовенства, так называемых «обновленцев», они также связывали с контрреволюционной деятельностью патриарха Тихона. Поэтому в начале 1920-х гг. еще допускались публикации религиозных деятелей, выступавших с критикой канонической церкви. В качестве примера можно привести книгу видного представителя обновленчества А.И. Введенского . Он отстаивал интересы христианства, но в своем понимании, его задача - это борьба с «тихоновщиной» и приспособление церкви к новым условиям общественной жизни.
Советские историки 1920-х - 1930-х гг. затрагивали в своих исследованиях различные аспекты государственно-конфессиональных отношений исследуемого периода; кампанию изъятия церковных ценностей, обновленчество и др. Проблема обновленчества стала одной из главных в трудах историков Б.В. Титлинова Б.П. Кандидова и др.3
Главную задачу обновленной церкви Б.В. Титлинов видел в «освобождении церковной жизни из-под влияния монашеского епископата и передачу
1 Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. - М„ 1973; Он же. «Живая Церковь» и пролетариат. - М., 1922; Ярославский Е.М. 10 лет на антирелигиозном фронте. — М., 1927; Он же. О религии. - М., 1957; Красиков П.А. На церковном фронте (1918 - 1923). -М.,1923; Он же. Избранные атеистические произведения. - М., 1970. Луначарский A.B. Об атеизме и религии. - М., 1972; Скворцов-Степанов И.И. Избранные атеистические произведения. - М., 1959 и др.
2 Введенский А.И. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России, 1918 - 1922. - М., 1923.
3 Титлинов Б.В. Новая церковь. - Пг-М., 1923; Он же. Смысл обновленческого движения в истории. - Самара. 1926; Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция 1918 - 1920 гг. и интервенция (очерки и материалы). - М., 1930; Он же. Церковь и гражданская война на юге. -М., 1931; Он же. Голод и церковь. - М., 1930. руководства церковными делами в руки белого духовенства»1. Явную причину церковного расколола он объяснял принятием большевистского декрета об изъятии ценностей, считая, что церковь раскололась на тех, кто понимал, что церковное имущество перестало быть церковным, и тех, кто увидел в этом акт покушения на церковную собственность. Исследуя проблему обновленчества, Б.В. Титлинов подробно описал особенности и отличия двух основных обновленческих групп, раскрывая сущность их программных требований. К умеренной группе он относил «Церковное возрождение», ставившее задачу выхода церкви из создавшегося положения на путь «широкого религиозного строительства». Группа «Живая церковь» объявлялась им радикальной и оторванной от верующих, выступавшей за церковную революцию, как борьбу белого духовенства с монашеским епископатом. В выводах своего исследования Б.В. Титлинов поставил вопрос: обновленчество - это реформация или революция? По его мнению, не реформация, так как не касалась пересмотра догматов церкви, но и не революция, так как изменения проводились не революционным путем2.
Оценка позиции РПЦ в период большевистской кампании изъятия церковных ценностей, данная Б.П. Кандидовым, не отличалась от официального подхода в советской историографии. Он обвинял духовенство в организации сопротивления властям, а послание патриарха Тихона 28 февраля 1922 г. рассматривал как призыв к восстанию против советской власти.
Таким образом, в 1920-е - 1930-е гг. в историографии сформировалась ярко выраженная негативная оценка деятельности РПЦ в истории первых двух десятилетий существования советской власти.
В 1940 - 1950 гг. отечественные исследователи предпринимают попытку более глубокого анализа сложных государственно-конфессиональных отношений. В
1 Титлинов Б.В. Новая церковь. С. 12.
2 Там же. С. 15. монографиях Ю.П. Францева, П.Н. Федосеева были выявлены причины существования религии в советском обществе1.
В конце 1950-х гг. правящая партия усиливает борьбу с религией. В этом свете стало закономерным появление исследований, не касающихся непосредственно самих государственно-конфессиональных отношений, а имеющих лишь философско-атеистический аспект. На этом фоне заметно отличались монографии 1960 - 1970-х гг. П.В. Курочкина и A.A. Шишкина2.
П.К. Курочкин высказал свою позицию и на роль обновленчества в истории эволюции церкви. Он критиковал зарубежного историка A.A. Боголепова за тезис об использовании советским правительством обновленчества как рычага борьбы против Тихона3. Он не соглашался с утверждением, что обновленчество есть «орудие внутрицерковного раскола». Церковное реформаторство, по его мнению, состояло в эволюции православия в сторону приспособления религии к условиям социализма, что было фактически подготовлено обновленчеством. К числу причин поражения обновленчества он отнес: неприятие движения большинством верующих и слишком быстрый темп деятелей обновленчества в осуществлении перестройки церковного управления.
A.A. Шишкин также подчеркивал схожесть целей обновленческого движения и новой власти - «переустройства общества на справедливых началах». Но если церковь предлагала идти путем нравственного воспитания, то государство - путем административным, законодательным.
Определенные установки исследователям 1980-х. гт. государственно-церковных отношений рассматриваемого периода закладывала работа председателя Совмина по делам религии В.А. Куроедова4. Она шла в контексте атеистической пропаганды советского периода.
1 Федосеев П.Н. Марксизм-ленинизм о религии и ее преодоление. - М., 1940; Францев Ю.П. У истоков свободомыслия. - М., 1959.
2 Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. - М., 1969; Шишкин A.A. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола РПЦ. — Казань, 1970.
3 Боголепов A.A. Церковь под властью коммунизма. — Мюнхен, 1958.
4 Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. - М., 1984.
Новые условия, сложившиеся, в исторической науке в начале 1990-х гг., способствовали становлению принципиально иной историографической концепции. Современная историография характеризуется стремлением преодолеть советские стереотипы, ростом интереса исследователей к проблеме взаимоотношений церкви- и государства, изменением методов исследования. Появившиеся возможности были связаны, прежде всего, с открытием новой базы источников. На их основе В.А. Алексеев воссоздал многие ранее неизвестные факты взаимоотношений церкви и государства1.
Широтой привлеченных источников на проблему взаимоотношений церкви и советского государства отличаются работы О.Ю. Васильевой. Некоторые её труды у были написаны в соавторстве с П.Н. Кнышевским . О.Ю Васильева пришла к выводу, что обновленческий раскол был инициативой ГПУ. Данная точка зрения была поддержана многими другими исследователями.
Также можно выделить работу М.В. Шкаровского, в которой содержится обстоятельный анализ неопубликованных источников по проблеме взаимоотношений церкви и государства на примере Петербургской епархии3.
Заслуживает внимания монография М.И. Одинцова, в которой проанализирована конституционно-правовая база государственно-церковных отношений4. Кроме того, он одним из первых ввел в научный оборот ранее неизвестные материалы следственного дела патриарха Тихона.
В целом можно отметить, что конец XX - начало XXI в. характеризуются публикацией значительного количества работ, посвященных анализу правового
1 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы: взаимоотношения Советского государства и религии. -М., 1991.
2 Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Красные конкистадоры - М., 1994.
3 Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917 - 1945 гг. - СПб., 1995.
4 Одинцов М.И. Государство и Церковь (история взаимоотношений 1917 - 1938 гг.). - М., 1991. положения церкви, деятельности Союза безбожников, истории епархий, музеефикации изымаемых церковных ценностей, церковного обновления и т.д.1.
История взаимоотношений советской власти и православной церкви привлекла пристальное внимание и зарубежных исследователей2.
Заслуживает внимания труд Л. Регельсона, снабженный добротными документальными, справочными и биографическими материалами, дающими представление о государственно-церковных отношениях в 1917 - 1945 гг.3 Американский историк Д. Перис изучил директивы ВКГТ (б), касающиеся религиозных проблем и материалы СВБ4. Кроме того, он попытался проанализировать, как партийные директивы и распоряжения реализовывались на местах, и каково было- отношение населения к проводимым местной властью' мероприятиям.
На региональном уровне рассматриваемая в диссертации проблема не получила-достаточного освещения. Имеются лишь отдельные публикации, рассматривающие в той или иной степени взаимоотношения власти и церкви в Пензенском крае в 1918 - 1937 гг. Первые публикации, касающиеся антирелигиозной работы в рассматриваемом регионе, принадлежат представителям местных партийных и государственных структур. Так, начальник губернского ОГПУ И. Тарашкевич и член Союза воинствующих безбожников А. Степанов регулярно публиковали статьи в местной печати, в которых анализировали формы и методы борьбы властных структур с религией5.
В 1930 - 1960-е гг. пензенские краеведы не обращались к теме государственно-церковных отношений. Лишь в 1970-е гг. данная проблема нашла частичное
1 Коголь Т.Н. Русская православная церковь и государство, 1917 - 1927 гг. (на материалах Западной Сибири). - Томск. 1995; Каулен М.Е. Музеи - храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие советской власти. — М., 2001 и др.
2 См.: Тальберг Н.Д. Церковный Раскол. - Париж, 1927; Реслер Р. Церковь и революция в России. Патриарх Тихон и советское государство - Кельн- Вена, 1969; Граббе Г. К истории русских церковных разделений. Опровержение ошибок и неправд в сочинении Д. Поспелов-ского "The Russian Church Under the Soviet Regime 1917 - 1982 " - Джорданвилль, 1992.
3 Регельсон Jl. Трагедия Русской Церкви (1917 -1945 гг.). - Париж, 1977.
4 Peris D. Storming the Heavens: the Soviet League of the Militant Godless. - N-Y., 1998.
5 См.: Тарашкевич И., Степанов А. О сборе средств на самолет «безбожник» // Трудовая Правда. 1928, 12 февраля. отражение в статьях JI.H. Альмяшевой; Д.Е. Мануйловой, В.И: Лебедева1. Антисоветскую деятельность в Пензенской» губернии в 1918 - 1920 гг. Л.Н. Альмяшева неразрывно связывала с православной церковью. Деятельность канонической епархиальной власти в лице законного епископа Поммера и его сторонников была негативно оценена исследователем. Обновленческая группа «Живая церковь», по ее мнению, следовала церковному обновлению на справедливых социалистических началах, что соответствовало духу советского времени.
Лишь в конце XX в. региональные исследования стали шире привлекать архивные материалы, что значительно повысило объективность реконструкции государственно-конфессиональных отношений/рассматриваемого периода. Особый интерес представляют материалы, опубликованные в журнале «Пензенские епархиальные ведомости» и в научно-популярном сборнике «Пензенский временник любителей старины». С возрождением в конце 1990-х гг. Пензенского церковно-исторического комитета при Пензенской епархии была возобновлена его издательская и научная деятельность. Властности, А.И. Дворжанский к 200-летию Пензенской епархии издал фундаментальный труд «История Пензенской епархии»2. Автор одним из первых ввел в научный оборот неопубликованные материалы из архива УФСБ по Пензенской области! и государственного архива Пензенской области.
Епархиальная* жизнь в Пензенском крае в 1918 по 1937 гг. также была о исследована П.В. Кашаевым, Е.П. Белохвостиковым . Местные краеведы в, последние годы проявляют повышенный интерес к изучению проблемы взаимоотношений государства и церкви. C.B. Зелев в своем труде повествует о
1 Альмяшева Л.Н. Антисоветская деятельность в пензенской губернии в 1918 -1920 гг. // Краеведение Мордовии / НИИ языкознания, литературы, истории при MA СССР. - Саранск, 1973; Лебедев В.И. Конкретные социологические исследования* религиозности населения Пензенской области // К обществу, свободному от религии. - М., 1970; Мануйлова Д.Е. Религиозные общины в условиях секуляризации (Пензенская область) // К обществу, свободному от религии. — М., 1970.
2 Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. — Пенза, 1999.
3 См.: Кашаев П.В. Православные храмы Пензы. - Пенза, 1994. Белохвостиков Е.П. Церковь без крестов. Гонения на православие в Лунинском районе. - Пенза, 2004. гонениях советской власти на православную церковь в Пензенской епархии в самый тяжелый период, 1917- 1941 гг.1 Автор затронул страницы трагической1 судьбы пензенского духовенства и мирян в период советских репрессий: Работа основана на значительных документальных материалах и мемуарах.
Из молодых исследователей, занимающихся рассматриваемой проблемой на региональном уровне, можно отметить К.Г. Аристову, A.M. Подлужную2.
Таким образом, к настоящему времени созданы предпосылки как для нового прочтения документов архивов и опубликованных источников, так и для теоретического переосмысления проблемы. Вместе с тем отметим, что до сих пор в отечественной историографии отсутствует специальное историческое исследование, рассматривающее в комплексе исторический опыт взаимоотношений Русской православной церкви и властных органов в Пензенском крае в первые десятилетия существования советской власти.
Целью диссертационного исследования является комплексное изучение взаимоотношений церкви и государства в Пензенском крае в 1918 - 1937 гг. В соответствии с поставленной целью выдвинуты задачи:
- проанализировать состояние РПЦ в Пензенской губернии после февральской революции 1917 г. и в преддверии декрета об отделении церкви от государства, сыгравшего особую роль в истории государственно-конфессиональных отношений;
- изучить специфику реализации антирелигиозных мероприятий, осуществлявшихся местными властными структурами на протяжении всего периода исследования;
- выявить причины и факторы, повлиявшие на установление церковного двоевластия в Пензенской епархии в 1918 - 1920 гг.; определить его последствия для внутрицерковной жизни;
1 Зелев C.B. Сурская Голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917 - 1945 гг.). - Пенза, 2008;
2 Аристова К.Г. Революция 1917 г. и церковь: возникновение и развитие дуализма в управлении Пензенской епархией // Научный вестник. Сб. научных статей. Вып. 4. - Пенза, 2009. С.3-7; Подлужная A.M. Религиозная печать и политическая цензура в 1920 -1930-е гг. // Научный вестник. Сб. научных статей. Вып. 4. - Пенза, 2009. С.41-47.
- определить место и роль антирелигиозной пропаганды в системе государственно-конфессиональных отношений, а также изучить содержание, формы и методы деятельности5 СВБ в Пензенском крае;
- проанализировать духовное состояние общества на завершающем этапе борьбы властей с религией в годы так называемой «безбожной пятилетки» по различным показателям: составу и количеству верующих, данным Всероссийской переписи населения 1937 г., сведениям подведомственных единиц о религиозном состоянии общества и материалам СВБ.
Источниковую базу исследования составил комплекс материалов, которые можно разделить на группы.
Во-первых, к ним относятся законодательные и нормативно-распорядительные акты органов советской власти. Основополагающими являются источники: декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (от 23 января 1918 г.), Постановления ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» (от 8 апреля 1929 г.). Исследованы документы, опубликованные в сборниках: «Церковь и государство: Сборник постановлений,, циркуляров по отделению церкви от государства, отчетов и разъяснений ликвидационного отдела НКЮ» (Харьков, 1923), «Отделение церкви от государства, в СССР: Полное собрание декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других Советских Социалистических Республик» (Составитель П.В. Гидулянов, Москва, 1926), «Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922 - 1925 гг.». Т. 1-2. (Москва-Новосибирск, 1997), «О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма - ленинизма, документов КПСС и Советского государства» (Москва, 1981) и др. Они отличаются информативной емкостью, достаточно полно отражают деятельность церкви в условиях расколов и поиска новых форм отношений с советской властью. В сборниках опубликованы различного рода постановления, докладные записки, распоряжения, циркулярные письма, нормативные акты, исходящие от властных структур.
Во-вторых, важным источником,. являются- внутрицерковные распорядительные акты: «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917 - 1943 гг.» (Православный Свято -Тихоновский Богословский Институт, 1994), «Послание Патриарха Тихона. Анафемаствование большевиков» (Москва, 1995) и т.д. Справочники и материалы, собранные богословами и Синодальной комиссией1.
В-третьих, значительный массив материалов был почерпнут в архивохранилищах. В частности в Государственном архиве РФ: Ф. 353 -Министерства юстиции РСФСР, Ф.393 - материалы НКВД РСФСР, Ф. 1235 -документы ВЦИК, Ф. 5407 - материалы, относящиеся к деятельности СВБ, Ф.5263 - постановления Центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР; Российском государственном архиве социально-политической истории: Ф. 17 - Центрального комитета РКП (б) - ВКП (б) -отдела агитации и пропаганды, личный фонд Е. Ярославского - Ф.17. Оп.4; Государственных архивах Саратовской и Пензенской областей, архивы пензенских церквей. Итого 26 фондов центральных и региональных архивов.
В целом весь материал архивов можно классифицировать в соответствии с характером содержащейся в них информации.
К первой группе источников можно отнести подзаконные и нормативные акты (циркуляры, распоряжения, инструкции, указы) государственного и местного-значения. Последние были необходимы для изучения практической реализации законодательства о культах, а также уяснений регулирующих деятельность уездных, волостных уисполкомов, райисполкомов и-сельсоветов.
Большинство материалов относится ко второй группе - делопроизводственная документация, как государственных органов, так и органов церковного управления. Многие из них уникальны тем, что позволяют проследить действия местных исполнителей по отношению к церкви: распоряжения о закрытии храмов и
1 За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917 - 1956: Библиографический справочник. Кн. 1. А - К. - М., 1997. культовых помещений, изъятии церковных ценностей и др. Особое значение имеет докладная* документация: акты, обследования? храмов, отчеты, приходского духовенства в епархиальное управление; доклады с мест, переписка властных структур с религиозными'общинами.
Третью группу источников составляет протокольная документация. Это протоколы общих собраний членов религиозных общин (изучены протоколы за 1922 - 1936 гг.). Данная группа источников обильно снабжена церковными цитатами, отличается эмоциональностью в изложении событий рассматриваемого периода.
Учетно-статистические материалы представлены, в основном, списками членов религиозных общин, отражающих социальный состав верующих. К ним также следует отнести анкета для служителей религиозного культа, в которых стало обязательным в 1930-е гг. указание судимости. Данная группа источников отличается высокой достоверностью, что является существенным в научном исследовании. Сведения, райисполкомов и других подведомственных единиц о религиозном состоянии на местах позволяют рассмотреть проблему состава и динамики верующих в хронологических рамках исследования.
ИсточниковаЯ' база исследования была бы неполной без использования материалов периодической печати. Эти центральные журналы, издаваемые в 19201940-е гг.: «Революция и Церковь», «Большевик», «Антирелигиозник» и др. Методические рекомендации по ведению атеистической работы В; своих статьях давали руководители партии и безбожной организации Е. Ярославский, Ф. Олещук и др.1 Для полноты исследовательской работы использовались также материалы «Церковных ведомостей», «Всероссийского церковно-общественного вестника л и «Пензенских епархиальных ведомостей» . На их основе был дан анализ
1 Ярославский Е. Марксизм и религия // Большевик. № 5. 1933. Олещук Ф. Материалы к докладу по истории СВБ // Антирелигиозник. № 2. 1940; Антирелигиозные музеи // Антирелигиозник. № 5 - 6. 1940; Борьба церковников и сектантов против коллективизации сельского хозяйства// Антирелигиозник. № 2. 1929; На одном из боевых участков // Антирелигиозник. № 7. 1929.
2 Церковные ведомости. Петербург. 1917; Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917; Пензенские епархиальные ведомости. 1917. состоянию РПЦ в годы после февральской революции и до момента принятия большевиками декрета об отделении церкви от государства. Тема диссертационного исследования была бы недостаточно раскрыта без анализа местной прессы тех лет, которая существенно дополнила картину государственно-конфессиональных отношений. Во-первых, это материалы газет «Голос Правды», «Знамя Ленинца», «Красное Знамя», «Трудовая Правда», «Чембарский пахарь», «Наровчатские известия» и др.1 Рассматриваемые проблемы были проанализированы на основе анализа обновленческой газеты «Живая церковь», издававшейся в 1922 г.2 Также в качестве источника, позволившего сделать выводы о деятельности СВБ в Пензенском крае, стали материалы, опубликованные в местной печати «За Безбожную Пензу»3.
Документы личного характера помогают взглянуть через призму личного восприятия конкретных людей, очевидцев событий тех лет. В исследовании были использованы воспоминания пензенского протоиерея М. Лебедева и архиепископа Пензенского и Саранского Иоанна Поммера (Рига, 2008).
1 О религии и праздновании пасхи // Знамя Ленинца № 92, 1927; Православная церковь на новых путях // Красное Знамя № 93. 1919; Наши задачи // Красное Знамя-№ 101. 1919 и др.; За монастырской стеной // Трудовая Правда № 10.1927; Шарыпкин Я. О мощах Серафима Саровского // Трудовая Правда №'39 1927; Давыдов Д. О Саровском монастыре // Трудовая Правда № 90 - 91. 1927; О религии и праздновании пасхи // Трудовая Правда; Юнеев В. Антирелигиозную работу - на службу промфинплану // Рабочая Пенза. № 57. 1932; Глин С. Добьем врага на идеологическом фронте // Рабочая Пенза. № 60. 1932; Юнеев В. 10 лет организации безбожников// Рабочая Пенза. № 80. 1935; Он же. Дело огромной политической' важности // Рабочая Пенза № 5. 1937; Михайлов. Решительно улучшим антирелигиозную пропаганду // Рабочая Пенза. № 65. 1937; Изъятие церковных ценностей // Наровчатская правда. Апрель 1922; Церковные ценности на помощь голодающим. Изъятие церковных ценностей. Взять у церкви все самое ценное и т.д. // Чембарский пахарь. №№ 5, б. 1922.
2 Обращение к духовенству Пензенской губернии. Программа- проект по обновлению церкви. Толкутся на одном месте тысячелетия // Живая церковь. № 1. 1922; Из жизни местного духовенства. Из жизни епархии // Живая церковь. № 2. 1922; Былые очерки. К уходу патриарха Тихона. // Живая церковь. 1922; Церковное обновленческое движение. О работе Пензенского Временного Епархиального Управления. Арест двух архиереев // Живая Церковь. 1922.
3 4й пленум крайсовета СВБ // За безбожную Пензу. Май 1932; Юнеев В. 15-ый Октябрь и СВБ // За безбожную Пензу. 1932; Антимонов. За лучшую организацию работы ячеек СВБ // 1932 и т.д.
Совокупность изученных источников позволила комплексно и объективно проанализировать региональный аспект взаимоотношений власти и церкви в рассматриваемый период. В.научный оборот введены новые архивные материалы и сделаны выводы, позволяющие детально понять процессы, происходившие в Пензенской епархии в 1918 - 1937 гг.
Научная новизна. В диссертации впервые в отечественной историографии дается обстоятельный анализ генезиса государственно-конфессиональных отношений в Пензенском крае в 1918 - 1937 гт. на основе широкого привлечения неопубликованных материалов и периодической печати тех лет, проанализировав их с помощью новаторских методик и подходов. В частности, широко применяемым приемом в исследовании стал генетический анализ, нацеливающий историка, во-первых, на комплексное изучение объекта исследования: взаимоотношений РПЦ и государственной власти; во-вторых, последовательное изучение всех фаз и эволюционных изменений в развитии данного объекта. Автор в своем научном изыскании также придерживается норм морального императива необходимого для изучения духовной сферы жизни общества. Исследователь излагает свою концепцию взаимоотношений местных органов власти с церковью. Впервые обращается к анализу методов, роли и значения атеистической пропаганды в Пензенском крае в системе государственно-конфессиональной-политики, детально рассмотрев деятельность Союза воинствующих безбожников (СВБ) в 1920-1930 гг.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Состояние РПЦ в Пензенской епархии после февральской революции 1917 г. и до момента принятия большевиками декрета об отделении церкви от государства определялось общей политической ситуацией в стране. Священный Синод воспринял политические изменения как начало «новой эры» в жизни церкви. Духовенство Пензенской губернии поддержало решение Синода. Выросла общественная активность местных священнослужителей, что выразилось в проведении региональных съездов и собраний пензенского духовенства. В церковной жизни были закреплены некоторые новшества, которые свидетельствовали о начавшемся процессе обновления РПЦ. Процесс обновления православной церкви был прерван октябрьской революцией 1917 г. Ситуация, сложившаяся накануне принятия властями декрета об отделении церкви от государства, свидетельствовала о нарастании напряженности в государственно-конфессиональных отношениях.
2. Антирелигиозные мероприятия властей в 1918 - 1921 гг. определялись специальной инструкцией «О порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», которая имела силу закона, и несколько позже - инструкцией по вопросам, связанных с проведением указанного декрета в жизнь. В целях разъяснения местным органам власти политики в отношении церкви был создан специальный отдел Народного Комиссариата Юстиции. Аналогичный отдел, созданный в Пензенской губернии, с особым рвением осуществлял антирелигиозную политику, что в итоге привело к протестам и сопротивлению данной политике со стороны духовенства и верующих.
3. Церковный дуализм как явление, характерное лишь для Пензенской епархии в 1918 - 1920 гг., сыграл особую роль в развитии государственно-конфессиональных отношений. Оформившееся обновленческое течение подрывало основы канонической структуры церковной жизни, что облегчало местным властям проведение антирелигиозной политики в губернии. Сохранение законной епархиальной власти стало возможным лишь, благодаря деятельности епископа Иоанна Поммера.
4. Атеистическая политика государства в 1922 - 1927 гг. характеризовалась, во-первых, разворачиванием широкой антирелигиозной пропаганды и созданием сети безбожных организаций; во-вторых, изменением законодательства и усилением административного нажима на РПЦ. В этот период власти инициировали несколько масштабных кампаний: изъятие церковных ценностей, покровительство обновленчеству и т.д. В Пензенском крае проведение указанных кампаний базировалось на общих тенденциях, характерных и для других регионов: активная поддержка власти обновленчеством, административные методы закрытия религиозных обществ и т.д. Однако имелось и ряд особенностей, которые определялись субъективными и объективными факторами: рвение исполнителей на местах; голод, охвативший некоторые пензенские уезды и повлиявший на успех , кампании изъятия церковных ценностей, разрекламированный властями, как один из быстрых способов борьбы с ним.
5. В 1928 - 1931 гг. была принят ряд законов, усиливших наступление властей на религиозные организации. В результате их реализация в Пензенском крае ухудшилось положение священнослужителей, были ликвидированы религиозные общества и упрощен процесс закрытия молитвенных зданий. Фактически постановления ЦК ВКП (б) развязали руки исполнителям на местах для силового давления на религиозные организации.
6. Проведение «безбожной пятилетки» 1932 - 1937 гг. на территории Пензенского края должно было стать логическим завершением антирелигиозной политики властей, наметившей полное искоренение религиозности из общественного сознания. Властные структуры прибегали к различным мерам, чтобы окончательно ликвидировать церковь: закрывались оставшиеся православные храмы, усиливалась атеистическая пропаганда, верующие и духовные лица подвергались репрессиям. Последствия «безбожной пятилетки» для Пензенского края были весьма плачевными, но именно в этих условиях сохранялся высокий уровень религиозности населения. Повсеместно богослужение принимало нелегальную форму.
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов для реконструкции социально-политической истории XX в. Сделанные выводы и фактический материал представляют интерес для специалистов в области религиоведения, отечественной истории' и могут быть использованы в разработке проблемы взаимоотношений РПЦ и государства, написании обобщающих исследований и разработке спецкурсов по истории православия. Также уроки, извлеченные из трагических страниц истории взаимоотношений церкви и государства в рассматриваемый исторический период, позволят сформировать новую модель отношений, что, в конечном счете, найдет свое отражение в перспективах развития власти и общества в целом.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре новейшей истории России и краеведения Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Основные положения диссертации прошли апробацию в ходе всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию революции 1917 г. в России (г. Пенза, 2007г.).
По теме диссертации издано пять научных работ, в том числе одна статья в журнале, включенном ВАК РФ в перечень ведущих научных журналов, издаваемых в РФ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 годах2006 год, кандидат исторических наук Басова, Надежда Александровна
Исторический опыт взаимоотношений государства и церкви в Юго-Восточной Сибири: 1920 - 1930-е гг.2002 год, кандидат исторических наук Паламарчук, Анна Владимировна
Эволюция государственно-церковных отношений в 1920-1929 гг.: На материале Пермской епархии2002 год, кандидат исторических наук Агафонов, Петр Николаевич
Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви в 1920-е - 1940-е гг.: на материалах Урала2009 год, кандидат исторических наук Лавринов, Валерий Вениаминович
Государство, церковь, школа и их взаимоотношения в 1917 - 1929 гг.: На материалах Верхнего Поволжья2000 год, кандидат исторических наук Майорова, Наталья Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Малюкова, Элеонора Дмитриевна
Заключение
Проведен всесторонний анализ, взаимоотношений советской власти ш Русской православной; церкви в 1918 - 1937 гг. в рамках Пензенского края,, который обозначил следующие ключевые моменты в их истории: ;
1. Государственно-конфессиональные отношения в Пензенской губернии после февраля 1917 г. определялись общей политической ситуацией в стране. В период свержения монархии местное православное духовенство поддержало временное правительство, восприняв революционные события, как начало «новой эры». Позиция пензенского духовенства по отношению к изменениям, происходившим в стране, принципиально не* отличалась, от других епархий; и; зависела от распоряжений Святейшего Синода, что было обусловлено консервативностью священнослужителей и личными качествами архиерея. Обозначился всплеск политической активности духовенства, что выразилось в проведении собраний и принятии решений относительно епархиальной жизни. Был образован профессиональный союз - Братства дьяконов и псаломщиков, решались вопросы о реорганизации монастырской жизни на началах свободы,, равенства и братства, а также об отмене цензуры епархиальных ведомостей.
В то же время между Русской православной церковью и Временным правительством возникло напряжение, обусловленное стремлением: власти предать некоторые традиционно церковные сферьг деятельности государству, например, церковно-приходские школы в ведение народного образования. В? условиях происходящих политических перемен стал насущным вопрос о созыве РПЦ Всероссийского Поместного собора, на который были делегированы также представители Пензенской епархии.
Процесс обновления православной церкви был прерван^ октябрьскими событиями 1917 г., Первые декреты, советской власти носили явно антирелигиозный характер. Ситуация, сложившаяся накануне принятия декрета об отделении церкви от государства, требовала от власти учета и понимания исторически оформившихся государственно-конфессиональных отношений. Анализ развития взаимоотношений власти и церкви показал, что-государство сознательно шло на разрыв вековых устоев церкви. Ликвидировались духовные консистории, ведавшие метриками, их функции передавались специально созданным отделам записей гражданского состояния. Было запрещено преподавание Закона божьего, осуществлялась реквизиция храмового имущества. Преимущественно православное население Пензенской губернии не могло принять изменений, которые последовали вслед за принятием серии антирелигиозных декретов. Отмечалось повсеместное падание нравственности в связи с тем, что церковь лишилась религиозно-нравственного воздействия на молодое поколение, существенно затруднялась возможность подготовки кадров священнослужителей.
2. Анализ генезиса взаимоотношений советской власти и православной церкви в 1918 - 1920 гг. показал, что декрет об отделении церкви от государства был воспринят пензенским духовенством и верующими негативно. Основными формами проявления недовольства стали организация крестных ходов, публичное осуждение действий властей против церкви, организация-Братства Православных христиан. Сопротивления/ со стороны духовенства и верующих вело к репрессивной политике новой власти и выливалось в обвинения священнослужителей в антисоветской деятельности. Губернская власть предприняла попытку поставить под контроль работу епархиального управления, осуществив ряд превентивных мер. Все духовные заведения были переданы в ведение народного образования, а педагогический персонал этих заведений лишен жалования. Губернская власть арестовала близких к архиерею* священнослужителей и создала специальный секретный отдел при ЧК для негласного наблюдения за контрреволюционной деятельностью духовенства. После регистрации религиозных обществ государство взяло на учет церковное и монастырское имущества.
В период реализации властями декрета об отделении церкви от государства не проходило крупных антирелигиозных акций, за исключением всероссийской кампании по вскрытию1 святых мощей. Особое значение в ее ходе придавалось подрыву материального положения церкви и ликвидации, важных для православного населения, мест, таких как Саровский монастырь. Необходимо отметить, что вскрытие мощей Серафима Саровского не достигло поставленных губернской властью целей. Однако сам факт вскрытия мощей святого рассматривался населением, как акт кощунства, что в дальнейшем не могло положительно влиять на отношение православных людей к советской власти. Кампания по вскрытию мощей Саровского стала завершающим аккордом антирелигиозных мероприятий, проводимых губернской властью на данном этапе развития государственно-конфессиональных отношений.
3. Характерным явлением, осложнившим положение канонической церкви в Пензенской епархии, стало церковное двоевластие. Оно сыграло особую ролю в истории края. Во-первых, церковь была ослаблена изнутри. Во-вторых, церковный дуализм подготовил почву для возникновения и развития обновленчества. Причины церковного двоевластия в управлении Пензенской епархии коренились в личных амбициях бывшего архиепископа Владимира Путяты. Местные власти активно использовали обновленчество для реализации антицерковных планов. В то же время они столкнулись с исключительным явлением и до конца не знали, как правильно реагировать на действия бывшего архиепископа Пензенского и Саранского Владимира Путяты. С одной стороны, поддерживая обновленцев, с другой, отрицая всякую церковь, вроде бы и обновленную. Сохранение канонической церковной организации, на наш взгляд, стало возможным, только благодаря действиям законного архиепископа Иоанна Поммера, который сумел противостоять обновленческому архиерею Владимиру Путяте и сконцентрировать полноту церковной власти в своих руках.
4. Политику по отношению к РПЦ, проводимую властными структурами в 1922 - 1927 гг., можно обозначить как жесткую и бескомпромиссную, направленную на разгром церкви. Рассмотрев факты того, как она осуществлялась в Пензенском крае, можно сделать выводы, что в целом мероприятия властей существенно не отличались от общей тенденции. В'этот период государство провело несколько крупных антирелигиозных кампаний: изъятие церковных ценностей и поддержка обновленчества. С целью планомерного изъятия церковных ценностей властями был разработан механизм, который предусматривал создание на губернском уровне специальной комиссии.
На момент начала антирелигиозной кампании в крае весной 1922 г. ситуация была весьма неблагоприятной для власти. Сторонников канонической церкви, крайне враждебно относившихся к акции изъятия церковных ценностей, было подавляющее большинство, и оно пользовалось значительным авторитетом у населения. В связи с этим властные структуры оказали активную поддержку обновленцам, которые повели борьбу с «тихоновцами» и сумели во второй половине 1922 г. занять главенствующее положение в Пензе, что позволило власти более успешно продолжить кампанию по изъятию церковных 1 ценностей. Однако в уездах обновленчество не пользовалось авторитетом и неполучило должного распространения, что объяснялось, прежде всего, консервативностью крестьянства маловосприимчивых к нововведениям.
В 1924 г. в Пензенской губернии закончилась сдача церковных предметов из золота и серебра государству. Большая часть поступила в распоряжение Гохрана, однако, сколько было направлено на ликвидацию последствий голода неизвестно. В целом кампания прошла без эксцессов, так как разрекламированная властями как необходимость для оказания, помощи голодающим. Так же ряд уездов был охвачен голодом.
Обновленческий раскол в исследуемый период государственно-конфессиональных отношений то утихал в Пензенском крае, то разгорался с
164 л I новой силой. С середины 1920-х гг. имел место быть григорианский раскол, который продолжался до середины 1930-х гг. и нанес серьезный урон религиозным институтам. В результате многие пензенские церкви были переданы обновленцам.
Особую роль в атеистической работе сыграла организация безбожников, оформившаяся в нашем крае в 1926 г. и поддерживаемая председателем губчека И. Тарашкевичем. Первоначально данная организация проводила антирелигиозную работу в форме лекций и различного рода карнавалов. Несмотря на активность ее членов, в 1920-е гг. она уступала числу религиозных обществ, функционирующих в Пензенской губернии. Это объяснялось формальностью членства безбожников, слабой научно-методической базой для проведения антирелигиозной работы, отсутствие грамотных кадров. В 1930-е гг. изменились формы и методы работы Союза безбожников. В Пензенской губернии при поддержке губернского комитета ВКП (б) безбожная организация, укрепила антирелигиозную пропаганду, что в конечном итоге принесло свои положительные плоды. В то же время анализ архивных материалов показал, что разрекламированные властью успехи развития атеистического движения были явно преувеличены. В целом Союз безбожников не достиг поставленной цели, заключавшейся в вытеснении религии из массового сознания населения.
4. Конец 1920-х - 1930-е гг. были отмечены принятием целого ряда законов, которые должны были окончательно ликвидировать церковь, как общественный институт и серьезно ухудшить социальное положение духовенства. Повсеместно власти приступили к выселению священнослужителей из квартир, финансовые органы буквально душили их налогами. В данный период власти более чем, когда-либо нарушали собственное антирелигиозное законодательство, произвол был возведен на государственный уровень. Шла тотальная атака на церковь, при чем не делалось различий между обновленческими храмами и тихоновской ориентацией. Динамика закрытых культовых зданий в Пензенском крае была стремительной. В большинстве случаев, решение о закрытии церквей принималось властями административным путем, что естественно вызывало * недовольство со стороны ^ духовенства и верующих. Перегибы местной власти при закрытии культовых зданий заставляли граждан обращаться в государственные инстанции с ходатайствами об открытии храмов. После того, как Президиум ВЦИК РСФСР направил на места инструкцию о недопустимости закрытия церквей административными мерами, начался пересмотр решений окружного исполкома о закрытии некоторых храмов. Однако на практике Пензенский райисполком стал лишь более осторожным в принятии решений о закрытии культовых зданий.
В рассматриваемый период государственно-конфессиональных отношений в Пензенском крае активизировалась атеистическая пропаганда, и обозначился рост безбожной организации. Однако анализ деятельности СВБ показал, что зачисление в ряды безбожников часто было формальным, для отчетности, а сама антирелигиозная работа заключалась, по сути дела в выколачивании взносов.
6. С конца 1920-х^ гг.- 1930-е гг. советское государство, придерживаясь теории классовой борьбы, воспринимало религию как «опиум для народа», а духовенство - как носитель реакционной идеологии. Эти установки переносились на практике в кампании по массовому закрытию культовых зданий и репрессиях по отношению к духовенству и верующим. Пензенскому духовенству инкриминировалось контрреволюционная деятельность. В этот период более чем, когда нарушалось собственное антирелигиозное законодательство: произвол властей был возведен на государственный уровень. В период массовых закрытий церквей, была усилена антирелигиозная! пропаганда, которая приобретала новые формы работы: вовлечение юных школьников, массовый выпуск безбожных газет и т.д.
Однако вытеснение религии из сознания человека административными и идеологическими методами в этот период не произошло, в городе были действующие церкви, и количество верующих было немалым.
6. В11932 - 1937 гг. советское государство осуществляло последовательную антирелигиозную политику, направленную на полное уничтожение церкви и построение безрелигиозного общества. К концу «безбожной пятилетки» в Пензенском крае остались только две церкви, в которых совершалось богослужение. Закрытые церкви власть засыпала хлебом, превращала в клубы, избы-читальни, а некоторые из них просто пустовали. Верующим власти отказывали в регистрации новых членов общества, объявляли карантин на молитвенные здания, а впоследствии его не снимали, священнослужителей облагали непомерными налогами. Однако итоги Всероссийской переписи населения 1937 г. показала, что население страны и Пензенского края было преимущественно верующим.
В годы «безбожной пятилетки» 1932 - 1937 гг. в Пензенском крае власть под предлогом контрреволюционной деятельности духовенства подвергала массовым арестам и ссылкам духовенство. В Пензе в период «большого ■ террора» были расстреляны многие известные клирики епархии. Фактически в феврале 1938 г. Пензенская епархия осталась без архипастыря. В этих условиях сохранение церкви стало возможным лишь в небольших сообществах и тайных скитах. В районах Пензенского края богослужение принимало нелегальную форму, что лишь в очередной раз подтверждало существование веры в бога. Религиозное мировоззрение так и не удалось полностью искоренить из общественного сознания.
Итак, антирелигиозная политика в 1918 - 1937 гг., проводимая властью в Пензенском крае в отношении к Русской православной церкви была направлена на уничтожение религии. Однако конечной цели она так и не достигла. Основными причинами, на наш взгляд, были малоэффективность атеистической пропаганды, формальность работы безбожной организации, а также осознание большей частью верующего населения себя частью православной культуры, которая была нераздельна с историей России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Малюкова, Элеонора Дмитриевна, 2010 год
1. Архивные документы. Российский государственный архив социально-политическогоинститута (РГАСПИ)
2. Центральный комитет РКП (б) ВКП (б) - отдел агитации и пропаганды (Ф.17.0п.60).
3. Организационное бюро и Секретариат ЦК (Ф.17. Оп.112-113).
4. Управление агитации и пропаганды (Ф.17. Оп.125).
5. Личный фонд Ем. Ярославского (Оп.4 — деятельность Ярославского как председателя СВБ и редактора журнала «Безбожник»).
6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
7. Министерство юстиции РСФСР (Ф. 353).6. НКВД РСФСР (Ф.393).7. Документы ВЦИК(Ф.1235).
8. Материалы, относящиеся к деятельности СВБ (Ф.5407).
9. Постановления Центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР (Ф.5263).
10. Государственный архив Саратовской области (ГАСО)
11. Саратовский губисполком (Ф.521).
12. Государственный архив Пензенской области (ГАПО)11 .Исполнительный комитет Пензенского губисполкома (Ф.Р 2).
13. Губернский комитет ВКП (б) (Ф.П. 36).
14. Окружной комитет ВКП (б) (Ф.П. 54).
15. Партийные фракции Пензенского губисполкома (Ф.П. 99).
16. Кузнецкий окружной комитет ВКП (б) (Ф.П. 475).
17. Пензенский Исполнительный комитет окружных советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (окрисполкомы) (Ф.Р.424).
18. Исполнительный комитет Пензенского городского совета депутатов (Ф.Р.453).
19. Саранский уисполком (Ф.Р.463).
20. Белинский уисполком (Ф.Р.1294).
21. Городищенский уисполком (Ф.Р.1296).
22. Кузнецкий исполнительный комитет окружного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф.Р.1522).
23. Исполнительный комитет Кузнецкого горсовета депутатов (Ф.Р.1594).
24. Сердобский исполком (Ф.Р.1885).
25. Нижнеломовский исполком (Ф.Р. 2378).
26. Уполномоченного по делам церкви при Совмине СССР по Пензенской области (Ф.Р.2391).
27. Архив Покровской церкви г. Пензы.
28. И. Сборники документов и законодательные акты
29. Антирелигиозное воспитание в школах повышенного типа. Письмо 15. Серия методических писем Главсоцвоса. М., Л., 1929.
30. Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922 1925 гг. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - 600 с.
31. Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке: Сборник документов и материалов / под ред. М.М. Загорулько. -Волгоград: ГУ «Издатель», 2002. -413 с.
32. Декреты советской власти. М.: Госполитиздат, 1957. Т.1.: 25 октября 1917- 16 марта 1918 г. - 626 с.
33. Декреты советской власти. М.: Госполитиздат, 1957. Т.2.: 17 марта -10 июля 1918 г. 1959.-686 с.
34. Декреты советской власти. М.: Госполитиздат, 1957. Т.: 3 11 июля - 9 ноября 1918 г. 1964.-664 с.
35. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): краткий курс под ред. Комиссии ЦК ВКП (б); одобрен ЦК ВКП (б), 1938. М.: ОГИЗ - Госполитиздат, 1946. - 352 с.
36. Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви. М.: Политиздат. 1959. - 119 с.
37. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Под общ. Ред. А. Г. Егоровой и К. М. Боголюбова М.: Политиздат. Т. 8.: 1946-1955 гг. - 9-е изд., доп. и исп. - М,: Политиздат, 1985.-542 с.
38. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.26, 38. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1967. - 747 с.
39. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.Г. М.: Политиздат, 1955: -698 с.430 религии и церкви:. Сборник: высказываний классиков марксизма -ленинизма, документов- КПСС и Советского; государства М.: Политиздат. 1981. - 176 с.
40. Пензенская* энциклопедия: / Гл. ред. К.Д. Вишневский Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия,.2001- 759 е.: ил., карты.
41. Петров; С.Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП; (б) как источник- по истории; Русской Церкви (1921 1925) / Отв. Ред. H.H. Покровский. - М,: РОССПЭН, 2004. - 408 с.
42. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х т.: Репринт. Изд. -М.: Возрождение, 1992. -Т.1. 1120 с.; Т.2.-2464 с.
43. Послание Патриарха Тихона. Анафемаствование большевиков // Русская: Православная церковь в советское время. Мат и док. Сост. Штриккер Г; Кн. 1. М.: Пропилеи, 1995. - 400 с.48;Постановления НКЮ // Революция и Церковь. 1919. № 6 8.
44. Политбюро ЦК РКП (б) ВКП (б). Повестки дня 1919 — 1952 гг. Каталог / Т.2. 1930 - 1939 гг. -М.: РОССПЭН, 2001.
45. Специальный декрет НКЮ // Революция и Церковь. 1920. № 9 12.
46. Стенографический отчет 2-го, Всесоюзного съезда» GBl М.: Госполитиздат, 1930-375 с.
47. Цензура в Советском Союзе, 1917 1999. Документы / сост.: A.B. Блюм: М:: РОССПЭН, 2004. - 575 с.
48. Церковь и государство: Сборник постановлений, циркуляров по отделению церкви от государства, отчетов и разъяснений ликвидационного отдела НКЮ. Вып. 4. — Харьков: Изд. Нар. Комиссариата Юстиции, 1923.
49. Юнге М., Биннер Р. Как террор стал «Большим». Секретный приказ №00447 и технология его исполнения. Серия «Первая публикация в России» под редакцией Г. Бордюгова М.:АИРО XX, 2003. - 352 с.
50. XIV Всероссийский съезд советов РСФСР. Бюллетень. 1929.1.I. Периодическая печатьа) журналы:
51. Антирелигиозник. / научно-методический журнал. Орган Центральногосовета СВБ-М., 1929, 1938, 1939, 1940.
52. Безбожник. Орган СВБ в СССР М.,1933. № 5.
53. Болыпевик / теоретический и политический журнал ЦК ВКП (б.) М.: изд. Правда - 1933. № 5.
54. Вестник Российского гуманитарного научного фонда / научный и культурно просветительский журнал. - М.,1996. № 1.
55. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. № 1.
56. Журнал Московской Патриархии. -М., 1947, № 4; 1959, № 5.
57. Новый мир / общественно-политический журнал. -М., 1994. № 8.
58. Пензенские епархиальные ведомости. Пенза, 1917, 1999. № 1.
59. Под знаменем марксизма/ советский философский и общественно -политический журнал. М., 1922. № 3.
60. Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. № 3 4.
61. Революция и церковь. / журнал Наркомюста. Центральный антирелигиозный орган. 1919, 1920.
62. Спутник коммуниста / общественно- политический журнал ВКП (б). М.: Госиздат, 1924, № 4 - 5.
63. Церковные ведомости. 1918. № 5, 6. б) газеты:
64. Голос Правды. Орган Пензенского губернского комитета ВКП (б). -Пенза, 1919.
65. Живая Церковь. Орган свободомыслящего духовенства Пензенской епархии. Пенза, 1922
66. За Безбожную Пензу. Орган губернского СВБ. — Пенза, 1935.
67. Знамя ленинца. Орган Пензенского губкома. Пенза, 1927, 1929.
68. Известия. Орган Пензенского Губкомитета. Пенза, 1919, 1920.
69. Красное Знамя. Орган Пензенского Губкомитета. Пенза, 1918, 1919.
70. Наровчатская Правда. Орган Укома РКП (б). Наровчат, 1922.
71. Независимая газета. / общественно-политическая газета. Москва, 2002.
72. Нижнеломовские известия. Нижний Ломов, 1922.
73. Правда. Орган Центрального комитета ВКП (б). Москва, 1925.
74. Рабочая Пенза. Орган Пензенского исполкома. Пенза, 1935,1937.
75. Тамбовская Правда. Тамбов, 1930.
76. Трудовая правда. Орган Пензенского Губкомитета. Пенза, 1922,1927.
77. Учительская газета. Москва, 1928.
78. Чембарский пахарь. Орган Укома РКП (б) и исполкома. Чембарь, 1922.1.. Монографии, исследования и научные статьи:
79. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы: взаимоотношения Советского государства и религии М.: Политиздат, 1991. - 398 с.
80. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется?: критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М.: Россия Молодая, 1992. 131 с.
81. Альмяшева Л.Н. Антисоветская деятельность в Пензенской губернии в 1918 1920 гг. // Краеведение Мордовии / НИИ языкознания. Истории, экономики при МА СССР. - Саранск, 1973. - 280 с.
82. Христова К.Г. Революция 1917 г. и церковь: возникновение и развитие дуализма в управлении Пензенской' епархии // Научный вестник. Сб. научных статей; Выпуск 4. Пенза: ГУМНИЦ, 2009. - 145 с.
83. Бабкин. М.А. События Первой русской революции и Святейший Синод Русской православной церкви (1905-1906 гг.) // Уральский исторический вестник № 4 (21). РПЦ Екатеринбург: УрО РАН, 2008.
84. Баделин В.И. Золото Церкви. Исторические очерки. 2-е изд. Иваново: Рыбинское подворье, 1995. - 400 с.
85. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения (Академия общественных наук при ЦК КПСС. Институт научного атеизма). — М.: Мысль, 1973.-343 с.
86. Бонч-Бруевич В.Д. «Живая Церковь» и пролетариат. М.: Московский-рабочий, 1922. - 59 с.
87. Буданин В.И. Кому вершить суд: Повесть о Петре Красикове. М.: Политиздат, 197. - 432 е., ил. - (Пламенные революционеры).
88. Бычков С. Большевики против Русской Церкви. Очерки по истории Русской Церкви (1917-1941 гг.), 2 том. М.: 8ат&8ат, 2006. - 432 с.
89. Валк С.Н. Вопросы историографии и источниковедения истории СССР -М.: Издательство Академия наук СССР, 1963. 656 с.
90. Васильева О.Ю. РПЦ и Советская власть в 1917 1927 гг. // Вопросы истории. 1993. № 8.
91. Васильева О.Ю., Кнышев П.Н. Красные конкистадоры. М.: Соратник, 1994 142 с.
92. Введенский А.И. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России, 1918 1922. — М.: Центрполиграф, 1923. -252 с.
93. Винокуров Г. власть и церковь (борьба с церковниками и религией на территории Пензенского края) // Мир людей. 1999.
94. Воронцов Г.В; Ленинская программа атеистического воспитания трудящихся в действии (1917 1937). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973: — L70 с.
95. Гидулянов П.В. Церковные колокола на службе магии и царизма* (фактические материалы). 2-е изд. - М.: Атеист, 1929. — 82 с.
96. Генкина Э.Б. Протоколы Совнаркома'РСФСР за 1917 1922 гг. и их значение как исторический источник для изучения государственной деятельности В.И. Ленина. - М.: Наука, 1982. - 193 с.
97. Иванов Н.П. История путятинской смуты // Пензенские епархиальные ведомости, № 7. 1998.
98. Кашаев П.В. Православные храмы Пензы. Пенза: ПГОКМ, 1994. - 48 с.
99. Кашеваров А.Н. Государство и Церковь: Из истории взаимоотношений советской власти и Русской Православной Церкви. С-Петербург, 1995. -147 с.
100. Каулен М.Е. Музеи храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие советской власти. - М.: Луч, 2001. — 163 с.
101. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования (второе изд.). -М.: Наука, 2003. -486 с.
102. Коголь Т.Н. Русская православная церковь и государство, 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири). Томск, 1995.
103. Кондрашин В.В. Информационные материалы Пензенской губернии о своей деятельности и положении Пензенской губернии в годы гражданской войны // 80 лет от ВЧК до ФСБ. Пенза, 1998.
104. Кондрашин B.B. Голод 1932 1933 гг. в деревнях Поволжья // Вопросы истории. 1991. № 6.
105. Кононенко A.A. Церковь Тобольской (Тюменской) губернии в первые годы Советской власти: некоторые аспекты истории (1921 1923) // Религия и церковь в Сибири. Вып. 4. — Тюмень, 1992.
106. Корзун М.С. Русская православная церковь, 1917 1945 гг.: Изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения. - Минск: Изд: Беларусь, 1987. — 111 с.
107. Костин Ю.В. Деятельность губернских властей ЦентральноЧерноземного района России по преодолению религиозной морали в среде крестьянского населения в период 1920-х годов1 // Гуманитарное образование. М., 1995.
108. Красиков П.А. Избранные атеистические произведения. М.: Мысль, 1970.-269 с.
109. Кривова H.A. Власть и церковь в 1922 — 1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. -М.: АИРО-ХХД997 -248 с.
110. Кривова H.A. Власть и РПЦ в 1922 1925 гг. (политика ЦК РКП (б) по отношению к религии и ее осуществление органами ГПУ - ОГПУ). - М., 1998.
111. Кузнецов А.И. Обновленческий раскол в Русской Церкви. Т.1. -Астрахань. 1956. Машинопись.
112. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1984. - 256 с.
113. Лебедев В.И. Конкретные социологические1 исследования религиозности населения Пензенской области // К обществу, свободному от религии. -М.: Мысль, 1970.
114. Лукин Н.М. Революция и церковь. М.: Изд. Красная новь, 1923. - 36 с.
115. Луначарский A.B. Об атеизме и религии. М.: Мысль, 1972. - 508 с.
116. П.Малюкова Э.Д. Волна открытого наступления на Русскую православную церковь в 1929-1937гг.//Актуальные проблемы исторической науки: Всероссийский сборник научных трудов молодых ученых / Под общей редакцией О.В.Ягова. Вып. 4: ГУМНИЦ, 2007.- 248с.
117. Мануйлов Д.Е. Религиозное общество в условиях секуляризации (Пензенская область). // К обществу, свободному от религии. М.: Мысль, 1970.
118. Маркин C.B. К вопросу об антирелигиозной пропаганде местных властей в 1930 е гг. // Пензенские епархиальные ведомости. Пенза, 1999. № 3.
119. Маслова И.И. Церковь, общество и государство в 1970 — 1980-е гг. (на материалах Поволжья) // Проблемы культуры и демографии Поволжья: Межвузовский сборник научных трудов. Пенза, 1995- 145 с.
120. Набоков Н. Пензенское духовенство в первые дни русской свободы // Пензенские епархиальные ведомости. 1917. № 9 10.
121. Одинцов М.И. Золото Л.Троцкого // Диспут. 1992, № 4.
122. Одинцов М.И. РПЦ в XX веке: история взаимоотношений с государством и обществом. -М.: ЦИНО, 2002. 312 с.
123. Одинцов М.И. Государство и церковь. 1917 1938. - М.Знание, 1991 -171 с.21.0сипова Е.С. Политика православной церкви в период подготовки Октябрьской революции (март октябрь 1917 г.) - М.: Институт истории АН СССР, 1966.
124. Подлужная A.M. Религиозная печать в 1920 1930-е гг. // Научный вестник. Сб. научных статей. - Выпуск 4. - Пенза: ГУМНИЦ, 2009. -145 с.
125. Покровский H.H. Время публиковать источники // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. М.,1996, № 1.
126. Покровский Н. Н. Документы Политбюро и Лубянки о борьбе с Церковью в 1922 1923 гг.// Ученые записки. Выпуск 1. -М., 1995.
127. Покровский Н. Н. Политбюро и Церковь. 1922-1923 .Три архивных дела // Новый мир, 1994, №8.1
128. Поспеловский Д.В. ПЦ в истории Руси, России и СССР. М.: Библейско-Богословский институт святого апостола Андрея, 1996. - 408 с.
129. Поспеловский Д.В. Подвиг веры в атеистическом государстве // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Сб. // сост. Назарова М. — М.: Столица, 1998.31 .Протоиерей Георгий Митрофанов. История РПЦ 1900 1927. - СПб.: Сатис, 2002 - 442 с.
130. Русское православие: вехи истории / ред. А.И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. - 719 с.
131. Сидяков Ю.Л. Из архива священномученика архиепископа Иоанна (Поммера): Письма и другие документы. Т.1. Рига, 2008. - 140 с.
132. Скворцов-Степанов И.И. Избранные атеистические произведения. М.: Изд-во АН СССР, 195. - 568 с.
133. Сталин И.В. Сочинения. Т.10, 11. -М.: ОГИЗ.
134. Тарашкевич И. Изъятие церковных ценностей (в Мокшанах и Нижнеломовском уездах). Пенза // Трудовая Правда, 1922, 31 марта.
135. Титлинов Б.В. Новая церковь. М.: Изд. «Петроград», 19231 - 110 с.
136. Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. М.: Изд. Академии наук СССР, 1959.-573 с.
137. Фруменкова Т.Г. Высшее православное духовенство России в 1917 г. // Из глубины времен. 1995. № 5.
138. Хвощев А.Л. Церковь и > государство // Пензенские епархиальные ведомости. 1917. № 14 15; Он же. Изгнание религии из школ // Пензенские епархиальные ведомости. 1917. № 16 — 17.
139. Цыпин В. История Русской Православной Церкви. 1917 1990 гг. - М.: Издательский дом «Хроника», 1994. - 255 с.
140. Цензура в Советском Союзе, 1917 1999. Док-ты / сост.: А. В; Блюм. -М, 2004.
141. Цеткии К. Воспоминания о Ленине. -М.: Госполитиздат, 1955.
142. Цыпин В. Русская церковь (1917 1929 гг.). - Mi: Издательство Сретенского монастыря, 1996. - 336 с.
143. Шевченко В.А. Необходимо ударить, кого следует, чтобы делу не мешали: введение антирелигиозного воспитания в советской школе в 1928s— 1929 гг. // Российская история. 2009. № 1.
144. Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Казань: Изд-во Казанского университета; 1970 — 367 с.
145. Ярославский Е. М. О религии. М.: Госполитиздат, 1957. - 638 с.
146. Г.Ярославский. Е.М: Против религии и церкви. М.: Госполитиздат, 1935. Т.З.1. V. Зарубежные публикации
147. Андреев И.М. Краткий обзор истории Русской Церкви от революциидо наших дней.- Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1952. — 182 с.
148. Граббе Г., епископ. К истории русских церковных разделений; Опровержение ошибок и неправд в сочинении Д. Поспеловского "The Russian. Church Under the Soviet Regime 1917-1982". Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1992. - 79 с.
149. Курдюмов М. Церковь и новая Россия: Paris: YMCA-PRESS, 1933.
150. Краснов-Левитин А.Э. Лихие годы, 1925-1941: Воспоминания. -Paris: YMCA-Press, 1977. 460 с.
151. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. В 3-х т.-Кюснахт, 1978.
152. Peris D. Storming the heavens the Soviet League of the Militant Godless. -N-Y., 1998.
153. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Париж: Ymca-Press, 1977.-625 с.
154. Реслер Р. Церковь и революция в России. Патриарх Тихон и советское государство. -Кельн-Вена, 1969.
155. Русак B.C. История Российской церкви от основания до наших дней. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1993. - 580 с.
156. Русак B.C. Пир сатаны. Русская Православная Церковь в "Ленинский" период (1917 1924). - Лондон, Канада: Изд. Заря, 1991. -216 с.
157. Стратонов И.А. Русская церковная смута (1921-1931). Берлин, 1932.-205 с.
158. Струве H.A. Православие и культура / 2-е изд., исп. и доп. М.: Русский путь, 2000. - 632 с.
159. Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. — Джорданвилль, 1959. -925 с.
160. Тальберг Н.Д. Святая Русь. Париж, 1929. - 144 с.
161. Тальберг Н.Д. Церковный Раскол. Париж: Издательство "Долой зло", 1927.-48 с.
162. Шмеман А.Д., протопресвитер. Исторический путь Православия. -Париж, 1985.- 154 с.
163. VI. Диссертации и авторефераты
164. Говорова И.В. Изъятие церковных ценностей в 1922 году в контексте государственно-церковных отношений // автореф.диссертации на соискание степени к. исторических наук. Москва, 2006 -27 с.
165. Каплин П В. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государственной власти в СССР в 1927-1938 гг. (на материалах Урала) // автореф. диссертации на соискание степени к. исторических наук, Екатеринбург, 2006. 26 с.
166. Кутергина Ю.В. Политика советского государства по отношению к РПЦ в 1918-1925 во Владимирской губернии //автореф. диссертации на соискание степени к. исторических наук. Иваново, 2008. - 26 с.
167. Мезенцев Р. В. Православная Церковь на Алтае в 1917-1940 гг.: диссертация . кандидата исторических наук. Горно-Алтайск, 2003. -209 с.
168. Хрусталев М.Ю. Русская Православная Церковь в центре и на периферии 1918-1930: на материалах Новгородской епархии // автореф. дис. на соиск. степени кандидата исторических наук. Архангельск, 2004. - 26 с.
169. Цыремпилова И.С. Русская Православная Церковь и государственная власть в 1917 1930-е гг. (на материалах Байкальского района) // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Улан- Удэ, 2009. - 42 с.
170. Цыремпилова И.С. Русская Православная Церковь и государственная власть в 1917 1930-е гг. (на материалах Байкальского района) // диссертация . доктора исторических наук. - Улан-Удэ 2009. -419 с.
171. Опись, находящихся в 1-ом столе канцелярского Управления Пензенской губернии Совдепа, Уставов религиозных общин и подлежащих регистрации.1
172. Наименование обществ отметка
173. Устав Приход. Союза ревнителей веры и благочестия при Успенской Церкви г. Пензы Зарегистр. 25 июня 1918 г.
174. Устав Христианского Союза церковно-приходских общин пензенской епархии 27 июня 1918
175. Устав епархиального Управления пензенских церквей 29 июля 1918
176. Устав Пензенского Братства православных Христиан Август 1918
177. Устав религиозной общины, основанной православными женщинами христианами при Церкви Святой Троицы г. Пензы Август 1918
178. Устав Союза ревнителей православной веры при Николаевской церкви г. Пензы 26 августа 1918
179. Устав ревнителей православной веры при Петропавловской церкви г. Пензы 20 августа 1918
180. Устав Союза ревнителей православной веры и благочестия при Духосошественской церкви г. Пензы. 22 августа 1918
181. ГАПО. Ф.Р.2. Оп.4. Д.93. Л.36.
182. Выдержки из заключения юрисконсульта при Отделе Пензенского губис-полкома по вопросу об отношении местной власти, к создавшемуся в городе двоевластию в управлении Православной церковью (май 1920 г)1
183. ГАПО. Ф.Р.2. Оп.1. Д.914-6. Л.1-19.титулом для правящего Архиерея Пензенской епархии служит наименование его епископом Пензенским и Саранским.
184. Прямой выход из создавшегося в Пензе нелепого положения с двоевластием в управлении ПЦ может быть лишь один выход: вся полнота духовной власти должна сосредоточиться в руках одного законного Архиерея.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.