Взаимоотношения личности, общества и природы в социально-философских взглядах биев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Ахан Бекежан

  • Ахан Бекежан
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2004, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 315
Ахан Бекежан. Взаимоотношения личности, общества и природы в социально-философских взглядах биев: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2004. 315 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Ахан Бекежан

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИНСТИТУТ БИЕВ В ТРАДИЦИОННОМ КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Теоретические проблемы исследования института биев.

1.2. Специфика политико-правовой системы института биев.

1.3. Основополагающие принципы социальной деятельности биев.

ГЛАВА II. ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА

2.1. Степная демократия - политическая основа института биев.

2.2. Морально-этическое наследие и гуманистические идеи биев.

2.3. Роль биев в формировании правовой культуры.

ГЛАВА III. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЕВ

3.1. Истоки и характеристика ораторского мастерства.

3.2. Генезис традиции ораторской культуры биев.

3.3. Образцы искусства красноречия биев.

ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ БИЕВ В КОНТЕКСТЕ

СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

4.1. Взаимоотношения личности и окружающей среды в философии 240 биев.

4.2. «Полемика биев» (билер дауы) - диалог «поиска социальной 261 справедливости».

4.3. Диалектические идеи биев и их роль в жизни казахского 269 общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимоотношения личности, общества и природы в социально-философских взглядах биев»

Актуальность темы исследования. В комплексе научных и социально значимых проблем, стоящих перед современным Казахстаном, нет задачи более актуальной, чем поиск конкретных путей его возрождения как основы национально-государственной, духовной стабильности страны, являющейся гарантом ее вхождения в мировое культурное пространство.

Прошло немногим более 10 лет с момента обретения Республикой Казахстан суверенитета и вхождения ее в состав Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что с точки зрения истории - это миг, социально-культурная жизнь страны была отмечена событиями, важность которых трудно переоценить. В чем их суть, что они несут народу, получившему независимость? Поиск ответа на эти вопросы приводит нас к пониманию того, что, помимо кардинальных изменений в общественно-политической сфере, начался сложный процесс переоценки ценностей, изменились приоритеты в оценке духовного, мировоззренческого аспектов прошлого, настоящего и будущего, вплоть до появления взаимоисключающих точек зрения. Объявление Казахстаном государственной независимости и возникновение в связи с этим новой общественно-политической ситуации вызвало потрясение в общественном сознании, а также в сознании отдельных граждан, существенно изменив их мировоззрение. Коренным образом изменились взгляды на мир, историю народа, сферу его духовной жизни. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли о необходимости рассмотрения истории нашего народа в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевой цивилизации, истории тюркских народов, а также истории стран Центральной Азии.

История - достояние народа, сокровищница, которая питает народ энергией и вдохновением, подвигая к социальному творчеству, к светлому будущему1. Одной из важнейших задач социально-гуманитарных наук

1 Концепция формирования исторического сознания в Республике Казахстан (на каз.яз.). Казахстан Республикасында тарихи сана калыптасуыньщ тужырымдамасы. Алматы: К^азакстан, 1995. С. 5, 32. считается, в первую очередь, изучение истории духовной жизни народа, выявление мировоззренческих основ, а также культурно-этнических интересов народа. Духовная культура народа, отлученного от собственной истории, великих личностей, исторической правды, подвергается медленному угасанию, а общественное сознание - процессу размывания, лишаясь четких очертаний, определенности. Огромный раздел истории народа, подлежащий изучению -это история духовная, ибо постижение менталитета нации, а также образов, символов, легенд, понятий, сформировавшихся за тысячелетнюю историю этноса, возможно лишь в процессе изучения подлинно духовной истории народа1.

Актуальность проблемы исследования связана с гуманизацией общества -одним из главных требований развития цивилизации в XXI веке. Эта тенденция обусловлена рядом достижений в организации социальных отношений, в центре которых - личность человека. Средством достижения этой цели становится многогранный процесс гуманитаризации, нацеленный на формирование подлинной интеллигентности, воспитание культуры чувств и взаимоотношений на примере духовности народа, на утверждение в социальной сфере целостной системы жизненных ценностей и приоритетов2.

Вместе с тем ни в области гуманитарных наук в целом, ни, в особенности, в области истории, а также в исследованиях, посвященных изучению той или иной эпохи, не должно быть места нигилистическим взглядам. В частности, вряд ли следует подвергать остракизму труды тех ученых, которые в эпоху расцвета коммунистической идеологии не имели возможности открыто высказать свою точку зрения, и были вынуждены прибегать к намекам и другим имплицитным средствам выражения. Напротив, стоит придерживаться тенденции к сохранению традиции в постижении духовной культуры народа, к целесообразному использованию богатейшего фонда исторических знаний, к Концепция культурно-этнического образования в Республике Казахстан (на каз.яз.). Казахстан Республикасындагы этникалык - мэдени бинм тужырымдамасы. Алматы: Казакстан, 1996. С.8, 32.

2 Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан (на каз.яз.). Казахстан Республикасында Гуманитарлык бинм беру тужырымдамасы. Алматы: Казахстан, 1994. С.5-6, 40. уважительному отношению к созданным ранее научным трудам. Только такая позиция позволит составить достаточно полное представление о мировоззренческом наследии наших предков.

Следует учесть и то, что в переломные моменты общественного развития усиливается интерес к истории духовной культуры народа, наглядным подтверждением чему являются тенденции, получившие развитие в последнее десятилетие, со времени обретения страной независимости. Усиление внимания к истории народа в целом, и к истории духовной культуры, в частности, обусловлено тем, что людям свойственно обращаться к урокам истории, искать в прошлом исторические параллели современным событиям, ключи к решению насущных проблем.

Обозначение границ научных направлений является первоочередным делом в создании объективного научного облика духовной, культурной, политико-правовой жизни кочевого казахского общества. В частности, это означает пересмотр методологических подходов, что особенно важно в осуществлении социально-философских исследований с учетом коренных социально-политических преобразований, в том числе и в глубоком изучении духовного наследия виднейших представителей истории социально-философской мысли, видных мыслителей казахского народа.

Философские, мировоззренческие взгляды казахских биев, оставивших неизгладимый след в исторической памяти народа, являются бесценным духовным наследием, требующим тщательного изучения. К сожалению, до сих пор философские взгляды биев не только не подвергались всестороннему изучению, но и не являлись объектом специального рассмотрения.

С точки зрения автора диссертационного исследования, в этом плане особый интерес представляет собой духовное наследие института биев -важнейшего социального элемента традиционного казахского общества. Актуальность темы исследования заключается в малоизученности философских проблем института биев и в полном отсутствии научной разработки проблем, связанных с анализом взглядов биев, в социально-философском плане.

Общеизвестно, что научное исследование общества в советский период проводилось на базе марксистско-ленинского учения, характеризующего человека и общество, а также их взаимоотношения с классовых позиций; с этих же позиций осуществлялось рассмотрение частных проблем.

Развитие марксова постулата о том, что основу классовой идеологии составляют экономические отношения, естественным образом привело к тому, что в абсолют был возведен тезис: «человек - это совокупность общественных отношений». В сознании людей прочно закрепилось: «Не человек управляет обществом, а общество - человеком».

Недостаток исследовательских методов, основанных на классовой позиции, заключался в переоценке собственных возможностей, в возведении в абсолют собственных выводов и заключений в ущерб научной истине, что привело к подчинению объективного содержания идеологическим целям. Облик духовных ценностей, составляющих основу казахской общественно-философской мысли, был определен классовой идеологией; поэтому характеристика духовной жизни кочевников была ограничена рамками классовых понятий.

Смещение акцента с объективной научной позиции на идеологическую привело к искажению общей оценки казахского обычного Права, лежащего в основе института биев, и отнесению его к отсталой, ограниченной с исторической точки зрения, устаревшей политико-правовой системе. Оно стало рассматриваться в качестве свода норм, ориентированных на защиту интересов феодальных групп, и было обрисовано в консервативных и негативных тонах. Преимущество получила точка зрения на казахское обычное право как на устаревшие нормы, к тому же не всегда согласующиеся друг с другом.

Социальная, политико-правовая жизнь в кочевом обществе в целом осуществлялась биями с позиции нужд народа, общественного согласия и единства. В советскую же эпоху преимущественное внимание было уделено той части норм правовой этики, которая была нацелена на управление человеком, предусматривающее подчинение, соблюдение дисциплины путем обращения к силовым методам. Были сведены на нет важнейшие цели и функции общественной мысли, а также главное назначение, объективная цель создания правовых норм, в соответствии с которыми именно природа человека должна стать опорой общества. В итоге такая позиция завела в тупик научные исследования в этом направлении и породила бесконечный поток демагогических дискуссий.

В связи с необходимостью объективной оценки социального бытия казахского традиционного общества актуальным является исследование института биев вне формационного редукционизма, в контексте социальной однородности общины.

Однако, как уже указывалось ранее, в последнее время в области общественно-гуманитарных наук наметилась тенденция к формированию нового взгляда на историю, в том числе на этику, обычаи, традиции, на роль выдающихся личностей в обществе, институт биев и т.д. Вопрос о необходимости рассмотрения духовной жизни кочевого казахского общества, основанной на специфически национальной форме бытия, посредством обращения к соответствующему понятийному аппарату на самых разных уровнях достаточно смело был поставлен и казахскими обществоведами. В исследовании духовной культуры биев, этико-правовых норм и законов казахского народа сделаны только первые шаги, и ученым предстоит кропотливая работа в этой области. К примеру, законоведы отмечают, что правовой кодекс казахского кочевого общества не охватывал всех норм и институтов обычного права, и обычное право, наряду с нормами, введенными ханской властью, включало и положения, использованные институтом биев.

Идеи академика С.З.Зиманова о существовании разницы между правовыми нормами и обычным правом кочевого общества позволили повернуть научную мысль в новое русло1, актуализировав тем самым исследование морально-этического наследия биев. Зиманов С.З. Состояние и задачи разработки обычного права казахов//Проблемы казахского обычного права. Алматы, 1989. С.21, 126.

Изучение истории духовной культуры казахского народа с подлинно научных позиций, создание научной классификации в этой области невозможно без разностороннего анализа творчества биев, исследования степного института биев, его социальных предпосылок, функций, принципов, гуманистического наследия. Только осуществляя исследовательскую работу на новом теоретико-методологическом уровне, мы можем правильно использовать накопленный научный опыт, избежать недочетов и открыть тем самым путь к целостному восприятию духовной культуры казахского народа, ее подлинных истоков. Постижение культурного содержания духовной жизни казахского народа позволит уточнить место казахской духовной культуры в общечеловеческой истории, определить вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры казахским народом.

Учитывая, что в кочевом казахском обществе понятие правовой культуры, напрямую связанное с институтом биев, созвучно понятию обычного права, является его логическим продолжением на новом уровне, мы не должны забывать о том, что оно составляет часть общей духовной культуры нашего народа. Изучение духовного аспекта творчества биев актуально и в плане воспитания молодежи на примере истории.

Духовная культура биев отражена в устном народном творчестве, поэтому материалы должны быть сопоставлены с конкретными историческими документами, дополнены примечаниями, которые позволяют избежать неясностей и приблизиться к научной истине, и использованы только с учетом последних1.

Выделяя философское творчество биев в этой сложной, синкретичной по сути сфере общественного сознания казахов, мы преследуем важнейшую цель -осуществить систематизацию мировоззренческого содержания, социально' Цинская империя и казахские ханства (вторая половина XIII - первая XIX вв.). Ч. I, II. Алматы, 1989. С.356; Степная газета (на каз.яз.). Дала уалаятыныц газетi. Алматы: Рылым, 1989. - С.656.; 1990. - С.576.; 1994. -С.816.; 1996. - С.216. Курбангали Халид. Тауарих Хамса (пять историй). Алматы, 1992. С.273.; Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы: Рылым, 1999. С.296.; Кашкари М. «Дивани лугат ит-турк» - язык всех тюрков (на каз.яз.). Алматы: Ана Tuii, 1993. С. 192.; Абылгазы. Родословная турок (на каз.яз.). Алматы: Анатш, 1993. С.206. философских аспектов деятельности биев посредством тщательного научного анализа различных изложений, решений биев, образцов ораторского искусства, понятий, постулатов и функций казахского института биев.

В советскую эпоху в силу известных причин идеологического характера многие замечательные образцы устного народного творчества, содержащие как яркие идеи в полном соответствии с законами диалектической логики, так и иллюстрирующие силу абстрактного мышления степных казахов, были изъяты из научного обихода. В результате бесценные сокровища, сохранившиеся «в тайниках» казахского ораторского мастерства, в которых сфокусирована духовная культура биев, не были исследованы и систематизированы с философской точки зрения. В первую очередь, это касается создания специфически национально-казахской системы философских категорий и понятий, ибо научные труды, появившиеся на свет в советскую эпоху, преследовали, в основном, просветительские цели в освещении общественно-философских, социально-духовных проблем, к тому же в них не была дана объективная оценка как мировоззренческого содержания, так и подлинной роли конкретных исторических личностей, описываемых в этих трудах1.

Степень научной разработанности проблемы. Институт биев в традиционном казахском обществе не являлся объектом серьезного исследования с философской точки зрения, и назвать какие-либо фундаментальные труды или специальные исследования в этой области достаточно сложно.

Казахская философия в качестве самостоятельного научного направления стала формироваться только в последние годы. Философские взгляды Востока, особенно казахская философия, рассмотрены в трудах С.Акатаева, Т.Абжанова, Бейсембиев К.Б. Мировоззрение Абая Кунанбаева. Алматы: Изд. АН КазССР, 1956. С. 171.; Бейсембиев К.Б. Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века. Алматы: Изд. АН КазССР, 1957. С.212.; Бейсембиев К.Б. Идейно-политические течения в Казахстане конца XIX - начала XX века. Алматы: Изд. АН КазССР, 1961. С.379.; Бейсембиев К.Б. Прогрессивно-демократическая и марксистская мысль в Казахстане начала XX в. Алматы: Наука, 1965. С.342.; Бейсембиев К.Б. Очерки истории общ.-политической и философской мысли Казахстана. Алматы: Казахстан, 1976. С.427.; Искаков А. Взгляды Чокана Валиханова на религию. Алматы: Казахстан, 1970. С. 104.; Уразбеков А. Этические воззрения И. Алтынсарина. Алматы: Наука, 1974. С. 112.; Сегизбаев О.А. Традиции свободомыслия и атеизма в духовной культуре казахского народа. Алматы, 1973. С.62.; Зиманов С.З., Идрисов К.З. Общественно-политические взгляды Мухамеджана Сералина. Алматы: Наука,1989.С.165.;Тайжанов А.Т. Мухтар Ауэзов-мыслитель.Алматы:Наука,1991. С.168.

Ж.Алтая, К.Бейсенова, К.Бейсембиева, Г.Есима, Н.Кирабаева, А.Касабека, Д.Кишибекова, А.Машанова, Ж.Молдабекова, Н.Мусаевой, А.Нысанбаева, С.Нурмуратова, К.Нурлановой, М.Орынбекова, Т.Рыскалиева, О.Сегизбаева, А.Тайжанова, М.Хасанова, Н.Шахановой и др1., исследовавших различные аспекты степной философии либо изучавших философское наследие виднейших исторических личностей, которые в свое время оказали определенное влияние на развитие казахской социально-философской мысли.

Можно выделить отдельные главы из ряда трудов А.Кекильбаева, у

Ж.Молдабекова, К.Бейсенова, в которых с философских позиций рассматривались образцы ораторского творчества биев. К сожалению, авторы не ставили целью исследования глубокое изучение творчества биев, поэтому, рассматривая его как явление индивидуального порядка либо как составную часть казахской философии, они ограничились характеристикой условий возникновения казахского ораторского искусства, некоторых особенностей ораторского слога биев, традиционного хода мысли. Несмотря на это, ценность указанных выше трудов состоит в обосновании насущной потребности в

1 Акатаев С.Н. Мировоззренческий синкретизм казахов. Алматы, 1993. Вып.1. С.151.; 1994. Вып.2. С.192.; Орынбеков М. Предфилософия протоказахов. Алматы: Элке, 1994. С.208.; Кдзак. Алматы: Бшм, 1994. С. 176.; Айтказин Т.К. Идеалы казахов (на каз.яз.). К,азактардыц мураты. Алматы: Рылым, 1994. С. 100.; Нысанбаев А., Абжанов Т. Повернуться к человеку (на каз.яз.). Адамга карай бет бурсак. Алматы: К,азак университет!, 1992. С. 160.; Они же. Вершины истории мысли (на каз.яз.). Ойлау тарихыныц белестерь Алматы: Рылым, 1994. С. 17. Мусаева Н.Р. Осмысление проблемы человека в ракурсе историко-философского исследования // XXI гасыр: улы достур жолымен. Алматы: Казак университет!, 2001. С.211.; Она же. Идеи свободы в контексте казахской философии // Наука и образование Южного Казахстана. 1998. № 5.; Она же. Проблемы человека в миропонимании жырау (на каз.яз.). Жыраулар дуниетанымындагы адам меселес1 // Оцтустж Кдзакстан гылымы мен 6biiMi. 1997. № 5. Рыскалиев T.X. Образцы гениальности и осмысления (на каз.яз.). Философия тарихындагы даналык проблемасы. Дисс.док.филос.наук. Алматы, 1999.; Он же. Проблемы гениальности в истории философии (на каз.яз.). Даналык пен туашктщ улгшерь Алматы: Акыл ютабы, 1999. С.240.; Бейсембиев К.Б. Мировоззрение Абая Кунанбаева. Алматы: Изд. АН КазССР, 1956. С.171.; Бейсембиев К.Б. Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века. Алматы: Изд. АН КазССР, 1957. С.212.; Бейсембиев К.Б. Идейно-политические течения в Казахстане конца XIX - начала XX века. Алматы: Изд. АН КазССР, 1961. С.379.; Бейсембиев К.Б. Прогрессивно-демократическая и марксистская мысль в Казахстане начала XX в. Алматы: Наука, 1965. С.342.; Бейсембиев К.Б. Очерки истории общ.-политической и философской мысли Казахстана. Алматы: Казахстан, 1976. С.427.; Искаков А. Взгляды Чокана Валиханова на религию. Алматы: Казахстан, 1970. С. 104.; Уразбеков А. Этические воззрения И. Алтынсарина. Алматы: Наука, 1974. С. 112.; Сегизбаев О.А. Традиции свободомыслия и атеизма в духовной культуре казахского народа. Алматы, 1973. С.62.; Зиманов C.3., Идрисов K.3. Общественно-политические взгляды Мухамеджана Сералина. Алматы: Наука, 1989.С. 165.;Тайжанов A.T. Мухтар Ауэзов- мыслитель.Алматы:Наука,1991. С.168.

2 См.: Кекилбаев А. Разговор с эпохой (на каз.яз). Заманмен сухбат. Алматы: Жазушы, 1996. С.87-117,592.; Молдабеков Ж. Таков казах: тысячекратно пал жертвой и из пепла восставал (на каз.яз.). К,азак осы - мьщ ел in, мьщ т1ршген. Алматы: Санат, 1998. С.94-123, 208.; Бейсенов К.Ш. Философия назидания в традиционном казахском обществе (на каз.яз.).Кдзак топырагында калыптаскан гакылиятты ой кешу урдютерк Алматы: Рылым, 1994. С.61-107, 168. специальных исследованиях, посвященных анализу структуры умозаключений, логики развития социальной полемики биев, а также характера умозаключений, использованных в моменты принятия судебных решений, которые строились либо по законам диалектики, либо по правилам софистики.

Собирая этнографические материалы и описывая материальную и духовную культуру казахов, дореволюционные авторы оставили косвенные сведения и об институте биев. Н.И.Рычков, Л.Баллюзек, И.Козлов, Д.Андре и др. собрали материалы из уст самих видных биев, батыров и старейшин, предоставив тем самым ценную научную информацию о практической стороне деятельности института биев1. Н.Рычков пишет о зависимости авторитета биев от численности и мощи представляемого ими рода или общины и рекомендует рассматривать институт биев в тесной связи с родоплеменным строем казахского общества . Следует подчеркнуть, что в данном случае Н.Рычков верно подметил методологическую основу изучения проблемы института биев. В этом же духе высказывается и А.Добросмыслов (в работах дореволюционного издания)3.

Глубокие рассуждения об институте биев и, особенно, о личностных качествах самих биев и требованиях к ним оставили в своих произведениях Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердыулы4.

Исторические аспекты социальных институтов казахского общества, в частности института биев рассмотрены в работах таких ученых, как Р.Сулейменов, В.Моисеев, Б.-А.Б.Кочекаев, М.Койгельдиев, Ж.Артыкбаев, С.Отениязов. Основное внимание в их исследованиях уделено общей, социальной и политической роли института биев. Б.-А.Б.Кочекаев, рассматривая русско-ногайские взаимоотношения, ограничивается

1 Материалы по казахскому обычному праву. Алма-Ата, 1948. С.С. 124-128, 136, 163, 217-219, 225-226.

2 Рычков Н. Дневные записки путешествия в киргиз-кайсацкой степи в 1771 году. СПб., 1772. С.23-24.

3 Добросмыслов А.И. Суд у киргиз в Тургайской области в XVIII и XIX веках. Казань, 1904. С.24.

4 Кунанбаев А. Назидание. Несколько слов о происхождении казахов (на каз.яз.). Кдра сез. Поэмалар. Алматы, 1992; Б1раз сез казактын Ty6i кайдан шыщандыгы туралы//Абай, 1994, № 12. С.42-46.; Шакарим. О биях и бийстве (на каз.яз.). Би Ьвм б шик туралы // Абай, 1994. № 9. С.59-60. констатацией формального статуса института биев. Вне поля зрения остались политическая, общественная сущность и социальная эволюция бийства1.

Р.Сулейменов и В.Моисеев ограничиваются описанием отдельных исторических моментов из жизни знаменитых биев2.

В исследовании института биев в казахском обществе правоведами С.Зимановым, Г.Сапаргалиевым, С.Сартаевым, С.Сазанбаевым, Ш.Андарбековым, З.Кенжалиевым, С.Даулетовой, А.Косжановым3 доминирует, в основном, судебная деятельность биев, правовые нормы, обычаи и традиции, профилактическая работа биев по предотвращению споров. Некоторые ученые, например, Н.Усерулы, не рассматривают институт биев как самостоятельную социальную структуру, описывая его через деятельность отдельных представителей этого института. Видимо, поэтому автор ограничивается констатацией ораторской, судебной и других ролей биев4.

В последнее время опубликовано огромное количество фактического материала, посвященного истории казахского народа, устному народному творчеству, духовной культуре казахов в целом. Это эпические поэмы о батырах {батырлар жыры)5, сказки6, пословицы и поговорки, а также загадки7, о произведения казахских поэтов-песенников (акын-жырау) , труды, в которых освещается жизнь биев, шешенов (ораторов), их назидания, поучения,

1 Кочекаев Б.-А.Б. Ногайско-русские отношения в XV-XVIII в.в. Алматы, 1988. С.38-39.

2 Р.Б.Сулейменов, В.А.Моисеев. Из истории Казахстана XVIII века. (О внешней и внутренней политике Аблая). Алма-Ата, 1988. С. 100.; Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи (XVII-XVIII вв). Алма-Ата, 1991. С.56.

3 Зиманов С. Общественный строй казахов в первой половине XIX века. Алматы, 1958.; Его же. Россия и Букеевская Орда. Алматы, «Наука», 1981.; Сапаргалиев Г. Карательная политика царизма. Алматы, 1966.; Сартаев С., Сазанбаев С. Материалы по истории государства и права. Алматы, 1994. Косжанов А. Сырым Датов как би и оратор (исследование) (на каз.яз.). Автореферат канд.дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Алматы, 1995.

4 Усерулы Н. Жет1 Жаргы (на каз.яз.). Алматы, 1995.

5 Эпические поэмы о батырах. Алматы: Жазушы, 1986-90. ТТ. 1-5.

6 Сказки (на каз.яз.). Алматы: Жазушы, 1988-89. ТТ. 1-4.

7 Казахские пословицы и поговорки (на каз.яз.). Алматы: Ана тш, 1993. С.397.; Казахские загадки (на каз.яз.). Алматы: Ана тип, 1993. С. 284.

8 Песнь пяти веков (Антология устной казахской поэзии) (на каз.яз.). Алматы: Жазушы, 1989. ТТ. 1-2. С.672.; Литература периода казахского ханства (на каз.яз.). Алматы: Ана тш, 1993. повеления1, а также этнографические материалы. Раскрытие роли духовной деятельности биев в социально-культурной жизни народа было бы невозможным без обращения к этим материалам.

В связи с социально-философским анализом института традиционного общества следует особо подчеркнуть важность для данного диссертационного исследования публикаций таких ученых, как П.Алексеев, В.Кемеров, Н.Аитов, С.Крапивенский, К.Момджян, В.Барулин, Н.Савкин, М.Кузьмин, Ю.Плетников, У

Э.Маркарян, С.Л.Франк, и других , оставивших заметный след в области изучения социально-философских проблем. Все перечисленные вопросы предопределили выбор темы диссертации, постановку ее цели и основных задач.

Объектом исследования является социальный институт биев в традиционном казахском обществе.

Предметом исследования выступает совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с особенностями творчества, политико-правового бытия, ораторской культуры, духовной основы деятельности биев.

Целью диссертационной работы является систематизация социально-философских взглядов биев на взаимоотношения человека, общества и природы.

1 Торекулов Н., Казбеков М. Казахские бии и шешены (на каз.яз.). Кн. 1-2. Алматы: Жалын, 1993. С.400.; Ораторское слово (на каз.яз.). Алматы: Отау, 1990. С.167.; Ораторское слово (на каз.яз.). Сост. Б.Адамбаев. Алматы: Отау, 1992. С.188.; Слово биев (на каз.яз.). Алматы: Казак университет^ 1992. С.160.; Узоры красноречия (на каз.яз.). Алматы: Кайнар, 1993. С.240; Нысаналы А. Три пророка: Толе би, Каз дауысты Казыбек, Айтеке би (на каз.яз.). Алматы: Дау1р, 1992. С. 184.; Бекет Ата. Алматы: Арыс, 1994. С.92.; Торекулулы Н. 100 казахских биев и шешенов (на каз.яз.). Алматы: Кдзакстан, 1995. С.402.; Хан Кене. Алматы: Жалын, 1993. С.448.; Степной гений или слово о Сырыме (на каз.яз.). Алматы: Сезстан, 1992. С.70.; Саник, Садыхан. Кабанбай из рода Каракерей (на каз.яз.). Алматы: Жазушы, 1991. С.92.; Альменулы Б. Ораторское слово (на каз.яз.). Алматы: Рылым, 1993. С.302.; Боздагым (казахские песни-плачи). Алматы: Жазушы, 1990. С.302.; Абылай хан. Алматы: Жазушы, 1993. С.416.; Косжанов А. Сырым Датов как би и оратор (исследование) (на каз.яз.). Дис. канд. юрид. наук. Алматы, 1995. С.157.

2 С.Л.Франк. Духовные основы общества. М. 1992.; В.Е.Кемеров. Концепция реальной социальности //Вопросы философии. 1999. № 7.; М.Степанянц. Человек в традиционном обществе Востока // Вопр. философии, 1991. № 3.; М.Кузьмин. Переход от традиционного общества к гражданскому, изменение человека // Вопр. философии. 1997, № 2.; Ю.К.Плетников. О природе социальной формы движения. М., 1971.; Э.С.Маркарян. Вопросы системного исследования общества. М., 1972.; С.Э.Крапивенский. Парадоксы социальных революций. Воронеж, 1992.; Его же. Социальная философия. М., 1998.; В.С.Барулин. Социальная философия. М., 2000.; К.Х.Момджян. Введение в социальную философию. М., 1997.; Н.А.Аитов. Моя социальная философия. Алматы, Гылым, 1996. Н.С.Савкин. Социальная философия. Саранск, 1997.; П.В.Алексеев. Социальная философия. М., 2003.

Достижение цели диссертационного исследования осуществлялось посредством решения следующих задач:

- определить сущность и функции института биев в традиционном казахском обществе;

- показать специфику политико-правового бытия биев;

- сформулировать основополагающие принципы общественной деятельности биев;

- раскрыть суть степной демократии; v - дать анализ морально-этического наследия и гуманистических идей биев;

- установить роль биев в формировании правовой культуры казахского общества;

- дать характеристику ораторского мастерства; выяснить генезис традиции ораторской культуры биев;

- представить образцы искусства красноречия биев;

- показать специфику взаимоотношения природы и человека в философии биев;

- раскрыть сущность полемики биев (билер дауы) как формы проявления ценностных норм степной демократии;

- показать роль диалектических идей в жизни казахского общества.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды зарубежных и отечественных ученых и философов, посвященные вопросам социальной философии (в частности, социальных институтов).

В диссертации в качестве инструмента исследования автор придерживается цивилизационного подхода; им применены деятельностный, функциональный, социокультурный методы анализа в рамках системного подхода.

Научная новизна диссертационного исследования

В отличие от филологов, историков и правоведов, исследовавших институт биев в традиционном казахском обществе, мы в данной диссертации впервые исследуем взгляды биев в социально-философском плане. Автор видит новизну полученных в диссертации результатов в том, что:

- обоснована правомерность исследования института биев в рамках системного подхода на основе методов деятельностного, функционального, социокультурного анализа, а также неадекватность пятичленной формационной теории применительно к обществу степных кочевников;

- систематизированы и сформулированы функции и принципы института биев;

- раскрыта суть степной демократии, заключающаяся в прямом участии народных масс в решении социальных и государственных проблем, исследованы возможности избрания хана представителями так называемой «черной кости»; показано равенство людей перед судом независимо от социального происхождения; проанализирована свобода слова личности;

- выявлено, что мораль степного общества основана на исторических преданиях и исторической памяти традиционного общества. Морально-этическое наследие биев в форме поучений способствовало формированию всеобщего менталитета;

- выявлены основные черты менталитета казахов, определяемые в конечном счете как традиционализм: этно-социальное достоинство, чувство свободы, приспособляемость к условиям жизни, корпоративность;

- доказано, что ораторскому слогу биев необходимо придать статус категории казахской философии; в этом плане осуществлена философская систематизация образцов ораторского слога;

- впервые дана социальная философская интерпретация назидательных речей биев, являющихся основой норм морали общины в традиционном казахском обществе;

- обоснована целесообразность использования образцов духовного творчества биев в программах высших и средних учебных заведений.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость диссертационной работы видится в обновлении социально-исторического, философского наследия казахского народа. Кроме того, считаем, что правовая философия биев должна стать в будущем основой института биев, возрожденного в государственной структуре. Соответствующее место в воспитании нового поколения должна занять и та часть наследия биев, которая бесспорно может считаться основой казахского обычного права.

Теоретические принципы и выводы диссертации, а также важнейшие результаты найдут свое применение в курсах «Философии», «Истории права», «Методики воспитательной работы», а также в таких спецкурсах, как «Ораторское искусство», «Мастерство красноречия (шешендш сездер)», «Мировоззрение казахов», «Мировоззрение биев». Результаты исследования могут быть использованы также в курсах «История Казахстана», «Обществоведение» и «Правоведение», изучаемых в системе среднего и средне-профессионального образования.

Практическая значимость исследования видится в изучении творческого наследия биев в контексте развития духовной культуры, общечеловеческих идей, морально-этических принципов, в показе необходимости обновления и приспособления жизненных идей и творческих навыков к потребностям растущего поколения в условиях независимого государства Республика Казахстан.

Апробация результатов диссертационного исследования

Результаты работы были сообщены на международных конференциях: «Проблемы отечественной истории и социально-политических наук в преддверии XXI века» (Международная научно-практическая конференция). Актобе, декабрь 1999; «Инновационные технологии высшего юридического образования» (Международная научно-практическая конференция). Актобе, март 2001; «Духовно-гуманитарные ценности: практика укрепления независимости Казахстана» (Международная научно-теоретическая конференция). Уральск, апрель 2001; «Проблемы духовности и место религии в современном обществе» (Международная научно-практическая конференция). Шымкент, июнь 2001; "Казахстан и мировое сообщество" (Международная научно-практическая конференция). Алматы, май 2001; «Приоритеты экономического и социального развития регионов Казахстана в Ш-м тысячелетии" (Международная научно-теоретическая конференция). Актобе, апрель, 2000; во Всероссийской конференции «Христианство и ислам на рубеже веков» (Всероссийская научно-теоретическая конференция). Оренбург, июнь, 1998; межрегиональной конференции "Диалог культур: национальные традиции, ценности, наследия - в XXI век» (Межрегиональная научно-практическая конференция). Оренбург, декабрь, 2000; в региональных конференциях «Проблемы воспитания в высших учебных заведениях» (Региональная научно-практическая конференция). Уральск, январь 2001; «IV научно-практическая конференция Актюбинского филиала Малой академии наук». Актобе, февраль 2001; «Управление инновационными процессами в системе органов среднего и профессионального образования (Региональная учебно-методическая конференция), Уральск, ноябрь 1999; в межвузовской конференции «Слово биев как фактор воспитания и регулирования социальных отношений // Сб.: Социальная защита населения (Региональный аспект). Материалы межвузовской научно-практической конференции. Оренбург, 2001. По теме диссертации также опубликованы 3 монографии, более 40 брошюр, научных статей, в том числе в изданиях ВАКа, общим объемом 75 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Общий объем - 315 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ахан Бекежан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего диссертационного исследования, мы приходим к следующим выводам:

1 .Теоретико-методологические подходы к исследованию социального института биев должны рассматриваться в рамках системного подхода. Главное в традиционном обществе кочевников-казахов - группа, община, исторически являющиеся первым социальным институтом, т.е. социальный генотип степи -системообразующий коллективизм, предполагающий корпоративность. Необходимо подчеркнуть, что институт биев, как, в целом, и казахское общество, было социально однородно. Институт биев не был результатом классовой дифференциации; в целом, в казахском обществе отсутствовала классовая борьба. Об этом свидетельствует стабильность социального устройства казахского общества. Появление и функционирование института биев в обществе связано с соответствующими потребностями определенных общественных структур, базирующихся на нормах поведения в обществе.

2. Политико-правовая система института биев как подсистема социума служила поддержанию баланса различных общественных сил, регулированию социальных, политико-правовых взаимоотношений и в итоге - управлению развитием общества. Бийство, находясь в тесной связи с государственными институтами управления, обеспечивало единение народных масс вокруг политико-правовых ценностей. Правовая база общества, сформированная активным участием биев, имела немаловажное значение в сохранении устойчивости политической системы общества. Сохранение государственной целостности было функциональной задачей института биев.

3. Выявлены основополагающие принципы деятельности биев, аккумулирующие идею единения социальных сил общества и укрепления государственности, ханской власти в казахском обществе. Это принцип соблюдения социальной справедливости в судопроизводстве, а также моральных и правовых норм в традиционном обществе. В политических, дипломатических отношениях бии придерживались принципа подчинения интересам государства интересов общин; в социальной сфере - принципа использования института биев как социального инструмента регулирования общественной жизни; в духовной жизни - принципа сохранения традиционной духовной культуры.

4. Степная демократия характеризуется свободой слова, открытым участием народных масс в решении общенародных проблем. Нами предлагается возрождение принципов степной демократии, естественной для быта, жизнедеятельности казахов, в новом, обновленном с учетом требований времени виде, ибо они могут способствовать установлению подлинной демократии в независимом Казахстане.

5. Назидания биев являются продуктом повседневного отображения жизни, результатом жизненного опыта, основой системы культуры казахского общества. Взяв эту идею за основу, мы смогли доказать, что сокровища народной мудрости, пройдя сквозь «лабораторию» творческой деятельности казахских биев, стали исполнять регулирующую функцию в повседневной, привычной жизни степного народа.

Мудрость биев сводится не только к поучениям, назиданиям; это и образ жизни, нацеленный на постижение жизненных истин, и повседневное поведение в соответствии с высокими морально-нравственными требованиями. Именно поэтому бии имели полное моральное и юридическое право вмешиваться в житейские проблемы, давать оценку, «называя белое белым, а черное черным», выражать отрицательное мнение о чем-либо. Только в этом случае бии пользовались непререкаемым авторитетом, безусловной верой людей в их справедливость. Морально-этическое наследие биев и их гуманистические идеи должны быть направлены на воспитание подрастающего поколения. В рамках своей эпохи бии формировали общественное мнение о необходимости развития в человеке общественной ответственности и личностных качеств, не ограничиваясь узкими интересами рода и семьи.

6. Бии, являясь выходцами из народа, были погружены в самую гущу народной среды, решали сложнейшие тяжбы, имевшие зачастую многолетний, застарелый характер, а наблюдателями и критиками их правовой деятельности был народ. Поэтому специфика деятельности биев, а также прозрачный, публичный характер судов предопределили высокий уровень требований к их личностным качествам, почти сводя на нет возможность вынесения неправедного решения. Идеи биев о справедливом, согласно нормам этики и права, управлении страной, не утратили актуальности и в наше время. Рекомендуется внедрение в законопроект Республики Казахстан пункта о восстановлении в сельских округах судов биев с определенным правовым статусом.

7. Истоки ораторского мастерства казахских биев восходят к народному творчеству, в связи с чем считаем необходимым изучение фольклорных материалов, выполнявших регулирующую и мировоззренческую функции. Они могут быть использованы в виде практического материала по риторике в качестве философской основы, а также в качестве аксиомы и довода, склоняющего слушателей к определенному решению. В учебных заведениях Казахстана должны быть созданы школы ораторского искусства биев, а логика биев введена в качестве официального предмета изучения. Не терпит отлагательства и использование в современных дискуссиях, получающих все большее распространение в обществе, диалектических принципов и тенденций ораторского мастерства биев.

8. Изучение генезиса традиции t ораторской культуры биев приводит к V сравнительному анализу творчества шешенов, жырау, акынов, квинтэссенцией которого стала творческая деятельность биев. Общефилософские проблемы этой сложной взаимосвязи общего, единичного и особенного являются задачей еще более углубленного специального исследования.

9. Выявлены источники происхождения, мировоззренческое содержание, воспитательное, социально-регулирующее значение традиционно-казахского искусства красноречия, заложенные в основу социальной деятельности института биев. Искусство красноречия биев по глубине философского осмысления бытия является достойным образцом мирового ораторского искусства и представляет миру своеобразие казахской философской мысли. Некоторые образцы красноречия в виде ораторского слога биев являют собой категорию казахской философии.

10. В процессе взаимоотношения личности и окружающей среды, отраженного в философии биев, ощущается сильное влияние среды обитания -природы. Все живое и неживое в природе рассматривается в единстве, человеку степи свойственно созвучие эстетических, духовных понятий, сквозь призму которых дается оценка людям.

11. Несмотря на изученность многочисленных форм и приемов полемики биев, пока не получили должного научного осмысления философские аспекты проблемы. В первую очередь, это касается айтыса биев, где центральными темами являются социальные проблемы, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время, особенно проблемы, связанные с правами женщин.

12. Рассуждения об изменчивости жизненных ситуаций, возможности социальных перемен, переоценке ценностей, о бренности земной жизни и необходимости при всей ее текучести оставаться «человеком» (<адам бол), свидетельствуют о глубоко философском складе мышления биев. Проблемы познания и логики биев ждут своих исследователей и специальных исследований. Представляется, что перед казахстанскими учеными-философами стоит важнейшая научная задача - системное, комплексное исследование познания и логики биев и введение их в научный обиход. Создание и введение курса «Логика биев» в школьную практику и практику других образовательных учреждений способствовало бы частичному исполнению гражданского долга потомков перед великими предками. Целесообразно также введение обновленного с учетом требований времени института биев в качестве одной из государственных структур.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Ахан Бекежан, 2004 год

1. Абдильдин Ж.М. Актуальные проблемы диалектической логики. -Алма-Ата: Наука, 1971. 671 с.

2. Абдильдин Ж.М. Проблема начала в теоретическом познании. Алма-Ата: Наука, 1967. - 366 с.

3. Абдильдин Ж.М., Абишев К.А. Диалектическая логика. Диалектическая логика как методология современного естествознания. Алма-Ата: Наука, 1985.-391с.

4. Абдильдин Ж.М., Абишев К.А. Диалектическая логика. Категории сферы сущности и целостности. Алма-Ата: Наука, 1987. - 544 с.

5. Абдильдин Ж.М., Абишев К.А. Диалектическая логика. Общие проблемы. Категории сферы непосредственного. Алма-Ата: Наука, 1986. - 398 с.

6. Абдильдин Ж.М., Абишев К.А. Диалектическая логика. Формы и методы познания. Алма-Ата: Наука, 1987. - 408 с.

7. Абдильдин Ж.М., Абишев К.А. Формирование логического строя мышления в процессе практической деятельности. Алма-Ата: Наука, 1981.-211 с.

8. Абдильдин Ж.М., Нысанбаев А.Н. Диалектико-логические принципы построения теории. Алма-Ата: Наука, 1973. - 420 с.

9. Абдильдин Ж.М., Нысанбаев А.Н. Принцип противоречия в современной науке. Алма-Ата: Наука, 1975. - 343 с.

10. Абдильдин Ж.М., Нысанбаев А.Н. Роль принципа конкретности в современной науке. Алма-Ата: Наука, 1976. - 383 с.

11. Абдильдин Ж.М., Балгимбаев А.С. Диалектика активности субъекта в научном познании. Алма-Ата: Наука, 1977. - 303 с.

12. Абдильдин Ж.М., Балгимбаев А.С. Материалистическая диалектика как логика. Алма-Ата: Наука, 1979. - 343 с.

13. Абдильдин Ж.М., Балгимбаев А.С. Материалистическая диалектика как методология. Алма-Ата: Наука, 1981. - 356 с.

14. Абдильдин Ж.М., Балгимбаев А.С. Роль категории "идея" в научном познании. Алма-Ата: Наука, 1979. - 251 с.

15. Абылай хан. Алматы: Жазушы, 1993. - 416 с.

16. Аитов Н.А. Моя социальная философия. Алматы: Гылым, 1996. - 169 с.

17. Акатаев С.Н. Мировоззренческий синкретизм казахов. Алматы: Вестник института философии АН РК, 1993. - Вып. 1. - 151 е.; 1994. - Вып. 2. -192 с.

18. Алексеев П.В. Социальная философия. М.: Проспект, 2003. - 269 с.

19. Алекторов А. Оренбургский листок. 1893. - 16 мая. - № 21.

20. Анурин В.Ф. Общая социология. М.: Академический проект, 2003. 170 с.

21. Аполов Н.Г. Присоединение Казахстана к России. АлмаАта: Гылым, 1967.-213 с.

22. Ауэзов М.О. На пороге шестидесятого // Современный Восток. 1960. - № 1.

23. Ауэзов М.О. Путь Абая. Т. 1. - Алма-Ата: Жазушы, 1987. - 606 с.

24. Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. -Алматы: Рылым, 1999. 296 с.

25. Баллюзек JI. Народные обычаи, имевшие, а отчасти и ныне имеющие в Малой Киргизской орде силу закона//Материалы по казахскому обычному праву. Сост.: Культелеев Т.М. и др. Алматы: Жалын, 1998. - 464 с.

26. Бартольд В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. С.ч., T.I. М., 1963.

27. Барулин B.C. Социальная философия. 4.1 и II. М: Академический проект, 1993. 2-е изд. М., 2000. - 302 с.

28. Бахрушин С. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв. Научн.тр., М., 1955. - T.III. - 4.1. - 169 с.

29. Бейсембиев К.Б. Мировоззрение Абая Кунанбаева. Алматы: Изд. АН КазССР, 1956.- 171 с.

30. Бейсембиев К.Б. Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века. АлмаАта: Изд-во АН КазССР, 1957.- 212 с.

31. Бейсембиев К.Б. Идейно-политические течения в Казахстане конца XIX -начала XX века. Алма-Ата: Изд. АН КазССР, 1961,- 379 с.

32. Бейсембиев К.Б. Прогрессивно-демократическая и марксистская мысль в Казахстане начала XX в.- Алма-Ата: Наука, 1965. 342 с.

33. Бейсембиев К.Б. Очерки истории общ.-политической и философской мысли Казахстана. Алма-Ата: Казахстан, 1976. - 427 с.

34. Бекет Ата. Алматы: Арыс, 1994. - 92 с.

35. Березин И. Библиотека восточных историков, Шайбаниада. Казань, 1849-1854 -T.I. -412 с.

36. Бертельс Е. К вопросу о традиции в героическом эпосе тюркских народов. М„ 1947.-340 с.

37. Бларамберг И.Ф. Военно-статистическое обозрение земли киргиз-кайсаков Внутренней (букеевской) и Зауральской (Малой) орды//Военно-статистическое обозрение Российской империи. СПб., 1852. Т. 13 - Ч.З -117с.

38. Валиханов Ч. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.4. Алма-Ата: Главная редакция казахской советской энциклопедии, 1985. - 462 с.

39. Витевский В.Н., Неплюев И.И. Оренбург. Край в прежнем его составе до 1758. Казань, - 1889. - Вып. 1. - 134 с.

40. Вяткин М.П. Батыр Сырым. M-JL, 1947. - 293 с.

41. Габдуллин Б. Этические воззрения Абая. АлмаАта: Казахстан, 1970. -104 с.

42. Газета "Алтын Орда", 27 октября 2000.

43. Гегель. История философии. М.: Мысль, 1974. - 569 с.

44. Гумилев Л. Древние тюрки. М.: Товарищество "Клышников-Комаров и К°" - 1993. - 528 с.

45. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая и особенная части): с изменениями и дополнениями по состоянию законодательства на 1 апреля 2000 г. Алматы: Жет1 жаргы, 2000. - 608 с.

46. Григорьев Б.В. Классическая логика. М.: Владос, 1996. 131 с.

47. Гродеков В. Киргизы и каракиргизы Сырдаринской обл. Том 1. Юридический быт. Ташкент, 1889. - 541 с.

48. Егоров B.JI. Государственное и административное устройство Золотой Орды //Вопросы истории 1972. - № 2. - С. 32-42.

49. Жубанов К. Из истории порядка слов в казахском предложении. Алматы: Гылым, 1999. - 581 с.

50. Зиманов С.З. Состояние и задачи разработки обычного права казахов// Проблемы казахского обычного права. Алматы: Наука, 1989. - 126 с.

51. Зиманов С.З., Идрисов К.З. Общественно-политические взгляды Мухамеджана Сералина. Алматы: Наука, 1989. - 165 с.

52. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана в конце XVIII и первой половине XIX вв. Алматы: Гылым, 1994.- 98 с.

53. Зиманов С., Усеров И. О "Жеты Жаргы'7/Известия по общ.наукам, АН КазССР. 1975. - № 4. - С. 22-24.

54. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства 1635-1758. Изд. 2-е. - М.: Профиздат, 1983. - С. 235-241.

55. Зугра. Киргизская легенда // Материалы по этнографии киргизов Тургайской области. Оренбург, 1898. - 570 с.

56. Ибрагимов И. Заметки о киргизском суде. Записки ИРГО по отд. Этнография. Том VIII. С-Петербург, 1898. 674 с.

57. Искаков А. Взгляды Чокана Валиханова на религию. Алматы, Казгосиздат, 1962. - 105 с.

58. Исторические известия о киргиз-кайсаках и сношениях со Средней Азией со времени кончины Абулхаир-хана (1748-1765). Уфа. 1853. Выпуск 1. -231с.; Выпуск 2. - 227 с.

59. Казах. -1917.-21 ноября № 251.

60. Каратеев М. Ярлык великого хана. М.: Профиздат, 1991.-415 с.

61. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М. Академический проект, 2001. - 359 с.

62. Кемеров В.Е. Концепция реальной социальности // Вопросы философии. -1999.-№7.-С. 76.

63. Кенжалиев З.А., Даулетова С.О. Казахское обычное право в условиях Советской власти (1917-1937 гг.). Алматы: Рылым, 1993. - 213 с.

64. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан летописи трех тысячелетий. -Алматы: Рауан, 1992. 374 с.

65. Кляшторный С. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М.: Республика, 1964. - 379 с.

66. Книга Марко Поло. М., Просвещение, 1956. - 280 с.

67. Кочевники. Эстетика. Алматы: Рылым, 1993. - 264 с.

68. Крапивенский С.Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж, - 1992. -301 с.

69. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: Владос, 1998. - 403 с.

70. Крафт И.И. Сочинения. Оренбург, 1898. Т. 2. - 613 с.

71. Крафт И.И. Судебная часть в Туркестанском крае и Степных областях. Оренбург, 1898. 293 с.

72. Крафт И.И. Сборник узаконений о киргизах степных областей.- Оренбург, 1892.-491 с.

73. Кропоткин П.А. Этика. М., Просвещение, 1991.- 279 с.

74. Кузьмин М. Переход от традиционного общества к гражданскому, изменение человека // Вопросы философии. 1997, - № 2.

75. Культелеев Т.М. Уголовное обычное право казахов. Алматы: Изд-во АН КазССР, 1955.-302 с.

76. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Этнографические известия. СПб., 1832. - 303 с.

77. Лобысевич И. Особые прибавления к Акмолинской областной ведомости. -СПб, 1889.- 149 с.

78. Лобысевич Ф.И. Поступательное движение в Среднюю Азию в торговом и дипломатическом отношении. СПб., 1900. - 81 с.

79. Маковецкий П.Е. Материалы для изучения юридических обычаев киргизов. Омск, 1886. - Вып. 1. - 82 с.

80. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. М.: Мысль, 1972.-349 с.

81. Материалы по истории КазССР. Алма-Ата: Казгосиздат, 1940, Т. IV. -498 с.

82. Масанов Э. Из истории этнографического изучения казахского народа в России (XV-XVII вв.) М., 1964. - 304 с.

83. Масанов Н.Э. Специфика общественного развития кочевников-казахов в дореволюционный период: Историко-экономические аспекты номадизма: Автореф.дис.док.ист.наук. М.: Профиздат, 1991. - 50 с.

84. Миллер Г. История Сибири. Т. I. - М.: Политиздат, 1937. - 568 с.

85. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Академический проект, 1997.-453 с.

86. Мусаева Н.Р. Осмысление проблемы человека в ракурсе историко-философского исследования // XXI гасыр: улы дэстур жолымен. Алматы: К^азак университет!, 2001. - 211 с.

87. Мусаева Н.Р. Идеи свободы в контексте казахской философии // Наука и образование Южного Казахстана. Шымкент, 1998. - № 5. - С.51-54.

88. Мусаева Н.Р. Проблема человека в миропознании жырауов (на каз.яз.). Жыраулар дуниетанымындагы адам мэселеа // Оцтустж Кдзакстан гылымы мен 6miMi. 1997. - № 5. - С.97-101.

89. Мусрепов Г. Черты эпохи. Алматы: Жазушы, 1986. - 364 с.

90. Народно-освободительное движение казахов в 1836-1838 гг.: Документы, материалы, статьи. Алма-ата: Олке, 1992. - 73 с.

91. Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. -Алматы: Наука, 1987. 176 с.

92. Нурланова К. Человек и мир. Казахская национальная идея. Алматы: Дэу1р, 1994. - 37 с.

93. Нурланова К. Человек и мир. Земля-духовная опора народа. Алматы: Дэу1р, 2000. - 20 с.

94. Нысанбаев А.Н., Тайжанов А.Т. Этнокультурные традиции в духовном наследии М.О. Ауэзова. Алматы: Казахстан, 1997. 176 с.

95. Омарбеков С. Стихийный материализм и антирелигиозные мотивы в народном мировоззрении: Дис.канд.филос. наук. Алматы, 1969. - 149 с.

96. Орынбеков М. Предфилософия протоказахов. Алматы: Олке, 1994. -208 с.

97. Оссон К. История монголов. Иркутск, 1937. - 301 с.

98. Очерки социальной философии//Ред. К.С.Пигров. СПб., 1998. - 299 с.

99. Памятная книжка Семипалатинской обл. на 1901 г. Семипалатинск, 1901. -Вып.У. 273 с.

100. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV начале XVI в. (вопросы политической и социально-экономической истории). - Алма-Ата: Просвещение, 1977. - 140 с.

101. Потанин Г. Казахский фольклор в собрании Г.Н.Потанина. Алма-Ата: Кдзкоркемэдеббас, 1972. - 177 с.

102. Проблемы казахского обычного права Алма-Ата: Наука, 1984. - 156 с.

103. Рубрук В. Путешествие в восточные страны. СПб., 1911. 278 с.

104. Сабырханов А. Исторические предпосылки ликвидации ханской власти в Казахстане//Казахстан в эпоху феодализма. Алма-Ата: Санат, - 1981. -155 с.

105. Савкин Н.С. Социальная философия. Саранск., 1997. 2-е изд. М., 1998. -294 с.

106. Сары-Арка. 1918.-25 января.

107. Сегизбаев О.А. Традиции свободомыслия и атеизма в духовной культуре казахского народа. АлмаАта: Наука, 1973. - 62 с.

108. Словохотов JI.A. Народный суд обычного права киргизов Малой Орды. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии.- Оренбург, 1905.- 317 с.

109. Степанянц М. Человек в традиционном обществе Востока // Вопр. философии. 1991, - № 3. - С.101-104.

110. Сулейменов Б.С. Об административном устройстве казахской степи по реформе 1867-1868 гг.//Вестник АН КазССР. 1951. - № 2. - с. 117.

111. Тайжанов А.Т. Мухтар Ауэзов мыслитель. - Алматы: Наука, 1991.- 168 с.

112. Тургайская газета. -1901.-13 марта. -№.11.

113. Тынышбайулы М. Материалы к истории киргизо-казахского народа. -Ташкент, 1925. 207 с.

114. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Наука, 1989. - 497 с.

115. Уразбеков А. Этическая мысль в Казахстане. АлмаАта: Наука, 1982. -36 с.

116. Уразбеков А. Этические воззрения И. Алтынсарина. Алма-Ата: Наука, 1974.- 112 с.

117. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.: Просвещение, 1966. - 277 с.

118. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. -М.:Профиздат, 1973. 345 с.

119. Философия. Учебник// Под.ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. 3-е изд. М.: Русское слово 2003. 468 с.

120. С.Л.Франк. Духовные основы общества. М: Республика, 1992. - 511 с.

121. Хан Кене. Алматы: Жалын, 1993. - 448 с.

122. Цинская империя и казахские ханства (вторая половина XIII- первая треть XIX вв.) Алматы, 1989. - Часть 1,2. - 356 с.

123. Чулошников А. Очерки по истории казахско-киргизского народа. -Оренбург, 1924. 197 с.

124. Шахматов В.Ф. Внутренняя орда и восстание Исатая Тайманова. Алма-Ата, 1946. 117 с.

125. Янушкевич А. Дневники и письма из путешествия по казахским степям. -Алма-Ата: Жазушы, 1966. 268 с.

126. Концепция формирования исторического сознания в Республике Казахстан (на каз.яз.). Казахстан Республикасында тарихи сана цалыптасуыныц тужырымдамасы.- Алматы: Казахстан, 1995. 32 с.

127. Концепция культурно-этнического знания в Республике Казахстан (на каз.яз.). Казахстан Республикасындагы этникальщ-мэдени биим тужырымдамасы.- Алматы: Казахстан, 1996. 32 с.

128. Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан (на каз.яз). Казахстан Республикасында Гуманитарльщ 6miM беру тужырымдамасы. Алматы: Казахстан, 1994. 40 с.

129. Адамбаев Б. Ораторское слово (на каз.яз). Шешенднс сездер. Алматы: Жазушы, 1990. - 167 с.

130. Адамбаев Б. Ораторское искусство (на основе ораторского слова Сырыма) (на каз.яз). Шешендк енер (Сырым сездер1 непзшде).- Алматы: Жазушы, 1969.- 140 с.

131. Адамбаев Б. Народная мудрость (на каз.яз.). Хальщ даналыгы. Алматы: Рауан, 1996. - 158 с.

132. Адамбаев Б. Одряхлевшего гуся стая ворон заклюет (на каз.яз.). Тозган казды топтанган карга жейдь Алматы: Жазушы, 1991.- 187с.

133. Адамбаев Б., Жаркынбекова Т. Из народных уст (на каз.яз.). Ел аузынан. -Алматы: Жазушы, 1989. 368 с.

134. Эх, время, время. Сборник произведений акынов, жырау в 2-х томах (на каз.яз.). Ай, заман-ай, заман-ай. Акын жыраулардын, 2-томдык шыгармалар жинагы. 1-2 том. Алматы: Казгосиздат, 1991. Т. 1. - 495 с.

135. Айтыс (на каз.яз.). Алматы: Жазушы, 1966. - 359 с.

136. Айтказин Т.К. Идеалы казахов (на каз.яз.). Кдзактардьщ мураты. Алматы: Рылым, 1994. - 100 с.

137. Акатай С. Словно жемчуг (на каз.яз.). 1нжу-маржан секшдь Алматы: Онер, 1995. - 200 с.

138. Акпанбет Г. Мировоззрение казахов (на каз.яз.). Казак; дуниетанымы. -Алматы, Гылым, 1994. 52 с.

139. Амандыков X. Толе би (на каз.яз.). Теле би. Шымкент: Мураттас, 1991. -303 с.

140. Родной язык (на каз.яз.). "Ана тш" газеты. 1997. - 12 ноября.

141. Андарбеков Ш. Чрезвычайный съезд биев: структура и судебные решения (на каз.яз.). Билердщ тетенше съезк онын, курылымы мен билж шеппмдерь Дисс.кан.юрид.наук. Алматы, 1995. - 159 с. ✓ '

142. Абылгазы. Родословная турок (на каз.яз.). TypiK шеж1ресь Алматы: Ана тш, 1993.-206 е., и др.

143. Азербаев К. Избранные сочинения в 2-х томах (на каз.яз.). Тандамалы шыгармалар. Ею томдык. Т.2. Алматы: Жазушы, 1984. - 352 с.

144. Алимбаев М. Нет границ у красноречия (на каз.яз.). Шешендштщ uieri жок // Кек Аспан Кара Жер. - 1994. - № 5. - С.55.

145. Алимбаев М. Народ удивительный наставник (на каз.яз.). Халык - гажап тэл1мгер. - Алматы: Рауан, 1994. - 144 с.

146. Алимбаев М. Жизнь. Искусство. Мастер ( на каз.яз.). 6м1р. внер. бнерпаз. Алматы: 9нер, 1990.-461 с.

147. Ауэзов М. Собрание сочинений в 20-и томах (на каз.яз.). Жиырма томдык шыгармалар жинагы. Алматы: Жазушы, 1985. - Т. 16. - Ч. VI. - 408 с.

148. Байболулы К. Толе би (на каз.яз.). Толе би. Алматы: Жалын, 1991. -317 с.

149. Байтурсынов А. Светлый путь (на каз.яз.). Ак жол. Алматы: Жалын, 1991.-Ч. 3.-464 с.

150. Байтурсынов А. Уроки языка (как духовного наследия) (на каз.яз.). Тш тагылымы. Алматы: Ана тип, 1992. - 448 с.

151. Байтурсынов А. Сочинения (на каз.яз.). Шыгармалары. Алматы: Жазушы, 1989. - Ч. 3.- 320 с.

152. Баласагуни Ж. Книга знаний (на каз.яз.). К^утты бшк. Алматы: Жазушы, 1986.-616 с.

153. Эпические поэмы о батырах (на каз.яз.).Батырлар жыры (коп томдьщ)- -Алматы: Жазушы, 1986-90. Т.Т.1-5.

154. Батырбекулы М. Родословная уйсуней (рукопись) (на каз.яз.). Уйсш шеж1реЫ (колжазба). 1919. - 305 с.

155. Бейсенов К. Философия предков (на каз.яз.). Ата журт фэлсафасы.-Актобе: Издательство ЗКИЭФ, 2000. 342 с.

156. Бейсенов К.Ш. Философия назидания в традиционном казахском обществе (на каз.яз.). К^азак топырагында калыптаскан гакылиятты ой кешу ypflicTepi.- Алматы: Рылым, 1994. 168 с.

157. Песнь пяти веков (Антология устной казахской поэзии) (на каз.яз.). Бес гасыр жырлайды. Т. 1-2. Алматы: Жазушы, 1989. - 672 с.

158. Слово биев (на каз.яз.). Билер созь Алматы: К^азак Университет!, 1992. -160 с.

159. Боздагым (казахские песни-плачи). Боздагым (казактыц жоктау жыр-лары). Алматы: Жазушы, 1990. - 302 с.

160. Букейханов А. Сочинения (на каз.яз.). Шыгармалар. Алматы: Кдзакстан, 1994. - 168 с.

161. Больтирик Альменулы. Ораторское слово (на каз.яз.). Шешендж свздер. -Алматы: Гылым, 1993. 302 с.

162. Габдуллин М. Сила казахской пословицы (на каз.яз). К,азак макалыныц кушь Алматы: Казмемкеркемэдеббас, 1943. - 67 с.

163. Габдуллин М. Казахская устная народная литература (на каз.яз.). К^азак халкыныц ауыз эдебиеть Алматы: Санат, 1974. - 320 с.

164. Степная газета (на каз.яз.).Дала уалаятыныц газеть Алматы: Гылым, 1989. - 656 е.; 1990. - 584 е.; 1992. - 576 е.; 1994. - 816 е.; 1996. - 216 с.

165. Степной гений или слово о Сырыме (на каз.яз.). Дала кемецгер1 немесе Сырым туралы сыр. Алматы: Сезстан, 1992. - 70 с.

166. Дадебаев Ж. Больтирик-шешен (на каз.яз.). Белт1рж шешен. Алматы: Гылым, 1994.- 144 с.

167. Дейл Карнеги. Четыре условия ораторского мастерства // Парасат. 1994. -№ 6. - С.22.

168. Досмухамедулы X. Избранное (на каз.яз.). Тацдамалы. Алматы: Ана тш, 1998.-384 с.

169. Досмухамедулы X. Аламан (на каз.яз.). Алматы: Ана тип, 1991. -176 с.

170. Ученые Европы о казахской культуре (на каз.яз.). Европа галымдарыныц казац мэдениет1 туралы ой-пшрлерь Алматы: Рауан, 1992. - 56 с.172. "Казахстанская правда" (на каз.яз.). "Егемен Казахстан". 1993. - 15 мая.

171. Из народных уст (на каз.яз.). Ел аузынан. Алматы: Жазушы, 1989.- 365 с.

172. Сказки (на каз.яз.). Ертегшер (кеп томдык) 1,2,3,4 томдары. Алматы: Жазушы, 1988-1989. -Т.Т. 1-4.

173. Есхожин И. Узоры красноречия (на каз.яз.). Шешендж шиырлары. -Алматы: Кайнар", 1993. 240 с.

174. Есим Г. Хаким Абай (на каз.яз.). Хаюм Абай. Алматы: Ата мура, 1994. -200 с.

175. Есим Г. Воззрение Коркыта (на каз.яз.). К^оркыт дуниетанымы // Парасат. -1998, № 4. - С.11-15.

176. Есим Г. История философии (на каз.яз.). Фэлсафа тарихы. Алматы: РБК, 2000. - 384 с.

177. Зиманов С.З., Усеров И.У. О своде законов "Жеты жаргы" (на каз.яз.). "Жеты жаргы" жайлы. Алматы: Жеты жаргы, 1998. - 260 с.

178. Иассауи А. Диуани хикмет. Алматы: Изд. Института развития Казахстана, 1993. - 153 с.

179. Игунеки А. Дар истины. Литература древнего периода (на каз.яз.). Акикат сыйы. Ежелп дэу1р эдебиеть Алматы: Ана тЫ, 1991. - 108 с.

180. Какишев Т. Слово биев. Ораторские размышления, посвящения, споры (на каз.яз.). Билер сезь Шешендш толгау, арнау, дау. Алматы: Кдзак университет!, 1992. - 160 с.

181. Кекилбаев А. Разговор с эпохой (на каз.яз.). Заманмен сухбат. Алматы: Жазушы, 1996. 592 с.

182. Кекилбаев А. Плеяды (на каз.яз.). Уркер.- Алматы: Жазушы, 1981. 478 с.

183. Кекилбаев А. Айтеке би (на каз.яз.). Эйтеке би // Егемен К^азакстан. 1991. - 23 ноября.

184. Кенжеахметулы С. Слово, что оставили шешены (на каз.яз.). Шешендерден сез калган. Аркалык, 1992. - 114 с.

185. Колебаев З.О. Вождь степей (на каз.яз.). Даланыц дана колбасшысы // "Орал ещрГ. 1992. - 18 апреля.

186. Кишибеков Д. Менталитет казахов: вчера, сегодня, завтра (на каз.яз.). Казак; менталитет!: кеше, бугш, ертец. Алматы: Еылым, 1999. - 200 с.

187. Казах (на каз.яз.). Казак;. Алматы: Бшм, 1994. - 176 с.

188. Казахские пословицы и поговорки (на каз.яз.). Казак; макал-мэтелдерг -Алматы: Ана Tmi, 1993. 397 с.

189. Казахские загадки (на каз.яз.). Казак жумбактары. Алматы: Ана Tmi, 1993.- 284 с.

190. Литература периода казахского ханства (на каз.яз.). Казак хандыгы дэу1ршдеп эдебиет. Алматы: Ана-тш, - 1993. - 249 с.194. "Казахская литература" (на каз.яз.). "Казак эдебиетГ'. 1993. - 10 декабря.

191. Казахи в зарубежной литературе (на каз.яз.). Казакгар шетел эдебиетшде. -Алматы: Жазушы, 1993. 192 с.

192. Казахские бии и шешены (ораторы) (на каз.яз.). Казакдъщ би-шешендерь-Алматы: Жалын, 1993. 398 с.

193. Пословицы и поговорки казахов (на каз.яз.). Казактьщ макал-мэтелдерь -Алматы: Ана Tmi, 1990. 182 с.198. "Каркаралы" (на каз.яз.). "Каркаралы". 1992. - № 1.

194. Касабеков А., Алтаев Ж. Казахская философия (на каз.яз.). Казак философиясы. Алматы: Ер-Дэулет, 1996. -184 с.

195. Кашкари М. Дивани лугат ит-турк язык всех тюрков (на каз.яз.). Ty6i 6ip турю Tmi "Диуани лугат ит-турк". - Алматы: Ана Tmi, 1993. - 192 е.;

196. Кодар А., Акдаулетов М. Жизнь свою я посвятил добру.(на каз.яз.). Еумырымды MempiM ушш кидым мен.// "Алтын Орда". 2000. - 17 марта.

197. Койгелдиев М. Кадырали Косымов (на каз.яз.). Кад1рол1 Косым¥лы Н Жалын, 1987, № 5. - С.105-109.

198. Косжанов А. Сырым Датов как би и оратор (исследование) (на каз.яз.). Сырым Датулын api шешен, opi би рет1нде зерттеу: Дисс.канд.юрид.наук. -Алматы, 1995. 157 е.

199. Кунанбаев А. Собрание сочинений (однотомник) (на каз.яз.). 1 томдык шыгармалар жинагы. Алматы: К^азмемкеркемэдеббас. - 1961. - 694 с.

200. Курбангали Халид. Тауарих Хамса (пять историй) (на каз.яз.). Тауарих Хамса (бес тарих). Алматы: влке, 1992. - 273 с.

201. Курманбаев А. "Степная газета" (на каз.яз.). "Дала уалаяты". № 11. -1894.

202. Маметова А. Ораторское слово казахских биев и его роль в истории литературы (на каз.яз.). Кдзак билершщ шешендк соз1 жене оный едебиеттеп тарихи орны: Дис.канд.наук. Алма-Ата. - 1947.

203. Маметова А. Ораторское слово. История казахской литературы (на каз.яз.). Шешендж сездер. Кдзак эдебиетшщ тарихы. Алма-Ата. - 1948. - 312 с.

204. Копеев Машхур Жусуп. Собрание сочинений в 2-х томах (на каз.яз.). 2 томдык шыгармалар жинагы. Алматы: Рылым, 1992. - Т.2 - 224 с.

205. Молдабеков Ж. Таков казах: тысячекратно пал жертвой и из пепла восставал (на каз.яз.). К^азак осы мьщ елш, мьщ т1ршген. - Алматы: Санат, 1998.-208 с.

206. Мырзахметов М. Бауыржан-батыр (на каз.яз.). Бауыржан батыр. Алматы: Жалын, 1991.-750 с.

207. Мырзахметов М. Абай и Восток (на каз.яз.). Абай жене Шыгыс. Алматы: Рауан, 1994.-208 с.

208. Негимов С. Ораторское искусство (на каз.яз.). Шешендш онер. Алматы: Ана тш", 1997.-208 с.

209. Нысаналы А. Три пророка: Толе би, Каз дауысты Казыбек, Айтеке би (на каз.яз.). Yin пайгамбар: Теле би, Кдз дауысты Казыбек, Эйтеке би. -Алматы: Деу1р, 1992. 184 с.

210. Нысаналы А. Толе би (на каз.яз.). Теле би// "Актебе". 1991.-20 декабря.

211. Нысанбаев А., Абжанов Т. Повернуться к человеку (на каз.яз.). Адамга карай бет бурсак. Алматы: Кдзак университет!, 1992. - 160 с.

212. Нысанбаев А., Абжанов Т. Вершины истории мысли (на каз.яз.). Ойлау тарихыньщ белестерк Алматы: Тылым, 1994 - 176 с.218. "Огни столицы" (на каз.яз ). "Ордабасы оттары". 1999. - 11 сентября.

213. Орынбеков М. Мировосприятие древних казахов (на каз.яз.). Ежелп казактыц дуниетанымы. Алматы: Тылым, 1996. -168 с.

214. Утениязов С., Алпыспаева К. Казахский институт биев (на каз.яз.). Кдзак елшдеп билер институты // "Парасат". 1994. - № 10. - С.20-23.

215. Радлов В.В. Золотой сундук (на каз.яз.). Алтын сандьщ. Алматы: Ана тЫ, 1993. - 253 с.

216. Рыскалиев Т.Х. Образцы гениальности и осмысления (на каз.яз.). Философия тарихындагы даналык проблемасы: Дисс.док.филос.наук. -Алматы, 1999. - 327 с.

217. Рыскалиев Т.Х. Проблемы гениальности в истории философии (на каз.яз.). Даналык пен тусшштщ улгшерь Алматы: Акыл ютабы, 1999. - 240 с.

218. Сапаргалиев Г.С. О сословии торе (на каз.яз.). Торе туралы // Кдз.Респуб. FA хабарлары. Эдебиет жене енер сериясы. 1994. - № 4. - С.34-38.

219. Саник, Садыхан. Кабанбай из рода Каракерей (на каз.яз.). К^аракерей К^абанбай. Алматы: Жазушы, 1991. - 92 с.

220. Сейфуллин С. Слово биев. Казахская литература. Книга 1-я (на каз.яз.). Билер ce3i. К^азак едебиеть I ютап. К^ызыл-Орда, 1932. - 235 с.

221. Сматаев С. Каз дауысты К^азыбек // Егемен ^азакстан 16 ноября 1991.

222. Сырлыбайулы М. Байдибек батыр (историческая рукопись (на каз.яз.). Бейд1бек батыр (тарихи колжазба) 1924.

223. У находчивого не просят (на каз.яз.). Свз тащанга колка жок.- Алма-Ата: Жазушы, 1988.-608 с.

224. Тайжанов А.Т. Мировоззренческие основы творчества Мухтара Ауэзова (на каз.яз.). Мухтар Эуезов шыгармашылыгыньщ дуниетанымдык езектерк Дис.док.филос.наук. Алматы, 1995. - 349 с.

225. Сыздыкова Р. История казахского литературного языка (на каз.яз.). Казак эдеби тшшщ тарихы. Алматы: Ана Tmi, 1993. - 361 с.

226. Три черты достоинства Сырыма (на каз.яз.). Сырымньщ уш касиет1 // "Жетюу". 1993.- 11 сентября.

227. Тайжанов А. Мухтар Ауэзов мыслитель, ученый, учитель (на каз.яз.). Мухтар Эуезов - ойшыл, галым, устаз. - Алматы: Гылым, 1998. - 304 с.

228. Тлеужанов М. Народная литература (на каз.яз.). Ел эдебиеть Алматы: Ана тш, 1992. - 176 с.

229. Тлеужанов М. Наследие казахов (на каз.яз.). Казак тагылымы. Орал, 1994.-302 с.

230. Тлеужанов М. Сырым-батыр и его ораторское слово (на каз.яз.). Сырым батыр жене оныц шешендж сездерь- Орал, 1991.

231. Турекулулы Н. 100 казахских биев и шешенов (на каз.яз.). Казактыц 100 би-шешеш. Алматы: Казакстан, 1995. - 402 с.

232. Турекулов Н., Казбеков М. Казахские бии и шешены (на каз.яз.). Казактыц би-шешендерь 1-2 кггап. Алматы: Жалын, 1993. - 400 с.

233. Торекулулы Н. Слова биев родник разума (на каз.яз.). Билер ce3i акылдыц кеш. - Алматы: Казахстан, 1996. - 316 с.

234. Уахатов Б. Золотой почин (на каз.яз.). Алтын бастау. Алматы: Рауан, 1993.- 158 с.

235. Шакарим. Сочинения (на каз.яз.). Шыгармалары. Алматы: Жазушы, 1988. - 560 с.

236. Ораторское слово (на каз.яз.). Шешендж сездер. Алматы: Отау, 1990. -167 с.

237. Ораторское слово (на каз.яз.). Шешендж свздер. Составитель Б.Адамбаев. -Алматы: Отау, 1992. 188 с.

238. Ораторское слово (на каз.яз.). Шешендж свздер. Алматы: Жалын, 1992. -128 с.

239. Узоры красноречия (на каз.яз.). Шешендж шиырлары. Алматы: К,айнар, 1993. - 240 с.

240. Учебник казахской литературы XIX и начала XX вв. (на каз.яз.). XIX гасыр мен XX гасыр басындагы казак едебиетшщ оку кпабы. Алма-Ата: Казмемкеркемэдеббас, 1933. - 274 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.