Взаимодействие музыки и литературы в творчестве П. Булеза, Л. Берио, Дж. Джойса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Хрущева, Настасья Алексеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 233
Оглавление диссертации кандидат наук Хрущева, Настасья Алексеевна
Введение
4
Глава 1. Музыка в литературе и литературоведении XX века 19
1. 1. Музыка и литература: взаимное притяжение 19
1. 2. Музыка и литература в теоретических трудах 25
1.2. 1. Зиверс: немецкие истоки русских концепций 28 1. 2. 2. Эйхенбаум: идеи Зиверса на русской почве 30 1. 2. 3. Сабанеев: музыка речи 34 1. 2. 4. Жирмунский: против Эйхенбаума 37 1. 2. 5. Эткинд: в сторону музыкальной композиции 40 1. 2. 6. Вейдле: диалог с Сабанеевым 47 1. 2. 7. Кац: критика способности суждения 49 1. 2. 8. Эволюция теоретической мысли: от метафоры к структуре и концепции 53
1. 3. Классификация музыкально-литературных параллелей 56
1.3. 1. Универсальные формулы 58 1. 3. 2. Метафоры 61
1. 3. 3. Структурные аналогии 63 1.3.4. Концептуальные параллели 779
Глава 2. Музыкальные стратегии Джеймса Джойса 94
2. 1. Проявления музыкального начала в творчестве Джойса 94
2. 1. 1. Сюжетика 96 2. 1. 2. Фонетика 97 2. 1.3. Интертекст 100 2. 1.4. Формообразование 103 2. 1. 5. Поэтика 106
2. 2. Творчество Джойса в музыке XX - начала XXI веков 113
2. 2. 1. Шейпи: Schreidrama 115
2. 2. 2. Кейдж: ирландский цирк 116
2. 2. 3. Берио: эпифанизация 120
2. 2. 4. Тарнопольский: фигура умолчания 126
2. 2. 5. Екимовский: электротризна 130
Глава 3. Литературные ключи к музыкальным произведениям второго
авангарда 137
3.1. Пьер Булез. Молоток без мастера 137
3. 2. Лучано Берио. Симфония 163
3. 2. 1. Умберто Эко: концепция открытого произведения 164 3. 2. 2. Леви-Стросс: музыка как миф 190 3. 2. 3. Джеймс Джойс: полифонический поток сознания и техника монтажа 200 3. 2. 5. «Гесперийские речения»: интеллектуальная игра 210
Заключение 215
Список литературы 217
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Поэтика Сергея Слонимского: к проблеме взаимосвязи музыкального и литературного творчества2012 год, доктор искусствоведения Умнова, Ирина Геннадьевна
Тембро-звуковые и визуальные аспекты фактуры произведений Д. Лигети 1960-80-х годов2012 год, кандидат искусствоведения Остромогильский, Илья Вениаминович
Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова2005 год, кандидат искусствоведения Эсаулова, Татьяна Ивановна
Алеаторика как принцип композиции2015 год, доктор наук Переверзева Марина Викторовна
Поэзия Джеймса Джойса в контексте его творчества2003 год, кандидат филологических наук Шеина, Светлана Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие музыки и литературы в творчестве П. Булеза, Л. Берио, Дж. Джойса»
ВВЕДЕНИЕ
Взаимовлияние музыки и литературы, существовавшее в разных формах на протяжении многих веков, во второй половине двадцатого столетия приобрело особый характер. С одной стороны, композиторы активно движутся в сторону литературы, заимствуя у нее как отдельные техники, так и целые концепции: многие произведения становятся «музыкальными анализами» конкретного литературного текста, балансируя на грани между словом и музыкой; с другой - литераторы перенимают приемы у композиторов, создавая романы, рассказы и стихи в форме «фуги», «сонаты», «двойных вариаций».
Особенно явно прослеживается влияние литературы в творчестве композиторов второго авангарда. Лучано Берио (1925-2003) всю жизнь занимается исследованием границы между словом и музыкой, почти в каждом сочинении создавая сложный палимпсест литературных текстов, а Пьер Булез (р. 1925) прямо признается, что литература влияет на его композиторское мышление больше, чем музыка. Одной из центральных литературных фигур в музыке второй половины XX века становится Джеймс Джойс (1882-1941): именно его романы, насыщенные музыкальностью на всех уровнях - от гипертрофированных фонетических звукоподражаний до имитации конкретных музыкальных форм - сформировали целые поколения композиторов, отразившись в используемых ими приемах, выразительных средствах, концепциях. Этот путь обновления художественной формы, по которому за лидерами второго авангарда последовал целый ряд композиторов - путь от музыки к литературе - является отличительной чертой современного музыкального процесса. Встречные пути музыки и литературы, сопровождающиеся интенсификацией поисков еще не изведанных способов взаимодействия структурно-смысловых принципов смежных искусств, сходятся во все расширяющейся области полиморфных явлений.
Таким образом, назрела необходимость в осмыслении новых форм музыкально-литературного диалога, сложившихся в произведениях композиторов послевоенного авангарда и шире - в музыке второй половины XX - начала XXI веков.
Очевидно при этом, что подобное осмысление невозможно без выстраивания общей системы соотношений, классификации взаимодействий, подведения теоретической базы.
Все это обусловливает актуальность настоящего исследования, в котором, с одной стороны, на широком концептуальном уровне (с выделением фигур П. Булеза, Л. Берио, Дж. Джойса) рассматриваются сложные взаимосвязи музыкальных и литературных парадигм, а с другой -предпринимается попытка выстроить их общую классификацию.
Междисциплинарный характер диссертационной темы, ее сложность и широта определяют множественность ракурсов, в которых она исследуется.
Первый ракурс связан с собственно теоретическим рассмотрением проблемы. Он предполагает сравнение и критический анализ типологии взаимодействий, музыкально-литературных структурных моделей и принципов их классификации в искусствоведении XX века, а также обоснование собственной классификации возможных параллелей между музыкой и литературой.
Второй ракурс состоит в исследовании музыкального начала в творчестве писателя Джеймса Джойса. Выделяются следующие уровни его проявления: сюжетный, фонетический, интертекстуальный,
формообразующий и эстетический. В связи с этим также рассматривается целый ряд музыкальных произведений, напрямую инспирированных джойсовскими текстами или сюжетами — а именно, сочинения Р. Шейпи, Дж. Кейджа, Л. Берио, В. Тарнопольского, В. Екимовского.
Третий ракурс, связанный с выявлением литературных влияний в творчестве композиторов второго авангарда, подразумевает комплексный анализ музыкальных произведений в рамках диалога с литературными
концепциями Дж. Джойса, С. Малларме, С. Беккета, К. Леви-Стросса, У. Эко и др.
В качестве объекта исследования выступает взаимосвязь литературы и музыки как в случаях конкретных структурных аналогий, так и на широком концептуальном уровне.
Предметом исследования становятся знаковые тексты композиторов второго авангарда - Симфония Лучано Берио, Молоток без мастера Пьера Булеза, а также интеллектуальные романы Джеймса Джойса - ключевые для культуры XX века произведения, сопоставление которых выявляет многоплановые музыкально-литературные и литературно-музыкальные взаимосвязи.
Чрезвычайно широкая тема «литература и музыка» вписывается в круг уже практически необъятной проблемы «слово и музыка», аспекты которой поистине бесчисленны. Отметим только некоторые из них - в первую очередь те, что разрабатывались в отечественном музыкознании.
Проблема интонационной связи музыки с речью на фундаментальном уровне впервые была поднята Б. Асафьевым в работе «Речевая интонация» (1925)1, где он показал происхождение музыкальной интонационности от речевых структур и выделил ряд градаций между «еще речью» и «уже музыкой». К еще более широким обобщениям ученый приходит в исследовании «Музыкальная форма как процесс» (часть вторая -«Интонация»), где абсолютно все выразительные средства музыки связываются с закономерностями человеческого интонирования как «проявления мысли»2.
В аспекте психологии музыкального восприятия эту проблему освещает
о
Е. Назайкинский . Вслед за Б. Асафьевым и его продолжателями, ученый
1 Асафьев Б. Речевая интонация. - M - JL: Музыка, 1965.
2 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - JL: Музыка, 1971. - С. 211.
3 Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. Назайкинский, в свою очередь, опирается на труды предшественников, среди которых: Fährmann R. Die Deutung des Sprechausdrucks. - Bonn, 1960; Ostwald P.F. Soundmaking. The acoustic communication of emotion. - Springfield-Illinois, 1963; Bumm H.B. Об эмоциях
исследует общие закономерности восприятия интонации, а также связь музыки и речи на трех уровнях: фонетическом (отдельные звуки, слоги), синтаксическом (мотивы, фразы, предложения) и композиционном (крупные построения). Особое значение здесь получает понятие артикуляции, функции которой в музыкальной и речевой интонации оказываются довольно близкими4. Психологический аспект восприятия разных уровней музыкального текста затрагивается также в работах В. Медушевского5 и В. Бобровского6.
Семиотический аспект таких понятий как «музыкальное мышление», «музыкальный язык», «музыкальная "речь"» фундаментально исследован в работе М. Бонфельда «Музыка: Язык. Речь. Мышление»7. Для нас особенно важным здесь оказывается выявление в музыке семантических и синтагматических единиц - своего рода анализ музыкальной «речи». В этом
смысле данная работа противоположна по направлению исследованию £
Л. Сабанеева : предмет интереса Бонфельда - не «музыка речи», а «речь музыки».
Близкие М. Бонфельду вопросы музыкальной семиотики и связи музыки с речью поднимаются, среди прочих, в исследовании Г. Орлова «Древо музыки»9. В противоположность Бонфельду, Орлов резко критикует семиотический подход как к музыке, так и к искусству вообще. По его мнению, музыку ни в коей мере нельзя считать языком; ее фундаментальное
и их выражении (к проблеме выражения эмоций в речи) // Вопросы психологии, 1964, № 3; Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964; Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Мысль, 1965.
4 Среди исполнительских «взглядов» на проблему артикуляции (в том числе - «речевой») в музыке необходимо отметить работу И. А. Браудо: И. А. Браудо. Артикуляция. - Л.: Музгиз, 1961.
5 Медушевский В. В. О динамическом контрасте в музыке // Эстетические очерки, вып. 2. -М.: Музыка, 1967. С. 212-244; Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976.
6 Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. - М.: Музыка, 1978.
7 Бонфельд М. Музыка: язык, речь, мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. - СПб.: Композитор, 2006.
8 Анализ работы Л. Сабанеева (Сабанеев Л. Музыка речи. Эстетическое исследование. -М: Работник просвещения, 1923) содержится в первой главе настоящего исследования.
9 Орлов Г. Древо музыки. - 2-е изд., испр. - СПб.: Композитор, 2005.
отличие от языка (в частности) и знаковых систем (в целом) состоит в том, что она «представляет собой особый мир, обладающий собственным бытием; она не рассказывает об этом мире, не описывает его, но сама есть этот мир»10.
Проблемы музыкальной семантики и структуры музыкального текста, а
также сравнение музыкального языка с другими подобными системами
11 12
поднимаются в работах Т. Бершадской и А. Денисова .
Подобные вопросы в структуралистском аспекте изучаются
13
Ю. Лотманом - но уже с другой стороны, с точки зрения поэтического творчества. Не проводя прямых параллелей с музыкальными структурами, исследователь зачастую приближается к музыкальному анализу, особенно когда речь идет о проявлении в поэтическом тексте системы словесных, ритмических или структурных повторов14.
В аспекте морфологии искусства нашей проблемы касается М. Каган15: он исследует место музыки в системе искусств, ее эстетические функции, находит пересечения между музыкальным и литературным типами высказывания.
Способность музыки взаимодействовать с другими искусствами, ее функционирование в широком междисциплинарном контексте исследуется в работах С. Эйзенштейна «Метод» и «Монтаж»16. Несмотря на то, что в
10 Орлов Г. Древо музыки. Указ. изд. С. 365.
11 Бершадская Т. Ладовая система музыки - грамматическая система языка // Выбор и сочетание - открытая форма: Сборник статей к 75-летию Ю. Г. Кона. - Петрозаводск -СПб.: Изд-во Музфонда, 1995. С. 38-41; Бершадская Т. Гармония как элемент музыкальной системы. - СПб.: 1Л, 1997.
12 Денисов А. В. Музыкальный язык: структура и функции. - СПб.: Наука, 2003.
13 Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб: Искусство, 2005.; Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство, 2011.
14 См. разделы «Ритм как структурная основа стиха», «Ритм и метр», «Повторы на фонемном уровне» из «Анализа поэтического текста» {Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С. 54-76).
15 Каган М. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. - Л.: Искусство, 1972; Каган М.С. Музыка в мире искусств. -СПб: 1Л, 1996.
16 Эйзенштейн С. М. Метод. Том первый. СгипёргоЫеш. - М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2002; Эйзенштейн С. М. Метод. Том второй. Тайны мастеров. Статьи и этюды. - М.:
центре внимания автора по естественным причинам оказывается режиссерское искусство, в его текстах содержится целый ряд любопытных идей о пересечении музыки и литературы. Взгляд Эйзенштейна - как бы «с высоты птичьего полета» - способствует формулировке скорее аксиом и гипотез, чем собственно теорий; не углубляясь в подробности, режиссер делает смелые, но убедительные глобальные обобщения.
Междисциплинарные параллели проводит литературовед В. Днепров. Анализируя «музыкальную организацию» и лейтмотивные структуры романов Томаса Манна, Марселя Пруста, Франца Кафки, ученый приходит к следующему выводу: «К XX веку роман довел до высокого мастерства способность художественного слова имитировать другое искусство, создавать словесные аналоги ... музыки»17.
Проблема связи музыки и литературы на концептуальном уровне поднимается в большом количестве самых разных работ, в том числе, посвященных явлениям музыкальной культуры конца XIX - начала XX века. Такова, к примеру, книга И. Барсовой о Малере18, где композиторские идеи анализируются сквозь призму творчества Гёте, Гофмана, Жан-Поля, Достоевского.
Один из самых изученных (и, в то же время, один из самых далеких от темы нашего исследования) аспектов - взаимоотношение музыки и литературы в условиях программной музыки; среди научных трудов в этой области отметим работы В. Бобровского, Ю. Хохлова, Г. Крауклиса, О. Соколова19.
Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2002; Эйзенштейн С.М. Монтаж. - М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2000.
17 Днепров В. Идеи времени и формы времени. - Л.: Советский писатель, 1980. С. 174.
18
Барсова И. Симфонии Густава Малера. Изд. второе, дополненное, уточненное, исправленное. - СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2010.
19 Бобровский В. П. Сонатная форма в русской классической программной музыке: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 1953;Хохлов Ю. О музыкальной программности. - М.: Музыка, 1963; Краукчис Г. В. Романтический программный симфонизм. - М.: Московская консерватория, 1999; Соколов О. Романтический симфонизм и феномен программности // Музыкальная академия. 2000, №2. - С. 130-133.
Наконец, проблема «слово и музыка» в аспекте их соединения неизбежно встает при анализе вокальной музыки - от романса до оратории и оперы. В русском музыкальном процессе (и, соответственно, музыкознании)
романс всегда играл особую роль. Одним из первых к его изучению
20
обратился Ц. Кюи . В обширном корпусе музыковедческих трудов,
посвященных этой теме, отметим работы А. Оголевца, В. Васиной-Гроссман,
21
М. Алексеевой, трактующие ее в общетеоретическом аспекте .
Колоссальное расширение проблема взаимодействия слова и музыки получила в работах Е. Ручьевской, посвятившей ей значительную часть
своей творческой жизни. Среди них - исследования как камерно-вокальной
22
лирики, так и оперы . Особенное внимание Е. Ручьевская уделяет функционированию текстов в опере, на конкретных примерах показывая, каким образом особенности русского стиха влияли на становление русского музыкального языка: например, как пятистопный ямб Островского определил вокальную мелодику оперы Римского-Корсакова Снегурочка .
В данной работе не затрагиваются вопросы связи музыки и слова в вокальных произведениях, проблемы сравнения музыкальной и литературной семантических систем, равно как не ставится задача определить уровни и аспекты «музыкальности» речи и «речевого синтаксиса» музыки. Здесь предпринимается попытка исследовать только один из возможных аспектов связи музыки и слова, а именно -
Кюи Ц. А. Русский романс: очерк его развития. - СПб.: Изд-во Н. Ф. Финдейзина, 1896.
21 Оголевец А. С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. - М.: Музгиз, 1960; Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1, Ритмика, М., 1972; Ч. 2. Интонация. Ч. 3. Композиция. - М.: Сов. художник, 1978; Алексеева М. В. Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практике. Дисс ... канд
философск. наук. М., 2010.
22
Ручьевская Е. Слово и музыка. Л.: Музыка, 1960; Ручьевская Е. Анализ вокальных произведений: учебное пособие. Л.: Музыка, 1988; Ручьевская Е. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен: к проблеме поэтики жанра. СПб.: Композитор, 2005. Ручьевская Е. «Война и мир». Роман Л.Н. Толстого и опера С.С.Прокофьева. СПб.: Композитор, 2010; Ручьевская Е. Работы разных лет. Том II: О вокальной музыке - СПб.: Композитор, 2011.
■у т
Ручьевская Е.А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка - СПб.: Композитор, 2002.
заимствование методов работы с материалом, техник композиции и структур одним искусством у другого, и, как следствие - смысловые пересечения произведений разных искусств: например, структура фуги в романе Джойса или принцип строения Книги Малларме в Молотке без мастера Булеза.
Существует целый ряд исследований, прямо и косвенно затрагивающих интересующий нас аспект. Среди них стоит особенно отметить труд Б. Эйхенбаума Мелодика речи, фундаментальное исследование Е. Эткинда Материя стиха, и работу Б. Каца Музыкальные ключи к русской поэзии. Вместе с рядом других исследований (Э. Зиверса, Л. Сабанеева, В. Вейдле, В. Жирмунского) все они детально рассмотрены в первой главе. Общей особенностью всех перечисленных работ является отсутствие четкой и подробной классификации музыкально-литературных параллелей, выработку которой автор настоящего исследования считает одной из своих главных задач.
Корпус литературы о творчестве Джеймса Джойса колоссален и постоянно пополняется новыми работами; наиболее фундаментальными
24 25 26
следует признать книги Э. Бёрджесса , Р. Эллмана , Г. Левина . Тема «Джойс и музыка» также освещалась в ряде исследований, среди которых,
27
помимо упомянутых - труд У. Эко Поэтики Джойса . Ей посвящена и
28
русскоязычная диссертация филолога С. Шейной , с которой автор настоящего исследования периодически вступает в полемический диалог. Особенность настоящей работы - в том, что впервые тема «Джойс и музыка» поднимается не литературоведом, а музыковедом, что дает возможность,
24 Burgess А. Неге Comes Everybody: An Introduction to James Joyce for the Ordinary Reader / A. Burgess. — London: Faber, 1965; Burgess A. Joyceprick: An Introduction to the Language of James Joyce / A. Burgess. — London: Harcourt, 1975.
25 Ellmann R. James Joyce. - New York: Oxford University Press, 1959, 1982.
26 Levin H. James Joyce: Critical Introduction — Norfolk: New Directions, 1960; Levin, H. The Artist // Joyce's Portrait. Criticism and critiques. / Ed. T. Connolly. - London: Peter Owen, 1964. P. 9-24.
27 Эко У. Поэтики Джойса / Пер. с ит. и прим. А. Коваля. - СПб.: Symposium, 2006.
ло
Шеина С. Е. Поэзия Джеймса Джойса в контексте его творчества: дисс. ... канд. филологич. наук. - Балашов, 2003.
опираясь на уже существующие литературоведческие труды, более четко проанализировать музыкальные аспекты творчества Дж. Джойса, избегая некорректных с точки зрения музыковедения посылок и выводов.
Литературные влияния в творчестве Пьера Булеза также неоднократно становились предметом исследования. Существуют специальные работы
29 30 31
М. Бритнэч , И. Стояновой и Л. Коблякова , посвященные анализу эстетических пересечений в произведениях Булеза и Малларме; отдельные
32
аспекты этой проблемы рассматриваются и в монографии Н. Петрусевой . В настоящем исследовании впервые предпринимается попытка увидеть литературные влияния не только в эстетике, но и в технике Булеза: по мнению автора диссертации, творчеством Малларме была напрямую инспирирована булезовская «мультипликация частот».
Творчество Лучано Берио исследуется менее интенсивно. В русскоязычной литературе до сих пор отсутствуют как монографии, посвященные композитору, так и детальный анализ его произведений. Начало изучению музыки Берио положил очерк Альфреда Шнитке, высоко ценившего коллажные опыты своего итальянского коллеги33. Самым значительным исследованием на сегодняшний день является работа Л. Кириллиной34. Другие обращения к этой теме в основном носят
29 Breatnach M. Boulez and Mallarmé: A Study in Poetic Influence. Aldershot: Scolar Press, 1996.
30 Stoïanova I. La Troisième sonate de Boulez et le projet mallarméen du Livre // Musique enjeu № 16. Paris: Editions du seuil, 1974, 9-28.
31 Koblyakov L. Boulez Le marteau sans maître: Analysis of Pitch Structure // Zeitschrift fur Musiktheorie. 1977. № 1. S. 24-39.
32
Петрусева H. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. - Москва-Пермь: Реал, 2002.
33 Доклад о творчестве Берио (как и сообщение «Полистилистические тенденции современной музыки») был прочитан Альфредом Шнитке в 1970-х годах в Союзе композиторов и Московской консерватории, а затем подготовлен к изданию (которое в тот момент оказалось невозможным по политическим причинам). Наиболее полное собрание его статей вышло под редакцией А. Ивашкина: Шнитке А. Третья часть «Симфонии» Л. Берио И Шнитке А. Статьи о музыке. Ред.-сост. А. Ивашкин. - М., 2004. С. 90-91.
34 Кириллина Л. Лючано Берио // XX век. Зарубежная музыка. Очерки и документы. Вып. 2. - М.: Музыка, 1995. См. также: Кириллина Л. Лючано Берио. // История зарубежной
фрагментарный характер. Наиболее крупные из них - глава в книге Д. Тибы о симфоническом творчестве Шнитке («Sinfonía Берио в аспекте интертекстуальности»), а также один из разделов переводной статьи
35
Г. Данузера о Малере .
Совсем иначе обстоит дело за рубежом, где творчество Берио постоянно изучается и интерпретируется. Большой интерес представляет работа И. Стояновой, ставшая первым интертекстуальным анализом Симфонии. Ведущая роль в «бериоведении» принадлежит Д. Осмонд-Смиту, подробно исследовавшему в многочисленных трудах технику, эстетику и «генеалогию» центрального произведения композитора36.
Основной целью настоящего исследования является изучение самого феномена структурного взаимодействия музыкально-литературных явлений - нахождение аналогий, областей пересечения элементов, а также рассмотрение различных аспектов музыкально-литературного взаимодействия на примере произведений JI. Берио и П. Булеза.
Исходя из заявленной цели, решаются следующие задачи:
1. анализ теоретических концепций XX века, трактующих проблемы литературных и музыкальных явлений в их структурно-смысловых взаимосвязях;
2. выведение собственной классификации музыкально-литературных параллелей;
музыки. XX век. Учебное пособие / Отв. ред. Н. А. Гаврилова - М.: Музыка, 2005. С. 316— 328.
35 Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке. Опыт интертекстуального анализа. - М.: Композитор, 2004. С. 55-59; Данузер Г. Малер сегодня - в поле напряжения между модернизмом и постмодернизмом. // Музыкальная академия, 1994, № 1.С. 140-151.
36 Stoïanova I. Geste-Texte-Musique. - Paris: Union générale d'édition, coll. 10/18, 1977; Osmond-Smith. D. Joyce, Berio et l'art de l'exposition // Contrechamps, № 1 (1983), 83-89; D. Osmond-Smith. Playing on Words: a Guide to Luciano Berio's Sinfonia/ - London, 1985; D. Osmond-Smith. Berio. - Oxford, 1991.
3. рассмотрение различных проявлений «музыкального измерения» в романах Джеймса Джойса, а также музыкальных произведений, связанных с его идеями;
4. изучение музыкальных текстов второй половины XX века в аспекте их многоуровневых связей с литературой.
Научная новизна исследования заключается в попытке создания классификации музыкально-литературных параллелей, что способствует выработке теоретической позиции, обосновывающей бытование «музыкальных форм» в литературном и «литературных форм» в музыкальном творчестве.
Предпринятый с этой позиции перекрестный анализ текстов П. Булеза, Л. Берио, Дж. Джойса, дает возможность высветить малоизученные, не привлекавшие специального внимания исследователей явления. Так, изучение музыкальных аспектов творчества Дж. Джойса позволяет представить их не в виде суммы отдельных приемов, а в качестве системы, организующей развертывание художественного текста на разных уровнях (сюжетика, фонетика, интертекстуальные взаимодействия,
формообразование, поэтика). Музыкально-литературные взаимосвязи Молотка без мастера П. Булеза и Книги Малларме, рассматриваемые в контексте проблемы изоморфизма структурных и эстетических идей их создателей, открывают путь к исследованию глубинных процессов мышления и принципов организации художественной формы (категории случайности и порядка, недоговоренности, мобильная форма Малларме и мультипликация частот Булеза). В анализе Симфониии Л. Берио на фоне широких интертекстуальных взаимодействий с «артефактами» мировой художественной культуры (тексты Г. Малера, К. Дебюсси, А. Берга, Дж. Джойса, У. Эко, К. Леви-Стросса и др.) прослеживается музыкально-литературный «сюжет», образующий структурно-смысловую «ось» многоплановой концепции произведения.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в постановке проблемы классификации музыкально-литературных параллелей, в исследовании творчества Джойса, Берио и Булеза с точки зрения взаимодействия музыки и литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи второго авангарда с привлечением междисциплинарных аналогий позволяет взглянуть на них с новой стороны, высветить целый ряд аспектов, остававшихся до этого неисследованными. Практическую пользу способен принести аналитический материал диссертации, который может быть использован в курсах по истории и теории музыки, а также в отдельных литературоведческих и междисциплинарных курсах.
Разноуровневость поставленных задач и широта затрагиваемых проблем обусловила и многообразие самих методов исследования. Для выстраивания целостной классификации музыкально-литературных параллелей используется системный метод. При сравнении различных музыкально-литературных концепций применяется сравнительно-исторический подход. Для исследования конкретных музыкальных произведений - как оказавшихся в фокусе внимания (Симфония Берио и Молоток без мастера Булеза), так и косвенно затрагиваемых сочинений на текст Джойса -используется метод комплексного музыкального анализа, затрагивающего ряд аспектов: формообразование, стилистику, гармонический и мелодический язык и пр. В связи с междисциплинарным наклонением темы, а также с важностью проведения в данном контексте различных параллелей особое значение приобретает интертекстуальный подход к исследованию музыкальных и литературных произведений; он и становится в работе ведущим.
Основные положения, выносимые на защиту:
- интенсификация музыкально-литературного взаимодействия в искусстве XX века проявилась, с одной стороны, в структурном аспекте (имитация музыкальных форм в литературе и наоборот), а с другой - в
аспекте концептуальных связей, затрагивающих все более широкий, общеэстетический уровень.
- две сходные тенденции заметны и в теоретических работах, посвященных музыкально-литературным параллелям: с одной стороны, все большее внимание уделяется конкретным структурным аналогиям, с другой
- возрастает интерес к глобальному взаимодействию музыки и литературы на уровне концепций;
- расширение поля взаимодействия и накопленный опыт теоретического осмысления дают возможность построения классификации музыкально-литературных параллелей. В работе она включает в себя следующие уровни: универсальные формулы, метафоры, структурные аналогии, концептуальные параллели;
- яркий пример функционирования в литературе музыкальных принципов являет собой творчество Джеймса Джойса. Они проявляются на уровне сюжетики, поэтики, фонетики, формообразования, системы интертекстуальных отсылок;
- интенции Джойса напрямую отражаются в композиторском творчестве второй половины XX - начала XXI веков. Ряд джойсовских идей
- смешение языков, словесные гибриды, поток сознания, текстовый контрапункт — влияют на композиторское мышление; множество музыкальных сочинений создается на тексты Джойса или в связи с его сюжетами;
- из композиторов второго авангарда ближе всего к литературе в своем творчестве подходят Пьер Булез и Лучано Берио; наиболее показательны в этом плане их центральные сочинения - Молоток без мастера и Симфония. Молоток без мастера Пьера Булеза был инспирирован творчеством Стефана Малларме, что можно увидеть в технике, стилистике и эстетике сочинения; особенно это проявилось в сложном соотношении категорий «случайности» и «порядка». Литературно-музыкальный текст Сгшфонии Берио сложился под воздействием целого ряда литературных концепций,
среди которых - идея «открытого произведения» У. Эко, музыкально-мифологические построения К. Леви-Стросса, интертекстуальные игры Гесперийских речений и «полифонические» эксперименты Дж. Джойса.
Основные положения диссертационного исследования были представлены в докладах на следующих конференциях: международная научно-практическая конференция «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен», РГПУ им. Герцена (2009), конференции «Предметы и пространства искусства» в СПбГХПА им. Штиглица (2009, 2010), конференция филологического факультета СПбГУ «В сторону Джойса» (2011), международная конференция в рамках фестиваля «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге (2011), Шубертовский конгресс в Дуйсбурге (2012); опубликованы в статьях. Результаты исследования используются в курсах истории зарубежной музыки, читаемых в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Российской Христианской Гуманитарной Академии и Санкт-Петербургском государственном Университете Кино и Телевидения.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 199 наименований, из них 33 на иностранных языках.
Во Введении формулируется тема исследования, обосновывается ее актуальность и новизна. Определяются предмет и объект исследования, методология, цель и задачи, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава — Музыка в литературе и литературоведении XX века. В ее первом (вводном по содержанию) разделе - Музыка и литература: взаимное притяжение - рассматривается динамика взаимодействия музыки и литературы, а также выявляются причины, по которым в разные эпохи писатели стремились насытить свои тексты музыкальной выразительностью. Во втором разделе - Музыка и литература в теоретических трудах -дается краткий обзор теоретических моделей, обосновывающих бытование
«музыкальных форм» в литературе. Здесь же предлагается классификация музыкально-литературных параллелей.
Первая глава служит своего рода прологом к музыковедческой проблематике диссертации и в то же время обладает самостоятельным значением. Разрабатываемый в ней круг вопросов формирует общетеоретическую позицию, позволяющую в более широком ракурсе взглянуть на проблемы второй и третьей глав. С другой стороны, сформулированные в первой главе положения (и, в частности, предлагаемая автором работы классификация музыкально-литературных параллелей) имеют самостоятельное значение и могут стать основой для дальнейших исследований.
Вторая глава — Музыкальные стратегии Джеймса Джойса - состоит из двух разделов. В первом из них - Проявления музыкального начала в творчестве Джойса - речь идет о разнообразных формах функционирования музыки внутри ряда параметров джойсовского текста.
Второй раздел - Творчество Джойса в музыке XX - начала XXI веков -посвящен анализу музыкальных произведений, прямо или косвенно связанных с прозаическими и поэтическими произведениями ирландского писателя.
Третья глава - Литературные ключи к музыкальным произведениям второго авангарда - включает два раздела. Первый посвящен Молотку без мастера Пьера Булеза и его связям с творчеством Р. Шара и С. Малларме; во втором рассматривается Симфония Лучано Берио и ее интерпретации сквозь призму идей У. Эко, К. Леви-Стросса, Дж. Джойса.
В Заключении формулируются выводы о музыкально-литературных пересечениях, тотальной музыкальности джойсовского текста, функционировании литературных концепций в музыке эпохи второго авангарда.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции2003 год, доктор искусствоведения Петрусева, Надежда Андреевна
Художественные функции культурных парадигм в "Лунном Пьеро" А. Шенберга2004 год, кандидат искусствоведения Кришталюк, Ольга Александровна
Джеймс Джойс и Висенте Бласко Ибаньес: (Проблема литературных связей)2001 год, кандидат филологических наук Спицына, Любовь Александровна
Новеллистика Джеймса Джойса: контекст, текст, интертекстуальность2003 год, кандидат филологических наук Гильдина, Анна Михайловна
Дьёрдь Куртаг: к проблеме сверхопусной композиции2011 год, кандидат искусствоведения Анохина, Галина Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Хрущева, Настасья Алексеевна
Заключение
В центре настоящего исследования оказались три ключевых для истории искусства XX века фигуры - строитель лабиринтов Джеймс Джойс, ироничный Лучано Берио, мастер Пьер Булез. Это, однако, не означает, что данными фамилиями настоящая тема хотя бы в какой-то мере исчерпывается. В постоянном контакте с литературой находится творчество композиторов Дьёрдя Лигети, Маурисио Кагеля, Петера Аблингера; музыка активно работает в романах Олдоса Хаксли, Вирджинии Вулф, Иэна Макьюэна.
Когда возникает произведение, заставляющее музыку и литературу взаимодействовать - причем взаимодействовать не механически, а органически - средства этих двух искусств не просто складываются, но образуют сложную систему нелинейных связей, создают многоуровневое музыкально-литературное «тело».
Погружаясь в литературу, музыка приобретает новые свойства: вербальность (зачастую самого необычного свойства - как в пьесе Екимовского), свободу от сложившихся музыкальных форм, программную конкретность в одних случаях и символическую загадочность в других; наконец, многомерность - несводимость к какой-либо единой парадигме. Литература же, приближаясь к музыке, заимствует у нее невероятную фонетическую суггестивность, новые экспрессивные средства, логику четкой структурной организации.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. музыка привлекает писателей своей «понятностью и непереводимостью», своей иррациональностью с одной стороны и рационализмом - с другой. «Музыкоцентризм» немецких романтиков перерастает в XX веке в тотальное увлечение музыкой всеми писателями,
причем в эту эпоху на первый план выходит именно подражание конкретным музыкальным формам.
2. Одним из главных «композиторов» в литературе XX века можно считать Джеймса Джойса, наполнявшего «музыкальностью» самые разные уровни своего текста: сюжетику, поэтику, фонетику, формообразование, и т.д. Неудивительно поэтому, что именно Джойс оставил самый глубокий след в творчестве композиторов: такие его идеи, как языковые и словесные гибриды, поток сознания, полифоническая работа с текстами - многократно преломились в музыке XX и XXI веков.
3. Ключевые произведения эпохи второго авангарда многими нитями связаны с различными литературными концепциями. Так, в Молотке без мастера Булеза отчетливо различимы лаконизм, метафоричность, аллюзийность Рене Шара, а также сложные взаимоотношения между Случайностью и Порядком в творчестве Малларме. Симфония Берио отсылает к текстам Леви-Стросса, Джеймса Джойса, Умберто Эко.
4. Сложная система музыкально-литературных отражений глубоко симптоматична для искусства двадцатого столетия: грани между музыкой и литературой становятся все более условными, и зачастую процессы, происходящие в одном виде искусства, лучше видятся сквозь призму другого. Изобретательно выстроенный музыкально-литературный палимпсест становится ключевым жанром в искусстве XX века, своеобразным воплощением Ое8ат1кипз1\уегк.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хрущева, Настасья Алексеевна, 2014 год
Список литературы
1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки / Пер. с нем. М. И. Левиной, А. В. Михайлова. 2-е изд. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 448 с.
2. Андриссен Л. Украденное время. // Сост. и комм. М. Зегерс, пер. с нидерл. И. Лесковской. - СПб.: КультИнформПресс, 2005. - 328 с.
3. Апинян Т. Мифология: теория и событие: Учебник. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. - 281 с.
4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971. -376 с.
5. Асафьев Б. Речевая интонация. - М. - Л.: Музыка, 1965. - 136 с.
6. Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. - Л.: Музыка, 1968.-324 с.
7. Аствацатуров А. Джойс - автор «Джакомо» и «Изгнанников» // Джойс Дж. Избранное / Пер. с англ. и коммент. А. Машиняна. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000. - С. 139-146.
8. Аствацатуров А. Феноменология текста: игра и репрессия. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 288 с.
9. Бальмонт К. Поэзия как волшебство. - М.: Скорпион, 1915.-93 с.
10. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979.-320 с.
11. Барсова И. «Трижды лишенный родины». Архетип еврейства в личности и творчестве Малера // Музыкальная академия, 1994, № 1. -С. 177-181.
12. Барсова И. Симфонии Густава Малера. - 2-е изд., дополн., уточн., испр. - СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2010. - 584 с.
13. Барт Р. / Пер. с фр. Г. К. Косикова и В. П. Мурат; Под ред. Г. К. Косикова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2009. - 373 с.
14. Беккет С. Трилогия: Молл ой. Мэлон умирает. Безымянный / Пер. с франц. и англ. В.Молота, ред. А. Петровой. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. - 464 с.
15. Белова С. С. Номинативная и этимологическая игра в художественном дискурсе (на материале произведений Джеймса Джойса и Велемира Хлебникова). Дисс. ... канд. филологич. наук. -Тюмень, 2004. - 233 с.
16. Белый А. Между двух революций. - Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. -433 с.
17. Берио Л. Отзвуки праздника: интервью // Музыкальная жизнь, 1988, №2.-С. 26-27.
18. Берио Л. Постижение музыки - это работа души. // Советская музыка, 1989, № 1. - С. 126-129.
19. Бернштейн С. И. Стих и декламация //Русская речь /под ред. Л. В. Щербы. Новая серия. Вып. I. - Л.: Academia, 1927. - С. 7-41.
20. Бершадская Т. Ладовая система музыки - грамматическая система языка // Выбор и сочетание - открытая форма: Сборник статей к 75-летию Ю. Г. Кона. - Петрозаводск - СПб.: Изд-во Музфонда, 1995.- С. 38-41.
21. Блок А. Записные книжки. 1901-1920. - М.: Художественная литература, 1965. - 664 с.
22. Блок А. Собрание сочинений в 8-ми т. - М. - Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1960-1963. Т. 7. - 544 с.
23. Богоявленский С. Н. Итальянская музыка первой половины XX века. - Л.: Музыка, 1986. - 141 с.
24. Бонфельд М. Ш. Музыка: язык, речь, мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. - СПб: Композитор, 2006. - 648 с.
25. Бонч-Осмоловская Т. Б. Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней. - Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2009. - 560 с.
26. Бонч-Осмоловская Т. Б., Федин С. Н., Орлов С. А. Занимательная риторика Раймона Кено. - М.: Книжн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 256 с.
27. Борхес X. Л. Собрание сочинений: в 4 т. / Хорхе Луи Борхес; [сост., предисл. И примеч. Б. Дубина]. - 2-е изд., стер. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2011. - Т. 1: Произведения 1921-1941 годов. - 591 с.
28. Борхес X Л. Собрание сочинений: в 4 т. / Хорхе Луи Борхес; [сост., предисл. И примеч. Б. Дубина]. - 2-е изд., стер. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2011. - Т. 2: Произведения 1942-1969 годов. - 847 с.
29. Бубнов A.B. Лингвопоэтические и лексикографические аспекты палиндромии: дисс. ... д-ра филол. наук : 10.02.01. - Орел, 2002. - 525 с.
30. Валъцелъ О. Архитектоника драм Шекспира // Проблемы литературной формы: сб. статей. Сост. В. М. Жирмунский. 2-е изд. -СПб: КомКнига, 2007. - С. 56-64.
31. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. // Звучащие смысле. Альманах. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. - С. 421-522.
32. Вейдле В. Звучащие смыслы. // Звучащие смыслы. Альманах. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. - С. 574-641.
33. Вейдле В. Музыка речи. // Звучащие смыслы. Альманах. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. - С. 525-573.
34. Великовский С. И. Умозрение и словесность: Очерки французской культуры. - М.; СПб: Университетская книга, 1999. - 711 с.
35. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Сер. Памятники философской мысли. - М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2008. -288 с.
36. Вязкова Е. «Искусство фуги» И.С.Баха: Исследование / РАМ им. Гнесиных. - М., 2006. - 482 с.
37. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М: Прогресс, 1988. - 699 с.
38. Гарин И. И. Век Джойса. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. -848 с.
39. Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. - М.: Наука, 1993. - С. 544.
40. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. - М.: Фортуна Лимитед, 2003. - 272 с.
41. Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях. -М.: Фортуна Лимитед, 2001. - 288 с.
42. Гаспаров М. Л. Семантический ореол метра: к семантике русского трехстопного ямба. // Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1979.-С. 282-308.
43. Гениева Е. И снова Джойс... - М.: ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2011.-368 с.
44. Гениева Е. Перечитывая Джойса. // Джойс Дж. Портрет художника в юности. М.: Эксмо, 2007. - С. 5-24.
45. Гениева Е. Цена радости. // Джойс Дж. Дублинцы. Сост. и предисл. Е. Ю. Гениевой. - М.: Вагриус, 2007. - С. 11-38
46. Гервер Л. Андрей Белый - «композитор языка» // Муз. академия. 1994, №3.-С. 102-12.
47. Гервер Л. Лермонтов: восприятие мира в категориях звука. // Слово и музыка. Материалы научных конференций пам. А. В.Михайлова. Вып. 2. - М.: МГК, 2008. - С. 76-88.
48. Гёррес И. Афоризмы об искусстве в качестве введения к последующим афоризмам об органомии, физике, психологии и
антропологии. // Эстетика немецких романтиков. - СПб: Изд-во СПб Университета, 2006. - С. 17-124.
49. Гессе Г. Игра в бисер: Роман / Пер. с нем. С. Апта. Примеч. С. Аверинцева. - СПб.: Амфора, 1999. - 543 с.
50. Гессе Г. Степной волк. Демиан. Душа ребенка. Клейн и Вагнер. Последнее лето Клингзора / Пер. С. Апта. - СПб.: Кристалл, 2001. -480 с.
51. Гесперийские речения. - СПб: Алетейя, 2000. - 375 с.
52. Горбунова Н. Г. Языкотворчество Дж. Джойса: словообразовательный аспект (на примере романа «Улисс»). Дисс. ... канд. филологич. наук. СПб, РГПУ им. Герцена, 2005. - 204 с.
53. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2011 - 416 с.
54. Данузер Г. Малер сегодня - в поле напряжения между модернизмом и постмодернизмом. // Музыкальная академия, 1994, № 1.-С. 140-151.
55. Дегтярева Н. И. Густав Малер как художник «заключительной темы» в музыке XX века. // Журнал любителей искусства, 1998, № 2. -С. 6-12.
56. Дегтярева Н. И. Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальном театре Австрии и Германии. - СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2010.-368 с.
57. Денисов A.B. Музыкальный язык: структура и функции. - СПб.: Наука, 2003.-207 с.
58. Джойс Дж. Герой Стивен. Портрет художника. Пер. и коммент. С. Хоружего. - М., Минувшее, 2003. - 316 с.
59. Джойс Дж. Портрет художника в юности. Пер. с англ. М. Богословской. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 304 с.
60. Джойс Дж. Дублинцы. Портрет художника в юности. Стихотворения. Изгнанники. Статьи и письма. - М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 790 с.
61. Джойс Дж. Улисс: Роман / Пер. с англ. В. Хинкиса, С. Хоружего. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 992 с.
62. Екимовский В. Автомонография. - М.: Музиздат, 2008. - 480 с.
63. Жантиева Д. Г. Английский роман XX века // Д. Г. Жантиева. -М.: Худож. лит., 1965. - 257 с.
64. Жилина Т.С. Семантика художественного пространства в романе Дж. Джойса «Портрет художника в юности». Дисс. ... канд. филологии, наук. - Калининград, РГУ им. И.Канта, 2008. - 180 с.
65. Жирмунский В.М. К вопросу о формальном методе // Вальцель О. Проблема формы в поэзии / Авториз. пер. с нем. М. JI. Гурфинкель, под ред. и с вступ. статьей проф. В. М. Жирмунского. - Петроград: ACADEMIA, 1923. - С. 5-23.
66. Жирмунский В. М. Мелодика стиха (по поводу книги Б.М. Эйхенбаума «Мелодика стиха», Пб., 1922). // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - JL: Наука, 1977. - С. 5693.
67. Жирмунский В. Теория стиха. JL: Советский писатель, 1975. -664 с.
68. Звучащие смыслы. Альманах - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Гл. ред. С.Я.Левит (Серия «Культурология. XX век»). - 784 с.
69. Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. - 320 с.
70. Зенкин С. Н. Пророчество о культуре. // Малларме С. Сочинения в стихах и прозе / Сост. Р. Дубровкин. - М.: Радуга, 1995. - С. 5-38.
71. Иванова Е. В. Слово и музыка в эстетике Александра Добролюбова. // Слово и музыка. Материалы научных конференций пам. А.В.Михайлова. Вып. 2. - М.: МГК, 2008. - С. 104-108.
72. Ирмшер Й., Ионе Р. Словарь античности. / пер. с немецкого - М.: Прогресс, 1989.-704 с.
73. Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века. - М.: Высшая школа, 1984. - 488 с.
74. Каган М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. - Л.: Искусство, 1972.-440 с.
75. Каган М. С. Музыка в мире искусств. - СПб.: Ut, 1996. - 232 с.
76. Кац Б. Защитник и подзащитный музыки // Мандельштам Осип. «Полон музыки, музы и муки...». - Л.: Советский композитор, 1991. -С. 7-54.
77. Кац Б. «Музыкой хлынув с дуги бытия»: Заметки к теме «Борис Пастернак и музыка» // Пастернак Б. Стихотворения, поэмы, проза. -М.: ACT Олимп, 1996. - С. 646-660.
78. Кац Б. Музыкальные ключи к русской поэзии. - СПб.: Композитор, 1997. - 272 с.
79. Кац Б. Одиннадцать вопросов к Пушкину: маленькие гипотезы с эпиграфом на месте послесловия. - СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 160 с.
80. Кац Б. Раскат импровизаций: Сборник литературных, музыкальных и изобразительных материалов. - Л: Советский композитор, 1991. - 304 с.
81. Кац Б. Тгшенчик Р. Анна Ахматова и музыка: Исследовательские очерки. - Л.: Советский композитор, 1989. - 336 с.
82. Кейдж Дж. Тишина. Лекции и статьи / сост., пер. и комментарии М. Переверзевой. - Вологда: Б-ка московского концептуализма Германа Титова, 2012. - 384 с.
83. Кириллина Л. Лючано Берио. // История зарубежной музыки. XX век. Отв. ред. Гаврилова Н. А. - М., 2005. - С. 316-328.
84. Кириллина Л. Лючано Берио. // XX век. Зарубежная музыка. Очерки и документы. Вып. 2. - М.: Музыка, 1995. - С. 74-109.
85. Кириллина Л.В. Инструментальное, вокальное и вербальное в музыке классической эпохи. // Слово и музыка. Материалы научных конференций пам. А.В.Михайлова. Вып. 2. - М.: МГК, 2008. - С. 180— 200.
86. Кирсанов С. Поэзия и палиндромон. // Наука и Жизнь, № 7, 1966. - С. 75-77.
87. Киселева И.В. Проблематика и поэтика раннего Джойса (сборник рассказов «Дублинцы»). Дисс. ... канд. филол. наук. Л., ЛГПИ им. Герцена, 1984.-214 с.
88. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976.-357 с.
89. Кортасар X 62. Модель для сборки: роман. / пер. с исп. Е. М. Лысенко. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. - 317 с.
90. Кортасар X Преследователь // Кортасар X Тайное оружие: рассказы: [пер. с исп.] - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. - 252 с.
91. Кундера М. Нарушенные завещания: эссе / пер. с фр. М. Таймановой. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 284 с.
92. Леви-Стросс К Мифологики: Сырое и приготовленное. Т. 1. -М.: Флюид, 2006. - 399 с.
93. Линкова Я.С. Символ в поэзии Стефана Малларме. Дисс. ... канд. филологических наук. - М.: РГБ, 2006. - 142 с.
94. Литература и музыка: Сб.ст./ Под ред. Б.Г. Реизова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. - 227 с.
95. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. Т. 1. - М. - Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. - 604 с.
96. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство / Пер. с ит. Г. Тетюшиновой. — М.: РИПОЛ классик, 2009. - 400 с.
97. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс. // Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство - СПб, 2005. С. 436-441.
98. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. // Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство - СПб, 2005. С. 288373.
99. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб: Искусство - СПб, 2005. - С. 14-287
100. Манн Т. Доктор Фаустус: роман: [пер. с нем. Ман Н., Апта С.]-М.: ACT: Астрель, 2010. - 608 с.
101. Мазелъ Л. Анализ поэмы «Медный всадник». // Мазель Л. Исследования о Шопене. М., 1971. - С. 166-167.
102. Малларме С. Сочинения в стихах и прозе / Сост. Р. Дубровкин. -М.: Радуга, 1995. (Mallarmé S. Vers et prose - на франц. яз. с параллельн. русск. текстом). - 568 с.
103. Мамардашвнли М. Кантианские вариации. - М.: Аграф, 2002. -320 с.
104. Михайлов M. А. Н. Скрябин (Краткий очерк жизни и творчества). - Л.: Музыка, 1971. - 152 с.
105. Мур Т. Избранное. На англ. яз. с параллельным русским текстом. - М.: Радуга, 1986. - 544 с.
106. Набоков В. Джеймс Джойс. "Улисс" // Лекции по зарубежной литературе. - М.: Издательство Независимая Газета, 2000. - 512 с.
107. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза: Пер. с нем. / Сост. М. Кореневой; Вступ. ст. М. Кореневой и А. Аствацатурова; Коммент. А. Аствацатурова - СПб.: Худож. лит., 1993. - С. 130-249.
108. Орлицкий Ю.Б. Мусоргский как писатель XX века. // Слово и музыка. Материалы научных конференций пам. А.В.Михайлова. Вып. 2. - М.: МГК, 2008. - С. 89-103.
109. Орлов Г. Древо музыки. - 2-е изд., испр. - СПб.: Композитор, 2005.-440 с.
110. Павлишин С. Арнольд Шёнберг. - М.: Композитор, 2001. - 474 с.
111. Переверзева М.В. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика. Монография. - М.: Русаки, 2006. - 336 с.
112. Петрусева Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. - Москва-Пермь: Реал, 2002. - 352 с.
113. Решетняк Л. Восемь очерков о феномене палиндрома в теории и практике музыкального искусства. Монография. - Донецк: Донецкая государственная консерватория им. С.С. Прокофьева, Восточный издательский дом, 2002. - 191 с.
114. Ручьевская Е. Слово и музыка. - Л.: Музыка, 1960. - 56 с.
115. Ручьевская Е.А. Война и мир. Роман Л.Н. Толстого и опера С.С. Прокофьева. - СПб.: Композитор, 2010. - 480 с.
116. Ручьевская Е. А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. - СПб.: Композитор, 2002. - 396 с.
117. Ручьевская Е. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен. К проблеме поэтики жанра. - СПб.: Композитор, 2005. - 388 с.
118. Сабанеев Л. Л. Музыка речи. Эстетическое исследование. - М.: Работник просвещения, 1923. - 192 с.
119. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. - М.: Классика-ХХ1, 2000.-391 с.
120. Сафронов А. Композиторские заметки о «несвоевременном» гении. // Трибуна современной музыки. 2006, № 6. - С. 7-10.
121. Савенко С. Владимир Тарнопольский: восхождение к зрелости // Музыка России: от средних веков до современности. Вып.1 / ред.-сост. М. Г. Арановский. - М.: Композитор, 2004. - С. 325-345.
122. Санников В. 3. Русский язык в зеркале языковой игры. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 544 с.
123. Сартр Ж.-П. Тошнота. Пер. с франц. Ю. Я. Яхниной. - СПб: Азбука, 1999. -256 с.
124. Северянин И. Стихотворения и поэмы. 1918-1941. - М.: Современник, 1990. - 493 с.
125. Свасъян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу. // Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. Пер. К.А.Свасьяна. T.l.-М.: Мысль, 1993. - С.5-122.
126. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. - СПб: Невский простор, 2002. - 416 с.
127. Словарь античности / Пер. с нем. Авторы: Йоханннес Ирмшер, Ренате Йоне (сост.). - М.: Прогресс, 1989. - 704 с.
128. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. - М.: Музыка, 1992. - 231 с.
129. Соколов О. О «музыкальных формах» в литературе (К проблеме соотношения видов искусства) // Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1979. Вып. 5.-С. 208-233.
130. Соловьева (Кирикова) Е.Е. Слово и музыка: параллели и пересечения. // Слово и музыка. Материалы научных конференций пам. А.В.Михайлова. Вып. 2. - М., МГК, 2008. - С. 29^18.
131. Стравинский И. Ф. Диалоги. - М.: Музыка, 1971.-416 с.
132. Твердовская Т.И. Дебюсси и Скрябин: два взгляда на жанр фортепианной прелюдии. // Русско-французские музыкальные связи. Сб. науч. трудов. - СПб: СПбГК, 2003. - С. 162-177.
133. Твердовская Т.И. Прелюдия в фортепианном творчестве Клода Дебюсси. Дисс. ... канд. искусств. СПб: СПбГК, 2003. - 156 с.
134. Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке. Опыт интертекстуального анализа. - М.: Композитор, 2004. - 160 с.
135. Токарев Д. В. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Д. Хармса и С. Беккета. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 336 с.
136. Урнов Д. М. Дж. Джойс и современный модернизм // Современные проблемы реализма и модернизма. - М.: Наука, 1965. -С. 309-344.
137. Хлебников В. Свояси // Хлебников В. Творения. - М.: Советский писатель, 1987. С. 36-38.
138. Холопов Ю. Канон. Генезис и ранние этапы развития. // Теоретические наблюдения над историей музыки. - М.: Музыка, 1978. С.127-157.
139. Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество. - М.: Советский композитор, 1984. - 320 с.
140. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1990. - 350 с.
141. Хоружий С. Комментарий // Джойс Дж. Улисс: Роман / Пер. с англ. В. Хинкиса, С. Хоружего. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - С. 779-984.
142. Хоружий С.С. "Улисс" в русском зеркале. // Джеймс Джойс Собрание сочинений: В 3 томах. Т. 3. Улисс: роман (часть III); перевод с англ. В. Хинкиса и С.Хоружего. - М.: ЗнаК, 1994. - С.363-605.
143. Цветочки Франциска Ассизского. Пер. А. П. Печковского. -СПб.: Азбука-классика, 2007. - 224 с.
144. Чигарева Е.И. О музыкальной организации литературного произведения (на примере рассказов Чехова) // Слово и музыка. Материалы научных конференций памяти А.В.Михайлова. Вып. 2. -М., научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. -С. 49-63.
145. Шабельников Д., Торшилов Д. О гесперийской словесности. // Гесперийские речения. СПб: Алетейя, 2000. - С. 9-121.
146. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Пер. с нем. Я.С.Друскина, Х.А.Стрекаловской. М.: Классика XXI, 2002. - 802 с.
147. Шеина С. Е. Поэзия Джеймса Джойса в контексте его творчества. Дисс. ... канд. филологич. наук. Балашов, 2003. - 174 с.
148. Шкловский В. Б. Искусство как прием. // Шкловский В.Б. Гамбургский счет. - М.: Советский писатель, 1990. - С. 58-72.
149. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке. // Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. - М.: Сов. композитор, 1990. - С. 327-331.
150. Шнитке А. Третья часть «Симфонии» JI. Берио // Шнитке А. Статьи о музыке / ред.-сост. А. Ивашкин. - М.: Композитор, 2004. - С. 88-91.
151. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. Т.1. Пер. К. А. Свасьяна. - М.: Мысль, 1993. - 673 с.
152. Эйзенштейн С. Монтаж / Сост., автор предисл. и коммент. И. И. Клейман. - М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2000. - 592 с.
153. Эйлер Л. Опыт новой теории музыки, ясно изложенной в соответствии с непреложными принципами гармонии: монография / Пер. с лат. Н. А. Алмазовой, под ред. Н. Н. Казанского. - СПб.: Нестор-История, 2007. - 273 с.
154. Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. Петербург: ОПОЯЗ, 1922.- 199 с.
155. Эко У. Остров накануне: роман / пер. с итал. Е.Костюкович. -СПб.: Симпозиум. 2007. - 486 с.
156. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике / Перев. с итал. А. П. Шурбелева. - СПб.: Симпозиум, 2006. - 412 с.
157. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Перев. с итал. В. Г.Резник и А. Г. Погоняйло. - СПб, 2006. - 544 с.
158. Эко У. Поэтики Джойса / Перев. с итал. и прим. А. Коваля. СПб.: Симпозиум, 2006. - 490 с.
159. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Перев. с англ. и итал. С. Д.Серебряного. - СПб.: Симпозиум, 2005. -502 с.
160. Эко У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / Перев. с итал. А.Н. Коваля. - СПб.: Симпозиум, 2006. - 574 с.
161. Эпштейн M. Н. Постмодерн в русской литературе: Учеб. Пособие для вузов / М.Н.Эпштейн. - М.: Высш. шк., 2005. - 495 с.
162. Эстетика немецких романтиков. - СПб: Изд-во СПб Университета, 2006. - 575 с.
163. Эткинд Е. Материя стиха. - СПб: Гуманитарный союз, 1998. -506 с.
164. Эткиндовские чтения //-III: Сб. ст. по материалам Чтений памяти Е.Г. Эткинда. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006. - 296 с.
165. Якобсон Р.О. Избранные работы. - М.: Прогресс, 1985. - 460 с.
166. Ямполъский М. Беспамятство как исток (читая Хармса). - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 384 с.
167. Blamires H. The Bloomsday book. A guide through Joyce's Ulysses. - London: Methuen & СО LTD, 1967. - 275 p.
168. Boulez P. Alea // Boulez P. Relevés d'apprenti. - Paris: Editions du seuil, 1966. - Pp.41-55
169. Boulez P. Pierrot lunaire and Le Marteau sans maître II Boulez P. Orientations. - Cambridge: Harward Univ. Press, 1986. P. 380-383.
170. Boulez P. Schônberg est mort. Il Boulez P. Relevés d'apprenti. -Paris: Editions du seuil, 1966. - P. 265-274.
171. Breatnach M. Boulez and Mallarmé: A Study in Poetic Influence. -Aldershot: Scolar Press, 1996. - 160 p.
172. Burgess A. Here Comes Everybody: An Introduction to James Joyce for the Ordinary Reader / A. Burgess. — London: Faber, 1965. - 276 p.
173. Burgess A. Joyceprick: An Introduction to the Language of James Joyce / A. Burgess. — London: Harcourt, 1975. - 187 p.
174. Chayes I.H. Joyce's Epiphanies // Joyce's Portrait. Criticisms and Critiques. Ed. by Thomas E. Connolly. - NY: Appleton Century Crofts, A Division of Meredith Publishing Company, 1962. — Pp. 204—220.
175. Valle Motino S. M. del. Influencia de la música de Beethoven en la obra de Marcel Proust II Borradores, 2008, №№ 8-9.-P. 18-41.
176. Dean S. Joyce the Irishman II The Cambridge Companion to James Joyce. Ed. by Derek Attridge. Cambridge University Press, 1990, 1997. -P. 31-53.
177. Derrida J. Two words for Joyce II James Joyce: A Collection of Critical Essays. Ed. by M.T. Reynolds. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1993. - Pp.206-220.
178. Eco U. The Aesthetics of Chaosmos: The Middle Ages of James Joyce. - Cambridge (Mass): Harvard univ. press, 1989. - 96 p.
179. Eliot T.S. Ulisses, Order, and Myth II James Joyce: Two decides of criticism. Ed. by Seon Givens. N.Y.: Vanguard Press, 1948. - P. 198- 202.
180. Ellmann R. James Joyce. New York: Oxford University Press, 1959. -887 p.
181. Ellmann R. The Backgrounds of «The Dead» // James Joyce. «Dubliners» and «A Portrait of the Artist as a Young Man». A casebook, ed. by Morris Beja. - London: Macmillan, 1974. - P. 172-187.
182. Hofstadter Duglas R. Godel, Escher, Bach: an eternal golden braid. New York, 1980.-778 p.
183. Griffiths P. Boulez. - London: Oxford University Press., 1978. - 64 P-
184. Joyce J. The Critical Heritage (1902-1927). Ed. by R.L. Deming. Vol. I. - London: Routedge & Kegan Paul, 1970. - 385 p.
185. Joyce J. Finnegans Wake. With an introduction by Seamus Deane. -Penguin books. 2000. - 628 p.
186. Joyce J. Ulysses. Edited with an Introduction and Notes by J. Johnson. - London: Oxford University Press, 2007. - 980 p.
187. Koblyakov L. Boulez «Le marteau sans maitre»: Analysis of Pitch Structure // Zeitschrift fur Musiktheorie. 1977. № 1. - S. 24-39.
188. Kubersky Ph. Chaosmos: Literature, Science and Theory // Ph. Kubersky. -N.Y.: State Univ. of New York Press, 1994. - 192 p.
189. Levin H. James Joyce: Critical Introduction / H. Levin. — Norfolk: New Directions, 1960. - 250 p.
190. Ligeti G. A propos de la Troisième Sonate de Boulez (1959). // Musique enjeu. N16, novembre 1974. - P. 6-8.
191. Michel P. György Ligeti, compositeur d'aujourd'hui, 2e édition augmentée. - Paris: Éditions Minerve, 1985. - 240 p.
192. Osmond-Smith D. Berio. - Oxford, 1991. - 176 p.
193. Osmond-Smith D. From Myth to Music: Levi-Strauss's "Mythologiques" and Berio's "Sinfonia" // The Musical Quarterly, Vol. 67, No. 2, 1981.-Pp. 230-260.
194. Osmond-Smith D. Joyce, Berio et l'art de l'exposition II Contrechamps, № 1 (1983). - P. 83-89.
195. Osmond-Smith D. Playing on Words: a Guide to Luciano Berio's Sinfonia. - London, 1985. - 104 p.
196. Sievers Ed. Rhythmisch-melodische Studien. - Heidelberg: Winter, 1912.-141 p.
197. Stoïanova I. Geste-Texte-Musique. Paris, Union générale d'édition, coll. 10/18, 1977.-282 p.
198. Stoïanova I. La Troisième Sonate de Boulez et le projet mallarmeen du Livre. Musique enjeu: Boulez, Schonberg, Schnebel. N 16, 1975. - Pp. 9-28.
199. Tindall W. Y. James Joyce: His way of Interpreting the Modern World. New York-London: Charles Scribner's Sons, 1950. - 134 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.