Выразительное чтение как средство постижения художественного произведения студентами - филологами тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кочергина, Ирина Анатольевна

  • Кочергина, Ирина Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 273
Кочергина, Ирина Анатольевна. Выразительное чтение как средство постижения художественного произведения студентами - филологами: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2005. 273 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кочергина, Ирина Анатольевна

Введение.1

Глава I. Теоретические основы обучения выразительному чтению студентов-филологов

§1. Методологические основы преподавания выразительного чтения краткая история вопроса).11

§2. Современная методология преподавания выразительного чтения в педагогическом вузе.29

§3. Формирование представления об исполнительском анализе художественного текста в трудах методистов.41

Глава II. Постижение подтекста художественного произведения как основа исполнительской интерпретации текста

§1. Подтекст как литературоведческая категория. Некоторые способы создания подтекста писателем.54

§2. Взаимодействие понятий «текст» и «подтекст» в работе по созданию исполнительской интерпретации художественного произведения.82

§3. Формирование понятия «исполнительский подтекст» при подготовке драматического произведения к художественному прочтению. Понятие об авторском и исполнительском подтексте.110

Глава III. Искусство чтения и анализа художественного произведения (методические рекомендации к работе над исполнительским анализом и постижением подтекста при подготовке к выразительному чтению художественных произведений студентами-филологами)

§1. Организация экспериментального обучения на примере работы по выявлению подтекста в некоторых

главах романа А. С. Пушкина «Евгений

Онегин».134

§2. Итоги опытно-экспериментальной работы.187

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Выразительное чтение как средство постижения художественного произведения студентами - филологами»

Обучение выразительному чтению студентов педагогических вузов является составной частью профессиональной подготовки будущего учителя к творческому преподаванию литературы в школе.

Выразительное чтение является искусством исполнительским и как всякое исполнительское искусство, не существует само по себе: оно выполняет свою роль в содружестве с литературой, т.к. представляет собой творческое воплощение произведений художественной литературы в звучащем слове. Выразительное, мастерское чтение - звучащее слово помогает выявить в поэзии или прозе всю полноту идеи произведения, яркость художественных образов, красоту языка. Книга, прочитанная мастером слова, как бы оживает в сознании, раскрывается глубже и, пробуждая воображение слушателей, заставляет искать и находить даже в том, что было хорошо знакомо, все новые и новые чувства и мысли. Практическое значение выразительного чтения трудно переоценить. Фактором, определяющим силу воздействия исполняемого текста, является мастерство чтеца, его умение одухотворить печатные строки живыми, естественными и, следовательно, убеждающими интонациями.

Понятно, что для учителя-словесника такое мастерство, такое профессиональное умение приобретает роль основного инструмента воспитательного воздействия. Этим и определяется важность дальнейшего совершенствования системы и методики занятий по выразительному чтению в педагогическом вузе.

Ценность практикума по выразительному чтению в педагогическом вузе заключается в том, что он способствует формированию у студентов навыков и умений действовать словом в процессе активного и целенаправленного общения со слушателями. Умение воздействовать на аудиторию имеет первостепенное значение в педагогической деятельности. Выполняя функцию социальной коммуникации, выразительное чтение служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, объединяя слушателей одним настроением. Умение выразительно читать является своего рода средством преодоления индивидуальной замкнутости молодых людей, так как требует от исполнителя творческой свободы, искренности, взаимопонимания с аудиторией.

Особая ценность обучения студентов выразительному чтению, как будущих учителей-филологов, - в решении профессиональных образовательных задач: вырабатываются навыки и умения глубокого вчитывания в художественный текст, развиваются способности исследовательского характера, совершенствуются навыки литературоведческого анализа. Работа по подготовке произведения к исполнению развивает наблюдательность, воображение и эмоциональную отзывчивость. Практикум вносит также свой вклад в повышение культуры и выразительности устной речи будущих педагогов.

В этой связи дальнейшее совершенствование методики обучения выразительному чтению студентов представляет большой интерес для теории и практики высшей школы и является актуальной задачей методистов.

Основой для современной методики преподавания выразительного чтения в вузе послужил богатый опыт школьной методики. Проблемы теории и методики выразительного чтения начали разрабатываться русскими педагогами уже в XIX в. (П.Д. Боборыкин, Д.Д Семенов, Ф.И. Буслаев, М. Бродовский, В.П. Острогорский, Ю.А. Озаровский, Д.Д. Коровяков, А. Италинский, В.П. Шереметевский, Н.И. Сентюрина и др). В методической литературе тех лет выдвигается вопрос о необходимости систематического обучения выразительному чтению учащихся. «Подобно тому, - писал В.П. Острогорский, - как учатся теперь все обязательно пению, музыке и рисованию, можно и должно с малых лет обучать и художественному чтению» [24, 954]. В этот же период был поднят вопрос о выразительном чтении учителя. В.П. Острогорскому же принадлежит мнение о том, что добросовестный педагог не вправе считать себя учителем литературы, если он не обладает знаниями и способностями выразительного чтения.

Новым этапом в научной разработке проблем выразительного чтения явились исследования советских методистов (М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, И.Я. Блинов, Н.О. Корет, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, Е.Е. Руднева, Б.С. Найденов, Т.Ф. Завадская, Е.В. Язовицкий, В.В. Осокин, J1.A. Горбушина, Н.М. Соловьева, P.P. Майман, М.Г. Качурин, J1.P. Крымская, Л.Ю. Коренюк, Н.Н. Шевелев, Н.Н. Вербовая, Т.Ф. Курдюмова, В.Г. Маранцман, О.Ю. Богданова, А.Н. Петрова, А.И. Тененбаум и др.).

В исследованиях советских методистов дается научное обоснование выразительного чтения как средству изучения литературы и эстетического воспитания учащихся. Дальнейшее развитие получила проблема обучения выразительному чтению учителя литературы. В центр внимания поставлен вопрос о педагогической направленности чтения словесника. Выразительное чтение становится обязательной частью анализа художественного произведения. В.В. Голубков дал методическое обоснование выразительному чтению как средству изучения художественной литературы, определил принципы использования его в средних и старших классах.

Ряд методистов (Б.С. Найденов, Т.Ф. Завадская, Н.М. Соловьева, Е.В. Язовицкий, Л.Ю. Коренюк, Н.Н. Шевелев) выдвигают проблему творческого применения основных положений К.С. Станиславского в преподавании выразительного чтения. Их внимание привлекает возможность обучения чтению на основе глубокого понимания внутреннего смысла текста. Решающее значение приобретают вопросы предварительной работы исполнителя над произведением, в ходе которой восприятие, осмысление и формирование творческого замысла чтеца играют важную роль. Это принципиально важно для вузовской методики, ориентированную на литературное образование студентов: в связи с тем, что практикум по выразительному чтению в педагогическом вузе рассчитан не на подготовку профессиональных исполнителей во всей полноте их художественного мастерства, а на воспитание культуры чтения будущих учителей- словесников, акцент в работе со студентами должен быть сделан на средства, обеспечивающие адекватное восприятие и воплощение авторского замысла в чтении в процессе воздействия на слушателей. Центральным звеном обучения студентов становится творческий анализ авторского текста, а в теории и практике получают разработку вопросы углубления в подтекст, поиск средств словесного действия. Такой анализ текста в теории и методике выразительного чтения называется исполнительским анализом. Вопросами разработки исполнительского анализа занимались многие методисты 70-90-х гг. ХХв. (Н.М. Соловьева, С.С. Иванченко, Л.Ю. Коренюк, P.P. Майман, Б.А. Буяльский, Ю.К. Беседа, Е.Д. Дмитриева, В.А. Гунько, Д.Н. Катышева, А.А. Коляда, И.А. Жукова, З.А. Шелестова, С.Т. Никольская, А.И. Черноморов, О.В. Кубасова, В.А. Сергеева и ДР-)

Однако единого определения этого понятия в методике до сих пор нет. Внимание ученых-методистов сосредоточено на поисках наиболее эффективных путей воплощения произведения в звучащем слове, на содержании и структуре исполнительского анализа, его этапов и компонентов и др. Некоторые исследователи акцентируют связь исполнительского анализа с литературоведческим; рассматривают эстетическое восприятие как условие выразительного чтения литературного произведения и т.д.

Практика чтецов-профессионалов и педагогов, занимающихся проблемами выразительного чтения, приводит к выводу: чем глубже работа над содержанием текста, тем осознаннее, правдивее и выразительнее исполнение произведения. Однако единого подхода к системному изучению художественного текста в связи с подготовкой его к выразительному прочтению в методике нет.

В неопубликованной книге В.Н. Яхонтова «Теория и практика художественного чтения», рукопись которой находится в ЦГАЛИ, приводится определение цели и специфики литературоведческого анализа в рамках художественного чтения: «Когда работаешь над произведением, то приходишь к глубинному анализу произведения и подчас выходишь за рамки, куда-то дальше, уходишь в письма, в биографию.

Эти домыслы, однако, остаются достоянием творческого процесса: их не вынесешь на трибуну. Исполнитель обязан уйти обратно в рамки романа и этим ограничиться. Эти домыслы ложатся в подспудное - в подтекст. Возвращение в рамки романа будет обогащенным, насыщенным и углубленным, и мир, в который тебя уводит автор, покажется более обширным и значительным. Будут ли знать слушатели об этих вольных прогулках за рамки романа? Нет, конечно, слушатели об этом не будут знать, но мне, как исполнителю романа, это нужно» [360, 161-163].

Это образное рассуждение о назначении литературоведческого анализа как нельзя более точно определяет его задачу для исполнителя: творчески обогащать подтекст, углублять и расширять представления о художественном мире произведения.

Внимание к интереснейшему феномену художественного творчества - подтексту в связи с обучением студентов выразительному чтению и построение методики исполнительского анализа с учетом глубинного постижения подтекста и стало предметом нашего исследования.

В процессе практической работы со студентами над исполнительским анализом художественно текста мы пришли к выводу, что для наиболее эффективного осуществления исполнительских задач чрезвычайно важно как можно глубже и точнее проникнуть в подтекст художественного произведения.

Этот этап исполнительского анализа мы рассматриваем как условие создания исполнительской интерпретации в жанре звучащего слова и как основу модели исполнительского анализа, ориентированной на обучение творчески осмысливать художественный текст и готовить его к исполнению.

Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется недостаточной разработанностью методики постижения художественного текста в связи с подготовкой его к выразительному чтению, а также необходимостью создания новой модели исполнительского анализа, одним из важнейших компонентов которого будет являться изучение подтекста.

Итак, объектом нашего исследования является процесс подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности учителя-словесника, в частности, к обучению выразительно читать художественное произведение.

Предметом: теоретико-методическое обоснование работы над выразительным чтением как средством постижения художественного произведения и методика работы над исполнительским анализом художественного произведения в условиях практикума выразительного чтения в педагогическом вузе.

Цели исследования:

1) теоретическое обоснование тесной взаимосвязи исполнительского анализа с глубоким изучением художественного произведения;

2) определение оптимальных путей обучения выразительному чтению на основе выявления подтекста художественного произведения;

3) выявление действенной роли «озвученного» подтекста в воплощении произведения в звучащем слове.

В основу исследования положена следующая гипотеза: уровень литературного образования и профессиональной подготовки студентов-филологов педагогических вузов может быть значительно повышен, если при изучении художественного произведения будет уделяться существенное внимание развитию умений и навыков выразительного чтения; студенты овладеют приемом исполнительского анализа художественного текста, что позволит им творчески воплотить литературное произведение в звучащем слове и глубже постичь идейно-художественное своеобразие художественного литературного текста; умение понять и передать подтекст художественного произведения будет рассматриваться как важнейший компонент и необходимое условие исполнительской трактовки. При этом на каждом этапе исполнительского анализа внимание к подтексту должно играть действенную, определяющую роль. От этого зависит конечный, «оценочный» вариант исполнительской трактовки произведения.

Цели исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи: выявить теоретические основы становления понятия «подтекст» в процессе художественного восприятия произведения (на основе изучения эстетической, психологической, искусствоведческой, литературоведческой и методической литературы); определить специфику подтекста в процессе исполнительского анализа литературного произведения, показать его действенную роль на всех стадиях творческой деятельности чтеца; разработать наиболее действенные пути освоения подтекста в процессе исполнительского анализа художественного произведения; выявить общность и различие понятий «авторский» и «исполнительский» подтекст и определить пути творческого воплощения их в деятельности чтеца-интерпретатора; организовать экспериментальную проверку предложенного методического решения на занятиях практикума по выразительному чтению.

Методологической основой нашей работы являются ведущие труды-исследования по психологии, педагогике, литературоведению, искусствоведению, методике преподавания литературы, отражающие проблемы искусства художественного слова.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение научной литературы по теме диссертации; анализ учебных программ и пособий; наблюдение за процессом учебной деятельности студентов на занятиях практикума по выразительному чтению; изучение педагогического опыта преподавателей педагогических вузов и школьных учителей; опытно-экспериментальная работа.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1993-1995 гг.) изучалась литература по проблемам, связанным с темой исследования; определялись основные исходные положения работы; разрабатывались задания, включенные впоследствии в программу констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1996-2000гг.) уточнялись основные теоретические положения работы, проводились констатирующие срезы, отбирался дидактический материал, осуществлялась опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (2001-2004гг.) вносились коррективы в опытно-экспериментальное обучение, проверялась эффективность предлагаемой методики, проводились контрольные срезы итоговых знаний и исполнительских умений студентов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Теоретически обоснована и экспериментально проверена авторская концепция обучения выразительному чтению студентов-филологов с опорой на исполнительский анализ художественного произведения.

2. Разработана методика выявления подтекста художественного произведения как одного из важнейших компонентов исполнительского анализа литературного текста.

3. Впервые в тезаурус методики выразительного чтения введен термин «исполнительский подтекст» как элемент исполнительского анализа.

4. На основе указанной концепции создана программа практикума по выразительному чтению для педвузов и разработаны методические рекомендации для студентов-филологов.

В диссертации представлены различные подходы к постижению художественного произведения в процессе работы над исполнительским анализом, которые прошли экспериментальную проверку на занятиях выразительного чтения со студентами-филологами.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что исследуемая проблема разработана на основе научной методологии, в соответствии с концепциями современной эстетики, психологии, искусствоведения, литературоведения, методики преподавания литературы; подтверждена опытом собственной многолетней работы диссертанта в педагогическом вузе, данными опытно-экспериментального обучения студентов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе учебных занятий со студентами филологического факультета МГТГУ и Читинского университета им. Н.Г. Чернышевского, в выступлениях на Всероссийских научно-практических конференциях, проводимых кафедрой методики преподавания литературы Mill У, на курсах усовершенствования учителей г. Москвы, Московской области и Краснодарского края, в публикациях по теме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанными в нем теоретико-методическими основами работы над творческим воплощением литературно текста в звучащем слове студенты-словесники могут руководствоваться как в своей самостоятельной работе, так и в дальнейшей своей педагогической деятельности. Разработана и внедрена в учебный процесс программа курса «Практикум по выразительному чтению в педагогическом вузе». Разработаны методические рекомендации для студентов «Учись выразительно читать и говорить». Издано учебно-методическое пособие для студентов и учителей средних школ «Выразительное чтение в изучении художественного текста».

Конкретные практические материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы как на занятиях выразительным чтением в педагогических вузах, так и на уроках литературы учителями средних школ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное обучение студентов-словесников выразительному чтению предполагает необходимость системообразующей, концептуально-разработанной модели исполнительского анализа как познавательно-оценочного процесса, направленного на создание исполнительской трактовки литературного произведения в звучащем слове.

2. Постижение подтекста литературного произведения является одним из важнейших этапов на пути подготовки текста к художественному исполнению и основой творческого воплощения литературного произведения в звучащем слове. Поэтому наиболее эффективными будут такие пути исполнительского анализа, которые активизируют оценочную деятельность студентов-чтецов в постижении подтекста художественного произведения и повысят их литературно-исследовательские возможности.

3. Глубокое изучение подтекста художественного произведения в процессе исполнительского анализа способствует развитию и совершенствованию не только исполнительского мастерства студентов, но и способностей литературоведческого анализа и оценки произведения как художественной ценности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кочергина, Ирина Анатольевна

Заключение

Выразительное чтение - это одно из средств углубленного изучения текста, его художественного анализа, поэтому оно органически должно входить в систему изучения художественного произведения.

Практика показывает, что система работы по выразительному чтению сказывается на качестве знаний студентов и учеников средних школ, на пробуждение интереса к литературе, а у многих и любви к данному предмету. И чем раньше происходит приобщение к искусству выразительного чтения, тем эффективнее результаты. Вот почему так важно обучать студентов, будущих учителей литературы, искусству выразительного чтения.

Наиболее полное овладение теорией и практикой выразительного чтения происходит при условии формирования у студентов определенной конкретной системы работы исполнителя над текстом, в которой системообразующей единицей является исполнительский анализ.

Исполнительский анализ есть процесс осознанного проникновения в художественную идею произведения для воплощения ее в звучащем слове в соответствии с творческим замыслом исполнителя и в целях воздействия на слушателя. Исполнительский анализ предполагает и пробуждение чувственной реакции на художественное произведение. Подлинно художественное произведение обязательно должно восприниматься чувствами!

Если учитель литературы в совершенстве овладеет приемами исполнительского анализа (а этому его должны обучать в педагогическом вузе!), то он достигнет такого результата в работе, когда ученики будут понимать произведение ничуть не хуже, чем при традиционном изучении (путем литературоведческого анализа), однако отношение к произведению как к искусству слова, отражающему действительность, будет гораздо ярче, живее, эмоциональнее; произведение будет не только понято, но и прочувствованно.

Как всякая творческая деятельность, работа исполнителя над выразительным чтением произведения не может быть строго регламентирована.

Однако, наше исследование позволяет сделать выводы о некоторых закономерностях в обучении студентов творческой работе по подготовке художественного текста к выразительному прочтению:

1. В основу усвоения теории выразительного чтения должно быть положено учение о постижении подтекста художественного произведения, а содержанием практических занятий должно стать обучение исполнительскому анализу как способу практического овладения исполнительскими умениями и навыками.

2. Предлагаемая методика обучения студентов исполнительским умениям и навыкам направлена на овладение основными элементами исполнительского анализа с особым вниманием к постижению подтекста на каждом этапе анализа.

3. Методика, прошедшая экспериментальную проверку, дала результаты, показывающие ее оптимальное соответствие фактическим условиям практикума и свидетельствующие об ее эффективности в практическом овладении исполнительским анализом и приобретении студентами исполнительских умений и навыков.

4. В процессе обучения не у всех студентов вырабатывается высокий уровень исполнительского мастерства, однако все они становятся грамотными слушателями, глубже воспринимают произведение, начинают понимать, какими качествами должно обладать их собственное чтение. В этом проявляется одно из важнейших назначений обучения выразительному чтению как аналитической творческой деятельности студентов.

5. Полученные в ходе исследования результаты в развитии исполнительских умений и навыков студентов и глубина понимания художественного произведения в связи с этим требуют дальнейших исследований по конкретизации и углублению содержания и методики обучения каждому элементу исполнительского анализа как основе эстетического, художественного и действенного восприятия (постижения) художественного произведения и передаче «найденных» глубин в действенном, звучащем слове.

6. Определение места и роли исполнительского подтекста в структуре исполнительского анализа дает возможность творчески «обновлять» художественный текст в озвученном варианте, что представляет несомненную ценность в практической работе учителя литературы.

Однако, стоит отметить, что методика подготовки выразительного чтения литературного произведения на практикуме в педагогическом вузе требует дальнейшего исследования и разработки. Перспективным представляется осмысление каждого элемента исполнительского анализа для достижения наиболее высокого уровня понимания произведения как искусства слова. Вариативность методов и приемов исполнительского анализа может быть обусловлена психолого-педагогическими факторами индивидуальных исполнительских способностей студентов.

Наблюдения за развитием исполнительских и исследовательских навыков у студентов в процессе подготовки художественного текста к выразительному прочтению привели к выводу о развитии собственных литературно-творческих способностей: путь «сотворчества» с автором художественного произведения часто ведет к собственному творчеству. Эти наблюдения требуют осмысления и дальнейшего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кочергина, Ирина Анатольевна, 2005 год

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.

2. Авлова-Шперлинг Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства (введение в поэтику) // книга для учителя. М., 1994.

3. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. М., 1974.

4. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1984.

5. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1972.

6. Аксенов В.Н. Некоторые товарищи полагают. // Об искусстве чтеца. -М., 1960.

7. Алексеев М.П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг.». -Л., 1967.

8. Анализ литературного произведения. // Под редакцией Л.И. Емельянова, А.И. Иезуитова. Л., 1976.

9. Ананьев Б.Ф. Психология чувственного познания. -М., 1960.

10. Ю.Андроников И.Л. К музыке. Изд-е, 4-е. «Советский композитор», М.,1992.11 .Андроников И.Л. Я хочу рассказать вам. М., 1971.

11. Анкудович Л.М. Работа чтеца над словом. М., 1983.

12. Арго A.M. Звучит слово. Очерки и воспоминания. Издание 2-ое. М.: «Детская литература», 1968.

13. М.Артоболевский Г.В. Как читать Пушкина. М.: ВТО, 1940.

14. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. -М.: «Просвещение», 1978.

15. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. Сб.статей. -М.: Искусство, 1968.

16. Баевский B.C. Ритмическая композиция стихотворения // Жанр и композиция литературного произведения. М., 1976, выпуск 3.

17. Балабанович Е.Э. Чтец-художник // В книге: Выразительное чтение. М.: Просвещение, 1963.

18. Баранникова JI.И. Основные сведения о языке. // Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.

19. Бархин К.Б. Культура слова. М.: Учпедгиз, 1930.

20. Бархин К.Б. Методика тихого чтения в связи с задачами по развитию речи. М.: Учпедгиз, 1930.

21. Бархин К.Б. Развитие речи и узучение художественных произведений. -М.: Учпедгиз, 1930.

22. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе. // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7-ми томах, М., 1996, т.5.

23. Бахтин М.М., Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979.

24. Бахтин М.М. Слово в романе. // «Вопросы литературы», 1965, №8.

25. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературы в школе. М.: Просвещение, 1990.

26. Белецкий А. И. В мастерской художественного слова. М., 1965.

27. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

28. Белинский В.Г. 4-ая статья о Пушкине // Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 томах. Т. 6 М.: Художественная литература, 1981.

29. Белинский В.Г. О классиках русской литературы. М., 1978.

30. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М.: издательство АН СССР, 1955, т.8.

31. Белкин А. Читая Достоевского и Чехова. — М.: Художественная литература, 1973.

32. Белов С. Искусство медленного чтения. // «Литература и ты». Выпуск 6, М., 1977.

33. Бендер Н.А. Принципы системы Станиславского в творчестве чтеца. // Выпуск 1,2,3. М.: Издательство ЦДНТ имени Крупской, 1953-54.

34. Бендер Н.А. Творческое воплощение текста. // В книге: Звучащее слово. М.: Искусство, 1969.

35. БербероваН. Курсив мой. М.: Согласие, 1996.

36. Беседа Ю.К. Выразительное чтение. Практикум. М.: Прометей, 1991.

37. Беседы К.С. Станиславского. Записи П.Е. Антаровой. -М., 1952.

38. Беседы о Вахтангове. М-Л., 1972.

39. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. М., 1979.

40. Благой Д. Д. Примечания к избранной лирике Пушкина. М.: Гослитиздат, 1937.

41. Блинов И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. М., 1946.

42. Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. М., 1969.

43. Богданова О.Ю. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы. // Поэтика художественного текста на уроках литературы. // ответственный редактор О.Ю. Богданова. М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1997.

44. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М.: МГПИ, 1979.

45. Бонди С.М. О Пушкине. // Статьи и исследования. 2-ое издание. М.: Художественная литература, 1983.

46. Бонди С.М. Черновики Пушкина. М., 1971.

47. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: опыт прочтения «Медного всадника. М.: Советский писатель, 1981.

48. Борев Ю.Б. Проблема художественного восприятия. // Общество. Литература. Чтение. -М.: Прогресс, 1978.

49. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. -М.: Просвещение, 1990.

50. Боровой Л. Вкус к точному слову. // В защиту живого слова: Сборник статей / составитель В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966.

51. Боровой Л. Путь слова. Очерки и разыскания. М.: Просвещение, 1974.

52. Бочаров Г.К. За сорок лет. Записки словесника. М.: Просвещение, 1972.

53. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. -М.: Наука, 1974.

54. Браже Т.Г. Искусство анализа художественного произведения. М.: Правда, 1971.

55. Бражник И.Я. Ликующая муза. Новосибирск: Запсибиздат, 1974.

56. Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1986.

57. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. М.: «Правда», 1964.

58. Бугаева С.С. Исполнительская задача как центральное звено подготовки произведения к чтению // Методические указания для занятий по выразительному чтению. Составитель Н.М. Соловьева. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1979.

59. Бугаева С.С. Методика подготовки выразительного чтения литературного произведения на практикуме в педагогическом институте. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1979.

60. Бугаева С.С. Сверхзадача и подтекст как средство выражения авторского замысла и индивидуальности чтеца. // Выразительное чтение в школе и вузе. / Ответственный редактор Л.Ю. Коренюк. Иркутск: Иркутский государственный педагогический институт, 1976.

61. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука, 1975.

62. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969.

63. Бушмин А.С. Об анатомическом рассмотрении художественного произведения. Л.: Наука, 1976.

64. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения //Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.

65. В защиту живого слова. // Сборник статей. / Составитель В.Я Коровина. -М.: Просвещение, 1966.

66. Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. Вопросы психологии художественного творчества. Тбилиси: «МЕЦНИЕРЕБА», 1978.

67. Вахрушев B.C. Уроки мировой литературы в школе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993.

68. Вахтомин Н.К. Практика мышление - знание. М., 1978.

69. Введение в литературоведение. / Под редакцией Г. Поспелова. М., 1976.

70. Вербовая Н.Н. Искусство речи. М.: Искусство, 1977.

71. Вербовая Н.Н. Обучение выразительному чтению на уроках русской литературы в V XI классах национальной школы. М., 1989.

72. Вересаев В. Пушкин в жизни. M.-J1.: Academia, 1932.

73. Верховский Н.Ю. Книга о чтецах. М., 1950.

74. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). // Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». М.: Высшая школа, 1989.

75. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.

76. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1976.

77. Воспоминания о серебряном веке: // Сборник / Составитель, автор предисловия и комментариев В.Крейд. М.: Республика, 1993.

78. Восприятие и деятельность. / Под редакцией А.Н. Леонтьева. М., 1976.

79. Все начинается с учителя. / Под редакцией З.И. Равкина. М.: Просвещение, 1983.

80. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. М., 1956.

81. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Наука, 1979.

82. Выразительное чтение / Пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1972.

83. Выразительное чтение в школе и вузе / Редакционная коллегия: Коренюк Л.Ю., Ласкина Т.К., Щапова И.Б. Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 1976.

84. Выразительное чтение. / Сборник очерков. М.: АПН РСФСР, 1963.

85. Гаспаров M.JI. К анализу композиции лирического стихотворения // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы: Донецк: 1977.

86. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1968.

87. Гей Н.К. Искусство слова. М., 1963.

88. Германова М.Г. Книга для чтецов. М.: Профиздат, 1964.

89. Герцен А.И. Собрание сочинений. М.: Наука, 1958.

90. Гинзбург Л. О лирике. М.: Интрада, 1997.

91. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.-Л., 1966.

92. Гогоберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования. М: Наука, 2003.

93. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14-ти т., т. 4, 6, 8 М., 1952.

94. Голубков В.В. Мастерство устной речи. -М.: Просвещение, 1965.

95. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. 7-ое издание М.: Учпедгиз, 1962.

96. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание // Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1975.

97. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М.: Просвещение, 1965.

98. Городи Роже. О реализме без берегов. М., 1966.

99. ЮО.Горький A.M. Жизнь Клима Самгина. В 4-х ч., ч. 2., М.: Гослитиздат,1956.101 .Григорян Л.Т. Язык мой друг мой. - М., 1976.

100. Модзалевский Б.Л. Пушкин и его современники: Избранные труды (18981928).-СПб., 1999.

101. Ю2.Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. //

102. Методологические очерки о методике. М., Л.: - Просвещение, 1966.

103. Дмитриева Е.Д. Практикум по выразительному чтению. М.: Просвещение, 1981.

104. Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. М., 1968.

105. Доманский В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе. Томск: Томский государственный университет, 2000.

106. Дурылин С. Пушкин в звучащем слове. Д., 1936. 1 Ю.Ежегодники МХАТа за 1948 г. Т.2.

107. Жирмунский В.М. Мелодика стиха: По поводу книги Б.М. Эйхенбаума «Мелодика стиха». Пб., 1922.

108. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1975.

109. Журавлев Д.Н. Беседы об искусстве чтеца. Искусство звучащего слова. Выпуск 18. М.: Советская Россия, 1977.

110. Журавлев Д.Н. Жизнь. Искусство. Встречи. М., 1985.119.3авадская Т.Ф. Искусство чтения в художественном воспитании подростка. М.: Просвещение, 1968.120.3акушняк А.Я. Вечера рассказЯвгМ., 1984.

111. Иванов Вс. Александр Пушкин и его время. М.: Молодая гвардия, 1977.

112. Иванченко С.С. Развитие воссоздающего воображения студентов при обучении выразительному чтению // В Кн.: К курсу методики преподавания литературы в Пед. Институте. М., 1978.

113. Иванченко С.С. Самостоятельная работа по выразительному чтению (планирование и контроль). Кривой Рог, 1988.

114. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Просвещение, 1982.

115. Ильин Е.Н. Рождение урока. М.: Просвещение, 1986.

116. Ильинский И. Сам о себе. М.: издательство ВТО, 1961.

117. Ильинский И. Со зрителем наедине. Беседы о театральном искусстве. -М.: Молодая гвардия, 1964.

118. Искусство звучащего слова. М.: Советская Россия, выпуски разных лет.

119. Итина О.М. Заметки о чтецах. / Искусство звучащего слова. Вып. 14.-М.: Советская Россия, 1974.

120. НО.Итина О.М. О работе педагога в коллективе художественного чтения. В кн.: Искусство звучащего слова, выпуск 10. -М.: Советская Россия, 1972.

121. Калачева С.В. Стих и ритм. (О закономерности стихосложения). М.: Знание, 1978.

122. Калитин Н.И. Искусство быть читателем. М., 1962.

123. Кан-Калик В. А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М., 1988.

124. Катышева Д.Н. Работа чтеца над текстом. Учебное пособие по курсу «Методика учебно-творческой и воспитательной работы в коллективах художественного слова». М.: Профиздат, 1970.

125. Качурин М.Г. «Образ рассказчика» в искусстве звучащего слова на уроке литературы. // Выразительное чтение в школе и в вузе. Иркутск, 1985.

126. Качурин М.Г. Выразительное чтение в 8-10 классах. Д.: Учпедгиз, 1960.

127. Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М.: Academia, 1974.

128. Киреев Б.А. Техника словесного действия. Лекция для студентов режиссерского отделения. Л., 1974.

129. Кнебель (кМ. Слово в творчестве актера. М.: Искусство, 1970.

130. Коган Ф. Как нужно декламировать стихи. М.-Л.: Молодая гвардия, 1927.

131. Коган Ф. Техника исполнения стиха. М.: Художественная литература, 1935.

132. Коган Ф. Художественное чтение. Исполнение стихов. М., 1940.

133. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. -М.: Советская Россия, 1980.

134. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.: ВТО, 1977.

135. Колокольцев Н.В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения. М., 1958.

136. Коренюк Л.Ю. Восприятие романа «Евгений Онегин» в процессе подготовки его к выразительному чтению. // В сборнике «Выразительное чтение в школе и вузе». Иркутск, 1980.

137. Коренюк Л.Ю. Выразительное чтение в подготовке словесников // Народное образование, 1974, № 10.

138. Коренюк Л.Ю. Обучение выразительному чтению студентов педагогических институтов. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1970.

139. Коренюк Л.Ю. Работа над техникой речи. Иркутск, 1985.

140. Коренюк Л.Ю. Совершенствуйте свою речь. М.: Просвещение, 1989.

141. Коровяков Д.Д. Искусство и этюды выразительного чтения. СПб., 1914.

142. Кочарян С. В поисках живого слова. М.: ВТО, 1979.

143. Кочергина И.А. Выразительное чтение в изучении художественного текста. М.: Прометей, 2004.

144. Кочергина И.А. Выразительное чтение в творческом развитии школьников. Выразительное чтение в вузе и школе. М.: Прометей, 1992.

145. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. -М., 1966.

146. Кравцов Н.И. Выразительное чтение. Тамбов: Издательство Тамбовского педагогического института, 1960.

147. Краткая литературная энциклопедия под редакцией А.А. Сурова. М.: Советская энциклопедия, 1972.

148. Крымская Л.Р. Развитие восприятия лирического стихотворения при обучении выразительному чтению (практикум по выразительному чтению в пединституте). / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1978.

149. Кубасова О.В. Выразительное чтение / пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Academia, 1988.

150. Культура сценической речи. // Сборник статей. / Ответственный редактор И.П. Козлянинова. М.: ВТО, 1979.

151. Куракина К.В. Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского. М.: ВТО, 1959.

152. Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.: Учпедгиз, 1963.

153. Кочергина И. А. О чтении выразительном и художественном // В сб. «Проблемы современного образования». Вып. 4. М. Ярославль, 2003.

154. Курдюмова Т.Ф. Проблема восприятия художественного текста на уроках литературы. // Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984.

155. Курсков Ю.В. Устная речь и ее восприятие слушателями. // Выразительное чтение в школе и в вузе / Ответственный редактор Л.Ю. Коренюк. Иркутск: ИГПИ, 1976.

156. Лаврецкий А.Л. Эстетические взгляды русских писателей: Сборник статей. М.: Художественная литература, 1963.

157. Левидов A.M. Автор образ - читатель. — Л., 1977.

158. Легувэ Э. Чтение как искусство. М., 1879.

159. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. М., 1967.

160. Леонтьев А.Н. Введение к книге Л.С. Выготского «Психология искусства». -М.: Искусство, 1968.

161. Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией А.Н. Николюкина. -М.: НПК «Интелвак», 2003.

162. Литературное произведение: основные понятия и термины. / Под редакцией Л.В. Чернец. М.: Academia, 2000.

163. Литературный энциклопедический словарь под редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.

164. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, 1968, №8.

165. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. М., 1968.

166. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

167. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. -М.: Просвещение, 1988.

168. Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб.: Искусство, 1997.

169. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство, 1995.

170. Луначарская-Розенель Н.А. Луначарский читатель. // Методика преподавания литературы в советской школе. - М.: Просвещение, 1969.

171. Луначарский А.В. Записки института живого слова. Выпуск 1, ПТГр, 1919.

172. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1980.

173. Майман P.P. Выразительное чтение в системе учебной и внеклассной работы по литературе в школе. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л., 1967.

174. Майман P.P. и др. Выразительное чтение. Практика. // Практикум для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1980.

175. Майман P.P. Учитель литературы как чтец-исполнитель. / Методические указания для занятий по выразительному чтению. Составитель Н.М. Соловьева. М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1979.

176. Майман P.P., Савова М.Р. Луначарский и искусство звучащей литературы. / Сб. Выразительное чтение в вузе и школе Отв. ред. О.Ю. Богданова. - М.: Прометей, 1992.

177. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1972.

178. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М.: Наука, 1982.

179. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. -М.: Просвещение, 1984.

180. Макаровская Г.В. «Медный всадник». Итоги и проблемы изучения. -Саратов, 1988.

181. Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л.: Советский писатель, 1985.

182. Максимов В.И. Точность и выразительность слова. Л., 1968.

183. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: ЛГПИ, 1974.

184. Маранцман В.Г. Литературоведческий анализ как важнейший этап подготовки литературного произведения к выразительному чтению. В кн.: Выразительное чтение в школе и вузе. / Отв. ред. Л.Ю. Коренюк. Иркутск, 1985.

185. Маранцман В.Г. Проблемы изучения лирики Лермонтова в 8 классе. // Литература в школе, 1982, №1.

186. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. М.: Просвещение, 1986.

187. Маркович В. Юмор и сатира в «Евгении Онегине». // «Вопросы литературы», 1969, №1.

188. Маршак С.Я. Воспитание словом. // Статьи. Заметки. Воспоминания. -М.: Советский писатель, 1961.

189. Машинский С.И. «Мертвые души» Гоголя. М.: Художественная литература, 1978.

190. Ю.Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М.: Просвещение, 1985.

191. Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина. Л.: Художественная литература, 1974.

192. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроке и во внеклассной работе по литературе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1995.

193. Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. — М.: Просвещение, 1964.

194. Методология анализа литературного произведения. / Отв. ред. Ю.Б. Борев. -М.: Наука, 1989.

195. Методика выразительного чтения. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». -М.: Просвещение, 1977.

196. Методика выразительного чтения. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». / Общая редакция Т.Ф. Завадской, Н.М. Соловьевой 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1975.

197. Методика преподавания литературы. / Под ред. З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1985.

198. Методика преподавания литературы: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 филология. - М.: Флинта: Наука, 1999.

199. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических вузов. / Под ред. О.Ю. Богдановой. М.: Академия, 1999.

200. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. М.: Просвещение, 1968.

201. Молдован A.M. Мелодика стиха (вопросы терминологии). / Вопросы литературы. Львов, 1976, выпуск 1.

202. Москвин И.М. Беседа с молодыми актерами. / Сб. Иван Михайлович Москвин. 1874-1946.-М., 1948.

203. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.: Искусство, 1986.

204. Назаренко В.А. Язык искусства. Л., 1961.

205. Найденов Б.С. и др. Выразительное чтение. Изд. 2-ое. М.: Просвещение, 1972.

206. Найденов Б.С. и др. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 1977.

207. Наровчатов С. Лирика Лермонтова. М.: Советский писатель, 1970.

208. Немирович-Данченко В.И. в книге Верховского Н.Ю. Книга о чтецах. -М., 1950.

209. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987.

210. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. -М.: Просвещение, 1971.

211. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. Издание 2-ое, доп. М.: Политиздат, 1982.

212. Острогорский В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.

213. Панаев И.И. Литературные воспоминания. М.: Гослитиздат, 1950.

214. Паустовский К. Книга скитаний. Повесть о жизни. В 2-х т., т.2. М.: Советская Россия, 1966.

215. Пенкин М.С. Искусство и наука. М., 1978.

216. Першин Н.Ф. Звучащее слово. -М.: Искусство, 1971.

217. Петриева Л.И. Специфика изучения произведений русской классической литературы в старших классах гуманитарного профиля. / Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2000.

218. Петрова А.Н. Сценическая речь: Учебное пособие. М.: Искусство, 1982.

219. Петрова А.Н. Художественное слово и воспитание актера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. -М., 1964.

220. Петрова Э.А. Искусство рассказа. Л., 1973.

221. Петрова Э.А. Мышление и воображение в словесном действии чтеца-рассказчика. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л., 1980.

222. Погружение методика будущего. / Отв. редактор и составитель А.П. Тубельский. - М.: Парсифаль, 1999.

223. Поспелов Г.Н. Лирика. М.: Издательство МГУ, 1976.

224. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976.

225. Примерные программы по русскому языку и литературе: Для среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2002.

226. Программа общеобразовательных учреждений: Литература 10-11 классы. / Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2000.

227. Программа общеобразовательных учреждений: Литература 5-11 классы. / Под ред. А.И. Княжицкого. М.: Просвещение, 2000.

228. Программа общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования. 5-11 классы. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2000.

229. Программа по литературе для старшей школы. / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб.: Специальная литература, 1998.

230. Пути анализа литературного произведения. / Под ред. Б.Ф. Егорова. -М.: Просвещение, 1981.

231. Развитие воображения ученика-читателя в школе. Л., 1988.

232. Ракитина Г.П. Выразительное чтение как средство углубленного изучения художественного произведения. // Сб.: Выразительное чтение в школе и вузе.- Иркутск, 1980.

233. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М.: Просвещение, 1972.273 .Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968.

234. Риторика. Учебник для 10 класса. / Под ред. Т.А. Ладыженской: С -инфо: Бала СС. М., 2002.

235. Рождественский В. Читая Пушкина. Л., 1962.

236. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе.-М.: АПН РСФСР, 1953.

237. Руднева Е.Е. Выразительное чтение в 5-7 классах. М., 1954.

238. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. Ю.И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2001.

239. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. / Под ред. Г.Н. Ионина. -М.: Мнемозина, 2001.

240. Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985.

241. Рыбникова М.А. Очерки по методике выразительного чтения. М.: Просвещение, 1968.

242. Савова М. Р. Выразительность речи учителя литературы. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1994.

243. Савкова 3. В. Как сделать голос сценическим. М.: Искусство, 1988.

244. Савкова 3. В. Искусство звучащей поэзии. М.: Просвещение, 1984.

245. Светлое имя Пушкин / Сост., комментарии В. В. Лунина. М.: Правда, 1988.

246. Свинцов В. И. Смысловой анализ и обработка текста. М., 1979.

247. Сережников В. К. Искусство художественного чтения. М.: Полит, госздат., 1923.

248. Сережников В. Мастерство чтеца. Л., 1930.

249. Сильман Т. Подтекст глубина текста. \ Вопросы литературы, 1979, № 1

250. Сиповский В. В. Пушкин. Жизнь и творчество. СПб., 1907.

251. Слово и образ. / Сборник статей. Сост. Кожевникова В. В. М., 1964.

252. Смелкова 3. С. Литература как вид искусства: книга для учителя. М.: Флинта: Наука, 1997.

253. Смелкова 3. С. Слово в художественном тексте. М.: Педагогика, 1980.

254. Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум. М.: Просвещение, 1976.

255. Смоле некий Я. М. Искусство звучащего слова. М.: ВТО, 1967.

256. Смоленский Я. М. Советы чтецам. М.: Искусство, 1966.

257. Смоленский Я. М. Читатель. Чтец. Актер. М.: Сов. Россия, 1983.

258. Соловьева Л.Я. Я научу вас говорить. Восемь практических уроков. -М.: Палея, 1999.

259. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. М.: Просвещение, 1976.

260. Соловьева Н. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4 8 классах: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

261. Смирнов С.А. Преподавание лит-ры в V VIII классах. - М.: Учпедгиз, 1967.

262. Соснина Н. А. Обучение школьников способам анализа художественного произведения на уроке литературы. //Урок литературы. Пособие для учителя. \Составители Збпалова Т. С. и Мещерякова М. Я. М.: Просвещение, 1983.

263. Станиславский К. С. Работа актера над собой. / Собрание сочинений в 8-ми т. 2 М.: Искусство, 1954.

264. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8-ми томах, т. 3,4 М.: Искусство 1954.

265. Степанов Н. JI. Лирика Пушкина. М.: Гос. лит. издат., 1959.

266. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.

267. Стракевич М. М. Работа над выразительным чтением при изучении русского языка в 5 8 классах. М.: Просвещение, 1964.

268. Сценическая речь. Учебное пособие для средних театральных и учебно -просветительских учебных заведений и институтов культуры. \Под. ред. И. П. Козляниновой. М.: Просвещение, 1976.

269. Тарасов Е. Ф. Психология речевого воздействия. // Вопросы лекционной пропаганды. М.: 1987, вып. 6.

270. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Изд. 5-е. М.: Просвещение, 1976.

271. Тимофеев Л. И., Тодоров Л.В. Как читать и понимать стихи. М., 1961.

272. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., 1982.

273. Тодоров Л. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. М., 2003.

274. Тодоров Л.В. Об анализе лирических стихов А.С. Пушкина в старших классах // За творческое изучение литературы в школе / Под. ред. Н.И. Кудряшова М., 1963.

275. Толстой А. Н. К молодым писателям. / Собрание сочинений, т. 13. М.: ГИХЛ, 1949.

276. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 10-ти томах, М.: Художественная литература, 1962.

277. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.

278. Топорков В. Станиславский на репетиции. М.: ВТО, 1950.

279. Тынянов Ю. Н. Безыменная любовь. / В кн.: Пушкин и его современники. М., 1968.

280. Тынянов Ю. Н. Литературный факт. М.: Высшая школа, 1993.

281. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965

282. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

283. Успенский Л.В. Слово о словах. М., 1971.

284. Утюжникова Т.К. О некоторых приемах обучения студентов восприятию и воспроизведению интонационного строя художественного текста в звучащем слове. // Выразительное чтение в школе и вузе. / Отв. ред. Л.Ю. Коренюк. Иркутск, 1985.

285. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11-ти т., М-Л., 1949.

286. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высшая школа, 1999.

287. Хемингуэй Э. Маэстро задает вопросы. // Собрание сочинений. В 4-х томах, т. 1 М.: Худ. лит., 1968.

288. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. // Вопросы литературы, № 11, № 12, 1984.

289. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. Изд. 3-е.М.: Худ. литература, 1971.

290. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976.33З.Черноморов А. И., Шустова А. И. Практикум по выразительному чтению. -М., 1970.

291. Чехов А. П. и Лев Толстой. М.: Наука, 1980. 335.Чехов А. П. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. - М., 1949. ЗЗб.Чичерин А. Скрытые силы слова. / Вопросы литературы № 1, 1963. 337.Чудаков А. Поэтика Чехова. - М., 1971.

292. Шанский А. М. В мире слов. М., 1978.

293. Шварц А. И. В лаборатории чтеца. -М.: Искусство, 1974, вып. 13.

294. Шварц А. И. Пушкин в звучащем слове. // Сборник статей. Л., 1936.

295. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы. М., 1956.

296. Шевелев Н. Н. Выразительное чтение в 5-8 классе. М.: АПН СССР, 1964.

297. Шелестова 3. А. Чтение прозаических произведений и подготовка будущих учителей-словесников к режиссерской работе над текстом// Выразительное чтение в вузе и школе/ Отв.ред. О.Ю.Богданова. М.: Прометей, 1992.

298. Шелестова З.А. Выразительное чтение как вид творческой деятельности на уроке литературы // Выразительное чтение в вузе и школе. М.: Прометей, 1992.

299. Шервинский С. В. О чтецкой режиссуре // Искусство звучащего слова. Вып.26 М., 1982.

300. Шервинский С. В. О двух воображениях // Искусство звучащего слова. -М.: Искусство, 1974, вып. 13.

301. Шервинский С. В. О принципах художественного чтения поэзии Пушкина. / В сб. Пушкин. Исследования и материалы, т. 5. Пушкин и русская культура. Л., 1967.

302. Шереметьевский В. П. Слово в защиту живого слова. // В кн. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы. М., 1956,

303. Шнеерсон М. А. «Комментированное чтение на уроках литературы». / Л.: Учпедгиз, 1959.

304. Щербакова Г. А. Развитие искусства художественного чтения. М.: Советская Россия, 1978.

305. Эйхенбаум Б. Мелодика лирического стиха. // О поэзии. Л.: Художественная литература, 1969.

306. Эфрон Н. Г. Актер и чтец. // Искусство звучащего слова. Вып. 2 М., 1966.

307. Юрьев Ю. М. Беседы актера. Л.: ВТО, 1946.

308. Язовицкий Е. В. Выразительное чтение М., 1963.

309. Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Л., 1963.

310. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.

311. Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.

312. Якушина Л.С. Умеете ли вы читать? // Риторика. 10 класс. Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: С - Инфо, 2002.

313. Яхонтов В. Н. Театр одного актера. М: Искусство, 1958.

314. ЦГАЛИ. Яхонтов В.Н. ф. 2440, on. I, ед. хр. 65 «Теория и практика художественного чтения».

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.