Время как аксиологическая проблема в современной русской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Бочкина Мария Васильевна

  • Бочкина Мария Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 168
Бочкина Мария Васильевна. Время как аксиологическая проблема в современной русской литературе: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2019. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бочкина Мария Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННОМ РОМАНЕ

§1.1 Художественное время в аксиологическом аспекте

§1.2 Современные научные подходы в изучении художественного времени. Время физическое и время текста

§1.3 Типология времени в литературе и культуре

§ 1.4 Исторические трансформации форм времени в литературе и культуре

§1.5 Основные подходы в определении исторического времени

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В РОМАНАХ Е. ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР» И «АВИАТОР»

§2.1 Трактовка феномена времени в контексте мировоззрения средневекового человека в романах Е. Водолазкина «Лавр» и «Авиатор»

§2.2 Интерпретация исторического процесса и понятие «неистории» в романе Е. Водолазкина «Авиатор»

§2.3 Мотив «выпадения» человека из родного времени в романе «Авиатор»

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ ВРЕМЕНИ И ЧЕЛОВЕКА В РОМАНЕ Ю. ПОЛЯКОВА «ЛЮБОВЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН»

§3.1 Историзм в романе «Любовь в эпоху перемен». Предметная деталь как способ выражения сущности эпохи

§3.2 Слово как способ выражения природы времени и авторской оценки в романе88

§3.3 Образ главного героя романа «Любовь в эпоху перемен» в системе писательских воззрений на сущность времени и исторический процесс. Герой и культурная травма

§3.4 Время в онтологическом аспекте в романе «Любовь в эпоху перемен»

ГЛАВА 4. ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ Л. УЛИЦКОЙ «ЛЕСТНИЦА ЯКОВА»

§4.1 Биологическое время в романе «Лестница Якова» в контексте научной картины мира

§4.2 Особенности биографического времени в романе «Лестница Якова». Субъективное психологическое переживание времени

§4.3 Изображение исторического времени и взаимодействие личности и истории в романе «Лестница Якова»

§4.4 Исторические деформации и преодоление распада связи времен в романе «Лестница Якова»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение

Проблема времени в современной литературе рассматривается не только с точки зрения структуры текста, но и с точки зрения идейно-философского содержания. Писатели выносят вопрос о времени на первый план в своих произведениях. Е. Водолазкин в интервью о романе «Лавр»1 отмечал: «Собственно, лучший случай - это когда на вопрос отвечают читатели - каждый по-своему. Это тот надтекстовый смысл, о котором я иногда говорю. Например, что такое время?» . Для современной литературы характерен эксперимент с художественным временем, например, Е. Водолазкин вводит понятие «неисторического» романа, а Л. Улицкая называет свой роман «Лестница Якова» притчей при явной исторической проблематике. Изображение характера переломной эпохи и отношений человека со временем присутствует в романе Ю. Полякова «Любовь в эпоху перемен»4. Романы, написанные с опорой на исторический материал, по сути, представляют собой явление, выходящее за рамки понятия «исторического романа», поскольку в них выражены собственно авторская система взглядов на время и историю. Универсальное содержание становится подчас важнее правдивого изображения черт конкретной эпохи, онтологические вопросы соседствуют с исторической конкретикой. Функция времени в романе не только структурообразующая: пространственно-временные характеристики транслируют мировоззрение автора, поэтому художественное время соотносится с комплексом философских, научных, религиозных взглядов, связанных с аксиологией современного литературного искусства.

Проблема времени в романе характерна для целого ряда современных писателей, таких как В. Маканин, А. Ким, Т. Толстая, М. Шишкин, Е. Водолазкин, Л. Улицкая, Ю. Поляков, А. Варламов, Л. Улицкая - авторов разных направлений.

1 Водолазкин Е.Г. Лавр. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной,

2 Водолазкин Е.Г. Дом и остров, или инструмент языка. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015. С

3 Улицкая Л.Е. Лестница Якова. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной,

4 Поляков Ю.М. Любовь в эпоху перемен: М.: АСТ,

В творчестве писателей постмодернистов зачастую происходит отказ традиционного понимания времени и истории как связанного дискурса, подвергаются деконструкции те или иные культурные смыслы. Настоящее в некоторых текстах постмодернистов мыслится как катастрофа, конец истории (постисторическое пространство). В таком постапакалиптическом пространстве находятся герои романа «Кысь»5 Т. Толстой, которые в результате взрыва были отброшены на много веков назад. Писательница отказывается от идеи поступательного исторического развития, связи прошлого, настоящего и будущего. Идейное содержание романа связано с различными мифами (демифологизацией и ремифологизацией).

В творчестве М. Шишкина, которое нельзя однозначно причислить к постмодернизму, своеобразно воплотилась идея об отсутствии конкретных пространственно-временных координат бытия человека, автор отказался от традиционных представлений о времени. В романе «Письмовник» хронотоп максимально универсален, война понимается как все прошлые и будущие войны, как обозначение всех вооруженных конфликтов, в центре которых оказывается кризисное сознание человека. Отсылки к конкретным историческим событиям в романе перестают иметь значение, идейное содержание сосредотачивается в языке и слове, в стиле писателя. В то же время для прозы М. Шишкина характерны черты постисторического мышления, в котором время распадается, бытие поглощается смертью и хаосом: «То есть мы лишь форма существования времени. Его носители. И возбудители. Получается, что время - это такая болезнь космоса. Потом космос с нами справится, мы исчезнем, и наступит выздоровление»6. Язык является единственным возможным преодолением распада. Универсальное время является предметом изображения и в «Венерином волосе» М. Шишкина, в романе накладывается современность, античность и XX в., которые не изолированы друг от друга, герои могут проникать из одного

5Толстая Т. Кысь. М.: АСТ: Ред. Елены Шубиной,

6 Шишкин М.П. Письмовник. М.: Астрель, 2012. С

7 Шишкин М.П. Венерин волос. М.: Изд-во АСТ,

времени в другое. Различные эпохи не понимаются как уникальные, замкнутые системы. Все времена «сливаются» в вечности, и их объединяет образ-символ город Рим.

Знаковым текстом современного литературного процесса является

о

«Мысленный волк» А. Варламова, в котором в фокусе автора оказывается онтологическая сущность времени, истории. Об этом свидетельствуют трактовки революции как катастрофы, не имеющей рационально постижимых причин. В основе исторических событий лежат необъяснимые мировые силы и энергия, которая привела к взрыву, тьма, которой соответствует образ-символ мысленного волка.

Если говорить об аксиологической стороне художественного времени в современной литературе, то в данном аспекте наиболее репрезентативными являются произведения авторов реалистической и неомодернистской направленности, в которых обозначился вектор, направленный к созиданию, поскольку в их творчестве именно формы времени связаны с поиском культурных и исторических смыслов. В текстах современных реалистов и неомодернистов могут разрушаться традиционные представления о причинно-следственной связи исторических событий, наличествовать временные разрывы («Авиатор» Е. Водолазкина), но в них воплощен хронотоп, близкий классическому пониманию М. Бахтина, как некая целостность пространственно-временных характеристик с его мировоззренческой функцией. В современной литературе историческое и частное находятся в тесном соприкосновении, происходит «субъективизация» истории, ставится вопрос о месте личности в историческом процессе. Также важнейшей характеристикой современной литературы можно назвать ее ретроспективность, обращение к предшествующим эпохам. Воспроизведение различных исторических периодов в романах, с одной стороны, может актуализировать картину мира человека конкретного времени («Лавр» Е. Водолазкина), с другой стороны, происходит переоценка исторических смыслов,

8 Варламов А.А. Мысленный волк. Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной,

которая связана с ироническим осмыслением действительности или, наоборот, отражением трагических переживаний автора и его героев.

Предлагаемое диссертационное исследование стало попыткой анализа аксиологического аспекта времени в современной литературе на материале произведений 2010-х гг. В романах Ю. Полякова «Любовь в эпоху перемен», Л. Улицкой «Лестница Якова» и Е. Водолазкина «Лавр» и «Авиатор» прослеживается, как через формы времени автор выражает комплекс собственных идейно-философских взглядов, ценностную парадигму изображаемой эпохи.

Проблема времени была одной из важнейших в философии и науке XX в. Важные вехи в изучении времени связаны с работами А. Бергсона9, М. Хайдеггера10, Ж-П. Сартра11, К. Ясперса12, в отечественной философии - Н.

13

Бердяева . Огромное культурное и мировоззренческое значение оказали литературоведческие работы М. Бахтина14.

Теоретическая основа исследования

Современные разработки в области анализа художественного времени, которые были использованы в качестве методологической базы в данной работе, включают исследования разных типов. Среди представителей историко-культурного подхода можно выделить исследователя-медиевиста А. Гуревича15, изучавшего развитие культуры в конкретную эпоху и порожденные ею тексты. Категории времени непосредственно связана с развитием всего словесного творчества, и в этой области можно выделить исследователей исторической поэтики - В. Топорова16, Д. Лихачева17. Видное место занимают работы

9 Бергсон А. Длительность и одновременность. Текст. /А. Бергсон. М.: Добросвет, КДУ,

10 Хайдеггер М. Бытие и время. / Мартин Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина. - Изд. 4-е, испр. - М.: Академический Проект,

11 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика,

12 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика,

13 Бердяев Н.А. Смысл истории / Николай Бердяев. М.: Мысль,

14 Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. — М.: Русское слово,

15 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство,

16 Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс,

17Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука,

представителей историко-семиотического подхода, Ю. Лотмана , Б. Успенского19. Также хотелось бы выделить вышедший в 1974 г. сборник «Ритм,

90

пространство, время» . Статьи М. Сапарова, Д. Медриша, Я. Аскина и др. содержат исследование форм времени в литературе, их изменение и развитие. Вклад в исследование времени в современной литературе был сделан В.

21

Рудневым21, М. Эпштейном22, М. Липовецким23, М. Голубковым24. Среди

теоретиков литературы можно назвать таких исследователей, как В. Хализев25, Б.

Есин26, И. Роднянская27 и др., чьи работы направлены на систематизацию и

изучение форм художественного времени, функционирования категорий времени

в литературном тексте.

Актуальность исследования

Художественное время в аксиологическом аспекте в современной литературе имеет специфические черты, характерные для творчества различных авторов, что представляет интерес для исследования. На воплощение времени в тексте влияют различные философские, научные и религиозные концепции, картина мира автора и эпохи. Для творчества Е. Водолазкина характерна

актуализация средневековой парадигмы мышления, которая отражалась, в первую

28

очередь, на понимании времени, что стало объектом анализа в романе «Лавр»28. Религиозное переживание времени воплощено в романе Е. Водолазкина «Авиатор»29, где исторический процесс трактуется в морально-нравственных

18Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Проблемы поэтики и истории литературы: (Сборник статей). Саранск, 1973. С

19 Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис,

20 Егоров Б.Ф. (отв. ред.) Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука,

21 Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф,

22 Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М.: Высш. шк.,

23 Липовецкий М. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 19202000-х годов. М.: Новое литературное обозрение,

24 Голубков М.М. Русская литература XX века: после раскола. М.: Аспект-Пресс,

25 Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования /- 6-е изд., испр. М.: Академия,

26 Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. М.: Высш. шк., 2004. С

27 Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти тт. - Т.9. - М.: Советская Энциклопедия, 1978. - Стлб

28 Водолазкин Е.Г. Лавр. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной,

29 Водолазкин Е.Г. Авиатор. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной,

категориях. Ю. Полякова30 и Л. Улицкую отличают стремление к документальности и фактографичность в изображении исторических эпох. В произведениях обоих авторов ставится вопрос о взаимодействии личности и времени, о влиянии истории на человека. Для Л. Улицкой также важна научная

31

картина мира в интерпретации времени, и в ее романе «Лестница Якова» исследуется биологическое время и влияние физиологических процессов на человека.

Обращение в данном диссертационном исследовании к проблеме времени в современной литературе и его интерпретации в ценностном (культурно-историческом) аспекте продиктовано малой изученностью русских романов 2010-х годов. Также актуальность данного исследования состоит в том, что изучение творчества Ю. Полякова, Е. Водолазкина и Л. Улицкой, структуры и интерпретации времени в их романах, позволяет говорить более широкой культурной проблематике, поскольку в творчестве данных авторов отражаются важнейшие тенденции современного литературного процесса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Время как аксиологическая проблема в современной русской литературе»

Цель работы

Выявить особенности интерпретации проблемы времени в ценностном аспекте в современном романе и проанализировать влияние научных, философских и религиозных концепций на воплощение времени в романах Ю. Полякова, Л. Улицкой и Е. Водолазкина 2010-х годов.

Задачи исследования

- рассмотреть влияние средневековой картины мира на интерпретацию природы времени в творчестве Е. Водолазкина («Лавр» и «Авиатор»), отражение научных воззрений Л. Улицкой в специфике изображения времени в романе «Лестница Якова»;

30 Поляков Ю.М. Любовь в эпоху перемен: М.: АСТ, 2016.

31 Улицкая Л.Е. Лестница Якова. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017.

- проанализировать особенности изображения исторического времени и трактовки исторического процесса в творчестве Ю. Полякова, Л. Улицкой и Е. Водолазкина;

- рассмотреть, каким образом реализуется в современном романе проблема взаимодействия времени и человека;

- проанализировать мотив распада времен в современном русском романе;

- выявить, как в интерпретации проблемы времени в романе 2010-х годов проявляются важнейшие тенденции современного литературного процесса.

Предмет исследования - современный русский роман 2010-х годов

Материалом исследования являются «Любовь в эпоху перемен» Ю. Полякова, «Лавр» и «Авиатор» Е. Водолазкина, «Лестница Якова» Л. Улицкой.

Выбор данных текстов современной литературы обусловлен:

- постановкой в них вопроса о времени и его интерпретацией;

- наличием экспериментов с художественным временем в композиционной и мотивной структуре романа, что отразилось на содержательном уровне;

- взаимодействием реализма и модернизма (Ю. Поляков и Л. Улицкая), а также воплощением черт неомодернисткого направления (Е. Водолазкин) в творчестве выбранных авторов, что отразилось в изображении времени в романах;

- отражением основных тенденций современной литературы в интерпретации времени в творчестве выбранных для исследования авторов;

- общностью проблематики текстов данных авторов (обращение к историческому прошлому, теме памяти и культурному наследию и др.).

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический.

Научная новизна работы:

- в работе приводится анализ художественного времени в ценностном аспекте таких романах современной русской литературы, как «Любовь в эпоху перемен» Ю. Полякова, «Лестница Якова» Л. Улицкой, «Лавр» и «Авиатор» Е. Водолазкина;

- выявляются особенности форм художественного времени и влияния на них религиозно-философских и научных концепций в современном романе 2010-х годов;

- впервые рассматривается влияние мировоззрения на трактовку отношений человека и истории современных писателей;

- проводится комплексное исследование тенденций современной прозы и их отражения в романах Ю. Полякова, Л. Улицкой, Е. Водолазкина в связи с проблемой времени, обосновывается влияние модернизма на трактовку сущности времени в романах, что связано со стремлением к универсализму и интересу к онтологической проблематике в новейшей русской литературе.

Положения, выносимые на защиту:

- время в романах Е. Водолазкина «Лавр» и «Авиатор» интерпретируется под влиянием средневековой картины мира. В романах писателя трансформируются религиозные христианские представления об истории спасения души, что реализуется в синтезе циклической и линейной концепции времени, а также в идее одновременности, связанной с преодолением времени в вечности;

- в романе «Лестница Якова» Л. Улицкой в фокусе автора находится биологическое время человека, в котором преломились научные воззрения писательницы;

- для романов «Лестница Якова» Л. Улицкой, «Любовь в эпоху перемен» Ю. Полякова и «Авиатор» Е. Водолазкина характерен мотив распада связи времен. В указанных произведениях подвергаются анализу переломные этапы русской истории ХХ-ХХ1 вв. Деструктивная сущность истории в данных романах отражается в травматическом опыте поколения, что является характерной тенденцией романов 2010-х годов;

- прозу Ю. Полякова и Л. Улицкой отличает наличие черт реалистического изображения исторического времени, что отразилось на фактографичности, детализации, стремлении к правдивости в описании исторической эпохи, документальности. В то же время авторы обращаются к онтологической проблематике и стремятся к поиску глубинных имманентных связей поколений, к общекультурной памяти, поиску универсальных онтологических смыслов, что свидетельствует о влиянии модернизма;

- в романе Е. Водолазкина «Авиатор» реализуется морально-нравственная (религиозная) концепция истории, в которой корнем зла и исторических катаклизмов является грехопадение человечества.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования дают представление об особенностях изображения времени в современном романе в ценностном аспекте, о специфике интерпретации исторического времени и отражении современных литературных тенденций в творчестве исследуемых авторов.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования наблюдений и выводов в педагогической практике в курсе по истории современной русской литературы.

Глава 1. Специфика художественного времени в современном романе

§1.1 Художественное время в аксиологическом аспекте

Проблему роли ценностей в науке и искусстве затрагивали в своих работах

32

многие философы, среди которых В. Дильтей, Г. Риккерт, Н. Гартман , М. Вебер33, В. Виндельбанд34, Н. Бердяев35, Н. Лосский36, Ж.-П. Сартр37, Р. Барт38, Ю. Хабермас39, Л. Лаудан40 и др.

В теории Г. Риккерта41 важное место занимает оценивающий субъект, который постоянно интерпретирует те или иные явления. Так, культура находится в непрерывном развитии, и в историческом процессе превалируют те или иные ценности. По мнению философа, любой объект культуры обязательно имеет ценность. Науки о культуре, в отличие от наук о природе, всегда имеют дело с ценностями, и им свойственен индивидуализирующий подход. История также рассматривается философом с точки зрения оценки тех или иных фактов, создания их иерархии.

42

В работах В. Дильтея42 особое внимание уделяется психологизму творческих актов сознания, стремящегося к самовыражению. Философ признавал существование не одной, а множества равноправных ценностных систем, и конкретные эпохи трактуются им как замкнутые культурные системы. В своих исследованиях литературного текста В. Дильтей, в первую очередь,

32 Гартман Н. Эстетика: Пер. с нем. Киев: Ника-Центр, 2004.

33 Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер; Сост., общ. ред. и послесл. [с. 736-769] Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко [с. 5-41; Коммент. А. Ф. Филиппова]. М.: Прогресс, 1990.

34 Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Юрист, 1995.

35 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1994.

36 Лосский Н.О. Ценность и Бытие. М.: АСТ, 2000.

37 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Жан-Поль Сартр; пер. с фр. М. Грецкого. - М.: Изд-во иностр. лит., 1953.

38 Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989.

39 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.

40 Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М.: Логос, 1996.

41 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Пер. с нем. / Генрих Риккерт. М.: Республика, 1998.

42 Дильтей В. Описательная психология: [Пер. с нем.] / Вильгельм Дильтей; [Предисл. В. Экземплярского]. - 2-е изд. СПб.: Алетейя: Кренов, 1996.

сосредотачивался на изучении мировоззрения писателя, пытался определить значение переживаний творческой индивидуальности в создаваемом тексте.

В философии экзистенциализма вопрос о ценностях имел различную интерпретацию, в частности, в теории Ж.-П. Сартра43 ценности существуют только для субъективного сознания, вне его их нет. У каждого человека есть полная свобода в определении ценностей, по мнению философа. Для Н. Бердяева, в противоположность идеям Сартра, существуют абсолютные ценности, которые принадлежат области божественного, находятся вне субъективного сознания. Человек способен их усвоить и преобразовать: «всякая ценность есть лишь культурное выражение божественного в исторической действительности»44.

В постмодернистском направлении взгляд на ценности изменяется коренным образом - господство релятивизма порождает бесконечное множество идеалов и ценностных ориентиров. В первую очередь, творчество постмодернистов связано с разрушением старых ценностей, культурные традиции оказываются отвергнуты. Способами выражения творческого сознания является ирония и пастиш, игра и симуляция.

Таким образом, при всей полярности взглядов на аксиологический аспект в науке и искусстве, учеными признавалась важнейшая роль оценки человеком различных явлений, значимость аксиологии культуры, наличие иерархии ценностей и ее изменение на протяжении истории. В литературе, так или иначе, транслируется мировоззрение автора, его картины мира, индивидуального сознания и идеологии эпохи (за исключением некоторых форм постмодернистского искусства, в которых, однако, отсутствие целостного мировоззрения является также своеобразной концепцией). Наличие ценностного аспекта в такой фундаментальной формально-содержательной категории как художественное время (ведущая категория в нерасчленимом единстве -

43 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Жан-Поль Сартр; пер. с фр. М. Грецкого. - М.: Изд-во иностр. лит., 1953.

44 Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: АСТ., 2006. С. 64.

хронотопе) обосновал в своих работах М. Бахтин45. К примеру, ученый рассматривает хронотоп в творчестве Рабле как средство выражения новой картины мира, которую транслирует автор, разрушая догматическую средневековую идеологию. В целом, любое единство времени и пространства обладают идеологическим содержанием, которое зависит от господствующих в обществе представлений в тот или иной исторический период, а также напрямую связано с системой представлений о мире самого автора. Все формальные категории, такие как мотив, сюжет, по своей сути хронотопичны: «Как самые элементы в целом образа, мотива, сюжета, так и художественно-идеологические функции всего этого соседства в его целом на разных ступенях развития резко меняются. За этим соседством как внешним признаком кроется прежде всего определенная форма ощущения времени и определенное отношение его к

46

пространственному миру, то есть определенный хронотоп»46. То или иное сознание времени (имеющее различные черты на разных этапах общественного развития) пронизано ценностями. Итак, по М. Бахтину, литературному произведению свойственна целостность, единство элементов, и хронотоп является своеобразным мостиком между произведением и действительностью, и пространственно-временные отношения всегда ценностно-эмоционально окрашены: «Искусство и литература пронизаны хронотопическими ценностями разных степеней и объемов. Каждый мотив, каждый выделимый момент

47

художественного произведения является такой ценностью»47.

Понимание времени в литературе тесно связано с осознанием человечеством мира в целом. В данном случае литература отражает развитие культуры на протяжении человеческой истории. Поэтому особенности понимания времени в литературе следует рассматривать в связи с кодами конкретной эпохи, с картиной мира человека определенного исторического этапа. Литература таким образом взаимодействует с общекультурными представлениями и уже на уровне

45 Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.3. Теория романа (1930 - 1961 гг.) - М.: Языки славянских культур,

2012.

46 Там же. С. 454.

47 Там же. С. 489.

временной организации текста отражает определенное мышление, систему ценностей. В. Хализев рассматривает литературу в тесной связи с аксиологией. Ценности ученый именует аксиосферой, в центре которой находятся онтологические или высшие смыслы, отражающие духовную жизнь человека. Автор отмечает, что «в составе аксиосферы, далее, неотъемлемо важны трансисторические формы культуры: мифология, религия, философия, наука; трудовые навыки и способы заполнения досуга; совокупность технических

48

изобретений; опыт межличностного общения и т.п.» . Эти же формы культуры имеют прямое влияние на развитие представлений о времени и находят свое отражение в литературном произведении.

Итак, время в художественном произведении всегда является идеологически окрашенным, его формы непосредственно связаны с определенной картиной мира автора-творца и конкретной эпохой. Аксиология времени тесно связана с культурологией, социологией, семиотикой, иными научными системами. Художественное время обладает не только структурообразующей функцией, но и мировоззренческой, изобразительной (является материализацией абстрактного содержания произведения, идеологии, авторской эмоциональности, философии, различных концепций, религиозных взглядов и т.д.). И. Есаулов отмечает: «Между тем, литература и культура - в отличие от той же физики - сферы духовной жизни, где нет и не может быть нейтрального, безоценочного поля

- 49

смыслов и значений» .

§1.2 Современные научные подходы в изучении художественного времени. Время физическое и время текста.

Современные трактовки реального физического времени и пространства берут свое начало в XX в. Теория относительности Эйнштейна пришла на смену господствовавшей теории Ньютона, в которой время и пространство понимались

48 Хализев В.Е. Теория литературы. Учебник. М.: Высш. Шк., 2004. С. 31.

49 Есаулов И.А. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия // Проблемы исторической поэтики. 1994. Т.3. C. 378-383. URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2435

как две самостоятельные субстанции, природа которых не изменялась от характера протекающих в них материальных процессов. В теории относительности время и пространство лишаются абсолютного статуса: «Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя»50. Данная теория повлияла на закладывание основ современного литературоведения, ярчайшим примером которого являются работы М. Бахтина. Понятия взаимосвязи времени и пространства, их условности относительно материальных процессов, выведенные Эйнштейном, оказали влияние на формирование идеи хронотопа М. Бахтина. Время и пространство в литературоведческих работах рассматриваются в связи с жанрово-родовой принадлежностью литературного произведения той или иной эпохи и в связи с конкретным героем, с сюжетом произведения. М. Бахтин считает хронотоп формально-содержательной категорией51. Как пишет А. Есин, «М.М. Бахтин не только обращал внимание на литературно-художественные особенности, но и выходил на более широкую, культурологическую проблематику. В характере хронотопов он видел воплощение различных ценностных систем, а также типов мышления о мире»52.

Современные исследователи относят литературу к динамическому виду искусств, а значит, в ней, так или иначе, воспроизводятся время и пространство. Вне данных категорий развертывание литературного текста невозможно. Как замечает И. Роднянская, формы времени и пространства всегда выполняют содержательную функцию: «Искусство слова принадлежит к группе динамических, временных искусств (в отличие от искусств пластических, пространственных). Но литературно-поэтический образ, формально развертываясь во времени (как последовательность текста), своим содержанием

50 Алексеев П., Панин А. Философия. Учебник для студентов ВУЗов. М.: Проспект: Велби, 2003. С. 447.

51 Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.3. Теория романа (1930 - 1961 гг.). М.: Языки славянских культур,

2012.

52 Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. М.: Высш. шк., 2004. С. 182-197.

воспроизводит пространственно-временную картину мира (передаваемую косвенными средствами рассказывания), притом — в ее символико-

53

идеологическом, ценностном аспекте»53. Само происхождение литературного искусства от предшествующих форм словесности, в частности фольклорного творчества, свидетельствует об идейно-смысловом аспекте пространственно-временных характеристик. Исследовательница также указывает, что развитие литературных форм влияет на мутации художественного времени и пространства, а значит, данные категории должны исследоваться «под углом зрения и средствами исторической поэтики»54. Интерпретация времени и пространства тесно связана с культурой, традицией, идеологией, т.е. имеет смысловой аспект, а значит, нуждается не только в структурном анализе, но и в историко-литературном подходе.

Художественное время, воспроизведенное в литературном тексте, являясь условными по отношению к действительности, имеет ряд существенных отличий от времени реального, физического. Принято выделять такие свойства реального времени, как однородность (равноправие всех его моментов), необратимость, длительность (существование одного после другого)55. Необратимость времени выводится учеными-физиками из второго закона термодинамики в связи с увеличением энтропии - неопределённости, хаоса и всеобщей смерти (законы обоснованы Больцманом и разработаны Рейнбахом). Философ, исследователь культуры, В. Руднев отмечает: «В соответствии с этим свойством ни один момент в мире не повторяется полностью, мы не можем повторно оказаться в прошлом и не можем заглянуть в будущее»56. Несмотря на универсальность времени, «семиотическое время, время текста, время культуры противоположным образом

53Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 487.

54Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти тт. Т.9. М.: Советская Энциклопедия, 1978. Стлб. 772-780.

55Алексеев П., Панин А. Философия. Учебник для студентов ВУЗов - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Велби, 2003. С. 448-449.

56Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. С. 37.

отличается от времени физической реальности»57. По мысли ученого, текст относительно реальности движется в обратном направлении (уменьшение энтропии и увеличение информации). В связи с этим прошлое текста можно вернуть (он может быть прочитан сколько угодно раз), но реальное прошлое не обладает таким свойством. Автор также перечисляет определения времени в различные культурные эпохи (мифологическая, христианская, естественнонаучная и т.п. модели) и приводит в качестве примера литературные произведения, в которых преломляются данные взгляды. Таким образом, формы времени в тексте отличаются от реального времени и воплощаются под влиянием культуры, породившей данный текст, из-за творческих установок автора и т.д.

М. Сапаров пишет, что внешнее метрическое время (минуты, часы и т.д.) и время художественного текста относятся к разным явлениям. По мнению ученого, анализируя художественный текст, мы имеем дело с имманентным временем произведения как эстетического феномена. Такое время не тождественно ни смоделированному изображенному времени, ни времени восприятия. Время в концепции Ньютона экстенсивно, линейно и симметрично. Время же художественное не обладает данными признаками, оно интенсивно, не линейно, не симметрично. Как отмечает исследователь, в случае, если мы имеем дело с художественной реальностью текста, важен перцептивный аспект, поскольку текст, по большому счету, существует лишь тогда, когда его воспринимает читатель. Поэтому особое свойство текста - это его разворачивание в последовательность, только тогда он становится объектом эстетической оценки. Художественное время, в отличие от разворачивания артефакта в восприятии, нелинейно, не идентично физическому, субъективно и антропологично, необратимо и неделимо на части. Ритм произведения является важнейшим смыслообразующим элементом, поэтому любые повторения связаны с содержательным раскрытием, накоплением качества, трансформацией смысла, поэтому любой фрагмент текста не тавтологичен и неповторим. Интересным

57 Там же. С. 37.

замечанием в отношении перцепции литературного времени является автокорреляция между прошлым и будущим: «То, что уже воспринято к определенному «сечению», «моменту» произведения создает установку на

58

последующее восприятие, предваряет его<.. .>» .

Д. Медриш также отмечает дистанцированность времени художественного от времени реального (событийного, фабульного). В повествовании время движется быстрее реального, в диалоге - синхронно ему. Существенным замедлением, а иногда и остановкой времени характеризуются описания. Художественное время может последовательно располагать события, протекающие одновременно, может разветвляться или обращаться вспять. Однако если проследить историю словесного творчества, то в фольклоре и раннем эпосе время не останавливалось и не разветвлялось. С утверждением реалистической литературы прямая речь, соответствующая реальному времени, чаще заменяется косвенной речью, внутренними монологами, описаниями, что усложняет художественное время и отдаляет его от времени реального (событийного). Время в реализме приобретает и большую конкретизацию, отнесенность к историческому моменту, в отличие от времени фольклорного, выключенного из истории и природных циклов (день и ночь, времена года достаточно условны). Развитие литературы, переход от ранних форм к более поздним, привели к усложнению категорий времени: «Так, в результате длительного развития художественного мышления возникла потребность ориентировать событийное время не только относительно времени исторического, но и в его отношении к моменту повествования. А из этого следует, что в современной литературе эпическое время протекает несравненно многообразнее, чем в дореалистическую эпоху, создавая дополнительный простор для проявления авторской индивидуальности»59.

58 Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сборник статей. Л.: Наука, 1974. С. 102.

59 Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сборник статей. Л.: Наука, 1974. С. 133.

Если говорить о времени, воплощенном в тексте, то такие свойства реального времени, как необратимость, однородность, длительность, в художественном мире видоизменяются. Время в тексте может «искажаться», растягиваться и сжиматься различным образом. Лишаясь важнейших физических характеристик, время в литературном произведении обретает особенные формы. В сборнике статей «Ритм, пространство, время» в статье Я. Аскина60 о категории будущего в художественном тексте упоминается роман американского автора К. Воннегута «Бойня номер пять, или крестовый поход детей». Время в данном романе утратило важнейшее свойство - необратимость, оно воспринимается как пространство, по нему можно перемещаться в любых направлениях, все можно воспроизвести, вернувшись в любой момент прошлого. Будущее в таком случае становится фикцией. Подобную ситуацию перехода времени в пространство можно наблюдать многих произведениях русской и зарубежной литературы, когда время теряет необратимость, а герой свободно путешествует по просторам своей памяти и сознания (например, в творчестве М. Пруста). Автор статьи отмечает, что необратимость органически присуща искусству (как и физическим процессам), изображаемым событиям и восприятию художественного произведения. Следовательно, нарушение данного свойства времени становится своеобразным приемом.

Но почему именно время воспринимается как пространство, а не наоборот? Б. Успенский в книге «Семиотика истории. Семиотика культуры» отмечает, что переживание пространства находится в конкретном эмпирическом опыте человека, предстает, как более понятный для человека феномен: «В самом деле, пространство постигается эмпирически, в процессе непосредственного чувственного восприятия, время - умозрительно: переживать и осваивать пространство - в компетенции наших органов чувств; переживать и осваивать время - в компетенции нашего сознания»61. Человек может свободно

60 Аскин Я.Ф. Категория будущего и принципы её воплощения в искусстве // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сборник статей. Л.: Наука, 1974. С. 67-73.

61 Успенский Б.А. Избранные труды, Т.1. Семиотика истории Семиотика культуры. М.: Шк. "Языки рус. культуры", 1996. С. 40.

перемещаться в пространстве, и этот опыт освоения конкретного пространства распространяется на пространство в целом. Восприятие времени же более абстрагировано от непосредственных ощущений; человек не может произвольно менять свое положение в нем. Активность человека в отношении пространства сочетается с пассивностью по отношению ко времени. Время и пространство могут перекодироваться друг в друга. Б. Успенский делает вывод, что «опыт восприятия пространства предстает как первичный в гносеологическом отношении, соответственно он может определять восприятие времени - время может осмысляться как пространство»62.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бочкина Мария Васильевна, 2019 год

Библиография Тексты изучаемых авторов

1.Водолазкин Е.Г. Авиатор. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016.

2.Водолазкин Е.Г. Лавр. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014.

3.Поляков Ю. М. Любовь в эпоху перемен: М.: АСТ, 2016.

4.Улицкая Л.Е. Лестница Якова. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017.

Работы общетеоретического характера

5.Агеносов В.В., Колядич Т.М., Трубина, Л.А. и др. Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Academia, 2005.

6.Алексеев П., Панин А. Философия. Учебник для студентов ВУЗов. М.: Проспект: Велби, 2003.

7.Аскин Я. Ф. Категория будущего и принципы её воплощения в искусстве // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сборник статей. Л.: Наука, 1974. С. 67-73.

8.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.

9.Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. / Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. М.: Рус. словари, 1996.

10.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. Лит., 1986.

11.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.

12.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит-ра, 1990.

13.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике//Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. Лит., 1986.

14.Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304с.

15.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1986.

16.Берг М. Литературократия, или проблема присвоения и перераспределения власти в русской литературе. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

17.Бергсон А. Длительность и одновременность. Текст. /А. Бергсон. М.: Добросвет, КДУ, 2006.

18.Бердяев Н.А. Смысл истории / Николай Бердяев. М.: Мысль, 1990.

19.Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1994.

20.Бердяев Н.А. О творческом историзме // Наше наследие. 1991. № 4 (22).

21.Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. СПб.: Азбука-классика, 2008.

22.Бочаров С.Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов / С. Г. Бочаров. М.: Сов. Россия, 1985. 296 с.

23.Валагин А.П. Русская литература XX века. Проза 1980-2000-х гг.: учеб. пособие. Воронеж: Родная речь, 2003.

24.Вебер М. Избранные произведения : Пер. с нем. / М. Вебер; Сост., общ. ред. и послесл. [с. 736-769] Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко [с. 5-41; Коммент. А. Ф. Филиппова]. - М.: Прогресс, 1990.

25.Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Юрист, 1995.

26.Водолазкин Е.Г. Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV веков). СПб.: Пушкинский Дом, 2008.

27.Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 76-84.

28.Воробьева А.Н. Современная русская литература. Проза 1970-1990-х: учеб. пособие. Самара: изд-во Самарской Гос. Академии культуры и искусств, 2001.

29.Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума //Вопросы философии, 2000. № 6. С. 110-136.

30.Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

31.Гартман Н. Эстетика: Пер. с нем. Киев: Ника-Центр, 2004.

32.Голубков М.М. XX век как литературная эпоха. // Русская литература XX века: итоги и перспективы изучения: Сб. науч. тр., посвященных 60-летию проф. В.В. Агеносова. М., 2002.

33.Голубков М.М. Время как проблема (к аксиологии современного романа) // V Международная научная конференция Русская литература XX-XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения). — МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ. — МАКС Пресс Москва, 2016. С. 15-20.

34.Голубков М.М. Рубеж веков глазами современника. Опыт историко-литературного описания. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение. Реферативный журнал. 2012. № 3.

35.Голубков М.М. Русский культурный код в начале XXI века // XXI век: итоги литературного десятилетия: язык - культура - общество. — Издательство УлГТУ Ульяновск, 2011. С. 195-210.

36.Голубков М.М. Русский постмодернизм: начала и концы // Литературная учеба. 2003. № 6.

37.Голубков М.М. Современная русская литература // Россия. XXI век. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.И. Данилов-Данильян. Т. 2. "Энциклопедия" Москва, 2019. С. 416-438.

38.Голубков М.М. Русская литература XX века: после раскола. М.: Аспект-Пресс, 2002.

39.Гриценко Н.В. Историческое время в социально-философском контексте. Дис. канд. филос. наук. Таганрог, 2004. 156 с.

40.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

41.Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб.: Алетейя, 1999.

42.Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996.

43.Есаулов И. А. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия [Электронный ресурс] // Проблемы исторической поэтики. 1994.Т.3. C. 378-383. URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2435

44.Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. М.: Высш. шк., 2004. С. 182-197.

45.Забродина О.В. Восприятие пространства и времени: историко-культурный и аксиологический аспекты. Дис. канд. культурологических наук. Красноярск, 2004.

46.Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Толмачёв, В.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.; Под ред. В.М. Толмачёва. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

47.Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре 20 века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. с. 39-67.

48.Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада,1996.

49.Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: Интрада, 2001.

50.История русской литературы XX века: учебник для вузов : учебник для студентов и бакалавров высших учебных заведений / [В. В. Агеносов и др.]; под ред. В. В. Агеносова. - М.: Русское слово, 2014.

51.Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 26-39.

52.Казанцева Л.В. Категория хронотопа в структуре художественного произведения (лингвопрагматический и жанровый аспекты). Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1991.

53.Кассирер Э. Философия символических форм. В 3-х т. Т.2. Мифологическое мышление. М.- СПб.: Университетская книга, 2002.

54.Коваленко А.Г. Литература и постмодернизм: Учеб. пособие. М.: Издательство РУДН, 2004.

55.Коваленко А.Г. Современная русская литература в глобальном культурном пространстве: Учебн. пособие. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2008.

56.Ковальчук С.А. Историческое время, спонтанность и порядок как гносеологические категории. Дис. канд. филос. наук. Пермь, 2004.

57.Краевская O.A. Онтологический статус времени (Способы тематизации времени в онтологии). Дис. канд. филос. наук. Томск, 2003.

58.Красильникова М.Б. Проблема соотношения времени и вечности в русской духовной культуре рубежа XIX-XX вв. Дис. канд. филос. наук. Барнаул, 2004.

59.Кротова Д.В. Современная русская литература. Постмодернизм и неомодернизм. М.: МАКС ПРЕСС, 2018.

60.Курицын В. Русский литературный постмодернизм / Вячеслав Курицын. М.: ОГИ, 2000.

61.Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М.: Логос, 1996.

62.Лебедько М.Г. Время как когнитивная доминанта культуры.: Сопоставление америк.и рус. темпоральных концептосфер. Монография. Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2002. 240с.

63.Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1982.

64.Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме //Новый мир. 1993. № 7.

65.Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века (1950-1990-е годы): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Филология": в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

66.Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Готхольд Эфраим Лессинг; [Общая ред., вступ. статья, с. 7-62, и примеч. Г. М. Фридлендера]. - М.: Гослитиздат. [Ленингр. отд-ние], 1957.

67.Липовецкий М. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

68.Лихачёв Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74-87.

69. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.

70.Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Русско-балтийский информационный центр «БЛИЦ», 1999.

71.Лосский Н.О. Ценность и Бытие. М.: АСТ, 2000.

72.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек-текст-семиосфера-история. М.: Яз. русской культуры, 1999.

73.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.

74.Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман. СПб.: Акад. проект, 2002.

75. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство, 2002.

76. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998.

77.Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

78.Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сборник статей. Л.: Наука, 1974. С. 121-142

79.Межиева М.В., Конрадова Н.А. Окно в мир: современная русская литература. М.: Русский язык, 2006.

80.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2000. 407 с.

81.Михайлова Е.М. Художественное время как категория текста и способы его реализации. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1983.

82.Молчанов В.В. Время как прием мистификации читателя в современной западной литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 200-208.

83.Молчанов В.В. Проблема времени в современной науке. М.: Наука, 1990. 132с.

84.Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе ХХ века: модернизм, постмодернизм: учеб. пособие к спецкурсу. Барнаул: изд-во БГПУ, 2003.

85.Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005.

86.Никитин Е.П. Время бытия и время его познания // Время и бытие человека. М.: АН СССР, 1991. С.87-101.

87.Никитина И.П. Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа. Дис. д-ра филос. наук. М., 2003.

88.Николина H.A. Категория времени в художественной речи. М.: Прометей, 2004.

89.Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности / Ред. Д.И. Широканов; АН Беларуси. М.: Наука и техника, 1989.

90.Парамонов Б.М. Застой как культурная форма // Звезда. №4. 2000.

91.Паперный В. Культура Два / Владимир Паперный. 4-е изд. М.: Новое лит. обозрение, 2016.

92.Парамонов Б. Русская история наконец оправдала себя в литературе // www.guelman.ru: современное искусство в сети. 2000.

URL: http: //www.guelman.ru/slava/kis/paramonov.htm

93.Пашковская Т.В. Фактор темпоральности в конструировании исторической реальности: Дис. канд. филос. наук. Таганрог, 2005.

94.Пригожин И., Стенгерс И.-М. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1999.

95.Прозерский В.В. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре // Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия

158

«Мыслители». Выпуск №8. СПб.: Изд.-во Санкт-Петербургского философского общества, 2001.

96.Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.

97.Пространство и время в литературе и искусстве: Теоретические проблемы классической литературы: Метод, материалы по теории литературы. Даугавпилс: Даугавпилский пед. ин-т им. Я. Э. Калнберзина, 1987.

98.Пуанкаре, А. О науке: [Сборник] / Анри Пуанкаре; Пер. с фр. под ред. Л. С. Понтрягина; [Послесл., с. 673-723, М. И. Панова и др.]. - 2-е изд., стер. - М.: Наука, 1990.

99.Рейхенбах Г. Направление времени. 2-е изд. Стереотипн. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

100.Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М.: Прогресс, 1985.

101.Ржевская Н.Ф. Концепция художественного времени в современном романе (функция «ретроспекций» в романе) // Филологические науки. 1970. № 4. С.28-40.

102.Рикер П. Время и рассказ. Т.1. Интрига и исторический рассказ. М.: Унив. кн., 2000.

103.Рикер П. Время и рассказ. Т.2. Конфигурация в вымышленном рассказе. Москва; Санкт-Петербург, 2000.

104.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Пер. с нем. / Генрих Риккерт. М.: Республика, 1998.

105.Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти тт. - Т.9. - М.: Сов. Энцикл., 1978. - Стлб. 772-780.

106.Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1987.

107.Роднянская И.А. Движение русской литературы: в 2 т. М.: Знак: Языки славянских культур. 2006. Т. 2.

108.Руднев В.П. Об обратном течении времени.//Московский наблюдатель. М., 1993. №5,6.

109.Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997.

110.Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007.

111.Руднев В.П. Прочь от реальности: исследования по философии текста. М.: Аграф, 2000.

112.Рымарь Н.С. Превращение пространства во время и время в пространство // Рымарь Н.С. Поэтика романа. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. С.46-72.

113.Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации / В. В. Савельева; Фонд Сорос - Казахстан. - Алматы: Дайк-Пресс, 1996.

114.Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сборник статей. Л.: Наука, 1974

115.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.

116. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Жан-Поль Сартр; пер. с фр. М. Грецкого. - М. : Изд-во иностр. лит., 1953.

117.Седых О.М. Философия времени в творчестве О.Э. Мандельштама. // Вопросы философии, 2001. № 5. С. 103-131.

118.Сенчин Р. Питомцы стабильности или грядущие бунтари? Дебютанты нулевых годов // Дружба Народов. 2010. № 1. URL: http://magazines.russ.ru.

119.Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004.

120.Система. Симметрия. Гармония. Сборник ст. / Под ред. B.C. Тюхтина, Ю.А. Урманцева. М.: Мысль, 1988.

121. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык / И. С. Скоропанова. - 2. изд., доп. - СПб.: Нев. простор, 2002.

122. Словарь философских терминов. М.: ИНФРА-М, 2005.

123.Соколянский М.Г. Об историзме «Мертвых душ» // Изв. АН. Сер. лит. и языка. 1998. Т.57. № 6. С. 24-31.

124. Сорокин П.А. Циклические концепции социально-исторического процесса // Россия и современный мир. Вып. 4 (21). 1998. С. 28-40.

125.Стеценко Е.А. Ритмическая композиция художественного произведения // Контекст. 1988. М.: Наука, 1989. С. 180-208.

126.Тамарченко Н.Д. Генезис форм «субъективного» времени в эпическом сюжете («Книга пророка Ионы») // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1995. Т.54. №5. С. 37-49.

127.Топоров В. Н. Пространство и текст. // Текст: семантика и структура: сборник статей. АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики, отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1983. С. 227-284.

128.Топоров В.Н., Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс, 1995.

129.Трубников H.H. Время человеческого бытия / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Наука, 1987.

130.Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М.: Высшая школа, 1979.

131.Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Издательский центр «Академия», 2009.

132.Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.

133.Умеров Ш.Г. К спорам о закате постмодернизма // Русский язык и литература в научной парадигме XXI века. Материалы международной научной конференции. 19-21 октября 2011 г. — Издательство ЕГУ Ереван, 2011. — С. 261-267.

134.Умеров Ш.Г. О русской прозе non fiction // Материалы II Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. В двух частях. 26-28 октября 2010 г. — Т. 2. — изд. дом МИРС СПб СПб, 2010. С. 671-677.

135.Усовская Э.А. Постмодернизм: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2006.

136.Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.

137.Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994.

138.Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. Вып.2. С.45-57.

139.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.

140.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.

141.Хализев В. Е. Модернизм и традиции классического реализма в русской литературе XX века // Филологические науки. № 6. 2004

142.Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования / 6-е изд., испр. М.: Академия, 2013.

143.Чернейко Л.О. Субъективное время и способы его выражения в художественном тексте / Л. О. Чернейко // Вопросы русского языкознания. М., 2000. Вып. 8. С. 57-68. 144.Черниева З.Л. Экзистенциальное время и культура. Дис. канд. культурологических наук. Екатеринбург, 2004.

145.Шардин Ю.П. Время в европейской социальной философской традиции. Дис. канд. филос. наук. Пермь, 2003.

146.Шевцов К.П. Темпоральность субъекта и природа памяти. Дис. канд. филос. наук. СПб., 2003.

147.Шкловский В.Б. Время в романе // Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. 2-е изд. М.: Советский писатель, 1961.

148.Шкловский В.Б. Конвенция времени // Вопросы литературы. 1969. №3. С. 115-127.

149.Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М.: Высш. шк., 2005.

150.Эткинд Е.Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974.

151.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

Литература по творчеству изучаемых авторов Е. Водолазкин

152. Архангельская А.В. Человек говорящий и человек читающий в романе Евгения Водолазкина "Лавр" // Человек говорящий, пишущий, читающий в литературе: Сб. науч. ст. В 2 ч. — Т. 1. — ГрГУ Гродно, 2018. С. 179-188.

153. Архангельская А.В. Время древнерусское и современное в романе Евгения Водолазкина «Лавр» // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения» 2013 г. Междунар. научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013» / Под ред. М.Э. Соколова и др. Севастополь, 2013. Т. 1., С. 113-114.

154.Басинский П. Светящаяся тьма. // Российская газета. 2012. №5945.

155. Владимирова Т.С. Жанровое своеобразие Е. Водолазкина «Лавр». // Жизнь провинции: история и современность Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. 2015.

156.Водолазкин Е.Г. Дом и остров, или инструмент языка. М., 2015.

157.Водолазкин Е.Г. Человек в центре литературы. URL: http://www.pravmir.ru/chelovek-v-centre-literatury/

158.Водолазкин Е. Сегодня общество хочет читать серьезную литературу. URL: http://evgenyvodolazkin.ru/1075_evgenijvodolazkin-segodnya-obshhestvo-xochet-chitat-sereznuyu-literaturu

159.Водолазкин Е. Слово «подружка» гораздо красивее, чем «герлфренд». URL: https://www.kp.ru/daily/26729.7/3755887/

160.Водолазкин Е. Я строю романы как диалог с читателем. URL: https://ria.ru/interview/20160913/1476775027.html

161.Водолазкин Е. Я знал, второго «Лавра» писать нельзя.

URL: https: //www.culture.ru/materials/158683/evgeniivodolazkin-ya-znal-vtorogo-lavra-pisat-nelzya

162.Голубков М.М. Время как проблема (к аксиологии современного романа) // V Международная научная конференция Русская литература XX-XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения). — материалы конференции — МАКС Пресс Москва, 2016. С. 15-20.

163.Гримова О.А. Нарративная интрига в романе Е.Г. Водолазкина «Лавр» // Narratorium. 2014. № 1 (7).

URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2633119

164.Калдыбекова Ж.А. Художественное время в романе Е. Водолазкина «Лавр». Наука и современность. 2015. №37 - 1. С. 103-107.

165.Кобзарь Е.Р. Сотериологические мотивы в романах В. Набокова «Лолита» и Е. Водолазкина «Лавр». // Филологический класс. 2015. №1 (39).

166.Кротова Д.В. Модели интерпретации проблемы времени в современном романе: "Лавр" Е.Водолазкина, "Миусская площадь" М. Голубкова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Русская филология". 2017. № 4. С. 96-105.

167.Кротова Д.В. Размышления о революции в творчестве А. Варламова и Е. Водолазкина («Мысленный волк» и «Авиатор») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. № 4. С. 393-401.

168.Ничипоров И.Б. Парадоксы памяти в современном русском романе: "Авиатор" Е.Водолазкина // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2019. — № 1 (82). — С. 127-130.

169.Саломатин А.В. Лекарь поневоле и странствующий слепец. О романах Евгения Водолазкина и Андрея Волоса // Вопросы литературы. 2015. № 4.

170.Солдаткина Я.В. Немодернистские тенденции в современной русской прозе // Литературоведение на современном этапе: Теория, История литературы. Творческие индивидуальности. К 130-летию со дня рождения Е.И. Замятина. По материалам международного конгресса литературоведов. Составитель Н.Н. Комлик. Тамбов, 2014. С. 377-381.

171.Солдаткина Я.В. Мотивы прозы А.П. Платонова в романе Е.Г. Водолазкина «Авиатор»// Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия Филологические науки. 2016. № 3. С. 19-28.

Ю. Поляков

172.Базанов М.А. Историческая наука в отражении художественной литературы эпохи перестройки: повесть «Апофегей» Ю. М. Полякова // Новое прошлое. 2017. № 3. С. 141-155.

173. Большакова А.Ю. Время и временщики в мирах Ю. Полякова. URL: http: //www.zpu-j ournal .ru/e-zpu/2009/5/Bolshakova/

174. Большакова А.Ю. История и гротеск в прозе Юрия Полякова // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3.

175.Большакова А.Ю. Переоткрытие времени в прозе Ю. Полякова // Вопросы философии, 2008. №12.

176. Большакова А.Ю. Феноменология литературного письма: о прозе Юрия Полякова. М.: МАИК Наука, 2005.

177.Голубков М.М. К вопросу об онтологической пустоте: роман Юрия Полякова "Грибной царь" как роман о современности // Испытание реализмом. Материалы научно-теоретической конференции "Творчество Юрия Полякова: традиция и новаторство" (к 60-летию писателя). — У Никитских ворот Москва, 2015. С. 69-76.

178.Голубков М.М. Преодоление иллюзий, или Как нас обманывает история (размышление о романе Ю. Полякова Любовь в эпоху перемен) //

Филологическая регионалистика. Научный и информационно-аналитический журнал. 2016. — № 3. — С. 7-14.

179.Голубков М.М. Сатира Юрия Полякова // Север. 2016. № 1-2. С. 71-79.

180.Захидова Л.С. Ю.М. Поляков: традиции и новаторство. //Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электронный ресурс]. — Вып. 5. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4-8 октября 2016 года). — СПб.: РОПРЯЛ, 2016.

181.Казначеев С.М. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Феноменология русского реализма: генезис, эволюция, регенерация. М., 2014.

182.Кротова Д.В. Искусство и творчество как предмет художественного осмысления в романе Ю.М. Полякова "Гипсовый трубач" // Испытание реализмом. Материалы научно-теоретической конференции "Творчество Юрия Полякова: традиция и новаторство" (к 60-летию писателя). — У Никитских ворот Москва, 2015. — С. 129-141.

183.Куницын В. Поляков Юрий Михайлович // Русские писатели 20 века: библиографический словарь / гл. ред. И сост. П.А. Николаев. М.: Большая Рос. энцикл.; Рандеву-АМ, 2000.

184.Поляков Ю. Советские карьеристы думали о стране, а нынешним на нее наплевать. URL: https://www.kp.ru/daily/24255/453542/

185.Поляков Ю. Меня волнует место в сердцах и умах современников. URL: http://ug.ru/archive/72643

186.Флоря А.В., Яцук Н.Д. Идиостиль Ю. Полякова // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 4. С. 163-168.

187.Ярикова О.И. Юрий Поляков: Последний советский писатель. М.: Молодая гвардия, 2017.

Л. Улицкая

188.Егорова Н.А. Проза Л. Улицкой 1980 - 2000-х годов: проблематика и поэтика: дис. канд. филол. наук / А. Н. Егорова. Астрахань, 2007.

189.Жуйкова Е.В. "Миусский текст" как инвариант московского текста (романы М.М. Голубкова и Л. Улицкой) // Филологическая регионалистика. Научный и информационно-аналитический журнал. — 2016. — № 3(19). С. 20-27.

190.«Интеллигенция закончилась как историческое явление»: интервью Людмилы Улицкой.

URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/books/intelligenciya-zakonchilas-kak-istoricheskoe-yavlenie-intervyu-lyudmily-ulickoy/

191. Лариева Э.В. Концепция семейственности и средства ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой: автореф. дис. канд. филол. наук / Э. В. Лариева. - Петрозаводск, 2009.

192.Некрасова И. Расширение границ документального в произведениях новейшей русской литературы // Филология и культура. - 2016. - №3(45). -С. 129-134.

193.Ничипоров И.Б. Личность и история в романе Л. Улицкой "Лестница Якова" // Пушкинские чтения-2016. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: материалы XXI междунар. науч. конф. / Под общ. ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Т.В. Мальцева. ЛГУ им. А.С. Пушкина. СПб, 2016. С. 75-80.

194.Осьмухина О.В. В поисках утраченной толерантности: Людмила Улицкая / О. В. Осьмухина // Вопросы литературы. 2011. № 1. С. 144 - 158.

195.Побивайло О.В. Мифопоэтика прозы Л. Улицкой: автореф. дис. канд. Филол. наук / О. В. Побивайло. Барнаул, 2009.

196.Попова И.М. Феномен современной женской прозы. URL: http: //vestnik.tstu.ru/rus/t_14/pdf/14_4_025 .pdf

197.Пушкарь Г.А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой): автореф. дис. канд. филол. наук / Г. А, Пушкарь. Ставрополь, 2007.

198.Ровенская Т.А. Женская проза конца 1980-х - начала 1990-х годов: проблематика, ментальность, идентификация: автореф. дис. канд. филол. наук / Т. А. Ровенская. - М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2001.

199.Савкина И. Говори, Мария (Заметки о современной женской прозе). URL: http: //www.a-z.ru/women_cd 1 /html/savkina1 r.html

200. Савкина И. Род/дом: семейные хроники Л. Улицкой и В. Аксенова / И. Савкина // Семейные узы: модели для сборки: сб. ст. - Кн. 1; ред. С. Ушакин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004.

201.Солдаткина Я.В. Современная русская историческая проза в контексте литературного процесса 2000-2010-х годов // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 1. С. 47—54.

202. Тимина С.И. Ритмы вечности (Роман Л. Улицкой «Медея и ее дети») / С. Тимина // Русская литература ХХ века в зеркале критики: хрестоматия; сост. С. И. Тимина, М. А. Черняк. СПб.: Академия, 2003.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.