Возникновение фагота и его развитие в эпоху барокко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Кизиляев, Александр Арнольдович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 221
Оглавление диссертации кандидат наук Кизиляев, Александр Арнольдович
Оглавление
Введение
Глава 1. Начало. На пути к созданию фагота
§1.1. Идея. ^образный канал
§1.2.Бомбарда
§ 1.3 Дольцайна
§1.4. Phagotum
Глава 2. Ранний фагот
§ 2.1 Терминология
§ 2.2 Конструкция
§ 2.3 Акустические особенности
§ 2.4 Распространение фагота
§ 2.5 Фагот в церкви
§ 2.6 Причины популярности фагота
Глава 3. Фагот в эпоху барокко
§ 3.1 «Барочный фагот»
§ 3.2 Фагот в произведениях композиторов эпохи барокко
Заключение
Список Литературы
Приложение 1. Нотные примеры
Приложение 2. Иллюстрации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Человеческий голос фагота: инструмент и его история, проблемы педагогики и исполнительства2014 год, кандидат наук Попов, Валерий Сергеевич
Флейтовая культура Франции: генезис, пути и закономерности развития2008 год, кандидат искусствоведения Захарова, Варвара Александровна
Натуральная валторна: история, теория, исполнительская практика2015 год, кандидат наук Фурукин, Алексей Вадимович
Труба в эпоху барокко: Инструментарий, репертуар, исполнительские традиции2005 год, кандидат искусствоведения Проскурин, Сергей Георгиевич
Смычковый инструментарий в эволюции европейского исполнительского искусства2010 год, доктор искусствоведения Свободов, Валерий Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Возникновение фагота и его развитие в эпоху барокко»
Введение
Фагот - один из основных деревянных духовых инструментов современного симфонического оркестра. Кроме того, сегодня он широко используется в сольной и ансамблевой исполнительской практике. Неповторимая индивидуальность фагота, многогранность его тембра раскрылась в произведениях таких композиторов как Л. Бетховен, Г. Берлиоз, М. Равель, П. Чайковский, И. Стравинский, Д. Шостакович. Способность фагота воплощать различные художественные образы, выражать самые разнообразные эмоции привлекает и наших современников. В своем творчестве к фаготу как сольному инструменту обращались С. Губайдулина, Ю. Каспаров, Е. Подгайц, П. Булез, Д. Уильямс и многие другие композиторы.
Популярность, востребованность фагота в музыкальной культуре зиждется на долгом пути развития инструмента и стала возможной благодаря усилиям композиторов, исполнителей и мастеров предшествующих столетий. Можно утверждать, что именно в эпоху барокко технические и выразительные возможности фагота были доведены до того уровня инструментального мастерства, который создал предпосылки для его вхождения в партитуру симфонического оркестра и бытования как сольного инструмента в Х1Х-ХХ1 веках. Ярчайшим примером тому служат концерты А. Вивальди, без которых сложно себе представить репертуар современного фаготиста.
Начиная со второй половины XX века, сначала за рубежом, а затем и в России, интерес к старинной музыке неуклонно растет. Этому способствует нахождение и издание многих неизвестных ранее или забытых музыкальных произведений, научное переосмысление и углубление анализа творчества таких великих композиторов как А.Вивальди, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель и др. За последние десятилетия было создано большое количество музыкальных коллективов, ориентирующихся на исполнение музыки Средневековья, Возрождения, Барокко, проводятся мастер-классы и фестивали старинной музыки, такие, например, как Международный фестиваль Еаг1утшю, основанный в 1998 году в Санкт-Петербурге.
Кроме того, повсеместное распространение получила идея добиться максимально правдоподобного звучания, играя старинную музыку на старинных инструментах. Именно с применением исторических инструментов, а не только с грамотной в стилевом отношении интерпретацией все чаще связывается "аутентичное исполнение". Поскольку использование коллекционных, музейных инструментов сопряжено с целым рядом сложностей, широко востребованы оказались их копии, изготовленные современными мастерами.
Следует признать, что подобная практика имеет не только сторонников, но и часто подвергается критике, как и само понятие "аутентизм" применительно к исполнению музыкальных произведений. Однако, на наш взгляд, неутихающие споры по этому поводу являются одним из свидетельств повышенного интереса к данной области музыкальной культуры.
Наконец, всестороннее развитие профессионального музыканта представляется совершенно невозможным без знания истории своего инструмента. Неслучайно работы по методике преподавания и теории исполнительства содержат разделы, посвященные органологическим изменениям, которые претерпел тот или иной инструмент с течением времени, а также вопросам становления исполнительской культуры.
Таким образом, изучение истории фагота имеет большое значение не только с точки зрения расширения границ научного знания, но и для современной исполнительской практики, и для обучения нового поколения музыкантов.
«История изобретения фагота теряется в XVI веке. Доподлинно неизвестно - где, когда и кто предпринял первую попытку создания инструмента» [35, С. 7]. В результате недостатка сведений, представления о возникновении и раннем периоде бытования фагота изобилуют спорными, порой противоречивыми утверждениями. Особенно ярко эти противоречия проявляются в вопросах органологии.
Каковы были предпосылки возникновения фагота? Какие музыкальные инструменты предшествовали его созданию, какие бытовали наравне с ним? Какими факторами было обусловлено то, что из множества родственных
инструментов, созданных в эпоху Ренессанса, именно фагот продолжил свое развитие? Эти и другие вопросы рассматриваются в настоящей работе.
Недостаточно изученным представляется не только непосредственно изобретение фагота, но и процесс его распространения, вхождения в музыкальную практику. Открытым остается вопрос о легитимности применения фагота в богослужении до XVII века.
Этими факторами определяется актуальность исследования, рассматривающего фагот в контексте исторического развития: особенности конструкции в разные временные периоды, разновидности инструмента, его распространение, формирование репертуара.
Дополнительный аспект актуальности придает наличие количественного дисбаланса между публикациями, посвященными фаготу, на иностранных европейских языках, и сравнительно немногочисленными русскоязычными изданиями на эту же тему.
Степень научной разработанности проблемы
Монография С. Я. Левина «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» [33], учебное пособие «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах» [57] Ю. А. Усова - содержат общие сведения по истории фагота. Труды В. А. Леонова [35], В. Н. Апатского, Р. П. Терёхина, Г. 3. Ерёмкина и других отечественных авторов XX века посвящены исполнительской практике, методике обучения игре на фаготе, и лишь в общих чертах касаются истории инструмента. В последние десятилетия в отечественном музыкознании появились исследования, включающие в себя круг вопросов, связанных с органологией исторических музыкальных инструментов, описанием деятельности музыкантов и музыкальных учреждений, такие, например, как книги М. А. Сапонова «Менестрели» [53], В. В. Березина «Музыканты королей Франции» [6]. Несмотря на то, что подобные работы содержат очень ценную информацию, фагот в данном случае не является предметом исследования, и авторы, соответственно, не ставили перед собой задачу сформировать целостную картину возникновения и развития этого инструмента.
До недавнего времени единственной отечественной работой, посвященной непосредственно истории фагота, включающей описание инструмента и разбор практики его употребления в музыкальной литературе, была брошюра С. Я. Левина «Фагот» [34], представляющая собой научно-популярное издание «карманного» формата, содержащее сведения обзорно-общего характера. Несколько лет назад увидели свет фундаментальные труды В. С. Попова: монография «Человеческий голос фагота» (2013) и созданная на ее основе одноименная диссертация [46]. Всё же, В. С. Попов делает акцент, прежде всего, на исполнительской практике и педагогике. Истории инструмента посвящена первая глава его исследования, при этом периоду вплоть до середины XVIII века уделено несколько страниц.
Издаваемые в России специализированные журналы вносят свой вклад в расширение научного знания, в том числе по истории духовых инструментов. Так, на страницах журнала «Старинная музыка» был напечатан перевод некоторых глав из трактата Марена Мерсенна «Всеобщая гармония», о семействе гобоев и фаготов [7; 40]. Однако опубликовать развернутое исследование в рамках формата периодического издания вряд ли возможно.
В зарубежной научной литературе XX века основополагающим исследованием в области истории фагота стала книга английского ученого Линдси Лэнгвилла «Фагот и контрафагот» [125], выдержавшая несколько переизданий. Среди новейших исследований необходимо отметить книгу Джеймса Коппа «Фагот» [122]. В этой работе автору удалось собрать уникальный материал, в том числе, не вошедший в книгу Л. Лэнгвилла, охватывающий весь период истории инструмента с момента возникновения до наших дней.
Многочисленные работы зарубежных авторов рассматривают отдельные аспекты истории фагота. Непосредственно органологии посвящены диссертации Л. Бейкер [75] и М. Дарта [88]. Э. Селфридж-Филд уделяет пристальное внимание практике использования фагота в Венеции [150; 151; 152], Б. Кеньон де Паскуаль [112; 113; 114] и К. Крайтнер [124] - в Испании. С. М. Дуда в своей диссертации [89] исследует концерты Вивальди для фагота во взаимосвязи с организационной
структурой Оспедале делла Пьета, диссертация Р. Т. Семменса [153] посвящена фаготу в произведениях Ж.-Б. Люлли. Интерес к изучению различных исторических инструментов, в том числе ранних представителей фаготного семейства, нашел свое отражение в исследованиях Э. Бэйнса [68; 69; 70; 71; 72; 73; 74], Ф. Галпина [100; 101; 102], Дж. Кайт-Пауэлла [117; 118], Р. Даффина [90] и других авторов.
Таким образом, если в зарубежной научной литературе подробно освещаются вопросы, связанные с историей фагота, то в отечественном музыкознании отсутствует исследование, формирующее целостную картину возникновения и становления этого инструмента. Недостаточность теоретического осмысления эволюции фагота особенно остро ощущается, когда речь идет о ранних периодах его существования. Кроме того, как в отечественной, так и в зарубежной литературе содержится довольно большое количество ошибок, неточностей, разночтений, касающихся как конструкции инструмента, так и практики его использования.
Объектом исследования стал фагот и его место в европейской музыкальной культуре.
Предмет исследования — история развития фагота с момента его возникновения до середины XVIII века, включая общие предпосылки создания инструмента, разновидности конструкции, географию распространения, акустические особенности и формирование репертуара.
Диссертация ставит своей целью, систематизировав имеющиеся данные, воссоздать целостную картину возникновения фагота и его развития в эпоху барокко.
Задачи исследования:
- установление времени появления и распространения фагота в Европе.
- изучение органологического аспекта истории фагота вплоть до середины XVIII века.
- сравнение конструктивных особенностей фагота и родственных ему исторических духовых инструментов.
- выявление факторов, повлиявших на востребованность фагота и сыгравших решающую роль в его развитии.
- анализ этапов формирования оркестрового, ансамблевого и сольного репертуара.
- выявление специфических особенностей эволюции исполнительства на фаготе.
Положения, выносимые на защиту:
• Решающую роль в том, что фагот закрепился в музыкальной практике, сыграло наличие у него конического сечения и-образного воздушного канала;
• Введение в употребление термина «фагот» применительно к музыкальному инструменту связано с изобретением Афранио дельи Альбонези;
• На раннем этапе существования фагот не мог в полной мере заменить бомбарду ввиду особенностей своих акустических характеристик;
• Введение фагота в музыкальную практику привело к прекращению использования инструмента под названием «дольцайна»;
• Использование композиторами эпохи барокко фагота в своих произведениях напрямую зависело от имевшегося в их распоряжении инструментария и мастерства исполнителей.
Методологическую основу исследования составили основные положения отечественного и зарубежного музыкознания: органология (К. Закс [147; 148], Г. Кински [116], М. Дарт [88]), история фагота (Л. Лэнгвилл [125], Д. Копп [122], В. С. Попов [46], С. Я. Левин [34]), история исполнительства на духовых инструментах (С. Я. Левин [33], Ю. А. Усов [57], В. В. Березин [6]), старинные трактаты (М. Преториус [139], М. Мерсенн [40; 133], С. Вирдунг [12], Т. дельи Альбонези [67], И.Кванц [24]), музыкальная эстетика (М. Н. Лобанова [38], В. П. Шестаков [42]), биографии, анализ творчества выдающихся композиторов эпохи барокко (А. Швейцер [63], А. Дюрр [91], П. Барбье [3], С. А. Морозов [41], В. Д. Конен [27; 28; 29]), статьи, посвященные отдельным вопросам, связанным с
историей фагота, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях.
Методы исследования. В процессе исследования использовались аналитический, сравнительный, исторический методы, синтез и обобщение исторической и искусствоведческой литературы.
Научная новизна исследования заключается в целостном охвате истории фагота в исследуемый временной период:
- Впервые в отечественное искусствознание введен значительный объем сведений из материалов зарубежных исследований, позволивший с новой степенью полноты осветить ранний период существования фагота;
- Анализируются общие предпосылки возникновения фагота, попытки создания альтернативных инструментов;
- Освещаются вопросы терминологии, связанные с названием инструмента. В частности, в диссертации впервые подробно рассмотрен вопрос этимологии названия Phagotum - инструмента, создателю которого долгое время ошибочно приписывалось изобретение фагота;
- Впервые в России представлены подробные, проиллюстрированные описания старинных инструментов, проведен анализ органологических особенностей, позволивших фаготу занять лидирующее положение среди деревянных духовых инструментов низкого регистра;
- На основании сопоставления исторических данных и акустических особенностей фагота делается вывод о практике его использования на раннем этапе существования;
- Впервые в русскоязычной литературе приведены биографические данные знаменитых фаготистов прошлых эпох, анализируется как широко распространенный, так и малоизвестный репертуар;
- Диссертация включает сведения, ранее не публиковавшиеся в отечественной и зарубежной музыковедческой литературе.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об истории фагота, применении комплексного подхода к
рассмотрению истории духового инструмента. Результаты представленной работы могут служить основой для дальнейшего углубленного изучения истории духовых инструментов, как в целом, так и в рамках какой-либо отдельно взятой её составляющей (органология, репертуар, музыкальная практика).
Практическая значимость исследования зиждется на его обширной фактологической основе. Материалы исследования могут быть включены в учебные курсы по истории исполнительского искусства, использованы при организации мероприятий, ориентированных на аутентичное исполнение музыкальных произведений, способствовать практике создания реплик исторических инструментов.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И.Герцена. Ее основные положения изложены в четырех публикациях, в том числе трех в изданиях из списка ВАК РФ.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии (185 наименований) и двух Приложений, включающих в себя нотные примеры (10) и иллюстрации (43). Объем основного текста - 185 страниц, общий объем вместе с приложениями - 221 страница.
Публикации по теме диссертации в журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК:
1) Кизиляев А. А. Phagotum (об этимологии названия) / А. А. Кизиляев. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6. Ч. 2.. - С. 94-98. (0.5 усл. печ. л.)
2) Кизиляев А. А. Необыкновенные духовые инструменты эпохи позднего ренессанса / А. А. Кизиляев. // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 4-7 (46). - С. 29-33. (0.5 усл. печ. л.)
3) Кизиляев А. А. Загадочная дольцайна / А. А. Кизиляев. // Университетский научный журнал (филологические и исторические науки, археология и искусствоведение). - 2016. - № 20.- С. 251-259 (0.52 усл. печ. л.).
Другие издания:
4) Кизиляев А.А. Фагот в творчестве композиторов эпохи барокко / А. А. Кизиляев - СПб, СКИФИЯ-ПРИНТ, 2017 - 58 с. (3.37 усл. печ. л.).
Ввиду того, что при написании диссертации использовалось большое количество англоязычной литературы, было принято решение употребить систему буквенных обозначений нот, при которой ноте «Си» соответствует латинская буква «В». Таким образом, си-бемоль - В Ь , си-диез - В#. Различие обозначений по октавам: Контр-октава - С' - В' Большая октава - С - В Малая октава - с - Ь Первая октава - с' - Ь' Вторая октава - с" - Ь" Третья октава - с"' - Ь"'
Глава 1. Начало. На пути к созданию фагота
«Не было ни одного великого мастера, который не подражал бы, и не было ни одного изобретения, которое не могло бы рассматриваться как некое соответствующее отношение к предшествующим открытиям. Все подчинено закону непрерывности, и то, что совершенно оторвано и обособлено от предшественников пропастью, принадлежит миру пустых призраков».
И. Кант1
§1.1. Идея. и-образный канал
Классифицировать инструмент под названием «фагот» можно по различным отличительным признакам. Это и источник звука - столб воздуха, и материал изготовления - дерево, способ модуляции (прерывания) воздушной струи и тип трости - язычковый (лингвальный), с двойной тростью. Одним из характерных признаков, который выделяет фагот среди других деревянных духовых инструментов, является и-образный конический канал.
Причины возникновения подобной конструкции понятны - необходимо было создать компактный, удобный в использовании инструмент, способный извлекать звуки низкого регистра. Эта необходимость была обусловлена развитием европейской музыкальной культуры в эпоху Ренессанса. Но каким образом происходила реализация этой идеи? Воплотилась она в сжатые сроки или этот процесс был растянут на длительный период времени? Когда появились инструменты подобного типа, каковы были их отличительные особенности?
Ответить на эти вопросы не так уж и просто. Музыкальные инструменты, как и люди, имеют разные судьбы. Одни пользовались широкой популярностью, и мы можем о них судить на основании большого количества источников, включая сохранившиеся экземпляры. Другие «не прижились», и быстро сошли со сцены. Их немногочисленные образцы, дошедшие до нас, зачастую подвергались
1 И. Кант «Размышления к Антропологии». Цит. по: [32, С. 146].
модернизации или неумелой реставрации, и могут предоставлять искаженную информацию, а их описания порой содержат противоречия. Встречаются и инструменты-загадки, сведений о которых история нам почти не оставила, за исключением упоминаний об их существовании.
Многообразие деревянных духовых инструментов XV-XVI веков поражает воображение, и нам уже трудно представить, как большинство из них могли звучать. Различались они не только по характеру звука, громкому или тихому, мягкому или пронзительному, но и по внешнему виду, особенностям конструкции и звукоизвлечения. Пожалуй, единственное, что объединяет все деревянные духовые инструменты этого периода - сравнительно небольшой диапазон, как правило, не более двух октав. Для того чтобы компенсировать этот недостаток, создавались целые семейства, консорты (анг. consort)1 однотипных инструментов различного размера.
Необходимо также учитывать, что в XVI веке ещё не существовало ни четкой терминологии, ни единых стандартов, которых придерживались бы мастера. Это было время поисков и экспериментов, оживленных споров и удивительных открытий, происходивших как в теории музыки, так и в различных областях её практического применения, в том числе в производстве музыкальных инструментов. Мастера стремились создать инструменты соответствующие и духу времени, и новейшим музыкальным течениям, и требованиям профессионалов, и запросам любителей или коллекционеров. При этом итальянский ученый и теоретик Эрколе Боттригари (Ercole Bottrigari 1531-1612) пишет в своем трактате: «Я скажу вам, что разговаривал со многими старательными мастерами, и могу утверждать, что они часто действуют наобум: когда они сверлят дыры в духовых инструментах, они подчиняются слуху, увеличивая и уменьшая эти дыры ощупью» [42, C.538]. Продольные и поперечные флейты, шалмеи, бомбарды, дульцианы и множество других
1 Термин consort применялся также для обозначения небольшого ансамбля, состоявшего из инструментов различных семейств.
инструментов - весь этот внушительный список позволяет нам проследить ту эволюцию, благодаря которой родился разнообразный инструментарий Ренессанса, основанный, главным образом, на духовых. Среди этого многообразия встречаются и инструменты с необычной внешностью, не вписывающиеся в современные представления, и инструменты уникальные, сохранившиеся в единственном экземпляре.
В соответствии с задачами настоящей работы, данный параграф посвящен описанию лишь некоторых исторических представителей группы деревянных духовых, которые в той или иной степени связаны с идеей U-образного воздушного канала.
Крумгорн (нем. Krummhorn, фр. Cromorne, ит. Cornamuto) итальянцы называли также storto (кривой), французы - tournebout (свернутый конец). Эти названия описывают его внешность, напоминающую по форме крюк (Илл.1.1). Двойная трость этого инструмента помещалась в специальную капсулу, что препятствовало непосредственному контакту губ исполнителя с тростью [15, С. 23]. Курт Закс (Curt Sachs, 1881—1959) предполагает, что звучание инструмента было мягче и темнее, чем у гобоя благодаря почти полностью цилиндрическому каналу, расширявшемуся лишь ближе к нижней части инструмента [148, P. 378]. Однако, капсула, в которую помещалась трость, не могла позволить исполнителю управлять качеством звука. Кроме того, наличие этой капсулы создавало определенные сложности при исполнении, связанные с увеличенным сопротивлением подаче дыхания, большой нагрузкой на амбушюр, и трудностями в управлении строем. Как следствие, крумгорн был инструментом профессионалов, и не использовался любителями [117, P. 80].
Точных сведений о стране и времени происхождения крумгорна на сегодняшний день нет. Джеффри Кайт-Пауэлл (Jeffery Kite-Powell) пишет, что первые письменные упоминания о нем найдены в Германии, и датированы 1486 годом, а первые изображения двумя годами позднее, в Италии [Ibid., P. 78]. К. Закс дает противоречивые сведения. В своём «Словаре» он называет 1300 год [147, P. 233], а в книге «История музыкальных инструментов» - 1489, когда
термин крумгорн (krummhorn) был использован для обозначения регистра органа. Здесь же Закс приводит пример отображения крумгорна в живописи, на картине венецианского живописца Витторио Карпаччо (Vittore Carpaccio) «Введение во храм» (The Presentation in the Temple), 1510 [148, P. 379]. Поскольку «История музыкальных инструментов» более поздняя работа, можно сделать вывод, что Закс отказался от первоначально высказанного мнения. Мы можем предполагать, что крумгорн стали использовать на несколько десятилетий раньше, чем он был изображен, но достоверных документальных подтверждений этому мы не имеем. С начала XVI века упоминания об использовании этого инструмента становятся достаточно многочисленны, и свидетельствуют о его широком распространении в европейских странах, особенно в Италии, Германии и Нидерландах.
Крумгорн, как и многие другие инструменты изготавливался различных размеров, наиболее распространенными из которых были:
1. сопрано, с диапазоном c'- d''
2. альт - f-g'
3. тенор - c-d'
4. бас - F-g
Существовали и различные варианты данных размеров, призванные расширить диапазон [117, P. 79]. Крумгорн имел восемь1 игровых отверстий, семь на внешней, и одно на тыльной стороне [148, P. 378]. Нижнее отверстие некоторых инструментов снабжалось клапаном, что хорошо видно на иллюстрации. В целом, диапазон крумгорна был весьма ограничен, из-за невозможности использовать передувание, ввиду наличия капсулы.
Снижение популярности крумгорна начинается с 1600 года, в Германии несколько позже, с 1650 [117, P. 78-79]. Столь короткую «жизнь» инструмента можно объяснить трудностями игры на нем, указанными в первом абзаце данного описания. К. Закс, тем не менее, упоминает инструмент, который был включен в состав Grandes Ecuries (Большая Конюшня) около 1650 года, и также имел название «tournebout». Инструмент этот отличался широким воздушным каналом,
1В. П. Давыдов указывает шесть [15, С. 23].
а трость, в свободном состоянии, без закрывающей капсулы, соединялась с ним при помощи эса [148,P. 379]. Данный факт свидетельствует об активных поисках, которые велись в области модернизации существующих инструментов.
Конечно, крумгорн нельзя причислить к инструментам с U-образным каналом, однако его форма могла способствовать возникновению идеи их создания. В. П. Давыдов считает крумгорн, наряду с шалмеем и зурной, одним из предшественников гобоя [15, C. 22], ближайшего родственника современного фагота.
Доппиони (Doppioni или Doppione) - довольно загадочный инструмент, лишь упомянутый Михаэлем Преториусом (Michael Praetorius, 1571—1621) в его «Органографии» (De Organographia, 1619). Он не скрывает, что никогда не видел этих инструментов, и приводит их описание, опираясь на информацию, данную другим теоретиком, Лудовико Цаккони (Ludovico Zacconi, 1555 - 1627), в трактате «Музыкальная практика» (Prattica di Música, 1592; 1596). Преториус предполагает, что доппиони представлял собой нечто сходное с корнамузой или сордуном (См. далее) [139, P. 39]. Вслед за Цаккони он приводит диапазон инструментов трех размеров:
Бас - от «C» до «a» или «b b ».
Тенор - от «c» до «d'».
Сопрано - от «c'» до «d"» [Ibid., P.23].
Диапазон, равный ноне, для тенора и сопрано, позволил бы предположить, что в конструкции этих инструментов использовалась специальная капсула, в которую помещалась трость, и что воздушный канал имел цилиндрическое сечение. Однако гораздо больший диапазон басового инструмента в эту гипотезу не вписывается.
Курт Закс в 1910 году высказал предположение, что термин «доппиони» является одним из названий крумгорна. В качестве аргумента Закс ссылается на практику использования указания на удвоение в названиях инструментов,
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Партия валторны в контексте эволюции симфонической партитуры XVIII - XX веков2005 год, доктор искусствоведения Беленов, Леонтий Дмитриевич
Гобой в инструментальной музыке XVIII века1982 год, кандидат искусствоведения Давыдов, Вячеслав Петрович
Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий2016 год, кандидат наук Дьяконова, Варвара Егоровна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ КЛАВИРНОЙ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО В КЛАССЕ БАЯНА2017 год, кандидат наук Недосекин Вячеслав Александрович
Музыкальная лексикография смысловых структур в клавирных текстах И.-С. Баха2010 год, кандидат искусствоведения Гордеева, Елена Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кизиляев, Александр Арнольдович, 2017 год
Список Литературы
1. Алдошина, И. А. Музыкальная акустика: учебник для высших учебных заведений: для студентов обучающихся по специальностям: "Музыкальная звукорежиссура", "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников", "Звукорежиссура кино и телевидения" [Текст] / Ирина Алдошина, Рой Приттс; [Федер. целевая прогр."Культура России" (подпрогр. "Поддержка полиграфии и книгоизд. России")]. - СПб.: Композитор, 2006. - 719 с.
2. Алешин, П. А. Семья д"Эсте - покровители искусства и коллекционеры: Дисс. <...> канд. искусствоведения [Текст] / П. А. Алешин.- М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. - 348 с. + Прил. (34с.: ил.).
3. Барбье, П. Венеция Вивальди: музыка и праздники эпохи барокко [Текст] / Патрик Барбье; пер. с фр. Елены Рабинович. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009. - 276, [3] с.
4. Барна, И. Если бы Гендель вел дневник... [Текст] / И. Барна [Биография музыканта / Пер. с венг. Виктора Тогобицкого].- Будапешт: Корвина, 1987. -275 с.
5. Белецкий, И. В. Антонио Вивальди. 1678-1741: Краткий очерк жизни и творчества: Попул. монография. [Текст] / И. В. Белецкий. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. - 87 с.
6. Березин, В. В. Музыканты королей Франции [Текст] / В. В. Березин. - М.: Издательство «Современная музыка», 2013. - 384 с.
7. Березин, В. В. По причине производимого ими большого шума. Семейства гобоев и фаготов в трактате Марена Мерсенна "Всеобщая гармония" [Текст] / В. В. Березин // Старинная музыка. - 2014.- № 4 (66). - С. 27-28.
8. Берни, Ч. Музыкальные путешествия: Дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии [Текст] / Ч. Берни [Пер. с англ / Вступ. статья, ред. и примеч. С. Л. Гинзбурга]. - М.: Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1967. - 290 с.
9. Бочаров, Ю. С. Увертюра в эпоху барокко: Автореф. дисс. <...> докт. искусствоведения [Текст] / Ю. С. Бочаров. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. - 40 с.
10. Бурундуковская Е. В. Итальянские клавесины и клавикорды XVI-XVII веков. Энармонические инструменты [Текст] / Е. В. Бурундуковская // Вестник ЧелГУ.- 2008. - №20. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/italyanskie-klavesiny-i-klavikordy-xvi-xvii-vekov-enarmonicheskie-instrumenty, свободный (дата обращения: 12.08.2016).
11. Васильченко Е. В. История и теория музыки: звук / музыка в системе культуры: Конспект лекций [Текст] / Е. В. Васильченко. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 126 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://refdb.ru/look/1376431-pall.html, свободный (Дата обращения: 12.08.2016)
12. Вирдунг С. Трактат о музыке: (1511 г.) / Себастьян Вирдунг; пер. и коммент. Марины Толстолобовой. - СПб.: EARLYMUSIC издание Русского фонда старинной музыки, 2004. - 147 с.
13. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима [Текст] / Е. В. Герцман - СПб.: Алетейя, 1995. - 334, [2] с.
14. Грессинг З. Максимилиан I [Текст] / Зигрид Грессинг; [пер. с нем. Е.Б. Каргиной]. - М.: АСТ, 2005. - 318,[1] с.
15. Давыдов В. П. Гобой в инструментальной музыке XVIII века: Дисс. <...> канд. искусствоведения [Текст] / В. П. Давыдов. - М.: МДОЛГК им. П. И. Чайковского, 1982. - 193 с.
16. Дедов И. И. Этрусская загадка решена [Текст] / И. И. Дедов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vdonskrsu.narod.ru/stat.html, свободный (дата обращения: 13.08.2016).
17. Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах [Текст] / М. С. Друскин - М.: Музыка, 1982. - 383 с.
18. Друскин М. С. Пассионы и мессы И.С. Баха [Текст] / М. С. Друскин. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1976. - 168 с.
19. Дулат-Алеев В. Р. Жан-Жозеф Мондонвиль и французская музыка эпохи Людовика XV (к 300-летию со дна рождения) [Текст] / В. Р. Дулат-Алеев // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - Сер. 15., 2012. - Вып. 1. - С. 239-245.
20. Заливадный М. «Смерть Орфея» Стефано Ланди: взгляд со стороны [Текст] / М. Заливадный. - МШГСШ: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, № 4(36). - 2013 - С. 41.
21. Зварич В. В. Нумизматический словарь 4-е изд. [Текст] / В. В. Зварич.- Львов: Вища школа. Изд-во при Львов.ун-те, 1980. - 225 с.
22. Зейфас Н. М. Concertogrosso в творчестве Генделя [Текст] / Н. М. Зейфас. - М : Музыка, 1980. - 80 с.
23. Карс А. История оркестровки [Текст] / А. Карс; под ред. М.В. Иванова-Борецкого, Н.С. Корндорфа; [Предисл.Н. Корндорфа]. - М.: Музыка, 1990. -302, [2] с.
24. Кванц И. И. Опыт наставлений в игре на флейте траверсо [Текст] / Иоганн Иоахим Кванц. - СПб.: Фонд Возрождения Старинной Музыки, 2013. - 392 с.
25. Кириллина Л. В. Оратории Г. Ф. Генделя: учебное пособие по истории зарубежной музыки для преподавателей и студентов музыкальных вузов : для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 070111 "Музыковедение" [Текст] / Л. В. Кириллина; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф.истории зарубежной музыки. - М.: Науч.-изд. центр "Московская консерватория", 2008. - 56 с.
26. Клименко А. Е. Сочинения для ансамблей духовых инструментов в российских нотных изданиях середины XVIII - начала XIX века [Текст] / А. Е. Клименко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). - 2015. - №5. Ч. 2. - С. 72-76.
27. Конен В. Д. Клаудио Монтеверди. 1567-1643 [Текст] / В. Д. Конен; Ин-т истории искусств. - М.: Сов.композитор, 1971. - 323 с.
28. Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки [Текст] / В.Д. Конен; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. - М.: Музыка, 1997. -640 с.
29. Конен В. Д. Путь от Люлли к классической симфонии [Текст] / В. Д. Конен // От Люлли до наших дней: К шестидесятилетию со дня рождения заслуж. деят. искусств РСФСР д-ра искусствоведения проф. Л.А. Мазеля: [Сборник статей]. -М.: Музыка, 1967. - С. 11-32.
30. Кузнецов Л. А. Акустика музыкальных инструментов: Справочник [Текст] / Л. А. Кузнецов. - М.: Легпромбытиздат, 1989. - 367, [1] с.
31. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине [Текст] / Ф. Куперен [Пер. с фр / Очерк о Куперене, с. 76-118, и коммент. Я. И. Мильштейна]. - М.: Музыка, 1973. - 152 с.
32. Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введ. в историю философии [Текст] / И. И. Лапшин. - М.: Республика, 1999. - 398,[1] с.
33. Левин С. Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры: Ч. 1 [Текст] / С. Я. Левин. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. - 263 с.
34. Левин С. Я. Фагот. - 2-е изд. [Текст] / С. Я. Левин. - М.: Музыка, 1983. - 59 с.
35. Леонов В. А. Теоретические основы исполнительства на фаготе (системный анализ и методология исследования компонентов исполнительского процесса): автореф. дис. <...> док. иск. [Текст] / В. А. Леонов. - М.: МГДОЛК, 1993. -30 с.
36. Литвинова Ю. А. Инструменты апйсЫ и modemi в описаниях музыкальных кабинетов Агостино Амади и Антонио Горетти (к проблеме интерпретации источников) [Текст] / Ю. А. Литвинова // Научный вестник Московской консерватории. - 2012. - № 4. - С. 74-119.
37. Литвинова Ю. А. Интермедии <^а РппшрЬк семь правил Джованбаттиста Строцци Младшего [Текст] / Ю. А. Литвинова // Научный вестник Московской консерватории. - 2010. - №2. - С. 74-105.
38. Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М. Н. Лобанова. - М.: Музыка, 1994. - 317 с.
39. Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры [Текст] / И. В. Мациевский; Рос.ин-т истории искусств (г. Санкт-Петербург), Казах. нац. консерватория им. Курмангазы. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007. - 517, [2] с.
40. Мерсенн М. Фрагменты пятой книги Трактата об инструментах из «Всеобщей гармонии» [Текст] / М. Мерсенн [перевод с французского и комментарии В. Березина] // Старинная музыка. - 2014. - № 4 (66). - С. 29-35
41. Морозов С. А. Бах [Текст] / С. А. Морозов. - М.: Мол.гвардия, 1975. - 255 с.
42. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения [Текст] / Сост. текстов и общая вступ. статья [с. 5-92] В.П. Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - 574 с.
43. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.1 [Текст] / Под.общ. ред. Е. В. Гиппиуса.- М.: Сов.композитор, 1987. - 260,[3] с.
44. Насонов Р. А. Два взгляда на Младенца Христа. История Рождества в интерпретации Х. Шютца и И. С. Баха. Очерк первый: «.я возвещаю вам великую радость» [Текст] / Р. А. Насонов // Научный вестник Московской консерватории.- 2010. - №1. - С. 118-136.
45. Панкина Е. В. Марко Кара—«тшюшехсеПеш» мантуанского двора [Текст] / Е. В. Панкина // Научный вестник Московской консерватории. - 2012. - №2. -С. 6-17.
46. Попов В. С. Человеческий голос фагота : инструмент и его история, проблемы педагогики и исполнительства: дисс. <...> канд. иск. [Текст] / В. С. Попов [Место защиты: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского]. - М., 2014. -378 с. : ил.
47. Порвенков В. Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов [Текст] / В. Г. Порвенков. - М.: Музыка, 1990. -189, [2] с.
48. Риман Г. Музыкальный словарь [Текст] / Г. Риман; под ред. Ю. Энгеля. М. -Лейпциг: П. Юргенсон, 1896. - 1531 с.
49. Рогаль-Левицкий Д. Р. Беседы об оркестре [Текст] / Д. Р. Рогаль-Левицкий. -М.: Гос. муз.изд-во, 1961. - 288 с.
50. Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр. Т. 2 [Текст] / Д. Р. Рогаль-Левицкий. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. — 448 с.
51. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8-ми вып. Вып. 3: Музыканты прошлых дней; Музыкальное путешествие в страну прошлого [Текст] / Р. Роллан; ред., сост. и комм. В.Брянцевой. - М.: Музыка, 1988. - 447, [1] с.
52. Сапонов М. А. Корнамуза (2) [Текст] / М. А. Сапонов // Энциклопедия «Музыкальные инструменты» / Под ред. М. В. Есиповой. - М.: «Дека-ВС», 2008. - С. 300.
53. Сапонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы [Текст] / М. А. Сапонов. — М.: Классика - XXI, 2004. — 400 с.
54. Славятинская М. Н. Учебник древнегреческого языка. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / М. Н. Славятинская. - М.: Филоматис, 2003. - 622 с.
55. Сочинения великих итальянцев XVI в.: [Сборник] [Текст] / Сост., вступ. ст., коммент. Л.М. Брагиной. - СПб/: Алетейя, 2002.- 375, [1] с.
56. Тараканов М. Е. Инструментальный концерт [Текст] / М. Е. Тараканов. - М.: Знание, 1986. - 56 с.
57. Усов Ю. А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах: [Учеб.пособие для оркестровых фак. муз. вузов]. - 2-е изд., доп. [Текст] / Ю. А. Усов. - М.: Музыка, 1989. - 205, [2] с.
58. Усов Ю. А. Фагот [Текст] / Ю. А. Усов // Энциклопедия «Музыкальные инструменты». / Под ред. М. В. Есиповой. - М.: «Дека-ВС», 2008. - С. 617-619.
59. Федосов Д. Г. Кортхольт [Текст] / Д. Г. Федосов // Энциклопедия «Музыкальные инструменты». / Под ред. М. В. Есиповой.- М.: «Дека-ВС», 2008.- С. 302.
60. Федосов Д. Г. Сордун [Текст] / Д. Г. Федосов // Энциклопедия «Музыкальные инструменты». / Под ред. М. В. Есиповой. - М.: «Дека-ВС», 2008.- С. 533-534.
61. Фортунатов Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю. А. Фортунатове [Текст] / Ю. А. Фортунатов; сост., расшифровка текста лекций, примеч. Е. И. Гординой. Ред. Е. И. Гордина, О. В. Лосева. - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2004. - 384 с.
62. Шабалина Т. В. Хронограф жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха [Текст] / Т. В. Шабалина. - СПб.: "Северный Олень" , 1997. - 76 с.
63. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах [Текст] / А. Швейцер; [пер. с нем.: Я.С. Друскин, Х.А. Стрекаловская]. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Классика-XXI, 2011.
- 804, [6] с.
64. Эриксон К. Мария Кровавая [Текст] / К. Эриксон; [пер. с англ. Л. Мордуховича]. - М.: АСТ, 2001. - 640 с.
65. Янзина Э. В. Учебник древнегреческого языка [Текст] / Э. В. Янзина. - М.: Р. Валент, 2014. -512 с.
66. Abert H. Die Musikästhetik der Échecs Amoureux [Текст] / H. Abert // Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft. - 1905. - 6. Jahrg., H. 3.- P. 346-355.
67. Albonezi T. Introductio in Chaldaicam linguam, Syriacam, atque Armenicam, et decem alias linguas <...> authore [Текст] / T Albonezi. - Papiae: J. M. Simoneta, 1539. - 215 р.
68. Baines A. European and American musical instruments [Текст] / A. Baines. - New York: Viking Press, 1966. - 174 p.
69. Baines A. Fifteenth-Century Instruments in Tinctoris's De Inventione et Usu Musicae [Текст] / A. Baines // The Galpin Society Journal. - 1950. - Vol. 3 . - P. 19-26. DOI: 10.2307/841898
70. Baines A. Instruments from the Mary Rose [Текст] / A. Baines // The Galpin Society Journal. - 1982. - Vol. 35. - P. 151.
71. Baines A. James Talbot's Manuscript. (Christ Church Library Music MS 1187). I. Wind Instruments [Текст] / A. Baines // The Galpin Society Journal. - 1948. - Vol.1.
- P. 9-26.
72. Baines A. Two Cassel Inventories [Текст] / A. Baines // The Galpin Society Journal.
- 1951. - Vol. 4. - P. 30-38. DOI: 10.2307/841260
73. Baines A. Two Curious Instruments at Verona [Текст] / A. Baines // The Galpin Society Journal. - 1953. - Vol. 6. - P. 98-100.
74. Baines A. Woodwind instruments and their history [Текст] / A. Baines. - New York : W.W. Norton, 1957. - 382 p.
75. Baker L. A History of the Physical Development of the Bassoon. M.A. thesis [Текст] / L. Baker. - Sacramento : California State University, 1971. - 112 p.
76. Beekes R. S. P. Etymological Dictionary of Greek [Текст] / R. S. P. Beekes with the assistance of L. van Beek. - Leiden - Boston: Brill, 2010. - 1808 р.
77. Beer J. Musikalische Diskurse. Reprint der Ausgabe Nürnberg 1719 [Текст] / J. Beer, H. Krause-Graumnitz. - Leipzig : Deutscher Verlag für Musik, 1982. - 229 p.
78. Bonomo G. Bertoli [Bertola], Giovanni Antonio [Текст] / G. Bonomo [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
79. Bonta S. The Use of Instruments in Sacred Music in Italy 1560-1700 [Текст] / S. Bonta // Early Music. -1990. - Vol. 18, No. 4. - P. 519-525+527-530+533-535.
80. Brofsky H. Notes on th e Early French Concerto [Текст] / H. Brofsky // Journal of the American Musicological Society. - 1966. - Vol. 19, No. 1. - P. 87-91.
81. Brown H. M. Double (ii) [Текст] / H. M. Brown [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
82. Carse A. Musical Wind Instruments [Текст] / A. Carse. - New York : Da Capo Press, 1965. - 381 c.
83. Castello D. Selected ensemble sonatas, Part 1 [Sonatas from Sonate concertante, book I (1621)] [Текст, нот.] / D. Castello; ed. by Eleanor Selfriedge-Field. -Madison: A-R Ed., 1977. - XVI, 63 S.
84. Cavicchi С. Afranio, phagotista virtuoso [Текст] / C. Cavicchi [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rivista. fondazionecarife.it/it/2002/item/207-afranio-phagotista-virtuoso, свободный (дата обращения: 13.08.2016).
85. Charteris R. Newly discovered manuscript parts and annotations in a copy of Giovanni Gabrieli's Symphoniae sacrae (1615) [Текст] / R. Charteris // Early Music. - 1995. - Vol. XXIII No. 3. - P. 487-498.
86. Charteris R. The Performance of Giovanni Gabrieli's Vocal Works: Indications in the Early Sources [Текст] / R. Charteris // Music and Letters. - 1990. - Vol. 71 (3). - P. 336-351.
87. Cocks W. A. The Phagotum: an Attempt at Reconstruction [Текст] / W. A. Cocks // The Galpin Society Journal. -1959. - Vol. 12. - Р. 57-59.
88. Dart M. The baroque bassoon: form, construction, acoustics, and playing qualities: PhD thesis: 1,2 Vol. [Текст] / M. Dart. - London Metropolitan University. - 2011. -567 p.
89. Duda C. M. The City, The Girls, The Composer.. .The Phenomenon: Influences on the Performance of Vivaldi's Bassoon Concertos at The Ospedale della Pietà.: Dis. Master of Music [Текст] / C. M. Duda. - University of Akron, 2009. - iv, 76 p.
90. Duffin R. Shawm and Curtal. A performer's guide to Renaissance music [Текст] / R. Duffiin; ed. Jeffery T. Kite-Powell - 2nd ed. - Bloomington, Indiana University Press 2007 - P. 85-92
91. Dürr A. The cantatas of J.S. Bach: with their librettos in German-English parallel text [Текст] / A. Durr. - New York: Oxford University Press, 2005. - xvi, 967 p.
92. Este, Ippolito d' [Текст] // Dizionario Biografico degli Italiani. - Volume 43 (1993) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.treccani.it/enciclopedia/ippolito-d-este res-c21fd599-87ec-11dc-8e9d-0016357eee51, свободный (дата обращения: 12.08.2016).
93. Federhofer H. Graz Court Musicians and Their Contributions to the "Parnassus musicus Ferdinandaeus" (1615) [Текст] / H. Federhofer // Musica Disciplina. - 1955. - Vol. 9. - P. 167-244.
94. Federhofer H., Saunders S. Sansoni [Samsony, Sambson, Sansone], Giovanni [Текст] / H. Federhofer, S. Saunders [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
95. Fèvre Le J. La vieille: ou Les dernières amours d'Ovide: poème français du XIVe siècle [Текст] / Jean Le Fèvre, Richard de Fournival, Hippolyte Cocheris. - Paris: A. Aubry, 1861. - LIV, 295 p.
96. Fisher G. The Use of Voices and Instruments at a Sixteenth-Century Wedding Feast [Текст] / G. Fisher // The Choral Journal. - 1994. - Vol. 35, No. 1. - P. 9-12.
97. Foster Ch. Tinctoris' Imperfect Dulcina Perfected: The Mary Rose Still Shawm [Текст] / Ch. Foster // The Galpin Society Journal. - 2005. - Vol. 58. - P. 46-50, 214.
98. Frisk H. Griechisches etymologisches Wörterbuch [Текст] / H. Frisk.- Heidelberg: Carl Winter, 1970. Bd. II. - 1154 S.
99. Gallagher S. Seigneur Leon's Papal Sword: Ferrara, Du Fay, and His Songs of the 1440s [Текст] / S. Gallagher // Tijdschrift van de Koninklijke Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis. - 2007. - Deel 57, No. 1. - P. 3-28
100. Galpin F. W. Old English instruments of music, their history and character [Текст] / F. W. Galpin. - Chicago : A.C. McClurg, 1911. - 327 p.
101. Galpin F. W. The Romance of the Phagotum [Текст] / F. W. Galpin // Proceedings of the Musical Association. - 1940. Vol. 67. - Р. 57-72.
102. Galpin F. W. Phagotum [Текст] / F. W. Galpin, G. Oldham, B. R. Boydell [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
103. Geiringer K. Instruments in the history of Western music - 3d ed. [Текст] / K. Geiringer. - New York: Oxford University Press, 1978 - 318 p.
104. Gioielli М. Nihil difficile volenti [Текст] / M. Gioielli [Электронный ресурс] URL: http://www.maurogioielli.net/UTRICULUS/M.Gioielli,_Nihil_difficile_volenti._Il_p hagotus, la prima cornamusa a mantice, %C2%ABUtriculus%C2%BB, XI, n.44, _2007,_pp.5-19.pdf Режим доступа: свободный (дата обращения: 13.08.2016).
105. Greer D. Henry VIII, King of England [Текст] / D. Greer [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
106. Guion D. Wind bands in towns, courts, and churches from the Middle Ages to the Baroque [Текст] / D. Guion // Journal of Band Research. - 2007 [Электронный ресурс]. - URL: https://libres.uncg.edu/ir/uncg/fZD_Guion_Wind_061708.pdf Режим доступа: свободный (дата обращения: 12.08.2016)
107. Harris-Warrick R. Magnificence in motion: Stage musicians in Lully's ballets and operas [Текст] / R. Harris-Warrick // Cambridge Opera Journal. - 1994. - Vol. 6, No. 3. - P. 189-203.
108. Haynes B. A history of performing pitch : the story of "A" [Текст] / B. Haynes. -Lanham, Md : Scarecrow Press, 2002. - LVII, 568 p.
109. Holman P. Lampe, John Frederick [Johann Friedrich] [Текст] / P. Holman [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
110. Irving D. R. M. More from the Austro-German Baroque [Текст] / D. R. M. Irving // Early Music. - 2008. - Vol. 36, No. 2. - P. 333-335.
111. Kapsa V. Account books, names and music: Count Wenzel von Morzin's Virtuosissima Orchestra [Текст] / V. Kapsa // Early Music. - 2012. - Vol. 40 № 4. -P. 605-620.
112. Kenyon de Pascual B. A Further Updated Review of the Dulcians (Bajón and Bajoncillo) and Their Music in Spain [Текст] / B. Kenyon de Pascual // The Galpin Society Journal. - 2000. - Vol. 53. - P. 87-116. DOI: 10.2307/842319
113. Kenyon de Pascual B. A Late Sixteenth-Century Portrayal of the Jointed Dulcian [Текст] / B. Kenyon de Pascual // The Galpin Society Journal. - 1990. - Vol. 43. - P. 150-153. DOI: 10.2307/842484
114. Kenyon de Pascual B. The Wind-Instrument Maker, Bartolomé de Selma (f1616), His Family and Workshop [Текст] / B. Kenyon de Pascual // The Galpin Society Journal. - 1986. -Vol. 39. - P. 21-34. DOI: 10.2307/842131
115. Kenyon de Pascual B. Two Contributions to Dulcian Iconography [Текст] / B. Kenyon de Pascual // Early Music. - 1997. - Vol. 25, No. 3. - P. 412-413+415-426.
116. Kinsky G. Doppelrohrblatt-Instrumente mit Windkapsel. Ein Beitrag zur Geschichte der Blasinstrumente im 16. u. 17. Jahrhundert [Текст] / G. Kinsky // Archiv für Musikwissenschaft. - 1925. - 7. Jahrg., H. 2. - P. 253-296.
117. Kite-Powell J. T. Capped Double Reeds: Crumhorn— Kortholt— Schreierpfeif [Текст] / J. T. Kite-Powell // A performer's guide to Renaissance music.- ed. Jeffery T. Kite-Powell - 2nd ed. - Bloomington, Indiana University Press 2007 - P. 78-84
118. Kite-Powell J. T. Racket: Rackett, Rankett (Ger.), Cervelas (Fr.), Cervello (It.) [Текст] / J. T. Kite-Powell // A performer's guide to Renaissance music.- ed. Jeffery T. Kite-Powell - 2nd ed. - Bloomington, Indiana University Press 2007 - P. 93-96
119. Klitz B. A Composition for "Dolzaina" [Текст] / B. Klitz // Journal of the American Musicological Society. - 1971. - Vol. 24, № 1. - P. 113-118.
120. Klitz B. Some 17th-Century Sonatas for Bassoon [Текст] / B. Klitz // Journal of the American Musicological Society. -1962. - Vol. 15, No. 2. - P. 199-205.
121. Kopp J. Dating the Folded Bore in Early Woodwinds [Текст] / J. Kopp // Double Reed News. -2011. - №95. - P. 13-16.
122. Kopp J. The Bassoon [Текст] / J. Kopp. - New Haven: Yale University Press, 2012. - xvii, 297 P.
123. Kopp J. The Emergence of the Late Baroque Bassoon [Текст] / J. Kopp // Double Reed. - 1999. - Vol. 22 No. 4. - P. 73-87.
124. Kreitner K. Minstrels in Spanish Churches, 1400-1600 [Текст] / K. Kreitner // Early Music. - 1992. - Vol. 20, No. 4. - P. 532-546.
125. Langwill L. G. The Bassoon and Contrabassoon [Текст] / L. G. Langwill.- L.- N. Y.: W.W. Norton, 1965. - 269 p.
126. Langwill L. G. The bassoon and double bassoon; a short history of their origin, development, and makers [Текст] / L. G. Langwill. - London: Hinrichsen, 1948. - 40 p.
127. Langwill L. G. The Curtal (1550-1750). A Chapter in the Evolution of the Bassoon [Текст] / L. G. Langwill // The Musical Times. -1937. -Vol. 78, No. 1130. - P. 305309. DOI: 10.2307/918943
128. Lasocki D. The Anglo-Venetian Bassano Family as Instrument Makers and Repairers [Текст] / D. Lasocki // The Galpin Society Journal. - 1985. - Vol. 38 . - P. 112-132. DOI: 10.2307/841283
129. Lasocki D. The Bassanos' Maker's Mark Revisited [Текст] / D. Lasocki // The Galpin Society Journal. - 1993. - Vol. 46. - P. 114-119. DOI: 10.2307/842350
130. Lyndon-Jones M. A Checklist of Woodwind Instruments Marked!! [Текст] / M. Lyndon-Jones // The Galpin Society Journal. - 1999. - Vol. 52. - P. 243-280. DOI: 10.2307/842526
131. Machaut de G. Oeuvres completes [Текст] / Guillaume de Machaut; édition commémorative établie par S. Leguy. - Paris: Le Droict Chemin de Musique, 1977.
132. McVeigh S., Hirshberg J. The Italian Solo Concerto, 1700-1760: Rhetorical Strategies and Style History [Текст] / S. McVeigh, J. Hirshberg. - Woodbridge: Boydell, 2004. - 372 p.
133. Mersenne M. Harmonie universelle, contenant la theorie et la pratique de la musique. Pt. 2 [Текст] / M. Mersenne. - A Paris, par Pierre Ballard, 1637
134. Moser H. J. Heinrich Schütz: a short account of his life and works [Текст] / H. J. Moser. - New York: St. Martin's Press, 1967. -120 p.
135. Myers H. W. The Mary Rose "Shawm" [Текст] / H. W. Myers // Early Music. -1983. - Vol. 11, № 3. - P. 358-360.
136. Ongaro G. M. New Documents on the Bassano Family [Текст] / G. M. Ongaro // Early Music. - 1992. - Vol. 20, No. 3. - P. 409-413.
137. Oromszegi O. The Bombards of Master 'W' of Rozmberk [Текст] / O. Oromszegi // The Galpin Society Journal. - 1968. - Vol. 21. - P. 97-104.
138. Pirro A. L'Esthetique de Jean-Sebastien Bach [Текст] / A. Pirro. - Paris: Fischbacher, 1907. - 538 p.
139. Praetorius, Michael. Syntagmatis Musici Michaelis Praetorii C. Tomus Secundus De organographia. Darinnen Aller Musicalischen Alten und Neuen, sowol Aussländischen, Barbarischen, Bäurischen und unbekandten, als Einheimischen, Kunstreichen, Lieblichen und bekandten Instrumenten Nomenclatur, Intonation unnd Eigenschaft, samt deroselben Justen Abriß und eigentlicher Abconterfeyun: Dann auch Der Alten und Newen Orgeln gewisse Beschreibung, Manual- und Pedal Clavier, Blassbälge, Disposition und mancherley Art Stimmen, auch wie die Regal unnd Clavicymbel, rein und leicht zu stimmen: und was in uberliefferung einer Orgeln in acht zu nehmen sampt angehengtem aussfürlichem Register befindlichen: Nicht allein Organisten, Instrumentisten, Orgel- und Instrumentmachern, sampt allen
den Musi[ci]s zugethanen gantz nützlich und nötig, sondern auch Philosophis, Philologis und Historicis sehr lustig und anmütig zu lesen. Benebenst einem außführlichem Register [Текст, илл.] / Michael Praetorius. - Wolffenbüttel: Elias Holwein, 1619. - [26], 236, [XLII], [4] S.
140. Praetorius, Michael. Theatrum Instrumentorum seu Sciagraphia Michaëlis Praetorii C. Darinnen Eigentliche Abriß und Abconterfeyung, fast aller derer Musicalischen Instrumenten, so itziger zeit in Welschland, Engeland, Teutschland und andern Ortern ublich und vorhanden seyn: Wie dann auch etlicher der Alten, und Indianischen Instrumenten, recht und just nach dem Maßstabe abgerissen und abgetheilet [Текст, илл.] / Michael Praetorius.- Wolffenbüttel: [Elias Holwein], 1620. [1] Bl, XLII Instrumenten-Tafeln, [2] Bl.
141. Prizer W. F. Isabella d'Este and Lorenzo da Pavia, «Master Instrument-Maker» [Текст] / W. F. Prizer // Early Music History. - 1982. -Vol. 2.- P. 87-127.
142. Pyron N. Turini, Francesco [Текст] / N. Pyron [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
143. Redlich H. F. Monteverdi's Religious Music [Текст] / H. F. Redlich // Music and Letters. - 1946. - Vol. 27, No. 4. - P. 208-215.
144. Roche E. Intermedii, Cantata and Oratorio [Текст] / E. Roche // Early Music. - 2008. - Vol. 36, No. 3. - P. 485-487.
145. Rosand E.Venice, 1580-1680. The early Baroque era: from the late 16th century to the 1660s [Текст] / E. Rosand; ed. by Curtis Price. - Man & music, vol. 3. -Macmillan: Basingstoke [etc.], 1993. -P. 75-102
146. Sachs C. Doppione und Dulzaina. Zur Namensgeschichte des Krummhorns [Текст] / C. Sachs // Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft. - 1910. - 11. Jahrg., H. 4. - P. 590-593.
147. Sachs C. Real-Lexikon der Musikinstrumente [Текст] / C. Sachs. - Berlin : J. Bard, 1913. - 442 p.
148. Sachs C. Storia degli strumenti musicali [Текст] / C. Sachs [Tit. orig.: The history of musical instruments]. - Milano : Mondadori, 1996. - 628 p.
149. Schnitzler R., Brewer Ch. E. Bertali [Bertalli, Berthali, Bartali, Barthali, Bertaldi], Antonio [Текст] / R. Schnitzer, Ch. E. Brewer [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
150. Selfridge-Field E. Annotated Membership Lists of the Venetian Instrumentalists' Guild, 1672-1727 [Текст] / E. Selfridge-Field // R.M.A. Research Chronicle. - 1971. - №9. - P. 1-52.
151. Selfridge-Field E. Bassano and the Orchestra of St Mark's [Текст] / E. Selfridge-Field // Early Music. - 1976. - Vol. 4, No. 2. - P. 152-158.
152. Selfridge-Field E. Venetian instrumental music from Gabrieli to Vivaldi. -3th rev. ed. [Текст] / E. Selfridge-Field. - New York: Dover Publications, 1994. - XXVI, 411 p.
153. Semmens R. T. Woodwind treatment in the early ballets of Jean-Baptiste Lully: Thesis/Dissertation Master of Music [Текст] / R. T. Semmens [University of British Columbia]. - 1975. - vii, 154 p. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://open.library.ubc.ca/cIRcle/collections/831/items/1.0093459, свободный (Дата обращения: 12.08.2016) DOI : 10.14288/1.0093459
154. Sheldon D. A. Johann Friedrich Fasch: Problems in Style Classification [Текст] / D. A. Sheldon // The Musical Quarterly. - 1972. - Vol. 58, No. 1. - P. 92-116.
155. Sittard J. Reinhard Keiser in Württemberg [Текст] / J. Sittard // Monatshefte für Musik-Geschichte 18.Jg: Gesellschaft für Musikforschung, redigiert von Robert Eitner. - Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1886. - P. 3-12.
156. Smith D. A. The Musical Instrument Inventory of Raymund Fugger [Текст] / D. A. Smith // The Galpin Society Journal. - 1980. - Vol. 33. - P. 36-44. DOI: 10.2307/841827
157. Spiessens G. Geschiedenis van de Gilde van de Antwerpse Speellieden, bijgenaamd Sint-Job en Sint-Maria-Magdalena. Inleiding en Deel I: XVIde eeuw [Текст] / G. Spiessens // Revue belge de Musicologie / Belgisch Tijdschrift voor Muziekwetenschap. - 1968. - Vol. 22, No. 1/4. - P. 5-50. DOI: 10.2307/3686308
158. Spiessens G. Rans [Ranst], van [de] [Vanrans, Vanrrans] [Текст] / G. Spiessens [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
159. Spitzer J., Zaslaw N. The birth of the orchestra: history of an institution, 1650-1815 [Текст] / J. Spitzer, N. Zaslaw. - New York: Oxford University Press, 2004. - xviii, 614 p.
160. Stevenson R. M. Music in Mexico: a historical survey [Текст] / R. M. Stevenson. -New York: T.Y. Crowell, 1952. - XVII, 300 p.
161. Stevenson R. Selma y Salaverde, Bartolomé de [Текст] / R. Stevenson [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
162. Stockigt J. R. Arias with obbligato bassoon: the bassoon in vocal works, circa 16901850 [Текст] / J. R. Stockigt [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iimstockigtinfo.com/arias with obbligato bassoon/review article.php, свободный (дата обращения: 13.08.2016).
163. Straeten E. Vander. La musique aux Pays-Bas avant le XIXe siècle : documents inédits et annotés : Compositeurs, virtuoses, théoriciens, luthiers ; opéras, motets, airs nationaux, académies, ma trises, livres, portraits, etc. ; avec planches de musique et table alphabétique. Tome sixième. Les musiciens Néerlandais en Italie [Текст] / E. Vander Straeten. - Bruxelles: G.-A. van Trigt, 1882. - xii, 597 p.
164. Straeten E. Vander. La musique aux Pays-Bas avant le XIXe siècle : documents inédits et annotés : Compositeurs, virtuoses, théoriciens, luthiers ; opéras, motets, airs nationaux, académies, ma trises, livres, portraits, etc. ; avec planches de musique et table alphabétique. Tome huitième. Les musiciens Néerlandais en Espagne, 2. Partie [Текст] / E. Vander Straeten. - Bruxelles: G.-A. van Trigt, 1888. - xi, 581 p.
165. Straeten E. Vander. La musique aux Pays-Bas avant le XIXe siècle : documents inédits et annotés : Compositeurs, virtuoses, théoriciens, luthiers ; opéras, motets, airs nationaux, académies, ma trises, livres, portraits, etc. ; avec planches de musique et table alphabétique. Tome septième. Les musiciens Néerlandais en Espagne [Текст] / E. Vander Straeten. - Bruxelles: G.-A. van Trigt, 1885. - xvii, 550 p.
166. Talbot M. Vivaldi. - 2nd ed. [Текст] / M. Talbot. - London: Dent, 1993. - xi, 237 p.
167. Thieffry S. La Chapelle royale de Bruxelles de 1612 à 1618 d'après les Libros de la Razon de l'archiduc Albert [Текст] / S. Thieffry // Revue belge de Musicologie / Belgisch Tijdschrift voor Muziekwetenschap. - 2001. - Vol. 55. - P. 103-125. DOI: 10.2307/3686831
168. Thomas O. E. Music for Double-reed Ensembles from the Seventeenth and Eighteenth Centuries: Collection Philidor: D.M.A. document [Текст] / O. E. Thomas. - University of Rochester, Eastman School of Music, 1973. - x + 91 + 103 p.
169. Thompson G. G. Mary of Hungary and Music Patronage [Текст] / G. G. Thompson // The Sixteenth Century Journal. - 1984. - №Vol. 15, No. 4. - P. 401-418. DOI: 10.2307/2540358
170. Thompson G. G. Music in the Court Records of Mary of Hungary [Текст] / G. G, Thompson // Tijdschrift van de Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis. -1984. - Deel 34, No. 2. - P. 132-173. DOI: 10.2307/939012
171. Troiano M. Die Vermählungsfeier des Herzogs Wilhelm des Fünften von Bayern mit Renata, der Tochter des Herzogs Franz des Ersten von Lothringen, zu München im Jahre 1568 [Текст] / M. Troiano. - München : Fleischmann, 1842. - 109 p.
172. Ujhazy L. Akustische Fragen in der Beziehung von Pommer und Dulzian [Текст] / L. Ujhazy // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. - 1989. - T. 31, Fasc. 1/4. - P. 421-431. DOI:10.2307/902347
173. Walde A. Lateinisches Etymologisches Woerterbuch [Текст] / A. Walde. - 3. Auflage, bearb. bei J. B. Hoffmann. - Heidelberg, 1938. Bd. I. - 872 S.
174. Waterhouse W. Bassoon [Текст] / W. Waterhouse [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
175. Waterhouse W. Fagott [Текст] / W. Waterhouse; Deutsche Übersetzung von Klaus Gillessen. - Kassel [u.a.]: Bärenreiter, 2003 - 248 S.
176. Weaver R. L. Sixteenth-Century Instrumentation [Текст] / R. L. Weaver // The Musical Quarterly. - 1961. - Vol. 47, No. 3. - P. 363-378.
177. Weber R., Meer van der J. H. Some Facts and Guesses concerning Doppioni [Текст] / R. Weber, J. H. van der Meer // The Galpin Society Journal. - 1972. - Vol. 25. - P. 22-29.
178. Wilkinson R. Orientalism, Aramaic, and Kabbalah in the Catholic Reformation: the First Printing of the Syriac New Testament [Текст] / R. Wilkinson. - Leiden -Boston: Brill, 2007. - 224 p.
179. Woodhill V. An historical and analytical study of Renaissance music for the recorder and its influence on the later repertoire: Master of Arts thesis [Текст] / V. Woodhill. - School of Creative Arts, University of Wollongong. - 1986. - 236 p. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ro.uow.edu.au/theses/2179, свободный (Дата обращения: 12.08.2016)
180. Woods K. An Overview of the History and Current State of Bassoon Music in Mexico: D.M.A. [Текст] / K. Woods. - The Ohio State University. - 2011. - IX, 89p.
181. Zacconi L. Prattica di musica utile et necessaria si al compositore <...> cantabili [Текст] / L. Zacconi. - Venice: Bartolomeo Carampello, 1596. - 219 p.
Публикации автора, использованные в тексте диссертации
182. Кизиляев А. А. Загадочная дольцайна / А. А. Кизиляев. // Университетский научный журнал (филологические и исторические науки, археология и искусствоведение). - 2016. - № 20.- С. 251-259.
183. Кизиляев А. А. Необыкновенные духовые инструменты эпохи позднего ренессанса / А. А. Кизиляев. // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 4-7 (46). - С. 29-33.
184. Кизиляев А.А. Фагот в творчестве композиторов эпохи барокко / А. А. Кизиляев - СПб., СКИФИЯ-ПРИНТ, 2017 - 58 с.
185. Кизиляев А. А. Phagotum (об этимологии названия) / А. А. Кизиляев. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6. Ч. 2. - С. 94-98.
Приложение 1. Нотные примеры
Пример 1. Г. Успер. Трио-соната. Имитация волынки [152, Р. 126].
Пример 2. Д. Кастелло, соната № 9, для двух скрипок, фагота и континуо. Соло фагота.
Пример 3. А.Вивальди, концерт для фагота Соль-мажор ^У 494). 1 часть. Такты 1-22
Пример 4.А.Вивальди, концерт для фагота Соль-мажор ^У 494). 1 часть. Такты 33-47
Пример 5.А.Вивальди, концерт для фагота Соль-мажор ^У 494). 1 часть. Такты 61-65
Пример 6. А.Вивальди, концерт для фагота До-мажор ^У 477). 2 часть.
Пример 7.А.Вивальди, концерт для фагота Соль-мажор ^У 492). 1 часть. Такты 17-22
Пример 8. И. С. Бах, Сюита 4 (В^ 1069). Бурре II.
Пример 9. И. С. Бах, кантата BWV 155.
Пример 10. Р. Кайзер, опера «Октавия». Ария «Geloso sospetto».
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.