Возмездие в гомеровском эпосе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Логинов, Александр Владимирович

  • Логинов, Александр Владимирович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 219
Логинов, Александр Владимирович. Возмездие в гомеровском эпосе: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2013. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Логинов, Александр Владимирович

Оглавление

1 Введение

1 1 Актуальность исследования

1.2 Цели и задачи

1.3 Объект и предмет исследования

1.4 Научная новизна

1.5 Теоретическая и практическая значимость работы

1.6 Методология и методы исследования

1.6.1 Методология исследования терминологии мщения и реконструкции системы понятий, обозначающих возмездие

1.6.2 Методология исследования примеров возмездия в гомеровских поэмах

1.7 Источниковедческие проблемы исследования гомеровского эпоса

1.7.1 Текст гомеровских поэм как исторический источник

1.7.2 Данные этнологии как источник для реконструкции гомеровской мести

1.7.3 Данные этимологии как источник для реконструкции значения гомеровских слов, связанных с возмездием

1.7.4 Использование археологических источников для реконструкции отношений возмездия эпохи Гомера

1.7.5 Свидетельства древнегреческого уголовного права как источник для реконструкции отношений возмездия в гомеровском обществе

1.8 Степень научной разработанности исследования и обзор научной литературы о возмездии в гомеровском эпосе

1.8.1 Обзор литературы о терминах гомеровского возмездия

1.8.2 Концепции истории возмездия в догосударственных обществах

1.8.3 Обзор историографии, посвящённой исследованию примеров возмездия в

гомеровских поэмах

1.9 Положения, выносимые на защиту

1.10 Степень достоверности и апробация результатов исследования

1.11 Структура диссертации

2 Понятия, обозначавшие возмездие в гомеровском эпосе

2.1 Гомеровская лексика возмездия в индоевропейской перспективе

2.2 Гомеровская лексика возмездия в проекции на микенское время

2.3 Значение слова xívco в гомеровских текстах

2.4 Значение xíaic; в гомеровских поэмах

2.5 Понятие xi[jir¡ в гомеровском эпосе

2.6 ПогуГ| в гомеровских поэмах

2.7 Связь слова cbioiva со сферой возмездия гомеровского эпоса

2.8 Значение слова n^ico в гомеровском эпосе

2.9 Aíxr) в гомеровских текстах

2.10 Значение слова "Yj3pi<; в гомеровском эпосе

2.11 Аа>(3г] как обида в гомеровских поэмах

2.12 Заключение главы

3 Формы возмездия гомеровского общества

3.1 Введение

3.2 Выкуп в гомеровских поэмах

3.3 Изгнание в гомеровских поэмах

3.4 Наложение оков

3.5 Божественное возмездие в гомеровских поэмах

3.6 Месть за павшего в бою товарища или родственника

3.7 Кровная месть в гомеровских поэмах

3.8 Расправа над человеком более низкого социального статуса

3.9 Выводы главы

4 Система возмездия в гомеровских поэмах и представления о возмездии в гомеровский период, эпоху архаики и классики

Заключение

Глава

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Возмездие в гомеровском эпосе»

Введение

1.1 Актуальность исследования

Исследование возмездия в гомеровское время имеет большую актуальность. Данный факт обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, рассмотрение истории уголовного права и феномена возмездия в архаических обществах важно для понимания условий возникновения государственной уголовной юстиции. Изучение же вопросов, связанных с генезисом судебной юстиции, является определяющим для выяснения сущностных характеристик архаической государственности.

Во-вторых, рассмотрение отношений возмездия в гомеровское время обладает большой научной ценностью в связи с проблемой античного полиса. Считается, что одной из особенностей формировавшегося полиса было его вмешательство в конфликт частных лиц и изживание остатков первобытности в этой сфере. Однако в гомеровском эпосе мы видим сосуществование судебных институтов и индивидуальной мести. Поэтому нельзя говорить о том, что зарождавшемуся греческому уголовному праву противостоял этап варварской кровной мести.

В-третьих, данное исследование обладает немалой актуальностью в связи с проблемой исследования кровной мести. В науке кровную месть традиционно считают явлением родового быта,

которое противостоит государственному наказанию преступника. Понятие кровной мести употребляется для описания гомеровской системы возмездия. Однако кровная месть в гомеровском эпосе является лишь частью системы возмездия обидчику.

1.2 Цели и задачи

Целью исследования является реконструкция системы возмездия в гомеровском эпосе и выявление её связи с идеологией возмездия позднейшей Греции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить значения гомеровских терминов, обозначающих возмездие, и границы соответствующих понятий; 2) проанализировать примеры возмездия в гомеровском эпосе, реконструировать модели разных форм возмездия, выяснить соотношения между ними; 3) проследить, какие взаимоотношения существовали между моделями возмездия гомеровского эпоса и представлениями о возмездии в гомеровский период, эпоху архаики и классики.

1.3 Объект и предмет исследования

Объектом исследования в данной работе является феномен возмездия, нашедший отражение в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее». Предметом нашего исследования являются понятия гомеровского эпоса, связанные с возмездием, модели возмездия, а также их соотношение с представлениями о возмездии гомеровского периода, эпохи архаики и классики.

Под отношениями возмездия в данной работе понимаются общественные отношения, возникающие после нанесения обиды человеку. В диссертации используется определение, данное возмездию Г. В. Мальцевым: "возмездие означает, что к человеку возвращается эффект действия (в натуральном либо эквивалентном виде), которое он совершил или совершает в отношении других1'' |Мальцев2012, 516]. В работе не употребляются термины "деликтные отношения", "право",

"преступление", "вина", "юстиция", "законы" и т. д., так как вопрос о существовании права в гомеровском обществе является очень дискуссионным в историографии1. В данном исследовании представляется возможным в качестве синонимов слова "возмездие" использовать слова "воздаяние", "репрессия" и "кара", то есть слова, обозначающие зло и насилие, совершаемые людьми в отношении тех, кого они определяют в качестве источника опасности для себя, своей группы, общества [Мальцев2012, с. 516-517]. Не все виды возмездия в гомеровском обществе можно признать наказаниями. Главными отличительными чертами наказания по сравнению с другими видами возмездия являются воспитательная и восстановительная функции наказания 2. Наказание стремится перевоспитать преступника, ресоциализовать его, и восстановить положение дел, бывшее до совершения злодеяния [Мальцев2012, 504-507, 522, 528]. Термин "наказание" может использоваться только применительно к композициям, изгнанию и наложению оков. Применительно к кровной мести мы не можем говорить ни о восстановительной, ни о воспитательной функции репрессии, так как она заканчивается убийством обидчика.

Под местью (мщением) гомеровского общества в работе понимаются отношения возмездия, изображённые в гомеровском эпосе, характерной чертой которых является возмездие равному но социальному статусу.

В диссертации также рассматриваются вопросы, связанные с возмездием людям более низкого социального статуса, которое можно обозначить как расправа над человеком более низкого социального статуса. Расправа и месть являются двумя составными частями возмездия гомеровского общества.

1.4 Научная новизна

Научная значимость и новизна данного исследования состоит в следующем.

'Под правом я понимаю систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.). устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений [Малько2009].

2В Общей части Уголовного кодекса РФ в статье 43 сказано, что "наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений"

Во-первых, в данной диссертации представлен новый подход к изучению феномена возмездия. В отличие от других работ, посвящённых теме возмездия у Гомера, в данной диссертации примеры возмездия из гомеровского текста анализируются не априорно, а после выявления критериев выборки тех или иных эпизодов для анализа. В связи с этим необходим формальный критерий выборки эпизодов. Таковым является сам факт употребления термина, входящего в мыслительную структуру, с помощью которой описывается феномен возмездия. Именно поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению ситуаций возмездия в тексте, мною были определены значения слов, которые могут иметь отношение к возмездию, и их взаимосвязи. Тот или иной эпизод отбирался для анализа только в том случае, если в нём употребляется термин возмездия, либо если аналогия с другим примером, в котором встречается термин возмездия, могла свидетельствовать о том, что в данном случае мы видим пример, который в гомеровских мыслительных категориях может быть описан как кара.

Во-вторых, новым в историографии является моё заключение о том, что понятие гомеровской кары состоит из двух современных категорий: мести (репрессии по отношению к лицу равного социального статуса) и расправы (возмездия по отношению к неравноправному). Наука пе располагает достоверными свидетельствами, чтобы говорить о государственном возмездии преступнику в гомеровском обществе. Месть в гомеровских поэмах включает в себя шесть современных категорий, как то: композиции (уплата выкупа), изгнание, заключение в оковы, божественное возмездие, кровная месть, мщение за погибшего на поле боя товарища или родственника.

В-третьих, научная новизна диссертации состоит в выводе о том, что гомеровская кара представлена в трёх сферах: социум в мирное время, во время войны и мир богов (причём божественное возмездие является проекцией человеческой практики на мир богов). Мщение в мирное время среди людей имеет две меры: более лёгкую (изгнание, композиции, наложение оков) и более тяжёлую (кровная месть).

В-четвёртых, в диссертации впервые в историографии исследовались одновременно все термины, имеющие отношение к возмездию.

В-пятых, в историографии ие встречалась идея о том, что в гомеровском эпосе применительно к возмездию не употребляется понятие прощения.

1.5 Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты исследования имеют значение как для теоретических дисциплин, так и для практического применения. Достигнутые результаты могут быть использованы в юридической антропологии, поскольку в работе реконструируется система возмездия в догосударственном обществе. Выводы настоящего исследования могут найти применение в этнологии, где часто используется понятие кровной мести, а догосударственные практики возмездия сопоставляются с описаниями возмездия в гомеровских поэмах.

Выводы представленной работы могут быть применены в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, при написании разделов, посвящённых развитию деликтных отношений в Древней Греции, в учебных пособиях по истории Древней Греции, истории государства и права зарубежных стран, юридической антропологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Логинов, Александр Владимирович

Заключение

В этой работе были выяснены значения слов, относящихся к сфере возмездия, их взаимосвязи, реконструирована система понятий, с помощью которых в эпосе обозначается возмездие. Главной движущей силой возмездия является честь. По^Г| обозначает результат возмездия: гибель обидчика или выплату выкупа. Само действие обозначается с помощью слов т^со, пиам. Как тЕснс обозначается результат действия. Причиной возмездия является обида лсорт).

На космическом уровне тюмг) т(а1с преследуют цель восстановить нарушенный из-за преступного. богопротивного замысла миропорядок бЕхт]. Именно поэтому возмездие в эпосе оценивается как положительный феномен. С этим возможно связано то, что в эпосе не встречается понятие прощения применительно к возмездию.

Возмездие может иметь два рода. Если объект возмездия обладает тем же статусом, что и субъект, то мы можем говорить о мести или мщении. Если же объект возмездия ниже статусом, чем субъект, это явление можно назвать расправой над человеком более низкого социального статуса. Видами мщения являются композиции, изгнание, наложение оков, кровная, божественное возмездие, мщение на поле боя за убитого товарища или друга.

О возмездии в гомеровских поэмах нельзя говорить только как о наказании. В гомеровских поэмах может считаться видами наказания только композиции, изгнание и заключение в оковы.

Гомеровское возмездие представляет собой цельный, но композитный феномен. В эпосе он действует как один механизм. Однако у этого механизма можно выделить две меры: высокую (кровная месть, божественное возмездие, мщение на поле боя) и низкую (композиции, изгнание, наложение оков). Высокая мера возмездия закапчивается смертью оскорбителя.

Кровную месть следует признать высшей мерой возмездия в гомеровском эпосе, так как этот вид кары предполагает гибель обидчика. Божественное возмездие в эпосе кроме одного случая (месть богов Полифему) также предполагает гибель человека. Мщение на поле боя за убитого товарища или родственника всегда представляет собой убийство.

Между мщением па поле боя и кровной местыо в эпосе нельзя провести чёткой границы. В эпосе пет понятия кровной мести, поэтому эти два вида возмездия не различаются.

Гомеровское возмездие существует в эпосе в трёх областях: в сфере людей в мирное время, в сфере людей во время войны и в мире богов.

Род не является актором кровной мести в гомеровских поэмах. Гомеровскую кровную месть, I если использовать термины Г. В. Мальцева, можно назвать родственной или семейной.

Гомеровское возмездие не детерминируется миром мёртвых. Оно заканчивается со смертью обидчика. Надругательства над телом убитого не входят в его состав. В гомеровских поэмах также нет убедительных свидетельств того, что движущей силой возмездия является гнев духа убитого.

Гомеровское возмездие нельзя назвать явлением исключительно мира гомеровских поэм, не связанным с исторической реальностью. Гомеровский эпос был ориентирован на аристократию гомеровского периода и отразил её представления о возмездии. Благодаря большому значению гомеровских поэм в системе образования Древней Греции модели возмездия в гомеровском эпосе должны были влиять на идеологию возмездия эпохи архаики и классики. В работе многих исследователей показано, как гомеровские категории, связанные с честью героя, были усвоены греческой аристократией эпохи архаики, а затем проникли в идеологию демоса и полиса. Возмездие в мире гомеровских поэм является категорией, тесно связанной с честью (т^Г|) героя, поэтому вполне логичным было бы предположить, что гомеровские модели возмездия оказывали влияние на идеологию и практику возмездия аристократии эпохи архаики и классики. Поскольку демос заимствовал многие аристократические ценности и был хорошо знаком с гомеровскими поэмами, вполне вероятно, что модели возмездия гомеровского эпоса оказали влияние па представления о возмездии демоса эпохи классики. В данной работе показывается, что мы можем говорить о том, что даже в речах Лисия встречаются представления о возмездии, родственные моделям поведения гомеровского эпоса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Логинов, Александр Владимирович, 2013 год

Литература

[Албогачиева2011] Албогачиева, М. (2011). Из истории борьбы с кровной местью в Ингушетии. Антропологический форум. Электронный вариант, 14:3-22.

[Андреев 1976] Андреев, Ю. В. (1976). Раннегреческий полис (гомеровский период). Ленинград: Издательство ЛГУ.

[Апдреев1984] Андреев, Ю. В. (1984). Об историзме гомеровского эпоса. Вестник древней истории. 4:3-11.

[Андреев2002] Андреев, Ю. В. (2002). От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб.: Издательство "Дмитрий Буланов".

[Андреев2004] Андреев, Ю. В. (2004). Гомеровское общество. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции XI-VIII вв. до н. э. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского института истории РАН "Нестор-История".

[Бабич1996] Бабич. И. (1996). Кровная месть и суд кавказцев. Вестник воронежского университета. Серия 1. Гуманитарные науки., 1.

[Бепвепист1995] Бепвенист, Э. (1995). Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс, Уииверс.

[Блаватская2003] Блаватская, Т. В. (2003). Черты истории государственности Эллады. СПб.: Алетейя.

[Бурдье2001] Бурдье, П. (2001). Практический смысл. М.-СПб.: Алетейя, «Институт экспериментальной социологии».

[Гамкрелидзе и др.1984] Гамкрелидзе, Т. В. и Иванов, Вяч. Вс. (1984). Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и пракулъту-ры. Т. 1, 2. Тбилиси: Издательство тбилисского университета.

[Георгиевский2005] Георгиевский, Э. В. (2005). Кровная месть и смертная казнь у восточных славян. Сибирский Юридический Вестник, 1:39-47.

[Гордезиапи1978] Гордезиани, Р. В. (1978). Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета.

[Граптовский1981] Грантовский, Э. А. (1981). О некоторых материалах по общественному строю скифов."'Родственники" и "друзья". В: Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (История и культура). М.

[Гуревич1993] Гуревич, А. Я. (1993). Исторический синтез и "Школа Анналов". М.: Индрик.

[Дахкильгов] Дахкильгов, И. А. Фольклор и этнография, глава Предания чеченцев и ингушей о кровной мести, с. 179—187.

| Добролюбский и др.2000] Добролюбский, А. О., Мохненко, С. С., и Добролюбская, Н. А. (2000). Школа "Анналов'' - новая историческая, паука. Одесса: Звездопад.

[Дрэгер1986а] Дрэгер, J1. (1986а). Линидж. В: Свод этнографических понятий и терминов. Под общей редакцией акад. Ю. В. Бромлея (СССР) и проф. Г. Штробаха (ГДР). Вып. 1. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М.: Наука.

[Дрэгер1986Ь] Дрэгер, Л. (1986b). Организация дуальная. В: Свод этнографических понятий и терминов. Под общей ред. акад. Ю. В. Бромлея (СССР) и проф. Г. Штробаха (ГДР). Вып. 1. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М.: Наука.

[Дрэгер1986с] Дрэгер, Л. (1986с). Фратрия. В: Свод этнографических понятий и терминов. Под общей ред. акад. Ю. В. Бромлея (СССР) и проф. Г. Штробаха (ГДР). Вып. 1. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М.: Наука.

[Дыбо2004] Дыбо, А. В. (2004). Семантическая реконструкция в сравнительно-историческом языкознании. В: Сравнитель-историческое исследование языков: современное состояние

и перспективы. Сборник статей по материалам международной научной конференции (Москва, 22-24 января 2003 г.). Й.

[Ерыолаева2011] Ермолаева, Е. Л. (2011). Гомер. Илиада. XVIII песнь "Щит Ахилла. Текст и комментарий. М.: Университет Дмитрия Пожарского.

[Зайцев2001] Зайцев. А. И. (2001). Культурный переворот в Древней Греции УШ-У вв. до н. э. СПб.: Издательство филологического факультета СПбГУ.

[Залюбовина1992] Залюбовина, Г. Т. (1992). Архаическая Греция: Особенности мировоззрения и идеологии. М.: Издательство «Прометей» МПГУ имени В. И. Ленина.

|Залюбовина1997] Залюбовина, Г. Т. (1997). Уголовный суд в архаических полисах Эллады. В: Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Социально-исторические науки. М.

[Залюбовина1998] Залюбовина, Г. Т. (1998). Рудименты талионного права в архаический и классический периоды истории Древней Греции. Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: социально- исторические наук. с. 115-120.

[Зелипский1912] Зелинский, Ф. Ф. (1912). Идея возмездия в греческой трагедии и жизни. Русская мысль, 12:1-45.

[Зелипский1995] Зелинский, Ф. Ф. (1995). Идея нравственного оправдания. В: Из жизни идей. СПб: Алетейя, Логос-СПб.

[Зюков2009] Зюков. А. М. (2009). Кровная месть: внеправовой обычай и государственно- правовая политика. Владимир: ИП Журавлева.

[Дворецкая и др.1995) Дворецкая, И. А., Залюбовина Г. Т., Шервуд Е. А. (1995). Кровная месть у древних греков и германцев. М.

[Иванова1989] Иванова, Ю. В. (1989). Поведенческие стереотипы: обряд примирения кровников в горных зонах Балкан и на Кавказе. В: Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.

|Иегер1997) Йегер, В. (1997). Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Т. 2. М.: Издательство греко-латинского кабинета Ю. А. Шичалииа.

[Йегер2001| Йегер. В. (2001). Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М.: Издательство греко-латинского кабинета Ю. А. Шичалина.

[Казанскеие и Казанский1986| Казанскене, В. П. и Казанский, Н. Н. (1986). Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Ленинград: Наука.

[Камю2003] Камю. А. (2003). Размышления о гильотине. В: Кестлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. М.: Праксис.

[Кестлер2003] Кестлер, А. (2003). Размышления о виселице. В: Размышления о смертной казни. М.: Праксис.

[Кистяковский1896] Кистяковский, А. Ф. (1896). Исследование о смертной казни. СПб.: А. Ф. Пантелеев.

[Ковалевский1886а| Ковалевский, М. М. (1886а). Первобытное право. Вып. 1. Род. М.: Типография А. И. Мамонтова и Ко.

[Ковалевский1886Ь] Ковалевский, М. М. (1886Ь). Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историке-сравнительном освещении. М.: Типография В. Гатцук.

[Козацкая2009] Козацкая, В. Э. (2009). Историко-правовые формы возникновения и развития обязательств по возмещению вреда, причиненного преступлением. История государства и права, 6:16-19.

[Косвен1925] Косвен. М. О. (1925). Преступление и наказание в догосударственном обществе. М.-Л.: Госиздат.

[Гиндин и Цымбурский1996] Гиндин, Л. А. и Цымбурский, В. Л. (1996). Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.: Восточная литература.

[Леви-Стросс2001] Леви-Стросс. К. (2001). Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс.

[Логипов2012а] Логинов. А. В. (2012а). йт\\-па как месть и государственное возмездие в речах Лисия. В: Аристей. Проблемы античного мира и современность. Межвузовский научный сборник. Выпуск 3. Алматы.

[Логинов2012Ь] Логинов, А. В. (2012Ь). Орестея в афинской вазописи. Аристей. Вестник классической филологии и истории, 5:168-184.

[Лосев2006] Лосев. А. Ф. (2006). Гомер. М.: Молодая гвардия.

|Малииовский1908) Малиновский, И. А. (1908). Кровавая месть и смертные казни. Томск: типография сибирского товарищества печатного дела.

[Малько2009] Малько, А. В., редактор (2009). Большой юридический словарь. М.: Проспект.

[Мальцев2012] Мальцев, Г. В. (2012). Месть и возмездие в древнем праве. М.: Норма, Инфра-М.

[Меньшиков 1837] Меньшиков, Д. А. (1837). Вира. В: Энциклопедический лексикон. Т. 10. Вес-вку. СПб.: А. Плюшар.

[Морган1933] Морган, Л. Г. (1933). Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Издательство института народов Севера ЦИК СССР.

[Морган 1983] Морган, Л. Г. (1983). Лига ходеносауни, или ирокезов. Перевод с английского Е. Э. Бломквист. М.: Наука.

[Никольский 1993] Никольский, С. Л. (1993). Женщины и кровная месть. В: Сообщения Ростовского музея. Ростов.

[Никольский 1999] Никольский, С. Л. (1999). Наследование и кровная месть (по материалам раппесредпевековой Скандинавии). В: Восточная Европа в исторической ретроспективе. М.

[Окладников1971| Окладников, А. П. (1971). Ещё раз о кровной мести и военных столкновениях у тунгусов в прошлом. Известия Сибирского отделения АН СССР, 11.

[Орёл1986] Орёл, В. Э. (1986). Об одном институте индоевропейского права. Опыт лингвистического комментария. Вестник древней истории, 1:130-144.

[Пальцева2002] Пальцева, Л. А. (2002). Суду Гомера и Гесиода. В: Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под редакцией професора Э.Д. Фролова. СПб.: Центр аитиковедения исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

[Пальцева2005] Пальцева, Л. А. (2005). Основные направления развития судебной системы в архаической Греции (ун в. н.э.). В: Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под редакцией профессора Э.Д. Фролова. Выпуск 4■ Спб.: Центр антиковедения исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

[Пальцева2008] Пальцева, Л. А. (2008). Судебные институты архаической Греции. В: Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под редакцией профессора Э.Д. Фролова. Выпуск 7. СПб.: Центр антиковедения исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

[Перевалов1986] Перевалов, С. М. (1986). Басилеи гомеровского общества и их социально-политическая роль. Автореферат. М.

[Перппщ1986] Першиц, А. И. (1986). Кровная месть. В: Свод этнографических понятий и терминов. Под общей редакцией Ю. В. Бромлея (СССР) и Г. Штробаха (ГДР). Вып. I. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М.: Наука.

[Першиц1988] Першиц, А. И. (1988). Гл. 6. Первобытность и классовые общества. Параграф 2. Остатки первобытнообщинного строя в классовых обществах. В: История первобытного общества. Эпоха классообразования. Отв. ред. акад. Ю. В. Бромлей. М.: Наука.

[Петрушевский1896] Петрушевский, Д. М. (1896). Общество и государство у Гомера. М.: издание книжного магазина Гросман и Кнебель.

|Плиев1969] Плиев, А. А. (1969). Кровная месть у чеченцев и ингушей и процесс её изживания в годы Советской власти. Автореферат. М.

[Поппер1983] Поипер, К. (1983). Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.: "Прогресс".

[Рулан1999] Рулап, Н. (1999). Юридическая антропология. Учебник для вузов. М: Норма.

[Савельева2002] Савельева, О. М. (2002). Т1тогет / 1тюге181;Ьаг "защищать"или "мстить"? В: БТИОМАТЕН. Вопросы классической филологии. Вып. XII. Сборник статей в честь Азы Алибековны Тахо-Годи. М.: издательство МГУ.

[Светличная2009] Светличная, Т. Б. (2009). Преступление и наказание, судоустройство и судопроизводство в обычном праве народов Северного Кавказа в XVIII-XIX вв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Ставрополь.

[Семёпов1997] Семёнов, Ю. И. (1997). Формы общественной воли в доклассовом обществе: та-буитет. мораль и обычное право. Этнографическое обозрение, 4:3-24.

[Семёнов-3,усер1931] Семёнов-Зусер, С. Я. (1931). Родовая организация у скифов Геродота. Известия Государственной академии истории материальной культуры, Т. 9, вып. 1.

[Соссюр2006] Соссюр, Ф. де. (2006). Курс общей лингвистики. M.: URSS.

|Стеблип-Камепский1984] Стеблин-Каменский, М. И. (1984). Мир саги. Становление литературы. Ленинград: Наука.

[Степанов1975] Степанов, Ю. С. (1975). Основы общего языкознания. М.: "Просвещение".

[Суриков2007] Суриков, И. Е. (2007). Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения. М.: КДУ.

[ Су р и ко в20091 Суриков, И. Е. (2009). Аристократия и демос. Политическая элита архаических и классических Афин. М.: Русский фонд содействия образованию и науке.

[Толстой1958] Толстой, И. И. (1958). Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса. М.: Издательство академии паук.

[Толстой1964] Толстой, Н. И. (1964). О некоторых возможностях лексикосемантической реконструкции праславянских диалектов. В: Проблемы лингво- и этнографии и ареальной диалектологии. М.

[Тронский2004] Тройский, И. М. (2004). Вопросы языкового развития в античном обществе. M.: URRS.

[Тумапс2002] Тумане, X. (2002). Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (8-5 вв. до н. э.). СПб.: Гуманитарная академия.

[Тыссовский1986] Тыссовскнй, Ю. (1986). "Вендетта" по-египетски. Азия и Африка сегодня, 7.

[Фасмер1986] Фасмер, М. (1986). Этимологический словарь русского языка. Том 2. Пер. и доп. О. Н. Трубачева, под ред. Б. А. Ларина. М.: Прогресс.

[Федотова2008] Федотова, М. В. (2008). Семантика моральной оценки у Гомера и Аполония Родосского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.

|Фролова 19cS3j Фролова. О. Б. (1983). Обычай кровной мести в арабских народных маввалях. В: Письменные памятники и проблемы истории культуры. Ч. 1. М.

[Хазаиов1975] Хазапов, А. М. (1975). Социальная история скифов. М.: Наука.

[Хайтлиев1972] Хайтлиев, А. (1972). Кровная месть в обычном праве туркмен. В: Вопросы истории и права. Ашхабад.

[Шакаев1967] Шакаев, Г. Б. (1967). Судебное разбирательство по обычно-процессуально праву казахов. Казахский университет. Учёные труды. Серия юридические науки., 8.

[Шаргородский1957| Шаргородский, М. Д. (1957). Наказание по уголовному праву эксплуататорского общества. М.: Госюриздат.

[Шнирельмап1986| Шнирельман, В. Э. (1986). Гл. 4. Позднепервобытная община земледельцев-скотоводов и высших охотников, рыболовов и собирателей. В: История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. Отв. ред. акад. Ю. В. Бромлей. М.: Наука.

[Эдлиева1976] Эдлиева, Ф. Д. (1976). Социальный дуализм обычая кровной мести карачаевцев в XIX в. Карачаево-черкесский научно-исследовательский институт экономики, истории, языка и лит.ературы. Труды.. 7.

[Эпгельс2009] Энгельс. Ф. (2009). Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. СПб.: Азбука-классика.

[Adkinsl966] Adkins, A. W. Н. (1966). Merit and responsibility: a study in greek values. Oxford: Clarendon Press.

[Adkinsl971] Adkins, A. W. H. (1971). Homeric values and homeric society. The Journal of Hellenic Studies, 91:1-14.

[Adkmsl972à] Adkms, A W H (1972a) Honeric gods and the values of homeric society Journal of Hellenic Studies 92 1-19

[Adkmsl972b] Axlkms A W H (1972b) Moral values and political behavior m ancient Greece from Hornei to the end of the fifth cental y London Chatto and Windus

[Adkmsl972c] Adkms A W H (1972c) Truth, , and apeth in the homeric poems The Classical Quarterly, Vol 22, No 5-18

[Adkmsl975] Adkms, A W H (1975) Art, beliefs, and values in the later books of the Iliad Classical Philology, 70 No 4 239-254

[Adkmsl982] Adkms A. W H (1982) Values, goals, and emotions in the Iliad Classical Philology, Vol 77 No 4 292-326

[Allen2006] Allen W (2006) Divine justice and cosmic order in early greek epic The Journal of Hellenic Studies, 126 pp 1-35

[Arnheiml977] Arnheim, M T \V (1977) Aristocracy m greek society London Thames and Hudson

[Barthelemy2001] Barthélémy D (2001) La vengeance le jugement et le compromis In Le Règlement des conflits au Moyen Age Actes des congres de la Société des historiens médiévistes de l'enseignement supérieur public 31-e congres Angers 2000 Paris Publications de la Sorbonne

[Bartonek2003j Bartonek A (2003) Handbuch des mykenischen Griechisch Heidelberg Carl Winter - Univeisitatsverlag

|Baumeister2007j Baumeister W (2007) Ehrenmorde Blutrache und ahnhche Deliquenz in der Praxis bundesdeutscher Strafjustiz Munster Waxmann

[Bennerl913] Benner A R (1913) Selections from Homer's Iliad, with an introduction, notes, a short Homeric grammar, and a vocabulary New Jork D Appleton &; Co

[Bennettl955] Bennett, E I (1955) The Pylos tablets Texts of the inscriptions found 1939-1954 Princeton Princeton university press

[Bennett and 01ivierl973] Bennett E I and Olivier, J -P (1973) The Pylos tablets transcribed Part I text and notes Roma Edizione dell'Ateneo

[Bezzenbergerl885] Bezzenberger, A. (1885). Beiträge zur Kunde der indogermanischen Sprachen. Bd. 9 Gottingen: Vandenhoeck und Ruprechts Verlag.

|Boisacql916] Boisacq, E. (1916). Dictionnaire étymologique de la langue grecque, étudiée dans ses lappoits avec les aaties langues indo-européennes. Heidelberg: Carl Winter - Universitätsverlag, Paris: C. Klincksieck.

|Bonnerl911) Bonner, R. J. (1911). Administration of justice in the age of Homer. Classical Philology, 6 pp. 12—36

[Brownl996] Brown, C. G. (1996). In the cyclops' cave: Revenge and justice in Odyssey 9. Mnemosyne, Fourth Series, 49.pp. 1-49.

[Bryantl996] Bryant, J. M (1996). Moral Codes and Social Structure in Ancient Greece: A Sociology of Greek Ethics from Homer to the Epicureans and Stoics. New York: Suny Press.

[Brüggenbrock2006] Brüggenbrock, C. (2006). Die Ehre in dei Zeit der Demokratie. Das Verhältnis von athenischer Pohs und Ehre m classischer Zeit. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

|Buchholzl881] Buchholz, E. (1881). Das Öffentliche Leben der Griechen im heroischen Zeitalter. Auf Grundlage der homerischen Dichtungen. Leipzig.

[Calhounl934a] Calhoun, G. M. (1934a). Classes and masses in Homer. II. Classical Philology, Vol. 29. No. 4.:301-316

|Calhounl934b] Calhoun. G. M. (1934b). Classes and masses in Homer. I. Classical Philology, Vol. 29 No 3 192-208

[Cangel887j Cange. D D (1887). Glossarium mediae et irifirnae latmitatis. T. VIII. Niort: L. Favre.

(Cantarellal979] Cantarella, E. (1979). Norma e Sanzione m Omero. Contributio alia diritto greco. Milano- GiufFrè.

[Cantarella2003] Cantarella. E. (2003). Ithaque: de la vengeance d'Ulysse a la naissance du droit. Paris: Albin Michel.

[Cantarella2005j Cantarella. E. (2005). Violence privee et procès. In La violence dans les mondes grec et rommn. Paris: Publications de la Sorbonne.

[Chadwick et al.1986) Chadwick, J., Godart, L., Killen, J. T., Olivier, J. P., Sacconi, A., and Sakellarakis, I. A. (1986). Corpus of mycenaean inscriptions from Knossos. Volume I (1-1063). Cambridge: Cambridge university press, Roma: Edizione dell'Ateneo.

[Chadwick et al. 1971] Chadwick, J., Killen, J. T., and Olivier, J.-P. (1971). The Knossos tablets. Fourth edition. Cambridge: Cambridge university press.

[Chantrainel974] Chantraine, P. (1974). Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Histoire des mots. Tome III. JI-P. Paris: Klincksieck.

[Chantrainel977] Chantraine, P. (1977). Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Histoire des mots. Tome IV-1. P-Y. Paris: Klincksieck.

[Courtois201l] Courtois, G. (2011). Vengeance et réparation dans une société sans état, le cas des wayûu. Centre d'Histoire Judiciaire, édition électronique, page 45-53.

[Curtiusl866] Curtius, G. (1866). Grundzüge der griechischen Etymologie. Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner.

[Dickiel978] Dickie, M. W. (1978). Dike as a moral term in Homer and Hesiod. Classical Philology, Vol. 73, No. 2.:91—101.

|Donla.n2007j Donlan, W. (2007). Kin-groups in the homeric epics. The Classical World, Vol. 101, No. l.:29-39.

[Edwardsl991] Edwards, M. W. (1991). The Iliad: a commentary. General editor G. S. Kirk. Volume V: books 17-20. Cambridge university press.

[Effenterre and van Demargnel937] Effenterre, H. and van Demargne, P. (1937). Recherches à dréros. Bulletin de Correspondance Hellenique, 61:5-32.

[Feldmanl952] Feldman, A. B. (1952). Homer and democracy. The Classical Journal, Vol. 47. No. 8.: 337-345.

[Fenno2008] Fenno, J. (2008). The wrath and vengeance of swift-footed Aeneas in Iliad 13. Phoenix, Vol. 62, No. 1/2.:145—161.

[Fickl890] Fick, A. (1890). Vergleichendes Wörterbuch der indogermanischen Sprachen. Erster Teil. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprechts Verlag.

[Finkelbergl998] Finkelberg, M. (1998). Time and arete in Homer. The Classical Quarterly, New Series, Vol. 48, No. 1.: 14-28.

[Fmleyl954] Finley, M. J. (1954). The World of Odysseus. New Jork: New York Review Books Classics.

[Foicelliml968| Forcellini, A. (1968). Lixicon totius latinitatis. Bononia: A. Forni.

[Fraenkell910] Fraenkel, E. (1910). Geschichte der griechischen Nomina agentis - ter, - tor, - tes(-t-). Erster Teil Entwicklung und Verbreitung der Nomina im Epos, in der Elegie und in den ausserionisch-attischen Dialekten. Strassburg: Verlag von Karl J. Truebner.

[Fnedrichl991] Friedrich, R. (1991). The hybris of Odysseus. The Journal of Hellenic Studies, Vol. 111:16-28.

[Friskl960j Frisk. H. (1960). Griechisches etymologisches Wörterbuch. Bd. 2. Heidelberg: Carl Winter - Umversitätsverlag.

[Gagarml987] Gagarin. M. (1987). Morality in Homer. Classical Philology, Vol. 82. No. 4:285-306.

[Gentile2007j Gentile. M. (2007). La vendetta di sangue come rituale. qualche osservazione sulla lombardia fra quattro e cinquecento. In La morte e i suoi riti in Italia tra Medioevo e prima Etä moderna, a cura di F Salvestrini, G. M. Varanini, A. Zangarini. Firenze: Firenze University Press.

[Glarel968] Glare. P. G W., editor (1968). Oxford latin dictionary. Oxford: Oxford university press.

[Glotzl904] Glotz. G. (1904). La solidarite de la famihe dans le droit crimmel en Grece. Paris: A. Fontemoing.

[Graf2000] Graf. C. (2000). Gewalt und Adel in Südwestdeutschland Überlegungen zur spatmittelalterlichen Fehde. Online-Preprint eines Beitrags auf dem Bielefelder Kolloquium "Gewalt "am 29.11.1998.

[Grimm and Grimml971| Grimm, J. and Grimm. W. (1971). Deutsches Wörterbuch von Jacob Grimm und Wilhelm Grimm. Bd. 2. Leipzig.

|Grutzpalk2002] Grutzpalk. J. (2002). Blood feud and modernity. Max Weber's and Emile Durkheim's theories Journal of Classical Sociology. 2 115-134

[Hagemannl983] Hagemann, M (1983) Blutrache In Lexikon des Mittelalters Bd 2 Bettlerwesen bis Codex von Valencia Munchen-Zurich Artemis Verlag

[Hamsworthl991] Hainsworth. B (1991) The Iliad a commentary Volume III Books 9-12 General editor G S Kirk Cambridge university press

IHarnisch F 2009) Hainisch F B A (2009) Ehrenmorde als mutierte blutrache die gleichzeitigkeit von poluai und blutrache m der globalisierten weit In Beitrage zu einer vergleichenden Soziologie der Polizei

[Heubeck et al 1990] Heubeck, A , West, S , and Hamsworth, J B (1990) A Commentary on Homer s Odyssey Volume I books I- VIII Oxford university press

[Hirzell907] Hirzel R (1907) Themis, Dike und Verwandtes Em Beitrag zur Geschichte der Rechtsidee bei den Griechen Leipzig Verlag von S Hirzel

|Hofmann and Papamkolaoul974] Hofmann, J B and Papamkolaou, A D (1974) Etymoloqikon lexikon tes archaias Hellenikes Athnais

|Holmes2007] Holmes B (2007) The Iliad's economy of pain Transactions of the American Philological Association, 137 45-84

|i Saslre2010| i Sdfatre, M D (2010) Una aproximación etnográfica al derecho vindicatorio corso Revista d'antropología i mvestigació social, 4 90—96

[Torres2007] III W M Torres , editor (2007) Rido Clan feuding and conflict management m Mindanao Makati The Asia foundation

[Jankol992j Janko R (1992) The Iliad a commentary Volume IV books 13-16 General Editor G S Kn k Cambridge university press

[Jorro and Adradosl993j Jorro, F A and Adrados, F R (1993) Diccionario griego-español Anejo II Diccionario micemco Volumen II Madrid consejo superior de investigaciones científicas

[Kaufmann-Buhleil956] Kaufmann-Buhlcr D (1956) Hesiod und die tisis in dei Odyssee Hermes, 84 3 pp 267-295

[Koziakl999] Koziak B (1999) Homeric thumos The early history of gender, emotion, and politics The Journal of Politics Vol 61 No 4 1068-1091

[Kreuzer2005] Kreuzer, P. (2005). Political Clans and Violence in the Southern Philippines. Peace Research Institute Frankfurt (PRIF) Report No. 71. Frankfurt am Main: Peace Research Institute Frankfurt.

[Köblerl995] Köbler, G. (1995). Deutsches Etymologisches Wörterbuch. Berlin.

[Lacroixl953] Lacroix, L. (1953). Martin (rolland). recherches sur l'agora grecque. Études d'histoire et d'architecture urbaines. Revue belge de philologie et d'histoire, 31. 2-3:703-705.

|Lattel931| Latte, K. (1931). Beiträge zum griechischen strafrecht: Die entstehung der popularklage. Hermes, 66, 2:pp. 30-48.

[Leafl900] Leaf, W. (1900). The Iliad, edited, with apparatus criticus, prolegomena, notes, and appendices. London: Macmillan.

|Leistl894] Leist, В. W. (1894). Graeco-italische Rechtsgeschichte. Jena: G. Fischer Verlag.

|Lejeunel972j Lejeune, M. (1972). Mémoires de philologie mycénienne. III. Roma: Edizioni dell'Ateneo.

[Lindenl992] Linden, D. (№1, 1992). Ehre und ehe: Handlung und gerechtigkeit in Ilias und Odyssee. Hermes, 120:110-114.

[Lipsiusl905] Lipsius, J. H. (1905). Das Attische Recht und Rechtsverfahren. Bd. 1. Leipzig: O. R. Reisland.

[Lloyd-Jonesl987] Lloyd-Jones, H. A. (1987). Note on homeric morality. Classical Philology, Vol. 82. No. 4:307-310.

|Loney2009] Loney, A. C. (2009). Narrative revenge and the poetics of justice in the Odyssey: a study on tisis. Durham: Duke University.

[Longl970] Long, A. A. (1970). Morals and values in Homer. The Journal of Hellenic Studies, Vol. 90:121-139.

[Lordl976] Lord, G. (1976). Heroic games: Homer to waugh. College Literature, Vol. 3. No. 3. [Lucel975j Luce, J. V. (1975). Homer and Heroic Age. London: Thames and Hudson.

[Lévi-Straussl958] Lévi-Strauss, C. (1958). Anthropologie structurale. Paris: Pion.

[Mallorv and Adams2006j Mallory, J. P. and Adams, D. Q. (2006). The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. Oxford: Oxford university press.

[Marroul948] Marrou, H. I. (1948). Histoire de l'éducation dans l'Antiquité. Paris: Editions de Seuil.

[Marroul968j Marrou. H. I. (1968). Education m Antiquity. Madison: University of Wisconsin Press.

|Martinl951] Martin. R. (1951). Recherches sur l'agora grecque. Etudes d'histoire et d'architecture urbaines. Paris: E. de Boccard.

[Milanil966j Milani. C. (1966). Osservazioni su un'antica forma di poine. Aevum, 40, fasc. 3-4:370372.

[Miller2000j Miller. D. A. (2000). The Epic Hero. Baltimore-London: The Johns Hopkins University Press.

lMuellner2008] Muellner, L. C. (2008). The Meaning of Homeric EYXOMAI Through its Formulas. Washington: Center for Hellenic Studies.

[Nagy2003] Nagy, G. (2003). Homeric responses. Austin: University of Texas Press.

[Nilsbonl957| Nils&on, M. P. (1957) Die griechengötter und die gerechtigkeit. The Harvard Theological Review. Vol 50, No. 3.:193-210.

[Obéi 1989J Ober. J. (1989). Mass and Elite in democratic Athens: rhetoric, ideology and the power of people. Princeton: Princeton University Press.

[Palmerl963] Palmer, L. R. (1963). The interpretation of Mycenaean Greek texts. Oxford: Clarendon Press.

[Palmerl969] Palmer, L. R. (1969). The interpretation of Mycenaean Greek texts. Oxford: Clarendon Press.

[Patschovskyl996| Patschovsky. A. (1996) Fehde im recht, eine problemskizze. In Recht und Reich im Zeitalter der Reformation Festschrift für Horst Rabe, hg. von C. Roll unter Mitarbeit von B. Braun und H. Stratenwerth. Frankfurt am Main: Verlag P. Lang.

[Pokornyl959j Pokorny, J. (1959). Indogermanisches etymologisches Wörterbuch. Bd. 2. Bern-Mùncheiv Francke Verlag.

[Porrello2008] Porrello, M. S. (2008). Omicidio tra vendetta privata e punizione. Dintto e questioni pubbhche. 8-139-165.

[Puccil998] Pucci. P. (1998). The Song of the Sirens: Essays on Homer. Oxford: Rowman & Lit ( lefield

|Renardl967] Renard. L (1967). Notes d'architecture pi oto-géométrique et géométrique en crête L 'Antiquité Classique, T 36.566-595.

[Richardson 1993] Richardson. N. (1993). The Iliad: the commentary. General editor G. S. Kirk. Volume VI: books 21-24• Cambridge university press.

[Rix2001j Rix. H. (2001). Lexikon der indogermanischen Verben. Wiesbaden: Dr. L. Reichert Verlag.

[Rui.]ghl967j Ruijgh, C. J. (1967). Etudes sur la grammaire et le vocabulaire du grec mycenien. Amsterdam: A. M. Hakkert.

[Salel963] Sale. W (1963) Achilles and heroic values. Anon, Vol. 2. No. 3.:86-100.

[Schcid2005] Schcid, E. (2005). Remarques sur les fondements de la vengeance en grèce archaïque et classique In La Violence dans les mondes grec et romain. Paris: Publications de la Sorbonne.

[Schulzel892] Schulze, G. (1892). Quaestiones epicae. Gueterslohae: C. Bertelsmann.

[Sch\vyzerl939] Schwyzer, E. (1939). Griechische Grammatik auf der Grundlage von Karl Brugmanns griechischer Grammatik. Bd. I. Allgemeiner Teil. Lautlehre. Wortbildung. Flexion. München: Beck'sche Verlagsbuchhandlung.

[Seeckl993j Seeck, G. A. (1993). Heroenpluralismus als Strukturprinzip der Ilias. Rheinisches Museum fur Philologie. Neue Folqe, Bd. 136, H. 3/4-193-202.

[Segall992] Segal. C. (1992). Divine justice in the Odyssey: Poseidon, cyclops, and Helios. The

American Journal of Philology, 113, 4-pp. 489-518

[Segall994] Segal. C. (1994). Singers, Heroes, and Gods in the Odyssey. Ithaca: Cornell University Press.

[Seymourl891] Seymour, T D (1891) Homer's Iliad, Books I-III and Homer's Iliad, Books IV-VI Boston-London Gmn and company

[Snnth2001| Smith N D (2001) Some thoughts about the origins of "greek ethics" The Journal of Ethics Vol 5 1 3-20

[Strimelle2011] Strimelle, V (2011) Justice1 Entre pénalité et sociahté vmdicatoire, chapitre La iegulalion sociale au-delà du cadre de référence pénal7, page 19-31 Ottawa Erudit

|Strimelle and Vanhamme2009| Strimelle, V and Vanhamme, F (2009) Modèles vmdicatoire et penal en concurrence9 îéflexions a partir de l'expérience autochtone Criminologie 22 2 83-100

[Tashirol965] Tashiro, T T (1965) Three passages in Homer and the homeric legacy The Antioch Review 25 1 63-89

[Thalheiml901j (1901) Lysiae orationes Ree Th Thalheim Lipsiae in aedibus B G Teubneri

|Thomssenl873] Thomssen J J (1873) Le droit criminel de la Grèce légendaire Bruxelles F Rayez

[Trestonl923] Treston, H J (1923) Pome A Study m Ancient Greek Blood Vengeance London Longmans Green and Co

[van Thiell991] van Thiel H editor (1991) Homeri Odyssea Hildesheim-Zuench-New York Olms-Weidmann

[van Thiell996j van Thiel, H , editor (1996) Homeri Ihas Hildesheim-Zuerich-New York Olms-Weidmann

[Verdemusl944] Verdemus W J (1944) Aldos bei Homer Mnemosyne, Third Series, 12 1 pp 47-60

[Veidierl980] Verdier, R (1980) Esquisse theorique du système vmdicatoire In La vengeance, lere partie, La vengeance dans les sociétés extra-occidentales Livre I Pans Editions Cuja

[Wackernagell881] Wackernagel J (1881) Zum zahlwort Zeitschrift fur vergleichende Sprachforschung auf dem Gebiete der Indogermanischen Sprachen, Bd 25, H 3 260-291

[Weber 1980[ Weber M (1980) Wirtschaft und Gesellschaft Tubingen Mohr

Q)

[Westbrookl992] Westbrook, R. (1992). The trial scene in the Iliad. Harvard Studies in Classical Philology, 94:pp. 53-58.

[Wilson2002] Wilson, D. F. (2002). Ransom, Revenge, and Heroic Identity in the Iliad. Cambridge, Cambridge University Press.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.