Восточные единоборства как фактор социализации в современной России: философский подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Торговкина, Наталья Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат наук Торговкина, Наталья Сергеевна
Содержание
т.
Введение
Глава I. ПРИНЦИПЫ КИТАЙСКОЙ МЕТАФИЗИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В
ЕДИНОБОРСТВАХ,
И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
§ 1. Восточные единоборства и их философская основа
как социальный феномен Китая
§ 2. Интерпретация символа «Великий предел» в единоборствах
§ 3. Цикл у-син в единоборствах и мировоззрении
Глава II. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Социально-философский контекст социализации человека:
очерк истории и связь с единоборствами
§ 2. Социально-философский подход к социализации человека
в современной России и динамике интереса к единоборствам
Заключение
Список литературы Приложения
117 121
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Спортивные единоборства как феномен современной культуры: трансформация идеалов2017 год, кандидат наук Селиванов, Олег Иванович
Онтологические основания совершенствования духа и тела2014 год, кандидат наук Ахмедьянова, Алина Халиловна
Восточные единоборства как онтологическое явление2004 год, кандидат философских наук Ишмуратов, Марат Михайлович
Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях2008 год, доктор педагогических наук Передельский, Алексей Анатольевич
Духовно-религиозные основы боевых искусств традиционного Китая2006 год, кандидат философских наук Зиганьшин, Ринат Махмутович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Восточные единоборства как фактор социализации в современной России: философский подход»
Введение
Актуальность темы исследования. Явление социализации как важнейший многоаспектный процесс, обеспечивающий включение человека в общество, нуждается в комплексном социально-философском изучении. Необходимость глубокого и незамедлительного изучения этого явления в наше время вызвано и сменой идеологии, и изменениями в массовом сознании людей, и кризисными ситуациями в разных сферах жизни и в обществе в целом, и социально-экономическими изменениями и т.д. Социальный шок 90-х гг. -от перехода общества ограничений в общество вседозволенности и вседос-тупности - разрушил представление большинства людей о ценностях, при этом советская идеология была сломлена, а взамен не было предложено новой.
Человеку, заброшенному волею судьбы в идеологический вакуум современности, приходится самостоятельно выстраивать шкалу ценностей, которая бы позволила ему свободно и комфортно существовать в обществе. В современной России порой трудно разобраться с имеющимися ценностями -традиционными и настоящими: непонятно, к чему стремиться, в чем смысл жизни, чего хотеть, для чего жить. Не найдя ответа на все эти вопросы, человек предпочитает покинуть эту реальность разными способами - с помощью алкоголя, наркотиков, а иногда он выбирает и крайний, фатальный, способ -самоубийство. Все эти факторы крайне негативно сказываются на социализации человека.
По мнению С.П. Иваненкова, современное общество еще не осознало ни масштабов проблемы социализации, ни ее мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных ее проявлений [55].
На сегодня существует несколько подходов к определению термина «социализация»: широко представлены работы, выполненные в рамках как философских, так и психологических, и социологических концепций. Пред-
ставляется важным уточнить трактовку данного термина посредством анализа теории и практик восточных единоборств.
Восточные единоборства в современном российском обществе представляют собой часть социальной реальности, но рассматриваются, чаще всего, как особый, выделенный из нее феномен. По данным Д.О. Труфанова, современные единоборства в целом оказывают позитивное влияние на личностные структуры практикующих их индивидов, продуцируя социально одобряемый тип личности. Как вид социальной деятельности, современные единоборства оказывают влияние на систему ценностных ориентаций занимающихся ими, обусловливая характерные изменения в ней у практиков разного возраста, имеющих различный стаж занятий и практикующих многие направления единоборств [198]. Система восточных единоборств, некогда чуждая российскому обществу, включает в себя не только методы самообороны или нападения, но и философские, мировоззренческие составляющие, которые передаются в ходе многолетней подготовки от учителя (наставника) к ученикам. A.A. Передельский обращает внимание на то, что в ходе занятий единоборствами у человека формируется специфический взгляд на вещи, особое отношение к деятельности и своя философия. Такая философия, идущая от личности, гораздо влиятельней, чем любая навязанная обществом идеологическая доктрина, затрагивающая сознание бойца лишь поверхностно [148]. Институт восточных единоборств является одним из факторов социализации человека, поэтому заслуживает пристального внимания.
Своими корнями восточные единоборства уходят в Индию, однако, только в Китае они были превращены в искусство с четкой классификацией и
глубокой философской составляющей.
Восточные единоборства нельзя рассматривать в отрыве от исторических, культурных, философских, религиозных, этических факторов. Поэтому при подготовке единоборцев в России необходимо учитывать все эти составляющие. Совершенствование человека (моральное и физическое) не может
быть эффективным, если оно рассматривается оторванно от окружающей
среды (социальной и природной).
Здесь мы сталкиваемся с тем, что далеко не все тренеры и преподаватели по восточным единоборствам имеют достаточные знания о философской, метафизической составляющей единоборств. А если и имеют, то недостаточно полно реализуют ее на практике. В большинстве случаев все обучение сводится к формированию у учеников физических качеств и обучению техническим элементам, поскольку в современной российской традиции физического воспитания (с 90-х гг. 20 в. по настоящее время) тренеры готовят спортсменов, а не людей, в то время как философские идеи всегда играли в Китае решающую роль при воспитании единоборца.
Степень изученности проблемы. На сегодня существует сравнительно небольшая группа работ, затрагивающих философские аспекты восточных видов единоборств. Выделить стоит работы авторов, обращающих особое внимание на философию, которая выходит за рамки «просто философии» и создает особую систему, формирующую сознание единоборца средствами китайской метафизики. Среди них особо стоит выделить востоковеда, писателя и переводчика Александра Долина и его «Кэмпо - истоки воинских искусств» [44], где автор воссоздает основные этапы развития традиционных воинских искусств Востока как уникальной, не имеющей аналогов системы, Н.В. Абаева, в своих работах рассматривающего философские, психологические, социальные, этические аспекты традиционных китайских боевых искусств. Рассматривают философскую составляющую восточных единоборств, таких, как: P.M. Зиганыпин, М.Ф. Казючиц, В.В. Крюков, В.В. Малявин, A.A. Маслов, A.A. Передельский, Р.У. Смит, Ch.L. Cheong, D.F. Draeger. Эти авторы довольно подробно останавливаются на взаимосвязи тренировки в восточных единоборствах с традиционной культурой и религиозно-философскими учениями Китая.
В основном же, большую часть работ, поднимающих проблему, связанную со становлением единоборств как социальной системы, составляют научные статьи и труды A.A. Передельского, Д.О. Труфанова.
В отечественной науке также имеется несколько работ, посвященных восточным единоборствам. Из них для настоящего исследования наибольшую ценность представляют работы, выполненные в рамках философии: «Восточные единоборства как онтологическое явление» М.М. Ишмуратова, в которой дается комплексный анализ системы восточных единоборств, рассматриваются традиции единоборств от их зарождения до наших дней. Работа, выполненная в рамках социальной философии: «Философско-педагоги-ческие аспекты боевых искусств Востока» Т.Е. Носовой. В исследовании уделяется внимание социально-философскому осмыслению методологии и педагогическим традициям боевых искусств Востока, раскрывается специфика самосовершенствования личности. Выделим работу, выполненную в рамках педагогики: «Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях» A.A. Передельского. Автору удалось разработать структурно-содержательные принципы построения социально-педагогической системы единоборств и внедрить ее в образовательный процесс.
Однако, на наш взгляд, научные труды по философии, психологии, этике, ритуалу системы восточных единоборств не могут дать необходимой теоретической базы для анализа становления единоборцев в обществе и являются в большинстве своем справочными материалами при решении данной проблемы.
В XVII веке, впервые в истории Китая, были классифицированы виды и формы единоборств. Определены так называемые «внутренние» и «внешние» стили.
Именно в эпоху Великой Минской империи (1368-1644 гг.) было подмечено тонкое различие между «внешними» и «внутренними» школами. Считается, что внутренние стили предпочитают движению - покой, направ-
лены полностью на оборону, во внутренних стилях человек, прежде чем освоить технические приемы, начинает со шлифовки собственных качеств, с достижения внутреннего совершенства. Как известно, к этой классификации относятся три стиля: тайцзицюань (Кулак Великого предела), синъицюань (Кулак формы и воли), багуачжан (Ладонь восьми триграмм). Все они вышли из стилей реального боя, но их внутреннее содержание сильно отличалось от боевой сферы, что дает возможность говорить о качественном изменении всей системы боевых искусств Китая. Именно философское, духовное наполнение, иное миропереживание отличает их от любых других искусств. Поэтому данные школы представляют особый интерес для нашего исследования.
Впервые интерес к восточным единоборствам в России появился после поражения в войне 1904-1905 гг. В 1920 году в России выходит книга «Джиу джитсу». Практически с восточными единоборствами в России познакомились в 1925 году, когда B.C. Ощепков впервые провел трехмесячные курсы по дзюдо в новосибирском обществе «Динамо» [95]. С одной стороны, срок более 80 лет - достаточный, для того, чтобы изучить это явление, выявить все недостатки и достоинства, определить свое отношение к ним. С другой - не учтены и не изучены многие аспекты восточных единоборств. Сегодня в литературе единоборства рассматриваются неоднозначно: как фактор, позитивно влияющий на становление человека (например, Н.В. Абаев, М. Богачихин, И.А. Красулин, И.Б. Линдер и др.), либо негативно, например, как средство воспитания гордыни (возвеличивание самого себя над другими, обожествление своих выдающихся способностей и стремление подчинить себе других), как средство преодоления человеком страха смерти (чтобы приучить себя к мысли о смерти, необходимо уменьшить в себе жажду жизни), ссылаются на наличие магических и «сказочных» аспектов [73], таким образом, предостерегая человека от занятий ими. Такое противоречивое отношение к восточным единоборствам уже является проблемой.
Наблюдается растущий интерес к восточным единоборствам со стороны молодежи, науки. Пишутся достойные монографии (например, A.A. Передельский), книги (A.A. Долин, В.В. Малявин, A.A. Маслов), защищаются диссертации (P.M. Зиганыпин, М.М. Ишмуратов, М.Ф. Казючиц, A.A. Передельский и др.). Однако, внимание со стороны государства к восточным единоборствам как к положительному фактору становления человека в обществе явно незначительно, что также становится определенной проблемой.
Важное значение для понимания философских основ восточных видов единоборств имеют работы отечественных ученых-востоковедов: Н.В. Абае-ва., A.A. Долина, В.В. Малявина, A.A. Маслова. Фундаментальные основы китайской метафизики (на которой базируются все виды восточных единоборств) описаны в работах JI.C. Васильева, В.Е. Еремеева, A.M. Карапетьянца, А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, A.C. Мартынова, Вэньданя Мо, Фэн Ю-ланя и
ДР-
Основой исследования послужили учения философов: Конфуция («Лунь юй»), Лао-Цзы («Дао дэ цзин»). В развитии темы диссертации автор широко использовал общие работы в области буддизма (Н.В. Абаев, Э. Конзе, A.C. Мартынов, О.О. Розенберг, Ф.И. Щербатской и др.), даосизма (А.И. Коб-зев, A.B. Лукьянов, В.В. Малявин, Е.А. Торчинов и др.), конфуцианства (А.И. Кобзев, A.C. Мартынов, Л.С. Переломов и др.), т.к. именно эти религиозные системы составляют философскую базу восточных видов единоборств.
Проблема социализации является одной из важнейших проблем в социальной философии, и ее решению посвящено множество работ. Фундаментальные основы проблематики социализации в системе социального и гуманитарного знания можно найти в философских трудах О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Ф. Энгельса. Исследователи теории социализации этот феномен рассматривают с точки зрения нескольких подходов: на субъект-объектный подход опираются И. Кон, Т. Парсонс. Субъект-субъектный подход к феномену социализации рассматривается в работах Ч. Кули, Д. Г. Мида. Работы,
выполненные в рамках социально-психологического подхода - 3. Фрейд, К. Юнг. Основой нашего исследования послужила концепция Г. Тарда о связи социализации с подражанием. В связи с этим, специального упоминания заслуживает работа известного антрополога К. Вульфа «Антропология: История, культура, философия», материал которой был широко использован в ходе настоящего диссертационного исследования, работа В.В. Савчука «Кровь и культура», в которой содержится необходимый целостный глубокий анализ теории ритуала.
Объектом данного исследования выступают восточные единоборства как социальный феномен.
Предметом исследования выступает социально-философский подход к содержанию восточных единоборств и оценка их потенциала для процессов социализации человека.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что рассмотрение восточных единоборств как особого фактора социализации создаст условия для более эффективного использования методологических, мировоззренческих, целевых и логических компонентов, составляющих основу единоборств, в воспитании и становлении человека в обществе.
Цель работы: рассмотреть систему восточных единоборств в качестве социального института, явления гражданского общества с их философскими, социальными, культурными составляющими; определить аспекты социализации людей посредством восточных единоборств и оценить их потенциал для развития общества в целом и человека, в частности.
Реализация поставленной цели получает конкретизацию в решении
следующих задач:
1. Эксплицировать коренные философские идеи («инь-янь», «восемь триграмм», цикл у-син), лежащие в основании восточных единоборств, и доказать их влияние на общественное сознание в процессе занятий ими. Рассмотреть восточные единоборства как явление гражданского общества, не-
сущие в себе философские идеи и традиции, которые непосредственно влияют на формирование сознания общества в целом и человека в частности.
2. Проследить эволюцию и дать определение понятию «социализация», значимому для раскрытия общественной роли восточных единоборств. Определить влияние занятий восточными единоборствами на адаптацию человека в обществе. Доказать, что непосредственные занятия восточными единоборствами способствуют формированию активной позиции человека в
ходе социализации.
3. Выявить особенности взаимосвязи занятий единоборствами с ходом социализации человека. Развить концепцию Г. Тарда о роли подражания в социализации человека. Предложить использование в качестве базовой онтологической модели социализации триаду социальных практик - мимесис, перформанс, ритуал.
Методы исследования. Разнообразие материала, привлеченного в работе, вызвало естественный интерес к идеям диалектики, развитым в первую очередь Г.В.Ф. Гегелем, И. Кантом, Лао-Цзы. Также основой исследования послужили теоретические разработки мастеров восточных единоборств: Сунь Лутана, A.A. Маслова; учения философов: Конфуция, Лао-Цзы; специалистов-востоковедов, таких, как: Ю.К. Шуцкий, Ф.И. Щербатской и др. При разработке методики исследования автор уделил особое внимание таким религиозным концепциям как буддизм, Чань-буддизм, даосизм, конфуцианство, которые, по сути, являются философской базой восточных единоборств.
В работе использованы герменевтический, метафизический, сравнительный методы познания, категориально-системная методология (КСМ), основы теории динамических информационных систем (ТДИС), методы прикладной социологии (анкетирование), методы статистической обработки результатов (частотный анализ).
Научная новизна исследования обуславливается совокупностью
полученных автором результатов. Основные из них:
1. Определены основные положения китайской метафизики, используемые при подготовке единоборцев: установлено соответствие между образами китайской космогонии, такими, как Великий предел, «Восемь триграмм», цикл у-син, и их воплощениями в практике восточных единоборств: например, опираясь на символ Великого предела, упражнения в ушу способствуют формированию «ощущения» собственной сферы, на грани которой и происходят межчеловеческие коммуникации. А также в памятниках литературы: китайской - «Дао дэ цзин», «Книги перемен», индийской - «Дхамма-пада», принципы которых в значительной мере используются в практике восточных видов единоборств.
2. В рамках социальной философии раскрывается механизм становления человека в обществе посредством занятий восточными единоборствами. В практике восточных единоборств процесс социализации мы связываем с подражанием (Г. Тард) - мимесисом (К. Вульф), перформансом и ритуалом:
• мимесис - практика подражания выбранному субъекту (наставнику, мастеру). На первом этапе обучения ученики подражают учителю: на тренировке - движениям техники, в обществе - поведению, поступкам, поэтому на первый план в воспитании бойца выходит личность мастера;
• перформанс основан на представлении и исполнении тела в его образе и облике. Именно этот вид социальной практики позволяет не только представлять культуру, но и интерпретировать ее в зависимости от той или иной ситуации. Здесь, в отличие от мимесиса, присутствует креативный компонент, дающий возможность изменить устоявшиеся правила в соответствии с современными тенденциями. В восточных единоборствах пер-формативный компонент особо важен на последующих этапах обучения, когда уже сформирован определенный стереотип техники движений, образец поведения в обществе, и таким образом ученик выступает носителем культуры, ее транслятором и интерпретатором.
• ритуальные формы (индивидуальные и коллективные), развитые в восточных единоборствах, позволяют членам сообщества обрести чувство
идентичности и сопричастности, помогают сформировать (постоянно поддерживая равновесие) единый «организм» коллектива.
3. Система восточных единоборств впервые описана с помощью средств КСМ, которые послужили конструкциями для упаковки, осмысления и представления материалов настоящего диссертационного исследования. С помощью ТДИС выявлены новые компоненты системы боевых искусств (психо-эмоциональный, философско-практический, языковый, компетентно-стно-специальный, опытный, волевой, комплексный, психологический), что в дальнейшем позволит сформулировать проблему полноты понятий данной системы. В данном исследовании ТДИС позволила увидеть многообразие новых путей и способов определения и нахождения новых, ранее не исследованных понятий в теории и практике боевых искусств.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Восточные единоборства являются сложным социальным явлением, имеющим свои коренные философские идеи, основанные на принципах китайской метафизики (Цикл у-син, «Тай цзи», «Восемь триграмм», натурфилософская концепция «инь-ян»), с помощью которых обеспечивается сохранение идентичности восточных единоборств. Социализация человека не есть результат пассивного приспособления к социальной среде, а осуществляется в процессе его собственной практической активности. На примере единоборств социализация является специфическим и эффективным процессом приобщения человека к сообществу себе подобных. Единоборства предоставляют возможность для самореализации и развития, позволяют раскрывать человеку свою собственную природу, развивать духовные качества.
2. В практике восточных единоборств процесс социализации мы связываем с подражанием - мимесисом. Миметические процессы направлены на уже существующие, устоявшиеся исторические практики, с помощью которых происходит передача знаний, культуры одного поколения другому. Для сохранения их сущности и оригинальности в процессе инкультурации особо
важны миметические процессы, с помощью которых идет процесс обучения движениям. Миметическое обучение - это обучение образам, которые преподносит ученикам мастер. В этом проявляется суть восточной традиции обучения двигательным действиям - личность учителя, его знания и техника являют собой идеал. Только повторяя и выполняя движения за учителем и вместе с ним, подражая его поведению и поступкам, можно добиться не только высшего мастерства в единоборстве, но и стать полноценным, активным участником общества.
3. Важными социальными практиками в восточных видах единоборств мы определяем перформанс и ритуал. С помощью перформанса человек творчески использует уже имеющиеся практические знания и образцы культуры, реализуя накопленный потенциал в обществе. Ритуалы в системе восточных единоборств представляют собой особые нормативные и законодательные элементы и могут быть использованы единоборцами в жизни общества в виде этического корпоративного кодекса. Ритуал позволяет почувствовать причастность к группе, где у каждого участника формируется чувство единства, взаимозависимости, взаимосвязанности друг с другом; формируется уверенность в себе, доверие и убежденность в своих силах. Именно этот вид социальной практики способен расставлять акценты на истинном назначении вещей и явлений: уважении, искренности, простоте, почитании старших, строгом следовании традиций и др.
Теоретическая значимость. Проанализирован базовый социально-философский компонент внутренних стилей дальневосточной культуры, способствующий совершенствованию взглядов, подходов на современные виды восточных боевых искусств, развитых в России. Результаты дополняют знания в области теории и методики восточных видов единоборств. В диссертации сформулированы новые задачи и намечены варианты их решения.
Результаты исследования могут послужить ключом для дальнейших теоретических разработок в области социализации человека. Решение про-
блемы поиска методов перевода философских знаний о единоборствах, развитых в китайской философии, позволит человеку иначе взглянуть на смысл жизни, придаст иную краску современной российской действительности.
Практическая значимость. Результаты диссертации могут представлять интерес для философов, для специалистов в области восточных видов единоборств. Материал диссертации может быть использован в лекционных курсах и спецкурсах по философии Китая, философии восточных единоборств, по тематическим аспектам социальной философии, спортивной психологии и педагогики.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации, выносимую на защиту, получили статус публичности на научных конференциях: «Методология в науках о физической культуре и спорте» (СибГУФК, 2В апреля 2008 г.); Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и Олимпизма» (СибГУФК, 16-19 декабря 2008 г.); Региональная научно-практическая конференция «Методология научных исследований» (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 27 мая 2008 г.); III Международная научная конференция «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы» (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 1-3 октября 2008 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Университеты России и их вклад в образование и научное развитие регионов страны», посвященная 35-летию Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, 29-30 октября 2009 г.); II Региональная научно-практическая конференция «Методология научных исследований» (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 27 мая 2009 г.); Региональная научно-практическая конференция «Восток в социокультурном пространстве города Омска и Омской области» (Омский государственный аграрный университет, 7 декабря 2010 г.);
Всероссийская научно-практическая конференция «Методология научных исследований» (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 24-25 мая 2011 г.)».
Основные положения диссертации, выносимые на защиту, а также
пункты новизны, изложены в публикациях соискателя.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, а также трех приложений. Первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава - из двух параграфов. Диссертация выполнена на 120 страницах, библиографический список включает 240 источников, из них 15 - на иностранном языке.
Глава I. ПРИНЦИПЫ КИТАЙСКОЙ МЕТАФИЗИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЕДИНОБОРСТВАХ, И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Цель главы. Рассмотреть восточные единоборства как социально-историческое явление, выявить коренные философские идеи, лежащие в их основании, определить специфические особенности и характерные черты китайской метафизики, доступные для использования при подготовке единоборцев восточных стилей.
Разработка философии как метафизического знания (в европейской традиции) впервые осуществляется в античности. Философия и начинается не как этика, эстетика, социальная философия или логика, а прежде всего как метафизическое усилие мысли, силящейся заглянуть в глубины бытия. Сам термин «метафизика», хотя и был введен в философию позднее, связан с именем Аристотеля и означает в буквальном смысле - «после физики» [56, с. 93]. Изначально, это чисто классификационное деление, сообразуясь с общим духом философии своего учителя, осуществил в I в. до н.э. Андроник Родосский, обозначив так место главного труда Аристотеля, т. е. книги, которая в буквальном смысле, шла после физики [56, 159, 211,183].
Как считает В.Г. Пушкин, «метафизика всегда, прежде всего в переломные эпохи, служила гарантом подлинности философии... Будучи сердцевиной философии, метафизика приуготовляет принципы философствования. Дело метафизики есть дело мысли, первичная (и привычная) работа фундаментально-онтологического мышления» [159].
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Технико-тактическая подготовка юных тхэквондистов на основе межкультурной коммуникации традиций Восточных и Российских видов единоборств2012 год, кандидат наук Южаков, Дмитрий Петрович
Этнопедагогические условия формирования целеустремленности у спортсменов-подростков: На примере секций восточных единоборств2004 год, кандидат педагогических наук Колодезникова, Маргарита Герасимовна
Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств2001 год, кандидат педагогических наук Павличенко, Алексей Васильевич
Нравственно-волевое воспитание подростков средствами восточного единоборства в системе дополнительного образования: на материале занятий кудо2008 год, кандидат педагогических наук Сен, Владимир Дябукович
Общедидактические и методические основы подготовки начинающих спортсменов к выбору специализации в спортивном единоборстве1997 год, доктор педагогических наук Антонов, Станислав Геннадьевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Торговкина, Наталья Сергеевна, 2012 год
Список литературы
1. Абаев, Н. В. О принципах построения тренинговых обучающих систем на базе круговых движений «внутренних» школ у-шу [Текст] / Н. В. Абаев, М. И. Вечерский // Психологические аспекты буддизма. - 2-е изд. - Новосибирск: Наука, 1991. - С. 146-154.
2. Абаев, Н. В. О философско-психологических основах внутренних школ у-шу [Текст] / Н. В. Абаев, И. В. Горбунов. - М.: Наука, 1992. - 173 с.
3. Абаев, Н. В. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ у-шу [Текст] / Н. В. Абаев, И. В. Горбунов. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1992. - 168 с.
4. Абаев, Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае [Текст] / Н. В. Абаев. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. - 273 с.
5. Агафонов, А. Л. Имитационный подход к анализу и обработке систем знаний на базе ТДИС [Текст] / А. Л. Агафонов, В. И. Разумов, В. П. Сизиков, Л. Г. Сизикова // Модели и методы обработки изображений (ММОИ-2007): Мат. Всерос. конф. - Красноярск: СФУ, 2007. - С. 117-121.
6. Адорно, В. Теодор. Эстетическая теория [Текст] / Теодор В. Адорно. -М. : Республика, 2001. - 527 с.
7. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 415 с.
8. Аристотель. Об искусстве поэзии [Текст] / Аристотель. - М. : Гослитиздат, 1957. - 183 с.
9. Аристотель. Соч. : В 4 т. Т. 4. Политика [Текст] / Аристотель. - М. : Мысль, 1983.-830 с.
10. Асмолова, В. Л. Воздействие занятий тайцзицюань на человека / В. Л. Асмолова [Текст] // Цигун и спорт. - 1993. - № 2. - С. 23-26.
11. Асмус, В. Ф. Античная философия [Текст] / В. Ф. Асмус. - М. : Высш. шк., 2001.-399 с.
12. Барановский, В. Айкидо и каратэ [Текст] / В. Барановский, Ю. Куты-рев. - М. : Оздоров. и науч.-информ. центр «Здоровье народа», 1993. - 144 с.
13. Баялиева, Е. Ф. Социально-философские аспекты китайского буддизма: Дис. ... канд. филос. наук: 09. 00. 11 / Е. Ф. Баялиева. - Улан-Удэ, 1996.- 131 с.
14. Бердяев, Н. А. Алексей Степанович Хомяков [Текст] / Н. А. Бердяев.
- М. : Высш. шк., 2005. - 239 с.
15. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст] / Н. А. Бердяев. - М. : Наука, 1990. - 224 с.
16. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений [Текст] / Э. Берн. - СПб. : Унив. книга; М. : ACT, 1998. -397 с.
17. Бицилли, П. «Восток» и «Запад» в истории старого света: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: luxaur.narod.ru (дата обращения 10.10.2010 г.).
18. Богачихин, М. Внутренние практики в буддизме и даосизме [Текст] / М. Богачихин. - М. : Ганга, 2009. - 148 с.
19. Богачихин, М. Уроки китайской гимнастики [Текст] / М. Богачихин.
- М. : Сов. спорт, 1990. - 45 с.
20. Боевые искусства Шаолиня. Вып. 2. Стиль обезьяны [Текст]. - Си Юньтай, Ли Гаочжун / Под ред. В. А. Рыжова. - 1990. - 64 с.
21. Боуш, Г. Д. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход [Текст] / Г. Д. Боуш // Вопр. экономики. -2010. -№ 3. - С. 121-131.
22. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения [Текст] / С. Н. Булгаков. - М. : Республика, 1994. - 415 с.
23. Бурдье, П. Практический смысл [Текст] / П. Бурдье. - СПб. : Але-тейя, 2001.-С. 142.
24. Васильев, JI. С. История религий Востока [Текст] / Л. С. Васильев. -М. : Высшая школа, 1983. - 368 с.
25. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае [Текст] / Л.С.Васильев. - М. : Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. -488 с.
26. Васильев, Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли [Текст] / Л. С. Васильев. - М. : Наука, 1989. - 309 с.
27. Владимиров, Ю. С. Метафизика [Текст] / Ю. С. Владимиров. - М. : Лаборатория базовых знаний, 2002. - 550 с.
28. Вон, К. К. Тай-цзи цюань [Текст] / К. К. Вон. - М. : Гранд: ФАИР-Пресс, 2000. - 377 с.
29. Восточная гимнастика [Текст] / Сост. Г. П. Сидоровнин. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1991. - 272 с.
30. Вульф, К. Антропология: История, культура, философия [Текст] / К. Вульф. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007. - 270 с.
31. Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой [Текст] / П. П. Гайденко. - М. : Университетская книга, 2000. - 376 с.
32. Гангок, И. Джиу-джитсу. Японская наука о здоровом человеке: Методика укрепления тела и атлетические приемы японцев [Текст] / И. Гангок. -М. : Основа, 1910.-198 с.
33. Гвоздев, С. А. Джиу-джитсу [Текст] / С. А. Гвоздев. - Мн. : СЖ, 1996.-208 с.
34. Генон, Р. Очерки о традиции и метафизике [Текст] / Р. Генон. - СПб. •.Азбука, 2000.-318 с.
35. Гессе, Г. Сиддхартха [Текст] / Г. Гессе. - СПб. : Азбука-классика, 2007.-224 с.
36. Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс. - М. : Эдиториал УРСС, 1999.-С. 672.
37. Гоч, В. П. Дороги «Книги Перемен»: В 4 кн. Кн. 2 [Текст] / В. П. Гоч. -Екатеринбург: СВ-96, 1997.-448 с.
38. Гу, Люсинь. Тайцзи-цюань, стиль Чэнь [Текст] / Люсинь Гу. - М. : ЛИБРИС, 1996.-480 с.
39. Дао дэ цзин [Текст] / Пер. и прим. Ян Хин-Шуна. - СПБ. : Издат. Дом «Азбука-классика», 2008. - 144 с.
40. Делюсин, Л. Модернизация и учение Конфуция [Текст] / Л. Делюсин // Азия и Африка сегодня. - 2002. - № 7. - С. 11.
41. Дидро, Д. Эстетика и литературная критика [Текст] / Д. Дидро. - М. : Художеств, лит, 1980. - 658 с.
42. Длясин, Г. Г. Азбука Гермеса Трисмегиста или молекулярная тайнопись мышления [Текст] / Г. Г. Длясин. - М. : Белые альвы, 1998. - 144 с.
43. Долин, А. А. Истоки ушу [Текст] / А. А. Долин, А. А. Маслов. - М. : Прометей, 1989. - 144 с.
44. Долин, А. А. Кэмпо - истоки воинских искусств [Текст] / А. А. Долин, Г. В. Попов. - М. : Прометей, 1989. - 144 с.
45. Дрэгер, Д. Современные будзюцу и будо [Текст] / Д. Дрэгер. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 368 с.
46. Дубровин, Д. А. Трудные вопросы классической китайской медицины [Текст] / Д. А. Дубровин. - Л. : Аста-пресс, 1991. - 223 с.
47. Дубровская, О. Н. Древние религии мира [Текст] / О. Н. Дубровская. - М. : Рипол классик, 2003. - 447 с.
48. Дюркгейм, Э. Метод социологии [Текст] / Э. Дюркгейм. - К.; Харьков, 1899. - С. 12-13.
49. Дюркгейм, Э. Самоубийство [Текст] / Э. Дюркгейм. - СПб. : Союз, 1998.-С. 451.
50. Дюркгейм, Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. - М. : Канон, 1995. - С. 154
51. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни [Текст] / Э. Дюркгейм // Социология религии: Реф. ж-л. - 1991. - № 4 . - С. 278.
52. Еремеев, В. Е. Символы и числа «Книги перемен» [Текст] / В. Е. Еремеев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Ладомир, 2005. - 598 с.
53. Завадская, Е. В. Восток на Западе [Текст] / Е. В. Завадская. - М. : Наука, 1970. - 129 с.
54. Зиганыпин, Р. М. Духовно-религиозные основы боевых искусств традиционного Китая: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09. 00. 13 / Р. М. Зиганыпин. - Москва, 2006. - 24 с.
55. Иваненков, С. П. Проблемы социализации современной молодежи [Текст] / С. П. Иваненков. - Изд. 3-е, испр. и доп. - СПб. : Архей, 2008. - 336 с.
56. Иванов, А. А. Университетские лекции по метафизике [Текст] / А. А. Иванов, В. В. Миронов. - М. : Современные тетради, 2004. - 647 с.
57. Иванов-Катанский, С. А. Спортивное джиу-джитсу: Каноны мастерства [Текст] / С. А. Иванов-Катанский. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 288 с.
58. Ивин, А. А. Основы социальной философии [Текст] / А. А. Ивин. -М.: Высш. шк., 2005. - 440 с.
59. И цзин («Книга перемен») [Текст] / Пер. с кит. А. Лукьянова, Ю. Шуцкого. - СПб. : Издат. дом «Азбука-классика», 2007. - 304 с.
60. Ишмуратов, М. М. Восточные единоборства как онтологическое явление: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / М. М. Ишмуратов. - Уфа, 2004. -19 с.
61. Казючиц, М. Ф. Философско-религиозные основания внутренних школ ушу: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / М. Ф. Казючиц. - Москва, 2006. -124 с.
62. Кант, И. Основы метафизики нравственности [Текст] / И. Кант. - М. : Мысль, 1999. - 1472 с.
63. Капитонов, Э. А. Социология XX века [Текст] / Э. А. Капитонов. -Ростов-н/Д. : Феникс, 1996. - 512 с.
64. Капра, Ф. Дао физики: Исслед. параллелей между современ. физикой и мистицизмом Востока [Текст] / Ф. Капра. - СПб. : ТОО «ОРИС», 1994. -302 с.
65. Каптен, Ю. Л. Основы медитации. Вводный практический курс [Текст] / Ю. Л. Каптен. - СПб. : Андреев и сыновья, 1991. - 332 с.
66. Карапетьянц, А. М. Древнекитайская системология: уровень протос-хем и символов ГУА [Текст] / А. М. Карапетьянц. - М. : Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1989. - 78 с.
67. Каспэ, С. Российская цивилизация и идеи А. Дж. Тойнби [Текст] / С. Каспэ // Свободная мысль. - 1997. - № 2. - 76-83.
68. Касьянов, В. В. Социология [Текст] / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипу-ренко, С. И. Самыгин. - Ростов-н/Д., 2000. - 325 с.
69. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Соч. в 9 т. Т. 1. [Текст] / В. О. Ключевский. - М. : Мысль, 1987. - С. 65.
70. Кобзев, А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии [Текст] / А. И. Кобзев. -М. : Наука, 1993. - 432 с.
71. Ковалева, А. И. Подростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников [Текст] / А. И. Ковалева, С. П. Степанов // Социологам. исследования. - 1998. - № 8. - 70 с.
72. Ковалева, А. И. Социализация / А. И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение: Электронный журнал: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/. - 2004. - № 1 (дата обращения 06. 08. 2010).
73. Комлев, А. Р. Боевые искусства Востока. Православный взгляд [Текст] / А. Р. Комлев. - М. : Русский Хронографъ, 2000. - 126 с.
74. Кон, И. С. НТР и проблемы социализации молодежи [Текст] / И. С. Кон. - М. : Знание, 1988. - 64 с.
75. Кон, И. С. Социологическая концепция Герберта Спенсера [Текст] // История буржуазной социологии 19-начала 20 века / И. С. Кон. - М. : Наука, 1979.-С. 40-52.
76. Кон, И. С. Социологическая психология [Текст] / И. С. Кон. - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.-560 с.
77. Кондратов, В. А. Новейший философский словарь [Текст] / В. А. Кондратов, Д. А. Чекалов, В. И. Копорулина. - Изд. 3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 668 с.
78. Конзе, Э. Буддийская медитация: Благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость [Текст] / Э. Конзе. - М. : Изд-во МГУ, 1993. - 144 с.
79. Конт, О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении) [Текст] / О. Конт. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 256 с.
80. Конфуций. Уроки мудрости [Текст] / Конфуций. - М. : ЭКСМО, 2002.-С. 19.
81. Крамаренко, Р. А. Воспроизведение ценностей современного общества российским студенчеством: социально-философский анализ: Дис. канд. филос. наук / Р. А. Крамаренко. - Новосибирск, 2003. - 170 с.
82. Красулин, И. А. Ушу - путь к победе [Текст] / И. А. Красулин. - М. : Знание, 1992. - 126 с.
83. Кребель, И. А. Мифопоэтика Серебряного века: Опыт топологической рефлексии [Текст] / И. А. Кребель. - СПб. : Алетейя, 2010. - 592 с.
84. Криворученко, В. К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России: политологический аспект / В. К. Криворученко // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» Электронный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/. - 2008. - № 3 (дата обращения 09. 11. 2010).
85. Крюков, В. Философия восточных единоборств [Текст] / В. Крюков // Боевое искусство планеты. - 2006. - № 4. - С. 66-77.
86. Крюков, В. В. Тотальная система боя [Текст] / В. В. Крюков. - М. : «Тотал», 1996. - 122 с.
87. Кули, Ч. Социальная самость [Текст] / Ч. Кули // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - С. 316 - 329.
88. Кули, Чарльз Хортон. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Чарльз Хортон Кули. - М. : Идея-пресс: Дом интеллектуал, кн., 2000. - 309 с.
89. Кунфу: традиционные боевые искусства в Китае [Текст]. - М. : Тайвань: Гуан Хуа, 1996. - 28 с.
90. Куренной, В. Наступил ли в России кризис ценностей? / В. Куренной: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gaidarfund.ru /projects, php? chapter=project_club_discuss&id=86 (дата обращения 12.2010).
91. Курто, О. Социализация детей в традиционном Китае / О. Курто: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.abirus. ru/content /564/623/624/639/11502.html (дата обращения 10.05.2011).
92. Лазарева, В. Н. Трактаты Альберти / В. Н. Лазарева // Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www. bibliotekar. ru (дата обращения 20.05. 2011).
93. Лактанций. О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитамы божественных установлений [Текст] / Лактанций. - СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2006. - 256 с.
94. Лаку-Лабарт, Ф. Поэтика и политика [Текст] / Ф. Лаку-Лабарт // Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. - М. : Ин-т эксперимент, социологии, 1996. - С. 7-42.
95. Лебедев, И. В. Самозащита и борьба [Текст] / И. В. Лебедев, В. С. Ощепков. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 240 с.
96. Лебедева, H. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре [Текст] / H. М. Лебедева // Психологич. ж-л. - 2001. - Т. 22. -№3.-С. 26-36.
97. Линдер, И. Б. Боевые искусства Востока. Маленькие «секреты» больших школ [Текст] / И. Б. Линдер, И. В. Оранский. - М. : Каисса, 1992. -224 с.
98. Литературные манифесты французских реалистов [Текст] / Под ред. и со вступ. ст. М. К. Клемана. - Л. : Изд-во писателей в Ленинграде, 1935. — 205 с.
99. Лихачев, Д. С. Заметки о русском [Текст] / Лихачев Д. С. // Избр. раб. : В 3 т. Т. 2. - Л. : Худож. лит., 1987. - 483 с.
100. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. Кн. II [Текст] / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1994. - 604 с.
101. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики: Характер русского народа [Текст] / Н. О. Лосский. - М. : Политиздат, 1991. - С. 240.
102. Луков, А. В. Культурная социализация / А. В. Луков // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение»: Электронный журнал: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/. - 2008. - № 3 (дата обращения 21.07. 2010).
103. Лукоянов, В. В. Социально-педагогические основы воспитания личности в спортивно-боевых единоборствах [Текст] / В. В. Лукоянов // Оптимизация педагогической подготовки студентов в вузах физической культуры: Сб. науч. статей / Под ред. д.п.н. проф. А. А. Сидорова.— СПб. : СПб ГИЭА, 1998.-С. 59-63.
104. Лукьянов, А. В. В лабиринтах Дао [Текст] // Проблемы Дальнего Востока [Текст] / А. В. Лукьянов. - 1990. - № 6. - С. 187-198.
105. Лукьянов, А. Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия [Текст] / А. Е. Лукьянов. - М. : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989.- 187 с.
106. Лю, Цунъин. Особенности этнического самосознания современной учащейся молодёжи Китая: Дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 01 / Цунъин Лю. - Москва, 2006. - 269 с.
107. Ляо, Вайсунь. Классика тайцзи [Текст] / Вайсунь Ляо. - Пер. с англ. Ю. Бондарева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 240 с.
108. Магун, А. Понятие мимесиса в эстетике и онтологии XX века: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.eu.spb.ru/ newsletter/June2007/phenomenon.htm (дата обращения 01.03.2011).
109. Мазин, В. Введение в Лакана [Текст] / В. Мазин. - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004. - 202 с.
110. Малявин, В. В. Багуачжан, или Ладонь восьми триграмм. Классическая школа китайского ушу [Текст] / В. В. Малявин. - М. : Белые альвы, 1996.-208 с.
111. Малявин, В. В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени [Текст] / В. В. Малявин. - М. : Дизайн. Информ. Картография и др.., 2000. - 436 с.
112. Малявин, В. В. Традиция «внутренних школ» ушу [Текст] / В. В. Малявин. - М. : Гиль-Эстель, 1993.-104 с.
113. Малявин, В. В. Человек в культуре раннеимператорского Китая [Текст] // Проблема человека в традиционных китайских учениях / В. В. Малявин. -М., 1983.-С. 163-179.
114. Марков, Б. В. Хайдеггер и Ницше [Текст] / Б. В. Марков // Homo philosophans. Сб. к 60-летию проф. К. А. Сергеева. Сер. «Мыслители». Вып. 12. СПб. : Санкт-Петербургское филос. об-во, 2002 - С. 205-225.
115. Маркс, К. Немецкая идеология [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. // Соч. Изд. 2. Т. 3. - М. : Гос. изд-во политич. лит-ры, 1955. - С. 37.
116. Мартыненко, Н. П. Методологические проблемы перевода и понимания иероглифа «Дао» [Текст] / Н. П. Мартыненко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. - 2003. - № 5. - С. 106-120.
117. Мартынов, А. С. Буддизм и конфуцианцы: Су Дун-по и Чжу Си -Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века [Текст] / А. С. Мартынов. - М. : Наука, 1982. - 88 с.
118. Мартынов, А. С. Конфуцианство, буддизм и двор в эпоху Мин [Текст] / А. С. Мартынов // История и культура Китая. - М. , 1974. - С. 307324.
119. Маслов, А. А. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина» [Текст] / А. А. Маслов. - М. : Сфера, 1996. - 511 с.
120. Маслов, А. А. Небесный путь боевых искусств. Духовное искусство китайского ушу [Текст] / А. А. Маслов. - СПб. : Текс, 1995. - 495 с.
121. Маслов, А. А. Синъицюань: единство формы и воли. Ч. 1 [Текст] / А. А. Маслов. - М. : Центр здоровье народа; при участии АО «Гарт», 1993. -176 с.
122. Маслов, А. А. Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу [Текст] / А. А. Маслов. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. - 384 с.
123. Маслов, А. Ушу. Внутренние стили: от практического к мистическому: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.galactic.org.ua (дата обращения 10.12.2010).
124. Маслов, А. А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания Китая [Текст] / А. А. Маслов. - М. : Мол. гв., 1990. - 80 с.
125. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Мас-лоу. - М. : Смысл, 1999. - 423 с.
126. Медведовская, В. Ф. Пентаграмма у-син как методологический инструмент для описания жизненного цикла семьи [Текст] / В. Ф. Медведовская // Методология науки: материалы Всероссийской научной школы (Омск, 6-8 сентября 2011 г.). - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. - 360 с.
127. Мид, Д. Аз и Я [Текст] // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - С. 229-230.
128. Милковский, Е. Искусство спортивной борьбы [Текст] / Е. Милков-ский. -Мн. : Полымя, 1991. - 175 с.
129. Минзарипов, Р. Г. Молодежь и инновационное развитие России [Текст] / Р. Г. Минзарипов // Проблемы воспитательной работы с молодежью в современном российском обществе: сборник научных статей на основе материалов научных конференций. - М.: Моск. гуманит. ун-т, 2011. - 165 с.
130. Мильчарек, Т. П. Субъективность как феномен межсубъектного взаимодействия: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Т. П. Мильчарек. -Омск, 2006. - 22 с.
131. Михайлюк, Т. М. Диалог ценностных ориентаций российских и китайских менеджеров: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //new. hist, asu. ru /biblio/V3/259-270.pdf (дата обращения 06.06.2011).
132. Mo, Вэньдань. Учение об у-син и цигун [Текст] / Вэньдань Мо // Цигун и спорт. - 1993. - № 2 - С. 10-17.
133. Мо, Вэньдань. Цигун и учение о восьми триграммах / Вэньдань Мо // Цигун и спорт. - 1993. - № 4: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wushu.tlt.ru/l_l/CS/MoVendan/00041993.htm (дата обращения 01.11.2011).
134. Москаленко, В. В. Социализация личности: философский аспект [Текст] / В. В. Москаленко. - К.: Вища школа, 1986. - 200 с.
135. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений [Текст] / А. В. Мудрик. - М. : О-во «Знание» РСФСР, 1990. - 40 с.
136. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст] / А. В. Мудрик. -М. : Издат. центр «Академия», 2004. - 304 с.
137. Музруков, Г. И. Орлиный коготь [Текст] / Г. И. Музруков, Р. А. Бе-ренштейн. - М. : Центр изучения оздоровительных систем Дальнего Востока, 1990.-21 с.
138. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.
139. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. - М. : Мысль, 2010. -С. 541.
140. Нум, В. Дик-мак. Искусство точечного удара [Текст] / В. Нум. -Пер. с англ. - Кемерово: Формек, 1991. - 64 с.
141. Ойзерман, Т. И. Мировоззрение / Т. И. Ойзерман // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. - М. : Мысль, 2010. - С. 578.
142. Оранский, И. В. Восточные единоборства [Текст] / И. В. Оранский.
- М.: Сов. спорт, 1990. - 80 с.
143. Ошо. Любовь, свобода, одиночество: новый взгляд на отношения [Текст] / Ошо. -М.: ACT, 2010. - 287 с.
144. Павленок, П. Д. Социология: Избр. раб. 1991 - 2003 гг. [Текст] / П. Д. Павленок. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. -298 с.
145. Парнов, Е. И. Боги лотоса: критич. заметки о мифах, верованиях и мистике Востока [Текст] / Е. И. Парнов. - М. : Политиздат, 1980. - 239 с.
146. Пасюков, В. Н. Восток-Запад: диалог культур [Текст] / В. Н. Пасюков. - Южно-Сахалинск, 1999. - 167 с.
147. Пензин, А. Антропологический минимализм Валерия Подороги /
A. Пензин // Рус. ж-л: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.russ.m/layout/set/print/Kniga-nedeli/Antropologicheskij-minimalizm-Valeriya-Podorogi (дата обращения 20.08.2010).
148. Передельский, А. А. Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях: Автореф. дис. ... д-ра. филос. наук / А. А. Передельский. - М., 2008. - 30 с.
149. Передельский, А. А. Философия, педагогика и психогогика единоборств: моногр. / А. А. Передельский. - М. : Физич. культура, 2008. - 168 с.
150. Переломов, Л. С. Конфуций: «Лунь юй» [Текст] / Л. С. Переломов.
- М. : Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 588 с.
151. Платонов, Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х т. Т.1 [Текст] / Ю. П. Платонов. - СПб. : Речь, 2007.-416 с.
152. Подорога, В. А. Словарь аналитической антропологии [Текст] /
B. А. Подорога // Логос. - 1999. - № 2. - С. 30-37.
153. Помогалова, Н. В. Фэнтези и социализация личности (социально-философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук : 09. 00. 11 / Н. В. Помогалова.-Омск, 2006.- 157 с.
154. Понд, Д. Запад в поисках Востока [Текст] / Д. Понд. - Пер. с англ. А. Мясиикова. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 416 с.
155. Попов, Г. В. У-шу. Философия движения [Текст] / Г. В. Попов, О. А. Сагоян, В. В. Диденко. - М. : Книга, 1990. - 332 с.
156. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. JI. Климонтовича, Ю. В. Сачкова. - М. : Прогресс, 1986.-432 с.
157. Протасова, И. А. Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы [Текст] / И. А. Протасова // Материалы VI Всероссийской научно-практиче-ской конференции 11-12 апреля 2006 г. / Российский государственный профессионально-педагогический университет. Вып. 1 / Под общ. ред. К. В. Кузьмина. - Екатеринбург, 2006. - С. 247-254.
158. Путята, Д. В. Очерки китайской жизни [Текст] / Д. В. Путята. -СПб. : Военная типография, 1892. - С. 87.
159. Пушкин, В. Г. Сущность метафизики: от Фомы Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру [Текст] / В. Г. Пушкин. - СПб. : Лань, 2003.-480 с.
160. Разумов, В. И. Информационные основы синтеза систем: В 3 ч. Ч. I. Информационные основы системы знаний / В. И. Разумов, В. П. Сизиков. -Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. 266 с. : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.omsu.ru/file.php?id=2594 (дата обращения 10.10.2010).
161. Разумов, В. И. Информационные основы синтеза систем. В 3 ч. Ч. И. Информационные основы синтеза [Текст] / В. И. Разумов, В. П. Сизиков. -Омск: ОмГУ, 2008. - 340 с.
162. Разумов, В. И. Информационные основы синтеза систем: в 3 ч. Ч. III. Информационные основы имитации: моногр. / В. И. Разумов, В. П. Сизиков. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. - 628 с.
163. Разумов, В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: Учебное пособие [Текст] / В. И. Разумов. - Омск: Омск. гос. ун-т,
2004. - 277 с. : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.omsu.ru/. (дата обращения 12.11. 2010).
164. Разумов, В. И. Качественный подход к работе с программами стратегического развития [Текст] / В. И. Разумов // Городское управление. - 2002. -№ 3. - С. 19-26.
165. Разумов, В. И. Категориально-системные методы в подготовке научных кадров: Интерактивная интернет-монография / В. И. Разумов. - Омск: ОмГУ, 1998: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ic.omskreg.ru (дата обращения 01.11.2011).
166. Разумов, В. И. Методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований: Дис. ... д-ра филос. наук: 09. 00. 01 / В. И. Разумов. - Новосибирск, 1997. - 280 с.
167. Разумов, В. И. Основы теории динамических информационных систем [Текст] / В. И. Разумов. - Омск: ОмГУ, 2005. - 212 с.
168. Разумов, В. И. Развитие философской логики и математической философии с примером анализа категорий И. Канта [Текст] / В. И. Разумов, В. П. Сизиков // Философия: история и современность. 2004-2005: Сб. науч. тр. / Ин-т философии и права Объединен, ин-та истории, филологии и философии СО РАН; Новосиб. гос. ун-т; Омский гос. ун-т. - Новосибирск; Омск,
2005.-С. 14-41.
169. Разумов, В. И. Экология и безопасность жизнедеятельности: Материалы лекций и методические указания [Текст] / В. И. Разумов. - Омск: Изд-во «Наследие», АО «Диалог - Сибирь», 1998. - 78 с.
170. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А. А. Реан. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗИАК, 2004. - 416 с.
171. Розенберг, О. О. Труды по буддизму [Текст] / О. О. Розенберг. - М. : Наука, 1991.-295 с.
172. Ромм, М. В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа: Автореф. дис... д-ра филос. наук / М. В. Ромм. - Томск, 2003. -47 с.
173. Рулев, А. П. Ритуал как форма оптимизации эмоционально-волевой регуляции спортсмена в восточных единоборствах /А. П. Рулев: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. mivlgu.ru /conf/ zvorykin 2010 /materials/PDF/Sectionl6.pdf (дата обращения 12.10.2011).
174. Рябова, М. Э. Социализация личности и текст: методологический и социально-философский аспекты [Текст] / М. Э. Рябова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 152 с.
175. Савчук, В. В. Кровь и культура [Текст] / В. В. Савчук. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1995.- 180 с.
176. Састамойнен, Т. В. Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. В. Састамойнен. -СПб., 2004. - 56 с.
177. Сериков, А. Е. Проблема следования правилу у Вигтенштейна [Текст] / А. Е. Сериков // Вестн. Самар. гуманит. академии. Сер. «Философия. Филология». - 2009. - № 1 (5). - С. 60-72.
178. Сидихменов, В. Я. Китай: общество и традиции [Текст] / В. Я. Си-дихменов. - М. : Знание, 1990. - 64 с.
179. Сидихменов, В. Я. Китай: страницы прошлого [Текст] / В. Я. Сидихменов. - Смоленск : Русич, 2003. - 464 с.
180. Скирдо, М. П. Социальная философия [Текст] / М. П. Скирдо. - М. : Информационно-издат. фирма «Триада», 2000. - 272 с.
181. Современные космические легенды Востока [Текст] / авт.-сост. С. В. Стульгинскис. - Новосибирск : Согласие, 1999. - 333 с.
182. Соколов, В. М. Российская ментальность и исторический путь отечества. Записки социолога [Текст] / В. М. Соколов. - М. : РАГС, 2007. - 248 с.
183. Соловьев, В. С. Метафизика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XIX / В. С. Соловьев. - СПб., 1896. - С. 164.
184. Солсберийский, И. Политик, или о забавах света и заветах философов [Текст] / И. Солсберийский. - М. : Библиотека в саду. Писатели античности, Средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве, 1985.
185. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. - М. : Мысль, 2003. -863 с.
186. Смит, Р. У. Ба-гуа: китайский бокс восьми триграмм [Текст] / Р. У. Смит, А. Питтман. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. - 112 с.
187. Таевский, Д. Секты мира [Текст] / Д. Таевский. - Ростов-н/Д. : Феникс; Санкт-Петербург : Северо-Запад, 2007. - 571 с.
188. Танидзаки, Дзюнъитиро. Похвала тени [Текст] / Дзюньитиро Танид-заки. - СПб. : Азбука-классика, 2001. - 339 с.
189. Тарасов, А. Вечная гармония: гунфу. Цигун. Ушу: Информ. бюл. по вопр. здорового образа жизни для каждого [Текст] / А. Тарасов. - Ставрополь: АСОК-ПРЕСС, 1990. - 80 с.
190. Тард, Г. Социальная логика [Текст] / Г. Тард. - СПб. : Соц.-психол. центр, 1996.-С. 123.
191. Таршина, Е. С. Ритуал и его функции в культуре: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: www. armavirsca. ru (дата обращения 10.12.09)
192. Татаркевич, В. История шести понятий [Текст] / В. Татаркевич. -Пер. с польск. - М. : Дом интеллектуальной книги, 2007. - 376 с.
193. Тейяр де Шарден, Пьер. Феномен человека [Текст] / Пьер Тейяр де Шарден - М. : Устойчивый мир, 2001. - 231 с.
194. Тертуллиан, К. С. Ф. Избр. соч. [Текст] / К. С. Ф. Тертуллиан / Пер. И. Маханького, Ю. Панасенко, А. Столярова, И. Шабурова, Э. Юнца. Сост. и общ. ред. А. А. Столярова. - М. : Прогресс-культура, 1994. - 448 с.
195. Тойнби, А. Д. Постижение истории: сб. [Текст] / А. Д. Тойнби. - М. : Прогресс, 1999.-731 с.
196. Томпсон, М. Восточная философия [Текст] / М. Томпсон. - М. : Эксмо-пресс, 2000. - 384 с.
197. Торчинов, Е. А. Даосизм и алхимия в традиционном Китае [Текст] / Е. А. Торчинов // Петербургское востоковедение. - 1992. - Вып. 2. - 134 с.
198. Труфанов, Д. О. Единоборства в современном обществе: ценностная социологическая концепция [Текст] / Д. О. Труфанов // XVI Уральские социологические чтения - социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век. Материалы международной научно-практической конференции (Челябинск, 7-8 апреля 2006 года). В 3 ч. / Отв. ред. С. Г. Зырянов. -Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. - Ч. 1. - С. 67 - 72.
199. Труфанов, Д. О. Социологический подход к анализу современных единоборств [Текст] / Д. О. Труфанов // Сибирский социологический вестник. Приложение к межрегиональному журналу «Образование и социальное развитие региона». - 2005. - № 1. - С. 249 - 257.
200. Тэрнер, В. Символ и ритуал [Текст] / В. Тэрнер. - М. : Наука, 1983.
- 277 с.
201. Уайтхед, А. Н. Избр. раб. по философии [Текст] / А. Н. Уайтхед. -М. : Прогресс, 1990. - 716 с.
202. У-шу: философия движения [Текст] / Сост. В. В. Диденко, Г. В. Попов, О. А. Сагоян. - М. : Книга, 1990. - 320 с.
203. Философия / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратнико-ва. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 622 с.
204. Философия йоги [Текст]. - М. : Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 944
с.
205. Филострат, Ф. Жизнь Аполлония Тианского [Текст] / Ф. Филострат.
- АН СССР. - М. : Наука, 1985. - VI, 19. - С. 247.
206. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии [Текст] / 3. Фрейд // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - 398 с.
207. Фрейд, 3. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой [Текст] / 3. Фрейд. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 170.
208. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. [Текст] / 3. Фрейд. -М. : Просвещение, 1989. - 448 с.
209. Фэн, Ю-лань. Краткая история китайской философии [Текст] / Ю-лань Фэн. - СПб. : Евразия, 1998. - 376 с.
210. Хайдеггер, М. Европейский нигелизм. Пять главных рубрик в мысли Ницше [Текст] / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М., 1993. - С. 68.
211. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики [Текст] / М. Хайдеггер. -М. -.Логос, 1997.-С. 49.
212. Хомяков, А. С. Об общественном воспитании в России [Текст] / А. С. Хомяков // Избр. ст. и письма. - М. : ОАО Изд. дом «Городец», 2004. -480 с.
213. Хюбшер, А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX в. [Текст] / А. Хюбшер. - ЦТР МГП ВОС, 2004. - 320 с.
214. Цзунъюэ, Ван. Дэ тайцзицюань лунь: Суждение о тайцзицюань мастера Ван Цзунъюэ: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tayi-chen.ru/vangjyn.html (дата обращения 15.05.2010).
215. Цэнь, Лян. Кун фу. Стиль «Коготь орла» [Текст] / Лян Цэнь. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 232 с.
216. Чернышевский, Н. Г. Полн. собр. соч. : В 16 т. Т. 2 [Текст] / Н. Г. Чернышевский. - М. : Гослитиздат, 1953. - 270 с.
217. Чэнфу, Ян. Десять важнейших требований к трактовке тайцзицюань: [Электронный ресурс]: http://www.wushu.kulichki.net.ru. (дата обращения 10.11.2010).
218. Шеллинг, Ф. В. Й. Введение к наброску системы натурфилософии, или о понятии умозрительной физики и о внутренней организации системы этой науки: Соч. в 2-х т. Т. 1 [Текст] / Ф. В. Й. Шеллинг. - М. : Мысль, 1987. -С. 182-226.
219. Шемякин, А. Мимесис, эвокация призраков прошлого и проблемы изменения культурно-исторической парадигмы российской историей: [заметки о кн. А. Тойнби «Постижение истории»] [Текст] / А. Шемякин // Свободная мысль. - 1992. - № 17. - С. 61-68.
220. Шуцкий, Ю. К. Китайская классическая книга перемен «И-цзин» [Текст] / Ю. К. Шуцкий. - 2-е изд., испр. и доп. Под ред. А. И. Кобзева. - М. : Наука, 1993. - 78 с.
221. Щербатской, Ф. И. Избр. тр. по буддизму [Текст] / Ф. И. Щербат-ской. - М. : Наука, 1988. - С. 199-262.
222. Юкунь, Чжан. Сто вопросов по ушу [Текст] / Чжан Юкунь. - К. : София, LTD, 1996.-320 с.
223. Юнг, К. Г. Психология dementia praecox [Текст] / К. Г. Юнг. - Мн. : Харвест, 2003. - 400 с.
224. Ян, Хин Шун. Древнекитайский философ JIao-Цзы и его учение [Текст] / Хин Шун Ян. - М.: Изд-во АН СССР, 1950. - 160 с.
225. Ян, Ши. Тай-цзи цюань: гимнастический комплекс Тай-цзи цюань школы господина Ян [Текст] / Ши Ян. - М. : Б. и., 1991. - 64 с.
226. Arbeitsgrupp «Ritual». Differenz und Alteritat im Ritual // Praktiken des performativen. Paragvana. 13 (2004)1, hg. v. Fischer-lichte E., Wulf Ch. S. 187249.
227. Brown, C. The Law and Martial Arts / C. Brown. - Tokyo: Ohara Publications, 1998.-208 p.
228. Chai, К. T. Secret Techniques of Wing Chun Kung-fu / К. T. Chai, J. E. Weakland - L., 1981. - 136 p.
229. Chen, G. K. Tai-chi Chuan: its Effects and Practical Application / G. K. Chen. - L. A. North Hollywood, 1979. - 196 p.
230. Cheong, Ch. L. Phoenix-eye Fist: A Shaolin Fighting Art of South China / Ch. L. Cheong, D. F. Draeger. - N.Y. - Tokyo, 1977. - 243 p.
231. Corcoran, J. Martial Arts: Traditions, History, People / J. Corcoran, E. Farkas - N. Y., 1983. - 216 p.
232. Doc, Fai-Wong. The Internal Secrets of Tai Chi Chuan / Fai-Wong Doc, J. Hallander - Burbank, Ca.: Unique Publications, 1995. - 96 p.
233. Draeger, D. F. Asian Martial Arts / D. F. Draeger, R. W. Smith - N. Y., 1969.-327 p.
234. Gillbey, G. F. Secret Fighting Arts of the World / G. F. Gillbey. -N.Y., 1971.-226 p.
235. Guttmann, Allen. Japanese sports: a history / Allen Guttmann, Lee Thompson. - University of Hawai Press: Printed in the United States of America, 2001.-309 p.
236. Lee, D. Tai Chi Chuan / D. Lee. - Tokyo: Ohara Publications, 1994. -160 p.
237. Marshall, D. Behavior, Belonging, and Belief: A Theory of Ritual Practice / D. Marshall // Sociological Theory. -2002. - № 20-3. - p. 361.
238. Singer, M. Traditional India: Strukture and Change / M. Singer. - Philadelphia, 1959.
239. The International Encyclopedia of Education / Research&stadies. - Oxford, 1985.-p. 4664.
240. Wulf, Ch. Praxis. Theorizing Rituals: Classic Topics, Theoretical Approaches, Analitical Concepts, Annotated Bibliography / Ch. Wulf, J. Kreinath, J. Snoek, M (Hg). Stauberg. - Leiden, 2004.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.