Воспитание ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Салтыкова, Марина Викторовна

  • Салтыкова, Марина Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 172
Салтыкова, Марина Викторовна. Воспитание ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2011. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Салтыкова, Марина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ы.Языковые концепты в системе социально-культурной,деятельности 15 1.2.Психолого-педагогические подходы воспитания ценностного отношения у подростков к русскому языку

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.Взаимодействие государственных и общественных организаций в процессе воспитания ценностного отношения к русскому языку в условиях социально-культурной деятельности

2.2. Методика воспитания ценностного отношения подростков к русскому языку в условиях социально-культурной деятельности

2.3. Педагогические факторы воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности 126 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 146 ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности»

Актуальность исследования. Воспитание ценностного > отношения к русскому языку, является одной, из задач педагогики социально-культурной сферы, проявляющейся, в- пробуждении познавательного, интереса к родному слову, в развитии чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты; в стремлении научиться выразительно и правильно говорить и писать по-русски. Данный подход находит отражение в целевых федеральных программах проведения Дней славянской письменности и культуры РФ, в национальном образовательном проекте «Русский язык 2006-2010», в комплексе социально значимых и культурно-досуговых мероприятий города Москвы по сохранению российской словесности.

Согласно решению представительства ЮНЕСКО в г. Москва^ 21 февраля объявлено Международным днем- родного языка. В российском обществе активно развиваются- различные общественные движения и организации в поддержку русского языка: фонд «Русский мир», конгрессы соотечественников, фестивали, конкурсы русского языка, литературные гостиные, широкая сеть поэтических кружков, ассоциаций и др.

Понимание ценности русского языка и стремление к его лучшему усвоению - важнейшие аспекты воспитания личности подростков, ибо родной язык является духовной основой любого этноса, формой национального общественного сознания, средством общения народа и сохранения единства нации в исторической смене поколений. Именно через родной русский язык постигаются особенности бытия, характера и менталитета народа.

В подростковом возрасте в условиях социально-культурной деятельности активно формируются мировоззренческие позиции, актуализируется восприятие ценностей духовной культуры всех народов Российской Федерации, цементируется общество в целом, укрепляется преемственность традиций. Однако воспитание ценностного отношения к русскому языку, которое связано с формированием идеалов личности и ценностных ориентации:, не отвечает требованиям общества. Как показывает практика, воспитание ценностных отношений к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности обусловлено внешними и внутренними факторами, возрастными особенностями и определенными психологическими механизмами на основе подражания, эмпатии, идентификации, рефлексии.

Внедрение в учебный процесс образовательных учреждений иностранных слов, значение которых не всегда понятно, низкий уровень культуры речи во многих программах телевидения и радио в условиях социально-культурной деятельности привели к явной деградации языкового сознания и речевого поведения подростков, а также к искажению литературных норм русского языка в целом.

Стремительная информатизация современного общества, отмена цензуры СМИ привнесли в язык огромное количество заимствований, в основном англицизмов, сленга, жаргонизмов и даже криминальной лексики, что указывает на дальнейшее развитие негативных тенденций в условиях социально-культурной деятельности и явной деградации языкового сознаниями речевого поведения подростков.

Все вышесказанное обуславливает наличие противоречий между стремлением подростков реализовать свой потенциал, самоутвердиться, определить свои приоритеты в различных областях жизнедеятельности и отсутствием социально-культурных условий, обеспечивающих этот процесс. Подростки используют русский язык как средство коммуникации в его информационной функции, однако при этом когнитивная (речемыслительная), кумулятивная (накопительная) и эстетическая функции языка отходят на второй план. Эффективность воспитания ценностного отношения подростков к русскому языку во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в семье, образовательном учреждении, среде сверстников и вместе с тем - от социально-культурных технологий, которые используются в досуговом пространстве.

Отсутствие педагогических исследований в области активных форм и методов воспитания ценностного отношения подростков к родному языку во внешкольном пространстве препятствует внедрению социально-культурных технологий в практику учреждений-культуры и образования.1

Степень научной разработанности'проблемы исследования Исследование в значительной степени'опирается на: философские'подходы в изучении языка в трудах Р. Барта, JL Витгенштейна, А.Ф; Лосева,

A.A. Потебни, Г. Штейнталя, К. Фосслера; лингвистические учения

B. Гумбольдта, В.В. Колесова, Д.С. Лихачева, Э. Сепира, Н.И. Толстого, Б. Уорфа, определяющие связь языка и национального сознания; исследования в области языкознания, трактующие язык как систему, в которой каждый язык имеет свои особенности, сложившиеся исторически, закрепленные" в традициях его носителей (Э. Бенвенист, А.Х. Востоков, М.В. Ломоносов, Ю.С. Степанов); культурологические исследования М.М. Бахтина, Ю.В. Бромлея,

B.В. Воробьева, Е.М. Верещагина, Л.Н. Гумилева, В.Г. Костомарова, Ю.'М. Лотмана, И.А. Стернина по формированию лингвокультурной общности, раскрывающие связи языка, общения и национальной культуры; психологические исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, A.A. Леонтьева,

C.Л. Рубинштейна, A.B. Сухарева, С. Холла, Д.Э. Эльконина, раскрывающие закономерности языковой самоидентификации и развития« родной речи в детском возрасте на основе языкового чутья, в раскрытии- способностей и осознании себя личностью на этапах рационального и чувственного познания; педагогические труды Ф.И. Буслаева, Я. Коменского, И. Срезневского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, позволяющие утверждать действенность принципа воспитывающего обучения: уважение к родному языку является отражением уважения к родной земле, родному народу, его истории, его духовности, то есть формой национального самосознания.

Самостоятельную группу источников представляют исследования социально-культурной деятельности, отражающие закономерности привлечения подростков к процессу освоения культурных ценностей, на основе самодеятельной активности: труды М.А. Ариарского, А.И. Аверьянова, Е.И: Григорьевой, И.Н.Ерошенкова, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Л:С. Жарковой, О.Ю. Мацукевич, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, A.A. Сукало, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, Н.В. Шарковской, H.H. Ярошенко И1 др., посвященные самоактуализации личности в сфере культуротворческой деятельности, организации развивающего досуга, любительства, развития самодеятельных гражданских инициатив подростков.

Вместе с тем, анализ проведенных исследований показывает, что в теории и практике социально-культурной деятельности отсутствуют работы по воспитанию ценностного отношения к родному языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности.

На основании изученного опыта работы по воспитанию ценностного отношения* к русскому языку у подростков, анализа научной психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая вытекает из противоречий, состоящих, с одной стороны, в возрастающей потребности общества в подростках с высоким уровнем речевой культуры, владеющих русским литературным языком, обладающих гражданско-патриотическим самосознанием, а с другой стороны, — в недостаточной теоретической и методической разработанности основ воспитания ценностного отношения к русскому языку в условиях социально-культурной деятельности.

Все это обусловило выбор темы исследования: «Воспитание ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности модели воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков на основе этнофункционального подхода в условиях социально-культурной деятельности.

Объект исследования — изучение русского языка в условиях социально-культурной деятельности.

Предмет исследования - процесс воспитания ценностного отношения к-русскому языку у подростков • в условиях социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в следующем: если- при воспитании ценностного отношения' к русскому языку у подростков будут выполнены педагогические требования:

- учет этнокультурной специфики языкового концепта, детерминированного высшими духовными ценностями и имеющего языковое выражение как единицы коллективного сознания народа;

- освоение психологических механизмов подражания, рефлексии, эмпатии и идентификации в процессе воспитания языковой личности подростков на когнитивном, вербально-семантическом и мотивационно-прагматическом уровнях с целью самопознания и самовыражения;

- интериоризация духовных ценностей общества, при которой подросток чувствует себя творцом и хранителем русского языка;

- развитие мотивации подростков к участию в различных формах литературно-поэтического творчества, обеспечивающего преемственность духовной культуры этноса, то тогда возможно будет актуализировать значимость языковой личности подростка в условиях социально-культурной деятельности.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили сформулировать следующие задачи:

- уточнить содержание языковых концептов в системе духовных ценностей русского языка;

- выявить психолого-педагогические подходы к воспитанию ценностного отношения к русскому языку у подростков;

- обобщить опыт государственных и общественных организаций по воспитанию ценностного отношения к русскому языку в российском обществе в условиях социально-культурной деятельности;

- разработать и экспериментально внедрить методику воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности; обосновать педагогические факторы,, способствующие воспитанию ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности.

Методологической» основой исследования являются философские положения, связанные с вопросами формирования иерархической структуры языковой личности Ю.Н. Караулова, принципы этнофункционального подхода к воспитанию A.B. Сухарева, психолого-педагогические . положения о закономерностях развития личности (Ю.П. Азаров, И.С. Кон, К.Д. Ушинский); диалога культур (Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, H.A. Шанский); идеи целостного развития личности в системе социально-культурного творчества (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильников, В.Е. Триодин, Ю.А. Стрельцов, H.H. Ярошенко и др.).

Теоретической основой исследования являются гуманистические идеи воспитания (Ф.И. Буслаев, A.C. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.); идеи единства человека и социальной среды (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, Д.С. Лихачев ); психологические теории деятельности, характеризующие различные подходы к ее осуществлению (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории об активных методах воспитания' как средстве развития личности (A.C. Прутченков, Я.В. Соколов, С.А. Шмаков, П.Г. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин, В.Г. Яковлев).

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования^ теоретические — изучение и анализ философской, лингвистической, психологической, педагогической литературы, анализ нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование, периодизация, теоретическое моделирование; эмпирические — обобщение практического опыта, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, наблюдение, оценка, опросы, самооценка, методы математической статистики, анализ статистических данных, кейсовые методы обработки материала.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось, в период с 2005 по 2010' гг. на базе Клуба исторической реконструкции «Свентовит» г. Химки, подросткового клуба «Грамотей» ННОУ «Аметист» г. Химки, Школы журналистики Центра развития творчества детей и юношества г. Сходня, Литературного клуба ГОУ СОШ № 739 г. Москва. В исследовании приняли участие около 500 учащихся, 80 педагогов, 220 родителей.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа. Первый этап - констатирующий (2005 — 2006 гг.). Осуществлялся теоретический анализ литературы, нормативно-правовых документов, проводилось накопление эмпирического материала, обобщение практического опыта, формулировались задачи исследования с указанием конечной цели, устанавливался уровень изученности проблемы, уточнялся понятийный аппарат, обосновывалась этнофункциональная модель воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков в, условиях социально-культурной деятельности. Осуществлялась подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы. Ведущие методы этого этапа: изучение и анализ литературы, по изучаемой проблеме, систематизация, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование, анкетирование, тестирование, интервьюирование, опросы, беседа, наблюдение, оценка, самооценка.

Второй этап - формирующий (2006 - 2008 гг.). На этом этапе была уточнена тема исследования, выдвинута гипотеза исследования, определены его цель, объект и предмет, проведена опытно-экспериментальная работа, создан инструментарий для отслеживания результатов. Получены первые теоретические и практические результаты опытно-поисковой проверки этнофункциональной модели воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков и социально-культурных условий, обеспечивающих ее функционирование. Ведущие методы этого этапа: сравнение, систематизация, периодизация, обобщение практического опыта, анкетирование, тестирование, опросы, беседа, наблюдение, оценка, самооценка, методы математической статистики.

Третий этап - обобщающий. (2008-2010 гг.). Обрабатывались эмпирические данные, проверялись теоретические и- практические положения исследования, проводилось обобщение результатов опытно-поисковой работы, готовились практические* рекомендации; На завершающем этапе, результаты проведенной работы были оформлены в виде целостного исследования. Ведущие методы этого этапа: методы математической статистики, анализ статистических данных, сравнение.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено определение процесса воспитания ценностного отношения, к русскому языку у подростков, связанного с формированием речевых идеалов, выступающих в качестве «моделей должного»; ценностного ориентира при определении личностью системы ценностных отношений к- миру. Идеал позволяет иерархизировать многообразные отношения подростка с миром, выработать установки на самостоятельное решение языковых проблемных ситуаций, способствующих личностному росту подростков;

- разработан этнофункциональный подход к воспитанию ценностного отношения подростков к русскому языку на основе формирования языковой личности, предполагающей единство когнитивного, вербально-семантического и мотивационно-прагматического уровней, отражающих целостную картину мира, иерархию смыслов и духовных ценностей национальной культуры;

- раскрыты педагогические факторы воспитания ценностного- отношения к русскому языку у подростков, предполагающие актуализацию этнокультурной специфики языка;

- выявлены параметры* социально-культурной рефлексии в процессе воспитания языковой личности подростков на когнитивном, вербально-семантическом и мотивационно-прагматическом уровнях; и разработаны научные подходы к освоению русского языка и речевого развития подростков на основе интериоризации духовных ценностей, активной коммуникации с опорой на фоновые знания и языковое чутье в условиях социально-культурной деятельности.

Теоретическая значимость исследования? состоит в том, что обоснован антропоцентрический- подход к воспитанию ценностного отношения к русскому языку, предполагающий приоритет когнитивного1 уровня над лексическим и нормативно-грамматическим, что в значительной степени развивает личностные императивы подростков. Дана авторская трактовка воспитания языковой личности подростков, при которой духовные ценности интериоризируются в процессе самодеятельных культуротворческих инициатив, направленных на изучение отечественной истории и народной культуры; обоснована типология средств и форм социально-культурной деятельности, используемых в практике государственных и общественных организаций, ориентированных на воспитание ценностного отношения к русскому языку в российском обществе, в ближнем и дальнем зарубежье.

Практическая значимость исследования заключается в отборе, описании и реализации социально-культурных условий воспитания ценностного отношения к русскому языку, разработке и внедрении в педагогическую практику методических материалов: «Этнофункциональная модель воспитания, ценностного отношения к русскому языку у подростков», Программа «Грамотное поколение». Материалы исследования могут быть использованы в воспитательной работе с подростками в учреждениях культуры, дополнительного образования детей и юношества, общественных организациях, а также на курсах повышения квалификации педагогов социально-культурной сферы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены применением системных исследований на основе философских, психологических, педагогических и методических источников, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, выбором методов, адекватных целям и задачам исследования; воспроизводимостью и репрезентативностью полученных данных; обработкой результатов» опытно-экспериментальной1 работы методами математической статистики,, опытно-экспериментальной проверкой: гипотезы;, проведением опытно-экспериментальной'; работы в условиях реальной« деятельности учреждений, культуры, и дополнительного образования, повторяемостью полученных результатов; реализаций методических материалов «исследования в. педагогической практике и их положительной оценкой.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе участия соискателя в международных и всероссийских научно-практических конференциях, форумах и конгрессах: X Конгресс международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русское словом в мировой культуре» (СПб., 2003г.); I Международный; форум имиджа и протокола «Стандарты успеха» (Ханты-Мансийск, 2006г.); V Международный конгресс «Российская:, семья» (Москва, РГСУ, 2008г.); научно-практическая; конференция; посвященная памяти; академика В.В: Лебединского «Научные основы профессиональной деятельности конкурентоспособных специалистов» (Химки, ИБПУ, 2008г.); VI Международный конгресс «Молодая семья» (Москва, РГСУ, 2009г.); всероссийская научно-практическая. конференция «Культурная среда инновационной деятельности» (Москва, МГУКИ, 2010г.). Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностное отношение к русскому языку связано« с познавательным интересом к языку и проявляется на основе развития творческих способностей личности, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям,, заботиться о сохранении языка, а также соблюдать культуру речи, что обусловливает необходимость организации специальной педагогической работы по воспитанию. Воспитание ценностного отношения обусловлено характером идеалов подростков. Идеал позволяет иерархизировать многообразные отношения- подростка с миром. Ценностное отношение имеет как актуальную сторону, проявляющуюся в ценностных ориентациях, так и потенциальную, которая недостаточно, осознается человеком- и не проявляется в деятельности. Учитывая, что совокупность ценностных ориентаций характеризует направленность личности, взаимосвязь рассматриваемых понятий принимает последовательность: идеал —» ценностное отношение —»• ценностные ориентации —> направленность личности.

2. Процесс воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков связан с определением личностных идеалов и ценностных ориентаций и осуществляется на основе интериоризации языковых концептов, определяющих духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные, поведенческие и культурные измерения. Языковые концепты в виде концептуальной памяти, закрепленной в тезаурусе языковой личности, обеспечивают стабильность и преемственность духовной культуры этноса, а также- устойчивое формирование языковой картины мира. Возрастная динамика воспитания ценностных отношений подростков к русскому языку определяется действием таких психологических механизмов, как подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия.

3. В основу воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков, положен этнофункциональный подход, обеспечивающий органичность и последовательность прохождения стадий онтогенеза на основе культурно-исторического филогенеза этноса, что способствует более эффективному усвоению духовных ценностей и развитию иерархических уровней:

- вербально-семантический уровень (лексикон), элементами которого являются слова, грамматические, семантико-синтаксические структуры, модели словосочетаний и предложений, - уровень обыденного языка;

- тезаурусный уровень, отражающий картину мира; иерархию смыслов, и духовных ценностей людей, говорящих на одном языке, определяемом национально-культурными традициями,- ядро языковой личности; мотивационно-прагматический уровень (прагматикон), включающий устойчивые коммуникативные потребности и способности; порождаемые целями и-мотивами,- речевая компетенция языковой личности.

4. Использование средств и форм социально-культурной деятельности, в процессе- освоения русского языка осуществляется на основе самодеятельной активности подростков, способствует личностной^ рефлексии по осознанию себя творцом и хранителем родного языка. Культуротворческие инициативы подростков реализуются в досуговой сфере и тесно связаны с развитием познавательного интереса к русскому языку, что позволяет носителям, языка в дальнейшем- бережно относиться к национальным традициям, заботиться о сохранении родного языка и культуры.

5. Методика воспитания ценностного отношения, к русскому языку на основе этнофункционального подхода базируется- на единстве четырех факторов: освоение тезауруса, лексикона, прагматикона и-развитие социально-культурной рефлексии. Методика предполагает целостность, обеспечение единства структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни воспитания ценностного отношения к русскому языку); ориентирована на разработку социально-культурных проектов, направленных на приобщение подростков к культуре своего отечества посредством изучения фольклора, стилистики и жанрового многообразия форм устного народного творчества, совершенствования исполнительских навыков и развития устойчивого интереса к истории народной культуры на основе личностного интереса и самодеятельной активности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Салтыкова, Марина Викторовна

Выводы по второй главе I

Итак, формированию у подростков нравственных убеждений и принципов, идей патриотизма, любви к родной культуре, традициям, обычаям, языку необходимо придавать первостепенное значение. Активные формы воспитания, в частности социально - культурные проекты -это полноценные и эффективные виды педагогики досуга. С их помощью педагоги формируют коммуникативную, риторическую компетенцию, пробуждают ценностное отношение к русскому языку и культуре, развивают творческий потенциал личности и учат жить в многокультурном обществе.

Сегодня, после многолетних дискуссий утвердилось определение социально-культурной деятельности как общественно ценной деятельности по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Нами выявлены две органичных тенденции^ воспитания ценностного отношения* к русскому языку, проявляющиеся в государственной культурной политике и в культуротворческих инициативах гражданского общества России.

Однако, как показал эксперимент, недостаточность уровня духовной культуры осознается сегодня и самими педагогами. Современный педагог чувствует, что сложилось острое противоречие между умениями, закрепившимися в ходе его профессиональной деятельности, и изменившимися учащимися, воспитание которых требует иных подходов. Отношения, царившие в учебном заведении раньше, были жестко регламентированы: педагог, передающий знания - субъект педагогического процесса, и учащийся, воспринимающий эти знания, - его объект. Сегодня стало ясно, что такой вариант отношений явно устарел. Поэтому воспитание должно осуществляться не путем субъектно-объектных отношений, а как обмен духовными ценностями на уровне личностного общения. Не влияя на духовное развитие обучающихся, педагог обрекает себя на профессиональную и духовную деградацию, что, в свою очередь, усиливает кризис воспитательной работы в учебном заведении.

Духовная культура педагога составляет содержание его профессиональной деятельности. Педагог, прежде всего, личность профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством и конкретной национальной культурой, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей.

Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках.

Таким образом, обновление идеологии и содержания образования в XX веке требует разработки и внедрения инновационных технологий при

138 приоритете ценностно - деятельного обучения« по сравнению с информационным« обучением. Высшая цель воспитания - это духовно-нравственное становление личности, а целью образования является рост национального самосознания как фактор духовного здоровья нации:

В рамках одного из проектов « Грамотное поколение» с 17 по24 мая 2008 года' в Химках, Сходне и в ГОУ СОШ № 739 г. Москва прошли Дни славянской письменности и культуры, в которых приняли^ участие более 100 химкинских и московских школьников с 8 по 11 классы. Учащиеся имели возможность написать сочинения на конкурс «Наша кириллица - духовная кормилица». Им были предложены различные патриотические темы, о любви к родному языку, к семье, к корням своего рода. Дети с доминирующим правополушарным мышлением творили образы в картинах и стихах, рисовали генеалогическое древо своего рода, создавали коллажи и инсталляции. Участники клуба исторических реконструкций «Свентовит» представили театрализованный обряд древних славян «День земли», который праздновался нашими предками перед началом посевных работ.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила необходимость: актуализации этнокультурной специфики языкового концепта, детерминированного высшими духовными ценностями и имеющего языковое выражение как единицы коллективного сознания народа; развития социально-культурной рефлексии в процессе формирования языковой личности подростка на когнитивном, вербально-семантическом и мотивационно-прагматическом уровнях с целью самопознания и самовыражения; интеграции социально-культурной деятельности подростков в обучающий и внешкольный воспитательный процессы; объединения языкового образования и речевого развития подростков на основе активной коммуникации с опорой на фоновые знания, языковое чутье и вкус; интериоризации духовных ценностей русского языка, при которой подросток будет чувствовать себя творцом и хранителем родного языка.

Методика воспитания ценностного отношения к русскому языку на основе этнофункционального подхода базируется на единстве 4 составляющих: тезауруса, лексикона, прагматикона и социально-культурной рефлексии.

Методика предполагает целостность обеспечения единства структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни сформированности ценностного отношения к родному языку), ориентирована на моделирование социально-культурных проектов, направленных на приобщение подростков к культуре своего отечества посредством изучения фольклора, стилистики жанрового многообразия форм устного народного творчества, совершенствования исполнительских навыков и формирования устойчивого интереса к истории народной культуры на основе личностного интереса и самодеятельной активности.

Нами подтверждено, что воспитание ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности предполагает актуализацию культурной обусловленности процесса и ориентации подростков на знание языковых концептов, культурных традиций современного мультикультурного общества; создание культуротворческой среды, которая бы инициировала самодеятельную активность подростка в реализации языковых и речевых инициатив; учет индивидуально-психологических особенностей в организации досугового общения и развитии межкультурной коммуникации подростков; расширение межкультурных связей, способствующих воспитанию толерантности и уважения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема приобщения подростков к духовным ценностям^ народа осознается сегодня педагогическим сообществом как одна из важнейших воспитательных задач. При этом основным средством трансляции культуры выступает родной язык, являя собой национальную ценность. Его постижение как культурного кода нации, хранилища народной мудрости становится одной из целей воспитания ценностного отношения к русскому языку у подрастающего поколения.

Поэтому существующее противоречие между необходимостью поиска гуманистических путей воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы не теряет своей актуальности и предопределяет разработку оптимальных педагогических моделей формирования языковой личности антропоцентрической направленности.

Проведенное нами исследование подтвердило тезис о том, что, воспитывая ценностное отношение к русскому языку на основе этнофункционального подхода, мы формируем национальное самосознание личности, ее самоидентификацию. Именно ценностная парадигма в освоении русского языка определяет процесс формирования языковой личности в целом. Это совокупность знания лексикограмматических норм, выражаемых в культуре родной речи, богатый лексикон, тезаурус, насыщенный духовными концептами. Таким образом, отражением ценностного представления о русском языке, родной культуре, истории и т.д. становится актуализированное национальное самосознание, или национальная самоидентификация подрастающего поколения.

На теоретическом и практическом уровнях нами доказано, что эффективность воспитания ценностного отношения к русскому языку во многом зависит от социально-культурных технологий, которые используются во внешкольном пространстве. Социально-культурная деятельность как проявление самодеятельной творческой активности подростков? в" освоении языка представляет процесс рефлексии по осознанию себя творцом и хранителем родного языка и развивается вобучающих и внешкольных' сферах образовательных^ учреждений, реализуется! в>культуротворческих\ инициативах, тесно? связана с воспитанием познавательного интереса! и любви к родному языку на; основе: развития творческих способностей личности; что позволяет носителям языка в- дальнейшем бережно; относиться- к национальным традициям, заботиться о сохранении родного языка и культуры.

Проведенное исследование подтвердило положение гипотезы и позволило сделать следующие выводы.

Для решения проблемы воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности определяющим является этнофункциональный подход, оптимизирующий процесс онтогенеза в соответствии с филогенезом.

Нами уточнено понятие «языковой концепт», которое мы определяем как основную единицу ментальности, отправляющую к высшим духовным ценностям и имеющую языковое выражение, отмеченное этнокультурной спецификой.

Структура понятия: «языковой личности» состоит из 3 иерархических уровней: тезауруса (когнитивный уровень), лексикона (вербально-семантический) и прагматикона (мотивационно-прагматический). Тезаурус, состоящий из концептов, формирует ядро личности: род-Родина, отчество-Отечество, честь, достоинство, долг, любовь, семья и др. Собственно языковая личность начинается именно с этого уровня. Если не сформирован языковой тезаурус, то возникает вакуум бездуховности. Зачастую подростки, да и взрослые люди, не имеющие национальных нравственных ориентиров, становятся марионетками для представителей различных сект и асоциальных группировок.

На основе теоретического анализа литературы мы разработали этнофункциональный подход к воспитанию ценностного отношения к русскому языку, состоящий из 4-х блоков: тезауруса, лексикона, прагматикона и социально-культурной рефлексии, обосновали и внедрили авторскую комплексную педагогическую программу «Грамотное поколение» в практику клубных подростковых, объединений.

Опытно-экспериментальная работа проходила с 2005 по 2010 гг. на базе МОУ СОШ Подмосковья и Москвы. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. Результаты констатирующего этапа показали невысокий уровень аксиологической парадигмы языковых личностей подростков, что обусловлено в значительной степени неэффективностью традиционного подхода к воспитанию ценностного отношения к русскому языку. Было выявлено, что около 70% подростков имеют низкий ценностный уровень, около 30% - средний уровень, подростков, имеющий высокий уровень, выявлено не было.

В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы проводилась проверка эффективности этнофункциональной модели воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков. С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования, в ходе обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы был проведен итоговый срез для установления уровня ценностного отношения к русскому языку. Результаты показали, что во всех группах повысился оптимальный уровень ценностной оценки отношения к русскому языку у подростков.

Системный, средовой, аксиологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы в исследовании позволили добиться значительных результатов в решении проблемы воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурных проектов.

Таким образом, нами доказано, что социально-культурные условия актуализации этнокультурной специфики языкового концепта, детерминированного высшими духовными ценностями и имеющего языковое выражение как единицы коллективного сознания народа; развития рефлексии в процессе формирования языковой личности подростка на когнитивном, вербально-семантическом и мотивационно-прагматическом уровнях с целью самопознания и самовыражения; интеграции культуротворческой деятельности подростков во внешкольные воспитательные процессы; объединения языкового образования и речевого развития, подростков на- основе активной-коммуникации с опорой' на« фоновые знания* и языковое чутье и; вкус стали основой интериоризации духовных ценностей русского языка, при. которой» подростки стали осознавать себя творцами, и хранителями» русского языка.

Функционирование модели воспитания ценностного отношения к родному языку в условиях социально-культурных проектов на основе изучения языка, культуры, истории, традиций и т.д. подтвердило положение о необходимости создания культуротворческой среды, которая бы инициировала самодеятельную активность подростков в реализации творческих инициатив; организации досугового общения и развитии межкультурной коммуникации; расширения межкультурных связей движения Клубов исторической реконструкции, способствующих самоидентификации подростков.

Среди перспективных направлений исследования могут быть определены следующие: оптимизация социально-культурного менеджмента в процессе развития движения Клубов исторической реконструкции; разработка инновационных технологий воспитания ценностного отношения к русскому языку в рамках международных социокультурных проектов, организации методического обеспечения и компьютерной диагностики уровней воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков в проектной деятельности и др.

Проведенное нами исследование показало многоаспектность проблемы воспитания ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности, разрешило обнаруженное нами противоречие, подтвердило основные положения, что:

1 .Формирование ценностного взгляда на язык связано с воспитанием познавательного интереса и любви к языку и происходит на основе развития творческих способностей личности, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям, заботиться о сохранении культуры языка, а также соблюдать культуру речи;

2.Воспитание ценностного отношения у подростков к русскому языку формируется на основе процесса- интериоризации языковых концептов, определяющих духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные; поведенческие и культурные измерения; языковые концепты в виде концептуальной памяти, закрепленной в- тезаурусе языковой личности, обеспечивают стабильность и преемственность духовной культуры этноса, а также устойчивое формирование языковой картины мира;

3.В основу формирования тезауруса языковой личности подростков положен этнофункциональный подход, обеспечивающий органичность и последовательность прохождения стадий онтогенеза на основе культурно-исторического филогенеза этноса; этнофункциональный подход к формированию языковой личности способствует более эффективному усвоению духовных ценностей и развитию иерархических уровней: вербально-семантический уровень (лексикон), элементами которого являются слова, грамматические, семантико-синтаксические структуры, модели словосочетаний и предложений - это уровень обыденного языка; тезаурусный уровень, отражающий картину мира, иерархию смыслов и духовных ценностей людей, говорящих на одном языке, определяемом национально-культурными традициями, - это ядро языковой личности; мотивационно-прагматический уровень (прагматикон), включающий устойчивые коммуникативные потребности и способности, порождаемые целями и мотивами, - это речевая компетенция языковой личности.

4. Социально-культурная деятельность как проявление самодеятельной творческой активности подростков в освоении языка представляет процесс рефлексии по осознанию себя творцом и хранителем родного языка. Социально-культурная деятельность развивается в обучающих и внешкольных сферах образовательных учреждений и реализуется в культуротворческих инициативах, тесно связана с воспитанием познавательного интереса и любви к родному языку на основе развития творческих способностей личности, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям,-заботиться о сохранении родного языка и культуры;

5.Методика воспитания ценностного отношения к родному языку на»основе этнофункционального подхода базируется на единстве 4 составляющих: тезауруса, лексикона, прагматикона и социально-культурной рефлексии. Методика предполагает целостность обеспечения единства структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов1 (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни сформированности ценностного отношения к родному языку), ориентирована на моделирование социально-культурных проектов, направленных на приобщение подростков к культуре своего отечества посредством изучения фольклора, стилистики жанрового многообразия форм устного народного творчества, совершенствования исполнительских навыков и формирования устойчивого интереса к истории народной культуры на основе личностного интереса и самодеятельной активности.

В рамках культуротворческой деятельности социально-культурных проектов реализуются многоаспектные функции воспитания, просвещения; творческие функции духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда; коммуникативные функции досугового общения и рекреации в процессе языковой и творческой деятельности участников.

Определяя значение изучения русского языка, К.Д. Ушинский писал: Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного языка»1. Поэтому, спустя столетия, мы вновь подтверждаем педагогическую истину великого ученого, создателя отечественной методики образования, что высшая цель воспитания - это духовно-нравственное становление личности подростков, проявляющееся в совершенстве родной речи и внутренней гармонии души.

1 Ушинский к.д. Собр. Соч. Т 2. М., 1949.С.558.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Салтыкова, Марина Викторовна, 2011 год

1. Абдульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. АриарскийМ.А. Прикладная культурология как область научного^ знания« и социальной практики /М.А. Ариарский.- СПб., 1999. 530 с.

3. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. -М.: Политиздат, 1985. 263 с.

4. Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса1 / Под ред. A.C. Белкина, С.А. Днепрова-Екатеринбург: УГПУ, 1999 193 с.

5. Азаров, А .Я. Права человека / А.Я. Азаров // Новое знание. — М.: Знание. Россия, 1995. 225 с.

6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса /Ш.А. Амонашвили. Минск: БГУ, 1990. - 560 с.

7. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя Текст. /

8. Ю.П. Азаров. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

9. Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки/ В.П. Аникин. М.,1986.-305с.

10. Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2 томах/Ю.Д. Апресян. М.,1995. Ю.Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт/ Н.Д.

11. Арутюнова.- М.,1988. П.Арутюнова Н.Д. Введение// Н.Д.Арутюнова. Логический анализ языка. Ментальные действия.-М.,1993.-С.З-7.

12. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека/ Н.Д. Арутюнова. -М.,1998.

13. Аскольдов С.А. Концепт и слово/ С.А. Аскольдов. // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология.-М.,1997.-С.267-279.

14. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин.- Воронеж, 1996.

15. Богин Г.И. Переход смыслов в значения / Г.И. Богин. // Понимание и рефлексия. Ч.2.-Тверь, 1994.-С.8-16.147 ,

16. Бодалев A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. М.: МПА, 1995. - 328 с.

17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л;И.Божович. -М.: Просвещение, 1968. 468 с.

18. Бондаревская Е.В. Ценностные, основания личностно ориентированного воспитания/ Е.В: Бондаревская. // Педагогика.- 1995 — № 4.- С. 29-36.

19. Бондаревская Е.В. Проблемы. формирования нравственного сознания личности старшего школьника/ Е.В:. Бондаревская. // Педагогика.- 1980. -№1.- С. 42-49.

20. Бондаревская Е;В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания/Е.В. Бондаревская. //Педагогика.-2001.-№ 1-С. 16-21.

21. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. //Педагогика;- 1997. -№ 4 С. 11.

22. Бондаревская Е.В.Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебн. пособие для студ. сред, и высш. пед. учебн. завед., слушателей ИПК.и ФПК / Е.В. Бондаревская. Ростов-на Д., 1999. -560 с.

23. Болыной толковый психологический словарь / Р.Артур. М.: Вече, ACT, 2000.-Т.1.-592 с.

24. Большой толковый психологический словарь / Р.Артур. — М.: Вече: ACT, 2000.-Т.2.-560 с.

25. Бромлей Ю:В. Очерки теории этноса / Ю.В: Бромлей М.: Наука, 1983. -417с.

26. Болынои толковый словарь русского языка:СПб.,1998, 495с.

27. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А.Вёжбицкая. М.,1997.

28. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. /А.Вёжбицкая. М.,1999:

29. Верещагин Е.М. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров.-М.,1999.

30. Войшвилло Е.К.Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ /Е.К. Войшвилло.- М.Д989.

31. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов-пед. ин-тов /В;В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др:; Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1919: - 284с.

32. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы) / В.В. Воробьев.-М.,1997.

33. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая шк., 1998. - 207 с.

34. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.-/ под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

35. Выготский Л.С. Проблемы возраста / Собр. соч.: В б тт. Т. 4.- М., Педагогика, 1984.

36. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема //Новые ценности образования: десять концепций и эссе. -№3.-М., 1995

37. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос /Т.Д. Гачев. -М.: Прогресс. Культура, 1994. 479 с.

38. Гак В.Г. Языковые преобразования./ В.Г. Гак -М.,1998.

39. Глазычев В.Д. Исследование и проектирование в сфере культуры / Глазычев В.Д. // Методология и методика социологических исследований культуры. -М.: Наука, 1986.

40. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Естествознание, 1990.-294 с.

41. Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. / Д.Б.Гудков. -М.,1999.-289с.

42. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации/ Д.Б. Гудков.-М.,2003.-305с.

43. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода/ В.Гумбольдт // Звягинцев В.А.

44. История языкознания' 19 и 20 веков в очерках и извлечениях. Ч.1.-М.,1960.-С.68-86.

45. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки-этнич. истории. / Л.Н. Еумилев-М.: Центр экол. проев, и развития "Экопрос", 1994. 334 с.

46. Гусев В.Е. Эстетика фольклора- /Гусев В.Е. Л.: Лениздат, 1967. -512с.

47. Гутник Г.В. Приоритет воспитания — важнейший аспект* региональной образовательной политики /Гутник Г.В. //Вестник ПОИПКРО, 2001*. - №1. - С. 45-49.

48. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов— М.: Интер, 1996.-211с.48.-Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х т. / В.И. Даль- М.: Терра, 1995. т.З - 560 с.

49. Донцов И.А. Самовоспитание личности: Филос.-этич. проблемы /Донцов И.А. М.: Политиздат, 1984. 285 с.

50. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь / И.Х.Дворецкий.- М.,1994.51 .Добровольский Д.О. Национально-культурная специфика во фразеологии/ Добровольский Д.О. // В.Я.-1997.-№ 6.-С.37-48.

51. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебн. для вузов 2-е изд., доп., испр. и перераб./ И.А. Зимняя - М.: Логос, 2002. - 384 с.

52. Каган М.С. Мир общения / М.С. Каган- М.: Новая школа, 1988. 411с:

53. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии/ Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.- М.: МГУКИ, 2001.295с.

54. Коваль М.Б. Становление и развитие системы- воспитательной деятельности внешкольных объединений: дис. . д-ра пед. наук. М.Б.Коваль.- М.,-1991. -335с.

55. Карасик В.И. О типах дискурса /В.И. Карасик // Языковая, личность: институциональный и персональный дискурс. -Волгоград, 2000.-С.5-20.

56. Карасик В.И. Об оценочных пресуппозициях/ В.И.Карасик, В.И. Шаховской // Языковая личность: вербальное поведение.- Волгоград, 1998.-С.3-13.

57. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая, личность / Ю.Н.Караулов.-М.,1987.

58. Кобозева И.Г. "Смысл" и "значение" в "наивной семиотике"/ И.Г. Кобозева // Логический анализ языка. Культурные концепты.-М.,1991.-С.183-186.

59. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и в языке / Г.В.Колшанский М.,1990.

60. Кон И.С. Психология старшеклассника /Кон И.С. М.: Просвещение, 1980. -284с.

61. Конституция Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2003. - 48 с.

62. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года //Директор шк. 2002. - №1. - С.97-126.

63. Концепция дополнительного образования детей. М.: Изд-во АПКиПРО, 2003.-22 с.

64. Коротов В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания/ В.М.Коротов. Соликамск, СГПИ, 1996. - 78 с.

65. Коротов В.М. Самоуправление школьников/ Коротов В.М- М.: Просвещение, 1981. 208 с.

66. Краткий психологический словарь-хрестоматия / под общ.« ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2^е изд., расш., испр. и доп. -М.: Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.-512 с.

67. Костомаров В.Г. Современный^ русский язык и культурная память/ В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова // Этнокультурная специфика речевой' деятельности. М.,2000.-С 23-36.

68. Культурология. XX век: Философия и социология культуры: Антология: Общ. ред., сост. и предисл. С.Я. Левит. -М.: ИНИОН, 1994. 251 с.

69. Культурология: от прошлого к будущему: к 70-летию Российского института культурологии. Отв. ред. К.Э. Разлогов. М.: Министерство культуры РФ, РИК, 2002. - 368 с.

70. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов/ Е.С. Кубрякова и др.-М. ,1996.

71. Кузнецов A.M. Когнитология, "антропоцентризм", "языковая картина» мира" и проблемы исследования лексической семантики /А.М Кузнецов// Этнокультурная специфика речевой деятельности. М., 2000.-С 8-22.

72. Культурные концепты Логический анализ языка.- М.,1991.

73. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики /Б.Т. Лихачев // Педагогика. -1999.-№ 1.-С. 10-19.

74. Лихачев Д.С. Экология культуры / Д.С. Лихачев // Прошлое будущему. -Л.: Наука, 1985. - С.56-68.

75. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / А.Ф. Лосев.- М.: Мысль, 1991.-512 с.

76. Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. М.: Наука; 1991. -344 с.I

77. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем/Д. Лакофф , М.Джонсон //Теория метафоры.-М.:Прогресс, 1990.-С. 387-415.

78. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4т. Т.З.-/Г.В Лейбниц. -М.,1984.

79. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ Леонтьев А.Н. М.: Политиздат, 1977.-304с.

80. Лихачев4 Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // ИАН СЛЯ.-1993.-Т.52. №1.- С.З-9>

81. Ломоносов М.В.О воспитании и образовании/ М.В.Ломоносов.-М.1991.

82. Лукин В.А. Концепт истины и слово истина в» русском, языке (Опыт концептуального анализа рационального и иррационального1 в языке) /В.А. Лукин // ВЯ.- 1993.-№ 4.-С. 63-86.

83. Ляпин С.Х. Концептология: к, становлению подхода / С.Х. Ляпин // Концепты. Вып. 1.-Архангельск, 1997.-С. 11-35

84. Ляхнеэнмяки М. Перевод и интерпретация: о некоторых предположениях и мифологемах /М. Ляхнеэнмяки // Теоретическая и прикладная лингвистика. ВыпЛ: Проблемы философии языка и сопоставительной лингвистики.-Воронеж, 1999.-С. 32-45.

85. Маслова В.А. Лингвокультурология./ В.А. Маслова.- М.,2001.

86. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу Пер.с англ. А.М.Татлыдаевой. СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.

87. Мацукевич О.Ю. Взаимодействие семьи и социально-педагогического комплекса в процессе целостного самоопределения подростков:Дис.канд.пед.наук/ О.Ю. Мацукевич. -М.1992.

88. Мечковская Н.Б. Язык и религия / Н.Б. Мечковская.- М.,1998.

89. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит.вузов и учащихся лицеев/ Н.Б. Мечковская.- М.,2000.-205с.

90. Михальчук И.П. Концептуальные модели в семантической реконструкции: индоевропейское понятие "закон" / И.П. Михальчук// ИАН СЛЯ.-1997.-Т.56.-№4. -С.29-39.

91. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы /Рук. авт. кол., науч. ред. И. М. Ильинский. М.: Ин-т молодежи; Голос, 1999. - 312с.

92. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания: Философская теория личности и ее психологические, и биологические основания / А.Т.Москаленко, В.Ф.Сержантов.-Новосибирск, 1984.

93. Москвин В.П. Русская метафора. Семантическая, структурная, функциональная классификация/ В.П. Москвин.- Волгоград, 1997.

94. Михеев В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике: науч.-метод. пособие./ В.И. Михеев. М.: Высш. шк., 1987. - 200 с.

95. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б. А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. М: Изд-во МГУ, 1965. - 248с.

96. Модернизация российского образования / ред.сост. Э.Д.Днепров. М., 2002. - 124 с.

97. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика/ Н.И. Монахов . М.: Педагогика, 1981. - 144 с.

98. Мудрик A.B. Социальная педагогика.: учеб. для студ.пед.вузов/ A.B. Мудрик ;/ под ред. В.А.Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд центр «Академия», 1999. - 184 с.

99. Муздыбаев К. Психология ответственности./ К. Муздыбаев- М.: Педагогика, 1983.-240 с.

100. Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам./ А.Я Найн- Челябинск: Урал ГАФК, 2000. 187 с.

101. Найн А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики. Понятийный аппарат педагогики и образования /А.Я. Найн. -Екатеринбургу! 11И, 1995.— С.23-25.

102. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974. - 367 с.

103. Неретина C.C. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм* Абеляра/ С.С. Неретина.- М.,1995.

104. Нерознак В.Н. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма / В.Н. Нерознак. // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. -Омск, 1998.-С.80-85.

105. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХ1века. / Никандров Н.Д. -М.: Педагогика, 1997.- 116 с.

106. Никандров Н:Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педагогика, М., 1998. № 3. - С.3-10:

107. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения/ М.В.Никитин.-М.,1988.

108. Новейший философский словарь.- Минск, 1998.

109. Новиков A.M. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения / A.M. Новиков // Доп. образование. 2002.8.- С. 44-51.

110. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема. дис. . д-ра пед. наук./ Л.И Новикова -М., 1977. — 355 с.

111. Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения: учеб. пособие / под ред. А.Ф. Аменда, В.В. Латюшина. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. - 592 с.

112. Образовательная программа «Мой выбор» / под ред. П.Г. Положевец. М.: Ижица, 2004. - 16 с.

113. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. -20-е изд., стереотип. М.: Рус. Яз., 1986. - 749 с.

114. Опалихин В.М. Школьное самоуправление в* вопросах и ответах / В.М.Опалихин, В. Бочкарев // Воспитание в школе. 1996. - № 3. - С. 1416.

115. Орешкина. М.В. Лингвокультурологические аспекты языковых заимствований/ Орешкина М.В. // RES.LINGVISTICA: сборник статей. -М., 2000.-С.122-130.

116. Панченко H.H. Средства объективации концепта "обман" (на-материале английского и русского языков) / H.H. Панченко. Волгоград, 1999.

117. Перелыгина Е.М. Катартическая функция текста / Е.М. Перелыгина.-Тверь, 1998.

118. Петровский A.B. Психология. Словарь/ A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский.- М., 1990.-541с.

119. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений/ И.П. Подласый. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

120. Полат Е.С. Личностно ориентированный подход в системе школьного образования / Е.С. Полат // Доп. образование. 2002. - №'4. - С. 24-31.

121. Поляков С. Д. Технология воспитания: учеб-метод. Пособие/ С. Д. Поляков.-М.: ВЛАДОС, 2002. 144 с.

122. Поташник М.М. Почему в российских школах нет самоуправления: серьезная игра или игра в серьезность? / М.М.Поташник // Народное образование. 2004. - № 1. - С. 104-108.

123. Поташник М.М. Управление современной школой / М.М.Поташник, A.M. Моисеев М.: Новая шк., 1997. - 350 с.

124. Права ребенка. Основные международные документы. -М.: Дом, -1970.

125. Потебня A.A. Из лекций по теории словесности/ A.A. Потебня.- Харьков, 1989.

126. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов -на Д: Феникс, 1998. - 544 с.

127. Реан A.A. Психология и педагогика/ А.А.Реан, Н.В.Бордовская С.И. Розум.- СПб: Питер, 2000. 264 с.

128. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К.Р. Роджерс / пер. с англ. М.: Прогресс, Универс., 1994. - 480 с.

129. Рожков. М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М.И. Рожков.- М.: ВЛАДОС, 2002. 160 с.

130. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. / под ред. В .В . Давыдова. -М.: РБЭ, 1993. Т. 1. - 608 с.

131. Российская педагогическая энциклопедия в 2'т. / под ред. В.В. Давыдова. -М.: РБЭ, 1999. Т.2. - 672 с.

132. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / Рубинштейн С.Л. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Политиздат, 1969. 524 с.

133. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер,2000.- 712 с.

134. Салтыкова М.В. Воспитание ценностного отношения учащихся к родному языку: социально-культурный аспект / М.В. Салтыкова // Вестник МГУКИ.-2010.- №4. -С. 148-150.

135. Салтыкова М.В. Формирование ценностного отношения к родному языку в процессе социально-культурной деятельности учащихся М.В. Салтыкова // Вестник МГУКИ.- 2010. №3. - С.181-184.

136. Салтыкова М.В. Амбивалентные функции табуированной лексики (в контексте воспитания ценностного отношения к родному языку) // Материалы V Международного конгресса «Российская семья» М.: РГСУ, 2008.-С. 331-335.

137. Сенько Ю.В. Гуманистические основы педагогического образования / Ю.В. Сенько.- М.: Педагогика, 2000. -256с.

138. Снитко Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе/ Г.Г.Снитко.- М.,2000.

139. Соломоник А. Язык как знаковая система /А.Соломоник .- M., 1992.

140. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество/П. Сорокин.- М.,1992.

141. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума:. Сочинения /Б.Спиноза.-Харьков, 1998.

142. Степанов Ю.С. « Слова», «понятия», «вещи». К новому синтезу вшауке о культуре/ Ю.С.Степанов // Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов.- М., 1995. -С. 5-25.

143. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века /Г. Ю. Стернин. М.: Искусство, 1991. - 207 с.

144. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / отв. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 504 с.

145. Словарь современного русского языка /ред. кол.Ф.П. Филин. — Т.9.

146. Социология: Словарь справочник. — В 4 т. -Т.2.

147. Соколов A.B. Феномен социально-культурной деятельности / A.B. Соколов СПб.: СПбГУП, 2003. - 204 с.

148. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников, /Ю.П. Сокольников-М.: Педагогика, 1986. 136 с.

149. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики / Ю.А. Стрельцов.- М.: МГУКИ, 1999.- 200 с.

150. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество» как объект научного исследования: монография« /Е.Ю. Стрельцова.-М:: МГУКИ,2003.-248с.

151. Степанов E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н.Степанов, Л.М. Лузина. М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 160 с.

152. Сухомлинский В.А. Родина в сердце /Сухомлинский В.А. М.: Педагогика, 197 8.- 175 с.

153. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина /Сухомлинский В.А.- М.: Педагогика, 1971.- 277с.

154. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В.Н.Телия.- М., 1996.

155. Толстой Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин/ Н.И. Толстой // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. -М., 1997.- С.306- 315.

156. Толстых H.H. Программа развития временной^ перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет. Руководство практического психолога / Толстых H.H. — М.: Академия, 1995. 232с.

157. Тондл Д. Проблемы семантики./ Д. Тондл.- М., 1975.

158. Тоффлер О. Футурошок/О. Тоффлер.-М.1973.

159. Триодин В.Е. Клуб и свободное время /Триодин В.Е. М.: ПрофиздатД982. - 136 с.

160. Трубецкой Н.С. Мы и другие// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. -М.: Наука, 1993.

161. Урыксон Е.В. Языковая картина мира и обиходные представления ( модель восприятия в русском языке) / Е.В. Урыксон // ВЯ. -1998.-№2.- С. 3-21.

162. Успенский В.А. О вещных коннотациях абстрактных существительных /В.А. Успенский // Семиотика и информация. -Вып.1 l.-M., 1979.-С. 142-148.

163. Уфимцева Н:В. Этнос и традиция / Н.В. Уфимцева // RES LINGUSTICA. сборник статей к 60-летию проф. В.П.Нерознака!. -М.,2000.-С. 118-122.

164. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский Изб. произ. М-Л.: Профиздат, 1964. - 412с.

165. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский Собр. Соч., Т. 5. М.: Народное образование, 1990. — 412с.

166. Философский энциклопедический словарь.-М., 1983.

167. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России / Ю.У. Фохт-Бабушкин- СПб: АЛЕТЕЙЯ, 2005. 482с.

168. Франк С.Л. Русское мировоззрение / Сост., отв. ред. А.А.Ермичев / Франк С.Л- Спб.: Наука, 1996. 730 с.

169. Фреге Г. Мысль: логическое исследование / Г.Фреге // Философия, логика, язык.- М., 1987. -С. 18-47.

170. Фрумкина P.M. «Теория среднего уровня» в современной лингвистике/ P.M. Фрумкина // ВЯ.- 1996.-№ 2.-С.55-67.

171. Хайдегер М. Время и бытие/М. Хайдегер.-М. 1993.

172. Хегер К. Ноэма как tertium comparation при сравнении языков /К.Хегер // ВЯ.-1990.- № 1.-С.5.

173. Холл С. Очерки по изучению ребенка/ С.Хол.- Б.м.: Пучина, 1925.-С.125.

174. Христидис Т.В. Теория и методика развития педагогических способностей у будущих специалистов социально-культурной деятельности диссертация. д-ра пед. наук. Москва, 2006.- 431 с.

175. Худяков A.A. Концепт и значение/ A.A. Худяков // Языковая личность: культурные концепты,-Волгоград, 1996.-С.97-103.

176. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в методах и целях/ А. Ченки // ВЯ.-1996.-№ 2.- С.68-78.

177. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени / Л.О.Чернейко. М., 1997.

178. Черч А. Введение в математическую логику/ А. Черч.-М.,1960.

179. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. М.: Просвещение, 19631965. -Т. 1.- 1963-503 е.; - Т. 2-1964. - 476 с.;-Т. 3-1964.-492 с. - Т. 4. -1965. —328 с.

180. Щедровицкий П.Г. Педагогика свободы //Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. -М., 1992: Просвещение, 109 с.

181. Энциклопедический словарь в 2-х томах / под редакцией Введенского Б.А. Москва: Советская энциклопедия, 1964 — 736 с.

182. Яковлева Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова /Е.С. Яковлева // ВЯ.-1998.-№ 3.-С.43-73.

183. Ярошенко H.H. Социокультурная деятельность: парадигмы, методология, методика: монография/ H.H. Ярошенко.- М.: МГУКИ, 2000.- 204 с.

184. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ К.Ясперс.-М.1994.

185. Lexis Dictionnaire de la langue française Lexis.P.,1993.

186. Tyler S. The said and unsaid, Mind. Meaning and culture.NY.,:Academic press, 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.