Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования: На материале Республики Калмыкия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кюнкрикова, Ирина Валериевна

  • Кюнкрикова, Ирина Валериевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Элиста
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 170
Кюнкрикова, Ирина Валериевна. Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования: На материале Республики Калмыкия: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Элиста. 2003. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кюнкрикова, Ирина Валериевна

Введение.3

Глава I. Совершенствование регионального компонента как этнопедагогическая проблема образования в Калмыкии.9

§ 1. Соотношение федерального и регионального компонентов образования в контексте решения задач воспитания на основе народных традиций.

§ 2. Этнопедагогические особенности содержания регионального компонента образования.

Глава II. Воспитание на народных традициях калмыков в процессе реализации регионального компонента.59

§ 1. Обоснование целей воспитания в этнопедагогике калмыков.

§ 2. Обеспечение единства воспитания и обучения школьников в процессе реализации регионального компонента.

4ч § 3. Условия эффективности воспитания школьников на основе народных традиций в образовательном процессе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования: На материале Республики Калмыкия»

Актуальность исследования

В эпоху перемен, когда разрушаются многие моральные и этнические нормы, единственным, что может объединить общество, остаются культура и образование, сохраняющие духовные ценности народа, дающие ему надежду на будущее. Реальные процессы усиления этнической мобилизации, этнической самоидентификации, которые нарастают во всем мире начиная с 60-х гг. XX века, сопутствуют нарастающей унификации духовной и материальной культуры, процессам глобализации. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействия со стороны культур других народов. Именно эта тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. О том, что глубина, многоаспектность, исключительная социокультурная значимость проблемы этнического до сих пор не осознана в нашей стране, свидетельствует хотя бы то, что до сих пор межэтнические, межнациональные конфликты решаются исключительно ситуативно, в основном политическими, экономическими или военными путями. При этом не признается фундаментальный, хотя и безусловно отсроченный по результатам, характер образовательного, образовательно-гуманитарного решения проблемы, связанный с целенаправленным формированием современного этнокультурного сознания [112, с. 13].

Социально-экономическое развитие России в современных условиях делает насущной разработку проблем образования не только на уровне и в масштабах страны, но и на уровне каждого региона. Предпринимаемые в последние годы меры по возрождению этнокультурных ценностей не принесут желаемого результата без восстановления национальной системы образования, традиций этнопедагогики. Это в свою очередь предполагает научное осмысление содержания, методов и средств воспитания применительно к реалиям сегодняшнего времени. Появление регионального компонента в федеральном стандарте общего образования рассматривается как условие воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней личности. Современная система образования стремится продуктивно использовать возможности регионального компонента в целостном воспитательно-образовательном процессе. Изучение образовательного процесса в школах Республики Калмыкия позволяет отметить, что проблемы этнически ориентированного воспитания молодежи отличается теоретической неразработанностью, процесс не обобщен и не конкретизирован, недостаточна подготовка учителей в области этнопеда-гогики. Сложность определяется, главным образом, отсутствием учебно-методической литературы по проблеме этнического воспитания в процессе реализации регионального компонента. Развитие инновационных процессов в поликультурном образовании значительно актуализирует данную проблему.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы избрали темой исследования: «Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования» (на материале Республики Калмыкия).

Объект исследования - система учебно-воспитательной работы в школах Республики Калмыкия.

Предмет исследования - воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования.

Цель исследования - выявление условий эффективности воспитания школьников на основе народных традиций в образовательном процессе.

Гипотеза исследования - воспитание в процессе реализации регионального компонента образования эффективно, если:

• учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования органически насыщен этническими традициями;

• учащийся включен в сферу национальной культуры как активный субъект, постигающий ее ценности в выборе жизненной позиции;

• учитывается своеобразие этнокультуры в общем культурном развитии учащегося как одного из важнейших элементов системы развивающего знания о мире.

Задачи исследования:

• Определить этнопедагогические особенности содержания регионального компонента как фактора воспитания.

• Обосновать цели воспитания в этнопедагогике калмыков.

• Выявить условия эффективности воспитания школьников на основе народных традиций в образовательном процессе.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

• принципы культуросообразности (Я.А.Коменского), народности (К.Д.Ушинского);

• исследования Г.Н.Волкова и учеников его научной школы: В.Ф.Афанасьева, А.А.Григорьевой, К.Ж.Кожахметовой, О.Д.Мукаевой, Т.Н.Петровой, Я.И.Ханбикова, З.Б.Цаллаговой и др., в которых они дают методологическое обоснование этнопедагогики как науки, а также раскрывают ее сущность, значение и сферу влияния;

• философские, этносоциологические, психолого-педагогические работы Ю.К.Бабанского, Л.И.Божович, Ю.В.Бромлея, Г.С.Виноградова, Л.С.Выготского, В.И.Ильина, А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, Д.С.Лихачева, Н.Д.Никандрова, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова, В.К.Шаповалова;

• концепции личностно ориентированного подхода в обучении (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А.Сластенин);

• исследования проблем регионализации образования в организационно-структурном и содержательном плане Э.Д.Днепрова, Е.Л.Жиркова, В.И.Журавлева, В.Г.Кинелева, А.Б.Панькина, А.В.Салихова, В.В.Судакова;

• работы по этнопедагогике, истории, фольклору, культуре и религии калмыцкого народа Э.П.Бакаевой, Н.Ц.Биткеева, И.А.Житецкого, А.Б.Имкеновой, А.Ш.Кичикова, В.Л.Котвича, Б.Б.Оконова, Н.Н.Пальмова, А.Б.Панькина, Э.Хара-Давана, У.Э.Эрдниева, К.Э.Эрендженова;

• исследования по истории русской народной культуры А.К.Байбурина, А.И.Мазаева, В.Я.Проппа, И.В.Суханова.

Историческую базу исследования составили теоретические труды отечественных и зарубежных исследователей; монографии, диссертационные исследования по проблемам истории культуры, этнографии, психологии, педагогики; материалы из фондов Российского и Калмыцкого государственных архивов, Диссертационного отдела Российской государственной библиотеки, Государст-ф) венной педагогической библиотеки имени К.Д.Ушинского, Калмыцкой национальной библиотеки имени А.М.Амур-Санана, Калмыцкого института гуманитарных прикладных исследований Российской академии наук.

Методы исследования:

• теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической, культурологической литературы;

• социологический (анкетирование, интервьюирование школьников, родителей, педагогов);

• педагогический (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, устные и письменные опросы учащихся);

• опытно-экспериментальная работа как ведущий метод исследования (констатирующий срез и преобразующий эксперимент по формированию национального самосознания и культуры школьников).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:

• разработке целей и задач воспитания на основе народных традиций калмыков в образовательном региональном компоненте;

• обосновании этнической специфики целей воспитания (воспитание трудолюбия, забота о сохранении самобытных сторон трудовой деятельности; воспитание патриотизма, любви к родной земле, народу, языку; формирование

V I отношения к своему здоровью - нравственному и физическому; сохранение, укрепление и развитие народных традиций и обычаев);

• обосновании педагогической технологии, повышающей эффективность воспитания в структуре регионального образовательного компонента (использование активных методов обучения и воспитания: творческо-поисковая деятельность, групповая и индивидуальная самостоятельная работа учащихся, диспуты, семинары, ролевые игры).

Практическая значимость заключается в том, что предложенная этнопе-дагогическая модель воспитания в региональном компоненте учебно-воспитательного процесса может быть использована при составлении программ, учебников, учебных пособий, факультативных курсов для учащихся общеобразовательных школ Республики Калмыкия, а также в организации процесса воспитания.

Экспериментальная база исследования

Опытно-экспериментальной базой исследования были Прудовская и Ча-гортинская средние школы Целинного района Республики Калмыкия.

Этапы исследования

I этап (1997-1998 гг.) был посвящен изучению и анализу научной литературы по исследуемой проблеме с целью определения теоретических основ исследования; изучались нормативные документы и литература по региональному образованию. Итогом работы на этом этапе явились построение гипотезы, формулировка проблемы и темы исследования.

II этап (1998-2001 гг.) - организация и проведение опытно-экспериментальной работы исследования, в ходе которой проверялась гипотеза, уточнялись исходные теоретические положения концепции, осуществлялось исследование содержания регионального компонента образования, выявлялись наиболее эффективные методы его включения в содержание образования средней общеобразовательной школы.

III этап (2001-2003 гг.) был посвящен обобщению результатов исследования, уточнению теоретических и методических выводов, работе над содержанием диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования были представлены и обсуждены на международных научно-практических конференциях «Реальность этноса» (Санкт-Петербург, 2000 г.), «Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе образования и воспитания» (Элиста, 2000 г.); на VII и VIII годичных собраниях Южного отделения РАО и региональных психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона» (2000 г., 2001 г.).

Результаты исследования были апробированы и внедрены в ходе формирующего педагогического эксперимента в Прудовской и Чагортинской средних общеобразовательных школах Целинного района Республики Калмыкия. Экспериментальной работой было охвачено 200 учащихся данных школ.

Достоверность результатов исследования

Обеспечена обоснованностью исходных теоретических позиций, соответствием общим положениям дидактики, педагогической психологии и задачам исследования; обобщающие выводы сделаны на основе анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту:

• Использование этнопедагогических традиций в региональном компоненте образования способствует формированию личности, соответствующей этническому идеалу совершенного человека.

• Этнопедагогические цели воспитания определяют содержание и механизмы реализации регионального образовательного компонента.

• Результативность учебно-воспитательного процесса в этнокультурном развитии учащихся повышается за счет органического включения материальной и духовной, художественной и мировоззренческой этнической культуры в содержание образования.

• Воспитание на народных традициях является определяющим механизмом этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса, способствующим гармонизации межпоколенных отношений.

Структура диссертации:

Введение, 2 главы, заключение, приложения, библиография.

Во введении обосновывается актуальность, формируются цель и гипотеза исследуемой темы; определяются объект, предмет, задачи и методы; раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость работы; формулируются основные положения, выносимые на защиту; представляются этапы исследования и апробация его результатов.

В первой главе рассматривается процесс регионализации образования в различных субъектах РФ, анализируются этапы становления региональной системы образования в Республике Калмыкия, дается этнопедагогическое обоснование регионального компонента образования.

Во второй главе рассматриваются цели и специфика воспитания в этно-педагогике калмыков, особенности формирования национального самосознания школьников в процессе реализации регионального компонента образования. Анализируются активные методы воспитания и образования в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Дается описание организации и результатов опытно-экспериментальной работы.

В заключении делаются выводы о результатах проведенного исследования, определяется роль регионального компонента образования в процессе воспитания школьников.

В приложениях представлены методические и опытно-экспериментальные материалы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кюнкрикова, Ирина Валериевна

Выводы к главе II

Анализ особенностей этнопедагогики калмыков как основного фактора воспитания подрастающего поколения позволяет сделать следующие выводы:

• Разнообразные условия жизнедеятельности, включающие в себя природно-климатические, социально-экономические, исторические и другие факторы являются «родником», обогащающим содержание этнического воспитания калмыков.

• Народные традиции обычаи калмыков охватывают все стороны жизни народа. Приобщение молодого поколения к традиционному укладу через народную педагогику способствует формированию основ национального самосознания.

• В традициях и обычаях калмыков заключен нравственный идеал совершенного человека, способствующий духовному воспитанию молодежи.

• Совокупность народных традиций калмыков как средство воспитания составляет социальную и психологическую систему, которая органически взаимосвязана с национальной культурой, национальным самосознанием и общей культурой человечества.

Важной отличительной особенностью воспитания калмыков является преемственность, актуальность которой возрастает в условиях национального

Злоплм/ пат.тил

В своем исследовании мы выделяем: физическую преемственность, духовную преемственность, преемственность в сфере трудовых интересов и искусства, преемственность общесемейного плана.

Благодаря именно таким особенностям этнического воспитания как преемственность, изменчивость и инертность возможна передача основных ценностей в воспитании от одного поколения к другому.

Воспитание на основе народных традиций — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у молодежи формируется национальное самосознание, адекватное отношению к себе как субъекту этноса. Национальное самосознание школьника рассматривается не только как результат процесса воспитания, но и как интегративное качество личности; выявлено три компонента, составляющих его сущность: познавательный, эмоционально-ценностный, поведенческий.

Учитывая результаты исследования, мы выделяем следующие направления совершенствования воспитания школьников в процессе реализации регионального компонента:

- Насыщение содержания предметного обучения этнокультурным компонентом, региональными специфическими фактами, материалами, явлениями, наиболее знакомыми и близкими учащимся, отражающими особенности региона (Калмыкии), обеспечивая их интегративными связями.

- Соотношение содержания и процесса обучения с гуманистическими ценностями человечества, как непреходящими критериями.

- Воспитательные задачи урока реализуются прежде всего через содержание изучаемого материала. Особо важная задача состоит в том, чтобы в содержании любой темы вычленить мировоззренческую идею, нравственное, эстетическое положение.

Заключение

В данном исследовании мы рассмотрели проблемы воспитания школьников не народных традициях в процессе реализации регионального компонента. Появление регионального компонента в федеральном стандарте общего образования рассматривается как условие воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней личности. Современная система образования стремится продуктивно использовать возможности регионального компонента в целостном воспитательно-образовательном процессе.

Изучение традиционной культуры дает основание утверждать, что этнопедагогика калмыков является духовной основой для возрождения и становления национальной культуры, языка, традиций, обычаев.

Особенностью современной этнокультурной и образовательной ситуации в республике является потеря практической значимости калмыцкого языка и отсутствие достаточных стимулов к его изучению, и вследствие этого — значительная утрата интереса к национальной культуре. Поэтому только традиционные методы и средства народного воспитания не являются достаточно эффективными. В этих условиях одно из ведущих мест в системе народной педагогики может занять история ойрат-калмыков, что позволяет из широкого пласта истории и этнической культуры выделить проблемы, обращение к которым непосредственно воздействует на душу ребенка. Обращение к истории и этнической культуре - это путь, который позволяет решать проблемы наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая школьника в процесс взаимодействия с различными историческими ценностями, идеалами, образцами. Проведение опытно-экспериментальной работы показало, что интерес учащихся к изучению истории, культуры своего народа формируется и сохраняется только в том случае, если подросток непосредственно участвует в каком-либо деле, творчески используя или приобретая знания и навыки в процессе самостоятельной работы.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

• Использование регионального компонента образования существенно повышает эффективность формирования личности, соответствующей этническому идеалу совершенного человека.

• Воспитание в процессе реализации регионального компонента направлено на приобщение личности к материальным и духовным ценностям народа, формирование художественной нравственной, этнической культуры.

• Воспитание на народных традициях является основой этнопедаго-гизации целостного учебно-воспитательного процесса, формирующего уважение к обычаям своего народа и вместе с тем воспитывающего культуру межпоколенных отношений.

• Широкое использование активных методов преподавания, предполагающих диалоговые, поисковые, проблемное (индивидуальные и коллективные, формы работ, вводит школьника в ситуацию диалога с культурой, способствует формированию личностного отношения к духовным этническим ценностям.

В ходе исследования было установлено, что воспитательные ценности, заложенные в народных традициях, не потеряли своей значимости в современных условиях. X

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кюнкрикова, Ирина Валериевна, 2003 год

1. Агафонова Н.Н. К вопросу о содержании этнокультурного компонента образования в высшей школе // Реальность этноса. - СПб., 2001. - С.24—26.

2. Айтматов Ч.Т. Предисловие к собр.соч. Д.Н.Кугультинова, т.1. М.,1988.-С.З-29.

3. Алексеев М.П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг». Проблемы его изучения. Л., 1967. - 241 с.

4. Алексеева П. Цаган-Сар весенний праздник // Хальмг-Унн, № 30 от 21 февраля 1998 г.

5. Апинян Т.А. Нация: миф или реальность? СПб., 2001. - 35 с.

6. Арабов И.А. Научно-педагогические функционирования регионально этнической культуры в учебно-воспитательных системах. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Крачаевск: КЧГПУ, 1997. - 160 с.

7. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогика чеченцев. (В связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1999.

8. Аттаева Л.И. Развитие региональной образовательной системы Кабардино-Балкарской Республики РФ: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1999.

9. Атутов П.Р., М.М.Будаева. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. 2001. - № 2. - С.25-32.

10. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. -560 с.

11. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. - 208 с.

12. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л.,1989.-570 с.

13. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994. - 136 с.

14. Барков А.С. О научном краеведении. Вопросы методики истории и географии. М., 1961. - 277 с.

15. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995. - 72 с.

16. Батырева С.Г. Изобразительное искусство в традиционной культуре калмыков // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. - С.79-81.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 424 с.

18. Бгажноков Б.Х., Шогенов А.А. Кризис национальных языков России // Языки народов России: перспективы развития. Элиста, 1999. -С.101-108.

19. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. М., 1989. - 309 с.

20. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. - 244 с.

21. Бим-Бад Б.Н. Педагогическая антропология. — М., 1998. 576 с.

22. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. -№ 4. - С.33-36.

23. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. -М., 1982.-380 с.

24. Борликов Г.М. Университет в системе непрерывного образования и проблемы формирования личности специалиста // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С.49-51.

25. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

26. Вересаев В.В. К художественному оформлению быта (Об обрядах старых и новых) // Красная новь. № 1. - 1926. - С. 159-162.

27. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность: Автореф. дис. д-ра социол. наук. М., 2002. - С.3-4.

28. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV—VIII классов сельской национальной школы. М.: Изд-во НИИ нац. школ МП РСФСР, 1986.- 105 с.

29. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958.- 260 с,

30. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика и ее основные проблемы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, пединститут, 1965. - Вып. 22. - 124 с.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001. - 160 с.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997. - 441 с.

34. Габуншина Э.Б. Тропой верблюжонка. Элиста, 2001. - 31 с.

35. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998. - 445 с.

36. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.-М, 1995.-447 с.

37. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе. Черкесск, 1996. - 152 с.

38. Гоголь Н.В. Волжские калмыки в Астраханской губернии // Теегин Герл. -№ 2. 1963. - С.85-88.

39. Гоголь Н.В. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.6. - М., 1954.

40. Гулыга А.В. Эстетика истории. М., 1974. - 329 с.

41. Гумилев J1.H. О термине «Этнос» (Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР). JL, 1967. - Вып.З. - 318 с.

42. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. М., 1966. - 379 с.

43. Далай-Лама XIV. Буддизм в Тибете // Буддизм в Тибете. Нартанг, 1991. - С.83-84.

44. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. -М, 1994.-Т.З.

45. Дамбинова В.Д., Коростелев А.Д. Этноязыковые процессы у калмыков. Калмыки // Перепутье 1980-х. Проблемы этнокультурного развития. -М., 1993. С.84-118.

46. Дарваев П.А. Тексты письменных памятников как источники этно-педагогики (На материалах «Сокровенного сказания монголов») // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. - С.45-47.

47. Дашдамиров А.Ф. Национальная и интернациональная формы социального бытия личности: Дис. д-ра филос. наук. Баку, 1976. - 401 с.

48. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку // Русский язык в школе. 1993. - № 5 - С.4-11.

49. Джангар. Калмыцкий героический эпос. Элиста, 1989. - 580 с.

50. Дробижева J1.M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Советская этнография. 1971. —№ 3. - С.3-15.

51. Дуганов Р.В. Предисловие к сб. соч. В.Хлебникова «Утес из будущего». Элиста, 1988. - С.5-36.

52. Дякиева Р.Б. Традиции народа как элемент социокультурной стабильности // Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Элиста, 2000. - С. 119-121.

53. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам. — Педагогика. 1993. -№ 6. - С.39-45.

54. Евтушенко С.В. Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 2002.

55. Есбергенова С.Х. О роли в воспитании каракалпаков обрядностей и обычаев // Современное образование: проблемы и подходы. М., 1999. -С.90-93.

56. Житецкий И.А. Очерки быта Астраханских калмыков. М., 1998.381 с.

57. Жуковская H.JI. XX век // Культурология: Энциклопедия. Т.2. -СПб., 1998.-С.404.

58. Журавлев И.К. О структуре учебников по учебным предметам, формирующим опыт эмоционально-ценностных отношений. Новые исследования в педагогических науках. М., 1990. - 44 с.

59. Закирова И.А. Региональный компонент гуманитарного образования в высшей технической школе. Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Казань, 1988.

60. Закон РФ «Об образовании». М.: Ось-89, 2002. - 48 с.

61. Записки калмыцкого НИИЯЛИ. Вып.4. - Элиста, 1964. - 110 с.

62. Известия русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. СПб., 1910. - март. - 48 с.

63. Ильин B.C. Единство обучения и воспитания // Комплексный подход к воспитанию школьников. М., 1982. — С.60—69.

64. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Литература в школе. 1992. -№ 1. - С.3-9.

65. Илюмжинов В.Н. Буддистская Калмыкия составной сегмент российской цивилизации // Известия Калмыкии. - № 196 от 27 сентября 2000.

66. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста, 1999. - 156 с.

67. История педагогики. В 2-х частях / Под ред. А.И.Пискунова. — М., 1998.-260 с.

68. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебн. пособ., Л.: ЛГУ, 1991.396 с.

69. Калмыки в Отечественной войне 1812 г.: Сб. документов. № 56. — Элиста, 1964.

70. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.704 с.

71. Каптерев П.Ф. О назначении учебника при обучении // Избр. пед. соч. М., 1982. - С.66-71.

72. Каримов М.Х. О понятии «Национальное самосознание» // Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР: Сб. ст. АН СССР, Даг. филиал. Махачкала, 1973. - С. 177-184.

73. Кинелев В.Г. Основные направления региональной политики в области высшего образования // Регионология. 1993. - № 3 - С.47-49.

74. Кичиков А.Ш. Предисловие к книге Котвича В.Л. «Калмыцкие загадки и пословицы». Элиста, 1963. - С.5-11.

75. Кичиков А.Ш. Принципы устно-речевого возрождения калмыцкого языка // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. — Элиста, 1997. — С. 102—104.

76. Кичиков МЛ. О калмыцком герое Мазан-батыре. Калмыцкие сказки.-Элиста, 1962.- 151 с.

77. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. - № 5. - С.52-58.

78. Кожахметова К.Ж. Цель воспитания в казахской этнопедагогике // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста. 2001. - С.55-59.

79. Козлов В.И. Динамика численности народов: Методологические исследования и основные факторы. М.: Наука, 1969.

80. Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М., 1990. - 223 с.

81. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива)-М., 1988.-268 с.

82. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск, 1999. - 16 с.

83. Костюк А.П. Организационно-педагогические условия разработки регионального компонента государственного стандарта общего среднего образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Калининград, 1999.

84. Костюкова Т.А. Аксиологические основания буддийской педагогики // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С.95—98.

85. Котвич B.JI. Калмыцкие загадки и пословицы. Элиста, 1963. - 60 с.

86. Куликова Т.А. Семейная педагогики и домашнее воспитание. М.,2000. 232 с.

87. Культурология. История мировой культуры: Учебн. пособ. для ВУЗов / Под ред. проф. Макаровой А.Н. М., 1995. - 230 с.

88. Кустов Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Под ред. Кывырялга А.А. Саратов: СГУ, 1982. - 273 с.

89. Лабзенко Н.П. Этнокультурологические основания национально-регионального компонента общего образования // Реальность этноса. — СПб.,2001. С. 17-19.

90. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения в 2-х томах. Т.2. - М., 1983. - 317 с.

91. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. — М., 1982. 191 с.

92. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995 - 281 с.

93. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983 - 256 с.

94. Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства // Литературная газета. 1982. - 15 декабря.

95. Лихачев Д.С. Помнить о своих корнях // Воспитание школьников. -1993.-ХоЗ.-С. 33-37.

96. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Л.: ЛГУ, 1947.

97. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. -М., 1978.-276 с.

98. Малеванный Ю.И., Рымаренко В.Е. Об интегральном уроке в школе // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2. - М., 1990. - С.51-54.

99. Мамонтов С.П. Основы культурологии. 2-е изд., доп., М., 1996.272 с.

100. Мацаков И.М. К вопросу о калмыцких йорелях // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып. 2.-Элиста, 1962.-С. 103-108.

101. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М., 1947. - 288 с.

102. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986.-200 с.

103. Мукаева Л.Н. На пути возрождения // Сургуль 1997. - № 1. -С.10-13.

104. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста, 1995.- 147 с.

105. Мукаева О.Д. Нравственно-этические устои буддизма и проблемы воспитания и самовоспитания // Национальная школа: концепция и технология развития. М., 1993. - С. 147-149.

106. Мукаева О.Д. Педагогика буддизма // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ставрополь, 2001. - С.74—76.

107. Мукаева О.Д. Проблемы возрождения калмыцкого языка // Материалы «круглого стола». Элиста, 1989. - С.24-26.

108. Мукаева О.Д. Репрессированные народы: история и современность // Тезисы докладов и сообщений Российской научно-практической конференции 28-29 мая 1992. Элиста, 1993. - С.72-73.

109. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. — Ч. 1. Элиста, 1999. - 256 с.

110. Муравьев А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX-XVII веков. М., 1984. - 485 с.

111. Мушаев В.Н. Калмыцкий язык на рубеже веков // Известия Калмыкии. 2001 г. - № 86 от 27 апреля.

112. Набок И.Л. Этнос: образовательное пространство культурной преемственности // Реальность этноса. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. — С. 13-15.

113. Народы и культуры. Русские. М., 1999. - 573 с.

114. Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. -СПб., 1895.- 190 с.

115. Немгирова И.С. К вопросу о национально-культурном содержании обучения русскому языку в старших классах калмыцкой школы // Гегярлт. -2000.-№ 1-2. С.67-68.

116. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. - 228 с.

117. Новицкая М.Ю. Общекультурное основание этнокультурологиче-ского образования в полиэтнической России // Материалы региональной научно-практической конференции. Киров, 1998. - С.92-94.

118. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1988. - 607 с.

119. Оконов Б.Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки. — Элиста, 1980. 245 с.

120. О наградах, полученных калмыками за отличия в военных действиях 1807-1814 гг. // ЦТ А КАССР № 614 (1911). 1911. - С.16-20.

121. Очерки истории Калмыцкой АССР. М.: Наука, 1967. - 220 с.

122. Пальмов Н.Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Элиста, 1992. - 208 с.

123. Панькин А.Б. Концепция развития калмыцкой национально-региональной системы образования, возрождающей, сохраняющей и развивающей родной язык основу национальной культуры и самосознания // Образование для калмыков. - Элиста. 1997. — С. 126-151.

124. Панькин А.Б. Образование для калмыков. Элиста, 1997. - 220 с.

125. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград, 2001. - 446 с.

126. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991. - 254 с.

127. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV-XVI вв. Чебоксары, 1996. - 207 с.

128. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология. М., 1994. - С.5-14.

129. Письма и бумаги императора Петра Великого. — Т.8. Вып.2. - М., 1951. - С.755-786.

130. Поздеев В.А. Сказки родного края. Энциклопедия земли Вятской. -Т.8.-Киров, 1998.-430 с.

131. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. Книга для учителя. М., 1990. - 254 с.

132. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000. - 327 с.

133. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. - 332 с.

134. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. - 328 с.

135. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - М., 1946. - 704 с.

136. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы народной педагогики. -М., 1979. 187 с.

137. Салихов А.В. Педагогические основы разработки и введения национально-регионального компонентов государственных стандартов общего среднего образования: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1999. - 296 с.

138. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Дис. . канд. пед. наук.-СПб., 1993.

139. Сарангов В.Т. Калмыцкое народное поэтическое творчество. Фольклористика. Элиста, 1998. - 152 с.

140. Сериков В.В. Образование и личность. М., 1999. - 272 с.

141. Сластенин В.А. Этнопедагогическая культура учителя: (содерж. пед. образования) // Magister. 2000. - № 3. - С.20-34.

142. Слепцова Е.П. Национально-региональный компонент в образовании и воспитании детей дошкольного возраста Севера // Реальность этноса. -СПб, 2001.-С. 183-184.

143. Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. Оренбург, 2000. - 123 с.

144. Соколова В.К. Весенне-летний календарь: обряды русских, украинцев и белорусов. М, 1979. - 480 с.

145. Соловьев А.А, Яшаева В.А, Ефремова Л.И. Развитие концепции национально ориентированной эстетической среды школы в системе непрерывного образования. Гегярлт. - 2000. - № 1-2. - С.47—49.

146. Степное Уложение Основной Закон Республики Калмыкия. -Элиста, 1994.

147. Стражев А.И. Методика преподавания истории. М, 1964. - 287 с.

148. Судаков В.В. Теоретические основы разработки и введение национально-регионального компонента государственного стандарта общего среднего образования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук, М, 1999.

149. Супрунова JT.JI, Белогуров А.Ю. Национально-региональный компонент содержания общего образования в структуре поликультурного образования // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Майкоп, 2000. - С.41^13.

150. Супрунова Jl.Jl. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе // Педагогика 2001. — № 5. -С.36-38.

151. Суржок А.И. Пушкин и калмыки. Элиста, 1975. - 119 с.

152. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — М, 1976.-216 с.

153. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М., 1978. - 175 с.

154. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1981. - 382 с.

155. Сян Белгин X. Поэт и степь // Белый берег. Элиста, 1970. - С.143.

156. Тезисы докладов сотрудников Института языкознания на объединенной сессии Института этнографии, Института истории материальной культуры, Института истории и Института языкознания АН СССР. М., 1951. — С. 19-23.

157. Трушкова И.Ю. Этнографическая работа в школе. Киров, 2000. - 56 с

158. Тургель В.А. Трудности использования наследия русской традиционной культуры в работе учителя начальных классов // Национально-региональный компонент в образовании: содержание, структура, функции. -СПб., 2001. С.79-80.

159. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1994. - 42 с.

160. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 6 томах. -М., 1988.-Т.1.

161. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 6 томах. -М., 1988.-Т. 2.

162. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 6 томах. -М, 1988.-Т. 3.

163. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. - М.-Л, 1948-1950. - 656 с.

164. Фетисова О.С. Нестеров А.Н. Семья как микрофактор социализации ребенка // Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона. Ставрополь, 2001. - С.45-47.

165. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - 814 с.

166. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. М., 1985.-224 с.

167. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. Л.: Знание, 1989. - 20 с.

168. Хадиков Х.Х. К вопросу о специфике народного воспитания // Единство национального интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1972. - С. 176-193.

169. Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальных школ // Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Вып.2. - Казань, 1976. - С. 183-190.

170. Хаара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. Элиста, 1991.-220 с.

171. Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса: Дис. . д-ра пед. наук. Казань, 1999.

172. Цаллагова З.Б. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса на Северном Кавказе как фактор стабилизации межнациональных отношений // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С. 139-141.

173. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М., 1997. - 220 с.

174. Чечет В.В. Патриотическое воспитание в семье. Минск, 1989.143 с.

175. Чуриков И.А. Марийская народная педагогика: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. Йошкар-Ола, 1999. - 158 с.

176. Шакарян С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. — 152 с.

177. Шаповалов В.К. Школа как основа дружбы // Народное образование. 1997. -№ 8. - С. 107-110.

178. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. - 320 с.

179. Шолохов М.А. Собр.соч. в 9 томах. Т.8. - М., 1969. - 520 с.

180. Шоров И.А. Адыгская (Черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1999. - 467 с.

181. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1996. - 568 с.

182. Штурба В.А. Регионализация образования Кубани: Дис. . канд. пед. наук.-СПб., 1995.

183. Эрдниев У.Э. Идейно-историческая проблематика «Джангара» // Сб. тезисов Всесоюзной научной конференции. Элиста, 1980. - С.57-61.

184. Эрдниев У.Э. Историческая судьба ойратов. Элиста, 1993. - 80 с.

185. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1985. - 218 с.

186. Эрдниев У.Э Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики. Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Элиста, 1980. - 209 с.

187. Эрендженов К.Э. Золотой родник. Элиста, 1985. - 102 с.

188. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. -М.: Политиздат, 1991. 527 с.

189. Яхонтова Н.С. Ойратский перевод монгольского сочинения «Ключ разума». Тюркские и монгольские письменные памятники. М., 1992. - 138 с.

190. King R. Education. Longmans, green and C°, Ltd, 1969. - 92 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.