Воспитание межэтнической толерантности подростков на основе совместной деятельности школы и национально-культурных объединений в условиях большого города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Жукова Ольга Владимировна

  • Жукова Ольга Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 193
Жукова Ольга Владимировна. Воспитание межэтнической толерантности подростков на основе совместной деятельности школы и национально-культурных объединений в условиях большого города: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2018. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Жукова Ольга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1. Воспитание межэтнической толерантности как целостный педагогический процесс

1.2. Особенности воспитания межэтнической толерантности городских учащихся подросткового возраста

1.3. Условия и механизмы взаимодействия школы и национально-культурных объединений в воспитании межэтнической толерантности

подростков

Выводы

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

2.1. Моделирование процесса воспитания межэтнической толерантности подростков на основе взаимодействия школы и национально-культурных 94 объединений

2.2. Апробация модели воспитания межэтнической толерантности подростков на основе совместной деятельности школы и национально -культурных объединений (на примере г. Москва)

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание межэтнической толерантности подростков на основе совместной деятельности школы и национально-культурных объединений в условиях большого города»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Исследование межэтнических и межкультурных взаимодействий в последнее время стало одним из важных научных направлений. Однако системное педагогическое знание проблем межэтнической толерантности на сегодняшний день представлено недостаточно. В настоящий момент в силу негативных тенденций, происходящих не только в России, но и в современном мире (рост различного рода экстремизма, агрессивность, расширение зон межнациональных конфликтов, нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях), проблема формирования такого личностного качества, как толерантность, приобретает особую актуальность.

В формировании навыков межэтнической толерантности, готовности быть толерантной личностью особая роль принадлежит школе. Доказано, что подростковый и ранний юношеский возраст являются наиболее сензитивными к усвоению социально-значимых ценностей. В этой связи проблема воспитания межэтнической толерантности должна стать одним из главных направлений воспитательной деятельности школы. Актуальность этой деятельности значительно возрастает в условиях большого города, отличающегося полиэтничностью и разноплановостью межэтнических взаимодействий.

Теоретический анализ показывает, что научная разработка проблем толерантности началась сравнительно недавно. К настоящему времени в рамках философских, социологических, психологических и иных исследований рассмотрены общие вопросы, касающиеся феномена толерантности. Значительный вклад в их разработку внесли современные отечественные ученые (А.Г. Асмолов, Г.А. Бакиева, Р.Р. Валитова, Б.С. Гершунский, О.И. Исакова, М.С. Ладыжец, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Луховицкая, М.С. Мириманова, Г.У. Солдатова, В.А. Тишков, В.В. Шалин и др.). В их работах определена сущность категории «толерантность», ее роль в современной действительности, психологическая природа явления, ценностный её аспект. Рассмотрению

различных подходов к анализу толерантности вообще и межэтнической в частности посвящены работы С.К. Бондыревой, С.Л. Братченко, Л.М. Дробижевой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, О.Б. Скрябина, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др. Теоретические основания выделения видов и уровней толерантности, критериев ее оценивания отражены в публикациях А. Гербер, Д.Н. Клокова, Г.С. Кожухарь, Е.Г. Луковицкой, С.Д. Щеколдина и др. В ряде работ (В.А. Авксентьев, А.А. Акулова, Н.Г. Анциферова, Л.М. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, Э.А. Паин, А.А. Попов, М.В. Савва, В.А. Тишков, Е.И. Шлягина, F. Barth, V.D. Brewer, D.T. Campbell, L.A. Cjser, R. Dahrendorf, E. Gellner, D.L. Horowitz, G. Simmel и др.) межэтническая толерантность представлена как фактор предупреждения межнациональных конфликтов в полиэтническом сообществе.

Осмысление педагогических аспектов формирования межэтнической толерантности в последние десятилетия осуществляется по разным направлениям: роль воспитательной среды в развитии личности и векторы ее развития (Б.П. Битинас, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, М.А. Галагузова, И.Д. Демакова, И.А. Колесникова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.А. Хараева, Н.Е. Щуркова, Н.У. Ярычев и др.); функции школы и дополнительного образования в формировании толерантной личности (Н.С. Гаджигасанова, Н.П. Едыгова, О.О. Кащенко, Е.Ю. Клепцова, Г.Е. Контров, Е.Н. Корнеева, В.Л. Литвинова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, О.А. Нарежная, М.К. Оксузян, Н.В. Омелаенко, Е.В. Рыбак, Е.И. Шлягина и др.); необходимость возрастного подхода в практическом решении вопроса воспитания учащихся (А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Ф.Х. Киргуева, А.В. Кречетникова, А.А. Нарыгин, Е.В. Панюшкина и др.); воспитание межэтнической толерантности молодежи в условиях большого города (П.И. Бабочкин, И.Р. Батыршин, Е.Н. Воробьева, А.В. Гапеева, Т.С. Илларионова, В.Е. Козлов, С. Лаллука, Р.Р. Назаров, Т.Н. Петухова, В.Д. Попков, В.А. Тишков и др.); культурологический подход к осуществлению воспитания (И.В. Абакумова, С.М. Андреева, Ш.М.-Х. Арсалиев, В.Л. Бенин, В.С. Библер, А.А. Богданова, Н.В. Бордовская, Л.П. Буева, Л.П. Гадзаова, С.И. Гессен, В.И. Горовая, П.К.

Гречко, И.Б. Игнатова, К.М. Клакхом, А. Кребер, Дж. Мердок, А.В. Нетребина, Н.С. Розов, С.Н. Селиверстова, Т.Н. Таранова, М. Херсковиц и др.).

Признавая несомненную значимость указанных исследований, в то же время отметим, что проблема воспитания межэтнической толерантности подростков на основе планирования и реализации совместной деятельности школы и культурно-национальных объединений в условиях большого города (мегаполиса) ранее не рассматривалась. Между тем, складывающаяся в практике большого города тенденция включения учащихся в ситуации пересечения многих этнических групп и этнокультурных каналов, которые не всегда регулируются семьей, школой и социумом, актуализирует проблему результативности воспитания межэтнической толерантности учащихся на основе взаимодействия школы и национально-культурных объединений.

Таким образом, налицо противоречия между:

- педагогической необходимостью целенаправленной, системной, совместной деятельности школы и национально-культурных объединений, действующих в больших городах, по усилению и развертыванию процесса воспитания межэтнической толерантности подростков и недостаточной разработанностью научно обоснованных ориентиров и средств оптимизации этого процесса;

- уровнем сформированности межэтнической толерантности подростков и неразработанностью педагогических условий ее формирования.

На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования: каковы условия воспитания межэтнической толерантности подростков на основе совместной деятельности школы и национально -культурных объединений в условиях большого города?

Объект исследования: процесс воспитания межэтнической толерантности подростков в условиях большого города.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания межэтнической толерантности подростков на основе взаимодействия школы и национально-культурных объединений большого города.

Цель исследования: разработать и обосновать педагогические условия воспитания межэтнической толерантности подростков на основе совместной деятельности школы и национально-культурных объединений большого города.

Гипотеза исследования: воспитание межэтнической толерантности подростков в условиях большого города будет более успешным, если:

- уточнены содержательные характеристики и структурные особенности понятия «межэтническая толерантность;

- воспитание межэтнической толерантности выступает приоритетной задачей современной школы;

- обоснована целесообразность совместной деятельности школы и национально-культурных объединений как необходимое условие и педагогический ресурс воспитания межэтнической толерантности подростков в полиэтническом пространстве большого города;

- инкультурация выступает в качестве особого средства воспитания межэтнической толерантности подростков;

- разработана модель воспитания межэтнической толерантности подростков как целостная система совместной деятельности школы и национально-культурных объединений.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. На основе современных научных подходов уточнить содержательные характеристики и структурные особенности воспитания межэтнической толерантности подростков в больших городах.

2. Рассмотреть воспитание межэтнической толерантности подростков как приоритетную задачу современной школы, опирающуюся на возрастной подход, идеи гуманистической психологии и ненасильственной педагогики.

3. Обосновать целесообразность взаимодействия школы и национально-культурных объединений в формировании межэтнической толерантности подростков в пространстве большого города.

4. Выделить специфические особенности инкультурации как организационной основы обучения, ведущего механизма и средства воспитания межэтнической толерантности подростков.

5. Разработать модель процесса воспитания межэтнической толерантности подростков на основе взаимодействия школы и национально-культурных объединений большого города и экспериментально доказать ее эффективность.

6. Выделить критерии и показатели эффективности взаимодействия школы и национально-культурных объединений по воспитанию межэтнической толерантности подростков в условиях большого города.

Методологической основой исследования явились: теоретические представления о толерантности как феномене, социальном и личностном качестве; общенаучные принципы системного подхода и структурного анализа, единства сознания и деятельности, динамического развития личности; теории и концепции духовно-нравственного воспитания; положения теории совместной деятельности и отношений; концепции межличностных и межгрупповых отношений в условиях полиэтнического и поликультурного социума.

Теоретической основой исследования стали основные положения: теории гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др.); педагогики ненасилия (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.); психологических концепций общения и отношений (Л.С. Выготский,

A.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др.); теории воспитания и социализации личности (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, О.С. Газман, И.А. Колесникова,

B.Л. Литвинова, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, Н.Е. Щуркова и др.); возрастной психологии (Л.И. Божович, М. Кле, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, А.Е. Личко, А. Прихожан, Ф. Райе, Д.И. Фельдштейн, Ст. Холл, Э. Эриксон и др.); теории целостности образовательно-воспитательного процесса (Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Э.Н. Гусинский, В.А. Сластенин и др.); теории культурологического подхода в обучении и воспитании (А.Г. Асмолов, Н.В. Бордовская, Н.В. Добрецова, Е.Б. Евладова, О.Е. Лебедев, В.Н. Масимова, А.А. Реан, В.А. Сластенин, А.П.

Тряпицына и др.); теории деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.И. Донцов, М.С. Каган, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.); концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория средового подхода (Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Э. Нигермайер, В.Д. Семенов, В.И. Слободчиков, Р.Х. Уолтер, П. Ферра, В.А. Ясвин и др.); концепций поликультурного образования и воспитания (И.В. Абакумова, М.М. Бахтин, В.Л. Бенин, В.С. Библер, А.А. Богданова, Л.П. Буева, Дж. Бэнкс, З.Т. Гасанов, С.И. Гессен, В.И. Горовая, Е.М. Громова, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Т.Т. Камболов, Р. Люснер, З.А. Малькова, Я. Пэй, Н.С. Розов, М. Херсковиц и др.).

Методы исследования: 1) теоретические - теоретико-методологический анализ научных источников, обобщение научных сведений по проблеме, систематизация, моделирование; 2) эмпирические - беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование; тестирование; 3) экспериментальные - педагогический эксперимент (входной, формирующий, итоговый); 4) количественный и качественный анализ.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2012-2013 гг.) - анализировалась научная литература и диссертационные работы по проблеме исследования; выявлялся опыт совместной деятельности школ и национально-культурных объединений; определялась методологическая и теоретическая база исследования; формулировались гипотеза, цель, задачи, методика исследования; проводилось «пилотное» исследование в подростковой среде.

На втором этапе (2014-2016 гг.) - уточнялась исходная гипотеза исследования; определялись общие подходы к осуществлению совместной деятельности школы и национально-культурных объединений в воспитании межэтнической толерантности подростков; выявлялись основные направления взаимодействия школы и национально-культурных объединений;

осуществлялись теоретическое моделирование процесса воспитания межэтнической толерантности подростков на основе взаимодействия школы и национально-культурных объединений и апробация модели в условиях педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2017 г.) - уточнялись отдельные теоретические положения исследования; разрабатывалась и внедрялась модель процесса воспитания межэтнической толерантности подростков на основе взаимодействия школы и национально-культурных объединений большого города и экспериментально доказывалась ее эффективность.

На четвертом этапе (2018 г.) - обобщались и обосновывались данные опытно-экспериментальной работы; оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выделены особенности межэтнической толерантности как объекта педагогической работы школы, обусловленной спецификой межличностных и межгрупповых отношений в подростковой среде;

- определены сущность и структурная организация целостной педагогической системы процесса воспитания межэтнической толерантности подростков, а также совокупности прогнозируемых результатов, реально достижимых в конкретных условиях общеобразовательной организации, на основе идей гуманистической психологии, педагогики ненасилия и возрастного подхода;

- выявлены и теоретически обоснованы основные направления совместной деятельности общеобразовательной школы и национально-культурных объединений по воспитанию межэтнической толерантности подростков в полиэтническом пространстве большого города;

- обоснована специфика средового подхода и инкультурации как особых условий, механизмов и средств воспитания межэтнической толерантности подростков в условиях большого города;

- разработана модель процесса воспитания межэтнической толерантности подростков на основе взаимодействия школы и национально-культурных объединений большого города и экспериментально доказана ее эффективность;

- выделены и реализованы критерии и показатели оценки уровня сформированности межэтнической толерантности подростков в условиях большого города на основе совместной деятельности школы и национально -культурных объединений;

- разработаны программно-методическое обеспечение и научно-практические рекомендации по воспитанию межэтнической толерантности подростков на основе совместной деятельности школы и национально -культурных объединений.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в расширении и углублении теоретических представлений о средствах и механизмах совершенствования процесса воспитания межэтнической толерантности подростков в условиях полиэтнического города;

- в уточнении содержательных характеристик и специфики понятий «толерантность» и «межэтническая толерантность»;

- в выделении основных теоретических подходов к изучению межэтнической толерантности;

- в теоретическом обосновании цели, задач и направлений совместной деятельности школы и национально-культурных объединений большого города по воспитанию межэтнической толерантности подростков;

- в конкретизации принципов и теоретических подходов к проектированию совместной деятельности школы и национально-культурных объединений большого города по воспитанию межэтнической толерантности подростков на основе анализа реальной ситуации;

- в дополнении критериев и показателей результативности совместной деятельности школы и национально-культурных объединений в воспитании подростков.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные и прошедшие экспериментальную проверку объективные научные результаты (модель, программно-методическое обеспечение, условия и механизмы воспитания учащихся) выступают основой для реального повышения эффективности воспитания межэтнической толерантности обучающихся; разработанные в рамках исследования научно-практические рекомендации, апробированные методические и диагностические материалы могут применяться для совершенствования школьных систем воспитания и поиска новых педагогических решений; результаты исследования помогут обогащению содержания образовательных программ, реализуемых в системе повышения квалификации педагогических работников, в процессе преподавания в педагогических вузах.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались: опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения; использованием методов и методик, адекватных объекту, предмету и задачам исследования; опытом практической работы диссертанта над выбранной проблемой исследования; тщательным анализом хода и результатов опытно-экспериментальной работы и доказательностью сделанных на ее основе выводов; сочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Межэтническая толерантность - сложный социокультурный феномен, который выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам и мнениям. Одним из значимых институтов ее формирования является общеобразовательная школа, призванная преобразовывать духовную сферу личности обучающегося, формировать у него образ социально-культурного идеала, терпимого к людям с иными взглядами, отношениями, ценностями, нормами поведения в процессе воспитания.

2. Воспитание межэтнической толерантности как педагогический процесс должно опираться на теорию возрастного подхода и представлять собой

сложную многокомпонентную систему, обладающую свойствами целостности и устойчивости. В качестве ее структурных элементов выступают цель, задачи, содержание, виды и субъекты деятельности; формы, методы, приемы и средства, имеющие свои имманентные свойства, но при этом не противоречащие принципам целостности и единства. Процесс воспитания межэтнической толерантности обладает рядом признаков, среди которых: многофакторность; личностная ориентированность; отсроченность результата; повышенный уровень эмоциональности; комплексность; вариативность; неопределенность; диалектичность и др.

3. Воспитание межэтнической толерантности будет успешным, если в него включается видовое разнообразие среды (информационная, пространственная, социальная, духовная, культурная, этнокультурная и др.), которое выступает как условие-обстоятельство, а также как условие-возможность, как фактор потенциалов, как направленность - от личности к среде. Другим условием эффективного формирования межэтнической толерантности является приобщение подростков к культурным особенностям своего народа, а через них - приобщение к другим культурам. Существенную роль в этом процессе могут играть этнические диаспоры или национально-культурные объединения (НКО), взаимодействие школы с которыми на основе принципа диалога культур обеспечит трансляцию разнообразия национальных традиций и обычаев молодому поколению, а также поддержание культурных связей с представителями разных культур и народов. При этом диалог культур не должен сводиться только к воспитанию межэтнической толерантности. Он предполагает еще и развитие межкультурных коммуникаций. Многозначность, многоаспектность и разнонаправленность диалога культур делают его уникальным в качестве методологической основы при организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений и НКО.

4. Основными механизмами воспитания межэтнической толерантности выступают средовый подход и «инкультурация» - освоение ценностей и норм, присущих конкретной социальной группе, общности, народу, этносу или нации.

Инкультурация обеспечивает: освоение индивидом культуры собственного народа как непременного условия интеграции в иные культуры; формирование представлений о многообразии культур в мире и своей страны; воспитание положительного отношения к культурным различиям людей; формирование умений и навыков эффективного межкультурного взаимодействия (с представителями различных культур, как в среде своих сверстников, так и в социальном окружении вообще); воспитание в духе терпимости (толерантности). В выполненном исследовании инкультурация представлена как особым образом организуемое обучение и воспитание, в ходе которых акцент делается на усвоение учащимися подросткового возраста культурных норм межэтнического поведения и межэтнического взаимодействия, содействие формированию способности подростков к взаимопониманию, а также становление таких индивидуальных психологических черт характера, как контактность, коммуникативная совместимость, адаптивность, дружественность с «другими Я», в совокупности составляющих содержание межэтнической толерантности.

5. Модель процесса воспитания межэтнической толерантности подростков, разработанная на основе взаимодействия школы и НКО, представляет собой целостную педагогическую систему, которая основывается на принципах гуманизма, идеалосообразности, сотрудничества, диалогичности, культуросообразности, системности, интегративности и обратной связи. В структурном плане она включает в себя следующие блоки: целевой, задача которого состоит в отражении в моделируемой системе общей идеи, цели, задач; методологический - принципы и наиболее значимые теоретические подходы к воспитанию основ межэтнической толерантности подростков; организационно-содержательный - система организации и регуляции взаимодействия между всеми субъектами воспитательного процесса, характер отношений между ними, этапы и основные направления совместной деятельности школы и национально-культурных объединений. Сюда же входят формы и содержание совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров школы, работа с родительской общественностью, совместная деятельность

школы и национально-культурных объединений в определении содержания воспитательной работы; формы, методы, приемы и средства воспитательной работы с подростками;результативно-оценочный, включающий в себя критерии факта и отношений, уровни и результат сформированности межэтнической толерантности подростков.

Апробация модели в условиях общеобразовательной школы (г. Москва) показала, что уровень межэтнической толерантности обследованных подростков может быть оценен как превосходящий показатель по сравнению с данными к началу формирующего эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования получили отражение в 16 публикациях автора: в научных статьях, в том числе в изданиях, включенных в Перечень ВАК при Минобрнауки РФ (6), статьях и докладах (общим объемом 3,5 п.л.).

Ход и результаты исследования на различных его этапах освещались и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и психологии, начального и дошкольного образования СОГУ, на заседании педагогических советов школ (г. Москва), на Международных научно-практических конференциях: «Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества» (г. Москва, 11 октября 2013г.); «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (г. Новосибирск, 15 ноября 2013); «Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе» (г. Махачкала, 30 ноября 2013г.); «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности» (г. Махачкала, 31 октября 2013 г.); «Психология и педагогика: актуальные проблемы исследований на современном этапе» (г. Махачкала, 21 марта 2014 г.); «Роль психологии и педагогики в развитии общества» (г. Уфа, 13 июня 2015 г.); «Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект» (г. Саратов, 25 февраля 2018г.); «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества» (г. Владикавказ, 28 сентября 2018 г.); на

Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (г. Новосибирск, 7 апреля 2014г.).

Личный вклад автора заключается в проведении исследовательской работы, теоретическом обосновании, в подтверждении основных идей и положений по исследуемой теме «Воспитание межэтнической толерантности подростков на основе совместной деятельности школы и национально -культурных объединений в условиях большого города», в постановке и разработке путей выполнения всех основополагающих задач, решаемых в рамках диссертационной работы, ключевой роли на всех этапах исследования и интерпретации полученных ожидаемых положительных результатов, участии в подготовке публикаций по работе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 223 наименования, приложений. Общий объем рукописи 199 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1. Воспитание межэтнической толерантности как целостный

педагогический процесс

Воспитание является одной из ведущих категорий педагогики, которое находилось в поле зрения ученых на протяжении всей истории педагогической мысли.

Анализ определений термина «воспитание» выявляет множество его трактовок, в основе которых лежат разные подходы, однако общей оказывается идея усовершенствования человека или условий его становления.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Жукова Ольга Владимировна, 2018 год

использование

рефлексивно-

оценочного этапа,

качественное

психологически

грамотное его

проведение

Выбор форм

учебной деятельности

Выбор методов

коллективные, личностно-ролевые формы;

оптимальное сочетание индивидуальных и групповых форм учебной деятельности

-качественньш анализ методов обучения;

отбор приемов учебной деятельности

Рис. 5. Приемы удовлетворения интереса учащихся к дополнительным

образовательным программам

На всех занятиях по дополнительным курсам использовались методы, направленные на формирование толерантного сознания, поведения и чувств учащихся: рассказ-художественное описание; рассказ-путешествие; демонстрация; создание ситуаций успеха; опора на жизненный опыт ученика; стимулирование активности; исследовательская и игровая деятельность, поощрение и др.

В результате предполагалось, что у учащихся будут сформированы следующие базовые умения, необходимые для проявления толерантного поведения и межличностного взаимодействия (Рисунок 6).

Рис. 6. Базовые умения, необходимые для проявления толерантного поведения

и межличностного взаимодействия

Самостоятельным разделом формирующего этапа ОЭР явилась внеклассная и внешкольная работа по воспитанию межэтнической толерантности и культуры межэтнического общения подростков. Она рассматривалась нами как личностно-развивающая система, как система дополнительных воспитательных возможностей, способствующих духовному, нравственному развитию личности учащегося в соответствии с естественными закономерностями его роста.

В качестве основных функций внеклассной и внешкольной работы были определены: 1) гуманитарная; 2) культурообразующая; 3) социализирующая. В своей совокупности они призваны были:

- расширить информацию о жизни, культуре, традициях, быте народов России;

- организовать и реализовать практическое участие школьников в диалоге культур;

- обеспечить удовлетворение интересов школьников путем вовлечения их в многообразные формы внеклассной и внешкольной деятельности.

Совместная деятельность школы и национально-культурных объединений по реализации обозначенных выше функций осуществлялась под руководством Координационного совета при нашем непосредственном участии. Его работа основывалась на следующих позициях:

1. Школа призвана создавать условия для воспитания межэтнической толерантности подростков, для чего необходимы: информирование всех учащихся о задачах, смысле проводимых воспитательных мероприятий; создание ситуаций выбора для каждого ученика; уважительное отношение к организаторам мероприятия.

2. Школа призвана обеспечить возможность проявления каждым подростком своей индивидуальности в деятельности, отражающей основную идею мероприятия, для чего необходимы: стремление самого подростка к пониманию цели мероприятия и своего участия в нем; поощрение активности учащихся; создание положительного эмоционального настроя на этапе подготовки мероприятия.

3. Участие школьников в воспитательных мероприятиях должно быть мотивированным, для чего необходимо: использовать интересные для данного возраста формы и методы деятельности учащихся; содействовать успешности участия школьников в мероприятиях; сообщать о достижениях учащихся в школьной газете, перед родителями.

4. Обеспечение условий для проявления чувства удовлетворенности подростком самим собой в совместной деятельности с другими возможно, если проводится совместная рефлексия, взаимная радость, поиск смысла и ценности свершенного, а при необходимости и сострадание.

Для реализации этих позиций всем организаторам внеклассных и внешкольных мероприятий предлагалось использовать памятки-ориентиры для успешного общения с детской аудиторией (Приложение 5, Таблица 1).

В целях успешного участия подростков в воспитательных мероприятиях им сообщались основные правила поведения:

1. Язык общения: в разговоре друг с другом не следует употреблять обидных слов и намеков.

2. Отношения: отношение к себе, другим людям, к тому, что знаю, умею, делаю, к тому, чему хотел бы научиться, должны быть всегда уважительными.

3. Участие: поощряется участие всех детей во всех видах деятельности; все должны быть настроены на позитивный психологический климат.

4. Принятие решений: каждый может высказывать свое мнение по поводу классных дел, совместных действий и решений.

5. Отношения между большинством и меньшинством: к учащимся всех групп, особенно к тем, кто относится к этническому или лингвистическому меньшинству, необходимо относиться с деликатностью и уважением.

6. Особые события: при проведении школьных мероприятий, родительских дней и других событий во всех делах одинаково участвуют дети всех этнокультурных групп.

7. Религиозные обычаи: всем предоставляется возможность, если они хотят, объяснить свои религиозные представления; при этом все проявляют взаимное уважение.

По форме организации все внеклассные и внешкольные мероприятия в ОЭР были разделены на четыре группы: 1) общешкольные мероприятия; 2) классные мероприятия, проводимые в пределах школы; 3) классные

мероприятия, проводимые за пределами школы; 4) индивидуальная работа в пределах и вне школы.

В содержательном плане все воспитательные мероприятия были ориентированы на:

- введение учащихся в мир общезначимых ценностей и оказание помощи в самоопределении по отношению к ценности «межэтническая толерантность» (аксиологическая направленность);

- обеспечение учащихся новыми знаниями о человеке, культуре, истории, творчестве и т.п., как основе их духовного развития (когнитивная направленность);

- формирование и развитие у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, художественной и других видах деятельности (деятельно-творческая направленность);

- познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, нравственного самоопределения, формирование личностной позиции по отношению к другим (личностная направленность).

Основными формами организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы с подростками в ОЭР были:

2) формы организации различных видов деятельности учащихся -познавательной, аффективной, конативной, коммуникативной (урок, ролевая игра, диспут, просмотр кинофильма, праздники и др.);

3) формы, объединяющие различные виды активности субъектов воспитательного процесса в рамках внеклассной и внешкольной деятельности (встречи с интересными людьми, тематические вечера, тематические беседы, посещения выставок, театров, музеев и т.п.);

4) формы коллективной рефлексии, закрепляющие индивидуальное отношение субъектов воспитательного процесса к воспитанию межэтнической толерантности учащихся (характер влияния, результат совместной деятельности);

5) формы обмена полученным опытом (деятельным, ценностным, эмоциональным).

В опытно-экспериментальной работе был реализован следующий комплекс воспитательных мероприятий с учащимися 5-8 классов (Таблица 6).

Таблица 6

Формы воспитательной деятельности, реализованные в ОЭР

Вид деятельности учащихся

Жанр мероприятия

Воспитательный потенциал проводимого мероприятия

Совместно-индивидуальный

Беседы со школьным психологом и социальным педагогом: «Кто Я?», «Как избавиться от негативных переживаний и желания отомстить», «Причины моего поступка», «Существует ли справедливость?», «Если я чем-то на тебя не похож...» и др.

Беседы с сотрудниками ОВД округа: «Школьные конфликты и их причины», «Профилактика правонарушений», «Воспитание гражданина: чья задача?», «Словесные оскорбления» и др.

Виртуальные путешествия: «Вокруг света, не выезжая из центра», «В какой России будем жить?», «Мир русской деревни», «Народная культура», «Знаешь ли ты родную школу?» и др.

Защита фантастических проектов: «Обращение к Повелителю пятерок», «В стародавние времена», «Новогодняя сказка», «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», «Новый год в международном аэропорту», «Народные гуляния» и др.

Рассказы и выставки: «Мы - граждане России» (посвящен Дню Конституции), «Защитники Отечества» (посвящен Дню защитника Отечества), «Ритуалы» (подъем государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, клятва, присяга, возложение цветов, вручение верительных грамот и т.д.)._

Встречи с интересными людьми (работниками культуры, науки, творчества)_

Дискуссии для классных часов: «Другой» - это «иной» или «чужой»?, «Толерантность и право», «Язык улицы и толерантность», «Толерантность для меня.», «Религия и толерантность», «Мир других людей и идей», «Мои права в школе» и др.

Познавательный

Поисковые задания: Старинные и памятные вещи в нашей семье; Тайны и чудеса родного языка; Мой многонациональный город; Общее и особенное в играх разных народов; Тайны народных сказок; Традиции и обряды в оформлении жилища у разных народов и др._

Совместно-последовательный

Сюжетно-ролевые игры: «Имею право», «Два корабля», «Две поликлиники», «Идем в концертный зал», турнир по шахматам. Ситуационно-ролевые игры: исполнение строго заданной роли; специально-организованное соревнование; вымышленные ситуации; «принудительное ассоциирование»; «мозговой штурм»; придумывание и др._

Развивающая

Посещение спектаклей в театрах города, музеев, библиотек, выставок и т.п.;

Встречи с представителями различных этнических диаспор и НКО;

Музыкально-познавательная программа «О народах и культурах языком искусства»; Культура движений народного танца_

Взаимозависимый

Трудовая акция (межнациональная акция посадки сирени в парках Москвы); Десант помощников (ветеранам ВОВ); Проблемные дискуссии: «Понятие «национальная принадлежность»; «Для кого написан учебник истории Отечества?»; «Отношение к иным культурам»; «Вместе весело шагать по просторам...»; «Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом?»; Создание инновационного продукта (устный журнал)_

Коммуникативная

«Ящик обращений»: ученическое посредничество по примирению в конфликтных ситуациях._

Совместно-взаимосвязанный

Празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев: вечер-портрет, вечер-праздник, вечер-ритуал, вечер-встреча, вечер-хроника; Культурно-массовые мероприятия: фестивали народной песни, народного танца, народных костюмов; «ярмарка» солидарности_

Комплексная

Проведение выставок, представлений, конкурсов и др.

театрализованных

Неделя талантов: фотовыставка; рисунков; игра «Что? Где? Когда?»

презентация

Карнавалы: «Масленица», «Навруз» (созидание-гуляние);

Концерты: Мелодии друзей; «Если б инструменты умели говорить.»; «Ансамбль - значит вместе»

Конкурс граффити «Разноцветная Москва»;

Взаимно-конкурирующий Конкурс творческих работ «Россия - территория мира и согласия»; Конкурс детского рисунка: «Национальный колорит в одежде» Коммуникативно-соревновательная

Вечер веселых задач: «Культурное многоцветие г. Москва»; Музыкальное состязание

Представленный в таблице комплекс воспитательных мероприятий, реализованных в ходе формирующего этапа ОЭР в течение двух учебных периодов (2016-2017 и 2017-2018 уч. гг.), позволил при нашем непосредственном участии воспитывать у учащихся:

1) отношение к себе - основы знаний о человеке и его психологии; адекватность самооценки; положительное отношение к себе; умения и навыки самоанализа собственного поведения и способов его саморегуляции; осмысление индивидуальной системы ценностей;

2) понимание многонационального мира - введение в этнографию, знакомство с разнообразием этносов и культур, проживающих в большом городе; способы преодоления конфликтных ситуаций; формирование умений межкультурных отношений;

3) отношение к другим - этика поведения; преобладание позитивности в межнациональных отношениях; проявление эмпатии, установок на взаимопомощь; адекватность поведения в ситуациях конфликта;

4) взаимопонимание - знакомство с межэтнической толерантностью как социальным феноменом, направленное на осознание ее как ценности и для отдельной личности, и для человечества в целом.

Разумеется, в силу возрастных особенностей подростков, формы внеклассной и внешкольной работы дифференцировались нами адекватно ступени развития. Пример такой дифференциации приведен в Таблице 7.

Таблица 7

Дифференциация внеклассной работы в ОЭР адекватно возрастной категории

учащихся

Возрастная Классы Формы внеклассной работы

категория

Младший подросток 5 Игра «Калейдоскоп» Вечер «Дети разных народов». Выставка-витрина (лучшие работы, жизнь людей других стран глазами фоторепортера и т.п.) Вечер-праздник (посвящен красным датам календаря). Игра «Вокруг света». Классный час «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души»

6 1. Конкурс знаний «Славные традиции моего народа». 2. Классный час «Тайны доброты» 3. Игра «Свод законов доброты» 4. Стенгазета (тематическая, посвященная известному человеку). 5. Вечер-портрет (посвященный жизни и деятельности художников, писателей, поэтов, композиторов). 6. Ярмарка солидарности.

Старший подросток 7 1. Классный час «Время, события, люди» 2. Классный час «Культура эпохи великих потрясений» 3. Конкурс «Гражданин России» 4. Бюллетень (о событиях в городе, школе, стране) 5. Конкурс «Рыцарские манеры» 6. Диспут «Что я знаю о праве» 7. Беседа «Преступление и наказание»

8 1. Викторина (страноведческая, литературная) 2. Вечер-встреча 3. Вечер «Будем милосердными» 4. Игра «Что? Где? Когда?» 5. Фестиваль народной песни, народного танца, народных костюмов; 6. Концерт «Если б инструменты умели говорить.» 7. Игра «Это мы не проходили.»

В силу своеобразия каждого вида воспитательного мероприятия, в нем доминировал тот или иной вид совместной деятельности учащихся: совместно-индивидуальный; совместно-последовательный; взаимозависимый; взаимно-конкурирующий.

Кроме того, в ходе воспитательных мероприятий широко использовались сценарный и ситуационный подходы - такая совокупность обстоятельств, которая давала возможность педагогам и участвующим в эксперименте

специалистам НКО моделировать отношения между подростками, методом корректировки влиять на эти отношения в случае необходимости. Мы имеем в виду: ситуации конфликта (информирование о должном и желаемом); ситуации успеха (критерии оценки поступков и поведения); ситуации соотнесения (формирование системы стимулов); положительные примеры (демонстрация общепринятых образцов межэтнического взаимодействия); отрицательный опыт (формирование опыта рефлексивного отношения к себе и другим людям).

В ходе реализации воспитательных мероприятий была использована игровая деятельность, наиболее адекватная подростковому возрасту. Педагогика рассматривает игру как важнейшее средство воспитания личности ребенка. Объединяя подростков в играющие коллективы, мы обеспечивали вступление их между собой в разнообразные отношения, активно отражающие жизненные ситуации. В результате через игру осуществлялась социальная обусловленность психического развития ребенка. В игре происходила ориентация подростков в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, а разнообразные по содержанию и форме игры вводили их в круг реальных жизненных процессов, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта: знаний, умений, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Заметим, что независимо от формы (или вида) воспитательного мероприятия, проводимого в рамках ОЭР, все они были ориентированы не только на воспитание межэтнической толерантности учащихся, но и их личностное развитие в целом. Покажем это на некоторых примерах (Таблица 8).

Таблица 8

Развитие разных свойств личности подростка в некоторых формах

воспитательных мероприятий

Форма мероприятия Преимущественно развиваемые свойства личности

Соревновательные 1. Чувство товарищества. 2. Умение подчинить личные интересы интересам коллектива. 3. Взаимопомощь и взаимовыручка. 4. Внимание. 5. Чувство справедливости. 6. Сообразительность

7. Умение быстро принимать решения, быстро реагировать. 8. Наблюдательность.

Культурно-массовые 1. Расширение кругозора. 2. Ответственность за порученное дело. 3. Трудолюбие. 4. Творческая направленность. 5. Драматические способности. 6. Музыкальные способности. 7. Активность. 8. Самостоятельность. 9. Память. Речевые механизмы.

Что касается организационно-методической стороны подготовки и проведения каждой воспитательной акции в целом, то такая методика включала следующий алгоритм действий школьных педагогов и представителей НКО:

- предварительный анализ воспитательного потенциала мероприятия;

- планирование (коллективное, групповое, индивидуальное);

- текущая организаторская деятельность;

- непосредственное проведение мероприятия;

- обязательный последующий анализ (достижение поставленных задач, адекватность условий проведения, количество участников, адекватность форм деятельности учащихся и взрослых и т.п.).

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа позволила раскрыть регулирующую роль воспитательной практики в формировании культуры межэтнических отношений учащихся. При этом содержание материала предстает не как строительный материал культуры, а как сама культура, овладение которой имеет значение личностного смысла.

Существенная роль в организации и проведении внеклассных мероприятий в ОЭР принадлежала национально-культурным объединениям, которые выполняли следующие функции: оказание практической и интеллектуальной помощи педагогам школы и родителям учащихся; стимулирование педагогических инициатив и инновационных процессов; выявление и устранение недостатков, ограничений, препятствий в проведении воспитательной работы по формированию межэтнической толерантности подростков; налаживание и установление контактов, связей, оказывающих

положительное влияние на реализацию целей воспитательной деятельности школы.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ

На заключительном этапе ОЭР было проведено итоговое исследование, основной задачей которого явилось изучение эффективности предложенной модели совместной деятельности школы и национально-культурных объединений большого города по воспитанию межэтнической толерантности учащихся-подростков.

Для сравнительного анализа использовались экспериментальные данные, полученные нами до проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. В качестве респондентов выступили: учителя-предметники (п = 20 чел.), классные руководители (п = 20 чел.); родители учащихся (п = 70 чел.); учащиеся 5, 6, 7 и 8 классов (выборку составили 100 чел., 25 чел. по каждому классу); представители национально-культурных объединений (п = 40 чел.).

Поскольку группы учащихся 5-х и 6-х классов, 7-х и 8-х классов очень близки по степени развития и проявления подростковых особенностей, они были объединены нами для удобства исследовательских процедур в две группы: 5 -6 классы и 7-8 классы.

Для каждой группы респондентов определялся перечень исследуемых аспектов проблемы межэтнической толерантности, выделялись методы, адекватные поставленным задачам исследования (анкетирование; собеседование; тестирование; экспертное оценивание; наблюдение, самооценка и др.). Основная процедура исследования - опрос с помощью анкеты. Этот инструментарий включал широкий круг эмотивных, когнитивных и поведенческих показателей этнического самосознания респондентов, а также того, как они воспринимают этническую картину окружающей среды. В ходе исследования мы ориентировались на некоторые авторские методики -

исследование общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); исследование эмпатии (И.М. Юсупов); исследование процесса межличностного общения (С.Л. Братченко); опросники «Национальное самосознание» и «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова); методика фокусированного интервью (С.А. Белковский) и др.

Полученные в ходе исследования экспериментальные данные подвергались математической обработке. Перейдем к их рассмотрению.

Блок «Педагог». Итак, первая группа вопросов была обращена к коллективу учителей и классных руководителей школы. С помощью специально разработанной нами анкеты был проведен экспресс-опрос и анализ ответов респондентов (n=40), результаты которого представлены ниже.

Таблица 9

Распределение ответов педагогов на вопрос «Как часто Вам доводилось сталкиваться с межэтнической конфликтностью в среде учащихся Вашей

школы?»

Этап Ответы, в % к общему числу

анкетирования Респонденты «Часто» «Иногда» «Очень редко» Затруднились ответить

До Учителя- 54,0 30,0 13,0 3,0

эксперимента предметники

После (n=20)

эксперимента 18,0 12,0 68,0 2,0

До Классные 63,0 35,0 0,0 2,0

эксперимента руководители

После (n=20)

эксперимента 21,0 17,0 62,0 -

Как следует из материалов таблицы, до эксперимента по показателю «часто» среди учителей было получено 54,0% ответов, по показателю «иногда» - 30% ответов, и по показателю «очень редко» - 13,0%. Таким образом, фиксируемая учителями-предметниками частота случаев межэтнической конфликтности в среде подростков до формирующего эксперимента по показателю «часто» превышала все другие показатели. После эксперимента

доминирующим стал показатель «очень редко» - 68,0%, а ответы по показателю «часто» снизились до 18,0%.

В ответах классных руководителей на тот же вопрос до формирующего эксперимента также преобладал показатель «часто» - 63,0%, но при этом отсутствовали ответы по показателю «очень редко». После эксперимента количественные данные изменились: показатель «очень редко» стал доминировать, а два других - резко снизились. Приведенные материалы позволяют сделать вывод о положительном влиянии реализованной в формирующем эксперименте модели воспитания межэтнической толерантности подростков и фиксации этого влияния педагогами.

Таблица 10

Распределение ответов педагогов на вопрос «Есть ли среди Ваших учеников такие, кто вызывает у Вас чувство раздражения или неприязни по

национальному признаку?»

Этап Ответы, в % к общему числу

анкетирования Респонденты «Да» «Нет» «Иногда» Затруднились ответить

До Учителя- 25,0 14,0 50,0 11,0

эксперимента предметники

После (п=20)

эксперимента 10,0 48,0 32,0 10,0

До Классные 27,0 16,0 46,0 11,0

эксперимента руководители

После (п=20)

эксперимента 4,0 66,0 24,0 6,0

Приведенные в таблице данные показывают, что до формирующего эксперимента фактически четвертая часть учителей-предметников и 27,0% классных руководителей признали, что в конфликтных ситуациях по национальному признаку они испытывают чувство раздражения или неприязни к детям. При этом по показателю «иногда» количество утвердительных ответов возрастало до 50,0% среди учителей и до 46,0% среди классных руководителей.

С помощью методики фокусированного интервью было осуществлено уточнение ответов педагогов, которое выявило следующее:

- чувство раздражения и неприязни обычно вызывают те ученики, которые не считаются с нормами и правилами поведения, принятыми в школе;

- дети мигрантов не обладают элементарной культурой поведения в коллективе, общественных местах;

- некоторые дети слишком высокомерно себя ведут по отношению к другим детям;

- дети из семей мигрантов и беженцев плохо владеют русским языком, при этом и не проявляют стремления его учить.

Были высказаны и другие мнения.

По окончании формирующего эксперимента показатели изменились. Утвердительных ответов среди учителей-предметников стало меньше на 15,0%, а отрицательных - на 34,0%. Аналогичная ситуация наблюдается и в ответах классных руководителей. Так, если до эксперимента чувство раздражения по национальному признаку в конфликтах с учащимися иногда испытывали 46,0% педагогов, то по окончании эксперимента почти вдвое меньше - 24,0%. Кроме того, на 23,0% снизилось число ответов классных руководителей по показателю «да».

Приведенные данные свидетельствуют о том, что отношение педагогов к учащимся по национальному признаку имеет место быть, хотя вряд ли нуждается в доказательстве тезис о том, что педагог не вправе недоброжелательно относиться к любому ребенку, тем более по такому признаку, как национальность. Гуманность - то главное качество, которое является основой педагогического кредо, и его необходимо развивать.

Таблица 11

Распределение ответов педагогов на вопрос «Считаете ли Вы проблему межэтнической толерантности объектом особой педагогической работы?»

Этап Ответы, в % к общему числу

анкетирования Респонденты «Да» «Частично» «Нет» Затруднились ответить

До Учителя- 37,0 27,0 33,0 3,0

эксперимента предметники

После (п=20)

эксперимента 62,0 25,0 13,0 -

До эксперимента Классные руководители (п=20) 33,0 45,0 20,0 2,0

После эксперимента 78,0 21,0 1,0

Анализ представленных в таблице ответов показывает, что до формирующего эксперимента утвердительный ответ на поставленный вопрос дали 37,0% учителей-предметников и 33,0% классных руководителей. По показателю «частично» было получено 27,0% ответов среди учителей и 45,0% ответов среди классных руководителей. Отрицательно высказались 33,0% учителей и 20,0% классных руководителей.

Методика работы с педагогами, примененная в ходе формирующего эксперимента, существенно изменила их точку зрения. Так, объектом воспитания межэтнической толерантности, как особой педагогической работы, среди учителей стали считать 62,0% респондентов, а среди классных руководителей - 78,0%. Резко снизились количественные показатели по характеристике «нет»: среди учителей разница составила 20,0%, а среди классных руководителей - 19,0%. Полученные данные свидетельствуют об эффективности той части разработанной нами модели, которая была направлена на повышение квалификации педагогических работников. Сказанное подтверждается и материалами о готовности педагогов к воспитанию межэтнической толерантности подростков, которые получены методом самооценки в ходе итогового исследования (Таблица 12).

Таблица 12

Самооценка учителями готовности к воспитанию межэтнической толерантности подростков в учебном процессе (в % к общему числу)

Критерии Показатели Уровни

первичный средний высокий

Самооценка учителями готовности к воспитанию межэтнической толерантности подростков в учебном процессе

Научно-методическая готовность -четкость определения проблемы, задач и организационной части уроков; 68,0/31,0 22,0/43,0 10,0/23,0

-разработка и внедрение разных

моделей включения материалов о

межэтнической толерантности;

-систематический мониторинг

Мастерство преподавания - владение разнообразием педагогических технологий; - творчество 46,0/27,0 31,0/50,0 23,0/23,0

Владение - владение проектно-

авторской конструктивной функцией; 64,0/30,0 27,0/51,0 9,0/19,0

дидактикои -демонстрация авторских методов и приемов работы

Самооценка классными руководителями готовности к воспитанию

межэтнической толерантности подростков

Научно-методическая -непрерывное самообразование; -знание современных 46,0/19,0 32,0/56,0 22,0/25,0

готовность воспитательных технологий; коммуникативная компетентность

Мастерство классного - владение разнообразием технологий воспитательной 45,0/23,0 34,0/40,0 21,0/36,0

руководства деятельности - творчество

Авторские разработки Владение проектно-организаторской функцией; -владение организационными умениями и навыками; -авторские формы организации воспитательной работы 54,0/40,0 21,0/39,0 25,0/31,0

Примечание: В числителе приведены данные до эксперимента, в знаменателе - по окончании эксперимента.

Блок «Учебно-воспитательный процесс». В ходе изучения результативности воспитания межэтнической толерантности учащихся в учебном процессе использовался метод экспертного оценивания в баллах - от 5 (самый высокий) до 2 (самый низкий). Для этой цели были выделены показатели, по которым осуществлялось оценивание учебного и педагогического взаимодействия между учителем и учащимися: 1) наличие воспитательной задачи урока, направленной на формирование межэтнической толерантности учащихся; 2) методическая грамотность построения урока, ориентированного на воспитание межэтнической толерантности учащихся; 3) степень владения педагогом процессом инкультурации; 4) разнообразие методов и приемов работы учащихся на уроке; 5) степень достижения поставленной воспитательной задачи.

Результаты экспертного оценивания приведены в Таблице 13.

Таблица 13

Результативность воспитания межэтнической толерантности учащихся в учебном процессе (в % к общему числу)

Показатель Экспертное оценивание (в баллах)

5 4 3 2

Наличие воспитательной задачи урока, направленной на формирование межэтнической толерантности 17,0/39,0 21,0/43,0 52,0/18,0,0 10,0/0,0

Методическая грамотность построения урока, ориентированного на воспитание межэтнической толерантности учащихся 22,0/38,0 36,0/34,0 23,0/20,0 19,0/8,0

Степень владения педагогом процессом инкультурации 18,0/36,0 29,0/30,0 41,0/30,0 12,0/4,0

Разнообразие методов и приемов работы учащихся на уроке 21,0/41,0 23,0/34,0 28,0/20,0 28,0/5,0

Степень достижения поставленной воспитательной задачи 22,0/39,0 29,0/38,0 39,0/21,0 10,0/2,0

Примечание: В числителе приведены данные до формирующего эксперимента, в знаменателе

- после эксперимента

Из приведенных материалов обнаруживается очевидная динамика результативности процесса воспитания межэтнической толерантности учащихся, осуществленного в формирующем эксперименте.

Блок «Родители». Группа вопросов этого блока была обращена к родителям учащихся. Для определения их позиций использовались методы анкетирования, собеседования и ранжирования.

Так, один из первых вопросов касался наличия интересов учащихся к национальным аспектам. В этой связи родителям предлагалось ответить на вопрос: «В какой мере Ваш ребенок интересуется... ?» (Таблица 14).

Таблица 14

Распределение ответов родителей учащихся на вопрос: «В какой мере Ваш ребенок интересуется. ?» (в % к общему числу)

Ответы Интерес ребенка к : Очень интересуется Интересны некоторые вопросы Не интересуется вообще

Своей родословной 37,0/67,0 39,0/22,0 24,0/1,0

Проблемами национальной культуры 31,0/54,0 41,0/21,0 28,0/24,0

Родным языком 34,0/64,0 33,0/18,0 23,0/18,0

Родной литературой 21,0/61,0 46,0/28,0 33,0/11,0

Русским языком 42,0/66,0 30,0/30,0 28,0/4,0

Русской литературой 39,0/57,0 41,0/37,0 20,0/4,0

Историей своего народа 45,0/65,0 30,0/30,0 25,0/5,0

Мировой историей и культурой 43,0/67,0 23,0/30,0 24,0/3,0

Примечание: В числителе приведены данные, полученные до эксперимента, в знаменателе -после эксперимента

Как видим, до формирующего эксперимента своей родословной, по мнению родителей, очень интересуется лишь треть учащихся. Проявляют интерес к отдельным вопросам своей родословной 41,0% детей, не интересуются родословной - 24,0% школьников. По словам родителей, проблемы национальной культуры интересны 31,0% школьников, а не интересуются ими вообще 28,0% учеников. Почти в одинаковом соотношении получены ответы от родителей о том, как относятся их дети к родному языку: по показателю «очень интересуются» - 34,0%, а «интересны некоторые вопросы» - 33,0% школьников. После формирующего эксперимента по всем выделенным нами вопросам ответы родителей значительно превысили предшествующие количественные данные, что свидетельствует об эффективности опытно-экспериментальной работы с детьми. С помощью специально разработанной анкеты изучалось отношение родителей учеников к проблеме толерантности. Ответы на пять предложенных вопросов предполагали либо утверждение - «да», либо отрицание - «нет», либо «затрудняюсь ответить». Результаты анализа ответов респондентов (п=70) приведены в Таблице 15.

Таблица 15

Отношение родителей учащихся к проблеме толерантности

ВОПРОСЫ Ответы, в %

«Да» «Нет» «Затрудняюсь ответить»

Вызывает ли у Вас тревогу отношение окружающих к Вашему ребенку из-за его национальности? 67,0/40,0 21,0/36,0 12,0/24,0

Ощущаете ли Вы на себе низкий уровень терпимости из-за принадлежности к своей национальности? 80,0/76,0 16,0/24,0 4,0/0,0

Считаете ли Вы важным расширенное изучение детьми культуры разных народов, проживающих в Москве? 82,0/86,0 13,0/0,0 5,0/4,0

Удовлетворены ли Вы работой школы по воспитанию межэтнической толерантности учащихся? 31,0/64,0 65,0/33,0 4,0/3,0

Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок посещал внеклассные занятия, связанные с народными видами творчества? 67,0/80,0 12,0/10,0 21,0/10,0

Примечание: В числителе данные, полученные до эксперимента, в знаменателе - после эксперимента.

Из приведенных в таблице материалов следует, что до формирующего эксперимента подавляющее большинство родителей (67,0%) испытывали тревогу за ребенка из-за принадлежности его к другой национальности. В 80,0% ответов содержалось утверждение о низком уровне терпимости окружающих относительно другой национальности. Расширенное изучение детьми культуры разных народов, проживающих в г. Москва, считают целесообразным 82,0% опрошенных. Удовлетворенность работой школы по воспитанию межэтнической толерантности учащихся высказывала лишь треть анкетируемых. Желание, чтобы дети посещали внеклассные занятия, связанные с народными видами творчества, высказали 67,0% родителей.

По итогам опытно-экспериментальной работы количественные данные существенно изменились. Например, тревога родителей за своих детей уменьшилась на 27,0%, удовлетворенность работой школы по воспитанию межэтнической толерантности возросла до 64,0% (разница с первоначальными данными составила 33,0%). Участие школьников в разных видах внеклассных занятий, связанных с народным творчеством, поддержали 80,0% респондентов.

В ходе исследования родителям школьников было предложено ответить на вопрос «Удовлетворены ли Вы учебно-воспитательной работой школы по формированию межэтнической толерантности подростков?».

Результаты исследования на поставленный вопрос представлены в Таблице 16.

Таблица 16

Степень удовлетворенности родителей учебно-воспитательной работой школы по формированию межэтнической толерантности подростков

Степень удовлетворенности, %

Учебным процессом Внеклассной и внешкольной

Ответы работой

До После До После

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Необходимые знания 23,0 77,0 21,0 79,0

Развитие способностей 20,0 80,0 33,0 67,0

Обучение с учетом индивидуальности ребенка 21,0 79,0 27,0 63,0

Формирование жизненной позиции 19,0 81,0 19,0 81,0

Формирование культуры поведения 17,0 83,0 21,0 79,0

Как показал последующий анализ, подавляющее большинство родителей до формирующего эксперимента высказывали неудовлетворенность как учебным процессом, так и внеклассной и внешкольной деятельностью. После экспериментальной работы удовлетворенность необходимыми знаниями для своего ребенка высказали 77,0% респондентов (против 23,0% до начала эксперимента); развитием способностей детей удовлетворены 80,0% родителей (против 20,0% до эксперимента); формированием жизненной позиции ребенка удовлетворены 81,0% отвечавших на поставленный вопрос (против 19,0% до эксперимента), и т.д.

Такие изменения в ответах родительской общественности можно объяснить постановкой педагогической работы в школе на основе предложенной нами модели.

Блок «Учащиеся». Группа вопросов данного блока была связана с исследованием понимания учащимися проблемы межэтнической толерантности, их отношения к этнографическим и этнокультурным знаниям, идентификации с этнической группой, отношения к воспитательным мероприятиям школы, имеющим этнокультурную направленность и др.

В исследовании использовались методы анкетирования, интервьюирования, тестирования, наблюдения (включенного и косвенного) с участием педагогов и родителей, самооценки, экспертного оценивания.

В качестве диагностических методик, модифицированных к задачам исследования, использовались: тест этнической толерантности (М.Г. Герасимова); методика оценки степени идентификации с этнической группой (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова); тест отношений (Г.У. Солдатова); методика диагностики этнического самосознания (С.А. Трифонова); тест культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таунсед в адаптации Л. Почебут); методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); мотивационно-результативная методика (О.В. Дашкевич).

Обратимся к результатам проведенного исследования. В первую очередь нас интересовал вопрос понимания учащимися значения проблемы межэтнической толерантности. С этой целью использовался экспресс-опросник, содержащий вопросы:

Как ты понимаешь слово «толерантность»? Перечисли качества толерантной личности;

Почему толерантность особенно важна в межэтнических отношениях?

Испытывал ли ты на себе нетерпимое отношение со стороны сверстников по национальному признаку?

Испытывал ли ты на себе нетерпимое отношение со стороны взрослых по национальному признаку?

Считаешь ли ты себя толерантным?

Ответы на первые два вопроса оценивались по показателям «правильно» или «неправильно», а на следующие три - «да» или «нет».

Результаты анализа ответов учащихся на поставленные вопросы приведены в Таблице 17.

Таблица 17

Результаты анализа ответов учащихся на вопрос об отношении к проблеме

толерантности

Ответы учащихся, в % к общему числу

5-6 классы 7-8 классы

До После До После

Вопросы эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Как ты понимаешь слово

«толерантность»? Перечисли 25,0 75,0 31,0 69,0

качества толерантной

личности.

Почему толерантность необходима в 27,0 73,0 36,0 64,0

межэтнических отношениях?

Испытывал ли ты на себе

нетерпимое отношение со 64,0 36,0 67,0 33,0

стороны сверстников по

национальному признаку?

Считаешь ли ты себя 34,0 66,0 29,0 71,0

толерантным?

Как следует из материалов таблицы, до формирующего эксперимента лишь четвертая часть младших подростков могла правильно определить слово «толерантность». После эксперимента количество правильных ответов на первый вопрос возросло до 75,0%.

Количество учащихся 7-8 классов, правильно определивших термин «толерантность до формирующего эксперимента, составило 36,0%, а после окончания эксперимента это число увеличилось почти вдвое.

Правильные ответы на второй вопрос среди учащихся 5-6 классов до формирующего эксперимента составили 27,0%, а после эксперимента - 73,0%.

Аналогичная картина наблюдается и в ответах учеников 7-8 классов: до эксперимента - 36,0% правильных ответов, после эксперимента - 64,0%.

Нетерпимое отношение со стороны сверстников по национальному признаку до эксперимента испытывали 64,0% подростков 5-6 классов и 67,0% -7-8 классов. По окончании эксперимента показатели изменились: в первом случае разница составила 28,0% в сторону снижения, а во втором - 34,0%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирующий эксперимент оказал положительное влияние на отношение учащихся к проблеме межэтнической толерантности, на изменение культуры взаимодействия между учащимися и взрослыми.

Отношение учащихся к этнографическим и этнокультурным знаниям изучалось с помощью вопросов, которые требовали ответа - «да» или «нет»:

- Считаешь ли ты достаточными свои знания о национальном составе и культуре народов, проживающих в г. Москва?

- Считаешь ли ты необходимым знать историю и культуру народов, проживающих в г. Москва?

Результаты анализа ответов, полученных по итогам опроса, приведены в Таблице 18.

Таблица 18

Самооценка учащимися знаний о национальном составе и этнокультурном

многообразии города проживания

Утвердительные ответы учащихся, в % к общему числу

^"""Ответы 5-6 классы 7-8 классы

До После До После

Вопросы эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Считаешь ли ты

достаточными свои знания 29,0 71,0 31,0 69,0

о национальном составе и

культуре народов,

проживающих в г. Москва?

Считаешь ли ты

необходимым знать 31,0 69,0 36,0 64,0

историю и культуру

народов, проживающих в г. Москва?

Приведенные в таблице данные показывают, что среди учащихся 5-6 классов до формирующего эксперимента на первый вопрос утвердительные ответы дали 29,0% учащихся, а среди учеников 7-8 классов - 31,0%. По окончании эксперимента достаточность своих знаний отметили 71,0% младших подростков и 69,0% учащихся 7-8 классов.

Желание расширить знания об истории и этнокультурном многообразии своего города до эксперимента высказывали 31,0% школьников 5-6 классов и 36,0% - 7-8 классов. Формирующий эксперимент существенно изменил

количественные показатели - 69,0% подростков 5-6 классов и 64,0% учеников 78 классов высказались за расширение своих знаний об истории и этнокультурном многообразии города проживания.

В ходе исследования выявлялась степень идентификации учащихся с этнической группой. Для исследования использовался перечень утверждений, по которым респонденты должны были выразить свое согласие или несогласие. Результаты выполнения задания представлены в Таблице 19.

Таблица 19

Результаты исследования степени идентификации учащихся с этнической

группой

Ответы Ответы учащихся, в % к общему числу

5-6 классы 7-8 классы

Вопросы Согласен Не согласен Согласен Не согласен

Надо стремиться поддерживать обычаи, традиции и образ жизни 29,0/71,0 71,0/29,0 38,0/62,0 62,0/38,0

своего народа

В своих поступках не следует ориентироваться на национальные 41,0/30,0 59,0/70,0 33,0/67,0 67,0/33,0

интересы

Взаимопонимание в семье

совершенно не зависит от того, к 27,0/73,0 73,0/27,0 24,0/76,0 76/24,0

какой национальности принадлежат

члены данной семьи

Взаимопонимание в семье зависит от

национальности каждого ее члена 35,0/24,0 65,0/76,0 51,0/49,0 49,0/51,0

В жизни необходимо придерживаться опыта, выработанного в культуре 35,0/65,0 65,0/35,0 34,0/66,0 66,0/34,0

своего народа

В жизни необходимо жить только

своим умом, не оглядываясь на чей- 42,0/58,0 45,0/55,0 55,0/45,0 45,0/55,0

то опыт

Взаимопонимание между народами не зависит от того, какую религию 34,0/66,0 66,0/34,0 31,0/69,0 69,0/31,0

они исповедуют

Примечание: в числителе приведены данные, полученные до формирующего эксперимента, в знаменателе - после эксперимента.

Из приведенных материалов следует, что подавляющее большинство учащихся после формирующего эксперимента изменили свои суждения по всем предложенным для рассмотрения утверждениям. Согласие или несогласие в каждом конкретном случае в количественном выражении поменялось фактически на противоположное: так, если до формирующего эксперимента ответы участников исследования по показателю «не согласен» во всех суждениях преобладали, то по окончании эксперимента - в обеих группах увеличилась доля правильных ответов по показателю «согласен».

В ходе исследования изучалось понимание учащимися факторов, объединяющих людей одной национальности. С этой целью формулировалось задание: «Как ты думаешь, что больше всего объединяет людей одной национальности?». Выполнение задания предполагало ответы в виде конкретного примера. Оценивание проводилось по показателям: «Справились с заданием правильно» и «Не справились с заданием». Анализ полученных данных приведен в Таблице 20.

Таблица 20

Результаты анализа выполнения задания на понимание учащимися факторов, объединяющих людей одной национальности

Ответы учащихся, в % к общему числу

5-6 классы 7-8 классы

Показатели выполнения До После До После

задания эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Справились с заданием 17,0 67,0 21,0 70,0

правильно

Не справились с заданием 83,0 33,0 79,0 30,0

Результаты анализа выполнения учащимися предложенного задания показали следующее. До формирующего эксперимента правильно справились с заданием 17,0% учащихся 5-6 классов (не справились 83,0%) и 21,0% -7-8 классов (не справились 79,0%). По окончании эксперимента среди учащихся 5-6 классов правильно выполнено задание подавляющим большинством учащихся (67,0%), среди школьников 7-8 классов - 70,0%.

Полученные данные позволяют заключить, что реализованная в формирующем эксперименте модель воспитания межэтнической толерантности подростков оказалась вполне эффективной.

В ходе собеседования подросткам задавался вопрос: «Зависит ли твое отношение к товарищам по классу от их национальности?». В качестве предполагаемых ответов являлись утверждение «да» или отрицание «нет».

Как показало исследование, из общего числа опрошенных учащихся 5-6 классов до формирующего эксперимента дали утвердительные ответы 14,0% учеников, а среди учащихся 7-8 классов - 17,0%. По окончании формирующего эксперимента было проведено повторное собеседование с теми же учащимися. Количественные показатели на поставленный вопрос были сведены к нулю. Такой результат можно объяснить тем, что логика и содержание опытно -экспериментальной работы оказали позитивное влияние на самосознание учащихся.

До начала формирующего эксперимента и после него учащимся обеих групп предлагалось ответить на вопрос: «Знаком ли ты с историей и культурой своего народа?». Предположительными ответами на этот вопрос являлись: «знаком»; «частично»; «не знаком».

Результаты анализа выполненного учащимися задания отражены на Рисунке 7.

70 60 50 40 30 20 10

До эксперимента После До эксперимента После

уч-ся 5-6 кл эксперимента уч- уч-ся 7-8 кл эксперимента уч-ся 5-6 кл ся 7-8 кл

Знаком Частично I Не знаком

0

Рис. 7. Анализ ответов учащихся на вопрос о знании истории и культуры своего

народа (в %, к общему числу)

Из материалов рисунка следует, что до формирующего эксперимента ответы учащихся 5-6 классов по показателю «знаком» с историей и культурой своего народа находились на уровне 20,0%; по показателю «частично» - на уровне 35,0%; по показателю «не знаком» - на уровне 45,0%.

Среди старших подростков ответы учащихся распределились следующим образом: «знаком» - 40,0%; «частично» - 50,0%; «не знаком» - 10,0%.

Как следует из приведенных на рисунке данных, по окончании формирующего эксперимента в каждой группе показатели изменились.

В группе младших подростков по показателю «знаком» ответы составили 50,0%; по показателю «частично» - 40,0%; по показателю «не знаком» - 10,0%.

В группе старших подростков ответы учащихся по тем же показателям составили 55,0%, 40,0% и 5,0% соответственно.

«Приходилось ли тебе в жизни гордиться своей национальностью?». В качестве предполагаемых ответов должны были выступить утверждения «да» или «нет».

Как показал анализ ответов учащихся 5-6 классов, утвердительный ответ до эксперимента дали всего 19,0% опрошенных; 58,0% респондентов дали отрицательный ответ, а 23,0% - затруднились с ответом.

Среди старших подростков до формирующего эксперимента утвердительный ответ на поставленный вопрос был получен от 25,0% учащихся; столько же дали отрицательный ответ и 50,0% учащихся затруднились с ответом.

По окончании формирующего эксперимента на тот же вопрос ответы распределись следующим образом:

- 5-6 классы - дали утвердительный ответ - 54,0%; отрицательный ответ-21,0%; затруднились с ответом - 25,0% респондентов;

- 7-8 классы - утвердительный ответ дали - 54,0%; отрицательный ответ -20,0%; затруднились с ответом - 26,0% респондентов.

Такие результаты исследования мы объясняем позитивным влиянием реализованной в опытно-экспериментальной работе моделью воспитания межэтнической толерантности подростков.

Изучение характера значимости этнографических знаний осуществлялось среди учащихся обеих групп по следующим характеристикам:

1. Этнографические знания влияют на умение адаптироваться при общении с людьми другой культуры.

2. Влияют на собственный внутренний мир и культуру.

3. Влияют на учебу в школе.

Полученные в ходе анализа данные отражены на Рисунке 8.

Как следует из материалов рисунка, первую характеристику среди учащихся 5-6 классов после формирующего эксперимента выбрали 30,0% респондентов (против 25,0% до эксперимента); вторую характеристику выделили 10,0% младших подростков (против 20,0% до эксперимента); третью характеристику указали 60,0% (против 55,0% до эксперимента).

До эксперимента уч- После эксперимента До эксперимента уч- После эксперимента ся 5-6 кл уч-ся 5-6 кл ся 7-8 кл уч-ся 7-8 кл

Рис. 8. Анализ ответов учащихся о значимости этнографических знаний

Выбор старших подростков, отраженный на Рисунке 9, следующий: до эксперимента первую характеристику выбрали 35,0% школьников; вторую -25%; третью - 40,0%. После эксперимента данные оказались следующими: первую характеристику выбрали 55,0% респондентов; вторую - 40,0%, третью -5,0%.

Таким образом, как свидетельствуют представленные на рисунке данные, выбор учащихся 5-6 классов более всего ориентирован на влияние этнографических знаний на учебную деятельность, а старшие подростки связывают их влияние с общением с другими людьми и с внутренним миром человека.

В процессе исследования учащимся обеих групп предлагалось ответить на вопрос: «Есть ли в твоем классе ученики, к которым ты относишься нетерпимо по национальному признаку?». Вопрос предполагал ответы «да», «нет», «затрудняюсь ответить».

Результаты данного исследования отражены на Рисунке 9.

60

50

40

30

20

10

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.