Воспитание культурно-экологического сознания молодежи в русле традиций русской философской мысли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Новикова, Марина Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат культурологии Новикова, Марина Владимировна
Введение.
Глава 1. Научное наследие в системе глобальных проблем цивилизации.
1.1. Природа и культура: подход к проблеме в культурологических учениях представителей разных школ и направлений.
1.2. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания.
Глава 2. Формирование новой культурно-экологической парадигмы.
2.1. Образование как элемент культуры.
2.2. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики.
2.3. Система охраняемых природных территорий как сакральных пространств и воспитание экологической культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников: этнопедагогический аспект2006 год, доктор педагогических наук Хусаинов, Заудет Абдуллович
Духовность человека в контексте экологической культуры2006 год, кандидат философских наук Черникова, Наталья Алексеевна
Экологическая картина мира в культуре современного информационного общества2009 год, доктор философских наук Колосова, Ольга Юрьевна
Экологическая этика в системе профессиональной подготовки учителя2003 год, кандидат педагогических наук Шмаль, Мери Васильевна
Формирование экологического сознания сельских школьников2000 год, кандидат педагогических наук Григорьева, Любовь Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание культурно-экологического сознания молодежи в русле традиций русской философской мысли»
В условиях нарастания кризиса современной технократической цивилизации несомненную актуальность приобретает проблема отношения человека к природе. В обществе назрела необходимость пересмотреть позицию потребительского использования природных богатств и перейти к разумному, ответственному, творческому взаимодействию с природой.
Положение, согласно которому природа и культура -взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия, -влечет следующее: состояние природы на данном этапе развития человеческого общества напрямую связано с уровнем его духовного развития. Поэтому стратегически верным представляется проследить взаимосвязь кризиса цивилизации с усилением в современном обществе поляризации духовности и антидуховности. Причем, если деструктивные явления исследованы в научной литературе весьма подробно, то позитивная тенденция изучена еще недостаточно. Преображение природы зависит в том числе и от просветительской работы. Важной ее частью призваны быть соответствующие образовательные программы. Эти программы, наряду с такими факторами, как участие семьи, различных общественных организаций, включая церковь, - чье влияние на формирование ответственного самосознания личности трудно переоценить, - позволяют воспитать личность, обладающую нравственно ответственным самосознанием. Оно в свою очередь является источником «грамотного природопользования», при котором взаимодействие человека и природы получает поистине творческий характер, проявляясь как гармоническое взаимодействие, а не хищническое использование. С этой точки зрения, особую актуальность приобретает изучение наследия русской философии первой трети XX века. Именно ее представители впервые выдвинули концепцию, которую можно отнести к компетенции современной философии культуры. Далеко не последнее место в работах этих авторов отводилось теме экологического сознания как проекции духовного состояния личности и общества.
Согласно отечественной философской традиции, отношение к природе носит в культуре характер интенции. Оно напрямую связанно с динамикой становления самосознания личности. Последнее утверждение затрагивает и учебно-воспитательный процесс. Актуальность формирования нравственно-экологического сознания можно рассматривать под углом зрения формирования общей культуры; либо анализировать конкретные методики, которые реализуются в рамках того или иного образовательного проекта. Среди таких методик -программа непрерывного гуманитарного (в том числе экологического) образования (проект ГАСК), особо выделенная в данной работе как составляющая объекта исследования.
Целью исследования является анализ экологических аспектов русских философско-педагогических концепций первой трети XX столетия в качестве методологического основания исследования проблемы формирования качеств экологически безопасной личности у подрастающих поколений. Анализ трудов русских мыслителей позволяет выделить черты личности, определяющие готовность человека к безопасному взаимодействию с окружающей средой: сострадание, способность проявлять терпимость к иному бытию и иному мнению, убежденность в необходимости экологической деятельности и др. Обзор философско-экологических и педагогических концепций дает возможность увидеть в них прообраз современных идей экологически безопасного преобразования природы и выявить, проанализировать взаимосвязи между экологией и культурой, культурой и воспитанием, раскрыть сущностные особенности человека в свете экологических представлений. Взаимовлияние природы и человека необходимо учитывать при организации воспитательного процесса. Исходя из этого поставлены задачи:
- выявление особенностей русских философско-педагогических концепций;
- раскрытие соотношения экологических ориентиров как в различных сферах, так и в процессе исторического развития русской культуры;
- определение места и роли экологического мышления в структуре общественного и личностного сознания;
- выявление места и значения экологической культуры в целостном взгляде на культуру;
- характеристика роли экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности как приоритетного направления современного образования;
- определение типичных модернизационных экологических проблем, связанных с организованным освоением и использованием социокультурного опыта, места нравственных идей в их решении;
- освещение значимости применения концепции непрерывного гуманитарного образования при формировании культурно-экологического сознания;
- выделение связей между культурно-экологическими запросами социума и нравственно-экологическим сознанием личности;
- использование интеграционного подхода в методологии анализа проблемы и в характеристике динамики экокультурных навыков в хронологическом аспекте.
Объектом диссертационной работы является педагогический аспект философско-экологического сознания представителей современной русской культурологии, основы которым определили положения философии «всеединства» и нравственно-экологические идеи русских космистов и других представителей русской философии начала XX в. Предметом исследования избраны совокупность положений русских философов, выделявших эколого-воспитательную проблему как отдельную тему в своих поисках и составивших теоретическую основу необходимости воспитания культурно-экологического сознания молодежи как формирования особых, эколого-нравственных аспектов ценностей.
Основу методологии составляет междисциплинарный и системный подходы, характеризующие культурологическое знание. Данный аспект анализа предполагает сочетание и интеграцию частных методологий культурологии, философии, психологии, педагогики и экологии. Наряду с этим, определение особенностей культурно-экологического воспитания в социокультурном пространственно требовало учета отдельных методов психологических наук.
При выявлении истоков и причин анализируемых феноменов был применен историко-генетический метод.
При разработке отдельных аспектов темы диссертант опирался на труды отечественных культурологов, философов, историков, экологов, психологов М.Н. Громова, И.К. Кучмаевой, А.С. Панарина, В.Н. Расторгуева, JI.A. Сугай, А.В. Сухарева, В.И. Шамшурина, А.В. Шестопала и других.
В структуру источниковедческой базы вошли в качестве основных источников труды Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, П.А. Флоренского, занимавшихся с конца XIX века, наряду с другими вопросами, выявлением духовно-нравственных корней экологических проблем, а также исследования философии второй половины XIX — первой трети XX века (включая советский период), — Г.П. Аксенова, Н.К. Анохиной, А.А. Галакгионова, В.В. Зеньковского, В.П. Казначеева, М.А. Кузнецова, Б.В. Яковенко, A.JI. Яшнина, Ф.Т. Яншина и др. Особое место в источниковедческой базе диссертанта занимают труды отечественных специалистов в данной области, опубликованные материалы докладов, конференций по данной теме, периодические издания 90-х гг. XX в.
Среди новейших исследований в данной области следует отметить труды Е.Д. Жуковой, А.В. Олексина, Г.В. Платонова, А.В. Толстоухова, М.М. Тяптиргянова, Ю.Р. Фурманова и др. (рассмотрение эколого-гуманистических регулятивов); С.Н. Глазачева, М.Н. Мамедова, Е.В. Никоноровой (разработка темы соотношения экологии и культуры); Н.А. Агаджаняна, В.П. Алексеева, В.А. Вронского, В.И. Торшина, И.Б. Ушакова (исследование экологии человека). Следует также выделить появление концепции непрерывного экологического образования в работах Л.И. Андреевой, А.А. Вербицкого, А.Т. Зверева, К.Г. Зверевой, В.М. Назаренко и др. Для данной работы представляет интерес публикация Л.А. Зятевой о философско-педагогических воззрениях отечественных ученых на проблему экологического воспитания. Особое внимание в них уделяется таким значимым понятиям, как "концепция экологической безопасности России", "воспитание экологически безопасной личности". На основе обобщения новых данных появляются теоретические разработки в области экологии в трудах В.И. Коробкина, Н.М. Мамедова, Д.П. Никитина, Л.В. Предельского, В.Н. Расторгуева, В.А. Ситарова, И.Т. Суравегиной. Необходимо выделить работу1 Д.С. Лихачева, где говорится об экологии как нравственной проблеме. Большую ценность также представляют исследования проблем глобальной экологии, проведенные Е.В. Большаковым, М.И. Будыко, Н.П. Ващекиным, В.И. Даниловым-Даниляном, О.Л. Кузнецовым, П.Г. Кузнецовым, К.С. Лосевым, Н.Н. Моисеевым, А. Неклесса, А.А.
1 Лихачев Д.С. Экология - проблема нравственная // Наше наследие. - 1991. - № 1. - С.З.
Никаноровым, И.Р. Пригожиным, А.Д. Урсул ом, С.А. Ушаковым, Г.А. Ягодиным и др. Наряду с перечисленными авторами, нельзя не упомянуть таких ученых, как А.А. Алдашев, Г.В. Буковская, Р.А. Бурханов, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, М. Калинникова, В.И. Медведев, З.И. Равкин, Г.С. Смирнов, Д.Л. Теплов, Е.В. Титов, Н.Е. Щуркова, посвятивших ряд трудов экологическому воспитанию и новым ценностным ориентирам. Особый интерес также представляют изыскания в данной сфере работников заповедников: В.Е. Борейко, В.В. Дежкина, Н.М. Забелиной, П.О. Завьялова, Н.А. Юдиной.
Комплексный анализ состояния окружающей среды привел специалистов разных областей знания к заключению о том, что экологический кризис, по сути своей, носит мировоззренческий, духовно-нравственный характер. Это означает, что и выход из него следует связывать, прежде всего, с искоренением у современной молодежи представлений о безмерных богатствах природы и о человеке как ее покорителе; с преодолением восприятия природы как исключительно утилитарной ценности. Сегодня важно донести до подрастающего поколения ту мысль, что каждый человек связан с природой незримой нитью и находится в полной зависимости от нее. Причем не только биологически, но и духовно. Он учится у нее гармонии, ритму, симметрии, целесообразности и т.п. Окружающий мир для людей — объект постоянной заботы, и за его благополучие каждый человек несет персональную ответственность.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые поставлена задача на основе установок русской философской мысли первой трети XX века обосновать конкретную образовательную программу в рамках культурологического проекта о непрерывном гуманитарном образовании ГАСК. Реализация данной программы открывает один из путей к возрождению российской культуры. Ее аксиологическая база включает в себя, в том числе, идеи русских философов о сохранении «культурного слоя» жизни на Земле.
Предпринятый в диссертации анализ проблем образования на фоне глобальных проблем современной цивилизации, их соотнесение с ценностными ориентирами современной культуры актуализируют философское и педагогическое осмысление образовательных программ, а также разделов философии образования и культурологии образования (как относительно новых для России).
В исследовании показано, что формирование экологического сознания обусловлено духовно-нравственным уровнем подрастающего поколения, и в то же время призвано работать над тем, чтобы этот уровень постоянно поднимался.
В работе приводятся конкретные примеры эколого-воспитательных программ и методик, успешно применяемых в рамках образовательного проекта ГАСК. Анализ таких программ выявил ряд общих проблем, связанных с их практическим применением. В связи с этим особую актуальность получает рассмотренный в диссертации аспект взаимосвязи общих положений, сформулированных в русской философии, конкретных образовательных программ и методик, составленных на основе идей, а также действенная реализация данного комплекса в процессе реального освоения школьниками и студентами всего богатства культурных достижений современности.
Результаты исследования позволяют включить в систему современного непрерывного образования культурно-экологические программы получившие как теоретическое, философско-педагогическое, так и практическое обоснование.
Анализ интеграции философских, культурологических, экологических и психологических аспектов проблемы, предложенный автором диссертации, может быть использован при чтении спецкурса в рамках существующих программ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Концепция экологического воспитания и образования опирается на научный анализ реальности и общие положения философского характера, которые формируются как результат обширных исследований специалистов самого разного профиля. В конце XIX — начале XX вв. в отечественной школе начал складываться прогрессивный опыт организации взаимодействия детей с природой и формирования бережного к ней отношения. Причем человек и природные явления воспринимались в русской педагогической и философской традиции как проявления единого начала, равноправные создания Творца. Данный подход становится все более определяющим и в современном экологическом образовании. Поэтому философско-педагогическое наследие конца XIX — начала XX вв. составило методологическую основу развития идей формирования экологически безопасной личности подростка.
2. Экологическое воспитание следует рассматривать в рамках социокультурного контекста, ибо характер взаимодействия человека с окружающей его природой и социальной средой всегда отражает тот тип культуры, носителем которого он является. Поэтому без изменения в культуре природопользования нельзя надеяться на позитивные изменения в экосфере. Культура — это та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в ее основании лежат см ыслообразующие ценности.
3. Развивая идеи непрерывного гуманитарного образования в плане введения в его структуру экологического компонента, необходимо четко обозначить роль и место экологического воспитания как неотъемлемой части формирования духовно и нравственно здоровой социально активной личности.
Основные результаты и некоторые частные вопросы диссертационного исследования опубликованы в статьях, а также представлены в выступлении с тезисами по теме «Экологическое сознание как проблема современной социологии (традиции русского космизма contra постмодернизм)» на «круглом столе» «Социология постмодерна» на II Всероссийском социологическом конгрессе, проходившем 2 октября 2003 года. Отдельные положения работы составили основу спецкурса «Цивилизация, культура, экология», который автор диссертации читает студентам факультета культурологии.
Ряд материалов, представленных в диссертации, активно используются в образовательном процессе. Основываясь на концепцию Государственной академии славянской культуры о непрерывном гуманитарном образовании (проект ГАСК), была разработана программа проведения культурно-экологических практик с учащимися Московской средней общеобразовательной школы № 1316 с этнокультурным русским компонентом образования при ГАСК и студентами ГАСК совместно с Государственными заповедниками Российской Федерации.
- 1999 г. Проведение летней культурно-экологической практики совместно с Дарвинским заповедником;
- 2000 г. Проведение летней культурно-экологической практики совместно с Приокско-Террасным заповедником;
- 2000 г. Проведение зимней культурно-экологической практики совместно с Звенигородской биостанцией МГУ;
- 2001 г. Проведение летней культурно-экологической практики совместно с Беломорской биологической станцией им. Н.А. Перцова (ББС) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ);
- 2002 г. Проведение летней культурно-экологической практики совместно с Центрально-лесным государственным природным биосферным заповедником;
- 2003 г. Проведение летней культурно-экологической практики совместно с Государственным заповедником «Денежкин Камень».
В соответствии с целью, объектом и предметом диссертационного исследования определены его объем и структура. Диссертация состоит из введения; двух глав, в которых разработаны основные положения исследования; заключения; библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Эколого-эстетическое воспитание молодежи в европейской и отечественной педагогике2006 год, доктор педагогических наук Шульженко, Александра Кузьминична
Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе: На материале пед. анализа соврем. экол. воззрений в Германии1998 год, кандидат педагогических наук Шульженко, Александра Кузьминична
Экологический императив в культуре информационного общества2003 год, кандидат философских наук Колосова, Ольга Юрьевна
Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников: На материале республики Калмыкия2000 год, кандидат педагогических наук Мургаева, Светлана Ивановна
Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия2002 год, кандидат философских наук Агаркова, Елена Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Новикова, Марина Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное общество оказалось перед серьезным выбором: сохранить господство над природой или корректировать свою деятельность в соответствии с ее возможностями. В первом случае, по мнению специалистов, неизбежна экологическая катастрофа; а во втором — возможно сохранение биосферы в пригодном для жизни состоянии. Для последнего необходима перестройка шкалы ценностей, как в материальной, так и в духовной культуре, и в экологической культуре. Построить новую систему ценностей, способствующую совместной эволюции человека, общества и природы, можно лишь только на основе их диалога через прочтение, осмысление и творческое освоение великих текстов культуры, через «проникновение в тайну превращения природы в тексты культуры»40. В целом можно утверждать, что современное общественное развитие немыслимо без развития экологического сознания, которое требует действенных форм своей реализации в общественной практике.
Экология становится одним из важных направлений научной мысли XXI в. Ее классическое определение как науки о взаимосвязях, взаимозависимостях и взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой расширяется. В неё особым образом включается проблема соотношения человека и природы. Тем самым экология приобретает более высокий уровень,
40 Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. -М., 1999. - С.2. требующий интеграции философии, науки, искусства и практической деятельности. Экологическая культура становится одним из значимых параметров современной цивилизации.
В наши дни меняется понятие гуманизма, который начинает осознаваться не только как форма отношений между людьми, но и как форма отношения общества к природе. В соответствии с экологической этикой жизнь и все, что ей помогает и что ее воспроизводит, становится абсолютной ценностью. Такая трансформация понятий способствует рождению новой экогуманной системы ценностей, учитывающей не только единство всех людей, но и их неразрывную связь с природой.
Культура превращается из средства обособления общества от природы в средство их единения. От того, насколько успешно будет идти экологизация культуры, зависит выживание человека на Земле. Более того, от того, насколько экологизация охватит культуру, зависит не только выживание, но и спасение. Таким образом, интеграция в ^ экологии знаний о закономерностях развития природных экосистем, социальных процессов и социоприродных систем обеспечивает ей роль арбитра во взаимоотношениях природы и общества и внутри общества.
При таком подходе воспитание включает в себя и социализацию, и образование. Образно говоря, оно несет ответственность за духовное содержание личности, индивидуальности; социализация — за успешную интеграцию человека в общество; образование — за качество процесса и результат сотворения личности из индивида. Современные экологические представления о человеке позволяют рассматривать его как «совокупность личностно-общественных отношений и взаимодействий индивида со всеми Ф экосистемами, включая космос, природу, социум и собственный внутренний мир, в которых он так или иначе задействован и активно самопроявляется» 41.
Установление взаимосвязей между экологией и культурой, культурой и воспитанием, определение сущности человека в свете экологических представлений позволяют диссертанту сделать вывод о том, что целью воспитания, которое должно быть экологичным (как целостность, а не как одно из направлений — экологическое воспитание), является освоение, усвоение, присвоение культуры. Воспитание лишь тогда является экологичным, когда способствует не только вхождению, интеграции юного человека в социум, но и помогает ему овладеть умением жить в гармонии с природой и самим собой. Усвоение традиций русской философской мысли, которая еще на заре становления экологической проблематики дала поразительно точную оценку имевшим место тенденциям во взаимоотношениях человека и природы, показала их роль и значение в динамичном развитии современной культуры.
Концепция экологического воспитания, его содержание и методы образования основываются на методологическом положении о коэволюции системы «природа и общество», т.е. о согласованном их развитии, о взаимосвязи и взаимозависимости. Взаимодействие с природой — необходимое условие и предпосылка становления, функционирования и развития общества, цивилизации, что в конечном счете определяет ведущую роль экологического воспитания как одного из важных условий проявления этой взаимосвязи, влияющего на изменения экологической обстановки в мире. Экологическое воспитание рассматривается в контексте экологической культуры. Опираясь на философские положения о взаимодействии человека, общества и природы, а также
41 Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Рязань, 1999. - С. 1 природы и культуры, сущность экологического воспитания определится как процесс, направленный на формирование экологического сознания, включающего такие ключевые категории, как мировоззрение, отношения, ценности, поведение. Экологическое воспитание — это социокультурный феномен, педагогическая интерпретация которого способствует свободному развитию интеллектуальной и духовной сферы молодежи в микро- и макросреде его обитания, формированию у них научного мировоззрения, опыта социальных отношений и системы ценностей во взаимоотношениях с природой, окружающей средой и людьми, что ориентирует на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящего и будущих поколений. Целью и конечным результатом экологического воспитания является сформированная эколого-мировоззренческая позиция.
На основании изложенного обоснована главная задача воспитания экологического сознания - выработка у человека творческих принципов мышления, которые позволяли бы ему самому ставить цели, отражающие реальное взаимоотношение человека и природы в динамике их развития, а также реализовывать эти цели, используя весь объем имеющихся знаний, богатство духовного мира человека и научно-технических достижений современного человечества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Новикова, Марина Владимировна, 2004 год
1. Адаменко A.M. Традиции отечественной научной мысли в экологическом образовании // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Новосибирск, 1995. - 167 с.
2. Аксенов Г.П. Вернадский. М.: Соратник, 1994. - 544 с. - (Серия избранных биографий).
3. Акции экологического движения: руководство к действию /Пер. Аксенова О.В., Отв. ред. И.А. Халий. М., 1996. - 315 е.: ил.
4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Учебное пособие/ Междунар. эколого-политол.ун-т. М.:МНЭПУ, 1998. - 230 с.
5. Алпатьев A.M. Развитие, преобразование и охрана природной среды: Проблемы, аспекты. Л.: Наука, 1983. - 240 с.
6. Андреева Л.И. Интегративная система непрерывного экологического образования: концепция технологии обучения // Вестн. Самар. техн. ун-та. 1995. - № 3 - С.50-56.
7. Андреева Т.В. Преемственность экологического образования // Экология и окружающая среда: Тез. докл. 2-й Междунар. практ. конф. Пермь. - 1995. - 4.5 - С.9.
8. Анохина Н.К. Социокультурные аспекты научного творчества В.И. Вернадского: Монография / СибГИУ. Новокузнецк, 2002. -171 с.
9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX вв / Вступ. ст., биогр. очерки, сост. и коммент. П.А. Лебедева. М.:Педагогика, 1990. - 603 с. - (Антология педагогической мысли народов СССР).
10. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т.1.- М.: Искусство, 1994. 542 с. - (Серия «Русская философия XX века»).
11. З.Бердяев Н.А. Человек и машина: Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии. 1989. - № 2. -С.143-162.
12. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. -285 с.
13. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.:Терра-Кн. клуб: Республика, 1998. - 382 с.
14. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы. М.: Феникс: ХДС-пресс, 1991. - 81 с.
15. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Московский психол.-социал. ин-т: Флинта, 1999. - 310 с.
16. Н. Бердяев о русской философии / Сост., вступ. ст. и примеч. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. -4.1. Свердловск: Изд-во Урал. Унта, 1991.-287 с.
17. Бердяев Н.А. Русская идея- Харьков: Фолио, 1999. 397 с. -(Мастера. Философия).
18. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику // Сер.: Охрана дикой природы. Киев, 1999. - 204 с.
19. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. - 327 с.
20. Буковская Г.В. Воспитание экологической культуры в системе туристско-краеведческой деятельности // Педагогика. 2002. - № 5.- С. 48-51.
21. Вайнер (Уинер) Д.Р. Экология в Советской России: Пер. с англ. / Послесл. и ред. Ф.Р. Штильмарка. М.: Прогресс, 1991. - 400 с.
22. Ващекин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Экология. Учеб. пособие. -М.:МГУК, 2001.-304 с.
23. Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся IX класса. -М.: НПЦ «Экология и образование», 1992. 156 е.: ил.
24. Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. М.: Наука, 1997.- 364 с. - (Библиотека трудов академика В.И. Вернадского).
25. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М: Наука, 1988.-520 с.
26. Вернадский В.И. Автотрофность человечества // Русский космизм. Антология философской мысли. М, 1993. - 368 с.
27. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера/ Отв. ред. Соколов Б.С., Ярошевский А.А. М.: Наука, 1989. - 258 с.
28. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.-270 с.
29. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм./ Сост. Семенова С.Г., Грачева А.Г. М.:Педагогика-пресс, 1993. -368 с. - (Антология философской мысли).
30. Вернадский В.И. Размышления натуралиста // Кн. 2. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1977. -163 с.
31. В.И. Вернадский: PRO ЕТ CONTRA. Антология литературы о
32. B.И. Вернадском за сто лет (1898-1998) / Под ред.Яшнина А.Л., Сост. JIano А.В. СПб.: Изд-во Рус. христ. гум. ун-та, 2000. - 871 с. - (Русский путь).
33. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. Ростов н/Дону: Феникс, 1999. - 572 с.
34. Вронский В.А., Саламаха И.Н. Экология и здоровье населения промышленных городов // Экология человека. 2001. - № 3.1. C.12-14.
35. Вронский В.А. Экология человека на рубеже веков // Биология в школе. 2003. - № 3. - С. 5-8.
36. Вронский В.А. Экологические последствия разрушения озонового слоя Земли // География в школе. 2003. - № 7. - С. 16-22.
37. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. Л: Изд-во «Наука» Ленинградское отделение, 1970. - 652 с.
38. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв.- 2-е издание, исправл. и доп. Л: Изд-во Ленинградского университета, 1989. - 744 с.
39. Гамбург Д.Ю. Экология: восхождение к разуму // Химия в школе.- 1995. -№ 3 С.5-9.
40. Герцен А.И. Письма об изучении природы // Соч. В 9 т. Т.2. -М.:Худ. лит., 1965.- 305 с.
41. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
42. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. -М.:Горизонт, 1999. 100 с.
43. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы /Под ред. Алексеева С.В. СПб., 1996. - 94 с.
44. Глобальные проблемы социального развития: (Социально-философские аспекты) / Отв. ред. Урсул А.Д. Кишинев, 1988. -181 с.
45. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование. 2003. -№ 3. - С. 248-254.
46. Горелов А.А. Экология. Курс лекций. М.: Центр, 2000. - 240 с.
47. Григорьев Л.И. Обучение экологии это требование времени // Наука и образование. - 1996. - № 4 - С. 19-20.
48. Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1999. - 288 с.
49. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. М., 1998.-384 с.
50. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция / Традиция в истории культуры. - М., 1978. - 57 с.
51. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Дону: Изд-во Ростовского университета, 1979. - 264 с.
52. Данилов Данилян В.И., Лосев К.С. Глобальный экологический вызов - главный вызов XXI века // Практична фшософ1я. - 2001. -№ 2. - С. 175-197.
53. Дежкин В.В., Борейко В.Е. и др. Заповедная природа: для нас и потомков. М.: ЛОГАТА, 2000. - 176 с.
54. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. 2002. - № 10. - С. 5156.
55. Демьянчик В.Т., Демьянчик М.Г. Возможности активных форм экологического образования в решении проблем малой экологии // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. Минск. - 1992. - С.112-115.
56. Ермолаев В.Е. Сб. обзоров. Экологическая интуиция в русской культуре. М.: РАН ИНИОН, 1992. - 115с.
57. Жадин Е.А. Озоновые дыры: новый взгляд // Экология и жизнь. -1999.-№4с. 41-43.
58. Жизнь Земли. Природа и общество: Сб. науч. тр./ Под ред. С.А. Ушакова. М.: Изд-во МГУ, 1993.-188 с.
59. Жукова Л.П. К вопросу об экологическом воспитании учащейся молодежи // Современные проблемы окружающей среды: Тез. Всесоюз. науч.-конф., 18-20 дек., 1990. Новосибирск. - 1990. -4.2 -С.250-252.
60. Завьялов П.О. и др. Экспедиция на Арал: первые результаты // Наука и жизнь. 2003. - № 4. - С. 14-15.
61. Зайцева A.M. О создании системы непрерывного экологического обучения и воспитания // Природные ресурсы Воронежской области, их воспроизводство, мониторинг и охрана. Воронеж. -1995.-С. 234-238.
62. Заповедники и национальные парки России / Авт.-сост.: Н.М. Забелина и др. М.: ЛОГАТА, 1998. - 160 с.
63. Заповедными тропами: Пособие для учащихся / Т.А. Адольф, М.И. Давыдова, В.А. Кошевой и др.; Под ред. Т.А. Адольф. М.: Просвещение, 1980. - 192 е.: ил.
64. Зверев А.Т., Зверева К.Г. Апробированная модель системы непрерывного экологического образования и воспитания школьников / В сб. VI межд. конф. по экол. образ. М: Изд-во МНЭПУ, 2000.-С. 55-57.
65. Зверев А.Т. Экология: Учебник для 6-8 классов средней школы / А.Т. Зверев. М.: Изд-во МИИГАиК, 1997.-160 е.: ил. - 60.
66. Зверев А.Т. и др. Экология: Сборник задач и упражнений для 6-8 классов средней школы / А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева, В.А. Малинников, Н.Н. Попов. М.: Изд-во МИИГАиК, 1996. - 200 е.: ил.
67. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования: Материалы I Московской научно-практической конференции понепрерывному экологическому образованию. М., 1997. - С.27-36.
68. Зеньковский В.В. История русской философии. В2 ч. 4.1 -М.: Академический проект, Раритет. 2001 - 880 с.
69. Зятева JI.A. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания // Педагогика. 2002. - № 7. - С. 32-40.
70. История русской философии: Учеб. пос. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. - 639 с.
71. Казначеев В.П., Яншина Ф.Т. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы и экология человека. М.: Знание, 1986. - 48 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Науки о Земле», 3).
72. Калинникова М. Экологизация важнейшая инновация // Высшее образование в России. - 2003. -№ 1. - С. 84-86.
73. Карлов Н., Кудрявцев Н. Ноосфера образования. Область удаленного доступа к знаниям // «Alma Mater» "Вестник высшей школы". 2001. -№ 3. - С. 13-14.
74. Карпенков С.Х. Роль естественно-научных и религиозных знаний в современном мировоззрении // «Alma Mater» "Вестник высшей школы". 2000. -№ 6. - С. 13-20.
75. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания. Учебник для вузов. Изд. 5-е. - М.: Высшая школа, 2003. - 488 с.
76. Картамышева Н.В. Экологическое образование: социально-философский анализ проблемы // Международный экологический форум «Современные экологические проблемы провинции». -Курск.-1995.-С. 119-120.
77. Касимов Н.С. Экологическое образование // Вест. высш. шк.- М., 1992.-№10-12.-С. 61-63.
78. Ковалев В.М. Гуманитарная география России. М.: JIA «Варяг», 1995. - 448 с.
79. Конференция «Философия экологического образования»: (Обращение участников конференции к россиянам, Парламенту и Правительству РФ) // Вопросы философии. 1996. - № 8. - С.137-139.
80. Коптюг В.А. Конвенция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Информационный обзор. -Новосибирск, 1992. 11 с.
81. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2003. - 575 с.
82. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 576 с.
83. Кузнецов О.Л. Кузнецов П.Г., Большаков Е.В. Система общество природа - человек: Устойчивое развитие. - М.: Дубна, 2001. -616 с.
84. Культура и природа древнего города / Под ред. Васильева Т.В. -М.: Геос, 1998. 252 с.
85. Культура и образование: Сб. статей. Вып. 1./ Башк. пед. ин-т -Уфа, 1999. 128 с.
86. Культура и образование: Тезисы регион, науч.-теорет. конф. асп. и студ., Нижневартовск, 5-6 мая 1995 г./ Ота. Ред. Бурханов Р.А. -Нижневартовск: НПИ. 1995. - 143 с.
87. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т.Т.1. / Гл. ред., сост. Левит С.Я. СПб: Университетская книга, 1998. - 447 с.
88. Культурология. Курс лекций / Под ред. Радугина А.А. М.: Изд-во «Центр», 1997.-304 с.
89. Кутырев В.А. Ноосфера: слепые надежды или тревоги здравого смысла? // Социум. 1990. - № 2. - С. 107.
90. Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере // Природа. 1990. - № 11. - С. 3-11.
91. Кухаренко Е.М. Ценностные ориентиры в структуре экологического образования // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. Минск. - 1992. - С.30-31.
92. Левинас Э. Философское определение идеи культуры //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. -89 с.
93. Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. - № 1. - С. 40-44.
94. Лихачев Д.С. Экология проблема нравственная // Наше наследие. - 1991. - № 1. - С. 3-7.
95. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Космосинформ, 2001. - 399 с.
96. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. 559 с. - (Библиотека философа).
97. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. -М.: «МДС», 1998. -272 е.: ил.
98. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. -М.:РЭФИА, 1996. 151 с.
99. Мамедов Н.М. Экологическая культура // Экологическое обр-е: концепции и методические подходы. М.:РЭФИА, 1996. -С. 10-23.
100. Маркина Н. Вслед за уходящим морем // Наука и жизнь. -2003. № 4. - С.10-13.
101. Маслов В.А., Гурнашева Н.В. Словарик юного эколога / Приложение к калужской областной газете «Час пик». Обнинск, 1993.-32 с.
102. Материалы конференции «Инженерная защита окружающей среды», Москва, 16-18 мая 2001 г.
103. Материалы научной сессии, посвященной 130-летию со дня рождения В.И. Вернадского. Март 1993 г. М.: Луч, 1994. - 228 с.
104. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
105. Межгосударственная конференция «Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации», 2325 мая 2001 г. Доклады. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2001.-468 с.
106. Миллер Т. Спешите спасти планету. В 2-х ч. Ч. II: Пер. с англ./ Под ред. Ягодина Г.А. М.: «Прогресс - Пангея», 1994. -336 с.
107. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. М.: МНЭПУ, 1997.-256 с.
108. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М.: МНЭПУ, 1995. 138 с.
109. Моисеев Н.Н. Кризис современного образования // Наука и жизнь. -1998. № 6. -С.2-8.
110. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.-351с.
111. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. Проблемы формализации описания / АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1982.-240 с.
112. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.
113. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИКАМ, 1996.-217 с.
114. Морозов В.И., Церцек Н.Ф. Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата // География в школе. -2002.-№7.-С. 3-7.
115. Мы изучаем лес. Составитель В.А. Самкова/ Под ред. И.Т. Суравегиной. -М.: Центр «Экология и образование», 1993. - 112 е., ил.
116. Назаренко В.М. Модели обучения и экологического образования: Материалы 2-й научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М., 1996. -С.83-88.
117. Научное и социальное значение деятельности В.И. Вернадского / Сб. н. тр. JL: Наука, 1989. - 415 с.
118. Национальная стратегия экологического образования в России // Зеленый мир. 2000. - № 11-12. - С.8-13.
119. Непрерывное экологическое образование: опыт, практика, проблемы: Материалы конф. Пенза. - 1995. - 85 с.
120. Никаноров A.M., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учебное пособие. М.: Изд-во ПРИОР, 2000. - 286 с.
121. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. М.: Высшая школа, 1980. - 422 с.
122. Никонорова Е.В. Экология и культура. М.: РАГС, 1996. -94с.
123. Новая парадигма развития России в XXI веке. (Комплексные исследования проблем устойчивого развития.) / Под ред. Коптюг В.А. М.: Academia, 1999. - 459 с.
124. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие. М.: ФАИР-пресс. - 2000. - 320 с.
125. Новые организационные формы непрерывного экологического образования // Тезисы докладов научно-методической конференции / Под ред. Алексеева С.В. СПб., 1996. - С.72-84.
126. Обухов А. Человек в гармонии с природой // Народное образование. -2003. -№ 3. С. 185-191.
127. Олексин А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопросы философии. 1992. -№11.- С.14-21.
128. Осаченко Ю.С. Эколого-культурологический аспект в проектировании образовательных стратегий // Образование и наука: современные стратегии развития: Межвуз. темат. сб. ст. и материалов. Томск. - 1996. - С.89-91.
129. Первая глобальная революция: Доклад Римского клуба/ Пер. с ан. яз. Кинг А., Шнайдер Б. М.: Прогресс, 1991. - 344 с.
130. Платонов Г.В., Тяптиргянов М.М. Эколого-гуманистические регулятивы сохранения биотического разнообразия // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.7 Философия. 2003. № 5. - С. 22-35.
131. Программа действий «Повестка дня на XXI век» и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении / Сост. Майкл Китинг. Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993. - 70 с.
132. Программно-методологические материалы: Экология. 5-11 кл. / Сост. В.Н. Кузнецов. М.: Дрофа, 1998. - 160 с.
133. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. -1995.- № 5. С.5-15.
134. Расторгуев В.Н. Среда пребывания: принципы информационной политики // Экологическая адаптация общества на постсоветском пространстве. М., 2000.
135. Расторгуев В.Н. Образование становление человека, народа, государства ( о перспективах построения государственной стратегии образования в современной России) // Церковь и общество. - М., 1998, № 4.
136. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т. Т.2. Ростов н/Дону, 2002. - 430 с.
137. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах / Кн.4. Здоровье и среда, в которой мы живем / Пер. с анг. М.: Мир, 1995. - 191 е.: ил.
138. Режабек Б.Г. О ноосферном мировоззрении // Биология в школе. 2003. - № 5. - С. 2-6.
139. Режабек Б.Г. На пути к ноосферному мировоззрению // Третий Российский философский конгресс. Т.З. 2002. - № 8.
140. Резанов А.Г. и др. Экология. Тесты. М.: Издат-школа 2000, 1999.-112 с.
141. Риккерт Генрих. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX в. М., 1995. - 703 с.
142. Родзевич Н.Н. Проблемы формирования идеологии экологического императива // География в школе. 2002. - № 8. -С. 38-42.
143. Российское законодательство об охране окружающей среды и природопользовании / Сб. законодат. актов и нормат. док., т.З./ Составители В.В. Устюкова, Н.Г. Жаворонкова. М.: ИздАТ, 1996.-368 с.
144. Русский космизм. Антология. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 267 с.
145. Русская идея / Сост. и автор вступ. статьи М.А. Маслин. -М.: Республика, 1992.-496 с.
146. Русская философия во второй половине XX века: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. Центр гуман. науч.-информ. исслед. Отв. ред. Панченко А.И., сост. Андреева И.С. -М., 2000. -(Сер.: Философия). 4.2. - 199 с.
147. Русская философия. Новые исследования и материалы. (Проблемы методологии и методики) / Под ред. проф. А.Ф. Замалеева. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», СПб. фил. общ., 2001.-398 с.
148. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. -М.: ТЕРРА Кн. клуб; Республика, 1999. - 656 с.
149. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сб. / Сост. Солнцев Н.В. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Изд-во «Весь мир», 2001. - 496 с. - (Высшее образование).
150. Савицкий И. Ноосфера и формирование человека // Вестник высшей школы. 1990. - № 3. - С.24-31.
151. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.
152. Славин М.Б. Антропогенное влияние на окружающую среду // Биология в школе. 2002. - № 8. - С. 5-10.
153. Современный словарь по культурологии / Авт. и сост. Юрчук В.В. Мн.: Современное слово, 1999. - 736 с.
154. Соколов В.А. Будет ли следующая «зеленая революция»? // Наука и жизнь. 2003. - № 3. - С.25-31.
155. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C.// Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1988. - 457 с.
156. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика // Византизм и славянство Великий спор- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-736 с.
157. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды: Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.- 751 с. (Серия «Oikos»).161. 100 великих заповедников и парков / Авт.-сост. Н.А. Юдина. М.: Вече, 2002. - 416 с. (100 великих).
158. Стратегия экологического образования. Тезисы докладов межд. конф. по экологическому образованию. М: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 428 с.
159. Сугай JI.A. Культура и образование. Учебное пособие по курсу «Основы культурологии» 41.- М., МЭИ, 1994.
160. Сывороткин B.JI. Дегазация земли и разрушение озонового слоя // Природа. 1993. - № 9. - С.35-45.
161. Толстоухов А.В. Глобальный социальный контекст и контуры эко-будущего // Вопросы философии. 2003. - № 8. - С. 49-63.
162. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. -272 с.
163. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч, 1993. - 276 с.
164. Урсул А.Д. Модель опережающего образования: Ноосферно-экологический ракурс // Философские проблемы образования. -М., 1996.-С. 123-149
165. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития // Биология в школе. 2002. - № 7. - С. 2-4.
166. Урсул А.Д. Опережающее образование и устойчивое развитие // Зеленый мир. М.,1996. - № 16. - С. 24-25.
167. Урсул А.Д. Устойчивое развитие ноосферной ориентации // Биология в школе. 2003. - № 1. - С. 2-5.
168. Урсул А.Д. Переход к устойчивому развитию: (Ноосферная стратегия). М.: Издательский дом «Ноосфера», 1998. - 392 с.
169. Федоров Н.Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез; Статьи о регуляции природы // Соч. М., 1994. -238 с.
170. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для спуд. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 288 е.: ил.
171. Франк С.Л. Русское мировоззрение //Духовные основы общества М.: Наука, 1992. - 738 с.
172. Хесле В. Философия и экология / Пер. с нем. РАН Инт-т философии. М.: Наука, 1993. - 204 с.
173. Хоружий С.С. Философский прогресс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. - № 35. -С. 32-38.
174. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. 4.1. М.: Прометей, 1994. - 536 с.
175. Человек наука - природа / Под ред. В.Г. Иванова. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. - 136 с.
176. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.-576 с.
177. Шульженко А.К. Развитие эколого-эстетической культуры личности в современной Германии. // Педагогика. 2003. - № 1. -С. 92-97.
178. Экология человека: Словарь-справочник / Под ред. Агаджанян Н.А.- М.: КРУК, 1997. 208 с.
179. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В.Н. Лопатина. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 519
180. Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. проф. С.А. Боголюбова. М.: Издательство НОРМА, 2001. -448 с.
181. Экологическая безопасность и устойчивость развития природы и России // Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития) / Под ред. В.А. Коптюга. М.: Иркутск, 2000. - 174 с.
182. Экологическое воспитание школьников. Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель», 1999. - 44 с.
183. Экологическое образование и устойчивое развитие / Под ред. Урсула А.Д. - М.: РАГС, 1996. - 214 с.
184. Экологические проблемы регионов России. М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 1999. - 168 с.
185. Экологические аспекты энергетической стратегии как фактор устойчивого развития России / Тезисы научно-практической конференции. Москва. 17 октября 2000 г.
186. Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках: Сборник методических материалов. М.: Флинта: Наука, 1998. - 88 с.
187. Элерт Н. Школьное лесничество занятие для рук, ума и души // Народное образование. - 2003. - № 3. - С. 228-235.
188. Darendotf R. The modern social conflict. — L., 1988.
189. Engel Y.F., Blackwell D.D., Miniard P.W. Consumer behavior. Chic.: C.D.S. 1986.
190. Fletcher G.S.J. Psychology and common sense //Am. Psychologist. 1984. № 30.
191. Gibson К. X. An ecological approach to visual perception. — Boston, 1979.
192. Harrison R. V. Person-environment fit and job stress// Stress and Work. — N.Y.: Wiles, 1978.
193. Kelly G. The psychology of personal constructs. 1991. V. 1, № 2.
194. Masani P.R. The unscientific side of the ecological movement // Curr. sciens (India). 1993. V 65, № 8.
195. MedowsD.H., Medous D.L., Randers I. Beyond the limits. — Vermount, 1992.
196. Petersen C., Saligman M. Causal explanations as a risk factor for depression.
197. Theory and evidence// J. Psychol. Review. 1984. V 91.
198. Rotter I. B. Some problems and misconceptions, related to the construct of internal versus external control of reinforcement//1, con. and clin. Psychol. 1975. V 43.
199. Sadlk N. Public policy and private decision//Am. J. Publ. Health Policy. 1992. V 13, №2.
200. WieckerA. W. An Introduction to ecological Psychology. Montrey (Ca.): Brooks, 1979.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.