Воспитание информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Коробейникова, Елена Юрьевна

  • Коробейникова, Елена Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 171
Коробейникова, Елена Юрьевна. Воспитание информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2012. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Коробейникова, Елена Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

1.1. Содержание понятия «информационная компетентность»

14

в современном научном знании

1.2. «Клавишный синтезатор» как учебная дисциплина

в учреждениях дополнительного образования детей

1.3. Развитие психических процессов младших подростков

при освоении клавишного синтезатора

70

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИГРЕ НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ

2.1. Модель воспитания информационной компетентности учащихся-музыкантов в детской школе искусств

2.2. Этапы и содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию информационной компетентности

95

младших подростков

2.3 Анализ и интерпретация результатов

опытно-экспериментальной работы

1

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одним из главных направлений модернизации системы отечественного образования является внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс. В качестве основного средства достижения целей образования выступают принципиально новые конструкты - компетентности.

В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указано, что результатом образования являются не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Особую значимость приобретает способность личности применять средства информационных технологий в различных видах деятельности (В.А. Адольф, М.Б. Лебедева, A.B. Хуторской, О.Н. Шилова).

Исследователи указывают, что способность обучающихся работать с информацией, представленной в электронном виде, свидетельствует о наличии информационной компетентности, необходимой школьникам при освоении содержания всех образовательных профилей в основной школе (A.B. Козырева, C.B. Тришина, A.B. Худякова, Р.Ю. Хурум).

Одной из задач, указанных в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, является оснащение учреждений культуры музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ. Внедрение специально оснащенных музыкальных компьютеров и электронных музыкальных инструментов в образовательный процесс детских школ искусств подтверждает актуальность проблемы воспитания информационной

компетентности школьников.

Популярным музыкальным инструментом нового формата в сфере художественного образования за последние десять лет становится

клавишный синтезатор. Наиболее активной группой его пользователей являются учащиеся подросткового возраста. Это связано с тем, что освоение электронного музыкального инструмента, с одной стороны, способствует самоутверждению и самовыражению подростка как личности, способной к творчеству и самостоятельной продуктивной деятельности. С другой стороны, школьников привлекают разнообразные функциональные

возможности синтезатора.

Технические характеристики модельного ряда цифровых музыкальных инструментов постоянно совершенствуются фирмами-производителями. Конфигурация любой модели электронного инструмента со временем утрачивает свою актуальность. В этой связи для подростка, осваивающего игру на синтезаторе, чрезвычайно важно овладение информационной компетентностью, позволяющей эффективно управлять звуковыми ресурсами различных моделей электронных инструментов и создавать с их помощью оригинальные музыкальные композиции.

Многоаспектный анализ проблемы электронного музыкального творчества учащихся представлен в трудах И.М. Красильникова; особенности освоения музыкально-компьютерных технологий учащимися подросткового возраста изучены в работах H.JI. Селиванова, И.Р. Черешнюк. В исследованиях H.H. Телышевой рассматривается процесс освоения клавишного синтезатора учащимися старшего подросткового возраста. Вместе с тем, проблема воспитания информационной компетентности учащихся в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе до сих пор не рассматривалась.

Таким образом, при разработанности некоторых вопросов, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий в музыкальном обучении, следует отметить отсутствие исследований, связанных с воспитанием информационной компетентности учащихся в детской школе искусств, в частности, в классе клавишного синтезатора.

Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение педагогического опыта позволили выявить противоречия между:

- современными требованиями к формированию информационной компетентности учащихся в основной школе, с одной стороны, и неразработанностью теории и практики воспитания этой компетентности в детской школе искусств, с другой стороны;

- отмечаемой учеными-исследователями и педагогами-практиками потребностью современного подростка к приобщению к музыкальному искусству на основе информационных технологий и новым способам работы со звуком, с одной стороны, и недостаточным педагогическим сопровождением этого процесса в классе клавишного синтезатора, с другой стороны;

актуальностью и значимостью владения подростками информационной компетентностью для освоения модельного ряда клавишных синтезаторов различных фирм-производителей, как способа реализации этой компетентности с одной стороны, и отсутствием разработанных теоретических моделей и педагогических технологий воспитания информационной компетентности в условиях детской школы искусств, с другой стороны.

С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении теоретических и методических основ воспитания информационной компетентности младших подростков, обучающихся по классу клавишного синтезатора; разработке и экспериментальной апробации структурно-функциональной модели воспитания информационной компетентности.

Объект исследования: процесс обучения в детской школе искусств по классу клавишного синтезатора.

Предмет исследования: воспитание информационной компетентности младших подростков при обучении игре на клавишном синтезаторе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать структурно-функциональную модель воспитания информационной компетентности младших подростков, обучающихся по классу клавишного синтезатора в детской школе искусств.

Гипотеза исследования: воспитание информационной компетентности младших подростков окажется эффективным, если:

- выполнение всех видов музыкально-творческой деятельности в классе клавишного синтезатора, включающих подбор по слуху, чтение с листа, сочинение и импровизацию, игру в ансамбле, создание аранжировки исполняемого произведения, опирается на функциональные возможности цифрового музыкального инструмента, позволяющие значительно обогатить создаваемые учащимися творческие работы;

- осуществляется опора на разработанный и теоретико-методически обоснованный покомпонентный состав информационной компетентности (музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность), как основу для освоения и применения программного обеспечения электронного музыкального инструмента;

- в учебный процесс внедрена структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности, разработанная с учетом специфики обучения в детской школе искусств и особенностями музыкально-творческой деятельности учащихся младшего подросткового возраста на основе клавишного синтезатора.

Задачи исследования:

1. Осуществить системный анализ психолого-педагогической, методической литературы, периодических изданий и нормативных документов по проблеме исследования; раскрыть и обосновать понятие информационной компетентности в контексте электронного музыкального творчества.

2. Выявить и раскрыть компонентный состав информационной компетентности школьников, обучающихся по классу клавишного синтезатора;

3. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель воспитания информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по апробации и внедрению модели воспитания информационной компетентности в учебном процессе детской школы искусств, и на основе разработанного диагностического инструментария проверить ее эффективность.

Методологической базой исследования послужили:

- положения компетентностного подхода в образовании (A.JI. Андреев, В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской);

- подходы к формированию информационной компетентности в учебных заведениях различных типов и уровней (А.П. Базаева, A.B. Вишнякова, А.М. Витт, А.П. Мещеркин, A.B. Прилепина, М.В. Романова, Н.П. Табачук);

- теория периодизации возрастных этапов развития личности (A.C. Белкин, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. Кле, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков);

- положения музыкальной психологии об особенностях психических процессов в осуществлении различных видов музыкальной деятельности (Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин);

- концептуальные подходы к музыкальному обучению и воспитанию (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр);

- исследования в области применения компьютерных технологий в музыкальном образовании (И.А. Большакова, Е.Ю.Глазырина, И.Б. Горбунова, С .П. Полозов, И.Р. Черешнюк, Д.М. Юланова);

- современные технологии и методики музыкального обучения с применением клавишных синтезаторов в учреждениях дополнительного образования детей (С.С. Бажов, П.Л. Живайкин, И.М. Красильников, И.А Крюкова, В.Г. Пешняк, H.H. Телышева, И.Г. Шавкунов).

Методы исследования. Теоретические: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ документов по вопросам общего и дополнительного образования, действующих программ учреждений дополнительного образования детей, учебных пособий, методических материалов; анализ понятийного поля проблемы, специализированной литературы и обобщение педагогического опыта по теме исследования. Эмпирические: включенное наблюдение, анкетный опрос, тестирование, анализ творческих работ школьников, математическая обработка экспериментальных данных.

База исследования: детская школа искусств № 4, детская музыкальная школа № 1 г. Екатеринбурга, отделение музыкально-компьютерных технологий ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Научная новизна исследования. Впервые обосновано понятие информационной компетентности школьника, обучающегося по классу клавишного синтезатора, как готовность и способность к оперированию, сохранению и представлению информации, содержащейся в программном обеспечении электронного музыкального инструмента для выполнения различных видов музыкально-творческой деятельности.

Выявлен и раскрыт комплекс компонентов, входящих в структуру информационной компетентности учащегося по классу клавишного синтезатора: музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность.

Разработана структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности младших подростков, обучающихся по

классу клавишного синтезатора в детской школе искусств. Представленная модель включает в себя три взаимосвязанных блока: целевой (цель, задачи, подходы, принципы, необходимые для проектирования процесса обучения); организационно-содержательный (формы организации занятий: индивидуальный урок, работа в малых группах, самостоятельная работа; методы обучения: авторской интроспекции, проблемный, творческих заданий; средства обучения: программа «Клавишный синтезатор»; комплекс практических заданий; нотная литература; аудио и видео материалы); результативно-оценочный (критерии оценки - мотивационный, когнитивный, технологический, деятельностно-творческий, рефлексивный). Созданы диагностические методики, позволяющие анализировать исследуемую компетентность по выделенным критериям и в соответствии с ее покомпонентным составом.

Теоретическая значимость исследования. Определены и раскрыты принципы воспитания информационной компетентности младших подростков в классе клавишного синтезатора: принцип интерактивности музыкально-творческой деятельности, заключающийся во взаимодействии с предлагаемой компьютерной программой синтезатора и возможностью проектирования траектории действий в зависимости от уровня владения функциональным потенциалом электронного музыкального инструмента; принцип интеграции всех видов музыкальной деятельности - исполнительской, композиторской, звукорежиссерской, звукового синтеза; принцип индивидуализации обучения, состоящий в выборе способов, приемов и темпа обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.

Разработано и теоретически обосновано содержание понятия музыкально-информационная деятельность, в содержании которого, с одной стороны, интегрируются традиционные виды музыкальной деятельности: чтение с листа, подбор по слуху, исполнение и сочинение музыки, игра в ансамбле, а с другой стороны, инновационные для отечественной системы

музыкального образования виды деятельности: выбор, обработка, сохранение и воспроизведение информации, представленной в программном обеспечении электронного музыкального инструмента.

Раскрыты критерии для определения эффективности воспитания информационной компетентности младших подростков: мотивационный, когнитивный, технологический, деятельностно-творческий, рефлексивный. В соответствии с выделенными критериями выявлены показатели эффективности воспитания информационной компетентности: позитивное отношение к обучению на электронном музыкальном инструменте; наличие музыкально-теоретических знаний и владение музыкально-компьютерной терминологией; способность к выбору, сохранению, переработке информации и освоение специфической исполнительской техники; готовность к осуществлению самостоятельной деятельности, создание собственного творческого продукта; адекватная самооценка деятельности.

Практическая значимость. Разработанная в исследовании структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности открывает широкие перспективы реализации компетентностного подхода в общем и художественном образовании, обогащает педагогическую теорию и практику развития электронного музыкального творчества младших подростков.

Программа дисциплины «Клавишный синтезатор» для пятых-шестых классов детских школ искусств, диагностические методики и практические задания, разработанные в исследовании, могут применяться преподавателями по классу синтезатора в системе среднего специального и высшего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологически обоснованным подходом к исследуемой проблеме; опорой на фундаментальные труды в области психологии, педагогики электронного

музыкального творчества и художественного образования; реализацией совокупности методов исследования, адекватных сущности исследуемого объекта; многолетним личным педагогическим опытом диссертанта в качестве преподавателя по классу клавишного синтезатора и руководителя методической секции музыкально-компьютерных технологий методического объединения преподавателей и концертмейстеров художественного образования детей при Управлении культуры Администрации г. Екатеринбурга.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитание информационной компетентности младших подростков, обучающихся по классу клавишного синтезатора, является необходимым условием для осуществления действий по выбору, обработке, сохранению и воспроизведению звуковой информации, направленных на создание оригинального музыкально-творческого продукта.

2. Разработанный в исследовании комплекс компонентов информационной компетентности (музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность) обеспечивает успешность воспитания информационной компетентности в совокупности знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых младшему подростку для освоения и грамотного применения программного обеспечения клавишного синтезатора в процессе электронного музыкального творчества.

3. Реализация структурно-функциональной модели воспитания информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств основывается на компетентностном, индивидуальном, личностно-ориентированном подходах, и базируется на принципах интерактивности музыкально-творческой деятельности; интеграции всех составляющих музыкальной деятельности, индивидуализации обучения.

4. Критериями эффективности воспитания информационной компетентности младших подростков в процессе обучения игре на клавишном

синтезаторе являются: мотивационный, когнитивный, деятельностно-творческий, рефлексивный. Мотивационный критерий позволяет выявить отношение учащегося к обучению в классе клавишного синтезатора. Когнитивный критерий определяет объем знаний, связанных со спецификой синтезатора как музыкального инструмента и специализированного компьютера. Технологический критерий выявляет развитие специальных умений и навыков, связанных с осуществлением музыкально-информационной деятельности. Деятельностно-творческий критерий определяет эффективность реализации информационной компетентности при осуществлении различных видов музыкально-творческой деятельности. Рефлексивный критерий отражает глубину осознания и анализа результатов деятельности.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2011 гг. в четыре этапа.

Первый этап (2001-2005 гг.) - подготовительный - формирование научно-методической и диагностической базы исследования.

Второй этап (2005-2007 гг.) - констатирующий - определение исходного уровня информационной компетентности испытуемых учащихся с помощью созданных диагностических методик.

Третий этап (2007-2010 гг.) - формирующий - реализация комплекса мер, направленных на воспитание информационной компетентности в процессе освоение клавишного синтезатора в учебной и внеучебной деятельности и самостоятельной работе учащихся.

Четвертый этап (2010-2011 гг.) - контрольный - сбор и обработка экспериментальных данных, анализ и систематизация результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию в выступлениях и публикациях на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях: «Инновации в современном музыкально-художественном образовании»

(Екатеринбург 2007, 2008), «Методологические проблемы современного музыкального образования» (Санкт-Петербург, 2009), «Модернизация России: наука, образование, высокие технологии» (Москва, 2010), «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2011); в выступлениях диссертанта на проектных семинарах и совещаниях Екатеринбургского методического совета преподавателей и концертмейстеров художественного образования, заседаниях кафедры музыкально-компьютерных технологий ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Практические разработки исследователя нашли отражение в организации и проведении соискателем впервые в г. Екатеринбурге конкурсов электронного музыкального творчества учащихся детских школ искусств и студентов ВУЗов: «Музыка в цифровом формате» (2010), «Клавишная электроника» (2011); педагогической деятельности диссертанта в качестве преподавателя дисциплины «Клавишный синтезатор» в детской школе искусств № 4; дисциплин «Электромузыкальные инструменты» и «Методика обучения игре на электромузыкальных инструментах» на кафедре музыкально-компьютерных технологий Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы (200 наименований), приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ИФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ

ШКОЛЕ ИСКУССТВ 1.1. Содержание понятия «информационная компетентность» в современном

научном знании

Одним из основных направлений модернизации и повышения качества современного профессионального и общего образования является опора на компетентностный подход. Социокультурные и экономические преобразования в российском обществе актуализировали значимость приобретения новых знаний, умений и опыта на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

Компетентностный подход стал ориентиром в отечественном образовании как один из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Совет Европы определил группы ключевых, то есть универсальных компетенций, овладение которыми является основным критерием качества образования в подготовке специалистов.

К ним относятся: 1) политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, потребность участвовать в функционировании демократических институтов; 2) компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, способствующие установлению конструктивных взаимоотношений людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга; 3) компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, в том числе владение более чем одним языком; 4) компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способностью к

критическому суждению в отношении информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламой; 5) компетенции, связанные со способностью учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни [190].

Таким образом, указанный документ стал основополагающим для разработки базовых компетентностей в отечественном образовании. Необходимо отметить, что первоначально феномен компетентности ассоциировался со сферой профессионального образования, однако, за последнее десятилетие компетентностный подход актуализировался и в сфере основного общего и среднего (полного) общего образования.

Так, в 2001 г. в материалах для разработки документов по обновлению общего образования [199], были обоснованы основные положения компетентностного подхода, основное понятие которого - компетентность. По мнению исследователей, это понятие включает в себя ряд составляющих: когнитивная; операционально-технологическая; мотивационная; этическая; социальная; поведенческая. В вышеназванном документе было указано, что компетентность вбирает в себя результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций.

Разработчики документа предлагали разграничить компетентности по сферам:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные

профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самореализации);

- компетентности в бытовой сфере, (включая аспекты собственного здоровья,

семейного бытия и проч.);

- компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно

обогащающих личность)» [198].

Для анализа и оценки качества достижений учащихся в отечественной дидактике традиционно было принято рассматривать приобретенные в результате обучения знания, умения, навыки (далее по тексту - ЗУН). ЗУНы как результат образования включают в себя теоретическое обоснование, определение номенклатуры, иерархии знаний, умений и навыков, методик их формирования, контроля и оценки. В условиях появления новых источников хранения научной информации (электронные библиотеки, обучающие компьютерные программы, Интернет) на смену традиционной модели образования, ориентированной на приобретение определенной суммы ЗУН, нередко далеких от их применения на практике, приходит компетентностная

модель [4, 20, 66, 67, 70].

Как полагают исследователи (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Сериков), изменения в социальной, информационной, технологической сферах общества привели к становлению нового типа культуры, для которой знаниево-просветительская парадигма в образовании утрачивает свою эффективность и целесообразность. Если модель традиционного образования предполагает усвоение определенного массива знаний в соответствии с содержанием образования, то при переходе к информационному обществу важным моментом становится возможность управления полученными знаниями и способами поиска этих знаний, то есть усиление практической ориентации образования, выходящей за пределы «ЗУНовского» образовательного пространства [8,10,20,70].

В свете компетентностного подхода система «ЗУН» оказывается несовершенной для того, чтобы обеспечивать эффективность результатов образовательного процесса [4, 8, 157]. Как отмечает В.И. Байденко, «многие из нас как-то внезапно почувствовали недостаточность триады «знания-умения-навыки» для описания интегрированного результата образовательного процесса» [8, С. 3]. Тем не менее, предметное знание не исчезает из структуры образованности личности, а выполняет вспомогательную, ориентировочную роль. По мнению И.А. Зимней, компетентностная модель образования, в сочетании с традиционной «ЗУНовской», значительно расширяет «практикоориентированность» содержания обучения личностными составляющими [69, С. 26].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коробейникова, Елена Юрьевна, 2012 год

Список литературы

1. Абдуллии Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. - 2006. - № 1. - С. 2-5.

3.Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Просвещение, 1968.-335 с.

4. Андреев АЛ. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27.

5. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. - М.: Ось-89, 2005. - 112 с.

6. Асафьев Б.Б. Музыка в современной общеобразовательной школе // Из истории музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - С. 72-75.

7. Базаева А.П. Формирование информационно-профессиональной компетентности будущего учителя средствами информационных технологий библиотек: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - 19 с.

8. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. -№11. -С. 2-13.

9. Баренбойм JI.A. Фортепианная педагогика. -М.: «Классика-ХХ1», 2007. - 192 с. Ю.Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство.: учеб. пособие. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2004. - 171 с.

11. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для вузов -М. : Академия, 2000. - 192 с.

12. Бергер H.A. Человек музицирующий: утопия или перспектива? // Музыка в школе. - 2008, № 1. - С. 17-23.

13. Березовчук Л. Н. // Музыка. Язык. Традиции. - JL, 1999. - Вып. 5.-124 с.

14. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. - М.: НПО «МОДЭК», 2002. - 352 с.

15. Бессонова H.B. Формирование информационной культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2008. - 24 с.

16. Бим И.Л. Роль учителя в личностно-ориентированном образовании // Профессиональное образование. - 2009. - № 4. - С. 30-32.

17. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж, 1997. - 575 с.

18. Богомолова Л.В., Голубева Т.П. Подростковая культура // Проблемы эстетического воспитания подростков: сб. научно-методических ст. / под ред. Л.В. Богомоловой. - М.: Новая школа. - 1994. - 96 с.

19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2008. - 400 с.

20. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

21. Большакова И.А. Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2010. - 28 с.

22. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Классика-

XXI, 2006.-350 с.

23. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

24. Блох O.A. Активизация бессознательного в художественно-творческом развитии // Искусство и образование. - 2002. - № 3 (21). - С. 45-58.

25. Блох O.A. Активизация бессознательного в художественно-творческом развитии // Искусство и образование. - 2002. - № 4 (22). - С. 46-55.

26. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: «Институт практической психологии», 1996. - 392 с.

27. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Начало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников // Информатика. - 2006. - № 2. - С. 13-17.

28. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Начало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников // Информатика. - 2006. - № 21. - С. 3-8.

29. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетенции школьников // Информатика. - 2006. - № 23. - С. 4-9.

30. Бажов С.С. Школа игры на синтезаторе. - СПб.: Композитор. - 1999. - 79 с.

31. Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. - 2003. - № 4. - С.21-28.

32. Ветлугина H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки: сб. статей / под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980. - 256 с.

33.Витг А.М. Развитие информационной компетентности у студентов технического ВУЗа: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 29 с.

34. Вицинский A.B. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. - М.: Классика-ХХ1, 2003. - 96 с.

35. Вишнякова A.B. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2002. - 23 с.

36. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

37. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 1999. - 624 с.

38. Воронова Т. Н. Музыкальная память // Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2001.-С. 104-110.

39. Выготский J1.C. Педагогическая психология / под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.-480 с.

40. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997,-96 с.

41. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - С. 169-174.

42. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная библиотека. - 2005. - № 3. - С. 18-24.

43. Герова Н. В. Формирование профессиональной компетентности учителя гуманитарных общеобразовательных учебных дисциплин в информационном обществе // Информатика и образование. - 2004. - № 12. - С.98-99.

44. Герус СЛ., Пустовит С.О. Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы // Химия в школе. - 2007. - № 10. - С. 12-17.

45. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) - М.: «Совершенство». - 1998. - 608 с.

46. Глазунов А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов. - М.: АПО, 2003. - 41 с.

47. Глазырина Е.Ю. Музыка в четвертом измерении. - М.: Искусство в школе, 2001.-372 с.

48. Глазырина Е.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога: учеб.-метод. пособие. -Екатеринбург: УрГПУ, 1995. - 204 с.

49. Готсдинер A. JI. Музыкальная психология. - М.: Музыка, 1993.- 190 с.

50. Горбунова И.Б. Компьютер в музыкальном образовании // Музыка и электроника. - 2010. - № 3. С. 2-3.

51. Горбунова JI.H., Семибратов A.M. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий в условиях развивающегося школьного образования // Педагогическая информатика. - 2004. -№3.-С. 3-10.

52. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 264 с.

53. Доброва JI.В. Формирование информационной компетентности студентов технического ВУЗа в процессе активного обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2009. - 23 с.

54. Дорошенко С. Диалоговое и проблемное обучение на уроках музыки // искусство в школе. - 2008. - №4. — С. 6-8.

55. Ефимова И. Ю. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования по профилю «Информатика»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2003. - 22 с.

56. Живайкин П.Л. Классификация синтезаторов // Музыка и электроника. - 2009. -№ 1. - С. 18-19.

57. Живайкин П.Л. Синтезатор - основной элемент общего музыкального образования в будущем // Музыка и электроника. - 2005. - № 1. - С. 4-10.

58. Заболотская И.В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании; Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2000. - 20 с.

59. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

60. Зайцева О.Б. Информационная компетентность учителя образовательной области «Технология» // Педагогика. - 2004. - № 7. - С. 17-23.

61. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2007. - 192 с.

62. Захарова Н. Ваш новый инструмент - синтезатор CASIO // Музыка и электроника. - 2008. - № 1. - С. 13-14.

63. Захарова Н. Пошаговая запись в секвенсер на синтезаторе CASIO // Музыка и электроника. - 2008. - № 3. - С. 15.

64. Захарова Н. Редактирование записи на дискете с помощью синтезатора CASIO // Музыка и электроника. - 2009. - № 1. - С. 19.

65. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию.-2005.-№ 1 (37).-С. 5-12.

66. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. - 2000 -№3(5).-С. 90-102.

67. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. -Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2006. - 170 с.

68. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. -384 с.

69. Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе подходов к проблемам образования // Высшее образование сегодня. - 2006. -№8.-С. 20-26.

70. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр., и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384 с.

71. Зорин С.С. Образ как основа творческой деятельности и мышления // Искусство и образование. - 2003. - № 4 (26). - С. 4-25.

72. Зубрильчева В. Методическая аннотация к аранжировке // Музыка и электроника. - 2008. - № 1. - С. 18-19.

73. Изотова О.В. Использование синтезатора на уроках фортепиано // Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет): Материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. Е.В. Орлова - М.: Библиотечка журнала «Искусство в школе», Вып. 1,2008. - с. 71-73.

74. Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Второй Международной научно-практической конференции. -Екатеринбург, 2008. - 305 с.

75. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке. -М.: «Просвещение», 1981. - 112 с.

76. Камалов Р. Р., Хлобыстова И.Ю., Тутолмин A.A. От информационной компетентности к формированию информационной культуры специалиста // Информатика и образование. - 2005. - № 2. - С. 109-111.

77. Карпенко О.М., Лукъяненко О.И., Денисович Л.И., Бершадская М.Д. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании // Инновации в образовании. - 2004. - № 6. - С. 5-13.

78. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: метод, рекомендации. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996.-35 с.

79. Кле М. Психология подростка. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

80. Климин C.B. Содержание и методы объективной оценки формирования социальной компетентности в воспитании школьников-подростков // Мир психологии. - 2008. - № 3 (55) с.154 -158.

81. Козырева A.B. Педагогические условия формирования информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2010. - 24 с.

82. Командышко Е.Ф. Развитие культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.-241 с.

83. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост. В.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1987. - С. 37—376.

84. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по психологии: учеб пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - С. 363-370.

85. Королев A.A. Музыкально-компьютерный словарь. - СПб.: Композитор, 200.-124 с.

86. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года // Внешкольник. - 2004. - № 12. - С.4-7.

87. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2007. - 352 с.

88. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе.

- М., Библиотечка журнала «Искусство в школе», Вып. 9,2007.-205 с.

89. Красильников И.М Музицирование учащихся на электронных инструментах // Искусство в школе. - 2008. - № 3 - С. 62-64.

90.Красильников И.М. Наш год и век // Музыка и электроника. - 2010. - № 3.

-С. 2.

91. Красильников И.М. Опыт творческой деятельности как элемент содержания образования в современной школе // Модернизация художественного образования: Материалы Международной конференции «Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог» / под ред. Е.Д. Критской, М.С. Красильниковой. - М., 2004. - С. 90-94.

92. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества.

- М., Библиотечка журнала «Искусство в школе». - Вып. 8, 2004. - 96 с.

93. Красильников И.М Хроники музыкальной электроники. - М.: Эконом-Информ, 2010.- 126 с.

94. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. - Дубна: Феникс +, 2007. - 496 с.

95. Красильников И.М. Электромузыкальные инструменты. - М., ООО МЦ «Искусство и образование», 2007. - 41 с.

96. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: «Просвещение», 1976. - 303 с.

97. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учеб. пособие. - М.: УРАО, 1997.

- 176 с.

98. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 288 с.

99. Крюкова И.А. Клавишная электроника и технология звука. Учеб. пособие для учащихся класса синтезатора. - М.: Современная музыка, 2009. - 200 с.

100. Лавина Т.А. Методические подходы к организации подготовки будущих учителей в области информатизации образования // Педагогическая информатика. - 2006. - № 3. - С. 52-56.

101. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. - 2004. -№ 3. - С. 95-100.

102. Легранд Ж. Цифровые музыкальные инструменты в модернизации музыкального образования // Музыка и электроника. - 2004. - № 3. - С. 4-5.

103. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост. В.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1987. - С. 331-339.

104. Маркова А.К. Психология обучения подростка. - М.: Знание, 1975. - 64 с.

105. Марченко И.П. Педагогическое наследие Г.Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 21 с.

106. Метаева В.А. Методологические и методические основы рефлексии: учеб. пособие. - Екатеринбург: РГППУ, 2006. - 99 с.

107. Мещеркин А.П. Информационная и медиакомпетентность студента-музыканта // Музыка в школе. - 2009. - № 2. - С. 8 - 13.

108. Мещеркин А. П. Глядя в будущее // Музыка и электроника. - 2008. - № З.-С. 2-3.

109. Михуткина Н.В. Синтезатор - инструмент воспитания музыканта // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании: Материалы Третьей Международной

Интернет-конференции. - Екатеринбург: Гос. проф.-пед. ун-т, 2008. - С. 156-159.

110. Модулина О. Б. Информационная компетентность педагога как ресурс развития образовательной практики // Информатика и образование. - 2008. - № 8.-С. 91-93.

111. Морковина Э.Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2005. - 22 с.

112. Мухина B.C. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 1997.-432 с.

ПЗ.Мылова И.Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования // Информатика и образование. - 2004. - № 9. - С.83-85.

114. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972.-384 с.

115. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

116. Немов P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -М.: Владос, 1998. - 688 с.

117. Немов P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Владос, 1997.-608 с.

118. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

119. Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет): Материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. Е.В. Орлова - М.: Библиотечка журнала «Искусство в школе», Вып. 1, 2008.- 108 с.

120. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1988. - 750 с.

121. Орлова Е.В. Обрести живое дыхание // Музыка и электроника. - 2010. - № 2.-С. 20-21.

122. О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей // Внешкольник. - 2004. - № 12. - С. 2-7.

123. Паламарчук JI.H. Формирование информационно-технологической компетентности учащихся 5-7 классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2009.-24 с.

124. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430 е..

125. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Академический проект: Трикста, 2008. - 400 с.

126. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2008. - 490 с.

127. Пешняк В.Г. Курс игры на синтезаторе: учеб. пособие для ДМШ. - М.: Text-book, 2004. - 224 с.

128. Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

129. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. -142 с.

130. Полозов С.П. Музыкально-информационное обеспечение учебной деятельности студентов // Музыка и электроника. - 2007. - № 3. - С. 15-16.

131. Полозова А.В. Классическая и массовая музыка как материал для формирования музыкальных предпочтений школьников-подростков // Искусство и образование. - 2009. - №6. - С. 29-37.

132. Поляков С.Д. Современный отечественный подросток и социокультурная ситуация развития // Мир психологии. - 2008. - № 3 (55). - С. 142-149.

133. Потапов Д.А. Этапы творческого процесса и их моделирование в учебной-музыкальной деятельности // Музыка в школе. - 2010. - № 2. - С.48-53.

134. Прилепина А.В. Формирование информационной компетенции студентов в условиях реализации системы зачетных единиц: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2009. - 26 с.

135. Программы дополнительного художественного образования детей: учеб. издание. - М.: Просвещение, 2005. - 238 с.

136. Психология музыкальной деятельности: теория и практика.: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

137. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.

138. Радченко С.Ю. Сочинение музыки учащимися в классе синтезатора // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании: Материалы Третьей Международной Интернет-конференции. - Екатеринбург, 2008. - С. 117-120.

139. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: ЦАПИ, 1994. - 141 с.

140. Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. - 2004. - № 5. -С. 22-29.

141. Романова М.В. Развитие информационной компетентности студентов университета на основе конструктивистского подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006. - 22 с.

142. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 112 с.

143. Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие. - М.: Флинта. - 1998. - 264 с.

144. Рутгерс Д. Музыкальные игры в безвоздушном пространстве // Музыка и электроника. - 2011. - № 3. - С. 2-3.

145. Сакович Н.И. Формирование информационной компетенции студентов в процессе дистанционного обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2009. - 27 с.

146. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

147. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

148. Семенов A.JI. Качество информатизации школьного образования // Вопросы образования. - 2005. - № 3. - С. 248-255 с.

149. Сизова Е.Р. Использование новых информационных технологий в музыкознании и музыкальном образовании // Искусство и образование. -2007. - № 6 (50). - С. 48-55.

150. Симченко H.H. Формирование информационной культуры старшеклассника в компьютерной среде школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2008. - 22 с.

151. Степанов П.В. Возрастные задачи подростка и профессиональные задачи педагога в пространстве совместного бытия......

152. Степанов С.А. Обучение информатике в системе дополнительного образования. // Педагогическая информатика. - 2004. - № 1. - С. 8-18.

153. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 672 с.

154.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов н/Дону: Феникс. - 576 с.

155. Смолянинова О.Г. Формирование информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий // Информатика и образование. - 2002. - № 9. - С. 116-120.

156. Тарасов Г.С. Музыкальная психология // Спутник учителя музыки / сост. Челышева T.B. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

157. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

158. Телышева Н.Н Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 19 с.

159. Телышева H.H. Электронный клавишный синтезатор: программа для учреждений дополнительного образования: метод. пособие для преподавателей. -М.: «JI-принт», 2004. - 66 с.

160. Темняткина О.В. Формирование ключевых компетенций у школьников в образовательном процессе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 22 с.

161. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. - 2007, № 1. - С.21-23.

162. Тришина C.B. Технология развития информационной компетентности старшеклассника: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2005. - 24 с.

163. Ужегова И.Ю. Опыт экспериментальной деятельности по внедрению современных музыкальных технологий в условиях учреждения дополнительного образования // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании: Материалы Третьей Международной Интернет-конференции. - Екатеринбург, 2008. - С. 143-145.

164. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.- 192 с.

165. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. - 2006. - № 7. - С. 4-9.

166. Хеннер E.K, Шестаков А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. - 2004. - № 12. - С. 5-9.

167. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов: под ред. Фельдпггейна. - М.: Международная педагогическая академия. - 1994. - 256 с.

168. Худякова A.B. Формирование предметной информационной грамотности и компетентности учащихся при обучении физике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 23 с.

169. Хуторской A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 416 с.

170. Хуторской A.B. Ключевые компетенции: технологии конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.

171. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.58-64.

172. Хурум Р.Ю. Формирование информационной компетентности учащихся в условиях профильного обучения общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2010. - 27 с.

173. Цатурян К.А. Нам пять лет: круглый стол // Музыка и электроника. -2009.-№2. -С. 2-3.

174. Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: взгляд со стороны компетентностного подхода // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 56-69.

175.Цыпин Г. М. К вопросу об основных параметрах музыкального мышления // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.-С. 235-241.

176. Черешнюк И.Р. Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.-24 с.

177. Черная М.Ю. Методическая концепция обучения игре на музыкально-цифровых инструментах в образовательном процессе // Искусство и образование. - 2009. - № 5(61). - С. 110-115.

178. Чудина И.В. Характеристика возможностей синтезаторов типа «YAMAHA» (PSR) последнего поколения для создания аранжировок // Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Второй Международной научно-практической конференции. -Екатеринбург: Гос. проф.-пед. ун-т, 2008. - с. 162-164.

179. Шавкунов И.Г. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения - СПб.: «Композитор». - 2001. - 27 с.

180. Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 256 с.

181. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2. - С. 30-34.

182. Школяр JI.B. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие для учителя музыки и студ. средних и высш. учеб. заведений / М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. -М.: Флинта: Наука, 1998. - 336 с.

183. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.-560 с.

184. Юланова Д.М. Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2010. - 26 с.

185. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Омега-JI, 2009. - 567 с.

186. Якиманская И.С., Якунина О.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. // Директор школы. - 1998. - № 3. -С. 65-72.

187. Ямборисова Е. Скрытые возможности синтезатора // Музыка и электроника. - 2008. - № 4. - С. 16-17.

188. Burrous Terry. Total Keyboard. The complete guide to playing, perfoming and recording on the piano and all types of electronic keyboards. Barnes & Noble Books. New York, 2000. - 192 p.

189. Choksy Lois, Abramson Robert M., Gillespie Avon E., Woods David, York Frank. Teaching Music in the Twenty-First Century. Prentice-Hall, Inc., New Jersey-2001.-342 p.

190. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

191. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная среда // Научный журнал «Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена». - 2004. - № 4 (9). - URL: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/gorbunova_9_123_138.pdf -0,8 п.л.

192. Живайкин П.Л. Идеальная учебная программа по специальности «синтезатор», или клавишник - это кличка или профессия? // Динатон -музыкальные инструменты: сайт. -URL: http://dynatone.ru/shdocs39

193. Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 год // Учительская газета: сайт. - URL: http -.//www.ug.ru/ archive/32045

194. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Министерство образования и науки РФ: сайт. - URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

195. Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей // Педагог дополнительного образования: сайт - URL:

http://www.dopobrazowanie.narod.ru/_tipovoe_polozhenie_ob_obrazovatelnom_u chrezhdenii_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detei_/

196. О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей // Портал информационной поддержки дистанционных семинаров по внедрению новых финансовых моделей в систему дополнительного образования детей: сайт. - URL: http://www.project-

p767.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=51 &limit= 1 &limitstart=2

197. Порунова И.В., Порунов A.B. Клавишный синтезатор - предмет по выбору для учащихся фортепианного отдела // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: сайт. - URL:

http -.//festival, lseptember.ru/authors/211-473-298

198. Селиванов H.JI. Роль компьютера как творческого инструмента в процессе социализации современного подростка // Педагогика искусства: электронный журнал. - 2008. - № 4. - URL:

http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2008.htm - 0,5 п.л.

199. Стратегии модернизации содержания общего образования // Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию за период 2004 - 2010 гг.: сайт. - URL: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448/

200. Тришина C.B., Хуторской A.B. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2004. - 22 июня. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.

Уважаемые коллеги!

Мы будем искренне признательны, если Вы ответите на наши вопросы. Цель настоящей анкеты: выяснить проблемы, актуальные для преподавателей по классу клавишного синтезатора в ДШИ. Просим Вас отметить все необходимые варианты.

1. Какие дисциплины, связанные с применением электронных музыкальных инструментов в образовательном процессе есть в Вашей школе?

□ клавишный синтезатор;

□ ансамбль клавишных синтезаторов;

□ иное (укажите)

2. Укажите количество Ваших учащихся, обучающихся игре на синтезаторе-

3. Какие программы Вы используете в процессе обучения?

□ И.М. Красильникова;

□ В.Г. Пешняка;

□ работаю по авторской программе;

□ иное (укажите) ____—------

4. Какие дополнительные образовательные программы Вы хотели бы прослушать?

□ функциональные возможности клавишного синтезатора;

□ методика обучения игре на клавишном синтезаторе;

□ иное (укажите)

5. Есть ли у Вас опыт участия в конкурсах электронной музыки?

□ Да □ Нет

6. Какие формы повышения квалификации в сфере музыкально-компьютерных технологий для Вас наиболее актуальны?

□ посещение открытых уроков, мастер-классов в рамках секции;

□ курсы, семинары;

□ индивидуальное консультирование

7. Какие источники информации помогают Вам в освоении электронного инструментария?

□ методическая литература и специализированные журналы;

□ руководство пользователя инструмента;

□ советы коллег;

□ иное (укажите)

8. Какую нотную литературу Вы используете?

□ специальные сборники для клавишного синтезатора;

□ фортепианный репертуар;

□ собственные переложения;

□ иное (укажите)_________—--

9. Что, по Вашему мнению, является препятствием для внедрения дисциплины

«Клавишный синтезатор» в ДШИ?

□ дефицит специальной литературы;

□ отсутствие компетентных преподавателей;

□ инертность преподавателей;

□ отсутствие материальной базы;

□ иное (укажите)____

10. Каким количеством инструментов располагает Ваше учреждение?-

11. Ваш педагогический стаж в качестве преподавателя дисциплины «Клавишный

синтезатор»__

12. Ваше образование_____—----—

Благодарим Вас за сотрудничество!

Диагностика учебной мотивации

(для учащихся 5-6 классов ДШИ, обучающихся игре на клавишном синтезаторе) Оснащение: опросник учебной мотивации, бланк ответов.

Инструкция. Вашему вниманию предлагаются различные утверждения. Оцените, насколько значимы лично для Вас указанные в них причины обучения в классе клавишного синтезатора. Для этого просим Вас отметить (обвести кружком) соответствующий балл

1 балл - не имеет значения

2 балла - частично значимо

3 балла - значимо

№ Утверждения Шкала оценки

1. Чтобы я хорошо занимался в классе синтезатора, мне должен нравиться этот музыкальный инструмент 1 2 3

2. Мне очень нравит ся учиться игре на синтезаторе, узнавать новое о его возможностях, расширять свои знания о музыке 1 2 3

3. Я предпочел бы осваивать синтезатор дома самостоятельно, чем посещать для этого школу искусств 1 2 3

4. На занятиях в классе клавишного синтезатора для меня очень важно получить хорошую оценку на уроке 1 2 3

5. Все что я делаю в процессе обучения игре на синтезаторе, я делаю хорошо - это моя позиция 1 2 3

6. Знания, которые я получаю на занятиях по классу клавишного синтезатора, позволяют мне проявить себя с лучшей стороны в кругу сверстников 1 2 3

7. Если я обучаюсь игре на синтезаторе, то должен выполнять домашние задания по этому предмету 1 2 3

8. Если на занятиях по клавишному синтезатору я занимаюсь хуже других учеников, у меня пропадает желание учиться 1 2 3

9. Я предпочитаю играть на синтезаторе в кругу друзей, чем выступать на школьных концертах 1 2 3

10. Я считаю, что успехи в обучении игре на синтезаторе - важная основа для признания среди сверстников 1 2 3

11. Мне приходиться посещать занятия по классу синтезатора, потому что этого хотят мои родители 1 2 3

12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, если в процессе создания аранжировки сам нахожу удачное сочетание тембров инструментов, эффектов, режимов игры и т.д. 1 2 3

13. Я хочу знать о возможностях синтезатора как можно больше, чтобы играть на нем лучше других учеников 1 2 3

14. На занятиях по классу синтезатора я не люблю отвлекаться, потому 1 2 3

что для меня очень важно понять, как сделать интересную аранжировку понравившейся музыки

15. Мне очень нравится, если на уроке организована совместная работа с другими учениками (игра в ансамбле; работа над аранжировкой в паре, в небольшой группе) 1 2 3

16. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои успехи по классу клавишного синтезатора 1 2 3

17. По классу синтезатора я учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших учеников 1 2 3

18. Я слушаю музыку различных жанров и стилей, чтобы научиться создавать интересные аранжировки 1 2 3

19. Синтезатор - электронный инструмент с большими возможностями, поэтому учиться игре на синтезаторе интереснее, чем на традиционных музыкальных инструментах 1 2 3

Благодарим за выполненную работу! Обработка результатов: Подсчитывается суммарное количество баллов, набранное учащимся по каждому утверждению. Уровень мотивации выражается в баллах.

Уровни: 20-30 баллов - низкий; 31 до 40 - средний; 41-60 - высокий.

Тест «Проверь свою грамотность»

№ Вопросы Варианты ответов

1. Какие из указанных терминов обозначают режимы игры на клавишном синтезаторе? а) sustain б) release в) split

2. Как обозначаются тембры инструментов в нотной литературе для клавишного синтезатора? а)Т б)У в) S

3. Укажите форму, в которой чаще всего излагается музыкальная тема а) фраза б) период в) предложение

4. Какие из перечисленных терминов относятся к игре в режиме автоаккомпанемента? а) Intro б) Fill in в) Attack

5. Как называется ансамбль, в состав которого входят пять музыкантов? а) квартет б) секстет в) квинтет

6. В чем заключается сущность функции split point? а) игра с педалью б) изменение высоты звука в) разделение клавиатуры на два мануала в определенном месте

7. Как называется переложение музыкального произведения для иного состава инструментов? а) инструментовка б) аранжировка в) гармонизация

8. Какие из указанных тембров относятся к банку Strings? а) маримба б) арфа в)гитара

9. Как называется повторение мотива (фразы) от других ступеней? а) модуляция б)вариация в)секвенция

10. Как обозначается в нотах для клавишного синтезатора точка разделения клавиатуры? а) S б)S.p в) V

11. Как называется тип эффекта, который дает возможность пользователю моделировать пространство звучания? а) артикуляция б) модуляция в) реверберация

12. Что понимают под термином «паттерн»? а) двухтактовый остинатный рисунок разнотембрового голосового сопровождения б) режим упрощенного взятия аккордов в) некий шаблон, образец, связанный с функцией автоаккомпанемента

13. Как обозначается в нотах аккорд с задержанием квартового тона? а) dim б) m в) sus

14. Что понимают под «присочинением» сопровождения к мелодии? а) аккомпанемент б) гармонизация в) аранжировка

15. Какие особенности отличают синтезатор от фортепиано? а) многотембровость б) возможность записывать и воспроизводить музыку в) наличие дисплея

16. Какие из виртуальных голосов синтезатора соответствуют звучанию традиционных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра? а) Oboe б) Rain в) Flute

17. Какие из перечисленных элементов являются дополнительным элементам паттерна? а) ритмический отыгрыш б) шаблон окончания в) автогармонизация

18. Укажите параллельные тональности а) Es-c moll б) F-g moll в) A-fis moll

19. Какие из названных терминов относятся к основным типам реверберации? а) Delay б) Stage в) Hall

20. Какая функция осуществляет виртуальную рассадку оркестрантов? а) Chorus б) Pan в} Trill

21. Что такое музыкальный жанр? а) устойчивый тип, вид музыкальных произведений, которым присущи определенные черты б) исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений, которая обычно определяется по разным признакам: характеру, тематике и т.д. в) построение музыкального произведения, соотношение его частей

22. На что указывает цифра в названии стиля (например, 8 Beat)? а) обозначает номер стиля б) указывает на преобладание в паттерне тех или иных длительностей в) указывает на количество тактов в паттерне

23. Какие из перечисленных терминов обозначает команду «сохранение»? а) Save б) Name в) Delete

24. Укажите, какие из перечисленных данных можно сохранять в банке регистрационной памяти? а) стиль автоаккомпанемента и темп

б) установки ножной педали в) точку разделения клавиатуры

25. Укажите, как обозначается увеличенное трезвучие от звука ля? а) А б) A sus в) А+

Обработка и интерпретация результатов

Группировка заданий по группам

№ групп Названия групп заданий Номера заданий, входящих в группу

1. Специальная терминология 2, 10, 12, 13, 19, 22, 23,25

2. Функции электронного инструмента 1,4, 6, 8, 11,16, 17, 20, 24

3. Теория музыки и основы музыкального анализа 3,5,7, 9, 14,18,21,15

Ключ:

I. в

2.6 З.б

4. а, б

5. в

6. в 7.6 8.6

9. в

10. б

II. в

12. а, в

13. в

14. а, б

15. а, б, в

16. а, в

17. а, б

18. а, в

19. б, в 20.6 21. а, б 22.6

23. а

24. а, б, в

25. в

За каждый ответ необходимо начислить следующие баллы: 3 балла за указание всех верных вариантов; 2 балла за один-два правильных варианта, 1 балл за неверное указание всех вариантов. Подсчитывается общая сумма баллов. В соответствии с их количеством определяется уровень музыкально-компьютерной грамотности: высокий: 61-75 баллов; средний: 41-60 балла; низкий: 25-40 баллов.

Приложение 4 Задания «Управление звучанием синтезатора»

№ задания Вид задания

1. Выбор информации Варианты: - выбор звукового материала (различных тембров и эффектов); - выбор фактурных заготовок (мультипадов, паттернов, ритмогармонических последовательностей); - выбор звукорежиссерских параметров звучания

2. Сохранение информации Варианты: - занесение настроек в ячейки регистрационной памяти; - сохранение данных с помощью секвенсера; - сохранение данных на различных носителях

3. Обработка информации Варианты: - внесение корректив в звуковой материал (темп, регистр, звуковой баланс, панорамирование и т.п.); - комбинирование различных режимов игры и типов эффектов; - синтезирование собственных тембров

4. Сообщение музыкальной информации Варианты: - воспроизведение музыкальных композиций (исполнение музыкальных произведений и управление фактурой звучания во время игры); - воспроизведение фонограмм (собственных композиций, имеющихся в синтезаторе образцов - функция SONG; данных с флэш-карты памяти, минидиска и т.д.)

Самооценка творческой деятельности

Инструкция. Просим вас ответить на предложенные вопросы. В этом задании нет «правильных» или «неправильных» ответов, поэтому отвечайте искренне, не стараясь произвести впечатление. Из трех предложенных ответов под буквами а, б, в, выберете необходимый вариант и обведите его кружком.

1. Если преподаватель по классу клавишного синтезатора предлагает мне самостоятельно выполнить сложное задание (создать аранжировку, записать фонограмму, сочинить пьесу на заданный сюжет и т.д.), я долго размышляю, какие звуковые средства мне выбрать

а) да;

б) нет;

в) все зависит от задания.

2. В деятельности, связанной с электронным музыкальным творчеством, для

меня важно представлять конечный результат, а не детали предстоящей работы

а) да;

б) в некоторых случаях;

в) все зависит от сложности произведения.

3. Если я слышу интересную аранжировку знакомой музыки, мне хочется

самому сделать что-то подобное

а) да;

б) нет;

в) по обстоятельствам.

4. Мне нравиться обсуждать свои сочинения (аранжировки) со сверстниками

а) да;

б) нет;

в) если я уверен в одобрении.

5. Я предпочитаю самостоятельно находить выразительные средства для аранжировки произведения, чем действовать по указанию преподавателя

а) да;

б) нет;

в) в некоторых случаях.

6. Процесс аранжировки музыкального произведения я считаю законченным

если:

а) результат получил одобрение преподавателя;

б) исчерпаны все варианты аранжировки;

в) я остался доволен звучанием произведения.

7. Я думаю, что не обязательно разучивать трудные произведения, с помощью синтезатора можно найти эффектные звуковые решения и для несложных

композиций

а) в некоторых случаях;

б) да;

в) нет.

8. Высокие результаты на конкурсах электронной музыки зависят в первую очередь, от модели электронного инструмента.

а) нет;

б) да;

в) в некоторых случаях.

9. Мне нравит ся выполнять аранжировку произведения, руководствуясь специальными указаниями в нотах, нежели придумывать что-то иное

а) нет;

б) да;

в) по обстоятельствам.

10. При работе над аранжировкой (сочинением, звукорежиссерскими

параметрами и т.д.) музыкального произведения в классе синтезатора, я думаю, какое впечатление моя композиция произведет на слушателей

а) да;

б) нет;

в) иногда.

Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ необходимо начислить следующие баллы: 3 балла за ответ «а»; 1 балл за ответ «б»; 2 балла за ответ «в». Подсчитываете« общее количество баллов. В соответствии с этим определяются уровни: высокий 23-28 баллов; средний 17-22 балла; низкий 10-16 баллов.

Тематический план учебной дисциплины «Клавишный синтезатор»

Первый год обучения

Период изучения Наименование разделов и тем Общее кол-во часов В том числе теорет. занятия В том числе практ. занятия

Первая четверть Введение Раздел 1. Формирование знаний, умений навыков выбора, сохранения, обработки информации 9 1 8

Тема 1.1. Тембровый потенциал клавишного синтезатора 2 2

Тема 1.2. Распределение стилей по банкам 2 - 2

Тема 1.3. Функция регистрации памяти 4 4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.