Воспитание гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ на основе народных традиций якутов (Саха) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Павлова, Валентина Герасимовна

  • Павлова, Валентина Герасимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 142
Павлова, Валентина Герасимовна. Воспитание гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ на основе народных традиций якутов (Саха): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Якутск. 2004. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Павлова, Валентина Герасимовна

Введение.

Глава 1. Концептуальные основы гуманистического воспитания

1.1. Воспитание гуманности в философском контексте.

1.2. Гуманистическая система воспитания в народной педагогике якутов (саха).

1.3. Психолого-педагогические особенности старшеклассников в воспитании гуманистических отношений.

1.4. Модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у сельских школьников на основе народных традиций

Глава 2. Педагогическое обеспечение воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ

2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы.

2.2. Педагогическое пространство как условие воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ.

2.3. Формы и методы воспитания гуманистических отношений на основе народных традиций.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ на основе народных традиций якутов (Саха)»

Актуальность исследования. Время современных подростков характеризуется как «ужасное, быстрое и прекрасное» время. Ужасное в том, что сегодня общество находится в духовном кризисе, причину которого мы видим в сложной политической обстановке, радикальном изменении ценностного пространства, легализации преступности, эстетизации зла и насилия, социальной неопределенности человека, экономическом кризисе и др. Быстрое в том, что человек не успевает за темпом перемен в обществе. Прекрасен тем, что общество надеется найти выход из этого «ужасного времени». Особая полоса исторического процесса, через которую проходит общество, требует глубокого теоретического осмысления.

В законе РФ «Об образовании» подчеркнуто, что содержание образования должно быть ориентировано на гуманное воспитание личности. Модернизация образования путем приспособления его к запросам рынка объективно приводит к квазиобразованности, поверхностности усваиваемых знаний, к примитивизации потребностей и утилитаризму, к разрушению эмоционально-ценностной сферы человека, что обозначается как кризис духовности. В условиях модернизации образования для решения этой актуальной проблемы нужна проверенная жизнью гуманистическая система воспитания. Основу этой гуманистической системы воспитания составляют народные традиции. Традиция как одна из ведущих нравственных ценностей народной педагогики является спасителем души детей, духовной «пищей» в воспитании подростков в современных условиях.

Гуманистические идеи в педагогической сфере были отражены в трудах известных педагогов-гуманистов Я.А.Коменского, Дж.Локка, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, в трудах отечественных педагогов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других. Данная проблема отражается в трудах современных исследователей Ш.А.

Амонашвили, М.М.Богословского, И.М.Борзенко, В.А. Кувакина,

П. Куртца и др. В трудах Г.Н.Волкова красной нитью проходит идея гуманистического воспитания личности, названной «золотой» формулой этнопед агогики.

Проблема воспитания гуманной личности - одна из главных направлений философских, социально-психологических и педагогических исследований, о чем свидетельствуют труды Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Б Т.Лихачева, О.В.Лишина, А.В.Мудрика и др. Гуманные традиции народного воспитания отражены в исследованиях В.Ф.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, О.Д.Мукаевой,, Т.Н.Петровой, Н.Ф.Сагояковой, А.Умарова, Я.И.Ханбикова, И.А.Шорова; этнические аспекты традиционного воспитания саха исследованы ведущими психологами и педагогами Республики Саха (Якутия) М.М.Атласовой, О.Е.Винокуровой, А.А.Григорьевой, Д.А.Даниловым, М.Н.Егоровым, А.Г.Корниловой, А.В .Мордовской, Н.Д.Неустроевым, А.П.Оконешниковой, И.С.Портнягиным, Г.С.Поповой, А.Д.Семеновой, Е.С.Сергиной, Л.И.Федоровой, К.С.Чиряевым.

Обращение к философским, психолого-педагогическим и этнопедагогическим трудам показало, что в теории народной педагогики якутов (саха) и в проблемах воспитания личности недостаточно исследованной остается проблема воспитания гуманистических отношений у современных старшеклассников сельских школ. Помимо отсутствия специальных исследований по этой проблеме, мы считаем, что недостаточно разработаны содержание, формы и методы воспитания гуманистических отношений у сельских школьников на основе народных традиций. Все это определило выбор темы исследования: «Воспитание гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ на основе народных традиций якутов (саха)».

Объект исследования: процесс воспитания гуманистических отношений у сельских школьников на современном этапе.

Предмет исследования: содержание и формы работы в воспитании гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ Республики Саха.

Цель исследования состоит в разработке оптимальных условий, способствующих эффективному процессу воспитания гуманистических отношений у старшеклассников на основе народных традиций.

Анализ педагогической теории и практики позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой воспитание гуманистических отношений у учащихся старших классов сельских общеобразовательных школ будет проходить наиболее эффективно, если: учебно-воспитательная работа строится по принципу единства действий в системе «школа-семья-социум»;

- сочетаются способы организации жизнедеятельности и народно-педагогических идей в педагогическом процессе;

- создается специальное воспитывающее пространство, способствующее гуманизации личности; 1

- содержание и формы гуманистического воспитания построены на прогрессивных традициях народной педагогики.

Для достижения этой цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1.Обосновать концептуальные подходы к воспитанию гуманистических отношений у личности.

2. Раскрыть гуманистические основы воспитательной системы якутов саха).

3. Разработать модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у школьников на основе народных традиций.

4. Определить и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания гуманистических отношений у старшеклассников.

Методологической основой исследования явились философские представления о человеческих ценностях как основы гуманистического воспитания личности; психолого-педагогическая концепция о целостности личности; идеи классиков педагогики и современных этнопедагогов о духовно-нравственном, гуманном воспитании детей, об исторических корнях и своеобразии традиций народной педагогики в воспитании гуманной личности.

Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использовались следующие методы исследования:

- анализ философской, социально-психологической, педагогической и этнопедагогической литературы;

- изучение и обобщение педагогического опыта;

-моделирование;

- педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, опрос;

-опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ результатов исследования;

База исследования: Арылахская, Сартанская, Боронукская, Дулгалахская, Верхоянская средние школы Верхоянского улуса Республики Саха (Якутия). В эксперименте приняли участие 162 учащихся, 85 учителей, 73 родителя. Исследование проводилось с 1998 по 2003 годы и включало три этапа.

1 этап - (1998 - 1999 гг.). Проводилось изучение теоретической литературы по проблеме исследования, что позволило методологически осмыслить проблемы гуманистического воспитания, наметить подходы к ее реализации. Проводился сбор материалов, их анализ и систематизация. Определены предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследования, разработана модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у школьников на основе народных традиций.

2 этап - (2000 - 2001гг.). Опытно-экспериментальным путем проверялись положения разработанной концептуальной модели педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских общеобразовательных школ на основе народных традиций.

3 этап - (2002 -2003 гг.). Проводился анализ и обобщены результаты экспериментальной работы, разработаны научно-методические рекомендации, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в рамках данной работы:

-обоснованы концептуальные подходы к осуществлению гуманистического воспитания школьников на традициях народной педагогики (гуманность как личностное образование выражается в человечности, духовном здоровье, в сформированности нравственных качеств, в благородном взаимодействии человека со своим окружением;

-гуманность составляет основу народной педагогики, традиции которой синкритируют и отражают все стороны бытия народа, его знания, мифологию, философию, религиозное сознание; формирование внутреннего мира личности происходит по закономерностям этнической трансмиссии, в соответствии с которыми организуется воспитательный процесс);

- раскрыт воспитательный потенциал народных традиций как эффективное средство воспитания гуманистических отношений у старшеклассников в современных условиях (процесс духовно-нравственного воспитания детей идет в тесной связи с традициями народной педагогики; в современных условиях народные традиции - одно из могучих средств в сфере гуманистического воспитания старшеклассников; в народном кодексе нравственности саха собраны определенные правила жизни для детей, которые являются нормой поведения, как мотивы и целевые установки у детей, а главное - как основа воспитания у них гуманистических отношений);

-определены педагогические условия (предметно-пространственная, социопедагогическая среда, сконструированная на духовных ценностях северных народов; использование потенциальных возможностей сельского социума-туелбэ, привлечение к организуемой в реальной жизни воспитательной деятельности всех его агентов этнокультурной трансмиссии), формы и методы реализации идей народной педагогики в воспитании гуманистических отношений (использование средств, форм и методов воспитательного воздействия и общения; пробуждение исторической памяти школьников к родословной семьи, рода; опора на региональные и национальные культурно-нравственные особенности).

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальной модели педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у школьников на традициях народа саха, раскрывающей оптимальные условия воспитания сельских старшеклассников в условиях Севера.

Практическая значимость работы заключается в том, что на практике доказана эффективность организации гуманистического воспитания школьников на традициях народного воспитания. На основе полученных результатов созданы программа научно-методического семинара для учителей и воспитателей, методические рекомендации по использованию основных положений народной педагогики в процессе воспитания гуманистических отношений у учащихся сельских школ.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на теоретические положения философской, психологической и педагогической литературы, использованием системного подхода, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, этапным характером опытно-экспериментальной работы, проверкой выводов, сделанных в исследовании, результатами опытной работы, выразившимися в динамике сформированное™ гуманистических отношений у старшеклассников.

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования проводились в выступлениях автора на республиканских научно-практических конференциях: «Саха итэ5элэ-3» /Якутск, 1997/, «Духовность и культура» /Якутск,2001/, «Глобализация и судьба культуры» /Якутск,2003/, на авторских курсах молодых учителей Верхоянского улуса/Верхоянск,2000/, на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы региональной культуры и образования России на пороге 3-го тысячелетия» /Якутск,2000/, на семинаре по обмену опытом между школами г.Верхоянска Верхоянского и п.Саккырыр Эвено-Бытантайского улусов Р С/Я/- /Саккырыр,2001/, на республиканском форуме «Торообут тылынан о5ону иитии уонна сайыннарыы: ситипиибит уонна сорукпут» /Якутск,2004/.

На защиту выносится концепция воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ, включающая:

-концептуальную модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у сельских старшеклассников;

-обоснование гуманистического воспитания в сельской школе как социально-педагогический феномен, определение его сущности, структурных компонентов (социокультурный, информационнопознавательный, деятельностный);

-социопедагогическую среду, специально сконструированную на духовных ценностях народа и обеспечивающую ценностно-смысловое, эмоционально насыщенное содержание воспитательного процесса;

-информационно-рефлексивные, деятельностно-развивающие, практико-ориентирующие технологии воспитания гуманистических качеств личности, основанные на передовых традициях народной педагогики. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Павлова, Валентина Герасимовна

Выводы по 2 главе

Проведенная опытно-экспериментальная работа и анализ учебно-воспитательной системы сельских общеобразовательных школ по проблеме воспитания гуманной личности позволили сделать нам следующие выводы:

1. Важность обновленных форм и методов воспитательной работы, способствующих воспитанию гуманистических отношений, диктуется самой жизнью.

2. Использование традиций этнической педагогики представляет собой эффективность воспитательной работы по формированию гуманности школьников старшего возраста.

3. Одним из условий воспитания гуманистических отношений у личности, на наш взгляд, является повышение образовательного уровня знаний старшеклассников, педагогов, родителей о содержательных аспектах народных традиций через ее использование в воспитательном процессе и повседневной жизни.

4. Построение специального воспитательного пространства (среды), отражающего особенность сельской местности, традиции, нравы, является условием педагогического обеспечения для воспитания школьников в духе гуманизма.

5. Системная работа с родителями (совместная деятельность, организация лекториев, создание клубов отцов, внеклассные уроки родителей) в туелбэ способствует в воспитании гуманистических отношений у сельских школьников.

6. Формированию гуманистических позиций способствует опора на примере повседневной жизни, реалий социальной среды, на основе которой раскрываются мировоззрение и нравственные пробелы, способствующие определению ценностной ориентации личности, акцентирующей гуманность в качестве принципа существования в этом сложном мире.

Заключение

Теоретический анализ воспитания гуманистических отношений у школьников и опытно-экспериментальная работа подтвердили положения гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы:

1. Анализ социально-философской, психолого-педагогической литературы показывает, что в условиях криминализации общества, радикального изменения ценностного пространства проблема воспитания гуманистических отношений у школьников приобретает особое значение. Наш подход к гуманности исходит из определения ее как условия духовного и физического здоровья людей, как стиля человеческого взаимодействия, как основа общественной идеологии, как сущности социальных связей и управления, как фактора культурного роста общества, как предпосылки социального прогресса.

Разрабатывая концептуальные основы гуманистического воспитания, выявили, что постановка и решение задач воспитания гуманности в этнопедагогическом контексте как одной из духовных ценностей народной педагогики являются новыми в современной педагогике, что гуманность воплощает в себе цель, содержание и формы воспитательной работы в единстве культурологического, социально-исторического, личностно-ориентированного пространства. Выявлено, что суть понятия гуманизма лежит в признании человека высшей ценностью, его права на счастье, свободу, на развитие и проявление им своих индивидуальных особенностей, что формирование этого качества личности происходит в совместной жизни и деятельности людей.

2. Своеобразие гуманистического воспитания, формирования гуманности у старшеклассников определяется тем, что в этом возрасте складываются ценностные ориентиры и относительно устойчивые образцы поведения, наиболее активно формируется позиция «Я и общества», что данный возраст связан с актуализацией абстрактного и логического мышления, рефлексии своих чувств, усилением стремления к самореализации. Весь социальный мир старшеклассник пропускает» через себя, через свое «Я», которое рассматривается как социально значимый феномен. В этом возрасте они чутко воспринимают социальные образцы, стремятся к освоению нравственных ценностей, проявляют активный интерес. Учет всех указанных особенностей - очень важное условие правильной постановки учебно-воспитательной работы в формировании гуманных качеств у старшеклассников.

3. Традиции - это синтез духовного и практического, в котором фиксируются общественное сознание, психика и практика. Использование традиций этнической педагогики в воспитательном процессе реализуется на основе таких концептуальных подходов, как культурологический, позволяющий понять и усвоить ценностный потенциал народных традиций для развития гуманных качеств школьников; дифференцированный, позволяющий учитывать в процессе формирования гуманности у школьников социальные, территориальные, культурные, психологические, возрастные, национальные, индивидуальные особенности.

Выявлено, что этнопедагогическое учение якутов «кут-сюр» в педагогическом аспекте - это воспитание гуманной личности, где доминирует целостное видение мира и осуществляется единство воспитания и обучения.

4. Ориентация школьников на гуманистические ценности, которые в результате педагогических мер, стимулирующих их освоение, становятся ценностно-смысловыми новообразованиями учащихся, обогащает их установки, отношения, мировоззрение. Получая поддержку гуманистически ориентированных педагогов в саморазвитии и целенаправленно расширяя при этом субъектный опыт деятельности и общения, воспитанник обретает новую «степень свободы» в социальном взаимодействии. Положительный результат в воспитании гуманной личности достигается, когда содержание воспитательной деятельности школы включает в себя стройную систему материальной и духовной культуры народа, и активно используются передовые традиции, формы и методы народного воспитания.

5. В общественном опыте сложилось достаточно много разнообразных методов воспитания и средств воздействия на учащихся, использование которых может дать желаемый результат. В методе воспитания формальная (внешняя) и процессуальная (внутренняя) сущности имеют очень большую разницу, причем внутренняя зависит от множества социально-биологических факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной деятельности человека. Методы воспитания, процесс их применения зависят от реальных социально-педагогических условий сегодняшнего дня. Любое из этих факторов накладывает свой отпечаток на формирование гуманности человека. Поэтому важно использовать все возможности и средства, чтобы повысить эффективность нравственного воспитания. В сельской местности рационально использовать те средства и методы народной педагогики, которые формируют гуманную, трудолюбивую личность с коллективной направленностью.

Проведенное исследование выявило, что апробированные в процессе опытно-экспериментальной работы организационные формы и методы формирования гуманности у старшеклассников позволяют построить практико-ориентированную технологию гуманистического воспитания в школе.

6. В ходе исследования установлено, что формированию гуманности у старшеклассников в общеобразовательной школе способствует создание следующих педагогических условий: этнопедагогическая ориентация педагогов в процессе воспитания гуманистических отношений у старшеклассников;

- создание специального воспитательного пространства (среды), основанного на традициях народа саха;

- сочетание народных традиций с достижениями научной педагогики;

- учет возрастных и этнопсихологических особенностей детей;

- формирование гуманистических знаний, умений и навыков у старшеклассников, на основе традиций этнической педагогики.

Опираясь на выводы исследования, мы предлагаем ряд рекомендаций:

1. Необходимо использовать традиции народной педагогики в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы как эффективное средство в воспитании гуманистических отношений у сельских старшеклассников.

2. Построить при школах дом «Айыы балабана» («Ытык саха балабана») с этническим колоритом (соответствующий традиционному мировоззрению якутов).

3. Необходимо построить обучающее и воспитывающее пространство нравственности, любви и доброты.

4. Организовать проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий родителей старших классов.

Следует отметить, что представленное диссертационное исследование не раскрывает всей полноты возможностей воспитательной системы школы в аспекте формирования гуманности у старшеклассников и представляет собой один из возможных вариантов модели педагогического обеспечения формирования гуманности у школьников.

125

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Павлова, Валентина Герасимовна, 2004 год

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе деятельности /Психология формирования развития личности/. - М., 1981.-С.27.

2. Алексеев М.П.- Дапсы. Духовность народа саха связана с понятием « айыы»/ Вест. Акад. духовности РС/Я/ 1997 № 1-3.- С.20.

3. Аманбаева Л.И. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Якутск, 1991.

4. Аманбаева Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания. -Якутск,1998.-С.80-82.

5. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям.- М.Воронеж, 1998.- С.192-195.

6. Амонашвили Ш.А. Личностно гуманистическая основа педагогического процесса. - Минск,1990.-С.511-512

7. Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. Избр. псих, тр.: в 2т. М., 1980 -Т 1.-С.44-45.

8. Ангелов С.И. Марксистская этика /пер. с болг./.- М.,1973.- с.140.

9. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. -Якутск: ЧИФ «Ситим»,1995.

10. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Чебоксары, 1976. С.180.

11. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве.-Якутск: Кн. Изд., 1960.

12. Афанасьев Л.А. Айыы уорэ5э. Дьокуускай: Бичик,1993.

13. АтласоваЕ.М. Этнопедагогика. Якутск, 1999.

14. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

15. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 томах.- М.: Педагогика, 1979.

16. Бодалев A.A. Психология личности. М.: Изд. МГУ,1988.

17. Богуславский М.М., Равкин З.И. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации/к. XIX-90 г. XX в./ М., 1998.

18. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрест. по взр. психологии// М.: Междунар. пед. акад., 1994

19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1992.

20. Божович Л.И. Проблема формирования личности. М.,Воронеж, 1995.-С.58.

21. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. -М.,1979.

22. Бондаревская C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системе воспитания. -М.,1999.-С.20-33.

23. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системе воспитания.- М.- Ростов/на Д., 1999.

24. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудилина A.A. Основы современного гуманизма. М.,2002.

25. Борисова О.В. Категория этничности как эпистемологический феномен /Ж. «Общественная наука и современность».2003.№3.-С.125.

26. Буева Л.П. Гуманизация воспитания в кризисном социуме //Совр. Школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: Сб. науч. Трудов / Междунар. Науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1993 - ч.1.

27. Бурхинов Д.М., Молонов Б.Ш. Вопросы этнопедагогики в школе. Улан-Удэ: Бэлиг,1994.

28. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.-М.:Педагогика, 1983. -С.3-4.

29. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов.- Якутск: Бичик,1995.- С.64.

30. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М. :Педагогика, 1987.

31. Вебер М. Избранные произведения. M., 1991.

32. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера.-Якутск: Бичик,1997.

33. Волков Г.Н.Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочинения в 2 томах. М.: Изд Дом « Магистр-Пресс», 2002.

34. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. кн. изд., 1989.

35. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Чув. Кн. Изд.,1993.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999.- С.56.

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски //Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки.- Элиста: Джангар, 2003.-С.22.

38. Вруцевич М.С. Обитатели, культура и жизнь в Якутской области.-СПб., 1841.- С.41.

39. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания.- М.: Новая школа, 1994.- С.15-21.

40. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1993.

41. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, напеч. В Свердловске, 1940.

42. Голикова А. Якуты. СПб., 1907. - с. 11.

43. Григорьева A.A. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов. М.:МГОПУ,1993.

44. ГуревичП.С. Гуманность и вера.- М.: Знание, 1990.

45. Данаилов г. Не убить Моцарта. М.: Педагогика,1986.-С.89.

46. Данилов Д.А. Сельская школа Якутии: Организационно-педагогическое обеспечение. Якутск, 1988.

47. Данилов Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири.- Якутск. 1976.

48. Данилов Д.А. На пути духовного возрождения народа// Народное образование Якутии ,1992. №1.-С.28.

49. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональный аспект организационно-педагогического обеспечения. Новосибирск: Наука РАН, 1999. -С.63.

50. Джунусова Г.К. Воспитание учащихся в духе гуманизма. Алма-Ата: «Мектеп»,1977. - С.26.

51. Дзасонов Т.Г. Развивать хорошие традиции и обычаи. Орджоникидзе, 1964.

52. Дистервег А.В. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.-С.237.

53. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги PC /Я/: Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992.

54. Зеньковский В.В. Психология детства.- М.,1996.- С.70.

55. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 томах.- М.: ACT; Ростов н/Д: Феникс, 1999.

56. Ильин И.А. Путь духовного обновления М.,. С.202.

57. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 томах. Т.6. Кн.-LLI-M.: Русская книга, 1997. С. 259.

58. Исаев Д.Н., Новикова Т.О. Нужна ли подросткам помощь в воспроизведении смерти /Вопросы психологии.- 2003.№3. С.115.

59. Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб., 1997.

60. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.-М.:Педагогика,1982.

61. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.- М.: Новая школа, 1992.

62. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостности учебно-воспитательного процесса.- М.: НМО «Творческая педагогика», 1993.

63. Кириллина В.И. Духовное здоровье, как гарант сохранения генофонда народа РС/Я/ Материалы 1 респ. научно-практ. конференции «Духовность -веление времени. 2001/. Якутск,2003.- С.19.

64. Ковалев А.Г. Проблема воли в свете психологии отношений. Л., 1956. -С.116.

65. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001.-С. 151.

66. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 1980.

67. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.: В 2 томах. -М.,1982.

68. Конфуций. Антология гуманной педагогики.- М.,1996.- С.75.

69. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания: Учебное пособие. Якутск. 1992.

70. Корнилова А.Г. Этнические традиции как фактор социального воспитания //Наслежно-улусное воспитание. М., 1997.4.1 - П.- С.16-22.

71. Краткая философская энциклопедия /ред.-сост. Тубский Е.Ф., Кораблева Г.В.,Лутченко В.А. М.: Изд.гр. «Прогресс», 1994.- С.27-119.

72. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти томах/ под ред. Н.К.Гончарова и др./. М.: ИАПН,1959.

73. Крутова О.Н. Воспитание: новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания. М.: «ЛУЧ», 1993.- С. 170.

74. Кувакин В.А. Что такое философия? М.: Издательство МГУ, 1989.

75. Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма).- СПб., 1998.- С.8-11.

76. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Якут. книж. изд., 1979. - С.30.

77. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности.-Хабаровск, 2001. С. 19- 163.

78. Куликова Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд.- Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2003. -С.26-169.

79. Куликова Л.Н. Личность ребенка в воспитательной системе школы.- М., С.42.

80. Куртц П. Евпраксофия: необходимость создания секулярных гуманистических центров. РЖ-1993. №3/4 СЕР.З.-М.,1993.-С.24.

81. Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма / Изд. 2 исправ./.- М.,2002.

82. Куртц П. Мужество стать: добродетели гуманизма. М.,2000.

83. Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности.- Л-Д, 1979.-С.64.

84. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения.-М.:Педагогика,1988.

85. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983.

86. Локк Д.Л. Избранное философское произведение в 2 томах. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

87. Лордкипанидзе Л.Н. Книга о детях для думающих взрослых или путешествие по пути развития личности. СПб.: Союз,2000.

88. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.

89. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: к определению понятия //Сборник научных трудов «Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации». М.,1992.- С.104-105.

90. Макаренко A.C. О воспитании /2-е изд. перераб. и дополн./.- М.: Политиздат, 1990.

91. Макаров Д.С. Народная мудрость: знание и представление. Якутск. 1983.-С.22-30.

92. Маслоу А. Психология бытия.- М.,1997.

93. Михалев В.Г. Актуальные проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения молодежи. Орел: «Орлов. Правда», 1977,-С.53.

94. Мордовская A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников: с использованием материалов этнопедагогики народа саха.- М.:Академия,2000.

95. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников.- М.: Просвещение, 1981.-С.39.

96. Мукаева О.Д. Этнопедагогика ведущий фактор возрождения и развития национальных школ /Этнопедагогика калмыков и национальная школа.- Элиста, 1997.-С.44.

97. Мукаева О.Д.Э Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов. М.: Педагогика, 1994.- С.44.

98. Мухамедьянов С. А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики: Дисс. к.п. наук. Уфа, 1995.-С.206.

99. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.

100. Мухина B.C. Психология детства и отрочества: Учебник для студ. псих.-пед. фак-в вузов. М.: Институт практ. психологии, 1998.- С.448.

101. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека. М.,1966. -С.111.

102. Мясищев В.Н. Психология отношений и физиология мозга/ Ученые записки ЛГУ- Выпуск 3 «Психология». М.Д981.-С.18.

103. Немов P.C. Психология: Учебник для студ. выс. пед учр.: Кн. 2 М.: ВЛАДОСД997. - С.26.

104. Недосекова Т.Д. Воспитание гуманистических взаимоотношений учащихся в многонациональной городской школе. Дисс. к.п.н. -Якутск,2000.-С. 17.

105. Неретина С.С. Средневековое мышление как стратагема мышления современного//Вопросы философии. -1999.№ 11.-С. 124

106. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учебное пособие.-Якутск, 1999,- С. 14.

107. Неустроев Н.Д., Саввинов Т.Т. Особенности организации воспитательной работы в сельской малокомплектной национальной школе: Учебное пособие.- Якутск, 1992.

108. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.- М.: Педаг. Общ. России,2000.

109. Новиков А.Г. Менталитет народа саха.- Якутск, 1996.

110. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Перьм,1996.- С.60-61.

111. Оконешникова А.П. Постоянные проблемы мультикультурного образования в условиях возрождения традиций народов PC (Я)/Народное образование Якутии №4. 1995.- С. 17.

112. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. Т.З.-М.,1965.-С.150.

113. Пирогов Н.И. Образование и воспитание //Изб. пед. сочинения. -М.Д985.

114. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

115. Платонов К.К. Психологическая структура личности. М., 1968.

116. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск, 1993.

117. Попов Б.Н. Философия воспитания.- М.: Академия,2000.-С.41.

118. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха. Якутск: Бичик,1998.

119. Портнягин И.С. Этнопедагог К.С.Чиряев: педагогические мысли, идеи, взгляды. Якутск, 2002.-С.70-76.

120. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр».- М.: Академия, 1999.-С.69-126.

121. Портнягин И.С. Этнопедагогика. Учение «Айыы» и школа «Кут-сюр».- Якутск,1995.- С.70.

122. Радугин A.A. Гуманизм как целостная основа решения глобальных проблем современности: курс лекций по философии.- М.: Издательство «Центр», 1997.- С.254.

123. Роджерс K.P. Взгляды на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс. 1994.-C.480.-C.77-71?

124. Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос,2000.- С.22.

125. Розанов В.В. Собрание сочинений. М.: Республика, 1995.

126. Руднева JI.B. Воспитать гуманиста. Алма-Ата: Знание, 1979.

127. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или о воспитании. с.215.

128. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм? Сумерки богов. - М.: Политизд.,1990.- С.39.

129. Селевко Г.К. Личностный подход // ж. «Школьная технология». №6.1999.-С.109.

130. Семенова А.Д. Лекции по этнопедагогике: Учебное пособие. -Якутск: Изд. ЯГУ, 1997.

131. Серошевский В.Л. Якуты. М.:АО «Росс, полит, энциклопедия», 1993.

132. Сергина Е.С. Приобщение учащихся национальных школ к традиционному мировоззрению народа саха. Новосибирск: Наука,2003.-С.13-59.

133. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: «Шк. Пресса», 2002. - С.230.

134. Соловьев B.C. Оправдание добра.- М.-.Республика, 1996.

135. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловекотворчестве. СПб.: Азбука,2000.

136. Столяров А. Стоя и стоицизм.- М.:АО «Коми групп», 1995. С.315.

137. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах.Т.1.- Киев: «Радяника школа», 1999.

138. Сухомлинский B.C. Как воспитать настоящего человека.- М.: Педагогика, 1989.

139. Тимофеев М.А. Оракул Европы. М.: Эксмо - Пресс, 2000.- С.80-85.

140. Титова Е.В. Если знать, как действовать. М.:Просв.,1993. -С.103.

141. Умаров Абдусамад. Духовно- нравственное воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности на традициях таджикской народной педагогике. /Дисс. к.п.н./. М.,1998. -С.-29-30.

142. Уткин К. Д. Этнопедагогические основы праздника ысыах. -Якутск, 1994.

143. Уткин К.Д. Проблема человека в социокультурной системе народа саха. Дисс. д. ф. н./-Якутск, 1999.- С.78.

144. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1 -М.,1953.-С.123.

145. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т.1-М.,1988. -С.253.

146. Ушинский К.Д. Собр. Сочинений в 11 т. М.: Л-Д,1948-1952,т.2.-с.160.

147. Федоров М.П. Социокультурные проблемы инновационной деятельности в педагогической теории/ Материалы всеросс. научно-практ. конф. «Проблемы per. культуры и образ. России на пороге третьего тысячелетия.- Якутск,2000.- С.39.

148. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск, 1995.

149. Федорова Т.Д. Гуманизм как проблема философии. Саратов.2000.-С.7.

150. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Институт практ. психологии, 1994. - С.174-175.

151. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Воронеж, 1996.

152. Френе С. Избранные педагогические сочинения.- М.,1990.- С.115.

153. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В.Бибихина/.- М.: Изд. Фирма « Ad Marginem»,1997.

154. Ханбиков Я.И. Татарская народная педагогика: Из истории педагогической мысли.- Казань, 1967.

155. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990 -С.314.

156. Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения: для старшего школьного возраста. Минск: Нар. Асвета, 1978.

157. Чиряев К.С.,Васильева Ф.А. Норуот педагогикатынан дьарыктанар хайысхалар: торум( учууталга, тороппуккэ комо).-2-с таьаарыы. -Ороьу,1997.

158. Чиряев К.С. Дьиэ кэргэн омук биьигэ. - Дьокуускай,1993.

159. Чиряев К.С. Дьолун ыччаккар /Тороппуккэ комо/. Якутск, 1990.

160. Чиряев К.С. Отец как воспитатель.// Из истоков народной педагогики. Якутск, 1992.-С.41-49.

161. Швейцер А. Благовение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.

162. Швейцер А.- великий гуманист XX века. М., 1970.

163. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников. -Педагогика.2001 -№5. С.-40.

164. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Краснодар. Книгоизд.,1989.

165. Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории//Сов. Педагогика.-1990,№12.-С.61.

166. Щацкий С.Т. Педагогическое сочинение в 4-х т.-Т.З М.: Изд. АПН СССР, 1960-1963. -С.244.

167. Щацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 томах, /сост. Л.Н.Скаткин/. -М.: Педагогика, 1980.

168. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. М.: Новая школа,1998.- С.99-107.

169. Щуркова Н.Е. «Философия жизни» в школе/Метод. Материал к курсу человековедения/. -М.: Новая школа, 1994.

170. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М.,1997.-С.99-107.

171. Модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников1. ВОПРОСНИК

172. Как вы понимаете слово «гуманизм»?

173. Что вы знаете о гуманизме и гуманности?

174. Какого человека можно назвать гуманным?

175. Какие личностные качества человека вы считаете гуманными?

176. Совершили ли вы хотя бы один раз в своей жизни благородный поступок?

177. Чем руководствовались в совершении хорошего поступка?

178. Что вы хотели бы изменить и улучшить в окружающем нас мире, чтобы он стал гуманным?

179. Всегда ли вы помогаете людям?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.