Воплощение: набросок сотериологической онтологии: на основе романа Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Смирнов, Николай Алексеевич

  • Смирнов, Николай Алексеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Казань
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 156
Смирнов, Николай Алексеевич. Воплощение: набросок сотериологической онтологии: на основе романа Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго": дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Казань. 2018. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Смирнов, Николай Алексеевич

Введение...............................................................................................................3

1. Реальность: феноменологическое понимание.............................................19

1.1. Реальность как философская категория: к постановке проблемы.......19

1.2. Реальность как первоявление: о философии Гёте в целом...................26

1.3. Символ как опыт встречи с реальностью: П. Флоренский и Гёте.......33

1.4. Реальность, жизнь-zoe и поэтическое слово: гётевское толкование ... 42

1.5. К феноменологии воплощения: о философии Б. Пастернака в целом 53

2. Воплощение и спасение: особенности сотериологической онтологии.....60

2.1. Облик сущего: к онтологии женственности. Идея «перехода»...........60

2.2. Воплощенное мгновение: откровение саморазумеющейся жизни. Евангелие.......................................................................................................66

2.3. Воплощенная свобода: вдохновенная жизнь и безоружность. Грубость и отвлечение..................................................................................................76

2.4. Воплощенное видение: мировосприятие как способ существования. Искусство и чувство реальности..................................................................97

2.5. Жизнь как комментарий к Воскресению: явленность, счастье, судьба102

2.6. Женственность как первообраз воплощения и стихия. Встреча. Любовь.........................................................................................................109

2.7. Существо явления женственности: новая жизнь. Спасение..............124

Заключение.......................................................................................................139

Список литературы..........................................................................................146

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Настоящее диссертационное исследование ограничено рамками религиозно-философской традиции в феноменолого-герменевтическом ее истолковании, что отражено в соответствующей терминологии (понятия «воплощение», «набросок», «сотериологическая онтология» и др.1).

Проблематика данного исследования развивается вокруг осмысления опыта целого, - восприятия не отдельных существующих вещей, событий и переживаний, не отдельных фрагментов сущего, но самого существования, существования как такового. Эмпирически, это опыт редкий и непредсказуемый, располагающийся на заднем плане сознания и уступающий место в иерархии восприятий отдельным событиям. Но онтологически это опыт исходный, опыт сам по себе, открывающий возможность любого опыта. Тема работы: классическая онтологическая тема первой вещи - вещи вещей, события событий.

Однако её центральной категорией будет не категория бытия или субстанции (и не какой-то из разновидностей субстанций), но редко употребляемая в классической онтологии категория реальности. Это связано со сменой мотивов и задач философствования. Для философии, ориентированной на теорию познания, онтология является одним из разделов, формирующих самые общие понятия и принципы как важнейшие условия постижения истины. Классическая онтология связана с определением материальных или идеальных начал - субстанций. Онтология

1 В трактате М. Хайдеггера «Бытие и время» слово «набросок», означающее, как правило, предварительный, незавершенный вариант какого-либо произведения или предельно общее, лишенное конкретных черт, изображение чего-либо, получает иное, собственно терминологическое, значение: набросок - способ бытия человека, состоящий в «набрасывании» (осуществлении) возможности быть кем-то, делать что-то. Термин «набросок» характеризует также и осуществляющуюся в слове («набрасывание» как творческий акт) возможность явления подобающего смысла. В произведениях Платона, Декарта и др. известных мыслителей реализуется основательно продуманный набросок возможности собственно философского отношения к действительности (в том или ином его понимании), соответствующий призванию человека. Понятие «воплощение» используется в религиозно-философской традиции и в современной французской феноменологии, например, в работе М. Анри «Воплощение. Философия плоти». См.: Анри. М. Воплощение. Философия плоти // Кайнония. Вестник ХНУ им. В.Н. Карамзина. - №904, 2010. - С.210-230. Сотериологические аспекты философствования обсуждаются и в работах мыслителей, формально не принадлежащих традиции религиозной философии (П. Адо, М Мамардашвили, Л. Ферри и др.).

реальности (в отличии от онтологии бытия, например) - это онтология практическая. Категория реальности описывает здесь не отвлечённую субстанцию, не отвлечённое начало, а действительное состояние видящего и видимого. Нечто испытанное, пережитое, достигнутое. Философию (в нашем понимании) интересует не какая-то конкретная действительность, но сама действительность как жизненное пространство любых предметов и тем (тот предел, в котором что-то живо и действительно).

Тематически здесь можно выделить две основных проблемы, которые и составляют актуальность нашей работы.

Во-первых, данное исследование, как было заявлено выше, обращено к реальности, и занято поиском путей к видению и описанию реальности. Путей к выходу из состояния слепоты и немоты по отношению к действительности всего происходящего с нами - именно этим всегда интересовалась философия. Парменидовское разделение «мира мнения» и «мира знания», платоновское различение «мира вещей» и «мира идей», декартовское противопоставление «вещи протяженной» и «вещи мыслимой», хайдеггеровская дифференциация «сущего» и «бытия» и т.д. - все это разные попытки тематизировать восприятие целого. Реальность - форма и способ существования. В этом смысле есть только две формы существования -реальность и иллюзия. Иллюзорное - это всё то, что мы осознаём как нереальное, не-живое, не-настоящее, не-актуальное. Предмет нашего интереса: поворот к реальности, именно переход в реальность как в новую форму существования, а не просто обращение к реальности как к одному из предметов теоретического рассуждения.

Во-вторых, этот переход в реальность рассматривается нами в рамках философии, понимаемой практически. В современной философии (в частности, в науках о культуре) принято использовать термин «культурный поворот», который характеризует парадигмальный сдвиг исследовательского внимания, открывающий новые перспективы в гуманитарных и социальных

науках2. Наряду с лингвистическим поворотом, перформативным, рефлексивным, иконическим и пр, выделяется поворот практический3. Современная философия нередко именует себя «постметафизической», поскольку проявляет неизбывный интерес ко всему «посюстороннему». Но было бы ошибкой считать «постметафизическую философию» «антиметафизической». «Практическое» не тождественно

«антиметафизическому». Исследование «посюстороннего», фактичности человеческой жизни, полноты существования, предполагает наличие своей метафизики (определенных умозрительных допущений), своей онтологии (определенных представлений о реальности), своей эпистемологии (столь же определенных представлений о том, что считать «знанием») и т.д. «Постметафизическая философия» - не «частная», «прикладная философия», состоящая на службе у политики или этики. Это философия, имеющая в своем составе «полный набор» структурообразующих элементов, но отличающаяся другим пониманием их связи. Сегодня, в частности, пересматривается смысл отношения «теоретического» и «практического». Последнее рассматривается как основа «теоретического» и трактуется достаточно широко, включая в себя сферу «сбывания» (реализации), самобытия человека и пр4. Осуществленный в 30-40-х годах в творчестве М. Хайдеггера «поворот», кто-то рассматривает как его уход от дискурсивности и тем самым от философии как таковой. Нам представляется, что в мышлении М. Хайдеггера в это время происходит усиление практического аспекта философствования, поскольку он пытается говорить, проясняя смысл (исторически, «здесь и сейчас» явленного) события, соизмеримыми частями которого выступают «современность» и «философствующий индивид». Схватить преображающую силу события, обнимающего (в историческом

2 Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2017.

3 Борисов Е, Инишев И, Фурс В. Практический поворот в постметафизической философии. Т.1. - Вильнюс: ЕГУ, 2008. Практическое, понимаемое в широком смысле, связно с интересом к посюстороннему, воплощенному, имеющим отношение к жизни человека.

4 Там же - С. 5.

моменте) собой все, в терминах той или иной теории затруднительно, здесь нужен другой язык, позволяющий выразить разнородное движение множества элементов и сил, сохраняя их динамику и конкретность. Поэтический (художественный) язык, по мнению М. Хайдеггера, в этом случае столь же уместен, как и язык теоретической мысли. Практическая философия, взятая в ее выразительном аспекте5, предстает у М. Хайдеггера и в форме поэтической философии. Таким образом, актуальность нашего исследования определяется как его предметом - мы обращены к осмыслению того, что дано исключительно актуально (событийный аспект реальности), так и предлагаемым подходом - актуальное подлежит выражению на языке практической философии, интересующейся жизнью, но не исключающей из нее «метафизического элемента». Такого рода практическую философию, удерживающую в своем внимании целое (как предел и полноту существования), мы обнаружили в художественном мышлении Б.Л. Пастернака.

Степень разработанности проблемы. В европейской философии тема реальности как особой категории возникает в Х1Х-ХХ вв. и связана с поворотом от теоретико-методологической проблематики к непосредственному опыту восприятия и мысли. И как следствие - поворот от проблем теории познания к онтологии, к интуитивному и цельному видению действительности. Этот поворот сопровождался критикой отвлеченной, теоретической, систематической философии как пустой и не имеющей отношения к действительности. Как уделяющей слишком много внимания методологическим и пропедевтическим вопросам и не доходящей до «самих вещей». Увязающей во «введениях» и «определениях базовых понятий». А также, отказом от аналитического и механистического подхода к реальности. Более всех концептуально-теоретических различий эти направления философии сближает жажда вещественности мысли, стремление выйти сразу

к самому предмету, непосредственно, без предварительных, теоретико-методологических оговорок. С этим пафосом вещественности мысли связан пафос очищения и освобождения от мыслительных привычек, от теоретических предпосылок и предрассудков. К этому направлению относится философия И.В. Гёте и немецких романтиков, а также А. Шопенгауэр, философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон), русская религиозная философия и феноменология.

При всех различиях во взглядах на искусство, И.В. Гёте и немецкие романтики близки в самых общих метафизических интуициях. Их философские искания противостояли господствовавшим в XVIII веке парадигмам познания и мысли - ньютоновскому механистическому естествознанию и немецкой классической философии с её рационализмом, теоретичностью и систематичностью. Они видели реальность как постигаемую в опыте, живую и динамическую целостность, не укладывающуюся в рамки абстрактных представлений. Поэтому особое значение приобретает в их творчестве мотив личного пути - художественное описание того как преодолевает человек ограниченность своих представлений о жизни («Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте, «Генрих фон Офтердинген» и «Ученики в Саисе» Новалиса). Важнейшими историко-философскими исследованиями здесь являются работы К.А. Свасьяна, раскрывающие Гёте как философа феноменологического образа мысли6, а также книга И.И. Канаева «Гёте как естествоиспытатель»7.

В XIX веке возникает ряд направлений мысли, обсуждающих возможность опыта целого и понимающих действительность как единую и органическую. И для каждого из них, по-своему, важно различение иллюзии и реальности. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше обращаются к образу «майи», иллюзорного покрова, скрывающего от нас действительность. Для них этот

6 Свасьян К.А. Гёте. - М.: Мысль, 1989. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии: (критика и анализ). Отв. ред. А.В. Гулыга. - Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1980. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. - Ер.: Изд-во АН Арм. ССР, 1987.

7 Канаев И.И. Гёте как естествоиспытатель. - Ленинград: Наука, 1970.

7

покров - сети наших рациональных представлений, скрывающих вольную стихию жизни. Для Ф. Ницше, в сущности, вся жизнь - это путь к преодолению иллюзий, борьба с насилием рассудочно-рациональной культуры над жизнью. И для него, это, в буквальном смысле, - борьба за спасение, за духовное выживание и перерождение. А. Бергсон различает мир иллюзий-представлений и реальность через различие статической и динамической форм восприятия и существования. Реальность -динамическое, творческое, обновляющееся сущее, непрерывное творение новизны. Её суть и характер - длительность. Она - длящаяся. Напротив, мы склонны видеть действительность как неподвижное пространство-вместилище, развивающееся по контурам причинно-следственных, механистических связей, и соответствующее нашим абстрактным, статическим представлениям. Философии А. Бергсона посвящены историко-философские исследования Н.О. Лосского8, Е.В. Ровенко9.

В русской философии реальность как философское понятие присутствует в работах С.Л. Франка. Но как темы её касаются В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев. Названные мыслители уходят от гносеологической ориентации философии в сторону онтологии, и рассматривают реальность не как предмет познания, но как нечто самоценное, несущее чисто созерцательное значение. Реальность - не то, что мы должны анализировать, изучать, не то, к чему мы должны искать подход и метод, но то, что само выражает и реализует себя. То, чему мы должны быть очевидцами. Поэтому, категория реальности непосредственно связана в русской философии с категорией символа.

Для феноменологии мотив возврата к реальности от теоретических и рассудочных конструкций («к самим вещам») становится решающим. Феноменологическая установка - это видение и описание реальности как опыта, очищенного от всех возможных отвлеченных интерпретаций. Просто

поток явлений - испытываемого, переживаемого, воспринимаемого, мыслимого и т.д. Вне оценок и характеристик, вне приуроченности к той или иной классификации - субъективности/объективности,

чувственности/умозрительности и т.д. Как бы «голый» опыт, «только» опыт, опыт «в чистом виде». Реальность для феноменологии - это переживание и испытывание самой реальности, независимо от иллюзорных ментальных, аналитических конструкций. То, что представляет собой сама реальность. То, как она сама себя являет. То, что возвещает она о себе. Описанию особенностей феноменологического метода посвящено множество исследований (помимо классиков подхода, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера), из которых хотелось бы выделить следующие работы известных отечественных и зарубежных авторов: В.В. Бибихин10, О. Финк11, А.В. Ямпольская12, А.Г. Черняков13, В.А. Подорога14, В.И. Молчанов15, К. Михальский16, Ж. Гронден17, Г. Шпигельберг18.

Философские поиски Б.Л. Пастернака во многом продолжают обозначенные нами линии. В общем (классификационном) смысле, можно сказать, что философия Пастернака - это одна версий неклассической онтологии, подобная тем, о которых было сказано выше. Философским аспектам творчества Пастернака посвящены работы Л.С. Флейшмана19, И.П.

10 Бибихин В.В. Мир. - СПб.: Наука, 2007.

11 Финк О. Проблема феноменологии Эдмунда Гуссерля // Логос. Т. 26. - №1. - 2016. - С.6-46.

12 Ямпольская А.В. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. - М.: РГГУ, 2013.

13 Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. -СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

14 Подорога В.А. Феноменология тела. - М.: Ad Маг^пет, 1995.

15 Молчанов В.И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. - М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2004.

16 Михальский К. Логика и время: опыт анализа теории смысла Гуссерля. Хайдеггер и современная философия. - М.: «Территория будущего», 2010.

17 Гронден Ж. Поворот в мышлении Мартина Хайдеггера. - СПб.: «Русский мир», 2011.

18 Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. - М.: Логос, 2002.

19 Флейшман Л. От Пушкина к Пастернаку. Избранные работы по поэтике и истории русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Смирнова20, А.М. Пятигорского21, Г.С. Померанца и З.А. Миркиной22, О.А. Седаковой23, И.В. Романовой24, Н.А. Фатеевой25.

Объект нашего исследования: экзистенциально-философские представления о реальности.

Предмет: неклассическая онтология, в соответствии с которой реальность рассматривается в контексте проблематики существования человека и предстает как неотделимая от воспринимающих и выражающих ее структур, укоренных в жизни философствующих.

Цель исследования: раскрыть особенности религиозно-философского истолкования проблемы реальности («сотериологическая онтология»), давая дескрипцию специфического опыта существования философа и поэта, сторонами которого выступают реальность, ее видение (постижение) и сам видящий.

Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Раскрыть феноменологическое содержание понятия «реальность» как предмет философствования.

2. Ввести представление об онтологии реальности и обосновать возможность интерпретации понятия «реальность» в терминах поэтической философии Б. Пастернака, выражавшей поворот к практическому в философии ХХ века.

3. Сопоставить представление о реальности, данное в феноменологической философии, с тем, как раскрывается содержание этого понятия в философствовании Гёте и в конкретной метафизике П.

20 Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение, 1996.

21 Пятигорский А.М. Избранные труды. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.

22 Померанц Г.С. Страстная односторонность и бесстрастие духа. - СПб.: Университетская книга, 1998.

23 Седакова О.А. Апология разума. - М.: МГИУ, 2009.

24 Романова И.В. «Существованья ткань сквозная»: идея и образ единства в творчестве Пастернака // Филологические науки. 2003. - №5. - С. 3-14.

25 Фатеева H.A. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / H.A. Фатеева. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.

Флоренского, близких в некоторых аспектах (понимание первоявления, символа) феноменологии и поэтической философии Б. Пастернака.

4. Сопоставить понятия «реальность» и «жизнь» (в форме «жизнь-zoe» и «жизнь-Ь^»).

5. Показать деятельный, выразительный и воплощенный характер реальности, раскрываемый посредством феноменологически ориентированной поэтической философии и отталкиваясь от онтологии женственности, представленной в философии романтиков.

6. Раскрыть содержание реальности как преображения («переход»).

7. Представить реальность как жизнь и путь человека, а последнее -как творческое воплощение и освобождение.

Методологической основой данного исследования послужила феноменологическая философия. Наше понимание феноменологии опирается на ряд классических положений, касающихся сути феноменологической установки (представленных в работе Э. Гуссерля «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга I» и в трактате М. Хайдеггера «Бытие и время»), и ограничивается также:

— Философией В. Бибихина (курс лекций «Мир» и другие тексты), в соответствии с которой феноменология рассматривается как настроение, мотив, направленность взгляда, присутствующие в творчестве разных мыслителей, порой не относящихся формально к феноменологической школе. Феноменология - способ видения, отмеченный обращением мысли от представления к реальности, а также пониманием реальности как события и опыта - как чего-то испытываемого, переживаемого, встреченного.

— Философией И.В. Гёте, феноменологически истолкованной К.А. Свасьяном, центральным понятием которой является понятие «Urphaenomenon» («Первоявление»); и в целом образом мысли и образом мировосприятия Гёте, в опыте которого реальность открывается как органическая, динамическая и поэтическая.

— Практической философией («конкретной метафизикой») П.А. Флоренского, близкой феноменологической установке как способу видения и описанной им в его работе «Детям моим Воспоминанья прошлых дней». Философский путь П.А. Флоренского вращается вокруг понятия символ. А точнее, не понятия, а опыта. Особенность философствования П. Флоренского именно в том состоит, что понятие «символ» для него (по крайней мере, в «Воспоминаниях») - не теоретическая конструкция, а опыт встречи с живой и творческой (полной вдохновения) реальностью. Опыт встречи с воплощающейся и манифестирующей себя действительностью.

Методологически значимыми оказались для нас и философские размышления современного российского мыслителя и поэта О.А. Седаковой, представленные в ее статье «Символ и сила. Гетевская мысль в Докторе Живаго»16, в которой проводится различие жизни^ое и жизни-Ь^, а также приводится размышление о символе как встрече, принципиально важное для нашего исследования.

Необходимо отметить также, что в своей трактовке понятия «женственность» мы опирались на философию немецких романтиков, а не на современную теорию гендера. «Женственность» в настоящей работе используется как понятие онтологическое, а не социологическое. И здесь ключевой для нас была работа Н.Я. Берковского «Романтизм в Германии», в которой представлен глубокий анализ особенностей немецкого романтизма27.

Также большое теоретико-методологическое значение имела для нас философия М.К. Мамардашвили, и, в частности, сформулированная им (в работах «Картезианские размышления» и «Лекции по античной философии»)

идея «философской тавтологии» как особого, феноменологического способа

28

видения .

26 Седакова О.А. Символ и сила. Гетевская мысль в «Докторе Живаго» // О. А. Седакова. Апология разума. -М.: МГИУ, 2009. - С.44-118.

27 Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Художественная литература, 1973.

28 Мамардашвили М.К. Картезианские размышления (янв.1981г.) / М.К. Мамардашвили; Под ред. Сенокосова Ю.П. - М.: Прогресс-Культура, 1993.

Новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что

в нем:

— Предложено понимание онтологии реальности как одной из форм практической философии, обращенной к анализу «фактического». Онтология рассматривается не только как раздел теоретической философии, рассказывающий об устройстве мира в связи с законами мышления, но и как особая действительность, сама по себе являющаяся событием и опытом. «Онтология реальности», выступающая предметом практической философии, не существует отдельно от самой реальности. «Онтология реальности» - это и есть сама реальность (данная в опыте, переживании полноты существования), потому она и выступает предметом практической философии.

— Утверждается, что реальность (действительность сама по себе, «живая реальность») может быть раскрыта вне ряда привычных для нашего мышления классификаций - субъективное/объективное, явление/сущность, эмпирическое/теоретическое и т.д. - через понятие «опыт». Предметом размышлений становится опыт как таковой - не чей-то (не привязанный к субъекту) и не какой-то (не чувственное восприятие, не мысль и т.д.), а вообще - опыт: переживание, испытывание, присутствие сами по себе, в качестве образа или явления, не приуроченного ни к каким конкретным обстоятельствам. Этот опыт как таковой - живая действительность, переживаемая и проживаемая (как бы никем, сама собой), явление в самом общем смысле, предстаёт как спасение - воскресение и преображение. Воскресение всего сущего из смерти в жизнь. Творческое преображение самого существования из темноты и немоты - в явление и образ, в значимые философские и художественные произведения.

— Феноменологическое истолкование опыта как явления (самого по

себе, а не конкретного явления чего-то), укоренность этого опыта в

реальности, которой принадлежит философствующий, позволяет ввести

представление о сотериологической онтологии (как одной из форм

13

постметафизической практической философии), имеющей своим предметом реальность как действительную (реализованную, наполненную смыслом) жизнь.

— Обосновано, что сотериологическая онтология занята осмыслением такого положения философствующего, при котором он оказывается способен услышать реальность, свидетельствующую о самой себе (именно эта свидетельствующая о себе самой реальность была предметом поэтической философии Б. Пастернака, центрированной поиском тождества слова и реальности, «слова-реальности»); в сотериологической онтологии реальность полагается как жизнь звучащая, говорящая, выражающая себя в слове и освобождающая нас через прохождение опыта (переживания полноты существования), который в силу своей выразительности близок опыту поэтическому.

— Предпринята реконструкция в терминах феноменологической установки поэтической философии Б. Пастернака, явленной в романе «Доктор Живаго», которая позволила ввести представление о «живой реальности» как опыте существования философа и художника. Художественный опыт восприятия окружающей действительности Б. Пастернаком и его философские представления о мире, лежащие в основе создания романа, рассматриваемые вместе с текстом «Доктора Живаго», истолковывается нами в качестве реальности, свидетельствующей о самой себе.

— Утверждается, что место условного «субъекта» онтологического

опыта, характерного для феноменологической философии

(«трансцендентальное ego» Гуссерля и Dasein Хайдеггера) в

сотериологической онтологии занимает явление (опыт) реальности,

персонифицированный в фигуре доктора Живаго, предстающего не как

фигура видящего (то есть того, кто стал Видением, в ком нет ничего, кроме

Видения), а как фигура живого, спасенного, преображенного, выступающего

олицетворением полноты существования, опыта существования как такого,

вольного и откровенного. Ю. Живаго - тот, кто жив, в ком нет ничего кроме жизни, кроме силы бессмертия, силы спасения. И соответственно, тот, кто перешёл в жизнь из смерти. Образ доктора Живаго выступает воплощением свидетельствующей о себе самой реальности, формой преображающего философствования, захваченного одним событием (сутью происходящего, единовременно данной через разнонаправленные движения несметного множества агентов и сил) и выходящем за его пределы - за пределы времени.

Положения, выносимые на защиту:

— Практическая философия занимается реальностью, а точнее, обращением от иллюзий к реальности, переходом из иллюзорного существования в реальность, в жизнь. И потому, как личный опыт, философствование связано со спасением. Философия занимается реальностью как спасением и спасением как реальностью. Она строится на сопряжении этих двух понятий, и осмыслении единого опыта, или одного события, которое они описывают.

— В трактовке опыта мы опирались на феноменологическую традицию, в которой опыт рассматривается как явленность, феноменальность. В частности, для нас имело значение хайдеггеровское понимание истины как алетейи (аХ^беш), рассматриваемое в его работе «О сущности истины»: истина - то, что явилось нам, явление явления. Понятие «опыт» в феноменологическом понимании отсылает нас к событию явленности. Реальность в феноменологическом смысле предстает как явленная, воплощенная.

— В качестве особой формы практической философии можно выделить сотериологическую онтологию. Её особенность состоит в том, что явление спасения в ней не постулируется как цель или некое идеальное состояние (недостижимое, или достижимое в редкие моменты), но переживается и описывается как живая, осуществившаяся действительность.

— С этим связаны две особенности, отличающие сотериологическую

онтологию от других форм практической философии: от философии,

15

понимаемой как духовное упражнение (П. Адо), и от экзистенциальной философии. Спасение в данном случае предстает не как индивидуальное действие. Это не то, что происходит с отдельным человеком, с индивидным, субъектным сознанием - самосознанием «Я». Субстанциально (онтологично) именно само спасение как особая реальность, но не человек. Он становится только тем, кто спасён, живым. Тем, с кем произошло это событие. Обособленное, единичное существование отдельного человека само по себе иллюзорно. Оно реально только в той степени, в какой причастно реальности спасения. Также спасение не требует индивидуального усилия. И значит, не имеет ни методов, ни способов достижения, но только формы опыта -переживания и описания уже случившегося события. Нет пути к освобождению, но только само освобождение.

— Из этого положения вытекает другое: понятие «путь», важнейшее для практической философии, с древности бывшее одной из главных категорий описания опыта освобождения и открытия реальности (то есть, описание освобождения, как правило, представляло собой описание пути к достижению освобождения от иллюзий и видению подлинной реальности), в рамках сотериологической онтологии уступает место понятию «переход». Переход, в данном случае, в отличии от пути, не имеет протяженности - это уже исполнившееся событие. Оно резко и безоговорочно (на расстоянии и длительности мгновения), уже отделило прежний мир от нового, так что возврата к прежнему из нового уже не может быть.

— Реальность-спасение как совершающееся событие являет себя, осуществляется, воплощается. Высказывает себя и сообщает о себе. Это и весть о случившемся событии, и само событие. Эта деятельная весть и есть преображающая и освобождающая сила, сама себя осуществляющая и сообщающая о себе.

— Весть возвещает о спасении и спасает самим возвещением (о

спасении). Это новость о событии, которое и есть сама новость. Эта

онтологичность вести, заключённое в ней единство слова и события,

16

выражается понятием набросок, означающим одновременность воплощения реальности и её высказанность в этом воплощении. Реальность осуществляется и тем самым, сообщает, выражает, возвещает о себе как о событии самоосуществления. Таким наброском реальности является и философия, названная нами «сотериологической онтологией». Данное понимание пересекается с хайдеггеровским толкованием наброска (Entwurf) как способа бытия, состоящего в «набрасывании» возможностей. Реальность набрасывает эскиз себя, прибегая к помощи философии и искусства. Жизнь мыслителя и поэта (доктор Живаго) оказывается наброском реальности.

— Весть возвещает одновременно и о наступающем (набросок реальности как возможность) и осуществляющемся спасении и преображении, и о преодоленной и отступившей смерти. Феноменологически преображение являет себя как новое, как новая реальность, или новая жизнь, а смерть, исчезнув, оставляет за собой след как прежнее.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В настоящей диссертационной работе предложен подход, который позволяет раскрыть особенности сотериологического онтологии, в центре внимания которой находится реальность, свидетельствующая о себе («слово-реальность», весть), в терминах философско-поэтического мышления, близкого феноменологической установке и непосредственно связанного с христианским мироощущением. В постановке такого рода проблемы (сотериологическая онтология), предполагающей поиск языка для выражения самопроявляющейся реальности, реальности-вести, состоит теоретическая значимость нашей работы.

Содержащийся в данном диссертационном исследовании материал может быть использован при подготовке лекционных курсов или для проведений семинарских занятий по предметам: «Онтология», «Феноменологическая философия», спецкурсу «Поэтическая философия Б. Пастернака». Материалы диссертации могут быть использованы также для

подготовки учебных пособий по темам, имеющим отношение к феноменолого-эстетической проблематике.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в трёх статьях, опубликованных в ведущих научных журналах (согласно перечню ВАК Минобрнауки РФ), а также в докладах на научных конференциях: Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского университета (Казань, 2013), Международной научно-образовательной конференции «Гуманизм и современность» (Казань, 2013), Международной научно-практической конференции «II Садыковские чтения» (Казань, 2014), Международной научно-практической конференции «Призраки идей и фантомы реальности: III Садыковские чтения» (Казань, 2015), Международной конференции «Теоретическое наследие казанской философской, богословской, научной школы: компаративистские исследования «Восток-Запад»» (Казань, 2014), Молодежный философско-политологический форум «ип^ега^^» (Казань, 2014), Международной научно-практической конференции «IV Садыковские чтения» (Казань, 2016).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав и 9 параграфов, Заключения и Списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. РЕАЛЬНОСТЬ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ

ПОНИМАНИЕ

1.1. Реальность как философская категория: к постановке

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воплощение: набросок сотериологической онтологии: на основе романа Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго"»

проблемы

Предмет моей работы - реальность. Всё окружающее нас и мы сами; все события, вещи, случаи, истории, мысли, чувства, впечатления и т.д. Реальностью называют обычно совокупность всего этого, а также, некое предельное, большое пространство, вмещающее всё это. Общее понятие, обозначающее место, в котором всё происходит и само это всё, но не имеющее самостоятельного, вещественного содержания. Но в этой работе меня интересует Реальность как философская тема, как предмет философствования. Это значит - реальность как таковая, сама по себе. Не вместилище и не совокупность событий, мыслей и вещей, но она сама -Событие, Мысль и Вещь. Предельное, самое большое Событие, происходящее вместе с каждым отдельным, маленьким событием и реализующееся в нём. Мысль, мыслимая в каждой мысли, Вещь, сущая в каждой вещи. Сама событийность, сама мыслимость, сама вещественность -сама Реальность.

Целое, не сводящееся к сумме частей. Цельность, присутствующая в каждой отдельности и выражающаяся в ней. Скрепляющая все части в единство их всех и каждую отдельную часть в единство самой себя. Целое как цельность. Оно не просто не складывается из частей, но оно само складывает части и действует в них, - как независимая от них (и ни от чего), свободная сила. Реальность как таковая есть целое как цельность -самостоятельное, активное, действующее начало. Эту цельную и независимую реальность описывает в романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак, а в переписке называет её главным предметом и содержанием романа:

«Реальность как таковую, реальность как явление или философскую категорию: факт существования некой реальности»29.

Характеризуя роман как «реалистический» и своё творчество как «реализм», Пастернак имеет ввиду не литературный стиль, а способ мировосприятия. Такое видение сущего, в котором на передний план выступает само существование, сама реальность, как основное содержание и главная героиня всего происходящего с нами. Как самая первая и самая важная встреча, из тех, что с нами случаются. То, что испытывается в каждом отдельном опыте, и всем возможным опытом сразу.

«В свои ранние годы я был поражён наблюдением, что существование само по себе необыкновеннее и необъяснимее, чем какие-либо удивительные случаи и факты... Сочиняя музыку, прозу, или стихи, я следовал каким-то представлениям и мотивам, развивал излюбленные сюжеты и темы. Но высшим удовольствием было добиться чувства реальности, уловить её вкус, передать саму атмосферу бытия, ту окружающую среду или охватывающую форму, куда погружены и где плавают отдельные описанные предметы»30.

Что означает эта реальность как таковая, как философская категория? Среда, которая не сводится к просто вместительности, которая не есть только обстоятельство и место происходящих событий и явлений, но которая сама есть явление, проявляющееся на фоне всех остальных и вместе с каждым в отдельности. Явление самой явленности. Как случается, что за всеми явлениями мы вдруг видим саму явь? Наверное, силой её самой. Той же силой, какой являются и становятся видимыми все отдельные явления, является и явленность как таковая - собственно, сама эта сила. Содержательность реальности как таковой, как вещи и события (её вещественность и событийность), её вольность и самостоятельность определяют и главную её черту, характер её существования, - она выражает

29 Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 10: Письма 1954- 1960 гг. / Сост. и комм. Е.В. Пастернак и М.А. Рашковской. - М.: Слово^^о, 2004. — С. 489

30 Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 10: Письма 1954- 1960 гг. / Сост. и комм. Е.В. Пастернак и М.А. Рашковской. - М.: Слово^^о, 2004. — С. 523

20

себя. Это не просто одно из её занятий, а её суть. Само её существование, сама она, заключается в выражении. Стихия реальности - выразительная стихия. Высказывание, жест, действие, проявление. «...Я всегда воспринимал целое - реальность как таковую - как полученное послание или неожиданное пришествие, - писал Б. Пастернак в письме к С. Спендеру, - и всегда старался воспроизвести этот характер прицельно посланного, который, как мне казалось, я находил в природе явлений»31 (Ст. Спендеру, от 22 августа 1959 г.).

Реальность - послание. Речь анонимного автора, рассказывающая о себе самой. Разворачивающая своим рассказыванием сказанность как таковую.

Реальность - пришествие. Приход, выход на свет. Не статичное бытие, но совершающееся на наших глазах возникновение, рождение. Существование - не то, что существовало всегда, но то, что стало существовать, осуществилось (было послано).

Существо, вошедшее в собственное тело. Реальность, ставшая реальностью, воплотившаяся. Реальность - воплощение. Воплощение самой себя и своей сути, то есть - воплощение воплощаемости (а точнее, -воплощенности, потому что «воплощаемость» это скорее теоретическое понятие, обозначающее возможность, а «воплощенность» - факт, понятие описания, так и будем говорить в дальнейшем - «воплощение воплощенности как таковой»). «Основным духом моих опытов или стремлений (никакой философии у меня нет) стало понимание искусства или творческого воплощения и вдохновения как жертвы сосредоточенного самоотвержения, в далёком и скромном подобии Тайной вечери и Евхаристии - то, что образная сторона нашей культуры, герои и лица европейской истории в определенном смысле представляют собой некоторое

подражание Иисусу Христу или тесно с ним связаны и что Евангелие -

32

основа того, что называется царством словесности и реализма» .

Реальность - совершающееся событие воплощения. Сама воплощенность, воплотившаяся и выразившаяся. Перевоплощение всего сущего из замолченности и скрытости (из нереализованности и недействительности) в воплощенность (в само себя, в свою суть, в свою реальность). «Царство словесности и реализма» - реальность как таковая, воплотившаяся в слове, ставшая самой собой. Слово - и есть реальность как таковая (воплощенность). Это - и Евангелие, и всё протекающее в нас и вокруг нас существование, вся наша жизнь и наш путь - как образ и подобие евангельского повествования.

Воплощение - освобождающее и спасающее событие (а точнее, само спасение и освобождение). Слово воплощается - значит отдаёт себя в мир, дарит себя, раздаёт себя («жертва сосредоточенного самоотвержения, в далёком и скромном подобии Тайной вечери и Евхаристии»), выкладывается вся без остатка в явленность и телесность; осуществляется во всей полноте -ничего не оставляя себе. Быть Словом, - значит открываться, раскрывать себя, делаться уязвимым и беззащитным. Воплощенность воплощается в «жертве самоотвержения», делаясь безоружной, придавая всему сущему характер безоружности и раскрытости. Тем самым - вдохновляет и освобождает всё сущее. Отдаёт всему свою свободу и творческую, выразительную силу. То есть, способность дарить себя, быть даром, открывать себя, проявлять себя, освобождаясь из запечатанного, замкнутого, ограниченного существования.

В кругу этих тем развиваются размышления, описанные в работе. Далее, я буду раскрывать и описывать эти интуиции. Пока же, просто кратко определим эти понятия и предметы. Это - сама реальность, как таковая, как

факт, как явление, и значит - как воплощение. И само воплощение (воплощенность) - как спасение и освобождение всего сущего.

В качестве общетеоретической рамки и методологического подхода к рассмотрению и описанию реальности-воплощения (а значит, реальности как явления - вышедшего на свет, осуществившегося события), я обращаюсь к феноменологии. Говоря о ней, необходимо отметить, в первую очередь, что это не только и не столько философское направление или школа, сколько стиль, образ мысли и философствования. Под феноменологией я понимаю не собственно концепции Гуссерля, Хайдеггера и других, не понятия и идеи их философских учений, но, скорее - общий дух феноменологического поиска. Тот особый пафос, который побуждает философов (не обязательно именующих себя «феноменологами») размышлять в этой манере. То настроение, которое стоит за идеями и положениями Гуссерля и Хайдеггера. Внутренний мотив, пронизывающий их мысль.

Этот феноменологический пафос состоит в перемене способа восприятия реальности - в обращении воспринимающего внимания от рассудочных и теоретических представлений о вещах - к самим вещам. Независимо от того, идёт ли речь о чувственно-воспринимаемых или чисто мысленных вещах - важна смена взгляда - от того, как мы представляем себе вещь, мысль или событие, к тому, каково оно есть независимо от этого нашего представления. От того, что мы думаем о вещах, - к тому, как они сами нам являются. К тому, что они сами думают о себе и как это выражают. Предмет феноменологической мысли - явления. Те образы реальности, которые сами являются в сознании, манифестируют себя, заявляют себя и говорят о себе. Сознание для феноменологии - не субъективная сфера представлений о реальности, а сама говорящая, выразительная реальность. Ничего не утаивающая, полностью показывающая себя в потоке переживаний (восприятий, мыслей, чувств).

Это различие двух способов восприятия Гуссерль сформулировал как

различие естественной и феноменологической установок. В естественной

23

установке мы видим сущности вещей отдельно от того, как они нам являются. За всем миром явлений и данностей предполагаются скрытые закономерности и причины. Смысл происходящего с нами и нас окружающего - трансцендентен, скрыт за всем проявляющимся и обнаруживающимся. Напротив, в феноменологической установке мы видим, что явление вещи - это и есть проявление её сущности, выявление её во всей полноте. Смысл всего окружающего нас и с нами происходящего - в самом происходящем и окружающем, в калейдоскопе случающегося, думающегося, чувствуемого, испытываемого. В обнаружениях и выразительных жестах действительности.

Обращение к самим явлениям, поворот внимания, совершается, по Гуссерлю, в «феноменологическом эпохе» - «заключении в скобки» всех теорий, мировоззрений, представлений о вещах. Не отрицание, а воздержание от утверждений и отрицаний, от абстрактных определений целой реальности. Не-принятие во внимание ограниченности нашего восприятия. Как конкретной ограниченности - тех или иных установок, убеждений и т.д., так и вообще ограниченности - как будто всё в целом, без ограничений и определений, явлено и дано нам в нашем непосредственном сознательном опыте, в восприятиях и впечатлениях самих по себе. То, что остаётся в сознании кроме узости точек зрения и представлений, специализации и аналитической подготовленности взгляда - его (сознания) широчайшая онтологическая содержательность. Образы вещей, принадлежащие самим вещам. Лик, облик, черты облика действительности. Явления. Сознание для феноменологии - говорящее сознание. Это не «чистая доска», записывающая окружающий мир. Это самостоятельное, действующее, созидательное начало, - выражающее себя, творящее смыслы. Суть и жизнь его состоит в смыслопорождающей деятельности. Сознание есть конституирующая сила. Оно само творит, создаёт свою содержательность и предметность - смыслы.

Оно (наш сознательный опыт) говорит с нами на своём языке, выражает себя, предъявляет себя. Встречает нас и глядит на нас, лицом к лицу - являя те или иные черты реальности (смыслы). И облик всей реальности в целом. Образ реальности как таковой. Феноменология видит реальность как воплощенное действие, выражение, жест, как то, что выдаёт, показывает себя. Это её «исследовательское поле» (горизонт опыта), её тема, предмет её внимания. Не существует реальности «в себе». «Сами вещи» таковы, какими являются нам. Реальность - это опыт. Жизнь как переживание. Сознание как сознавание, cogito, конституирование смыслов. Вещь или событие - как явление, проявление, высказывание. Бытие как присутствие (sein как dasein). Реальность с точки зрения феноменологии - это поток восприятий, мыслей и впечатлений, в которых она выражает себя. Нет реальности вне выражений. Реальность - встреча с реальностью. Воплощенность - её суть. Её воплощение - и есть она сама. Гуссерль называет это сознанием (опытом, cogito), Хайдеггер - бытием (присутствием, dasein). Но несмотря на все концептуальные различия, предмет философствования и того, и другого - говорящая действительность и её Речь (или Вид, Образ, Облик). Её обращение к нам, её послание. Взгляд, смотрящий на нас, запечатлевающий всё, происходящее с нами, и вкладывающий эти впечатления в наше восприятие.

Феноменологическое видение и раскрытие реальности есть одновременно внимание к её конкретным проявлениям, и внимание к явленности как таковой, к реальности как к явленности. Вслушивание в Речь, и слышание слов и высказываний этой Речи, но также и слышание её самой как Речения, как ясного и сосредоточенного факта реченности, сказываемости. Всматривание в Вид, и видение явлений и образов этого Вида, но также и видение его самого как Видности. Феноменология -рисующая мысль, карандашный набросок действительности (сознания, бытия). Реальность предстаёт как цельный образ - самостоятельный,

деятельный, завершенный, подобно художественному творению33, произведению искусства. Например, феноменология Гуссерля рисует чистое сознание, запечатляет его образ. Не вскрывает механизмы и закономерности, по которым оно функционирует, но только описывает, как оно выглядит, каким является нам. То есть, подходит к явлению сознания именно как к явлению. И понятия такой феноменологии сознания - это понятия описания, рисующие черты этого явленного образа. Ноэза и ноэма, конституирование, интенциональность - это всё штрихи к портрету сознания, а не схемы его функционирования. Не то, «как оно работает» или «как оно устроено», а то «как оно выглядит» или «каково оно есть».

1.2. Реальность как первоявление: о философии Гёте в целом

С этой стороны феноменологическая манера мысли воплотилась в творчестве И.В. Гёте, феноменолога до феноменологии. Не «представителя школы», но реально размышлявшего, философствовавшего из феноменологического опыта - из опыта созерцаний и встреч с явлениями, и с явленным образом всего существования. «Он старается понять природу не в логических понятиях, а смотрит на неё как на совершенное художественное произведение, которое само должно открывать своё духовное содержание восприимчивому наблюдателю»34, - так Гельмгольц описывает гётевское мировосприятие, говоря о различиях его и ньютоновского учения о цвете.

Центральное понятие и предмет философии Гёте - первоявление. Оно описывает единство данности отдельного явления и явленности как таковой (перворастение проявляющееся в каждом отдельном растении, и сама явленность, являющаяся в их единстве). Всякое явление есть явление самого себя, но и явленности как таковой. Перворастение - не обобщающее абстрактное понятие, не идея, а вещь, такая же конкретная и

непосредственно данная, как отдельное растение. В феноменологии Гуссерля подобный опыт описывается понятием «wesenschau» - «сущностное усмотрение», или, в одном из вариантов, «идеация». Это опыт явления единичного факта, в котором явлена также его общая сущность. А точнее, сущность, данная в качестве единичного факта, сущность, ставшая фактом -явленная, увиденная сущность. Зримая и осязаемая. Данная на поверхности. Вложенная самой природой в наше восприятие. Не требующая от нас специальных познавательных усилий.

Реальность является, и тем сама разъясняет и предоставляет себя для понимания и восприятия. Сама повествует и учит нас о себе. Открывает нам себя для видения, - так как она и есть, не скрываясь и не таясь. Явление есть первоявление, воплощение - воплощенность, фрагмент реальности - сама реальность как таковая.

Гёте, не будучи феноменологом по направлению, фактически, размышляет, творит и живёт в феноменологическом контексте. Его метод, в том, чтобы наблюдать и описывать вещи такими, какими они являются. Его мировосприятие обращено к тому образу реальности, который запечатлевает наше внимание ещё прежде, чем мы успеваем осознать и теоретически отметить это. «То, с чего следует начинать, лежит вне познания, оно само не может быть познанием. Такое начало может быть осуществлено лишь с непосредственно данным образом мира, то есть, тем образом мира, который предлежит человеку, прежде чем он каким-либо способом предлежит человеку, прежде чем он каким-либо способом подверг его процессу познания, стало быть, прежде чем он допустил хотя бы малейшее высказывание о нём, предпринял малейшее мысленное определение его. от всякого другого предиката мы должны воздержаться для фиксируемого на этой ступени образа мира. Он не может быть понимаем ни как действительность, ни как иллюзия, ни как субъективный, ни как

объективный, ни как случайный, ни как необходимый; есть ли это «вещь в себе» или простое представление, этого нельзя решить на данной ступени»35.

Предмет гётевской феноменологии - допредикативный образ мира. Он не имеет определенности, не тронут никакой интерпретацией или практическим действием, но есть чистая обнаруженность себя. Выход к широте и свету из ограниченности и скрытости. К высказанности и помысленности из немоты и неясности. Если представить, что это живое существо, подобие живого существа, - тогда оно есть выход к смелости мысли и действия из неискренности и зажатости. Обретение лица и черт лица из запутанности и обезличенности.

Высвобождение из порабощенности. Встреча с реальностью связана с её освобождением. Кто освобождает, и от чего или от кого? Человек - от самого себя, а точнее, от того, что происходит, чему он свидетель и участник. От того, что Гёте собирательно обозначил как «познание». В данном случае, как мы видим, это понятие обозначает способ освоения реальности. А точнее, освоение и подчинение реальности как способ отношения к ней. Восприятие реальности как материала для подчинения и освоения. Как будто всё воспринимаемое, весь поток опыта, сам по себе не имеет ценности и содержания, но значим именно как то, что развивается и существует в соответствии с закономерностями и связями, которые мы увидели в нём. Философско-мировоззренческая ситуация, в которой оказался Гёте, - это господство механики Ньютона. Даже не просто ньютоновской теории и не общенаучной парадигмы, но особого мировосприятия - механистического взгляда на мир. Реальность предстаёт в нём как пространственное вместилище, в котором располагаются люди, события и смыслы. Их движения подчинены физическим, логическим, этическим механизмам и принципам. Целое понимается как совокупность частей, не имеющая самостоятельной действительности. Соответственно и цельность

человеческого опыта - опыта восприятия целого как такового - разделяется на умозрение и опыт. Чувственный опыт, подчинённый умозрительным принципам, или напротив, умозрительные принципы, являющиеся только обобщением чувственного опыта. Само умозрение, в рамках этой картины мира, не есть опыт (не есть, собственно, умо-зрение), но только абстрактные представления, их логика и порядок.

В основании такого, «познавательного» отношения к реальности лежит

то, что Гуссерль называл «естественной установкой». Теперь мы можем

конкретизировать это понятие в преломлении той ситуации, в которой

оказался Гёте-мыслитель. «Познание» основано на естественной установке -

разделении единства восприятия-реальности на отдельные и независимые

друг от друга - предмет (событие, вещь, мысль и т.д.) и моё отношение к

нему (чувственное восприятие, теоретическое осмысление, практическое

действие и т.д.) Это самый простой и самый первый аналитический акт, с

которого начинается познание - цельность жизни и её переживания

распадается на познающего и познаваемое. На вещи и явления, с одной

стороны, - и на человека, который ими обладает или не обладает, знает или

не знает их, и т.д., - с другой. Стремление к овладению действительностью

начинается с представления о том, что человек не есть органическая часть

мира, но кто-то внешний по отношению к нему - с представления о мире,

существующем вне сознания и о сознании, отделенном от мира. Вот это

представляющее мир сознание и есть естественная установка. В этом,

представляющем мир сознании возникает жажда познания - овладения

реальностью, подчинения реальности логике и принципам представления. С

представления как формы восприятия реальности начинается порабощение

как общий мировой процесс, как принцип человеческого существования -

овладение и подчинение себе всего происходящего. Умерщвление

действительности, упаковывание её (обратно) в абстрактную, чисто

гипотетическую форму возможности. Изъятие из неё её собственной,

животворящей силы, в пользу теоретического и систематического знания о

29

ней. Смерть одолевает жизнь. Её творческой силе, непредсказуемой и свободной, человек предпочитает иллюзию собственной значительности. Место живого и цельного «образа мира», о котором пишет Гёте, занимает мир как пространство познавательной деятельности человека. Место творчества самой реальности - познавательная безудержность человека (вместо явлений, в которых нам даны сами вещи, мы прокладываем длинный путь к их скрытой сущности).

В философии Гёте присутствует совершенно особое понимание творчества. Искусство (как и наука, и философия) для него - продолжение природы, её усовершенствованное самовыражение. Человеческое творчество начинается не с человека, не противостоит миру, и не преобразует его. Оно венчает творчество природы, само являясь её органической частью, и в сущности - само есть сотворённая ею форма, её творение. Всю свою деятельность он понимал как выразительный жест Вселенной, и значение этой деятельности - не в её результатах (научных открытиях, стихах, романах, учениях), а именно в ней самой. Она сама по себе - значима, она сама есть форма, она сама есть художественное творение. Гётевская философия, его способ видения - не метод, с помощью которого он чего-то добился и к чему-то пришёл, а само по себе - результат, произведение, явление. Образ жизни - важнее её конкретного содержания. Важнее всех видов искусств - воплощение и творчество как выражение Творчества и Воплощенности вообще. Событие воплощения воплощенности. В котором нет результата, а точнее, результат не важен, которое значимо тем, что выражает ту онтологическую стихию, которая действует и направляет его. Мне кажется, что важнейшей мыслью для понимания того, чем была гётевская философия, его феноменология (и феноменология вообще) является мысль о том, что сам Гёте, его творчество - и есть Первоявление. Первоявление искусства, первоявление мысли, первоявление человека, первоявление природы.

Весь наш опыт, всё происходящее с нами - это первоявление и символ.

30

Сам человек - первоявление и символ.

Реальность - не поле самореализации человека, не пространство для его действования и познавания, которое он распахивает и осваивает. Не материал для овладения и подчинения. Но, напротив, человек есть творение, произведение, изделие Реальности как творческого, осуществляющегося, воплощающегося начала. И одновременно, - зритель, или свидетель этого творческого воплощения действительности. Его работа не в том, чтобы овладеть реальностью, а в том, напротив, чтобы освободить её. Стать простором её самоосуществления, освободить её творческую силу. Дать совершиться, развернуться в пространстве и времени событию освобождения. Деятельность человека в том и состоит - увидеть и пережить в своём собственном опыте, в себе самом - освобождённый, пылающий и творящий образ мира.

Эту специфическую творческую манеру сам Гёте называл «der Fall nach oben» - «падение вверх». Ещё один перевод слова «der Fall» - «случай». Это падение не закономерное, не необходимое, не механическое. Это падение -случайность, падение - случай, падение - срыв. Падение споткнувшееся, неожиданное, - которое невозможно предсказать, подготовить, «сделать». Весь смысл которого - в спонтанности и свободе его собственного волеизъявления. «Der Fall nach oben» сам решает, кого и когда он толкнёт в небо и развернёт лицом прямо к первоявлению. Как Фалес когда-то свалился в колодец, глядя на звёзды, так Гёте сваливается к звёздам, спотыкаясь о непосредственность являющейся реальности. Случай, нечаянность, нежданность-негаданность отличают встречу с тем, что находится у нас перед глазами (а по-другому с этим и нельзя встретиться). И мы обнаруживаем себя в самом центре, в воронке (откуда не выбраться уже) урагана воплощения. Здесь всякая вещь оказывается не только и не столько самой собой, сколько первоявлением, самой ситуацией данности, самой явью.

Для Гёте важнее конкретных открытий в конкретных областях знания был сам способ, каким он направлялся в постижении природы. В этом состояло существо его спора с Ньютоном, а не в расхождениях по отдельным вопросам и теориям. Природа для Гёте - явление, проявление. И потому важнее всего оказаться в самой среде явленности, внутри этого мира, в котором вещи проявляют себя, а не скрывают. Само видение природы как явленной и открытой, важнее многообразия возможных открытий. Это можно описать как видение явления как первоявления - внимание переключается с конкретного значения явления к самой его открытости - к тому состоянию, в котором оно делается видным, видом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Смирнов, Николай Алексеевич, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев С. С. Связь времён. — Киев: Дух и Литера, 2005. — 448 с.

2. Аверинцев С. С. София-Логос. — Киев: Дух и Литера, 2000. — 912 с.

3. Авдошин Г.В. Символ как способ актуализации невидимого // Человек. Общество. Инклюзия. - М., 2016. № 4. С.51-59.

4. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 504 с.

5. Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе [Текст] / Наум Берковский ; [вступ. ст. Л. Дубшан].- СПб.: Азбука-классика, 2002. - 479 с.

6. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 512 с.

7. Бибихин В.В. Внутренняя форма слова. - М.: Наука, 2008. - 432 с.

8. Бибихин В.В. Другое начало. - М.: Наука, 2003. - 432 с.

9. Бибихин В.В. История современной философии. СПб.: Вл. Даль, 2014. 398 с.

10.Бибихин В.В. Мир. - СПб.: Наука, 2007. - 431 с.

11.Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М.: Наука, 1998. - 496 с.

12.Бибихин В.В. Хайдеггер: от «Бытия и времени» к «Beiträge» // Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер. Материалы к семинару. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - С.493-519.

13.Бибихин В.В. Пора (время-бытие). СПб.: Вл. Даль, 2015. 367 с.

14.Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер. Материалы к семинару. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - 536 с.

15.Бибихин В.В. Собственность. Философия своего. - СПб.: Наука, 2012. - 536 с.

16.Бибихин В.В. Узнай себя - СПб. : Наука, 1998.— 575 с.

17.Бибихин В.В. Чтение философии. - СПб.: Наука, 2009. — 536 с.

18.Бибихин В.В. Энергия. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. 488 с.

19.Бибихин В.В. Язык философии - М.: Прогресс, 1993. - 404 с.

20.Борисов Е, Инишев И, Фурс В. Практический поворот в постметафизической философии. Т.1. - Вильнюс: ЕГУ, 2008. - 212 с.

21.Гельдерлин Ф. Гиперион; Стихи; Письма / Фридрих Гельдерлин; изд. подгот. Н.Т. Беляева. - М.: Наука, 1988. - 717 с.

22.Голубой цветок и дьявол: [антология / пер. с нем., пролог, коммент. и сост. В. Б. Микушевича] - Москва: Терра - книжный клуб, 1998 .— 510 с.

23.Гронден Ж. Поворот в мышлении Мартина Хайдеггера. - СПб.: «Русский мир», 2011. - 252 с.

24.Гуссерль Э. Амстердамские доклады / Пер. А. В. Денежкина // Логос. — 1992. — № 3. — С. 62—81; 1994. — № 5. — С. 7—24.

25.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая - М.: Академический проект, 2009. — 486 с.

26.Гуссерль Э. Идея феноменологии: Пять лекций / Пер. с нем. Н. А. Артеменко; вступ. ст. и коммент. И. И. Мавринского. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2008. — 224 с.

27.Гуссерль Э. Логические исследования: Том 1. Пролегомены к чистой логике. - М.: Академический проект, 2011. - 256 с.

28.Гуссерль Э. Логические исследования: Том 2. Часть 1. Исследования по феноменологии и теории познания / пер. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Академический Проект, 2011. — 565 с.

147

29.Гуссерль Э. Парижские доклады / Пер. и примеч. А. В. Денежкина // Логос. — 1991. — № 2. — С. 6 - 30.

30.Гуссерль Э. Статьи об обновлении // Вопросы философии. — 1997.

- № 4. — С. 109—135.

31.Жизнь льется через край: сказки и истории немецких романтиков: [перевод с немецкого / сост. И. Солодуниной]. - Москва: Правда, 1991. - 716 с.

32.Канаев И.И. Гёте как естествоиспытатель. - Ленинград: Наука, 1970.

- 466 с.

33.Лишаев С.А. Эстетика пространства. - СПб.: Алетейя, 2015. - 288 с.

34.Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. - 958 с.

35.Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. - 920 с.

36.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: «Искусство», 1976. - 367 с.

37.Лосев А.Ф. Форма. Стиль. выражение. М.: Мысль, 1996. - 940 с.

38.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию: [Сборник] / Мераб Мамардашвили; [Предисл. Ю. П. Сенокосова]. - М.: Прогресс, 1990.

- 365 с.

39.Мамардашвили М.К. Кантианские вариации / М.Мамардашвили; под ред. Ю.П. Сенокосова. - М.: Аграф, 1997. - 310с.

40.Мамардашвили М.К. Картезианские размышления (янв.1981г.) / М.К. Мамардашвили; Под ред. Сенокосова Ю.П. - М.: Прогресс-Культура, 1993. - 352 с.

41.Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии / М.Мамардашвили; Под ред. Ю.П. Сенокосова. - М.: Аграф, 1998. -311с.

42.Мамардашвили М.К. Необходимость себя: введение в философию, доклады, статьи, философские заметки / Мераб Мамардашвили; сост. и общ. ред. Ю. П. Сенокосова. - Москва: Лабиринт, 1996. - 430 с.

43.Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути: М. Пруст "В поисках утраченного времени": [лекции] / Мераб Мамардашвили. -Санкт-Петербург: Издательство Русского Христианского гуманитарного института: Журнал "Нева", 1997. - 568 с.

44.Мамардашвили М.К. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М.К. Мамардашвили; под общ. ред. Ю.П. Сенокосова. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 216 с.

45.Мамардашвили М.К. Эстетика мышления / Мераб Мамардашвили. -М.: Моск. шк. полит. исслед., 2000. - 414 с.

46. Мелихов Г.В. Отрешенное внимание (О даре жизни) // Mixtura Verborum'2015: образы настоящего: философский ежегодник / под общ. ред. С.А. Лишаева. - Самара, Самар. гуманитар. акад., 2016. -С. 3-12.

47.Минуллина Э.Б. Интерсубъективность как бытие-в-речи в горизонте жизненного мира // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота., 2013. №10 (36): в 2-х ч. 4.II. -С.115-119.

48.Михайлов А.В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. -СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. - 560 с.

49.Михайлов А.В. Избранное. Завершение риторической эпохи. — СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. - 480 с.

50.Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: Человек в мире. - М.: Московский рабочий, 1990. - 47 с.

51.Михайлов А. В. Языки культуры: риторика и история искусств. Ключевые слова культуры. Самоосмысление гуманитарной науки.

Учебное пособие по культурологии. - М.: Языки русской культуры, 1997. — 909 с.

52.Михальский К. Логика и время: опыт анализа теории смысла Гуссерля. Хайдеггер и современная философия. - М.: «Территория будущего», 2010. - 424 с.

53.Молчанов В. И. Время и сознание: Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1988. - 144 с.

54.Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время // Проблемы сознания в современной западной философии. М., 1989. С. 110 - 136.

55.Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. 1992. № 3. С. 7-36.

56.Молчанов В.И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. - М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2004. - 328 с.

57.Молчанов В.И. Cogito, синтез, субъективизм // Вопросы философии. 1996. № 10. С. 133-143.

58.Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: роман. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. - 768 с.

59.Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 10: Письма 1954- 1960 гг. / Сост. и комм. Е.В. Пастернак и М.А. Рашковской. -М.: Слово/Slovo, 2004. — 680 с.

60.Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти т. Т. 3. Доктор Живаго: роман / Редкол.: А. Вознесенский; Д. Лихачёв; Д. Мамлеев и др.; подгот. Текста и коммент. В. Борисова и Е. Пастернака. - М.: Худож. лит., 1991. - 734 с.

61.Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти т. Т. 4. Повести; Статьи; Очерки / Редкол.: А. Вознесенский; Д. Лихачёв; Д. Мамлеев и др.; Сост. и коммент. Е. В. Пастернак и К. М. Поливанова. - М.: Худож. лит., 1991. - 910 с.

62.Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти т. Т. 5. Письма / Редкол.:

A. Вознесенский; Д. Лихачёв; Д. Мамлеев и др.; Сост. и коммент. Е.

B. Пастернак и К. М. Поливанова. - М.: Худож. лит., 1992. - 703 с.

63.Подорога В.А. Феноменология тела. - М.: Ad Мш^тет, 1995. - 340 с.

64.Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. - Рипол., 1995.

- С. 406.

65.Померанц Г. С. Выход из транса. — М.: Юрист, 1995. — С. 576.

66.Померанц Г. С., Миркина З. А. Работа любви. Лекции, прочитанные на рубеже веков. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив», 2013. -360 с.

67.Померанц Г.С. Страстная односторонность и бесстрастие духа. СПб.: Университетская книга, 1998. - 617 с.

68.Порошенко О.Ю. Концепции субъективности у казанских философов конца XIX - начала XX вв. // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, № 1. 2014. С.134-146.

69.Пятигорский А.М. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 590 с.

70.Рильке Р.М. Дыхание лирики: Переписка с Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком. Письма 1926 года / Райнер Мария Рильке; сост. и коммент. К.М. Азадовский и др. - Москва: Арт-Флекс, 2000. -300с.

71.Рильке Р.М. Избранные сочинения / Р.М.Рильке; редкол. И.Б. Бачкало и др. - М.: Рипол Классик, 1998. - 701с.

72.Рильке Р.М. Проза. Письма: пер. с нем. / Райнер Мария Рильке; сост. М.Рудницкий - М.: Фолио: АСТ, 1999. - 601 с.

73.Романо К. Авантюра времени. Три эссе по феноменологии события.

- М.: РИПОЛ Классик, 2017. - 220 с.

74.Романова, И.В. «Существованья ткань сквозная»: идея и образ единства в творчестве Пастернака // Филологические науки. 2003. -№5. - С. 3-14.

75.Свасьян К.А. Гёте. - М.: Мысль, 1989. - 191 с. - (Мыслители прошлого)

76.Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии: (критика и анализ). Отв. ред. А.В. Гулыга. - Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1980. - 226 с.

77.Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. - Ер.: Изд-во АН Арм. ССР, 1987. - 199 с.

78.Седакова О.А. Апология разума. - М.: МГИУ, 2009. - 2009. - 138 с.

79.Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 208 с.

80. Смирнов Н.А. Интуиция как метод постижения реальности в философии А.Бергсона // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2018. - № 4. - С. 98-101

81. Смирнов Н.А. «Категория «щедрость» в религиозной метафизике Б.Л. Пастернака» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2017. - № 1. - С. 187-189

82. Смирнов Н.А. «Метафизический смысл апории Зенона» // Вестник воронежского университета, 2017. - № 4. - С. 158-164

83.Соловьёв Э. Экзистенциальная сотериология Мераба Мамардашвили. (Выступление на межвузовской конференции «Чаадаев и Мамардашвили», организованной кафедрой философии Пермского политехнического университета) / Фонд Мераба Мамардашвили. Ц^: https://mamardashviH.com/ru/merab-mamardashvШ/opyty-chteniya/erih-solovev/ekzistencialnaya-soteriologiya-meraba-mamardashvili (дата обращения: 30.05.2018)

152

84.Фатеева, H.A. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / H.A. Фатеева. М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 400 с.

85.Финк О. Проблема феноменологии Эдмунда Гуссерля // Логос. Т. 26. - №1. - 2016. - С.6-46.

86.Ферри Л. Краткая история мысли. Трактат по философии для подрастающего поколения. - М.: Ad Marginem, 2018. - 272 с.

87.Флейшман Л. От Пушкина к Пастернаку. Избранные работы по поэтике и истории русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 784 с.

88.Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание / Сост.: игумен Андроник (Трубачёв), М.С. Трубачёва, Т.В. Флоренская, П.В. Флоренский. Предисл. и комм. игумена Андроника (Трубачёва). - М.: Моск. рабочий, 1992. - 560 с.

89.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / Павел Флоренский. - М.: АСТ, 2003. - 633 с.

90.Флоренский П.А. Сочинения: В 4т. Т.1 / П.А. Флоренский; сост. игумена Андроника (А.С. Трубачева) и др. - М.: Мысль, 1994. - 799 с.

91.Флоренский П.А. Сочинения: В 4т. Т.3 (1) / Священник Павел Флоренский; сост. игумена Андроника (А.С. Трубачева) и др. — М.: Мысль, 1999. - 622 с.

92.Флоренский П.А. Сочинения: В 4т. Т.3(2) / Священик Павел Флоренский; сост. игумен Андроник и др. - М.: Мысль, 1999. - 624с.

93.Флоренский П.А. Сочинения: В 4т. Т.4. Письма с Дальнего Востока и Соловков / Священник Павел Флоренский ; Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева) и др. - М.: Мысль, 1998. - 796 с.

94.Флоренский П.А. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). Т.1 - М.: Академический проект, 2013. - 684 с. -(Философские технологии).

95.Франк С.Л. Непрочитанное: Ст., письма, воспоминания / Семен Франк; Сост., предисл.: А.А. Гапоненков, Ю.П. Сенокосов. - М.: Моск. шк. полит. исслед., 2001. - 590 с.

96.Франк С.Л. Предмет знания; Душа человека: об основах и пределах отвлеченного знания : опыт введения в философскую психологию / С. Л. Франк. - СПб: Наука, 1995. - 655 с.

97.Франк С.Л. Сочинения / С. Л. Франк; [Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Ю. П. Сенокосова; Журн. «Вопр. Философии» и др.]. - М.: Правда, 1990. - 607 с.

98.Франк С.Л. Реальность и человек / С.Л. Франк; Сост. П.В. Алексеев.

- М.: Республика, 1997. - 479с.

99.Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина; Вступ. ст. И.В. Минакова. - Харьков: Фолио, 2003. - 510 с.

100. Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступления / М. Хайдеггер; Сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В.В. Бибихина. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

101. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет: сборник / Мартин Хайдеггер; [пер. с нем., сост., вступ. ст. и коммент. А. В. Михайлова] - Москва: Гнозис, 1993, - 333 с.

102. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избр. ст. позд. периода творчества: [Перевод] / Мартин Хайдеггер. - М.: Высш. шк., 1991. - 190 с.

103. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / М. Хайдеггер; пер. с. англ. Э. Сагетдинова. - М.: Изд. Дом «Территория будущего», 2006.

- 320 с.

104. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

105. Чистяков Г. П. Беседы о Данте. - М.: Центр книги Рудомино, 2016. — 224 с.

106. Чистяков Г. П. Над строками Нового Завета / Сост. П. Г. Чистяков. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 400 с.

107. Чистяков Г. П. Свет во тьме светит / Сост. П. Г. Чистяков. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 320 с.

108. Чистяков Г. П. С Евангелием в руках / Сост. П. Г. Чистяков. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 416 с.

109. Шлегель К.В.Ф. Сочинения. Т. 1: Философия жизни; Философия истории: в 15 лекциях, читанных в Вене в 1827 г. / [пер. с нем. В. М. Линейкина; [пер. с нем. Д. К. Трубчанинова; под ред. Т. Г. Сидаша и С. Д. Сапожниковой]; под ред. В. М. Линейкина], 2015. - 815 с.

110. Шмеман А. Д. Дневники. 1973 - 1983 / сост., подгот. текста У. С. Шмеман, Н. А. Струве, Е. Ю. Дорман; предисл. С. А. Шмемана; примеч. Е. Ю. Дорман. - М.: Русский путь, 2005. - 720 с.

111. Шмеман А.Д. Основы русской культуры: беседы на Радио Свобода, 1970—1971. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2017. - 412 с.

112. Шмеман А.Д. Собрание статей 1947 - 1983: [сборник] / [сост. и ред. Е. Ю. Дорман; предисл.: А. Кырлежев]. - М.: Русский путь, 2009. - 894 с.

113. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. - М.: Логос, 2002. - 680 с.

114. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни; пер. с нем. Н.Ман. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 687 с.

115. Ямпольская А.В. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. - М.: РГГУ, 2013. - 258 с.

155

116. Ямпольская А. Искусство феноменологии. - М.: РИПОЛ Классик, 2018. - 342 с.

117. Goethe J.W. Wilhelm Meisters Lehrjahre. - Stuttgart: Philipp Reclam jun. 1993. - 661 S.

118. Heidegger M. Vom Wesen der Wahrheit (1930) // Heidegger M. Wegmarken. - S. 177-203.

119. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. - M. Nijhoff, 1976. - 475 s.

120. Novalis (Friedrich von Hardenberg) Die Lehrlinge von Sais. Novalis Werke. - Munchen, 1987. - 980 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.