Воображение как основа творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Вяткина, Алла Геннадьевна

  • Вяткина, Алла Геннадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 148
Вяткина, Алла Геннадьевна. Воображение как основа творчества: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Воронеж. 2011. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Вяткина, Алла Геннадьевна

Введение

Глава 1. Творчество как философская проблема.

§1.1. Полагание нового как суть творчества

§ 1.2. Парадоксальность творчества. Воображение как преодоление парадоксальности

§1.3. Продуктивность и творчество

Глава 2. Воображение как творческая способность

§ 1. Аналитика воображения: переживание и образ.

§ 2. Образ в научном и художественном творчестве.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воображение как основа творчества»

Актуальность темы исследования. Проблема творчества относится к числу так называемых «вечных», или классических, тем философии. Такие темы никогда не теряют своей остроты и жизненности, будучи неисчерпаемыми в развитии своей проблематики. Теоретическое осмысление созидательного процесса принадлежит к числу тех проблем, окончательное решение которых откладывается в бесконечность. Не случайно многие мыслители называют творчество не просто вопросом, ожидающим своего решения в более или менее отдаленном будущем, но тайной, разгадка которой всегда будет ускользать от человека. «Ведь что такое тайна? Это. что-то, о чем известно, но мы не можем добраться до того места, откуда известно» (Мамар-дашвили). Не можем добраться средствами, находящимися в распоряжении рационального познания, по своей природе чуждого любым проявлениям спонтанности и иррациональности как существенным моментам творческого акта. Сложность искомой проблемы заключается в том, что свободный созидательный процесс, ускользающий от объективирующего схватывания в категориальных формах, должен, тем не менее, стать прозрачным для рациональной мысли, получить свое теоретическое обоснование. Те многочисленные трудности и неудачи, которые возникли при попытке данного обоснования, послужили причиной того, что творчество стало представляться проблемой, принципиально недоступной для возможности теоретического рассмотрения. Однако манящая тайна творчества всегда была крайне притягательной для мыслителя, особенно когда этим мыслителем оказывался величайший гений философии. Непосредственное присутствие творчества в его жизни не позволяло так просто отказаться от исследования данной проблематики, вновь и вновь побуждая к ее обращению, к новым обдумываниям.

Если оглянуться на историю философской мысли, можно увидеть, что это обращение так или иначе выходит на необходимость рассмотрения спо3 собности воображения. А также можно увидеть и то, что до возникновения кантовского трансцендентализма теме воображения не принадлежало не то что ведущее, но вообще сколько-нибудь заметное место в развитии философского дискурса. Данная тема возникала где-то на периферии философской категориальности, а не в ее центре. В лучшем случае воображение понималось как низшая познавательная способность, а то и вовсе - как вводящая в заблуждение субъективность. Свою значимость данная способность могла доказать только в области искусства и эстетики. И несмотря на то, что с самого возникновения философии тема воображения стала для нее традиционной, среди исследователей очевидно единодушие в признании того, что подлинную прописку в философии воображение обретает в системе Канта. Действительно, в рамках кантовского трансцендентализма было сформировано проблемное и категориальное пространство, заложившее основу философским дискуссиям о воображении, в русле которых философия и сегодня подходит к осмыслению данного феномена.

В пространстве современного философствования, обнаруживающего повышенное внимание к изучению таких феноменов бытия, как развитие, свобода, субъективность, творчество, обретает особую остроту и актуальность проблематика, связанная с изучением природы воображения. Целью настоящего исследования является попытка приблизиться к пониманию феномена творчества, попытка, осуществляемая в контексте рассмотрения воображения как основы творческого процесса.

Степень разработанности проблемы.

Тема творчества в большей или меньшей степени, в том или ином проблемном контексте освещалась в трудах многих мыслителей, представителей как классического, так и современного философствования. Обращаясь к размышлениям западноевропейских классиков, прежде всего, представляется необходимым отметить работы А. Августина, Г. Гегеля, Р. Декарта, И. Канта, Н. Кузанского, Г. Лейбница, Платона, Б. Спинозы, И. Фихте, Ф. Шеллинга.

Осуществленное в рамках философии жизни и иррационализма фундамен4 тальное переосмысление представлений о бытии, свободе, спонтанности породило особый интерес к феномену творчества, в чем можно убедиться, обратившись к трудам А. Бергсона, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра. Проблематика, связанная с исследованием развития, становится ключевой для феноменологии и экзистенциализма. И здесь особо следует выделить имена Э. Гуссерля, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, М. Шелера.

В исследование проблемы воображения как способности, преодолевающей границы отражения и выводящей за пределы заданного содержания (вне зависимости от того, понимается ли само это преодоление как выражение свободы или произвола) весомый вклад внесли работы Аристотеля,

A. Бергсона, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, Р. Декарта, И. Канта, Г. Лейбница, М. Мерло-Понти, Платона, Ж.-П. Сартра, Б. Спинозы, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Д. Юма. Одной из главных тем воображение стало в работах сторонников классического романтизма, рассматривавших данную способность в качестве основы художественного творчества: Ф. Шеллинга, И. Шиллера, Ф. Шлегеля. Среди представителей русского духовного ренессанса наибольшую разработку проблема, связанная с исследованием творческой способности воображения, получила в трудах H.A. Бердяева и Б.П. Вышеславцева. Особый интерес и важность представляют размышления о творчестве и воображении величайших гениев науки: Н. Бора, JI. Бройля,

B. Гейзенберга, П. Дирака, А. Пуанкаре, Р. Фейнмана, А. Эйнштейна.

На современном этапе становления философской мысли проблематика, связанная с изучением творчества и воображения, в том или ином контексте освещается в работах представителей самых разных школ и направлений. Среди них особо следует отметить исследования В.Ф. Асмуса, B.C. Библера, Ю.М. Бородая, В.В. Васильева, П.П. Гайденко, Г.Д. Гачева, М.С. Кагана,

A.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, H.A. Мещеряковой, С.Л. Катречко, Д.Н. Разеева, В.М. Розина, Ю.М. Романенко, A.B. Славина, Л.Н. Столовича,

B.C. Степина, И.П. Фарман.

Вместе с тем, несмотря на существенный вклад в разработку исследуемой проблематики, все же необходимо отметить, что самая суть творческого процесса, сам «механизм» полагания, остается совершенно закрытым для понимания. Это связано с тем, что исследование творчества осуществляется с позиции «внешнего наблюдателя», для которого созидательный процесс всегда делается зримым лишь со стороны своих готовых результатов. Сама же «черновая» работа творческой мысли, работа спонтанная, бессознательная, осуществляющаяся в поле человеческой субъективности, оказывается при таком подходе принципиально сокрытой. А между тем, вокруг объяснения самого полагания, порождения нового и разворачивается центральная интрига искомой проблематики. Задача исследования по проблеме творчества собственно и заключается в том, чтобы снять «табу» с рационального осмысления творческого созидания и найти адекватный способ размышления о скрытых «механизмах» зарождения нового.

Отдельные догадки о сути «механизма» свойственного человеку способа созидания можно встретить в концепции продуктивного воображения Канта, в теории трансцендентальной субъективности Гуссерля, а также в рассуждениях Хайдеггера, изложенных в работе «Кант и проблема метафизики». Используя выдвинутые этими мыслителями идеи и соображения, мы попытались сформировать категориальное и проблемное пространство, в котором возможно рациональное осмысление творчества во всей его сложности и парадоксальности.

Объект исследования: творчество.

Предмет исследования: воображение как исток и духовная основа творчества.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ творческого акта.

Задачи исследования: выявление онтологических основ творчества; анализ воображения как формы становления духовной предметности; выявление внутренней структуры воображения, обеспечивающей становление новых, непредзаданных духовных форм; сравнительный анализ роли воображения в науке и искусстве.

Методы исследования:

Метод философской феноменологии, преодолевающий рассмотрение творческого процесса с позиции его готовых результатов и выводящий к постижению собственной, имманентной сути творения;

Метод историко-философской реконструкции, позволяющий выявить понимание творчества, в той или иной (часто неявной) форме выраженное в работах классиков философской мысли.

Компаративистский метод, позволяющий выявить единство и различие классических и неклассических подходов к обозначенной проблематике, понять особенности художественного и научного творчества;

Логико-проблемный метод, раскрывающий основные проблемы и противоречия, связанные с парадоксальностью творчества и возможностью ее преодоления.

Научная новизна работы:

Показано, что обоснование творчества возможно в рамках онтологии становящегося, незавершенного бытия, осуществляющегося через диалектическое единство сущего и ничто.

Выявлено, что творчество несводимо к интуитивному озарению, и представляет собой процессуальный переход от непредзаданности к новой форме. Пространство этого перехода дается воображением, которое обеспечивает внутреннюю связь предметного и непредметного измерений человеческого духа.

Показана внутренняя структура воображения, обеспечивающая переход от непредметного к предметному, формирование новой предметности. Элементами этой структуры являются исходное переживание, заключа7 ющее в себе новые, еще нетематизированные возможности, и образ, в котором эти возможности впервые обретают первичное предметное выражение.

На защиту выносятся следующие положения:

Истоки творчества располагаются на том бытийном уровне, который на языке неклассической онтологии XX века именуется ничто, в противоположность уровню сущего (чтойности). Это ничто не тождественно небытию, оно не есть абсолютное ничто («темная бездна») мистиков. Рассматриваемое нами ничто выступает как область неоформленных возможностей, которые присутствуют в бытии сущего, но не выводится из его предметно оформленного содержания. Выход в ничто позволяет преодолеть за-данность и совершить полагание принципиально новой предметности.

Творчество представляется парадоксальным и необъяснимым лишь до тех пор, пока сводится к одномоментному акту интуиции. Преодоление данной парадоксальности требует «распаковать» акт интуиции, то есть раскрыть внутреннее содержание творчества как процессуальный переход от непредметного к предметному, от ничто к нечто.

Пространство соизмеримости предметного и непредметного, где осуществляется процесс творения, конституируется воображением, которое и обеспечивает взаимосвязь указанных противоположностей. Непредметная составляющая воображения воплощается в переживаниях, предметная - в образе. Переживание и образ составляют последовательные моменты творческого воображения. Переживание есть способ, каким человеку первично открываются новые возможности, не вытекающие из предметной стороны бытия, но присутствующие в его содержании. В образе эти возможности обретают первое, хотя и нестрогое предметное выражение, которое дает смысловой толчок собственно понятийному мышлению.

В пространстве образа располагаются истоки и художественного, и научного творчества. Художественное творчество остается в этом пространстве, развертывая здесь свое содержание. В науке же мысль, первоначально отталкиваясь от образа, преодолевает сращенность с переживанием и 8 находит рациональные формы, связанные с замыкающейся на самое себя теоретической предметностью.

Практическое значение диссертации:

Сформулированное в работе представление о внутренней структуре воображения и развиваемый подход к осмыслению чувственности позволяют по-новому подойти не только к теоретическому осмыслению, но и к организации творческого процесса.

Полученные результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности при чтении общих курсов по онтологии и теории познания, философской антропологии, истории философии, а также при разработке курсов, посвященных психологии творчества.

В организационном плане полученные результаты могут быть использованы при составлении перспективных программ развития творческой деятельности; в области школьной и вузовской педагогики; при разработке психологических тренингов, направленных на творческое развитие личности; для разработки новых алгоритмов решения изобретательских задач.

Апробация работы: положения и выводы диссертационной работы нашли отражение в 7 публикациях автора. Материалы, послужившие основой исследования, докладывались на научных сессиях факультета (в том числе на пленарном заседании), а также на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (г. Новосибирск, 2009).

Структура и объем работы: Диссертация изложена на 148 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 203 источника (из них 194 отечественных и 9 иностранных).

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Вяткина, Алла Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении исследования подведем некоторые итоги. Творчество как полагание принципиально нового не может иметь истоком своего возникновения некое предзаданное содержание. Ибо если нечто возникло как результат развития предшествующего, значит оно уже содержалось в нем до акта созидания, присутствовало скрытно, в неявленном виде. В этом случае корректно ставить вопрос о выведении, развертывании, обнаружении, но никак не о творении, поскольку бессмысленно говорить о творчестве уже имеющегося. Истоки подлинно нового располагаются не в сфере однозначно определенных форм замкнутой на самое себя предметности, но в области непредметных данностей. Здесь еще нет определенности, а есть неоформленное движение и беспокойство, откуда нечто принципиально новое только и может возникнуть. Собственно само творчество и предстает как движение от непредметного к предметному, как переход от ничто к нечто. Переход, несводимый к одномоментному акту интуитивного озарения, обнаруживающий процессуальную природу, длительность вместо мгновенности. Задача философского исследования феномена творчества собственно и заключается в том, чтобы ввести мысль в пространство этого перехода, в своей действительности представляющего собой область соизмеримости непредметного и предметного, ничто и нечто. Иными словами, задача состоит в том, чтобы «распаковать» точку интуиции. Только так возможно раскрыть, а точнее приблизиться к раскрытию «механизма» творческого полагания. Лишь обнаружение процессуальной природы самого перехода позволяет преодолеть парадоксальность в понимании творчества. Ибо ставшее уже традиционным и само собой разумеющимся сведение данного феномена к одномоментному акту породило решительные сомнения в принципиальной возможности самого этого понимания.

Пространство соизмеримости предметного и непредметного и есть «распакованная» точка полагающего интуитивного акта. И это пространство, в котором сбывается сама жизнь творческого процесса, обнаруживает себя как воображение. Здесь ничто, реализуя свои возможности, спонтанно выходит к предметному осуществлению, чтобы стать нечто. Именно здесь человеку приоткрывается тайна перехода от непредметного бытия к определенности сущего.

Данная способность, преодолевающая границы отражения, схватывает и удерживает край непредметного, благодаря чему открывается непредзадан-ный горизонт нескончаемого множества возможностей, из которого мышление снова и снова черпает «материал» для своих определений. Предметная составляющая воображения реализуется в понятии, соответственно непредметная сторона рассматриваемой способности воплощается в тех формах субъективности, основой которых является чувственность. Природа феномена чувственного обнаруживает в себе сложную структуру и многоуровневый характер, не сводимый к одной-единственной плоскости ощущений. Все подлинно значимое, представляющее для человека действительную необходимость и интерес заключено в тех куда как более высоких и сложных слоях феномена чувственного, которые являются ближайшими и первичными данностями нашей субъективности - в эмоциональных переживаниях. Эмоциональное это не просто составляющая в содержании данного феномена, но его более высокий уровень, более сложная форма, осуществляющаяся на «материале» ощущений как своем субстрате, носителе. При этом в данном случае под чувственными переживаниями менее всего следует понимать психические состояния человека, обусловленные фактической наполненностью его внутреннего мира. Переживание, в котором творческое воображение находит истоки своих полаганий, должно быть взято не как психический, но как онтологический феномен. В переживании, рассмотренном в своем онтологическом аспекте, открывается бытие самого мира. Переживание - это и есть мир, взятый в полноте своих возможностей и нетематически раскрывающийся в

128 эмоциональной сфере человека. Так понятое переживание не замыкает человека в границах фактической непосредственности, но, напротив, трансценди-рует его существование за рамки любого в-себе бытия (Сартр), одновременно располагая в самом центре открытости мира.

Рациональное мышление вовсе не является единственным доступным человеку способом открытия истины. Бытие, представленный в формах ratio, - это категориальная картина. Но эта картина представляет собой только второй этап в процессе познания. На первом этапе полнота бытия, полнота возможностей дана в чувственности, в виде неоформленного, предметно нетема-тизированного переживания. Здесь следует отметить, что феномен чувственного, взятый в своей многоуровневой структуре, отнюдь не является низшим и самым элементарным способом данности бытия. Напротив, в своей целостности рассматриваемый феномен выступает основанием высших форм духовности, среди которых одно из значимых мест принадлежит творчеству.

Однако исходно в нашем переживании еще нет ни одной выделенной определенности. В то же время оно и не является чистым ничто, ибо представляет собой уже начало процесса, именуемого воображением, это первая «ступень» творческого полагания. Воображение «зависает» в непредметном до тех пор, пока не обретет свою плоть, пока не воплотится в образ. Последний предстает как та ближайшая опора, ближайшая форма воображения, которую находит переживание в попытках своего предметного воплощения. Здесь еще нет жестко закрепленной однозначности понятийного выражения. Образ с его «размытой» определенностью принципиально незавершен, его содержание есть предметность не ставшая, но становящаяся, в которой только совершается процесс кристаллизации чистого смысла. Создавая область соизмеримости предметного и непредметного, он раскрывает тем самым целый горизонт непредзаданных возможностей, одной из которых суждено реализоваться в виде будущего творческого прозрения. В процессе воображения творческая мысль еще только пытается воплотиться в чистую форму, высвободившись от непосредственной сращенности с чувственным. Само же

129 открытие новой идеи осуществляется в форме интеллектуальной интуиции, которая является конечным пунктом процесса воображения как содержания творческого перехода в подлинно новое.

Предельное постижение лабиринта творческой мысли - процесс, принципиально не имеющий завершения. Однако возможно войти в пространство размышления о внутренней «структуре» этого лабиринта, его всеобщих пунктах и поворотах, через которые проходит каждый творец на пути к достижению интуитивного прозрения и которые он принципиально не может обойти, двигаясь к конечной цели творчества. Ибо есть определенная всеобщность в самой природе творчества как способности, свойственной конечному человеческому существованию, есть антропологическая всеобщность искомого феномена. Творчество человека не может осуществляться как одномоментное полагание абсолюта, оно обладает длительностью, предваряется переживанием и «подготовительной» работой мысли в пространстве образа. Переживание и образ - это и есть не-обходимые моменты, или «пункты», в содержании свойственного человеку способа полагания принципиально нового.

При этом художественное творчество остается в проблемном пространстве образа, развертывая именно здесь свое содержание. Научная же мысль, первоначально отталкиваясь от образа, в дальнейшем пытается преодолеть его непосредственную сращенность с формами субъективности и тем самым обрести уже устойчивую, на саму себя замыкающуюся предметность. Иными словами, научное мышление прибегает к способности воображения как источнику смыслообразов. Смыслообраз - уже не непредметное переживание, но еще и не ставшая предметность, смыслообраз - это предметность становящаяся, пытающаяся выкристаллизовать чистый смысл на материале чувственного переживания. Не непосредственно из самого образа появляется чистая мысль, но и без него как своей жизненной наполненности она никогда бы не смогла возникнуть. Показательным для философского исследования является зарождение самой философии, осуществившей свои первые шаги в форме смыслообраза.

Бесспорно, полная разгадка тайны творчества невозможна. Для нашей рациональной мысли искомый феномен всегда будет оставаться тайной, непостижимой до самого конца, не схватываемой в своей предельной глубине. И самое большее, на что можно надеяться в исследовании проблемы творчества - на, постоянное приближение нашей мысли к пониманию сути созидательного процесса, на возможность совершения еще одного шага на уходящем в бесконечность пути постижения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Вяткина, Алла Геннадьевна, 2011 год

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода / Н. Аббаньяно // Вопр. философии. 1992. - № 8. - С. 145-157.

2. Абрамов М.А. Неопределенность свободы / М.А. Абрамов // Вопр. философии. 1996. - № 10. - С. 58-70.

3. Августин А. Исповедь / Аврелий Августин. М. : Канон+, 1997. -464 с.

4. Андреева И.С. «Критика чистого разума» и современная философия / И.С. Андреева// Вопр. философии. 1984. -№ 5. - С.131-137.

5. Анисов A.M. Концепция научной философии В.А. Смирнова / A.M. Анисов // Философия науки. М. : ИФ РАН, 1996. - Вып. 2 : Гносеологические и методологические проблемы. - С. 5-27. -(http://www.philosophy.ru/iphras/library/phnauk2/SCIENCE2.htm).

6. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности / П.К. Анохин // Вопр. философии. 1962. - № 7. - С. 97-111.

7. Аристотель. О душе / Аристотель // Аристотель. Соч. : в 4 т. М. : Мысль, 1984. - Т. 1. - С. 369-450.

8. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика : эволюционный аспект / В.И. Аршинов, В.Г. Буданов // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М. : Арго, 1994. - С. 229-242.

9. Асмус В.Ф. Диалектика свободы и необходимости в философии истории Гегеля / В.Ф. Асмус // Вопр. Философии. 1995. - № 1. - С. 52-69.

10. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике : Очерки истории XVII начало XX в. / В.Ф. Асмус. - М. : Мысль, 1965. - 312 с.

11. Батищев Г.С. Проблема диалектического противоречия / Г.С. Батищев // История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. М. : Мысль, 1971. - С.186-216.

12. Бахтин М.М. Проблема содержания материала и формы в словесном художественном творчестве / М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Худож. лит., 1975. - С.58.

13. Бергсон А. Введение в метафизику / Анри Бергсон // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн. : Харвест, 1999. - С.1172-1223.

14. Бергсон А. Вопросы философии и психологии / Анри Бергсон // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн. : Харвест, 1999. -С. 926-171.

15. Бергсон А. Интеллектуальное усилие / Анри Бергсон // А. Бергсон. Творческая эволюция. Материя и память. Мн. : Харвест, 1999. - С. 1050-1088.

16. Бергсон А. Материя и память / Анри Бергсон // А. Бергсон. Творческая эволюция. Материя и память. Мн. : Харвест, 1999. - С. 414-669.

17. Бергсон А. Творческая эволюция / Анри Бергсон. М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 384 с.

18. Бердяев H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1993.-383 с.

19. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности : Избр. пр. / H.A. Бердяев. М. : МПСИ : Флинта, 1999. - 310 с.

20. Бердяев H.A. Самопознание / H.A. Бердяев // Бердяев Н. Самопознание / Н. Бердяев . М. : ЭКСМО-Пресс, Харьков : Фолио, 1997. - С. 249606.

21. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества / H.A. Бердяев. -М. : Правда, 1989. 607 с.

22. Бердяев H.A. Я и мир объектов / H.A. Бердяев // Бердяев H.A. Творчество и объективация. Минск : Экономпресс, 2000. - С. 217-240.

23. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания / Дж. Беркли // Беркли Дж. Сочинения. М. : Наука, 1978. С. 139-248.

24. Бибихин B.B. Хайдеггер / B.B. Бибихин // Знание-сила. 1989. - № 10. -С. 61-68.

25. Библер B.C. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы) / B.C. Библер. (http://www.bibler.ru/bistvmyshleniye.htm).

26. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. Спб.: Лань, 1999. - 224 с.

27. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание / Нильс Бор. М. : Издательство иностранной литературы, 1961. - 151 с.

28. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания (Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения) / Ю.М. Бородай. М. : Высшая школа, 1966. - С. 150 с.

29. Борчиков С.А. Виртуальный образ творческого воображения / С.А. Борчиков // Воображение как познавательная возможность : как возможно творческое воображение? М. : Центр гуманитарных исследований, 2001.-С. 14-30.

30. Бройль Л. По тропам науки / Луи де Бройль. М. : Изд-во иностранной литературы, 1962 . -408 с.

31. Бубер М. Проблема человека / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры. -М.: ACT, 1999. С. 202-300.

32. Быкова М.Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М.Ф. Быкова, A.B. Кричевский. М. : Наука, 1993. - 270 с.

33. Васильев В.В. К вопросу о продуктивном воображении в философии Канта // Воображение как познавательная способность : Сб. науч. статей. М. : Центр гуманитарных исследований, 2001. - (http://www. philosophy. ru/library/image/sbimage2001.html#30).

34. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. XIII-XVI века / Б.Р. Виппер. М. : Искусство, 1977. - Т. 2 - 243 с.

35. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцева. М. : Республика, 1994. - 367 с.

36. Вяткина А.Г. Полагание нового как суть творчества / А.Г. Вяткина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов : Грамота, 2011. №5 (11): В 4х ч. - 4.1. - С. 51-53.

37. Вяткина А.Г. Творческая жизнь мышления : об онтологических и гносеологических истоках / А.Г. Вяткина // Вестник Воронежского государственного университета : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. - Вып. № !.-< с. 151-153.

38. Вяткина А.Г Творческий процесс : проблема начала / А.Г. Вяткина // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск : Параллель, 2009. - Т. 1- С. 79-80.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.