Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Малахова Ольга Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат наук Малахова Ольга Александровна
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования вокально-хоровой деятельности в развитии эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников
1.1. Вокально-хоровая деятельность, как средство творческого самовыражения младших школьников
1.2. Эмоционально-волевая саморегуляция и ее развитие в музыкально-исполнительской деятельности младшего школьника
1.3. Феномен вокально-хоровой деятельности в развитии эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников в вокально-хоровой деятельности
2.1. Организация опытно-поисковой работы (констатирующий этап)
2.2. Методика развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников
2.3. Динамика развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников (контрольный этап)
Заключение
Список литературы
Список иллюстративного материала
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
2
Приложение 5.................................................................................................1S9
Приложение
з
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста2011 год, кандидат педагогических наук Айкина, Любовь Павловна
Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы2006 год, кандидат педагогических наук Наринская, Наталья Борисовна
Формирование навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов в детской эстрадной студии2018 год, кандидат наук Курдина Евгения Сергеевна
Совершенствование вокально хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности: В условиях православных учебных заведений2000 год, кандидат педагогических наук Гатауллина, Наталия Тимуровна
Приобщение младших школьников к оперному творчеству в детской школе искусств2021 год, кандидат наук Русских Ирина Рафаиловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В различных государственных документах, касающихся модернизации системы общего и дополнительного образования детей, обращается внимание на необходимость внедрения в образовательную систему специфических методов и средств обучения, нацеленных на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, способствующих успешному выполнению учебной, трудовой и художественной деятельности.
Одним из таких средств является хоровое пение - особый вид коллективной музыкальной деятельности, который формирует стабильное эмоциональное состояние поющих, умения осуществлять самоконтроль и коррекцию, способствует уверенности вокального исполнения, то есть все то, что авторы (Г. В.Бороздина, Н. Е. Водопьянова, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, Р. С. Немов, Е. С. Старченкова и др.) определяют понятием «саморегуляция».
Для младшего школьного возраста проблемы развития саморегуляции решаются учеными и педагогами с позиций специфики становления данного феномена для активности личностных волевых процессов, связанных с умением школьника управлять и контролировать свое поведение, деятельность, эмоциональные состояния (Н. Ф. Круглова, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий, Н. Л. Росина и др.). К общим проблемам учащихся данного возрастного периода можно отнести возрастную слабость регуляции поведения, общую недостаточность волевых усилий, эмоциональную неустойчивость, отсутствие терпения в выполнении учебных действий и проявления корректной самооценки (Л. И. Божович, Н. Е. Веракса, Б. С. Волков, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, П. М. Якобсон и др.). Эти же проблемы наблюдаются и при обучении младших школьников музыкальному искусству, как в системе общего, так и в системе дополнительного образования.
Феномен саморегуляции обусловлен личностными эмоционально -
волевыми процессами. Во многих научных исследованиях, посвященных
4
изучению «воли» и «эмоций», как самостоятельных единиц с присущими им характеристиками, подчеркивается их взаимосвязь, определенная термином «эмоционально-волевая» сфера личности (Л. С. Выготский, О. В. Дашкевич, В. К. Калин, М. В. Чумаков и др.). С помощью волевых усилий личность может управлять своими эмоциями, а эмоции часто являются главной побудительной силой волевых процессов. Особенно актуальна взаимосвязь данных категорий в музыкально-исполнительской деятельности, в которой одно не может существовать без другого.
В области музыкальной педагогики ученые и музыканты (Б. В. Асафьев, Л. Л. Бочкарев, А. Б. Гольденвейзер, Т. А. Докшицер, В. А. Мазель, Г. Г. Нейгауз, Б. М. Теплов, С. Е. Фейнберг и др.) оперируют понятиями самоконтроль, волевые качества, исполнительская воля, позволяющими опытному музыканту совершенствовать процесс музыкального исполнения.
В музыкальном творчестве использование приемов саморегуляции рассматривается преимущественно в контексте преодоления сценического волнения (А. В. Вицинский, А. Л. Готсдинер, В. Ю. Григорьев, В. И. Петрушин, Г. М. Цыпин и др.), а также сохранения исполнительской надежности (Ю. А. Цагарелли). Данные исследования базируются на изучении музыкально-исполнительского опыта достаточно зрелых музыкантов, получивших профессиональное образование, однако применительно к системе образования младшего школьника в детской музыкальной школе данная проблема не освещена.
Сама специфика музыкально-исполнительской деятельности, нередко приводящей исполнителя не только к перевозбуждению, но и к повышенной нервозности и раздражительности, указывает на необходимость методического обеспечения для развития саморегуляции эмоциональных и волевых личностных процессов уже на начальном этапе обучения искусству музыкального исполнительства.
Вопросы развития саморегуляции рассматриваются авторами в процессе
вокально-хоровой деятельности, но лишь в небольшом количестве
5
исследовательских работ, затрагивающих вокально-хоровое исполнительство преимущественно взрослых хористов. Так В. В. Емельянов в своих работах говорит о принципе саморегуляции голосообразующей системы, при котором создаются оптимальные условия функционирования природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата. О вокально-хоровой деятельности, как эффективном варианте психологической поддержки студентов, способствующей регулированию эмоционального состояния студентов, говорит Е. В. Зеличенок, когда исследует стрессоустойчивость обучающихся в высшей школе. А. В. Вьюнова рассматривает саморегуляцию как один из способов формирования вокально-слухового восприятия в процессе обучения хоровому пению студентов, а также как возможность регулировать собственный голос и музыкальный слух. В. И. Сафонова в своих трудах обосновывает необходимость такого компонента управления силой и тембром голоса, зависящих от осознанной активизации вибрационных резонаторных ощущений певца, как самоконтроль. Автор раскрывает возможности самоконтролируемого звучания голоса, доказывает важность самоконтроля в выработке у поющего способности к устойчивой несбиваемости при исполнении хорового многоголосия. Данные идеи поддерживает А. И. Лукишко, подчеркивая влияние рефлекторного нивелирования для слитности хорового ансамбля и роль самоконтроля как необходимого составляющего звена для регуляции силы и тембровой насыщенности хорового звучания. Г. П. Стулова, проводившая исследования в области формирования голосообразования в различных регистрах в процессе онтогенеза (от 0 до 10-11 лет), разработала систему принципов и методических приемов обучения пению детей в младшем школьном возрасте. Ценным для педагогики искусства является вывод Г. П. Стуловой об эмоциональном факторе, как регуляторе настроя гортани на определенный режим работы, влияющий на характер звучания голоса.
Авторы, рассматривавшие вопросы саморегуляции, считают ее средством
улучшения качества вокально-хорового исполнительства, но большинство из
6
них не обращает внимания на обратный процесс, когда хоровое искусство при соответствующем руководстве может выступать средством активного развития эмоционально-волевой саморегуляции.
Для младшего школьника вышеуказанная позиция становится актуальной, так как известно, что самоконтроль и автоматизация еще не характерны для ребенка данного возраста - ученики начальных классов терпеливо осваивают основные техники (чтения, письма, счета и т. д.), им свойственны подражательность, повторение воспринятого, осознанное копирование. Поэтому сформированная хоровая деятельность, требующая выполнения сразу нескольких взаимосвязанных действий (при пении - умение исполнять свою партию в хоре в едином гармоничном созвучии, сохранять темп, соблюдать дыхание, звуковедение, слуховую координацию, правила артикуляции и дикции, динамику, точный ритм), способствует не только вокальному развитию детей, но и становлению волевых качеств.
В процессе обучения в предпрофессиональном музыкальном учебном заведении - детских музыкальных, хоровых школах, школах искусств исследователи и педагоги отмечают наличие у младших школьников боязни публичных выступлений, особенно в тот момент, когда они исполняют сольные программы. Специфика художественной деятельности солиста предполагает у него повышенное чувство ответственности, нередко перерастающее в состояние гипер-ответственности, вызывающее бесконтрольность проявления эмоций и не позволяющее осуществлять произвольность собственных исполнительских действий. Однако в коллективной творческой деятельности, такой, как деятельность хоровая, обусловленной самой групповой направленностью, помощью, поддержкой, ребенку становится легче преодолевать негативные эмоциональные состояния и более успешно решать поставленные учебные задачи.
Спектр выявленной проблематики указывает на очевидность разработки учебно-методического обеспечения для развития эмоционально-волевой
саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
7
Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между необходимостью развития у младшего школьника волевых качеств и недостаточной реализацией этих требований в дополнительном музыкальном образовании;
- на теоретико-педагогическом уровне - между теоретической разработанностью проблемы развития эмоционально-волевой саморегуляции в работах по психологии, педагогике и недостаточной ее разработанностью в педагогике музыкального образования;
- на научно-методическом уровне - между наличием методов и приемов развития саморегуляции для повышения качества вокально-хоровой деятельности у обучающихся в высшей школе и отсутствием методики использования вокально-хоровой деятельности как средства развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников.
Указанные противоречия определили проблему исследования, суть которой заключается в поиске, определении и теоретическом обосновании путей использования вокально-хоровой деятельности как средства развития эмоционально-волевой саморегуляции.
Актуальность указанных противоречий, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему исследования: «Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить методику развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников в вокально-хоровой деятельности.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников вокально-хоровому исполнительству в системе дополнительного музыкального образования.
Предмет исследования - методика организации вокально-хоровой деятельности как средства развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников в системе дополнительного музыкального образования.
Гипотеза исследования: вокально-хоровая деятельность станет средством развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников, если:
- необходимым компонентом обучения ребенка будет являться процесс осознания и выражения эмоционального содержания исполняемого произведения, становления положительного эмоционального состояния;
- в вокально-хоровую исполнительскую деятельность младшего школьника ввести элементы самоанализа, рефлексии для их дальнейшего применения в музыкально-исполнительском процессе, а также сформировать умение корректных оценочных суждений о собственном эмоциональном состоянии в музыкальном исполнении сначала в рисунке при использовании цвета, затем вербально в слове и в конечном итоге в специально разработанном листе оценок;
- в процесс хоровых занятий включать последовательность введения таких методов, как игровые, наглядные, хоровая театрализация.
В соответствии с целью и гипотезой выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Выявить возможности вокально-хоровой деятельности младших школьников в развитии эмоционально-волевой саморегуляции.
2. Провести анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы, по изучаемой теме для уточнения определения феномена «саморегуляция».
3. Выявить алгоритм музыкально-исполнительских действий младшего школьника в вокально-хоровой деятельности для эффективного развития эмоционально-волевой саморегуляции.
4. Определить этапы методики организации вокально-хоровой деятельности для развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников.
5. Разработать диагностический инструментарий для выявления уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции младшего школьника в вокально-хоровой деятельности.
6. Провести опытно-поисковую работу для выявления успешности организации вокально-хоровой деятельности у младших школьников как средства развития волевой саморегуляции в условиях системы дополнительного музыкального образования.
Теоретико-методологической основой исследования явились: психолого-педагогическая теория деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); психологические теории развития личностных психических процессов (М. Я. Басов, К. Э. Изард, Е. П. Ильин, Р. С. Немов, В. И. Селиванов, П. В. Симонов и др.); теории личности (Л. И. Божович, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.); концептуальные положения осознанной саморегуляции произвольной личностной активности (Л. П. Гримак, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова,
A. О. Прохоров и др.); теории саморегуляции в учебной и творческой деятельности (М. И. Боришевский, Л. Б. Ермолаева-Томина, Н. Ф. Круглова, Ю. А. Миславский, А. К. Осницкий, С. А. Чернова и др.); теоретико-методологические основы музыкально-исполнительской деятельности (Л. А. Баренбойм, О. А. Блох, Л. Л. Бочкарев, А. В. Вицинский, Г. Г. Нейгауз,
B. И. Петрушин, Б. М. Теплов, С. Е. Фейнберг, Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпин и др.); теории музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе (Н. А. Ветлугина, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр); идеи о развития личности ребенка в условиях хорового исполнительства (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Г. А. Струве и др.); педагогические концепции развития детского голоса (В. В. Емельянов, Е. В. Малинина, Д. Е. Огороднов, Г. П. Стулова и др.), теории хорового исполнительства (В. Л. Живов, П. Г. Чесноков и др.).
В процессе исследования использовались следующие методы:
теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, хороведческой, искусствоведческой литературы, систематизация идей исследования, моделирование;
эмпирические - наблюдение, диагностические методы (опрос), качественная и количественная оценка результатов опытно-поисковой работы, обработка экспериментальных данных методами математической статистики.
экспериментальные - опытно-поисковая работа.
База исследования: исследование и внедрение проводилось в условиях естественного учебного процесса младших школьников на базе хоровых занятий ГБ ПОУ СО «Уральский музыкальный колледж» и МБУК ДО «Детская хоровая школа № 1».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Доказано, что вокально-хоровая деятельность, реализуемая в творческом коллективе, в котором каждый ребенок, находясь в сотрудничестве с другими обучающимися, не боится совершить ошибки, поддерживается участниками своей хоровой партии и сам поддерживает других ее участников, является средством формирования стабильности эмоционального состояния, положительного эмоционального настроя на исполнение, развития волевых качеств и осуществления самоконтроля исполнительских действий для дальнейшей, в случае необходимости, корректировки.
2. Разработана поэтапная методика развития эмоционально-волевой
саморегуляции у младших школьников в вокально-хоровой деятельности,
имеющая задачу на подготовительном этапе - формирование навыка
слухового самоконтроля, методы: наглядно-слуховые, «Музыкальное
разрушение», игровые («Сюжетно-ролевая игра», «Игра-Соревнование»),
форма обучения - коллективная, виды художественной деятельности - пение,
движения под музыку, вид самоконтроля - рисунок в цвете; на начальном
этапе - формирование навыка управления эмоциями и их проявления в пении в
соответствии с содержанием вокально-хорового сочинения, методы: игровые
(«Ролевая игра», «Пластическое интонирование»), формы обучения -
11
коллективная и коллективно-групповая, виды художественной деятельности -пение, чтение стихов, рисование, движения под музыку, вид самоконтроля -вербальный; на основном этапе - формирование умения сохранять стабильность эмоционального состояния в музыкально-исполнительской деятельности, методы: «Хоровая театрализация», форма исполнительства «Хоровой театр», формы обучения - индивидуально-групповая, коллективно-групповая, коллективная, виды художественной деятельности - пение, сценическая игра, чтение стихов по ролям, движения под музыку, вид самоконтроля - вербальный, письменный (оценочные листы).
3. Выявлены критерии и показатели развитости эмоционально-волевой саморегуляции применительно к вокально-хоровому исполнению: 1) слуховой самоконтроль в процессе музыкально-исполнительской деятельности, показатели: умение корректно оценивать собственную музыкально-исполнительскую деятельность (самостоятельно находить и исправлять интонационные, метроритмические, артикуляционные, динамические ошибки); 2) управление эмоциональным состоянием при музыкальном исполнении, показатели: умение дать вербальную характеристику образно-эмоционального содержания хорового произведения и умение проявлять осознанные эмоции в музыкально-исполнительском процессе; 3) состояние внутренней стабильности в условиях творческого процесса, показатели: умение соблюдать эмоциональную устойчивость перед началом и в процессе вокально-исполнительской деятельности и умение преодолевать состояние стресса, возникающее как следствие сценического волнения.
4. Определен комплекс технических и творческих упражнений, который
направлен на освоение младшим школьником вокально-хоровых навыков и на
формирование стабильности эмоционального состояния. На подготовительном
этапе: технические упражнения - распевочные на слоги, распевочные с заранее
проученными движениями. На начальном этапе: творческие упражнения -
вокальные с ассоциативными (импровизационными) движениями. На основном
этапе: творческие упражнения - распевочные с текстом (самостоятельно
12
сочиненные детьми музыкальные фрагменты со словами или на подобранные стихи детских поэтов).
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено понятие «эмоционально-волевая саморегуляция» применительно к музыкально-исполнительской деятельности младшего школьника: это свойство личности, выражающееся в умении управлять собственным эмоциональным состоянием для обретения и сохранения внутренней стабильности в процессе вокально-хоровой деятельности.
2. Определено, что вокально-хоровая деятельность является средством развития эмоционально-волевой саморегуляции, так как в процессе ее протекания младшие школьники осуществляют:
- слуховой самоконтроль;
- оценку собственного исполнения с позиции соответствия эмоционального выражения художественному образу музыкального произведения;
- оценку собственных технических исполнительских действий для воплощения этого образа;
- оценку собственного эмоционального состояния.
3. Определен алгоритм музыкально-исполнительских действий младшего школьника в вокально-хоровой деятельности для эффективного развития эмоционально-волевой саморегуляции, включающий:
- осознание цели исполнения, как эталона звучания (целеполагание);
- исполнение соло или в хоровой группе хоровой партии;
- самоанализ исполнительских действий;
- применение при необходимости коррекции исполнительских действий.
Практическая значимость исследования:
Разработаны и апробированы: программа «Хоровой класс», в которой
введены основные положения методики по развитию эмоционально -волевой
саморегуляции; репертуарные сборники, включающие методические
рекомендации по развитию эмоционально-волевой саморегуляции младших
13
школьников; репертуар для хоровой театрализации; оценочные листы для проведения школьниками самоанализа; таблицы определений эмоционального состояния.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения открытых уроков автора диссертации в ГБ ПОУ СО «Уральский музыкальный колледж» (2011-2015) для преподавателей музыкальных школ Свердловский области, МБУК ДО «Детская хоровая школа № 1» (2014-2015). Основные результаты диссертационного исследования сообщались в виде докладов на кафедре музыкального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», на методических советах в МБУК ДО «Детская хоровая школа № 1», на открытом форуме юных дарований в сфере культуры и искусства «АртПоколение Екатеринбург-2015». По теме диссертационного исследования опубликованы 14 работ в научных изданиях, из них 4 в изданиях из перечня ВАК МОиН РФ, 10 статей в сборниках научных трудов и материалов всероссийских и международных научно-практических конференций.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологически обоснованным подходом к исследуемой проблеме; опорой на фундаментальные труды в области общей педагогики, психологии, педагогики и психологии музыкального образования; использованием базы нормативных материалов общего среднего и дополнительного образования; использованием методов, адекватных предмету исследования, его цели, задачам и гипотезе; применением методов математической статистики для обоснования достоверности полученных результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Вокально-хоровая деятельность выступает средством развития
эмоционально-волевой саморегуляции, так как является доступным видом
музицирования детей, в котором каждый ребенок, находясь в сотрудничестве с
другими обучающимися, не боится совершить ошибки, поддерживается
14
участниками своей хоровой партии и сам поддерживает других ее участников, что способствует формированию стабильности его эмоционального состояния, положительного эмоционального настроя на исполнение, волевых качеств, самоконтроля исполнительских действий.
2. В процессе вокально-хоровой деятельности, которая выражается в умении управлять эмоциональным состоянием для обретения и сохранения внутренней стабильности в учебной и концертной музыкально-исполнительской деятельности, младшие школьники осуществляют:
- слуховой самоконтроль, необходимый музыканту-исполнителю для исполнительской деятельности;
- рефлексию на собственное исполнение: самоанализ и самооценку собственных исполнительских действий;
- выражение в исполнении эмоций, соответствующих художественному образу музыкального произведения;
- коррекцию при необходимости исполнительских действий и эмоциональных состояний.
3. Методика развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших
школьников в вокально-хоровой деятельности на подготовительном этапе
имеет задачу формирования навыка слухового самоконтроля, методы:
наглядно-слуховые, «Музыкальное разрушение», игровые («Сюжетно-ролевая
игра», «Игра-Соревнование»), форма обучения - коллективная, виды
художественной деятельности - пение, движения под музыку, вид
самоконтроля - рисунок в цвете; на начальном этапе - формирование навыка
управления эмоциями и их проявления в пении в соответствии с содержанием
вокально-хорового сочинения, методы: игровые («Ролевая игра»,
«Пластическое интонирование»), формы обучения - коллективная и
коллективно-групповая, виды художественной деятельности - пение, чтение
стихов, рисование, движения под музыку, вид самоконтроля - вербальный; на
основном этапе - формирование умения сохранять стабильность
эмоционального состояния в музыкально-исполнительской деятельности,
15
методы: «Хоровая театрализация», форма исполнительства «Хоровой театр», формы обучения - индивидуально-групповая, коллективно-групповая, коллективная, виды художественной деятельности - пение, сценическая игра, движения под музыку, чтение стихов по ролям, вид самоконтроля -вербальный, письменный (оценочные листы).
4. Комплекс технических и творческих упражнений направлен на освоение младшим школьником вокально-хоровых навыков и сохранение стабильности эмоционального состояния. На подготовительном этапе: технические упражнения - распевочные на слоги, распевочные с заранее проученными движениями. На начальном этапе: творческие упражнения - вокальные с ассоциативными (импровизационными) движениями. На основном этапе: творческие упражнения - распевочные с текстом (самостоятельно сочиненные детьми музыкальные фрагменты со словами или на подобранные стихи детских поэтов).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Вокально-хоровая деятельность как средство творческого самовыражения младшего школьника
В современном образовании проблема воспитания духовно развитой личности, способной осуществлять самоконтроль исполнительских действий и эмоционального состояния, производить их самооценку и, при необходимости, их коррекцию, всегда остается актуальной. Решение обозначенной проблематики во многом становится возможным при обучении школьников различным видам художественной деятельности, обусловленной эмоциональной насыщенностью и предполагающей умение школьника активизировать волевые процессы для ее успешного выполнения. Для учащегося начальной школы, когда он наиболее восприимчив ко всему новому и неизвестному, через участие именно в музыкально-исполнительском процессе, в котором формируются навыки целеполагания, управления, намечаются и выбираются условия решения для достижения поставленных задач, создаются благоприятные условия для творческого самовыражения и развития эмоционально-волевой сферы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения: На материале Башкортостана2002 год, кандидат педагогических наук Рахимова, Гульнара Наильевна
Развитие метапредметных умений младших школьников на хоровых занятиях в системе дополнительного образования2023 год, кандидат наук Аврамкова Екатерина Валерьевна
Формирование вокально-слухового восприятия в процессе обучения хоровому пению2010 год, кандидат педагогических наук Вьюнова, Анастасия Владимировна
Музыкально-певческое развитие младших школьников на уроках музыки в школах Китая2024 год, кандидат наук Ван Чэньчэнь
Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре1982 год, Глушакова, Татьяна Ивановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Малахова Ольга Александровна, 2016 год
- 80 с.
110. Парк, Л. Как исполнить свои желания за три дня. Резервы подсознания [Текст] / Л. Парк, пер. с англ. Г.Г. Петровой. - М.: Центрполиграф, 2009. - 191 с.
111. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст [Текст] / В. Э. Пахальян. - СПб: ПИТЕР 2006 - 240 с.
112. Пашнев, Б.К. Психодиагностика: практикум детского психолога [Текст] / Б.К. Пашнев. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 317 с.
113. Педагогическая психология [Текст] / Т. 2 под ред А. И. Савенков. -М.: Академия, 2009. - 237 с.
114. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. -512 с.
115. Психология музыкальной деятельности: Теория и рпактика. / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. Под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
116. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] / В. И. Петрушин. - М.: ТОО Пассим,1994. - 304 с.
117. Прокофьева И. В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности [Текст]: автореф. канд.. ..пед. наук. / И. В. Прокофьева,- Тюмень, 2002.
118. Прохоров, А.О., Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности [Текст] / А.О. Прохоров - М.: «РегБе». - 2005. 430 с.
119. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях [Текст] / под ред. Л. А. Михайлова. - СПб: Питер, 2009. - 251 с.
120. Психологический словарь [Текст] / авторы-составители В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова, под общей ред. Ю. Л. Неймер. - Ростов н/Дону: Феникс, 2003 - 640 с.
121. Работа с хором. Методика, опыт [Текст] / под ред. Б. Г. Тевлина. -М.: Профиздат, 1972. - 208 с.
122. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст] / В. Г. Ражгиков. - М.: ЦАПИ, 1994. - 144 с.
123. Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста [Текст] / Д. М. Рамендик. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2007. - 176 с.
124. Раппопорт, С. Х. Искусство и эмоции [Текст] / С. Х. Раппопорт. -М.: Просвещение, 1972 - 169 с.
125. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь [Текст] / автор-составитель Морозов В.П. -М.: Когито-Центр, 2013. - 440 с.
126. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
127. Решетова, З. А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З. А. Решетова. - М.: Издательство Московского университета 1985. - 207 с.
128. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
129. Росина Н. Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности [Текст]: дисс. канд. псих. наук. / Н. Л. Росина,-Нижний Новгород, 1998.
130. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 2000. - 705 с.
131. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка [Текст] / В. А. Самарин. - М.: Академия, 2002. - 352 с.
132. Селиванов, В. И. Воля и ее воспитание [Текст] / В. И. Селиванов. -М.: Знание, 1976. - 64 с.
133. Селиванов, В. И. Дискуссионные вопросы психологии воли [Текст] / В. И. Селиванов // Психологический журнал, 1986. - № 6. - 110-121 с.
134. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО Речь, 2010. - 350 с.
135. Симонов, П. В. Мотивированный мозг [Текст] / П. В. Симонов. -М.: Наука, 1987. - 272 с.
136. Славнова, Т. О. Оптимизация саморегуляции психических состояний сотрудников внутренних дел [Текст]: автореф. дисс. ... канд. псих. наук./ Т. О. Славнова, - Москва, 2003.
137. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю.Головин. — М..: Харвест, 1997. - с. 584
138. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
139. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии, 1990. - №3 - 49-57 с.
140. Современный философский словарь [Текст] / М.: Академический Проект, 2004. - 864 с.
141. Соколов, В. Г. Работа с хором [Текст] / В. Г. Соколов. - М.: Советская Россия, 1959. - 160 с.
142. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский, Собрание сочинений: в 8 т., Т. 3. - М.: Искусство, 1951. - 668 с.
143. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников [Текст] / В. Г. Степанов. - М.: Академия, 1998 - 320 с.
144. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Дону: Феникс, 2010 - 671 с.
145. Струве, Г. А. Музыка для всех [Текст] / Г. А. Струве под ред. Е. Луцкой. - М.: Мол. гвардия, 1978. - 206 с.
146. Струве, Г. А. Школьный хор [Текст] / Г. А. Струве. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
147. Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором [Текст] / Г. П. Стулова. - М.: Владос, 2002. - 176 с.
148. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова. - М.: Прометей, 1992. - 270 с.
149. Супруненко, Г. В. Хоровой театр как жанр «взаимодействующей»
музыки и его воплощение в творчестве отечественных композиторов на рубеже
174
XX-XXI веков [Текст]: автореф. дис....канд. иск. / Г. В. Супруненко, - Нижний Новгород, 2012.
150. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М., 1979. - 335 с.
151. Сушков, И. Р. Психология взаимоотношений [Текст] / И. Р. Сушков. - М.: Академический Проект, 1999. - 447 с.
152. Съедин, С. И. Стрессовые состояния и пути их снятия [Текст] / С. И. Съедин, Мир психологии N 4, 2002. - 235-245 с.
153. Тагильцева, Н. Г. Личностно ориентированное обучение младших школьников на уроках музыки / Начальная школа плюс до и после № 1, 2014. -63-67 с.
154. Тагильцева, Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей / Н. Г. Тагильцева // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 2009 - № 3 (67) - 45-51 с.
155. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 1998. - 288 с.
156. Теплов, Б. М Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 284 с.
157. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов под ред. М. Г. Ярошевского. - Москва -Воронеж, 1998 - 539 с.
158. Томпсон, И. Г. Психология эмоций [Текст] / И. Г. Томпсон -New York, Plenum, 1988. - 427 с.
159. Ульенкова, У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - М.: Академия, 2005 - 175 с.
160. Усачева, В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя 1 класс четырехлетней начальной школы [Текст] / О. В. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 176 с.
161. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство [Текст] / С. Е. Фейнберг. -М..: Классика XXI, 2001. - 340 с.
162. Фрутан А., Отцы, матери, дети [Текст] / А. Фрутан, пер. с англ., предисл. К. Г. Митрофонова. - М.: Прогресс, 1992. - 192с.
163. Халабузарь, П. В., Попов В. С., Добровольская Н. Н. Методика музыкального воспитания [Текст] / П. В. Халабузарь, В. С. Попов, Н. Н. Добровольская. - М.: Музыка, 1989. - 175 с.
164. Хентова, С. М. Ростропович [Текст] / С. М. Хентова. - СПб: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1993. - 303 с.
165. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства [Текст] / В. Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2000. - 320 с.
166. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст] / Ю. А. Цагарелли. - СПб: Композитор Санкт-Петербург, 2008. - 367 с.
167. Цветков, А. В. Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию [Текст] / А. В. Цветков. - М.: Спорт и культура - 2000, 2012. - 104 с.
168. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения [Текст] / Г. М. Цыпин. - М.: Интерпакс, 1994. - 384 с.
169. Цыпин, Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности [Текст] / Г. М. Цыпин. - М.: Музыка, 2014. -128 с.
170. Чебыкин, А. Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / А. Я. Чебыкин. - М., 1991.
171. Чебышева, В. В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков [Текст] / В. В. Чебышева. - М.: Высшая школа, 1980 - 79 с.
172. Чебышева, В. В. Психология трудового обучения [Текст] / В. В. Чебышева. - М.: Высшая школа ,1983 - 239 с.
173. Чесноков, П. Г. Хор и управление им [Текст] / П. Г. Чесноков. - М.: Музгиз, 1952. - 123 с.
174. Чернова, С. А. Художественное творчество как средство формирования саморегуляции у младших школьников [Текст]: автрореф дис.канд. пед. наук./ С. А. Чернова, - Калининград, 2010.
175. Чумаков, М. В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / М. В. Чумаков,-Ярославль, 2007.
176. Шаталов, В. Ф. Точка опоры [Текст] / В. Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
177. Шацкая, В. Н. Музыка в школе [Текст] / В. Н. Шацкая. - М.: Издательство педагогических наук РСФСР, 1963. - 168 с.
178. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н. И. Шевандрин. - М.: Владос, 1995. - 544 с.
179. Шибутани, Т Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. -Ростов н/Дону: Феникс, 1998. - 544 с.
180. Шульга, Т. И. Психологические основы формирования воли [Текст] / Т. И. Шульга. - Пятигорск, 1993. - 140 с.
181. Шульпяков, О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ [Текст] / О.Ф. Шульпяков. - Л.: Музыка, 1986. - 126 с.
182. Щебланова, Е. И., Неуспешные одаренные школьники [Текст] / Е.И. Щебланова. - М.: БИНОМ, 2011. - 245 с.
183. Щербатых, Ю. В. Психология личностных качеств [Текст] / Ю. В. Щербатых. - М.: Эксмо, 2007. - 464 с.
184. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1960 - 328 с.
185. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978 - 304 с.
186. Юрченко, О. В. Способы психологической саморегуляции функциональных состояний профессионала в процессе подготовки и
реализации публичного выступления [Текст]: автореф. дисс.....канд. псих.наук./
О. В. Юрченко, - Москва, 2007.
187. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
188. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации [Текст] / П. М. Якобсон. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 304 с.
189. Яфальян, А. Ф. Формирование у детей эстетического отношения к человеку в процессе самовыражения [Текст] / А. Ф. Яфальян. - М.: Искусство и образование, 2011. - 276 с.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Таблицы
Таблица 1 - Шкала оценки внешних признаков эмоционального 93 возбуждения
Таблица 2 - Результаты первого показателя 1-го критерия ЭГ и КГ 100 (констатирующий этап)
Таблица 3 - Количества и процентные индексы учащихся каждого 101 уровня ЭВС в ЭГ и КГ первого показателя 1-го критерия (констатирующий этап)
Таблица 4 - Количества и процентные индексы учащихся каждого 101 уровня ЭВС в ЭГ и КГ первого показателя 2-го критерия (констатирующий этап)
Таблица 5 - Процентные индексы, усредненные по показателям 102 критерия 1 для ЭГ и КГ
Таблица 6 - Процентные индексы, усредненные по показателям 182 критериев для ЭГ и КГ (констатирующий этап)
Таблица 7 - Сумма баллов каждого учащегося на констатирующем 184 этапе
Таблица 8 - Средние процентные показатели уровней ЭВС по сумме 104 баллов ЭГ и КГ (констатирующий этап)
Таблица 9 - Значение процентных индексов, усредненных 105
по критериям и по сумме баллов для ЭГ и КГ (констатирующий этап)
Таблица 10 - Перечень эмоциональных определений 137
Таблица 11 - Результаты контрольного этапа опытно-поисковой 186 работы первого показателя 1 -го критерия ЭГ и КГ
Таблица 12 - Количества и процентные индексы учащихся каждого 147 уровня ЭВС в ЭГ и КГ первого показателя 1-го критерия (контрольный этап)
Таблица 13 - Процентные индексы, усредненные по показателям 147 критерия 1для ЭГ и КГ
Таблица 14 - Процентные индексы, усредненные по показателям 187 критериев для ЭГ и КГ (контрольный этап)
Таблица 15 - Средние процентные индексы уровней ЭВС в ЭГ и КГ 148 на контрольном этапе
Таблица 16 - Динамика СПП уровней ЭВС на констатирующем и 149 контрольном этапах
Таблица 17 - Сумма баллов каждого учащегося на контрольном этапе 189
Таблица 18 - Динамика роста среднего балла каждого учащегося ЭГ 153 и КГ(в процентном соотношении)
Таблица 19 - Динамика роста среднего балла по качественным 154 показателям критериев в ЭГ и КГ (контрольный этап)
Таблица 20 - Процентные показатели уровней ЭВС по сумме баллов 155 в ЭГ и КГ на контрольном этапе
Таблица 21 - Сравнительные результаты констатирующего и 156 контрольного этапов опытно-поисковой работы
Таблица 22 - Вариационный ряд и ранжированная выборка первого 191 показателя 1 -го критерия для ЭГ и КГ
Рисунки и диаграммы
Рисунок 1 - Процентные индексы уровней ЭВС для ЭГ на 105 констатирующем этапе
Рисунок 2 - Процентные индексы уровней ЭВС для КГ на 106 констатирующем этапе
Рисунок 3 - Круговые диаграммы средних процентных 150 показателей
Рисунок 4 - Сравнительная диаграмма динамики изменения 151
(СПП) уровней ЭВС
Рисунок 5 - Динамика средних процентных показателей уровней 151 ЭВС в ЭГ
Рисунок 6 - Динамика средних процентных показателей уровней 152 ЭВС в КГ
Рисунок 7 - Динамика роста среднего балла каждого учащегося 154
Рисунок 8 - Круговые диаграммы процентных показателей, 156 полученных с учетом суммы баллов по критериям
Рисунок 9 - Динамика процентных показателей уровней ЭВС по 157 сумме баллов в экспериментальной группе
Рисунок 10 - Динамика процентных показателей уровней ЭВС 158 по сумме баллов в КГ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 6 - Процентные индексы, усредненные по показателям _критериев для ЭГ и КГ (констатирующий этап)_
Констатирующий этап
Критерии развит: эмоционально-волевой саморегуляции (ЭВС) Показатели Уровни ЭВС и Процентные индексы Рг,,,и (%)
ЭГ КГ
Критерий Слуховой самоконтроль процессе музыкальн исполнительской деятельност Показатель 1,1 Начальный 47,62 57,14
Средний 42,86 33,33
Достаточный 9,52 9,52
Показатель 1,2 Начальный 52,38 52,38
Средний 38,10 38,10
Достаточный 9,52 9,52
Средние арифметические по показателям Р1>и (%) Начальный 50,[] 54,76
Средний 40,48 35,71
Достаточный 9,52 9,52
Критерий Управление эмоциональны состоянием при музыкально исполнении Показатель 2,1 Начальный 19,05 52,38
Средний 61,90 33,33
Достаточный 19,05 14,29
Показатель 2,2 Начальный 38,10 52,38
Средний 42,86 33,33
Достаточный 19,05 14,29
Средние арифметические ] показателям Начальный 28,57 52,38
Средний 52,38 33,33
Достаточный 19,05 14,29
Р2>и (%)
Критерий 3 Состояние внутренн стабильности в услови творческого процесса. Показатель 3,1 Начальный 33,33 57,14
Средний 61,90 38,10
Достаточный 4,76 4,76
Показатель 3,2 Начальный 66,67 57,14
Средний 28,57 38,10
Достаточный 4,76 4,76
Средние арифметические ] показателям Рз,и (%) Начальный 50,[] 57,14
Средний 45,24 38,10
Достаточный 4,76 4,76
Средние арифметические значения по критериям Ри (%) Начальный 42,86 54,76
Средний 46,03 35,71
Достаточный 11,11 9,52
Приложение 2
Таблица 7 - Сумма баллов каждого учащегося на констатирующем этапе
Группа № I критерий II критерий III критерий Сумма Средний Балл Уровень ЭВС
1П 2П 1П 2П 1П 2П
Экспериментальная группа 1 1 1 2 1 2 1 8 1,33 Н
2 1 2 2 2 2 1 10 1,67 С
3 2 1 1 1 2 2 9 1,50 Н
4 2 2 2 2 2 2 12 2,00 С
5 2 2 3 3 2 1 13 2,17 С
6 2 1 2 1 2 1 9 1,50 Н
7 1 1 1 1 2 1 7 1,17 Н
8 1 1 2 2 1 1 8 1,33 Н
9 2 2 2 2 2 1 11 1,83 С
10 3 2 3 3 3 2 16 2,67 Д
11 1 1 1 2 1 1 7 1,17 Н
12 1 1 2 1 1 1 7 1,17 Н
13 1 1 2 2 1 1 8 1,33 Н
14 1 2 2 1 1 1 8 1,33 Н
15 2 2 3 2 2 1 12 2,00 С
16 2 2 2 3 2 2 13 2,17 С
17 1 1 2 1 1 1 7 1,17 Н
18 3 3 3 3 2 3 17 2,83 Д
19 2 1 2 1 2 2 10 1,67 С
20 2 3 2 2 2 2 13 2,17 С
21 1 1 1 2 1 1 7 1,17 Н
Сумма 34 33 42 38 36 29 212
Средний Балл 1,62 1,57 2,[] 1,81 1,71 1,38 10,10
Группа № I критерий II критерий III критерий Сумма Средний Балл Уровень ЭВС
1П 2П 1П 2П 1П 2П
Ког трольная группа 1 1 1 2 1 2 1 8 1,33 Н
2 1 2 1 2 1 1 8 1,33 Н
3 1 1 1 1 1 2 7 1,17 Н
4 2 2 2 2 1 2 11 1,83 С
5 2 2 1 3 2 1 11 1,83 С
6 2 1 2 1 1 1 8 1,33 Н
7 1 1 1 1 2 1 7 1,17 Н
8 1 1 2 2 1 1 8 1,33 Н
9 1 2 1 2 2 1 9 1,50 Н
10 2 2 1 1 2 2 10 1,67 С
11 1 1 1 2 1 1 7 1,17 Н
12 1 1 2 1 1 1 7 1,17 Н
13 1 1 1 2 1 2 8 1,33 Н
14 1 2 2 1 1 1 8 1,33 Н
15 2 2 3 2 2 1 12 2,00 С
16 3 3 3 3 2 2 16 2,67 Д
17 1 1 1 1 1 1 6 1,00 Н
18 3 3 3 3 3 3 18 3,00 Д
19 2 1 2 1 1 2 9 1,50 Н
20 2 1 1 1 2 2 9 1,50 Н
21 1 2 1 1 1 2 8 1,33 Н
Сумма 32 33 34 34 31 31 195
Средний балл 1,52 1,57 1,62 1,62 1,48 1,48 9,29
Приложение 3
Таблица 11 - Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы первого показателя 1 -го критерия ЭГ и КГ
Контрольный этап
Экспериментальная группа Контрольная группа
К Баллы Уровень ЭВС К Баллы Уровень ЭВС
Х1,1,к и1,1,к Х1,1,к и1,1,к
1 1 Начальный 1 1 Начальный
2 3 Достаточный 2 1 Начальный
3 3 Достаточный 3 2 Средний
4 2 Средний 4 2 Средний
5 2 Средний 5 2 Средний
6 3 Достаточный 6 2 Средний
7 3 Достаточный 7 1 Начальный
8 2 Средний 8 1 Начальный
9 3 Достаточный 9 2 Средний
10 3 Достаточный 10 2 Средний
11 2 Средний 11 2 Средний
12 2 Средний 12 1 Начальный
13 3 Достаточный 13 2 Средний
14 2 Средний 14 1 Начальный
15 2 Средний 15 2 Средний
16 3 Достаточный 16 3 Достаточный
17 3 Достаточный 17 1 Начальный
18 3 Достаточный 18 3 Достаточный
19 2 Средний 19 3 Достаточный
20 3 Достаточный 20 2 Средний
21 2 Средний 21 1 Начальный
Приложение 4
Таблица 14 - Процентные индексы, усредненные по показателям критериев для
ЭГ и КГ (контрольный этап)
Контрольный этап
Критерии развит: эмоционально-волевой саморегуляции (ЭВС) Показатели Уровни ЭВС и Процентные индексы Рг,,п (%)
ЭГ КГ
Критерий 1 Показатель 1,1 Начальный 4,76 38,10
Слуховой самоконтроль процессе музыкальн исполнительской деятельности Средний 42,86 47,62
Достаточный 52,38 14,28
Показатель 1,2 Начальный 4,76 38,10
Средний 47,62 47,62
Достаточный 47,62 14,28
Средние арифметические по показателям Р\и (%) Начальный 4,76 38,10
Средний 45,24 47,62
Достаточный 50,0 14,28
Критерий 2 Управление эмоциональны состоянием щ музыкальном исполнении Показатель 2,1 Начальный 9,52 23,81
Средний 33,33 52,38
Достаточный 57,15 23,81
Показатель 2,2 Начальный 9,52 28,57
Средний 28,57 47,62
Достаточный 61,91 23,81
Средние арифметические п показателям Р2,и (%) Начальный 9,52 26,19
Средний 30,95 50,[]
Достаточный 59,53 23,81
Критерий 3 Состояние внутренн< стабильности в услови творческого процесса. Показатель 3,1 Начальный 9,52 33,33
Средний 38,10 47,62
Достаточный 52,38 19,05
Показатель 3,2 Начальный 4,76 33,33
Средний 38,10 47,62
Достаточный 57,14 19,05
Средние арифметические по показателям РЪ,и (%) Начальный 7,14 33,33
Средний 38,10 47,62
Достаточный 54,76 19,05
Средние арифметические значения по критериям Ри(%) Начальный 7,14 32,54
Средний 38,10 48,41
Достаточный 54,76 19,05
Значения по сумме баллов Би (%) Начальный 0,[] 33,33
Средний 57,14 57,14
Достаточный 42,86 9,53
Приложение 5
Таблица 17 - Сумма баллов каждого учащегося на контрольном этапе
I критерий II критерий III критерий Уровень ЭВС Динамика Роста
Группа №
Средн
1П 2П 1П 2П 1П 2П Сумма ий Балл
■> и £ я « й ^ а й с 1 ® £ 1 1 2 3 3 3 2 14 2,33 С 1,[]
а 5 а ^ га 1ч п 2 3 3 3 2 3 3 17 2,83 Д 1,17
3 3 1 3 3 2 2 14 2,33 С 0,83
4 2 2 2 2 3 3 14 2,33 С 0,33
5 2 2 3 3 2 3 15 2,50 С 0,33
6 3 2 2 1 3 2 13 2,17 С 0,67
7 3 3 3 3 3 3 18 3,00 Д 1,83
8 2 2 2 2 2 2 12 2,00 С 0,67
9 3 3 3 3 2 3 17 2,83 Д 1,[]
10 3 2 3 3 3 3 17 2,83 Д 0,17
11 2 3 1 3 3 2 14 2,33 С 1,17
12 2 2 2 1 2 2 11 1,83 С 0,67
13 3 2 3 2 3 2 15 2,50 С 1,17
14 2 3 2 3 3 3 16 2,67 Д 1,33
15 2 3 3 2 3 3 16 2,67 Д 0,67
16 3 3 3 3 2 2 16 2,67 Д 0,50
17 3 2 2 3 1 3 14 2,33 С 1,17
18 3 3 3 3 2 3 17 2,83 Д 0,[]
19 2 2 3 3 3 3 16 2,67 Д 1,[]
20 3 3 2 2 2 3 15 2,50 С 0,33
21 2 3 1 3 1 1 11 1,83 С 0,67
Сумма 52 51 52 53 51 53 312
Средний Балл 2,48 2,43 2,48 2,52 2,43 2,52 14,86
I критерий II критерий III критерий Сумма Уровень ЭВС Динамика Роста
Группа №
1П 2П 1П 2П 1П 2П Средн ий
балл
я л 1 1 1 2 1 2 2 9 1,50 Н 0,17
Контрол группа 2 1 3 3 2 3 3 5 2,50 С 0,17
3 2 1 1 1 1 2 8 1,33 Н 0,17
4 2 2 2 2 2 2 12 2,00 С 0,17
5 2 2 1 2 3 1 11 1,83 С 0,[]
6 2 2 2 1 1 2 10 1,67 С 0,33
7 1 1 1 1 3 2 9 1,50 Н 0,33
8 1 1 2 2 1 1 8 1,33 Н 0,[]
9 2 2 1 2 2 1 0 1,67 С 0,17
10 2 2 1 1 2 2 10 1,67 С 0,[]
11 2 1 2 2 1 1 9 1,50 Н 0,33
12 1 1 2 1 1 1 7 1,17 Н 0,[]
13 2 2 3 3 2 3 15 2,50 С 1,17
14 1 2 2 2 2 2 11 1,83 С 0,50
15 2 2 3 3 2 1 13 2,17 С 0,17
16 3 3 3 3 2 3 17 2,83 Д 0,17
17 1 1 2 2 1 1 8 1,33 Н 0,33
18 3 3 3 3 3 3 18 3,00 Д 0,[]
19 3 1 2 2 1 2 11 1,83 С 0,33
20 2 2 2 3 2 2 13 2,17 С 0,67
21 1 2 2 2 2 2 11 1,83 С 0,50
Сумма 37 37 42 41 39 39 235
Средний балл 1,7 6 1,76 2,00 1,95 1,86 1,86 11,19
Приложение № 6
Таблица 21 - Вариационный ряд и ранжированная выборка первого _показателя 1-го критерия для ЭГ и КГ.
1 1 5
2 3 35,5
3 3 35,5
4 2 19
5 2 19
6 3 35,5
7 3 35,5
8 2 19
9 3 35,5
10 3 35,5
11 2 19
12 2 19
13 3 35,5
14 2 19
15 2 19
1б 3 35,5
17 3 35,5
1S 3 35,5
19 2 19
20 3 35,5
21 2 19
22 1 5
23 1 5
24 2 19
25 2 19
2б 2 19
27 2 19
2S 1 5
29 1 5
30 2 19
31 2 19
32 2 19
33 1 5
34 2 19
35 1 5
Зб 2 19
37 3 35,5
3S 1 5
39 3 35,5
40 3 35,5
41 2 19
42 1 5
Т1 5бб,5
Т2 33б,5
иэмп 105,5
икр 150
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.