Влияние оракулов на политическую жизнь Греции в V-IV вв. до н.э. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Горохова, Анна Владимировна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Горохова, Анна Владимировна
Введение
Глава 1. очники и ориографичий обзор
§1. Обзор очников
§ 2. ориография
Глава 2. Оракулы как центры религиозной жизни Эллады
§1. Оракулы в гречом мире
§ 2. бенни религиозных центров Эллады
Глава 3. Оракулы в Греко-пеих войнах
§1. Оракулы в начальном периоде Греко-пеих войн (500-479)
§2. Оракулы на втором этапе Греко-пеих войн (479-449)
§3. Делкийюз и оракулы
Глава 4. Роль оракулов в межполисных отношениях конец V- начало IV вв. до н. э
§1. Спартанский полис и религиозные центры Эллады в конце V - начале IV вв. дон. э
§2.Роль религиозных центров Эллады во внутриполитической жизни Афин в конце V-начале IVвв. дон.э
§ 3. Роль оракулов в политической жизни Сиракуз, Фер и Македонии в IV в. до
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Дельфийский храмовый центр в системе античных межгосударственных отношений, VII - V вв. до н. э.2001 год, доктор исторических наук Кулишова, Оксана Викторовна
Концепция Олимпийских игр и художественное оформление Олимпии2005 год, кандидат исторических наук Герасимова, Людмила Юрьевна
Персидский фактор в политической жизни Греции в VI - IV вв. до н.э.2008 год, доктор исторических наук Рунг, Эдуард Валерьевич
Формирование аристократической и тиранической форм правления в Коринфе в середине VIII - начале VI вв. до н. э.2001 год, кандидат исторических наук Павловская, Ирина Павловна
Политическая история Коринфа, Мегар и Сикиона в классический период2010 год, кандидат исторических наук Шаталов, Андрей Валериевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние оракулов на политическую жизнь Греции в V-IV вв. до н.э.»
Актуальность темы исследования. Современный этап развития исторической науки характеризуется возрастающим вниманием к разработке проблемы религиозной жизни древней Греции в V-IV вв. до н. э., в частности религиозных центров Эллады (Дельфы, Дидимы, Додона, Олимпия).
Проблема взаимодействия религии и политики в Древней Греции относится к числу наиболее актуальных в историографии античности. Одним из наиболее ярких явлений греческой религии были оракулы, роль и значение которых нельзя отрицать. Политическая и религиозные сферы в общественно-политической жизни Греции были тесно переплетены. Жречество, представлявшее собой интеллектуальную элиту, играло важную роль, как в мирной жизни, так и в кризисных ситуациях (Греко-Персидские войны, Пелопоннесская война). Самым знаменитым оракулом был Дельфийский. Политические лидеры V-IV вв. до н. э. использовали оракулы как средство пропаганды, и с помощью пророчеств получали поддержку народа для проведения своей политической линии.
На основе сохранившихся источников, в отечественной и зарубежной историографии неоднократно рассматривался вопрос о политической и религиозной роли оракулов. Однако и по сей день достигнутые результаты исследований нельзя считать исчерпывающими. До сих пор остается недостаточно изученной тема взаимоотношений политических лидеров (Фемистокл, Перикл, Кимон, Лисандр, Ясон, Дионисий, Филипп) в V-IV вв. до н. э. с жреческим составом таких религиозных центров, как Дельфы, Додона, Делос, Олимпия и др.; неполно раскрыт вопрос о роли пророчеств в Греко-Персидских и Пелопоннесской войнах, а также в общественно-политической жизни Эллады в IV в. до н. э. Неразработанность данных тем в отечественной историографии определяет необходимость обращения к ним в диссертационном исследовании.
Научную новизну диссертации составляет круг вопросов, поставленных в ней, анализ и интерпретация источников. На основе данных античной традиции и эпиграфики проведено комплексное исследование роли и значения оракулов в политической жизни Греции в V-IV вв. до н. э. Показана взаимосвязь религии и политики, рассмотрена оракульная традиция V-IV вв. до н. э. и ее влияние на варварский мир во время Греко-персидских войн. Исследованы взаимоотношения религиозных центров Эллады с ведущими греческими полисами, а также религиозных центров (Дельфы, Додона, Олимпия, Делос) и ведущих политиков Спарты, Афин, Македонии, Фер, Сиракуз. Тема работы позволяет определить роль оракулов в свете Греко-Персидских войн, Пелопоннесской войны; показать эволюцию взаимоотношений жречества с греческими полисами (Спарта, Афины).
Цель работы состоит в выявлении особенностей наименее изученных оракулов и их влияния на религиозно-политическую жизнь полисов (Спарта, Афины, Коринф и др.).
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
• Показать особенности религиозных центров Эллады (Дельфы, Додона и др.), влияние оракулов в политической жизни наиболее крупных греческих полисов в V-IV вв. до н.э.
• Выделить основные виды оракулов. Определить роль Дельф, Делоса, Додоны в решении внутренних и внешнеполитических вопросов греческих полисов.
• Определить позицию оракулов во время Греко-персидских войн по отношению к греческому миру и миру варваров.
• Проанализировать роль и влияние оракулов на решение политических вопросов в период Пелопоннесской войны.
• Оценить значение оракулов в межполисных отношениях Эллады в первой половине IV в. до н. э. Проследить изменения взглядов политических деятелей на роль религиозных центров в общественно-политической жизни Греции в IV в. до н. э.
Объектом исследования являются религиозные центры Эллады (Дельфы, Додона, Дидимы, Олимпия, Делос), которые играли ведущую роль в главных политических событиях V-IV вв. до н. э. и оракулы. Святилища рассматриваются в контексте межполисных и межгосударственных отношений и при изучении внутриполитических конфликтов. Для более удобного изучения прорицалищ произведена их классификация.
Хронологические рамки исследования охватывают начало V-IV вв. до н. э. Данная хронология обусловлена наиболее важными событиями в истории Эллады. По свидетельству многочисленных источников именно в этот период наиболее ярко отразилась роль жречества и оракулов в общественно-политической жизни греческих полисов (Спарта, Афины). Прорицалища (Дельфы, Делос, Олимпия, Додона) достигли наивысшего расцвета своего могущества. Политические лидеры Эллады и правители крупных иноземных держав (Персия, Македония) стремились получить религиозную санкцию оракулов на проведение своей политической линии.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач были привлечены методы проблемно-исторического анализа, комплексное использование разных типов источников и их сопоставление, проведен сравнительный анализ источников и историографии и привлечены элементы текстологического анализа.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Панэллинизм и концепция межполисных отношений Исократа2001 год, кандидат исторических наук Меланченко, Игорь Валентинович
Греко-македонские отношения в конце III в. до н.э.: последняя попытка интеграции2009 год, доктор исторических наук Сивкина, Наталья Юрьевна
Культ богини Афины в Первом Афинском морском союзе2004 год, кандидат исторических наук Макарова, Ольга Михайловна
Священное древо в искусстве и культуре Эллады2010 год, кандидат искусствоведения Кифишина, Оксана Анатольевна
Элида и управление Олимпийским святилищем в VIII-V вв. до н.э.2005 год, кандидат исторических наук Евдокимов, Павел Андреевич
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Горохова, Анна Владимировна
Заключение.
Таким образом, причина возникновения оракулов в древнем мире вполне ясна и оправдана тем, что они были своеобразным гарантом успеха того или иного предприятия. В Греции к оракулам обращались как представители аристократических родов, так и простые жители полисов. Посредством этого религиозного института могли решаться не только вопросы культа. Оракулы иногда отвечали на вопросы войны и мира.
Святилища были главными центрами духовной жизни Эллады, они также объединяли весь греческий мир во время общегреческих празднеств. Пожалуй, исключительной особенностью святилищ были амфиктионии, которые содействовали сплочению эллинов.
Политики и отдельные граждане полисов обращались к богам для того, чтобы заручиться их поддержкой. Посредниками между божеством и вопрошавшим были жрецы.
Необходимо также отметить некоторые особенности жреческого состава ведущих святилищ Греции. На примере рассмотренных нами греческих религиозных центров можно заключить, что в таких святилищах как Дельфы, Дидимы и Додона существовала четко сложившаяся на протяжении многих веков жреческая иерархия, при этом не исключено, что общий жреческий состав мог изменяться по прошествии времени, в частности, как это было в Дидимах. Жрецы наиболее известных греческих религиозных центров играли важную роль в общественно-политической и частной жизни общества. Именно жрецы определяли, будет ли ответ оракула положительным, отрицательным или двусмысленным. Таким образом, вершителями судеб были не сами оракулы, а жречество, приставленное к ним. Поэтому в Элладе оракулы были лишь вспомогательными средством для жрецов при объявлении воли того или иного божества.
Наиболее ярко влияние жречества и оракулов отразилось на политической жизни Греции в V в. до н. э. Пророчества эпохи Греко-персидских войн освящают проблему взаимодействия варварского мира и эллинов, многие из них отражают не только внутриполитическую обстановку, но и внешнеполитическую.
Изученные прорицания дают все основания полагать, что эллины, обращавшиеся в святилища Эллады, пытались заручиться поддержкой богов, благодаря которой они одерживали победы. Естественно, что жречество было одним из основных руководителей в сложившихся обстоятельствах, поскольку от их слова многое зависело, полисы, отправлявшие священные посольства в религиозные центры, в зависимости от пророчеств решали принимать им участие в войне или же нет.
На первом этапе войн позиция жречества, в частности дельфийского, неоднозначна и осторожна, что дало повод подозревать святилище в мидизме. Однако, возможно, такая политика была не случайна, поскольку опыт предшествующих действий против персов показал, что варвары более серьезные противники, чем это могло показаться на первый взгляд. Также некоторые из пророчеств, аутентичность которых признана многими исследователями, дают основания предположить, что Дельфы были осведомлены не только о внутриполитической обстановке в самой Элладе, но также и располагали определенными сведениями о внешнеполитической ситуации. С началом военных действий на территории материковой Греции можно видеть, что дельфийские пророчества не оптимизируют действий греческих полисов. Скорее всего, это связано с тем, что само святилище оценивало политическую обстановку весьма объективно.
Особого внимания заслуживает категория жрецов-предсказателей, которые сопровождали как греческие, так и персидские войска. Безусловно, они также исполняли далеко не последнюю роль, поскольку от их прорицаний зависело как начало битвы, так и ее дальнейшее развитие. При этом необходимо отметить, что некоторые, подкупленные персами предсказатели выступили на стороне противника. Наиболее ярким примером этому может служить их деятельность перед битвой при Платеях (Hdt., IX, 37).
Победа эллинов при Саламине повлияла не только на общий ход военных действий, но также и убедила жречество в том, что над персами можно одержать победу. Весомым аргументом против мидизма Дельф нам также представляется клятва союзников и те подношения, которые делали эллины в святилища после одержанных побед.
События Греко-персидских войн дают нам полное основание утверждать, что именно в V в. до н. э. все большую силу набирает момент использования политическими деятелями (Писистратиды, Фемистокл, Кимон) оракулов в своих интересах. Политики не только на территории Эллады все чаще прибегают к религиозной пропаганде, одним из наиболее действенных методов которой были пророчества, провозглашенные как религиозными центрами, так и отдельными предсказателями. Необходимо также отметить, что и сами персы (Мардоний) неоднократно прибегали к этому методу, чтобы убедить своих союзников (в числе которых были также и эллины) действовать в интересах варваров.
Конец V в. - начало IV в. до н. э. ознаменован рядом потрясений в общественно-политической жизни эллинов. В ходе Пелопоннесской войны намечается эволюция взаимоотношений политических деятелей и религиозных центров Эллады. Политики прибегают к подкупу жречества, однако в конце V в. до н. э. такие методы привлечения жреческого состава святилищ с целью получить благоприятные пророчества не приводят к успеху и вызывают порицание общественности. В IV в. до н. э. некоторые полисы (Фессалия, Фокида, Аркадия) силой захватывают религиозные центры, основная борьба разворачивается вокруг храмовых сокровищ. Политики (Филомел, Ономакрит) прибегают к силе оружия, чтобы заручиться поддержкой жречества.
Представители «младшей тирании» относились к прорицалищам с особым пиететом. Тираны обращались к ушедшим в прошлое традициям для того, чтобы снискать благосклонность жречества, при помощи которого они доказывали свою легитимность. Тираны подносили богатые дары в религиозные центры Эллады, обращались к оракулам прежде, чем заключить мирные договоры или же начать военные действия. Для того, чтобы заручиться поддержкой жречества и получить благоприятные оракулы, политики прибегали к подкупу служителей храмов и таким образом достигали желаемых результатов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Горохова, Анна Владимировна, 2006 год
1. Arestotelis 'A9r|vaicov тсоАлтега / Post F. Blass et Th. Thalheim edidit H. Oppermann. Lipsiae, 1928.
2. Diodori Bibliotheca historica / Editionem primam curavit I. Beklcer, alteram L. Dindorf, recognovit F. Vogel, C. Th. Fischer. V. 1-5. Lipsiae, 1888-1906
3. Herodotus. Historiae / Edidit H. B. Rosen. Vol I-II. Leipzig, 1987-1997.
4. Hesychii Alexandrini Lexicon / Post J. Albertum recensuit M. Schmidt. Vol. 1-5. Jenae, 1858-1868.
5. The Homeric hymns / Ed. By Th. W. Allen, W. R. Halliday and Sykes. 2 nd ed. Oxford, 1917.
6. M. Tullius Cicero. De divinatione / Edidit R. Giomini // M. Tullius Cicero. Scripta quae manserunt omnia. Leipzig, 1975. Fasc. 46. P. 1-148
7. Iulii Pollucis Onomasticon / Ecodicibus ab ipso collatis denuo edidit et adnotavit E. Bethe. Vol. I-III//Lexicographi Graeci. Lipsiae, 1900-1937. Vol. IX. (Stuttgart, 1967).
8. Pindarus. Carmina cum fragmentis / Post B. Snell edidit V. H. Rocha-Pereira. Vol. I-III. Leipzig, 1973-1989.
9. Thucydidis Historiae / Recensuit C. Hude. Vol. I-II. Lipsiae, 1901
10. Xenophontis Historia Graeca / Recensuit 0. Keller. Editio maior. Lipsiae, 1890
11. Dittenderger W. Sylloge Inscriptionum Graecarum. Ed. III. Vol. I-IV. Lipsiae, 1915-1924.
12. Corpus des Inscriptionis de Delphes. Т. I .Paris, 1977
13. Inscriptions Graecae. Vol. I-XV. Berlin, 1873
14. Inscriptions de Delos. Periode de l'amphictyonie Attico-Delienne. Actes Administratifs (№ 89-104-33) / Publies par J. Courry, Paris., 1972.
15. Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker. T. I-III. Berlin; Leiden, 1923-1958.
16. Megis R, Lewis D. Selection of Greek Historical Inscriptions. Oxford, 1969
17. Mulleri K. et Th. Fragmenta Historicorum Graecorum. Vol. I-V. Paris, 18411872.21 .Rehm A., Harder R. Didyma П: Die Inschriften. Berlin: Mann, 1958.
18. Tod M. N. A Selection of Greek Historical Inscriptions. 2nd ed. Vol. I-II. Oxford, 1946-1948.
19. Аристотель. Соч. в 4-х тт. / Пер. с древнегреч. Т. I / Ред. В. Ф. Асмус. М., 1975; Т. II / Ред. 3. Н. Микеладзе. М, 1978; Т. III / Ред. И. Д. Рожанский. М, 1981; Т. IV / Ред. А. И. Доватур и Ф. X Кессиди. М., 1984.
20. Аристофан. Комедии / Пер., вступ. ст. и комм. Адр. Пиотровского. М.; JI.: Academia, 1931, т. I-II.
21. Геродот. История / пер. с греч. Г. А. Стратановского. М., 2001.
22. Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича; изд. подготовил А. И. Зайцев; отв. ред. Я. М. Боровский. Л.: Наука, 1990.
23. Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского; изд. подготовил В. Н. Ярхо; отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 2000.
24. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова; общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979.
25. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. IV-VII. Греческая мифология / пер. с греческого О. П. Цыбенко. СПб, 2005.
26. Еврипид. Трагедии / Пер. Инн. Анненского и С. Апта. М, 1980, т. 1-2
27. Ксенофонт. Анабасис. Греческая история / пер. с греч. С. Я. Лурье. М, 2003.
28. Платон. Соч. В 3-х тт. / Пер. с древнегреч.; под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. М„ 1968-1972, т. I-II; т. III ч. 1-2.
29. Платон. Диалоги / пер. с древнегреч. С. Я. Шейнман-Топштейн; сост., ред. и авт. вступ. Статьи А. Ф. Лосев; авт. примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1986.
30. Плутарх. Избранные жизнеописания в 2-х тт. М, 1990.
31. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Изд. Подготовили С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш; отв. Ред. С. С. Аверинцев. 2-е изд. М.: Наука, 1994.
32. Софокл. Драмы / В пер. Ф. Ф. Зелинского; изд. Подготовили М. Л. Гаспаров и В. Н. Ярхо; отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1990.
33. Страбон. География в семнадцати книгах / пер. с греч, Г. А. Стратановского. М, 2004.
34. Фукидид. История / пер. с греч. Г. А. Стратановского. М, 2004.
35. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiarum Phillipicarum» / пер. А. А. Деконского и М. И. Рижского. М, 2005.
36. Ямвжх «О египетских мистериях» / пер. И. Ю. Мельниковой. М, 2004.1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
37. Асмус В. Ф. Платон. М, 1975.
38. Баюн Л. С. Дивинация на древнем Ближнем Востоке: Хеттские оракулы. 1//ВДИ. 1998. №1 с. 30-36.
39. Блаватская Т. В. Черты истории государственности Эллады, СПб, 2003.
40. Буркерт В. Аполлон Дидим и Ольвия // ВДИ. 1990. №2, с. 34-40.
41. Герни О. Р. Хетты // пер. С англ. Н. М. Лозинской и Н. А. Толстого. М, 1987.
42. Глускина Л. М. Политическая роль Дельфийского оракула (Из истории Дельф VI в. до н.э.) Дисс. . .канд. ист. Наук. Л, 1948.
43. Глускина Л. М. Трезенская надпись с декретом Фемистокла // ВДИ. 1963. №4, с. 35-52.
44. Глускина Л. М. Дельфийский полис в IV в. до н. э. // Античная Греция: Проблемы развития полиса. В 2-х тт. / Редкол.: Е. С. Голубцова (отв. Ред.) и др. Т. 2. М, 1983, с. 42-72.
45. Гомперц Т. Греческие мыслители / Пер. со 2-го нем. изд. Е. Герцык и Д. Жуковского. Т. II. СПб, 1913
46. Ю.Дандамаев М. А, Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М, 1980
47. Дандамаев М. А. Имперская идеология и частная жизнь в Ахеменидской державе // ВДИ. № 1. 1998, с. 48-56.
48. Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота. М., 1957.
49. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976.
50. Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н.э.) СПб., 2001.
51. Кулишова О. В. Дельфийский оракул и тирания в архаической Греции // Античный полис. Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. Межвуз. сб. /Под ред. Э. Д. Фролова. СПб., 1995, с. 12-27
52. Курилов М. Э. 1) Спартанские пифии // Античность, средние века и новое время. Социально-политические и этно-культурные процессы. Н. Новгород, 1997. С. 35-42.
53. Курциус Э. История Древней Греции / Пер. с нем. А. Веселовского. Т. II. Минск, 2002.
54. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. СПб.-М., 1888.
55. Люперсольский П. И. Храмовый город Дельфы с оракулом Аполлона Пифийского в Древней Греции. СПб., 1896.
56. Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Ч. 1-2. СПб., 1899 (1997).
57. Лихачева Л. А. Амфиктионии в общественной жизни Древней Греции (на примере культовых союзов Посейдона и Аполлона). Дисс. .кан. ист. наук. М., 1997.
58. Лурье И. М. К вопросу о судебных оракулах в Древнем Египте // ЗКВ. IV, 1930. с. 51-72.
59. Лурье С. Я. История Древней Греции, Ч., 1. Л., 1940.
60. Лурье С. Я Геродот. М.-Л., 1947
61. Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. М., Л., 1947.
62. Макаров И. А. Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII-VI вв. до н.э. // ВДИ. 1995 №4, с. 117-131.
63. Маринович JI. П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология. // Человек и общество в античном мире. М., 1998.
64. Никитский А. В. Дельфийские эпиграфические этюды. Вып. I-VI. Одесса, 1894-1896.
65. Нильссон М. Греческая народная религия. / пер. с. англ. С. Клементьева. СПб, 1998
66. Пельман Р. Очерк греческой истории и источниковедения / Пер. с нем. С. Князькова. СПб., 1910.
67. Печатнова JI. Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб, 2002.
68. Платон и его эпоха / под ред. Ф. X. Кессиди. М, 1979
69. Приходько Е. В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М, 1999.
70. Роде П. Дж. В защиту греческих историков // Античность и средневековье Европы / Под ред. И. JI. Маяк и А. 3. Нюркаевой. Пермь, 1994, с. 14-30.
71. Русяева А. С. Милет Дидимы - Борисфен - Ольвия. Проблемы колонизации Нижнего Побужья // ВДИ. 1986. №2, с. 25-63.
72. Селиванова JI. JI. О дельфийской мантике // Античность Европы / Под ред. И. Л. Маяк и А. 3. Нюркаевой. Пермь, 1992. С. 67-78.
73. Селиванова Л. Л. Пифийские игры в Дельфах: дух и тело // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1991. № 2. С. 24-32;
74. Соболевский С. И. Геродот // История греческой литературы. Т. II. М, 1955
75. Соболевский С. И. Фукидид // История греческой литературы. Т. II. М, 1955, с. 69-100
76. Строгецкий В. М. Панэллииская лига 481 г. до и. э. (Возникновение и структура) // Социальная структура и политическая организация античного общества. Межвуз. сб. / Под ред. Э. Д. Фролова. JL, 1982, с. 45-75.
77. Строгецкий В. М. Диодор Сицилийский о процессах против Фемистокла и Павсания (XI. 39-47; 54-59). Перевод и историкокритический комментарий // Из истории античного общества. Межвуз. сб. Горький, 1979.
78. Строгецкий В. М. О датировке битвы при Сепее // ВДИ, 1979. №4, с. 110-116.
79. Строгецкий В. М. Ионийское восстание и позиция Спарты // ВДИ. №3. 1973, с. 140-152.
80. Строгецкий В. М. Битва при Фермопилах. Легенда и история. // Античность и раннее средневековье. Социально-политические и этнокультурные процессы. Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород, 1991, с. 16-26.
81. Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. Н-Новгород, 1991.
82. Строгецкий В. М. Политика Афин в Западном Средиземноморье в середине V в. до н.э. и проблема основания колонии Фурии // ГГАМ, с. 55-79.
83. Суриков И. Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох. Род Алкмеонидов в политической жизни Афин VII-V вв. до н.э. М, 2000.
84. Суриков И. Е. Эволюция религиозного сознания Афинян во второй половине V в. до н. э. М, 2002.
85. Суриков И. Е. Солон и Дельфы // Studia historia III. М, 2003.
86. Суриков И. Е. Фемистокл: Homo Novus в кругу старой знати // История через личность. Историческая биография сегодня. М, 2005, с. 559-581.
87. Суриков И. Е. Остракизм в Афинах. М, 2006
88. Утченко C.JI. О некоторых особенностях античной культуры // ВДИ. -М, 1977 №1 - с. 5-12.
89. Хасельбергер Л.Строительные чертежи храма Аполлона в Дидимах // В мире науки. №2 1986, с. 10-17.
90. Фролов Э. Д. Ксенофонт и поздняя тирания // ВДИ. 1969. №1, с. 113-115.
91. Фролов Э. Д.Греческие тираны. JI, 1972.
92. Фролов Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. СПб, 2004. Изд. 3.
93. Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики. Общество, личность, власть. СПб, 2001.
94. Цизерлинг Г. Д. Перерождение II Афинского морского союза в Афинскую архэ IV в. до н. э. // ВДИ. №4. 1972, с. 45-59
95. Шарнина А. Б. Пифийские игры в Дельфах // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия / Отв. ред. В. С.Дуров. СПб, 1997. С. 63-73.
96. Adcock F, Mosley D. J. Diplomacy in Ancient Greece. London, 1975.
97. Alin P. Das Ende der mykenishen Fundstatten auf dem griechischen Festland -Vol. I.- Lund, 1962. s. 130-132
98. Amandry P. Oracles, literature et politique //REA. T. 71. № 3-4. 1959.
99. Andrewes A. Greek Society. London, 1971.
100. Balcer J. Herodotus and Bisitun: Problems in Ancient Persian historiography. Stuttgart, 1987.
101. Barron J. P. Religious propaganda of the Delian League // JHS. Vol. 84, 1964, p. 35-48.
102. Beloch K. J. Griechische Geschichte. 2. Aufl. Bd II. Abt. 2. Strassburg, 1916.
103. Bengtson H. Griechische Geschite. 2. Aufl. Munhen, 1960.
104. Boardman J. The Greek Overseas. Baltimore, Penguin books, 1964.
105. Bottero J. Symptomes, signes, ecritures en Mesopotamie ancienne // Divination et rationalite / Ed du Seuil. P., 1974. p. 70-197.
106. Bouche-Leclercq A. Histoire de la Divination dans Tantiquite. T. I-IV. Paris, 1879-1882.
107. Bowra С. M. Periclean Athens. New York, 1971
108. Breitenbach H. R. Xenophon // Pauly's Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, Neue Bearbeitung, 2. Reihe. Bd. IX. Hbbd. 18. Stuttgart, 1967. Sp. 1569-2052
109. Brock R. Thucydides and the Athenian Purification of Delos // Mnemosyne. Vol. 49. Fasc. 3,p. 321-327.
110. Bruneau P. Ducat J. Guide de Delos. Paris, 1965.
111. Burkert W. Greek Religion: Archaic and Classical / Trans. By J. Raffan. London, 1985.
112. Burn A. R. Persia and the Greeks. London, 1962.
113. Burnett A. P. Thebes and the Expansion of the 2nd Athenian Confederacy: IG II2,40 and IG II2, 43 // Historia. Bd. 11. Hft. 1-2. 1962, p. 1-17
114. Bury J. The Ancient Greek Historians, London, 1909.
115. Busolt G. Griechische Gecshichte bis zur Schlacht bei Chaeroneia. Bd. I-III. Gotha, 1893-1904.
116. Busolt G, SwobodaH. Griechicshe Staatskunde. Bd. II3. Miinchen, 1926.
117. Carapanos K. Dodone et ses Ruines, Paris, 1878.
118. Cauer F. Amphiktyonia//RE. Bd. I, Stuttgart, 1984.
119. Cawkwell G. Philip of Macedon. London, 19781. V ^
120. Cerny J. Egyptian oracles // Parker R. A Saite Oracle Papyrus from Thebes in the Brooklyn Museum. Providence, Rode Island, Brown University Press, 1962 = Brown Egyptological Studies IV.
121. Classen C. J. The Libyan God Ammon in Greece before 331 В. C. // Historia. Vol. 8, Fasc. 3, 1959, p. 349-355.
122. Connor W. R. Thucydides. Princeton, 1984
123. Connor W. R. The new politicians of Vth century Athens. New Jersy, 1971
124. Cook A. B. Zeus. Cambridge, 1925. Vol. 1
125. Crahay R. La literature oraculaire chez Herodote (Bibliotheque de la Faculte de Philosophic et Lettres de l'Universite de Liege. Fasc. 138). Paris, 1956.
126. Croisset M. Aristophane et les parties a Athenes. Paris, Fontemoing, 1906
127. Davenport A. W. H. Temples, tombs and monuments of Ancient Greece and Rome. Nelson, 1871
128. Defradas J. Les Themes de la propaganda Delphique. 2de ed. Paris, 1972.
129. Delcourt M. L'oracel de Delphes. Paris, 1955.
130. Dempsey T. The Delphic Oracle. Oxford, 1918.
131. Desborough V. R. d'A. The last mycenaens and their successors. An archaeological survey. C. 1200-1000 В. C. Oxford, Claredon press. 1964.
132. La Divination en Mesopotamie ancienne et dans les regions voisines. XIV Rencontre Assyriologique International. P, 1966.
133. Dodds E. R. The Greeks and the Irrational. Los Angeles, 1963.
134. Dow S. The Purported Decree of Themistokles: Stele and Inscription // AJA. 1962. V. 64. №4, p. 353-368
135. Gomme A. W. A Historical Commentary on Thucydides. Vol. I. Oxford, 1945.
136. Gouschin V. Athenian Synoikism of the Fifth Century В. C., or Two Stories of Theseus // Greece and Rome. Vol. XLVI. 1999. № 2, p. 169-174
137. Ehrenberg V. Aristophanes und das Volk von Athen. Ein Soziologie der altattischen Komodie. Zurich-Stuttgart, Artemis, 1968
138. Fakhry A. The Egyptian deserts Siwa Oasis. Its History and Antiquities. Cairo, Government Press, Bulaq, 1944
139. Farnell L. R. The cults of the Greek States. Vol. IV. Oxford. 1907.
140. Fehling D. Die Quellenangaben bei Herodote. Berlin; New York, 1971
141. Fine J. V. A. The Ancient Greeks: A Critical History. Cambridge, 1983.
142. Finley M. I. Politics in the Ancient world. Cambridge, 1983.
143. Flaceliere R. Devins et oracles grecs. Paris, 1961; Flaceliere R. Greek oracles. /Transl. D. Garman. London, 1965.
144. Flaceliere R. Greek Oracle / Transl. by D. Garman. 2nd ed. London, 1976.
145. Fontenrose J. The Delphic Oracle: Its Responses and Operations with a Catalogue of Responses. Berkely: Los Ageles, 1978.
146. Fontenrose J. Didyma: Apollo's Oracle, Cult and Companions. Berkeley, 1988.
147. Forrest G. G. Delphi 750-500 В. С. // САН, V. 3. Pt. 3. 2nd ed. 1982, p. 305-320.
148. Foucar P. F. Memoire sur les mines rt l'histoire de Delphes, Paris, 1865.
149. Frazer J. G. The golden bough: a study in magic and religion. Vol. 1-2. London, 1890 (3rd ed. Vol. 1-12. London, 1911-1918).
150. Georges P. Barbarian Asia and the Greek Experience. London, 1994
151. Gallet de Santerre H. Delos Primitive et Archa'ique. Paris, 1958.
152. Georges P. B. Saving Herodotus' Phenomena: The Oracles and the Events of 480 В. С. // CIA. Vol. 5. № 1. 1986 p. 14-59.
153. Glotz G. Histoire grecque. Т. II. Paris, 1928.
154. Grant M. The Ancient Historians. New York, 1970
155. Greenwood E. Thucydides and the Shaping of history. London, 2006
156. Grot G. History of Greece. Vol. II, London, 1849
157. Gruppe Ot. Grichische Mythologie und Religionsgeschichte. Bd. I. Munchen, 1906
158. Erbse, H. Fiktion und Wahrheit im Werke Herodots. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1991.
159. Habicht Ch. Delphi und die Athenische Epigraphik // Delphi (BCH suppl. 36), p. 149-156.
160. Hahland W. Das archaische Didymeion // JDAI. V. 79. 1964, p. 143167.
161. Hall H.R. The Oldest Civilization of Greece. London, 1901.
162. Hamilton C. D. Sparta's Bitter Victories, Ithaca, New York, London, 1979
163. Hamilton C. D. Sparta // The Greek World in the 4th century В. C. From the fall of the Athenian Empire to the successos of Alexander / Ed. By L. A. Tritle, London, 1997. p. 45-51.
164. Hamilton C. Spartan Politics and Policy, 405-401 В. C. // AJPh. Vol. 91. 1970, №3, p. 294-314.
165. Hammond N. G. L. The Expedition of Xerxes // САН. Vol. IV2. 1988, p. 542.
166. Hammond N. G. L. The Origins and the Nature of the Athenian Alliance of 478/7 В. C. // JHS. Vol. 87. 1967, p. 41-61
167. Harrison J. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge, 1903.
168. Harrison J. Religion of Ancient Greece. London, 1905.
169. Hart J. Herodotus and Greek history. London, 1982
170. Harvey F. D. The political Sympathies of Herodotus // Historia, 1966, Bd. 15. H. 2, s. 245-255
171. Head В. V. Historia Numorum. British Museum Collection of Coins. London, 1969.
172. Herman G. Ritualised friendship and the Greek city. Cambridge, 1987
173. Higgins R. Rec.: Bruneau P. Ducat J. Guide de Delos. Paris, 1965 // JHS. Vol. 87. 1967, p. 216-217.
174. Higgins W. E. Xenophon the Athenian. The problem of the Individual and the Society of the Polis. Albany, 1977
175. Higgnet C. Xerxes' Invasion of Greece. Oxford, 1963.
176. Hiller von Gaertringen F. Delphoi (B. Geschichte) // RE. Bd. IV, Hbbd. 8. 1901.
177. Holland L. B. The Mantic Mechanism at Delphi // AJA. Vol. 37.№ 2. 1933, p. 202-205.
178. Hornblower S. The Religious Dimension to the Peloponnesian War, or, What Thucydides Does Not Tell Us // HSC1P1. Vol. 94,1992, p. 169-197
179. How W. W, Wells J. A Commentary on Herodotus with Introduction and Appendixes. Vol. I-II. Oxford, 1912
180. Huxley G. Herodotus on myth and politics in early Sparta. // Proceedings of the Royal Irish academy. Section С; V. 83 № 1. Dublin, 1983.
181. Jebb R. C. Delos // The Journal of Hellenic Studies, Vol. 1. 1880. p. 762.
182. Kagan D. The Fall of the Athenian Empire, London, Cornell University Press, 1987
183. Karanapos K. Dodone et ses mines. Paris, 1878.
184. Kent J. H. The Temple Estates of Delos, Rheneia, And Mykonos // Hesperia. Vol. 17, №4. 1948, p. 243-338
185. Kuhlmann K. Das Ammoneion: Archaologie. Geschichte und Kuldpralctis des Orakels von Siwa. Mainz, 1988 (DAIK Arch. Ver. 75).
186. Lachenaud G. Mythologies, religion et philosophie del'histoire dans Herodote. Paris: Libr. Honore Champion, 1978.
187. Lefevre F. L'Amphictionie pyleo-delphique: histoire et institutions. Paris, 1998.
188. Lloyd-Jones H. The Delphic Oracle // Greece and Rome. 2nd ser. V. 23. 1976. №1, p. 60-73.
189. Luccioni J. Les idees politiques et socials de Xenophon. Gar, 1947
190. Luccioni J. La pensee politique de Platon. Paris, 1958
191. Marinatos N. Thucydides and Oracles // JHS. Vol. 101, 1981, p. 138140.
192. Maspero G. The Stmggle of the Nations. London, 1896.
193. Mattei J.-F. Platon et miroir du mythe. Paris, 1996.
194. Maurizio L. Anthropology and Spirit Possession: A Reconsideration of the Pythia's Role at Delphi // JHS. Vol. 115. 1995, p. 69-86.
195. Meyer Ed. Geschichte der Altertums. 4. Aufl. Bd, IV. Abt. 1. Stuttgart, 1944.
196. Miller S. G. Macedonians at Delphi // Delphes: Cent ans apres la grande fouille (BCH Suppl. 36). Athenes, 2000, p. 261-281.
197. Morgan C. Divination and Society at Delphi and Didyma // Hermathena. Vol. 147, 1989, p. 17-42.
198. Munn M. Thebes and Central Greece // The Greek World in the 4th century В. C. From the fall of the Athenian Empire to the successos of Alexander / Ed. By L. A. Tritle, London, 1997. p. 78-81.
199. Myres J. L. Herodotus Father of History. Oxford, 1953
200. NilssonM. P. Cults, Myths, Oracles, and Politics in Ancient Greece. Lund, 1951
201. Nilsson M. P. The Mycenaean Origin of Greek Mythology. Berkeley, 1932.
202. Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. Bd. I, Mtinchen, 1941.
203. Oliver J. H. The Athenian Expounders of the Sacred and Ancestral Law. Baltimor, 1950
204. Oppe A. The chasm at Delphi // JHS. Vol. 24. 1904, p. 214-240.
205. Oppenheim L. Ancient Mesopotamia. Revised edition by Erica Riener. Chicago, 1977.
206. Parke H. W. Greek Mercenary Soldiers London, 1933.
207. Parke H. W, Wormell D. E. W. The Delphic Oracle. Oxford, 1 956. Vol. I-II.
208. Parke H. W. Sibyls and Sibylline prophecy in Classical antiquity. London, 1982.
209. Parke H. W. The Temple of Apollo at Didyma: The Building and its Function//JHS. Vol. 106. 1986, p. 121-131.
210. Parke H. W. Greek Oracles. London, 1967.
211. Parke H. W. Oracles of Zeus. Oxford, 1969.
212. Parke H. W. Rec.: Flaceliere R. Greek оracles. / Transl. D. Garman. London, 1965 // JHS. Vol. 87. 1967, p. 177-178.
213. Parke H. W. A note on the Delphic Pristhood // CIQ. Vol. 34. 1940. № 1-2. p. 85-89.
214. Parke H. W. The Use of the Other than Hexameter Verse in Delphic Oracles // Hermathena. Vol. 24. № 59. 1945, p. 58-67.
215. Parke H. W. The oracles of Apollo in Asia Minor. London, 1985.
216. Pease A. Notes on Delphic Oracle and Greek Colonization // CIPh. Vol. 12. 1917. № l,p. 1-20.
217. Price S. Delphi and Divination // Greek Religion and Society / Ed. By P. Easterling, J. V. Muir. Cambridge, 1985, p. 128-154.
218. Pomtow H. Eine delphische атосак; im Jahre 363 v. Chr. // Klio, Bd., VI, 1906, Hft., 1, s. 89-126
219. Pomtow H. Neues zur delphischen атастц von Jahre 363 v. Chr. // Klio, Bd., VI, 1906, Hft., 3, s. 400-419.
220. Radet G. L'Histoire et l'oeuvre de l'ecole fran^ais d'Athenes; Delos // RE. 1899. Bd. 4
221. Reger G. Regionalism and Change in the Economy of Independent Delos, 314-167 В. C. Oxford, 1994.
222. Reinhardt К. Platons M ythen. Bonn, 1 927; В arker E. Greek P olitical Thought: Plato and His Predecessors. 5th ed. Oxford, 1957
223. Rhodes P. J. The Greek Poleis: Demes, Cities and Leagues // The Ancient Greek City-State / Ed. By M. H. Hansen. Copenhagen, 1993, p. 161182.
224. Robertson N. The myth of the first Sacred War // CQ, Oxford, 1978, Vol. 28 №1. p. 40-48.
225. Robin L. Platon. Paris, 1997.
226. Robins F.E. The Lot Oracle at Delphi // СР. V. 11. 1916, p. 278-292.
227. Romm, J. Herodotus. London; Yale uni. press, 1998
228. Roussel D. Les historiens grecs. Paris, 1973
229. Roux G. Delphes: son oracle et ses dieux. Paris, 1976.
230. Roux G. Delphi. Oracle und Kultstatten. Miinchen, 1971.
231. Sanchez P. L'Amphictionie, des Pyles et de Delphes: recherches sur son role historique, des origins au II siecle de notre ere (Historia: Einzelschriften; H. 148). Stuttgart. 2001.
232. Sanders L. J. Dionysius I Syracuse and Greek Tyranny. London, Croom Helm, 1987.
233. Schoeffer V. De Deli insulae rebus. Berlin, 1889.
234. Sealy R. A History of the Greek City States 700 338 В. C. London, 1976.
235. Sealy R. The Origin of the Delian League // Ancient society and Institutions. Oxford, 1966, p. 233-255.
236. Sordi M. La fondation du college des naopes et le renouveau politique de l'Amphictionie au IV siecle // BCH. T. 81. 1957. p.61.
237. Sourvinou-Invood Ch. What is polis religion? // The Greek city: from Homer to Alexander. Oxford, 1990, p. 291-310.
238. Sourvinou-Inwood Ch. The Myth of the first temples at Delphi // CQ. V. 29. 1979. №2, p. 231-235.
239. Tausend К. Amphiktyonie und Symmachie. Formen zwishenstaatlicher Beziehungen im archaishen Griechenland. Stuttgart, 1992.
240. Taylor A. E. Plato, the Man and His Work. New York, 1957.
241. Ussher R. G. Aristophanes. Oxford, Clarendon Press, 1979.
242. Vial C. Delos independante (314-167 Avant J.-C.) (BCH suppl. 10). Paris, 1984.
243. Wallis E. A. A History of Egypt. London, 1902.
244. Waters K. Herodotos the historian: His problems, methods and originality. London: Sydney: CroomHelm, cop. 1985.
245. Wells J. Studies in Herodotus, Oxford. 1923.
246. Wescher K. Etude sur le monument bilingue de Delphes. Paris, 1868.
247. Westlake H. D. Thessaly in the IV Century В. C. London, 1935.
248. Wilamowitz-Mollendorf U. von. Apollon // Hermes. Bd. 38. H. 4. 1903. s. 575-586.
249. Will E. Les Monde Grec et L'Orient. Т. I. Le V siecle (510-403). Paris, 1972.
250. Whittaker C. R. The Delphic Oracle: Belife and Behaviour in Ancient Greece and Africa // HThR. Vol. 57. 1965, p. 21-48.
251. Wormell D. E. W. Rec.: Roux G. Delphes: son oracle et ses dieux. Paris, 1976 // JHS. Vol. 98. 1978, p. 192.
252. Zeilhofer G. Sparta, Delphoi und die Amphiktyonen im 5. Jahrhundert v. Ch. Erlangen, 1959.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.