Влияние этнической сегментации общества на политическую стабильность в Бирме: Союз Мьянма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, кандидат политических наук Руденко, Ирина Тиновна

  • Руденко, Ирина Тиновна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.04
  • Количество страниц 141
Руденко, Ирина Тиновна. Влияние этнической сегментации общества на политическую стабильность в Бирме: Союз Мьянма: дис. кандидат политических наук: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития. Москва. 1998. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Руденко, Ирина Тиновна

Введение

Глава 1. Этнические условия в Бирме.

1.1. Полиэтничность

1.2. Проживание этнических меньшинств на собственных традиционных землях.

1.3. Обладание этническими меньшинствами в историческом прошлом формами собственной государственности.

1.4. Наложение конфессиональных различий на этническую неоднородность.

1.5. Трансграничные этносы.

1.6. Наличие некоренных национальных меньшинств.

Глава 2. Механизмы превращения этнических условий в фактор политической нестабильности в Бирме.

2.1. Процесс политизации этничности.

2.2. Политические предпосылки политизации этничности.

2.2.1. Внутриполитические предпосылки.

2.2.2. Внешнеполитические предпосылки.

2.3. Экономические предпосылки политизации этничности.

2.4. Инерционные предпосылки превращения этнических условий в фактор политической нестабильности.

Глава 3. Бирманский федерализм как способ политической организации полиэтнического общества.

3.1. Истоки бирманского федерализма.

3.2. Трансформация бирманского федерализма. 99 Выводы диссертации. 122 Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние этнической сегментации общества на политическую стабильность в Бирме: Союз Мьянма»

Актуальность темы исследования обусловлена характером этнополитических процессов, происходящих в современном мире. Проблемы влияния этнической сегментации и сопровождающих её этнических условий на политическую стабильность полиэтнических обществ представляют интерес как для политиков-практиков, так и учёных-теоретиков. Когда стороны конфликта группируются по этническому признаку, происходит этнизация исходно политических или социально-экономических проблем. Этнический фактор обладает способностью в наивысшей степени консолидировать, мобилизовывать отдельные сегменты общества, что приводит к повышенной ожесточенности конфликтов, возникающих на этнической почве. Это объясняется тем, что на первый план выступает такой момент, как защита этнических интересов, а в этом случае сужается круг допустимых компромиссов для достижения согласия.

Проблема превращения этнических условий в фактор политической нестабильности особенно актуальна в развивающихся странах, которые, как отмечает А.Лийпхарт, "отягощены политическими проблемами, вызванными глубокими противоречиями между сегментами их населения и отсутствием объединяющего консенсуса"1.

По мнению Р.А.Даля двумя важными угрозами стабильного режима являются поляризация и сегментация2. Если поляризация возникает в соответствии с региональными границами, то наиболее вероятным исходом поляризации является гражданская война или переход к гегемонии как гаранту стабильности. Сегментация же общества обладает наибольшей потенциальной возможностью стать угрозой политической стабильности государства в том

Лийпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы.- "Полис", № 1-2, 1992, с.221. о

Dahl R.A., ed. Regimes and Oppositions ./Introduction.-New Haven, L.:Yale Univ.Press.,1973 случае, когда региональные конфликты усиливаются антагонизмами, исходящими из этнических, языковых и религиознах различий.

Анализ данной проблемы на практическом материале Бирмы (Союз Мьянма), по мнению автора, представляет особый интерес.

Во-первых, Бирму можно отнести к наиболее распространённому типу сегментированного по этническому признаку многосоставного государства, этносистема которого состоит из доминирующего этноса (более 60 % общей численности населения) и этнических групп, представляющих собой этноменыпинства (причём, некоторые из них способны оказывать существенное влияние на политические процессы, происходящие в стране).

Во-вторых, политический режим Бирмы на протяжении последних 35 лет является одним из наиболее жёстких авторитарных режимов современного мира. В силу же отсутствия чёткого разделения властей и ограниченного политического участия, а также сильного личного авторитаризма, политическая стабильность в таком типе обществ в большей степени зависит от традиционной и (или) харизматической легитимности лидеров. При этом, этническая сегментация резко снижает стабилизаторские возможности и такой легитимности, так как каждая этническая группа обладает собственными традиционными и (или) харизматическими лидерами, что при склонности большинства режимов такого типа к максимальной централизации власти создаёт условия и предпосылки для серьёзной политической дестабилизации. Именно это обуславливает важность роли, которую играют этнические условия в политических процессах в Бирме, и изучение данной проблемы ( влияние этнической сегментации общества на политическую стабильность авторитарного государства) представляет интерес для современной политологии.

В-третьих, полиэтнический характер бирманского общества отражается на форме государственного устройства Бирмы через модель федерализма, что весьма не типично, как для соседних стран по региону Юго-Восточной Азии, так и Востока в целом. Изучение генезиса бирманского федерализма и процессов его трансформации интересно и полезно для политической практики современной России, перед которой также стоит задача построения стабильной и эффективной федеративной модели.

Главным предметом исследования в данной работе являются процессы взаимодействия этнических и политических факторов, а также противоречия, возникающие в результате сегментации общества по этническому признаку в условиях авторитарного режима.

Объектом исследования является Бирма (Союз Мьянма). С точки зрения этнологии Бирма - одна из самых пёстрых по этническому составу стран региона ЮВА. При этом, межэтнические проблемы, возникающие в результате этнической сегментации общества Бирмы, порождают серьёзные политические конфликты, длящиеся на протяжении десятилетий. Как пишет Э.Коэн, основной причиной стагнации независимой Бирмы стала гражданская война, спровоцированная этническими меньшинствами, населяющими Бирманский Союз3.

Цели и задачи исследования. Главными целями диссертации являются: во-первых, исследование механизмов превращения этнических условий, объективно существующих в Бирме, в фактор политической нестабильности; во-вторых, анализ этнонациональной политики государства как реакции властей на происходящие этнополитические процессы в Бирме.

В ходе реализации основных целей диссертации от автора потребовалось решение следующих задач:

- выявление, типологизация и анализ этнических условий, существующих в Бирме;

- исследование процесса политизации этничности в Бирме;

- выявление и анализ предпосылок, превращающих этнические условия, существующие в Бирме, в фактор политической нестабильности;

3Cohen Eric. Tailand, Burma and Laos - an Outline of the Comparative Social Dynamics of Three Theravada Buddist Societies in the Modern Era.- In: Patterns of Modernity. Ed. by Eisenstadt. Vol. II. Beyond the West.- N.Y., 1987, p. 206.

- исследование предпосылок образования федеративного государства Бирманский Союз;

- анализ процессов трансформации бирманского федерализма;

- аналитическое прогнозирование дальнейшего развития модели государственного устройства Бирмы.

Степень научной разработанности проблемы. Разделённость многосоставного общества на сегменты по этническому признаку, этнополитика государства в отношении этнических меньшинств, этнонационализм различных этнических групп, входящих в полиэтническое государство являются одними из важнейших факторов, определяющих политическую стабильность в различных странах, поэтому этнополитическая проблематика привлекает внимание многих исследователей. Однако до сих пор это проблемное поле содержит немало неразработанного.

Что касается проблемы сохранения политической стабильности в многосоставных обществах, то в современной политологии доминирует точка зрения о несовместимости полиэтничности развивающихся стран и стабильной демократии, так как необходимым условием последней является политическое согласие и социальная однородность общества.

Фернивалл, занимавшийся изучением колониальных стран и конкретно колониальной и постколониальной Бирмой (Furnivall J.S. Colonial Policy and Practice: A Comparative Study of Burma and Netherlands India, Furnivall J.S. The Governance of Modern Burma) утверждал, что единство полиэтнических колоний может поддерживаться исключительно недемократическими средствами колониального господства4.

Дж.С.Милль полагал, что "стабильные институты едва ли возможны в стране, населенной различными национальностями. Между людьми, не испытывающих добрососедских чувств, в особенности же- говорящих и читающих

Furnivall, J.S. Colonial Policy and Practice: A Comparative Study of Burma and Netherlands India. Cambridge, 1948. на разных языках, единое общественное мнение, необходимое для деятельности представительной власти, существовать не может"5.

Подобная точка зрения, но в более категоричной форме, высказана Э.Смитом. По его мнению, "культурное многообразие или многосоставность автоматически порождает структурную необходимость доминирования одного из культурных секторов. Это . обусловливает необходимость недемократического регулирования отношений между группировками." Отсюда Смит делает вывод, что только гомогенное в культурном отношении общество способно обеспечить демократическое правление, а "многие из недавно освободившихся стран могут либо распасться на отдельные культурные единицы, либо сохранить целостность, но лишь при отношениях господство- подчинение между группами"6.

С точкой зрения Смита совпадает мнение Л. Пая, который утверждает, что политическое развитие общества в целом не может далеко продвинутся без осознания всеми группами, составляющими его, своей глубокой идентификации со всей системой. Соответственно, Пай делает вывод, что первостепенной задачей для лидеров развивающихся стран должно стать создание нации. Этот процесс, по Паю, подразумевает искоренение первобытных субнациональных ( этнических, племенных и т.п.) приверженностей с заменой их на преданность единой нации7.

В политологии существует и другой взгляд на данную проблему. Некоторые ученые считают, что полиэтнические общества вполне могут преуспеть в управлении межэтническими конфликтами в рамках демократического режима. Их аргументация сводится к тезису, что мир без насилия в полиэтническом обществе может быть обеспечен только высокой степенью децентрализации, ротации, распределения и представительства власти, что возможно только при демократии и не под силу авторитарному режиму. Сторонники данной точки

Mill, J.S. Considerations on Representative Government. N.Y. 1958, p.230. Цитируется no: Cuper, L. Plural Societies: Perspective and Problems. - in: Pluralism in Africa. Berkeley, 1969, p. 14.

Pye, L.W. Aspects of Political Development, Boston, 1966. зрения утверждают, что причина более мирного характера межэтнических отношений на Западе заключается не в каких-то исключительных особенностях этнических групп, а в его политическом режиме. Политическая структура Запада дает возможность подмены в политических преференциях личности этнической самоидентификации другими ценностями. В этой роли могут выступить, например, идея личного материального благополучия, безопасность семьи, общедемократические ценности8.

Большинство западных работ, посвящённых этнической проблематике Бирмы, акцентируют своё внимание на анализе повстанческих движений этноменьшинств Бирмы, априори видя в поведении бирманского большинства (бирманской политической элиты) главную причину межэтнических проблем и конфликтов, имеющих место в Бирме.

Бирманская литература, освящающая полиэтнический характер Бирмы, отличается богатым этнографическим материалом об этнических меньшинствах, проживающих в Бирманском Союзе. В стране выходят справочные обзоры, монографии по истории, культуре и традициям основных коренных народностей страны (Культура, традиции, обычаи коренных национальностей Бирманского Союза. Справочник). Много работ, затрагивающих историю этнических процессов в колониальной Бирме и в период общенациональной борьбы за независимость (Бамо Тин Аун. История Бирмы; Бамо Тин Аун. История Бирмы в колониальный период; Такин Тин Мья. Борьба за освобождение страны; Краткая история Бирмы и роль армии, 1948-1988; Maung Maung. Burma in The Family of Nations). Однако, серьёзным недостатком большинства работ бирманских авторов является односторонний подход к межэтническим проблемам, в которых они видят лишь проявление узкоэтнического национализма и сепаратизма этноменьшинств. о например: Diamond, L. Linzand J.J., Lipset S.M., eds., Democracy in Developing Countries. Boulder, CO: Lynn Reinner, 1990.

Что касается отечественной бирманистнки, то конкретная этническая проблематика Бирмы рассматривалась в работах таких известных российских бирманистов, как В.Васильев, А.Гаврилова, Н.Листопадов и других. Их исследования представляют большой интерес и научную ценность с точки зрения анализа конкретных межэтнических конфликтов, возникающих в Бирме. В то же время, в этих работах этнические условия, объективно существующие в Бирме не рассматриваются комплексно, как система, а лишь в их конкретном проявлении, кроме того, не даётся системного анализа механизмов превращения этнических условий в фактор политической нестабильности.

Наиболее фундаментальным и авторитетным исследованием в данной области является работа Гавриловой А.Г. "Национальный вопрос в Бирме в 1940-1950-е годы"9. В ней даётся подробный анализ положения коренных этнических меньшинств в Бирме. Однако данная работа ограничивается довольно узкими рамками. Так основной упор исследования делается на рассмотрении этнической системы Бирмы в период с начала II мировой войны и до конца 50-х годов, когда наступил, оговоренный в конституции Бирманского Союза 1947 г., срок возможного выхода из Союза для отдельных национальных (автономных) государств. Между тем, этнополитические процессы, последовавшие после 1958 г., имели чрезвычайно важное значение с точки зрения влияния на политическую стабильность Бирмы, они стали главным поводом произошедшего в 1962 г. в стране военного переворота, в результате которого в корне изменился политический режим этого государства. Кроме того главным объектом исследования является проблема бирмано-каренских отношений, ситуация же с остальными этническими меньшинствами Бирмы, а также общая характеристика этнополитических процессов, происходящих в многосоставном полиэтническом обществе Бирманского Союза, не столь подробно проанализированы в данной работе.

9Гаврилова А.Г. Национальный вопрос в Бирме в 1940-1950-е годы. М., 1981 г.

В работах Васильева В.Ф., посвящённых этнической проблематике Бирмы10, в качестве главного предмета исследования выступает анализ государственного устройства Бирмы и отражение в нём полиэтнической структуры данной страны. Так, в работе "Конституция 1974 г. и национальный вопрос в Бирме" основной упор делается на анализе Конституции 1974 г., принятой в условиях авторитарного режима, в преломлении её положений к многонациональному составу населения страны, а также даётся сравнительный анализ данной конституции с конституцией 1947 г., отражавшей демократический характер политического режима Бирманского Союза того времени. В работе "Унитаризм как основная форма государственности в странах Юго-Восточной Азии" (в сборнике "Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии", ред. Васильев В.Ф., Левтонова Ю.О.), которая представляет собой сравнительный обзор характера государственного устройства стран ЮВА, уделяется большое внимание анализу формы государственного устройства Бирмы, в том числе, трансформации её от федеративной формы к унитарной.

Работа Листопадова H.A. "Проблемы отношений между Мьянмой и Индией: история и современность" (М., 1995 г.) оказалась очень полезной автору данной диссертации с точки зрения освящения проблемы индийской диаспоры в Бирме и вопроса внешнеполитического влияния на межэтнические отношения в стране (относительно трансграничных этнических групп).

Научная новизна диссертации заключается в том, что в данной работе, во-первых, выявляются и характеризуются по степени их потенциального влияния на политическую стабильность этнические условия, объективно существующие в Бирме, во-вторых, предпринимается попытка раскрыть механизмы превращения

Васильев В.Ф. "Конституция 1974 г. и национальный вопрос в Бирме".- В сб.: Юго-Восточная Азия в 70-е годы (социально-политические и идеологические проблемы), ред. Узянов А.Н., М., 1979; "Унитаризм как основная форма государственности в странах Юго-Восточной Азии".- В сб.: Государственность и модернизация в странах Юго-восточной Азии, ред. Васильев В.Ф., Левтонова Ю.О., М., 1997. их в фактор политической нестабильности, а именно выделяется комплекс этнических, политических и экономических условий Бирмы, при сочетании которых в стране возникают этнополитические проблемы и конфликты, в-третьих, основываясь на конкретном сочетании этнических, политических и экономических условий, доказывается объективность модели бирманского федерализма как единственно возможной формы государственного устройства единого независимого полиэтнического государства.

Наряду с этим, автором впервые вводятся в научный оборот отдельные документы, исторические факты, основанные на бирманских источниках, до сих пор не известные в бирманистике, но представляющие, по мнению автора, большой интерес с точки зрения анализа этно-политических процессов, происходящих в Бирме.

Методологически диссертация базируется на методе системного и структурно-функционального анализа. В соответствии с системным методом политика рассматривается в контексте взаимосвязи различных подсистем общества, а именно, экономической подсистемы (обеспечивает функцию адаптации социальной системы) , политической подсистемы (обеспечивает функцию целедостижения), правовых институтов и обычаев (обеспечивает функцию интеграции), верований, морали и органов социализации (обеспечение функции поддержки). С позиции этого метода политическая стабильность - " система связей между различными политическими субъектами, для которой характерна определенная целостность и способность эффективно реализовывать возложенные на нее функции"11.

Структурно-функциональный метод дополняет метод системного анализа. В соответствии с ним "объяснять и предсказывать в социальных науках возможно

Политология. Энциклопедический словарь. Общая редакция и составление Аверьянов Ю.И., М., 1993, с. 281. только тогда, когда мы размышляем о социальных структурах и институтах, как исполняющих функции в системах"12

Теоретическую основу исследования составляют работы западных и отечественных политологов, посвященные проблемам этнополитики, политической стабильности многосоставных обществ , этнополитических конфликтов и моделей их разрешения.

Категория "многосоставное общество"(р1ига1 society) была определена ещё Ферниваллом в 1948 г. Под ним он понимал общество, в котором "каждая группа привержена своей религии, своей культуре и языку, своим идеям и образу жизни", в котором "различные части общества живут бок о бок, но изолированно, в едином политическом образовании,., в строжайшем смысле, это общество-мозаика (народов), потому что части его смешиваются, но не соединяются друг с другом"13.

Многосоставное общество разделено, по определению Г.Экштейна "сегментарными противоречиями", которые "существуют там, где политические противоречия в целом совпадают с линиями социального раздела общества, в особенности с наиболее важными из существующих внутри общества границ"14.

А. Лийпхарт уточняет, что "сегментарные противоречия могут быть религиозного, идеологического, языкового, регионального, культурного, расового или национального характера"15. При этом, "группы населения, сформировавшиеся благодаря таким противоречиям", он называет "сегментами многосоставного общества"16.

Анализ этнополитических процессов ведётся в работе с использованием традиций поведенческого подхода в политологии. В качестве одной из основных

12Основы политической науки. Часть II. Ред. Пугачёв В.П., М., 1993, с. 81.

13Furnivall J.S. Colonial Policy and Practice: A Comparative Study of Burma and Netherlands

India. Cambridge, 1948, p. 304.

14Eckstein H. Division and Cjohesion in Democracy: A Study of Norway. Princeton, 1966, p. 34

15Лийпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы.- "Полис", № 1-2, 1992, с. 218.

16там же. единиц анализа автор рассматривает политическое поведение как правящих элит, так и лидеров различных этнических групп, представляющих собой этнонациональные меньшинства в полиэтническом государстве.

Практическая значимость. В полиэтнических авторитарных государствах в обществе отсутствует консенсус по главным социокультурным и политическим ценностям и нормам. У каждого сегмента общества, разделённого по этническому признаку, имеется свой персональный набор ценностных подходов и моделей поведения, часто несовместимый и антагонистический нормам и принципам другого сегмента общества. В авторитарных государствах полностью отсутствует такое важное условие, при котором конфликт может быть приемлемым для политической системы, а именно, принятие большинством членов общества демократических норм и процедур. Кроме того, авторитарные режимы не обладают иными способами и механизмами решения конфликта кроме как насильственными методами. В таких обществах конфликт способен дестабилизировать политическую систему и привести к большим человеческим жертвам. Особенно это касается этнополитического конфликта, при котором значительно сужается спектр возможных уступок и компромиссов и активизируются иррациональные факторы.

Однако, политическая практика показывает, что избежать конфликтов в разделённом по этническому принципу на сегменты обществе невозможно, так как невозможно избежать противоречий интересов различных этнических групп. Тем не менее, зная и правильно оценивая этнические условия, механизмы их превращения в факторы политической нестабильности, государство может вырабатывать и проводить такую этнополитику, которая способствовала бы смягчению межэтнических противоречий, снижению вероятности этнополитических конфликтов, а в случае их возникновения- скорейшему их разрешению. Поэтому исследование проблемы влияния этнических условий на политическую стабильность в Бирме имеет ценность не только в научно-теоретическом, но и практическом политическом плане.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Проблема этнических конфликтов в многосоставном обществе.// Глобальные проблемы современности. Сборник научных трудов аспирантов МГИМО МИД РФ. М., Барс, 1994, с.64-77.

2. Этнические конфликты в многосоставных обществах.// "Бизнес и политика", №5 (18), 1996, с. 45-48.

3. Политическая стабильность .// "Бизнес и политика", № 5 (18), 1996, с. 49-50.

4. Типология этнических конфликтов и концепции их разрешения в ЮВА.// Глобальные прблемы современности. Сборник научных трудов аспирантов и молодых преподавателей МГИМО. М.,1997, с.146-171.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», Руденко, Ирина Тиновна

ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ.

1. На характер политических процессов, происходящих в Бирме (Союз Мьянма), оказывают влияние такие этнополитические условия, как полиэтничность; проживание этнических меньшинств на собственной традиционной территории; обладание этническими меньшинствами в историческом прошлом собственной государственностью; совпадение этнических и конфессиональных различий; существование трансграничных этносов; наличие в полиэтнической системе некоренных национальных меньшинств.

2. Такое этническое условие, как проживание этнических меньшинств на собственной традиционной территории, (а оно относится ко всем коренным этническим меньшинствам Бирмы) обладает высокой потенциальной возможностью дестабилизировать политическую систему полиэтнического государства, так как именно оно является базовым обоснованием правомерности сепаратистских движений, угрожающих территориальной целостности государства.

3. Наличие у этнических меньшинств политической практики обладания собственными государственными институтами власти усложняет возникающие в полиэтническом государстве межнациональные проблемы, выводит их на более высокий уровень- политический. Этнические меньшинства, обладавшие в прошлом (до вхождение в полиэтническое государство) собственной государственностью, в этнополитическом плане представляют собой вполне сформировавшийся консолидированный организм. У них есть собственная традиционная политическая элита, политические традиции и нормы, а главное, практика независимого существования. Все эти факторы вынуждают власти полиэтнического государства, в состав которого входят такие этнические группы, проводить в отношении их (в первую очередь, в отношении их политических элит) гибкую политику. В противном случае, полиэтническое государство может подвергнуться серьёзной внутриполитической дестабилизации, порождаемой сепаратистскими стремлениями этнических меньшинств.

Данное этническое условие действует в Бирме в отношении таких этнических меньшинств, как араканцы,моны, шаны. При этом их государственные образования нередко выступали в роли конкурентов государства собственно бирманцев в борьбе за влияние в субрегионе. То, что моны и араканцы оказались в роли побеждённых в этом противоборсте, со всеми вытекающими отсюда, характерными для междоусобных воин XVIII в. последствиями (истребление местной политической элиты, разграбление страны, массовый вывоз населения покорённого государства) способствовало снижению их этнополитического потенциала, а следовательно повышало возможность их ассимиляции. Выступление же шанских княжеств в роли партнёра бирманцев в ходе борьбы за создание общебирманской империи (империи Конбаунов) позволило шанам сохранить свою традиционную политическую структуру, организацию общества, политическую элиту, значительную часть местной автономии, что во многом определяет политическое поведение шанского меньшинства (в первую очередь, шанской традиционной элиты).

4. Наложение на этническую неоднородность Бирмы конфессиональных различий между отдельными этническими группами усложняет межэтнические отношения, делая их более конфликтными, идеологизированными и непримиримыми. Особенно это касается отношений между буддистским большинством (бирманцами) и христианским меньшинством, состоящим, главным образом, из представителей каренов. В христианской общине Бирмы, в силу характера распространения данной религии в Бирме, доминирует традиция восприятия себя как избранной группы, принадлежащей к более высокоразвитой, по сравнению с доминирующим этносом (конфессиональной общиной), прогрессивной цивилизации. Ориентация же на христианские ценности (в большинстве своём протестантского, баптистского толка) приводит к возникновению конфликта, неприятию государственной идеологии, базирующейся на традиционных буддистских ценностях и понятиях.

5. Наличие в Бирме трансграничных этносов (часть качинов проживает в Китае, каренов и монов- в Таиланде, чинов и нага- в Индии) создаёт условия для вмешательства внешнеполитического фактора во внутриполитические процессы, происходящие в стране. Соседние с Бирмой страны, на территории которых проживают данные трансграничные этносы имеют возможность использовать и неоднократно использовали это этнополитическое условие для реализации своих геополитических интересов.

6. Проживание в Бирме некоренных национальных меньшинств (индийской и китайской диаспор) может стать причиной возникновения межэтнических проблем. Что касается индийской общины, это связано с такими факторами, как, во-первых, существование значительных цивилизационных, социокультурных различий между бирманцами и индийской общиной, неприятие традиционных норм и моделей поведения друг друга, что приводит к возникновению этнофобий; и 1 и и Тр во-вторых, историеи появления и формирования индиискои общины в Бирме; в третьих, специфической ролью индийской общины в жизни Бирмы её общества. Что касается китайской общины, то межэтнические проблемы с бирманцами в этом случае возникают в результате стремления китайского капитала играть как можно более существенную роль в экономике страны. Отношение государства к этим двум диаспорам выражается в стремлении либо причислить их к категории иностранцев и тем самым лимитировать их деятельность, либо натурализовать, формально ассимилировать и тем самым лишить формального повода для гарантирования сохранения их культурной автономии и этнической самоидентификации, что практикуется в отношении коренных этнических меньшинств Бирмы.

7. В Бирме существует благоприятная среда для политизации этничности, превращения этнических условий, существующих в стране в фактор политической нестабильности. Во- первых, в стране есть этнические антрепренёры, в роли которых выступают локальные этнические элиты, лишённые в условиях авторитарного режима Бирмы иных возможностей для реализации своих интересов кроме как через мобилизацию своей этнической группы на конфронтационные действия по отношению к центральной власти. Во-вторых, экономическая отсталость Бирмы обуславливает ограниченность её внутренних ресурсов, что способствует обострению борьбы между центральной и региональными этническими элитами за распределение материальных благ.

8. Наиболее существенное влияние на превращение этнических условий в фактор политической нестабильности в Бирме оказывают внутриполитические предпосылки. Стремление использовать этническими элитами этнополитический конфликт как средство достижения или сохранения власти стало главной причиной осложнения отношений между федеральной властью, ассоциирующейся с доминирующим этносом, и национальными окраинами, населёнными этническими меньшинствами. Раскол внутри бирманской политической элиты, произошедший в конце 50-х годов, спровоцировал лидеров этнонациональных меньшинств к принятию более радикальных центробежных шагов по отношению к ослабевшему Центру. Обострение отношений между федеральной властью и национальными окраинами привело к значительной внутриполитической дестабилизации в Бирме , последствием которой стало установление в стране военной диктатуры. В условиях авторитарного режима, установившегося в Бирме в 1962 г., местные этнические элиты полностью лишились своих властных полномочий., и любое проявление групповых интересов, отличных от общегосударственных, категорически пресекалось. Поэтому этническая деятельность этнических меньшинств, не имеющих легальных возможностей для реализации своих интересов, приобрела в период с 1962 по 1988 год резко конфронтационные формы.

9. Превращению этнических условий в фактор политической нестабильности в Бирме способствуют и внешнеполитические предпосылки, а именно стремление отдельных стран спровоцировать в Бирме этнополитический конфликт, с целью использования его в качестве инструмента геополитического гегемонизма. Так, каренский национализм, приведший к бирмано-каренскому национализму, сформировался непосредственно при содействии Великобритании. Повстанческое движение таких трансграничных этносов Бирмы, как нага и чинов, активно поддерживалось КНР и Пакистаном, а каренов и монов- Таиландом. КНР, кроме того, пыталася оказывать влияние на внутрибирманские политические процессы через китайскую общину, проживающую в стране, что приводило к обострению отношений между бирманцами и хуацяо.

10. Политическая практика Бирмы знает прициденты, когда и экономические предпосылки оказывали влияние на характер межэтнических отношений в стране. Недовольство национальных окраин малым финансированием со стороны центральных властей, их стремление к сведению до минимума выплат налогов в общегосударственный бюджет и к ограничению контроля Центром над местными природными ресурсами и производством привело в конце 50-х- начале 60-х годов к серьёзному обострению отношений между федеральными Центром и национальными окраинами, к конфронтации между центральной властью и региональной этнической элитой.

11. Наряду с политическими и экономическими предпосылками политизации этничности, в Бирме существуют инерционные факторы, способствующие возникновению межэтнических конфликтов и затрудняющих их урегулирование. Это- этнофобия и фактор ответных действий ( главным образом распространяются на выходцев из Индии, Пакистана и Бангладеш), а также фактор автономизации инструмента этноконфликта (действует в отношении отдельных повстанческих отрядов националистического толка, контролирующих труднодоступные районы Бирмы и участвующих в нелегальной торговле наркотиками, драгоценными камнями и ценными породами древесины).

12. В качестве предпосылок, позволивших независимой Бирме существовать в качестве единого полиэтнического государства, а не распасться на множество мелких моноэтнических стран, автор выделяет следующие факторы: наличие у этнических групп, проживающих на территории современной Бирмы, исторической практики существования в рамках единого государства (империи); геополитическое положение Бирмы, заставившее этнические элиты осознать выгодность сильного централизованного государства, способного отстаивать свои интересы в регионе; складывание общебирманского внутреннего рынка и слоя местных предпринимателей, заинтересованных в сохранении единства страны; вовлечение национальных окраин в общебирманские политические процессы в годы японской оккупации и национально-освободительной борьбы, и появление там новых политических лидеров (представителей среднего класса), тесно связанных с бирманскими лидерами антиколониального сопротивления, занявших свободную нишу политического участия- вовлечение масс своих национальных районов в борьбу за общебирманское единство и нежелающих терять арену для своей политической деятельности; недовольство традиционной политической элитой национальных окраин послевоенной политикой возвратившихся колониальных властей; образование и рост влияния общенациональной политической организации; создание общенациональной освободительной армии; появление общенационального харизматического лидера.

Наряду с факторами, способствующими развитию центростремительных тенденций в полиэтническом обществе Бирмы, в стране существовали и предпосылки, порождавшие центробежные явления и не позволившие независимой Бирме стать унитарным государством, как большинство стран Юго-Восточной Азии, или федерацией, построенной по принципу территориально-административного деления. Это: наличие у основных этнических групп собственых традиционных институтов власти, этнической элиты, не желающей терять своих полномочий; многолетняя жестокая борьба различных этнических групп за верховенство в общебирманском государстве, породившая недоверие между различными этническими группами ; политика политической изоляции национальных районов от собственно Бирмы, проводимая английской колониальной администрацией; каренский сепаратизм, порождённый преференционной ролью данной этнической группы, предоставленной ей колониальными властями, и обострённый бирмано-каренскими вооружёнными столкновениями в начальный период японской оккупации Бирмы.

13. Федеративная модель, основанная на национально-территориальном принципе деления, оказалась не жизнеспособной в Бирме. Причины её неудачи заключаются в отсутствии в постколониальной Бирме консолидирующей общенациональной идеи; расколе в политическом руководстве страны, приведшем к распаду Антифашистской Лиге Народной Свободы- символу общебирманского политического единства; экономических проблемах, породивших в национальных районах недовольство экономической политикой центральных властей и обостривших противоречия между бирманских центром и национальными окраинами.

14. Неудача федеральной модели, основанной на принципе национально-территориального деления, привела к тому, что новое руководство Бирмы, пришедшее к власти в результате военного переворота, в отношении политической структуризации и организации полиэтнического общества стало исходить из принципа максимального снижения автономии национальных районов и усиления централизации власти. Таким образом была сделана попытка трансформации бирманского федерализма в сторону унитарного государства. Однако, лишение национальных районов автономии, а также отсутствие у этнических меньшинств легальных путей защиты своих национальных интересов привели к росту антиправительственных повстанческих движений националистического толка, борьба которых с центром значительно дестабилизировала внутриполитическую ситуацию в Бирме.

15. Дальнейшая трансформация государственного устройства Бирмы, осуществляемая новым правительством, пришедшим к власти в 1988 г. в результате военного переворота, происходит в направлении предоставления национальным районам значительной доли местной автономии, главным образом в экономической сфере. Взамен невмешательства центрального правительства во внутренние дела национальных районов, находящихся ранее под контролем сепаратистских повстанческих движений, от последних требуется сохранение территориальной целостности государства, т. е. отказ от требований политического самоопределения. При этом, для снижения сепаратистских настроений в национальных областях, власти проводят политику предоставления большей автономии малым народностям, входящим в состав более крупных этнических групп (титульных этносов). Тем самым подрывается монолитность титульных этносов национальных меньшинств, что делает их более сговорчивыми в отношении центрального правительства и снижает уровень их претензий на автономность. При условии сохранения власти у современного руководства Бирмы, трансформационные процессы государственного устройства страны будут происходить в сторону построения федеральной модели, основанной на территориально- административном принципе деления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Руденко, Ирина Тиновна, 1998 год

1. Конституция Социалистической Республики Бирманский Союз. М., 1976 г.

2. Речь Аун Сана на первом съезде AJIHC 20 января 1946 г.- Аун Сан. Бирма бросает вызов.Статьи и речи. М., 1965 г.

3. Речь Аун Сана в Лондоне 13 января 1947 г.- Аун Сан. Бирма бросает вызов. Статьи и речи. М., 1965 г.

4. Выступление Аун Сана на конференции АЛНС 23 мая 1947 г.- Аун Сан. Бирма бросает вызов. Статьи и речи. М.,1965 г.

5. Доклад Аун Сана о Конституции Бирманского Союза на сессии Учредительного собрания 16 июня 1947 г.- Аун Сан. Бирма бросает вызов. Статьи и речи. М.,1965 г.

6. Не Вин. Бирма на новом пути. М., 1965 г.

7. Бирма. Справочник. Ред.Узянов А.Н., Симония А.А., М., 1982 г.

8. Политология, энциклопедический словарь. М., 1993 г.

9. Census of India, 1931, Vol.11, Burma. Pt.l. Report, Pt.2 Tables. Rangoon, 1933.

10. The Government of Burma Act, 1935.1 l.Burma, Policy of His Majesty's Government. Statement of Policy and Official Speeches. 1945. L., 1946.

11. The Constitution of the Union of Burma. Rangoon, 1948.

12. The Constitution Amendment Act, 1951/ Act No. LXII of 1951.

13. Report of the Revolutionary Council on the Budget Estimates of the Revolutionary Government of the Union of Burma for 1962-63 & Abstracts of Budget Estimates, book II, Rangoon, 1962.

14. Budget Estimates of the Revolutionary Government of the Union of Burma for 1962-63, book II, Union Estimates, Rangoon, 1962.

15. Культура, традиции, обычаи коренных национальностей Бирманского Союза (Качины). Справочник. Рангун, 1967 г.- на бирм. языке.

16. Боуджоу Аун Сан и Мамы найнг то Менгунмя (Незабываемые речи генерала Аун Сана). Рангун, 1969 г.- на бирм. языке.

17. Литература на русском языке.

18. Агабеков Г.В. Суверенитет в федеративном государстве. РАН ИНИОН, М., 1993 г.

19. Алаев Э. Региональные этнические конфликты // "Федерализм", № 1, 1996 г.

20. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980 г.

21. Бабаков В.Г. Социально-культурные аспекты этнических кризисов в условиях модернизации. М., 1993 г.

22. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1909 г.

23. Бирма и Китай (проблемы взаимоотношений). Ред. Васильев В.Ф., М., 1982 г.

24. Блаут Дж.М. Национальный вопрос. Деколонизация теории национализма. АН СССР. ИНИОН. М„ 1988 г.

25. Бородай Ю.М. Этнос, нация, государство. // "Полис", 1992, N05-6, стр.19.

26. Бродель Ф. Динамики капитализма. Смоленск, 1993 г.

27. Ю.Бромлей Ю.В.Несколько замечаний о социальных факторах этногенеза // "Природа", №2, 1971 г.

28. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983 г.

29. Васильев В.Ф. Очерки истории Бирмы, 1885-1947, М., 1962 г. 1 З.Вишневский А.Г. Единая и неделимая // "Полис", № 2,1994 г.

30. Гаврилова А.Г. Национальный вопрос в Бирме в 1940-1950-е годы. М., 1981 г.

31. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие, М., 1995 г.

32. Государственная политика России в конфликтных зонах (аналитические материалы). Центр политических и региональных исследований. Ред. Паин Э.А., М., 1994 г.

33. Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. Ред. Васильев В.Ф., Левтонова Ю.О., М.,1997 г.

34. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990 г.

35. Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993 г.

36. Гусейнов A.A. Национальная фаза государственной истории // "Полис", № 5-6,1992 г.

37. До Тин Чи, Бирманский Союз (географический и этнографический очерк)- в сборнике "Бирманский Союз", М., 1958 г.

38. Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М., 1994 г.

39. Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика. История СССР (отдельный оттиск), № 1, АН СССР, М., 1990 г.

40. Листопадов H.A. Проблемы отношений между Мьянмой и Индией: история и современность. М., 1995 г.

41. Листопадов H.A. Общество и государство Бирмы // "Восток", №3, 1995 г.

42. Лейкофф С. Оппозиция "суверенитет автономия" в условиях федерализма: выбор между "или - или" и "больше - меньше" // "Полис", №1, 1995 г.

43. Марченко Г.И. Методологические подходы к исследованию этнополитических явлений // "Вестник Московского Университета", сер. 12, Политические науки, № 1, 1995 г.

44. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // "Полис", №5-6,1992 г.

45. Милль Дж.С. Представительное правление. СПб., 1907 г.

46. Можейко И. 5000 храмов на берегу Иравади. М., 1967 г.

47. Можейко И.В., Узянов А.Н. История Бирмы. М., 1973 г.

48. Мурадян A.A. Универсалии мира политики и регионализм политических реалий // "Вестник Московского Университета", сер. 18, Социология и политология, № 3, 1995 г.

49. Мурадян A.A. Регионализм как проблема политологии // "Вестник Московского Университета", сер. 12, Политические науки, № 3, 1995 г.

50. Национализм (взгляд из-за рубежа). Реф. сборник. Российская академия государственной службы при Президенте РФ. Ред. Иванов Г.И., М., 1995 г.

51. Национализм и формирование наций: теории- модели- концепции. РАН. Институт славяноведения и балканистики. Ред. Миллер A.M., М., 1994 г.

52. Парсонс Т. Общий обзор. Американская социология. М., 1972 г.

53. Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994 г.

54. Полонская JI.P. Этноконфессиональные проблемы в политической истории // "Восток", №2, 1992 г.

55. Политология: Учебное пособие для ВУЗов. Ред. Радугин A.A., М., 1996 г.

56. Празаускас A.A. Этнос, политика и государство в современной Индии. М., 1990 г.

57. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986 г.

58. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991 г.

59. Смолянский В.Г. Региональные конфликты и пути их преодоления // "Вестник Московского Университета", сер. 18, Социология и политология, № 3, 1995 г.

60. Такин Чит Маунг. Заметки о политической жизни Бирмы, 1962-1971. Сборник статей. М., 1976 г.

61. Тин Аун. Истоки бирманской культуры .- В: Бирманский Союз. Сборник статей. М., 1958 г.

62. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в постсоветском обществе. // "Вопросы социологии", 1993, No 1-2, стр.50.

63. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе. // "Вопросы философии", 1990, No 12, стр.13-14.

64. Системный подход: анализ и прогнозирование международных отношений (опыт прикладных исследований). Сборник. Ред. Тюлин И.Г., М., 1991 г.

65. Юго-Восточная Азия в 70-е годы (социально-политические и идеологические проблемы). Ред. Узянов А.Н., М. 1979 г.

66. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. М., 1992 г.

67. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // "Полис", № 1, 1994 г.54."Цивилизационная модель" международных отношений и её импликации (научная дискуссия в редакции журнала "Полис"// "Полис", №1,1995 г.

68. Чжу Чжи-хе. Бирма. М., 1958 г.

69. Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923 г.

70. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993 г.

71. Шпрингер Р. Национальная проблема. СПб., 1909 г.

72. Этнические процессы в странах ЮВА. Ред. Решетов A.M., М., 1974 г. 60.Этнология. Учебник для ВУЗов. Ред. Марков Г.Е., Пименов В.В. М., 1994 г.

73. Юго-Восточная Азия: проблемы региональной общности. Ред. Ростовский С.Н., М., 1977 г.

74. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994 г.

75. Ященко А.С. Теория федерализма// "Федерализм", № 1,1996 г.

76. Литература на английском языке.1 .Bandyopadhyaya К. Burma and Indonesia. Comparative Political Economy and Foreig Policy. South Asia Publishers. New Delhi, Madras, 1983.

77. Beetham, D. Max Weber and The Theory of Modern Politics. L., 1974.

78. Berghe, Van den P. Ethnic Pluralism in Industrial Societies. A Special Case?- "Ethnicity", Vol.3, N3, 1976.

79. Berghe, Van den P. The Ethnic Phenomenon. N.Y.; Oxford; Elsevier, 1982.

80. Bertalanffy, L. von. General System Theory: A New Approach to Unity of Science.- "Human Biologgy", Vol.23, N 4, 1951.

81. Bertalanffy, L. von. General System Theory: Foundations, Development, Applications. N.Y., 1968.

82. Boulding, K. Conflict and Defense. N.Y. 1962.

83. Burgess, M., ed., Federalism and Federation in Western Europe. L., 1986.

84. Cohen Eric.Tailand, Burma and Laos an Outline of the Comparative Social Dynamics of Three Theravada Buddist Societies in the Modern Era.- In: Patterns of Modernity. Ed. by Eisenstadt. Vol II. Beyond the West.- N.Y., 1987, p. 206.

85. O.Connor W. Nation-Building or National Destroying?- "World Politics", 24 (April 1972).

86. Cuper L. Plural Societies: Perspectives and Problems.- In: Pluralism in Africa. Berkeley, 1969.

87. Davis H.B. Towards a Marxist Theory of Nationalism. N.Y., L., 1978.

88. Deutsch K.W. Nationalism and Social Communication. Cambridge, 1966.

89. Diamond L., Linz J.J., Lipset S.M., eds. Democracy in Developing Contries: Comparing Experiences with Democrasy. Boulder Co: Lynn Reinner, 1990.

90. Duchacek I.D. The Territirial Dimension of Politics Within, Among and Across Nations. Boulder (Col.), 1986.lö.Duverger M. The Idea of Politics. 1964.

91. Easton D. The Political System. An Inquiry into the State of Political Science. N.Y., 1966.

92. Eckstein H. Division and Cjohesion in Democracy : A Study of Norway. Princeton, 1966.

93. Enloe C. Police, Military and Ethnicity: Foundations of State Power. New Brunswick; L., 1980.

94. Francis E.K. Interethnic Relations: An Essay in Sociological Theory. N.Y., 1976.21 .Fukuyama F. The End of History and The Last Man. Penguin book, 1992.

95. Furnivall J.S. Colonial Policy and Practice: A Comparative Study of Burma and Netherlands India. Cambridge, 1948.

96. Furnivall J.S. The Governance of Modern Burma, N.Y.,1960.

97. Gellner E. Thought and Change. L., 1972.

98. Gurr T.R. Third World Minorities at Risk Since 1945.- Background Paper Prepared for the Conference of Conflict Resolution in Post-Cold War Third World, U.S. Institute of Peace, October 1990.

99. Harvey G.E. British Rule in Burma, 1824-1942. London, Faber & Faber.

100. Hayes C.J.H. Essays on Nationalism. N.Y., 1928.

101. Hayes C.J.H. Two Varieties of Nationalism. "Original" and "Derived".- Proceedings of The Association of History Teachers of The Middle States and Maryland, 1928.

102. Hayes C.J.H. The Historical Evolution of Modern Nationalism, N.Y., 1931.

103. Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Haven, 1968.

104. Jalali R., Lipset S.M. Race and Ethnic Conflicts: A Global Perspective.- "Political Science Quarterly", Vol. 107, November 4, 1992-93.

105. Kennan G.F. A Personal and Political Philosophy. Around The Cragged Hill. W.W. Norton & Co. N.Y., L.,1993.

106. Kohn H. The Age of Nationalism. N.Y., 1962.

107. Kotze D. Nationalism: A Comparative Study. Cape Town: Tafelberg, 1981.

108. LeRoy J.C. Burma and the Japanese Invader. Bombay, 1945.

109. Lijhart A. Democracy in Plural Societies: A Comparative Exploration. New Haven, Yale University Press, 1977.

110. Lijphart A. Consociational Democracy// Blackwell Enciclopedia of Political Science. Bogdanor V. ed.- Cambridge: Blackwell, 1992.

111. Maclaughlin J. Nationalism as Autonomous Force: A Critique of Recent Scholarship of Ethnonationalism.- Canadian Review of Studies in Nationalism. Charlottentown, Vol. 5, N 1/2, 1988.

112. McCloud D.G. System and Process in Southeast Asia: The Evolution of a Rigion. Westview Press- Boulder, Colorado, 1986.

113. Maung Maung. Burma in The Family of Nations. Amsterdam, 1957.

114. Mill J.S. Considerations on Representative Government. N.Y. 1958.

115. Minague K. Nationalism. L., 1970.

116. Morgenthau Hans J. The Paradoxes of Nationalism.- "Yale Review", XLVI (June, 1957).

117. Nagel J. The Ethnic Revolution: Emergence of Ethnic Nationalism- In: Driedger L., ed., Ethnic Canada: Identities and Inequalities, Toronto, Copp Clar Pitman, 1987.

118. Nairn T. The Break-up of Britain: Crisis and Neo-colonialism. L., New Left Book,1977.

119. Nordlinger E.A. Conflict Regulation in Divided Societies.- "Occasional Papers in International Affairs." N 29, Cambridge, Mass., 1972.47.0rridge A. Uneven Development and Nationalism.- Political Studies, Vol. XXIX, N 2, 1981.

120. Pye L.W. Identity and The Political Culture.- In: Crises and Sequences in Political Development. Boston, 1966.

121. Pye L.W. Aspects of Political Development. Princeton, 1967.

122. Rothschild J. Ethnopolitics: A Conseptual Framework. N.Y.; Columbia UP, 1981.5 l.Seton-Watson H. Nations and States: An Inquiry into The Origins of Nations and The Politics of Nationalism. L., 1977.

123. Shafer B.C. Faces of Nationalism. New Realities and Old Myths. N.Y., 1972.

124. Shibutani T., Kwan K. Ethnic Stratification: A Comparative Approach. Macmillan Co., N.Y., 1965.

125. Shiels F. Centre and Perifery.- In: Personal Knowledge: essays presented to Michael Polonyi on his seventieth birthday, 11 March 1961, L., 1961.

126. Shiels F. Introduction.- Ethnic Separatism and World Politics. Lanham, 1984.

127. Smiley D.Y. The Federal Condition in Canada. Toronto, McGraw- Hill Ryerson, 1987.

128. Smith A. Introduction.- The Formation of Nationalist Movements. Nationalist Movements. L., Basingstoke, 1976.

129. Stack J. Ethnic Groups as Emerging Transnational Actors. Ethnic Identities in a Transnational World. Wesport, 1981.

130. Steiner J. The Principle of Majority and Proportionality.- "The British Journal of Political Science", N 1, 1971.

131. Stoessinger J. G. The Might of Nations. World Politics in our Time. McGraco- Hill Publishing Co, 1990.

132. Verdery K. Ethnicity as Culture: Some Soviet-American Contrasts. Canadian Review of Studies in Nationalism. Charlottentown, 1988, Vol.5, No 1-2.

133. Verdery K. Whither "Nation" and "Nationalism" ? Daedalus. Summer 1993/

134. Weber M. Economy and Society. Bedminster Press. N.Y., 1968.

135. Wheare K.C. Federal Government. L., 1946.

136. Williams C. Introduction.-National Separatism. Cardiff, 1982.

137. Woodrow W. Southwards from China. A Survey of South East Asia since 1945 . London, 1952.

138. Литература на бирманском языке.

139. Аун Тан . Аун Сан , из-во Баган, 1965- на бирм. языке.

140. Бамо Тин Аун. История Бирмы. Рангун, 1963.- на бирм. языке.

141. Бамо Тин Аун. История Бирмы в колониальный период, Рангун 1964 на бирм. языке.

142. Такин Тин Мья. Борьба за освобождение страны. Рангун, 1966- на бирм. языке.

143. Краткая история Бирмы и роль армии, 1948-1988. Рангун, 1990- на бирм. языке.

144. Периодические издания на русском, английском и бирманском языках.

145. Компас № 24, ИНО ТАСС 06.02.92.

146. Компас № 62, ИНО ТАСС 31.3.92.

147. ИТАР- ТАСС, Янгон, 07.02.1997.

148. ИТАР-ТАСС, Ханой, 20.03.1997 г.

149. ИТАР-ТАСС, Ханой , 3. 03.1997 г.

150. ИТ АР-ТАСС, Янгон, 11.02.1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.