Власть и ответственность в условиях социоприродного кризиса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Баринова, Софья Геннадьевна

  • Баринова, Софья Геннадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 172
Баринова, Софья Геннадьевна. Власть и ответственность в условиях социоприродного кризиса: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Красноярск. 2016. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Баринова, Софья Геннадьевна

Содержание

Введение

ГЛАВА 1 ВЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО

РАССМОТРЕНИЯ

1.1 Эволюция социально-философских концепций власти

1.2 Сущностные характеристики власти

ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЛАСТИ В СИТУАЦИИ

СОЦИОПРИРОДНОГО КРИЗИСА

2.1 Специфика социоприродного кризиса

2.2 Эковласть и ответственность

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Власть и ответственность в условиях социоприродного кризиса»

Введение

Актуальность исследования. В современном обществе все сферы жизни подвергаются глубинным трансформациям: изменяются способы проявления и реализации власти, модели экономического развития, нравственные принципы, формы социального взаимодействия. Всё чаще под сомнение ставятся нормы международного права, моральные ценности, суждения общественного вкуса, еще недавно казавшиеся незыблемыми. В то же время социальная система подвергается серьезным угрозам со стороны внешней среды: возрастают риски, исходящие от техногенного окружения человека, более масштабными становятся экологические вызовы. Под угрозой находится и сама природа: загрязнение окружающей среды приводит к разрушению экосистем и повышению темпов сокращения биоразнообразия. Обобщение этих негативных факторов позволяет заключить, что на текущем этапе развития общество оказалось в ситуации углубляющегося социоприродного кризиса.

Во все переломные периоды цивилизационного развития первоочередное теоретическое и практическое значение приобретают вопросы реализации властных отношений, эффективности функционирования политической системы и степени ответственности государства перед обществом. Г. Йонас пишет: «Природа человеческой деятельности фактически изменилась, и к тому, за что мы обязаны нести ответственность, добавился предмет совершенного нового порядка, не более и не менее, как биосфера всей планеты в целом, потому что мы располагаем властью над нею»1. Социоприродный кризис заставляет переосмыслить представления об объеме и содержании власти, проблематизирует сложившиеся подходы к ней, а также поднимает дискуссионные вопросы, связанные с характером деятельности индивидов, государства, бизнеса, гражданского общества, всего человечества.

Преодоление кризисных явлений современности и переход к устойчивому развитию требуют глубокого понимания закономерностей процессов вос-

1 Йонас Г. Принцип ответственности. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 51.

производства общественной жизни, сохранения экологического баланса в системе «человек-природа», гармонизации социоприродных взаимоотношений, выработки норм и ценностей взаимодействия общества и окружающей среды. Системный анализ сущностных характеристик глобальных проблем, обращение к философским трудам западных и российских мыслителей приводят к выводу о том, что в первостепенное значение в этом процессе имеют отношения власти и ответственности.

Именно четкое понимание сфер и пределов ответственности власти перед обществом и природой позволяет представить наиболее общие ориентиры для политической, правовой, экономической деятельности, способствующей выходу из кризиса.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, с одной стороны, реальными проблемами и вызовами, возникающими перед властью в ситуации системного социоприродного кризиса, а с другой -необходимостью переосмысления всего накопленного к сегодняшнему дню социальной философией знания о власти и ее ответственности с учетом кризисной ситуации, в которой находятся общество и природа.

Степень разработанности проблемы. Феномен власти относится к числу наиболее дискутируемых философских вопросов. Ряд известных мыслителей, опираясь на реалии своего времени, на протяжении столетий исследовали проблемы генезиса и природы властных отношений. Определяющее воздействие на формирование философской теории власти оказали Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Цицерон; дальнейшее ее развитие связано с именами Августина Аврелия, Г. В. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, И. Канта, Дж. Локка, Н. Макиавелли, К. Маркса, Ж. Ж. Руссо, Б. Спинозы и др. На рубеже XIX -ХХ столетий теория власти испытала влияние философии иррационализма (А. Бергсон, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер и др.). В ХХ в. проблема власти подробно анализировалась Р. Ароном, У. Беком, П. Бурдье, Э. Гидденсом, Н. Луманом, Э. Тоффлером, М. Фуко, Ю. Хабермасом и многими другими философами и социологами.

В русской религиозной философии вопросы о сущности власти поднимались в трудах Н. А. Бердяева, Ф. М. Достоевского, И. А. Ильина, Вл. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова, А. С. Хомякова и др. А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Г. В. Плеханов, Н. Г. Чернышевский и др. стояли на материалистических позициях объяснения власти. В русле идей философского позитивизма власть исследовали П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. В современной отечественной философии проблемы власти рассматривают Г. А. Алексеева,

A. С. Ахиезер, И. А. Гобозов, А. И. Демидов, А. В. Дмитриев, В. В. Ильин,

B. Г. Ледяев, Н. А. Нарочницкая, А. С. Панарин, В. Г. Федотова, С. С. Фролов и др.

Ответственность находится в фокусе социогуманитарных исследований ХХ-ХХ1 вв. (Э. Агацци, К.-О. Апель, М. Вебер, Р. Вицтлер, К. Войтыла, Х. Ленк, А. Макинтайр, О. Хеффе, а также Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, Е. Н. Лисанюк, А. И. Ореховский, В. Ю. Перов, А. В. Прокофьев, А. В. Шестакович). Экологическая ответственность рассматривается Р. Атфилдом, Ж. Грейшом, Г. Йонасом, в отечественной науке -Р. И. Александровой, А. А. Сычевым, В. А. Писачкиным, Н. П. Пугачевой. Проблема ответственности власти - тема работ Х. Арендт, И. Берлина, Дж. Ролза, М. В. Буханова, Б. Г. Капустина, С. Н. Кокорина, С. О. Конышева, М. А. Краснова, С. Г. Мусиенко, В. В. Серебрянникова, А. В. Толстоухова, Н. И. Учайкиной и др.

Философские аспекты кризиса проанализированы такими авторами, как К. С. Арутюнян, Ю. Б. Вертгейм, О. А. Музыка, Н. Н. Моисеев, Е. В. Мочалов, А. П. Назаретян, А. П. Никонов, С. М. Павлова, Л. Д. Рассказов, Т. Ю. Сидорина, Л. А. Шалимова. Проблем экологического кризиса в своих работах касаются Х. Ролстон, С. Спринчан, Л. Уайт, В. Хесле, а также Г. Е. Белоногов, Г. Г. Зейналов, Е. А. Мартынова, Е. В. Рябова, Ю. Н. Пахомов, А. Г. Сабиров, Р. С. Сартаева, А. Б. Фельдман, А. А. Шишкина и др.

Обзор литературы демонстрирует разностороннюю разработанность и, одновременно, крайнюю дискуссионность проблем власти, ответственности,

социального и экологического кризиса в социальной философии за рубежом и в России: несмотря на большое количество исследований, общепринятой точки зрения на эти феномены не существует. Кроме того, отсутствуют работы (в том числе, диссертационные исследования), где перечисленные проблемы рассматривались бы в их реальной связи и взаимозависимости.

Объектом настоящего диссертационного исследования является власть как социокультурный феномен, а предметом - ответственность власти в ситуации социоприродного кризиса.

Цель - социально-философский анализ власти и ответственности в условиях социоприродного кризиса.

Для достижения данной цели планируется решение следующих задач:

- выявить тенденции развития основных социально-философских концепций власти;

- определить сущностные характеристики феномена власти в контексте отношений человека и окружающей среды;

- раскрыть специфику социоприродного кризиса;

- проанализировать ответственность власти как фактор преодоления со-циоприродного кризиса.

Гипотеза исследования. Практическая реализация возможностей эковла-сти как способности управления экосоциальными системами способна вести как к негативным, так и к позитивным последствиям. Отрицательные последствия имеет такое применение эковласти, при котором социальные и экологические задачи решаются за счет друг друга: разрушаются крупные экосистемы (поворот рек, осушение морей, затопление больших территорий, загрязнение вод, земли и атмосферы, вырубка лесов и т. д.) без учета последствий этих действий для общества или жертвуется социальное благополучие ради разрешения экологических проблем. Позитивные результаты реализации эковласти требуют социально ответственного, т. е. в полной мере сбалансированного подхода к разрешению кризиса в системе «человек - природа».

Теоретико-методологические основания исследования. Решение рассматриваемых в диссертационном исследовании проблем осуществляется на основе общенаучных и философских методов и подходов.

Системно-комплексный подход позволяет рассматривать феномен власти как целостную систему элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом и образующих сложное многоуровневое единство.

Социокультурный подход к проблеме, способствует выявлению культурной обусловленности социоприродного кризиса и поиску духовных оснований его преодоления.

В рамках заявленных подходов в исследовании использовались следующие методы:

- сравнительно-исторический, позволяющий изучить особенности эволюции и тенденции развития властных отношений в истории общества;

- структурно-функциональный, способствующий установлению устойчивых элементов в структуре власти и их роли в поддержании стабильности социальной системы;

- аксиологический, содействующий выявлению значения ценностей ответственности и доверия для сохранения баланса в системе «человек-окружающая среда»;

- элементы «археологии знания» (М. Фуко), способствующие рассмотрению взаимосвязи власти, знания и дискурсивных практик.

Применение этих методов позволяет установить как универсальные константы в структуре власти, так и изменчивые системообразующие и системо-разрущающие ее составляющие.

Теоретическим основанием диссертационного исследования послужили концепция биовласти М. Фуко и теория ответственности Г. Йонаса.

Научная новизна исследования заключается в выделении оснований для комплексного социально-философского рассмотрения ответственности власти в ситуации обострения глобальных проблем, для чего автор вводит понятия «эковласть», «социоприродный кризис» и «социоприродная ответственность».

Ключевыми элементами новизны исследования выступают следующие положения:

- выявлены основные тенденции становления социально-философских концепций власти и их трансформации в ситуации новых экологических вызовов;

- определены сущностные характеристики феномена власти в системе отношений общества и природы;

- проанализирована специфика социоприродного кризиса;

- раскрыта роль ответственности власти в процессе преодоления социо-природного кризиса.

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ тенденций развития социально-философских концепций показывает, что в условиях новых социальных и природных вызовов традиционные модели рассуждения о субъекте, объекте и источнике власти требуют пересмотра. Сегодня общество, вооруженное знаниями и техникой, стало крупной геологической силой, а власть получила в свои руки возможности управления не только социальными, но и природными процессами. Новые возможности обусловливают формирование эковласти - качественно новой формы власти, надстраивающейся над биовластью, но обладающей более широкой сферой воздействия и способной осуществлять управление на социоприродном уровне.

2. В обществе риска ключевое значение приобретает способность власти предупреждать социоприродные риски (вызванные прежде всего техногенными и природными катастрофами), управлять рисками, упорядочивая поведение человека в экстремальных ситуациях; смягчать последствия рисков. К числу важнейших функций власти на современном этапе ее функционирования относятся: распределение ресурсов; защита от социоприродных угроз, управление рисками, смягчение их последствий; создание системы норм и правил, сообразующихся с моральными ценностями. Современность ставит перед человечеством вопрос, с одной стороны, о глобализации власти (создании международных

властных структур ), а с другой - о ее индивидуализации (повышении роли личности во властных отношениях).

3. Анализ кризисов (морального, экономического, политического и т. д.), показывает, что они существуют не самостоятельно, а являются различными аспектами единого глобального социоприродного кризиса, охватывающего не только отношения человека и человека, но и человека и природы. В условиях социоприродного кризиса из системы отношений нельзя вычленить и изолировать отдельные (экономические, экологические, моральные, политические) элементы: они настолько переплелись, что фактически существуют как единое целое.

4. Социоприродная ответственность есть такое отношение субъекта эковласти (государства, бизнеса и индивида) к природе и обществу, которое характеризуется выполнением норм, направленных на поддержание условий стабильного общественного воспроизводства. Чтобы действия в социоприродном пространстве рассматривались в качестве ответственных, во-первых, необходимо наличие реальной возможности влиять как на социальную, так и на экологическую ситуацию. Во-вторых, основой для выстраивания отношений человека с природой должны стать осознание уязвимости природы и необходимости заботы о ней. В третьих, для возникновения ответственности необходима подотчетность субъекта ответственности перед авторитетной инстанцией. Преодоление социоприродного кризиса требует ответственного поведения каждого из субъектов эковласти и их подотчетности друг перед другом.

Теоретическая и практическая значимость исследования определена его целью, задачами и избранной методологией. Она состоит в углублении социально-философских представлений о власти в условиях социоприродного кризиса, сфере и границах ее социальной и экологической ответственности. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в различных областях социогуманитарного знания для углубления научного понимания трансформаций власти и ответственности в современном обществе. Выводы и положения работы могут применяться в учебном процессе в институтах

высшего образования в преподавании социальной философии, а также в ходе разработки специальных и факультативных курсов, посвященных проблемам власти, ответственности, социоприродного кризиса.

Апробация результатов исследования. Выводы и отдельные идеи диссертации выносились на обсуждение на международных научно-практических конференциях «Конференция молодых ученых Сибирского федерального округа» (Красноярск, 2007), «Государство и бизнес. Современные проблемы экономики» (Санкт-Петербург, 2015), «Перспективы развития науки» (Уфа, 2015), «Христианские ценности в культурной традиции Востока и Запада: история и современность» (Минск, 2016); международном междисциплинарном семинаре «Кросс-культурный подход в науке и образовании» (Новосибирск,

2009); всероссийских научных, научно-методических и научно-практических конференциях «Инновации в науке и образовании: опыт, проблемы, перспективы развития» (Красноярск, 2007), «Студенческая наука - взгляд в будущее» (Красноярск, 2008), «Теоретические проблемы экономической безопасности России в XXI веке» (Томск, 2008), «Инновации в образовании» (Красноярск,

2010), «Язык и социальная динамика» (Красноярск, 2011), «Антитеррор» (Красноярск, 2015); «Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты» (Пермь, 2016); межвузовской научной конференции «Проблемы социально-экономического развития Сибири» (Красноярск, 2007); научных семинарах кафедры. Диссертация обсуждена на кафедре гражданского права и процесса Автономной некоммерческой организации высшего образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» и 4 октября 2016 г. рекомендована к защите.

Соответствие паспорту специальности. Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспорту специальности 09.00.11 - Социальная философия, а именно п. 30 «Власть и собственность как факторы исторической эволюции», п. 33 «Глобальные проблемы современной цивилизации».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и библиографического списка, включающего 277 наименований, общий объем работы составляет 172 страницы

ГЛАВА 1. ВЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО

РАССМОТРЕНИЯ

1.1 Эволюция социально-философских концепций власти

Решение долгосрочных стратегических задач социоприродного развития требует постоянных трансформаций в сфере производства и воспроизводства общественной жизни и условий ее существования, что, в свою очередь, задает настоятельную необходимость интегрирования накопленного философией знания о власти и его переосмысления применительно к современным проблемам. Поэтому задачей первого параграфа является исследование эволюции рассмотрения проблемы власти в истории социальной мысли и выявление основных тенденций развития этого важнейшего для теории современной философии феномена.

Целый ряд известных представителей философской мысли (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель и многие другие), опираясь на реалии своего времени, на протяжении столетий исследовали проблемы генезиса и природы власти.

В европейской философии становление политико-правовых идей начинается в Древней Греции. Поскольку социально-философская рефлексия власти выделяет античный период в качестве своего идейного фундамента, мы обратимся к ключевым, на наш взгляд, идеям древнегреческих философов, оказавших наиболее заметное влияние на развитие идей последующих авторов, занимающихся этими и смежными проблемами.

В начальный период развития философской мысли власть предстает как феномен обобщенного социально-коммуникативного опыта, в отображении которого доминирует эмпирические наблюдения, а не теоретический анализ.

Классический образец ранней древнегреческой диалектики, а также пример философской рефлексии проблемы источника власти, исходящей из политических предпочтений его автора, представляет собой учение Гераклита.

Философ, по мнению Гераклита, должен уметь видеть за иллюзорным многообразием явлений мира его общее, единое начало. Стремление ставить свои цели выше общественных приводит к тому, что люди перестают (или не желают) замечать это истинное начало, признавая возможность сосуществования различных противоречивых мнений, основанных на некритичном восприятии мира.

Философ скептически относился к интеллектуальным способностям масс «Ибо не смыслит людей большинство того, что встречает оно. И обучившись, не знает его, себя же знающим считает»2. Понимающий человек по своей общественной пользе, считал Гераклит, равен десяти тысячам людей из средней массы.

Основное положение политического мировоззрения эфесского мыслителя -власть должна принадлежать меньшинству «лучших». По его мнению, политическая элита коренным образом отличается от общей массы людей, ставящих чувственные удовольствия выше интересов государства. Гераклит утверждал: «Ибо одно перед всем предпочтут наилучшие - вечнотечную славу. А множество смертных нажираются, словно скоты, брюхом, срамом, постыднейшим в нас, из-меривая благополучие»3.

Утверждая свое превосходство в соперничестве с другими, лучший получает право на руководство другими. Соперничество, конфликт, спор - это среда, в которой рождается власть и, благодаря своим заслугам перед обществом, выделяются лидеры: «Раздор - отец всех общий, и всех общий царь. И одних богами объявляет он, а других—людьми, одних рабами створяет он, а других свободными»4. Наилучший становится правителем, получая право устанавливать законы. Для Гераклита закон есть не договор или консенсус, а повиновение всех сильной воле одного.

2 Гераклит Эфесский. Все наследие. М: Ад Маргинем, 2012. С.160.

3 Там же, С.162.

4 Там же. С.166.

Гераклит постоянно критикует правителей Эфеса за потакание вкусам широких масс «Ибо где у них ум и где разум? Песни народов горланит один, словно наставник вещает другой, на потребу толпы. И не знают оба, что много злых и мало добрых»5.

Подобно тому, как мудрец способен разглядеть за видимым многообразием божественное единство, хороший правитель должен видеть единое общее благо за множеством политических требований своих подданных. Общество выживает и развивается только как единое целое, спаянное общими идеалами и устремлениями. Власть - это способность обуздать центробежные силы и придать обществу с помощью законов и авторитета целостность и единство: «Ибо мудрость - в одном: устанавливать знание, коим владея, ты сможешь всем управлять через все»6.

В таком аспекте решение любых кризисных ситуаций предполагает необходимость объединения всех граждан под руководством людей, обладающих знаниями и волей, способной преломить возможное сопротивление оппонентов.

Разумеется, о серьезном концептуальном понимании власти говорить здесь еще нельзя, тем не менее Гераклит наглядно демонстрирует современникам свое практическое (подчеркнуто аристократическое) отношение к проблеме.

Иная точка зрения на власть представлена у Демокрита, который рассматривал человека не как изолированного от других индивидуума, а, прежде всего, как свободного и независимого гражданина города-государства (полиса). Наилучшим строем для государства Демокрит считал демократию, хотя и понимал, что нет абсолютной гарантии того, что избранными всегда и во всех случаях окажутся только лучшие из граждан. Он говорил: «Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии, настолько же, насколько свобода лучше рабства»7.

Б. Б. Виц отмечает, что Демокрит отстаивал необходимость создания и постоянного поддержания в демократическом государстве условий, которые обеспечили бы твердость и безопасность демократических правителей в соблюдении и

5 Там же. С.175.

6 Там же. С.164.

7 Лурье С.Я. Демокрит. Переводы. Тексты. Исследования. Ленинград.: Наука. 1970. 664 с. С.361.

защите законности. Он подчеркивал, что выборные лица, хорошо выполнявшие свои функции, не должны ожидать за это похвал, ведь начальствующее лицо избирается не для того, чтобы дурно вести дело, а для того, чтобы хорошо вести его. Демокрит, кроме того, не считал умственное превосходство и специальную подготовку к управлению государством привилегией высшей касты или класса. Чувство долга и совесть можно выработать в людях, полагал он, в процессе воспитания, в котором «учение выявляет природу», а «природные способности, упражнение и время» служат образованию человека8.

Хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно - с ним вместе гибнет все. Поэтому интересы государства следует ставить выше всего остального: «Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела»9.

Таким образом, разумное государство - общее дело всех граждан полиса, и основой его построения является солидарность. В отличие от Гераклита, Демокрит выступал против конфликтов и междоусобиц, «Междоусобная война, - писал он, - это зло для обеих сторон: это бедствие одинаково и для победителей, и для побежденных»10.

Гераклит и Демокрит, таким образом, задали две базовых линии в восприятии власти и государства в античной философии: аристократическую и демократическою, в которых источником власти считались, соответственно, особые способности и заслуги лучших людей или мнение народа. При этом необходимо отметить, верифицируемую конкретность, предметность представлений этих мыслителей о власти, а, с другой стороны, недостаточную теоретическую разработанность проблемы, результатом которой стала смысловая нечеткость понятия власти, сводящейся к различным эмпирическим ее проявлениям.

8 Виц Б.Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979. С.159

9 Лурье С.Я. Демокрит. Переводы. Тексты. Исследования. Ленинград.: Наука. 1970. С.360.

10 Там же. С.370.

Последовательно философский подход к власти предложил Сократ, рассматривавший ее, прежде всего как знание об управлении. «Цари и правители, говорил Сократ,— не те, которые носят скипетр или избраны кем попало или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управ-лять»11.

В сущности, Сократ выявляет глубинные основания власти и находит их, прежде всего, в умении управлять собой, властвовать над собственными желаниями. Это предполагает способность к подавлению аффектов при помощи разума, господство рационального над эмоциональным. Такой подход переводит дискуссию о власти в принципиально иную плоскость рассуждений: от собственно политики к этике и, отчасти, к гносеологии и онтологии власти.

К. Поппер писал, что учение Платона стало кульминацией идей, высказанных предшествовавшими ему философами12. Наряду с интересом к метафизическим проблемам у Платона был ярко выражен интерес к проблемам полиса - государства, власти. Он стремится всесторонне раскрыть вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития. Одним из ключевых и значимых утверждений философа можно считать следующее: «Государство возникает когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом нуждается... Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь» 13. Таким образом, целью государственной власти является обеспечение тех нужд людей, тех общественных благ, которые не могут быть удовлетворены индивидуально, вне государства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Баринова, Софья Геннадьевна, 2016 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. -М. : ВЛАДОС, 1994. - 336 с.

2. Алексеев, С. С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху / С. С. Алексеев. - М. : НОРМА, 1998. -416 с.

3. Алексеева, Г. А. Нужна ли философия политике? / Г. А. Алексеева. - М : Едиториал УРСС, 2000. - 126 с.

4. Антошина, Н. М. Принципы государственной кадровой политики в сфере государственной службы / Н. М. Антошина // Власть. - 2009. - № 12. - С. 31-34.

5. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян / Аристотель. - М. : Флинта, 2007. - 233 с.

6. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4 / Аристотель. - М. : Мысль, 1984. -830 с.

7. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. - М. : Текст, «РИФ», 1993. -301 с.

8. Арон, Р. Эссе о свободах / Р. Арон [пер. с фр. Н. А. Руткевич]. - М. : Праксис, 2005. - 208 с.

9. Арутюнян, К. С. Трансформация общественного сознания в условиях социального кризиса / К. С. Арутюнян. - Рязань: РИНФО, 2014. - 165 с.

10. Ахиезер, А. С. Социальная философия в усложняющемся мире / А. С. Ахиезер, М. Э. Рябова // Общественные науки и современность. - 2005. - № 3. - С. 137-143.

11. Ахиезер, А. С. Концепция социальной философии в усложняющемся мире /

A. С. Ахиезер, М. Э. Рябова, А. А. Сычёв // Власть. - 2005. - № 7. - С. 54-62.

12. Бабинцев, В. П. Субкультура бюрократии: приговор модернизации России? /

B. П. Бабинцев // Власть. - 2013. - № 1. - С. 20-25.

13. Баландье, Ж. Политическая антропология / Ж. Баландье [пер. с англ. Е. А. Самарской]. - М. : Научный мир, 2001. - 203 с.

14. Бек, У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия / У. Бек [пер. с нем. А. Б. Григорьева, В. Д. Седельника; послесловие В. Г. Федотовой, Н. Н. Федотовой] - М. : Территория будущего, 2007. - 464 с.

15. Бек, У. Общество риска: На пути к другому Модерну / Ульрих Бек [пер.с нем. В. Седельника, Н. Федоровой]. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

16. Белоногов, Г.Е. Экология как философия выживания в XXI веке / Г. Е. Белоногов, А. В. Бондаренко, М. Ю. Лукиянов // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 8 (87). - С. 340-343.

17. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. - Репринтное воспроизведение издания УМСЛ-РКЕББ, 1955г. - М. : Наука, 1990. -224 с.

18. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М. : Библейская Лига, 2002. - 292с.

19. Бобков, В. Н. От капитализма к новому социальному качеству - народному гуманистическому социализму глобального общества / В. Н. Бобков // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - № 3. - С. 18-36.

20. Богданов, А. В. Западничество в России: история и современность / А. В. Богданов // Философия и общество. - 2008. - № 3. - С. 160-175.

21. Богданов, В. В. Диалектические основания власти / В. В. Богданов // Власть. - 2009. - № 9. - С. 9-12.

22. Болотоков, В. Х. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины ХХ века / В. Х. Болотков, А. М. Кумыков. - М. : Гелиос АРВ, 2002. - 480 с.

23. Борисюк, В.И. Политические институты на рубеже тысячелетий. XX в.-XXI в. / В. И. Борисюк, Г. И. Вайнштейн, И. Е. Городецкая и др. - Дубна : Фе-никс+, 2001. - 478 с.

24. Булдаков, В. П. Революция как проблема российской истории / В. П. Булдаков // Вопросы философии. - 2009. - № 1. - С. 53-64.

25. Бурдьё, П. Социология политики / П. Бурдьё [пер. с фр., сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко]. - М. : Socio-Logos, 1993. - 336 с.

26. Буханов, М. В. Позитивная ответственность политической власти: поиск теоретического обоснования / М. В. Буханов. - М. : [б.и.], 2010. - 103 с.

27. Бушуев, В. В. Эргодинамика - экоразвитие - социогуманизм / В. В. Бушуев, В. С. Голубев. - М. : Ленанд, 2010. - 336 с.

28. Бушуев, В. В. Индикаторы социоприродного развития российских регионов / В. В. Бушуев, В. С. Голубев, А. М. Тарко. - М. : Энергия, 2004. - 96 с.

29. Василенко, И. В. Информационные ресурсы и формирование новой постклассической картины политического мира / И. В. Василенко // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - 2004. - № 2. - С. 26-37.

30. Вебер, М. Избранное: Образ общества / М. Вебер [пер. М. И. Левина и др.]. -М.; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 766 с.

31. Вебер, М. О России: Избранное / М. Вебер [авт. предисл. и пер. А. Кустарева]. - М. : РОССПЭН, 2007. - 157с.

32. Вернадский, В. И. Труды по всеобщей истории науки / В. И. Вернадский -М. : Наука, 1988. - 334 с.

33. Вертгейм, Ю. Б. Пределы интеграции в условиях мирового кризиса (опыт социально-философского анализа) / Ю. Б. Вертгейм // Вестник НГУ : серия Философия. - 2009. - Т. 7. - Вып. 1. - С. 54-59.

34. Виндельбанд, В. От Канта до Ницше / В. Виндельбанд [пер. с нем. под ред. А. И. Введенского]. - М. : Канон-Пресс, 1998. - 494 с.

35. Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история / В. Виндельбанд [пер с нем.]. -М. : Юристъ, 1995. - 687 с.

36. Виндельбанд, В. Прелюдии: философские статьи и речи / В. Виндельбанд [пер. с нем. и вступ. ст. С. Франка]. - М. : Гиперборея, 2007. - 399 с.

37. Виндельбанд, В. История Новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 томах / В. Виндельбанд. - М. : Гиперборея, 2007. -Т.1:

От Возрождения до Просвещения / [вступ. ст. О. Бойцовой]. - М. : Гиперборея, 2007. - 639 с.

38. Виц, Б. Б. Демокрит / Б. Б. Виц. - М. : Мысль, 1979. - 212 с.

39. Власть и реформы: от самодержавной к советской России [редкол.: Б. В. Ананьич (отв. ред), Р. Ш. Ганелин, В. М. Панеях]. - М. : ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2006. - 733 с.

40. Вострикова, В. В. Власть в представлении российских либералов начала ХХ века / В. В. Вострикова // Власть. - 2010. - № 1. - С. 67-69.

41. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В. Ф. Гегель [пер. А. М. Водена; вступ. ст. Ю. А. Перова, К. А. Сергеева]. - СПб. : Наука, 1993. -477 с.

42. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1990. -524 с.

43. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика: в четырех томах / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Искусство, 1968. - Т. 1. - 311 с.

44. Гераклит Эфесский. Все наследие. - М. : Ад Маргинем, 2012. - 416 с.

45. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М. : URSS, 2005. - 629 с.

46. Гидденс, Э. Политика, управление и государство / Энтони Гидденс // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - № 3. - С. 78-107.

47. Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс [пред., ред. А. Ческиса]. - М. : Государственное социально-экономическое издательство, 1936. - 504 с.

48. Гобозов, И. А. Управление и бюрократия / И. А. Гобозов // Философия и общество. - 2009. - № 4 (56). - С. 7-8.

49. Гобозов, И. А. Философия политики / И. А. Гобозов. - М. :ТЕИС, 1998. -154 с.

50. Горшков, М. К. Российская идентичность в контексте западноевропейской культуры / М. К. Горшков // Власть. - 2013. - № 1. - С. 9-14.

51. Горшков, М. К. Российский менталитет в социологическом измерении / М. К. Горшков // Социологические исследования. - 2008. - № 6 (290). - С. 100114.

52. Губарев, В. С. ХХ век. Исповедь. Судьба науки и ученых в России / В. С. Губарев. - М. : Интерпериодика, 2000. - 608 с.

53. Гэлбрэйт, Дж. К. Новое индустриальное общество / Дж. К. Гэлбрейт. - М. : Прогресс, 1969. - 480 с.

54. Гэлбрэйт, Дж. К. Экономические теории и цели общества / Дж. К. Гэлбрейт. -М. : Прогресс, 1979. - 406 с.

55. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. - М. : Эксмо, 2009. - 736 с.

56. Демидов, А. И. Политическая деятельность: философский анализ факторов детерминации / А. И. Демидов. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1987. -127 с.

57. Динес, В. А. Российская государственность в контексте модернизации / В А. Динес, А. С. Федотов // Власть. - 2010. - № 1. - С. 9-14.

58. Дмитриев, А. В. Политика, политология, Интернет / А. В. Дмитриев, В. В. Латынов, И. Г. Яковлев. - М. : Современный гуманитарный университет, 2002. - 102 с.

59. Диоген Лаэртский О жизни, учениях, изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский [ред. и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова]. - М. : Мысль, 1998. - 576 с.

60. Жданова, Г. В. Проблемы общества и коммуникации в учении евразийства / Г. В. Жданова // Вопросы философии. - 2009. - № 2. - С. 30-38.

61. Жукова, Н. Г. Глобализация и сохранение национальной идентичности / Г. Г. Жукова // Философия и общество. - 2006. - № 2. - С. 146-152.

62. Зейналов, Г. Г. Коэволюция общества и природы: теоретический анализ проблем образования / Г. Г. Зейналов // Система ценностей современного общества. -2009. - № 9. - С. 13-17.

63. Зейналов, Г. Г. Философия и наука: проблемы взаимосвязи / Г. Г. Зейналов // Учебный эксперимент в образовании. - 2013. - № 3. - С. 4-9.

64. Зейналов, Г. Г. Философское значение концепции устойчивого развития / Г. Г. Зейналов // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 1. - С. 51-56.

65. Зейналов, Г. Г. Экологическая константа стратегии устойчивого развития современного общества [Электронный ресурс] / Г. Г. Зейналов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - № 6(26). - Режим доступа : ЬА:р://]оигпа1-8.ог§/тёех.рЬр/81вр/а111с1еМе,^6201347/рё1?_279

66. Зейналов, Г. Г. Социально-экономические предпосылки стратегии устойчивого развития [Электронный ресурс] / Г. Г. Зейналов, Е. А. Мартынова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 4. - Режим доступа : http://www.on1ine-science.ru/m/products/phi1osophy_sciense/gid529/pg0/

67. Зейналов, Г. Г. Экологическая культура и пути ее формирования: региональный аспект проблемы [Электронный ресурс] / Г. Г. Зейналов, Е. В. Рябова, В. Ю. Миронов // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 3. - Режим доступа : http://www.on1ine-science.ru/m7products/phi1osophy_sciense/gid434/pg0/

68. Ильин, И. А. О сущности правосознания. Собр. соч. : в 10 т. / И. А. Ильин [Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы; Худож. Л. Ф. Шканов]. - М. : Русская книга, 1994. - Том 4. - 576 с.

69. Ильин, И. А. О грядущей России. Избранные статьи (под ред. Н. П. Полторацкого) / И. А. Ильин. - Нью-Йорк : Совмест.изд.Св.Троицкого Мо-ностыря и Корпорации Телекс Джорданвилл, 1991. - 368 с.

70. Ильин, В. В. Критерии научности знания / В. В. Ильин. - М. : Высшая школа, 1989. - 128 с.

71. Иноземцев, В. Л. Экономика здравого смысла / В. Л. Иноземцев, Н. А. Кричевский. - М. : Алгоритм, 2009. - 224 с.

72. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология ; Ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - М. : Наука, 1993. - 336 с.

73. Иоффе, О. С. Обязательственное право / О. С. Иоффе. - М. : Юрид. лит., 1975 - 880 с.

74. Йонас, Г. Принцип ответственности / Г. Йонас. - М. : Айрис-пресс, 2006. -480 с.

75. Казанцев, Н. М. Идеология права государству или идеология государства праву? / Н. М. Казанцев // Общественные науки и современность. - 2010. - № 1. -С. 42-50.

76. Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант [ред. и предисл. А. В. Гулыга] - М. : Наука, 1980. - 709 с.

77. Кант, И. Сочинения в 4-х т. (на немецком и русском языках). Трактаты и статьи (1784-1796) / И. Кант [подготовлен к изданию Н. Мотрошиловой и Б. Тушлингом]. - М. : Ками, 1994. Т.1 - 584 с.

78. Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. - М. : Эксмо, 2006. - 1024 с.

79. Канапацкий, А. Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека / А. Я. Канапацкий // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 2. -С. 201-211.

80. Карсавин, Л. П. Путь православия / Л. П. Карсавин. - М. : АСТ; Харьков : Фолио, 2003. - 557 с.

81. Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. - СПб. : Университетская книга, 1997. - 446 с.

82. Керимов, А. Д. Проблемы общей теории права и государства : в 3 т. : Социология права / А. Д. Керимов. - М. : Современный гуманитарный университет, 2001. Т. 1. - 264 с.

83. Керимов, А. Д. Современное государство : вопросы теории / А. Д. Керимов. -М. : Норма, 2008. - 142 с.

84. Киреевский, И. В. Полное собрание сочинений : в 4-х т. / Иван Васильевич Киреевский. - Калуга : Гриф, 2006. Т. 1. : Философские и историко-публицистические работы. - 299 с.

85. Киреевский, И. В. Избранные статьи / И. В. Киреевский. - М. : Современник, 1984. - 293 с.

86. Ключевский, В. О. Русская история / В. О. Ключевский. - М. : Эксмо, 2006. -912 с.

87. Князев, Е. А. Власть отвратительна: исторические параллели / Е. А. Князев. -М. : Сампо, 2000. - 383 с.

88. Ковалев, А. М. Общество и законы его развития / А. М. Ковалев. - М. : Мысль. - 416 с.

89. Козиков, И. А. Диалектика социальной и научно-технической революции / И. А. Козиков. - М. : Мысль, 1987. - 188 с.

90. Кокорин, С. Н. Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти России (в контексте национальной безопасности) / С. Н. Кокорин // Власть. - 2009. - № 2. - С. 120-122.

91. Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации : Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации / Н. М. Колосова. - М : Городец, 2000. - 191 с.

92. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. -39 с.

93. Конышев, С. О. Проблема отношений государства и общества / С. О. Конышев // Философия и общество. - 2010. - № 3 (59). - С. 94-100.

94. Коробейников, А. А. Пора открыть «закрытый» орган / А. А. Коробейников // Политический журналъ. - 2007. - № 21/22 (164/165). - С. 84-87.

95. Кравченко, И. И. Политические и другие социальные ценности / И. И. Кравченко // Вопросы философии. - 2005. - № 2. - С. 3-16.

96. Краснов, Ю. К. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации / Ю. К. Краснов. - М. : Изд-во Гос. Думы, 2001. -207 с.

97. Краснов, М. А. Ответственность власти (государство в открытом обществе) / М. А. Краснов. - М. : Магистр, 1997. - 55 с.

98. Кривопусков, В. В. Методологические основания социологического исследования доверия как фактора консолидации российского общества /

B. В. Кривопусков // Социологические науки. - 2013. - № 1. - С. 79-83.

99. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. - М. : Наука, 1993. - 383 с.

100. Кулешов, С. В. Россия в системе мировых цивилизаций / С. В. Кулешов, А. Н. Медушевский. - М. : Русский мир, 2001. - 776 с.

101. Культура имеет значение: каким образом ценности способствуют общественному прогрессу ; под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона [пер. с англ.

A. Захарова]. - М. : Московская школа политических исследований, 2002. - 315 с.

102. Кулясов, И. П. Экологическая модернизация: теоретические аспекты / И. П. Кулясов // Социология и социальная антропология. - 2005. - № 3. - С. 100113.

103. Куренной, В. А. Альтернатива невозможна, но необходима / В.А. Куренной, М. С. Фетисов // Политический журналъ. - 2007. - № 9/10 (152/153). - С. 88-91.

104. Курмаева, К. К. Эволюция принципа предосторожности в экологической этике / К. К. Курмаева // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1 (17). -

C. 100-103.

105. Лазарев, В. В. О целостности русской идеи / В. В. Лазарев // История философии. - М.: ИФ РАН, 1998. Вып. 2. - С. 36-55.

106. Лекторский, В. А. О философии России второй половины ХХ века. /

B. А. Лекторский // Вопросы философии. - № 7. - 2009. - С. 3-11.

107. Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ / В. Г. Ледяев. - М. : РОССПЭН, 2001. - 384 с.

108. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений : в 55 т. Государство и революция / В. И. Ленин. - М. : Издательство политической литературы, 1981. - Т. 33. - 433 с.

109. Летопись реформирования России: (новая русская смута на рубеже веков и тысячелетий в зеркале отечественной социологии) ; ред. -сост. Ю. А. Голубицкий. - М. : Вече, 2011. - 393 с.

110. Локк, Дж. Избранные философские произведения : в 2 т. / Дж. Локк.- М. : Соцэкгиз, 1960. - Т. 2. 532 с.

111. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. / Джон Локк - М. : Мысль, 1988. - Т. 3 - 668 с.

112. Лонина, С. Л. Источники формирования теории симфонии духовной и светской властей в Российском государстве / С. Л. Лонина // Теория и история. - № 1 (23). - 2013. - С. 17-22.

113. Лосев, А. Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. - СПб. : Алетейя, 2001. - 264 с.

114. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Прогресс, 1994. - 460 с.

115. Луман, Н. Власть / Н. Луман [пер. с нем. А. Ю. Антоновского]. - М. : Прак-сис, 2001. - 256 с.

116. Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Н. Луман [пер. с нем. И. Д. Газиева, под ред. Н. А. Головина]. - СПб. : Наука, 2007. - 648 с.

117. Лурье, С. Я. Демокрит. Переводы. Тексты. Исследования / С. Я. Лурье. - Л. : Наука, 1970. - 664 с.

118. Лютер, М. Избранные произведения / М. Лютер [сост.-ред. А. П. Андрюшкин]. - СПб. : Андреев и согласие, 1994. - 428 с.

119. Макиавелли, Н. Государь. Избранные произведения / Н. Макиавелли [вступ. ст. К. Долгова; сост. Р. Хлодовского; коммент. М. Андреева, Р. Хлодовского]. -М. : Художественная литература, 1982. - 501 с.

120. Макинтайр, А. После добродетели / А. Макинтайр. - М. : Академический проект, 2000. - 381 с.

121. Марков, Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б. В. Марков. - СПб. : Алетейя, 1999. - 296 с.

122. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Процесс производства капитала / К. Маркс. - М. : Политиздат. 1983. Т. I. Кн. 1. - 905 с.

123. Мельникова, Т. В. Право как степени свободы диктата и правовой нигилизм / Т. В. Мельникова //Теория и история. - 2013. - № 1(23). - С. 107-113.

124. Миронов, Б. Н. Развитие государственности в России в ХУП-начале ХХ века / Б. Н. Миронов // Общественные науки и современность. - 2009. - № 4. - С. 98112.

125. Мордасова, Т. А. Факторы развития общественного участия в современной российской публичной политике / Т. А. Мордасова // Власть. - 2010. - № 1. -С. 30-33.

126. Морозова, Е. В. Тенденции развития экологической политики в современном мире / Е. В. Морозова, М. В. Терешина, Н. Г. Ермолов // Научный журнал КубГАУ. - 2014. -№ 101(07).

127. Моска, Г. История политических доктрин / Г. Моска [пер. с итал. Е. И. Темнов]. - М. : Мысль, 2012. - 324 с.

128. Мочалов, Е. В. Гуманитаристика в ХХ1 веке: кризис философии или философия кризиса? / Е. В. Мочалов // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2009. - № 8. - С. 134-137.

129. Музыка, О. А. Человек и общество в период кризиса (синергетический подход) / О. А. Музыка // Власть. - 2009. - № 10. - С. 79-82.

130. Назаретян, А. П. Антропогенные кризисы: гипотеза техно-гуманитарного баланса / А. П. Назаретян // Вестник Российской академии наук. - 2004. - № 4. -С. З19-330.

131. На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия / Отв. редактор А. Н. Чумаков. - М. : Весь мир, 1998. - 256 с.

132. Нарочницкая, Н. А. За что и с кем мы воевали / Н. А. Нарочницкая. - М. : Минувшее. - 2005г. - 80 с.

133. Наука и власть: Воспоминания ученых-гуманитариев и обществоведов ; сост. Н. В. Бойко; Отв. ред. Г. Б. Старушенко. - М. : Наука, 2001. - 320 с.

134. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений / В. С. Нерсесянц. - М. : Норма, 2008. - 338 с.

135. Никоненко, С. В. Английская философия ХХ века / С. В. Никоненко. -СПб. : Наука, 2003. - 776 с.

136. Никонов, А. П. Кризисы в истории цивилизации: вчера, сегодня и всегда / А. П. Никонов. - М. : ЭНАС; СПб: Питер, 2011. - 411 с.

137. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей: незавершенный трактат / Ф. Ницше [сост., общ. ред. В. Миронов; пер. с нем. Е. Герцык и др.]. -М. : Культурная революция, 2005. - 878 с.

138. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. - М. : МГУ, 1990. - 300 с.

139. Новейший философский словарь. Минск : Изд. В. М. Скакун, 1999. - 896 с.

140. Ойзерман, Т. И. Проблемы историко-философской науки / Т. И. Ойзерман. -М. : Мысль, 1982. - 301 с.

141. Олех, Л. Г. Цивилизация и революция / Л. Г. Олех [ред. А. Т. Москаленко]. - Новосибирск : Наука. Сиб.отд., 1989. - 189 с.

142. Павлова, С. М. Вопрос о социальном кризисе в России / С. М. Павлова // Социальный кризис и социальная катастрофа: Сборник материалов конференции. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 146-149.

143. Павловский, Г. О. Власть и оппозиция / Г. О. Павловский. - М. : ОГИ, 2005г. - 112 с.

144. Панарин, А. С. Правда железного занавеса / А. С. Панарин. - М. : Алгоритм, 2006. - 333 с.

145. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. - М. : Эксмо, 2003. - 544 с.

146. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. - М. : Академический проект, 2002. - 832 с.

147. Пахомов, Ю. Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки / Ю. Н. Пахомов. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2002. - 124 с.

148. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа / Е. Б. Перелыгина. - М. : Аспект-Пресс, 2002. - 223 с.

149. Платон: pro et contra. Платонические трагедии в оценке русских мыслителей ; сост. Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов. - СПб. : Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2001. - 648 с.

150. Платон. Государство. Избранное / Платон [пер. с древнегреч. ; вступ.ст. и коммент. В. В. Шкоды]. - М. : АСТ, 2004. - 491 с.

151. Платон. Законы / Платон. - М. : Мысль, 1999. - 830 с.

152. Плешаков, А. М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: дис... докт. юрид. наук: 12.00.08 / Плешаков Александр Михайлович - М., 1994. - 339 с.

153. Плосконосова, В. П. Роль правящей элиты в реконструкции социальной реальности / В. П. Плосконосова // Философские науки. - 2005. - № 12. - С. 44-54.

154. Поздняков, В. П. Либерально-правовая доктрина в отражении творчества

A. Ф. Лосева / В. П. Поздняков // Вестник Российского Философского Общества. - 2009. - № 2. - С. 125-127.

155. Поздняков, Э. А. Философия политики: в 2х частях / Э. А. Поздняков. - М. : Палея, 1994.

156. Политическая наука.: сборник научных трудов ; отв. ред. и сост. М. В. Ильин. - М. : ИНИОН РАН, 2001. - Вып. 1 (Отечественная политология: итоги XX века: Статьи. Рефераты. Обзоры. Переводы). - 181 с.

157. Политическая наука.: сборник научных трудов ; отв. ред. и сост. М. В. Ильин - М. : ИНИОН РАН, 2001. - Вып. 2 (Зарубежная политология в XX столетии). - 253 с.

158. Политическая наука : сборник научных трудов. / Отв.ред. и сост.

B. И. Герасимова, М. В. Ильин - М. : ИНИОН РАН, 2002. - Вып. 3 (Политический дискурс: История и современные исследования). - 184 с.

159. Политические институты на рубеже тысячелетий. ХХ-ХХ1 в.: Сб. ст. ; отв. ред. К. Г. Холодковский. - Дубна : Феникс+, 2001. - 478 с.

160. Политология : словарь-справочник ; ред. М. А. Василик - М. : Гардарики 2000. - 327 с.

161. Поппер, К. Открытое общество и его враги. / К. Поппер [пер. англ. под ред. В. Н. Садовского]. - М. : Феникс, Культурная инициатива, 1992. - Т. 1: Чары Платона. - 446 с.

162. Поппер, К. Открытое общество и его враги. / К. Поппер [пер. англ. под ред. В. Н. Садовского]. - М. : Феникс, Культурная инициатива, 1992. - Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. - 525 с.

163. Поцелуев, С. П. Власть как диалог или диалог без власти? / С. П. Поцелуев // Политические исследования. - 2010. - № 1. - С. 70-81.

164. Пригожин, А. И. Диалогические решения / А. И. Пригожин // Общественные науки и современность. - 2004. - № 3. - С. 52-54.

165. Пустовойт, Ю. А. Знание и власть: политические и образовательные институты и динамика политической раздвоенности / Ю. А. Пустовойт // Российское общество в диалектике социальных антиномий [под общ. ред. О. А. Кармадонова,

B. А. Решетникова]. - Иркутск : РИО ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2008. -

C. 123-136.

166. Пушкин, В. Г. Философия Гегеля : абсолютное в человеке / В. Г. Пушкин. -СПб. : Лань, 2000. - 448 с.

167. Радищев, А. Н. Избранные сочинения / А. Н. Радищев; - М., Л. : Госполитиздат, 1949. - 855 с.

168. Радищев: материалы и исследования / А. Н. Радищев [отв. ред. А. С. Орлов]. - М. , Л. : Академия наук СССР. - 1936. - 415 с.

169. Рассказов, Л. Д. Социально-философский анализ управления кризисными процессами в обществе / Л. Д. Рассказов. - Красноярск : СибГТУ, 2010. - 192 с.

170. Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. Т. 1. / Б. Рассел. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. - 464 с.

171. Романович, Н. А. К вопросу об иерархии власти / Н. А. Романович // Вопросы философии. - 2008. - № 8. - С. 51-59.

172. Романович, Н. А. К вопросу о персонификации власти в России / Н. А. Романович // Власть. - 2009. - № 9. - С. 13-16.

173. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить ; отв. ред. С. А. Караганов. - М. : АСТ, 2008. - 444 с.

174. Руссо, Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж. Ж. Руссо [пер. с фр.]. - М. : Кучково поле, 1998. - 414 с.

175. Рывкина, Р. В. Социальные болезни российского общества как объект социологического изучения / Р. В. Рывкина // Общественные науки и современность. - 2009. - № 3. - С. 45-49.

176. Рябова, М. Э. Тенденции и перспективы развития ценностных ориентиров коммуникативных практик современного общества / М. Э. Рябова, А. В. Родин // Регионология. - 2013. - № 2 (83). - С. 95-103.

177. Сабиров, А. Г. Механизмы формирования развивающейся экологической культуры человека в современном российском обществе / А. Г. Сабиров // Казанская наука. - 2013. - № 2. - С. 95-97.

178. Сабиров, А. Г. Своеобразие политической культуры человека в современном российском обществе / А. Г. Сабиров // Власть. - 2012. - № 5. - С. 65-67.

179. Сабиров, А. Т. Перспективы исследования прибрежных лесов / А. Т. Сабиров, Р. А. Ульданова, Д. С. Жубрин // Вестник Казанского ГАУ. - 2012. - № 2 (24). - С. 115-118.

180. Саблин, И. В. Международные аспекты экологической политики Индии и Китая / И. В. Саблин // Век глобализации. - 2011. - № 2. - С. 126-139.

181. Саморазвивающиеся социально-экономические системы: теория, методология, прогнозные оценки : в 2 т. ; под общ. ред. А. И. Татаркина. - М. : Экономика; Екатеринбург : УрО РАН, 2011. - Т. 1. - 306 с.

182. Сартаева, Р. С. Экология человека в структуре современного научного познания / Р. С. Сартаева, А. Н. Насынбаев, А. Сагикызы // Вопросы философии. -2015. - № 4. - С. 36-47.

183. Селигмен, А. Проблема доверия / А. Селигмен [пер. с англ. И. И. Мюрберг, Л. В. Соболевой]. - М. : Идея-Пресс, 2002. - 256 с.

184. Семенова, Т. Н. О формах перехода государственной власти в ХХ1 веке / Т. Н. Семенова // Философия и общество. - 2006. - № 2. - С. 133-145.

185. Серебрянников, В. В. Ответственность власти / В. В. Серебрянников // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - 1996. - № 8 (15).

186. Серебрянников, В. В. Социология войны / В. В. Серебрянников. - М. : Научный мир, 1997. - 398 с.

187. Сидорина, Т. Ю. Государство всеобщего благосостояния: от утопии к кризису / Т. Ю. Сидорина. - М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2013. - 355 с.

188. Сидорина, Т. Ю. Институты самоорганизации граждан и развитие теории государства всеобщего благосостояния / Т. Ю. Сидорина // Общественные науки и современность. - 2010. - № 5. - С. 87-100.

189. Сидорина, Т. Ю. Философия кризиса / Т. Ю. Сидорина. - М. : Флинта, 2003. - 456 с.

190. Скородумова, О. Б. Виртуальная личность и свобода: к проблеме социокультурных истоков понимания свободы в Интернете / О. Б. Скородумова // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. - 2004. - № 2. - С. 75-96.

191. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / А. В. Гиглавый, Ю. М. Горностаев,

B. И. Дрожжинов, С. Н. Сериков, А. А. Штрих. - М. : Эко-Трендз, 2002. - 264 с.

192. Советский Энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1985 - 1600 с.

193. Соколов, А. С. Гносеологические аспекты социальной философии Нового времени и К. Маркса / А. С. Соколов // Философия и общество. - 2009. - № 2. -

C. 82-99.

194. Солоневич, И. Л. Народная монархия / И. Л. Солоневич.- М. : Феникс, 1991 . - 512 с.

195. Спиноза, Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения / Б. Спиноза [пер. с лат. и гол., сост. и вступ. ст. А. М. Кривули]. - М. : ЭКСМО-Пресс, Харьков : Фолио, 1998. - 864 с.

196. Спиридонова, В. И. Идея государства: западный и российский контекст / В. И. Спиридонова // Философские науки. - 2007. - № 10. - С. 35-55.

197. Спринчан, С. Экологическая этика как форма интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания / С. Спринчан, А. А. Сычев // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19. № 3 (80). - С. 100-107.

198. Степин, В. С. Философия и образы будущего / В. С. Степин // Вопросы философии. - 1994.- № 6. - С. 10-22.

199. Субъективность и идентичность ; отв. ред. А. В. Михайловский. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 366 с.

200. Сурков, В. Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России / В. Ю. Сурков. - М : СГУ, 2008. - 48 с.

201. Сухов, Д. А. Русская философия: пути развития / Д. А. Сухов. - М. : Наука, 1989. - 205 с.

202. Сычев, А. А. Модальности моральной ответственности / А. А. Сычев // Вестник РУДН. Серия : Философия. - 2015 -. С. 37-45.

203. Сычев, А. А. Моральные измерения экологического следа / А. А. Сычев // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 4. - С. 48-55.

204. Сычев, А. А. Социально-экологические аспекты глобализации / А. А. Сычев // Вестник Мордовского университета. - 2011. - № 3. - С. 279-286.

205. Сычев, А. А. Философско-методологические основания интегративного подхода / А. А. Сычев // Регионология. - 2013. - № 4. - С. 99-102.

206. Сычев, А. А. Экологическая этика и дисконтирование будущего / А. А. Сычев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2014. - № 2. - С. 152-160.

207. Сычев, А. А. Этика в условиях экологического кризиса: возвращение к традициям? / А. А. Сычев // Ведомости прикладной этики. - 2014. - № 45. - С. 70-84.

208. Сычев, А. А. Этика воспитания: между долгом и ответственностью / А. А. Сычев // Ведомости прикладной этики. - 2013. - № 42. - С. 96-108.

209. Сычев, А. А. Этика экологической ответственности / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, 2014. - 320 с.

210. Тарасенко, Н. Ф. Природа, технология, культура: философско-мировоззренческий анализ / Н. Ф. Тарасенко. - Киев : Лыбидь, 1985. - 255 с.

211. Тарле, Е. В. Политика: История территориальных захватов. ХУ-ХХ века / Е. В. Тарле. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 799 с.

212. Теория государства и права: сборник статей. - Красноярск : ЮИ КГУ, 2004. - 252 с.

213. Технология власти (философско-политический анализ) ; отв.ред. Р. И. Соколова - М. : ИФ РАН, 1995. - 163 с.

214. Тихонов, В. А. Будущее человеческой цивилизации и России: закономерности развития человеческого общества / В. А. Тихонов. - М. : Палея, 1996. - 90 с.

215. Тишков, В. А. Кризис понимания России / В. А. Тишков. - М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2006. - 31 с.

216. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Д. Тойнби [пер. с англ., сост. А. П. Огурцов, вступ. ст. В. И. Уколовой, заключ. ст. Е. Б. Рашковского]. - М. : Прогресс, 1991. - 730 с.

217. Толстоухов, А. В. Философские измышления о демократии /

A. В. Толстоухов, Ю. А. Мелков // Философские науки. - 2006. - № 4. - С. 17-34.

218. Томский, В. С. Системный кризис в России: история, причины, следствия, пути преодоления / В. С. Томский. - М. : Алмаз, 2007. - 302 с.

219. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. - М. : ACT, 2001. - 669 с.

220. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М. : АСТ, 1999. - 781 с.

221. Тоффлер, Э. Футурошок / Э.Тоффлер. - СПб. : Лань, 1997. - 463 с.

222. Трубецкой, Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м веке. / Е. Н. Трубецкой. - М. : Типография Э.Лисснера и Ю.Романа. 1892. -Часть I. Миросозерцание Блаженного Августина. - 276 с.

223. Учайкина, Н.И. Нормативные измерения утопии: власть и ответственность / Н. И. Учайкина // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 6 (58). - С. 375-377.

224. Федорова, М. М. Классическая политическая философия / М. М. Федорова. - М. : Весь Мир, 2002. - 224 с.

225. Федотова, В. Г. Горизонты ожиданий - горизонты осуществлений /

B. Г. Федотова // Политический класс. - 2008. - № 7. - С. 65-78.

226. Федотова, В. Г. Хорошее общество / В. Г. Федотова. - М. : Прогресс-Традиция, 2005. - 544 с.

227. Фельдман, А. Б. Альтруистическая составляющая экологической этики / А. Б. Фельдман // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 6. -

C. 126-129.

228. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1991. -560 с.

229. Философский энциклопедический словарь. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 575 с.

230. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 574 с.

231. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1 / Фома Аквинский [перевод, вступит. ст., коммент. Т. Ю. Бородай]. - Долгопрудный : Вестком, 2000. -463 с.

232. Фофанова, К. В. Выбор и ответственность: переосмысление традиций / К. В. Фофанова // Журнал исследований социальной политики. - 2012. - Т.10. № 3. - С. 409-414.

233. Фофанова, К. В. Экологические традиции и ценности Мордовии / К. В. Фофанова, Е. Г. Кулагина // В мире научных открытий. - 2015. - № 11.6 (71).

- С. 2344-2359.

234. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М. : Прогресс, 1990. - 269 с.

235. Фуко, М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году / М. Фуко [пер. с фр. В. Ю. Быстрова, Н. В. Суслова, А. В. Шестакова]. - СПб. : Наука, 2011. - 544 с.

236. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. - М. : Касталь, 1996. - 448 с.

237. Фуко, М. Интеллектуалы и власть. Ч. 1: Статьи и интервью, 1970-1984 / М. Фуко [под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова; пер. с фр. С. Ч. Офертаса].

- М. : Праксис, 2002. - 381 с.

238. Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / М. Фуко. - СПб. : А-еаё, 1994. - 406 с.

239. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас [пер. с нем. М. М, Беляева, науч. ред. Е. Л. Петренко]. - М. : Весь Мир, 2003. - 414 с.

240. Хазиева, Н. В. Модели политической жизни / Н. В. Хазиева // Философия и общество. - 2007. - № 3. - С. 135-151.

241. Халипов, В. Ф. Кратология - наука о власти: Концепция / В. Ф. Халипов. -М. : Экономика, 2002. - 367 с

242. Халипов В. Ф. Энциклопедия власти / В. Ф. Халипов. - М. : Академический проект; Культура, 2005. - 1056 с.

243. Халтурина, Д. А. Русский крест: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России / Д. А. Халтурина, А. В. Коротаев. - М. : Либроком, 2013. - 127 с.

244. Центральная и Восточная Европа: уроки мирового кризиса = Central and Eastern Europe: lessons from global crisis ; под ред. Н. В. Куликовой. - СПб. : Але-тейя, 2011. - 343 с.

245. Цицерон, М. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма / Марк Тулий Цицерон [предисл. Е. И. Темнова; сост. Е. В. Ляпустина] - М. : Мысль, 1999. - 782 с.

246. Чичнёва, Е. А. Философско-правовые идеи в творчестве Ф. Ницше / Е. А. Чичнёва // История философии. - М. : ИФ РАН, 2001. - Вып. 8.- С. 38-44.

247. Чудинова, И. М. Теория политики / И. М. Чудинова. - Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева, 2008. - 192 с.

248. Чумаков, А. Н. Глобальный мир: проблема управления / А. Н. Чумаков // Век глобализации. - 2010. - № 2 (6). - С. 3-15.

249. Чумиков, А. Н. Политическая коммуникативистика: актуальные задачи и технологии прикладного применения / А. Н. Чумиков // Политические исследования. - 2009. - № 5. - С. 55-67.

250. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода / Н. М. Чуринов. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2006. - 712 с.

251. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода. Философские очерки / Н. М. Чуринов. - Красноярск : САА, 2001. - 432 с.

252. Шалимова, Л. А. Кризис в эпоху глобальных проблем / Л. А. Шалимова // Власть. - 2010. - № 10. - С. 93-95.

253. Шевченко, А. В. Устойчивость политической системы: «человек коммуникативный» против «человека политического» / А. В. Шевченко // Политические исследования. - 2009. - № 5. - С. 68-83.

254. Шевченко, В. Н. Бюрократия vs государство. Россия и мир в ретроспекции и перспективе / В. Н. Шевченко // Философские науки. - 2007. - № 10. - С. 7-34.

255. Шевченко, В. Н. Социально-философский анализ развития общества / В. Н. Шевченко. - М. : Знание, 1984. - 128 с.

256. Шишкина, А. А. Основные виды современной экологической этики: антропоцентризм и биоцентризм / А. А. Шишкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - № 6 (44) : в 2 ч. Ч. I. - C. 202-204.

257. Шкуринов, П. С. Философия России XVIII веке / П. С. Шкуринов. - М. : Высшая школа, 1992. - 186 с.

258. Шмитт, К. Политическая теология / К. Шмитт [пер. с нем., заключит. ст. и сост. А. Филиппова]. - М. : Канон-Пресс-Ц, 2000. - 335 с.

259. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка [Пер, с англ., под ред. В. А. Ядова].-М. : Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

260. Экономика и право: словарь-справочник / Л. П. Кураков, В. Л. Кураков,

A. Л. Кураков. - М. : Вуз и школа. 2004. - 1072 с.

261. Экономический словарь / Под ред. А. И. Архипова. - М. : Проспект, 2001. -620 с.

262. Этюды по социальной инженерии: от утопии к организации / отв. ред.

B. М. Розин. - М. : URSS; Либроком, 2013. - 315 с.

263. Ясаи, Э. Государство / Э. де Ясаи. - М. : ИРИСЭН, 2008. - 410 с.

264. Ясперс, К. Ницше. Введение в понимание его философствования / К. Ясперс. - СПб. : Владимир Даль, 2004.- 632 с.

265. XXI век: будущее России в философском измерении : Материалы Второго Российского философского конгресса: в 4 ч. Т. 2: Социальная философия и философия политики. Ч. 2. - Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 1999. - 276 с.

266. A Better Future for the Planet. - Tokyo : The Asahi Glass Foundation, 2007. / H. A. Mooney [at al.]. - 2007. - Vol. 3 : Lectures by the Winners of the Blue Planet Prize (2002-2006) - 331 p.

267. Abdelal, R. National Purpose in the World Economy : Post-Soviet States in Comparative Perspective / R. Abdelal. - Ithaca; London : Cornell University Press, 2005. -221 p.

268. Arendt, H. Elemente und Ursprunge totaler Herrschaft: Antisemitismus, Imperea-lismus, Totalitarismus / H. Arendt. - Munchen : Piper Verl., 2000. - 1015 S.

269. Das Buch der Deutschen: Alles, was man kennen muss / herausgeb. : J. Thiele. -Bergisch Gladbach : Verl. Lubbe, 2004. - 831 S.

270. Habermas, J. Der gespaltene Westen / J. Habermas. - Frankfurt am Main : Suhr-kamp, 2004. - 192 S.

271. Habermas, J. Die postnationale Konstellation : politische Essays / Jurgen Habermas. - Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1998. - 255 S.

272. Innovation und Kontinuität in Sprache und Kommunikation verschiedener Sprachkulturen / Hrsg. R. Muhr. - Frankfurt am Main : Peter Lang, 2006. - 366 S.

273. Regions in Central and Eastern Europe: Past and Present ; ed. H. Tadayuki, F. Hiroshi. - Sapporo : Slavic Research Center, Hokkaido University, 2007. - 331 p.

274. Sarter, J.-P. The Imaginary: A phenomenological psychology of imagination / J.-P. Sartre. - London, New York : Routledge, 2004. - 208 p.

275. Speth J. G. The Bridge at the Edge of the World. Yale: Yale University Press, 2008. - 320 p.

276. The Cambridge Illustrated History of the British Empire ; ed. P. J. Marshall. -Cambridge : Cambridge University Press, 2001. - 400 p.

277. The Continental Ethics Reader ; publ. edit. M. Calarco, P. Atterton. - New York, London : Routledge, 2003. - 299 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.